Величина территории и географическое положение. Евразия - это самый большой материк Земли. Она почти в 7 раз больше Австралии, в 2 раза - Африки и больше Антарктиды, Северной и Южной Америки, вместе взятых. Евразия - это 1 / 3 суши планеты - около 53,4 млн км 2 . Континент располагается в Северном полушарии и протягивается с севера на юг на 8 тыс. км через все пояса - от арктического до экваториального. Его протяженность по параллели - 16 тыс. км. Это больше, чем полушарие (почти 200°): материк занимает все Восточное полушарие, а его крайние западная и восточная точки находятся в Западном.

Огромные размеры Евразии определяют многообразие и уникальность ее природы. Ни на одном другом материке нет такого количества природных комплексов, сменяющихся с севера на юг и по мере удаления от побережий.

Очертание берегов. Массив материка настолько велик, что разделяет собой все океаны Земли. Его берега омывают воды всех четырех океанов планеты. Береговая линия Атлантического океана, омывающего западное побережье, сильно изрезана полуостровами и заливами. Вблизи материка много островов и морей (рис. 1, 2). Моря, глубоко вдающиеся в сушу, разделяют части света (Европу и Азию) и континенты (Евразию и Африку).

К северной окраине Евразии прилегает широкий шельф Северного Ледовитого океана. Его береговая линия более плавная. Ее расчленяют на полуострова узкие заливы-губы и Белое море. Окраинными морями Норвежским, Баренцевым (рис. 3), Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским от материка отделены крупные острова и архипелаги.

Рис. 3. Баренцево море

Береговая линия Тихого океана расчленена слабо. Окраинные моря (рис. 4) врезаны в восточное побережье материка широкими контурами. Они отделены от океана дугами и цепями вулканических островов и полуостровов. Южный берег Евразии, омываемый Индийским океаном, протягивается ломаной линией: в океан выступают крупные полуострова - Аравийский (самый большой на планете), Индостан и Малакка . Морей у южной окраины материка только два - Красное и Аравийское (рис. 5).

Конфигурация береговой линии определяет возможности и степень участия океанического воздуха в формировании климата материка.

На природу Евразии влияют окружающие ее континенты. Близких соседей у Евразии два. На юго-западе - Африка, отделенная Суэцким каналом, а на востоке - Северная Америка, отделенная Беринговым проливом. «Мост» протяженностью более 3 тыс. км - величайший островной регион планеты - Большие и Малые Зондские острова (Малайский архипелаг), Филиппинские ост рова - связывает Евразию с Австралией. Дальше всего, отделенные от Евразии океанами, находятся Южная Америка и Антарктида.

Состав территории. Материк Евразия включает две части света - Европу и Азию. Граница между ними условна. Ее проводят по восточному склону Уральских гор, вниз по течению реки Урал до Каспийского моря, по северному подножию Кавказа, Черному морю, проливу Босфор, Мраморному морю, проливу Дарданеллы. Разделение Евразии на две части света сложилось исторически - как следствие заселения и освоения ее территории (различными народами с разных сторон). Но оно имеет и естественнонаучное обоснование. Континент образован в результате объединения литосферных блоков, развивавшихся до этого в разных условиях. После объединения на протяжении миллионов лет он развивается как один природно-территориальный комплекс. Поэтому материк Евразия - это уникальная географическая система: крупная, сложная, но при этом целостная .

На контурной карте проведите границу между частями света, входящими в состав Евразии.

Регионы Европы и Азии. Территория Евразии очень обширна. На этой огромной территории существенные различия имеет не только природа, но и население, а также его хозяйственная деятельность. Для того чтобы лучше изучить это разнообразие, понять его причины и закономерности, проводят регионализацию: в составе большого материка выделяют менее обширные территории - регионы . В один регион объединяются страны, имеющие общие черты географического положения, а также сходство исторического и современного социально-экономического развития. В составе европейской части материка выделяют Северную, Южную, Восточную и Западную Европу . Страны Восточной Европы, занимающие соседское положение по отношению к нашей Родине - Беларуси - объединены в самостоятельный регион Белорусское порубежье. В этот же регион включена и Россия - крупнейшее государство материка, располагающееся в составе обеих евразийских частей света. Азиатская часть материка подразделяется на Центральную, Восточную, Юго-Восточную, Южную и Юго-Западную Азию . Границы между регионами проводят по государственным границам входящих в них стран (рис. 6).

Рис. 6. Регионы Евразии

Список литературы

1. География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Под редакцией Н. В. Науменко/ Минск «Народная асвета» 2011

Краткосрочное планирование по географии

Цель обучения :

Изучить особенности ФГП Евразии, крайние точки, изрезанность береговой линии;

Закрепить умения давать описание географического положения материка по плану;

Развитие умений работать с тематическими и контурными картами.

Цели обучения/

Ожидаемый результат :

Все: могут определять ФГП по плану.

Большинство: демонстрируют правильное применение приемов определения ФГП материка, выделяет скрытие предположения, ориентируются по карте Евразии, работают в группах.

Некоторые: используют знания из разных областей, оценивает значимость полученных знаний и умений, проявляют лидерские качества.

Языковые цели :

физико-географическое положение материка, материк, остров, часть света, пролив.

Предшествующее обучение :

географические координаты, градусная сетка, части света, острова, архипелаг, пролив, залив.

Ход урока

Планируемое

время

(в минутах)

Запланированная деятельность

Оценивание

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Введение

3 мин

4 мин

3 мин

I . Организация учебного процесса

Приветствие

Добрый день, ребята. Добрый день уважаемые гости.

Позитивный настрой

«Круг радости» Слайд 2

За работу на уроке вы будете получать бонусы- киретамы, которые будете собирать на листе «Копилка знаний». Значение слова «киретам» вы узнаете в конце урока.

Также свою работу вы будете оценивать в Листах самооценивания

Актуализация знаний

Прошу обратить ваше внимание на слайд. Что общего между картинками?

Как вы думаете, почему шестой квадрат пустой?

Вот мы и подошли к теме урока.

Что же мы сегодня начнем изучать?

А что вы уже знаете об этом материке?

Прошу вас, используя стратегию

«ЗУХ» заполнить первую колонку таблицу

И еще я добавлю: (с показом на настенной физической карте Евразии)

Здесь горы-великаны -
Тибет, Алтай, Памир,
Альпы и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки - Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Нура.
Лесов многообразие
В родной для нас... Евразии .

А почему в последней строчке такие интересные слова « В родной для нас Евразии»?

Повторение

Вспомните, с чего начинается изучение материка?

Что значит определить ФГП материка?

Для изучения и исследования мы отправимся в экспедицию. Кто знает, что такое экспедиция?

Давайте определим и мы цель нашей экспедиции.

Как вы уже сказали, Евразия большой материк, поэтому исследование его ГП мы будем 4 экипажами на 4-х судах. А итогом нашего исследования станет «Путевой журнал».

Чтобы хоть немного представить себя мореплавателями, наденьте воротники-матроски.

К экспедиции готовятся заранее.

Капитанов просим представить информацию об имени, в честь кого названо ваше судно.

Итак, команды сформированы, морские суда готовы. Что необходимо еще взять с собой?

Итак, пришло время открыть для себя Евразию. В добрый путь!

Берутся за руки, улыбаются

Слушают. Заинтригованы

Берут листы самооценивания

Определяют общее.

(картинки относятся к уже изученным материкам)

(в этой группе картинок не хватает шестого материка- Евразии)

Отвечают (Будем изучать Евразию)

Дают ответы

Заполняют таблицу.

Озвучивают ответы

(-Потому, что мы живем на этом материке.)

Отвечают (С определения физико-географического положения)

Называют пункты плана определения ФГП материка

Отвечают (Экспедиция — путешествие со специально определённой целью — научной или военной.)

(Изучить ГП Евразии, доказать, что Евразия - величайший массив суши)

Надевают воротники-матроски, согласно расцветке экипажа

Капитаны дают информацию по опережающему заданию и демонстрируют продукт поисковой работы (реферат, заметка на стенд в кабинет географии, брошюра, презентация)

(карты, атласы)

Замечательные пожелания. Я думаю, что удача вам улыбнется

Молодцы! Быстро справились.

Получают «Киретамы»

Словесное поощрение. Получают «Киретамы»

Словесное поощрение.

Замечательно Получают (киретамы)

Получают (киретамы)

Словесное поощрение. За ответы получают «киретамы»

В ходе всего урока по выполнению заданий экипажи получают бонусы-киретамы

Словесное поощрение учащихся за организованность к работе в группах (в экипажах)

Капитаны получают «киретамы» за представленную информацию об исследователях Евразии

Наличие бейджиков с именами учащихся

«Киретамы», картинки «Копилка знаний» листы самооценивания

Слайд 3 с картинками относящимся к изученным материкам

Слайд 4 с представлением темы урока

Бланки с таблицей «ЗУХ»

Слайд 5 (объяснение слова «экспедиция»)

Слайд 6 (цели урока)

Слайд 7. Держатели с картинками морских судов

Наличие воротников-матросок

Держатели с названиями с морских судов

Слайды 8-11 + презентация с изображением Н.М. Пржевальского (Прокопенко Г.) П.П.Семенов-Тянь-Шанский (Сериков Т.), Ш.Уалиханов Ресурс «Видеоколлекция» Знаменитые путешественники

(Сыздыкова С.),

Атласы 7 класс

Презентация

Сопровождает каждый этап урока

Смотрят, читают со слайда

Основная часть

8 мин

12 мин

10 мин

1. Актуализация знаний учащихся

Как я уже говорила нам надо предоставить доказательную базу по исследованию Евразии экипажами, которая будет фиксироваться в «Путевом журнале» на доске

1 этап экспедиции «Географическое положение Евразии»

Капитаны получите задания первого этапа экспедиции. Изучите в экипажах задания. О готовности экипажа к презентации оповестите хлопком.

Презентация работ экипажей первого этапа экспедиции

Проверка ответов

2 этап экспедиции «Береговая линия Евразии»

Капитаны получите конверты с заданиями второго этапа экспедиции.

Презентация работ экипажей второго этапа экспедиции

3 этап экспедиции «Рекорды материка»

Капитаны получите конверты с заданиями третьего этапа экспедиции.

Презентация работ экипажей третьего этапа экспедиции

Учащиеся нацелены на работу в группах

Выполняют задание, используя атласы. Записывают на листах Путевого журнала

Определение спикера для представления работы

Спикеры дают ответ и прикрепляют свою страницу с выводом на доску.

Работают с контурными картами предложенных территорий. Каждый экипаж выполняет свою часть работы в экипажах

Работа в паре, представление выступления с показом заданных объектов на карте

Работают с текстом. Находят соответствующую информацию к своему заданию

Получение «киретамов» за презентацию работ

Получение «киретамов» за презентацию работ

Эскиз «Путевого журнала» на доске

Конверты с заданиями прикрепленные на «Путевом журнале»

Приложение 1

«Киретамы»

Приложение 2. Заготовки с номенклатурой, клей

Приложение 3

Текст. Заготовки с неоконченным предложениями

Закрепление

Выполните тест

Выполняют тест

Домашнее задание

(Слайд)

Всем: § 14, выучить номенклатуру

Творческое: Продолжить список «Рекорды Евразии»

Записывают Домашнее задание

Слайд 16 с домашним заданием

Рефлексия

5 мин

Рефлексия

Вот и завершилась наша экспедиция. Прошу вас используя стратегию

«ЗУХ» заполнить оставшиеся графы таблицы

Кто желает озвучить свой ответ?

Таблицы «ЗУХ» сдайте капитанам.

Вернемся к целям урока. Достигли ли мы поставленных целей?

Завершите заполнение оценочных листов: как чувствовал себя на уроке и подведите итог вашей работе.

Подсчитайте ваши полученный «киретами». Сумма киретамов дает право на получение сертификата

За активную работу хочу вас поблагодарить «сухим пайком»

Пришло время раскрыть значение слова «киретам». Ваши предположения. «КИРЕТАМ- МАТЕРИК»

Наш урок закончен. Всем спасибо за урок!

Учащиеся заполняют таблицу «ЗУХ».

Комментарии к ответам

Дают ответы

Подсчет заработанных киретамов экипажами. Экипажи получают сертификаты разных степеней

Высказывают свои варианты ответов

Словесное поощрение работы

Словесное поощрение

Определение победителей по количеству набранных «киретамов» для получения сертификатов и сюрприза.

Сертификаты I, II, III, IV степени

Слайд 17 с расшифровкой слова «КИРЕТАМ»

Дополнительная информация

Дифференциация

Как вы планируете помогать учащимся?

Какие задания вы планируете давать более способным ученикам?

Оценивание - как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?

(обобщенная информация/идея оценивания)

Межпредметные связи

Наводящие вопросы. Консультация.

Разноуровневые задания на этапах

Стратегия «ЗУХ», формативное оценивание, лист самооценивание

Русская словесность, математика, логика

Рефлексия

Были ли цели обучения/урока достижимыми?

Чему сегодня научились учащиеся

Какой была атмосфера обучения?

Хорошо сработал ли мой дифференцированный подход к работе?

Уложился ли я в график?

Какие изменения я хотел бы внести в свой план и почему?

Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку.

Ответьте на вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике.

Итоговое оценивание

Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения).

Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения).

Приложение 1

Задания первого этапа экспедиции

1 экипаж: Изучите положение Евразии относительно экватора, нулевого меридиана, северного тропика, северного полярного круга. Дополните предложения:

Евразия относительно экватора лежит в __________________________ полушарии. Нулевой меридиан пересекает материк на _________________, значит материк находится и в ________________ и в _______________ полушариях. Большая часть Евразии лежит в ______________________ полушарии. Материк __________________ северный тропик и северный полярный круг, значит, Евразия находится во всех _________________ поясах северного полушария.

2 экипаж: Определите крайние точки Евразии и их координаты. Дополните предложения.

Крайней северной точкой материка является мыс ________________, его координаты ______________. Точка расположена в государстве _________.

Крайней южной точкой Евразии является мыс _________________, с координатами _____________. Она расположена в государстве _____________.

Крайней западной точкой Евразии является мыс _______________, с координатами _______________. Она расположена в государстве ____________.

Крайней восточной точкой Евразии является мыс ______________, с координатами ________________. Она расположена в государстве ____________.

3 экипаж: Рассчитайте протяженность Евразии с севера на юг (1°=111 км), с запада на восток (1°= 80 км). Дополните предложения.

Протяженность материка с севера на юг составляет________________________ км, что указывает на _________________ размеры. Протяженность с запада на восток______________ км, что заметно отражается на ___________________________ условиях.

4 экипаж: Определите месторасположение Евразии по отношению других материков. Дополните предложения.

Евразия ближе всех расположена к материку ___________________. От него отделена ________________________ проливом, а так же ______________ морем, ____________________ каналом и ______________________ морем. На востоке Евразию от материка________________ отделяет _______________________ пролив.

Приложение 2

Задания второго этапа экспедиции

1 экипаж: Изучите предложенную часть береговой линии Евразии. Подпишите океан, Норвежское море (самое большое по площади), острова Новая Земля, полуострова Таймыр. Сопроводите свой ответ показом объектов на настенной карте Евразии.

2 экипаж: Изучите предложенную часть береговой линии. Подпишите океан, Филиппинское море (самое большое по площади), Японские острова, полуострова Индокитай. Сопроводите свой ответ показом объектов на настенной карте Евразии.

3 экипаж: Изучите предложенную часть береговой линии. Подпишите океан, Аравийское море (самое большое по площади), остров Шри-Ланка, полуостров Аравийский (самый большой в мире). Сопроводите свой ответ показом объектов на настенной карте Евразии.

4 экипаж: Изучите предложенную часть береговой линии. Подпишите океан, Средиземное море, остров Великобритания, Пиренейский полуостров. Сопроводите свой ответ показом объектов на настенной карте Евразии.

Приложение 3

Прочитайте текст. Заполните пропуски в бланках.

Евразия — самый большой континент на Земле, площадь — 53,893 млн. км², что составляет 36 % площади суши. Население — более 4,947 млрд. (2010), что составляет около 3/4 населения всей планеты. Это единственный континент на Земле, омываемый четырьмя океанами: на юге — Индийским, на севере — Северным Ледовитым, на западе — Атлантическим, на востоке — Тихим. В Евразии находятся самые высокие горы на Земле — Гималаи (инд. Обитель снегов), а евразийские горные системы Гималаев, Тибета, Гиндукуша, Памира, Тянь-Шаня и др. образуют самую большую горную область на Земле. Джомолунгма (Эверест) — высочайшая вершина мира, высота 8848 метров. Здесь же находиться и самая низкая точка суши- впадина Мертвого моря (-405 м). В Евразии расположено самое глубокое озеро на Земле - Байкал, его глубина 1642 м. Самый большой полуостров — Аравийский. Согласно книге рекордов Гиннеса самым влажным местом на Земле является город Черрапунджи (12000мм), расположенный на северо-востоке Индии. На стыке Европы и Азии расположено самое большое на Земле бессточное озеро - Каспийское море, называемое так из-за огромных своих размеров. В Евразии находиться самая большая страна мира - Россия, самый густонаселенный город на Земле - Сеул (Корея).

1. Самый большой континент на Земле ______________________________________________________________________________________________

2. Самые высокие горы на Земле____________________________________________________________________________________________________

3.Самый высокий горный пик в мире ________________________________________________________________________________________________

4. Самая низкая точка суши ________________________________________________________________________________________________________

5. Самое глубокое озеро на Земле ____________________________________________________________________________________________________

6. Самый большой полуостров ______________________________________________________________________________________________________

7. Самое влажное место на Земле ____________________________________________________________________________________________________

8. Самое большое на Земле бессточное озеро __________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Лист самооценки

Фамилия Имя____________________________________________________________________________________________________________________

Уверенно

«3» балла

Сомневался

«2» балла

Было трудно

«1» балл

Отвечал на вопросы учителя

Задания 1 этапа экспедиции

Задания 2 этапа экспедиции

Задания 3 этапа экспедиции

На уроке чувствовал себя

Тестирование

Моя оценка

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РАЗДЕЛ II . Материки, океаны и страны мира ЕВРАЗИЯ Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРАЗИИ. Практическая работа № 4 «Определение физико-географического положения материка по физической карте. Оформление Ф.Г.П. на к/ к.» учитель географии ГОУ СОШ №406 Тырнова Т.В.

Общая характеристика Евразии. S = 55 млн.км

S = 55 млн.км А З И Я Европа

Самая высокая точка материка г.Джомолунгма (Эверест 8848м.) Самое глубокое озеро Байкал

7 495 м. 8848м. 5642м. Пик Коммунизма Эльбрус Джомолунгма

На формирование природы материка огромное влияние оказывает его географическое положение. Географическое положение – это положение относительно экватора. начального меридиана, тропиков, и полярных кругов. Протяженности по широте и долготе. Положение относительно океанов и других материков.

Последовательность изложения физико-географического положения (Ф.Г.П) материка, по плану. (используйте приложение на стр.334 учебника) - Кроме практической работы на к/ к, учащийся должен сдать зачет ФГП материка устно, демонстрируя рассказ по карте!!!

ЗАПИШИТЕ в тетрадь!!! Относительно экватора, материк Евразия находиться полностью в Северном полушарии. Относительно «О» меридиана большая часть лежит в Восточном полушарии…… Материк на юге пересекается северным тропиком (тропик Рака). На севере материк пересекает Северный Полярный круг. I этап Практической работы по к/карте. Расположение материка относительно важнейших линий градусной сети: экватора, «0» меридиана (до 180 д.), тропиков, полярных кругов.

экватор «о» меридиан Тропик Рака Северный полярный круг Найди в атласе…….обозначь на к/ к.

II этап Практической работа по к/карте. Определение крайних точек материка. Последовательность действий: - Найдите самые крайние точки материка на физической карте,а затем и на к/ к. - Крайнюю точку обозначьте - подписав ручкой. - В условных обозначениях укажи координаты найденной вами точки.

Мыс Челюскин Мыс Пиай Крайние точки: Северная–м.Челюскин(?) Южная – м. Пиай (?) Восточная –м. Рока (?) Западная – м.Дежнева (?)

Определение протяженности материка: в градусах и километрах……… Последовательность действий: а) Протяженность с З В, по 40 с.ш. = ______________ - вычислить величину отрезка в градусах =_________ - перевести градусы в километры =_________ ВСПОМНИ, что величина дуги 1 градуса по Экватору = 111км. , а по 40 параллели = ___________.

Последовательность действий: б) Протяженность с Ю С, по 100 в. д.= ____________ - вычислить величину отрезка в градусах =_________ - перевести градусы в километры =________ ВСПОМНИ, что величина дуги 1 градуса по «о» меридиану = 111км. , а по 100 меридиану =_______.

Мыс Челюскин Мыс Пиай Крайние точки: Северная–м.Челюскин(?) Южная – м. Пиай (?) Восточная –м. Рока (?) Западная – м.Дежнева (?) Подпиши расстояния……..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока...

Географическое положение и история исследования материка «Евразия».

Учитель: Дёмин Алексей СергеевичУМК: География материков и океанов. В двух частях. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М: «Русское слово» 2010.Класс: 7Тема урока: Географическое положение и история...

Модуль для изучения географического положения материка Евразия

Материал может быть использован для организации самостоятельной работы учащихся при изучении темы "Евразия. Географическое положение"...

♦ Площадь - около 53400000 км2, в том числе острова - почти 2750000 км2 (первое место в мире).

♦ Длина береговой линии - около 100 тыс. км.

♦ Население - 3550000000 человек (72% населения мира), в Азии живет 3825 млн человек, в Европе - 724 млн.

♦ Средние высоты - 840 м.

♦ Крайние точки материка:

Северная - мыс Челюскин (77 ° 43 "с. Ш., 104 ° 18" в. Д.), п-ов Таймыр;

Южная - мыс Пиай (1 ° 16 "с. Ш., 103 ° 30" в. Д.), на юге п-ва Малакка, Малайзия;

Западная - мыс Рока (38 ° 47 "с. Ш., 9 ° 34" з. Д.), Пиренейский п-ов, Португалия;

Восточная - мыс Дежнева (66 ° 05 "с. Ш., 169 ° 40" з. Д.), Чукотский п-ов.

♦ Максимальная температура-53,9 ° С, Тират Тсвы (Израиль).

♦ Минимальная температура-= -68 ° С, Оймякон (Россия).

♦ Максимальное количество осадков - 11430 мм, Черапунджи (Индия).

♦ Минимальное количество осадков - 46 мм, Аден (Йемен).

Евразия является крупнейшим континентом Земли, который занимает более трети суши и делится на две части света - Европу и Азию.

Материк имеет несколько вытянутую форму - с севера на юг наибольшая длина составляет 8 тыс. км, а с запада на восток - 16 тыс. км. Узкой частью Евразии является западная, внутри материк расширяется, особенно в южном направлении.

Большая территория материка расположена в Восточной и Северной полушариях, но его западные и восточные окраины находятся в Западной, а часть островов - в Южном полушарии.

Евразия - единственный материк, омывают все четыре океана - Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Океаны и их моря глубоко вдаются в материк и расчленяют его окраины. Больше расчленена территория Европы, особенно ее западная часть, которую омывает Атлантический океан. У европейских берегов расположены острова Великобритания и Ирландия. Между Норвежским и Баренцевым морями расположен крупнейший полуостров Европы - Скандинавский.

Восточные берега Евразии омывает Тихий океан. Вдоль тихоокеанского побережья вытянутые острова и полуострова, отделяющие его моря от самого океана. Три крупнейших полуострова Евразии - Аравийский, Индокитай и Индостан - омываются Индийским океаном.

Евразия - величайший материк земного шара. Он занимает 1/3 всей суши планеты. Огромные размеры и сложное строение земной коры создают неповторимые по разнообразию природные условия.

Географические рекорды материка

В Евразии находится самая высокая гора Земли - Джомолунгма (Эверест), самая большая горная система по площади - Тибет, самый большой полуостров - Аравийский, самая большая географическая область - Сибирь, самая низкая точка суши - впадина Мертвого моря.

Евразия - самый высокий материк на Земле, его средняя высота - около 830 метров. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 километров.

Рельеф Евразии чрезвычайно разнообразен, на нем находятся одни из самых больших равнин и горных систем мира: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Тибетское нагорье.

В Евразии находятся самые высокие горы на Земле - Гималаи, с высочайшей вершиной мира - горой Джомолунгма.

Рис. 4. Джомолунгма

Евразийские горные системы Гималаев, Тибета, Гиндукуша, Памира, Тянь-Шаня и др. образуют самую большую горную область на Земле. Это часть Евразии отличается большой активностью земной коры.

Рис. 5. Рельеф Евразии ()

Чем же объяснить разнообразие рельефа Евразии? Это результат взаимного действия внутренних и внешних рельефообразующих процессов.

Территория Евразии, как мозаика, составлена из платформенных блоков, соединенных разновозрастными складчатыми поясами. Самые древние - Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская и Южно-Китайская платформы.

Равнины и горы, созданные внутренними силами, постоянно изменяют свой рельеф под влиянием внешних сил.

Формы рельефа, созданные реками, распространены на материке повсеместно: склоны гор расчленены ущельями и каньонами, поверхности плато - террасами.

Речными наносами - аллювием - сложены крупнейшие равнины Евразии - Великая Китайская, Индо-Гангская, Месопотамская, Западно-Сибирская.

Рис. 6. Месопотамская низменность

На юго-востоке и юго-западе Евразии - п-ве Индокитай, в Средиземноморье, на Кавказе широко распространены карстовые формы. Известняки, слагающие поверхность, растворяются просачивающейся в толщу пород водой. И на поверхности возникают бездонные пропасти, а глубоко под землей - пещеры, перегороженные частоколами сталагмитов и сталактитов.

Домашнее задание

Прочтите § 43. Выполните практическую работу:

В контурной карте, используя карту атласа и текст лекции, нанесите объекты береговой линии материка.

Список литературы

Основна я:

География. Земля и люди. 7 класс: учебник для общеобраз. уч. / А. П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. Серия «Сферы». - М.: Просвещение, 2011. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас. Серия «Сферы». - М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная:

1. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. - М.: Просвещение.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А. А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. - 284 с.

2. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И. А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

3. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

4. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. - М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2005. - 160 с.

1.Русское географическое общество ().

2. Российское образование ().

3. Журнал "География"().

4. Географический справочник ().