ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Выполнили: студентки ГПФ Ю 1 -4 Семёнова А. А. , Сизова А. Е. , Утукина А. Ю. Проверил: к. п. н. , доцент Князева О. Н.

Психология − и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего мира и познавать их. Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа (1679 -1754), опубликовавшего книги «Рациональная психология (1732), и «Экспериментальная психология» (1734), в которых он использовал термин «психология» .

Психология - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы. Слово «Психология» , образованно из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука). Слово «психология» было предложено в 1590 г немецким ученым Н. Гоклениусом. В Европе оно стало общеизвестным после выхода в свет книг немецкого философа Христиана Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.); «Рациональная психология» (1734 г.).

§ Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессе деятельности и взаимного общения. § Философская психология – знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знание о психике либо выводятся из общих философских рассуждений, либо являются результатом рассуждений по аналогии. § Научная психология – во второй половине XIX века. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода В. Вундом.

Объект психологии - это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах. В современной психологии не существует единого общепринятого представления о предмете психологической науки. Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии. «Психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, деятельности живых индивидов» А. Н. Леонтьев «Лекции по общей психологии»

1. научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2. научиться управлять ими; 3. использовать полученные знания с целью повышения эффективности людей в различных отраслях практики, а с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности; 4. быть теоретической основой практики психологической службы.

В настоящее время происходит расширение знаний о предмете психологии, в качестве которого в разное время принимались душа, явление, сознание, поведение, бессознательное, процессы переработки информации и результаты этих процессов, личный опыт человека. Все эти предметные области нашли отражение в достижениях различных традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций.

Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания. А. Адлер З. Фрейд Карл Густав Юнг К. Хорни

Одно из ведущих направлений психологии. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк, Д. Уотсон. В этом направлении психологии изучение предмета сводится к анализу поведения, при этом часто из предмета исследования исключается сама психика сознания. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

Одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ в. , свидетельствующее о необходимости целостного подхода к анализу сложных психологических ситуаций. Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин Основное внимание гештальтпсихология уделяла исследованию высших психических функций человека (восприятию, мышлению, памяти и др.) как целостных структур.

Направление, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную структуру, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках этой теории заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Фундаментальными потребностями человека, согласно данной теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, самоутверждении, чувстве принадлежности к общности, потребность в самоактуализации.

Одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером, исходящее из концепции о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к избавлению от этого комплекса как главного источника мотивации поведения личности.

Область гипотез, представлений, пытающихся объяснить формы чувствительности и воздействия живого существа на физические явления, проходящие без посредства мышечных усилий (гипноз, предчувствия, телекинез, телепатия). Томас Джей Хадсон Генри Сиджвик Уильям Джеймс

Психология

Слово «Психология» в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» (psyche- «душа», logos- «понятие», «учение»)

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в.

В XVII-XIX вв. термин «Психология» включил в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

Психология- это наука о психике и психических явлениях.

Предмет, объект и задачи психологии

Предмет психологии - это психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.

Задаей психологии является исследование психических явлений.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по психологии: "Общая характеристика психологии как науки"»

Общая характеристика психологии как науки.

Работу выполнила:

Студентка 1 курса

Деулина Юлия


Науки по признаку предмета изучения

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

ГУМАНИТАРНЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ

Изучают природу

Изучают общество, культуру, историю

Изучают и создают средства производства и орудия труда

ПСИХОЛОГИЯ


ПСИХОЛОГИЯ

Научный смысл

Житейский смысл

Употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины

Употребляется для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей


Основные различия житейских и научных психологических знаний

Психологические знания

ЖИТЕЙСКИЕ

Знания конкретны

Знания конкретны

Знания обобщены

Знания рациональны и осознаны

Интуитивный характер знаний

Знания накапливаются и передаются

Передача знаний затруднена

Источник знаний-эксперимент

Источник знаний-наблюдение

Знания постоянно расширяются

Знания ограниченны


Психология

  • Слово «Психология» в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «понятие», «учение»)
  • В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в.
  • В XVII-XIX вв. термин «Психология» включил в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
  • Психология- это наука о психике и психических явлениях.

Предмет, объект и задачи психологии

  • Предмет психологии - это психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
  • Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.
  • Задаей психологии является исследование психических явлений.

Структура психических явлений

Психические процессы

Психические свойства

Психические состояния

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание

Направленность, Темперамент, Способности,

Характер

Угнетенность,

Бодрость,

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ:

возбуждение, радость, негодование, злость

ВОЛЕВЫЕ:

Принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.


Информационные ресурсы

  • http://www.grandars.ru/college/psihologiya/istoriya-psihologii.html
  • А.Г. Маклаков. «Общая психология»: Учебник для ВУЗов.- СПб. Питер.2016 - 583с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»)
  • Картинка: «Символ психологии»
  • Картинка: «Группа людей»
  • Картинка: «Человек»
  • Картинка: «Наука»

«История психологии» - Темы рефератов. Вопросы для самопроверки. Лекция 1. История психологии: теоретические основания. Третий подход в определении предмета истории науки. История психологии. Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины. 3. Принципы и проблемы историко-психологического исследования.

«Психология групп» - Группа как целое; Тезис №4 (социальная психология). Тезис №5 (культурно-историческая психология). Культурно-историческая психология: Условия формирования одарённости. Целесообразнее исследовать не конкретных людей, а отслеживать групповую динамику. Тезис №3 (гештальт-психология). Группа «Тезис». Предмет исследования.

«Религия в современном мире» - Церковь. Буддизм. Признаки мировых религий. Группы религий. Буддизм учение о преодолении зла. Силы. Ислам – религия чистоты. Индуизм- исповедует 80 % жителей Индии. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной. Жизненной. Христианство – вера в спасение души человека. ТИПЫ религии.

«Психология развития» - Встреча с руководителем центра психолого-социологических исследований Марьяной Уле. Преподаватели кафедры: Достижения выпускающей кафедры: Занятие преподавателей кафедры психологии развития ПГУ с американскими студентами. Встреча с преподавателем кафедры психологии развития Майей Зупанюк. Вермонт, США).

«Общая психология» - Основные мыслительные процессы и действия. Восприятие. В акте восприятия присутствует определенное обобщение. Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Память – запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта. Таким может быть рисунок ребенка.

«Глобальные проблемы в современном мире» - Зеленые. 1.Каковы основные глобальные проблемы современности? Пути преодоления. Причины. Причины глобальных проблем. -Быстрый рост населения на Юге, -политика Севера- «Юг-сырьевой придаток». Нтп. Север-Юг. Понятие «глобальные проблемы». Глобальные проблемы современности. 2-я пол. 20 века. Выход. Условия недопущения ядерной войны.

Презентация к программе "Уроки психологии". Доступно и наглядно объясняет учащимся основные понятия психологии.

Тест твой психологический тип предлагается учащимсяся для самопознания и закрепления понятий интраверт и экстраверт.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА («психология» переводе на русский язык означает «наука о душе» (греч. psyche – «душа», logos – «учение»))

Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. Психика – свойство мозга отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать человека и его поведение.

Основные функции психики (для чего существует психика и что она делает) Отражение – окружающей действительности. Психическое отражение не зеркально – оно преломляется через индивидуальность человека. Регуляция поведения и деятельности – свойства личности

Основные формы проявления психики и их взаимосвязь Психические процессы А) познавательные Б) эмоционально-волевые Свойства личности Состояния

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Ощущение Восприятие Внимание Память Воображение Мышление Речь

Познавательные процессы С их помощью мы получаем знания об окружающем мире – видим и чувствуем предметы, обращаем на них внимание, запоминаем, обдумываем, рассказываем другим, создаем что-то новое…

ощущения Это отражение основных свойств предметов, с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Цвета, звуки, запахи – все это ощущения. Красный, шершавый, горький, громкий – ощущения.

восприятие Это отражение образа предмета в целом, с помощью органов чувств (зрение и др.) и сравнения образа с прошлым опытом. Мы воспринимаем все что нас окружает: образы людей, зданий, машин, животных и т. д.

внимание Наше сознание бывает направлено на что-то одно, отвлекаясь от всего остального. Мы смотрим интересный фильм, или делаем уроки и не видим, не слышим ничего вокруг.

память Это все что мы запоминаем, что мы ощущали в нашем прошлом опыте, эти образы остаются в мозгу. Запоминаем Сохраняем Воспроизводим Узнаем

воображение Мы можем создавать новые образы на основе ранее воспринятых. Воображение как бы перерабатывает то, что есть в памяти. Произведения писателей, художников, кинематографистов появляются благодаря работе творческого воображения

мышление Получив информацию, мы перерабатываем ее. Обдумываем причины и последствия событий, поступков. Делаем умозаключения. Решаем задачи.

Эмоционально-волевые психические процессы Эмоции и чувства Воля

Эмоционально- волевые процессы Постоянно происходят внутри нас, тесно связаны со свойствами личности.

ЭМОЦИИ ЭТО НАША РЕАКЦИЯ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА НАС. Наше личное к ним отношение.

воля Это то, как мы контролируем свое поведение. С помощью воли мы заставляем себя работать, учиться, достигать чего-либо. А также отказаться от чего-либо (бросить курить).

Свойства личности Способности Мотивация Темперамент Характер

Свойства личности Это все что мы сами и окружающие люди могут сказать о нас. Отвечает на вопрос: «Какой ты человек?»

способности Индивидуальные особенности личности (т. е. наши), которые помогают нам в какой- либо деятельности. Например: способности к музыке, к рисованию и т. д.

мотивация То, что побуждает, заставляет нас делать что либо. Мотивы наших поступков.

темперамент Наши индивидуальные особенности, в них проявляется наше поведение и деятельность, их скорость и эмоциональность.

Типы темперамента и их характерные черты. Сангвиник – подвижность, склонность к частой смене впечатлений, отзывчивость и общительность. Флегматик –медлительность, устойчивость, эмоциональные состояния внешне выражаются слабо. Холерик – бурные эмоции, резкие смены настроения, неуравновешенность, общая подвижность. Меланхолик – легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события.

Слайд 2

Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Эта буква использовалась в прошлом и в русском алфавите, например, в написании слова «Псалтирь»

Слайд 3

Значение слова «психология»

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «понятие», «учение»). Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Слайд 4

Житейская и научная психология

  • Слайд 5

    Области житейской психологии

    Среди населения бытуют суждения по вопросам психологии, представляющие собой субъективное их понимания, и обычно очень неточные, поверхностные, нередко ошибочные - эта область психологического знания относится к обыденной психологии. В последнее время на глубокое проникновение в психологию человека претендуют представители оккультного знания - астрологи, хироманты, предсказатели, колдуны и пр. Они не располагают никакими научными доказательствами достоверности своего знания, ссылаясь только на свою индивидуальность: интуицию, «дар свыше», наследственность и т.п. Это квази (как бы) психология. В потоке надвинувшейся на нас с Запада так называемой «массовой культуры» просматривается и психологическая струя «поп-психологии» - «упрощенной психологии», психологии для массового читателя, воплощающейся в изданиях типа: «Как стать богатым», «Как добиться успеха у мужчин», «Сила ума» и пр. В этом направлении редко встречаются подлинно научно-популярные работы. Большинство же - не более чем житейские рассуждения, подкрепляемые «для научности» упоминанием имен видных психологов и эпизодическими ссылками на серьезные психологические публикации.

    Слайд 6

    Психология как наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики и психических явлений.

    Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа». Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений. Задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни людей.

    Слайд 7

    Исторические этапы развития психологии(А.М.Маклаков)

    В научном употреблении термин «психология» первоначально относился к науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

    Слайд 8

    Отрасли психологической науки(А.М.Столяренко)

    Современная научная психология представляет собой развитую и разветвленную науку с широкой сферой применения своих теоретических и прикладных разработок.

    Слайд 9

    Связь психологии с другими науками

  • Слайд 10

    Специфика научно-психологического познания:

    Полипредметность - множественность предмета психологического исследования. Совпадение субъекта и объекта научного познания. Невозможность непосредственного эмпирического исследования душевной жизни, необходимость выделения "вторичных объектов*. Преобразующий и конструирующий характер психологического познания.

    Слайд 11

    Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Психология - это наука о психике и психических явлениях. Что же значит понятие «психика»? Основные функции психики

    Слайд 12

    Психические явления

  • Слайд 13

    Человек как объект изучения психологии

    Борис Герасимович Ананьев выделял в системе человекознания, в структуре которой находится психология, четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личностьи индивидуальность.

    Слайд 14

    Понятие «индивид»

    Индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

    Слайд 15

    «СУБЪЕКТ» Субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности

    Слайд 16

    Под личностью понимается: индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное свойство индивида, фор­мирующееся в совместной деятельности и общении. Понятие «личность» характеризует человека как социальное существо «ЛИЧНОСТЬ»

    Слайд 17

    Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

    Слайд 18

    Методологические принципы психологии

    Методология- учение о принципах построения, формах и способах познания. Методология (от греч. methodos - дорога, путь, теория, учение) - теория познания, исследования, интерпретации, научного подхода к решению прикладных проблем. Методологические принципы психологической науки - основа основ исследования и понимания главных особенностей ее предмета - сущности психики и психической деятельности.

    Слайд 19

    Принцип* причинности (детерминизма, каузальности)

    как общенаучный принцип отражает факт существования в мире явлений, одни из которых являются причиной других. Беспричинных явлений не бывает и в психике человека. Чтобы понять в ней что-то, надо найти причины. Установление причин есть вместе с тем важнейшее условие успеха в разработке конструктивных предложений и воздействий на психику. * От греч. principum - начало, основа.

    Слайд 20

    Принцип взаимосвязи и взаимодействия

    В психике человека взаимодействия особенно богаты, что объясняет и сложности ее познания. Недопустимо изучать и оценивать что-то в психике изолированно, атомарно, в отрыве от других явлений.констатирует неразрывность этих двух важнейших феноменов. Деятельность- реальность, проявление и продукт психической жизни человека, активности цели, мотива, способа действий, обеспечивающих достижение определенного результата. Это внешневнутреннее явление, вид целенаправленной психологической активности и ее взаимодействия с окружающей действительностью.

    Слайд 24

    Принцип социальной обусловленности

    Общественные (социальные) факторы (воздействия других людей, общение, речь, совместная деятельность, социальные нормы поведения, культура, общественно-экономические условия и др.) выступают как наиболее сильные, многочисленные и постоянно действующие факторы, определяющие психическое отражение, развитие и поведение каждого человека.

    Слайд 25

    Методы психологического исследования

  • Слайд 26

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды