…В идеологическом плане современные российские масоны независимо от "послушания", к которому они принадлежит, люди как правило демократических и либеральных воззрений "стоящие на позициях толерантности и гуманизма, нравственной философии, естественных прав и свобод человека.

Это внесословная, внеклассовая, внеконфессиональная и наднациональная организация, в которой осуществляется общее распространение взглядов, нравственное совершенствование, мистико-символическая практика" .

Понятно, что люди такого сорта можно сказать находка для западных стратегов переустройства современного мира на "демократических" началах американского образца и большое несчастье для их собственной страны.

Любопытен в этой связи пассаж О.Ф.Соловьева, констатирующего банальный, в общем то, факт, что мировое масонство "бесспорно сочувствовало и косвенно содействовало проведению согласованной политики Запада в "русском вопросе"", но самостоятельного значения его в деле распада СССР, якобы, не имело из-за отсутствия на его территории "в первую очередь своих главных рычагов – лож".

Хочет того О.Ф.Соловьев или нет, но из этого следует фактическое признание им того в общем то бесспорного факта, что так называемые "национальные" масонские ложи есть один из мощнейших очагов влияния мирового масонства на национальные государства, его своего рода пятая колонна в них. Впрочем, ничего нового тут нет. В этом масонов подозревала еще Екатерина II.

Но вернемся к О.Ф.Соловьеву. Итак, в 1980-е гг. утверждает он, мировое масонство самостоятельного значения в деле распада СССР не имело, так как у него не было здесь масонских лож. Но сейчас то, после 1991 г. масонские ложи у нас уже есть и не одна и, если следовать логике рассуждения О.Ф.Соловьева, влияние мирового масонства на внутриполитические события и внешнюю политику России должно бы быть весьма и весьма ощутимым.

Однако, у О.Ф.Соловьев на это счет свое мнение. "Возрождение братств идет пока медленно, их воздействие на внутреннюю и внешнюю политику пока не просматривается.

Доморощенные адепты при всем том понятно относятся к демократическому лагерю и содействуют его успехам", – уверяет нас О.Ф.Соловьев .

Почтенный ученый делает вид, что не знает, что русские масоны 1990-х гг. это ни какие не доморощенные, а самой что ни на есть европейской (французской) пробы и ложи, в которых они состоят, самые что ни на есть настоящие или правильные ложи, утвержденные и признанные не только Великой Национальной ложей Франции, но и Великой ложей Англии.

Однако, с формальной стороны О.Ф.Соловьев безусловно прав. За годы своего существования в современной России русское масонство действительно так и не смогло добиться того, на что рассчитывало.

Как пишет С.П.Карпачев "хотя Великая ложа России признана большинством мировых послушаний консервативного направления, но российское королевское искусство не приобрело сколько-нибудь массовую социальную базу и не превратилось даже в минимально значимую общественную силу; оно не смогло обеспечить себя материальными средствами, создать свой центр (храм), наладить выпуск периодического издания.

Вся история отечественного масонства показывает, что оно чуждо национальным устоям, заимствовано из иной цивилизации и, по крайней мере, в ближайшее время не имеет каких-либо серьезных перспектив развития" , – пессимистически заключает он.

И опять-таки с этим можно было бы согласиться, если бы мы не знали, что помимо масонства патентованного, официального в виде официальных масонских лож существует еще, прежде всего на Западе, и масонство неофициальное, или полумасонство, адепты которого разделяя взгляды и цели масонов, но не желая связывать себя рутинной работой в ложах над своей нравственностью "кучкуются" преимущественно в разного рода элитарных масонских клубах, фондах и комиссиях: Магистериум, Ротари-клуб, Пен-центр и другие.

На Западе эти организации не только играют роль своеобразных филиалов масонских лож, но и зачастую прямо подменяют их.

О том, что такого рода клубы для элиты появились в 1990-е гг. и у нас, неоднократно сообщалось в печати. Не представляет большого секрета и состав их участников. Так что предположение, что именно здесь и следует искать скорее всего настоящих современных российских масонов не лишено некоторых оснований. Справедливости ради следует отметить, что сами масоны энергично отрицают это. "С масонством, – сетует, например, Г.Б.Дергачев часто путают Лайнз-клуб, Ротари-клуб, Мальтийский Орден, Бнай-Брит и так далее, т.е. вольных каменщиков критикуют за деятельность других, сходных с ними организаций" .

Прямо противоположного мнения на этот счет держится московский профессор-американист О.А.Платонов. Если в Америке Ротари-клуб или Лайнз-клуб это подмасонские организации, то почему в демократической России, которая во всем подражает Западу, это должно быть иначе. Конечно, надо понимать, что это в известной степени умозрительное допущение. Поэтому обратимся к фактам.

Первая организация такого рода копирующая западные образцы "Ротари-интернейшнл" возникла по инициативе группы энтузиастов еще в июне 1990 г. Среди ее первых членов такие известные тогда люди, как ныне бывший мэр А.Собчак, банкир В.Гусинский, журналист Э.Сагалаев и другие. В 1992 г. в Москве создается Международный Русский клуб.

Среди первых членов его: М.Бочаров, П.Вощанов, С.Федоров, генерал К.Кобец – всего 40 человек. В том же 1992 г. по образцу знаменитого Бильдербергского клуба был образован его московский двойник – клуб "Магистериум", куда вошли: А.Яковлев, Е.Евтушенко, С.Шаталин .

Не забыл упомянуть О.А.Платонов в своем "масонском" списке М.С.Горбачева и Б.Н.Ельцина, засветившихся на посвящении в "братья-рыцари" Мальтийского Ордена (первый в 1990 г., а второй в 1994 г.). М.С.Горбачева у нас сегодня уже никто не защищает, но у Б.Н.Ельцина защитники нашлись.

Орден, в который посвятили Б.Н.Ельцина, утверждают они, католический и никакого отношения к масонству не имеет. Все было бы хорошо, если бы не случился скандал. Как выяснилось из интервью Великого канцлера Мальтийского Ордена сам он узнал о факте посвящения Российского Президента только из сообщений прессы .

Недоумения разрешил историк О.Ф.Соловьев, выяснивший, что на самом деле М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин получили посвящение не в Мальтийский Орден, а всего лишь в дополнительную степень "рыцаря Мальты" тамплиерской организации США .

А это как ни крути уже масоны, хотя и "неправильные".

Как бы то ни было, общее число масонов в современной России, как уже отмечалось, едва ли превышает цифру в 200-300 человек. Но это только известные нам ложи "французского обряда", т.е. пришедшие или, правильнее сказать, занесенные к нам из Франции. Но ведь масонские ордена имеются не только во Франции, но и в других странах. Логично предположить, что воспользовавшись переменами, произошедшими в начале 1990-х годов в России, они тоже учредили или, во всяком случае, попытались учредить здесь свои мастерские.

И действительно, в печать уже просочились сведения о попытках учреждения в России масонской ложи "Великий Свет Севера", работающей по актам одноименной русской эмигрантской ложи в Берлине 1920-х годов системы германского масонства.

Появились сообщения и об образовании в Москве и Петербурге нескольких лож, принадлежащих к американскому масонству йоркского ритуала. Но о деятельности и количественном составе их мы, к сожалению, ничего не знаем.

Попытки назвать общее число масонов всех систем, действующих сегодня на территории России, обречены в этих условиях на неудачу. Тем не менее, профессор О.А.Платонов считает, что, по крайней мере, "число членов всех масонских лож в России – не менее двух тысяч человек". Называет он и приблизительное число собственно масонских лож, то есть таких кружков и групп, в которых соблюдаются традиционные обряды и ритуалы вольных каменщиков.

Таковых, по его мнению, не менее 160 .

Доказательств, естественно, никаких, так как в масонские ложи О.А.Платонов сам, судя по всему, не вхож, масонских списков не видел, масонской документацией не пользовался. Впрочем, обстоятельство это его ничуть не смущает. Масонские списки О.А.Платонов составляет сам.

А поскольку из членов всех российских масонских лож 1990-х годов ему доподлинно известен один только Г.Б.Дергачев, почтенному исследователю невольно приходится идти на маленькую хитрость и вводить, как уже отмечалось, в научный оборот такое скользкое понятие, как "организация масонского типа" или "организация, преследующая масонские цели".

Понятное дело, что подвести под такое определение можно кого угодно.

О.А.Платонов и подводит. "Сахаров Андрей Дмитриевич, 1921-1989, до 60-х годов ученый-физик, позднее – еврейско-советский общественный деятель, диссидент антирусского толка, агент влияния США", – читаем мы в его знаменитом Словаре российских масонов. "Раушенбах Борис Викторович, родился в 1935, академик РАН, член исполнительного комитета института Сороса "Открытое общество" (Москва, 1995)"; "Салказанова Ф., ведущая радио "Свобода"(служба ЦРУ, США)" и т.д. и т.п.

Общее число организаций "масонского типа" вместе с собственно масонскими ложами составляет не менее 500, считает О.А.Платонов.

А число их членов, но уже без адептов собственно масонских лож – "не менее тысяч". Это, по его определению, так называемое "белое масонство" – то есть организации масонского типа, не использующие традиционные ритуалы вольных каменщиков, но принимающие масонские принципы жизни и возглавляемые, как правило, настоящими масонами. Первое место, по О.А.Платонову, занимают среди них члены клубов "Ротари" (в России их насчитывается несколько десятков).

Весьма характерными для "белого масонства" являются также организации типа "Орден Орла", клубы "Магистериум", "Реформа", "Взаимодействие", "Международный Русский клуб" и "Фонд Сороса" .

Очевидно, таким образом, что ничего конкретного и заслуживающего внимания о масонских ложах в современной России и их членах О.А.Платонов не знает, да и знать, вследствие секретного характера и закрытости работ вольных каменщиков не может. Будь по другому, он бы, конечно, поименно назвал всех известных ему русских масонов и указал названия лож, к которым они принадлежат.

Составленный же им "Краткий словарь" есть не список современных российских масонов, а, в лучшем случае, список масонствующих представителей современной российской интеллигенции, "засветившихся" как члены сомнительных, с точки зрения О.А.Платонова, общественных организаций либерально-демократического толка.

Наиболее последовательным критиком О.А.Платонова и составленного им Краткого масонского словаря или масонской галереи современной России выступил О.Ф.Соловьев. "Подавляющая часть галерейщиков, – пишет он является лишь участниками "Пен-центра", клубов "Ротари", "Магистериум", "Возрождение", отнесенных бездоказательно к порождениям масонства … Бывший министр иностранных дел А.В.Козырев оказался в их компании. Неизвестно почему указана только его должность, как и впрочем сменившего его Е.М.Примакова…

Словом, в список попали практически все видные деятели демократической ориентации, в том числе женщины; Г.В.Старовойтова лишь за пост советника Ельцина по национальным вопросам, который она оставила три года тому назад". Из почти 400 фамилий, приведенных в "Кратком словаре" русских масонов О.А.Платонова, по мнению О.Ф.Соловьева, масонами можно считать лишь "недавно умерших деятелей эмиграции; нынешние же ему (О.А.Платонову – Б.В.) неведомы … Грош – цена такому перечню", – заключает О.Ф.Соловьев .

Можно согласиться с О.Ф.Соловьевым, когда он отмечает недостаточную обоснованность отнесения к масонам большинства помещенных у О.А.Платонова лиц, как то: бывшего посла Российской Федерации в Израиле А.Е.Бовина, бывшего мэра Санкт-Петербурга А.Собчака, бывшего советника Президента Г.В.Старовойтову и ряда других.

Но ведь уже из названия списка видно, что туда включены не только члены собственно масонских лож, но и "организаций, созданных для достижения масонских целей". А это уже совсем другое дело, хотя именно такой поворот темы резко снижает ценность проделанной О.А.Платоновым работы. Но и особенно нападать на него за это, как это делает О.Ф.Соловьев, вроде бы не за что. Разве только что за его субъективизм и чрезмерную пристрастность в оценке изучаемого явления, именуемого им не иначе как "преступным сообществом" .

Уязвимым местом работы О.А.Платонова является то, что источником для его "Краткого словаря" послужили исключительно публикации в российской и зарубежной периодической печати – источник, как известно, весьма и весьма ненадежный.

Документальное же подтверждение принадлежности к масонским или полумасонским структурам для большинства из поименованных О.А.Платоновым лиц отсутствует. Но и с этим не все так просто. Ведь отсутствуют такого рода доказательства, как мы знаем, и по многим персоналиям и масонства начала XX века. Основной источник для суждения о нем – это зачастую противоречивые свидетельства и показания самих масонов, сделанные ими уже много лет спустя после описываемых событий. В предреволюционные же годы даже робкий намек на масонство какого-нибудь "демократа" вроде Н.С.Чхеидзе или "либерала"

В.А.Маклакова иначе как происки "черносотенцев" всерьез и не воспринимался.

Почему в современной России все должно быть совсем по другому?

Кто знает – пройдет время, может быть и нынешние российские "демократы" из "Краткого словаря" О.А.Платонова когда-нибудь признаются в своей прикосновенности к масонству и поведают какому-нибудь журналисту, как по планам и чертежам Великого архитектора Вселенной, а проще говоря финансовой и политической элиты Запада, они "перестраивали" и "обустраивали" Россию.

Заключение

Взятый Петром I курс на европеизацию России привел к тому, что, наряду с другими новациями, пришло в наше Отечество и масонство. Пришло, но так и не прижилось. Что и не удивительно. Россия – не Европа, и условия деятельности здесь вольных каменщиков (самодержавие, крепостничество, православная вера)

были принципиально иными, чем, скажем, во Франции или Англии. Правда, верхушка быстро европеизировавшегося русского дворянства масонские ложи посещала охотно. Куда более сложным было отношение к ним со стороны правительства.

С одной стороны оно, конечно, не могло не понимать опасность и даже противоестественность существования тайных масонских сообществ в самодержавной стране. Но и прямо возражать против существования в России столь широко распространенного в Европе явления оно тоже не хотело.

И Екатерина II, и Александр I были, как мы знаем, просвещенные монархи, либеральные начинания которых далеко не всегда находили должный отклик не только в массе рядового дворянства, но и среди его верхов. Поддержка со стороны масонов либеральных начинаний Екатерины II и Александра I дорого в этих условиях стоила. Отсюда и благожелательное отношение к масонам в первые годы царствования этих монархов.

Жизнь, однако, показала, что двум медведям (самодержавие и масонство) в одной берлоге ужиться трудно.

Вопреки уверениям "братьев", деятельность их явно выходила за рамки чисто духовной работы в ложах и грозила распространиться на то, что всегда считалось в России прерогативой государства (издательская деятельность Н.И.Новикова, борьба с голодом, открытие масонских аптек, школ, богаделен).

Да и в политическом плане деятельность вольных каменщиков, все более превращавшаяся в орудие вельможной оппозиции Екатерине II, была весьма и весьма подозрительной. Особенно нетерпимыми в глазах императрицы были связи русских масонов с заграницей и попытки установления ими таких связей с наследником престола Павлом Петровичем. Итог этого первого столкновения власти с масонством известен – дело Н.И.Новикова 1792 года и негласное запрещение масонских лож.

Однако сама идея установления по примеру других европейских государств тесного альянса между масонством и русским самодержавием не умерла. Особенно много было сделано в этом отношении при Александре I во времена М.М.Сперанского, когда дело чуть было не дошло до введения так называемого государственного масонства в стране.

Однако скрестить масонство с православием и самодержавием оказалось делом нереальным и, как и следовало того ожидать, масонские ложи, несмотря на строгий, казалось бы, правительственный контроль, все более и более превращались, особенно после 1812 года, в центры единения оппозиционно настроенных по отношению к власти сил, прежде всего военных.

Логическим следствием складывания именно такого порядка вещей и стал знаменитый указ Александра I от 1 августа 1822 года о запрещении масонских лож. Лишившись в одночасье какой-либо поддержки "наверху", масонство в России стало быстро угасать – более чем убедительное свидетельство отсутствия у него сколько-нибудь прочной опоры в русском образованном обществе, и смогло возродиться только в начале XX века, когда расклад общественных сил в стране был уже совсем иным.

Превратившись во второй половине XVIII века, после освобождения от обязательной службы, в самое свободное, привилегированное и материально обеспеченное сословие в стране, российское дворянство получило, наконец, отсутствовавшую ранее у него возможность формирования из своей среды того тонкого умственного интеллектуального слоя, который получит известность 100 лет спустя как русская интеллигенция.

В своей основе это был, конечно, прозападнический, космополитически настроенный круг людей, уже изначально ориентированный на западные культурные и идеологические ценности.

Одной из основополагающих мировоззренческих опор его как раз и являлось масонство. Несмотря на фальшивость масонского учения, усиленный поиск его адептами масонского идеала, правда, главным образом не столько в политической, сколько в морально-этической плоскости, много способствовал пробуждению личности русского интеллигента, индивидуального начала в нем.

Во всяком случае, принадлежность к братству вольных каменщиков многих крупных людей XVIII – первой четверти XIX века (Н.И.Новиков, М.М.Херасков, М.И.Кутузов, Н.М.Карамзин, А.С.Грибоедов, П.А.Чаадаев, А.С.Пушкин) бесспорна и, как представляется, свидетельствует о заметной роли масонской идеологии и практики в культурной и интеллектуальной жизни России этого времени.

Расширительное же толкование масонства как чуть ли не единственного двигателя культуры, прогресса и демократии в нашей стране не находит подтверждения в источниках, хотя попытки такого рода неоднократно предпринимались еще в дореволюционные годы. Корни таких явлений русской истории, как зачатки крестьянской реформы в виде указа о трехдневной барщине, военно-чиновничий социализм времен Александра I (военные поселения), власть "святого царя"

(Мальтийский орден), даже организация Священного союза восходят, доказывал, например, известный историк Г.В.Вернадский, к тем кругам русского общества XVIII века, которые объединялись в свое время масонством .

Особенно далеко в этом направлении заходила Т.О.Соколовская, которая в своей книге "Русское масонство и его значение в истории общественного движения", опубликованной в 1907 году, прямо писала о масонах как людях, чья деятельность якобы и подготовила определяющую почву для развития республиканских и конституционных идей в России. Т.О.Соколовской, конечно же, возражали.

"Вопреки мнению госпожи Соколовской, – резко заявил в рецензии на это издание С.Сватиков, – масонство не только не подготовило почву для развития республиканских и конституционных идей, не только не было предтечей декабристов, но наоборот, оно было движением реакционным. Декабристы только тогда стали активными политическими борцами, когда расстались с масонством", – подчеркивал он .

Конечно же, Т.О.Соколовская была не одинока в своем стремлении во что бы то ни стало "приподнять" русское масонство. Из этого, собственно, исходила и исходит, за редким исключением, практически вся наша либеральная историография, начиная от А.Н.Пыпина и кончая современным российским историком А.И.Серковым.

"Некоторые историки, " писал в свое время, полемизируя с попытками идеологически ангажированного подхода к масонству профессор Московского университета А.А.Шахов, – впадают относительно масонства в странное заблуждение. Они видят в нем светлый культурный факт, занимающий видное место в истории просвещения. Они говорят о благих стремлениях масонства, о сочувствии масонов человеческому прогрессу, об их стараниях к нравственному совершенствованию.

В учении масонов мы действительно встречаем подобные фразы и слова, подобные идеи, облеченные всегда туманным покровом. Но определенного содержания и направления в деятельности масонов мы не находим. Благих следов своей деятельности они также не оставили. Если внимательнее присмотреться к занятиям всех этих многочисленных орденов, то мы заметим, что все дела их заключаются либо в мистических священнодействиях и таковых же мистических умствованиях, либо в игре формальностями … Между тем, вред явления не подлежит сомнению" .

Последующие исследования только подтвердили справедливость такого вывода.

Русское масонство, вынужден констатировать уже современный российский историк О.Ф.Соловьев (кстати, весьма и весьма лояльно к нему относящийся), в качестве оформленного течения нигде и никогда не служило двигателем общественного прогресса, никогда не было поборником подлинной демократии и не внесло никакого "самостоятельного вклада ни в область политики, ни в сферу общественной мысли" .

Не менее определенно по вопросу о "прогрессивности" масонства в связи с "правдой", которую якобы олицетворяла собой деятельность таких известных членов масонских лож, как Н.И.Новиков и А.Н.Радищев, высказывался в свое время и наш философ и публицист В.В.Розанов.

Соглашаясь, в принципе, с тем, что масоны XVIII – начала XIX веков проповедовали "правду и высокочеловеческую правду", он справедливо замечал вместе с тем, что "правда" эта была явно не ко времени и объективно вредна для России, так как духовно разоружала ее перед лицом ее злейших врагов.

И если бы, подчеркивал В.В.Розанов, не дай Бог она, эта правда, "расползлась в десятках и сотнях тысяч листков, брошюр, книжек и журналов по лицу Русской земли, – дошла бы до Пензы, до Тамбова, Тулы, объяла бы, наконец, и Петербург, то пензенцы и туляки, смоляне и псковичи не имели бы духа отразить Наполеона.

Вероятнее они призвали бы способных иностранцев завоевать Россию, как собирался позвать Смердяков и как призывал их к этому идейно "Современник"; также и Карамзин не написал бы своей истории" .

Духовно разоружая противостоящие ему народы и их интеллектуальные национально-ориентированные элиты, основное внимание масонство сосредотачивает на так называемом "правящем классе" общества. Очевидная неоднородность этого класса, противоречия, раздирающие его, приводили и приводят к тому, что и в масонские ложи зачастую попадали и попадают люди, культурные, идеологические и политические устремления которых, несмотря на принадлежность к одному и тому же общественному классу, далеко не совпадают.

Неудивительно поэтому, что уже применительно к второй половине XVIII века в русском масонстве можно выделить три струи: либеральная, представленная, главным образом, Елагинским союзом, консервативная (шведские ложи) и мистико-просветительская, представленная московскими розенкрейцерами 1780-х годов.

В первой четверти XIX века говорить о розенкрейцерских ложах как очагах просветительства уже не приходится и, наряду с ложами шведского обряда (Великая Директориальная ложа "Владимира к порядку" и сменивший ее Провинциальный союз) теперь и их уже смело можно причислить к консервативно-охранительному крылу вольного каменщичества в России.

Либеральное же крыло его представляли теперь мастерские французского обряда (ложи "Соединенных друзей", "Палестины" и союз Великой ложи "Астреи").

Выделять еще и так называемое радикальное крыло в масонстве первой четверти XIX века, представленное декабристами, как предлагают некоторые исследователи, едва ли целесообразно. Дело в том, что уже с 1810 года масонские ложи были взяты под жесткий правительственный контроль.

Не случись этого (кто знает?), целый ряд масонских лож действительно мог бы превратиться в конспиративные ячейки антиправительственного заговора, однако этого, как мы знаем, все же не произошло, и радикально настроенные братья по необходимости вынуждены были вынести подготовку антиправительственного заговора за пределы масонских лож.

Другое дело, что именно масонство во многом определило не только возникновение и организационное строительство, но также и тактические установки на военный заговор преддекабристских и первых декабристских тайных организаций.

Реформы 1860-х годов, удовлетворив основные чаяния либерального русского дворянства, резко тем самым сузили потенциальную общественную базу масонства в стране. Сказывался, несомненно, и факт официального запрещения масонских лож. Во всяком случае, рисковать карьерой ради масонского братства либералы во второй половине XIX века не хотели.

Радикалам же из "Народной Воли" и других подобных ей разночинских в своей основе организаций в масонских ложах делать было нечего. Конечно, "по духу" масоны в России были всегда, но как организационно оформленное общественное явление во второй половине XIX века масонство прекратило свое существование.

Возрождение его стало возможным только в начале XX века, когда в преддверии революционных потрясений в стране масонство было востребовано из-за рубежа политиканствующей либеральной российской интеллигенцией. То, что и политическая, и мистическая ветви его были импортированы ею именно из Франции ввиду особых отношений между двумя странами в начале XX века, удивлять, кажется, никого не должно.

В отличие от лож екатерининского и александровского времени, действовавших с негласного разрешения правительства, политическое или думское масонство начала XX века было уже подпольным и имело откровенно антиправительственный характер. Оно уже изначально было ориентировано не на духовную работу "братьев" в ложах, а на захват власти, разрушение империи и изменение основ тогдашнего государственного строя в России.

Недаром основным поставщиком адептов вольного каменщичества в эти годы была кадетская партия, известная в то же время и как партия леволиберальной российской интеллигенции по преимуществу.

Радикальнее левых кадетов были, пожалуй, только эсеры и социал-демократы.

Террористическая деятельность социалистов-революционеров в нашей стране слишком хорошо известна. Не представляют большого секрета и политические устремления тогдашних социал-демократов. Правда, большевиков среди масонов было, можно сказать, считанные единицы, но кто из них в этом больше "виноват" - это еще вопрос. Что касается меньшевиков и эсеров, то их в масонские мастерские приглашали более чем охотно. И не случайно, так как идеей-фикс политического масонства являлась идея создания широкого антиправительственного "народного фронта".

Несмотря на кратковременность существования и некоторую узость в понимании своих задач (борьба в Думе, по преимуществу), свой вклад в падение самодержавия русские политические масоны, несомненно, внесли.

Принципиально важное значение в этом плане имело образование ими в августе 1915 года Прогрессивного блока и создание на его основе прочного антиправительственного большинства в Думе. Опираясь на него, руководство Верховного совета Великого Востока народов России уже с лета 1916 года берет курс на насильственное устранение от власти Николая II и установление конституционного строя в стране.

Огромное значение в этой связи сыграло установление масонами в 1916 начале 1917 гг. тесных контактов с представителями русского генералитета (М.В.Алексеев, Н.В.Рузский и др.), что, в сущности, и позволило в февральско-мартовские дни 1917 года обеспечить бескровный характер отречения Николая II и осуществление по всем правилам "королевского искусства" плавного масонского вхождения во власть (Временное правительство) с последующим закреплением в ней.

Однако удержать эту власть в условиях продолжавшейся войны и начавшегося распада государства и его структур масоны не смогли. Октябрь 1917 года положил конец политическому масонству в нашей стране.

Но борьбой за прогресс и конституцию отнюдь не исчерпывается деятельность масонов. Огромное значение в учении ордена всегда придавалось нравственному совершенствованию "братьев". Именно последнее обстоятельство – духовная сторона масонства – как раз и являлось той незримой силой, которая всегда притягивала к нему многих русских интеллигентов либерального толка.

Так, быть может, несколько неожиданно масонская тема выводит нас на другую, не менее важную проблему – духовные искания русской интеллигенции.

Странное, противоречивое чувство вызывают эти искания. Стремление выйти за пределы серой повседневности бытия и погрузиться в волшебный мир ирреальности, потусторонности, в общем-то понятно, и даже, в какой то мере, естественно для человека, особенно когда речь идет о людях одаренных, творческих.

Понятно и стремление сообразительных людей, тоже по своему творчески одаренных, используя эту склонность человека ко всему таинственному и необычному, плодить различного рода новые религии, новые ложи и "ордена". Поражает другое – удивительная легкость, с какой самозванные "учителя" находили и находят себе паству в нашей стране, хотя, казалось бы, прежде чем войти в ту или иную ложу или оккультный кружок, стоило бы задуматься: а что или кто стоит за проповедниками тайного знания, новой веры и новой религии.

Спириты, теософы, мартинисты, филалеты, розенкрейцеры, софианцы … Пути разные, но цель одна – эрозия национального самосознания народа, причем главный удар всегда направлялся против "живущей силы Руси" – ее государственности, национальных основ и православия.

Трудно сказать, то ли по этой, то ли по другим причинам, но оккультистов в первые годы советской власти ОГПУ не трогало. К ликвидации их кружков оно приступило только с 1925 года, причем с самого начала отношение к ним было неоднозначным. Дело в том, что в руководстве этого ведомства (Глеб Бокий, Яков Агранов) существовали определенные планы использования масонов в интересах советского государства. Окончательная ликвидация масонских кружков и групп растянулась вследствие этого вплоть до конца 1930-х годов.

Как бы то ни было, к началу Великой Отечественной войны старые масонские центры в стране были окончательно ликвидированы. Для возникновения же новых не было подходящих условий. Когда же наконец с перестройкой и распадом СССР такие условия появились, то опять, как и в начале века, не обошлось без помощи наших французских "братьев". Благодаря их инициативе и финансовой поддержке собственно и стало возможным новое возрождение масонства в нашей стране.

Говоря о перспективах движения, сами масоны излучают оптимизм. "Масонство отвечает национальному характеру русских. А славянской душе понятны те метафизические и мистические поиски, которым привержено франк-масонство", – уверял в 1992 году корреспондента "Правды" великий секретарь Великой Национальной ложи Франции Трестурнель .

Последующие события показали, однако, что это, мягко говоря, далеко не так. Однако и тешить себя иллюзиями, что в России, вследствие якобы только ей присущей национальной специфики, масонство не имеет должных перспектив, у нас тоже нет оснований.

Почва в лице либерально-демократической российской интеллигенции для внедрения в общественное сознание масонской идеологии в нашей стране, безусловно, есть.

***

Отрывок из Брачева В.С . „Масоны в России: от Петра I до наших дней”.

Вокруг самого закрытого общества в мире достаточно мифов и догадок, но далеко не все из них соответствуют реальности. Считается, например, что масоны практически полностью регулируют всю международную политику, хотя на самом деле в братстве не обсуждаются религиозные и политические вопросы. При этом членами лож являются многие государственные и общественные мужи, деятели культуры, известные личности.

Кто такие современные масоны

Тайная организация вольных каменщиков возникла 24 июня 1717 года в Англии. Четыре общества, которые на тот момент находились в столице Великобритании, назывались по названиям пабов, в которых собирались участники движения: «Яблоко», «Гусь и противень», «Корона», «Виноградная кисть». Именно 24 июня 1717 года они объединились в единую Великую Лондонскую ложу. Своими целями масоны считают совершенствование самих себя и мира вокруг, благотворительность, но во всем мире их считаются чуть ли не религиозными фанатиками. Но на самом деле «вольные каменщики» избегают разговоров о религии и политике.

Масонство в целом и отдельные представители организации не скрываются. Любой член Ложи может свободно заявить о своей принадлежности к тайному братству, но разглашать, кто еще входит в ряды движения, запрещено. Считается, что «вольные каменщики» правят миром. Теория основывается на том, что во многих государствах членами организации являются влиятельные личности, политики и общественные деятели. Достоверность этого предположения остается спорной, потому что не имеет никаких документальных подтверждений.

Представители закрытого общества

Известные масоны мира — выдающиеся писатели, философы, архитекторы, государственные и общественные деятели, которые повлияли на ход мировой истории. Правда, говорить о принадлежности некоторых деятелей к тайному обществу можно только с определенной долей вероятности, учитывая секретность таких данных. Среди самых известных масонов можно перечислить Джорджа Вашингтона (первый президент США присоединился к «Ложе Фридрихсбурга» в 1752 году), Вольтера (французский философ и писатель посвящен в ложе «Девяти Сестер», Париж), Вольфганга Амадея Моцарта (австрийский композитор вступил в ложу «Ко благому» в 1784 году).

В список представителей тайного братства входят деятели искусства, философы и общественные деятели, руководители государств. Сила масонства в том, что в организацию входят люди различных слоев, положений, поэтому масонство имеет возможность воздействовать на все отрасли жизни. В числе известных людей-масонов упоминают таких личностей:

  1. Фредерик Огюст Бартольди, создатель знаменитой Статуи Свободы, один из первых членов «Альсак-Лоррен».
  2. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете.
  3. Сэр Артур Конан Дойль, английский писатель и врач, создатель образа Шерлока Холмса и автор «Истории спиритизма».
  4. Скульптор и живописец Гутсон Борглум.
  5. Джозеф Брант, первый индеец-масон, который вошел в историю.
  6. Доктор Жозеф Игнас Гильотен, врач, депутат французского правительства.
  7. Гениальный инженер-строитель Гюстав Эйфель
  8. Шотландский поэт Роберт Бернс.
  9. Австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн.
  10. Эдуард Бенеш, президент Чехословакии (1935 г.).
  11. Главный врач русского корпуса во Франции, личный медик императора Николая Романова Н. Арендт.
  12. Джузепе Гарибальди, «итальянский Джордж Вашингтон», который на родине был приговорен к смерти и бежал сначала в Латинскую Америку, а потом в США.
  13. самый влиятельный из руководителей войны за независимость колоний Испании.
  14. Александр Грибоедов, дипломат, автор комедии «Горе от ума».
  15. Близкий друг А. Пушкина, чиновник ведомства иностранных дел Антон Дельвиг.
  16. Мустафа Кемаль Паша (Ататюрк), основатель современной Турции, политический деятель.
  17. Американский иллюзионист Гарри Гудини.
  18. Известный зоолог, автор множества работ по биологии Альфред Брем.
  19. Наполеон Бонапарт и четверо его братьев, в том числе Жозеф Бонапарт, Король Неаполитанский и Испанский.
  20. Французский скульптор Жан Антуан Гудон.
  21. Джозеф Редьярд Киплинг, английский поэт и писатель, который стал первым англичанином, получившим премию имени Нобеля по литературе.

Вольфганг Амадей Моцарт

Великий австрийский композитор, автор более шести сотен произведений, вступил в масонский орден в Вене в 1784 году. Он был посвящен во второй градус ложи, а вскоре стал мастером-масоном. Одна из известных легенд гласит, что Моцарт в опере «Волшебная флейта» неосторожно рассказал о секретах масонов, за что был убит. Насколько это соответствует действительности, неизвестно, но и по сей день масоны относятся к этому художественному произведению с большим вниманием. Когда в Венской опере звучит ария Мастера из «Волшебной флейты» Моцарта, несколько десятков слушателей в зале встают со своих мест.

Один из вождей национально-освободительного движения в Италии и активный борец за независимость республик Южной Америки уже в молодости был членом организации, связанной с масонами. В Бразилии в 1844 году он стал членом ложи «Приют доблести», потом перешел в «Друзья Отечества» в Уругвае. Находясь в США, он Джузеппе Гарибальди участвовал в работе братства «Томпкинс».

Английский поэт и писатель стал первым англичанином, который получил премию имени Альфреда Нобеля по литературе, а за два десятилетия до этого прошел посвящение в ложе «Надежда и настойчивость» в Индии. Несколько лет он был секретарем, достиг уровня мастера, а в Великобритании стал влиятельным членом «Авторской ложи» и один из основателей «Строителей городов тишины» во Франции.

Был посвящен в масонство в 1780 году, через восемь лет получил степень магистра. Гете написал множество масонских гимнов и стихотворений. Одними из лучших образцов литературы масонов считаются его романы о Вильгельме Мейстере. Практически до самой смерти Гете оставался «интеллектуальным центром ложи».

Список известных масонов России

Российское масонское общество всегда было связано с западным, не являясь самостоятельной организацией. Активному распространению братства в России способствовал профессор М. Ковалевский. Под его руководством в 1901 году в Париже открылась Русская высшая школа общественных наук под руководством ложи «Космос». Цель (кроме просветительской) — подготовка будущих участников борьбы за «освобождение России» в исключительно масонских традициях. Другие известные масоны России:

  1. Александр Суворов, один из первых русских масонов, который стал членом тайного братства во время Семилетней войны.
  2. Николай Новиков, издатель журналов «Кошелек», «Трутень» и «Живописец», в которых критиковал придворных, помещиков и судей, вступил в ложу «Астрея» в Санкт-Петербурге в 1775 году.
  3. Полководец Михаил Кутузов прошел посвящение в ложе «К трем ключам» в Баварии.
  4. внук денщика Петра Первого, сын богатейшего помещика переводил для масонской ложи произведения радикальных французских просветителей.
  5. Аристократ, философ и публицист был принят в масоны в 1826 году, получил восьмую степень посвящения из девяти возможных.
  6. Государственный деятель Михаил Сперанский, сын приходского священника из российской глубинки.
  7. Александр Пушкин, который был буквально окружен масонами (в тайной ложе числились многие его друзья, отец, дяди), но к членству в братстве относился небрежно, на собраниях писал стихи.
  8. Один из руководителей декабристов Павел Пестель, получил пятую степень просвещения.
  9. Тайный дипломат, который был промежуточным звеном между масонами в Москве и наследником престола Павлом, Василий Баженов.
  10. Александр Бестужев, участник восстания на Сенатской площади, критик, писатель.
  11. Религиозный живописец, крупнейший портретист Владимир Боровиковский, один из самых мистически настроенных интеллектуалов александровского времени.
  12. Не доказано: Петр Первый, возможно, был масоном. Есть версия, что именно он (вместе со своими соратниками Патриком Гордоном и Францем Лефортом) основал Российскую Ложу.

Известный масон Кутузов верил, что членство в серьезной тайной организации сможет отвлечь его внимание от женщин и вина. Он стал членом нескольких лож, был посвящен в седьмую степень, получил оригинальную награду и собственный девиз. Кутузова похоронили в Казанском соборе, за какое-то время до этого печального события построенном другим известным масоном-архитектором — А. Воронихиным.

Александр Пушкин был принят в масонскую ложу в 1821 году, о чем сделал запись в своем дневнике. Братство собиралось в Кишиневе, где отбывал ссылку. Вскоре ложа закрылась, а до этого Пушкин, не бывший примерным масоном, успел только отрастить ноготь на большом пальце правой руки — отличительный знак принадлежности к тайному обществу. В 1830-м писатель отдалился от масонов и перестал посещать собрания. Некоторые биографы считают, что члены организации отомстили Пушкину, использовав Дантеса, члена заграничной ложи, для провокаций. Еще есть версия, что во время похорон Александра Пушкина другой известный масон Тургенев бросил в могилу перчатку — знак братства.

Александр Радищев

Никто не мог подумать, что сын богатого помещика и внук денщика Петра Великого, набравшись идей, запрещенных цензурой, начнет пропагандировать их в России. Но Александр Радищев, отправившись учиться в Лейпциг, сошелся с масонами. В течение пяти лет он был членом ложи, переводил сочинения французских просветителей для Николая Новикова — основателя ложи строгого послушания в Москве. В 1790 году известный масон Радищев отпечатал больше шести сотен экземпляров «Путешествия из Петербурга в Москву». Императрица Екатерина посчитала писателя «бунтовщиком хуже Пугачева», так что его арестовали и посадили в Петропавловскую крепость. Суд приговорил масона к казни, но наказание заменили ссылкой в Сибирь. Потом император Павел вернул Александра Радищева в Москву.

Известные масоны современности

Есть ли масоны в современном мире? Известные российские масоны неизменно влияли на исторические события, поэтому и сегодня считается, что представители тайного братства полностью контролируют мировую политику. Но о представителях организации мало что известно, потому что они не стремятся к огласке. Известный московский адвокат, эксперт по масонству, утверждает, что сегодня в одной только Москве насчитывается 5-6 лож, численность каждой из которых не превышает нескольких сотен человек. Кстати, главный советский символ — пятиконечная красная звезда — был взят большевиками у масонов. Это древний символ, который входит в состав второго уровня масонских лож.

Списки самых известных масонов современности опубликовал скандальный историк Платонов. Он утверждает, что масонами являются Лужков, Абрамович, Березовский, Гайдар (его причастность к ложам официально опровергают сами масоны), Немцов, банкир Авен, Каспаров, Ходорковский, Говорухин, правозащитники Алексеева и Ковалев. Точно известно только то, что после революции все русские ложи переместились за границу, но вернулись в Россию в 1992 году. К остальным спискам нужно отнестись с большой долей здоровой иронии. На самом деле раскрыть списки известных масонов современности не представляется возможным.

Вокруг масонов сложилось множество легенд – от теории «мирового жидомасонского заговора» до холодящих душу кровь историй про ритуальные убийства. Сами же масоны называют себя не тайным обществом, а обществом с тайнами. В нашем обзоре подборка фактов об этом закрытом мужском клубе богатых интеллектуалов.

1. Около пяти миллионов масонов

Масонство существует в различных формах по всему миру. Считается, что всего в мире около пяти миллионов масонов (в том числе, около 480 тысяч в Великобритании и более двух миллионов в Соединенных Штатах).

2. Масоны – тайный или не тайные?

Вопреки распространенному мнению, масоны не являются тайным обществом. Масон может свободно говорить людям, что он является масоном. А вот тайны своего ордена им разглашать нельзя.

3. 24 июня 1717 года

4. Нравственность, дружба, братская любовь

Изображения рабочих инструментов в символике масонов являются иллюстрацией нравственности, дружбы и братской любви членов ордена.

5. Происхождение символики

Считается, что масоны используют символы из-за секретности братства. Однако на самом деле в масонстве начали использовать символы, поскольку на момент основания общества большинство его членов не умели читать.

6. Квадрат и компас

Самый старый масонский символ – квадрат и компас. Он также является самым распространенный символом масонства, хотя его точное значение в разных странах варьируется.

7. Масонская ложа – общность людей

Масонская ложа – общность людей, а не просто название здания. Каждая ложа должна получить грамоту от “Великой Ложи”, но после этого они в основном находятся на самоуправлении. Также не существует общепринятых ритуалов для ведения заседаний, они различные в каждой ложе.

8. Атеист? Значит не масон

Атеист не может стать масоном. Первое требование заключается в том, что потенциальные члены должны верить хоть в какую высшую силу.

9. Две ветви масонства

10. Секретные знаки

Существуют две ветви масонства: регулярное, которое подчиняется “Объединенной Великой Ложе Англии”, и либеральное, которое подчиняется “Великому Востоку Франции”.

11. Андерс Брейвик

Андерс Брейвик, известный серийными убийствами в Норвегии в 2011 году, тоже был масоном.

12. Приказано лжесвидетельствовать

Масоны не могут давать правдивые показания в суде, если подсудимый – их брат по ордену, и он виновен. Они признают, что это может быть лжесвидетельством, но в братстве намного большим грехом считается не защитить “своего”.

13. У масонства нет единого лидера

Масоны – это множество людей в многочисленных организациях, которые находятся в подчинении местной Великой Ложи. Ни один из этих членов братства и ни одна организация не могут говорить от лица всего масонства - это позволено лишь Великой Ложе.

14. Статуя Свободы

Фредерик Бартольди, человек, который создал знаменитую статую Свободы, был масоном.

15. Рукопожатия и пароли

Секретные рукопожатия и пароли, которые в настоящее время ассоциируются с масонством, ранее использовались масонами, чтобы узнать друг друга. Это имело важное значение для сохранения тайны братства.

16. Пилот лунного модуля

Астронавт Базз Олдрин был членом лоджии Клир Лейк № 1417 в Техасе. Он был также пилотом лунного модуля в миссии “Аполлон 11”.

17. Екатерина Бабингтон

Екатерина Бабингтон так хотела узнать тайны масонства, что пряталась во время встреч ложи в Кентукки внутри кафедры в течение года. Когда ее обнаружили, то продержали в плену в течение месяца.

18. Самые известные масоны

Чарльз Дарвин, Марк Твен, Уинстон Черчилль, Дж. Эдгар Гувер, Бенджамин Франклин, а также первый президент и отец-основатель США Джордж Вашингтон – все они были масонами.

19. Иллюминаты и франкмасоны

Сторонники теории заговора связывают франкмасонов с иллюминатами. Тем не менее, это кажется маловероятным, потому что иллюминаты – совершенно тайное общество (до такой степени, что большинство людей считают, что этого общества сегодня не существует), в то время как масоны могут разглашать, что они являются членами ложи масонов.

20. Нацисты уничтожали масонов

Гитлер считал, что масоны являются организацией евреев, поэтому при нацистском режиме были убиты от 80 000 до 200000 масонов.

21. Гендерное неравенство в США

В американской разновидности масонства вход в организацию закрыт для женщин, в то время как в Европе женщин допускают к посвящению.

22. Почитание Солнца

Почитание Солнца является основой масонства, как, впрочем, и многих других тайных обществ.

23. Масонский храм в Чикаго

Масонский храм в Чикаго, штат Иллинойс, построенный в 1892 году, был на то время самым высоким зданием в мире. В нем было 22 этажа.

24. Масоны на войне

Во время американской гражданской войны солдаты вражеских армий, которые признавали друг в друге масонов, помогали и спасали жизни друг друга. Даже во время войны верность масонов братству никуда не исчезала.

Правообладатель иллюстрации Image caption

24 июня 1717 года в Англии начала свою работу первая официальная масонская ложа - таинственное общество вольных каменщиков, которые имеют свои секретные обряды и символы.

Через несколько десятилетий масонство пришло и в Россию. В масоны входили такие известные российские исторические личности, как Пушкин, Кутузов, Суворов, Чаадаев и другие.

Русская служба Би-би-си поговорила с современными российскими масонами и исследователями этих обществ, чтобы узнать, что представляет собой современное масонство в России.

Русское масонство - что это?

По легенде, масонство в Россию привез Петр I, который стал масоном во время своих зарубежных поездок. Первый русский император, по преданию, стал и первым Великим мастером первой российской ложи. Однако документального подтверждению этому нет.

Первым официальным Великим мастером в России - главой верховной масонский ложи - стал в 1731 году английский генерал Джон Филипс. В то время большинство масонов в России были иностранцами, которые работали или занимались бизнесом в Российской империи.

Первым же русским Великим мастером стал Иван Елагин, который организовывал культурные вечера при дворе Екатерины II. В 1770 году он создал первую Великую ложу России, в которую затем вошло 17 других масонских лож.

Нынешний Великий мастер Великой ложи России Андрей Богданов называет масонство "одной из старейших общественных организаций в мире".

Современное масонство в России возникло в 1995 году, когда Великая ложа Франции создала четыре масонские ложи в России, а на их основе возникла и Великая ложа.

"Кто-то называет масонство мужским клубом, кто-то называет просветительским клубом или клубом по интересам. Для меня это все вместе взятое", - говорит Богданов.

Три темы

Сам Богданов - известный российский политтехнолог, один из учредителей "Демократической партии России" и кандидат в президенты России на выборах 2008 года. Однако, как он рассказывает, масонам запрещено обсуждать политику - за это даже могут исключить из ложи.

"Масонство никогда не стремилось к политическому влиянию и не имело его. Политическое влияние имели отдельные члены общества, но они занимались политикой как частные лица", - рассказал Русской службе Би-би-си Богданов. По его словам, запретными в масонстве являются "три темы, которые ссорят мужчин" - политика, религия и женщины.

Как и многие правила работы масонских лож, запрет для женщин на вступление в масонское общество обуславливается порядками жизни средневековой Англии, где в 1717 году начала свою работу первая ложа вольных каменщиков.

"В масоны принимаются верующие в единого бога мужчины свободных и добрых нравов", - говорится в уставе организации.

"Свободными" в Англии XVIII века назывались люди, которые не имели долгов и могли обеспечить себя финансово. Женщины в то время практически не имели собственного достатка, поэтому не могли считаться "свободными", а, значит, не могли вступать в масонские ложи. Так и до сих пор в "традиционное масонство" не принимают женщин.

Но есть и "нетрадиционное" - туда можно приходить и женщинам, и обсуждать политику, однако "классические" масоны такие общества не признают.

"Просто, допустим, собрались 10 человек и решили, что будут масонами, будут и женщин принимать, и политику обсуждать. Взяли запоны (специальные масонские фартуки). Масон - это тот, кто прошел обряд посвящения. Масон - только тот, кого в других масонских ложах считают масонами", - объясняет Богданов.

Правообладатель иллюстрации ERIC FEFERBERG / Getty Image caption Тайные символы масонства - инструменты средневековых строителей и архитекторов, которые и создали первые ложи вольных каменщиков

Навальный не станет масоном

Современный обряд посвящения в масоны мало отличается от того, каков он был 300 лет назад. Профан (не масон) стучится (просится) в ложу. Далее с ним проводят беседы мастера этой ложи. Профан должен получить два рекомендательных письма от действующих масонов, чтобы его кандидатура была направлена на рассмотрение.

После того, как профан собрал рекомендации, ему предстоит пройти "допрос под повязкой". Человека приводят в ложу в завязанными глазами и задают вопросы о его жизни: "Что такое свобода?", "Что такое братство?", "Что вы плохого сделали в жизни, за что вам стыдно? А что хорошего?" "Обычно задают вопросы, которые человек сам себе не задает и на которые перед собой не отвечает", - говорит Богданов.

После этого члены ложи голосуют за принятие нового "брата". Минимальная численность ложи - семь человек. Если трое братьев-масонов высказались против, то профану отказывают в приеме. Если три масона против, то человек уже не станет масоном, независимо от того, семь членов в ложе или тысяча.

При этом у желающего стать масоном не должно быть проблем с законом и он должен быть не судим. "Алексея Навального мы не примем, он осужден", - отмечает Богданов.

Пройдя обряд инициации, профан становится учеником - это первый градус (уровень) масонства. Далее ему нужно стать подмастерьем, а затем мастером. Дойдя до третьего градуса, человек становится масоном.

По словам Богданова, для того, чтобы получить градус нужно написать некую зодческую работу, тему которой выбирает ложа. Работы пишутся по темам масонской ритуалистики, восприятия и понимания тайных эзотерических знаков.

Масон должен раз в месяц посещать работу своей ложи и раз в год посещать ассамблею (съезд) Великой ложи его страны. Также масон может по желанию получать дополнительные градусы, выбрав для себя так называемый устав: шотландский, йоркский, французский или многие другие.

Сейчас в России и странах СНГ функционирует 38 так называемых достопочтенных лож в 17 городах России, Белоруссии, Казахстана и Грузии. Все они объединены Великой ложей России, которую и возглавляет Богданов.

По его словам, ежегодно в масоны стучится около тысячи человек, но принимают в вольные каменщики ежегодно меньше ста новых членов: "Часто стучатся люди, которые не знают, что такое масонство. Говорят: "Мы знаем, что у вас тут пол-правительства, и мы тоже хотим".

"Мы никогда никого к себе не зовем, к нам всегда сами стучатся. При этом мы не тайная организация, мы организация с тайной. Одна из главных тайн масонства - кто же является масоном", - рассказывает Великий мастер Богданов.

Он отказался ответить на вопросы Би-би-си о том, сколько масонов занимает места в Госдуме и правительстве или кто из знаменитостей - масон: "Если бы я сам своего имени не открывал, то ни один из братьев не выдал бы меня".

Традиция скрывать свою принадлежность к обществу вольных каменщиков также идет из Англии, где были гонения не участников тайных обществ. Также масоны помнят о Второй мировой войне, в которой погибли многие вольные каменщики из-за запрета на масонство в Третьем рейхе.

Правообладатель иллюстрации PA Image caption В Англии в 1717 году начала свою работу первая ложа вольных каменщиков

Современное масонство в России

По словам Богданова, сейчас в Великой ложе России состоят около 1,2 тысячи человек. В масоны приходят люди из бизнеса, силовых и политических структур, люди искусства и образованный средний класс.

Великая ложа России существует 22 года, а средний возраст ее членов - 35 лет. Средний же возраст в западных ложах, по словам Богданова, - 65 лет. В Москве сейчас действует 12 масонских лож, а в Санкт-Петербурге и других крупных российских городах - по 2-3 ложи.

"Масонство - познание себя в этом мире. Мы не обсуждаем религию, но обсуждаем духовную жизнь и философию", - отвечает Богданов на вопрос, чем же все-таки занимаются вольные каменщики. Помощник Великого мастера Вячеслав Смирнов (также принимавший участие в становлении Демократической партии России) говорит, что масонство помогает наладить бизнес-связи и найти новых друзей.

Современные масоны в России и других странах уделяют большое внимание благотворительности. Чаще всего масоны опекают детские дома или больницы. Пожертвования выплачиваются из "кружки вдовы" (мешка, в который каждый может положить любую сумму денег после окончания работы ложи).

При этом, по словам Богданова, российское масонство совсем не богатое - у вольных каменщиков в России до сих пор нет своего здания в Москве. Для проведения работы лож масоны арендуют залы в отелях.

Каждый масон выплачивает два взноса: первый - ежегодный, а второй - вступительный, который выплачивает профан, постучавшись в ложу, или масон, переходящий в новый градус. Размер взносов колеблется от 6 до 18 тысяч рублей. В России и странах СНГ масонские ложи зарегистрированы как НКО.

Правообладатель иллюстрации Grand Lodge of Russia/Facebook Image caption Первая ассамблея Великой ложи Казахстана

Великая ложа России также занимается привнесением света (открытием новых лож) в другие страны и города. В 2015 году была создана Великая ложа Грузии, а в 2016-м - Великая ложа Казахстана. В этом году масоны хотят открыть Великую ложу Белоруссии на базе уже существующих трех лож.

Из масонов могут и исключить. Чаще всего исключают за обман, невыплату взносов и недобросовестное поведение, например, когда масон бросает свою семью. Некоторые вольные каменщики сами разочаровываются в масонстве и уходят из лож.

В России из пяти вступивших в масоны в ложах через пять лет остаются 2-3 человека, говорит Вячеслав Смирнов.

Тайный масонский заговор

Мифы вокруг масонства, по словам Богданова, связаны с особенностями "советского образования, когда молодым людям рассказывали о мировом господстве жидомасонов".

"Я раньше думал, что масоны - это не очень вменяемые люди. Их нигде не было видно, и было такое впечатление. К масонству относятся предосудительно, потому что его мало знают", - рассказывает Смирнов.

Многие до сих пор становятся членами масонских лож для того, чтобы присоединиться к "всемирному заговору". "Кто-то приходит и говорит: "А где у вас министры на заседании? Но туда ли ты пришел? Может быть, эта ложа не для министров, потому что сам ты тоже не министр", - говорит Смирнов.

Исследователь русского масонства Сергей Аржанухин считает, что слухи о заговоре масонов в XVIII-XIX веках распускало само государство из-за противодействия тайным обществам.

"Русское масонство возникло в процессе формирования светской культуры, это один из первых институтов гражданского общества в России. Понятно, что обвинения в заговоре шли от государства. Потому что у государства и гражданского общества всегда есть конфликт. Но нет никакого документа, который подтверждал бы заговорщический характер этой организации", - говорит он.

Указом императора Александра I в 1821 году масонство было запрещено в России как тайное общество.

По словам Богданова, масоны - законопослушные граждане, и не могут организовывать свою деятельность там, где им это запрещено властями. Даже среди декабристов, по его словам, масонов почти не было - вольные каменщики поддерживали царя.

По словам Аржанухина, ни в царские времена, ни в современной России масоны не имеют политического влияния. Об этом говорит и другой исследователь вольных каменщиков Андрей Серков. По его словам, в масонах состоят некоторые бывшие члены Госдумы, но во властной верхушке России масонов нет.

При этом Серков обращает внимание на личность Великого мастера Андрея Богданова, который активно занимался политикой в нулевые годы.

"Строить "Демократическую партию", возобновлять КПСС и возглавлять масонство… Это его очередной проект", - говорит историк.

По его словам, Богданова избрали на пост Верховного мастера в тот момент, когда он баллотировался в президенты в 2008 году.

"Это было престижно. Но масонство в современной России никакого влияния не имело", - считает он.

Подполковник Корпуса инженеров путей сообщения. Поэт. Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813 г. Во время службы в г. Томске (1813-1817 гг.) сблизился с М.М. Сперанским и стал его ближайшим сотрудником. Декабрист, член “Северного общества”. После восстания декабристов около двадцати лет провел в одиночном заключении, продемонстрировав редкое мужество и самообладание. Оставил “Масонские воспоминания”. Участвовал в разработке плана восстания 14 декабря 1825 года, высказываясь за решительные действия и привлечение к восстанию народных масс. Намечался кандидатом в члены Временного правительства. На следствии представил заявление о принадлежности к тайному обществу и согласии с его планами, писал, что выступление 14 декабря - «не мятеж, как к стыду моему именовал его несколько раз, но первый в России опыт революции политической, опыт почтённый в бытописаниях и в глазах других просвещённых народов». Из оставшихся в живых декабристов он понёс самое строгое наказание: был приговорён к вечной каторге, но содержался с 1827 года по 1846 год в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. В крепости ему не разрешалось ни с кем общаться, из книг разрешено было читать только Библию. Член ложи “Избранного Михаила” во 2 гр. Член-основатель и Великий Секретарь ложи “Восточного светила” в Томске, 1818-1819 гг.