Планы участников войны недостаточно учитывали возросшую роль экономического и морального факторов и были рассчитаны на ведение боевых действий лишь за счет мобилизационных запасов, накопленных в мирное время. Считалось, что война будет кратковременной. Перевод военной экономики на нужды военного времени не предусматривался.


Генеральные штабы империалистических государств много лет затратили на разработку планов войны.

Общим для всех планов являлось то, что они выражали захватнические устремления отдельных держав, а также отдельных враждующих коалиций; в тоже время они выражали острые противоречия между отдельными империалистическими хищниками внутри коалиций, каждый из которых стремился побольше военного бремени возложить на своих союзников и побольше прихватить богатств при обоюдном дележе добычи.

Сущность германского плана (план «Шлиффена») заключалась в стремлении бить противников последовательно: сначала предполагалось нанести удар по Франции и разгромить ее армию, а затем перебросить главные силы на Восток и разгромить Россию. В обоих случаях делалась ставка на кратковременную войну.

С целью обхода и окружения французской армии намечалось осуществить фланговый маневр через Бельгию, в обход главных сил французской армии с севера. Вспомогательная группа должна была играть роль заслона против возможного наступления французской армии. На Востоке в начале войны планировалось развернуть одну армию с задачей прикрыть Восточную Пруссию от возможного вторжения русских войск. Активные действия против России в это время должны были вести австро-венгерские войска. Основной порок германского плана заключался в переоценке своих сил и недооценке сил противника.

На австро-венгерский план войны сильное влияние оказывал германский генштаб, стремившийся использовать австро-венгерские войска для сковывания русских армий в период нанесения Германией удара по Франции. Ввиду этого австро-венгерский генштаб вынужден был запланировать одновременные активные действия против России, Сербии и Черногории. Главный удар намечалось нанести из Галиции на восток и северо-восток. Австро-венгерский план был построен в отрыве от реального учета своих экономических и моральных возможностей. В этом наглядно проявилось влияние немецкой военной школы - недооценка противника и переоценка своих сил. Наличие сил и средств не соответствовало поставленным задачам.

Французский план войны был наступательным, но он носил выжидательный характер, поскольку первоначальные действия французских войск ставились в зависимость от действий германских войск. Только Лотарингская группировка в составе двух армий получила активную наступательную задачу. Центральной группировке войск в составе одной армии отводилась роль связывающего звена между бельгийской и лотарингской группировками. Бельгийская группировка в составе одной армии должна была действовать в зависимости от поведения противника.

В случае нарушения немцами нейтралитета Бельгии и наступления их через ее территорию, эта армия должна быть готова наступить в северо-восточном направлении, в противном случае ей предстояло наступать в восточном направлении.


Сущность английского плана сводилась к обещанию направить во Францию экспедиционную армию в составе семи дивизий. Английские правящие круги рассчитывали переложить главную тяжесть войны на суше на Россию и Францию. Своей основной задачей Англия считала обеспечение господства на море.

Русский план войны разрабатывался в условиях экономической и политической зависимости царской России от англо-французского капитала. Англия и Франция, представляя царскому самодержавию кабальные займы, возлагала на Россию тяжелые военные обязательства, с которыми должен был считаться генеральный штаб при разработке плана войны. Интересы самодержавия требовали нанесения главного удара по Австро-Венгрии. Однако, в силу зависимости от Англии и Франции, Россия должна была вести наступательные действия и против Германии с целью отвлечения ее сил с запада и ослабления ударов немецких войск по французской армии. Желание удовлетворить заинтересованные стороны привело к решению наступать одновременно против обоих противников. Северо-западный фронт должен был окружить и уничтожить 8-го немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией, Юго-Западному фронту ставилась задача окружить и разгромить австро - венгерские войска, находившиеся в Галиции.

К началу военных действий на Западно-Европейском ТВД против Франции и Бельгии Германия развернула 86 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (1,6 млн. чел. и 5000 орудий). Этим силам противостояло 85 пехотных и 12 кавалерийских дивизий франко-англо-бельгийских войск (1,6 млн. чел. 4640 орудий).


Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

Автор методики С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Усвоение материала происходит в три этапа:

    предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

    уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

    развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

    личностный подход педагогики сотрудничества;

    комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

    последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: А.О. Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век., С.Ш. Казиев, Е.М. Бурдина. Истрия России (в таблицах и схемах), А.Т.Степанищев. Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

    Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

    «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

    Повод, причины, характер войны. Цели участников.

    Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

    Человек на войне (на основе краеведческого материала)

    Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

    Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

    Причины и итоги 1 Балканской войны.

    Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г.Уэллс).

    Выскажите предположение, как в начале ХХ века было

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

    Дать определение понятий: национализм, шовинизм

(словарь к учебному пособию).

    Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера

пацифистского движения Жана Жореса?.

    Что такое пацифизм?

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

    Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

    Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Франция Турция

Англия Япония

    Назвать причины войны.

    В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд.человек. Под ружье было поставлено 67 млн.чел. Почему столь масштабной оказалась война?

    Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс.офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России, настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции 1914-916гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

    Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

    Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

    Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне . Ю.Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины Ю.И.Пименова «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик Н.Д. Зелинский, выдающийся микробиолог Л.А. Тарасевич. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов Ш.М.Мунчаева «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

    передача всех колоний;

    сокращение численности вооруженных сил до 100 000;

    Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

    оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

    демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

    передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

    репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

    разделение Венгрии и Австрии;

    передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

    признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

    сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 30 000;

    репарации.

    передача Греции прибрежных территорий Фракии.

    Словакия переходит к Чехословакии;

    Трансильвания передается Румынии;

    Банат передается Югославии.

    установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

    сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 50 000;

    передача территорий.

6. Вашингтонская конференция 1921-1922гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

    Какие последствия имела война для России?

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.


Историк Великий 26 сентября 2017 19460

Первая мировая война 1914 - 1918гг.

Характеристика, в виде опорного конспекта, военно - промышленному потенциала, стран участниц - войны (Германии и Австро-Венгрии с одной стороны и Англии, Франции, России, с другой стороны)

Причина и характер Первой мировой войны.

Цели стран участниц войны.

Хронологическая таблица событий на фронтах Первой мировой войны.

Повторить: характер международных отношений в Европе и Америке в 1900 - 1914г.:

Взаимоотношения «старых» и «молодых» метрополий, особенности колониальной системы империализма начало борьбы за её «передел»;

Взаимные претензии стран участниц военно - политических союзов: Тройственного и Антанты.

  1. Дать характеристику, в виде опорного конспекта, военно - промышленному потенциалу, стран участниц - войны (Германии и Австро-Венгрии с одной стороны и Англии, Франции, России, с другой стороны).

Используя материал учебника и учебного фильма, составить конспект по вопросам: 1 - Развитие военной промышленности в начале ХХ в. В Германии и Австро-Венгрии. Англии, Франции, России; 2 - качество и количество боевой техники этих стран; 3 - качество и количество единиц боевой техники, оружия и солдат; 4 - изобретения, и научные достижения нашедшие себе применение в военном деле.

  1. Причины и характер Первой мировой войны .

Фатальная неизбежность

Объективные причины:

  • Борьба за «передел мира».
  • Противоречия в отдельных регионах (Балканы,Ближний и Дальний Восток,Черное море)
  • Политическое и экономическое соперничество.
  • Активная политика милитаризации Германии и Австро-Венгрии.

Роковая случайность

  • Ни один Генштаб не планировал конкретной даты войны.
  • Армии Англии, Франции, России, не были подготовлены.
  • План Шлиффена - утопия.
  • Между убийством Фердинанда и предъявлением ультиматума прошел месяц и т. д.
  1. Цели стран участниц войны.

Франция - вернуть Эльзас и Лотарингию, захватить Саарский угольный бссейн.

Россия - укрепить позиции на Балканах, обеспечить себе благоприятный режим в черноморских проливах, захватить польские земли Австрии и Германии.

Германия - захватить части английских и французских колоний, утвердиться на Балканах и Ближнем Востоке, отторгнуть от России Украину, Прибалтику и Белоруссию.

Австрия - захватить часть русской Польши, подчинить Балканские страны.

Италия - претендовала на западные районы Балкан и соперничала здесь с Австро - Венгрией (в 1915г. Италия вступила в войну на стороне Антанты.

  1. Хронологическая таблица событий на фронтах Первой мировой войны:

ТАБЛИЦА ПРИВЕДЕНА НИЖЕ, ПОСЛЕ СЛАЙДОВ.

  1. Результаты и последствия войны.

Преступления против человечества.

  1. Впервые на истребление людей были направлены достижения науки и техники.
  2. В ходе военных действий, впервые применялись: огнемет, легкий пулемет, сверхтяжелые орудия, морская авиация. Появились войска ПВО, стали применяться методы психологической войны.

Социально - экономические последствия.

  1. Перевод экономики на военные рельсы привел к высокой концентрации пролетариата на крупных предприятиях.
  2. Необходимость бесперебойной работы всех звеньев экономики для обеспечения потребностей войны приводила к усилению роли государства в области производства, распределения и потребления материальных благ. В экономику вводились элементы государственного регулирования. Фформируется ГМК - государственно-монополистический капитализм, при котором господство финансового капитала подкрепляется мощью государства, размещавшего военные заказы и чрезвычайными мерами ограничивающими социальную борьбу.
  3. Диспропорции в экономике, обслуживание главным образом, отраслей работающих на войну, привел к упадку сельского хозяйства и легкой промышленности. Безработица. Инфляция и рост цен.
  4. Резкое снижение уровня жизни населения, разруха, голод. Усиливается социальное расслоение. Возрастает политическая активность населения.

Политические последствия войны.

  1. Внутренняя нестабильность политических режимов в воевавших странах. Предкризисное положение.
  2. Рост национально - освободительного движение в колониях и зависимых странах.
  3. Рост влияния социалистических и рабочих партий, активизация революционно - демократического и национально - освободительного движения.
  4. В результате войны перестали существовать 4 империи: Германия, османская империя, Россия, Австро - Венгрия.
  5. Германия - потерпела полный крах всех государственных институтов, развал экономики, понсла тяжелейшую социально - политическую травму, лишилась колоний, военного флота, получила голод и демографический кризис.
  6. Австро - Венгрия - распад страны.
  7. Болгария - вступила в полосу экономических и политических кризисов.
  8. Турция - распад феодальной исламской империи и построение на её развалинах государства европейского типа.

    Хронологическая таблица событий Первой мировой войны 1914 - 1918 гг.

    Западный фронт

    Дата

    Восточный фронт

    События

    Результаты

    1914г.

    События

    Результаты

    Россия приступила к частичной, а затем и всеобщей мобилизации.

    В ответ Германия объявила России войну.

    Германия объявляет войну Франции. Германские войска двинулись во Францию, нарушив нейтралитет Бельгии. Бельгийские и французские войска оказали противнику ожесточенное сопротивление.

    Провалились планы Германского командования «молниеносной войны»,

    Расчеты начальника ген. Штаба Германии фон Шлиффена не сбылись.

    Наступление русской армии в Пруссии

    Наступление «захлебнулось» в Мазурских болотах. Погиб командующий генерал Самсонов.

    Наступление русской армии в Галиции

    Австро - венгерские войска отброшены к Карпатам армиями генералов Брусилова и Ранненкамфа.

    Битва на Марне. Англо-французские войска остановили наступление немцев на Париж и даже на короткое время сумели перейти в контрнаступление

    Итогом битвы стал окончательный провал планов «молниеносной войны». Потери с обеих сторон составили 600тыс.

    1915г.

    В р-не бельгийского города Ипр впервые германская сторона применила химическое оружие, хлорный газ.

    15 тыс. человек было выведено из строя, из них 5 тыс. погибло.

    Италия объявила Австро - Венгрии

    Образовался Альпийский фронт

    Май

    Австрийские и германские войска прорвали фронт в р-не Горлице и перешли в наступление.

    Русские армии оставили Перемышль (21мая), Львов (22 июня), Варшаву (22-23 июля), Брест-Литовск (12 августа) Россия потеряла 18 губерний.

    Западный фронт

    Дата

    Восточный фронт

    События

    Результаты

    1916г.

    События

    Результаты

    Германские войска предпринимают штурм Вердена.

    Сражение продолжалось до декабря и получило название «Верденской мясорубки». Потери Германии - 600тыс. человек, потери Франции 360тыс. человек.

    Англо - французские войска предпринимают попытку прорвать линию обороны немцев на р.Сомме.

    В битве, впервые, англо-французской армией были применены танки. Союзникам удалось ослабить натиск немцев на Верден, но ощутимых оперативных результатов битва не принесла. Потери с той и другой стороны составили

    1млн. 300тыс, человек.

    Июль - ноябрь

    Армия генерала Брусилова прорвала австрийский фронт на линии Луцк - Черновцы.

    Русские войска заняли большую часть Галиции и Буковину, поставив Австро-Венгрию на грань военного разгрома. Брусиловский прорыв облегчил положение англо - французских войск под Верденом.

    1917г.

    США объявляет войну Германии.

    Десятки тысяч американский солдат были отправлены на Западный фронт, что значительно увеличило силы Антанты.

    Войска Антанты предприняли попытку наступления в р-не города Аррас. Атака «застряла» на минных полях и была уничтожена артиллерией.

    Битва стоила Антанте 280 тыс. солдат и офицеров. В городах Франции прошли массовые антиправительственные выступления.

    Июнь-июль

    Наступление русской армии в Галиции.

    Контрнаступление германской армии.

    Наступление германских войск в Прибалтике.

    Германские войска занимают Ригу. Прямая угроза нависла над Петроградом.

    Западный фронт

    Дата

    Восточный фронт

    Между Советской Россией и Германией заключено перемирие.

    Начало мирных переговоров.

    1918г.

    В Брест-Литовске подписан мирный договор между Россией и Германией.

    По условиям договора Россия потеряла Польшу, Прибалтику, часть Белоруссии, Украину, Финляндию, всего 1 млн.кв.км.

    территории, должна была уплатить Германии 6 млрд. марок контрибуции.

    Германские войска прорывают оборону союзников и выходят на берега Марны и предпринимают обстрел Парижа из дальнобойных орудий.

    Развить успех немецким войскам не удается, иссякли последние резервы. Войска Антанты получив подкрепление из США перешли в масштабное наступление. Германские войска вытесняются с территории Франции и Бельгии.

    Июль

    Демократические революции в Австрии и Венгрии, свергнуты монархии.

    Австрийское правительство подписало условия перемирия продиктованное Антантой.

    Германская военная эскадра получила приказ атаковать английский флот.

    Матросы отказались подчиниться приказу. 3 ноября в Киле началось восстание матросов, солдат и рабочих. 9 ноября началось восстание в Берлине.

    В Компьенском лесу было подписано перемирие между командованием Германской армии и командованием армий Антанты во главе с маршалом Фошем.

    Германия признавала себя побежденной, обязывалась немедленно вывести войска с оккупированных территорий и левого берега Рейна, отвести свой военный флот в порты союзников и передать странам Антанты большое количество вооружения и военного имущества. С подписанием Компьенского мира мировая война закончилась.

Методическая разработка открытого занятия

«Первая мировая война»

Разработчик:

Ерохина Л.Г.

НИЖНЕВАРТОВСК

2015-

Первая мировая война (1914–1918 гг.)

Цель занятия: Познакомить обучающихся с основными событиями Первой мировой войны.

Задачи занятия:

  1. Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств.
  2. Охарактеризовать ход военных действий на Западном и Восточном фронтах.
  3. Формировать умения и навыки работы обучающихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.
  4. На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
  5. Воспитывать обучающихся в духе толерантности и гуманизма.

Тип занятия: усвоение новых знаний и умений.

Оборудование: Презентация к уроку.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Геополитическая ситуация накануне войны.
  3. Изучение новой темы
  • страны-участники и их цели. Характер войны.
  • стратегические планы сторон
  • начало военных действий
  • ход военных действий (по этапам)
  • итоги войны.
  1. Домашнее задание.
  2. Рефлексия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Преподаватель: Более 100 лет прошло со дня начала Первой мировой войны. Человечество вступило в новый очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определяющих облик современного мира.

В процессе работы вам предстоит узнать:

  1. Каковы были причины войны, цели и планы участников;
  2. Как была развязана Первая мировая война (т.е. повод);
  3. Какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран;
  4. На каких фронтах развивались главные события этой войны и чем она завершилась.

Вам предстоит также развить имеющиеся у вас навыки и научиться:

  1. Сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы;
  2. Находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
  3. Правильно распределять время работы над заданиями.

2. Актуализация знаний по теме “Россия и мир в начале ХХ в.”

Входной контроль. Давайте попробуем назвать основные международные противоречия, определившиеся к началу ХХ века. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел мира?

Задания:

  1. Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”? (Балканы )
  2. Интересы каких стран столкнулись на Балканском полуострове? (Россия, Австро-Венгрия )
  3. Какие военно-политические блоки были созданы в Европе? Их состав? (Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия – 1882 г.) Антанта (Россия, Франция, Англия – 1907 г. )
  4. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира? (локальные войны: американо-испанская, англо-бурская, русско-японская (1904-1905), балканские войны 1912-1913 )

Итак, мир стоял на грани мировой войны, войны империалистической.

3. Изучение новой темы

1. Страны-участники и их цели. Характер войны. (слайд 3-5)

Участниками Первой мировой войны стали: с одной стороны Четверной союз, в который входили Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция (Османская империя); с другой блок Антанта, который составляли Россия, Франция, Англия и союзные страны.

Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний.

Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю.

Турция претендовала на территорию русского Закавказья.

Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г. и установить своё влияние в Сирии и Палестине.

Великобритания стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины.

Россия добивалась свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединения Галиции и нижнего течения Немана.

Запиши в тетради: Название военных блоков, цели стран-участников.

2. Стратегические планы сторон (слайд 6-8)

Военное командование Германской империи разработало стратегический план (план Шлиффена), чтобы одержать быструю победу в войне на Западном и на Восточном фронте. План был предназначен для победы в течение первого месяца войны.

Страны Антанты разработали «план XVII», который предусматривал создание линии укреплений на незащищенной франко-бельгийской границе для защиты от возможного немецкого броска. Одновременно планировалось основными силами Франции нанести удар в центр немецкой операции, отсечь правый фланг немцев и остановить немецкое наступление.

Россия должна была начать активные военные действия одновременно с Германией. Это должно было заставить Германию оттянуть часть войск с Западного фронта, что облегчало положение Франции, разрушало планы Германии, заставляло ее вести войну на два фронта и обеспечивало в конечном счете победу Антанте.

Запиши в тетради: Название стратегических планов противников, их цели

3. Начало военных действий. (слайд 9-12)

Начало Первой мировой войны было спровоцировано убийством наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены членом сербской националистической террористической организации Гаврилой Принципом (28 июня 1914 г.).

Австро-Венгрия объявила, что за убийством эрцгерцога стоит Сербия и выдвинула ультиматум, который невозможно было выполнить. Сербия, однако, соглашается на все его условия, кроме одного.
28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявляет о невыполнении Сербией условий ультиматума, начинает обстрел столицы и вводит войска на ее территорию.

17(30) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австро-Венгрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России.

2 августа начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции и в обход оборонительной линии Мажино начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа в войну вступила Англия, 6 августа – Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. – Италия, в 1916 г. – Румыния, в 1917 г. – США. Турция (1914) и Болгария (1915) выступили союзниками Германии и Австро-Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.

Запиши в тетради: повод для начала военных действий

4. Ход военных действий (по этапам): (слайд 13-25)

  1. кампания 1914 г (провал стратегии быстротечной войны; переход от маневренных к позиционным формам борьбы)
  2. кампания 1915 г (срыв германского плана выхода России из войны; позиционная война)
  3. кампания 1916 г (переход стратегической инициативы к странам Антанты) (сообщение студента “Брусиловский прорыв” (слайд 22))
  4. кампания 1917 г (наступление Антанты; выход России из войны)
  5. кампания 1918 г (общее наступление Антанты; капитуляция Германии)

Запиши в тетради: основные военные операции по годам

Сообщение обучающегося “Брусиловский прорыв” (слайд 22)

А.А.Брусилов (1853-1926) родился в семье генерала. Окончил Пажеский корпус. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Более 15 лет прослужил в офицерской кавалерийской школе, начав с инструктора верховой езды и закончив ее начальником. В 1906-12 г. командовал различными воинскими соединениями. В 1912 г. получил чин генерала от кавалерии. С начала мировой войны назначен командующем 8-й армией, с марта 1916 г. – главнокомандующий Юго-Западным фронтом. Приобрел известность за разработку и проведение наступления русской армии летом 1916 г. – “Брусиловского прорыва”. После Февральской революции – сторонник продолжения войны до победного конца. В мае 1917 г. назначен Верховным главнокомандующим русской армии. После смещения с этого поста в июле 1917 г. остался в распоряжении Временного правительства. В 1920 г. вступил в ряды Красной Армии.

Брусиловский прорыв. В мае 1916 г. войска русского Юго-Западного фронта под командование генерала Брусилова осуществили прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км, фронт был прорван на протяжении 340 км. Русские войска заняли Луцк, Черновцы. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия перебросила с запада 11 дивизий, остановив наступление у Вердена.

5. Итоги войны. (слайд 26-31)

28 июня 1919 года подписан Версальский мирный договор, официально завершивший Первую мировую войну.

По условиям договора Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию в границах 1870 года со всеми мостами через Рейн. В собственность Франции переходили угольные копи Саарского бассейна, а сама Саарская область передавалась на 15-летний срок под управление Лиги Наций. Войсками Антанты на 15 лет оккупировался левый берег Рейна, а 50-километровая зона к востоку от Рейна полностью демилитаризировалась.

К Бельгии отошли округа Эйпен и Мальмеди, к Дании - районы Шлезвиг-Гольштейна. Германия признавала независимость Чехословакии и Польши и отказывалась от части территорий в их пользу. Город Данциг с областью переходил под управление Лиги Наций.

Германия отказывалась в пользу союзников от всех своих колоний.

Германия соглашалась признать договоры, которые будут заключены союзниками с Турцией и Болгарией, и обязывалась отказаться от Брестского и Бухарестского договоров. За Россией признавалось право потребовать у Германии соответствующие репарации.

До II мировой войны этот военный конфликт был самым широкомасштабным, затронувшим почти весь земной шар. Шокирующее количество пострадавших (учитывая потерю убитыми среди военных и мирного населения, а также раненых) – около 80 миллионов человек (страны-участницы потеряли убитыми более 10 млн. солдат и около 12 млн. мирных жителей, около 55 млн. человек были ранены).

В течение 5 лет войны распались такие империи, как Османская, Российская, Германская и Австро-Венгерская.

Первая мировая война ускорила разработку новых вооружений и средств ведения боя. Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогаз, зенитные и противотанковые орудия, огнемёт. Широкое распространение получили самолёты, пулемёты, миномёты, подводные лодки, торпедные катера. Резко выросла огневая мощь войск. Появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты.

Авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную. Возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация. Увеличилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии.

Запиши в тетради: условия Брест-Литовского мирного договора и Версальского мирного договора

4. Домашнее задание

Подготовить сообщения на тему «Оружие Первой Мировой»

5. Рефлексия: подведение итогов, оценки за урок.

  • Можно ли было избежать Первой мировой войны? Почему?
  • Какие уроки должно вынести человечество из таких войн как Первая мировая?

Закрепление материла

Выполните следующие задания

1) Соотнеси фронты и сражения Первой мировой войны:

А) Восточный фронт

Б) Западный фронт

1.Верденская мясорубка

2. Брусиловский прорыв

3.Галицийская битва

4. Газовая атака у г.Ипр

2) Соотнеси дату и название сражения:

а) 1914

б) 1915

в) 1916

г) 1917

д) 1918

1) Брусиловский прорыв

2) Поражение 2-й русской армии в Восточной Пруссии

3) Галицийская битва

4) Брестский мир

5) Провал наступления Юго-Западного фронта

3) В Состав Четверного союза входили:

а) Россия б) Болгария в) Германия г) Франция

4) В состав Антанты входили:

а) Россия б) Австро-Венгрия в) Германия г) Англия


  • 6. Парижская мирная конференция 1919–1920 годов: подготовка, ход, основные решения.
  • 7. Версальский мирный договор с Германией и его историческое значение.
  • 10. Проблемы международных экономических отношений на конференциях в Генуе и Гааге (1922 год).
  • 11. Советско-германские отношения в 1920-е годы. Рапалльский и Берлинский договоры.
  • 12. Нормализация отношений Советского Союза со странами Европы и Азии. «Полоса признаний» и особенности внешней политики ссср в 1920-е годы.
  • 13. Рурский конфликт 1923 года. «План Дауэса» и его международное значение.
  • 14. Стабилизация политической обстановки в Европе в середине 1920-х годов. Локарнские соглашения. Пакт Бриана-Келлога и его значение.
  • 15. Политика Японии на Дальнем Востоке. Возникновение очага войны. Позиция Лиги Наций, великих держав и ссср.
  • 16. Приход нацистов к власти в Германии и политика западных держав. «Пакт четырех».
  • 17. Советско-французские переговоры о Восточном пакте (1933–1934 годы). Ссср и Лига Наций. Договоры ссср с Францией и Чехословакией.
  • 18. Гражданская война в Испании и политика европейских держав. Кризис Лиги Наций.
  • 19. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе и причины их неудач.
  • 20. Основные этапы формирования блока агрессивных государств. Ось «Берлин-Рим-Токио».
  • 21. Развитие германской агрессии в Европе и политика «умиротворения» Германии. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и его последствия.
  • 23. Советско-германское сближение и Договор о ненападении от 23.08.1939 года. Секретные протоколы.
  • 24. Нападение Гитлера на Польшу и позиции держав. Советско-германский договор о дружбе и границе.
  • 26. Международные отношения во второй половине 1940 - начале 1941 года. Формирование англо-американского союза.
  • 27. Военно-политическая и дипломатическая подготовка Германии к нападению на ссср. Сколачивание антисоветской коалиции.
  • 28. Нападение фашистского блока на ссср. Предпосылки формирования Антигитлеровской коалиции.
  • 29. Нападение Японии на сша и Антигитлеровская коалиция после начала войны на Тихом океане. Декларация Объединенных Наций.
  • 30. Межсоюзнические отношения в 1942 - первой половине 1943 года. Вопрос о втором фронте в Европе.
  • 31. Московская конференция министров иностранных дел и Тегеранская конференция. Их решения.
  • 32. Ялтинская конференция «большой тройки». Основные решения.
  • 33. Межсоюзнические отношения на завершающем этапе Второй мировой войны. Потсдамская конференция. Создание оон. Капитуляция Японии.
  • 34. Причины распада Антигитлеровской коалиции и начало «холодной войны». Ее основные признаки. Доктрина «сдерживания коммунизма».
  • 35. Международные отношения в условиях эскалации «холодной войны». «Доктрина Трумэна». Создание нато.
  • 36. Германский вопрос в послевоенном урегулировании.
  • 37. Создание государства Израиль и политика держав в урегулировании арабо-израильского конфликта в 1940–1950-е годы.
  • 38. Политика ссср в отношении стран Восточной Европы. Создание «социалистического содружества».
  • 39. Международные отношения на Дальнем Востоке. Война в Корее. Сан-Францисский мирный договор 1951 года.
  • 40. Проблема советско-японских отношений. Переговоры 1956 года, их основные положения.
  • 42. Советско-китайские отношения в 1960–1980-е годы. Попытки нормализации и причины неудач.
  • 43. Советско-американские переговоры на высшем уровне (1959 и 1961 годы) и их решения.
  • 44. Проблемы мирного урегулирования в Европе во второй половине 1950-х годов. Берлинский кризис 1961 года.
  • 45. Начало распада колониальной системы и политика ссср в 1950-е годы в Азии, Африке и Латинской Америке.
  • 46. Создание Движения неприсоединения и его роль в международных отношениях.
  • 47. Карибский кризис 1962 года: причины возникновения и проблемы урегулирования.
  • 48. Попытки ликвидации тоталитарных режимов в Венгрии (1956 год), Чехословакии (1968 год) и политика ссср. «Доктрина Брежнева».
  • 49. Агрессия сша во Вьетнаме. Международные последствия вьетнамской войны.
  • 50. Завершение мирного урегулирования в Европе. «Восточная политика» правительства в. Брандта.
  • 51. Разрядка международной напряженности в начале 1970-х годов. Советско-американские соглашения (осв-1, договор по про).
  • 52. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки). Заключительный акт 1975 года, его основное содержание.
  • 53. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.
  • 54. Проблемы ближневосточного урегулирования в 1960–1970-е годы. Кэмп-Дэвидские соглашения.
  • 55. Международные последствия ввода советских войск в Афганистан. Новый этап гонки вооружений.
  • 56. Советско-американские отношения в первой половине 1980-х годов. Проблема «евроракет» и поддержания глобального равновесия сил.
  • 57. М. С. Горбачев и его «новая философия мира». Советско-американские отношения во второй половине 1980-х годов.
  • 58. Договоры о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и об ограничении стратегических наступательных вооружений. Их значение.
  • 59. Международные последствия краха социализма в Центральной и Юго-Восточной Европе и объединения Германии. Роль ссср.
  • 60. Международные последствия ликвидации ссср. Окончание «холодной войны».
  • 1. Начало Первой мировой войны и ее причины. Цели держав в войне. Военная кампания 1914 года.

    Первая мировая война (1914-1918 гг.) - одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырёх лет. В ней участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составляло свыше 1,5 млрд. человек, т.е. около 87% всех жителей Земли. Под ружьё было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранен. Жертвы среди мирного населения, пострадавшая от эпидемий, голода, холода и других бедствий военного времени, также исчислялись десятками миллионов.

    Первая мировая война открыла новый пласт национальной истории России, создала предпосылки революции, гражданской войны, построения социализма и многих десятилетий разобщения с Европой.

    Причин, почему началась первая мировая война очень много, но различные ученые и различные записи тех лет говорят нам о том, что главная причина заключается в том, что в то время Европа развивалась очень бурно. В начале ХХ века во всём мире уже не осталось территорий, не захваченных капиталистическими державами. Германия в этот период обошла по уроню промышленного производства всю Европу, а так как у Германии было очень мало колоний, то она стремилась их захватить. Захватив их, у Германии появились бы новые рынки. В то время очень большими колониями обладала Англия и Франция поэтому очень часто сталкивались интересы этих стран.

    Своим проникновением на Ближний Восток Германия создавала Угрозу интересам России в бассейне Чёрного моря. Австро-Венгрия, выступавшая в союзе с Германией, стала серьёзным конкурентом царской России в борьбе за влияния на Балканах.

    Обострение внешнеполитических противоречий между крупнейшими странами привело к разделу мира на два враждебных лагеря и к складыванию двух империалистических группировок: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Тройственного соглашения, или Антанты (Англия, Франция, Россия).

    Война между крупными европейскими державами была выгодна империалистам США, так как в результате этой борьбы складывались Благоприятные условия для дальнейшего развёртывания американской экспансии, особенно в Латинской Америке и на Дальнем Востоке. Американские монополии делали ставку на максимальное извлечение выгод из Европы.

    Начало войны

    Непосредственным поводом к началу военных действий послужило убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола. Правительство Австро-Венгрии с одобрения Германии предъявило ультиматум Сербии, требуя свободы вмешательства во внутренние дела Сербии. Несмотря на принятие Сербией почти всех условий. Австро-Венгрия 28 июля объявила ей войну. Через два дня правительство России в ответ на открытие Австро-Венгрией военных действий объявило всеобщую мобилизацию. Германия использовала это как предлог и 1 августа развязало войну против России, а 3 августа – против Франции. Англия объявила войну Германии 4 августа. В конце августа на стороне Антанты выступила Япония, которая решила воспользоваться тем, что Германия будет скована на западе, и захватить её колонии на Дальнем Востоке. 30 октября 1914 г. на стороне Антанты в войну вступила Турция.

    В 1914 г. Италия не вступила в войну, заявив о своем нейтралитете. Она начала военные действия в мае 1915 г. на стороне Антанты. В апреле 1917 г. на стороне Антанты в войну вступили США.

    Начавшиеся в августе 1914 г. военные действия развернулись на несколько театрах и продолжались до ноября 1918 г. По характеру решаемых задач и достигнутом военно-политическим результатам первую мировую войну принято делить на пять кампаний, каждая из которых включает в себя несколько операций.

    Цели держав в войне.

    РОССИЯ.

    Нельзя утверждать, что официально провозглашённая цель - защита братьев-славян на Балканах, была лишь декларацией. В начале 20-го века панславистские настроения в русском обществе были сильны и могущественны. Но очевидной империалистической целью России был захват Черноморских проливов.

    ГЕРМАНИЯ.

    После успехов франко-прусской войны, Германия всё более наращивала свой военный потенциал. Её стремление стать европейской державой №1 было очевидно. Почти полностью интересы Германии заключались в максимальном ослаблении Франции и Великобритании, как Мировых держав.

    АВСТРО-ВЕНГРИЯ.

    "Лоскутная держава", изначально нежизнеспособная, с помощью победной войны, намеревалась взять под свой контроль юг Европы.

    ФРАНЦИЯ.

    Горькие уроки поражения в франко-прусской войне, требовали реванша. Десятилетиями Франция готовилась к новому столкновению с Германией, наращивая военные расходы и вооружения. К 1914 году Франция, объективно, имела достаточный потенциал противостоять Германии. Намеревалась возвратить Эльзас и Лотарингию, отделённые от Франции в 1871 году по итогам войны 1870 года. Любой ценой стремилась сохранить свои колонии, в частности, Северную Африку.

    Сербия.

    Новообразованное государство (полная независимость с 1878 года) стремилось утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова. Планировала образовать Югославию, включив в неё всех славян, проживающих на юге Австро-Венгрии.

    Болгария .

    Стремилась утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова (в противовес Сербии). Стремилась вернуть территории, потерянные в ходе Второй Балканской войны, а также приобрести территории, на которые страна претендовала по итогам Первой Балканской войны.

    Польша .

    Не имевшие национального государства после разделов Речи Посполитой, поляки стремились к обретению независимости и объединению польских земель.

    ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.

    "Владычицу морей" совершенно не устраивал стремительный рост ВМФ Германии, не устраивало и проникновение Германии в Африку. И в первом и во втором случае - Германия грубо попирала интересы Великобритании.

    У Румынии, Турции и Италии имелись свои интересы и цели, но они носили региональный характер и были несоизмеримы с целями Великих держав.

    Военная кампания 1914 года.

    Враждующие армии развертывались согласно заблаговременно разработанным планам и расчетам сосредоточения под защитой выставленных на границе войск прикрытия и тотчас же начали военные операции. Сравнивая развертывания и ближайшие задачи обеих сторон, приходится отметить особо выгодное положение германской армии по сравнению с войсками Антанты. Германцы уже своим развертыванием выиграли весьма важный фланг противника, пространство и свободу для маневра. Антанта начинала здесь войну в невыгодных для себя условиях, принужденная парировать удар и надолго потерять инициативу. На востоке предстояли столкновения России с второстепенными силами Германии и с главными силами Австро-Венгрии.

    Основными театрами военных действий в кампании 1914 года являлись Западноевропейский и Восточноевропейский военные театры. Основными событиями на Западноевропейском военном театре в 1914 году являлись вторжение немцев в Бельгию, Пограничное сражение, битва на Марне, "бег к морю", сражение во Фландрии. Основным итогом кампании 1914 года на данном театре явился переход к позиционной форме войны.

    Действия на Восточноевропейском военном театре в 1914 году включали в себя Восточно-Прусскую операцию, Галицийскую битву, Варшавско-Ивангородскую операцию. Также важными событиями данного этапа Первой мировой войны явились вступление в войну Турции т "крейсерная война".

    Первым и главным результатом кампании 1914 г. явился вынужденный отказ от войны по старым образцам: борьба предвиделась долгой, с использованием всей жизнеспособности государства и со ставкой на самое его существование. Одновременно возникло стремление к увеличению количества участвующих в борьбе государств.

    В области стратегии за кампанию 1914 г. произошел полный переворот идей, которые положены были в основу исходных планов обеих коалиций. В области тактики в боевом применении войск кампания 1914 г. дала богатый опыт, вызвавший на обеих сторонах его немедленный учет для боевого соревнования при последующем развитии военных событий. кампания 1914 г. выдвинула необходимость крупных импровизированных формирований во время самой войны.

    В итоге кампании 1914 г. ни одна из сторон не добилась первоначально поставленных целей. Германский план молниеносного разгрома противника сначала на Западе, а затем на Востоке потерпел крушение.

    Кто победил (для себя).

    Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария – потерпели поражение. Франция, Великобритания, Япония, Сербия, США, Италия – вышли из войны победителями. России, так много сделавшей для победы союзников, не было в ряду стран-победительниц. Ее раздирала на части братоубийственная Гражданская война.

    "