Во второй половине XVII века Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин реформами попытался осуществить преобразования, необходимые для Московского государства. В русскую историю он вошел в первую очередь как один из выдающихся дипломатов своего времени. Однако этот дворянин проявил себя и на других поприщах. Он известен как экономист, видный специалист в военном деле, а также как организатор почтовой службы.

Ранние годы А. Л. Ордин-Нащокина

Точная дата рождения Афанасия Лаврентьевича неизвестна. В большинстве историки сходятся на том, что он родился в самом начале XVII века, возможно, около 1605 года. Нельзя также точно сказать и о месте его рождения. Одни связывают происхождение Ордин-Нащокина с Опочкой, другие - с Псковом.

Если дата и место рождения будущего реформатора покрыты тайной, то о его образовании можно сказать с большей определенностью. Он хорошо разбирался в математике, а также владел немецким и латинским языками. Приблизительно с 20-х гг. он несет военную службу в Пскове. В этот период он завязывает контакты с окружением царя Михаила Федоровича.

С 40-х гг. начинается дипломатическая деятельность Ордин-Нащокина. Под 1642 годом его подпись впервые встречается в официальных документах. По окончании войны со Швецией требовалось установить новую границу между двумя государствами, и в качестве эксперта был привлечен именно псковский дворянин.

Русско-шведская война 1656-1658 гг.

Благодаря участию в работах по пограничному размежеванию, Ордин-Нащокин стал известен в столичных кругах. Еще больше его заслуги были оценены в период очередной войны Московского царства со Швецией. Ордин-Нащокин в этот период исполнял обязанности воеводы города Друя (современная Белоруссия), лично водил войска на Динабург и возглавлял штурм Дриссы. В эти годы Ордин-Нащокин фактически руководил Ливонией. За все заслуги в 1658 году он был произведен в думные дворяне, что впоследствии позволило ему инициировать программу реформ. Ордин-Нащокин также находился в составе заключавшего мир со Швецией. Во многом благодаря именно его усилиям России удалось оставить за собой большую часть завоеванных территорий.

Реформаторская деятельность и последние годы жизни

На 1665-1667 гг. приходится воеводство Ордин-Нащокина в Пскове. В этот период он впервые приступает к преобразованиям в системе управления. За участие в заключении (1667) получил боярский чин и возглавил Посольский приказ. Это означало, что деятельность Ордин-Нащокина стала общероссийской. Занимая пост канцлера, ему удалось претворить в жизнь важные реформы.

Однако не все из них пришлись по вкусу правящим кругам. Уже в начале 70-х годов реформы Ордин-Нащокина вызывают все большее сопротивление. Из-за этого царь Алексей Михайлович задумался об удалении слишком ретивого преобразователя. Его увольняют с должности руководителя Увидев, что его начинания не поддерживаются властью, Ордин-Нащокин покидает государственную службу. В 1672 году он принимает монашеский чин в Крыпецком монастыре неподалеку от Пскова. Время от времени он выступал в качестве дипломатического консультанта по просьбам московских царей, как, например, при подтверждении Андрусовского перемирия в 1679 году. В 1680 году он умер.

Экономические воззрения

Для того чтобы понять, какие реформы Ордин-Нащокина опередили свое время, необходимо ближе познакомиться с его взглядами на ведение народного хозяйства. Афанасий Лаврентьевич не оставил никакого программного труда, однако его точка зрения реконструируется из многочисленных собственноручно написанных посланий и донесений.

К концу XVII века все более очевидным становится отставание России от европейских держав. Причину этого Ордин-Нащокин видел в преобладающем среди властей подходе к торговой деятельности только как к источнику пополнения казны. С этим реформатор согласиться не мог. Он полагал, что для защиты экономики страны от иностранного засилья необходимо развивать собственные производительные силы. Это должно было происходить при непосредственном участии государства, которое при этом не ограничивало бы частную инициативу. Говоря кратко, реформы Ордин-Нащокина впервые в истории России открыли дорогу предпринимательству.

Особенно показательным с этой точки зрения в экономической программе Ордин-Нащокина является пункт об отмене торговых привилегий монастырям и иностранцам. Это позволяло допустить на рынок новые слои населения. Особенно хорошо с состоянием дел в торговле Ордин-Нащокин познакомился в свою бытность в Пскове. Он прекрасно видел, что русские купцы чаще всего выступают агентами иностранных, поскольку не имеют достаточно денег, чтобы противостоять им. Кроме того, русские торговые слои были больше озабочены внутренними проблемами и не объединялись против иностранного капитала.

Новоторговый устав 1667 года

Реформы Ордин-Нащокина вдохновлялись соображениями, находящимися в русле общеевропейского экономического течения меркантилизма. На их базе 22 апреля 1667 года при его деятельном участии и фактическом руководстве была принята новая экономическая программа, вошедшая в историю под названием Новоторгового устава.

Суть реформы А. Л. Ордин-Нащокина состояла в изменении порядка взимания торговых пошлин. Они делились на две крупные группы: внешние (на товары, которые ввозились в Московское царство) и внутренние. В число первых входили ввозные и откупные, а последние подразделялись на рублевые, перекупные и различные сборы.

Внутренние таможни не покрывали всю территорию государства. Существовали рынки, не облагаемые пошлинами, и торговля на которых велась свободно (например, точки московских ремесленников). В основном таможенные барьеры существовали для крестьян, которые привозили свою продукцию в другой город и селение. Оплатить сбор нужно было один раз, после чего выдавался специальный документ. Если же продавец не желал или не мог сбыть свой товар напрямую, то он передавал его в чужие руки, и в этом случае реформа А. Л. Ордин-Нащокина предусматривала уплату незначительного перекупного сбора.

Размер рублевой пошлины в Новоторговом уставе определялся характером сбываемого товара. Некоторые виды продукции вовсе запрещались к продаже: хлеб, пенька, шелк-сырец. Связано это было с тем, что такие сделки полностью находились в ведении государства. Градация взносов на остальные товары выглядела следующим образом: 10 % от стоимости соли, 2,5 % на пушнину, и 5 % на остальные товары.

Заграничные товары освобождались от рублевого сбора, если купец мог доказать, что они были приобретены на выручку от продажи собственной продукции или выменяны. Единственным условием была оплата пошлин на внутреннем рынке страны.

Система таможенного контроля

В реформах Ордин-Нащокина отразились основные положения политики меркантилизма. Проявились они и в организации таможенного контроля. Для проверки документов, а также качества, ввозимых в страну, товаров вводился специальный институт таможенного головы. В случае, если отдельный купец нарушал положения Новоторгового устава, должностное лицо должно было прогнать его с рынка, публично огласив причину.

Товары, отправляемые за границу, подлежали таможенному осмотру дважды. Первый проводился в порту того города, где на корабль погружалась продукция, а второй - в Архангельске, единственном порту, связывавшему Московское царство с Европой.

На таможне пристально следили за тем, чтобы контрабандой не вывозились изделия из драгоценных металлов. Фактически только в этом сказывалось вмешательство государства в торговые операции, поскольку оно было заинтересовано в сохранении золотого запаса.

Другие экономические преобразования

Помимо нормативных актов, регулировавших внутреннюю и внешнюю торговлю, в числе основных направлений реформ Ордин-Нащокина можно выделить попытку создания системы кредитования. Реформатор считал целесообразным для укрепления торговли и поддержания активного баланса создание земских изб, в которых бы средние и мелкие торговцы могли получать необходимы суммы на совершение операций по купле-продажи. Однако, эта реформа сразу же была неодобрительно встречена крупным купечеством и через некоторое время - свернута.

О политике меркантилизма рассказывается еще в курсе истории за 7 класс. Реформы Ордин-Нащокина представляют собой ее полное воплощение. Однако, было и то, что отличало русского политика от его европейских коллег: требование поддержки отраслей экономики, не работающих прямо на экспорт. Это проистекало из представлений Ордин-Нащокина о том, что главная причина слабости русской торговли состоит в ее необеспеченности капиталом. Наряду с перечеканкой содержащих драгоценные металлы европейских монет (в особенности, иохамсталлерами) укрепление финансов могло производиться налаживанием системы внутреннего потребления.

Понимая роль государства в экономике, Ордин-Нащокин все же стремился к некоторому ее ограничению в пользу частной инициативы. Показательным является пример с национализацией в 1662 году металлургических заводов датчанина Марелиса. Казенное управление привело их на грань разорения. Ордин-Нащокин настоял на возвращении собственности прежнему владельцу, осознавая пользу от его предпринимательских способностей.

Планы административных преобразований

Как показали дальнейшие события, реформы Ордин-Нащокина легли в основу петровских преобразований. Не всегда Афанасию Лаврентьевичу удавалось довести задуманное до конца. В первую очередь это касается введения новой системы административного управления, которая была апробирована во время псковского воеводства.

Существовавшая система делопроизводства не устраивала Ордин-Нащокина своей чрезмерной регламентацией и волокитой. Одно и то же дело порой рассматривалось в разных приказах, что способствовало затягиванию принятия решений и их исполнения. Неприязнь реформатора вызывало и то, что приказы являлись слепыми орудиями исполнения монаршей воли: допущения административной инициативы с особой настойчивостью как раз и требовал А. Л. Ордин-Нащокин. Кратко, реформа в Пскове заключалась в избрании посадом пятнадцати человек сроком на три года, которые, сменяясь, занимаются вопросами текущего управления. К области их компетенции относились управление городской экономикой, в особенности над доходом от питейных учреждений, взиманием таможенных пошлин и торговлей с иностранцами. Псковитяне получили право на осуществление судов по торговым преступлениям и административными правонарушениям. В области ведения центральных властей оставались лишь такие серьезные проступки, как убийство, разбой и государственная измена.

В случае если вопрос, оказавшийся на рассмотрении у выборных, был слишком сложным или требовалось принятие неоднозначного решения, они должны были держать совет со всеми жителями города.

Реформаторские планы Ордин-Нащокина состояли и в формировании особого приказа, который осуществлял бы как финансовую, так и физическую защиту русского купечества от притеснений.

Однако система не приняла реформы Ордин-Нащокина. Дата подписания Андрусовского договора фактически стала отложенным концом его деятельности. Нежелание дипломата нарушать пункты подписанного им соглашения, чего требовал царь Алексей Михайлович в изменившейся внешнеполитической ситуации, стало формальным поводом для свертывания его реформ. Центральной властью было решено, что негоже Пскову управлять по особенным порядкам, и в скором времени после ухода Ордин-Нащокина в монастырь в городе были восстановлены прежние порядки.

План реформ российской армии

Дурную службу Ордин-Нащокину сыграли его неуступчивость и принципиальность. Родовитое московское боярство не принимало безвестного выскочку. Поддержку реформатору оказывал лишь царь, но столкнувшись с его нежеланием нарушать международные соглашения, Алексей Михайлович способствовал уходу Ордин-Нащокина со всех постов и прекращению его реформ. Такая же судьба постигла и планируемые реформатором преобразования в системе русской армии.

Прежде всего он настаивал на роспуске неэффективных формирований дворянской конной милиции. Вместо нее планировалось создание специально обученных по иностранному образцу пеших ополчений, которые складывались бы на основании рекрутского сбора. Фактически, Ордин-Нащокин вплотную приблизился к мысли о формировании регулярной армии.

Афанасий Лаврентьевич не только в этом предвосхитил петровские преобразования. Именно с его подачи в России всерьез задумались о создании собственного флота. Но на тот момент это были лишь мечты: Московское царство после всех потрясений начала века было еще не способно получить выход ни к Балтийскому, ни к Черному, ни тем более к Каспийскому морям.

Значение реформ и преобразовательных проектов Ордин-Нащокина

Как личные качества реформатора, так и беспрецедентность его преобразовательной программы стали причинами преждевременного прекращения его деятельности. Из всех начинаний Ордин-Нащокина прижился лишь Новоторговый устав да и то лишь потому, что в основе своей он фиксировал уже без того сложившуюся практику.

Однако, по достоинству оценил деятельность и реформы Ордин-Нащокина Голицын Василий Васильевич - государственный деятель времен регенства царевны Софьи. На основе их представлений и практических результатах выстраивал свою преобразовательную программу Петр I. К примеру, созданные им Московская ратуша и Бурмистерская палата явно ориентировались на несостоявшийся особый купеческий приказ Ордин-Нащокина.

Улучшение системы административного управления, основанное не в последнюю очередь на высокой дисциплине и ответственности его сотрудников, избрание на руководящие должности тех, кто достоин их своим умом и заслугами, а не происхождением, а также увеличение доходов казны за счет развития промышленности и торговли, - все это составляет основу плана Ордин-Нащокина по модернизации государства. Он не стеснялся обращаться к зарубежному опыту и даже считал это полезным. При этом следовало осознавать, какая инновация европейского образца необходима, а без которой можно обойтись. В отличие от Петра, решительно повернувшего Россию лицом к Европе, Ордин-Нащокин предполагал постепенное улучшение существующего строя без эксцессов вроде бритья бород и насильственного введения ассамблей.

Но при этом следует отметить, что вся суть реформ Ордин-Нащокина состояла лишь в улучшении отдельных элементов существующей системы. На основания государственного строя он не покушался. Преждевременное прекращение его деятельности привело к тому, что противоречия продолжали накапливаться, и косметические меры уже не могли спасти принятый порядок. Уход Ордин-Нащокина в монастырь в 1672 году фактически предопределил решительную ломку старого порядка в петровское время.

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин в миру был одним из самых образованных при царе Алексее Михайловиче государственных деятелей, реформатором, государевым любимцем.

Родился Афанасий около 1605 - 1607 года в семье мелкопоместного дворянина Лаврентия Денисовича Ордин-Нащокина, служившего по псковскому списку служивых людей в приграничном городке - крепости Опочка.

У Нащокиных давние связи с Псковской землей, их предок боярин Дмитрий Дмитриевич служил в XIV веке у великого тверского князя Александра Михайловича, бывшего около 10 лет псковским князем. Дмитрий был прозван «Нащока» после битвы с ордынским Чоа-ханом (Щелканом) в 1327 году, когда получил сабельный удар по щеке. Нащокины упоминаются в писцовой книге города Опочки в 1585 - 1587 годах и через 100 лет в «Росписи Опочецкого уезда...» (1686 г.).

Детство Афанасия прошло в Смутное время Лжедимитриев и нашествия польско-литовских войск. Это оставило глубокий след в его сознании и сделало убежденным сторонником абсолютной монархии. С ранних лет проявилась его любознательность и тяга к учению, поддержанная отцом. Афанасий получил редкое для того времени образование. Кроме русской грамоты он обучался латвийскому, немецкому и польскому языкам, изучил математику и риторику. Любовь к чтению сохранилась у него на всю жизнь. Будучи боярином, он выписывал из Западной Европы книги на латинском языке, имел личную библиотеку и архив, в 15 лет «Афонка» в Пскове был записан в «полковую службу» как сын боярский (низший чин мелкопоместных дворян городового списка) из Опочки.

В середине 1630-х годов Афанасий женится и перебирается в Псков, где с выгодой ведет торговые дела. Ордин-Нащокин начал свою блестящую дипломатическую и административную деятельность еще при царе Михаиле Федоровиче.

В 1642 году он ездил на шведскую границу для осмотра и исправления пограничной линии по рекам Меузице и Пижве и для принятия Столбовского договора пограничных земель, неправильно захваченных шведами. Уже тогда о нем говорили в Москве, что он знает «немецкое дело и немецкие нравы».

В 1650 году во время псковского бунта Ордин-Нащокин обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича своею распорядительностью. С открытием шведской войны он, будучи воеводой, показал себя отличным полководцем и дипломатом: настаивая на полном преобразовании войска и замене дворянской конницы «новыми конными и пешими полками», убедил курляндского герцога Иакова признать покровительство России и заключил с ним договор в 1658 году. Ордин-Нащокин за «радение о делах» был пожалован в думные дворяне и сделан шацким наместником. Высоко ценивший его службу царь Алексей Михайлович писал ему: «а служба твоя забвенна николи не будет». Почти единоличными трудами Ордина-Нащокина было заключено Валиесарское перемирие, сохранившее за Россией все завоевания в Ливонии и обеспечившее ей временный выход к Балтийскому морю.

Важнейшим делом Ордина-Нащокина было заключение Андрусовского мира 3 января 1667 года, который даже поляки приписывали уму и стараниям Ордина-Нащокина. По этому миру Россия возвращала себе Смоленск и Чернигов и получала Левобережную Украину с Киевом. «Гремевшая в Европе слава тринадцатилетнего перемирия, которого желали все христианские державы, - говорит один современник-поляк, - воздвигает Нащокину благороднейший памятник в сердцах потомков». Он был пожалован званием ближнего боярина и дворецкого и получил в управление посольский приказ с титулом «царственный большия печати и государственных великих посольских дел сберегателя», то есть главы правительства - канцлера Российского государства.

Ордин-Нащокин в 1665 - 1666 годах воеводою в Пскове, ввел городское самоуправление и выборное начало, допустил беспошлинную торговлю с иностранцами, устроил торговые компании.

Незаурядный экономист, Ордин-Нащокин разработал «Новоторговый устав» и Устав торговли, установил заграничный денежный курс для России, способствовал строительству мануфактур и заводов, впервые организовал международную и регулярную почтовую связь, сделал безопасным путь в Москву для среднеазиатских купцов, завел газету «Куранты». С его именем связано распространение и улучшение садоводства в России и устройство кораблей на Западной Двине и Волге. Он нередко говаривал: «Учиться доброму неплохо и у своих врагов».

Видимо, земная слава тяготила ближнего боярина. Когда в 1672 году на его государственный пост был назначен Матвеев А.С., Ордин-Нащокин удаляется от мирских дел в Крыпецкий монастырь и 21 февраля того же года принимает постриг в монашество с именем Антоний.

Лишь однажды, в 1679 году, его тревожат светским делом - переговорами с польскими послами. Монах Антоний много занимался благотворительностью, на его средства была устроена больница в Пскове. Свой монашеский и жизненный путь он мирно окончил в 1680 году.

Заметный след оставил в истории Русской Церкви ближний боярин Афанасий Лаврентьевич (в последние годы жизни Крыпецкий монах Антоний) своими неустанными усилиями по преодолению личностного конфликта между царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном.

Ордин-Нащокин был сторонником возвращения на Патриарший престол Святейшего Никона (Минина) и воссоздания, таким образом, гармоничной симфонии царской и патриаршей власти, которая оказалась столь благотворна для России в первой трети XVII века в бытность царя Михаила Федоровича и Патриарха Филарета (Романова). Издавна отмечено парадоксальное сходство судеб этих двух великих современников - ярчайших национальных деятелей своей эпохи. Оба они - и Патриарх Никон, и боярин Афанасий - поднялись к высшей власти благодаря редчайшей одаренности и многогранным личностным способностям. Оба известны общим стремлением в союзе с Польшей повернуть внешнюю политику России против Швеции, в чем предвосхитили внешнеполитические приоритеты Петра Великого. Оба из-за неродовитости своей подверглись непримиримой вражде и даже преследованиям со стороны старомосковской знати. Оба завершили служение Отечеству и скончали свой жизненный путь простыми монахами в отдаленных от сердца России монастырях.

Ныне боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин известен серьезным, подробным планом преобразований во всех областях государственной жизни, столь необходимых России, входящей в новую историю века XVIII.

Разработанный под руководством боярина Афанасия Ордин-Нащокина план государственных преобразований был основательно продуман в своей стратегии и тактике, и способствовал бы достижению быстрого расцвета материальной культуры, восприятию достижений науки и техники западной цивилизации, созданию сильной армии и флота, качественной системы народного образования - при этом бережно сохраняя в целости духовные ценности, государственный строй, самобытный уклад и национальный облик России. Словом, полностью соответствовал идеалам Святой Руси и сохранял в неприкосновенности - без революционных повреждений и искажений - все черты Богохранимого святорусского бытия.

В Крыпецкой обители новопостриженный монах Антоний прожил недолго - не более лета. Боголюбивый владыка Арсений, архиепископПсковский и Изборский тех лет, был хорошо знаком и духовно близок с благочестивым боярином Ордином-Нащокиным еще со времен воеводства последнего в Пскове в 1665 - 1666 годах. Потому, вскоре по принятию им монашеского пострига в Крыпецком монастыре, владыка Арсений пригласил монаха Антония в Псков и поставил его монахом-строителем (управляющим) небольшого псковского Никольского монастыря в Любятово, где часто бывал и сам, ценя духовное общение с таким замечательным государственным деятелем в простом монашеском облачении.

От руки Высокопреосвященного архипастыря монах Антоний в свое время - около 1675 года - принял и постриг в великую схиму. И после многих дел благотворения и храмоздательства в Пскове схимонах Антоний опочил в 1680 году и был погребен владыкой Арсением в Любятовском Никольском храме.

Окончание жизненного пути государственного деятеля в монашеском сословии мнится «жизненным поражением» разве что людям, глубоко чуждым Церкви Христовой и духу Православия. Для каждого из тех, в ком «плоти нашея мудрование» не угасило вконец отсветы духовного разумения, крыпецкое монашество Ордина-Нащокина не что иное, как знак высшей оценки и вечного избрания Самим Господом драгоценного духовного достояния этой удивительной личности.

«Блажен, его же избрал и приял еси, Господи. Память его в род и род».

Составлено по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890 - 1907;

Во славу России. Псков, 2003 .

В ХVII веке среди московских приближённых к государю Алексею Михайловичу выделялся Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Был он государственным человеком. «Государственный человек, - писал В.О. Ключевский, - … это значит развитой политический ум, способность наблюдать, понимать и направлять общественные движения, с самостоятельным взглядом на вопросы времени, с разработанной программой действий».
До Нащёкина эти качества при дворе не принимались во внимание - приближённые к государю только выполняли его волю. Царь Алексей испытывал необходимость в таких людях и готов был сам подчиниться их разумным решениям. Одним из таких придворных был Ордин-Нащокин. Многие его идеи и планы были осуществлены только при Петре.

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин был сыном небогатого псковского помещика. Его ум привлёк на себя внимание приближённых ко двору и московского дворянства ещё при царе Михаиле, который назначил его в посольские комиссии во время мирных переговоров со Швецией о государственных границах. Это было, конечно, известно в Пскове, и явилось причиной того, что восставшая чернь попыталась убить его.
В 1654г. во время войны России с Польшей, Нащокин с небольшими военными силами защищал границы Московии от Литвы и Ливонии.
Когда царь двинул войска на Ригу в 1656 г., Нащокин был назначен воеводой занятых русскими городов, в том числе Кукуйноса (Кейкунеса) и Кокенгаузена. На этом посту он вел дипломатическую работу, переписывался с польским правительством, он же и возглавил русскую делегацию при подписании мира со Швецией. Россия получила выход к Балтийскому морю через Неву, и торговые отношения со Швецией были восстановлены.
Городовой дворянин Афанасий Ордин-Нащокин был пожалован царём в бояре и получил титул «царской большой печати и государевых великих дел оберегателя».

У Нащокина было хорошее образование: он знал математику, латынь, немецкий и польский языки. Этот царедворец видел отсталость России от европейских стран и желал просвещения и европейского уклада быта для своей родины; «доброму не стыдно навыкать и со стороны, у чужих, даже у своих врагов».
Современники не любили Нащокина, в их отношениях была и зависть, и доля непонимания его деятельности, раздражала их его требовательность. Опасались его и не хотели иметь с ним дело и европейские дипломаты, о, он умел вести переговоры и добиваться своих целей! В.О. Ключевский отмечал его «неугомонную совесть и привычку колоть глаза людям за несообразительность». А может быть, за нерадивость? Его симпатии и антипатии мало кто разделял. Его высокая оценка европейских порядков и критическое отношение к своим русским вызывали раздражение у окружающих. Среди московских бояр он был чужим. Единственной его опорой и защитой был царь, и он часто жаловался ему: «… государево дело ненавидят ради меня!» Но и себе Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин цену знал: «Если б я от мира был, мир своего любил бы».

Царь предоставлял ему полную свободу деятельности. Но предоставленные государю записки с планами и проектами, оставались в туне.
Нащокину приходилось решать сложнейшие вопросы международных отношений с Польшей, Швецией, Малороссией, народами Балтийского берега. Он понимал, что для воссоединения Юго-Западной Руси с Великороссией время ещё не пришло, поэтому старался теснее взаимодействовать с Польшей, надеясь, что этот союз подтолкнёт христиан Турции, Молдовы, волохов* выйти из под турецкого владычества и присоединиться к Руси. Государь разделял его мнение и стремился вернуть бывшие русские земли.
Нащокин как администратор был внимателен к подчинённым. Он старался ставить их в такие условия, где они могли бы приносить большую пользу с наименьшей затратой сил.
Во время войны, он сообщал царю, что ему приходится помогать и войскам, и населению, страдающему от грабителей и зверств своих же солдат. Его возмущал разбой на занятых территориях. «Лучше бы я на себе раны видел, только бы невинные люди такой крови не терпели, <…> только бы не жить здесь и не видеть над людьми таких злых бед».
Возводя Нащокина в думные бояре, царь писал, что он алчных кормит, жаждущих поит, нищих одевает, до ратных людей ласков, а ворам не спускает.

Наблюдая жизнь Западной Европы, Нащокин выявляет недостатки правления в своей стране, единственно направленного на эксплуатацию крестьян. Он был первым государственным деятелем России, понявшим важность народного хозяйства для страны. Ещё в Пскове он пытался провести в жизнь свои реформы городского самоуправления по образцу европейских стран.
Он определил причины плохой торговли с иноземцами – распределение товаров «по свойству и знакомству», так же и со ссудами. По его приказу учреждались ярмарки с беспошлинным торгом, мелкие торговцы получали ссуду. Ключевский писал: «Нащокин видел главные недостатки в торговле – «русские люди <…> слабы друг перед другом, не привыкли действовать дружно и легко попадают в зависимость. Недостаток капиталов, взаимное недоверие и отсутствие кредита – причина плохой торговли».
Естественно, что у Нащокина были враги. Одним из них был князь Хованский, приемник его в Пскове. Он так представил дела, что нововведения Нащокина были государем отменены.

В какой бы сфере деятельности ни работал Нащокин, он резко критиковал сложившиеся там до него порядки и приступал к реформам (в армии и флоте, городском хозяйстве, организации почты, разведении садов с деревьями и цветами, выписанными из-за границы..) Полного согласия с царём у него не было. Будучи честным дипломатом, он настаивал на передаче Киева Польше согласно Андрусскому договору*, царь же считал это грешным делом. Это и стало причиной охлаждения к нему государя.
В 1671 г. Нащокин был назначен вести переговоры с Польшей, чтобы изменить этот договор. Он отказался, и в феврале 1672 г. был пострижен в монахи под именем Антония.
Так в этот трагический день 2-го декабря 1671 года при боярах царь милостиво отпустил его «от всее мирские суеты свободил явно»*.

В.И Ключевсй писал, что Ордин-Нащокин во многом опередил своё время: «предупредил Петра и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь. Я начал чтение замечанием о возможности появления у нас государственного человека в ХVIII в., говорил историк. Если вы вдумаетесь в превратности, в мысли, в чувства, во все перипетии описанной государственной деятельности далеко незаурядного ума и характера, в борьбу Ордина-Нащокина с окружающими его условиями, то поймёте, почему такие счастливые случайности были у нас редки».

* (влохи, влахи, волхва) - народ, который, по словам Начальной летописи, сыграл видную роль в истории славянства.
* Андрусовское перемирие - соглашение, заключённое в 1667 году между Россией и Речью Посполитой, и завершившее активную фазу Русско-польской войны 1654-1667.
* Из записи самого А.Л. Ордина-Нащёкина..

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин – выдающийся российский дипломат и государственный деятель, предвосхитивший многие преобразования Петра I.

Год рождения определен примерно - 1606 г. Его отец, Лаврентий Денисович, опочецкий дворянин, был внесен в псковский список служилых людей.

Далекий предок опочецких Ордин-Нащокиных Дмитрий служил у тверского князя Александра Михайловича, который около десяти лет был и псковским князем. Дмитрия прозвали Нащока после битвы с ханским баскаком Чол-ханом (Щелканом), когда он получил сабельную рану на щеке.

С ранних лет Афанасий проявил любознательность и тягу к учению, поддержанную отцом. Местный священник научил его русской грамоте, выходец из Польши (возможно, из Полоцка) – польскому и латыни. Афанасий изучал немецкий, математику, риторику. Любовь к учению сохранилась у него на всю жизнь.

В декабре 1621 года, когда Афанасию предположительно исполнилось 15 лет, отец отвез его в и записал в псковский полк на государеву службу как сына боярского (низший чин служилого человека по отечеству) из Опочки.

В середине 30-х годов Афанасий Лаврентьевич женится и окончательно перебирается из Опочки в Псков. Знающему «немецкие нравы» образованному дворянину стали давать дипломатические поручения, среди которых было участие в пограничных съездах, посольстве в Молдавию.

Царю Алексею Михайловичу Ордин-Нащокин стал известен с 1650 года, когда Афанасий Лаврентьевич сыграл большую роль в подавлении псковского восстания.

В тяжелой войне с Польшей 1654-67 годов Ордин-Нащокин командует отрядом, полком; был воеводой городов Друи и Кокенгаузен в Ливонии.

В 1658 г. Ордин-Нащокин пописал выгодное перемирие со Швецией; вел переговоры с Курляндией и Польшей, добивался союза с последней для успешной борьбы с Турцией и Швецией за выход к морю.

Будучи в 1665 году псковским воеводой, проводит реформу с введением элементов самоуправления, пытается создать первый в России банк.

В январе 1667 года Ордин-Нащокин добился значительной победы – подписал Андрусовский мир с Польшей и Московское союзное постановление, закрепив за Россией Смоленск, левобережную Украину с Киевом, за что был пожалован званием ближнего боярина, стал главой Посольского приказа и ряда других, оберегателем большой печати, т.е. канцлером.

Ордин-Нащокин был незаурядным экономистом, сторонником идей меркантилизма. Разработал Новоторговый устав, покровительствовавший отечественной торговле, Устав торговли, ограничивавший торговлю иностранную. Установил через перевод векселей заграничный денежный курс для России, т.е. сделал рубль конвертируемым. Заключил договор с «Армянской компанией» о торговле шелком-сырцом через Россию.

Инициатор «корабельного дела», Ордин-Нащокин руководил созданием судоверфи на Оке и русского боевого корабля «Орёл». Под руководством и по настойчивым предложениям Ордин-Нащокина была создана международная и регулярная русская почта. Он же разработал и форму почтарей с гербом и рожком.

Занимался российский канцлер и многим другим – железоделательными заводами, мануфактурами, торговыми дворами и так далее. Он стремился вывести страну из отсталости, твердо отстаивал государственные интересы, не боясь опалы; был постоянно деятелен и совершенно неподкупен, вел борьбу с канцелярской рутиной.

Всё это вызывало ненависть родовитых бояр к «худородному» дворянину. Разногласия с царем привели к отставке Ордин-Нащокина. В 1671 году он постригся в Крыпецком монастыре под Псковом, где и умер в 1680 году как инок Антоний.

Среди 109 фигур горельефа памятника «Тысячелетие России» в Новгороде, символизирующих историю нашего государства, есть и фигура опочанина Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина.

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин – Московский государственный человек XVII века

Среди 109 фигур горельефа памятника «Тысячелетие России» в Новгороде, символизирующих историю нашего государства, есть и фигура опочанина Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина. Такого выдающегося политического деятеля и дипломата подобного масштаба в России не было ни в допетровскую эпоху, ни при Петре I. Недаром иностранцы называли Ордин-Нащокина «русским Ришелье». Фрагмент горельефа памятника «Тысячелетие России»

Александр Лаврентьевич родился в семье небогатого псковского дворянина около 1606. Вел род от некоего « Нащоки » – раненного в щеку участника восстан-ия жителей Твери против ханского бас-кака Чол-хана в 1327. Детство и отроче-ство прошло на Псковщине – в Опочке. Местные дьячки научили его грамоте и математике, поляки – польскому языку и латыни, позже он сам овладел немец-ким и молдавским, а также современ-ным ему русским литературным язы-ком, риторикой – как он сам выразился, научился «писать слогательно ». В декабре 1621 года, когда Афанасию предположительно исполнилось 15 лет, отец отвез его в Псков и записал в псковский полк на государеву службу как сына боярского (низший чин служилого человека по отечеству) из Опочки. Детство Ордина-Нащокина

Псковское восстание 1650 Поначалу человеку, знающему «немецкие нравы» образованному стали давать дипломатические поручения, среди которых было участие в пограничных съездах, посольстве в Молдавию. Царю Алексею Михайловичу Ордин-Нащокин стал известен лишь 1650 года, когда Афанасий Лаврентьевич сыграл большую роль в подавлении псковского восстания.

В тяжелой войне с Польшей 1654-67 годов Ордин-Нащокин командует отрядом, полком; был воеводой городов Друи и Кокенгаузен в Ливонии. В 1658 г. Ордин-Нащокин подписал выгодное Валиерсарское перемирие со Швецией; вел переговоры с Курляндией и Польшей, добивался союза с последней для успешной борьбы с Турцией и Швецией за выход к морю.

В 1667 году под редакцией Ордин-Нащокина был составлен Новоторговый устав. С точки зрения экономической политики устав представляет собой памятник политики меркантилизма. По содержанию его можно разделить на две части: - общие вопросы организации таможенного управления, проблемы русской торговли; - нормы, регулирующие торговлю иностранцев. Посольский приказ, в котором был составлен Новоторговый устав. Новоторговый Устав был нужен для того чтобы создать условия для развития экспорта, ограничения импорта и умножения государственной казны, а также для создания экономической независимости России от торгового капитала иностранных государств

Андрусовское перемирие - соглашение, заключённое в 1667 между Россией и Речью Посполитой на 13,5 лет. Название произошло от деревни Андрусово (сейчас Смоленская область), в которой оно было подписано. Перемирие завершило войну, длившуюся с 1654 года за территории современной Украины и Белоруссии. России удалось вернуть земли, которые принадлежали ей до Смутного времени. Оно также привело к сближению России и Речи Посполитой на почве совместной борьбы против Османской империи.

«Орел» - первый русский двухпалубный военный корабль - был построен в 1669 году. Верфь заложили в селе Дединово, в 26 км от Коломны. Это место на левом берегу Оки при впадении в нее Москвы-реки стало первым русским адмиралтейством. Организатором постройки был А. Л. Ордин-Нащокин. Корабль «Орел»

Ордину-Нащокину принадлежит заслуга организации первых почт в России (1669).

В то время, когда А. Л. Ордин-Нащокин заведовал Посольским Приказом, он употреблял особую тайнопись, ключ которой приведен на рисунке. Тайнописями писали «памяти», то есть инструкции подьячим Приказа тайных дел, ездившим за границу с разнообразными, иногда с очень ответственными поручениями.

Завершение карьеры и смерть Все достижения на службе вызвали ненависть родовитых бояр к «худородному» дворянину. Разногласия с царем привели к отставке Ордин-Нащокина. В 1671 году он постригся в Крыпецком монастыре под Псковом, где и умер в 1680 году как инок Антоний.

Ордин-Нащокин был дипломатом первой величины - "наихитрейшей лисицей", по выражению страдавших от его искусства иностранцев. "Это был мастер своеобразных и неожиданных политических построений, - говорит о нем великий русский историк Ключевский. - С ним было трудно спорить. Вдумчивый и находчивый, он иногда выводил из себя иноземных дипломатов, с которыми вел переговоры, и они ему же пеняли за трудность иметь с ним дело: не пропустит ни малейшего промаха, никакой непоследовательности в дипломатической диалектике, сейчас подденет и поставит в тупик неосторожного или близорукого противника".

Ордин-Нащокин – политик-западник Занимался российский канцлер и многим другим – железоделательными заводами, мануфактурами, торговыми дворами и так далее. Он стремился вывести страну из отсталости, твердо отстаивал государственные интересы, не боясь опалы; был постоянно деятелен и совершенно неподкупен, вел борьбу с канцелярской рутиной. Нащокин был одним из немногих западников, думавших о том, что можно и чего не нужно заимствовать, искавших соглашения общеевропейской культуры с национальной самобытностью.

Будучи в 1665 году псковским воеводой, проводит реформу с введением элементов самоуправления, пытается создать первый в России банк.