Учебник для 4 класса (Часть 1)

Русский язык

Винительный падеж одушевлённых имён существительных

265. Прочитайте. Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах. Выделите падежные окончания.

    Есть кто? что? книги белки
    Нет кого? чего? дома волки
    Вижу кого? что? вещи мыши

  • Какие имена существительные и в каких падежных формах имеют одинаковые окончания?
  • Как определить падеж имён существительных с одинаковыми окончаниями?

266. Прочитайте.

1. Зимой не увидишь в лесу медведей, барсуков, ежей, что спят всю зиму. 2. У лесных мышей не хватает зимой лесных запасов. Они бегут из норок от горностаев, ласок, хорьков. 3. В лесу появилась большая полярная сова. Она охотится на птиц, белок и зайцев. 4. Что за чудо? Трескучий мороз, а в гнезде птенчики. Это парочка клестов-еловиков вывела зимой птенцов.

  • Какой темой можно объединить данные предложения? Найдите имена существительные в родительном и винительном падежах и объясните, как их различить.
  • Спишите третью группу предложений. Над именами существительными во множественном числе укажите падеж.

267. Прочитайте. Не правда ли, красивое предложение?

Маленькие сосенки , держащие на ветках белые комья , напоминают играющих в снежки ребятишек .

(Е. Русаков)

  • Спишите. Укажите падеж выделенных имён существительных.

268. Рассмотрите рисунки.

  • Составьте по каждому рисунку диалог, который происходит между покупателем и продавцом. Употребите имена существительные множественного числа в родительном падеже.

Вечером мы договорились пойти завтра за грибами. Встали ещё до рассвета. Быстро собрались, взяли корзины и отправились в лес. Сразу грибы нам не попадались. Вдруг мы увидели красные шляпки. Один, второй, третий! Как хороши были подосиновики! Крепкие, свежие! За час мы набрали половину корзинки. А потом в наших корзинах оказались подберёзовики, лисички, маслята. С полными корзинами грибов мы вернулись домой.

Что ты прослушал?

Как называются рассказы?

В каком из рассказов полнее раскрыта тема? Почему? Обоснуй свой ответ.

У какого рассказа неточное название? Почему? Подбери к нему название.

(«В лесу», «Летнее утро», «Прогулка в лес».) Объясни свой выбор.


а) Прочитай «про себя» слова:

Составь по этим словам рассказ про себя. б) Прочитай «про себя» слова:

Составь по этим словам рассказ про своего товарища. Выбери подходящий по смыслу заголовок: «Утром»; «Прогулка на лыжах»; «Перед школой»; «Утренняя зарядка»; «Прогулка».

(Задание выполняется парами с взаимопроверкой и обсуждением правильности выполнения задания.)

9. а) Прочитай «про себя»:

Что ты прочитал?

Какой темой объединены все данные предложения?

Что можно сделать с этими предложениями, чтобы получился рассказ? Выполни задание.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

Подумай: какая основная мысль рассказа?

Прочитай и подчеркни то предложение, которое выражает эту основную мысль.

Исходя из основной мысли рассказа, озаглавь ею. Обоснуй выбор заглавия.


б) Прочитай «про себя»:

Подумай, что нужно сделать сначала, что - потом. Что должно получиться?

Выполни задание.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания)

3 . Внимательно прочитай текст:

Подумай, что в тексте не относится к теме, и объясни, почему ты так думаешь.

Вычеркни те предложения, которые не соответствуют теме. Прочитай исправленный текст. Соответствует ли теперь содержание названию текста?


11 . Прочитай «про себя»:

Что ты прочитал? Можно ли сказать, что все предложения объединены одной темой? Что ты можешь сказать о последовательности событий в тексте?

Что нужно сделать, чтобы получился рассказ? Сколько ошибок надо исправить? Какая основная мысль рассказа?

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания: деление текста на предложения, логическая последовательность предложений, подбор названия.)

12 . Детям предъявляются 3 сюжетных рисунка, объединенных одной темой (например, какое-либо происшествие).

Рассмотри внимательно рисунки. Подумай, что случилось сначала и чем закончилось происшествие. Расположи рисунки в нужной последовательности и составь по ним рассказ. В каком рисунке заключена основная мысль? Исходя из основной мысли, подбери название рассказа.


(Обсуждение выполнения задания.)

а) Чётко прочитай:

Что ты прочитал? Почему ты думаешь, что это рассказ? Какой признак рассказа отсутствует?

Прочитай предложение, которое выражает основную мысль рассказа. Какой заголовок к рассказу подсказывает его основная мысль?


б) Поставь к каждой части рассказа вопрос. Ответь на свои вопросы. Ответы запиши в виде плана рассказа.

Перескажи текст по плану.

(Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания)

4 . Внимательно прочитай:

Скажи, что ты прочитал? Как ты думаешь, куда можно включить эти предложения?

Составь рассказ. Озаглавь его.

Предварительно продумай план рассказа.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

15. Чётко прочитай текст:

Что ты прочитал? Можно ли эту запись назвать рассказом? Поясни своё решение.

Может быть, план поможет исправить ошибку? Прочитай внимательно план к рассказу.


Подумай, соответствует ли прочитанный текст плану.

Какую работу надо проделать, чтобы получился рассказ? Выполни задание.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задании.)

16 . Составь план рассказа на тему «Лыжная прогулка». Используй в рассказе следующие словосочетания:

Вариант I: коллективная проверка с обсуждением правильности выпои нения задания;

Вариант II: задание может быть использовано как проверочное.

17 . Вспомни и расскажи, где и как ты провёл лето или каникулы. Может быть, тебе интереснее рассказать о рыбалке, или о прогулке в лес, или о дне рождения, который был совсем недавно.

Составь план и рассказ. Обязательно вырази свои впечатления. Расскажи о событиях так, чтобы было ясно, грустил ты или веселился, радовался, восторгался.

В рассказе можно использовать такие выражения:

«Мне было так весело, что я не заметил, как пролетели каникулы (лето, этот день)»;

«Я даже не ожидал, как много интересного я узнаю в лагере (на рыбалке)»

«Красота гор и моря (соснового бора, лиственного леса) меня поразила».

Как ты думаешь, в какой части рассказа ты сможешь использовать данные выражения? Объясни, почему.

Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Как отличить сложное предложение от простого предложения с
однородными членами?». УМК «Школа России»
Тип урока
Педагогически
е задачи
Планируемые
предметные
результаты
Метапредметн
ые УУД
Освоение нового материала
Создать условия для ознакомления с ролью союзов «и», «а», «но» в сложном предложении и в простом предложении с
однородными членами; совершенствовать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами, составлять
схемы простых и сложных предложений; способствовать развитию речи учащихся, формированию умения
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, способности к
самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; содействовать воспитанию
интереса
к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Познакомятся с ролью союзов «и», «а», «но» в сложном предложении и в простом предложении с однородными
членами; научатся распознавать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; использовать
сложные предложения в устной и письменной речи; соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие
этим схемам; составлять сложные предложения из данных простых предложений
Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять
синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы
класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее
предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); регулятивные: использовать при
выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или
одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя
различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия
коллективных решений
Личностные Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для

результаты
одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
1
II.
Актуализаци
я знаний.
Проверка
домашнего
задания
(рабочая
тетрадь).
Минутка
чистописания.
2
3
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Прочитайте задание 51. Прочитайте простое
предложение и сложное предложение, которое вы
составили.
– Назовите основы сложных предложений.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о
выполненной дома работе. Читают составленные
предложения. Называют основы сложных
предложений. (См. РМ, Приложение 2.)
Выполняют чистописание.
ℓ ℓ ℓ
ℓ ℓ ℓ
u a н o a н o u
Рядом рос кустик бузины, а на нем сидели
молодые воробьи.
Проводит минутку чистописания.
– Могут ли эти буквы быть словами?
– Как эти слова называются в грамматике?
(Союзы.)
– Когда мы в своей речи используем союзы?
– Каллиграфически и грамотно запишите
предложение.
– Разберите предложение по составу. Составьте
схему. Что можем сказать об этом предложении?
Как соединены простые предложения между
собой? (Союзом «и».)
– Какой знак препинания стоит перед союзом «и»?
– Когда мы не ставим запятую перед союзом «и»?
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
4
Выдвигать
гипотезу и
обосновывать
ее.
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Уметь
слушать в
соответствии с
целевой
установкой.
Принимать и
сохранять
учебную цель
и задачу.
Дополнять,
уточнять
высказанные
мне­
ния по
существу
полученного
задания

1
Работа над
словами с
непроверяемы
м написанием
III.
Сообщение
темы урока.
Определение
целей урока
2
3
4
Продолжение табл.
Организует работу над словами с
непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадки:
Апельсина брат меньшой,
Потому как небольшой.
(Мандарин.)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин.
Это спелый … (апельсин).
Под палящим солнцем рос
Золотистый … (абрикос).
– Прочитайте слова по стрелкам и объясните их
правописание.
– Составьте одно предложение, используя все
четыре словарных слова.
– Чем интересно данное предложение?
– Расставьте знаки препинания
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока
Составляют схему сложного предложения.
[ = - ], и [ = - ].
По стрелкам читают словарные слова: «апельсин»,
«абрикос», «урожай», «мандарин».
Составляют и записывают предложение.
(См. РМ, Приложение 3.)
– Это предложение с однородными членами
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока: не путать
сложные предложения и простые предложения с
однородными членами, грамотно писать сложные
предложения и расставлять знаки препинания
Принимать
и сохранять
учебную цель
и задачу

Продолжение табл.
1
IV.
Объяснение
нового
материала.
Наблюдение
над языковым
материалом.
Работа
по учебнику
(упражне­
ние 53)
V. Первичное
закрепление
знаний.
Самостоятель
ная работа.
2
3
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Как могут простые предложения соединяться в
сложные?
– Прочитайте. Где пропущены запятые? Объясните
свой ответ. (Запятая пропущена в предложении
«Ветер тучи гонит, ветер в трубах воет». Это
предложение сложное.)
– Какой темой можно объединить все
предложения? (Тема «Ветер».)
– Определите тип каждого предложения: простое
или сложное.
– Спишите простые предложения с однородными
членами. Ставьте, где нужно, запятые. Подчеркните
в предложениях главные члены
Задает вопросы. Комментирует и корректирует
ответы. Наблюдает за работой учащихся.
Помогает, при необходимости проверяет
ответы. Комментирует ход решения.
Организует самостоятельную работу.
– Выберите 2–3 схемы и составьте к ним
предложения на тему «Листопад». Не забывайте,
что красивой нашу речь делают имена
прилагательные. Какие листья осенью? (Золотые,
разноцветные, резные.)
– А теперь приступайте к выполнению задания.
Выводят языковые закономерности, лежащие в
основе изучаемого понятия или правила.
Анализируют формулировку правила (понятия),
данную в учебнике. Проводят наблюдения на
материале связных текстов.
Записывают простые предложения. Ставят
пропущенные запятые. Подчеркивают главные
члены предложения.
Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.
Веют осенние ветры в мрачной дубраве.
Ветер весело примчал, все деревья закачал.
Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют
новые знания на новом языковом материале.
Выполняют аналитические упражнения. Участвуют
в обсуждении вопросов по теме.
Составляют предложения по данным схемам.
4
Осуществлять
анализ
объектов с
опорой на
визуализацию
Осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание
в устной
форме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать
усилия по
решению
учебной

Продолжение табл.
4
задачи.
Кол­во баллов
Договариватьс
я
и приходить
к общему
мнению при
работе в паре.
Учитывать
мнение соседа
по парте.
Осуществлять
контроль
по результату
3
Схема
].
1 балл
2 балла
2 балла
2 балла
3 балла
3 балла
3 балла
В ходе проверки отвечающий ученик называет
номер схемы и зачитывает предложение, а
остальные
проверяют и показывают сигнальными карточками,
соответствует ли предложение схеме.
Работают в парах.
Готовят устный рассказ на тему «Что я знаю о
сложном предложении» по плану.
1
2
Проводит проверку самостоятельной работы.
– Сколько баллов вам удалось набрать?
– Назовите номер схемы и зачитайте самое
 и  ].
интересное предложение.
и
– Обратите внимание на схемы 2–5. Почему в схеме
и
5 перед союзом «и» стоит запятая, а в остальных
случаях нет? (Запятая ставится, если
предложение сложное, так как она разделяет
на письме два простых предложения.)
[ – =], и [ = – ].
[ – =], а [ = – ].
[ – =], но [ = – ].
]
Работа в
парах.
Организует работу в парах.
– Подготовьте в парах связный рассказ на тему
«Что я знаю о сложном предложении». Построить
свой рассказ вам поможет план. Не забудьте, что
каждую свою мысль нужно подтверждать
примером.
П л а н устного сообщения:
1. Какое предложение называется сложным? Как
его отличить от простого?
2. Как могут быть связаны между собой части
сложного предложения?
3. Что общего у союзов «и», «а», «но», и чем они
различаются?

1
2
3
4
Продолжение табл.
4. Постановка и роль запятой в сложном
предложении.
5. Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в
постановке запятой в сложном предложении с
союзами «и», «а», «но» и в предложении с
однородными членами?
– Прочитайте. Где пропущены запятые?
– Выпишите сначала простые предложения с
однородными членами, а потом сложные
предложения.
– Поставьте, где нужно, запятые и определите,
какие буквы пропущены в словах.
– Объясните постановку запятых в предложениях
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте отрывок стихотворения З.
Федоровской. Вставьте пропущенные буквы и
запятые.
– Какая из данных схем подойдет к первому
предложению и почему? Обведите номер этой
схемы
в кружок. (См. РМ, Приложение 5, 6.)
Работа
по учебнику
(упражне­
ние 54)
VI.
Дальнейшая
работа
по
закреплению
и обобщению
приобретенн
ых знаний и
умений.
Работа в тет­
ради (зада­
ние 52)
Выписывают простые, а затем сложные
предложения. Вставляют пропущенные буквы и
запятые.
Выполняют звуко­буквенный разбор слова «обед».
(См. РМ, Приложение 4.)
Выполняют задание в рабочей тетради: вставляют
пропущенные буквы и запятые.
(См. РМ, Приложение 7.)
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулироват
ь свое мнение
и позицию

2
3
1
VII. Итог
урока.
Рефлексия
Домашнее
задание
Организует оценивание результатов выполнения
заданий на уроке. Предлагает детям оценить их
работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какое предложение называется сложным? Как его
отличить от простого?
– С помощью чего соединяются части сложного
предложения?
– Зависит ли постановка запятой от того, какой
именно союз соединяет части сложного
предложения?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените
себя
Проговаривает и объясняет домашнее задание.
Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 53 в рабочей тетради,
упражнение 55 в учебнике
Окончание табл.
4
Осуществлять
самоконтроль
учебной
деятельности
Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке. Проводят
самооценку, рефлексию. Проговаривают цель
урока, определяют, достигнут результат или нет,
высказываются о трудностях, с которыми
столкнулись на уроке.
Продолжают высказывания:
У меня получилось…
Я научился…
Сегодня на уроке я смог…
Урок дал мне для жизни…
За урок я…
Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы
Осознавать,
принимать,
сохранять
учебные
задачи
Приложение 1
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
Организация начала урока

Прочитайте. Какой темой объединены эти предложения? Спишите, согласуя данные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Расставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограммы «Е и и в падежных окончаниях существительных» и «Безударные гласные в окончаниях прилагательных». Какие слова в рамке указывают на особую тишину, спокойствие, на полное отсутствие движения, суеты, шума? Найдите в последнем предложении сравнение.
1. Вспом..нается мне (ранний, погожий) осень. 2. Помню (ранний, свежий, тихий) утро (больш..й, весь золотой) сад (кленовый) аллеи (тонкий) ар..мат опавшей листвы и зап..х (антоновский) яблок зап..х мёда и (осенний) свежеет... 3. Так славно ночью лежать на возу смотреть в (звёздный) небо чу(?)ствовать зап..х дёгтя в (свеж..й) воздухе и слушать, как ост..рожно поскрипывает в темн..те длинный обоз по (больш..й) дорог... 4. В поредевшем саду далеко видна дорога к (больш..й) шалашу. 5. Ветер волновал сад и наг..нял (зловещ..й) космы (пепельный) обл..ков. 6. Холодно и ярко с..яло на севере над (тяж..лый свинц..вый) туч..ми (ж..дкий голубой) небо а из-за этих туч(?) медленно выплывали хребты (снеговой) гор-обл..ков.(И.Бунин)

На этом уроке вы познакомитесь со словосочетанием и узнаете, из любых ли слов можно составить словосочетания. Потренируетесь в выделении словосочетаний из предложения и в составлении словосочетаний. Будете учиться постановке двух видов вопросов: смысловых и падежных.

Получились сочетания слов:

Чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, можно построить словосочетание . Для этого к главному слову надо добавить зависимое , которое и поможет уточнить сказанное.

Мы сделали более точные подписи рисункам, составив словосочетания. Главный член словосочетания отмечаем крестиком, проводим от него стрелку и пишем вопрос к зависимому члену словосочетания. (см. Рис. 3)

Рис. 3. Словосочетание

Чаще всего каждый член словосочетания бывает представлен одним словом: пошёл (как?) бодро

Нередко какой-то член словосочетания выражен именем существительным с предлогом: пошёл (куда?во что?) в школу, в школу (какую?) новую

Проверим, из любых ли слов можно составить словосочетания.

Словосочетания:

Зависимый член словосочетания обязательно должен быть связан с главным по смыслу.

Игра мелкая, игра широкая, игра ненастная, игра бородатая - это не словосочетания, т.к. слова не связаны по смыслу.

Можно ли назвать словосочетанием пару слов в парке? Нельзя.

Словосочетание всегда составляют слова самостоятельных частей речи (иногда им помогают предлоги), при этом одно слово командует, а другое подчиняется.

Составим словосочетания, используя эту пару слов.

Например, в парке (каком?) летнем . В парке - главный член словосочетания.

Гулял (где?) в парке. В парке - зависимый член.

построили (что?) школу

построили (как?) быстро

построили (где?) в селе

построили (из чего?) из кирпичей

построили (для кого?) для ребят

построили (когда?) летом.

Построили строители. Это не словосочетание. Это основа предложения. Главные члены предложения словосочетанием не являются.

Включите словосочетания в предложение. Выбирайте, как лучше расставить слова, чтобы яснее выразить мысль.

Стая белых гусей треугольником проплывает над теплоходом. (В. Песков)

Это предложение полнее, точнее выражает мысль.

Вы заметили, что нередко к слову можно поставить два вопроса: по смыслу и по форме .

Чтобы понять, какое значение зависимый член вносит в словосочетание, что именно он уточняет, особенно важен смысловой вопрос.

Падежный вопрос (вопрос по форме) нужен, чтобы узнать падеж, в котором употреблено зависимое имя существительное.

Поставим смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях.

Мышь серенькая (какая? - смысловой вопрос, значение словосочетания: предмет и его признак);

светило над лесом (где? - смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и место его совершения, над чем? - вопрос по форме, над лесом, Т.п.);

улетели осенью (когда? - смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и время его совершения);

выглядывали из-под листьев (откуда? - смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и место его совершения, из-под чего? - вопрос по форме, из-под листьев, Р.п.).

Какое словосочетание выписано из предложения неверно?

Из еловой чащи протянулся лисий след.

след (чей?) лисий

след (откуда? из чего?) из чащи

из чащи (какой?) еловой

Из еловой чащи протянулся лисий след .

Основа предложения протянулся след.

Ставим вопрос от подлежащего: след (чей?) лисий.

Ставим вопрос от сказуемого: протянулся (откуда? из чего?) из чащи.

Ставим вопрос от второстепенного члена предложения: из чащи (какой?) еловой.

След (откуда? из чего?) из чащи - неверно выделенное словосочетание, т.к. именем существительным командует глагол.

Читай записи и решай, что это: слово, словосочетание или предложение.

пушистые снежинки

летали около берёзы

садились на поле

тихо садились

около берёзы

на пустынное поле

снежинки летали и садились

Это словосочетания, так как есть главный член и зависимый:

снежинки (какие?) пушистые

летали (где? около чего?) около берёзы

садились (куда? на что?) на поле

садились (как?) тихо

на поле (какое?) пустынное

Это не словосочетание, это существительное с предлогом:

около берёзы

Главные члены предложения:

снежинки летали и садились

Оформим границы найденного предложения.

Снежинки летали и садились .

С помощью словосочетаний распространим предложение.

Пушистые снежинки летали около берёзы и тихо садились на пустынное поле.

Чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, можно построить словосочетание. В словосочетании есть главный член и зависимый. Нередко к зависимому члену словосочетания можно поставить два вопроса: по смыслу и по форме.

Главные члены предложения словосочетанием не являются.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. Oldskola1.narod.ru ().
  2. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  3. Ext.spb.ru ().
  • В каком предложении текста нельзя выделить словосочетания? Отметь его.

Одно из оставшихся предложений рассыпь на словосочетания.

Осень. В окрестном болоте ожерельем рассыпалась по кочкам румяная клюква. Тонконогие опята жмутся к старому большому пню.

(По. И. Соколову-Микитову)

  • В словосочетаниях с именами прилагательными отметь главные слова крестиком, устно поставь вопросы к зависимым и вставь буквы в окончания.

Наступила глубок… осень! Сер… небо, низк…, тяжёл… облака. Вдали гол.й, прозрачн.й лес.

  • Прочитай строки из стихотворения Д. Кедрина. Подчеркни главные члены предложений.

Найди словосочетания: отметь главные слова крестиком, стрелкой покажи зависимые, над стрелкой напиши вопрос.

Скинуло кафтан зелёный лето.

Отсвистали жаворонки всласть.