"Грамоте учиться - всегда пригодится" (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).

«Грамоте учиться - всегда пригодится»

(познавательная игра для учащихся 7 классов

по русскому языку).

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Учащиеся делятся на команды. Ведущий – учитель.

Вступительное слово учителя

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песни и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаём, какие мысли были у наших предков. Через слова мы можем обратиться к нашим правнукам, которые будут жить после нас. И всё это благодаря словам. А слова составляют язык.Что же такое слово? (Ответы)

« Слово – это единица речи, служащая для выражения отдельного понятия». (С.И.Ожегов.) «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».(В.И.Даль.)

И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

Разминка

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

4. Что общего у дня и ночи? (Ь на конце слова.)

5. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)

6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный» язык, язык Пушкина, варёный язык.)

Ведущий. Обратите внимание, что варёный язык к нашему языку не имеет никакого отношения. Это омонимы. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.

От каждой команды выделяется по одному представителю. По очереди они отвечают на вопросы. Как говорить правильно:

1. Кто последний или крайний?

2. Я извиняюсь или извините, пожалуйста?

3. Вы сходите или выходите на следующей остановке?

Конкурс знатоков ударений

На доске написаны слова в три столбика. Приглашаются участники. В словах нужно расставить ударение.

Агентмелькомводопровод

Гусеницагазопроводзаржаветь

Тортывахтербанты

Балуюсьщавель каталог

Комбайнеркварталсвекла

Тефтеливключимзвонит

Ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы, «Ведь пословица недаром молвится».

Конкурс знатоков поговорок

1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почём фунт лиха.)

2. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)

3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)

4. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.)

5. Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.)

6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.)

Конкурс знатоков пословиц

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».(Поспешишь- людей насмешишь.)

2. Украинская: « И живи до старости, и учись до старости».(Век живи- век учись.)

3. Киргизская: « Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь».

4. Малайская: «Кончил шить- оборвал нить». (Сделал дело- гуляй смело.)

5. Киргизская: « Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда».(Что посеешь, то и пожнёшь.)

6. Таджикская: « Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)

Ведущий. Следующее задание- подобрать окончания к поговоркам.

1. Сам пропадай- … (а товарища выручай).

2. По одёжке встречают - …(по уму провожают).

3. Семь раз отмерь - …(один раз отрежь).

4. Глаза страшатся - …(а руки делают).

5. С кем поведёшься-…(от того и наберёшься).

6. Старый друг-…(лучше новых двух).

7. Не место красит человека-…(а человек место).

8. Не говори «гоп»-…(пока не перепрыгнешь).

9. Береги платье снову-…(а честь смолоду).

А теперь перейдём к фразеологическим оборотам, которыми богат наш язык. Попробуйте объяснить некоторые фразеологизмы:

1. Остаться у разбитого корыта (Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке).

2. А Васька слушает, да ест (Крылов).

3. Слона-то я и не приметил (Крылов).

Из басен Крылова вошли в нашу речь многие крылатые выражения.

Заключительное слово учителя

Образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились,- это лишь капля в море слов. Но,возможно, она приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью», другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». Поэтому, если полез за словами в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, эти мудрёные слова.

(Подведение итогов игры).

Болдырева Ольга Васильевна

Цель занятия : помочь детям в игровой форме освоить программный материал , сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи :

Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, составлении предложений по схеме, нахождении места звука в слове. Способствовать накоплению у детей представлений о дифференциации изученных звуков; умению делать звуковой анализ слова; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей.

Развивать умение планировать свою деятельность, делать свои выводы. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Формы реализации детских видов деятельности : игры с речевым сопровождением, (отгадывание загадок, работа со схемами, разгадывание ребусов, физкультминутка, решение проблемной ситуации, ситуативный разговор.

Формы организации : групповая , подгрупповая , индивидуальная.

Оборудование :

Демонстрационный материал :

карточка с разными буквами, «Какая буква лишняя?» ;

символы звуков (кружки красного, синего и зеленого цвета) ;

карточка с «зашифрованными буквами» ;

Раздаточный материал :

схема для определения места положения гласного звука в слове;

карточки с недописанными буквами; схемы предложений;

пеналы с фишками; карточки с игрой «Расшифруй слово» ;

карточки с игрой «Раздели слова на слоги.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент :

Воспитатель выходит в центр группы и , протягивая по направлению к детям руки ладонями вверх, говорит : «Я рада вас видеть. Меня зовут Болдырева Ольга Васильевна» .

Дети подходят, называют свои имена, кладут поочередно ладошки на руку ведущего (это должны сделать все участники занятия) и вместе с воспитателем громко произнести : «Здравствуйте!» .

Эмоциональная настройка.

Воспитатель : Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель : Присаживайтесь на ковер и все внимание на меня.

Ребята, скажите, пожалуйста, в какой детский сад вы ходите, как он называется(«Дружба» , а в какую вы ходите группу ? (Подготовительную группу ) . Значит, скоро вы станете школьниками. Сегодня к нам в гости пришли учителя , которые в этом году будут набирать первые классы. Они пришли, чтобы посмотреть, как вы готовитесь к школе, чему уже научились. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?

Сегодня мы с вами будем играть в специальные игры с заданиями, которые продемонстрируют нашим гостям, как мы готовимся к обучению грамоте . Задания я обозначила цифрами и разместила по всей группе , а выполнять мы их будем в порядке возрастания.

1 задание : Игра «Эрудит» (Надо быстро отвечать на вопросы) .

1. Мы видим буквы или звуки? /буквы/

2. Назовите слово «парк» без звука [к] /пар/

3. Какой согласный звук 2 раза встречается в слове сосулька? /[с]/

4. Назовите 1 словом сильный дождь. /ливень/

5. Назовите столицу нашей Родины? (Москва)

6. Назовите символы нашей страны? (флаг, герб, гимн)

7. Что обозначают три цвета на нашем флаге (мир, вера, сила и кровь) .

8. Что изображено на гербе? (ответы детей)

9. Кто управляет нашей страной? (президент - В. В. Путин) .

10. Кто первым полетел в космос? (Ю. Гагарин) .

11. В какой области мы живем? (Саратовской) .

12. Как называется город, в котором мы живем (Новоузенск) .

13. Сколько дней в неделе? (семь) .

14. Сколько времен года (четыре) .

15. Какое время года сейчас (зима) .

16. Кто «папа» ягненка? /баран/.

17. Назовите 4-е слово : птица- гнездо, человек -… /дом/

18. Как называется время суток между утром и вечером? /день/

19. Сколько месяцев в году(12)

20. Какой месяц между декабрем и февралем? /январь/

Воспитатель :

– Пройдите, пожалуйста, за столы. Давайте вспомним, что такое «речь» ? Из чего она состоит? (Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из букв и звуков. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем. Буквы -это графические значки, обозначение звуков на письме).

2 задание : Игра «Расшифруй слово»

Задание выполняется у доски. (Слова : нога, душ, мост, ключ, перо- по 1-ым звукам;

Слова : (рот, сыр, кино – по последним звукам) .

Воспитатель : А теперь самостоятельно. У вас на столах карточки с аналогичными заданиями. Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадрат (с какой буквы начинается слово каждого рисунка, ту и надо вписывать в квадрат). Слова : дом, сок, щенок, дуб.

Воспитатель :

Молодцы, ребята, вы отлично справились с этой игрой. Давайте посмотрим, что же нас ожидает в следующем задании?

3 задание : Игра «Определи звук в слове»

Воспитатель : Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -М - и мягкий звук -М’-(Ответы детей) .

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные. Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные- ударные и безударные. Гласные первого ряда образуют твердые согласные, а гласные второго ряда образуют мягкие согласные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.

И – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

Ш – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.

К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.

А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

Какой звук в этом слове ударный? Звук -И -, рядом ставим черную фишку.

Если мы заменим гласный звук И на гласный Ы, что получится ? (мышка) .

Для закрепления твердого и мягкого звуков сделать схемы слов : кит-кот, бинт-бант.

Игра «Дразнилка»

Воспитатель :

Повторяйте за мной слоги, называя только мягкий вариант :

А сейчас ответьте на вопросы так, чтобы слова начинались на звук М.

Какая ягода растет в саду? Любимое лакомство в жаркий день? Кого можно увидеть в зоопарке? Что любит медведь? Какой овощ растет в земле? Без какого фрукта не обходится ни один «Новый год?»

Физкультминутка


Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

4 задание : Игра «Лишнее слово»

КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС.

КОСА, КОЗА, КОЗА, КОЗА.

КЕПКА, РЕПКА, КЕПКА, КЕПКА.

КРОТ, КРОТ, РОТ, КРОТ.

КОТ, ГОД, КОТ, КОТ.

ДУДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА.

ЦАПЛЯ, ЦАПЛЯ, КАПЛЯ, ЦАПЛЯ.

ДОМ, ДОМ, ДОМ, ТОМ.

ДОЧКА, ТОЧКА, ДОЧКА, ДОЧКА.

МЁД, МЁД, МЁД, ЛЁД.

5 задание : Игра «Какая буква «заблудилась» (Исправить ошибку) .

Продолжить это задание в рабочих тетрадях по грамоте (стр. 13 зад. №2) .

6 задание : Игра «Найди, что спряталось в слове?»

Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей. (летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

(Картинки показывать после того, как дети ответят на вопрос) .

7 задание : Игра «Раздели слова на слоги»

Воспитатель : Нужно закрасить столько «кирпичиков» , сколько слогов в этом слове. Чтобы слово правильно звучало, мы ставим …ударение. Как правильно поставить ударение? Ответы детей (слово нужно позвать и тот слог, который тянется и будет ударным) .

Физкультминутка

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет! Имитирующие движения руками.

Притопывание ногами.

Хлопки руками.

Наклоны вправо и влево.

8 задание : Игра «Составь предложение»

Воспитатель : Но прежде, чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним, что мы знаем о предложении? (Ответы детей : В предложении слова связаны между собой по смыслу.)

Послушайте и исправьте ошибки, если я буду неправильно строить предложения.

1. Юркий воробей собирать крошки.

2. Черный скворец поселиться в скворечнике.

3. Тетерев жить в лесу.

4. В лесу растут сосна.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения и связывать между собой слова по смыслу).


Из каких слов состоит предложение? (Из больших и маленьких) . Как называются маленькие слова? (предлоги) .

Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы) . Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) . Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения?!). Давайте прочитаем предложения с помощью схем и прочитаем их разной интонацией.

9 задание : Игра «Расставь цифры в порядке возрастания и узнай слово» .

Переставьте буквы в соответствии с цифрами в порядке возрастания и назовите получившиеся слова :

О К Н Е Ф А Т (КОНФЕТА)

Е Т А Г И М О Р (ГРАМОТЕИ )

10 задание : Игра «Расколдуй слово»

Воспитатель : И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.


Воспитатель : Молодцы!

А теперь давайте вспомним, в какие игры мы сегодня играли? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Как вы оцениваете себя сегодня? Кто себя оценил на отлично, покажите вот-так! Кто считает, что не отлично, а хорошо сегодня занимался, поднимите, пожалуйста руку.

Ребята, вы все сегодня меня очень порадовали. Я желаю вам всем, когда вы пойдете в школу, учиться только на «5» и «4» ! Запомните, ребята : «Грамоте учиться - всегда пригодится !"


Дети получают угощения.

    ФИО (полностью): Арчакова Елена Александровна

    Место работы: МБОУ Большебабинская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области

    Должность: учитель

    Предмет: русский язык и литература

    Внеклассная работа по русскому языку

«Грамоте учиться – всегда пригодится»

ЦЕЛИ: 1. Дать информацию о том, как учили грамоте на Руси.

2. Вызвать интерес к изучению русского языка;

3. Развивать навыки каллиграфического письма.

ОФОРМЛЕНИЕ:

1. На экране написаны пословицы:

«Грамоте учиться – всегда пригодится»;

«Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»

2. Выставка книг о русском языке.

3. Стенгазеты о языке «Русское слово».

4. На доске плакат с программой конференции.

Ученица знакомит с программой:

1. Что такое грамота.

2. Как учили грамоте на Руси.

3.О реформе азбуки.

4.Рассказ о седьмом падеже.

5. Занимательные упражнения.

6.Подведение итогов работы.

Вступительное слово

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, что такое грамота и как учили грамоте на Руси.

« Грамота» – от греческого слова «граммата» - это чтение и письмо, это умение читать и писать. В народе издавна говорят «Грамота – второй язык», а человека, умеющего читать и писать, называют грамотным. Если в старину человека, умеющего читать и писать называли грамотным, значит нас с вами можно назвать грамотными людьми.

- Что мы делаем для того, чтобы стать грамотными?

Отвечают дети.

- А как вы понимаете пословицу «Писать-то я пишу, а читать в лавочку ношу»

Отвечают дети.

Учитель: - Я вас попрошу выполнить небольшое задание – посмотрите инсценировку (инсценируют дети) и ответьте на вопросы (на экране вопросы):

а) Почему папу посчитали малограмотным?

б) О чем жалеет теперь папа?

в) Какую же роль играет почерк?

СЦЕНКА «Когда папа был маленьким, он быстро научился читать. Ему это было интересно. Он стал смотреть картинки, читать книжки, но совсем не хотел писать палочки, из которых появляются буквы. Он хотел только читать, а не писать. Прошло много лет, маленький папа стал взрослым. Почерк у него такой плохой и некрасивый, что многие считают его неграмотным. Однажды папе стало стыдно и неловко, когда он написал заявление. Его спросили:

Вы что, малограмотный?

Папа обиделся:

Нет, почему же, я грамотный! – сказал он.

А это у вас какая буква? – спросили его.

Ю, - ответил тихо папа.

Кто же так пишет Ю?

Ах, как хочется папе писать красиво, чисто, хорошим почерком, без клякс! Как жалеет он, что плохо писал палочки. Но теперь уже ничего не поделаешь. Сам виноват.

- Беседа с детьми по вопросам.

Учитель: - А сейчас, дети, вы узнаете как учили грамоте на Руси, расскажут вам об этом знатоки русского языка.

ВЫСТУПАЮТ ЗНАТОКИ:

На экране изображение древнерусской школы

1 знаток О древнерусской школе

Древнерусская школа изображена на одной из гравюр 1634 года так: «Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка, На лавках сидят ученики, Они все босы. Значит это школа для бедных. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по книгам, тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.» Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера с двухчасовым учебным перерывом. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один зубрил азбуку, другой перешел к складам, третий читал «часослов». И все следовало выучить «назубок», вызубрить. Каждый свое учил вслух. Недаром на Руси пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».

2 знаток: - Учили каждую букву по ее названию. (на экране древнерусские буквы и их названия)

А – аз

Б – буки

В – веди

Г – глаголь (говори)

Д – добро

Е – есть

Ж – живот (жизнь)

З – земля

Л – люди

М – мыслить

Н – наш и т.д.

Прежде всего ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке и вразбивку, Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа… потом Бе, Ве, Ге, Де… Би, Ви, Ги, Ди и т.д. (на экране запись).

Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уже произносил так как надо при чтении:

Буки – аз – ба

Веди – аз – ва

Люди – есть – ле

Покой – он – по и т.д.

После складов в две буквы шли склады в три буквы:

Вла, Гла, Дла и т.д. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.

Теперь не сложно догадаться, что слово азбука представляет сложение названий первых двух букв «аз» и «буки».

ПРОСМОТР ОТРЫВКА из фильма по АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ М. ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО» или выразительное чтение учеником отрывка из повести

(- Ну-ка, ты, пермяк солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

Буки

Попал! Это?

Веди.

Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?

Добро…

Вступилась бабушка:

Лежал бы ты, отец, смирно…

Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей.

Он обнял меня за шею горячей, влажною рукой и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. От него жарко пахло уксусом, потом и печеным луком, я почти задыхался, а он, приходил в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:

Земля! Люди!

Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» - на сутулого Григория, «я» - на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки…….)

3 знаток: О РЕФОРМЕ АЗБУКИ .

В начале 18 века Петр Первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас.

«При Петре Великом, - шутливо писал М.В. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (имеется ввиду гражданская азбука)

В 1917 – 1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.

4 знаток: - Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?

До изгнания из азбуки «ять» называли « буквой- страшилкой», так как она затрудняла правописание и приносила особенно школьникам много огорчений. Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение знать на «ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

Знаменитый «ять» был не одинок в русской азбуке прошлых лет. Вот перед вами три слова: мир – «тишина, спокойствие», мир – «вселенная», миро – «душистое вещество». Первый слог всех трех слов писался одинаково, а на письме обозначался тремя разными буквами. В первом слове писали и, во втором и с точкой (), а в третьем ижицу – Y .

«Ижица» выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головоломку, дать крепкий нагоняй». Ижица просуществовала до реформы 1917 – 1918 года.

2.Букву «ер» (Ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается «полезной» буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд). А до реформы 1917 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например домъ. Букву «ер» называли бездельником, лодырем. Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л.Н.Толстого «Война и мир» на 2080 страницах имеется 115 тысяч « никчемных бездельников». Если их собрать в одно место и напечатать подряд, они бы заняли 70 с лишним страничек. А сколько бумаги! Эта буква была самой дорогой буквой в мире.

5 знаток : РАССКАЗ О СЕДЬМОМ ПАДЕЖЕ

А теперь давайте поговорим о падежах.

Сколько падежей в современном русском языке?

Отвечают дети.

Какой из 6 падежей не употребляется с предлогами (именительный), а какой не употребляется без предлогов? (предложный)

Отвечают дети.

В древнерусском языке был седьмой падеж. Прослушайте текс и скажите, когда употреблялся седьмой падеж и как он назывался.

«Приди ко мне, брате, в Москов», - обращается Юрий Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен без перевода каждому. Но не каждый знает, что слово брате стоит в звательном падеже. Такой седьмой падеж был в древнерусском языке.

Ответ : Звательный падеж, его употребляли при обращении

Формы звательного падежа встречаются в художественных произведениях, например, у С.А.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке: «Чего тебе надобно, старче?»

В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).

6 знаток: Только небольшую частичку вы услышали о древнерусском языке, но я думаю, что заинтересовались многие. Приходите в клуб любителей русского языка, и вместе с нами будете изучать русский язык.

А сейчас мы перейдем к практической части. Давайте поиграем.

(Дети делятся на две команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон).

    Игра с пословицами «Во всех падежах и числах».

Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы с избранным участником игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа (пословицы высвечены на экране, книги с пословицами на столах), например:

Единственное число

И. ДЕЛО шуток не любит.

Р. От слова до ДЕЛА целая верста.

Д. Не по сути дело, а по ДЕЛУ суть.

В. Ты за ДЕЛО, а дело за тебя,

Т. Велик телом, да мал ДЕЛОМ.

П. И умен, и пригож, ив ДЕЛЕ гож.

Множественное число

И. ДЕЛА как сажа бела.

Р. Всех ДЕЛ не переделаешь.

Д. По твоим ДЕЛАМ о тебе судят

В. Жизнь дана на добрые дела.

Т. Языком не спеши, а ДЕЛАМИ не смеши.

П. Умен на словах, да глуп на ДЕЛАХ.

    Скажите: что нужно сделать с существительными ДОРОГА, МАРКА, СЕРА, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы.

    Игра «Дружная семья»

«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Слово записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например: (трудолюбие, литература)

Т - ты – местоимение

Р - разве – частица

У - удивляться – глагол

Д - десять – числительное

О - ох – междометие

Л - легко – наречие

Ю - юла – существительное

Б - без – предлог

И - или – союз

Е - елейный – прилагательное

    Составить из букв слова АККУРАТНОСТЬ 70 слов.

    В каких значениях употребляются данные фразеологизмы:

Сам с усами, сам не свой, сам по себе, сам себе хозяин, само собой.

(Сам с усами – нисколько не хуже, не глупее других;

Сам не свой – расстроен, потерял душевное равновесие;

Сам по себе – самостоятельно, без помощи, отдельно;

Сам себе хозяин – совершенно независимый, самостоятельный человек, который волен поступать так, как ему захочется;

Само собой – невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

По количеству набранных жетонов грамотами награждаются команды, наиболее активным учащимся выдаются медали.

Награждаются лучшие ученики в изучении русского языка:

Дипломами 1 степени, те, кто учится на «5»

Дипломами 2 степени, те, кто учится на «4».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Читает стихотворение.

ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен.

Выучи русский язык!

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Ход мероприятия.

Ученики делятся на две команды, или играет весь класс. Ведущий - учитель.

Вступительное слово учителя

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки- это язык. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? (Ответы учащихся: Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. С. И. Ожегов.)

А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово_ исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь». И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

Разминка

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

2. Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия

дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

3. В каком слове отрицание «нет» слышится 100 раз? (Стонет.)

4. Что общего у дня и ночи? («Ь» знак на конце слова.)

5. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)

6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный» язык, язык

Пушкина, вареный язык.)

Ведущий. Обратите внимание, что вареный язык к нашему языку никакого отношения не имеет. Этот язык и язык, на котором мы с вами разговариваем, - омонимы, т.е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам нет никакого дела до того, что когда- то они были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и «человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.

От каждой команды выделяется по одному представителю. По очереди они отвечают на вопросы. Как говорить правильно:

  1. Кто последний или крайний?
  2. Я извиняюсь или извините пожалуйста?
  3. Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке?
  4. Я кладу или я ложу?

Конкурс знатоков ударений

К доске, на которой заранее написаны слова в 2 столбика, приглашаются участники. Можно написать больше столбиков, тогда больше детей смогут принять участие в конкурсе. В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение.

агент мельком

гусеница мусоропровод

торты вахтер

балуюсь щавель

комбайнер силос

тефтели квартал

Ведущий. Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь».Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.

Конкурс знатоков поговорок

  1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя?

/Узнать, почем фунт лиха./

  1. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?

/За словом в карман не полезет./

  1. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту?

/Положить зубы на полку./

  1. Плеваться вообще не красиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды?

/Не плюй в колодец: пригодится воды напиться./

  1. Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще?

/После дождичка в четверг./

  1. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день?

/Ранняя птичка носик прочищает, поздняя глаза продирает.

Кто рано встает, тому Бог дает./

Конкурс знатоков пословиц

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

  1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».

/Поспешишь- людей насмешишь./

  1. Украинская: «И живи до старости, и учись до старости».

/Век живи- век учись./

  1. Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь».
  1. Малайская: «Кончил шить- оборвал нить».

/Сделал дело- гуляй смело./

  1. Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда».

/Что посеешь, то и пожнешь.

Как аукнется, так и откликнется./

  1. Таджикская: «Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда».

/Без труда не вынешь рыбку из пруда./

  1. Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива».

/Яблоко от яблони недалеко падает./

  1. Казахская: «Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного».

/Не давши слова- крепись, а давши- держись.

Не будь щедр на слова, а будь щедр на дела./

  1. Удмурдская: «Слово не стрела, а сердце пронзает».

/Слово не воробей - вылетит не поймаешь.

Меткое слово - что пуля снайпера./

Ведущий. Следующее задание - подобрать окончания к поговоркам.

  1. Сам пропадай - …/а товарища выручай/.
  2. По одежке встречают - …/по уму провожают/.
  3. Семь раз отмерь - …/один раз отрежь/.
  4. Глаза страшатся - …/а руки делают/.
  5. С кем поведешься - …/от того и наберешься/.
  6. Грамоте учиться - …/всегда пригодится/.
  7. Любишь кататься - …/люби и саночки возить/.
  8. Не зная броду - …/не суйся в воду/.
  9. Что посеешь - …/то и пожнешь/.
  10. Старый друг - …/лучше новых двух/.
  11. За двумя зайцами погонишься - …/ни одного не поймаешь/.
  12. Береги платье снову - …/а честь смолоду/.
  13. Не место красит человека - …/а человек место/.
  14. Смолоду прорешка - …/под старость дыра/.
  15. Кто не работает - …/тот не ест/.
  16. Не говори «гоп» - …/пока не перепрыгнешь/.

А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. Как, где и почему они появляются? Расскажу я,пожалуй, одну историю, описанную в книге Э. Вартаньяна «Эти мудреные слова». Вот что пишет

«Принес я как-то домой хомячка. В зоомагазине купил. Дети обрадовались. Прижился у нас, членом семьи стал. Дали ему имя - Хомка. Кликнешь его - бежит, рыжим комком перекатывается. Станет на задние лапки, передние к грудке прижмет - и служит, лакомства ждет. В общем, занятный шустрый зверек, с ним не соскучишься.

Но вот однажды пришли домой, а Хомки нашего нет. Кличем, во все уголки заглядываем - нет, и все тут. Объявили мы всеквартирный розыск. Начали поиск с кухни. Сдвинули с места холодильник. Пыли много, а Хомки нет.

«Виталька, - командую я, - тащи веник. А ты, Леночка, мокрую тряпку». Навели за холодильником порядок. Взялись за кухонный шкаф. И за ним не Хомки.

Затем перешли в прихожую, в одну комнату, в другую. Так «попутно» прибрали всю квартиру, а хомячка не нашли. Его принесли нам вечером соседи. Они подобрали его на лестничной клетке- больно далеко вышел утром нас провожать. С того дня и вошло в нашу семейную речь непонятное для других выражение: «Не поискать ли нам Хомку?»

Что это означает, ребята, как вы думаете? Верно: «А не пора ли нам приступить к генеральной уборке квартиры?»

Вот так приблизительно и происходит рождение фразеологизмов, или устойчивых словосочетаний. Так что «зарубим себе на носу» вот что: двусмысленные выражения могут приходить к нам и из сказок, написанных русскими и иностранными писателями либо созданных безвестным сочинителем. Очень много словосочетаний заимствовано из басен, песен, рассказов, романов…

Попробуйте вспомнить какие - либо словосочетания из прочитанных вами произведений.

Если дети затрудняются, можно предложить объяснить некоторые фразеологизмы:

  1. Остаться у разбитого корыта /А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке/.
  2. Демьянова уха /И. А. Крылов/. Так мы говорим, когда хотим сказать о

чьем - либо назойливом приставании пусть с добрыми, но совсем ненужными

намерениями.

  1. А Васька слушает, да ест /И. А. Крылов/. Так говорим, когда один понапрасну,

впустую тратит слова на убеждение, а другой, уверенный в безнаказанности,

продолжает заниматься своим делом.

  1. А ларчик просто открывался /И. А. Крылов/. То есть зачем было мудрить, тогда как все это решается очень легко.
  2. Слона - то я и не приметил /И. А. Крылов/. Смысл этих слов: заметить мелочи, но не увидеть самого главного, существенного.

Из басен И. А. Крылова вошли в нашу речь такие крылатые выражения, как:

«Рыльце в пушку»;

«Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»;

«Кто в лес, кто по дрова»;

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»;

«Медвежья услуга»;

«Львиная доля» и многие другие.

ВОПРОС. Вспомните, из какой басни родилось выражение «Львиная доля».

Львиная доля означает большую часть чего - либо.

Выражения, которые мы с вами то и дело употребляем в разговоре, приходят также и из песен, присловий, пословиц и поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их называют народными.

ВОПРОС. Если вам от чего -нибудь досталась очень малая, ничтожная часть /чем вы не персонаж львиного дележа?/, какими словами вы можете сказать об этом?

Например, словами давней песенки неизвестного происхождения, которая начинается весело:

«Жил - был у бабушки серенький козлик»,

а заканчивается:

«Остались от козлика рожки да ножки».

Заключительное слово учителя

Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми.

Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, эти мудреные слов

Грамоте учиться всегда пригодится.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Грамоте учиться всегда пригодится." в других словарях:

    ГРАМОТА, грамата жен. уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ говорит: знать грамоти. | Граматой ·наз. всякое царское письмо, писание владетельной особы; ныне рескрипт; | свидетельство на пожалование лицу или… … Толковый словарь Даля

    ПРИГОДИТЬСЯ, пригожусь, пригодишься, совер. Оказаться годным, полезным для чего нибудь. «Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.» (посл.) «Грамоте учиться всегда пригодится.» (посл.) «Давай и веревочку, и веревочка в дороге пригодится.»… … Толковый словарь Ушакова

    Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Побольше грамотных, поменьше дураков. Не складна челобитная складом, складна указом (смыслом). Не складна (не красна) письмом, складна (красна) вымыслом. Не красна… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Артист Московской императорской сцены; род. 6 ноября 1788 г. в селе Красном, что на речке Пенке, Обоянского уезда Курской губернии, в крепостной семье графов Волькенштейнов, у которых отец его, Семен Григорьевич, был дворовым человеком… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Тетрадь для практических занятий учащихся 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы (уроки комплексной коррекции). Учебное пособие для учащихся. В 2-х частях. Часть 1 , Чернышова Елена Анатольевна. Тетрадь для практических занятий учащихся 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы. Часть 1 содержит: Тема 1 "Грамоте учиться - всегда пригодится" Тема 2" Каков…
  • Грамоте учиться - всегда пригодится , Р. А. Чаурина. Настоящее пособие составлено на материале более трех тысяч пословиц и поговорок народов мира и включает в себя около семисот заданий. Каждая из восьми тем в пособии рассматривается не…
  • Грамоте учиться всегда пригодится. Дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы , Филипченко М.П.. Пословицы, поговорки и загадки, подобранные к основным правилам русского языка, многие из которых сейчас малоизвестны, несомненно, смогут стать для преподавателя незаменимым дополнительным…