Твардовский Александр Трифонович ДЕТСТВО родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (ныне в Смоленской области) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Этот хутор был разобран после раскулачивания семьи Твардовских.

Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатомартиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский» , перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина.

Мать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным - и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, П. Ершова. Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд.

В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь» . Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму» .

Коллективизация, репрессии семьи В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934- 1936) изобразил коллективизацию и мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего.

Несмотря на то, что родители вместе с братьями Твардовского были раскулачены и сосланы, а его хутор был сожжён односельчанами, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств.

Финская война Член ВКП(б) с 1938 года. Комиссаром участвовал в присоединении к СССР Западной Белоруссии и в Советско-финской войне. Участвовал в войне с Финляндией в 1939 -1940 годах в качестве военного корреспондента.

«Василий Тёркин» В 1941- 1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго. Западного фронта «Красная Армия» . Поэма «Василий Тёркин» (1941 - 1945), «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем - автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» - и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни - в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения.

Послевоенные поэмы В 1946 году написана поэма «Дом у дороги» , где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны. В дни смерти и похорон Сталина А. Т. Твардовский написал следующие строки: В этот час величайшей печали Я тех слов не найду, Чтоб они до конца выражали Всенародную нашу беду…

В поэме «За далью - даль» , написанной на пике хрущёвской «оттепели» , писатель осуждает Сталина и, как и в книге «Из лирики этих лет. 1959- 1967» (1967), размышляет о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В этой поэме наиболее ярко выразилась такая мировоззренческая сторона жизни и творчества Твардовского, как «державность» . Но, в отличие от державников-сталинистов и неосталинистов, культ сильного государства, державы у Твардовского - не связан с культом какого-либо государственного деятеля и вообще конкретной формы государства. Такая позиция помогала Твардовскому быть своим и среди русофилов - поклонников Российской империи.

«Новый мир» Во второй период редакторства Твардовского в «Новом мире» , особенно после XXII съезда КПСС, журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества» , органом легальной оппозиции советской власти.

В 1960 -е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете» пересмотрел своё отношение к Сталину и сталинизму. В это же время (начало 1960 -х) Твардовский получил разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

Новая направленность журнала (либерализм в искусстве, идеологии и экономике, прикрывающийся словами о социализме «с человеческим лицом») вызвала недовольство не столько хрущёвскобрежневской партийной верхушки и чиновников идеологических отделов, сколько так называемых «неосталинистовдержавников» в советской литературе. В течение нескольких лет велась острая литературная (и фактически идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов, автор романа «Чего же ты хочешь? » , направленного в том числе и против Твардовского). Стойкое идейное неприятие журнала выражали и патриоты «державники» .

После снятия Хрущёва с высших постов в прессе (журнал «Огонёк» , газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против журнала «Новый мир» . Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена. Записка КГБ «Материалы о настроениях поэта А. Твардовского» от имени Андропова была направлена 7 сентября 1970 года в ЦК КПСС

В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма. Многие крупнейшие писатели 1960 -х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю. Например, в 1964 году в августовском номере была опубликована большая подборка стихотворений воронежского поэта Алексея Прасолова.

Вскоре после разгрома «Нового мира» у Твардовского обнаружился рак лёгких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7)

Увековечение памяти В 1990 году в честь писателя издан художественный маркированный конверт. В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве именем Твардовского названы улицы. Имя Твардовского присвоено московской школе № 279. В честь А. Твардовского назван самолёт «Аэрофлота» Airbus A 330 -343 E VQ-BEK. В 1988 году открыт мемориальный музей-усадьба «А. Т. Твардовский на хуторе Загорье»

Награды и премии Сталинская премия второй степени (1941) - за поэму «Страна Муравия» (1936) Сталинская премия первой степени (1946) - за поэму «Василий Тёркин» (1941- 1945) Сталинская премия второй степени (1947) - за поэму «Дом у дороги» (1946) Ленинская премия (1961) - за поэму «За далью - даль» (1953 - 1960) Государственная премия СССР (1971) - за сборник «Из лирики этих лет. 1959- 1967» (1967) три ордена Ленина (1939, 1960, 1967) орден Трудового Красного Знамени (1970) орден Отечественной войны I степени (1945) орден Отечественной войны II степени (1944) орден Красной Звезды

Издания Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца / Изд. подг. А. Л. Гришунин. - М. : Наука, 1976. - 527 с. - (Литературные памятники) Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. - М. : Худ. лит. , 1979. - 287 с. Миниатюрная книга, формат 58× 75 мм, тираж 5000 экз. Твардовский А. Т. Стихотворения и поэмы / Сост. М. И. Твардовской; подг. текста и прим. Л. Г. Чащиной и Э. М. Шнейдермана. - Л. : Сов. писатель, 1986. - 896 с. - (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.) Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. - Минск: Мастацкая лiтаратура, 1988. - 272 с. Миниатюрная книга, формат 75× 96 мм, тираж 5000 экз. Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. - Томск: Том. Сувенир, 2000. - 352 с. (Литературно-художественное издание). Миниатюрная книга, формат 50× 66 мм, тираж 500 экз.

Александр Трифонович Твардовский о Великой Отечественной войне

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…

1910 – 1971 г.г.


Твардовский о себе

«Родился я в Смоленщине, в 1910 году, на «хуторе пустоши Столпово». В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительно достатка, но вообще жилось скудно и трудно. Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой. Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита…»


Родители Твардовского

Отец был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги.

Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка.


Призыв в Армию

Осенью 1939 года я был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Белоруссию. По окончании похода я был уволен в запас, но вскоре вновь призван и, уже в офицерском звании, но в той же должности спецкорреспондента военной газеты, участвовал в войне с Финляндией.

Александр Твардовский. 1939 г.


«Я в свою ходил атаку…»

«Война с Германией. Еду в Москву» , - эта короткая запись, сделанная 22 июня 1941 года Александром Твардовским, положила начало его военным дневникам и рабочим тетрадям, которые поэт будет вести изо дня в день все четыре года войны.

Фронтовой корреспондент Александр Твардовский прошел трудными дорогами войны с первого дня до последнего. Его ежедневные записи – бесценная летопись военных лет.


А.Твардовский – военный корреспондент

Поэт пишет стихи, очерки, фельетоны во фронтовых газетах:«Красная Армия»,«Красноармейская правда».

На войне, под кровлей шаткой,

По дорогам, где пришлось,

В дождь, укрывшись плащ - палаткой,

На ветру, в лютой мороз,

Заносил в свою тетрадку

Строки, жившие вразброс…


Письма Твардовского

6.VII.1942 г. А.Т. - М.И. Киев-Москва

...Мы все время в движении.

Из трудностей жизни самая главная - "недосып", то есть почти без сна. Но переношу все это довольно легко.

Очень радует одно: наши не боятся немца, презирают его. Не унывай, раздумывая о нашем отходе. Он будет, может быть, даже большим, чем ты представляешь, но это путь к победе.

Родине нашей случалось и без Москвы оставаться на время, а не то что...

29.VIII.1943 г. А.Т. - М.И. Москва - Чистополь

...Я тебе скажу по секрету: наши дела на фронте улучшаются. Я сам читал найденный у пленного офицера приказ Гитлера, в котором он пишет, что потеря Ржева - равносильна потере Берлина...

27.VI. 1944 г. А.Т. - М.И. Москва - Чистополь

Пыль дорог, грохот с неба и с земли - все как три года назад. Но только - мы идем на запад и занимаем города. И мы долбим противника с неба и с земли, и окружаем, и пленим, и обгоняем - бьем - мы.


«Фронтовая хроника»

Лирика Твардовского 1941 – 1945 годов – это своеобразная летопись войны. Стихи проникнуты «правдой сущей» в её суровой неприкрашенности. Отсюда и название, объединившее весь цикл стихов, - «Фронтовая хроника».


Поэма «Василий Тёркин»

«Товарищ Твардовский, нельзя ли в Вашей поэме заменить Василий на Виктор, так как Василий – мой отец, я его сын Виктор Васильевич Тёркин…»

Из письма читателя

С этого первого письма началась «почта Тёркина», которая продолжилась без малого 30 лет, до смерти поэта. Писали люди разных национальностей, возрастов, профессий, писали со всех концов страны и из-за рубежа.



Отзывы о Тёркине

Снова слушал «Тёркина» по радио и снова потрясён. Я думаю, что поэма является отличным сценарием для того, чтобы показать в кино, каким должен быть и был русский солдат в боевой обстановке.

Из писем читателей

Художники

С.Илимов

и Б.Чупрыгин

Ю.Непринцев «Отдых после боя»



Поэма «Дом у дороги»

Первые главы поэмы «Дом у дороги» появились в декабре 1943 г.

«Тема её – война, но с иной стороны, чем в «Тёркине», - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну».

А. Твардовский с матерью, дочерей Валей и сестрой Марией в 1936 году


«Родина и чужбина»

«Всегда наряду со стихами я писал прозу. В 1947 г. Я опубликовал книгу о минувшей войне «Родина и чужбина». Родина – сквозная и главная тема книги. И чужбина в ней – не просто чужие земли, а то, что противоположно родине.

А. Твардовский и И. Эренбург


книги «Тёркин на том свете»

Обложка


«Я убит подо Ржевом»

Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, его обращение к живым.

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

И беречь её свято,

Братья, счастье своё –

В память воина – брата,

Что погиб за неё.


Память о погибших на войне

Лирический герой его поздней поэзии - это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени. Тема исторической памяти - главная, самая больная для поэта тема:

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они, кто старше, кто моложе - Остались там и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь - Речь не о том, но все же, все же, все же...


В день освобождения Загорья, 1943 г

А. Твардовский с земляками

А. Твардовский со смоленскими писателями, 1945 г


Твардовский в сердцах людей

Твардовский - человек умер, Твардовский - поэт – жив, он навсегда останется с народом, с нами.

Я жил, я был –

за всё на свете

Я отвечаю головой.


Работу выполнили

ученицы 8 класса

МОУ «Ромашковская СОШ»

Майкош Эльвира,

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971) Презентацию выполнила ученица 7 «Б» класса Ишутина Анна Детство Твардовского А. Т. Твардовский родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (ныне в Смоленской области) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Этот хутор был разобран после раскулачивания семьи Твардовских. Земля эта - десять с небольшим десятин - вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле - нашему «имению», как в шутку и не в шутку называл он свой хутор. Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина. Между прочим, он ходил в шляпе, что в нашей местности было странностью и даже некоторым вызовом, и нам, детям, не позволял носить лаптей, хотя из-за этого случалось бегать босиком до глубокой осени. Вообще многое в нашем быту было «не как у людей». Мать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным - и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, Ершова. Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд. В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму». «Василий Тёркин» В 1941-1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты ЮгоЗападного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941- 1945), «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем - автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» - и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни - в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения. Помимо прочего, «Василий Теркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии. Послевоенные поэмы В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны. В дни смерти и похорон Сталина А. Т. Твардовский написал следующие строки: В этот час величайшей печали Я тех слов не найду, Чтоб они до конца выражали Всенародную нашу беду… В поэме «За далью - даль», написанной на пике хрущёвской «оттепели», писатель осуждает Сталина и, как и в книге «Из лирики этих лет. 1959-1967» (1967), размышляет о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В этой поэме наиболее ярко выразилась такая мировоззренческая сторона жизни и творчества Твардовского как «державность». Но в отличие от державников-сталинистов и неосталинистов культ сильного государства, державы у Твардовского не связан с культом какого-либо государственного деятеля и вообще конкретной формы государства. Такая позиция помогала Твардовскому быть своим и среди русофилов - поклонников Российской Империи. Награды и премии Сталинская премия второй степени (1941) - за поэму «Страна Муравия» (1936) Сталинская премия первой степени (1946) - за поэму «Василий Тёркин» (1941-1945) Сталинская премия второй степени (1947) - за поэму «Дом у дороги» (1946) Ленинская премия (1961) - за поэму «За далью - даль» (1953- 1960) Государственная премия СССР (1971) - за сборник «Из лирики этих лет. 1959-1967» (1967) три ордена Ленина орден Трудового Красного Знамени (1970) орден Отечественной войны I степени орден Отечественной войны II степени орден Красной Звезды «Новый мир» Во второй период редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС журнал становится прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти. В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете» пересматривает свое отношение к Сталину и сталинизму. В это же время (начало 1960-х) Твардовский получает разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Новая направленность журнала (либерализм в искусстве, идеологии и экономике, прикрывающийся словами о социализме «с человеческим лицом») вызвала недовольство не столько хрущевско-брежневской партийной верхушки и чиновников идеологических отделов, сколько так называемых «неосталинистов-державников» в советской литературе. В течение нескольких лет велась острая литературная (и фактически идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов, автор романа «Чего же ты хочешь?», направленного прежде всего против Твардовского). Стойкое идейное неприятие журнала выражали и патриоты-«державники». После снятия Хрущёва с высших постов в прессе (журнал «Огонёк», газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против «Нового мира». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена. В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма. Многие крупнейшие писатели 1960-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю. Вскоре после разгрома его журнала у Твардовского обнаружился рак лёгких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7). В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве его именем названы улицы. Фотографии писателя 1968 год. Поэт со скульптором Сергеем Коненковым С отцом на пепелище родного дома, 1944 г. Фотография Музей-квартира А.Т.Твардовского. Конец


Поэт народной жизни Твардовский никогда не жаловался на судьбу и даже писал в одном из своих стихотворений: Твардовский никогда не жаловался на судьбу и даже писал в одном из своих стихотворений: Нет, жизнь меня не обделила, Нет, жизнь меня не обделила, Добром своим не обошла. Добром своим не обошла. Всего с лихвой дано мне было Всего с лихвой дано мне было В дорогу - света и тепла. В дорогу - света и тепла. Он прожил очень непростую жизнь, которая пришлась на самые тяжелые для России годы.




Рождение поэта Широкую известность принесла поэту «Страна Муравия» () –поэма о судьбе крестьянина-единоличника, о его непростом и нелегком пути в колхоз. Тогда же он пишет циклы стихов «Сельская хроника», «Про деда Данилу» и ряд других заметных произведений. Выход книги «Страна Муравия» в свет послужил причиной переезда в Москву. Широкую известность принесла поэту «Страна Муравия» () –поэма о судьбе крестьянина-единоличника, о его непростом и нелегком пути в колхоз. Тогда же он пишет циклы стихов «Сельская хроника», «Про деда Данилу» и ряд других заметных произведений. Выход книги «Страна Муравия» в свет послужил причиной переезда в Москву. В Москве Твардовский переводится на 3 курс филологического факультета одного из лучших в то время гуманитарных вузов – знаменитого Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ) и в 1939 году оканчивает его с отличием. В это время вышли его книги «Дорога» (1938) и «Сельская хроника» (1939), были написаны стихотворения «Матери», «Ивушка», «Еще про Данилу», «Поездка в Загорье» и др. В Москве Твардовский переводится на 3 курс филологического факультета одного из лучших в то время гуманитарных вузов – знаменитого Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ) и в 1939 году оканчивает его с отличием. В это время вышли его книги «Дорога» (1938) и «Сельская хроника» (1939), были написаны стихотворения «Матери», «Ивушка», «Еще про Данилу», «Поездка в Загорье» и др.


« Найти себя в себе самом…» В 30-е годы разворачивается многообразная литературная деятельность Твардовского. «Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением», - подчеркивал он. Однако процесс его формирования шел далеко не просто. На какое-то время он даже пережил «крайнее отвращение к стихотворству». Он пишет поэмы «Путь к социализму» (1931) и «Вступление» (1933), в которых преобладал разговорный стих. В 30-е годы разворачивается многообразная литературная деятельность Твардовского. «Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением», - подчеркивал он. Однако процесс его формирования шел далеко не просто. На какое-то время он даже пережил «крайнее отвращение к стихотворству». Он пишет поэмы «Путь к социализму» (1931) и «Вступление» (1933), в которых преобладал разговорный стих.




22 июня 1941года застало Твардовского на даче под Звенигородом. Он немедленно выехал в Москву, получил назначение в газету Киевского военного округа «Красная армия» и уже через несколько дней прибыл на фронт, к местам боевых действий. Вместе с действующей армией, начав войну на Юго-Западном фронте специальным корреспондентом фронтовой газеты, он прошел по дорогам войны от Москвы до Кенигсберга. 22 июня 1941года застало Твардовского на даче под Звенигородом. Он немедленно выехал в Москву, получил назначение в газету Киевского военного округа «Красная армия» и уже через несколько дней прибыл на фронт, к местам боевых действий. Вместе с действующей армией, начав войну на Юго-Западном фронте специальным корреспондентом фронтовой газеты, он прошел по дорогам войны от Москвы до Кенигсберга.



« Василий Тёркин» Главный его труд военных лет – это лироэпическая поэма «Василий Теркин». Эта поэма Твардовского заслужила похвальный отзыв даже такого взыскательного критика, как И. А. Бунин. Главный его труд военных лет – это лироэпическая поэма «Василий Теркин». Эта поэма Твардовского заслужила похвальный отзыв даже такого взыскательного критика, как И. А. Бунин.





«Жестокая память» Творчество Твардовского послевоенных лет пронизано тем особым чувством, состоянием души, которое поэт в одном из стихотворений назвал «жестокой памятью».В послевоенное время он создает главную в тот период поэму – «За далью – даль». В ней поэт стремится к честному разговору с читателем, но уже понимает, что это невозможно. Творчество Твардовского послевоенных лет пронизано тем особым чувством, состоянием души, которое поэт в одном из стихотворений назвал «жестокой памятью».В послевоенное время он создает главную в тот период поэму – «За далью – даль». В ней поэт стремится к честному разговору с читателем, но уже понимает, что это невозможно. С 1954 по 1963 год он работает над следующей поэмой «Теркин на том свете»-ее опубликуют и потом о ней забудут, как будто ее и не существовало. Аналогичная судьба постигла и другую поэму Твардовского – «По праву памяти» (1969) С 1954 по 1963 год он работает над следующей поэмой «Теркин на том свете»-ее опубликуют и потом о ней забудут, как будто ее и не существовало. Аналогичная судьба постигла и другую поэму Твардовского – «По праву памяти» (1969) Последние годы жизни он посвятил лирической поэзии. Поэт чувствует, что он не в состоянии что-либо изменить в этом мире, и ощущает свою ненужность. Последние годы жизни он посвятил лирической поэзии. Поэт чувствует, что он не в состоянии что-либо изменить в этом мире, и ощущает свою ненужность. Несмотря на то, что Твардовский и сам имел немалую власть и влияние(был и членом правления Союза писателей СССР, и кандидатом в члены ЦК КПСС) ему постоянно приходилось испытывать на себе давление консервативных сил. Несмотря на то, что Твардовский и сам имел немалую власть и влияние(был и членом правления Союза писателей СССР, и кандидатом в члены ЦК КПСС) ему постоянно приходилось испытывать на себе давление консервативных сил. В 1970 году он был очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому. Через полтора года после этого поэт умер. Как писал один из историков, «смерть Твардовского стала поворотным пунктом целого периода культурной жизни страны». В 1970 году он был очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому. Через полтора года после этого поэт умер. Как писал один из историков, «смерть Твардовского стала поворотным пунктом целого периода культурной жизни страны».



Вся суть в одном- единственном завете: То, что скажу, до времени тая, Я это знаю лучше всех на свете - Живых и мертвых,- знаю только я. Сказать то слово никому другому, Я никогда бы ни за что не мог Передоверить. Даже Льву Толстому Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог. А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу.

Советский писатель и поэт. 1910 - 1971 Родился 8 июня (21 июня по новому стилю) в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать стихи. М.Исаковский, работавший в редакции газеты "Рабочий путь", принял юного поэта. После окончания сельской школы пришел в Смоленск, но не мог устроиться не только на учебу, но и на работу. Пришлось существовать "на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций". Когда в московском журнале "Октябрь" М.Светлов напечатал стихи Твардовского, тот приехал в Москву, но "получилось примерно то же самое, что со Смоленском". Зимой 1930 опять вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. "Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением", - скажет впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936. Произведения Твардовского печатались в 1931 - 33, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника". В 1939 был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании был в должности спецкорреспондента военной газеты. Во время Отечественной войны создал поэму "Василий Теркин" (1941 - 45). Почти одновременно с "Теркиным" начал законченную уже после войны поэму "Дом у дороги". В 1950 - 60 была написана поэма "За далью - даль". В 1947 опубликовал книгу о минувшей войне под общим заглавием "Родина и чужбина". Проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги "Статьи и заметки о литературе", "Поэзия Михаила Исаковского", статьи о творчестве С.Маршака, И.Бунина. Многие годы Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир", мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Ф.Абрамов, В.Быков, Ч.Айтматов, С.Залыгин, Г.Троепольский, Б.Можаев, А.Солженицын. 18 декабря 1971 А.Твардовский скончался после тяжелой болезни. Сталинская премия второй степени - за поэму «Страна Муравия» Сталинская премия первой степени - за поэму «Василий Тёркин» Сталинская премия второй степени - за поэму «Дом у дороги» Ленинская премия - за поэму «За далью - даль» Государственная премия СССР - за сборник «Из лирики этих лет. 1959- 1967» Три ордена Ленина Орден Трудового Красного Знамени Орден Отечественной войны I степени Орден Отечественной войны II степени Орден Красной звезды «Василий Тёркин» или «Книга про бойца» - поэма Александра Твардовского. Она посвящена вымышленному герою - Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны. Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава - небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны. Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях. Поэма «Василий Тёркин» - одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного советского солдата. Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки, вошла в школьную программу СССР и России и была хорошо известна любому школьнику. Твардовский, сам прошедший фронт, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь. Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль. Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле. Города сдают солдаты, генералы их берут. Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди. Иван Бунин так отзывался о поэме: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературнопошлого слова!»