) (В кругу под музыку)

Рано утром я встаю, - дети идут по кругу

Слово «здравствуй» говорю, - дружно произносят «здравствуй»

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю, - приветствуют движениями друг друга Никого не обижаю.

Хватит места на земле - показывают руками шар

Людям всем, животным, мне. - прикладывают ладошки к сердцу

Чтоб земля моя цвела, - поднимают руки вверх,

Я желаю всем добра. - к солнцу посылают пожелания.

(К) Игра «Назови имя соседа».

Передавая мяч, ребенок называет имя своего соседа слева, затем, улыбнувшись, передает ему мячик.

    Ну вот мы и познакомились.

Для чего люди знакомятся, общаются?

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

(К) Отгадайте загадку:

Что принадлежит мне, но чаще всего им пользуются другие? (имя)

(К) Развитие связной речи.

Кто знает, почему родители назвали вас такими именами? Что оно означает?

Наши имена разнообразны и красивы, и мы любим их. Личные имена

это имена, которые даются при рождении людям, и которые нужны не только для общения, но и для документов.

Спроси у соседа по парте, как его зовут?

Запишите свои имена на ладошках, которые находятся у вас на парте. (П, И) Творческая работа.

Поменяйтесь ладошками с соседом, а вторую ладошку приклеим на ватман, находящийся на доске.

Посмотрите и скажите, что получилось? (Солнышко )

Работа над новой темой (К) Работа с учебником

((К) Задание № 1.Учитель предлагает рассмотреть рисунки в учебнике и подумать, кто как общается.

Какие песенки слушает мальчик? Попробуйте спетьвместе с ним.

О чем может говорить девочка по сотовому телефону?

О чем весело говорят девочки?

Как еще мы можем общаться?

(Г) Задание № 2. Рассмотри картинки. Сделай вывод, какой бывает речь?

Дети делятся на группы, рассматривают свою картинку. Один человек

от группы рассказывает, какой бывает речь

Какая бывает речь? (Устная и письменная)

Где мы пользуемся письменной и устной речью?

(Д) Просмотр презентации «Речь устная и письменная».

Делают вывод о том, какая бывает речь.

(К, И) - Что помогает людям общаться? Опираясь на картинки, дети должны выделить слова: речь, зрение, слух, средства связи (компьютер), письмо

Физминутка

Раз-два - тихо встали.

3-4 - руки вверх подняли.

5-6 - Девочки здесь есть?

(Девочки отвечают: «Да!»)

7-8 - Мальчиков теперь спросим?

Тихо, тихо мы садимся,

И пятерки получать.

И) Работа в прописи. I Пропись

(К) Знакомство с волнистыми линиями.

Задание № 1. Штриховка школьных принадлежностей в соответствии с цифрами.

Задание № 2. Рабочая строка, межстрочное пространство.

Прописывание линий по образцу.

Составление картинного плана к тексту о школьных принадлежностях. Озаглавливание.

(Г) Подвижная игра «Собери портфель».

Дети, если я назову предмет, который нужно взять в школу, вы хлопаете

в ладоши. Если этот предмет не нужен в школе, вы топаете ногами.

Учебники и книжки,

Игрушечная мышка,

Паровозик заводной,

Пластилин цветной,

Кисточки и краски,

Новогодние маски,

Ластик и закладки,

Степлер и тетрадки,

Расписание, дневник,

Собран в школу ученик.

Работа по учебнику.

(К, И) Задания 3-4.

    Внимательно посмотрите на картинки, что означают на них символы (губы, ухо, глаз, ручка)? (обозначение устной и письменной речи) Используя материал задания, дети рассказывают, как использовать устную и письменную речь.

Делают вывод: речь бывает устной и письменной.

«Это интересно!»

Учитель обращает внимание на общение разных людей.

    С помощью чего общаются разные люди?

    Что за помощники помогают общаться? (Слова, жесты, мимика) Ученики рассматривают знаки и предполагают их значение.

    Пообщайтесь друг с другом словами.

    Покажи жестами свое желание.

Вырази мимикой свое настроение.

(П) Задание 5.Развитие связной речи, творческих способностей.

    Используй помощников, разыграй с соседом по парте ситуации общения. (Материал учебника)

    Какие слова говорят при встрече? А когда прощаются? Нужно ли учиться культуре общения?

Трехъязычие: сэлем, привет, hello .

(Д, К) Пальчиковая гимнастика.

Дружно пальчики сгибаем, крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем разгибать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз).

(И) Работа в прописи.

Задание 3. Как сейчас общается большинство людей?

Отгадайте загадку

Сперва зазвонит он обычным звонком,

(П) Используя шифр, расшифруй номера телефонов.

Дети ставят под картинками нужные цифры и объясняют свой выбор

    Где мы пользуемся устной и письменной речью?

    речь устная и письменная (проиграть жестами).

    правила обращения друг к другу (показать).

    слова приветствия и прощания (назовите).

правила посадки при письме (покажите). Ступеньки успеха. Смайлики. Шкала трудности.

составлению предложений в первом классе

Тема: Составление предложений

1. Учить составлять предложения из 2.3,4 слов и составлять схемы предложений.

2. Познакомить со словами, отвечающие на вопросы Кто? Что?

3. развивать фонематический слух, внимание, слуховую и зрительную память, мышление.

Оборудование: картинки перелетных птиц, грибов, схемы предложений; мяч; ежик, картинка «Кто, где живёт - птицы».

Ход занятия

I. Организационный момент:

Сядет тот, кто назовет одним словом:

Утро, день, вечер, ночь

Понедельник, среда, суббота

Зима, весна, лето

Июнь, сентябрь, октябрь

II. Сообщение темы занятия.

Сегодня к нам на занятие пришел гость, а кто вы узнаете отгадав загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки - ни одной (Ёжик)

Правильно. Ёжик. (вывешиваю на доску картинку ёжика)

Ёжик что - то с собой принёс, а что вы узнаете отгадав ещё одну загадку:

Растут в лесу на пеньках, под берёзой, под осиной. Что это? (грибы).

Правильно - это грибы. (выставляю картинку ёжика с грибами).

Мы сегодня с вами будем учить ёжика, составлять предложения.

Придумайте слово, которое соединило бы слова ёжика и грибы, чтобы получилось предложение. (Ёжик принёс грибы.) /___ ___ ___.

Составьте схему вашего предложения.

Добавьте ещё одно слово. /___ __ ___ ___.

Ребята, а в наших предложениях какой предмет живой? Живые предметы отвечают на вопрос Кто?

А гриба, они живые или не живые?

Слова, которые не живые отвечают на вопрос Что?

Ёжик очень хочет с вами поиграть в игру: «Кто или Что?»

Он будет вам называть слова, а вы определять на какой вопрос эти слова отвечают. Готовы?

Составление предложений.

Дети. Ёжик. Когда собирал грибы в осеннем лесу, видел как летели птицы.

Каких птиц видел ёжик? (на доске вывешаны картинки птиц: ласточка, журавль, аист, скворец).

Ребята, какой вопрос зададим этим словам? Почему?

А как называется дом у птиц?

Какой вопрос зададим к слову гнездо? Почему?

Составьте предложение по этим картинкам, кто где живёт? Где строит гнездо?

Составьте схему предложений. Сколько слов в ваших предложениях?

Какое первое предложение. Второе, четвертое?

Физкультминутка: игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Подобрать как можно больше слов.

Лист (какой?) ; дождь (Какой?); осень (какая?); погода (какая?); солнце (какое?); деревья (какие?).

Ребята, ёжик просит ему помочь разобраться с названием грибов, которые он сегодня принёс нам на занятие. Берете гриб у ёжика говорите как он называется, а затем называете его ласково. (маслёнок, сыроежка, волнушка, подосиновик, подберёзовик, боровик)

Молодцы ребята, вы очень помогли ёжику разобраться с грибами.

Итог занятия: что нового вы сегодня узнали и чему научили ёжика? Что такое предложение? Из чего состоит предложение? Что вам сегодня на занятии понравилось? Всем спасибо, вы были молодцы, давайте и нашему гостю скажем до свидание.

прислала

Прядко Инга

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Обучающая : формирование представления о букве “Ф” как значке для обозначения звуков [ф] и [ф`]; сформировать в памяти учащихся чётко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной и заглавной буквы “Ф”, совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове.
  • Развивающая : Совершенствовать действие моделирования; учить планировать; учить оценивать другие работы и свою работу; формирование умения наблюдать.
  • Воспитательная : Учить доказывать и отстаивать своё мнение, свою позицию; учить слушать друг друга в групповой, парной и коллективной работе.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная;
  • фронтальная.

Средства обучения:

  1. В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин. Букварь. 1 класс, ч.2.(2009 г.)
  2. Раздаточный материал для учеников.
  3. Дидактический материал на доске.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Маркеры для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.Составление плана урока

(Приложение 1. Слайд 2)

2. Актуализация знаний. Создание “ситуации успеха”

– С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (С согласной буквой “ В”, которая служит для обозначения согласных звуков [в] и [в`]).

– Составьте и запишите слова. (Слайд 3)

Проверьте (Слайд 4). Какое слово лишнее и почему? (Слово “воля”, т.к. все остальные слова – имена собственные)

3. Постановка учебной задачи

Дядюшка Ус приготовил для нас скороговорку. Попробуйте её прочитать.(Слайд 5) А можем ли мы записать первые слова каждой строчки?

Мы не можем записать эти слова, потому что не знаем букву “ф”.

Итак, какая задача стоит перед нами? (Знакомство с буквой “ф”)

4. Решение учебной задачи

– Отгадайте загадки и составьте звуковые модели слов (работа в тетрадях по моделированию) (Слайды 6, 7)

– Какой первый звук в слове “филин”? А кто знает какой буквой обозначается этот звук? Давайте её напишим.

– Какой первый звук в слове “форма”? А какой буквой его обозначим? А она гласная или согласная? Почему?

– Итак, какую же работу выполняет буква “Ф”?(Слайд 8) А в каком домике будет жить эта буква? Почему?

– Чтение слоговых таблиц. (Работа в парах)

5. Физкультминутка

– Вставайте, если услышите звук [ф], [ф`] в словах: кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, ферма, вагон, фазан, вилка.

– Игра “Поймай слово”(по первому звуку): мягкий звук – ловим(хлопаем), твёрдый звук – гоним(топаем):фабрика, Федя,фуфайка, шофёр, фикус, светофор, филин, фонари.

1. Формирование зрительно-двигательного образа строчной буквы “ф” в памяти учащихся.

– Хотели бы вы научиться писать эту букву?

Учитель демонстрирует таблицу четырёх форм буквы “ф”: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы “ф”.Что значить сравнить? (найти общее и отличие)

– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква “ф”.

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква “ф”.

  1. Учитель даёт сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной буквы “ф” на доске мелом.
  2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы “ф” под счёт.
  3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счёт сначала “в воздухе”, а затем под счёт по тетради.
  4. Упражнение в письме соединений.
  5. Анализ и запись слов.

2. Работа в группах

– Прочитайте слова (Букварь часть 2 с.17) и подберите слова к схемам.

– К какой схеме сложнее было подобрать слова? Почему?

3. Работа с текстом

  1. Первичное знакомство с текстом. Словарная работа.(Слайды 10–12)
  2. Жужжащее чтение.
  3. Чтение текста в парах. Составление вопросов по тексту.

– Задайте свои вопросы товарищам.(Что доверили Феде? Кто Федя? Где флаг?...)

4. Формирование зрительно-двигательного образа заглавной буквы “Ф” в памяти учащихся.

– Прочитайте слова. Какое слово лишнее и почему?
– Можем ли мы написать это слово? Почему?

6. Итоговая рефлексия

– Чем занимались на уроке?
– Давайте вернёмся к плану урока. Всё ли удалось нам выполнить?
– Что было трудно? А интересно?

Урок обучения грамоте на тему "Звук и буква Э э"
Цели урока:
Познакомить учащихся с новыми буквами и новым гласным звуком.
Формировать навык правильного, выразительного чтения, умение рассуждать, работать с текстом.
Развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление, речь учащихся.
Обогащать словарный запас учащихся.
Прививать интерес к чтению.
Оборудование:
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Доска.
Пластилин.
Презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1.
Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем добрый день!
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадки.
Слайд 2.
2. Повторение.
– Вы пришли сегодня на урок, чтобы узнать чего-нибудь новенького?! Проверим, что вы помните с прошлых уроков?
Что такое речь?
– Какая бывает речь? Слайд 3.
– Что значит письменная речь?
– Что значит устная речь?
– Из чего состоит наша речь?
Вывод: Наша речь состоит из предложений.
– Прочитайте, что говорит нам девочка. Что вы поняли из этой пословицы?
– Сколько слов в этом предложении?
– Кто составит схему предложения?!
– Из чего состоят предложения?
Вывод: Предложения состоят из слов.
– Это слова? Слайд 4.
Дополним слоги до слов.
Вывод: Слова состоят из слогов.
– А из чего же состоят слоги?
– Что такое буква?
– Что такое звук?
Слайд 5.
– Найди лишнее слово. (Пальцы.)
– Почему?
Откройте учебники и в таблице найдите букву ц. Слайд 6.
– Что мы знаем о букве ц?
– Дайте характеристику звука ц.
3. Проверка домашнего задания. Слайд 7.
Читаем текст правильно, выразительно.
4. Физминутка. Слайд 8.
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
5. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной буквой русского алфавита, звуком, который она обозначает.
6. Работа над новым материалом.
– Что это за дом? Кто в нем живет? Слайд 9.
Это – эскимосы. Они живут на севере.
Выделим первый звук в слове эскимос.
Сейчас мы поиграем с новым звуком э.
1) Слайд 10. Посмотри на картинку и найди предметы с нужным звуком.
2) Аукцион.
– Кто последний назовет слово, в котором есть звук э.
3) Знакомство с печатной и письменной буквой
Слайд 11.
– На что похожа буква э? Слайд 12.
4) Работа с пластилином. Слайд 13.
– Возьмите пластилин и слепите букву э.
5) Характеристика звука.
– В каком же домике будет жить наша буква? Где ее место в алфавите?
Слайд 14.
– Она смягчает согласные звуки? Проверим, а как? Что нужно сделать? Слайд 15.
Составить открытые слоги. Читаем.
Слайд 16–17.
Вывод: буква э не влияет на мягкость впереди стоящего согласного.
6) Задание на внимание. Слайд 18.
– Найди все слова с буквой э и подчеркни их красным карандашом, а синим все другие слова.
Выпиши все слова с новой буквой в тетрадь. Подчеркнуть букву э красным карандашом.
слчэхоьсбвэтажеркааопрехцзкугшлютиквроаскрипкажфжызхгъцхузукюябсмларкенкедятелэкранвнкеъезушкьчтморегевэ
хцзушкьсьмирплыжиолесаопрпэкипажшкгпроплыдыддлвядв7) Звукобуквенный анализ слова – экран. Слайд 19.
2-я часть. Слайд 20.
1. Сравнение печатной и письменной букв э. Слайд 21.
– Похожи ли элементы печатной и письменной букв э?
– Для чего нам нужно уметь писать заглавную, а еще и маленькую букву э?
2. Разминка для рук и пальчиков “Три пингвина”.
Слайд 22.
Жили-были три пингвина (хлопки руками)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Хорошо и дружно жили (хлопки руками)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Как-то утром на рыбалку (хлопки руками)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Зашагали вперевалку (хлопки руками, наклоны туловища вправо влево)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Наловили много рыбы (вращение рук к себе)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
И еще поймать могли бы (вращение рук от себя)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Съели дружно все до крошки (хлопки руками)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Кроме маленькой рыбешки (показ длины рыбы)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Дружно бросилися в драку (удар кулачков друг об друга, имитация драки)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Учинив большую свалку (удар кулачков по парте)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Чтобы жить все время дружно (имитация моем руки)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Уступать друг другу нужно(имитация моем руки)
Пик, Пак, Пок. (по парте)
3. Работа в прописи. Слайд 23.
– Открываем прописи. Закрашиваем букву э.
Просмотр написания буквы. Проговаривание. Слайд 24.
Письмо детей в воздухе.
Слайд 25.
Письмо на доске. Работа над ошибками.
Слайд 26.
Самостоятельное письмо буквы э в прописи.
Самостоятельно закрасить схему эхо.
Составить предложение из слов.
4. Физминутка. Слайд 27.
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
5. Работа с учебником.
– Человек всегда хотел летать. Слайд 28.
Что же он придумал? Слайд 29–31.
– Рассмотрите страницы учебника и скажите, с чего началась история полетов, что существует для полетов в наши дни?
Чтение текстов.
6. Подведение итогов. Слайд 32.
– С какой буквой познакомились?
– Чему научились на уроке?
– Что особенно запомнилось?
– Что понравилось делать?
7. Домашнее задание. Слайд 33–35.Молодцы! Спасибо за урок!