7 октября 1977 года Верховный Совет СССР принял новую конституцию, которая оказалась четвертой и последней в истории советской страны. Этот Основной закон, получивший гордое название «конституция развитого социализма» прекратил свое действие в 1991 году, как только перестал существовать сам Советский Союз.

Старт конституционному процессу в новом советском государстве дала Первая Конституция, которая была принята в 1918 году в связи с образованием РСФСР. Она отражала актуальный на тот момент призыв «Вся власть Советам!», который из простого лозунга превратился в основополагающий принцип строительства нового государства. В связи с чем, Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

Вторая Конституция (первая Конституция СССР) была принята в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года в связи с образованием СССР. Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

После индустриализации, коллективизации и фактической кардинальной реформы власти, которая стала результатом победы И.В.Сталина в ожесточенной внутрипартийной борьбе, принцип «Вся власть Советам» хотя и продолжал существовать формально, однако реальное значение полностью утратил. Это обстоятельство потребовало соответствующего законодательного оформления, в результате чего появилась Третья конституция - Конституция СССР от 1936 года, которую в народе окрестили «сталинской». Из самого этого прозвища следовало, что единоличная власть вождя теперь поддерживалась конституционно, как и главенство партийных структур над государственными. И кроме того, новый Основной Закон окончательно закрепил приоритет союзного законодательства над республиканским, утвердив таким образом жесткую (практически царскую) централизацию власти.

Последняя Конституция СССР («брежневская») была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Она хотя и не вносила существенных изменений в государственный строй, однако ее общий дух вносил некоторую либерализацию во внутриполитическую практику, как бы подчеркивая окончательный конец сталинской эпохи. Одним из моментов такой либерализации стал ввод нового понятия - «трудовой коллектив», который вносился в список легальных общественных организаций и наделялся формальным правом законодательной инициативы и правом выдвижения кандидатов в органы власти. Что хотя и чисто номинально, но уравнивало трудовые коллективы в правах с КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и другими легальными организациями.

Эта видимость «опоры на трудовой народ» так импонировала руководству страны, что законодательная база деятельности трудовых коллективов постоянно расширялась. Результатом чего стало появление в 1983 году специального закона «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями».

Брежневская конституция внесла еще ряд изменений чисто косметического характера. Например, советы депутатов трудящихся были переименованы в советы народных депутатов, а срок их полномочий продлен до 2,5 лет (срок полномочий Верховного Совета продлили до 5 лет). Важным было и то, что эта конституция законодательно закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6), которая и так существовала фактически. Этот последний в истории СССР Основной закон вошел в историю как «конституция развитого социализма».

За весь период действия последней Конституции СССР поправки в ее текст вносились шесть раз и касались в основном статей, посвященных деятельности органов власти. А формальный конец ее действия наступил вместе с прекращением существования самой страны, для которой она была написана. Это случилось 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Республика Беларусь). В этот день президентами РСФСР и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, а также председателем Верховного Совета Белоруссии Станиславом Шушкевичем было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное как Беловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности.

История принятия

  • Декларация об образовании СССР
  • Договор об образовании СССР.

Декларация об образовании СССР

В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. Она не просто декларировала создание Союза. Она задавала ему цель, будучи пронизана царившим в то время чаяньем мировой революции . Цитаты из Декларации:

  • «Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.»
  • «доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем»
  • «новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Договор об образовании СССР

Договор в редакции Конституции 1924 года включал 11 глав:

  • Глава I. Предметы ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик
  • Глава II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
  • Глава III. О Съезде советов СССР
  • Глава IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР
  • Глава V. О Президиуме ЦИК СССР
  • Глава VI. О Совете народных комиссаров СССР
  • Глава VII. О Верховном суде СССР
  • Глава VIII. О народных комиссариатах СССР
  • Глава IX. Об Объединенном государственном политическом управлении
  • Глава X. О союзных республиках
  • Глава XI. О гербе, флаге и столице СССР

Основные положения Конституции 1924 года

Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

  • внешние сношения и торговля,
  • решение вопросов о войне и мире,
  • организация и руководство вооруженными силами,
  • общее руководство и планирование экономики и бюджета,
  • разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство .

Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР , избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда.

В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР , в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры - «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конституция СССР 1924 года" в других словарях:

    - (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже «Конституция победившего социализма») основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. Содержание 1… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Конституция СССР. Конституция СССР 1977 года конституция СССР действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Первая редакция существенно не изменила… … Википедия

    Года была утверждена Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. Содержание 1 История принятия 2 Структура Конституции 1924 года … Википедия

Первая Конституция СССР после юридического образования государства очертила основы юридических отношений между республиками и утвердила порядок реализации государственной власти на территории СССР.

Причины принятия Конституции

30 декабря 1922 года считается датой создания СССР. Именно в тот день был подписан Договор об основании Союза Советских Социалистических республик. Подписали этот документ 4 субъекта: Украинская ССР, Российская ССР, Белорусская ССР и Закавказье. До этого времени действовала большевистская Конституция 1918 года, но ее обязательно надо было менять.

Принятие первой Конституции СССР было обусловлено новой политической реальностью. Период Гражданской войны характеризовался политической раздробленностью, то есть не было единства в обществе. Конституция 1918 года уже не могла эффективно влиять на развитие общественной и политической жизни в государстве.

Первая Конституция СССР: история ее утверждения

Решение о разработке проекта Конституции было принято на том же Съезде народных депутатов, который узаконил создание государства в декабре 1922 года. Для разработки норм основного закона законодатели решили организовать работу шести комиссий. Безусловно, логика в этом есть. Во-первых, каждая комиссия отвечала за какую-то конкретную тематику. Во-вторых, на советскую власть в то время работало не так уж и много опытных юристов, поэтому в случае написания нескольких проектов партийное руководство должно было выбрать наиболее грамотный и соответствующий реальной обстановке вариант.

После того как комиссии разработали проект Конституции и он был одобрен Центральным исполнительным комитетом, текст разослали для ознакомления и внесения собственных предложений республиканским правительствам. Логика этого действия вполне ясна: в первый период своего существования СССР действительно был "союзным", а не централизованным государством.

После внесения предложенных и одобренных правок летом 1923 года документ рассматривают на Пленуме РКП (б) и на заседании ЦИК СССР. Он получает одобрение. Но для полной юридической легализации нормативно-правового акта в форме основного закона СССР требовалось созвать Второй Съезд народных депутатов СССР. Голосование о принятии Конституции состоялось 31 января 1924 года.

Структура Конституции

Как мы успели подметить, образование СССР, первая Конституция СССР - это явления взаимосвязанные. Прежде чем говорить о сути документа детально, рассмотрим структуру текста. Просмотрев бегло основные моменты, мы увидим, что в структуре Конституции можно выделить 2 основных раздела: Декларацию и Договор о создании СССР. В отличие от современных конституций, там не было раздела о правах и свободах человека, местном самоуправлении (на уровне города и села), избирательном процессе и т. д.

Декларация как первый раздел Конституции

Первая Конституция СССР вместо преамбулы имела в своем тексте декларацию. Такая структура немного нетипична даже для Конституций ХХ века, но все же... О чем шла речь в этом разделе?

Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Годы войны были еще свежи в памяти народа, поэтому отражение в декларации влияния этих событий на жизнь людей выглядело вполне логично. Подчеркивалась победа диктатуры пролетариата над силами империализма. В нескольких словах констатировались факты тяжелых последствий военных действий в плане экономики (разоренные поля, разрушенные предприятия и т. д.).

Кроме этого, очень четко показывались "недостатки" капиталистического строя (эксплуатация человека человеком, неравенство народов, дискриминация по расовому принципу). Советский строй, напротив, показывался как наиболее гуманный из всех возможных. Лишь диктатура пролетариата, по мнению авторов, могла стать надежной опорой для каждого жителя государства. Первая Конституция СССР была идеологически сильным документом, который гарантировал сильную основу для стартового развития советского государства.

Полномочия СССР и союзное гражданство в Конституции 1924 года

Договор об основании СССР предусматривал разделение властных полномочий между центром и властями союзных республик. Сфера компетенции центральных органов власти конкретно была обрисована в первой главе второй части основного закона. Итак, московские власти отвечали за:

Взаимоотношения с иностранными государствами;

Кредитную политику как внутри страны, так и за ее пределами;

Вопросы войны и мира;

Вопросы торговли с иностранными партнерами и внутри страны;

За советскую армию, ее обеспечение и развитие;

Транспортное сообщение и почтовое дело;

Судебную, здравоохранительную и образовательные системы.

Первая Конституция СССР вводила понятие общесоюзного гражданства. Глава 2 Договора устанавливала, что суверенитет союзных республик распространялся на всю их территорию. В каждой республике существовало свое собственное гражданство. Такая юридическая форма государства, как союз, автоматически подразумевает распространение суверенитета союза на всю его территорию. Соответственно, граждане союзных республик автоматически получали советское гражданство, дающее право беспроблемного проезда по всей территории огромного государства.

Законодательная власть

Первая Конституция СССР была принята в году смерти Владимира Ильича Ленина. Развитие советского государства на тот момент только начиналось. Отметим, что система власти, утвержденная Конституцией 1924 года, была довольно неплохой. Роль законодательного органа исполнял Центральный исполнительный комитет. Состоял этот орган из Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза состоял из 414 депутатов. Представительство было от каждой союзной республики пропорциональное, в зависимости от количества населения. Совет Национальностей включал в себя по 5 представителей от полноправных союзных республик и по одному делегату от различных автономных образований (Аджария, Абхазия и т. д.). ЦИК рассматривал на своих заседаниях проекты законодательных актов, которые подавали: Президиум ЦИК (постоянный орган, который действовал в перерывах между сессиями ЦИК), народные комиссары, СНК.

Исполнительная и судебная власть

Первая Конституция СССР в роли главного органа исполнительной власти определяла Совет народных комиссаров. Фактически это современное правительство. СНК создается ЦИКом как орган, ведающий исполнительной властью. Первая Конституция СССР говорит, что состав СНК таков:

Председатель (аналогия в современном мире - премьер-министр);

Несколько заместителей (вице-премьеры);

Народные комиссары, отвечающие за политику в основных отраслях советской жизни: иностранные дела, армия и флот, торговля, транспорт, почта и телеграф (очень важные тогда средства связи), народное хозяйство, труд, финансы, продовольствие.

Чем ознаменовался еще 1924 год в истории?

Год первой Конституции СССР оставил еще один след в истории СССР - 21 января 1924 года умер лидер Октябрьской революции Владимир Ульянов-Ленин. Кроме того, Великобритания в этом году признала существование СССР как государства. Вследствие международных переговоров в Италии СССР заключило Рапалльский договор, который еще раз подтвердил международное признание СССР. Зимой 1924 года была проведена денежная реформа, приведшая к стабильности в финансовом секторе и практически исчезновению инфляции.

ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ СССР

Оформление единого союзного государства как федерации суверенных советских республик бы-ло продолжено на II Всесоюзном съезде Советов, который 31 января 1924 г. утвердил первую Конституцию СССР. Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на причины и принципы объединения республик (добровольность и равноправие). СССР оставался открытым объединением для вхождения в его состав новых республик "...имеющих возникнуть в будущем". За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, а ее территория могла быть изменена только с ее согласия. Договор состоял из 11 глав: 1. О предметах ведения верховных органов власти СССР. 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве. 3. О Съезде Советов СССР. 4. О Центральном Исполнительном Комитете СССР. 5. О президиуме ЦИК СССР. 6. О СНК СССР. 7. О Верховном суде СССР. 8. О народ-ных комиссариатах СССР. 9. Об ОГПУ. 10. О союзных республиках. 11 О гербе, флаге и столице СССР.

В исключительное ведение Союза входили внешняя политика и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ общесоюзного законодательства. Высшим органом власти являлся Съезд Советов СССР (собираемый раз в год), а в период между съездами – ЦИК СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета (представители республик пропорционально населению) и Совета Национальностей (представители союзных и автономных республик – по 5 депутатов от каждой, и авто-номных областей - по 1 депутату). Число председателей ЦИК соответствовало числу союзных республик. Председателями ЦИК СССР в то время являлись М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Г. А. Червяков и Н. Н. Нариманов. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом власти являлся Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. ЦИК СССР формировал высший исполнительный орган – СНК СССР из 10 наркоматов. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщений, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов и РКИ. Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались функции разбирательства дел о злоупотреблениях высших должностных лиц СССР и рассмотрение дел о соответствии республиканского и союзного конституционного законодательства.

Все остальные сферы управления находились в исключительной компетенции союзных республик. В конституции СССР 1924 г. не было характеристик общественного устройства союзного государства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве и местных органах власти. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Конституция РСФСР была принята в 1925 г.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В 20-Е ГОДЫ

В день, когда состоялось образование союзного государства, вышла работа Ленина «По вопросу о национальностях и автономизации». В ней сквозит недовольство Ленина всей историей, связанной с образованием СССР, несвоевременной затеей , которая, по его мнению, «завела все дело в болото». Однако старания Ленина, его попытки «разобраться» с проявлениями великорусского шовинизма, наказать виновников «грузинского инцидента» особых последствий не имели. Поток событий в партии устремился в другую сторону и проходил без участия Ленина. Уже разворачивалась борьба за его наследство, в которой все больше проявлялась фигура Сталина. Можно сказать, что, показав себя сторонником централистского государства, крутых и грубых административных решений в национальном вопросе, Сталин мало изменил свое отношение к национальной политике, постоянно подчеркивая опасность националистических проявлений и необходимость их беспощадного подавления.

II Всесоюзный съезд Советов, состоявшийся в январе 1924 г., в траурные дни, связанные со смертью Ленина, принял союзную Конституцию, в основе которой лежали Декларация и Договор, а в остальном ее положения зиждились на принципах Конституции РСФСР 1918 г., отражавших ситуацию острого социального противоборства. В 1924-1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторяющие положения общесоюзной.

Одним из первых мероприятий, проведенных в рамках Союза, было «национально-государственное размежевание Средней Азии». На территории региона до 1924 г. располагались, кроме Туркестанской АССР, образованной еще в 1918 г., две «народные» советские республики - Бухарская и Хорезмская, созданные после свержения большевиками с престола бухарского эмира и хивинского хана. Существующие границы явно не соответствовали расселению этнических общностей, чрезвычайно пестрому и неоднородному. Не совсем ясен был вопрос и о национальной самоидентификации народов, и о формах их самоопределения. В результате длительных обсуждений национальных вопросов на местных съездах и курултаях и перекройки границ образовались Узбекская и Туркменская союзные республики. В составе Узбекской ССР была выделена автономия таджиков (впоследствии получившая статус союзной республики), а в ней - Горно-Бадахшанская АО. Часть территории Средней Азии была передана Казахской АССР (также впоследствии ставшей союзной республикой). Туркестанские и хорезмские каракалпаки образовали свою АО, вошедшую в состав Казахской АССР, а в последующем перешедшей в Узбекскую ССР на правах автономной республики. Киргизы образовали свою автономную республику, вошедшую в состав РСФСР (позднее она тоже была преобразована в союзную республику). В общем и целом национально-государственное размежевание Средней Азии позволило обрести региону на некоторое время стабильность и устойчивость, однако крайняя чересполосица этнического расселения не позволяла разрешить вопрос в идеальном варианте, что создавало и создает вплоть до настоящего времени источник напряженности и конфликтов в данном регионе.

Возникновение новых республик, автономных областей шло и в других районах страны. В 1922 г. в составе РСФСР были образованы Карачаево-Черкесская АО, Бурят-Монгольская АО (с 1923 г. - АССР), Кабардино-Балкарская АО, Черкесская (Адыгейская) АО, Чеченская АО. В составе ЗСФСР на территории Грузии были созданы Аджарская автономия (1921 г.) и Юго-Осетинская АО (1922 г.). Отношения Грузии и Абхазии, двух территорий с застарелым национальным конфликтом, были оформлены в 1924 г. внутренним союзным договором. В составе Азербайджана в 1921 г, была образована Нахичеванская АССР, в 1923 г. - Нагорно-Карабахская АО, населенная преимущественно армянами. На территории Украины на левобережье Днестра в 1924 г. возникла Молдавская АССР. Столь подробное перечисление национальных образований в СССР связано с тем, что сегодня, в период распада союзного государства, многие из них являются зонами и потенциальными очагами межнациональных конфликтов.

Обретение народами бывшей Российской империи своей государственности имело двоякие последствия. С одной стороны, оно пробуждало национальное самосознание, способствовало становлению и развитию национальных культур, позитивным сдвигам в структуре коренного населения. Постоянно повышался статус этих образований, удовлетворяющий росту национальных амбиций. С другой стороны, этот процесс требовал адекватной тонкой и мудрой политики центрального союзного руководства, соответствующей национальному возрождению. В ином случае загоняемые до поры до времени внутрь национальные чувства и их игнорирование таили в себе потенциальную опасность взрыва национализма при неблагоприятном раскладе событий. Правда, в то время руководство мало задумывалось об этом, щедрой рукой нарезая территории отдельным государственным образованиям, даже если коренные жители и не составляли на них большинства населения, или легко передавая их «из рук в руки», от одной республики к другой, - еще один потенциальный источник напряженности,

В 1920-е гг. в рамках национально-государственных образований проводилась так называемая политика коренизации, которая заключалась в привлечении национальных кадров к государственному управлению. Многие из созданных национальных учреждений не имели ни своего рабочего класса, ни сколько-нибудь значительной интеллигенции. Здесь центральное руководство вынуждено было нарушать принципы «диктатуры пролетариата» в пользу национального равноправия, привлекая к руководству весьма разношерстные элементы. Эта сторона коренизацин положила начало образованию местных элит с присущей им национальной спецификой. Впрочем, центр прилагал немало усилий, чтобы держать этих местных руководителей «в узде», не допуская излишней самостоятельности и беспощадно расправляясь с «национал-уклонистами». Другой аспект коренизации - культурный. Он заключался в определении статуса национальных языков, создании письменности для тех народов, которые ее не имели, строительстве национальных школ, создании собственных литератур, искусства и т.д. Надо отдать должное: государство уделяло очень много внимания помощи отсталым в прошлом народам, выравниванию уровней экономического, социального и культурного развития отдельных наций.

К вопросам национально-государственного строительства тесно примыкает реформирование административно-государственного устройства страны. На необходимость его указывалось еще в период революции. Но только окончание гражданской войны позволило перейти к непосредственному решению этой задачи, которая состояла в том, чтобы от чисто административного перейти к административно-хозяйственному делению государства в соответствии с исторически сложившимися экономическими районами. Работа велась под руководством ВЦИК и Госплана. Переход к нэпу потребовал внести в эту работу необходимый элемент децентрализации, передачи части управленческих функций на места. Национально-государственное строительство и образование СССР внесли коррективы в проект административно-территориальных преобразований. Фактически реформирование началось с 1923 г. путем создания в порядке эксперимента на территории РСФСР Уральской области и в 1924 г. Северо-Кавказского края. Во второй половине 1920-х гг. были образованы еще 6 краев (административные единицы, имеющие внешнюю границу или включающие в себя автономии): Сибирский (1925), Дальневосточный (1926), Средне-Волжский (1928), Нижне-Волжский (1928), Северный (1929), Нижегородский (1929) и 5 областей, не считая национальных образований, к ним приравненных: Ленинградская (1927), Центрально-Черноземная (1928), Московская (1929), Ивановская Промышленная (1929) и Западная (1929). Было упразднено прежнее деление на губернии, уезды и волости. Края и области делились на округа (вскоре ликвидированные), округа - на районы, районы - на сельсоветы. В конце 1920-х г. были выделены отдельно национальные округа (всего 10) и районы.

НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1925 Г.

Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Последняя закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».

Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван «измененным текстом Конституции».

Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 года значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20 было закреплено: «Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов». При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 года имеется и в ст. 51 Конституции 1925 года.

В отличие от Конституции 1918 года Конституция 1925 года не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них.

То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 года, заключается в следующем.

1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст. 3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на Х Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.

В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма применительно ко всем союзным республикам в Конституции СССР 1924 года имелась).

Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.

В структуре Конституции была выделена гл. 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях.

К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России

Принятие первой Конституции СССР - 1924 г.

Принятие второй («сталинской») Конституции СССР - 1936 г.

Принятие третьей («брежневской») Конституции СССР - 1977 г.

Конституция СССР 1924 г.

Была утверждена 2-м съездом Советов СССР и стала основным законом в СССР. Решение съезда о разработке общесоюзного документа легло в основу создания Конституции СССР.

Конституция СССР включала в себя 2 раздела:

  • Декларацию об образовании СССР - включала в себя принципы объединения и направляла к одной из главных целей в то время - борьбе против мирового капитализма;
  • Договор об образовании СССР, состоящий из 11 глав.

Основные особенности Конституции 1924 г.:

  • Съезд Советов СССР считался главным органом управления, без ведома которого внесение любых изменений в документ было невозможным;
  • союзная республика имела право в любой момент выйти из СССР, но изменить территорию только с ее одобрения; было установлено единое союзное гражданство;
  • ЦИК СССР считался верховным органом власти в перерывах между съездами, а в промежутках между сессиями ЦИК главным органом законодательной власти был Президиум ЦИК СССР;
  • ЦИК СССР учредил Совет народных комиссаров СССР, являющийся главным исполнительным и распорядительным органом, в составе которого был председатель СНК, его заместители и 10 наркомов.

Благодаря Конституции союзные республики во время образования СССР стали частью федеративного союза.

Конституция СССР 1936 г.

Известна также как «сталинская» и «Конституция развитого социализма». Была принята 8-м чрезвычайным съездом Совета СССР 5 декабря. Ее задачей было выражение важного этапа в истории государства - построение социализма.

Историк О.В. Хлевнюк высказался о том, что эта Конституция по сравнению с Конституцией СССР 1924 г. носит более демократический характер, так как хочет добиться симпатии к Советскому Союзу со стороны международного общества для совместной борьбы с усиливающимся фашизмом.

Активное участие в создании текста Конституции принимали и Бухарин. Официально ее опубликовали 6 декабря.

Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Общественное устройство СССР было утверждено в 12 статьях 1-й главы. Рассмотрим содержание Конституции:

  • основа экономики - плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и производственные средства;
  • у всех граждан советского государства впервые появились равные права:
    • всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
    • право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и при болезни, право на бесплатное образование;
  • была объявлена свобода слова, совести, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности и тайна переписки;
  • средства связи, транспорт, земля, вода и многое другое было объявлено всенародным достоянием; занимаемая колхозами земля была отдана им в вечное пользование;
  • партия большевиков была объявлена главным представителем всех общественных и государственных организаций;
  • Верховный Совет СССР был провозглашен высшим законодательным органом власти, в перерывах между сессиями эти функции выполнял его Президиум;
  • Совет народных комиссаров СССР (позднее Совет министров) считался высшим исполнительным органом.

27 февраля 1947 г. была утверждена новая версия Конституции с внесенными изменениями. В 1962 г., согласно решению Верховного Совета СССР, была основана комиссия во главе с , занимавшаяся созданием проекта новой Конституции СССР. В конце 1964 г. эту комиссию возглавил .

7 октября 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР. 5 декабря был объявлен Днем Конституции - официальный государственный праздник.

Конституция СССР 1977 г.

Действовала с 7 октября 1977 г. до (1991), став последней Конституцией Советского Союза. Во время принятия она включала в себя 9 разделов, 21 главу и 174 статьи. Рассмотрим краткое содержание Конституции:

  • вводная часть - содержала характеристику советского общества, сохраняла принципы прежних конституций. Ее текст был значительно больше, чем Конституции РФ 1993 г.;
  • политическая система - данный раздел включал в себя общие принципы социалистического строя и основу развитого социалистического общества;
  • экономическая система - ее основу составляла государственная и колхозно-кооперативная социалистическая собственность на производственные средства, действовал принцип планового хозяйства;
  • органы власти - увеличился срок управления для верховных и местных Советов, из ранее принятой Конституции СССР за гражданами осталось право референдума;
  • государственное устройство - без существенных изменений. За республиками Союза осталось право на возможность в любой момент выйти из состава СССР, которым они воспользовались при распаде СССР.

В период действия данной Конституции СССР в нее вносились различные изменения, самым значимым из которых стала отмена 6-й статьи. Была отменена однопартийность, КПСС был снят с руководящей должности, была введена должность Президента СССР.