Самоопределение - важнейшее достижение личности, оно основано на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с новым восприятием времени. Молодой человек задает себе вопросы: что значу я в этой жизни? Каковы мои возможности? Какое место я занимаю в этом мире? С точки зрения самосознания самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. По мнению Т.А. Арканцевой и Е.П. Авдуевской (1996), ребенок находится на возрастном перекрестке выбора в самом широком смысле этого слова. Социальная ситуация задается ситуацией множественных социальных выборов.

В связи с необходимостью самоопределения в юношеском возрасте происходит смена учебной мотивации. Учеба начинает рассматриваться молодыми людьми как предпосылка будущей профессии, поэтому в качестве ведущего вида деятельности в данном возрасте называют учебно-профессиональную деятельность. Профессиональная ориентация учебной деятельности опирается на главные интересы личности.

Возникший не так давно термин «личностное самоопределение» большинством отечественных авторов анализируется в контексте профессионального самоопределения (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.И. Головаха и А.А. Кроник). В зарубежной психологии личностное самоопределение очень близко по своему содержанию к понятию «личностная идентичность» (Н.В. Антонова, М.Р. Гинзбург). Теория идентичности Э. Эриксона является одним из направлений психоаналитического толкования данного феномена. Идентичность достигается как благоприятный психосоциальный исход к концу ранней юности (18 лет), если этого не происходит, то развитие периода заканчивается приобретением феномена «диффузной идентичности» т.е. происходит смешение ролей, о которых ребенок узнает до юношеского возраста; они не интегрируются в стержневую идентичность, не удается разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположной системой ценностей. Э. Эриксон определил идентичность как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих это тождество и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни, уверенности во внешнем одобрении.

В русле психоаналитического направления Дж. Марсиа предложил статусную модель идентичности, которая широко применяется в исследованиях подростков. Он попытался дать операциональное определение: «структура Эго - внутренняя самосоздающаяся, динамическая организация потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем». Например, подросток должен решить следующие проблемы: идти учиться или работать, какую выбрать работу, вести ли половую жизнь и т.п. Решение каждой такой проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих слабых и сильных сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. Автор подчеркивает, что развитие идентичности может включать многие другие аспекты, но его модель базируется именно на акте решения проблем (Антонова, 1996).

В отечественной психологии подобный подход к изучению личностной идентичности близок А.В. Петровскому, который определяет его как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. А. Ватерман акцентирует ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения - это элементы идентичности, они формируются в результате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни. А. Ватерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:

Выбор профессии и профессионального пути;

Принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений;

Выработка политических взглядов;

Принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.

В интеракционистской модели личностной идентичности (Дж. Мид) под идентичностью понимается способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое. Дж. Мид выделил осознаваемый и неосознаваемый типы идентичности. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках.

Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Переход от неосознаваемой идентичности к осознаваемой возможен только при наличии рефлексии. Рассматривая вопрос о развитии идентичности, Дж. Мид отмечает, что человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми, включенности в группу. Два аспекта идентичности, по мнению Н.В. Антоновой (1996), олицетворяют для Дж. Мида сосуществование социальности и индивидуальности. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы существования личности; с другой стороны, индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей.

Исследования последних лет (Л.С. Колмогорова и Д.В. Каширский; Г.Г. Кравцов, И.В. Сысоева) уточнили психологическое содержание раннего юношеского возраста. Так, в работах Д.В. Каширского доказывается, что возраст 16-17 лет является периодом «ценностно-смыслового моратория». Кризис в системе ценностей происходит в период между окончанием средней школы и следующей ступенью самоопределения (поступление в вуз). Кризис 17 лет - это кризис в системе ценностей, который сопровождается снижением уровня самореализации и степени осмысленности жизни, но повышением уровня самооценки. Автор доказывает, что на содержание системы ценностей в раннем юношеском возрасте оказывают влияние практика реальных выборов и профиль образования. Значимые гендерные различия в содержании ценностных ориентаций автором обнаружены только при переходе от раннего к позднему юношескому возрасту.

В исследованиях Г.Г. Кравцова и И.В. Сысоевой показано, что в основе развития личности в юношеском возрасте лежат процессы становления и развития волевой сферы. Воля в этом возрасте приобретает статус самостоятельного психического процесса и обозначается авторами в качестве центрального новообразования юношеского возраста. Вслед за Л.А. Кожариной они выделяют четыре критерия волевого поведения: осмысленность, инициативность, внеситуативность и проблемность. Развитие личности в раннем юношеском возрасте проходит четыре стадии:

На первой стадии происходит осмысление субъектом своих внутренних характеристик;

На второй субъект осознанно исследует свой «образ Я» в разных ситуациях;

На третьей он помещает свой «образ Я» в разные ситуации;

На четвертой стадии происходит отделение своей реальной личности от своего «образа Я».

Личностное самоопределение в ранней юности

Для такого понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности это уровень ценностносмысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности "основная плоскость движения нравственноценностная. Подчеркнем еще несколько положений этих авторов (см. также Б.С.Братусь, П.И.Сидоров), которые близки к пониманию этих проблем М.Р.Гинзбургом и позволяют лучше понять его подход е самоопределению. Итак, первый момент это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С.Выготский) ; область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретается личностью, поскольку "... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостноличностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий выделяемые Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Ценностные ориентации это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации это устойчивые, инвариантные образования ("единицы ") морального сознания основные его идеи, понятия, "ценностные блоки ", смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурноисторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает "свернутой " программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностномировоззренческими различиями является общение.

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение является центральным для так называемого гуманистическиаксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных ценностей; "область применения понятия ценности человеческий мир культуры и социальной действительности ". Ценности это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. В рамках этого подхода, как нам представляется, адекватно решается вопрос о соотношении ценностей и целей: "Ценность в первую очередь является тем, что дает идеальной (т.е. реально еще не осуществленной) цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности, побудительную силу ". Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания. "... целевая детерминация человеческой деятельности это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реальнокаузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом "

П.Герстманн указывает на принципиальное различие в природе элементов представления человека о своем будущем, из которого следует и различие в их функции. Он различает в составе жизненного плана два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности; эти цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач (Gerstmann P. по М.Р.Гинзбургу). Таким образом, Герстманн прямо указывает на связь жизненного плана с ценностями.

Как мы видим, представление о собственном будущем связано с ценностями. Ценности, будучи по своей природе социальноисторическими, являются средством приобщения индивида к роду (родовым человеческим способностям), тем самым позволяя преодолеть конечность (временность) человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни (см., например,), которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.

Итак, мы отметили, что самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее, Теперь мы можем сформулировать эти связи более конкретно, Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым определение смысла своего существования, Определение себя как личности личностное самоопределение имеет ценностносмысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее (об этом несколько подробнее ниже). Такое понимание личностного самоопределения согласуется с предлагаемым М.М.Шибаевой пониманием "самоопределения личности в культуре ". Так, М.М.Шибаева отмечает "...важность процесса самоопределения личности в культуре с целью выделения и обоснования для себя ценностносмысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации ".

Представление о ценностносмысловой природе личностного самоопределения является той основой, с позиции которой М.Р.Гинзбург подходит к решению этой проблемы в возрастном аспекте. А теперь рассмотрим те характеристики подросткового и юношеского возрастов, которые дают основание для такого подхода.

Нет такого исследования старшего подросткового возраста, в котором не подчеркивалось бы, что основной потребностью подростка является стремление занять определенное место в обществе. Однако само по себе стремление занять определенное место в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста. Как явствует из работ Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна, стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать не в самом стремлении к обретению место в обществе (социальной позиции), но в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом. Специфика эта, помимо всего прочего, заключается также и в том, что, как справедливо отмечал еще П.П.Блонский, с каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка; это означает, что расширяется адресат этого общения, представленность в этом общении общества как целого. Кроме того, меняются также его содержание и средства. В старшем раннем юношеском возрасте таким адресатом становится общество в целом; юноша выходит на общение с обществом (шире с миром человеческой культуры) напрямую.

Так, в работах Д.И.Фельдштейна показано, что подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. "Узловым рубежом " в социальном развитии личности является занятие подростком позиции "Я и общество ". Содержательно это означает, что на этом уровне подростком решается проблема взаимоотношений себя и общества, определение себя в обществе и через общество. А это, как мы показали, возможно только в области ценностей и смыслов. Таким образом, на этом уровне задача решается как задача личностного самоопределения.

Сам факт обобщенного характера юношеских устремлений, их связь с судьбами общества и человечества в целом отмечались исследователями неоднократно. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности заинтересованность "последними вопросами " (Ф.М.Достоевский) является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимо того, что эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р.Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие об его искажении.

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностносмысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого "я ". Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека. Потребность в смысле жизни, считает К.Обуховский, образует тот "узел ", который позволяет человеку, вопервых, интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и, вовторых, помогает человеку интегрировать все его способности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни.

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного "я " ("Кто я? ", "Какой я? " "Каковы мои способности? ", "За что я могу себя уважать? "), а с другой осознание своего положения в мире ("Каков мой жизненный идеал? ", "Кто мои друзья и враги? ", "Кем я хочу стать? ", "Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше? "). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социальнонравственного самоопределения

Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая.Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты) .

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Итак, в основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностносмысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования. М.Р.Гинзбург полагает, что в раннем юношеском возрасте личностное самоопределение (т.е. ценностносмысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видом самоопределения (о которых ниже). Сознание старшего подростка вовсе не представляет собой "ценностного хаоса ". Конечно, ценностносмысловая ориентация подростка очень сильно отличается от ценностносмысловой ориентации взрослого. Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Но диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основание собственного развития.

Такое понимание позволяет нам выстроить целостную картину самоопределения в подростковом и юношеском возрастах, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных "самоопределений ", встречающихся в литературе. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределения.

На основе изложенных позиций можно объяснить и двойственный характер самоопределения, на который указывала Л.И.Божович, и "переход от романтической направленности к реальному выбору ", отмечаемый С.П.Крягжде. "Лишенные конкретности искания ", "романтический характер ", отсутствие какой бы то ни было временной привязанности представлений о будущем старших подростков и младших юношей объясняется тем, что мы имеем дело с личностным самоопределением, происходящем на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та иная размерность размерность "смыслового будущего " (М.М.Бахтин). Временное будущее, т.е. более или менее точное планирование своей жизни во времени (жизненный план, понимаемый как система целей), повидимому, возникает на уровне социального самоопределения. В дальнейшем эти два вида представления о своем будущем сосуществуют, выполняя различные функции: смысловое будущее функцию смыслообразования, временное регулятивную функцию. Отсюда та двойственность жизненных планов, жизненных перспектив, которая отмечается многими исследователями.

Итак, резюмируем основные положения по проблеме личностного самоопределения, которые нашли отражение в нашей работе:

1) личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста;

2) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

3) личностное самоопределение имеет ценностносмысловую природу. активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностносмыслового единства и его реализация есть определение себя в мире самоопределение;

4) существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее;

5) личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).

На основе всего вышеизложенного мы можем определить соотношение понятий "Я-концепция " и "личностное самоопределение ". Так как наиболее емким определением личностного самоопределения будет процесс формирования единой смысловой системы в которой слиты обобщенные представления о себе и обобщенные представления о мире, то мы можем говорить о том, что Я-концепция (как динамическая система представлений о самом себе, сопряженная с их оценкой) является фактором процесса личностного самоопределения.

В молодости все силы души направлены на будущее, и будущее это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием надежды, основанной не на опытности прошедшего, а на воображаемой возможности счастия, что одни понятые и разделенные мечты о будущем счастии составляют уже истинное счастие этого возраста.

Л. Толстой. Отрочество

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я” (“Кто я?”, “Какой я?” “Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”) , а с другой - осознание своего положения в мире (“Каков мой жизненный идеал?” ,“Кто мои друзья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?”). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.

Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности.

Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты.

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Становление мировоззрения

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Юность -- решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззрение -- это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение -- не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Для понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности “основная плоскость движения - нравственно-ценностная. Первый момент - это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретается личностью, поскольку “... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий - выделяемые Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

7.5 Самоопределение в ранней юности

Готовность старшеклассника к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентаций, явно выражение профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Эта завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания.

Самоопределение предполагает формирование следующих компонентов личности:

1. Новое восприятие времени – соотнесение прошлого и будущего, восприятие настоящего с точки зрения будущего. В плане личностного развития это означает постепенное установление связи между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану». Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим.

2. Стабилизация самооценки. Колебание самооценки и уровня тревожности, связанные с пониманием ответственности за выбранный жизненный план, постепенно стабилизируются. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.

3. Саморегуляция. Повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.

4. Нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и собственного жизненного опыта.

5. Мировоззрение личности. Мировоззрение – система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем. Не смотря на то, что мировоззренческие позиции личностью в последствии пересматриваются и во взрослой жизни корректируются в зависимости от кризисов и жизненных поворотов, юношеское мировоззрение – основа, необходимая для психического здоровья личности. Отсутствие мировоззренческого выбора в юношеском возрасте, по мнению Э.Эриксона, не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений.

6. Сознательное отношение к основной деятельности – учебе или работе. Учеба начинает рассматриваться как необходимая база для дальнейшей учебы. Старшеклассников снова начинает волновать успеваемость, но теперь уже, главным образом, по тем предметам, которые будут необходимы в дальнейшем.

7.6 Учебная деятельность старшеклассников

Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно другим содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах, появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо сама учебная деятельность является для старшеклассника средством реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризуют не многих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.

Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т.е. тем, на что она направлена, является структурная организация, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умения принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника.

У старшеклассника складывается «особая форма учебной деятельности». Она включает элементы анализа, исследования, в контексте уже осознанной либо осознаваемой как необходимости профессиональной направленности, личностного самоопределения. «Важнейшее психологическое новообразование данного возраста - умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации» (Д.И. Фельдштейн, 1999) определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника.

Специфика учебной деятельности старшеклассника:

Учеба становится средством реализации жизненных планов, все более уходя от положения ведущей деятельности.

Старшеклассник включается в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду.

Таким образом, ранняя юность – период стабилизации личности. В это время складывается мировоззрение. Поэтому для данного возраста характерны максимализм в оценках, упрямство и страстность в отстаивании своей точки зрения. С другой стороны это период установления первоначальных жизненных планов, целей, стратегий будущего.

Центральными новообразованием периода становится профессиональное и личностное самоопределение.

7.7 Кризис юношеского возраста

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).


Литература по теме 7

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: «Академия», 1999.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 - М., 1984.

4. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 464 с.

5. Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников. Практическая психология образования. – М., 1998.

7. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие).- М., 1991.

8. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.,1990.

9. Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989.

10. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер. 1999.

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М., 1996.

12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, - М., 1986.

13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- М., 1983.

14. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. – СПб.,1997.

15. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. М.,1993.

16. Мухина В.С. Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М., 1998.

17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999

18. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.

19. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994.

20. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.

22. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. /Архетип - 1995 - №1.

23. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. (Пер с англ.) – М., 1996.


Тема 8. молодость (18-30 лет)

Этот этап жизни называют этапом «человеческой близости». Молодость открыта общению: легко заводятся знакомства, образуются дружеские связи, приходит любовь, создаются семьи.

Ведущей деятельностью является либо профессиональная учеба, либо трудовая деятельность, либо то и другое.

Стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер

Это период наибольших способностей к творчеству, наивысшей работоспособности.

Для многих молодость – студенческая пора, когда приходится выдерживать довольно большие нагрузки – физические, умственные, нравственные, волевые.

8.1 Психофизические функции в молодости

1. Согласно исследованиям Е.Ф. Рыбалко: оптимум цветовой чувствительности, остроты зрения, многих сенсомоторных реакций (непроизвольных и произвольных, двигательных, простых реакций и реакций выбора на различные сигналы) наблюдается около 20- 25 лет. (косвенно об этом свидетельствуют возрастные характеристики спортивных рекордов (от 24 до 35 лет)

2. Б.Г. Ананьев установил, что с 20 до 40 лет активно прогрессируют интеллектуальные и вербальные (второсигнальные) функции.

3. Заканчивается физическое и половое созревание. Во многих странах 21 год считается возрастом совершеннолетия. Половое влечение достигает своего полного развития и достигает своего максимума у женщин к 28-30 годам, у мужчин – к 25(30) годам. (Сведощ А.М. Женская сексопатология. – М., 1991).

8.2 Интеллектуальная сфера

1. Существенно развивается теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения.

2. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях – развитие интеллекта тесно связано с творческими способностями. Его развитие предполагает не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

3. Мотивы учебной деятельности студентов:

1.1. Познавательные.

1.2. Профессиональные.

1.3. Мотивы творческого достижения.

1.4. Широкие социальные мотивы: мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения, мотив самоутверждения.

8.3 Социально-психологическая характеристика молодости

1. Молодость называют ранней взрослостью, тем самым, подчеркивая ее двойственный характер: с одной стороны молодой человек имеет полное право вести взрослую жизнь, с другой стороны он часто оказывается не способным найти и реализовать в ней себя:

1. Молодежные браки часто замешаны на противоречии между потребностью быть вместе с любимым человеком и неспособностью обеспечить материальную независимость от родителей.

2. Приходя в профессию, молодые специалисты горят стремлением произвести в ней революцию, стремятся бороться с косностью и консерватизмом. При этом часто такой «максимализм» часто не подкреплен знаниями, опытом, умениями, ориентации в окружающем мире.

2. Основная психологическая особенность первых лет периода – выраженный инфантилизм (Сапогова Е.Е., 2001).

Инфантилизм – сохранение во взрослом состоянии черт характера, свойственных детям и подросткам. Заключается в социальной, нравственной и гражданской неразвитости, незрелости.

По мнению Б.Г. Ананьева это объясняется несовпадением во времени наступления зрелости трех сторон развития молодежи:

1. Физической зрелости – зрелости человека как индивида.

2. Гражданской зрелости – зрелости как личности.

3. Умственной зрелости и трудоспособности – зрелости человека, как субъекта познания и труда.

3. Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) выражено сильное стремление к самовыражению.

Самовыражение проявляется:

1. В выборе профессии и начале самостоятельной профессиональной карьеры (первостепенная задача для мужчин).

2. В создании собственного окружения (партнер, семья, дети) - первостепенно для женщин.

3. В развитии творческих способностей

Все это является условиями выработки собственного индивидуального жизненного стиля.

4. Приводится в соответствие личность, характер, индивидуальность с выбранным способом самореализации в обществе. Это становится возможным на основе самопознания, самопринятия и выстраивания системы личных, нравственных, культурных ценностей.

5. Выстраивается жизненная стратегия, которая формируется в результате соотнесения своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества. Эта стратегия опирается на временную жизненную перспективу, которая создавалась на этапе от дошкольного до юношеского возраста.

В молодости стратегии жизни могут быть разнообразными. Варианты:

Путь «четкого плана» - определяется жизненная линия и профессиональная перспектива, затем упорно реализуется;

Путь пробования себя в разных качествах, обозначения различных перспектив самореализации, и только после этого определение главных позиций;

Путь устройства жизни при использовании обеспеченного «тыла» со стороны родителей;

Путь «крутых перемен» - «отрыва» от родителей, смены города, поиска «другой жизни»;

Путь скорейшего семейного устройства и рождения детей;

Путь длительного сохранения личной свободы и пр.

6. В социальном плане ведущее место занимает поиск партнера и вступление в брак, что связано с освоением новых социальных ролей (супруг, сексуальный партнер, родитель), в эмоциональном - любовь. Эриксоновская формула возраста звучит так: «Мы есть то, что мы любим».

По результатам опроса студентов, в основе брачных отношений лежит:

1. эмоциональное и сексуальное тяготение друг к другу (40%);

2. дружба и совместимость (20%);

3. жертвенность (20%);

4. спокойствие (17%);

5. реализм / практицизм (3%)

Широко известна нестабильность брака в молодости (в среднем, в этот период жизни распадается 60% браков, причем этот процент еще выше в среде служащих и лиц с высшим образованием). Одновременно отмечается тенденция молодых женщин воздержаться от рождения детей в первые годы брака из-за желания реализоваться сначала как личность и профессионал. Каждый 7-й молодой человек предпочитает вообще не вступать в брак, имея при этом сексуального партнера. Нарастает тенденция формирования разновозрастных пар и рождению женщинами ребенка «для самой себя». Т.е. можно говорить о том, что в современном мире размывается институт семьи как структуры из взрослой пары и детей (Сапогова, стр386).

Основная задача развития в этом направлении – освоение родительской роли. Разрешение этой проблемы возможно путем принятия ответственности друг за друга и за себя, а также путем открытого обсуждения супругами содержания родительской роли (См. Абрамова, стр 531).

Роль матери. По Абрамовой Г.С. (2000), начинается:

С освоения идеала Женщины и Мужчины,

С освоения самой цели о смысле жизни,

С переживания возможности понять другого человека,

С переживания своей собственной силы воздействия на другого человека, и его на тебя.

Главным критерием в реализации роли матери является субъективное ощущение женщины, что она любима и значима. Тогда она способна перенести свою любовь и на ребенка, и он не воспринимается как «помеха» в отношениях супругов. Другая проблема – смещение ролей жены и матери – женщина начинает себя вести по-матерински и с ребенком и с супругом. Это приводит мужчину к переживанию утраты индивидуального места в структуре семейных отношений, что может привести к конфликтам. Третья проблема – необходимость женщины в этот период развивать деловую карьеру.

Роль отца. В связи с тенденцией роста неполных семей, многие современные дети не знают о существовании такой семейной социальной роли и ее конкретном воплощении (Абрамова Г.С., стр. 537). Нормальное освоение роли отца предполагает наличие следующих ролевых статусов:

Защитник; - кормилец; - организатор семейного обустройства; - экзистенциальная роль – носитель модели правильной жизни.

Психологические ловушки при освоении роли отца:

1. «ловушка простой цели» - отказ от наличия экзистенциальной цели и роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»)

2. «ловушка ожидаемого долженствования» («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»)

3. «ловушка нормальности», или «все, как у людей» - потенциальный отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов семьи.

4. «ловушка правоты силы», или «против лома нет приема» - отказ от всех возможных способов разрешения конфликтов, кроме силовых.

5. «ловушка возраста» («Я еще молодой, мне погулять хочется», «Он еще ничего не понимает, пусть мать с ним возиться») – ориентация на физический возраст как на критерий развитости человека.

6. «ловушка подарка» («Я ему все покупаю, что захочет..») Подмена экзистенциальности в отношениях предметами. Игнорирование ценности личного общения.

7. «ловушка потребительства» или «в своей семье можно расслабиться» - чувства других членов семьи не учитываются.

8. «ловушка превосходства пола» - заведомый отказ от способов решения жизненныз задач неизвестным (женским) способом.

9. «ловушка социальной ценности пола». («Мужчину везде на работу примут», «Меня любая подберет») - отказ от экзистенциальных переживаний как от бессмысленных и ненужных.

10. «ловушка ревности к детям» - необходимость считаться с тем, что внимание жены принадлежит еще кому-то.

7. К 30 годам многие подводят некоторые личные итоги, основанные на рассудочном и критичном отношении к самому себе. Большинство людей к этому времени могут понять, что они могут и чего не могут, что дается с трудом, а чего, скорее всего, достигнуть не удастся. На этой основе осуществляется

Перепланировка жизни,

Переоценка ценностей,

Переориентация жизненных мотивов.

Человек осмысленно делает выбор и готов принять его последствия.

8.4 Кризис молодости (27- 33 года)

Общая характеристика кризиса:

1. Переживание чувства «прощания с молодостью»

2. Пересматриваются основы образа жизни (ощущение впустую потраченного времени).

3. Переоценка ценностей.

4. Критический пересмотр своего «Я».

5. Подведение итогов в профессиональном росте. Важность карьеры для мужчин.

6. Подведение итогов в устройстве личной жизни. Важность создания семьи для женщин.

7. Осознание необходимости новых жизненных задач.

8. Потребность ощутимых перемен наряду с некоторым страхом перед ними (неудача более значима, чем несколько лет назад).

Стержневую основу процесса самоопределения в кризисе молодости составляет профессиональная деятельность. Этапы профессионального развития человека по Е.А. Климову (фазы развития профессионала):

1. Оптант. Человек обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии.

2. Адепт. Человек, осваивающий выбранную профессию.

3. Адаптант. Молодой специалист, имеющий задачу «вписаться» в нормы поведения, манеры, образ жизни и внешний облик профессионала.

4. Интернал. Это уже опытный, «наторевший» в своем деле работник, который любит свое дело и самостоятельно справляется с основными профессиональными функциями на данном посту.

5. Мастер. На этом уровне профессионализма человек может решать и простые и самые трудные профессиональные задачи, которые не всем коллегам по плечу.

Пути разрешения профессионального кризиса молодости:

1. Прекращение профессионального роста – стабилизация на достигнутом уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни.

2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятельности – выбор одного из наиболее успешных направлений и повышение квалификации без выхода за его узкие границы.

3. Конструктивное разрешение – профессионал находит новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий профессиональный уровень.

4. Деструктивное разрешение – срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала.

Гендерные особенности пересмотра жизненных целей в период от 28 до 33 лет:

Мужчины могут сменить работу или изменить образ жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется.

Женщины, ориентированные ранее на замужество и воспитание детей переключаются на профессиональные цели («кухонный бунт»); а те, кто отдавал свои силы работе, теперь направляют их в семью.

Появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития

Литература по теме

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.

4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М: Аспект-Пресс, 2001.

5. Гамезо М.В., Герасимова В.С. Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М., 1999.

6. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. – Минск, 1997.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону., 1996.

8. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер. 1999.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999

10. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.

11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.

13. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М., 1989.

14. Фромм Э. Мужчина и женщина. – М., 1998.

15. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002.

16. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». – М, 2002.

17. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

18. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. /Архетип - 1995 - №1.


ТЕМа 9. Взрослость (Зрелость) - от 30 до 55-65 лет

9.1 Общая характеристика периода взрослости

Впервые экспериментально и теоретически проблемы развития взрослого были изучены в психологической школе Б.Г. Ананьева. В настоящее время в мировой психологической науке признается необходимость изучения периода взрослости. Основные положения психологии взрослых основываются на следующих фактах (Манукян В.Р.):

1. Развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, а на стадии зрелости характеристики гетерогенности и неравномерности усиливаются.

2. Развитие в зрелом возрасте в меньшей степени определяется хронологическими характеристиками и в большей степени обуславливается социально-психологическими, физиологическими, биографическими факторами.

3. Все более значимыми становятся гендерные различия.

4. Трудовая (профессиональная) деятельность, семья, взаимоотношения с другими являются основными детерминантами развития личности взрослого человека.

5. Зрелость как этап в жизни человека требует формирования психологической зрелости, поэтому возрастает важность такой внутренней детерминанты развития, как активность, саморазвитие, субъектность по отношению к собственной жизни.

6. За порогом школьной жизни наряду с возрастной линией развития (смена жестко закрепленных периодов и стандартных социальных ситуаций развития), появляется «индивидуальная линия жизни» (Слободчиков В.И., 2000), которая может по-разному соотноситься с возрастной. Противоположное мнение появляется в результате распространения на взрослый период логики детского развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в то время как изучению специфики развития в среднем возрасте необходимо применять другие подходы (Томэ Г., 1978, Анцыферова Л.И., 1980, Слободчиков В.И., 2000).

Периоды взрослости:

1. ранняя взрослость – 30-40 лет

2. средний возраст – 40-55 лет

3. пожилой возраст – 55-65 лет

1. Физиологические показатели. Внешне взрослые продолжают расти, физиологически изменяться: достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем.

2. Социально и юридически взрослость – это период, когда человек может соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, социальная принадлежность и пр.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

3. Психологические показатели. К психологическим показателям взрослости относится, прежде всего, собственное отношение человека к возрасту, переживание себя относящимся к определенной возрастной кагорте. Для этого очень важны наличие семьи и опыт родительства. употребление понятия взрослой (зрелой) личности – недавнее приобретение психологии развития. Оно обязано своим возникновением философскому анализу таких явлений как массовый человек (Х. Ортега-и-Гассет), бегство от свободы, социальный и индивидуальный характер (Э.Фромм), экзистенциальный вакуум, смысл жизни (В.Франкл).

Поэтому психологическое определение понятия взрослости не тождественно понятиям социальной и юридической зрелости, и, кроме того, сталкивается с трудностями в определении нормы развития в связи с действием культурных факторов и общей инфантилизацией современного населения (см. Сапогова, стр. 395).

Типы поведения во взрослом возрасте по В.И. Ковалеву:

1. Стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни; она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление или предотвращать осуществление; поведение такого человека ситуативно, безынициативно, фрагментарно.

2. функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности; но инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, Ане их объективные или субъективные последствия; у такого человека отсутствует «жизненная линия».

3. созерцательно-пролонгированный тип: личность пассивно относится к бегущему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени.

4. Созидательно-преобразующий тип: личность пролонгировано осуществляет организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общественных проблем, творчески овладевает временем

9.2 Развитие интеллекта в ранней и средней взрослости

С помощью методики Р. Амтхауэра изучались особенности интеллектуального развития студентов 18 – 19 лет, а также в ранней и средней взрослости (врачи 22 – 35, 36 – 45 и 46 – 60 лет).

По результатам уровневого анализа интеллектуального развития 18–19-летних студентов-медиков выявлены: идентичность интеллектуальных профилей у юношей и девушек; доминирование вербального интеллекта над невербальным; более высокий уровень показателей интеллекта у юношей в сравнении с девушками (различия по всем субтестам р < 0,05 – 0,001 за исключением кратковременной памяти).

Сравнительный уровневый анализ всех возрастных групп показал, что с возрастом уровень показателей снижается по всем субтестам. Особенно резкие изменения происходят между 30 и 40 годами. Наиболее подвержен возрастным изменениям невербальный интеллект. Так, уровень его развития в группе 30-летних составляет 85% от уровня развития 18-летних, в группе 40-летних – 74% , а в группе 50-летних – 67% ! Наименьшим возрастным изменениям подвержен вербальный интеллект. Уровень его развития в группе 30-летних составляет 94% от уровня развития 18-летних, в группе 40-летних - 81%, а в группе 50-летних – 76%. Более того, по некоторым субтестам, например, «осведомленность» и «классификация», 30-летние превосходят 18-летних. Таким образом, невербальный интеллект оказался более чувствительным к возрастным изменениям, чем вербальный, что можно объяснить его большей генетической обусловленностью.

Установлено, что в разные возрастные периоды потери в уровне интеллектуального развития неодинаковы. Если наибольшие потери в развитии невербального интеллекта отмечались в диапазоне между 20 и 30 годами, то аналогичные изменения в развитии вербального интеллекта – в диапазоне между 30 и 40 годами. Показано, что спад в развитии невербального интеллекта происходит за счет ухудшения всех его составляющих, а аналогичный спад в развитии вербального интеллекта – за счет ухудшения показателей по субтестам «аналогия» и «обобщение». Таким образом, очевидно, что разные компоненты интеллекта в разные возрастные периоды подвергаются неодинаковым изменениям.

Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из основных. 2.2 Эксперимент как метод исследования возрастной психологии Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно...

Как хотелось кратко показать, задают самому человеку роль и место психической реальности в картине мира. Итак, что такое возрастная психология и каковы её основные проблемы? Ответов пока получилось несколько: 1. Это наука о фактах и закономерностях психического развития нормального здорового человека. 2. Это концепция другого человека, которая есть у каждого человека, который живет среди людей...

Основой, с позиции которой подходят к решению проблемы самоопределения является представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения.

Для такого понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности “основная плоскость движения - нравственно-ценностная. Подчеркнем еще несколько положений этих авторов (см. также Б.С.Братусь, П.И.Сидоров) , которые близки к пониманию этих проблем М.Р.Гинзбургом и позволяют лучше понять его подход е самоопределению. Итак, первый момент - это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С.Выготский) ; область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретается личностью, поскольку “... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий - выделяемые Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования (“единицы”) морального сознания - основные его идеи, понятия, “ценностные блоки”, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение.

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение является центральным для так называемого гуманистически-аксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных ценностей; “область применения понятия ценности - человеческий мир культуры и социальной действительности”. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. В рамках этого подхода, как нам представляется, адекватно решается вопрос о соотношении ценностей и целей: “Ценность в первую очередь является тем, что дает идеальной (т.е. реально еще не осуществленной) цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности, побудительную силу”. Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания. “... целевая детерминация человеческой деятельности - это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом”

П.Герстманн указывает на принципиальное различие в природе элементов представления человека о своем будущем, из которого следует и различие в их функции. Он различает в составе жизненного плана два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности; эти цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач (Gerstmann P. по М.Р.Гинзбургу). Таким образом, Герстманн прямо указывает на связь жизненного плана с ценностями.

Как мы видим, представление о собственном будущем связано с ценностями. Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду (родовым человеческим способностям) , тем самым позволяя преодолеть конечность (временность) человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни (см., например,) , которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.

Итак, мы отметили, что самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее, Теперь мы можем сформулировать эти связи более конкретно, Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым - определение смысла своего существования, Определение себя как личности - личностное самоопределение - имеет ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее (об этом несколько подробнее - ниже). Такое понимание личностного самоопределения согласуется с предлагаемым М.М.Шибаевой пониманием “самоопределения личности в культуре”. Так, М.М.Шибаева отмечает “...важность процесса самоопределения личности в культуре с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации”.

Представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения является той основой, с позиции которой М.Р.Гинзбург подходит к решению этой проблемы в возрастном аспекте. А теперь рассмотрим те характеристики подросткового и юношеского возрастов, которые дают основание для такого подхода.

Нет такого исследования старшего подросткового возраста, в котором не подчеркивалось бы, что основной потребностью подростка является стремление занять определенное место в обществе. Однако само по себе стремление занять определенное место в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста. Как явствует из работ Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна, стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать не в самом стремлении к обретению место в обществе (социальной позиции) , но в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом. Специфика эта, помимо всего прочего, заключается также и в том, что, как справедливо отмечал еще П.П.Блонский, с каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка; это означает, что расширяется адресат этого общения, представленность в этом общении общества как целого. Кроме того, меняются также его содержание и средства. В старшем раннем юношеском возрасте таким адресатом становится общество в целом; юноша выходит на общение с обществом (шире - с миром человеческой культуры) напрямую.

Так, в работах Д.И.Фельдштейна показано, что подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. “Узловым рубежом” в социальном развитии личности является занятие подростком позиции “Я и общество”. Содержательно это означает, что на этом уровне подростком решается проблема взаимоотношений себя и общества, определение себя в обществе и через общество. А это, как мы показали, возможно только в области ценностей и смыслов. Таким образом, на этом уровне задача решается как задача личностного самоопределения.

Сам факт обобщенного характера юношеских устремлений, их связь с судьбами общества и человечества в целом отмечались исследователями неоднократно. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности - заинтересованность “последними вопросами” (Ф.М.Достоевский) является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимо того, что эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются - со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р.Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - об его искажении.

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого “я”. Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека. Потребность в смысле жизни, считает К.Обуховский, образует тот “узел”, который позволяет человеку, во-первых, интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и, во-вторых, помогает человеку интегрировать все его способности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни.

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я” (“Кто я?”, “Какой я?” “Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”) , а с другой - осознание своего положения в мире (“Каков мой жизненный идеал?” ,“Кто мои друзья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?”). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения


Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая.Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты) .

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Итак, в основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования. М.Р.Гинзбург полагает, что в раннем юношеском возрасте личностное самоопределение (т.е. ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видом самоопределения (о которых - ниже). Сознание старшего подростка вовсе не представляет собой “ценностного хаоса”. Конечно, ценностно-смысловая ориентация подростка очень сильно отличается от ценностно-смысловой ориентации взрослого. Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Но диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основание собственного развития.

Такое понимание позволяет нам выстроить целостную картину самоопределения в подростковом и юношеском возрастах, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных “самоопределений”, встречающихся в литературе. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределения.

На основе изложенных позиций можно объяснить и двойственный характер самоопределения, на который указывала Л.И.Божович, и “переход от романтической направленности к реальному выбору”, отмечаемый С.П.Крягжде. “Лишенные конкретности искания”, “романтический характер”, отсутствие какой бы то ни было временной привязанности представлений о будущем старших подростков и младших юношей объясняется тем, что мы имеем дело с личностным самоопределением, происходящем на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та иная размерность - размерность “смыслового будущего” (М.М.Бахтин). Временное будущее, т.е. более или менее точное планирование своей жизни во времени (жизненный план, понимаемый как система целей) , по-видимому, возникает на уровне социального самоопределения. В дальнейшем эти два вида представления о своем будущем сосуществуют, выполняя различные функции: смысловое будущее - функцию смыслообразования, временное - регулятивную функцию. Отсюда та двойственность жизненных планов, жизненных перспектив, которая отмечается многими исследователями.