«Васюткино озеро» характер Васютки расскрыт с помощью цитат из рассказа Астафьева.

Характеристика Васютки из рассказа «Васюткино озеро»

Главный герой рассказа «Васюткино озеро» оказался один среди дикой природы. Когда он заблудился, ему помогло знание законов леса: у него было ружьё, спички, хлеб. Он смог подстрелить птиц и приготовить их, переночевать в лесу, опознавать, где север, найти по признакам природы реку. Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

Васютка не раз проявлял смекалку. И когда побежал в сторону, обратную той, откуда слышался гудок теплохода, и когда вaтникoм защищал от ветра в сыром лесу разгорающийся костёр. И когда подвязал тесёмкой от кальсон оторвавшуюся подошву сапога.

Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.

Черты характера Васютки:

смелость : «Трудно было мальчику преодолевать страх в ночном лесу. Ему казалось, что кто-то к нему крадётся, но он смог проявить смелость.»

Терпение : «Не раз к нему приходило отчаяние, но он был терпелив и снова и снова боролся за жизнь. Вышел к реке, и даже когда судно прошло мимо, не отчаялся. »

Заботливость . «Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»
Эмоциональность «Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

Рассудительность : Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

«Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».

«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!»

«Та-ак…Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

Самообладание : «Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

«Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»

«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

Сообразительность.

Смекалка. Находчивость.

« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»

Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»

«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

Воля. Мужество. Выносливость.

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «…отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

Васютка характеристика и образ героя рассказа Астафьева

1. Общая характеристика . Васютка - главный герой автобиографического рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро".

Это обычный тринадцатилетний мальчик из Сибири. Потерявшись в тайге, он не растерялся, а сумел самостоятельно выйти к Енисею.

При этом Васютка обнаружил неизвестное до этого, богатое рыбой озеро, которое назвали его именем.

2. Внешний вид . Васютка похож на "коренастого, маленького мужичка".

3. Образ жизни . Васютка - сын начальника рыболовецкой бригады. Каникулы он проводит вместе с рыбаками. Бригада проделала большой путь вниз по Енисею и остановилась на отдых.

Васютке, конечно, скучно без друзей, но он не сидит без дела. Днем мальчик ходит по лесу и собирает для взрослых шишки, а вечером слушает их "были и небылицы".

4. Поведение в лесу . Сходство Васютки с "маленьким мужичком"не только внешнее. Для своего возраста мальчик очень самостоятельный. Родители не только не боятся отпускать его в лес одного, но и доверяют ружье. Когда Васютка понял, что заблудился, он ненадолго поддался безотчетному страху и отчаянию.

Придя немного в себя, мальчик вспомнил слова старших: "Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!". Это сразу же придало ему сил и заставило трезво оценить ситуацию. Все действия Васютки в лесу тщательно обдуманны и целенаправленны. Мальчик не просто слушал "были и небылицы" взрослых. Он прекрасно знает, что должен делать человек, заблудившийся в лесу. Точно так же вел бы себя и настоящий охотник.

Первым делом Васютка разводит костер, ощипывает, потрошит и запекает убитого глухаря. После нехитрого ужина мальчик прибирает остаток мяса и готовит ночлег на месте костра, чтобы спать на прогретой земле. Острое чувство одиночества все же накатывает на Васютку вместе с темнотой. Он принимает огромный пень за неведомого врага, но мужественно преодолевает страх и усмехается над самим собой: "Ну и трус же я!". Васютка даже не подозревает, что на его месте даже взрослый человек мог бы уже давно обезуметь от ужаса и отчаяния. Мальчик же спокойно засыпает крепким здоровым сном.

Утром Васютка серьезно задумывается над тем, как ему выбраться из тайги. Выстрелив дважды в воздух и не дождавшись ответа, мальчик взбирается на высокое дерево. Не увидев ничего обнадеживающего, Васютка вновь проявляет "слабость": "Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я!..". Спустившись и обдумав положение, Васютка решает идти на север, чтобы выйти в тундру.

Определить в лесу верное направление для него не составляет никакого труда. Мальчик прекрасно ориентируется в лесу. По участившимся пучкам травы он выходит к воде, которая оказывается лесным озером. При виде множества белой рыбы у Васютки появляется надежда на то, что озеро проточное, т. е. из него вытекает река.

На следующий день надежда превращается в уверенность, когда мальчик находит убитую им утку, которую течением отнесло дальше. Выйдя на небольшую речку, Васютка уже практически спас себя. Ему пришлось еще раз заночевать в лесу, подкрепившись ягодами, орехами и мясом. Наконец, "маленький мужичок" вышел на берег Енисея и был подобран катером.

5.Лучшие качества мальчика . Васютка уже может считать себя самостоятельным мужчиной и охотником. Один в тайге он продемонстрировал незаурядное мужество, находчивость, сообразительность и самообладание. Если бы мальчик безвольно дожидался помощи, его бы, скорее всего, ждала верная гибель. Даже родной отец после пятидневных поисков с отчаянием признается: "Напрасно все... нету, пропал парень...".

Вернувшись домой, Васютка спешит рассказать не о своих приключениях, а об "открытии". Крохотное "голубое пятнышко" на карте вполне справедливо с тех пор называется "Васюткино оз.".

Конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки»

Становление характера Васютки

Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

5 «а» класс, МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»

П. Усть-Уда

Научный руководитель:

Крыс Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы

П. Усть-Уда,2016

1. Становление характера Васютки

1.1. Понятие о литературном характере

1.2. Речь и поступок как способы создания характера

1.3. Характер- основа нашего поведения

1.4. Поведение Васютки в лесу

1.5 Черты характера Васютки

1.6. Что помогло выжить Васютке?

1.7. Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

1.8. Что думаю я о Васютке.

Заключение

Список использованной литературы

Понятие о литературном характере

Литературным характером принято считать образ человека, который очерчен с полнотой и индивидуальной определенностью. Именно через характер раскрывается определенный тип поведения, зачастую тот, который присущ определенному историческому времени и общественному сознанию.

Также через характер автор раскрывает свою нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. О характере говорят, как о органическом единстве общего и индивидуального, то есть в характере выражены и индивидуальные черты, и те, которые присущи общественности. В более широком понимании, характер - это художественно созданная личность, но та личность, которая отображает действительный человеческий тип.

Для создания определенного характера в литературном произведении существует целая система элементов. Это внешние жесты и внутренние: речь и мысли. Внешность, место и роль героя в развитии сюжета тоже формирует определенный тип характера. В характере также могут присутствовать противоречия, которые уже воплощаются в художественных конфликтах. Противоречия могу быть часть определенного характера.

Речь и поступок как способы создания характера

Одними из основных способов создания характера в литературных произведениях являются речь и поступок . Языковая форма выражение характера героя присуща практически всем литературным произведением, именно благодаря этому способу читатели могут полноценно понять тонкости характера литературного героя и его внутренний мир.

Без речи создать определенный характер довольно тяжело. Для такого жанра, как драма, речь персонажей выполняет одну из самых главных характерологических функций.

Поступок является одной из ярких форм выражение литературного характера. Действия героя, его решения и выборы говорят нам о его натуре и том характере, который хотел выразить в нем автор. Поступки порой имеют большое значение, чем речь для окончательного понимания характера литературного героя.

Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Набор определенных черт личности - сущность характера. В характере человека есть три золотых качества: терпение, чувство меры и умение молчать. Иногда в жизни они помогают больше, чем ум, талант и красота.

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни.

Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности. «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком,» -
Д. Писарев.

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. В жизни возникают такие ситуации, когда человек должен проявить самообладание, мужество и выдержку. Преодоление трудностей и сложных жизненных обстоятельств способствуют становлению характера человека. Человек обязан воспитать в себе человеческое, уметь прощать и понимать людей, а сделать это можно лишь преодолев трудности, превозмогая душевную боль и обиды.

Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

Черты характера Васютки

Каждую минуту своей жизни, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Вот какие черты характера Васютки я отметил, заочно путешествуя с ним по таежным тропам.

Заботливость.

«Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»

Эмоциональность

«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. -Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

Рассудительность:

Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

«Погасла звездочка - значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».

«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило - к холоду!»

«Та-ак...Почти голая сосна у ели - значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

Самообладание:

«Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

«Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»

«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

Сообразительность.

Смекалка. Находчивость.

« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»

Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»

«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

Воля. Мужество. Выносливость.

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «...отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.

Что помогло выжить Васютке?

Приобретенные навыки и умения

«В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток,и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не удавалось».

Владел ружьем

Умел разжечь костер даже в дождь

Добыть и приготовить дичь

Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях

Умел без компаса определить стороны света

Знал особенности эха в лесу

Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов

Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега

Знал приметы погоды

Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе

Умение вспомнить и оценить советы взрослых, знание таежных законов:

Не расходовать зря патроны.

Не съедать припасы все сразу

Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда: «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил.

Собственные догадки:

«Откуда все же взялась в озере речная рыба?», «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею».

«Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят»

Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли внимание людей на рыбосборочном катере.

Умение оценить знания и наблюдения рыбаков

Речная рыба водится только в проточных озерах

Знание примет

Тайга для Васютки - открытая книга. Он сумел прочитать эту книгу, и она указала мальчику выход из тупика.

Умел по деревьям определять направления (север-юг,…) «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края».

Найти по типу леса реку.

Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея.

Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)

Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге

Васютка сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые.

Васюткино озеро - отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, приобретенные знания и любовь - любовь к своим родителям, к природе, к Родине.

Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

Никогда не падать духом! Не терять самообладания! Искать выход из трудных обстоятельств!

Убедился в мудрости законов природы и необходимости их соблюдать.

(Мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.)

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого.

Природа научила Васютку не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.

Научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Мальчик по достоинству оценил мудрость деда («С тайгой надо дружить» , « В тайге одному делать нечего») и те навыки, что передал ему отец.

Что я думаю о Васютке и какие уроки я получил, общаясь с героем

Герой - необычный мальчик. Симпатия, которую испытывает и автор к Васютке, читается между строк.

Мне он тоже глубоко симпатичен. Несмотря на то, что учился Васютка средне и пошалить любил, и табачком баловался, он заслуживает уважения и даже восхищения. Он совершает ошибку и исправляет ее. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он беззащитный и в то же время сильный. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Он сумел выдержать экзамен, который ему устроила тайга, оценить необходимость не только внимательно приглядываться к зарубкам на деревьях, когда окажешься в лесу, а сделать затеси и в своем сознании, в уме, «зарубить на носу» опыт, советы старших. За пять неполных дней повзрослел, изменился внешне: «Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали еще темнее, а губы потрескались». Но изменения произошли и в его внутреннем мире.

Этот мальчик - мой ровесник, но я совсем не уверен, что сумел бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудился в лесу. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает. Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика. Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем. Озеро названо так не только потому, что мальчик Васютка нашёл озеро, а еще и потому, что он преодолел свой страх, преодолел холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

Мне кажется, сделав своего маленького героя именно таким, наделив его характер мудростью и красотой души, может даже не совсем свойственной его возрасту, писатель хотел, чтобы читатели научились чему-то у Васютки.

Заключение

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. Все время, которое он провел в лесу, мальчик помнил слова отца и дедушки: «Тайга наша, кормилица, хлипких не любит!» Поэтому как ни страшно было Васютке, каким безвыходным ни казалось его положение, он держал себя в руках, не раскисал, не падал ду-хом. Смекалка и наблюдательность помогли Васютке найти вер-ный путь домой и рассказать о необыкновенном озере с белой ры-бой. За эту находку мальчику были благодарны взрослые рыбаки. Я думаю, что обнаруженное озеро — достойная награда мальчику за смелость и выдержку, проявленную им в незабываемые дни, которые он проведел один на один с тайгой

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астафьев В. П. « Васюткино озеро» Рассказы / В. П. Астафьев. - М.: Дет. лит. 2010 г.
  2. Астафьев В. П. Сопричастный всему живому / В. П. Астафьев «Литература в школе». - 1989. - №2. - С. 30-38.
  3. Википедия 2006 г. - №3. - С. 65-73.

Описание Васютки «Васюткино озеро» строится на нескольких критериях: описании его внешности, которая подчеркивает силу его характера, и описании его поступков, отличающихся смелостью и отвагой. Виктор Астафьев постепенно раскрывает характер главного героя, делая акцент не на его внешности, а на его поступках.

Краткое описание

Василий Шадрин - полное имя героя рассказа В. Астафьева. Семья Васи живет рядом с заполярной тайгой близ с Енисеем. Мальчику всего тринадцать лет, но он уже отличается своей смелостью и храбростью. На момент повествования герой ждал новый учебный год, чтобы уехать в деревню.

Портретная характеристика

Васютка имел густые брови, которые в процессе его выживания стали еще темнее. В свои 13 лет Васютка выглядел как «коренастый, маленький мужичок». Так, внешность Васютки, которая не подвергается подробному авторскому описанию, подчеркивает силу и смелость героя. Писатель говорит о том, что мальчик ведет себя как настоящий мужчина.

В лес мальчик всегда ходил с ружьем на плече и патронажем на поясе. На герое была телогрейка, которую он порвал и даже не заметил этого, портянки и сапоги, которые уже успели прохудиться.

Поступки

Портрет Васютки в первую очередь основан на его поступках. Мальчик описывается автором как настоящий герой, которому не безразлична жизнь других людей.

Васютка знал, как тяжело приходилось рыбакам, в число которых входил и его отец. Поэтому он любил для них собирать в лесу орехи. В собирании орехов герой видел свою работу: «Орехи кто-то должен добывать? Должен». Но не только работой, но и удовольствием было для Васютки это дело: «Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт».

Когда мальчик заблудился, он показал себя как смышленого, умного и сообразительного человека, которому удалось выжить в трудных условиях. Герой помнит все советы и все наказы отца и деда. Знания лесной жизни и защиты своей жизни в условиях выживания помогли Васютке спастись и добраться до дома, где его искали уже пятый день. Сообразительность и рассудительность - вот основные качества, которые помогли герою рассказа выжить. Ваське удалось не только выжить, но и найти озеро, которое впоследствии назвали в его честь.

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.

Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано - в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин - обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа - это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности - вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.