Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа № 51»

Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв Анатолий Иванович,

учитель высшей категории, ветеран труда

ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Вы находитесь в прекрасном возрасте, когда каждый день приносит что- то новое и неожиданное. Вы открываете для себя новые интересные книги и фильмы. Вы начинаете видеть многое по-новому. Окружающий мир и люди раскрываются вам с неожиданной стороны. Вы начинаете делать радостные открытия и в учёбе, и в личной жизни. Вы начинаете на основе традиционных норм выстраивать отношение к себе, другим людям, стране, а которой вы живёте. Такие понятия, как Отечество, малая родина, родная земля, родной язык, семья, дом , начинают наполняться для вас конкретным содержанием и смыслом.

У вас не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодолении трудностей, так же как сила мышц - в преодолении тяжестей.

В этом возрасте возникает интерес к противоположному полу, приходит пора первой влюблённости. Вы впервые начинаете задумываться о выборе жизненного пути, о своей будущей профессии.

Ваши ровесники добиваются результатов в большом спорте во взрослых соревнованиях и часто получают звания мастеров спорта и мастеров спорта международного класса.

И вам тоже может захотеться стать взрослыми сразу, в один день.

И не нужно забывать, что в этот период и появляется реальная опасность попасть под влияние идеологии насилия и экстремистского мышления и быть вовлечённым в террористическую деятельность.

Вовлечению в террористическую деятельность часто способствует пропаганда мнимой привлекательности этого шага, в основе которой лежит формирование некоторых ложных представлений о терроризме. Среди них возможны следующие:

    сила и мощь террористов, широкая известность их деяний. Но все их силы направлены на гибель ни в чём не виновных людей и разрушение жизни общества, а на их деятельности лежит клеймо преступления;

    чувство товарищества и надёжной самодостаточности в группе террористов. Но террористы делают из подростков смертников, одурманивают их наркотиками;

    радостное возбуждение от принятия новой роли и новой жизни: ты уже взрослый, тебе доверяют и ты всё можешь. Но бандиты, усердно разыгрывая роль старших мудрых товарищей, посылают подростков на смертельно 156 опасные операции, в которых жизнь может оборваться в любую минуту и взрослым можно уже никогда не стать.

Поэтому и стать совсем взрослым в один день, приняв решение заняться террористической деятельностью, нельзя. Тот, кто решает стать террористом, навсегда лишает себя очень многого важного и ценного. Вы живёте в семье, имеете возможность нормально общаться с окружающими, у вас образуются связи с друзьями и знакомыми. Террорист, как правило, рвёт связи с семьёй, ему нельзя появляться дома из-за постоянной угрозы ареста. У него нет друзей, у него есть только сообщники.

Вам необходимо запомнить, что взрослость приходит к человеку постепенно, в процессе его социального развития, формирования у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых:

    стремление к познанию окружающего мира и себя в нём;

    любовь к своему Отечеству;

    уважительное отношение к истории, культуре, традициям своего народа;

    формирование способностей к труду и самодисциплине;

    стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относящимся к мнению и образу жизни окружающих;

    научиться жить в согласии с собой и окружающими;

Возрастает потребность личности в знаниях и умениях адекватно реагировать на опасности, возникающие в процессе повседневной жизни, и в обеспечении защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства. При этом принято считать, что:

    интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина;

    интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;

    интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Поскольку Российская Федерация является родиной для многих национальностей, важно любить культуру, ценить самобытность, уважать обычаи других народов России, как своего собственного. 1 сентября 2009 г. в своём обращении к школьникам Президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал:

«Современный человек - образованный, с уважением и интересом относящийся к взглядам и убеждениям других людей. Но, кроме необходимых личных качеств, важнейшим условием успеха является мир и порядок в нашем общем доме - России. Нас более 140 миллионов. Мы очень разные... Мы... все вместе образуем единый многонациональный народ».

Террористы и сепаратисты всех мастей своей преступной деятельностью хотят расколоть единство народов России, складывавшееся веками. Как подчёркивает Президент Российской Федерации: «Находятся те, кто стремится поссорить народы между собой ради достижения собственных, своих корыстных интересов. Но им не удастся достичь своих целей. Мы - сильнее. Потому что дружба и добрососедство сильнее зла и сильнее ненависти».

Нравственная позиция в формировании антитеррористического поведения

Террористы стараются вовлечь в свою деятельность в первую очередь тех подростков, которыми легко манипулировать. А манипулировать легче всего людьми, не имеющими убеждений и нравственной позиции.

Человек создан для благополучной, счастливой и долголетней жизни, которая ни при каких условиях не может быть совместима с террористической деятельностью, так как она бесчеловечна и преступна, и, следовательно, безнравственна. Профилактика вовлечения в террористическую деятельность и формирование антитеррористического поведения личности тесно связаны с вашей нравственностью. В Словаре С. И. Ожегова нравственность трактуется как правила, определяющие поведение человека в обществе, а также выполнение этих правил. Каждому из вас необходимо выработать такие правила, определяющие ваше поведение в обществе.

Выработка правил поведения предполагает следование определённым жизненным ориентирам . К ним можно отнести:

    чётко сформулированную цель жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

    стремление быть хозяином своей жизни;

    стремление получать от каждого прожитого дня хотя бы маленькие радости;

    развитие чувства самоуважения;

    регулярные занятия спортом в секции или во дворе;

    чувство оптимизма;

    отрицательное отношение к употреблению наркотиков и антиобщественному поведению;

    формирование антитеррористического поведения.

Многие из перечисленных ориентиров вы, конечно, знаете и следуете им. Необходимо, чтобы так было всегда.

Поскольку на современном этапе развития страны постоянно возрастают угрозы проявления терроризма и распространения наркотиков, то, следовательно, возрастают внешние факторы риска для жизни и здоровья человека. Возрастает отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

В связи с этим постоянно возрастает потребность личности, общества и государства в обеспечении защищённости своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз, в том числе от последствий террористической деятельности, незаконного распространения наркотиков и от отрицательного влияния человеческого фактора.

Таким образом, каждому необходимо выработать нравственную позицию, придерживаясь которой вы сможете успешно противостоять вовлечению в террористическую деятельность.

Отметим основные качества, которые делают человека более защищённым от влияния идеологии насилия и экстремистского мышления:

    ответственность, т. е. вы отвечаете за своих братьев, сестёр, своих друзей;

    исполнительность, т. е. вы способны исполнить всё, что обещали своим родителям и друзьям;

    сила воли, которая проявляется в убеждённости в том, что тебя никто не уговорит делать то, что запрещено законом.

Антитеррористическое поведение зависит от индивидуальных особенностей личности и предполагает постоянное самовоспитание и самообразование, направленное на формирование нравственных принципов и убеждений, жизненных ценностей и норм поведения в соответствии с правовыми установками.

К таким принципам и нормам поведения относятся:

    твёрдое убеждение в том, что террористическая деятельность во всех видах её проявления является бесчеловечной и преступной; а участие в террористической деятельности ни при каких условиях не может обеспечить вам благополучную жизнь, следовательно, она бессмысленна; любой участник террористической деятельности будет найден и понесёт заслуженное наказание;

    знание правил безопасного поведения при угрозе террористического акта для снижения вероятности стать его жертвой и минимизировать его отрицательные последствия, а также снизить чувство безысходности, неизбежности, страха перед террористами.

    формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Если вы хотите прожить благополучную жизнь, ваша нравственная позиция непременно должна включать отрицательное отношение к употреблению наркотиков.

Природа наделила человека уникальными возможностями для благополучной жизнедеятельности. Его органы и системы могут испытывать нагрузки и выдерживать напряжение примерно в 10 раз больше, чем те, с которыми человеку приходится сталкиваться в повседневной жизни.

Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, повседневного поведения, привычек, приобретаемых им, умения разумно распоряжаться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству.

К сожалению, нередко бывает, что человек ещё в школьные годы приобретает вредные привычки - пристрастие к курению, алкогольным напиткам и даже к наркотикам.

В настоящее время, по мнению специалистов здравоохранения, пристрастие к курению и употреблению алкоголя считается разновидностью наркомании, так как механизмы возникновения зависимости и последствия употребления схожи с механизмами и последствиями употребления наркотических веществ. Более того, отмечено, что алкоголь и курение выступают катализаторами (ускорителями) при формировании наркозависимости.

Наркотическая зависимость - это непреодолимая потребность человека в приёме наркотика.

В результате употребления наркотиков организм как бы настраивается на их приём и включает их в свои биохимические процессы. Постепенно ряд функций организма, которые до приёма наркотиков обеспечивались веществами, вырабатываемыми самим организмом, начинают выполнять наркотики, что приводит к формированию зависимости от наркотика, потребностью в непрерывном его приёме.

Ещё раз подчеркнём, что такие привычки, как курение, употребление спиртных напитков и пива, - разновидность наркомании, а наркомания - неизлечимое заболевание, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотики. Борьба с незаконным употреблением наркотиков ведётся во всём мире. В нашей стране в 1998 г. был принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», в котором установлен запрет на приём наркотиков без назначения врача. Но все эти меры будут малоэффективны, если в среде подростков и молодёжи не будет сформирована культура жизни без наркотиков.

Для противостояния наркомании всему нашему обществу, и особенно молодому поколению, необходимо в первую очередь принять за основу ряд положений как истину, не подлежащую сомнению.

Наркомания - это трудноизлечимое заболевание, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотические вещества.

Наркомания как заболевание начинает развиваться, как правило, после первого употребления наркотического вещества.

Человек, предлагающий тебе наркотик, - враг твоего здоровья, так как он ради своей наживы за твои же деньги отбирает у тебя здоровье.

Профилактика наркомании - это профилактика первой пробы наркотика и четыре правила «Нет!» наркотикам.

Правило первое. Постоянно вырабатывайте в себе твёрдое «Нет!» любым наркотическим веществам в любой дозе, какой бы малой она ни была, в любой обстановке, в любой компании.

Правило второе. Ищите источники радости в выполнении повседневных дел и занятий, а не в наркотиках. Всегда говорите «Нет!» плохому настроению.

Правило третье. Умейте выбирать себе друзей и товарищей среди сверстников. Выработайте в себе твёрдую установку: «Нет!» для тех сверстников и той компании, где приём наркотиков - дело обыденное.

Правило четвёртое. Скажите твёрдо «Нет!» своей стеснительности и неустойчивости, когда предлагают попробовать наркотик. Помните: жизнь дороже, а закон на вашей стороне.

Профилактика террористической деятельности

Для профилактики террористической деятельности необходимо твёрдо сформировать ряд убеждений:

    терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;

    любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;

    террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;

    любая террористическая деятельность губительна для самих её участников (террористов и их пособников), так как ставит их вне закона и мешает жить нормальной человеческой жизнью.

Формирование системы антитеррористического поведения должно быть основано на осознанном соблюдении норм и правил поведения в нашем обществе в соответствии с Федеральными законами и другими нормативно правовыми актами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности - надёжная защита от пагубного влияния различных экстремистов, проповедующих идеологию насилия.

Чтобы прожить полноценную и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого важно научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам мнимых ценностей и преступных идеалов терроризма.

Как формируется антитеррористическое поведение

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.

Необходимо отметить, что абсолютно безопасной жизнедеятельности человека не существует, а в настоящее время обозначилась тенденция возрастания опасностей природного, техногенного и социального характера. В обществе возникает напряжённость в связи с угрозой терроризма и незаконным распространением наркотиков, снижается уровень защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства. В то же время анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства.

Культура безопасности жизнедеятельности - система взглядов человека и общественных ценностей, обеспечивающих безопасное поведение личности и защиту общества от угроз и опасностей во всех сферах.

Культура безопасности жизнедеятельности содержит нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном проживании.

Для сформирования антитеррористического поведения каждому из вас необходимо выработать определённые знания. Отметим основные из них:

- знать организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации;

- знать о государственных мерах противодействия терроризму в Российской Федерации.

(В разделе «Приложение» приводятся извлечения из Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ.)

Кроме того, важно развить личные духовные и физические качества, способствующие снижению вероятности вовлечения в террористическую деятельность и формированию индивидуальной системы здорового образа жизни. Указанные качества будут способствовать формированию вашей социальной зрелости.

Социальная зрелость человека определяется: завершённым образованием, приобретением стабильной профессии, экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершеннолетием, способностью создать прочную семью. Все эти условия, требующие высокого уровня самосознания и ответственности за свои решения и поступки, начинают формироваться в 12-13 лет и развиваются в процессе повседневной жизни при общении с родителями, со взрослыми, в первую очередь с педагогами в процессе обучения, со сверстниками, а также во взаимоотношении с обществом.

Для социального созревания особое значение имеет семья и общение с родителями. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют ваш жизненный путь. Семья обеспечивает вашу подготовку к общественной и трудовой деятельности, к ведению семейного хозяйства и планированию семейного бюджета, прививает вам культуру общения, организации досуга, служит примером воспитания детей в семье.

Ваши взаимоотношения с родителями и взрослыми должны пробуждать у вас желание проверить свои возможности, выяснить свои сильные и слабые стороны, научиться добиваться успеха и уделять внимание реальным проявлениям взрослости (воспитание ответственности, определение своих обязанностей, умение строить взаимоотношения с окружающими).

Научитесь строить взаимоотношения со своими сверстниками. Общение с ровесниками, групповые игры и т. п. вырабатывают у вас необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Ориентируясь на товарищей, подражая им, вы воспитываете в себе те качества, которые особенно ценятся вашими сверстниками. Рост влияния сверстников с возрастом проявляется, прежде всего, в том, что увеличивается время, проводимое вами среди ровесников, по сравнению с временем, проводимым с родителями.

В подростковом возрасте не просто увеличивается объём знаний, но и расширяется умственный кругозор человека. Появляется потребность в осознании жизни не как разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определённый смысл и направление. Поэтому в данном возрасте необходимы правовые знания, определяющие границы дозволенного во взаимоотношениях человека и общества. Эти знания позволят каждому избежать правонарушений, которые совершаются случайно, за «компанию», и не стать преступником.

Это одна из важных составляющих культуры безопасности жизнедеятельности: научиться жить в данном обществе, в данное время, соблюдая принятые в нём нормы и правила поведения. Реализуется это направление выработкой у себя глубокого убеждения в отрицательном отношении к антиобщественному поведению. Это сегодня очень актуально.

Моральные качества человека представляют собой сочетание его внутренних устоев, ценностей и мировоззрения, которые и определяют в нём самодостаточную личность. Эти характеристики, присущие каждому человеку, выражаются внешне через поступки, действия и отношение ко всему, что окружает человека в этом мире. По моральным качествам общество принимает каждого, оценивая его исходя из конкретных критериев.

Типы моральных качеств:

  • «разрешено»;
  • «запрещено»;
  • «необходимо».

Тип «разрешено» включает в себя те качества человека, для которых характерно соответствие его внутренних устоев и правил с определенными нормами поведения и отношения к личности. Такие моральные нормы, одобряемые и поощряемые обществом, даже находят своё отражение во многих законах различных государств. К такому типу моральных качеств относятся: совесть, достоинство, честь, справедливость.

Для типа «запрещено» характерна отрицательная и, во многих случаях, негативная реакция общества на поведение индивидуума или группы лиц. Социум не принимает такое поведение, потому что оно опасно для всех: и человека, и общества. За нарушение таких порядков и правил предусмотрены определённые ограничения и даже лишения свободы, указанные в законах стран. Негативными характеристиками личности являются: обман, злость, зависть, наглость.

К типу «необходимо» относятся моральные черты, не соответствующие внутренним правилам человека, но которые вынуждают его поступать каким-то особым образом, высоко оцениваемым обществом. Порой бывает так, что некоторые моральные устои в обществе заставляют поступать человека вразрез им, что приводит к осуждению его действий или наказанию за такие поступки. К этому типу можно отнести такие качества как ответственность, аккуратность, долг.

Основные моральные качества личности

Каждому человеку в жизни приходится осуществлять свой моральный выбор: сделать что-то хорошее или поступить неправильно, но добиться какого-либо результата. Это постоянная борьба общественных ценностей с внутренним миром каждой отдельной личности. Всё самое основное из моральных качеств закладывается человеку с рождения, когда он начинает понимать и чувствовать отношение к себе своих родителей, потом друзей, сверстников и воспитателей, учителей, при просмотре фильмов, чтении книг и так далее.
Благодаря всему этому многообразию информационных источников и накапливается всё то сложное и многогранное в человеческом поведении, которое он для себя выстраивает в течение жизни. Одинаковых людей не бывает, у каждого есть свой характер, отношение к жизни, её ценностям и у каждого имеется свой индивидуальный взгляд на окружающий мир.


Несмотря на то, что у каждого человека есть свои черты характера и темперамент, всё же существуют определённые моральные качества, по которым и оцениваются люди обществом.

Положительные черты характера:


Плохие моральные черты личности


Заключение и выводы

Список можно продолжать бесконечно, мы рассмотрели лишь те моральные качества человека, которые должны характеризовать его как полноценную личность.

Несмотря на всё многообразие и сложность характера и поведения человека, общество, в котором он живёт, накладывает свой отпечаток на него. Многие ценности, обычаи и традиции, передаются через поколения, сохраняя и дополняя образ идеального с точки зрения морали человека. И всё же эталоном личности, с высокими моральными устоями, будет являться не тот, у которого отсутствуют плохие черты характера, а тот, кто умеет отличать настоящее добро от зла и жить в гармонии с обществом, его ценностями и, прежде всего, в мире и согласии с собой, сохраняя именно те высокие человеческие черты характера, которыми и славится настоящая, сильная и уникальная личность.

Значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения ОБЖ – LOGO 10 класс www.avk.40424s001.edusite.ru Автор: Коробков А.В. – преподаватель ОБЖ МБОУ СОШ №1» г. Жиздры 2014 г. Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Нравственные позиции человека характеризуют его внутренние духовные качества и основаны на нравственных ценностях, которыми он руководствуется в жизни. Нравственное развитие человека происходит в процессе его жизнедеятельности в обществе и выражается в способности оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, государству, Отечеству на основе принятых в государстве и обществе норм, законов и правил поведения. www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Террористы очень любят использовать в своих целях подростков и молодёжь. Они хорошо понимают, что некоторые подростки относятся к войне как игре, где убивают кого угодно, но только не их самих. Террористы охотно воздействуют на психику подростков, убеждая их, что сражаются с силовыми структурами за самые благородные цели. Всё, что говорят террористы, в лучшем случае полуправда, с помощью которой они маскируют грубую, циничную ложь. Они могут оказывать помощь малоимущим семьям, а потом за эту помощь потребовать плату в виде пособничества их преступным замыслам. www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Даже самые безобидные ситуации могут оказаться связанными с пособничеством террористам. Подростки вызывают меньше подозрений и почти не привлекают к себе внимания. Подростку могут предложить за небольшое вознаграждение зайти в квартиру и проверить, дома ли какой-нибудь человек, передать ему привет. На самом деле это может быть проверкой, есть ли в доме засада, устроенная спецподразделениями силовых структур. www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Охотно подростков используют в роли почтальонов: они передают нужную информацию в различные места, где скрываются боевики. Подросток даже может иногда и не подозревать, что его используют, не понимать, что он исполняет поручения террористов. Нужно быть особенно бдительным и не замараться в связях с бандитами. Для того чтобы противостоять идеям террористов и их возможным попыткам вовлечь вас в террористическую деятельность, каждому старшекласснику необходимо выработать у себя нравственную позицию. www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Сформировать такую позицию, включающую в себя неприятие идеологии терроризма, вам поможет следование таким традиционным национальным ценностям, как: любовь к России и своему народу, к своей малой родине служение Отечеству, закон и правопорядок свобода личная и национальная, доверие к гос. институтам разнообразие культур, свобода совести и вероисповедания справедливость, милосердие, честь, достоинство Эти и другие нравственные ценности могут стать прочной основой общественного поведения и честного жизненного пути. www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Нравственные позиции человека определяют путь к благополучной, долголетней и счастливой жизни. Формирование нравственных позиций зависит от: Окружающих людей Привычек 40 Темперамента 45 80 Для того чтобы противостоять идеологии терроризма, нужно понимать, что человек создан для полноценной, полезной для общества жизни, которая ни при каких условиях не может быть совместима с террористической деятельностью, так как она бесчеловечна, преступна и губительна для самих же участников-террористов. www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Нравственное здоровье подразумевает и заботу о физическом здоровье не только собственном, но и окружающих. Достижение высокого уровня индивидуального здоровья обеспечивается выработкой необходимых привычек, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Это, прежде всего, осознанное стремление к соблюдению норм ЗОЖ, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде, воспитание в себе убеждённости, что здоровье каждого человека зависит от его умения жить в данном обществе, осознанно соблюдать принятые в нём нормы и правила поведения и действующие в государстве законы, а также уметь противостоять соблазну в приёме алкоголя и наркотиков и вовлечении себя в террористическую деятельность. Чтобы сохранить нравственное и физическое здоровье в сложной, зачастую опасной обстановке нужны собственные усилия каждого человека, постоянные и значительные. www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Создание индивидуальной системы ЗОЖ предполагает следование определённым нравственным ориентирам. Для формирования нравственных позиций каждому человеку необходимо выработать у себя ряд качеств, значимых для неприятия террористических взглядов и действий. Основные из них: Умение строить взаимоотношения Умение жить в со взрослыми согласии с собой Умение строить взаимоотношения со сверстниками www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Чтобы жить в согласии с собой, необходим ряд условий: определение цели собственной жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях; выработка форм поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья; стремление быть хозяином своей жизни; выработка у себя правильного отношения к жизни, стремление получать от каждого прожитого дня хотя бы маленькие радости; развитие чувства самоуважения; осознание того, что вы не зря живёте, что все задачи вы в состоянии решить и знаете, как это сделать; постоянное соблюдение режима двигательной активности; соблюдение гигиены и правил питания; соблюдение режима труда и отдыха; чувство оптимизма; отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и к любому виду экстремистской и террористической деятельности. www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека. Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса понимаются по-разному. Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за независимость и освобождение от опеки взрослых, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, человек удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении, у него не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодолении трудностей, идёт процесс социального созревания. www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Для социального созревания особое значение имеет семья и общение с родителями. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь. Семья обеспечивает подготовку к общественной и трудовой деятельности, к ведению семейного хозяйства и планированию семейного бюджета, к культуре общения и организации досуга, к умению воспитывать детей в семье. www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения В ваших взаимоотношениях с родителями должны создаваться условия, исключающие доведение конфликтной ситуации до критического состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого вы должны постоянно воспитывать в себе такие качества, как умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо, прежде всего, научиться слушать, а для того чтобы найти правильный выход из конфликтной ситуации с родителями, надо питать к ним добрые чувства, уважать их и беречь. www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Общение с ровесниками вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и своё положение среди ровесников надо заслужить и уметь поддерживать, вы не сможете выработать необходимых качеств, свойственных взрослому человеку. Ориентируясь на товарищей, подражая им, вы воспитываете в себе те качества, которые особенно ценятся вашими сверстниками. Влияние сверстников с возрастом усиливается, так как увеличивается время, проводимое среди ровесников, по сравнению со временем, проводимым с родителями. www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Выводы 1. Нравственные позиции человека основаны на традиционных нравственных ценностях, выработанных многонациональным народом России. 2. Основой нравственной позиции в отношении терроризма является убеждение в том, что террористическая деятельность во всех её проявлениях является бесчеловечной и преступной, а участие в террористической деятельности не может обеспечить вам полноценную, полезную для общества, благополучную жизнь. 3. Важно научиться строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, не создавая конфликтов и конфликтных ситуаций. www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Вопросы 1) Какое значение имеет нравственное поведение человека в противодействии влиянию идеологии терроризма и экстремизма? 2) Какие факторы способствуют формированию неприятия террористических взглядов и действий? 3) Какие нравственные ориентиры способствуют неприятию террористических взглядов и действий? www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения Домашнее задание 1) Параграф 19 (стр. 98 – 103). 2) Запишите в тетрадь подходы к решению конфликтных ситуаций, используя свой личный опыт и любые источники. www.avk.40424s001.edusite.ru Значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения ОБЖ – 10 класс LOGO www.avk.40424s001.edusite.ru


Значение нравственного воспитания в системе формирования личности.

Татьянина О.Р.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.

Проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

^ Сущность и природа нравственности.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Мыслители разных веков трактовали понятие нравствен­ности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответ­ствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.

«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий, в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». Последний автор представляет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения, указывает И.Ф. Харламов.

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:

Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.

Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.

На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в транспорте. Вдруг дети говорят:

А я видел, как Игорь в трамвае сидел, а его бабушка стояла возле него.

Игорь в парах ходить не умеет: то толкается, то на ноги наступает, то отстает.

Сегодня он чуть не сбил с ног учительницу из другого класса...

Это правда? - удивляется учитель.

Да, но я так больше не буду! - искренне заверяет мальчик.

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Как будем преодолевать эти особенности? Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»(26, с.161-165).

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.

В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру (1, с.195).

Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся. Естественная и необходимая «ступенька» важна в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности (10, с.19-20).

Э.П. Козлов считает, что развитию этих качеств способствует мотивационный компонент учебной деятельности, в основе которого возникает потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия.

Здесь мы подходим ко второй стороне вопроса, которую мы выдвигаем в нашей гипотезе о структуре учебной деятельности - к вопросу о значимости единства всех трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах.

Первое – это возможность развития каждого из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей.

Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день процесс обучения в школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой – то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного развития учащихся.

Проблема нравственного развития школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка.

Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.

Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

Л.Р. Болотина отмечает, что в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.

Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подго­товке к экскурсии и во время ее проведения.

Своеобразной школой нравственного воспитания являются эк­скурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных воз­растных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю во­спитывать у школьников чувство бережного от­ношения к ее достоянию-природе.

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Этические беседы способствуют приобретению под­растающим поколением нравственных знаний, выработке у школь­ников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформиро­вать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгля­ды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,- говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе» (18).

Этическая беседа проводится двумя путями-индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разго­вор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учи­тель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно эти­ческую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углублен­ным выводам.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом (7, с.248-250).

Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно (17, с.104). З.Н. Васильева предлагает познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, факультативных занятиях.

Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития (8, с.52).

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С.Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию.

Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает Л.И. Матвеева. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой

Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности. Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений. Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию. (20, с.53).

Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить бесе­ды с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.

Формирование у учащихся нравственного опыт