Стихотворение завершается двустишьем, в котором выражена трагическая противоречивость блоковского героя:

С темнотою - один -

У задумчивой двери

… дерзкое возбудишь подозренъе,

Как ясен горизонт!

Снова отлетим!

Сборник завершается стихотворением “Дали слепы, дни безгневны…” Это стихотворение по своей тональности напоминает стихотворение из цикла “Молитвы”, помещенное Блоком в конце первого раздела “Неподвижности” - “Сторожим у входа в терем…” Оно подхватывает последние строки “Молитвы”:

И опять, в бездумной смене

Отлетим в лазурь.

Что мгновения бессилья?

Не одолев смертельные мечты!

Раздел “Перекрестки” открывается многозначительным и откровенно-дерзким стихотворением “Обман”, далеким от лучезарности первой части сборника. Вместо розовых зорь фабричная гарь, в глаза бросается красный цвет: красный карлик, красный колпак, красное солнце: “По улицам ставят красные рогатки. Шлепают солдатики…”

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Следующие стихотворения в нарастающей степени развивают тему обмана, тему города, в котором сосредоточены порок и гибель. Еще более усиливаются красные тона: кровавое солнце, красные пределы города, красный дворник, пьяно-алая вода. В стихотворении “Город в красные пределы…”, посвящено лучшему другу Евгению Иванову, который также испытывал мучительную любовь-ненависть к городу Петра, Блок до такой степени сгущает краски, что перед нами уже не город, а “серо-каменное тело” с “мертвым ликом”, колокол с “окровавленным языком”.

Право на жизнь

Но и будущий неизбежный путь лирического героя:

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

История любви Рыцаря и Прекрасной Дамы от начала и до конца драматична. В основе сюжетного движения первой книги - изначальный и все время нарастающий драматизм, кроющийся в самой природе героев, и прежде всего в характере Прекрасной Дамы. Ее облик изменчив, она непостижима. Мотив этот обозначился сразу же, во втором стихотворении сборника “Предчувствую Тебя…”:

Сочинения по литературе: Что привлекло меня в поэзии «Серебряного века

Встретим новый вихрь видений,

Большое влияние на поэта и его творчество оказал Владимир Соловьев. Идея двоемирия, женского начала не покидала Блока.

1.Исторические предпосылки русского культурного расцвета на рубеже XIX-XX веков

Основные течения и выдающиеся имена поэзии «Серебряного века» России. Взлет и падение русской культуры на рубеже веков, как зеркальное отражение трагедии русского народа

Значение поэзии и литературы «Серебряного века» как исторической связи поколений и источника творчества наших современников

Мое поколение живет на рубеже веков, так же, как и сто лет назад жили современники Бальмонта и Брюсова, Цветаевой и Блока. Не случайно интерес к тому периоду по-прежнему не угасает, а наоборот - усиливается. В наше кризисное время многие мысли о мире и обществе, выраженные в творчестве «Серебряного века», звучат для нас очень своевременно и актуально, указывая пути ищущим и заставляя проснуться спящих.

Многие историки и исследователи Серебряного века русской культуры называют дату его начала - 1894 год. В этом году скончался император Александр III. Он держал Россию в крепкой монархической узде. «Отсутствие талантов и гибкости в нем восполнялось здравым смыслом и обостренным чувством ответственности». Император проводил политику, направленную на незыблемость самодержавия, подавление революционных поползновений и в то же время, его реформы способствовали развитию экономики и укреплению России. Несомненно, при нем, как ранее и при Александре II, русская культура продолжала пополнять копилку Золотого Пушкинского Века творениями Достоевского, Чехова, Л. Толстого, Тургенева, Островского и других. Однако основным и по большей части единственным направлением художественной литературы второй половины XIX века был критический реализм. Тонкие лирические произведения создавали Тютчев, Фет, Майков, Полонский и др., но «Золотой пушкинский век» закончился и это были только его отголоски.

«После смерти Александра III медленно занялась заря свежей, скоротечной, трагически колоритной эпохи» (Вадим Крейд). К власти пришел император Николай II и «все сразу ослабло, помягчало, потекло по разным направлениям. Подняла голову экономика. Проснулись от тяжелого сна все виды культуры. Все засверкало и забурлило…». Нет твердой руки прежнего императора, поэтому в политической и социальной жизни страны начинают происходить тревожные события. Голод, социальная напряженность выливаются в Ходынскую катастрофу 1896 года, студенческие беспорядки и демонстрации, рабочие волнения и забастовки…страна живет как на вулкане, который начинает все сильнее закипать. Очень характерно этому периоду одно из ранних стихотворение А. Блока «Гамаюн, птица вещая»:

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных…

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых…

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

Стихотворение, по сути, является пророческим, как и многие его произведения. Вообще в произведениях А. Блока, как ни в каких других, находят отражение процессы исторических потрясений того времени. Многие историки одинаково сходятся во мнении, что если весь «Серебряный век» выразить в одном представителе, то это будет именно Блок. Однако толчок зарождению нового периода русского творчества, несомненно, был сделан Западом.

«Россия на рубеже XIX - XX веков стала примерять на себя западные одежды. Но это западничество носило ярко выраженную русскую специфику». Никогда еще русские поэты и писателя не путешествовали так много и так далеко: Египет, Абиссиния. Мексика, Новая Зеландия, Индия… «Серебряный век» находил своих предков и союзников в лице П. Верлена, О. Уайльда, Вийона, Рембо, Бодлера, Ибсена и др. В этих исканиях и создавался ренессанс культуры: «Век мятежный, богоищущий, бредящий красотой» (С. Маковский). Именно этому периоду мы также обязаны множеством гениальных переводов, в т.ч. Шекспира, Данте. Во всех направлениях русской культуры наблюдался необычайный подъем и развитие. Кино и театр оставили нам Мейерхольда, Станиславского, Немировича-Данченко, Вахтангова; изобразительное искусство отмечено работами Кустодиева, Репина, К. Сомова, Коровина, Врубеля, Васнецова, музыка - это прежде всего талант Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Римского-Корсакова и др.

Однако «Серебряный век» - это в первую очередь потрясающая русская поэзия: Блок, Ахматова, Белый, Бальмонт, Мандельштам, Пастернак, Цветаева, Волошин, Есенин, Гумилев, Маяковский, Северянин, Ходасевич, Черный… все они жили и творили в это переливающееся красками время. Никогда еще одновременно не появлялось столько гениальных поэтов! А вместе с ними и новых течений, направлений, поисков в поэзии.

«…Течения, давшие основу «Серебряному веку», возникли на почве глубокого разочарования в позитивистской и материалистической идеологии и художественной практике второй половины XIX столетия».

Одним из популярных течений начала «Серебряного века» был декаданс - от французского decadence, упадок. Это искусство отражало болезненную утонченность конца века, отринувшее то, что раньше казалось незыблемым, тождество добра и красоты. Представителями этого течения того времени были Д. Мережковский и З. Гиппиус. Стихотворение Мережковского «Дети ночи» воспринималось как манифест нового поколения:

Устремляя наши очи

На бледнеющий восток

Дети скорби, дети ночи,

Ждем, придет ли наш пророк.

Мы неведомое чуем,

И, с надеждою в сердцах,

Умирая, мы тоскуем

О несозданных мирах…

Декаданс и Символизм - это по сути, одно и то же, только на разных стадиях развития. Но символизм - это визитная карточка «Серебряного века»! Старшими символистами считаются Вл. Соловьев и Ф. Сологуб. Их творчество оказало огромное влияние на младших символистов: А. Блока и А. Белого. Для символистов, веривших в существование иного мира, мира идей, поэзия была инструментом постижения этого неведомого мира, а символ - был его знаком и представлял связующее звено между двумя мирами.

Белую Лилию с розой,

С алою розой мы сочетаем -

Сердца пророческой грезой

Вечную истину мы обретаем…

(Владимир Соловьев)

Несколько позже старших символистов в поэзию пришли поэты, понимающие символизм с европейских позиций. Это были Бальмонт, Брюсов и Добролюбов. Первый был очень талантливым поэтом, но относился к творчеству поверхностно.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Последний писал замечательные стихи, но его творческий период закончился очень быстро, Добролюбов перестал писать стихи и ушел в странники, сгинув где-то в Беловежской Пуще… А вот Брюсов, решив стать вождем нового течения в литературе, планомерно шел к этому и именно его многие считают создателем движения русского символизма.

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, -

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

Пространства люблю площадей,

Стенами кругом огражденные, -

В час, когда еще нет фонарей,

А затеплились звезды смущенные…

Вот что писал Вл. Ходасевич в своей книге воспоминаний «Некрополь» о Валерии Брюсове: «Как поэта его (Брюсова) многие ставили ниже Бальмонта, Сологуба, Блока. Но Бальмонт, Сологуб, Блок были гораздо менее литераторами, чем Брюсов…». «В 1894-95 годах Брюсов выпускает сборники «Русские символисты» и то, что казалось разрозненным и даже случайным, получило организационное оформление». Дальше стали выпускаться сборники Бальмонта, Брюсова, печатается Сологуб и многие другие поэты и писатели. По мнению А. Белого, Сологуб вошел в большую четверку наиболее знаменитых писателей, наряду с М. Горьким, Л. Андреевым и Куприным. Будучи символистом, он не уносился в космические дали, а писал предельно обнажено и реалистично:

В поле не видно ни зги.

Кто-то зовет: «Помоги!»

Что я могу?

Сам я и беден и мал,

Сам я смертельно устал,

Как помогу?..

День только к вечеру хорош,

Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Закону мудрому поверьте -

День только к вечеру хорош.

С утра уныние и ложь

И копошащиеся черти.

День только к вечеру хорош,

Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Несмотря на неприятие со стороны Вл. Соловьева деятельности Брюсова, процесс остановить уже было невозможно. Символизм, как самостоятельное и набиравшее популярность течение, прочно завладело умами поэтов.

Наивысший расцвет русского символизма приходится на 1900-е годы, когда в литературу приходят Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Анненский, Волошин и др. Их называют младосимволистами или символистами новой волны. Они не принимали декаденства в том виде, который предлагали старшие символисты. Они отстаивали идею творчества, как служения высшему началу. Для них символизм был образом мышления, образом жизни. Отсюда «и пропагандируемый ими культ творческой личности, и неизбежный эстетизм, и «искусство для искусства», которое могут постичь лишь «посвященные» люди».

Величайшей фигурой среди поэтов - символистов того времени бесспорно является Александр Блок. Советское литературоведение как могло, отделяло Блока от символизма, это течение было неприемлемо для советской власти, насаждающей свои политические установки в творчестве. Но время все расставляет по своим местам. Блок был символистом всегда, на протяжении всей своей короткой жизни, от юношеских стихов:

Тайно плещущей во мне.

Мысли ложной и минутной

Не отдамся и во сне.

Жду волны - волны попутной

К лучезарной глубине…

и до поэмы «Двенадцать».

«Блок творил интуитивно¸ и сама форма его стихов, не сделанно музыкальная, как у Бальмонта, а естественно музыкальная, говорила о том, что ритм словно управляет поэтом, а тот бездумно и доверчиво отдается этому ритму». Гениальный поэт - лирик, он в то же время, как я уже упоминал, оказался одним из самых пророческих поэтов своей переломной эпохи. Блок ощутил и «подземный шорох истории» и «новый порыв мирового ветра». Трагическое ощущение жизни было присуще Блоку всю жизнь: «Вся современная жизнь людей есть холодный ужас… ужас надолго непоправимый» - писал он в одном из писем. Но и пророки ошибаются. «Одно из главных заблуждений поэта - поклонение Прекрасной Даме». На эту роль поэт выбрал вполне обыкновенную, плотскую и чувственную девушку, которой посвятил около 700 стихотворений! Она была для него «светлой», «таинственной», «лучезарной» и т. п. Но в то же время нуждалась в обычной семейной жизни и тех отношениях, которые Блок ей не мог дать. Первый сборник поэта «Стихи о Прекрасной Даме» выходит в 1904г. и становится одним из главных произведений русских символистов и шедевром любовной лирики.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду - тоскуя и любя…

Учение старшего наставника Вл.Соловьева о Вечной Женственности полностью владеет поэтом. Но далее в стихи входит тема города, Петербурга, его жителей, России… Социальные потрясения, переломные моменты истории постоянно находят отражение в творчестве Блока:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

Вольному сердцу на что твоя тьма?..

Но Блок не мыслил себя вне родины, вне путей своей России:

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

«Блок постепенно превращается из юного мечтательного отрока, влюбленного и тоскующего, в «угрюмого скитальца», в «печального» человека, расставшегося со своей мечтой и придавленного безысходной унылой действительностью». Он пишет цикл под характерным названием «Страшный мир» (1909 - 1916):

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Революция сломала Блока как поэта. Он предвидел потрясения, но эти потрясения уничтожили его. Блок остался в стране. Но его попытки приспособиться к новой жизни, закончились ничем, он умер от «бездонной тоски» (М. Горький), от нехватки свежего воздуха, которого его лишила новая власть в 1921г. Наш современник Корнилов вывел следующее: «Возмездие. Россия, мрак и Блок». Жизнь и смерть великого поэта в полной мере отразили трагедию всего русского народа того времени, времени потрясений и революций. Также как отразили небывалый взлет, расцвет русской культуры, поэзии в начале XX века и падение, смерть ее с приходом новой власти, с разрушением России как государства в 1917 году. Это был расцвет «Серебряного века» и смерть его.

Среди младших символистов помимо Блока выделяется имя А. Белого (Бугаева). Его стихи, так же как и творчество Блока, были провидческими. Он, как и Блок, жил в ожидании потрясений. На его творчество оказали влияние и Ницше, и Достоевский, и Шопенгауэр, и Вл. Соловьев… Колебания из стороны в сторону - характерная черта поэта. Искусство, творимое им, было фантасмагоричным. Он любил сталкивать мистическое и бытовое, часто совмещая их.

Андрея Белого лишь чую,

Андрея Белого боюсь…

С его стихами не кочую

И в их глубины не вдаюсь…

Так писал Игорь Северянин, выражая отношение многих читателей.

Биография Андрея Белого, впрочем, как и многих его коллег по литературному цеху, отразила все потрясения эпохи. От денди, кружащегося в вихре символизма, до жалкого существа, пытающегося приспособиться к советскому строю и погибшего под железной машиной большевизма.

Громким именем символизма и «Серебряного века» в целом был Вячеслав Иванов. Многие именно его, а не Брюсова, считали вождем и теоретиком символизма, и не без оснований. Именно у него в квартире собирался весь цвет тогдашней поэзии. Иванов много знал, читал и писал, считаясь сложным поэтом. Плюс к тому религиозность - считалась одной из сущностных черт его как поэта. После революции Иванов пробует жить в своей другой стране, но неудачно, сначала оказывается в психушке, затем эмигрирует в Италию. В первом же стихотворении, написанном за границей, он уподобляет «Россию сгоревшей Трое, а беглецов из России - спутникам Энея, вынесшим из пламени отеческих богов».

Но вернемся к течениям реки под названием «Серебряный век». Примерно в 1910 г. появилось новое направление - акмеизм. Яркими представителями акмеизма являлись Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Городецкий, Нарбут. Они декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, «радостное любование бытием» (Н. Гумилев).

Я вежлив с жизнью современною,

Но между нами есть преграда,

Все, что смешит ее надменную,

Моя единая отрада.

Победа, слава, подвиг - бледные

Слова, затерянные ныне,

Звучат в душе, как громы медные,

Акмеисты пытались соединить предметное и поэтическое. По сути, у них не было столь организованного течения, как символизм, это была просто группа молодых, талантливых и очень разных поэтов, связанных личной дружбой. Они начали издавать свой журнал и альманах «Цех поэтов». Мандельштам свой первый сборник, вышедший в 1913г. назвал «Камень». Название, безусловно, перекликается с тютчевским камнем, который акмеисты кладут в основание своего здания. Тем не менее, в ранних стихах Мандельштама соседствовали и символизм, и акмеизм, но при этом так спокойно и без конфликтно, как само- собой разумеющееся:

Нет, не луна, а светлый циферблат

Сияет мне, - и чем я виноват,

Что слабых звезд я осязаю млечность?

И Батюшкова мне противна спесь:

Который час, его спросили здесь,

А он ответил любопытным: вечность!

Блок выступил с критикой акмеизма, опубликовав очерк «Без божества, без вдохновенья». Впрочем, из всех он выделил Анну Ахматову, как исключение из правил. Она же до самых своих последних дней очень высоко оценивала роль акмеизма и в своей собственной жизни и в литературе той эпохи.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле - печаль.

И долговечней - царственное слово.

Ахматовское поэтическое литье - это действительно царственное слово с печалью пополам…

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки…

«Взволнованность чувств. Трепетность. Тончайший эротизм - стиль ранней Ахматовой».

Несомненно, именно в эти несколько лет перед революцией, творения Ахматовой, Мандельштама, Гумилева и других поэтов действительно сияли всеми гранями своего таланта. Это был расцвет, подъем, вершина. После революции акмеизм, как и весь остальной символизм официально закончился, был запрещен и замалчивался советской властью. Ахматова, оставшись в СССР, не печаталась, тихо и молча писала в стол, попав в своеобразные кандалы. Гумилев был одним из первых расстрелян, как враг народа в августе 1921г., в то же время, задыхаясь без воздуха свободы, умер больной Блок.

Все поэты «Серебряного века» так или иначе столкнулись с машиной большевизма, но, пожалуй, лишь Мандельштам был разорван этим «веком - волкодавом» в клочья. «Невозможно представить себе судьбу страшней мандельштамовской - с постоянными гонениями, арестами, бесприютностью и нищетой, с вплотную подступившим безумием, наконец, со смертью в лагерной бане, после чего его труп, провалявшись на свалке, был брошен в общую яму…» (С. Рассадин).

Петербург! Я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера…

Почти одновременно с акмеизмом в начале XX века возникло еще одно течение - футуризм. Оно было представлено Хлебниковым, Каменским, Бурлюком, ранними Маяковским, Северяниным, Пастернаком и др. Целью этих поэтов была революция в искусстве. Они не признавали как старого буржуазного искусства, так и символизма с акмеизмом. Футуристы ориентировались на язык улицы, лубок, рекламу, фольклор и плакат, на агрессивную оппозиционность. Вот как звучат ранние стихи Маяковского «Ночь»:

Багровый и белый отброшен и скомкан

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

Ранний Маяковский - бунтарь, громкий лирик, певец города…в советское время - он совсем иной, вожак масс, но привязанный веревочкой к новой власти, пытающийся стать ее поэтическим вожаком, но в итоге ставший одним из многих, чиновником, кликушей, «бандуристом на пирушке победителей» (М. Осоргин). Упрекавший С. Есенина в малодушии, Маяковский сам не мог сосуществовать с тоталитаризмом советской власти, справиться со своей личной несвободой и застрелился в 1930 г.

Настоящее признание к Игорю Северянину пришло после критики Льва Толстого в 1910 году, тогда великий моралист не скупился на слова: позор, разврат, пошлость!.. а Северянин «был всего лишь соловей русской поэзии…изобретатель и сочинитель новых рулад и изысков». Его сборники переиздаются десятки раз, бьют рекорды 1913-1918 г.г., это было его время, время его славы:

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!..

Поэзия Северянина музыкальна и чувственна, карнавальна, учитывает вкусы и пристрастия толпы, читателей. Но все закончилось быстро, революция застала его в Эстонии, там он и остался. Его слава сошла на нет, умер он в нищете и забвении.

История отечественного футуризма складывалась из «непростого взаимодействия и борьбы четырех основных группировок: кубофутуристы (Хлебников, Бурлюк, Маяковский), эгофутуристы (Северянин, Игнатьев), «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев), «Центрифуга» ((Пастернак, Асеев)». Споры, неприязнь, колкие выпады в адреса друг друга не мешали мастерам пера творить и создавать свои шедевры.

Одним из тех, кто навсегда вошел в историю русской поэзии, кто остался с Россией в ее нелегкие годы и вкусил сполна советской эпохи, был лауреат Нобелевской премии мира по литературе 1958 года, Борис Пастернак. Футуриста из него не вышло, так же как не вышло и ангажированного властью поэта.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит…

Это ранние строки поэта. В дальнейшем, Пастернак, по его словам отказывается от романтической манеры письма, называя себя «свидетель». Он действительно был свидетелем истории и жизни России.

Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе

Расшиблась весенним дождем обо всех,

Но люди в брелоках высоко брюзгливы

И вежливо жалят, как змеи в овсе…

Он остался в стране, жил с ней, был оставлен в покое до поры властью, даже разговаривал со Сталиным по телефону, защищая Мандельштама, был членом Союза писателей, но его практически не издавали: «дурак, герой, интеллигент…» - презрительно называл его Д. Бедный.

Я не держу. Иди, благотвори.

Ступай к другим. Уже написан Вертер,

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно, что жилы отворить…

Пастернак умер в 1960 году, по счастливой случайности успев написать и сохранить лучшие свои творения. Он выжил в машине революции, как и Ахматова, и это удивительное благоволение истории позволило нам, потомкам, обладать драгоценными камнями его творчества.

Несколько обособленно от всех течений стоит Марина Цветаева - поэтесса от Бога, «единственная в своем роде в подлунном мире» (И. Бродский). Она начала рано писать стихи и засверкала уже в 16 лет. Появились первые сборники, дружба с Мандельштамом, Пастернаком, Ахматовой…

В утренний синий час

Кажется, четверть пятого, -

Я полюбила Вас,

Анна Ахматова.

Ее стихи сверкают своей «серебристостью»:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берет,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Революцию она не приняла. Для Цветаевой она предстала в образе повальной пьяной оргии. Отношение к гражданской войне Цветаева выразила в стихах:

Сегодня ночью я целую в грудь

Всю круглую воюющую землю.

А далее - эмиграция, разлука, но издание сборников стихов, «начало более строгой, организованной и менее интимной поэтики». «Между советскими и западными воззрениями Цветаева легла яблоком раздора - от границы 17-го года ее оттаскивали в разные стороны». Но без эмиграции, без революции не было бы той М.Цветаевой, которая выросла из романтичной ветреной девушки. После 14 лет в эмиграции, где ей не удалось практически ничего издать, где ее не принимала поэтическая элита, кроме Ходасевича, Цветаева вернулась в СССР. Это был 1939 год.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино.

Ох, нелегкое время выбрала Марина Ивановна для возвращения. Ее хватило только на 2 года. Тоталитарная система смела никому не нужную хрупкую поэтессу, к тому же не желавшую идти на компромиссы с властью. Не было постоянного жилья, денег, наступила война, эвакуация, безысходность… Марина Цветаева ушла из жизни в августе 1941г.

Отказываюсь - быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь - жить

С волками площадей…

Трагедия русского народа на сломе веков, когда под напором новой власти рушилась Россия, жизни людей не стоили и гроша, в полной мере нашла отражение в судьбах и творчестве поэтов «Серебряного века». Еще недавно властители дум и умов, они высоко парили и создавали новые течения и шедевры, вдруг их лишили воздуха и свободы полета, подвели к той черте, за которой или смерть физическая или смерть духовная. Это время было взлетом и падением, расцветом и упадком «Серебряного века».

Существует обратная сторона медали: личные судьбы и творчество поэтов - влияли на судьбы народа, России. Это спорный момент, но несомненно то, что часть вины в случившихся переворотах в России, приходится на интеллигенцию того времени, в которую входили и наши поэты. Академик А. Панченко пишет, что «интеллигенция проторила дорогу революции, увлекшись марксистскими идеями». Подтверждение мы видим у Брюсова в те годы:

Я действительности нашей не вижу,

Я не знаю нашего века,

Родину я ненавижу,

Я люблю идеал человека.

А вот стихи Бальмонта о Николае II:

Наш царь…

Зловонье пороха и дыма…

Наш царь - убожество слепое…

Многие представители «Серебряного века» призывали людей к бунту, жаждали его, раздували революционный пожар, который их же и сжег. Но они были дети своего времени, и их поэзия была неразрывно с ним связана.

«Серебряный век» закончился с революцией?!.. И да, и нет. Кто-то остался на родине (меньшая часть): Блок, Брюсов, Маяковский, Есенин, Ахматова, Мандельштам, Пастернак… кто-то уехал в эмиграцию (большая часть): Бунин, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Шмелев, Аверченко…

«Серебристость» еще долго отражалась на произведениях тех поэтов и писателей, кто дебютировал в начале века. Она помогала их попутчикам и последователям, как например Булгаков, которого прямо хочется назвать писателем «Серебряного века», хотя это не так. Та же «серебристость» постоянно звучит в творчестве нашего современника И. Бродского, которого полноправно можно назвать наследником А. Ахматовой, и который умер только лишь в 1996г. Вот его стихи, написанные на ее 100-летие:

Страницу и огонь, зерно и жернова,

Секиры острие и усеченный волос -

Бог сохраняет все; особенно - слова

И заступ в них стучит. Ровны и глуховаты,

Затем, что жизнь - одна, они из смертных уст

Звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.

Великая душа, поклон через моря

За то, что их нашла, - тебе и части тленной,

Что спит в родной земле, тебе благодаря

Обретшей речи дар в глухонемой вселенной.

Поэзия «Серебряного века», несомненно, будет еще долго служить нашим талантливым современникам как источник силы и вдохновения в их творческих полетах. Связь поколений современной России и России «Серебряного века» очень крепка и свидетельство тому множество стихов, песен, написанных в наше время. Пишутся и посвящаются, например Марине Цветаевой, все новые и новые стихи:

Марина…как шелест дыханья,

Прозрачная тень утром ранним,

Гора, устремлённая в небо,

Мечта, превращённая в небыль.

Мечта как окно в параллельность,

Атака на всё, что приелось,

Мечта безгранична как море,

Как горе, Марина, как горе.

Как странно, что мы так похожи,

Возможно, всё ложно и всё же,

Большое спасибо, Марина,

За всё, что ты мне подарила.

(Сергей Сырцов, Екатеринбург)

Появляются все новые песни на стихи Северянина, Пастернака, Цветаевой... Это, например, всем известная «Свеча горела на столе…», песни из кинофильмов Э. Рязанова и другие. Из последних, лично мне очень нравятся музыка и песни Ирины Богушевской, воплощенные в сборнике «Бразильский крейсер» (по заглавию стихотворения И. Северянина). А также сборник Александра Новикова «Ананасы в шампанском», написанный на стихи Ходасевича, Северянина, С. Черного, Н. Гумилева и др.

Поэзия начала XX века сейчас, в начале XXI века, в наше неспокойное время, когда пишется новая отечественная история, наполненная кризисами, взлетами и падениями экономики, исканиями новых путей развития, возвращения и осмысления забытых культурных ценностей, - особенно актуальна и ценна.

Закончить мне хотелось бы стихами Николая Гумилева, которые звучали со сцены Петроградского театра вскоре после его смерти в 1922 году, как прощальный аккорд всему «Серебряному веку»:

Так уйдем мы от смерти, от жизни.

Брат мой, слышишь ли речи мои?

К неземной, к лебединой отчизне

По свободному морю любви…

Использованная литература:

поэзия серебряный культура русский

1.Б. Тух. Путеводитель по Серебряному Веку. Октопус. Москва, 2005г.

Ю. Безелянский. 99 имен Серебряного Века. Эксмо. Москва, 2008г.

Н. Барковская. Поэзия Серебряного Века. Екатеринбург, 1999г.

М. Соколова. Мировая культура и искусство. Академия. Москва, 2006г.

А. Радугин. Культурология. Библионика. Москва, 2005г.

М. Зуев. История России. Дрофа. Москва, 2001г.

А. Панченко. О русской истории и культуре. Санкт-Петербург, 2000г.

А. Жолковский. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма. Советский писатель. Москва, 1992г.

Г. Горчаков. О Марине Цветаевой глазами современника. Москва, 1989г.

М. Цветаева. Стихотворения. Казань, 1983г.

О. Мандельштам. Стихи. Пермь, 1990г.

А. Блок. Стихотворения и поэмы. Современник. Москва, 1987г.

И. Бродский. Пейзаж с наводнением. Азбука. Санкт-Петербург, 2012г.

На смену XIX столетию, ставшему периодом необычайного взлета отечественной культуры и грандиозных достижений во всех сферах искусства, пришел сложный, полный драматических событий и переломных моментов XX век. Золотой век общественной и художественной жизни сменился так называемым серебряным, породившим стремительное развитие русской литературы, поэзии и прозы в новых ярких течениях, а впоследствии ставшим отправной точкой ее падения.

В этой статье мы сделаем акцент на поэзии серебряного века, рассмотрим ее расскажем об основных направлениях, таких как символизм, акмеизм и футуризм, каждое из которых отличалось особой музыкой стиха и ярким выражением переживаний и чувств лирического героя.

Поэзия серебряного века. Переломное время в русской культуре и искусстве

Считается, что начало серебряного века русской литературы приходится на 80-90 гг. XIX в. В это время появляются работы многих замечательных поэтов: В. Брюсова, К. Рылеева, К. Бальмонта, И. Анненского - и писателей: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Страна переживает нелегкие времена. В годы правления Александра I сначала происходит сильный патриотический подъем во время войны 1812 г., а после, в связи с резким изменением ранее либеральной политики царя, общество испытывает болезненную утрату иллюзий и тяжелые нравственные потери.

Своего расцвета поэзия серебряного века достигает к 1915 г. Общественная жизнь и политическая обстановка характеризуются глубоким кризисом, неспокойной, кипящей атмосферой. Растут массовые выступления, происходит политизация жизни и одновременно укрепляется личностное самосознание. Общество осуществляет напряженные попытки найти новый идеал власти и социального строя. А поэты и писатели идут в ногу со временем, осваивая новые художественные формы и предлагая смелые идеи. Человеческая личность начинает осознаваться как единство многих начал: природного и социального, биологического и нравственного. В годы Февральской, Октябрьской революций и Гражданской войны поэзия серебряного века переживает кризис.

Речь А. Блока "О назначении поэта" (11 февраля 1921 г.), произнесенная им в на собрании по случаю 84 годовщины смерти А. Пушкина, становится заключительным аккордом серебряного века.

Характеристика литературы XIX - начала XX вв.

Давайте рассмотрим особенности поэзии серебряного века.Во-первых, одной из главных черт литературы того времени являлся огромный интерес к вечным темам: поиск смыла жизни отдельной личности и всего человечества в целом, загадки национального характера, истории страны, взаимовлияния мирского и духовного, взаимодействия человека и природы. Литература в конце XIX в. становится все более философской: авторы раскрывают темы войны, революции, личной трагедии человека, потерявшего в силу обстоятельств мир и внутреннюю гармонию. В произведениях писателей и поэтов рождается новый, смелый, неординарный, решительный и зачастую непредсказуемый герой, упорно преодолевающий все невзгоды и лишения. В большинстве работ пристальное внимание уделяется именно тому, как субъект через призму своего сознания воспринимает трагические общественные события. Во-вторых, особенностью поэзии и прозы стал интенсивный поиск оригинальных художественных форм, а также средств выражения чувств и эмоций. Стихотворная форма и рифма играли особо важную роль. Многие авторы отказывались от классической подачи текста и изобретали новые приемы, например, В. Маяковский создал свою знаменитую "лесенку". Нередко авторы для достижения особого эффекта использовали речевые и языковые аномалии, фрагментарность, алогизмы и даже допускали

В третьих, поэты серебряного века русской поэзии свободно экспериментировали с художественными возможностями слова. Стремясь выразить сложные, нередко противоречивые, "летучие" душевные порывы, сочинители стали по-новому относится к слову, стараясь в своих стихотворениях передавать тончайшие оттенки смыслов. Стандартные, шаблонные определения четких объективных предметов: любви, зла, семейных ценностей, нравственности - стали заменятся абстрактными психологическими описаниями. Точные понятия уступили место намекам и недосказанностям. Такая зыбкость, текучесть словесного значения достигалась посредством ярчайших метафор, которые часто стали строиться не на явном сходстве предметов или явлений, а на неочевидных признаках.

В-четвертых, характеризуется новыми способами передачи мыслей и чувств лирического героя поэзия серебряного века. Стихи многих авторов стали создаваться с использованием образов, мотивов различных культур, а также скрытых и явных цитат. К примеру, многие художники слова включали в свои творения сцены из греческих, римских и чуть позже славянских мифов и преданий. В произведениях М. Цветаевой и В. Брюсова мифология используется для построения универсальных психологических моделей, позволяющих постигать человеческую личность, в частности ее духовную составляющую. Каждый поэт серебряного века ярко индивидуален. Можно легко понять, кому из них принадлежат те или иные стихи. Но все они старались сделать свои произведения более ощутимыми, живыми, полными красок, чтобы любой читатель смог прочувствовать каждое слово и строчку.

Основные направления поэзии серебряного века. Символизм

Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму, объявили о создании нового, современного искусства - модернизма. Насчитывается три основных поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм. Каждое из них имело свои ярчайшие особенности. Символизм первоначально возник во Франции как протест против обыденного отображения реальности и недовольство буржуазной жизнью. Родоначальники этого направления, в том числе Ж. Морсас, считали, что лишь при помощи особого намека - символа, можно постичь тайны мироздания. В России символизм появился в начале 1890-х гг. Основоположником этого течения стал Д. С. Мережковский, который провозгласил в своей книге три основных постулата нового искусства: символизацию, мистическое содержание и "расширение художественной впечатлительности".

Старшие и младшие символисты

Первыми символистами, позднее названными старшими, стали В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский и др. поэты. Их творчество часто характеризовалось резким отрицанием окружающей действительности. Они изображали реальную жизнь как скучную, безобразную и бессмысленную, стараясь передать тончайшие оттенки своих ощущений.

Период с 1901 по 1904 гг. знаменует собой наступление новой вехи русской поэзии. Стихи символистов пропитываются революционным духом и предчувствием грядущих перемен. Младшие символисты: А. Блок, В. Иванов, А. Белый - не отрицают мир, а утопически ждут его преображения, воспевая божественную красоту, любовь и женственность, которые обязательно изменят действительность. Именно с появлением на литературной арене младших символистов в литературу входит понятие символа. Поэты понимают его как многоаспектное слово, отражающее мир "неба", духовную сущность и в то же время "земное царство".

Символизм в годы революции

Поэзия русского серебряного века в 1905-1907 гг. претерпевает изменения. Большинство символистов, ориентируясь на происходящие в стране общественно-политические события, пересматривают свои взгляды на мир и красоту. Последняя теперь понимается как хаос борьбы. Поэты создают образы нового мира, который приходит на смену погибающему. В. Я. Брюсов создает стихотворение "Грядущие гунны", А. Блок - "Барка жизни", "Поднималась из тьмы погребов…" и др.

Изменяется и символика. Теперь она обращается не к античному наследию, а к русскому фольклору, а также славянской мифологии. После революции происходит размежевание символистов, на желающих оберегать искусство от революционной стихии и, наоборот, активно интересующихся социальной борьбой. После 1907 г. споры символистов исчерпывают себя, на смену приходит подражание искусству прошлого. А с 1910 г. русский символизм переживает кризис, отчетливо отображая свою внутреннюю противоречивость.

Акмеизм в русской поэзии

В 1911 г. Н. С. Гумилев организовывает литературную группу - "Цех поэтов". В нее входили поэты О. Мандельштам, Г. Иванов и Г. Адамович. Это новое направление не отвергало окружающую действительность, а принимало реальность такой, какая она есть, утверждая ее ценность. "Цех поэтов" стал выпускать свой журнал "Гиперборей", а также печатать произведения в "Апполоне". Акмеизм, зародившись как литературная школа для поиска выхода из кризиса символизма, объединил очень разных по идейным и художественным установкам поэтов.

Особенности русского футуризма

Серебряный век в русской поэзии породил еще одно интересное направление под названием "футуризм" (от лат. futurum, то есть "будущее"). Поиск новых художественных форм в произведениях братьев Н. и Д. Бурлюков, Н. С. Гончаровой, Н. Кульбина, М. В. Матюшина стали предпосылкой зарождения этого направления в России.

В 1910 г. в печать вышел футуристический сборник "Садок судей", в котором были собраны произведения таких ярчайших поэтов, как В. В. Каменский, В. В. Хлебников, братья Бурлюки, Е. Гуро. Эти авторы составили ядро так называемых кубофутуристов. Позднее к ним примкнул В. Маяковский. В декабре 1912 г. вышел альманах - "Пощечина общественному вкусу". Стихи кубофутуристов "Бух лесиный", "Дохлая луна", "Рыкающий Парнас", "Затычка" стали предметом многочисленных диспутов. Поначалу они воспринимались как способ раздразнить привычки читателя, но при более внимательном прочтении обнаруживались острое стремление показать новое видение мира и особая социальная вовлеченность. Антиэстетичность превращалась в неприятие бездушной, поддельной красоты, грубость выражений трансформировалась в глас толпы.

Эгофутуристы

Кроме кубофутуризма, возникло еще несколько течений, в том числе эгофутуризм, возглавляемый И. Северяниным. К нему примкнули такие поэты, как В. И. Гнездов, И. В. Игнатьев, К. Олимпов и др. Они создали издательство "Петербургский Глашатай", выпускали журналы и альманахи с оригинальными названиями: "Небокопы", "Орлы над пропастью", "Засахаре Кры" и т. д. Их стихи отличались экстравагантностью и часто были составлены из созданных ими самими слов. Кроме эгофутуристов, действовали еще две группы: "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров) и "Мезонин поэзии" (Р. Ивнев, С. М. Третьяков, В. Г. Шереневич).

Вместо заключения

Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но все они успели внести огромный вклад в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями.