Рабство в Африке: история

Безусловно, когда мы слышим слово «рабство», то первая ассоциация сразу же происходит именно со странами африканского континента. Несмотря на то, что и на других континентах рабство процветало и развивалось на протяжение многих лет, именно в Африке существовала та самая рабовладельческая система, которая в некотором смысле может служить образцом для характеристики рабства и его особенностей в истории развития человечества.

Замечание 1

В Африке рабство специфично. Помимо того, что оно развивалось в течение многих веков и имеет богатую историю, оно также имеет некоторые ответвления, которые существуют и по сей день, в 21 веке. Само по себе это очень дико и неестественно, но с другой стороны, сами жители Африки считают, что рабство невозможно просто так искоренить, и его пережитки все равно останутся в общественном сознании как норма поведения и выстраивания взаимоотношений между людьми.

Рабство было распространено во всех частях Африки, и разницы между северной частью континента и южной практически не было. Люди, которые родились в Африке, не всегда были лишь товаром и обычной рабочей силой. Изначально рабство имело форму крепостного права, как в Российской Империи. Это значит, что люди все же имели некоторую степень свободы, но при этом их жизнь и труд относились к определенному владельцу. Но совсем скоро такая ситуация претерпела некоторые изменения, так как торговля людьми стала прибыльным делом не только на африканском континенте, но и далеко за его пределами.

Так, рынки рабов принимали живой товар из Африки, а сами африканские аборигены считались чуть ли не самыми лучшими и преданными слугами и работниками. Стоит отметить, что до того, как были открыты трансатлантические пути, континент был очень закрытым, и внутри него работорговля была развита не так активно.

Рабство в Африке обладало некоторыми специфическими особенностями, такими, как:

  • Большое количество рабов, которые жили в Африке, были несвободными с самого рождения. Их предки были обращены в рабство в результате конфликтов и военных междоусобиц между странами одного континента;
  • На Африканском континенте процветало криминальное рабство, корни которого заключались в произволе и разгуле преступности. Это привело к тому, что в рабство попали тысячи мирных африканских жителей, которые никак не заслуживали такой участи;
  • В Африке рабство могло принимать самые разнообразные «религиозные» формы: начиная от исламского рабства и заканчивая христианским. С учетом того, что в Африке постепенно распространялись мировые религии, форм рабство становилось все больше.

Формы африканского рабства

Как мы уже отметили, в Африке было много форм рабства. В первую очередь, историки связывают то с распространением мировых религий, которые быстро окутали африканский континент. Таким образом, наиболее распространенными формами рабства стали следующие:

  1. Кабала;
  2. Традиционная форма рабства;
  3. Домашние прислуги;
  4. Военное рабство;
  5. Живой товар, который переправляли между странами континента или в другие страны далеко от Африки.

Традиционная форма рабства - одна из самых неспецифичных, поскольку обладала она теми же чертами, что и традиционное рабство в остальном мире. При этом человек являлся собственностью своего владельца, и он мог распоряжаться им, его жизнью и трудом в соответствии со своими интересами и целями. Дети традиционных рабов также становились невольниками и частью собственности владельца, поэтому на одного господина могли работать целые поколения рабов.

Еще одна из распространенных форм рабства - кабала. При ней человек попадал в неволю по причине долгов как собственных, так и кого-либо из членов семьи. Если не было возможности вовремя или в полном размере оплатить долг, то человек должен был добровольно обратиться в рабство и отрабатывать свой долг. Иногда это могло затянуться до конца жизни раба, и тогда долг продолжали отрабатывать его дети или другие члены семьи.

Домашняя прислуга – это наиболее распространенная для каждого континента форма рабства. Особенно ярко ее можно было наблюдать на определенном этапе развития Соединенных Штатов Америки. Человека использовали как прислугу, но при этом он имел некоторую свободу в своих действиях. Дети таких рабов, если не нанимались в качестве прислуги самостоятельно, могли выбрать себе другой жизненный путь. Но особого выхода у них не было – живя в бедности, им не оставалось больше ничего иного, кроме как также стать рабом в доме своего господина.

Военное рабство считается особой формой рабства в Африке. Люди проходили специальную физическую и военную подготовку, но после окончания войны их не отпускали домой и првращали в рабов - такую форму рабства можно было наблюдать в тех странах африканского континента, где правила диктатура. Таким образом, человек становился пленником собственной армии, но должен был до последнего отстаивать интересы своего государства.

Сегодня проблематика рабства в Африке остается актуальной. Статистика показывает, что около 8% всего населения Нигерии признаны рабами, а в Мавритании эти цифры достигают 20%. К сожалению, проблема рабства остается открытой, и ничего изменить сейчас нельзя. Страны находятся в остром экономическом упадке, а такие пережитки прошлого не дают изменить состояние стран и, соответственно, мировоззрения их жителей. Необходимо продемонстрировать возможности развития и процветания государств, дать им шансы на мирное существование и создание такой системы, которая подразумевала бы разделение общества на классы, но полностью исключала эксплуатацию человеческого труда в пережитой первобытной форме. Также необходимо открыть населению пути к образованию и профессиональному росту, нормальной жизни и цивилизации, поскольку такие территории и сообщества остаются очень инертными, ведь они не знают других возможностей и путей своего развития.


Более чем на 250 лет растянулся один из самых трагичных периодов в истории освоения Америки, когда сюда силой ввозили миллионы чернокожих жителей Африки, перекладывая на их плечи всю самую тяжелую работу, и это считалось вполне нормальным. Это проявление варварства ужасает своим масштабом, организованным характером, а, главное, бесчеловечным отношением к невольникам.

Жизнь раба – это жестокая эксплуатация, насилие, издевательство и унижение. Но все же, условия жизни в каждом конкретном случае зависели от хозяина, кому-то из невольников повезло больше, кому-то меньше, а некоторым не повезло вовсе.

Бывшие рабы, дожившие до преклонного возраста, вспоминали:



Мэри Армстронг, штат Техас, 91 год
«Я родилась в Сент-Луисе, [штат Миссури]. Моя мать принадлежала Уильяму Кливленду и Полли Кливленд, и они были самыми подлыми белыми в мире - постоянно били своих рабов. Эта старая Полли, она была натуральным дьяволом, и она запорола мою сестру, которой было девять месяцев, совсем младенец, до смерти. Она сняла пеленку и стала бить мою сестренку, пока не пошла кровь - просто за то, что она плакала, как любой ребенок, и сестренка умерла... А старый Кливленд, бывало, приковывал негров, чтобы выпороть, и сыпал на них соль и перец, чтобы, как он говорил, «приправить». А когда он продавал раба, он смазывал ему губы жиром, чтобы казалось, что раба хорошо кормили, он сильный и здоровый. » .



Найси Пью, штат Алабама, 85 лет
«Жизнь у негров тогда была счастливой. Мне иногда хочется туда вернуться. Как сейчас вижу тот ледник с маслом, молоком и сливками. Как журчит по камням ручей, а над ним ивы. Слышу, как во дворе гогочут индюки, как бегают и купаются в пыли куры. Вижу заводь рядом с нашим домом и коров, пришедших напиться и остудить ноги в мелкой воде. Я родилась в рабстве, но никогда не была рабыней. Я работала на хороших людей. Разве это называется рабством, белые господа? »

Расцвет работорговли с Африкой начался после создания плантационного хозяйства. В начале XVI века стал ощущаться большой спрос на рабочую силу для быстро расширявшихся плантаций (сахарных, хлопковых, рисовых, табачных...). Именно с этого периода работорговля начала принимать огромные масштабы.

Африканцы, насильно оторванные от своей родины, доставлялись главным образом на плантации трех обширных районов Америки - в Бразилию, Вест-Индию (Карибский бассейн) и английские северо¬американские колонии.

Торговля в то время осуществлялась по так называемому «золотому треугольнику»: рабов вывозили из Африки, продавали в Южной Америке и закупали там сырьевые продукты, которые в Северной Америке меняли на товары, производимые в их колониях, и увозили это все в Европу. И снова с безделушками ехали за живым товаром в Африку. В основном этим занимались крупные торговцы Англии и Голландии.

Захват африканцев и отправка на кораблях в Америку

По разным данным, на территорию Американского континента было завезено более 12 млн. африканцев. Продажа их была поставлена на поток, в Африке даже создавались целые фермы, на которых, как скот, выращивали рабов…








При погрузке на корабли в целях экономии трюмы набивали битком, еды и питья давали очень мало. Миллионы людей просто погибли, не выдержав подобных условий. Одним из самых крупных импортеров живого товара была Бразилия, и здесь наблюдалось самое жестокое обращение с рабами.


Работа на плантациях

В основном рабов завозили для очень тяжелых работ на плантациях. Стоили рабы совсем недорого, поэтому и жизнь их не ценилась вовсе, плантаторы обращались с ними, как со скотом, стараясь выжать из них, как можно больше.








За попытку побега или невыполненную работу рабов жестоко избивали, отрубали руки их детям.






Заставляли работать даже совсем маленьких детей, едва те начинали ходить.


При такой непосильной нагрузке люди уже через 6-7 лет умирали, и им на смену хозяева покупали новых.

Жилища рабов






Другие профессии рабов









Освобождение от рабства

Иногда случалось, что рабам давали свободу.


Эти двое мужчины на фото – уже освобожденные рабы. Одолжив одежду и шляпы, они позируют фотографу.

Освободить некоторых из своих рабов хозяева могли по разным поводам. Иногда это происходило после смерти хозяина по его завещанию и касалось лишь преданных рабов, добросовестно работавших на него долгие годы. Обычно это были особо приближенные к хозяину лица, с которыми он часто общался - домашние слуги, секретари, дежурные, а также женщины-рабыни, связанные с ним долгосрочными интимными отношениями, и рожденные от них дети.

Контрабандная работорговля

Еще в 1807 году Парламент Великобритании принял закон об отмене межконтинентальной работорговли. Корабли Королевского флота начали патрулировать у побережья Африки для предотвращения транспортировки темнокожих рабов в Америку.

В период между 1808 и 1869 годами подразделение Королевского флота в Западной Африке захватило более чем 1,600 невольничьих судов и освободило приблизительно 150,000 африканцев.


Но, несмотря на это, считается, что еще 1 миллион человек был порабощен и перевезен в течение 19-го века. При появлении патрульного судна торговцы безжалостно сбрасывали африканцев в воду.


На фотографиях, хранящихся в Королевском военно-морском музее в Портсмуте, запечатлены шестеро африканцев, которые в октябре 1907 года сбежали и уплыли на каноэ из деревни работорговцев, когда узнали, что поблизости курсирует английское судно. Один из беглецов убежал прямо в кандалах, в которые он был закован три года.




После этого англичане задержали на берегу двоих работорговцев.


Система рабовладения просуществовала в США с 1619 по 1865 год. В 1850 году был сделан первый шаг на пути отмены рабства – запретили ввоз рабов. А после Гражданской войны Севера и Юга в декабре 1865 года по инициативе президента Линкольна было отменено и рабство внутри страны. Позже всех рабство на американском континенте отменили в Бразилии, и случилось это в 1888 году.

«Как бы печально не звучало, но так уж сложилось, что еще испокон веков мир был, есть и будет всегда разделен на господ и рабов…» - говорит фотограф Фабрис Монтейро (Fabrice Monteiro) о серии работ «Вериги», в которой ему удалось создать .

На востоке Танзании расположено побережье Индийского океана. Его ещё называют побережьем суахили. Суахили - эта уникальная этническая группа, возникшая в результате ассимиляции арабов из Шираза среди местного чёрнокожего населения. В прошлых веках суахили прославились на весь мир в качестве предприимчивых торговцев. И поныне побережье суахили - это мировое лицо танзанийской коммерции. В древности из многочисленных портов отплывали корабли, заполненные слоновой костью, рогом носорога, черепашьими панцирями, железом, солью, текстилем, мангровой древесиной, рыбой и золотом со всей Африки. Но не слоновая кость и не золото были изюминкой успешных африканских предпринимателей. Одной из самых доходных областей экономики суахили являлась работорговля. И даже после того, как официально торговля рабами была запрещена во всём мире, коммерческие рабовладельческие пути через побережье суахили ещё долго продолжали нелегально функционировать.

Национальном парке Садани и о городе Багамойо

Система работорговли развилась в 15 веке и оказалась весьма прибыльным делом. Рабов продавали за деньги, их обменивали на продукты других колоний. Основные рынки рабов в Восточной Африке находились на побережье суахили, куда ежедневно прибывали специальные караваны. Путь к Индийскому океану из глубин Чёрного континента занимал от трёх до шести месяцев. Рабы шли пешком, связанные по рукам и с наложенными на шеи деревянными колодками. Тех, кто по причине истощения, болезни или какой-нибудь раны не мог двигаться дальше, убивали на месте. Далее, на прибрежных рынках рабов, европейцы, арабы, американцы покупали этих несчастных за бесценок и разбирали по кораблям. Огромное количество рабов погибало в трюмах от тесноты, темноты, болезней, плохого питания. До пункта назначения в результате такой продуманной транспортировки добирался живым один из пяти рабов. Цена раба на каждом звене торговой цепочки возрастала в несколько раз, не только покрывая издержки, но и давая отличную прибыль от работорговли. Торговля рабами была настолько прибыльным занятием, что за монопольное право на неё сражались целые государства.

На побережье суахили самым известным центром работорговли был город-порт Багамойо. В переводе с суахили Bwagа moyo означает «здесь я оставляю своё сердце». Это образное название отражает отчаяние несчастных, которых ждал в Багамойо рынок рабов, а затем путь в неизвестность, вдаль от родного континента. Сначала на месте Багамойо существовало небольшое поселение. Но поскольку потребность мирового рынка в рабах была велика, а местная природная гавань идеально подходила для судоходства и мореплавания, то в итоге здесь развился целый город, гигантский перевалочный пункт в поставках между Африкой и остальными частями света. Только через один этот порт на побережье суахили в год проходило 50 тысяч рабов. В основном, это были невольники с Мозамбика, озера Ньяса, Уганды, восточных регионов Конго.

Уже в конце 18 века у работорговли появились противники. Это были страстные люди, искренне верившие в идею свободы для всего человечества. И в первую очередь эти свободолюбцы бросились со своими проповедями туда, где процветали самые известные рынки рабов на планете. Так, в Багамойо появились духовные отцы из Французского Миссионерского Братства, основавшие Деревню Свободы (Freedom Village) и Католическую Миссию. Одна из основных заповедей Братства гласила: «Борись с рабством и работорговлей, выкупая как можно больше рабов». И миссионеры выкупали рабов, а потом давали им свободу. Как правило, выкупали детей, потому что они стоили дешевле. В результате этой дешевизны получалось спасти больше человеческих душ. Выкупленные рабы могли остаться в Деревне Свободы, а могли отправиться, куда пожелают. Большинство оставалось. Вскоре в Деревне Свободы обитало уже 300 детей и около 30 взрослых замужних пар. Миссионеры учили суахили, как в обычной церковной школе, читать, писать, молиться по-христиански, а также азам всевозможных полезных профессий. Жители Деревни Свободы были фермерами, садоводами, портными, плотниками, строителями и малярами. У них была своя административная структура и свой свод законов. Нельзя сказать, что жизнь в замечательной Деревне Свободы протекала безоблачно. Вспышки холеры и малярии, а также ужасные циклоны регулярно уносили с собой жизни как освобожденных от рабства, так и самих освободителей. Но, несмотря на все эти невзгоды, Деревня Свободы была первой ласточкой надежды на побережье суахили, свидетельствующей о наступлении новых времён.

Внимание! Под этой статьёй читай практическую информацию - какие , а также о Национальном парке Садани и о городе Багамойо , древнем центре работорговли.

В 19 веке работорговлю стали запрещать на законодательном уровне одна за другой цивилизованные страны мира. В 1807 году такой закон издал английский парламент. В 1865 году в США, на одном из основных потребительских рынков работорговли, была принята 13-я поправка к Конституции, отменившая рабство на всей территории государства. В 1886 году запретили работорговлю на Кубе. В 1888 году - в Бразилии. Конвенция же о полном запрещении рабства и работорговли во всём мире была принята Лигой наций только в 1926 году.

Официально торговля рабами канула в лету. Однако в Багамойо детишек до сих пор по вечерам пугают сказками о злых дядях, которые нелегально зарабатывают торговлей рабами с побережья суахили. В таких злых дядь легко поверить даже в 21 веке, поскольку вся атмосфера города проникнута духом работорговли. Можно сказать, что ни в одном из населенных пунктов Танзании она так явно не витает в воздухе, как в Багамойо. Древние кандалы, впаянные в камни.. Арабский форт, в подземных туннелях которого толпы рабов ждали своей участи.. Кладбища безвременно погибших.. Однако действительно ли детские страшилки - это только сказки? Работорговлю в прошлом веке запретили, но результата это не дало. Жестокая эксплуатация людей процветает и в наши дни. Есть даже специальный термин «трафикинг», что означает торговлю людьми. Чаще всего торгуют детьми, подростками и женщинами. По оценкам ЦРУ только 2% трафикинга приходится на долю мужчин. Такое половое и возрастное предпочтение в современной торговли рабами связано с требованиями к пассивности и слабости рабов. Детей и женщин легче превратить в бесправных жертв в чужой стране. К ним можно применить физическое насилие и психологическое давление и не встретить сопротивления. Современная работорговля поставляет живой человеческий материал для потогонных производств, для сельскохозяйственных работ, для домашнего рабства, для донорства и трансплантации органов, для принудительного замужества, для принудительной беременности и вынашивания детей, для фиктивного усыновления, для наркоторговли, для бесплатной работы в сфере интимных услуг.

Транснациональные сети работорговцев раскинулись широко. Все страны мира распределены на «поставщиков рабов» и «получателей рабов». К сожалению, как и в прошлые века, страны Африки относятся к первой категории. По данным ООН, 12 миллионов человек в мире живут в рабстве. Однако некоторые источники считают эти сведения лишь верхушкой айсберга. Они утверждают, что жертвами современной работорговли стали более 200 миллионов ныне живущих на планете людей. Для сравнения: общие демографические потери Африки от работорговли за 15-19 века оцениваются в 48-80 миллионов человек. Европол (полицейская организация ЕС) утверждает, что торговля рабами ежегодно приносит транснациональной преступности 19 миллиардов долларов прибыли.

Проблема борьбы с работорговлей не решена и поныне. И неизвестно, чем закончится интенсивная борьба с ней. Слабая законодательная база позволяет многим преступникам уходить от ответственности. Но закон - это не единственное решение проблемы. Работорговля становится возможной также, благодаря низкому культурному уровню населения планеты. Министерства туризма многих стран Африки создают специальные туры по страшным местам, так или иначе связанным с процветавшей несколько веков назад работорговлей, включая экскурсии на такие вот заброшенные и забытые ныне рынки рабов, как Багамойо. И чем больше будет проделано подобной просветительской работы, тем более осознанным станет тот ужас, что испытывает человеческое существо, потерявшее свободу. Тем более сострадательным и более внимательным к любым проявлениям порабощения станет всё человечество в целом.

Как добраться до Багамойо.

Багамойо, входящий во Всемирное наследие ЮНЕСКО, расположен на 75 км севернее Дар-эс-Салама , почти напротив острова Занзибар. Города соединяет хорошая асфальтированная дорога. Ежедневно ходят маршрутки и автобусы. Можно добраться на арендованном транспорте.

Достопримечательности Багамойо.

Долгое время, практически до 70х годов 20 века, Багамойо был одним из самых известных мест Восточной Африки, а сейчас - отдыхает от славы прошлых веков, заброшен и забыт. Этот сонный провинциальный городок можно порекомендовать для отдыха тем, кто ищет уединения и глуши. Багамойо в наши дни скорее напоминает деревню, чем город. Время течёт здесь очень медленно. Иногда возникает иллюзия, что оно совсем остановилось. Ведь каждая эпоха оставила в Багамойо свой след:

  1. Впервые на этой части побережья обосновались арабы из Шираза. В 1300 году они основали процветающий город Каоле. После нападения людоедов из племени зимба, Каоле пришёл в упадок и уже никогда не смог восстановиться. Развалины Каоле можно посмотреть на побережье в одноимённой деревне рядом с современным Багамойо. Это две мечети и около 30 могил. На некоторых могилах сложены столбы высотой до 5 метров.
  2. Затем, в 16 веке, сюда пришли португальцы и оставили на улицах Багамойо маленькие португальские пушки.

  3. После португальцев на территорию посягали ещё поселенцы из Султаната Оман. От них остался арабский форт, первое каменное здание в Багамойо, который в разные столетия использовали под разные цели. Одно время этот форт был невольничьей тюрьмой, где в подземных туннелях толпы рабов ожидали своей участи. Также он использовался как военный гарнизон и как полицейский участок. Сейчас здесь разместилось местное отделение Департамента древностей Танзании. Также о доминировании арабской культуры свидетельствуют около 14 мечетей. Самые старые - Мечеть Jamaat Khana an Ismaili, Мечеть на улице Gongoni и Пятничная Мечеть у северного выхода.
  4. Очень многие исследователи Африки начинали и заканчивали свои экспедиции в Багамойо. Особенно это касалось тех исследователей Африки, кто искал истоки Нила. Среди них Давид Ливингстон, Генри Мортон Стэнли, Джеймс Грант, Ричард Бертон, Джон Спик. В этой связи интересно посмотреть на 150-летний баобаб в Католической миссии. Исследователи Африки привязывали своих лошадей к цепи в основании дерева на время посещений церкви. Можно посетить уединенный дом на пляже, где проживал Генри Мортон Стэнли. В Багамойо есть Церковь Давида Ливингстона, где хранились останки знаменитого исследователя Африки перед их отправкой в Лондон, Вестминстерское Аббатство. Эта же церковь также долгое время носила имя Матери всех церквей в Восточной Африке, поскольку была первой католической церковью на побережье суахили. Сердце Давида Ливингстона было закопано под деревом в северной Замбии, там, где он умер. А вот тело его, пропитанное солью, рабы 9 месяцев несли до Багамойо. С телом Давида Ливингстона пришло попрощаться около 700 суахили.

    Багамойо - это колыбель всего католичества в Восточной Африке. Католическая Миссия была построена здесь в 1868 году и представляет из себя музей под открытым небом. Здесь рекомендуется посетить крест на берегу океана (первый христианский крест в Африке), старую резиденцию миссионеров, Церковь Давида Ливингстона, 150-летний баобаб, кладбище с могилами миссионеров, умерших в очень молодом возрасте от тропических болезней, грот пресвятой Девы Марии. Кстати, Грот Пресвятой Девы Марии - это место для паломничества со всей Африки, а также из других частей света. Возвели его выкупленные рабы, как благодарение Господу за их освобождение. Папа Римский Лео XIII освятил этот Грот и отслужил в нём благословенную литургию. Также можно посмотреть первую в Африке католическую семинарию Святого Петра. Долгое время практически все африканские священники получали церковное образование в Багамойо. В год выпускалось до 160 человек. В более поздние годы семинарию перевели в Морогоро.

  5. Во времена Немецкой Восточной Африки Багамойо стал столицей. Однако порт города не отвечал требованиям немцев и считался неудобным, поэтому столица была перенесена в Дар-эс-Салам. От немецкой колониальной эпохи в Багамойо осталось несколько разрушенных немецких зданий. Рекомендуются для изучения таможня (Custom House) и склад. На развалинах склада до сих пор можно увидеть чаши, которые были заполнены керосином для того, чтобы крысы не проникали в закрома с продуктами. Также интересен Liku-House, в котором размещалась первая немецкая штаб-квартира. Это одно из самых старейших зданий в Багамойо.
  6. Недалеко от Багамойо находится крокодиловая ферма, куда пускают посетителей.

Другие достопримечательности побережья суахили.

Побережье суахили - это прибрежные равнины шириной 16 км и протяжённостью 800 км, образовавшиеся на коралловых рифах и покрытые мангровыми лесами. В целом это дикое неприступное побережье, на котором есть всего несколько бухт, удобных для мореплавания и судоходства. Там ныне расположены либо крупные порты Танзании - например, Танга (Tanga), Дар-эс-Салам (Dar-es-Salam) и Мтвара (Mtwara) - либо остатки прошлых цивилизаций. Если смотреть по карте Танзании с севера на юг, то на побережье суахили рекомендуется посетить:

    Полуколониальный городок Танга (Tanga). Второй по величине современный морской порт в Танзании. Расположен на северо-востоке страны, на побережье суахили. Из Танги можно отправиться на экскурсию в Пещеры Амбони (Amboni Caves). Пещеры расположены в 7 км от центра городка, по дороге между Тангой и Хорохоро. Их общая площадь 234 км. Всего 10 пещер, высота некоторых до 13 метров. Можно нанять на пристани Танги лодку и порыбачить или съездить на острова Тотем или Пемба. Можно нанять гида и съездить на Руины Тонгони (Ruins Tongoni). Или погулять по парку Джампури с живописным видом на гавань.

  1. Старый колониальный форпорст Пангани (Pangani) в 50 км к югу от Танги вдоль побережья суахили. В 14 веке персы и арабы настроили немало красивых зданий на левом берегу реки Пангани. По этой реке корабли могли пройти далеко вглубь африканского континента. В конце 19 века Пангани превратился в важный торговый порт суахили, через который шли на экспорт слоновая кость и работорговля. Сейчас это прелестный провинциальный городок, расположенный в стороне от традиционных туристических маршрутов. Поэтому путешественнику здесь обеспечено сладостное уединение на лоне природы. Можно съездить на водопад, погулять по развалинам, а также поваляться на пляже.
  2. Ещё южнее по побережью суахили расположен (Saadani National Park). Это довольно дикое место, куда отважится поехать не каждый путешественник. Однако только здесь во всей Восточной Африке можно увидеть, как слоны купаются в океане.
  3. На юго-востоке Танзании располагаются руины Килва (Ruins Kilwa). Это одна из самых исторически значимых построек на всём побережье суахили. Датируемые 12-19 веками, руины практически распались и разрушились, однако есть и случайные сюрпризы. Например, прекрасно сохранился 800-летний плавательный бассейн. Руины Килва находятся под защитой ЮНЕСКО. Руины покрывают три современных города Танзании: Кивинжи (Kivinje), Масоко (Masoko) и Кисивани (Kisiwani). «Приморские города Африки по красоте и удобствам не отличались от большинства приморских городов Европы или Индии. Так же гордо стояли они на берегу сверкающего океана, так же высоки были их дома, так же прочны стены, так же вымощены камнем были их набережные. Вершины холмов были застроены крепостями и дворцами. Казалось, города эти достаточно сильны, чтобы сохраниться навечно. И, тем не менее от них ничего не осталось.. Почти все они исчезли с лица земли. Лишь немногие ученые знают сейчас об их существовании. Их руины, затерянные в прибрежных джунглях или среди пустынных холмов, - лишь предмет загадок для любителей древности». Отрывок из книги Теа Бюттнер "История Африки с древнейших времён", М, 1981, перевод с немецкого издания 1976г.

  4. Самый юг побережья суахили в Танзании - это современный город-порт Мтвара (Mtwara) и рядом с ним историческое местечко Микиндани (Mikindani). Микиндани также являлся некогда крупным центром работорговли. В наши дни здесь можно отправиться на рыбалку. Ловятся барракуда, макрель, тунец и пр. В заливе настоящий рифовый рай для дайвинга и снорклинга. На многие километры протянулись белоснежные пляжи. Из Микиндани можно отправиться на фотоохоту на юг к реке Рувуна, обиталищу гиппопотамов и крокодилов, либо в резервацию Луквила-Лумесуле на юго-западе. Там можно снять на фотоаппарат отличные сцены из жизни львов, леопардов, антилоп. Восхитительны также круизы вдоль всего восточного побережья Танзании от Мтвара до Танги. Особенно если отправиться в море в вечернее время, когда луна лежит на спине в бархатном небе, а облака нависают над горами точно волны цунами..

Национальный парк Садани.

Как добраться до Национального парка Садани.

Национальный парк Садани находится в 100 км к северу от Дар-эс-Салама , в 50 км к северу от Багамойо и недалеко к югу от Танги. Национальный парк Садани считается идеальным для дневной экскурсии из Дар-эс-Салама. Можно заказать чартерный перелёт из Дар-эс-Салама или с Занзибара. Два раза в неделю к Национальному парку Садани ходит рейсовый автобус из Дар-эс-Салама, время в пути 4 часа. Но лучше всего добираться на арендованном транспорте, желательно - внедорожнике. Нет такой дороги, которая бы шла из Дар-эс-Салама по побережью на север. Поэтому надо ехать сначала по Moshi road около 160 км, затем свернуть и по грунтовке ещё 60 км. Дорога в Национальный парк Садани из городков Танга и Пангани (повернуть из Chalinze по Tanga road на Miono) в сезон дождей непроходима.

Приключения Национального парка Садани.


Сезонность отдыха в Национальном парке Садани.

Вообще, Национальный парк Садани открыт для визитов круглый год. Ограничения накладывают только пути сообщения. Лучшее время (когда по дорогам можно проехать) - с апреля по май. Для фотоохоты лучше всего подойдут январь-февраль, июнь-август. Расположиться на ночь можно в палаточном лагере на территории Национального парка Садани. В деревне Садани (Sadani) есть небольшая гостиница.

Мы подарили королю корабль «Клеопатра». На нем семнадцать пушек, три мачты, семиярусный трюм в каждый ярус можно набить триста рабов. Правда, они не могут стать во весь рост, да это им и не нужно. Двадцать четыре дня просидеть в таком ярусе, а потом попасть на свежий воздух плантаций – не так уж страшно. Мы подарили королю этот корабль. Четыре раза в год черное дерево – королевский товар – перевозится на нем от берегов Либерии на Гваделупу, Мартинику и Гаити. Это верный доход его величества, более верный, чем королевские домены Франции.

(Виноградов. Черный консул).

Корабли, подобные "Клеопатре", описывали огромный треугольник в Атлантике: от берегов Европы к западноафриканскому побережью, оттуда – к американским берегам, и оттуда – снова в Европу. На Африку шли, в основном, загруженные ромом, там, на огромной территории от Гвинейского залива до Белого Нила, приобретали рабов, и везли их на поля хлопчатника и табака в США, плантации сахарного тростника и кофе на Кубе, мексиканские и бразильские рудники. Домой возвращались с «колониальным» товаром – сахар, патока, кофе, рыба, ценные породы деревьев и т. п.

В Восточной Африке работорговлей издавна занимались арабы. Здесь сложилась своя торговая цепочка: Восточная Африка – Индия – страны Ближнего Востока (Персия, Турция, Левант). Веками на Занзибаре, в Софале, Момбасе и Малинди функционировали невольничьи рынки. В XVI в португальцы захватили все восточноафриканские порты и построили свой административный центр – форт Мозамбик. Тем самым в цепи португальских владений был надолго замкнут Индийский океан. Позднее из этого региона их вытеснили голландцы и англичане. Западное же побережье, напротив, было «ничьим». Отсюда торговали и португальцы, и голландцы и англичане, даже датчане и шведы строили свои фактории (а рядом с факторией всегда высился форт). Люди, как ни страшно это звучит, были основной долей экспорта из Африки, и лишь на втором месте значились золото и слоновая кость.

Начиная с середины XVI в рабы с западного побережья «шли» на Америку, где уже (!) остро чувствовалась нехватка индейцев. По самому грубому подсчету, существенно колебавшемуся по годам, с западного побережья увозили по 100 тыс. чел. в год .

Прибыль в 500% считалась нормальной – как и гибель в пути трети рабов в партии. На работорговле наживались судостроители и банкиры, плантаторы и виноделы, страховые компании и суконные фабрики, всевозможные маклеры, перекупщики и посредники. В Африке за рабов охотно брали не только оружие и ром, но и просто железные и медные бруски, даже раковины-каури и стеклянные бусы! Рабов выгружали в Рио, Баие, Пернамбуку, Монтевидео, на английском Барбадосе, голландском Кюрасао, датском Сен-Томе, в нидерландской и британской Гвианах, на побережье Новой Испании, Вирджинии и Каролины, на всех островах Вест и Ост-Индии. Только в Южной Африке шел обратный процесс – европейцы ввозили сюда индийцев из своих восточных колоний для работы на сахарных плантациях. Помимо «законной» торговли существовала и контрабандная, которой занимались сами колонисты на своих кораблях. Если англичане или испанцы перехватывали такой корабль, они не церемонясь вешали каждого третьего в команде и реквизировали судно, а для рабов, запертых внизу, эти события оставались неизвестными и ничего не значащими.

Различали торговлю «в факториях» и торговлю «с корабля». В первом случае пользовались услугами огромного числа прибрежных рынков, работавших 6 дней в неделю, таких как Аккра, Лагос, Лоанго, Луанда, Бенгела, Сеута, Оран, Алжир, Маюмба, Малембо, Кабинда. Особой популярностью пользовались устья таких рек как Бонни и Калабар (Бенинский залив). Но опустошались не только прибрежные районы и речные бассейны, как можно подумать. Даже в самых глубинах континента люди не чувствовали себя в безопасности. Невольников захватывали везде, и невзирая на дальность пути, тащили на побережье – в Анголу, Конго, Видах, на Золотой Берег, Сенегал, Сьерра-Леоне.

При «торговле с корабля» нужно было ждать минимум три месяца, крейсируя вдоль побережья (пока на берегу захватят нужное количество), но и цена была минимальной (если уж человек был захвачен вдали от рынка, продавцу в любом случае надо было его продать). Люди боялись выходить из дому, если поблизости был виден невольничьий корабль. Те, кого захватили, боролись до конца: бежали по суше, нападали на охрану, прыгали с лодок в море, поднимали бунт на увозивших их кораблях. Примечательно, что на судах, как правило, европейцы, находясь в подавляющем меньшинстве, жестоко расправлялись с восставшими, но даже если негры и побеждали, они все равно проигрывали судьбе – управлять кораблем они не умели и погибали в море.

Ливингстон пишет:

"самая страшная из болезней, какую я наблюдал в этой стране, по-видимому, «разбитое сердце», ею заболевают свободные люди, захваченные в плен и обращенные в рабство… Эти негры жаловались только на боль в сердце и правильно указывали его местоположение, кладя на него руку".

Как же немногочисленные команды с европейских судов, имевшие ограниченный запас воды и провизии (нужно было еще рассчитывать прокормить «товар» на обратном пути), с весьма несовершенными по тому времени ружьями, без проводников, без иммунитета к малярии, без языков смогли добраться до самого сердца Африки и обескровить его?

Секрет прост. Им и ненужно было это делать. Всех (или почти всех) невольников приводили сами африканцы. Они знали, что белые отдают свои удивительные товары только за людей или слоновые бивни. Вот и посудите, кого легче поймать – человека или слона.

П равда, человека нужно захватить живым…

Самые воинственные племена без труда справлялись с этим, захватывая на войне “заказанное” число голов. Те, что послабее, отдавали в рабство своих соотечественников. Даже обычаи африканских племен со временем приспособились к требованиям работорговли, и за все проступки виновного ждало одно наказание: продажа в рабство. Единственным исключением было долговое рабство: оно отбывалось внутри племени, во-первых, потому что имело личную направленность, во-вторых, потому что его можно было отработать.

Самое жуткое в истории работорговли, это то, что европейцам удалось сделать ее частью жизни африканцев, притупить в них сознание того, что это не просто страшно, а неприемлемо . Работорговля стала чем-то обыденным, как жизнь и смерть (все стараются избежать смерти, но никто ведь не протестует против нее как таковой). Многие племена жили работорговлей, а такие как ашанти и фанти, дагомейцы и эве жестоко сражались между собой за право быть главным партнером белых в торге людьми. Показательна судьба племен андоне, которые наживались на продаже людей в рабство, а затем, когда торговые точки на побережье переместились, сами стали предметом охоты.

В начале XIX в Британия официально запретила работорговлю. Это было сделано по простой причине: поскольку к этому времени британцы уже активно продавали миру хлопок, им нужно было как-то ослабить конкурирующие с ними (руками рабов) североамериканские соединенные штаты (САСШ). Английский хлопок выделывали поденщики из Индии и, позднее, Египта, в Америке над хлопком трудились чернокожие рабы. Поэтому англичане рьяно поднялись против перевозок негров из Африки за океан.
Заметим, что, во-первых, отмена работорговли еще не означала отмены рабства . Во-вторых, немедленно началась контрабандная работорговля, принявшая тот же, если не больший размах. Особенно рьяно стали вывозить африканских женщин (своя логика в этом была). С большой неохотой к запрету вскоре присоединились некоторые другие страны, в том числе США, Португалия отказалась его признать, а ряд других стран согласился с ним за… выкуп, уплаченный Британией (поистине, вот уж позорные страницы истории человечества).
Английские корабли, согласно международным договорам, получили право обыскивать все иностранные суда на предмет наличия рабов. При появлении патрульных одни работорговцы поднимали чужой флаг (как правило, португальский), другие сбрасывали живые «улики» за борт, третьи уходили за экватор (южнее экватора англичане не имели права преследовать чужие корабли) или даже бросались на абордаж. Невольничьи суда США заранее брали на борт какого-нибудь испанца, который при приближении патруля, поднимал испанский флаг и общался с преследователями по-испански (всё для того, чтобы уйти от ответственности по американским законам, предусматривавшим смертную казнь для занимающихся работорговлей).

Конец работорговле положил, как ни странно, колониальный захват Африки. Рабочие руки стало выгоднее оставлять дома, кто-то должен был работать на захваченных территориях. Это событие совпало с гражданской войной в США, отменой рабства Линкольном и потерей самого большого, североамериканского рынка рабов. Только благодаря этому к концу XIX в работорговля пошла на убыль и затихла.

Но горькая чаша Африки еще не была испита до дна. Теперь белые не забирали африканцев к себе. Теперь они забирали у них землю из-под ног.

Число жертв работорговли, составило около 100 млн. чел. за 4 столетия. Эта цифра выведена с учетом того, что в рабство удавалось увести не более одного из двух, на которых было совершено нападение, а до побережья добирался один из пяти. Большое количество людей погибало в пути, в битком набитых трюмах, умирая от мгновенно распространявшихся болезней или плохой кормежки (но рабов с точки зрения работорговцев было опасно кормить хорошо).


Первый этап работорговли (1441 - 1640)

Вывоз невольников из Африки на американское побережье стал осуществляться с начала XVI в. До этого времени европейцы еще не приступили к полной эксплуатации американской территории. Поэтому работорговля шла сначала из Африки в Европу, в отдельные области самой Африки и на острова, прилегающие к западному побережью материка, на которых португальцы уже создали плантационные хозяйства. Первой базой работорговли в районе Западной Африки стали Острова Зеленого Мыса, колонизированные Португалией к 1469 г.

В 1441 г. в Португалию была доставлена первая партия африканцев в количестве 10 человек. С 40-х годов XV в. Лиссабон стал регулярно снаряжать специальные экспедиции за живым товаром. На невольничьих рынках страны началась продажа рабов-африканцев. Их использовали как домашних слуг в городе и для работы в сельском хозяйстве. По мере колонизации островов в Атлантическом океане - Сан-Томе, архипелага Зеленого Мыса, Азорских островов и Фернандо-По - португальцы стали создавать на них плантации по возделыванию сахарного тростника. Требовалась рабочая сила. Главным источником ее в то время стал Бенин, который располагал возможностью продавать военнопленных, захватываемых во время постоянных войн с мелкими племенами дельты Нигера.

С начала XVI в. начинается ввоз рабов из Африки в Новый Свет. Первую партию невольников из Африки в количестве 250-ти человек доставили на рудники Эспаньолы (Гаити) испанцы в 1510 г. За период с 1551 по 1640 г. Испания использовала для перевозки рабов 1222 судна, поставив в свои колониальные владения в Америке до одного миллиона невольников. Не отставала от Испании и Португалия. Получив свое владение по Тордесильясскому договору (1494 г.) Бразилию, она, с 1530 по 1600 г., ввезла в колонию 900 тыс. африканских рабов.

Главными районами вывоза рабов из Африки были Золотой Берег, Конго и Ангола. Торговые форты на западноафриканском побережье превращались в пункты купли-продажи невольников. Основным потребителем живого товара в XVI- XVII в. являлась Испания. Снабжение рабами испанских колониальных владений в Америке осуществлялось на основе специальных договоров - асъенто. По форме это был подряд по обеспечению колоний рабочей силой - невольниками. Между так называемым посредником и испанской королевской властью заключался контракт, по которому первый брал на себя обязательство поставки рабочей силы в королевские колонии. «Корона» от этой системы получала доходы и одновременно сохраняла «чистые руки», поскольку сама не принимала непосредственного участия в приобретении рабов на Гвинейском побережье. За Испанию это делали другие и прежде всего Португалия, заключившая с ней подобный контракт.

Монополия на господствующее положение в мире, предоставленная Испании и Португалии римским папой, со временем стала вызывать резкое неудовольствие у других европейских держав. По мере обретения Голландией, Францией, Англией и другими странами колоний в Новом Свете и создания в них плантационного рабства началась борьба за обладание невольничьими рынками. Первым из прежних «аутсайдеров», кто обратил свои взоры в стороне западного побережья Африки, была Англия. В 1554 г. торговая экспедиция Джона Лока достигла португальского владения Эль-Мина, а в 1557 г. другая экспедиция достигла берегов Бенина. Три первые круп-. ные английские экспедиции за африканскими невольниками в 1559-1567 гг. под началом Дж. Хоукинса частично финансировались самой английской королевой, а сам он впоследствии был возведен в рыцарское достоинство. Английское правительство считало, что «торговлярабами способствует благосостоянию нации», и взяло английских работорговцев под свое покровительство. В 1618 г. в Великобритании была создана специальная Английская компания лондонских предпринимателей по торговле в Гвинеей и Бенином.

Свои торговые сношения с западным побережьем Африки стала налаживать и Франция. С 1571 по 1610 г. и ее портов к «Гвинейским побережьям» (Сьерра-Леоне, Эль-Мина, Бенин, Сан-Томе) было отправлено 228 кораблей. Конечным пунктом многих из них была «Перуанская Индия» или Бразилия.

Наиболее серьезно на подрыв португальской монополии в работорговле нацелились голландцы. С 1610 г. они составили Португалии острую конкуренцию. Преимущество Голландии стало особенно явным с образованием в 1621 г. голландской Вест-Индской компании, которая начала захватывать португальские торговые посты на побережье Западной Африки. К 1642 г. порты Эль-Мина, Аргуин, Гори, Сан-Томе уже находились в руках голландцев. Ими были захвачены и все португальские фактории на Золотом Берегу. Голландия стала в первой половине XVII в. главным поставщиком африканских невольников в испанские и другие колонии в Америке. В 1619 г. голландцы доставили в основанный ими Новый Амстердам (будущий Нью-Йорк) первую партию из 19 рабов, которые положили начало формированию негритянской общины на территории будущих Соединенных Штатов. Франция первых рабов в Америку поставила в 40-х годах XVII в.

С потерей Эль-Мины и других владений португальцы тем не менее не были вытеснены с побережья. Голландцам не удалось завоевать то монопольное положение, которое ранее занимала Португалия. Западное побережье Африки оказалось открытым для европейской конкуренции. Борьба за монополию работорговли стала стержнем ожесточенной конкуренции основных европейских держав во второй половине XVII в. и в течение почти всего XVIII в. Главными в этой борьбе были Англия и Франция.

Второй этап работорговли (1640 - 1807)

Со второй половины XVII в. торговля рабами возрастала и ее организация совершенствовалась. Первые проявления организованной системы торговли африканскими невольниками через Атлантику были связаны с деятельностью крупных коммерческих компаний и их филиалов, явно стремившихся к монопольному положению. Голландия, Англия и Франция организовали крупные торговые компании, которым было предоставлено право монопольной торговли африканскими рабами. Таковы были уже упомянутая голландская Вест-Индская компания, английская Королевская африканская компания (с 1664 г.), французская Вест-Индская компания (с 1672 г.). Несмотря на официальный запрет, работорговлей занимались также частные предприниматели.

Одна из целей компаний - добиться права на «асъентпо» от испанцев (перестало существовать только с 1789 г.). Это право было у португальцев, затем перешло к голландцам, опять вернулось к португальцам. Франция обладала правом асьенто с 1701 по 1712 г., утратив его по Утрехтскому договору в пользу англичан, которые получили монопольное право на снабжение Америки африканскими рабами в течение 30 лет (1713-1743).

Однако расцвет работорговли в XVIII в. был связан в большей степени не с монопольными компаниями, а стал результатом свободного частного предпринимательства. Так, в 1680-1700 гг. Королевская африканская компания вывезла из Западной Африки 140 тысяч невольников, а частные предприниматели - 160 тысяч.

О размахе и масштабности европейской работорговли в XVIII в. говорят такие цифры. С 1707 по 1793 г. французы 3342 раза снаряжали экспедиции за невольниками. При этом одна треть таких экспедиций приходится на первые 11 лет после окончания войны за независимость США. Однако первое место по числу экспедиций за невольниками оставалось за Англией, второе - за Португалией. Английский город Бристоль за XVIII в. послал в Африку около 2700 кораблей, а Ливерпуль за 70 лет - более 5000. В суммарном отношении за век было организовано более 15 тысяч экспедиций за невольниками. К 70-м годам XVIII в. вывоз рабов в Новый Свет достигал 100 тысяч человек в год. Если в XVII в. в Америку было ввезено 2 750 000 рабов, то к началу XIX в. в колониях Нового Света и в США работало около 5 млн африканцев-невольников.

Торговля невольниками приносила немалые доходы работорговцам и купцам. Ее выгодность была для них очевидной: если из трех кораблей с рабами добирался до берегов Америки один, то и тогда владелец не нее убытка. По данным за 1786 г., цена раба в Западной Африке составляла 20-22 ф. ст., в Вест-Индии - около 75-80 ф. ст. Работорговля имела для европейцев и другую более важную, «рациональную» сторону. В целом она способствовала развитию экономики европейских стран и подготовки в них промышленных переворотов.

Работорговля требовала постройки и оснащения кораблей, увеличения их количества. Привлекался труд многочисленных людей внутри отдельно взятой европейской страны и вне ее. Масштабы занятости людей, становившихся специалистами в своем деле, были внушительны. Так, в 1788 г. на производстве товаров для работорговли (а она имела, как правило, меновой характер) только в Манчестере было занято 180 тысяч рабочих. Размах работорговли к концу XVIII в. был таким, что в случае ее прекращения на Гвинейском побережье, могли разориться и обнищать около 6 млн только французов. Именно работорговля дала в то время мощный толчок к бурному развитию текстильной промышленности в Европе. Ткани составляли 2 / 3 товарного груза кораблей, шедшего на обмен невольников.

В XVIII в. ежегодно от побережья Африки отправлялось более 200 кораблей с невольниками. Перемещение такой огромной массы людей стало возможным не только потому, что в Западной Европе в сотрудничестве с американскими рабовладельцами сложилась организация торговли невольниками, но и потому, что и в самой Африке возникли соответствующие системы ее обеспечения. Спрос Запада нашел предложение невольников в среде африканцев.

«Работорговая Африка»

В самой Африке, особенно в ее восточных регионах, торговля рабами началась давно. Уже с первых столетий нашего летоисчисления черные рабы и рабыни высоко ценились на азиатских базарах. Но этих рабов и рабынь покупали в азиатских странах не как носителей рабочей силы, а как предметы роскоши для дворцов и гаремов восточных владык в Северной Африке, Аравии, Персии, Индии. Их чернокожих африканцев-рабов правители стран Востока, как правило, делали воинов, которые пополняли ряды их армий. Этим определялся и размер восточноафриканской работорговли, которая была менее масштабной, чем европейская.

До 1795 г. европейцы еще не могли продвинуться внутрь Черного континента. По этой же причине они не могли сами захватывать невольников. Добычей «живого товара» занимались те же африканцы, а размеры его поступления на побережье определялись спросом извне.

В работорговых районах Верхней Гвинеи невольников добывали, а затем продавали преимущественно мулаты, тесно связанные с местным населением. Значительную активность в поставке рабов для европейцев проявляли и африканцы-мусульмане. В районах, колонизованных южнее экватора, в добыче «товара» для невольничьих кораблей участвовали непосредственно и португальцы. Они организовывали специальные «работорговые» военные походы во внутренние районы континента или отправляли в глубь материка караваны, во главе которых ставили своих торговых агентов - «помбейруш». Последние порой сами были из числа невольников. «Помбейруш» совершали далекие экспедиции и приводили много рабов.

Работорговля предшествующих веков привела к полной и повсеместной деградации правовых, иногда очень суровых, норм, регулировавших в прошлом деятельность традиционных обществ. Морально деградировали и втянувшиеся в работорговлю с целью наживы господствующие слои африканских государств и обществ. Постоянно инспирируемые европейцами требования новых невольников приводили к междоусобным войнам с целью захвата каждой стороной пленных, с тем, чтобы их продать в рабство. Деятельность работорговли сделалась со временем чем-то обычным для африканцев. Люди сделали торговлю рабами своей профессией. Самым выгодным стал не производственный труд, а охота за людьми, захват пленных на продажу. Разумеется, никто не хотел быть жертвой, все стремились стать охотниками. Обращение людей в депортируемых рабов происходило и внутри самих африканских обществ. В их число попадали те, кто не повиновался местным властям, не выполнял предписанных поручений, был уличен в насилии и разбое, в супружеской неверности, одним словом был нарушителем тех или иных социальных норм, которыми руководствовалось общество.

За 150 лет нараставшего в европейских странах спроса на африканскую рабочую силу, удовлетворение его, т. е. предложение рынка невольников, оказывало различное влияние на социальную организацию участвовавшей в работорговле Африки. В королевстве Лоанго, западноафриканское побережье, верховный правитель создал для управления работорговыми операциями с европейцами специальную администрацию. Ее возглавлял «мафук» - третье по значению лицо в королевстве. Администрация контролировала весь ход торговых операций в каждой точке товарообмена. Мафук определял налоги и цены в торговле невольниками, выступал арбитром в спорах, обеспечивал поддержание порядка на рынках, ежегодно выплачивал королевской казне плату. Любой житель Лоанго мог привести на рынок невольников - местный ли вождь; просто свободные люди и даже их слуги, если только все соответствовало установленным правилам продажи. Любое отступление от сложившейся системы торговли невольниками вело к аннулированию сделки, будь он африканец или европеец. Такая централизация обеспечивала государству и немногочисленной прослойке посредников рост их богатства. Строгий контроль за продажей невольников на вывоз не нарушал внутренних порядков королевства, поскольку продававшиеся европейцам рабы никогда не происходили из королевства, а доставлялись из-за границ Лоанга. Таким образом, местное население не опасалось работорговли и традиционно занималось земледелием и рыболовством.

Пример королевства Дах-хом (Дагомея-Бенин) демонстрирует зависимость европейских работорговцев от порядков, устанавливаемых в самих африканских государствах в XVIII в.,: в части регулирования работорговли в экономических и культурных интересах государства. Продажа на вывоз дагомейских подданных была строго запрещена. Приток невольников происходил только с сопредельных с Дагомеей территорий. Осуществлялось строгое и обязательное регламентирование торговли, навязанное европейским купцам. Все работорговые операции в королевстве находились под жестким контролем специального лица «йовогана» и разветвленной сети его штатных соглядатаев. Йоваган был одновременно как бы министром иностранных дел и министром торговли, нередко его вое; принимали как вице-короля. В случае с Дагомеей показатель-: но, что не всегда спрос рождал предложение. Йоваган создал > в своей стране такую обстановку для европейских торговцев живым товаром, что с некоторых пор им стало убыточно приобретать его в Дагомее.

Одним из резервуаров, из которого постоянно черпались невольники, причем в большом количестве, являлась восточная часть многонаселенной дельты Нигера. Здесь сложились минигосударства народов ари, игбо, эфик и др. Структура» этих государств и характер их обычаев отличались от моде^: лей Лоанго и Дагомеи. Захват невольников, как правило, производился на их же собственных территориях. Главным «производителем» рабов был оракул Аро-Чуку, которого почитали во всей дельте Нигера. Он по-своему определению требовал жертв - «пожирал» неугодных жителей. Это «пожирание» означало продажу неугодных оракулу людей как невольников на экспорт. Но так как одним подобным путем было невозможно обеспечить спрос на рабов, то вооруженные отряды ари, находившиеся под началом оракула, высаживались на берега Нигера и проводили набеги на близлежащие районы. Захваченных в плен везли к побережью. Регулярность этого торгового грузопотока обеспечивало «тайное общество» Эк-пе, объединявшее местную торговую элиту. В 1711-1810 гг. в результате такой активности Экпе восточная часть дельты Нигера поставила европейским работорговцам до миллиона рабов. Работорговля здесь продолжалась в таких же масштабах вплоть до 1840 г.

Европейцы, в местах своего первого закрепления на западном побережье Африки, могли управлять лишь теми, кто жил в самих фортах. Всего их на всем побережье Западной Африки, исключая Анголу, насчитывалось к концу XVIII в. около трех тысяч человек. Реальная власть всюду еще принадлежала африканцам и проявлялась в необходимых случаях как сила, способная устранить слишком смелые притязания европейцев. Так были сожжены форты в Лоанго и Аккре, а королевство Бенин, например, просто отказалось от всяких контактов с европейцами и имело с ними торговые отношения только через специально искусственно созданное для этой цели образование - «королевство» Оде-Итсекири.

Сопротивление невольников европейским работорговцам и рабовладельцам

Столкнувшись с проявлениями жестокости европейских работорговцев по отношению к невольникам, перспективой навсегда оставить привычные места обитания, невыносимостью условий плавания через Атлантику, вызывавшего высокую смертность среди рабов, многие жители Африки были готовы к сопротивлению. Оно было активным на суше, когда жизнь африканца оказывалась под угрозой захвата, и, как правило, принимало пассивные формы во время пересечения Атлантики.

На суше африканцы демонстрировали европейцам постоянную, повседневную враждебность. Если возникала малейшая возможность для нападения, она использовалась. Внезапные атаки, отравленные стрелы - с этим часто сталкивались евро--пейцы. Не имея возможности порой противостоять в открытом бою, африканцы использовали тактику нападения на отдельных людей, заманивания небольших отрядов работорговцев в леса, где они уничтожались. По мере того как африканцы научились использовать огнестрельное оружие, они стали совершать нападения на форты и фактории. Уже во второй половине XVII в. это было нередким явлением.

Политика европейских работорговцев в духе «разделяй и властвуй» оказывала влияние и на африканцев различных народностей. Были случаи, когда они совместно, например, с англичанами нападали на их конкурентов португальцев, с португальцами - на англичан и французов и т. п.

Пик активности в борьбе против европейской работорговли приходится в основном на период до начала XVIII в. Жизнь африканцев в условиях развращающего хаоса работорговли в последующее время изменила их психологию. Работорговля не объединяла - она разъединяла, обособляла людей. Каждый спасал себя, свою семью, не думая уже о других. Сопротивление работорговле становилось делом отчаянного мужества одиночек и отдельных групп. За всю эпоху работорговли Африканский континент не знал ни одного крупного организованного выступления или восстания против нее.

Тем не менее, с момента захвата в рабство и до конца жизни на плантациях, невольники не переставали бороться за возвращение себе свободы. Если видели, что надежды на освобождение нет, они предпочитали смерть рабству. Частыми были побеги рабов с невольничьих кораблей, находившихся в каботажном плавании вдоль побережья Африки. Во время перехода через Атлантику целые партии невольников на отдельных кораблях объявляли смертельную голодовку. Частыми были и бунты рабов на кораблях, хотя они и осознавали, что, перебив экипаж, обрекали себя на смерть, ибо сами кораблем управлять не могли.

Вся история рабства в Америке - это история то тайной, то открытой борьбы рабов против рабовладельцев-плантаторов. В 1791 г. в Сан-Доминго (Гаити) началась освободительная борьба негров-рабов под руководством Туссен-Лувер-тюра. Она завершилась образованием в 1804 г. негритянской республики Гаити и ликвидацией рабства. В 1808 г. вспыхнуло восстание в британской Гвиане. В 1816 г. - на Барбадосе, в 1823 г. - вновь в британской Гвиане. На этот раз в восстании приняло участие 12 тысяч рабов. В 1824 и 1831 гг. произошли восстания рабов на Ямайке. Это были восстания заранее подготовленные, руководимые авторитетными среди невольников людьми. Рабы были полны решимости добиться свободы.

Движение европейской общественности. Аболиционизм

Движение за запрещение работорговли в странах Европы и в США началось во второй половине XVIII в. Идеи аболиционизма («запрещение») развивали Гренвил Шарп, Томас Кларксон, Уильям Уилберсон, Ч. Фокс в Великобритании; аббаты Рейналь и Грегуар во Франции; Э. Бенезет, Б. Франклин, Б. Раш в США. Взгляды первых аболиционистов разделялись Дидро, Кондорсэ, Бриссо и др.

Доктрина аболиционизма, суть которой сформулировал квакер Бенезет еще до провозглашения независимости США, основывалась на ряде экономических и гуманитарных положениях. Аболиционистами утверждалось, что работорговля отнюдь не доходное, а очень дорогостоящее предприятие. Она наносит прямой ущерб государственному бюджету европейских стран из-за выплачиваемых за невольников «премий». Работорговля стоит жизни многим морякам, гибнущим у «негостеприимных берегов». Она тормозит развитие мануфактур из-за того, что не требует продукции высокого качества. Оставление невольниками Африки означает для Европы потерю миллионов потенциальных покупателей европейских товаров. С точки зрения морали, аболиционисты выступили с революционным по меркам и взглядам той эпохи откровением - «черный - тоже человек».

Движение аболиционизма наращивало свою активность. В 1787 г. в Великобритании создается «Общество за запрещение африканской работорговли». В 1788 г. во Франции возникает общество «Друзья чернокожих». Многочисленные общества по борьбе с рабством и работорговлей создавались в США. Движение аболиционистов набирало силу и ширилось. В Англии его массовость характеризовалась сбором десятков тысяч подписей под петициями, содержащими требования о запрете работорговли. Во Франции эти требования окрашивались общим настроением революции 1789 г.

В начале XIX в. наметились новые тенденции в отношениях европейских стран с Африкой. Работорговля сыграла важную роль в генезисе капиталистического строя. Она была неотъемлемым элементом процесса первоначального накопления, подготовившего почву для становления и победы капитализма. Промышленные революции, начало которым было положено в Англии в 60-х годах XVIII в., охватили на протяжении XIX в. и другие европейские страны, включая и США после окончания гражданской войны 1861 - 1865 г.

Постоянно растущее производство промышленных и потребительских товаров требовало новых и постоянных рынков для их сбыта. Все большее значение начали приобретать дополнительные источники сырья. В самый разгар промышленного подъема западный мир ощутил, например, острую нехватку масел для машинного производства, бытового освещения, парфюмерии. Такие масла издавна производились во внутренних районах западноафриканского побережья: арахис в области Сенегамбии, масличная пальма в полосе от севера Сьерра-Леоне до юга Анголы. Возникшие потребности Запада определили характер нового экономического интереса к Африке - производить в ней масличные культуры, получать жиры и масла в промышленных масштабах. Если в 1790 г. в Англию были доставлены 132 т пальмового масла, то в 1844 г. она импортирует его уже свыше 21 тыс. т, а за 1851 - 1860 гг. этот импорт возрос еще вдвое. Подобные пропорции наблюдались и по другим видам африканской традиционной сырьевой продукции. Подсчеты показывали, что в денежном выражении торговля ею для коммерсантов становилась более выгодной, чем доходы от работорговли. Перед промышленниками же встала чрезвычайной важности задача сохранения рабочей силы на местах в целях увеличения масштабов африканского сырьевого производства, расширения потребительского рынка.

Англия, первой вступившая на путь промышленного капиталистического развития, первой выступила и за отмену работорговли. В 1772 г. было запрещено использование труда рабов в пределах самой Великобритании. В 1806-1807 гг. британский парламент принял два акта о запрете торговли черными невольниками. В 1833 г. принимается закон об отмене рабства во всех владениях Британской империи. Аналогичные законодательные акты под давлением промышленной буржуазии и ее идеологов стали приниматься и в других странах: США (1808), Швеции (1813), Голландии (1818), Франции (1818), Испании (1820), Португалии (1830). Работорговля была объявлена преступлением против человечества и квалифицирована как уголовное деяние. Однако с момента принятия законов о запрете работорговли и рабства и до их реального воплощения пролегла большая дистанция.

Третий этап. Борьба против «контрабандной работорговли» (1807 - 1870)

В первой половине XIX в. труд рабов на плантациях и рудниках Нового Света был еще рентабельным, позволяя плантаторам и предпринимателям получать высокие прибыли. В США после изобретения хлопкоочистительных машин стремительно расширялись хлопковые плантации. На Кубе увеличивались посадки сахарного тростника. В Бразилии были открыты новые месторождения алмазов и увеличена площадь кофейных плантаций. Сохранение рабства в Новом Свете после запрещения работорговли предопределило широкое развитие контрабандной торговли африканцами. Основными районами вывоза контрабандным путем невольников были: в Западной Африке - Верхнегвинейское побережье, Конго, Ангола, в Восточной Африке - Занзибар и Мозамбик. Доставляя рабов главным образом в Бразилию, на Кубу, откуда большое число невольников реэкспортировалось в США. По данным британской парламентской комиссии, в 1819-1824 гг. из Африки вывозили в среднем ежегодно 103 тысячи рабов, в 1825-1839 гг. - 125 тысяч. Всего же за пятьдесят лет нелегальной работорговли из Африки было вывезено более трех миллионов невольников. Из них в США, с 1808 по 1860 г., было поставлено 500 тысяч.

Поражение Наполеона вывело борьбу с работорговлей на международный уровень. В Парижском мирном договоре впервые было декларировано о необходимости совместной,. консолидированной борьбы с этим явлением. Вопрос о прекращении работорговли обсуждался и на других международных встречах и конференциях: Венском конгрессе (1815), Ахейском (1818), Веронском (1822) и др. Среди стран, участвовавших в подписании работорговли, была и Россия, которая никогда не занималась работорговлей, но использовала свое международное влияние для борьбы против нее.

Запрещение работорговли требовало не только принятия мер юридического характера, но и наличие инструмента по их осуществлению - совместных военных, особенно военно-морских, сил по пресечению контрабандной работорговли. Предложения по созданию «наднациональных» сил провалились. Тогда Англия пошла по пути заключения двусторонних соглашений. Такие соглашения включали в себя два главных пункта: 1) право взаимного контроля и досмотра военным кораблем одной подписавшей соглашение державы торговых судов другой страны - участницы соглашения, если на них перевозятся черные невольники; 2) создание смешанных юридических комиссий с правом вершить суд над захваченными работорговцами.

Такие соглашения в 1817-1818 гг. были заключены Англией с Португалией, Испанией и Голландией. Соглашения с Испанией и Португалией Великобритания добилась лишь благодаря денежной компенсации - более миллиона фунтов стерлингов - за ущерб материально пострадавшим от репрессивных мер. Португальцы при этом сохранили за собой право легально продолжать южнее экватора торговлю рабами, вывозимыми в Бразилию. Бразильский парламент принял закон о полном запрете работорговли только в 1850 г. Испания ввела действенный закон о запрете рабства лишь в 1870 г.

Аболиционистский закон в США был принят еще в 1808 г., но только в 1819 г. американский конгресс стал рассматривать два варианта его применения на практике. В 1824 г. Конгресс принял новый закон, приравнивавший работорговлю к пиратству, а виновных в ней приговаривали к смертной казни. Тем не менее до 1842 г. американское крейсирование у побережий было эпизодическим, а временами вообще не проводилось.

Франция трижды принимала законы о запрете работорговли и борьбе с нею (1818, 1827, 1831 гг.), пока, наконец, в последнем не зафиксировала жесткие меры против работорговцев. В 1814 - 1831 гг. она являлась самой крупной торговой державой среди стран, занимавшихся продажей невольников. Из 729 судов, участвовавших в торговле, 404 - были откровенно невольничьими. Французская морская блокада Африканского побережья оказалась неэффективной. Три невольничьих корабля из четырех свободно проходили через раскинутую на море международную сеть по борьбе с работорговлей.

За период с 1814 по I860 г. было осуществлено около 3300 плаваний за рабами. Общее же число флагов, захваченных во время карательного крейсирования (прежде всего англичанами), составило около 2000. Репрессивные акции против работорговли привели к освобождению приблизительно 160 тысяч африканцев, да еще к избавлению от рабства примерно 200 тысяч человек в Америке. «Производство рабов» в самой Африке снизилось на 600 тысяч человек.

Брюссельская конференция 1889 - 1890 гг

Во второй половине XIX в. на всем побережье Африки продолжали свою открытую деятельность крупные традиционные работорговые центры. Исключение составлял Золотой Берег, где находились английские форты (голландские здесь были скуплены британцами в 1850 - 1870 гг.). Принимаемые официально репрессивные меры существенного ущерба работорговле не наносили. Спрос на рабов и конкуренция покупателей продолжали оставаться большими, как и предложение невольников со стороны африканских работорговцев. Европейские державы решили воспользоваться последним обстоятельством. Появился благовидный предлог для вмешательства во внутриафриканские дела в целях утверждения политики экспансионизма в Африке.

С ноября 1889 г. по июль 1890 г. прошла Брюссельская конференция, в которой приняли участие 17 стран. Главными ее участниками были Бельгия, Великобритания, Португалия, США, Занзибар, «Независимое государство Конго» и др. На конференции обсуждался главный вопрос - ликвидация работорговли в самой Африке. В принятом Генеральном акте по борьбе с ней были определены меры, включая и такие, как ограничение ввоза огнестрельного оружия и боеприпасов на работорговые территории. Брюссельская конференция знаменовала окончание всеобщей работорговли.

По данным Организации Объединенных Наций (ООН), население Африки с 1650 по 1850 г. держалось на одном уровне и составляло 100 млн человек. Небывалый случай в истории, когда население целого континента на протяжении 200 лет не прирастало, несмотря на традиционно высокую рождаемость. Работорговля не только затормозила естественное развитие народов Африки, но и направила его по уродливому пути, не имевшего до этого весомых предпосылок в саморазвивающихся африканских обществах.

Работорговля способствовала имущественному расслоению, социальной дифференциации, распаду общинных связей, подрывала внутриплеменную социальную организацию африканцев, создала из части племенной знати коллаборационистскую прослойку. Работорговля вела к обособлению африканских народов, к агрессивности и недоверию по отношению друг к другу. Она повсеместно привела и к ухудшению положения «домашних» рабов. Угрожая невольникам продажей европейцам за малейшее неповиновение, африканские рабовладельцы усиливали их эксплуатацию на местах.

Работорговля имела также экономическую и политическую стороны. В одном случае она тормозила развитие местного традиционного ремесла (ткачества, плетения, ювелирных дел) и в то же время втягивала Африку в мировой торговый рынок. В другом - служила препятствием на пути развития африканской государственности (распались Бенин, Конго и др.) при одновременном способствовании появлению новых государственных образований, таких как Вида, Ардра и т. д., которые богатели в результате посредничества между европейцами и африканскими работорговцами внутренних областей. Обескровливая Африку, работорговля способствовала экономическому процветанию стран Европы и Америки.

Наиболее тяжелыми последствиями работорговли для Африки были психологические моменты: обесценивание человеческой жизни, деградация как рабовладельцев, так и рабов.

Самым нечеловеческим ее проявлением стал расизм. За четыре столетия в умах многих, прежде всего значительной части европейского общества, слово раб стало ассоциироваться с именем африканца, т. е. черного человека. В течение многих поколений люди познавали Африку через призму работорговли, не зная о самобытных цивилизациях Ганы, Сонгаи, Ванина, Мономотапы и др. Работорговля породила концепцию неисторичности африканских народов, их невысоких умственных способностей. Был создан мифологический политический прецедент при оправдании своих действий по захвату Африки и разделу ее на колонии.