РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ

Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МО РФ
Латыпова О.Ш.

охарактеризовать научные достижения XVI-
XVII вв; определить основные направления научной мысли Европы в XVI-XVII вв.
понимание неограниченных возможностей человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы и человека; понимание необходимости силы воли, настойчивости для достижения успеха в поставленной целиЦЕЛИ УРОКА

ПРОБЛЕМА

1.Новые шаги в постижении тайн природы.
2. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея.
3. Вклад И. Ньютона в создание новой картины мира.
4. Ф. Бэкон и Р. Декарт - основоположники науки и философии Нового времени.
5. Дж. Локк о праве человека на жизнь, свободу и собственность.ПЛАН УРОКА:

Черты Нового времени
1) усиление интереса человека к окружающему миру;
2) Расширение знаний о границах мира в результате географических открытий
3) подтверждение шарообразности Земли;
4) рост городов
5) развитие мануфактурного производства и мирового рынка.РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ, ОСНОВАННОЙ НА ОПЫТНОМ ЗНАНИИ

Коперник Н. польский астроном, -создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.

« Он подрывал фундамент веры» НИКОЛАЙ КОПЕРНИК

«…Земля шарообразна,
потому что со всех сторон тяготеет к своему центру. Тем не менее ее совершенная округлость заметна не сразу
из-за большой высоты ее гор и глубины долин, что, однако, совершенно не искажает ее округлости в целом…»
Из трактата Николая Коперника «О вращении небесных тел» (1543)« Он подрывал фундамент веры»
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК

Коперник в обсерватории на южной башне Фромборкского монастыря

« Враг всякого закона, всякой веры». ДЖОРДАНО БРУНО

Идеи Коперника продолжил Джордано Бруно Он считал, что Вселенная бесконечна и что он не имеет центра. Есть
множество звезд, следовательно, множество миров. Также, по мнению Бруно, вера несовместима с разумом и может быть свойственна лишь невежественным людям. Взгляды Бруно были признаны еретичными. После десятилетий странствий он был схвачен инквизицией и сожжен на костре.

: «…Я считаю, что этот мир и миры, и
рождаются и уничтожаются. И
этот мир, то есть земной шар,
имел начало и может иметь
конец, подобно другим светилам,
которые являются такими же
мирами, как и этот мир,
возможно, лучшими или
худшими; они - такие же
светила, как и этот мир. Все
они рождаются и умирают, как
живые существа, состоящие из противоположных начал».
Из протоколов судебного
процесса над Джордано Бруно« Враг всякого закона, всякой веры». ДЖОРДАНО БРУНО

Памятник Джордано Бруно в Риме на месте его казни

совокупность миров

«Человек незаурядной воли, ума и мужества…» . ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ

Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических

Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени.

открытий. Галилей - основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики
При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира

Слайд №10

Жозеф-Николя Робер-Флёри
Галилей перед судом инквизиции.«Человек незаурядной воли, ума и мужества…» . ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ

«Перед нами предстает человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях

и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить свое положение.» Альберт Эйнштейн

Слайд №11

он изложил закон всемирного тяготения и три

Английский физик, математик,механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором

закона механики.
Исаак Ньютон построил зеркальный телескоп, открыл новые
методы математических вычислений. Крупнейшее же его открытие заключалось в том, что на основе выработанных им законов мехаики он выстроил новую модель взаимодействия небесных тел.

Слайд №12

«В философии не может быть государя, кроме истины. Мы должны поставить памятники из золота Кеплеру Галилею, Декарту и на каждом написать Платон- друг, Аристотель – друг, но главный друг – истина»
Из записных книжек И. НьютонаОдин из последних портретов Ньютона (1712)

« Завершил создание научной картины мира». ИСААК НЬЮТОН

Слайд №13

« Самое лучшее из всех доказательств есть опыт» ФРЭНСИС БЭКОН

Английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма, крупный государственный деятель, создатель философии Нового времени. Бэкон стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. В работе «Новый Органон» провозгласил целью науки

природой, предложил реформу научного метода- обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент, вооружил естествознание методами исследования, проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из чувственного опыта.

увеличение власти человека над

Слайд №14

«Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Самое лучшее из всех доказательств есть опыт…»
«Пчела… извлекает материал из
садовых и полевых цветов, но
располагает и изменяет его по
своему умению. Итак, следует
возложить добрую надежду на
более тесный и нерушимый (чего до сих пор не чего до сих пор не было)
союз этих способностей –
опыта и рассудка»
Фрэнсис Бэкон« Самое лучшее из всех доказательств есть опыт» ФРЭНСИС БЭКОН

Статуя Бэкона в часовне Тринити-колледжа

Слайд №15


РЕНЕ ДЕКАРТ-основоположник науки и философии Нового времени, французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии

Философия Декарта антропоцентрична: в центре ее - не Божественный разум, а разум человека. И Декарт предлагает
изучать не строение мира, а процесс его познания.

Слайд №16

П-Л Дюмениль. Диспут Декарта и королевы Кристины

« Я мыслю, следовательно, я существую».
РЕНЕ ДЕКАРТ

«Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями.»
«Мало иметь хороший ум,
главное – хорошо его применять
В самых великих душах
заложена возможность как
крупнейших пороков, так и
величайших добродетелей»
Рене Декарт

Слайд №17

Просвещения и теоретиков либерализма. Его влияние

«Интеллектуальный вождь 18 в»
ДЖОН ЛОКК

Британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма Его идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии признан одним из самых влиятельных мыслителей

отражено в американской Декларации независимости. Он создал теорию естественных прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. В его работах был впервые сформулирован принцип разделения властей, согласно которому следовало дифференцировать полномочия
законодательного и исполнительного органов власти.

Слайд №18

Перед смертью Локк составил следующую надпись для своего памятника: «Остановись, путник. Здесь лежит Джон Локк. Если ты спросишь, что он был за человек, то я отвечу тебе, что он служил одной только истине. Этому научись из его сочинений, которые вернее тебе скажут, что от него осталось, чем сомнительные хвалы и эпитафии. Если он обладал кое-какими добродетелями, то они были не настолько велики, чтобы могли служить тебе примером».
Дж. ЛоккГ. Кнеллер.Джон Локк.

«Интеллектуальный вождь 18 в»
ДЖОН ЛОКК

  • охарактеризовать научные достижения XVI- XVII вв; определить основные направления научной мысли Европы в XVI-XVII вв.
  • понимание неограниченных возможностей человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы и человека; понимание необходимости силы воли, настойчивости для достижения успеха в поставленной цели
  • ЦЕЛИ УРОКА
  • ПРОБЛЕМА
  • 1.Новые шаги в постижении тайн природы.
  • 2. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея.
  • 3. Вклад И. Ньютона в создание новой картины мира.
  • 4. Ф. Бэкон и Р. Декарт - основоположники науки и философии Нового времени.
  • 5. Дж. Локк о праве человека на жизнь, свободу и собственность.
  • ПЛАН УРОКА:
  • Черты Нового времени
  • 1) усиление интереса человека к окружающему миру;
  • 2) Расширение знаний о границах мира в результате географических открытий
  • 3) подтверждение шарообразности Земли;
  • 4) рост городов
  • 5) развитие мануфактурного производства и мирового рынка.
  • РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ, ОСНОВАННОЙ НА ОПЫТНОМ ЗНАНИИ
  • Коперник Н. польский астроном, -создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.
  • НИКОЛАЙ КОПЕРНИК
  • (1473-1543)
  • «...Земля шарообразна,
  • потому что со всех сторон тяготеет к своему центру. Тем не менее ее совершенная округлость заметна не сразу
  • из-за большой высоты ее гор и глубины долин, что, однако, совершенно не искажает ее округлости в целом...»
  • Из трактата Николая Коперника «О вращении небесных тел» (1543)
  • « Он подрывал фундамент веры»
  • НИКОЛАЙ КОПЕРНИК
  • Коперник в обсерватории на южной башне Фромборкского монастыря
  • ДЖОРДАНО БРУНО
  • Идеи Коперника продолжил Джордано Бруно Он считал, что Вселенная бесконечна и что он не имеет центра. Есть множество звезд, следовательно, множество миров. Также, по мнению Бруно, вера несовместима с разумом и может быть свойственна лишь невежественным людям. Взгляды Бруно были признаны еретичными. После десятилетий странствий он был схвачен инквизицией и сожжен на костре.
  • (1548-1600).
  • : «...Я считаю, что этот мир и миры, и
  • рождаются и уничтожаются. И
  • этот мир, то есть земной шар,
  • имел начало и может иметь
  • конец, подобно другим светилам,
  • которые являются такими же
  • мирами, как и этот мир,
  • возможно, лучшими или
  • худшими; они - такие же
  • светила, как и этот мир. Все
  • они рождаются и умирают, как
  • живые существа, состоящие из противоположных начал».
  • Из протоколов судебного
  • процесса над Джордано Бруно
  • « Враг всякого закона, всякой веры». ДЖОРДАНО БРУНО
  • Памятник Джордано Бруно в Риме на месте его казни
  • совокупность миров
  • ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ
  • 1564- 1642
  • Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических
  • - итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени.
  • открытий. Галилей - основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики
  • При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира
  • Жозеф-Николя Робер-Флёри
  • Галилей перед судом инквизиции.
  • «Человек незаурядной воли, ума и мужества…» . ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ
  • «Перед нами предстает человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях
  • и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить свое положение.» Альберт Эйнштейн
  • он изложил закон всемирного тяготения и три
  • -английский физик, математик,механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором
  • закона механики.
  • Исаак Ньютон построил зеркальный телескоп, открыл новые методы математических вычислений. Крупнейшее же его открытие заключалось в том, что на основе выработанных им законов мехаики он выстроил новую модель взаимодействия небесных тел.
  • 1643 -1727
  • «В философии не может быть государя, кроме истины. Мы должны поставить памятники из золота Кеплеру Галилею, Декарту и на каждом написать Платон- друг, Аристотель – друг, но главный друг – истина»
  • Из записных книжек И. Ньютона
  • Один из последних портретов Ньютона (1712)
  • « Завершил создание научной картины мира». ИСААК НЬЮТОН
  • 1561 - 1626
  • - английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма, крупный государственный деятель, создатель философии Нового времени. Бэкон стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. В работе «Новый Органон» провозгласил целью науки
  • природой, предложил реформу научного метода- обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент, вооружил естествознание методами исследования, проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из чувственного опыта.
  • увеличение власти человека над
  • «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Самое лучшее из всех доказательств есть опыт...»
  • «Пчела… извлекает материал из
  • садовых и полевых цветов, но
  • располагает и изменяет его по
  • своему умению. Итак, следует
  • возложить добрую надежду на
  • более тесный и нерушимый (чего до сих пор не чего до сих пор не было)
  • союз этих способностей –
  • опыта и рассудка»
  • Фрэнсис Бэкон
  • « Самое лучшее из всех доказательств есть опыт» ФРЭНСИС БЭКОН
  • Статуя Бэкона в часовне Тринити-колледжа
  • РЕНЕ ДЕКАРТ
  • -основоположник науки и философии Нового времени, французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии
  • 1596 -1650
  • Философия Декарта антропоцентрична: в центре ее - не Божественный разум, а разум человека. И Декарт предлагает изучать не строение мира, а процесс его познания.
  • П-Л Дюмениль. Диспут Декарта и королевы Кристины
  • « Я мыслю, следовательно, я существую».
  • РЕНЕ ДЕКАРТ
  • «Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями.»
  • «Мало иметь хороший ум,
  • главное – хорошо его применять
  • В самых великих душах
  • заложена возможность как
  • крупнейших пороков, так и
  • величайших добродетелей»
  • Рене Декарт
  • Просвещения и теоретиков либерализма. Его влияние
  • 1632 -1704
  • «Интеллектуальный вождь 18 в»
  • ДЖОН ЛОКК
  • - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма Его идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии признан одним из самых влиятельных мыслителей
  • отражено в американской Декларации независимости. Он создал теорию естественных прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. В его работах был впервые сформулирован принцип разделения властей, согласно которому следовало дифференцировать полномочия законодательного и исполнительного органов власти.
  • Перед смертью Локк составил следующую надпись для своего памятника: «Остановись, путник. Здесь лежит Джон Локк. Если ты спросишь, что он был за человек, то я отвечу тебе, что он служил одной только истине. Этому научись из его сочинений, которые вернее тебе скажут, что от него осталось, чем сомнительные хвалы и эпитафии. Если он обладал кое-какими добродетелями, то они были не настолько велики, чтобы могли служить тебе примером».
  • Дж. Локк
  • Г. Кнеллер.Джон Локк.
  • «Интеллектуальный вождь 18 в»
  • ДЖОН ЛОКК
  • ТАБЛИЦА « ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИДЕИ СПОСОБСТВОВАШИЕ РАЗВИТИЮ НОВЫХ ВЗГЛЯДОВ НА МИР И ОБЩЕСТВО»
  • Фрэнсис Бэкон
  • (1561-1626)
  • Англия
  • Научно обосновал новые методы изучения явлений природы - наблюдения и опыты
  • Заложил основы новой философии, ввел опыт и эксперимент как методы научного познания
  • Рене Декарт (1596- 1650)
  • Франция
  • Считал разум человека источником знаний. Отводил разуму главную роль в научном исследовании
  • Основоположник науки и философии Нового времени, способствовал укреплению новых представлений о мире.
  • Джон Локк
  • (1632 -1704)
  • Англия
  • Создал теорию естественных прав человека, сформулировал принцип разделения властей
  • Создатель теории естественного права, в центре которого- человек

Рождение новой европейской науки

Цели: охарактеризовать основные направления научной мыс­ли Европы в XVI-XVII вв.; определить причины рождения новой европейской науки, усиления интереса человека к окружающему миру в начале Нового времени; формировать и развивать умение работать с различными информационными источниками, исполь­зовать их при подготовке ответов на вопросы.

Планируемые результаты: познакомиться с научными дости­жениями XVI-XVII вв; сформировать представление о трудностях в деятельности ученых раннего Нового времени; сравнивать раз­личные методы познания мира; давать развернутые характери­стики исторических персоналий; осуществлять рефлексию своей деятельности; осознавать уровень и качество усвоения изучаемо­го материала; научиться обосновывать свои суждения; работать с дополнительными источниками информации; развивать меж­предметные связи с курсом физики; делать выводы на основании конкретных фактов.

Отношения , ценности, внутренние установки: дать оценку дея­тельности ученых и философов раннего Нового времени, нрав­ственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к новой картине мира.

Оборудование: карта «Европа в XVI-XVII вв., мультимедийное оборудование, портреты ученых XVI-XVII вв.

Тип урока: урок рефлексии.

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

    Объясните следующие понятия: гуманизм, Возрождение, гравюра, мадригал.

    (Ответы учеников. Проверка выполнения заданий в тетрадиМотивационно-целевой этап

Считают, что деятельность ученых-гуманистов подготовила революцию в естествознании XVII в. Почему научные открытия этого периода можно считать революционными? Выясним это в ходе нашего урока.

Тема урока: «Рождение новой европейской науки».

План урока

    Рождение науки, основанной на опытном знании.

    «Он подрывал основы веры».

    «Враг всякого закона, всякой веры».

    Он завершил создание новой картины мира.

    «Я мыслю, следовательно, я существую».

    Работа по теме урока

    Рождение науки, основанной на опытном знании

    Работая с § 10 (с. 90, 91), определите факторы, повлиявшие на развитие науки в раннее Новое время.

Примерное содержание ответа

Великие географические открытия дали новые знания о мире. Развитие мануфактур, рост городов рождали потребность в точных науках. Изменение образа жизни пробуждало интерес к жизни человека. Ученые-гуманисты признавали за человеком возмож­ность понять и объяснить окружающий мир. Эпоха Возрождения подарила европейцам независимость мышления и убеждение, что человечество может улучшить мир.

    «Он подрывал основы веры»

Презентация учащихся об ученых XVI-XVII вв. (Николай Коперник).

    Работая с § 10 учебника (с. 91), определите, почему откры­тие Николая Коперника «подрывало фундамент веры».

Примерное содержание ответа

Николай Коперник (1473-1543) тридцать лет наблюдал за не­бесными светилами и с помощью сложных вычислений сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Это положение подрывало в течение тысячелетий господ­ствовавшее учение о неподвижности Земли.

    «Враг всякого закона, всякой веры»

Презентация учащихся об ученых XVI-XVII вв. (Джордано Бруно).

    Работая с § 10 учебника (с. 91, 92), определите, что нового внес в учение Коперника Джордано Бруно.

(По ходу выполнения задания составляется перечень.)

Развивая учение Коперника, Джордано Бруно пришел к выводам:

    Земля имеет лишь приблизительно шарообразную форму: у полюсов она сплющена;

    Солнце вращается вокруг своей оси;

    «Земля изменит со временем центр тяжести и положение свое к полюсу»;

    «неподвижные звезды суть также солнца»;

    «вокруг этих звезд вращаются, описывая правильные кру­ги или эллипсы, бесчисленные планеты, для нас, конечно, невидимые вследствие большого расстояния»;

    кометы представляют лишь особый род планет;

    «миры и даже системы их постоянно изменяются и, как таковые, они имеют начало и конец; вечной пребудет лишь лежащая в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила, сочета­ние же их постоянно изменяется».

    Почему жизнь Джордано Бруно можно назвать подвигом?

Джордано Бруно отстаивал свои взгляды несмотря на угро­зы католической церкви, не отказался он от них и перед угро­зой смерти. По его мнению, «вера несовместима с разумом». Его подвиг в смелости бросить вызов всемогущей тогда церкви. Его жизнь послужила примером для других. На памятнике Джордано Бруно высечены слова: «... от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костер».

    «Человек незаурядной воли, ума и мужества!..»

Презентация учащихся об ученых XVI-XVII вв. (Галилео Га­лилей).

    Работая с § 10 учебника (с. 93, 94), определите, какой вклад в развитие науки внесли открытия Галилео Галилея.

Примерное содержание ответа

Первые наблюдения небесных светил в телескоп помогли Га­лилео Галилею (1564-1642) открыть спутники Юпитера, он на­блюдал горы на Луне, пятна на Солнце, а также сформулировал законы падения тел, движения маятника и другие законы физики. Астрономические открытия и наблюдения Галилея подтвердили учение Коперника.

    Он завершил создание новой картины мира

Презентация учащихся об ученых XVI-XVII вв. (Исаак Ньютон).

    Работая с § 10 учебника (с. 94) и дополнительным материа­лом, опишите открытия, которые совершил Исаак Ньютон.

Дополнительный материал

В возрасте 18 лет Ньютон поступил в Кембридж. Научной опорой и вдохновителями Ньютона были Галилей, Декарт и Кеплер. Ньютон завершил их труды, объединив в универсальную систему мира. В сту­денческой записной книжке Ньютона есть программная фраза: «В фи­лософии не может быть государя, кроме истины... Мы должны поставить памятники из золота Кеплеру, Галилею, Декарту и на каждом написать: “Платон - друг, Аристотель - друг, но главный друг - истина”».

Проведя ряд остроумных оптических экспериментов, он доказал, что белый цвет есть смесь цветов спектра. Но самым значительным его открытием в эти годы стал закон всемирного тяготения. Общеизвестна легенда о том, что закон тяготения Ньютон открыл, наблюдая падение яблока с ветки дерева. Впервые «яблоко Ньютона» упомянул биограф Ньютона Уильям Стьюкли: «После обеда установилась теплая погода, мы вышли в сад и пили чай в тени яблонь. Он (Ньютон) сказал мне, что мысль о гравитации пришла ему в голову, когда он точно так же сидел под деревом. Он находился в созерцательном настроении, когда неожиданно с ветки упало яблоко. “Почему яблоки всегда падают перпендикулярно земле?” - подумал он».

В 1687 г. был опубликован труд «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики. Метод Ньютона - создание модели явления. Такой подход, начало которому было положено Галилеем, означал конец старой физики. Качественное описание природы уступило место количествен­ному. На этой основе были сформулированы три закона механики.

В 1704 г. вышла в свет монография «Оптика», определившая развитие этой науки до начала XIX в. В 1705 г. королева Анна возвела Ньютона в рыцарское достоинство. Впервые в английской истории звание рыца­ря было присвоено за научные заслуги. В эти же годы вышел сборник его математических работ «Универсальная арифметика». Приведенные в ней численные методы ознаменовали рождение новой дисциплины - численного анализа. С работами Ньютона связана новая эпоха в физике и математике. Он завершил начатое Галилеем - создание теоретической физики, а также разработал дифференциальное и интегральное исчисле­ние, теорию цвета и многие другие математические и физические теории.

Надпись на могиле Ньютона гласит: «Здесь покоится сэр Исаак Нью­тон, который с почти божественной силой разума первый объяснил с по­мощью своего математического метода движения и формы планет, пути комет и приливы океанов. Он был тем, кто исследовал различия световых лучей и проистекающие из них различные свойства цветов, о которых прежде никто и не подозревал. Прилежный, хитроумный и верный ис­толкователь природы, древности и Святого Писания, он утверждал своей философией величие Всемогущего Творца, а нравом насаждал требуемую Евангелием простоту. Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».

(Ответы учеников. Проведение мини-дискуссии на тему «Роль открытий Галилея и Ньютона в становлении новой кар­тины мира».)

Вопросы для дискуссии

    Возможны ли были открытия Ньютона без достижений Га­лилея, Коперника и других ученых?

Почему святая инквизиция не смогла остановить распро­странение научной мысли?

    Почему инквизиция осудила Галилея?

    Почему открытия Ньютона имели значение не только для науки, но и формировали новую картину мира?

    «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт...»

Презентация учащихся об ученых XVI-XVII вв. (Фрэнсис Бекон).

    Работая с § 10 учебника (с. 94-96), определите, какой вклад в развитие науки внес Фрэнсис Бекон.

Примерное содержание ответа

Крупнейшая заслуга Фрэнсиса Бекона (1561-1626) заключа­ется в том, что он предложил новый метод изучения природы - рассуждение от частного к общему, основанное на эксперимен­тальных данных. Истинные знания, по его мнению, могут быть получены только при соединении теории с практикой.

    «Я мыслю, следовательно, я существую»

Презентация учащихся об ученых XVI-XVII вв. (Рене Декарт).

    Работая с § 10 учебника (с. 96), определите, какой вклад в развитие науки внес Рене Декарт.

Примерное содержание ответа

Главную цель науки Рене Декарт (1596-1650) видел в дости­жении человеком господства над силами природы. Наука дол­жна приносить практическую пользу. Источником достоверных знаний Декарт считал разум человека. Математика была для него идеалом и образцом для всех других наук. Декарт создал аналити­ческую геометрию, ввел понятие переменной величины.

    Закрепление изученного материала

    Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

    Сравните методы познания мира, предложенные Фрэнси­сом Беконом и Рене Декартом. ( Основой познания Ф. Бекон считал опыт, Р. Декарт - разум. Тем самым было положено начало двум методам познания в современной философии.)

    Кто из астрономов одним из первых использовал телескоп для изучения звездного неба? (Галилео Галилей.)

    Кто из ученых открыл закон всемирного тяготения? (Исаак Ньютон.)

    Подведение итогов урока

В XVI - XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания. Законы, открытые учеными Нового времени, носят общий теоретический харак­тер, меняющий представление о мире. Рождаются новые методы исследования природы - сочетание опыта (практики) и теории (разума).

Домашнее задание

    Подготовить сообщение о жизни и деятельности одного из европейских ученых XVI-XVII вв. (на выбор).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МО РФ Латыпова О.Ш.

2 слайд

Описание слайда:

охарактеризовать научные достижения XVI- XVII вв; определить основные направления научной мысли Европы в XVI-XVII вв. понимание неограниченных возможностей человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы и человека; понимание необходимости силы воли, настойчивости для достижения успеха в поставленной цели ЦЕЛИ УРОКА ПРОБЛЕМА

3 слайд

Описание слайда:

1.Новые шаги в постижении тайн природы. 2. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея. 3. Вклад И. Ньютона в создание новой картины мира. 4. Ф. Бэкон и Р. Декарт - основоположники науки и философии Нового времени. 5. Дж. Локк о праве человека на жизнь, свободу и собственность. ПЛАН УРОКА:

4 слайд

Описание слайда:

Черты Нового времени 1) усиление интереса человека к окружающему миру; 2) Расширение знаний о границах мира в результате географических открытий 3) подтверждение шарообразности Земли; 4) рост городов 5) развитие мануфактурного производства и мирового рынка. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ, ОСНОВАННОЙ НА ОПЫТНОМ ЗНАНИИ

5 слайд

Описание слайда:

Коперник Н. польский астроном, -создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828. « Он подрывал фундамент веры» НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473-1543)

6 слайд

Описание слайда:

«...Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру. Тем не менее ее совершенная округлость заметна не сразу из-за большой высоты ее гор и глубины долин, что, однако, совершенно не искажает ее округлости в целом...» Из трактата Николая Коперника «О вращении небесных тел» (1543) « Он подрывал фундамент веры» НИКОЛАЙ КОПЕРНИК Коперник в обсерватории на южной башне Фромборкского монастыря

7 слайд

Описание слайда:

« Враг всякого закона, всякой веры». ДЖОРДАНО БРУНО Идеи Коперника продолжил Джордано Бруно Он считал, что Вселенная бесконечна и что он не имеет центра. Есть множество звезд, следовательно, множество миров. Также, по мнению Бруно, вера несовместима с разумом и может быть свойственна лишь невежественным людям. Взгляды Бруно были признаны еретичными. После десятилетий странствий он был схвачен инквизицией и сожжен на костре. (1548-1600).

8 слайд

Описание слайда:

: «...Я считаю, что этот мир и миры, и рождаются и уничтожаются. И этот мир, то есть земной шар, имел начало и может иметь конец, подобно другим светилам, которые являются такими же мирами, как и этот мир, возможно, лучшими или худшими; они - такие же светила, как и этот мир. Все они рождаются и умирают, как живые существа, состоящие из противоположных начал». Из протоколов судебного процесса над Джордано Бруно « Враг всякого закона, всякой веры». ДЖОРДАНО БРУНО Памятник Джордано Бруно в Риме на месте его казни совокупность миров

9 слайд

Описание слайда:

«Человек незаурядной воли, ума и мужества…» . ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ 1564- 1642 Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических - итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. открытий. Галилей - основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира

10 слайд

Описание слайда:

Жозеф-Николя Робер-Флёри Галилей перед судом инквизиции. «Человек незаурядной воли, ума и мужества…» . ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ «Перед нами предстает человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить свое положение.» Альберт Эйнштейн

11 слайд

Описание слайда:

« Завершил создание научной картины мира». ИСААК НЬЮТОН он изложил закон всемирного тяготения и три -английский физик, математик,механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором закона механики. Исаак Ньютон построил зеркальный телескоп, открыл новые методы математических вычислений. Крупнейшее же его открытие заключалось в том, что на основе выработанных им законов мехаики он выстроил новую модель взаимодействия небесных тел. 1643 -1727

12 слайд

Описание слайда:

«В философии не может быть государя, кроме истины. Мы должны поставить памятники из золота Кеплеру Галилею, Декарту и на каждом написать Платон- друг, Аристотель – друг, но главный друг – истина» Из записных книжек И. Ньютона Один из последних портретов Ньютона (1712) « Завершил создание научной картины мира». ИСААК НЬЮТОН

13 слайд

Описание слайда:

« Самое лучшее из всех доказательств есть опыт» ФРЭНСИС БЭКОН 1561 - 1626 - английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма, крупный государственный деятель, создатель философии Нового времени. Бэкон стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. В работе «Новый Органон» провозгласил целью науки природой, предложил реформу научного метода- обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент, вооружил естествознание методами исследования, проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из чувственного опыта. увеличение власти человека над

14 слайд

Описание слайда:

«Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Самое лучшее из всех доказательств есть опыт...» «Пчела… извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не чего до сих пор не было) союз этих способностей – опыта и рассудка» Фрэнсис Бэкон « Самое лучшее из всех доказательств есть опыт» ФРЭНСИС БЭКОН Статуя Бэкона в часовне Тринити-колледжа

15 слайд

Описание слайда:

« Я мыслю, следовательно, я существую». РЕНЕ ДЕКАРТ -основоположник науки и философии Нового времени, французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии 1596 -1650 Философия Декарта антропоцентрична: в центре ее - не Божественный разум, а разум человека. И Декарт предлагает изучать не строение мира, а процесс его познания.

16 слайд

Описание слайда:

П-Л Дюмениль. Диспут Декарта и королевы Кристины « Я мыслю, следовательно, я существую». РЕНЕ ДЕКАРТ «Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями.» «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять В самых великих душах заложена возможность как крупнейших пороков, так и величайших добродетелей» Рене Декарт

17 слайд

Описание слайда:

Просвещения и теоретиков либерализма. Его влияние 1632 -1704 «Интеллектуальный вождь 18 в» ДЖОН ЛОКК - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма Его идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии признан одним из самых влиятельных мыслителей отражено в американской Декларации независимости. Он создал теорию естественных прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. В его работах был впервые сформулирован принцип разделения властей, согласно которому следовало дифференцировать полномочия законодательного и исполнительного органов власти.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Рождение новой европейской науки 7 класс Новая история Рогозина Лидия Николаевна

Рождение новой науки Великие географические открытия раздвинули границы мира, подтвердили мысли европейцев о шарообразности Земли, дали новые знания о живущих там людях.

Новый научный подход В эпоху Средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета – за истину принимались мысли великих ученых древности. В эпоху раннего Нового времени любознательность и критическое отношение к действительности заставляет людей лично наблюдать явления природы.

Задание: составить таблицу «Основные научные идеи» Ученые и мыслители, страна Основные идеи, открытия

Вопрос: Какое влияние оказали открытия ученых на формирование взглядов людей? Ответить на вопрос в конце урока.

Николай Коперник Великий польский астроном (1473-1543). Совершил переворот в науке, отказавшись от существовавшего в течение тысячелетий учения о неподвижности Земли.

Открытие Коперника Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. О своем открытии он решился сообщить миру, написав книгу «О вращении небесных тел». Она вышла в 1543 году.

Джордано Бруно В 1600 г. в Риме на площади Цветов по приказу отцов церкви выл сожжен Джордано Бруно. (1548-1600)

Открытие Джордано Бруно «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна». Она не имеет центра – ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира. Вселенная – это бесчисленное множество звезд, а каждая звезда – это далекие солнца, вокруг которых движутся свои планеты. Вселенная существует вечно и исчезнуть не может.

Галилео Галилей Великий ученый, астроном, физик, поэт, автор комедий. (1564-1642) Наблюдал небесные светила в телескоп. Открыл спутники Юпитера, назвав их «Звездами Медичи». Наблюдал горы на Луне, пятна на Солнце.

Открытия Галилея Галилей открыл не только новые миры – он сформулировал законы падения тел, движения маятника и другие законы физики. Его открытия, сделанные с помощью телескопа, подтвердили учение Коперника.

Исаак Ньютон 1643-1727 Опираясь на труды Коперника и Галилея, завершил создание новой картины мира. Открыл закон всемирного тяготения, законы механического движения и распространения света, новые методы математических вычислений.

Уильям Гарвей 1578-1657. Английский врач и ученый, один из самых образованных людей своего времени. Открыл секрет кровообращения. Его открытия позволили многое узнать о строении человеческого организма.

Фрэнсис Бэкон 1561-1626. Английский философ-гуманист, создатель новой философии. Предложил новый метод изучения явлений природы – наблюдения и опыты.

Рене Декарт « Мыслю, следовательно, существую…» В познании мира Декарт огромное значение придавал математике, считая ее образцом и идеалом для всех наук. Он создал аналитическую геометрию, ввел понятие переменной величины, алгебраические обозначения. Главную роль в научном исследовании отводил разуму.

Джон Локк Все люди равны. 1632-1704 Разработал учение о естественных, прирожденных правах человека: праве на жизнь, свободу и собственность. Придавал большое значение образованию и воспитанию, которые обогащают человеческий разум.

Вопрос: Какое влияние оказали открытия ученых на формирование взглядов людей?

Домашнее задание Параграф 10, ответить на вопросы1-6.