Ко второй половине 17 века крепостничество вступило в стадию своего зенита. Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян – стихийно и принимавшее порой угрожающее размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места казачьих поселений, возникших еще в 16 веке и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения.

Государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса феодалов, организовывало массовые розыски беглых и возвращало их прежним владельцам. В 50–60-х годах 17 века неудачные опыты казны, война России с Речью Посполитой за воссоединение Украины с Россией, усугубили назревавшее недовольство. Уже проницательные современники ясно видели существенные черты нового. «Бунташный век» – такою оценку давали они своему времени.

В самом начале этого века страну потрясла первая Крестьянская война, достигшая наивысшего подъема в 1606–1607 гг., когда во главе восставших – крестьян, холопов, городской бедноты – встал Иван Исаевич Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил феодалы подавили это массовое народное движение. Однако за ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная от Москвы (1648 г.); восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.); «медный бунт» (1662 г.), местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война Степана Разина.



1 . Истоки социальных потрясений «бунташного века»


Тяжелая ситуация в конце 16 века сложилась в центральных уездах государства и до такой степени, что население бежало на окраины, бросив свои земли. Например, в 1584 году в Московском уезде распахивалось всего 16% земли, в соседнем Псковском уезде – около 8%.

Чем больше уходило людей, тем тяжелее давило правительство Бориса Годунова на оставшихся. К 1592 году завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. В 1592–1593 годах был издан царский указ об отмене крестьянского выхода даже в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих крестьян, но и на государственных, а так же на посадское население. В 1597 году появились еще два указа, согласно первому любой вольный человек, проработавший полгода на помещика, превращался в кабального холопа и не имел права выкупиться на свободу. Согласно же второму устанавливался пятилетний срок розыска и возвращения беглого крестьянина владельцу. А в 1607 году был утвержден и пятнадцатилетний сыск беглых.

Дворянам выдавались «послушные грамоты», согласно которым крестьяне должны были платить оброки не как раньше, по сложившимся правилам и размерам, а так, как захочет хозяин.

Новое «посадское строение» предусматривало возвращение в города беглых «тяглецов», приписку к посадам владельческих крестьян, которые занимались в городах ремеслом и торговлей, но не платили налога, ликвидацию внутри городов дворов и слобод, которые так же не платили налоги.

Таким образом, можно утверждать, что в конце XVI века в России фактически сложилась государственная система крепостного права – наиболее полной зависимости при феодализме.

Такая политика вызывала огромное недовольство крестьянства, которое создавало в то время подавляющее большинство в России. Периодически в деревнях возникали волнения. Нужен был толчок для того, чтобы недовольства вылились в «смуту».

Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей и государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько указов, усиливающих крепостную неволю. В 1597 г. – о пятилетнем сроке поиска беглых, в 1601–02 об ограничении перевода крестьян одними землевладельцами от других. Желания дворянства исполнялись. Но общественная напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.

Главной причиной обострения противоречий в конце XVI – начале XVII вв. было усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян и горожан (посадских людей). Большие противоречия были между московским привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство, бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.

В 1601–1603 гг. в стране разразился небывалый голод. Сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Хотя царь делал многое, чтобы облегчить положение голодных: раздавал деньги и хлеб, сбивал цену на него, устраивал общественные работы и т.п., но последствия были тяжелые. Только от болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч человек. Многие от голода отдавали себя в холопы, и, наконец, нередко господа, не в силах прокормить слуг, выгоняли слуг. Начались разбои и волнения беглых и гулящих людей (предводитель Хлопка Косолап), которые действовали под самой Москвой и в бою с царскими войсками даже убили воеводу Басманова. Бунт подавили, а его участники бежали на юг, где присоединились к войскам самозванца, Болотникова и другим.


2. «Соляной» и «медный» бунты в Москве. Городские восстания


«Соляной» бунт, начавшийся в Москве первого июня тысяча шестьсот сорок восьмого года, явился одним из мощнейших выступлений москвичей в защиту своих прав.

В «соляном» бунте участвовали стрельцы, холопы – словом, те люди, у которых были причины быть недовольными политикой правительства.

Бунт начался, казалось бы, с мелочи. Возвращаясь с богомолья из Троицко-Сергиевской лавры, молодой царь Алексей Михайлович был облеплен челобитчиками, просившими царя сместить с должности начальника Земской управы Л.С. Плещеева, мотивируя это желание несправедливостью Леонтия Степановича: тем, что он брал взятки, творил несправедливый суд, но со стороны государя не произошло никаких ответных действий. Тогда жалобщики решили обратиться к царице, но это тоже ничего не дало: стража разогнала людей. Некоторые были арестованы. На следующий день царь устроил крестный ход но и тут появились жалобщики требовавшие освободить арестованных первого числа челобитчиков и всё-таки решить вопрос со случаями взяточничества. Царь попросил разъяснений по этому делу своего «дядьку» и родственника – боярина Бориса Ивановича Морозова. Выслушав объяснения царь обещал челобитчикам решить этот вопрос. Скрывшись во дворце, царь послал четверых послов для переговоров: князя Волконского, дьяка Волошеинова, князя Темкина-Ростова, окольничего Пушкина.

Но эта мера не оказалась решением вопроса, так как послы держали себя крайне высокомерно, чем сильно разозлили просителей. Следующим неприятным фактом был выход из подчинения стрельцов. По причине высокомерия послов стрельцы избили бояр, посланных для переговоров.

На следующий день бунта к царским ослушникам присоединились подневольные люди. Они потребовали выдачи бояр-мздоимцев: Б. Морозова, Л. Плещеева, П. Траханионова, Н. Чистого.

Эти чиновники опираясь на власть особо приближенного к царю И.Д. Милославского, угнетали москвичей. Они «творили несправедливый суд», брали взятки. Заняв главные места в управленческом аппарате, они имели полную свободу действий. Возводя напраслину на простых людей, они разоряли их. На третий день «соляного» бунта «чернью» было разгромлено около семидесяти дворов особо ненавистных дворян. Одного из бояр (Назария Чистого) – инициатора введения огромного налога на соль «чернь» избила и изрубила на куски.

После этого случая царь был вынужден обратиться к духовенству и оппозиции к морозовской придворной клике. Была выслана новая депутация бояр, возглавил которую Никита Иванович Романов – родственник царя Алексея Михайловича. Жители города выразили желание чтобы Никита Иванович стал править с Алексеем Михайловичем (надо сказать, что среди москвичей Никита Иванович Романов пользовался доверием). В результате был договор о выдаче Плещеева и Траханионова, которого царь еще в самом начале бунта назначил воеводой в один из провинциальных городков. Иначе дело обстояло с Плещеевым: его в тот же день казнили на Красной площади и выдали его голову толпе. После этого в Москве возник пожар, в результате которого выгорела половина Москвы. Говорили, что пожар устроили люди Морозова дабы отвлечь народ от бунта. Продолжались требования о выдаче Траханионова; власти решили пожертвовать им лишь бы прекратить мятеж. Были посланы стрельцы в тот город, где воеводствовал сам Траханионов. Четвертого июня тысяча шестьсот сорок восьмого года боярина также казнили. Теперь взгляд бунтовщиков приковал боярин Морозов. Но царь решил не жертвовать столь «ценным» человеком и Морозова сослали в Кирилло-Белозерский монастырь с тем, чтобы вернуть его как только бунт утихнет, но боярин будет настолько напуган бунтом, что уже никогда не будет принимать активное участие в государственных делах.

В обстановке бунта верхушка посада, низшие слои дворянства послали царю челобитную, в которой требовали упорядочения судопроиводства, разработки новых законов.

В результате челобитной власти пошли на уступки: стрельцам выдали по восемь рублей каждому, должников освободили от выколачивания денег битьём, были заменены проворовавшиеся судьи. Впоследствии бунт стал стихать, но бунтарям не все сошло с рук: были казнены зачинщики бунта среди холопов.

Шестнадцатого июля был созван Земский собор, решивший принять ряд новых законов. В январе тысяча шестьсот сорок девятого года было утверждено Соборное Уложение.

Вот результат «соляного» бунта: правда восторжествовала, народные обидчики наказаны и в довершение ко всему – принято Соборное Уложение, которое было призвано облегчить народную долю и избавить управленческий аппарат от коррупции.

До и после Соляного бунта восстания вспыхивали в более, чем 30 городах страны: в том же 1648 г. в Устюге, Курске, Воронеже, в 1650 г. – «хлебные бунты» в Новгороде и Пскове.

Московское восстание 1662 года («Медный бунт») было вызвано финансовой катастрофой в государстве и тяжёлым экономическим положением трудовых масс города и деревни в результате резкого роста податного гнёта в ходе войн России с Польшей и Швецией. Массовый выпуск правительством медных денег (с 1654), приравненных к стоимости серебряных денег, и их значительное обесценивание к серебру (в 1662 г. в 6–8 раз) привели к резкому подорожанию продуктов питания, огромной спекуляции, злоупотреблениям и массовой подделке медных монет (в чём оказались замешанными отдельные представители центральной администрации). Во многих городах (особенно в Москве) разразился голод среди основной массы горожан (несмотря на хорошие урожаи в предшествующие годы). Большое недовольство вызвало также решение правительства о новом тяжелейшем внеочередном сборе налога (пятине). Активными участниками «медного» бунта были представители городских низов столицы, и крестьяне из подмосковных сёл. Восстание вспыхнуло ранним утром 25 июля, когда во многих районах Москвы появились листовки, в которых виднейшие руководители правительства (И.Д. Милославский; И.М. Милославский; И.А. Милославский; Б.М. Хитрово; Ф.М. Ртищев) объявлялись изменниками. Толпы повстанцев направились к Красной площади, а оттуда в с. Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович. Восставшие (4–5 тысяч человек, в основном горожане и солдаты) окружили царскую резиденцию, передали царю свою челобитную, настаивая на выдаче указанных в листовках лиц а также на резком снижении налогов, цен на продукты и т.п. Застигнутый врасплох, царь, при котором было около 1000 вооруженных придворных и стрельцов, не рискнул пойти на расправу, пообещав повстанцам произвести расследование и наказать виновных. Повстанцы повернули в Москву, где после ухода первой группы восставших образовалась вторая и начался разгром дворов крупных купцов. В тот же день обе группы объединились, прибыли в с. Коломенское, вновь окружили царский дворец и решительно потребовали выдачи руководителей правительства, угрожая казнить их и без санкции царя. В это время в Москве после ухода второй группы восставших в с. Коломенское власти с помощью стрельцов перешли по приказу царя к активным карательным акциям, а в Коломенское уже были стянуты 3 стрелецких и 2 солдатских полка (до 8 тыс. человек). После отказа восставших разойтись началось избиение в основном безоружных людей. В ходе расправы и последующих казней было убито, потоплено, повешено и казнено около 1 тысячи человек, до 1,5–2 тысячи повстанцев сослано (с семьями до 8 тысяч человек).

11 июня 1663 года последовал царский указ о закрытии дворов «денежного медного дела» и возвращении к чеканке серебряных монет. Медные деньги выкупались у населения в короткий срок – в течение месяца. За одну серебряную копейку брали рубль медными деньгами. Пытаясь извлечь пользу из медных копеек, население начало покрывать их слоем ртути или серебра, выдавая за серебряные деньги. Эта хитрость вскоре была замечена, и появился царский указ о запрещении лудить медные деньги.

Итак, попытка усовершенствовать русскую денежную систему закончилась полным крахом и привела к расстройству денежного обращения, бунтам и всеобщему обеднению. Не удались ни введение системы крупных и мелких номиналов, ни попытка заменить дорогое сырье для чеканки денег на более дешевое.

Русское денежное обращение вернулось к традиционной серебряной монете. А время Алексея Михайловича получило у современников название «бунташного»


3. Крестьянская война под предводительством С. Разина


В 1667 г. После окончания войны с Речью Посполитой на Дон хлынуло большое количество беглых. На Дону царил голод.

Еще в марте 1667 года Москве стало известно, что многие жители Дона «збираютца воровать на Волгу». Во главе массы неорганизованных, но смелых решительных и вооруженных людей встал казак Степан Тимофеевич Разин. Он проявил своеволие, набрав свой отряд из казацкой голи и пришлых людей – беглых крестьян, посадских тяглецов, стрельцов, не входивших в состав войска Донского и не подчинявшейся казацкой старшине.

Он задумал поход для того чтобы раздать захваченную добычу нуждающимся, накормить голодных, одеть и обуть раздетых и разутых. Разин во главе отряда казаков в 500 человек отправился не на Волгу, а вниз по Дону. Трудно сказать о его намерениях в тот момент. Думается, что этот поход преследовал цель усыпить бдительность поволжских воевод и привлечь к себе сторонников. С разных мест к Разину пребывали люди. Вели к нему свои отряды.

В середине мая 1667 года казацкая голытьба и беглое крестьянство переправились через переволоку на Волгу. Отряд Разина вырос до 2000 человек. Сначала разинцам встретился на Волге большой торговый караван, в составе которого были суда со ссыльными. Казаки захватили товары и имущество, пополнили запасы оружия и провианта, овладели стругами. Стрелецкие военачальники и купеческие приказчики были перебиты, а ссыльные люди, большинство стрельцов и речники, работавшие на купеческих судах добровольно присоединились к разинцам.

Начались столкновения казаков с правительственными войсками. По мере развития событий Каспийского похода всё более проявлялся бунтарский характер движения.

Избегая столкновения с правительственны ми войсками, он в короткий срок и с небольшими потерями провёл свою флотилию в море, затем перебрался на реку Яик и легко овладел Яицким городком. Во всех сражениях Разин проявлял большую храбрость. К казакам присоединялись всё новые люди с насадов и стругов.

Выйдя в Каспийское море, разинцы направились к его южным берегам. Их суда некоторое время спустя стали в районе персидского города Решта. Казаки погромили города Решт, Фарабат, Астрабад и зазимовали близ «потешного дворца шаха», устроив земляной городок в его лесном заповеднике на полуострове Миян-Кале. Выменяв пленников на русских в пропорции «один к четырем» таким образом они пополнились людьми.

Освобождение томившихся в Персии в неволе русских пленников и пополнения разинского отряда персидской беднотой выходит за рамки военно-грабительских действий.

В морском сражении близ острова Свиного разинцы одержали полную победу над войсками персидского шаха. Однако поход на Каспийское море отмечен не только победами и удачами. Были у разинцев и тяжелые потери, и поражения. Неблагоприятно для них завершилась схватка с крупными силами персов под Рештом.

По завершению Каспийского похода Разин отдал воеводам бунчук-знак своей власти, вернул часть оружия. Затем разинцы, получив прощение Москвы, вернулись на Дон. После Каспийского похода Разин не распустил свой отряд. 17 сентября 1669 года в 20 верстах от Черного яра Разин потребовал, чтобы к нему явились стрелецкие головы, и переименовал к себе в «казаки» стрельцов и кормщиков.

Сообщения воевод южных городов о независимом поведении Разина, о том что он «учинился силён» и вновь замышляет «смуту», насторожили правительство. В январе 1670 года в Черкасск был послан некий Герасим Евдокимов. Разин потребовал привести Евдокимого и учинил ему допрос, от кого тот приехал: от великого государя или бояр? Посланец подтвердил, что от царя, но Разин объявил его боярским лазутчиком. Казаки утопили царского посланника. В Паншине городке Разин собрал участников предстоящего похода на большой круг. Атаман объявил, что намерен «идти с Дону на Волгу, а с Волги идти в Русь… чтоб… из Московского государства вывесть изменником бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей» и дать свободу «чорным людям».

Вскоре 7000 войско Разина двинулось на Царицын. Захватив его разинцы еще около 2-х недель находились в городке. Бои в низовьях Волги весной-летом 1670 года показали, что Разин был талантливым полководцем. 22 июня разинцами был а захвачена Астрахань. Без единого выстрела к разинцам перешла Самара и Саратов.

После этого разинцы начали осаду Симбирска. В конце августа 1670 года правительством была направлена армия для подавления восстания Разина. Месячное пребывание под Симбирском было тактическим просчетом Разина. Оно дало подтянуть сюда правительственные войска. В сражении под Симбирском Разин был тяжело ранен, а в последствии казнен в Москве.

Видимо одной из главных причин симбирского провала стало отсутствие в повстанческом войске постоянного состава. Стабильным в Разинской армии оставалось только ядро из казаков и стрельцов, многочисленные же крестьянские отряды, составлявшие основную массу восставших, то и дело приходили и уходили. Военного опыта у них не было, и за тот срок, что находились ни в рядах разинцев, накопить они его не успевали.


4. Движение раскольников


Важным фактом русской истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона.

Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «алилуйя» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия.

Раскол православной церкви произошел на соборе 1666–1667 гг., и с 1667 г. раскольников предавали суду «градских властей», которые сжигали их за «хулу на Господа Бога». В 1682 г. погиб на костре главный противник патриарха Никона протопоп Аввакум.

Протопоп Аввакум стал одной из наиболее ярких личностей в русской истории. Многие считали его святым и чудотворцем. Он участвовал вместе с Никоном в исправлении богослужебных книг, но вскоре был отстранен из-за незнания греческого языка.

6 января 1681 года царь отправился с большим количеством народа на водоосвящение. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов.

В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры. Тут были князья и бояре, такие, как боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было рядовых людей – горожан, стрельцов, крестьян, – видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «правды» и «воли». Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин.

Главной идеей старообрядцев было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Отсюда предпочтение самосожжения компромиссу с властями. Только в 1675–1695 гг. было зарегистрировано 37 «гарей», во время которых погибло не менее 20 тыс. человек. Другой формой протеста старообрядцев было бегство из-под власти царя, поиск находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» или же утопической страны Беловодье.



Заключение


XVII столетие названо современниками «бунташным веком». Это время крупных социальных движений: двух мощных крестьянских восстаний, целого ряда восстаний городских, а также церковного выступления, переросшего в социальное движение. Причины выступлений были разные. «Соляной бунт» был вызван недовольством политикой правительства Б.И. Морозова; городские восстания в Пскове и Новгороде случились вследствие резкого повышения цен на хлеб; «медный бунт» вызвал финансовый кризис, а Соловецкое восстание – реформа патриарха Никона. Кульминацией же народных выступлений стало восстание под предводительством С.Т. Разина.

Ни одно из выступлений не закончилось победой. В ходе борьбы за окончательную централизацию государства против местного суверенитета и местных вольностей правительство жестоко подавляло любое проявление вольнодумства – в экономической ли, социальной или религиозной сфере оно проявлялось. Но несмотря на поражение, «медный» бунт привел к отмене медных денег и другим уступкам правительства.

Причинами поражения выступлений были их стихийный характер, отсутствие четкой программы действий в некоторых случаях, противоречия между социальными группами в лагере восставших, как это было во время восстания Степана Разина. Некоторые выступления были подавлены после предательства некоторых из их участников.

В течении века произошло не одно городское восстание, причиной которых была неграмотная политика правительства. Действительно, в середине семнадцатого века обстановка в городах стала напряженной: власти смотрели на жителей городов как на неиссякаемый источник дохода. Это проявлялось в следующем: государство из года в год стремилось увеличить налоги посада и вместе с этим уменьшить жалование служилых людей.


Список используемой литературы

1. История России с древности до наших дней. / Под редакцией М.Н. Зуева. – М.: Высшая школа, 1998. – 543 с.

2. Каргалов В.В. История России с древнейших времен до 1917 года. / Ю.С. Савельев, В.А. Федоров. – М.: Русское слово, 1998. – 500 с.

3. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. / Под редакцией А.С. Орлова, А.Ю. Полунова и Ю.А. Щетинова. – М.: Простор, 1994. – 389 с.

4. Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI–XVII веках. / Р.Г. Скрынников. – М.: Московский рабочий, 1988. – 430 с.

5. Чистякова Е.В. «Степан Разин и его соратники» / Е.В. Чистякова, В. М Соловьев, М.: Книга, 1989, – 380 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Название восстания Соляной бунт Медный бунт Восстание под руководством Степана Разина
Когда 1667-1671
Где Москва Москва, Подмосковье – Коломна Дон и Поволжье
Участники Горожане, приезжие люди Посадские люди, стрельцы, солдаты, рейтары Казаки, беглые крестьяне
Причины и цели 1.Усиление налогового гнета 2.Введение пошлин на соль 3.Недовольства властью 4.Требование новых законов 1.Большие налоги 2.Медные деньги 3.Взяточничество 1.Невыплата жалования казакам 2.Ужесточение крепостного права 3.Усиление налогового гнета
Итоги 1.Казнь бояр 2.Отмена «белых слобод» 3.Бессрочный сыск беглых крестьян- 1649 г. Прекращение чеканки медных денег 1.Поражение. 2.Усиление кре- постного права

Вывод: 17 век называют «бунташным» из-за большого количества народных восстаний, вызванных усилением народного гнета, окончательным закрепощением крестьян в 1649 г.

12.Причины поражения народных восстаний:

- Непрофессионализм, восстания подавлялись профессиональной армией

Отсутствие четкого руководства, не было четкого плана.

Борьба за власть среди восставших, предательство (выдача лидеров).

Вера в «хорошего» царя

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Факторы развития государства

Общее по целям Сохранение единства земель Результаты Расширение.. Усиление княжеской власти Создание системы управления налоговой системы..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Факторы развития государства
Факторы развития На что влияют Влияние на Российское гос-во 1.Климат Развитие с/х Медленное раз

Древние славяне
1. Индоевропейская языковая семья Восточная группа языков Западноевропейская группа Славянская группа языков

Социальные отношения
Вопросы для сравнения Родовая община Соседская община 1.Собственность Все общее Каждая семья- с

Древняя Русь. Терминология
1. Венеды, праславяне – далекие предки славян. 2. Скифы – кочевые племена, соседи славян на юге в 8-6 веках до н.э. 3.

Система управления Древней Руси
Признаки государства Функции Должности Система управления Внешняя политика, войны, управление государством

Усобицы на Руси
1. Причины усобиц: - отсутствие четкого порядка престолонаследия - не было личности, способной удержать земли - развитие городов Руси - вмешате

Крестовый поход в степь
1.Когда: 1111год 2.Участники: русские князья против днепровских (хан Боняк) и донских (хан Шарукан) половцев 3.Причины: - защита южных русских земель от половцев

Феодализм. Слова
1. Бояре – в 9-17 веках высшее сословие феодалов, потомки родоплеменной знати. 2. Феодалы – Землевладельцы эпохи феодализма. 3.

Центры феодальной раздробленности
Вопросы Новгородская земля Галицко-Волынское княжество Владимиро-Суздальское княжество 1.Расположение

Тактика монголов
Тактика «выжженной земли»- Завоеванные территории подвергались полному разорению, население истреблялось. Непрерывная осада- осада города в течение нескол

Причины победы и поражения монголов
Причины победы монголов Причины поражениямонголов 1.Огромное государство монголов 2.Многочисленное население 3.Сильная центральная

Куликовская битва
Когда: 8 сентября 1380г Где: на Куликовском поле – междуречье Волги, Дона, Непрядвы. участники: Монгольск

Предпосылки и проблемы образования РЦГ
Предпосылки Проблемы 1.Система управления и налоговая система, созданная монголами, используемая рус- скими. Усиление роли князей. Пад

Собирание русских земель
Способ собирания Какие земли присоединены 1. Военное присоединение 1.Новгород – 1478 г., Тверь – 1485 г.

Создание нового образа Руси
Средство Значение 1.Династический брак с Софьей Палеолог-племянницей Византийского императора. 1.Преемственность власти о

Создание РЦГ. Слова
1.Иван III – создатель РЦГ (1462-1505), собиратель русских земель. 2.Василий II Темный (1425-1453) – московский князь, феодальная война 3.Софья Палеолог – жена Ивана III, племянни

Опричнина
1.Когда: 1564-1572 2.Цель: - сломить сопротивление боярства - усилить власть царя (самодержавие) - ликвидировать удельные княжества (Нов

Внешняя политика Ивана Грозного
Политика на Западе: Ливонская война. 1.Когда: 1558-1583 2.Участники: Россия и Ливония, с 1563 Дания Швеция, Польша 3.

Политика на Востоке
Цель: Расширение территорий Содержание: Государство Год Значение 1.Ка

Итоги правления Ивана IV
Содержание Положительные Отрицательные Внешняя политика 1.Политика на Западе: Ливонская война (1558-1583)

Нерусские народы в составе России в XVI веке
1. Характеристика народов. Народы Территория проживания Занятия Карелы Северо-Запад Ры

Культура XVI века
1. Особенности1.Завершение формирования РЦГ 2.Укрепление связей с Европой 3.Формирование единой русской народности 4.Многонациональная к

Иван IV. Терминология
1.Избранная рада – совет при царе, ближайшие друзья Ивана IV, проведшие реформы в середине 16 в. 2.Царь – глава государства в середине 16 века (первый царь в 1547 г.– Иван IV). 3.

Основные события Смуты
Годы Основные события Результат 1598-1605 Правление Бориса Годунова Неудачи во внутренней полит

Народные ополчения
Вопросы Первое ополчение Второе ополчение 1.Когда 2.Где формировалось

Россия в начале 17 века
Последствия Смуты Задачи Решение 1.Новая династия. 1.Восстановление самодержавия

Политический строй и система управления в XVII веке
а). Форма правления – монархия: Царь (Глава государства) Боярская дума (Совещательный орган при царе: бояре, думные дъяки, окольничие)

Процесс закрепощения крестьян в России
Год Документ Содержание документа Значение Судебник Ивана Третьего Ограничение пе

Внешняя политика России в XVII веке
а).Задачи России:1.Выход из международной изоляции 2.Укрепление границ 3.Возвращение утраченных территорий б). Содержание:

Правление Алексея Михайловича (1645-1676)
Направление деятельности Примеры 1.Составление единых общероссийских законов 1.Собрное уложение 1649 г. - Закрепление п

Культура XVII
Особенности:- Светский характер - Распространение знаний - Отставание от Европы - Сближение русской и Европейской культур - Расширени

Россия в 17 веке. Даты
1.1598-1605 г.- правление Бориса Годунова 2. 1603 г. – восстание Хлопка 3. 1605-1606 г.- правление Лжедмитрия Первого 4. 1606-1607 г.- восстание И. Болотникова 5

Россия в 17 веке. Имена
Политики: Борис Годунов-1598-1605 выборный царь, основатель династии Годуновых. Лжедмитрий I -1605-1606 царь, самозванец, выдававший себя за царевича Дмитри

Россия на рубеже веков XVII-XVIII
- ослабление международного авторитета, международная изоляция - экономическое отставание России от Европы - падение боеспособности армии, угроза потери независимости Выв

Реформы государственного управления Петра I
1.Необходимость реформ: - неэффективность прежних органов управления - усовершенствование управления в условиях самодержавия - централизация власти на ме

Реформы Петра I и их значение
Реформы Содержание Результат

Оценка петровских преобразований
Период Историки Содержание Досоветская Западники: В.Татищев, М.Ломо -носов, С.Соловьев Реформы

Петр Первый.Терминология
1.Франц Лефорт, Александр Меньшиков, Шафиров, П. Толстой – «птенцы гнезда Петрова», сподвижники Петра I. 2.«Великое Посольство» - 1697 г. путешествие Петра I за границу. 3.Редуты

Русско-турецкая война
Когда: 1768-1774 Участники: Россия и Турция Цели России: выход в Черное море, южные земли. Основные сраже

Просвещенный абсолютизм
Основные идеи Екатерина Вторая Результат 1.Интересы народа, смяг- чение социальной напря- женности. 2.Стремление к «общ

Реформы Екатерины Второй
Год реформа Содержание реформы Результат 1775 г. Губернская реформа 1.Увеличение ч

Кризис социально-экономического развития в России в конце 18 века
Признаки капитализма Феодальные пережитки 1.Рост товарно-денежных отношений, разрушение натурального хозяйства. 2.Увеличение количес

Правление Павла Первого
А). Внутренняя политика. Цель Содержание Результат 1.Усиление власти царя. 1.Восст

Культура XVIII века
1. Особенности1. Европеизация культуры (+ и -) 2.Обслуживает потребности реформ 3.Идея Российской государственности 4.Ограниченное распространение культу

Общественно-политическая мысль России 18 века
Автор Произведение Основная мысль 1.Посошков «Книга о скудости и богатстве» Одобрение реформ Пе

Архитектура
а. Особенности:1.Европейский стиль 2.Строительство Санкт-Петербурга 3.Светский характер (гражданские здания) 4.Барокко, классицизм

Живопись
а. Особенности: 1.Портретная живопись 2.Внутренний мир человека- основная цель. Автор Произведение

Эпоха дворцовых переворотов (1725-1726). Терминология
1.Эпоха дворцовых переворотов – период русской истории с 1725 по 1762 год, для которой характерна смена власти в результате дворцовых переворотов с опорой на гвардию. 2.Капиталистые кресть

Век, имена
Общественные, политические деятели 1. Лефорт 2. М.Головин 3. А.Меньшиков 4.

17-й век стал временем многочисленных народных восстаний, вызванных ухудшением экономического и политического положения России из-за голода, интервенции, ослабления власти, борьбы за царский престол. Разрозненные крестьянские восстания летом 1606 г. переросли в под предводительством И. Болотникова. Причиной этого восстания стала попытка В. Шуйского восстановить уплату налогов, отмененных Лжедмитрием 1-м . Восставшие в Путивле крестьяне и холопы во главе с Болотниковым пошли на Москву. К ним примкнуло дворянство южных уездов под предводительством Г. Сумбулова и П. Ляпунова.

К восставшим присоединилось население южных и юго-западных областей России, а также Нижнего и Среднего Поволжья. Одержав несколько побед над царскими войсками, Болотников, взяв Калугу и Каширу, остановился в Коломенском. Однако под Москвой произошло разделение войск. Дворянские отряды частично перешли на сторону Шуйского. Оставшиеся дворяне - Григорий Шаховской и Андрей Телятевский - до конца поддерживали Болотникова, но из-за разности задач, стоящих перед ними, внесли раскол в ряды войска.

При осаде Москвы Болотников потерпел поражение и отошел к Калуге. Тверские и донские казаки помогли восставшим отступить к Туле. После четырехмесячной осады Шуйскому обманом удалось склонить Болотникова к капитуляции. Он обещал сохранить жизни восставшим, если они прекратят сопротивление. Однако боярское правительство не сдержало свое обещание - над участниками крестьянско-дворянской смуты была учинена жестокая расправа. Ивана Болотникова сослали в далекий Каргополь, где он был втайне ослеплен и утоплен.

Причиной неудачи этого восстания стало отсутствие четкой программы и дисциплины в войске.

Многочисленные восстания середины 17-го в. свидетельствовали о кризисном состоянии страны. Соляной бунт в 1648 г. в Москве возник по причине замены единого налога налогом на соль, что вызвало ее значительное подорожание.

В Пскове и Новгороде в 1650 г. произошли волнения из-за резкого увеличения цены на хлеб.

Огромное количество выпущенных правительством медных денег привело к быстрому падению их стоимости. Это стало причиной обнищания низших слоев населения Москвы. Летом 1662 г. произошел Медный бунт, и медные деньги были изъяты из обращения.

Ухудшило положение крестьян. Увеличился поток беднейших слоев населения, бегущих на Дон, где действовало правило «с Дону выдачи нет». Однако на Дону к этому времени были распределены все плодородные земли и пастбища, поделена большая часть царского жалования. После ухода казаков из Азова в 1642 г. они лишились выхода к Азовскому и Черному морям. Для беглых из России остался только один источник существования - военная добыча.

В 1667 г. зажиточный казак Степка Разин , собрав отряд из «голытьбы», отправился в поход «за зипунами» на Волгу, а затем на р. Яик. В 1668-1669 гг. он опустошил персидское побережье Каспии и вернулся на Дон с богатой добычей. Весной 1670 г. Разин объявил себя атаманом и захватил власть на всем Нижнем Поволжье. Он обещал простому народу свободу и вольное казацкое устройство без податей и повинностей. К войску Разина присоединялись отряды чувашей, мари, мордвы и татар. Семитысячный отряд Разина, одержав победу над стрельцами, овладел Царицыным и Астраханью. Двигаясь вверх по Волге, его войско дошло до Симбирска и 4 сентября 1670 г. осадило его.

На помощь осажденному городу 3 октября 1670 г. подошло 60-тысячное царское войско. Разин потерпел поражение и отошел на Дон. Восстание охватило район между Волгой и Окой, его очаги были подавлены лишь к лету 1671 г. Степан Разин был схвачен на Дону казачьей верхушкой и выдан царю в апреле 1671 г.

К причинам поражения восстания Разина можно отнести его стихийность, отсутствие у восставших четкой программы и плана действий, слабую дисциплину в войсках, плохое вооружение и противоречия между различными социальными группами восставших.


Ко второй половине 17 века крепостничество вступило в стадию своего зенита. Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян – стихийно и принимавшее порой угрожающее размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места казачьих поселений, возникших еще в 16 веке и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения.

Государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса феодалов, организовывало массовые розыски беглых и возвращало их прежним владельцам. В 50–60-х годах 17 века неудачные опыты казны, война России с Речью Посполитой за воссоединение Украины с Россией, усугубили назревавшее недовольство. Уже проницательные современники ясно видели существенные черты нового. «Бунташный век» – такою оценку давали они своему времени.

В самом начале этого века страну потрясла первая Крестьянская война, достигшая наивысшего подъема в 1606–1607 гг., когда во главе восставших – крестьян, холопов, городской бедноты – встал Иван Исаевич Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил феодалы подавили это массовое народное движение. Однако за ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная от Москвы (1648 г.); восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.); «медный бунт» (1662 г.), местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война Степана Разина.

1 . Истоки социальных потрясений «бунташного века»

Тяжелая ситуация в конце 16 века сложилась в центральных уездах государства и до такой степени, что население бежало на окраины, бросив свои земли. Например, в 1584 году в Московском уезде распахивалось всего 16% земли, в соседнем Псковском уезде – около 8%.

Чем больше уходило людей, тем тяжелее давило правительство Бориса Годунова на оставшихся. К 1592 году завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. В 1592–1593 годах был издан царский указ об отмене крестьянского выхода даже в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих крестьян, но и на государственных, а так же на посадское население. В 1597 году появились еще два указа, согласно первому любой вольный человек, проработавший полгода на помещика, превращался в кабального холопа и не имел права выкупиться на свободу. Согласно же второму устанавливался пятилетний срок розыска и возвращения беглого крестьянина владельцу. А в 1607 году был утвержден и пятнадцатилетний сыск беглых.

Дворянам выдавались «послушные грамоты», согласно которым крестьяне должны были платить оброки не как раньше, по сложившимся правилам и размерам, а так, как захочет хозяин.

Новое «посадское строение» предусматривало возвращение в города беглых «тяглецов», приписку к посадам владельческих крестьян, которые занимались в городах ремеслом и торговлей, но не платили налога, ликвидацию внутри городов дворов и слобод, которые так же не платили налоги.

Таким образом, можно утверждать, что в конце XVI века в России фактически сложилась государственная система крепостного права – наиболее полной зависимости при феодализме.

Такая политика вызывала огромное недовольство крестьянства, которое создавало в то время подавляющее большинство в России. Периодически в деревнях возникали волнения. Нужен был толчок для того, чтобы недовольства вылились в «смуту».

Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей и государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько указов, усиливающих крепостную неволю. В 1597 г. – о пятилетнем сроке поиска беглых, в 1601–02 об ограничении перевода крестьян одними землевладельцами от других. Желания дворянства исполнялись. Но общественная напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.

Главной причиной обострения противоречий в конце XVI – начале XVII вв. было усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян и горожан (посадских людей). Большие противоречия были между московским привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство, бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.

В 1601–1603 гг. в стране разразился небывалый голод. Сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Хотя царь делал многое, чтобы облегчить положение голодных: раздавал деньги и хлеб, сбивал цену на него, устраивал общественные работы и т.п., но последствия были тяжелые. Только от болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч человек. Многие от голода отдавали себя в холопы, и, наконец, нередко господа, не в силах прокормить слуг, выгоняли слуг. Начались разбои и волнения беглых и гулящих людей (предводитель Хлопка Косолап), которые действовали под самой Москвой и в бою с царскими войсками даже убили воеводу Басманова. Бунт подавили, а его участники бежали на юг, где присоединились к войскам самозванца, Болотникова и другим.

2. «Соляной» и «медный» бунты в Москве. Городские восстания

«Соляной» бунт, начавшийся в Москве первого июня тысяча шестьсот сорок восьмого года, явился одним из мощнейших выступлений москвичей в защиту своих прав.

В «соляном» бунте участвовали стрельцы, холопы – словом, те люди, у которых были причины быть недовольными политикой правительства.

Бунт начался, казалось бы, с мелочи. Возвращаясь с богомолья из Троицко-Сергиевской лавры, молодой царь Алексей Михайлович был облеплен челобитчиками, просившими царя сместить с должности начальника Земской управы Л.С. Плещеева, мотивируя это желание несправедливостью Леонтия Степановича: тем, что он брал взятки, творил несправедливый суд, но со стороны государя не произошло никаких ответных действий. Тогда жалобщики решили обратиться к царице, но это тоже ничего не дало: стража разогнала людей. Некоторые были арестованы. На следующий день царь устроил крестный ход но и тут появились жалобщики требовавшие освободить арестованных первого числа челобитчиков и всё-таки решить вопрос со случаями взяточничества. Царь попросил разъяснений по этому делу своего «дядьку» и родственника – боярина Бориса Ивановича Морозова. Выслушав объяснения царь обещал челобитчикам решить этот вопрос. Скрывшись во дворце, царь послал четверых послов для переговоров: князя Волконского, дьяка Волошеинова, князя Темкина-Ростова, окольничего Пушкина.

Но эта мера не оказалась решением вопроса, так как послы держали себя крайне высокомерно, чем сильно разозлили просителей. Следующим неприятным фактом был выход из подчинения стрельцов. По причине высокомерия послов стрельцы избили бояр, посланных для переговоров.

На следующий день бунта к царским ослушникам присоединились подневольные люди. Они потребовали выдачи бояр-мздоимцев: Б. Морозова, Л. Плещеева, П. Траханионова, Н. Чистого.

После этого случая царь был вынужден обратиться к духовенству и оппозиции к морозовской придворной клике. Была выслана новая депутация бояр, возглавил которую Никита Иванович Романов – родственник царя Алексея Михайловича. Жители города выразили желание чтобы Никита Иванович стал править с Алексеем Михайловичем (надо сказать, что среди москвичей Никита Иванович Романов пользовался доверием). В результате был договор о выдаче Плещеева и Траханионова, которого царь еще в самом начале бунта назначил воеводой в один из провинциальных городков. Иначе дело обстояло с Плещеевым: его в тот же день казнили на Красной площади и выдали его голову толпе. После этого в Москве возник пожар, в результате которого выгорела половина Москвы. Говорили, что пожар устроили люди Морозова дабы отвлечь народ от бунта. Продолжались требования о выдаче Траханионова; власти решили пожертвовать им лишь бы прекратить мятеж. Были посланы стрельцы в тот город, где воеводствовал сам Траханионов. Четвертого июня тысяча шестьсот сорок восьмого года боярина также казнили. Теперь взгляд бунтовщиков приковал боярин Морозов. Но царь решил не жертвовать столь «ценным» человеком и Морозова сослали в Кирилло-Белозерский монастырь с тем, чтобы вернуть его как только бунт утихнет, но боярин будет настолько напуган бунтом, что уже никогда не будет принимать активное участие в государственных делах.

В обстановке бунта верхушка посада, низшие слои дворянства послали царю челобитную, в которой требовали упорядочения судопроиводства, разработки новых законов.

В результате челобитной власти пошли на уступки: стрельцам выдали по восемь рублей каждому, должников освободили от выколачивания денег битьём, были заменены проворовавшиеся судьи. Впоследствии бунт стал стихать, но бунтарям не все сошло с рук: были казнены зачинщики бунта среди холопов.

Шестнадцатого июля был созван Земский собор, решивший принять ряд новых законов. В январе тысяча шестьсот сорок девятого года было утверждено Соборное Уложение.

Вот результат «соляного» бунта: правда восторжествовала, народные обидчики наказаны и в довершение ко всему – принято Соборное Уложение, которое было призвано облегчить народную долю и избавить управленческий аппарат от коррупции.

До и после Соляного бунта восстания вспыхивали в более, чем 30 городах страны: в том же 1648 г. в Устюге, Курске, Воронеже, в 1650 г. – «хлебные бунты» в Новгороде и Пскове.

Московское восстание 1662 года («Медный бунт») было вызвано финансовой катастрофой в государстве и тяжёлым экономическим положением трудовых масс города и деревни в результате резкого роста податного гнёта в ходе войн России с Польшей и Швецией. Массовый выпуск правительством медных денег (с 1654), приравненных к стоимости серебряных денег, и их значительное обесценивание к серебру (в 1662 г. в 6–8 раз) привели к резкому подорожанию продуктов питания, огромной спекуляции, злоупотреблениям и массовой подделке медных монет (в чём оказались замешанными отдельные представители центральной администрации). Во многих городах (особенно в Москве) разразился голод среди основной массы горожан (несмотря на хорошие урожаи в предшествующие годы). Большое недовольство вызвало также решение правительства о новом тяжелейшем внеочередном сборе налога (пятине). Активными участниками «медного» бунта были представители городских низов столицы, и крестьяне из подмосковных сёл. Восстание вспыхнуло ранним утром 25 июля, когда во многих районах Москвы появились листовки, в которых виднейшие руководители правительства (И.Д. Милославский; И.М. Милославский; И.А. Милославский; Б.М. Хитрово; Ф.М. Ртищев) объявлялись изменниками. Толпы повстанцев направились к Красной площади, а оттуда в с. Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович. Восставшие (4–5 тысяч человек, в основном горожане и солдаты) окружили царскую резиденцию, передали царю свою челобитную, настаивая на выдаче указанных в листовках лиц а также на резком снижении налогов, цен на продукты и т.п. Застигнутый врасплох, царь, при котором было около 1000 вооруженных придворных и стрельцов, не рискнул пойти на расправу, пообещав повстанцам произвести расследование и наказать виновных. Повстанцы повернули в Москву, где после ухода первой группы восставших образовалась вторая и начался разгром дворов крупных купцов. В тот же день обе группы объединились, прибыли в с. Коломенское, вновь окружили царский дворец и решительно потребовали выдачи руководителей правительства, угрожая казнить их и без санкции царя. В это время в Москве после ухода второй группы восставших в с. Коломенское власти с помощью стрельцов перешли по приказу царя к активным карательным акциям, а в Коломенское уже были стянуты 3 стрелецких и 2 солдатских полка (до 8 тыс. человек). После отказа восставших разойтись началось избиение в основном безоружных людей. В ходе расправы и последующих казней было убито, потоплено, повешено и казнено около 1 тысячи человек, до 1,5–2 тысячи повстанцев сослано (с семьями до 8 тысяч человек).

11 июня 1663 года последовал царский указ о закрытии дворов «денежного медного дела» и возвращении к чеканке серебряных монет. Медные деньги выкупались у населения в короткий срок – в течение месяца. За одну серебряную копейку брали рубль медными деньгами. Пытаясь извлечь пользу из медных копеек, население начало покрывать их слоем ртути или серебра, выдавая за серебряные деньги. Эта хитрость вскоре была замечена, и появился царский указ о запрещении лудить медные деньги.

Итак, попытка усовершенствовать русскую денежную систему закончилась полным крахом и привела к расстройству денежного обращения, бунтам и всеобщему обеднению. Не удались ни введение системы крупных и мелких номиналов, ни попытка заменить дорогое сырье для чеканки денег на более дешевое.

Русское денежное обращение вернулось к традиционной серебряной монете. А время Алексея Михайловича получило у современников название «бунташного»

3. Крестьянская война под предводительством С. Разина

В 1667 г. После окончания войны с Речью Посполитой на Дон хлынуло большое количество беглых. На Дону царил голод.

Еще в марте 1667 года Москве стало известно, что многие жители Дона «збираютца воровать на Волгу». Во главе массы неорганизованных, но смелых решительных и вооруженных людей встал казак Степан Тимофеевич Разин. Он проявил своеволие, набрав свой отряд из казацкой голи и пришлых людей – беглых крестьян, посадских тяглецов, стрельцов, не входивших в состав войска Донского и не подчинявшейся казацкой старшине.

Он задумал поход для того чтобы раздать захваченную добычу нуждающимся, накормить голодных, одеть и обуть раздетых и разутых. Разин во главе отряда казаков в 500 человек отправился не на Волгу, а вниз по Дону. Трудно сказать о его намерениях в тот момент. Думается, что этот поход преследовал цель усыпить бдительность поволжских воевод и привлечь к себе сторонников. С разных мест к Разину пребывали люди. Вели к нему свои отряды.

В середине мая 1667 года казацкая голытьба и беглое крестьянство переправились через переволоку на Волгу. Отряд Разина вырос до 2000 человек. Сначала разинцам встретился на Волге большой торговый караван, в составе которого были суда со ссыльными. Казаки захватили товары и имущество, пополнили запасы оружия и провианта, овладели стругами. Стрелецкие военачальники и купеческие приказчики были перебиты, а ссыльные люди, большинство стрельцов и речники, работавшие на купеческих судах добровольно присоединились к разинцам.

Начались столкновения казаков с правительственными войсками. По мере развития событий Каспийского похода всё более проявлялся бунтарский характер движения.

Избегая столкновения с правительственны ми войсками, он в короткий срок и с небольшими потерями провёл свою флотилию в море, затем перебрался на реку Яик и легко овладел Яицким городком. Во всех сражениях Разин проявлял большую храбрость. К казакам присоединялись всё новые люди с насадов и стругов.

Выйдя в Каспийское море, разинцы направились к его южным берегам. Их суда некоторое время спустя стали в районе персидского города Решта. Казаки погромили города Решт, Фарабат, Астрабад и зазимовали близ «потешного дворца шаха», устроив земляной городок в его лесном заповеднике на полуострове Миян-Кале. Выменяв пленников на русских в пропорции «один к четырем» таким образом они пополнились людьми.

Освобождение томившихся в Персии в неволе русских пленников и пополнения разинского отряда персидской беднотой выходит за рамки военно-грабительских действий.

В морском сражении близ острова Свиного разинцы одержали полную победу над войсками персидского шаха. Однако поход на Каспийское море отмечен не только победами и удачами. Были у разинцев и тяжелые потери, и поражения. Неблагоприятно для них завершилась схватка с крупными силами персов под Рештом.

Сообщения воевод южных городов о независимом поведении Разина, о том что он «учинился силён» и вновь замышляет «смуту», насторожили правительство. В январе 1670 года в Черкасск был послан некий Герасим Евдокимов. Разин потребовал привести Евдокимого и учинил ему допрос, от кого тот приехал: от великого государя или бояр? Посланец подтвердил, что от царя, но Разин объявил его боярским лазутчиком. Казаки утопили царского посланника. В Паншине городке Разин собрал участников предстоящего похода на большой круг. Атаман объявил, что намерен «идти с Дону на Волгу, а с Волги идти в Русь… чтоб… из Московского государства вывесть изменником бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей» и дать свободу «чорным людям».

Вскоре 7000 войско Разина двинулось на Царицын. Захватив его разинцы еще около 2-х недель находились в городке. Бои в низовьях Волги весной-летом 1670 года показали, что Разин был талантливым полководцем. 22 июня разинцами был а захвачена Астрахань. Без единого выстрела к разинцам перешла Самара и Саратов.

После этого разинцы начали осаду Симбирска. В конце августа 1670 года правительством была направлена армия для подавления восстания Разина. Месячное пребывание под Симбирском было тактическим просчетом Разина. Оно дало подтянуть сюда правительственные войска. В сражении под Симбирском Разин был тяжело ранен, а в последствии казнен в Москве.

Видимо одной из главных причин симбирского провала стало отсутствие в повстанческом войске постоянного состава. Стабильным в Разинской армии оставалось только ядро из казаков и стрельцов, многочисленные же крестьянские отряды, составлявшие основную массу восставших, то и дело приходили и уходили. Военного опыта у них не было, и за тот срок, что находились ни в рядах разинцев, накопить они его не успевали.

4. Движение раскольников

Важным фактом русской истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона.

Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «алилуйя» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия.

Раскол православной церкви произошел на соборе 1666–1667 гг., и с 1667 г. раскольников предавали суду «градских властей», которые сжигали их за «хулу на Господа Бога». В 1682 г. погиб на костре главный противник патриарха Никона протопоп Аввакум.

Протопоп Аввакум стал одной из наиболее ярких личностей в русской истории. Многие считали его святым и чудотворцем. Он участвовал вместе с Никоном в исправлении богослужебных книг, но вскоре был отстранен из-за незнания греческого языка.

6 января 1681 года царь отправился с большим количеством народа на водоосвящение. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов.

В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры. Тут были князья и бояре, такие, как боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было рядовых людей – горожан, стрельцов, крестьян, – видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «правды» и «воли». Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин.

Главной идеей старообрядцев было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Отсюда предпочтение самосожжения компромиссу с властями. Только в 1675–1695 гг. было зарегистрировано 37 «гарей», во время которых погибло не менее 20 тыс. человек. Другой формой протеста старообрядцев было бегство из-под власти царя, поиск находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» или же утопической страны Беловодье.


Заключение

XVII столетие названо современниками «бунташным веком». Это время крупных социальных движений: двух мощных крестьянских восстаний, целого ряда восстаний городских, а также церковного выступления, переросшего в социальное движение. Причины выступлений были разные. «Соляной бунт» был вызван недовольством политикой правительства Б.И. Морозова; городские восстания в Пскове и Новгороде случились вследствие резкого повышения цен на хлеб; «медный бунт» вызвал финансовый кризис, а Соловецкое восстание – реформа патриарха Никона. Кульминацией же народных выступлений стало восстание под предводительством С.Т. Разина.

Ни одно из выступлений не закончилось победой. В ходе борьбы за окончательную централизацию государства против местного суверенитета и местных вольностей правительство жестоко подавляло любое проявление вольнодумства – в экономической ли, социальной или религиозной сфере оно проявлялось. Но несмотря на поражение, «медный» бунт привел к отмене медных денег и другим уступкам правительства.

Причинами поражения выступлений были их стихийный характер, отсутствие четкой программы действий в некоторых случаях, противоречия между социальными группами в лагере восставших, как это было во время восстания Степана Разина. Некоторые выступления были подавлены после предательства некоторых из их участников.

В течении века произошло не одно городское восстание, причиной которых была неграмотная политика правительства. Действительно, в середине семнадцатого века обстановка в городах стала напряженной: власти смотрели на жителей городов как на неиссякаемый источник дохода. Это проявлялось в следующем: государство из года в год стремилось увеличить налоги посада и вместе с этим уменьшить жалование служилых людей.

Список используемой литературы

1. История России с древности до наших дней. / Под редакцией М.Н. Зуева. – М.: Высшая школа, 1998. – 543 с.

2. Каргалов В.В. История России с древнейших времен до 1917 года. / Ю.С. Савельев, В.А. Федоров. – М.: Русское слово, 1998. – 500 с.

4. Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI–XVII веках. / Р.Г. Скрынников. – М.: Московский рабочий, 1988. – 430 с.

5. Чистякова Е.В. «Степан Разин и его соратники» / Е.В. Чистякова, В. М Соловьев, М.: Книга, 1989, – 380 с.

Почему 17 век называют «бунташным» веком? Название происходит от слова «бунт». И действительно 17 столетие на Руси «пестрит» бунтами, крестьянскими и городскими восстаниями.

Общая характеристика 17 столетия

Каждый новый век приносит «новый порядок». 17 столетие в России не относится к исключениям. В этот, по словам современников, «смутный» период на Руси произошли следующие события:

  • Конец царствования династии Рюриковичей: после смерти Ивана Грозного, на трон претендовали два его сына - Фёдор и Дмитрий. Малолетний царевич Дмитрий погиб в 1591 году, а в 1598 году умирает «слабоумный» Фёдор;
  • Время правления «неприрождённых» государей: Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский;
  • В 1613 году на Земском соборе был избран новый царь - Михаил Романов. С этого момента начинается эпоха правления династии Романовых;
  • 1645 году после смерти Михаила Фёдоровича на трон поднимается его сын - Алексей Михайлович, который за мягкий характер и доброту был прозван «тишайшим царём»;
  • Конец 17 века характеризуется настоящей «чехардой» престолонаследия: после смерти Алексея Михайловича его старший сын Фёдор взошел на престол. Но после шести лет правления он умирает. Наследники Иван и Пётр были малолетними, и фактически управление большим государством переходит к их старшей сестре - Софье;
  • После ряда восстаний, голода и неспокойных лет правления «неприрождённых» царей, правление первых Романовых знаменуется относительным «успокоением»: войны практически не велись, внутри страны проводились умеренные преобразования;
  • Во время правления Алексея Михайловича церковь, ранее независимая, стала подчиняться государству и платить налоги;
  • К событиям 17 века относится и реформа Патриарха Никона, которая ввела изменения в проведении церковных обрядов, привела к расколу в православной церкви, появлению движения старообрядцев и в дальнейшем жестокому подавлению инакомыслия;
  • Господствующее положение занимал феодальный уклад. При этом проявлялись первые зачатки капитализма;
  • Произошло оформление крепостного права: крестьяне - это собственность помещика, которая могла продаваться, покупаться и передаваться по наследству;
  • Усиление роли дворянства: дворянин не мог быть лишен поместья;
  • Городское население было признано особым сословием: с одной стороны оно было независимым, а с другой - прикреплено к городам (посадское население) и вынужденное платить «тягло» – денежные и натуральные повинности;
  • Увеличение прямых налогов;
  • Ограничение казачьей вольности;
  • В 1649 году издается Соборное Уложение - главный свод законов, который касается всех отраслей и сфер государственного управления от хозяйства до государственного устройства;
  • Экономика страны держится на сельском хозяйстве;
  • Освоение новых территорий в Сибири, Поволжье и на южных границах государства.

Рис. 1. Красная площадь во второй половине 17 века в картине Васнецова

Бунты «бунташного века»

Все кратко вышеперечисленные события 17 века привели к ухудшению экономического и социального положения населения России, и как следствие - к массовому росту недовольства.

Внутренние противоречия, частая смена власти, «авантюрные» новшества, обнищание населения, голод, экономическая отсталость - это основные причины нарастающего «брожения» среди горожан и сельского населения.

Внизу всё постоянно тлело, и нужна была только искра, чтобы разжечь большой пожар - народные движения. Однако, для каждого бунта нужна была своя искра - конкретная причина. В следующей таблице представлены самые крупные восстания «бунташного века» в России с описанием самой главной причины, указанием даты, участников движения, изложением хода восстания и подведением итогов.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 2. Медные монеты 17 века

Таблица «Бунташный век»

Событие

Дата

Соляной бунт в Москве

Главная причина - увеличение налога на соль по инициативе Бориса Морозова в 1646 году. В результате указа в несколько раз увеличивается цена на этот незаменимый продукт, и как следствие - уменьшение засолки рыбы и голод;

Основные участники - посадские люди, к которым впоследствии присоединись стрельцы и дворяне, недовольные злоупотреблением царских приближенных;

Вспышка произошла в то время, когда Алексей Михайлович возвращался с богомолья. Толпа остановила экипаж царя и потребовала отставки царских приближенных. Дабы утихомирить народ, царь пообещал разобраться, но в этот момент произошло непредвиденное - сопровождавшие государя придворные ударили несколько человек нагайками, чем и спровоцировали мятеж. Восставший народ ворвался в Кремль. Были растерзаны толпой основные царские приближенные - Плещеев, Траханиотов, дьяк Назария. Боярина Морозова удалось спасти.

В итоге было повышено жалование стрельцам, были заменены судьи, понижена цена на соль и проведена посадская реформа.

Волнения в Новгороде и Пскове

Главная причина - отправка хлеба в Швецию в счёт погашения долгов правительства, что грозило голодом;

Основные участники - митрополичий приказной Иван Жеглов и сапожник Елисей Григорьев по прозвищу Лисица, которые являлись предводителями восставших в Новгороде; площадный подьячий Томилка Васильев, стрельцы Порфирий Коза и Иов Копыто в Пскове.

Волнения начались в Пскове, а через две недели перекатились в Новгород. Однако среди предводителей восстания появились сомнения, они не сумели организовать оборону городов и продолжали надеяться на приезд и помощь царя Алексея Михайловича.

В результате бунт был подавлен, а его зачинщики казнены.

Медный бунт в Москве

Главная причина - введение медных денег по цене серебрянных, в результате чего увеличился выпуск ничем не подкрепленных медных монет, подорожали цены на продукты, крестьяне отказывались продавать свою продукцию за медь, наступил голод в городе и наблюдался всплеск фальшивомонетничества;

Основные участники - крестьяне пригородных сел, ремесленники, мясники;

Воинственная многотысячная толпа направилась к дворцу Алексея Михайловича в Коломенском, требуя выдать всё тех же царских приближенных-изменников. После угроз царь велел подоспевшим стрельцам и солдатам обуздать восставших. В результате около 7 тысяч человек были убиты, 150 повесили, а остальных сослали в Сибирь.

В итоге , несмотря на кровавую расправу все же медные монеты были изъяты из обращения.

Восстание Степана Разина

1667-1671 года

Главной причиной восстания стал социальное расслоение донского казачества на «домовитых» – наживших имущество благодаря русскому царю и служивших ему, и на «голутвенных» (голытьба) - недавно прибывших и промышлявших разбоем. Последние ненавидели дворян и бояр.

Сенька Разин - донской казак и вождь восстания.

Первые походы Степана Разина - это в основном нападения на караваны судов с одной целью - грабеж. Они не носили социального характера, кроме того, что взятым им пленным из простых крестьян и работников была дарована воля. Однако в дальнейшем успешные походы превратили небольшую разбойничью банду Разина в войско около 7000 человек. Изменился и характер походов: с покорением Астрахани, Саратова, Самары возросли и амбиции казачьего атамана. Он объявил, что его войско поддерживает якобы выживший царевич Алексей, опальный патриарх Никон, а сам он защитник простого люда, намеревающийся распространить казачьи порядки на всю Русь.

Однако вскоре в Симбирске он потерпел поражение, и впоследствии бунт был жестоко подавлен, а сам Разин казнён.

Стрелецкий бунт или «Хованщина»

Нельзя выделить одну причину восстания . С одной стороны - недовольство стрельцов злоупотреблениями их начальников и задержкой жалованья. С другой - борьба между двумя кланами - Милославских и Нарышкиных. Дело в том, что после смерти Федора Алексеевича на трон претендовали два малолетних царевича - Иван и Пётр, за которыми соответственно стояли Милославские с царевной Софьей, и Нарышкины. На Земском соборе было решено передать правление в руки Петра. Однако противоборствующая сторона воспользовалась недовольством московских стрельцов и с их помощью, поддерживая их требования, «протолкнули» компромиссное решение - поставить на царство сразу двух братьев при регентстве царевны Софьи.

Основные участники - Московские стрельцы под предводительством князей Хованских;

Стрельцы и простой народ захватили Кремль. Во время восстания были убиты брат царицы Афанасий Нарышкин, известные бояре, князь Юрий Долгорукий. Царевна Софья в благодарность за помощь царевичу Ивану даровала стрельцам имущество убитых бояр и обещала выплатить жалованье за 40 лет. Однако, это не усмирило бунтовщиков, и она становилась заложником их возрастающих амбиций: Хованский претендовал на самостоятельную роль и свержения Романовых. В результате был схвачен и казнен вместе с сыном. Стрельцы оказались без вождя и вынуждены были сдаться на милость царевны;

В итоге Софья правила 7 лет, а начальником Стрелецкого приказана был назначен новый преданный правительнице человек - Шакловитый.

Общей чертой всех бунтов 17 века в России являлась стихийность и ярко выраженные царистские иллюзии. Иными словами «бунтари» и их вожди не думали и не предпринимали никаких действий против царя. Наоборот, они верили в его абсолютную власть и непогрешимость, и полагали, что самодержец не ведает, что творят его подданные - бояре, думные люди, помещики, воеводы.

Рис. 3. Портрет царя Алексея Михайловича

Все народные восстания кроме Стрелецкого бунта произошли во время царствования Алексея Михайловича, парадоксально прозванного Тишайшим.

Что мы узнали?

17 век в истории России, изучаемый в 10 классе, запомнился «обилием» народных восстаний и бунтов. О том, какое это было столетие, с кем связаны народные движения - с какими именами, правлением каких царей и какими городами на карте России, рассказывает подробная таблица «Бунташный век».

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 1067.