Национальное собрание Франции протестирует принятый законопроект о регулировании ICO, в то время, как французские депутаты Европарламента выступили за принятие общеевропейской программы регулирования цифровых активов.

Сегодня, 12-го сентября, специальная комиссия Национального собрания Франции приняла решение о начале тестового периода для законопроекта, создающего правовую базу для первичного размещения токенов (ICO), и французские банки начнут предоставлять счета ICO проектам, одобренным французским регулятором финансовых рынков (AMF).

Благодаря инициативе министра экономики и финансов Франции, Бруно Ле Мэра, Франция имеет шанс стать одним из первы крупных финансовых центров, предложивших четкие законодательное и правовое регулирование для блокчейн и криптовалютных инвесторов.

Опережая «необходимые общеевропейские и транснациональные правила», новый французский законопроект дает четкое определение понятию «токен» и передает национальному финансовому регулятору, AMF, ответственность за предоставление лицензии основателям «законных» ICO проектов, соблюдающим установленные критерии и правила. Тест законопроекта гласит:

«[…] токен — это нематериальная цифровая собственность, предоставляющая владельцу одно или несколько прав. Токены могут быть выпущены, зарегистрированы, сохранены или переданы посредством общей электронной базы данных, запись в которой прямо или косвенно идентифицирует владельца указанной собственности.

[..] Публичное предложение монет предлагает инвесторам приобрести токены в виде соответствующей цифровой записи в общей электронной базе. [..]»

Документ законопроекта содержит «точный текст, который помогает понять риски, связанные с ICO». Министр Бруно Ле Мэр приветствовал принятие законопроекта в своем Twitter:

Авторами специального пункта, внесенного в законопроект для создания наиболее благоприятных инвестиционных условий, стали депутаты социал-либеральной политической партии Франции (LREM). Они предложили поправку, согласно которой ICO проектам предоставляется гарантия права на банковский счет, в ней говорится:

«Кредитные учреждения обязаны создать объективные, не дискриминационные и пропорциональные правила для ICO проектов, получивших лицензию AMF, по предоставлению им депозитных услуг, а также позволить ICO проектам использовать эти услуги эффективным и беспрепятственным образом».

Еще один пункт законопроекта также предусматривает авторизацию для фондов, предназначенных только для профессиональных инвесторов, в частности для инвестирования в токены ICO проектов.

В ходе саммита G20 Германия и Франция на глобальном регулировании криптовалют, но страны большой двадцатки

Во Франции принята Декларация прав человека и гражданина, документ, заложивший основы буржуазного права в Европе.

Декларация прав человека и гражданина

Declaration of the Rights of Man and of the Citizen in 1789

Изображение Декларации прав человека и гражданина 1789 года
Автор Jean-Jacques-François Le Barbier

Декларaция прав человeка и гражданина (фр. Declaration des Droits de l"Homme et du Citoyen) - важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным Учредительным собранием (фр. Assemblée nationale constituante) 26 августа 1789 года.

В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.

Декларация до сих пор лежит в фундаменте французского конституционного права. Она подтверждена французской конституцией 4 октября 1958 г. 16 июля 1971 года Конституционный совет Франции признал Декларацию юридически обязательным документом, нарушение которого приравнивается к неконституционности.

В 2003 году ЮНЕСКО включила декларацию в реестр «Память мира».

Предпосылки

К концу XVIII века во Франции сложились предпосылки буржуазной революции. Абсолютная монархия, сыгравшая когда-то прогрессивную роль в образовании единого национального государства, теперь стала реакционной силой, тормозящей развитие капитализма и ревниво оберегающей многочисленные привилегии дворянства и духовенства.

Революционная ситуация сложилась в 1789 году. Крестьяне, разоренные феодальными повинностями и налогами и особенно неурожаем 1788 года, массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты.

Всеобщее недовольство политикой правительства заставило короля весной 1789 года созвать Генеральные штаты, которые не собирались 175 лет. Количество представителей третьего сословия было равно числу депутатов дворянства и духовенства, взятых вместе. Руководящее положение среди депутатов третьего сословия заняла буржуазия, которая требовала совместного с другими сословиями обсуждения решений и голосования.

При таком порядке работы штатов буржуазии была бы обеспечена победа, так как среди депутатов дворянства и духовенства были люди, разделявшие взгляды третьего сословия. Но представители привилегированных сословий отказались принять это предложение. В ответ буржуазия решилась «перерезать канат» и 17 июня объявила депутатов третьего сословия «Национальным собранием».

Решающим моментом в развитии событий было восстание трудящихся масс Парижа 14 июля 1789 г., явившееся началом революции. Оно укрепило позиции национального собрания, которое стало называть себя Учредительным - фр. Constituante, и фактически передало власть в руки крупной буржуазии.

Принятие

Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов.

Провозглашение свободы и равенства (речь шла тогда только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст. 1) было направлено против деспотизма и сословного строя.

Декларация и феминизм

Слово фр. Homme в названии документа может переводиться на русский язык как «человек» и как «мужчина». В 1789 году текст декларации относился исключительно к мужчинам. С самого начала это вызывало возражения со стороны феминисток.

Так, в сентябре 1791 года Олимпия де Гуж опубликовала пародийную «Декларацию прав женщины и гражданки». После принятия Конституции Четвёртой французской республики от 13 октября 1946 года, женщины были уравнены в правах с мужчинами, и Декларация стала пониматься как относящаяся к каждому человеку, независимо от пола.

Во Франции вплоть до последней четверти XVIII века господствовал абсолютизм , основу которого, как известно, составляли феодальные отношения. Но в недрах феодального строя постепенно стали зарождаться и развиваться буржуазные отношения. Об этом свидетельствовало возросшее значение мануфактур в экономике страны. Причем некоторые мануфактуры являлись довольно крупными. Развитие мануфактур позволило увеличить производство промышленных товаров, что способствовало значительному расширению французского экспорта. За период с 1716 по 1784 год вывоз промышленных товаров вырос более чем в три раза.

Буржуазные отношения проникли и в сельское хозяйство страны. Здесь в некоторых провинциях наметилась имущественная дифференциация крестьянства и появление зажиточных крестьян, которые стали прибегать к наемному труду батраков из безземельных крестьян. Развитие мануфактур проникло и в деревню, где получила распространение так называемая рассеянная мануфактура. Крестьяне заготавливали для скупщиков-мануфактуристов пряжу, расчесывали хлопок и т.д.

Таким образом, капиталистический уклад прочно утвердился во Франции. Однако его дальнейшее развитие было невозможно в условиях господствующего в стране абсолютистско-феодального строя, который затруднял, а нередко и вообще делал невозможной предпринимательскую деятельность буржуазии. Цеховая регламентация также сдерживала капиталистическое производство. В этих условиях избежать противоречий было немыслимо.

1789 год являлся переломным в истории Франции. Именно в этом году все противоречия между феодально-абсолютистским строем и третьим сословием достигли апогея. В марте и апреле этого года по всей стране прокатилась волна крестьянских волнений. В то же время в городах выступила городская беднота, требовавшая хлеба, установления более низких цен на продовольствие.

Казна была опустошена, государственный долг Франции достиг громадной цифры. Платить жалование чиновникам и армии было нечем. Выход из создавшейся ситуации виделся в созыве Генеральных штатов, которые в период средневековья неоднократно выручали французских королей. В период становления абсолютизма во Франции в 1614 году они были распущены и не собирались уже 175 лет.

5 мая 1789 года в Версале открылись заседания Генеральных штатов, работа которых привлекла к себе внимание всей страны. Чувствуя огромную поддержку всего населения, третье сословие на первых же заседаниях вступило в острый конфликт с королевским двором и привилегированными сословиями.

Так, 17 июня оно провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля Учредительным собранием. Этим подчеркивалась важнейшая задача высшего законодательного органа Франции - учредить новый общественный строй и Конституцию .

И только в обстановке политической реакции и наступления на демократические права, господствующие в Учредительном собрании, фейяны поспешили завершить работы по выработке Конституции , начатые в 1789 г. 3 сентября 1791 года эта Конституция была подписана королем, утверждена Учредительным собранием и приобрела силу закона .

Конституция 1791 года состояла из преамбулы и 7 разделов, которые делились на главы (главы на отделы, отделы на пункты). В преамбуле подтверждалась отмена всех феодальных прав и привилегий, а вот 1-й раздел содержал в развернутом виде основные положения «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года.

По форме национального устройства Франция объявлялась единым и неделимым государством . В его состав входило 83 департамента, которые делились на дистрикты и кантоны. Статьи 8, 9 раздела 2 предоставляли право французским гражданам образовывать коммуны в городах и сельской местности и выбирать из своей среды на определенный срок в порядке, «предусмотренном законом», муниципальные органы, призванные вести местные дела общины.

21 сентября 1792 года в Париже открылись заседания Конвента, избранного на основе новой избирательной системы . В состав Конвента вошло 750 депутатов, из которых около 200 принадлежало к жирондистам, около 100 - к якобинцам (за них голосовал Париж). Большинство же депутатов не принадлежало ни к одной из этих группировок. Не имея четких политических взглядов, они в зависимости от складывающейся обстановки примыкали то к одной, то к другой из указанных группировок. Современники в насмешку называли их «болотом». Так была создана законодательная ветвь власти.

Конституция 1793 года существенно отличалась от первой 1791 г. Это была самая демократичная из всех известных конституций XVIII-XIX вв. Она базировалась на политических идеях Руссо - на принципах свободы, равенства и народного суверенитета, лаконично сформулированных в написанной Робеспьером новой «Декларации прав человека и гражданина ».

Все государственные должности должны были заниматься только на определенный срок. Право пересмотра и изменения Конституции предоставлялось только народу.

Конституция 1793 года устанавливала во Франции республику, которая объявлялась «единой и неделимой». Особенностью этой Конституции являлось то, что она не строилась по принципу разделения властей . Согласно ст. 7 верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, который есть совокупность всех французских граждан .

Только народ мог выбирать своих представителей. Избирательными правами пользовались все французы, достигшие 21 года и проживавшие в одном месте не менее шести месяцев.

В статье 122 Конституции провозглашались: равенство, свобода, безопасность, свобода совести, всеобщее образование, а также пользование всеми правами человека .

Однако необходимо отметить, что эта, безусловно, самая демократичная Конституция для того времени так и не вступила в законную силу. Причин здесь несколько. Основная заключалась в том, что якобинцы, придя к власти, очень скоро встали на путь террора по отношению не только к своим врагам, но также и ко всем инакомыслящим. А, как известно, террор и демократия не уживаются. Поэтому действие этой Конституции было приостановлено. В период правления якобинцев она являлась как бы конечной целью их нахождения у власти и оправданием все разгорающегося террора.

Как уже отмечалось выше, якобинцы пришли к власти в очень сложный период. Для спасения революции нужны были решительные меры. Прежде всего требовалось создать такой государственный механизм , который позволил бы вести эффективную борьбу с контрреволюцией, голодом и внешними врагами. Поэтому неслучайно в Декрете Конвента «О революционном порядке управления» от 10 октября 1793 г. отмечалось, что порядок управления во Франции будет революционным вплоть до заключения мира. Исходя из этих условий, государственный механизм при якобинцах выглядел следующим образом.

Высшим органом власти в стране продолжал оставаться Конвент, который объявлялся «единственным центром управления». Он имел право издавать и толковать законы. Конвент осуществлял управление страной через систему созданных им самим комитетов и комиссий. Однако наибольшее значение имели Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности, члены которых избирались Конвентом. Эти комитеты, созданные на втором этапе революции, только при якобинцах стали действительно работающими органами.

Важнейшими органами осуществления якобинского террора являлись Комитет общественной безопасности и революционные трибуналы. Комитет общественной безопасности после его реорганизации якобинцами стал руководить борьбой с внутренней и внешней контрреволюцией.

5 сентября 1793 года по инициативе М. Робеспьера был принят Декрет «О реорганизации революционного трибунала». Органами революционного правительства на местах были комиссары Конвента, посылавшиеся с чрезвычайными полномочиями в департаменты и армию, а также в муниципалитеты, народные общества и революционные комитеты. Комиссары руководили проведением рекрутских наборов, расследовали злоупотребления и наблюдали за генералами и офицерским составом.

Приведенная выше организация государственной власти позволила якобинцам отразить внешнюю агрессию со стороны европейских монархий , подавить внутреннюю контрреволюцию. Кроме того, они проводили жесткую линию в сфере экономических преступлений. Так, были приняты декреты: «Против спекуляции» от 26 июля 1793 г., «Об установлении максимума цен и заработной платы » от 29 сентября 1793 г., «Об установлении единого максимума на всей территории Республики» от 1 ноября 1793 г., которые устанавливали весьма жесткие меры ответственности за их нарушения. Вполне понятно, что декреты проводились в жизнь путем жесточайшего террора, который, в конце концов, лишил якобинцев социальной опоры и привел к гибели.

9 термидора (27 июля) 1794 г. все противники якобинского террора объединились и арестовали М. Робеспьера, Сен-Жюста и других наиболее видных их сторонников, которые вскоре были казнены. Правление якобинцев, продолжавшееся год и один месяц закончилось. Именно этот период характеризовался наличием огромных жертв как со стороны противников революции, так и со стороны ее сторонников.

Конституцию Третьей республики можно охарактеризовать в целом как документ, внесший в республиканское устройство принципы конституционной монархии послереволюционной Франции. Законодательная власть здесь принадлежала двум палатам - Сенату и Палате депутатов. Обе эти палаты могли в определенных случаях объединяться и заседать совместно под названием «Национальное собрание». Это касалось выборов Президента и принятия поправок к Конституции.

Особое положение в этой Конституции занимал Сенат. Именно этот орган мыслился как плацдарм для последующего перехода к монархической форме правления . Он формировался двояко: 75 человек назначались пожизненно, а 225 избирались коллегиями выборщиков по департаментам сроком на 9 лет. Каждые три года Сенат обновлялся на 1/3. Для выборов в Сенат был установлен возрастной ценз не моложе 40 лет. Помимо того, что Сенат имел равные права с нижней палатой в области законодательства (за исключением финансовых законов), у него имелись и особые полномочия. Он располагал юрисдикцией особого суда для рассмотрения преступлений , совершенных Президентом или министрами, по обвинению, предъявленному Палатой депутатов (своеобразным импичментом), а также для рассмотрения некоторых категорий политических преступлений, «угрожающих целостности или безопасности государства ». Наконец, согласие Сената было необходимо для роспуска Президентом Палаты депутатов до истечения сроков ее полномочий. В 1884 г. был изменен порядок комплектования Сената: от пожизненных сенаторов перешли к выбираемым на срок. Однако здесь необходимо отметить, что это нововведение касалось только тех, кто замещал выбывающих пожизненных сенаторов. Другими словами, те 75 человек, которые были назначены пожизненно, продолжали осуществлять свои полномочия до своей смерти.

Палата депутатов состояла из 600 человек, избиравшихся на 4 года всеобщим голосованием. Но ни один из вышеперечисленных конституционных законов не содержал норм, регулирующих избирательное право . Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие , основная часть населения колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев. Такая система привела к тому, что из 40 млн населения Франции избирательным правом пользовались 12 млн. Палата депутатов так же, как и Сенат, обладала правом законодательной инициативы, принятия законов, осуществляла контроль над деятельностью министров путем подачи запросов и т.д. Исключительным ее полномочием являлось, как уже указывалось выше, первоначальное рассмотрение и принятие финансовых законов.

Построенная таким образом законодательная власть делала Сенат органом, который должен был сдерживать радикальные устремления нижней палаты, избираемой всеобщими выборами.

Статьям всех трех книг присуща четкость формулировок и лаконичность. Стоя выше всех существовавших в то время кодексов, уже благодаря одному тому, что он признавал в принципе равенство граждан , ГК сделался сводом законов, легшим в основу кодификаций гражданского права всех частей света.

Распространению Кодекса много способствовали завоевательские войны , которые вела Франция при Наполеоне. В 1804 г. Кодекс вводится в Бельгии и Пьемонте; в 1806 г. - в Баварии и Лукке; в 1808 г. - в Вестфалии и Голландии; в 1809 г. - в Сицилии; в 1810 г. - в Бадене и Польше. Он оказал сильнейшее влияние на гражданское законодательство в Латинской Америке, Румынии, Греции, Швейцарии, Испании, Португалии и др. Гражданский кодекс Италии 1865 г., хотя и изменяет некоторые институты, следует, в общем, за французским гражданским кодексом.

Таким образом, подводя итог вопросу об истории создания гражданского Кодекса Франции, можно сделать вывод о том, что необходимость его разработки остро ощущалась на всех этапах буржуазной революции. Однако только настойчивость и решительность Наполеона Бонапарта позволила Франции получить самый современный на тот период времени гражданский кодекс. Он сам прекрасно осознавал значение своего творения. В одном из своих писем с о. Св. Елены он писал: «Моя слава не в том, что я выиграл 40 сражений, одно поражение под Ватерлоо затмит в памяти потомства остальные победы. Но что не умрет никогда, что будет жить в веках - это мой гражданский кодекс». Гражданский кодекс 1804 г. неоднократно переиздавался, изменяя свое название. Так, в 1804 г. он получил название «Гражданский кодекс французов», в 1807 г. - «Кодекс Наполеона», в 1816 г. - «Гражданский кодекс», в 1852 г. он опять стал «Кодексом Наполеона». Это последнее название не было уничтожено законом. Но на практике после установления республики он получил устойчивое наименование «Гражданский кодекс», который действует во Франции и в настоящее время, правда с большим количеством поправок.

Право собственности . Центральным институтом из всех, которые регулируются кодексом, является право собственности. Именно в этот раздел были внесены наиболее существенные и радикальные изменения по сравнению со старым законодательством.

Статьи 544, 546 Кодекса дают классическое определение права собственности. Согласно титулу 1 кн. 2 все имущество делилось на движимое и недвижимое. Кодекс очень подробно останавливается на различиях между этими видами имущества, приводя конкретные примеры.

Вопросы обязательственного права отражены в третьей книге «О различных способах, которыми приобретается собственность». Анализируя обязательное право по ГК 1804 г., можно выделить его характерные черты.

1. Кодекс предоставляет широкий круг договоров (купли-продажи, займа, найма, залога , договора товарищества и др.).

Ст. 1101 дает определения договора как соглашения, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать ничего. Здесь мы видим, что участниками договоров могут быть только физические лица. Понятия юридического лица кодекс не вводил. Последнее было связано с тем, что буржуазия боялась возникновения рабочих организаций.

В первую группу входили преступления, направленные против безопасности государства (причем различалась внутренняя и внешняя безопасность), против имперской Конституции, против имперского спокойствия (сюда же входили преступления против порядка управления). Ко второй группе относились преступления против личности, против собственности. К последним преступлениям относились умышленное банкротство и мошенничество .

К полицейским наказаниям относились: тюремное заключение от одного до пяти дней, денежный штраф от одного до пятнадцати франков включительно, а также конфискация определенных предметов, на которые наложен арест (ст. 464-467). Применение всех указанных выше наказаний подробно расписывается в первой и четвертой книгах кодекса.

Таким образом, Уголовный кодекс 1810 г. дал Франции единое уголовное право взамен многих местных установлений и обычаев . Здесь сделана попытка покончить с произволом судей как в том, что касается признания действий преступным, так и в выборе наказания за него. Кроме того, все граждане, хотя и формально, стали одинаково ответственны перед уголовным законом , не устанавливались наказания за религиозные преступления.

Процессуальное право . В 1808 году во Франции принимается уголовно-процессуальный кодекс. В нем в ст. 9 определялся круг лиц, осуществляющих функции судебной полиции. Их компетенция раскрывается в книге второй «О правосудии». Здесь же предусматривается введение так называемых трибуналов полиции, которые рассматривали дела по полицейским нарушениям УК 1810 г.

УПК 1808 г. вводил так называемый «смешанный» процесс, который распадался на предварительный и окончательный. В стадии предварительного производства кодекс воспроизводил основы розыскного процесса по ордонансу 1670 года. На этой стадии защита не допускалась (была введена только законом 1897 г.), а права обвиняемого были стеснены. Он даже не мог присутствовать на допросе свидетелей , правда, он мог просить об их вызове, но эта просьба для следственного судьи была необязательна. УПК 1808 г. предоставлял полиции самые широкие полномочия для производства арестов и обысков . При этом сохранялась строгая тайна предварительного следствия, что ставило обвиняемого в бесправное положение перед следственными органами. Как видим, в стадии предварительного расследования применяются «проверенные средневековьем приемы и методы». Однако революция внесла в процессуальное право и на этой стадии некоторые новеллы. Во-первых, лицо, производившее предварительное расследование, было подчинено прокурору , который не только наблюдал за ним, но и руководил им. Во-вторых, в качестве источников доказательств перестали использоваться пытки.

200 000 - 35 000 лет назад вся нынешняя Франция оказалась заселена неандертальцами , владевшими навыками обработки камня в «технике леваллуа» . На стоянках, относящихся к этому периоду истории, найденных близ французских городов Лез-Эзи (фр. Les Eyzies-de-Tayac-Sireuil ) и Мустье (фр. Moustier ) , в департаменте Дордонь были найдены многочисленные каменные орудия : боковые скребки , рубила , молотки , долота . По оставленным на стенах пещер рисункам можно сделать вывод, что люди того времени охотились на бизонов , зубров , волков , лошадей и оленей . Здесь же обнаружены старейшие из французских захоронений: умерших зарывали в ямы размером 1,4×1×0,3 метра вместе с приношениями в виде каменных орудий, еды и т. п.

Кельтский период

Увеличивающаяся плотность заселения территории и неизбежные контакты кочующих племен со своими соседями приводили к смешению и взаимному обогащению их культур. К началу I-го тысячелетия до нашей эры в центре Европы (см. карту) сложилась устойчивая общность племен индоевропейского происхождения, близких по языку и материальной культуре и именуемых в настоящее время «кельтами » . Считается, что распространение кельтских племен в Европе происходило двумя крупными этапами. На первом этапе, имевшем место с 1500 по 700 гг. до н. э., продвижение кельтов на восточную часть современной Франции носило преимущественно мирный характер. Изначально кочующие вместе со своими стадами домашних животных, в 1200-900 годах до н. э. кельты начали оседать на занятой земле и приступали к её обработке. Именно в это время у кельтов появляются первые, укрепленные от набегов враждебных племен, постоянные поселения.

В конце VIII-го века до н. э. кельты осваивают технику обработки железа (см. статью Железный век). С появлением железных мечей и боевых коней среди кельтов зарождается слой военной аристократии, что приводит к колоссальным переменам в социальной структуре племен, занимавшихся до этого только обработкой земли и строившихся на принципах общего равенства. В могилах знатных воинов, таких, например, как в деревне Викс (фр. Vix ) в департаменте Кот-д’Ор (фр. Côte-d’Or ) во французском регионе Бургундия (фр. Bourgogne )), археологами найдены роскошные повозки. В этих же захоронениях учёными обнаруживаются предметы роскоши, изготовленные в разных частях средиземноморья (в частности, из Египта), что даёт представление о масштабах богатства кельтской аристократии и уровне развития торговли той эпохи.

Дальнейшее развитие торговли привело к созданию греческими моряками своих «представительств» по всему средиземноморскому побережью. Так, приблизительно в 600 году до н. э. греки-фокейцы основали город Массалия (лат. Massilia , греч. Μασσαλία ), в наше время - Марсель (фр. Marseille ). Быстрый рост этому поселению обеспечило массовое переселение греков из Фокиды во время её осады персами около 550 года до н. э. Массалия стала одним из центров торговли и широкого распространения греческого влияния на европейской части континента.

Второй этап распространения кельтов в западную часть Европы начался вместе с периодом Латенской культуры в VI веке до н. э. Это время характеризуется значительными изменениями в жизненном укладе кельтских племен. Разобщенная военная знать уступает место солдатам, набранным из обычных крестьян, и находящимся под руководством вождя племени, а на смену деревянной сохе приходит соха с железным сошником, который сделал возможным обработку твёрдой почвы центральной и северной части современной Франции. Указанные перемены позволили завоевывать и осваивать новые земли, что, в свою очередь, вело к росту численности населения и необходимости новых завоеваний. Военная активность кельтов на целый век прервала торговые связи, средоточением которых был Марсель, но уже к концу IV века до н. э. город вернул себе былое влияние в торговой сфере, что подтверждают древнегреческие керамические изделия и монеты, обнаруженные археологами по всей долине Рейна , в Альпах и даже Лотарингии .

В начале III века до н. э. на кельтские земли вторглись бельгийские племена, пришедшие с юга и запада современной Германии, и к 250 году до н. э. захватили Центральный массив и Лангедок . Несмотря на территориальные потери, кельтская цивилизация переживает в это время бурное развитие и близится к высшей точке своего расцвета: повсеместно возникают города-крепости (оппидумы - лат. oppidum , мн. oppida), не идущие по своей мощи и размерам ни в какое сравнение с прежними сооружениями, а внутри государства имеют активное хождение деньги.

Для II века до н. э. характерно господство в Европе кельтского племени арвернов , отличавшихся своей военной мощью и богатством вождей, а также глубокое проникновение, первоначально только экономическое, римлян в южную часть Галлии : по результатам археологических раскопок можно видеть, что в течение II века до н. э. греческие амфоры почти выходят из обихода, уступив своё место итальянским, а сами жители греческой колонии Марселя все чаще обращаются к Риму за защитой от кельто-лигурийских набегов и арвернских притеснений. Однако, Римляне не ограничились торговыми связями с галлами и организовали военную экспансию на их земли.

Римская Галлия

Исторические карты Франции. Табл. I. I. Галлия при Ю. Цезаре. II. Галлия при Августе. III. Галлия в 476 г. IV. Франкское королевство. V. Образование монархии Карла Великого.

Территория теперешней Франции в древности входила в состав Заальпийской Галлии, как называлась у римлян страна, ограниченная Средиземным морем , Пиренеями , Атлантическим океаном , Ла-Маншем , Рейном и Альпами . Римляне утвердились сначала в южной, прибрежной полосе этой обширной территории, для соединения Италии с Испанией , и дали завоёванной области название Нарбонской Галлии (около 120 г. до н. э.). Отсюда в 58-50 гг. до н. э. Юлий Цезарь совершил завоевание и остальных трёх частей, которые носили названия Аквитании (по Гаронне), Кельтской Галлии (по Луаре и Сене) и Бельгийской (от Сены до Рейна ; см. табл. I, карту I).

Средневековая Франция

Первой королевской династией во Франкском государстве считаются Меровинги (кон. V в. - 751). Названа династия по имени полулегендарного основателя рода - Меровея . Наиболее известный представитель - Хлодвиг I (правил с 481 по 511, с 486 король франков). Последним считается Хильдерик III (правил с 743 по 751, умер в 754). Их столицей с 561 г был Мец . С 751 года Франкским государством правили Каролинги . Несмотря на то, что они с 800 года назывались римскими императорами, столицей Каролингов был город Ахен . Империя франков распалась на три части в 843 году.

Исторические карты Франции. Табл. II. VI. Франция в 987 г. VII. Франция в 1180 г. VIII. Франция в 1328 г. IX. Франция в XIV и XV вв.

У Франции была ещё область вне Галлии - на юг от Пиренеев (Испанская марка Карла Великого). При последних Каролингах Франция начала дробиться на феодальные владения, и при восшествии на престол династии Капетингов (в 987 г.; см. табл. II, карту VI) в королевстве насчитывалось девять главных владений: 1) графство Фландрия , 2) герцогство Нормандия , 3) герцогство Франция, 4) герцогство Бургундия , 5) герцогство Аквитания (Гиень), 6) герцогство Гасконь , 7) графство Тулузское, 8) маркизат Готия и 9) графство Барселонское (Испанская марка). С течением времени дробление пошло ещё дальше; из названных владений выделились новые, из которых наиболее значительными были графства Бретань , Блуа , Анжу , Труа , Невер , Бурбон.

Непосредственным владением первых королей из династии Капетингов была узкая территория, тянувшаяся к северу и югу от Парижа и очень медленно расширявшаяся в разные стороны; в течение первых двух веков (987-1180) она увеличилась лишь вдвое (ср. табл. II, карты VI и VII). В то же самое время под властью английских королей находилась большая часть тогдашней Франции.

Эпоха сословной монархии

Эпоха абсолютной монархии

Франция в 1789-1914 годах

Основная статья: История Франции (1789-1914)

Великая французская революция ( -)

С последней трети XVIII века Европа вошла в полосу революций (Бельгия, Нидерланды). Раньше революцию во Франции считали буржуазной, но в 60-70 гг. XX века стали считать, что в ней участвовали разные слои населения. Капитализм же стал развиваться раньше. Многие сеньоральные хозяйства уже перешли на капиталистический лад. Сама промышленная буржуазия была слаба экономически. Иногда говорят, что это было движение за гражданскую свободу против тирании Бурбонов.

Монархия пыталась приспособиться к складывающимся условиям, но это вызывало недовольство знати. Людовик XVI проводил реформы для свободы капиталистических отношений. Например, в середине 80-х он пошёл на налоговые реформы, которые предусматривали ликвидацию налоговых льгот для дворянства и духовенства. В 1787 году было созвано собрание Нотаблей, на котором генеральный контролер финансов (глава исполнительной власти) предложил ввести единый поземельный налог. Нотабли потребовали его отставки. Был назначен Неккер, который предложил Людовику XVI для поддержки реформ созвать Генеральные штаты, которые не созывались с 1614 года. 5.05.1789 они открылись. Первый конфликт возник по процедурному вопросу, как голосовать.

Первый этап революции: 17 июня 1789 - 5-6 октября 1789

Вторая империя (1852-1870)

После того, как Наполеон III в ходе франко-прусской войны попал в немецкий плен под Седаном (сентябрь ), собравшееся в Бордо Национальное собрание низложило его (сентябрьская революция), и Вторая империя перестала существовать.

Третья республика (1870-1914)

Попытка противостоять немецким войскам, наступающим на столицу Франции, привела к установлению в период с 18 марта по 28 мая 1871 г. власти Парижской Коммуны , которая через 72 дня существования была разгромлена.

В конце XIX в. Франция совершила крупные колониальные захваты , приняв участие в «гонке за Африку », и стала обладательницей второй в мире по величине колониальной империи. Фашодский кризис в 1898 г. поставил Францию на грань войны с Великобританией, но войны удалось избежать. Был создан Французский Индокитай . В 1881 г. Франция установила протекторат над Тунисом , в 1893 г. - над Лаосом , в 1912 г. - над большей частью Марокко .

В 1891 г. было подписано соглашение о создании франко-российского союза . В 1904 г. было подписано соглашение о союзе Франции и Великобритании . Так сложилась Антанта .

Первая мировая война

Межвоенный период

В 1924 г. к власти во Франции пришло новое коалиционное правительство социалистов и радикалов под председательством Эдуар Эррио . В стране начался экономический подъем.

13 мая 1958 г. в Алжире произошел мятеж военных во главе с генералом Жаком Массю , которые требовали передачи власти де Голлю . 1 июня 1958 г. де Голль сформировал новое правительство. В том же году на референдуме была принята конституция Пятой Республики , расширившая права исполнительной власти. Президентом был избран де Голль.

См. также

  • Франция в 2000 году (карточки «Мир будущего»)
  • История Франции (1789-1914)

Примечания

  1. Каталог основных стоянок человека в каменном веке
  2. Здесь приведен наиболее широко употребимый перевод названия города. В некоторых случаях название города переводится Шийак (см. статью Коммуны департамента Шаранта). В отношении названия древней стоянки применяется термин Шийяк (см. статью Европа в каменном веке и труд В. С. Титова)
  3. Отдельные учёные ставят под сомнения рукотворный характер найденных там предметов
  4. Такое название дает БСЭ . По некоторым данным правильное название Гюнцкое
  5. MEMO - Ресурс, посвященный истории (фр.)
  6. «Знание - сила». 1978 год № 3
  7. См. также статью Комбарель
  8. См. также статью Мустьерская культура
  9. Bernard Vandermeersh , " Cro-Magnon (homme de) " в Dictionnaire de la Préhistoire , под ред. André Leroi-Gourhan , Presses universitaires de France , Paris, (фр.)
  10. Например, во французском городе Карнак (фр. Carnac ) 2 935 менгиров растянулись на 4 километра.
  11. Ян Филип . Кельтская цивилизация и её наследие
  12. Здесь приведен наиболее широко употребимый перевод названия деревни. В некоторых случаях название города переводится Ви (см. статью Коммуны департамента Кот-д’Ор)
  13. Одной из важнейших политических сил того времени являлись римляне , из письменного наследия которых современные ученные черпают самые точные сведения о культуре и быте Европы. В римских источниках кельты именуются галлами , а земли, по представлению римлян, занимаемые этими племенами - Галлией . И несмотря на то, что Галлия , границы которой описываются римлянами, значительно обширнее кельтских владений, в современной литературе (особенно, научно популярной) эти понятия принимаются как тождественные.
  14. Французский суд признал участие Франции в Холокосте

Литература

Самую полную библиографию по истории дореволюционной Франции издал в 1888 г. Г. Моно (см.), под заглавием «Bibliographie de l’histoire de France» (ср. Историография во Ф.). Ср. также М. Петров, «Национальная историография во Ф., Германии и Англии» (1861).

Общие сочинения. Simonde de Sismondi, «Histoire des Français» (1821-44); Monteil, «Histoire des Français des divers états»; Michelet, «Histoire de France» (1845-67); H. Martin, «Histoire de France» (1856 sq.); Guizot, «Histoire de France, racontée à mes petits enfants» (1870-75); Rambaud, «Hist. de la civilisation française» и «Histoire de la civilisation contemporaine» (1888); E. Lavisse (в сотрудничестве с целым рядом учёных), «Histoire de France depuis les origines jusqu"à la révolution» (1901 и сл.; труд этот только что стал выходить в свет).

Атлас: Lognon, «Atlas historique de la France» (1888); общие исторические атласы Дройзена, Шрадера и др. В немецкой литературе - E. A. Schmidt, «Geschichte von Frankreich» (1839-49), с продолжением Wachsmuth’a.

Древнейший период - см. Галлия и Галлы . Франкский период - см. Франкское королевство , Меровинги и Каролинги . Феодализм - см. в статье о нём историографию и библиографические указания. Эпоха роста королевской власти - см. Капетинги , Коммуны, Третье сословие, Парламенты, Государственные чины, Столетняя война. Эпоха реформации католической религии и религиозных войн - см. Гугеноты и Реформация . Эпоха королевского абсолютизма - см. Ришельё , Людовики XIII, XIV, XV и XVI.

История Ф. в XIX веке: Грегуар, «История Франции в XIX в.» (1893 и сл.); Рохау, «История Ф. от низвержения Наполеона I до восстановления империи» (1865); Н. Кареев, «Политическая история Ф. в XIX в.» (1901; в этом сочинении подробная библиография всех книг и статей на русском языке).

Эпоха консульства и империи - см. Наполеоновские войны , Наполеон , как полководец. Реставрация - см.