Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 году. В 1864 году было опубликовано «положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на 3 вида: 1. Земские школы, создавшиеся силами местных земских учреждений. 2.Церковные школы. 3.Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был введён новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на 2 типа: Классические гимназии - в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и, прежде всего «классических» языков (древнегреческого и латыни). В гимназиях в основном учились дети дворян и чиновников. Программа Реальных училищ отличалась от гимназической большим вниманием к естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. В реальные училища предпочитали отдавать своих детей представители буржуазии. Выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты. Реальные училища готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения. В конце столетия (1896 года) к названным типам учебных заведений добавились Коммерческие училища, открытые по инициативе представителей крупной буржуазии. Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во II половине XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии.

К началу 60-х годов в стране было уже 7 университетов: в Москве, Санкт-Петербурге, Дерпте (Тарту), Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве, Казани. Позже были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Томске. Перед самой революцией университет был открыт в Перми. В 1863 году вступил в действие новый университетский устав, расширивший права университетов по самоуправлению. Помимо классических университетов увеличилось кол-во Высших технических учебных заведений. Были основаны политехнические институты в Киеве, Петербурге, Новочеркасске; технологический институт в Томске. Важным новшеством было появление высшего женского образования (до этого в высшие учебные заведения принимали только мужчин). Открываются высшие женские курсы. Наибольшей известностью пользовались курсы профессора В.И. Герье, основанные в 1872 году в Москве и знаменитые «Бестужевские курсы» (названые так по имени их официального руководителя историка профессора К.Н. Бестужева-Рюмина) в Петербурге (1878год).

Родоначальником научной педагогике в России стал Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871). Сторонники демократизации народного образования, он утвердил в качестве основы своей педагогической системы идею воспитывающего обучения. Перу Ушинского принадлежат труды по педагогике и учебники для школ, выдержавшие десятки изданий. Много сил отдал педагогике Л.Н.Толстой.

Реформирование образования принесло определенные плоды. Если в начале 60-х годов уровень грамотности составлял всего 5%, то к концу века (1897 года) благодаря усилиям земских учителей и просветителей из духовенства грамотные составляли 21% всего населения России. Правительство не проявляло должностного внимания к сфере образования. Жалование учителей продолжало оставаться очень маленьким. Ассигнования на народное образование были чрезвычайно скудны. В сравнении со странами запада, Россия продолжала оставаться страной с очень низким уровнем грамотности.

Чертой своеобразия русской культуры II половины XIX века было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочеталось в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигала в это время больших успехов. Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания. Основоположником отечественной школы физиологии стал И.Н. Сеченов. Его труды, посвященные изучению головного мозга и нервной системы, явились крупным вкладом в биологию. Работы по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии нервной высшей деятельности были продолжены крупным отечественным ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком Петербургским АН, Иваном Петровичем Павловым (1849-1936), установившим при помощи разработанного им метода условных рефлексов, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость совершенствования системы образования.

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа: Классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и, прежде всего, «классических» языков (древнегреческого и латыни) и Реальные училища, где большее внимание уделялось естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во 2 половине XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии. К началу 80-х годов в стране было уже семь университетов. Помимо классических университетов увеличилось количество высших технических учебных заведений.

Чертой своеобразия русской культуры 2 половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов.

Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания: И.М.Сеченов (изучение головного мозга и нервной системы), И.П.Павлов (теория рефлексов), И.И.Мечников (иммунология, эмбрионология, проблемы старения, патологии и пр.)

Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии: А.М.Бутлеров (теория химического строения веществ), Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов).

В физике конец XIX – начало ХХ вв. был отмечен целым рядом блестящих открытий: А.Г.Столетов (вопросы электричества, магнетизма, физической природы света, первый закон фотоэффекта), П.Н.Яблочков (дуговая лампа, «свеча Яблочкова»), А.Н.Лодыгин (лампа накаливания), А.С.Попов (радио), А.Ф.Можайский (самолет), К.Э.Циолковкого (проект освоения околоземного пространства с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями).

Особое место в русской науке рубежа веков принадлежит В.И.Вернадскому, бывшему родоначальником геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им было разработано учение о ноосфере, новом эволюционном состоянии биосферы (охваченной жизнью поверхности Земли), при котором одним из решающих факторов ее развития становится разумная деятельность человека.

Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен». Тем не менее, не вся земная поверхность была изучена равномерно. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком П.П.Семеновым-Тянь-Шанским (исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию), Н.М.Пржевальским (изучение Центральной Азии), Н.Н.Миклухо-маклай (исследование Новой Гвинеи и Океании).

Значительно и развитие исторической науки в этот период: Во 2 половине XIX века С.М.Соловьевым написана остающаяся до сегодняшнего дня самой полной и подробной «История России с древнейших времен» в 29 томах; В.О.Ключевский пишет труды по агиографии и истории средневековой Руси.

Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок А. Н. Афанасьев. Большую известность получили работы русского филолога и искусствоведа Ф. И. Буслаева.

Общественный подъём 60-х годов сказался как на общем росте печатной продукции (по тиражам и названиям), так и на изменении тематики литературы. В столице издается много учебников, религиозных книг, беллетристики, наблюдается рост выпуска серьёзной социально-экономической и естественнонаучной литературы.

В связи с культурнической деятельностью интеллигенции выросло количество общедоступных изданий для народа, для людей, занимающихся самообразованием.

Но вместе с тем растёт и выпуск лубочных книг. К концу века значительно уменьшился удельный вес переводной литературы. Это было вызвано успехами русской литературы, развитием отечественной науки, общественной мысли. Новый промышленный подъём конца 80-х - начала 90-х годов, революционное движение рабочего класса, деятельность первых марксистских организаций содействовали росту выпуска книг и других произведений печати, заметно изменили книжный ассортимент.

Число изданий к 1901 году достигло 10318, общий тираж - 56331 тысяч экземпляров. Основными центрами книгоиздательского дела во второй половине XIX века оставались Петербург и Москва, за ними шли Киев, Одесса, Харьков.

Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость совершенствования системы образования.

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа: Классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и, прежде всего, «классических» языков (древнегреческого и латыни) и Реальные училища, где большее внимание уделялось естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во 2 половине XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии. К началу 80-х годов в стране было уже семь университетов. Помимо классических университетов увеличилось количество высших технических учебных заведений.

Чертой своеобразия русской культуры 2 половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов.

Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания: И.М.Сеченов (изучение головного мозга и нервной системы), И.П.Павлов (теория рефлексов), И.И.Мечников (иммунология, эмбрионология, проблемы старения, патологии и пр.)

Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии: А.М.Бутлеров (теория химического строения веществ), Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов).

В физике конец XIX – начало ХХ вв. был отмечен целым рядом блестящих открытий: А.Г.Столетов (вопросы электричества, магнетизма, физической природы света, первый закон фотоэффекта), П.Н.Яблочков (дуговая лампа, «свеча Яблочкова»), А.Н.Лодыгин (лампа накаливания), А.С.Попов (радио), А.Ф.Можайский (самолет), К.Э.Циолковкого (проект освоения околоземного пространства с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями).

Особое место в русской науке рубежа веков принадлежит В.И.Вернадскому, бывшему родоначальником геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им было разработано учение о ноосфере, новом эволюционном состоянии биосферы (охваченной жизнью поверхности Земли), при котором одним из решающих факторов ее развития становится разумная деятельность человека.

Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен». Тем не менее, не вся земная поверхность была изучена равномерно. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком П.П.Семеновым-Тянь-Шанским (исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию), Н.М.Пржевальским (изучение Центральной Азии), Н.Н.Миклухо-маклай (исследование Новой Гвинеи и Океании).

Значительно и развитие исторической науки в этот период: Во 2 половине XIX века С.М.Соловьевым написана остающаяся до сегодняшнего дня самой полной и подробной «История России с древнейших времен» в 29 томах; В.О.Ключевский пишет труды по агиографии и истории средневековой Руси.

Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок А.Н.Афанасьев. Большую известность получили работы русского филолога и искусствоведа Ф.И.Буслаева.

Общественный подъём 60-х годов сказался как на общем росте печатной продукции (по тиражам и названиям), так и на изменении тематики литературы. В столице издается много учебников, религиозных книг, беллетристики, наблюдается рост выпуска серьёзной социально-экономической и естественнонаучной литературы.

В связи с культурнической деятельностью интеллигенции выросло количество общедоступных изданий для народа, для людей, занимающихся самообразованием.

Но вместе с тем растёт и выпуск лубочных книг. К концу века значительно уменьшился удельный вес переводной литературы. Это было вызвано успехами русской литературы, развитием отечественной науки, общественной мысли. Новый промышленный подъём конца 80-х - начала 90-х годов, революционное движение рабочего класса, деятельность первых марксистских организаций содействовали росту выпуска книг и других произведений печати, заметно изменили книжный ассортимент.

Число изданий к 1901 году достигло 10318, общий тираж - 56331 тысяч экземпляров. Основными центрами книгоиздательского дела во второй половине XIX века оставались Петербург и Москва, за ними шли Киев, Одесса, Харьков.

Предыдущие материалы:

Просвещение. "Культурный ренессанс" не коснулся подавляющей части населения страны. Как признавал сам Бердяев, "...все это происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения". Значительная часть крестьянства, как, впрочем, и рабочего класса, была неграмотной, хотя в конце XIX - начале XX веков в области народного просвещения наметились заметные сдвиги. По данным переписи 1897 г., в России на 100 жителей приходился 21 грамотный, в том числе среди мужчин - 29, а среди женщин - только 10. К 1917 году процент грамотных увеличился до 30. Росло число школ. Если в 1894 г. в стране было 32 тыс. начальных школ, то к 1906 г. уже 92,5 тыс.

Немногим менее половины всех школ было в ведении Синода, а уровень преподавания в них был гораздо ниже, чем в школах народного просвещения.

Слабым было и финансирование. Ситуация заметно улучшилась после первой русской революции, когда Государственная дума приняла несколько решений об улучшении образования и даже рассматривала законопроект о введении всеобщего начального обучения в России, но в связи с началом войны он так и небыл принят. Увеличилось число высших учебных заведений: в 1914 г. их насчитывалось 105 со 127 тыс. студентов.

На рубеже веков небывалый размах приобретает издательская деятельность, продолжается рост выпуска периодической печати. Особенно ощутимыми эти процессы стали после первой русской революции: в 1912 г.стране выходило 1131 ежедневных газет, а число журналов перевалило за тысячу.

Периодика приобретает многонациональный характер - газеты издавались на 24 языках. В 1913 г. только на русском языке было издано более 106 млн. экземпляров книг. Спектр политической ориентации газет и журналов был весьма разнообразен: от крайне правых, черносотенных изданий до крайне радикальных, левого толка. Хотя большинство имело все же либеральнобуржуазную направленность.

13. Серебряный век русской культуры: общая характеристика и особенности.

Русская культура конца XIX – начала XX веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры. Происходит передача традиций и не просто передача, а зарождение новых, все это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени. Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен смена государственного строя, смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века. Поиск новых путей развития русской культуры связан с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются конкретно русским содержанием. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой. Отсюда тот мощный философский фундамент, который лежит в основании русской культуры рубежа веков.

Выделяя важнейшие приоритеты в развитии русской культуры конца XIX – начала XX века, нельзя обойти вниманием важнейшие его характеристики. Конец XIX – начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры.

Этот период в развитии русской культуры связан с подъемом во всех сферах духовной жизни русского общества: отсюда и термин «духовный ренессанс». Возрождение лучших традиций русской культуры в самом широком спектре: начиная от науки, философской мысли, литературы, живописи, музыки и кончая искусством театра, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

Серебряный век русской культуры стремится синтезировать все достижения культуры: искусство – философия, религия – все взаимосвязано - тенденции к взаимопроникновению различных видов не только художественной, но и духовной деятельности в целом налицо. Глобализация истории, глобализация культуры – таковы главные характеристики культуры Серебряного века.

Следующий

В России 1896 г. было 52 высших учебных заведения (без Финляндии). В 1893-1894 гг. в них училось 25 166 человек, из них женщин 983, т.е. 4%. В 1896 г. в начальных классах училось 3 801 133 человека при населении 126 369 000 человек. «На основании этих данных, - указывается в справочнике „Россия: Энциклопедический словарь", - можно принять 3 за показатель начального образования для всей России». Для Соединенных Штатов этот показатель был равен 21 (с. 400).

Подробную информацию об образовании дает статистический справочник «Россия 1913 год». В одном из отчетов, приведенных справочником, говорилось: всеобщая перепись населения империи 1897 г. обнаружила всего лишь 21% грамотных. Этот процент повышается в Привислянском крае до 30,5%, собственно же в Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа составляет 22,9%... но в 24 губерниях из 50 Европейской России число грамотных еще уменьшалось, не достигая 20%. Среди них был целый ряд центральных губерний с коренным русским населением: Вологодская, Воронежская, Калужская, Курская,Орловская, Пензенская, Симбирская, Смоленская, Тамбовская и, наконец, Псковская, занимавшая в 1897 г. последнее место по грамотности населения (14,6%). Высокий процент грамотных, 70-80%, дали три Прибалтийские губернии, за ними шли столичные губернии, С.-Петербургская - 55%, Московская - 40%. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30% умеющих читать.

У Г. Вернадского несколько иные данные, хотя существенно и не расходящиеся с вышеприведенными. Он указывает и динамику. Пишет: «На дату проведения переписи 1897 года только 24% населения империи старше 10 лет могли читать и писать. В 1914 году аналогичных лиц было уже около 45%» (с. 252). «Число учащихся начальных школ с 1894 по 1914 год увеличилось с 3.275.362 до 8 млн человек». Он также добавляет: «В российских университетах в 1912 году насчитывалось 137 000 студентов обоего пола» (с. 277, 253).

Действительно, к 1913 г. суммы на образование увеличились, достигнув 4,6% от бюджета (143 074 тыс. руб.). При тогдашнем общем населении империи в 170,9 млн чел. это означало увеличение затрат на образование до 84 коп. на душу, то есть рост в 3,4 раза. В целом же, по современным уточненным данным, к началу века около 30% взрослого населения было грамотным . Опять же надо иметь в виду, что в основных государствах Европы и Америки грамотным было 90% населения. И Россия в смысле образования практически отставала от всех стран Европы, США и Японии.

Литература. Для некоторых, возможно, могут оказаться любопытными и следующие данные. Какая литература выпускалась в конце XIX в.? Оказывается, за пятилетие (1890-1894) тематика книг распределялась следующим образом: богословие - 13,13%, произведения словесности (художественная литература по-нынешнему) - 12,19, справочные издания - 9,13, учебники - 8,43, медицина - 7, история русская и всеобщая - 6,29, издания для народа - 5,22, политические науки, финансы, статистика, коммерция и пр. - 4,88, правоведение - 3,44, издания для детей - 3,16, естествознание - 2,71... философия - 0,63% . Богословы явно били философов. Продолжали они бить их и в 1913 г. В этом году по религии было выпущено 1764 наименования тиражом в 5 731 935 экз., по философии - 111 наименований тиражом 198 801 экз. .

Наука. О достижениях русских ученых национал-патриотами сложено мифов-легенд не меньше, чем о грамотности русского народа. Некоторые, типа В. Мединского, пытаясь преувеличить их количество, подсчитывают и тех ученых, которые эмигрировали из России. Другие, несмотря на свой антисемитизм, причисляют к русским и евреев, например Илью Мечникова, или обрусевших французов или немцев (т.е. иммигрантов, которых следовало бы, по их логике, отнести к ученым тех стран, где они родились). Причем ни те ни другие вообще не оговаривают критерии, на основании которых относят того или иного человека к ученым.

На самом деле с наукой и учеными в России до большевистской революции ситуация была весьма неблагоприятной. Объективную картину в этой сфере можно почерпнуть из уникальной монографии Чарльза Мёрэя «Достижения человечества», в которой он проанализировал ситуацию в науке в основных странах мира на протяжении от 800 г. до н.э. до 1950 г. Технология его анализа и подсчета подробно изложена в моей монографии «Общество: прогресс и сила», поэтому здесь повторяться не буду. Приведу только результаты его анализа по российским ученым, ограничиваясь периодом до 1917 г. Он выделил в ряде научных областей ученых, сделавших крупные открытия. Картина получается следующая. В области астрономии из 124 ученых фигурирует только один русский - М. Ломоносов (благодаря его исследованиям атмосферы вокруг Венеры). В биологии из 193 ученых русских двое (Дм. Ивановский и Ф. Левене). Химия: из 204 ученых русских четверо (Д. Менделеев, А. Бутлеров, В. Оствальд, В. Марковников). Землеведение: из 85 ученых русский один (Э. Ленц). Физика: из 218 - двое русских (П. Лебедев, А. Попов). Математика: из 191 - русских четверо (Н. Лобачевский, С. Ковалевская, П. Чебышев, А. Марков). Медицина: из 160 - один русский (К. Клаус). Технология: из 239 - двое русских (К. Циолковский, А. Попов - он упоминается дважды).

В особом списке у Мёрэя «наиболее выдающиеся» ученые, которые входят в «двадцатку» наипервейших. В этом списке обозначен в разделе «химия» только Менделеев. Обращает на себя внимание и то, что до Ломоносова ни один из русских ученых не попал в поле зрения мировой науки.

Хочу подчеркнуть, что работа Мёрэя, пожалуй, единственная вообще в таком роде, а главное, что она не идеологизирована. У него совершенно не было намерений игнорировать или унижать какую-либо страну. Хотя и есть некоторые изъяны в методологии анализа степени «значительности» научного события или конкретного ученого, тем не менее способ подсчета Мёрэя на сегодняшний день следует признать самым объективным. И данные этой книги подтверждают в общем-то очевидный факт, что Россия до революции уступала всем европейским странам и США на поприще науки.

Два слова о Д.И. Менделееве. Его открытие периодической системы, без сомнения, является одним из выдающихся событий в области химии. В данной сфере он действительно великий ученый. Однако его работы в области экономики, которые некоторые оценивают очень высоко, носят дилетантский характер, в чем можно убедиться, прочитав его книгу «Заветные мысли». К этому следует добавить и политическую близорукость Менделеева, которая становится особенно очевидной в связи с его оценками прогрессивности капитализма вообще, а российского в частности, перед самой революцией 1905 г. Только улыбку вызывают его оценки перспективы Русско-японской войны. Это так же, как и с Л. Толстым, который в эпилоге «Войны и мира» философствовал о мировой истории. И. Тургенев в связи с этим писал П. Анненкову: «Беда, если самоучка принимается философствовать, как это делает Толстой». Таким же самоучкой в экономике был и Менделеев. Хотя собранный им материал, в частности о внешней торговле, имеет весьма полезный прикладной характер, а некоторые суждения относительно китайско-русских отношений вызывают приятное удивление.

* * *

Обычно в контексте науки, просвещения говорят и об искусстве, литературе. Вот в этих-то сферах Россия точно была впереди всех! Много раз читал подобные суждения.

В этой связи надо иметь в виду следующее. Не отрицая великих свершений русских писателей и деятелей искусства («золотой век», «серебряный век»), можно тем не менее затеять спор, кто выше, кто ниже: Шекспир, Гете или Пушкин, Моцарт, Бетховен или Чайковский и т.д. Проблема же в том, что не только национально значимые писатели, художники или композиторы, но даже всемирно известные вряд ли играли какую-нибудь роль с точки зрения прогресса человечества вообще или той или иной страны в частности. В свое время эта мысль мне показалась дикой. До тех пор, пока я не занялся теорией прогресса. После изучения этой темы, теперь она мне кажется естественной. Ну, скажем, какое влияние оказал Моцарт или Шекспир на развитие Японии или Китая? Или великие творения японского поэта Басё, или китайского поэта Су Дунпо на состояние мозгов европейцев? Думаю, что никакого. В то время как изобретения и открытия в области науки и техники, если и не сразу, со временем, непременно оказывают влияние на развитие и конкретных государств, и всего человечества.

»