Тема: Патриотизм и героизм в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Класс: 7

Цели урока:

предметные:

Формировать навыки анализа текста литературного произведения;

Актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;

Увидеть, как показаны в тексте повести героизм и патриотизм казаков.

метапредметные:

Проконтролировать такие общеучебные навыки, как умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;

Развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;

Формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;

Оттачивать умение аргументировать свою позицию;

Воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости через художественное слово.

Тип урока: комбинированный.

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К. Г. Паустовский

ЭТАПЫ УРОКА

Показ фрагмента экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера В.Бортко (с 35:37 – 41:47)

Фронтальный опрос:

Какой эпизод произведения в нем отражен?

Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками?

Какова идея произведения?

Просмотр фрагмента фильма.

Ответы на вопросы:

Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры.

Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага.

Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.

Проверка д/з

Опрос

Запись темы

Постановка целей

Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу.

Героизм –

1) мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;

2) способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма.

А теперь попробуйте определить тему (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба»)

Работа по теме урока

1.Слово учителя

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков – смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель – увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков – героев повести.

Время, показанное в повести, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.

2. Давайте вспомним, за что боролись казаки. Задание «кластер».

Из этого и складывалось для казаков понятие Родина. Как вы считаете, это достойные цели?

3. В тексте есть немало афоризмов, которые и сегодня мы используем в речи. Одна часть написана на одной половине доски, вторая – на другой (скрыта).

4.Задание «бланк заказов».

Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах. Работать вы будете с этими эпизодами повести в парах. Заказ – это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с текстом.

Наша задача – объединить «добытые» на уроке знания, собрать их воедино.

В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести?

6.Творческое задание «СМС другу».

На экранах ваших бумажных телефонов вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?

Выставление оценок.

Работа в парах.

Чтение фрагментов.

Заполнение бланков.

В беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может»

В верном товариществе («Нет уз святее товарищества!»

В непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»

В стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру

В доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!»

В неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!»

В бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;

В способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его».

Выполняют задание. Желающие зачитывают ответы.

Учащиеся сдают бланки заказов, рефлексию.

Итоги урока

Вл.Кушнер: «Времена не выбирают…В них живут и умирают».

У каждой эпохи свои герои.

Работа с эпиграфом урока.

А завершить урок хотелось бы стих-м Константина Симонова.

На экране фрагмент фильма «Казнь Тараса Бульбы».

(2 :03:30-2:07:30)

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу тройными цепями.

Мы вспомним Тараса и песню споем,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьем,

Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало и с нами бывает…

Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает.

Домашнее задание

1. Решить кроссворд.

2. Эссе: Над чем заставила меня задуматься повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? (по желанию)

Рефлексия

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, свое настроение, закрасив индикаторы батареи.

КРОССВОРД

По горизонтали:

1.Предмет, который дала мать своим детям перед разлукой?

2.Назовите по-другому глиняную кружку.

3.Что такое «черенок»?

По вертикали:

4. Что такое пундики?

5. Предмет, на котором воины писали свой девиз, призыв?

6. Что такое очкур?

Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем раскрыть историческую трагедию этой борьбы.

Эпической основой повести «Тарас Бульба» стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями, а также то, что Гоголь, изображая прошлое, возвысился до всемирно-исторической точки зрения на судьбы целого народа.

С глубоким сочувствием освещает Гоголь героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры Тараса Бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, мужество, широту натуры.

Тарас Бульба - главный герой повести. Это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек - с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. По словам автора, за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит « вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отомстить за посмеянье прав своих». Своими ратными подвигами Тарас уже давно заслужил право на отдых. Но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. Превыше всего Тарас Бульба ставит любовь к отечеству. До тех пор, пока рубежи родины в опасности, а руки держат саблю, он считает себя добровольно мобилизованным. Общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. На оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших Киевскую бурсу.

Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. Как и Тарас, они презирают смерть. У этих людей одна великая цель - укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры. Они живут, как богатыри, и умирают, как исполины.

Повесть «Тарас Бульба» - народно-героическая эпопея. В судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории Русской земли. До повести Н. В. Гоголя не было в русской литературе таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как Тарас Бульба, его сыновья - Остап и Андрий, и другие запорожцы. В лице Гоголя русская литература сделала огромный шаг вперед в изображении народа как могучей силы исторического процесса.

2 вариант

Николай Васильевич Гоголь жил и работал в Петербурге, там он познакомился с А. С. Пушкиным, начал писать свои первые произведения. Н. В. Гоголя всегда интересовала история украинского народа. Он настойчиво изучает исторические сочинения, летописи, собирает народные песни и предания. В 1835 году из-под пера Н. В. Гоголя появляется повесть «Тарас Бульба» - поэтическое повествование о героическом прошлом украинского народа.

В то суровое время, которое описывает Н. В. Гоголь в своем произведении, на украинских землях хозяйничали польские паны. Они угнетали крестьян. Многие украинцы, не выдержав гнета, бежали в широкие степи, в низовья Днепра. Там, на острове Хортица, вступали они в казацкое товарищество и защищали родную землю от польской шляхты, татар и турок. В жестокой борьбе закалялись железные характеры украинских рыцарей.

Главный герой повести - старый казак Тарас Бульба. Его основная черта - беззаветный патриотизм. Он гордится своими сыновьями, видит в них «добрых казаков», способных послужить на благо родины. И когда младший из сыновей, Андрий, предает товарищей и отказывается от своей отчизны, Бульба убивает его, потому что не может вынести такого позора. Ведь для казака нет ничего страшнее, чем предать своих товарищей, свою родину и веру. И отдают они свои жизни за благословенное дело со словами: «Не жаль расстаться со светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!» Погибает за родину и Остап, старший сын Бульбы, и многие другие славные казаки, и сам Бульба. Последние мгновения его жизни полны героизма и беззаветной любви к товарищам и оружию. Он думает не о себе, не об огне, который разводят поляки, чтобы сжечь его заживо. Бульба помогает казакам спастись, дает им советы, чтобы они и дальше жили и продолжали защищать родину от врагов.

Читая повесть Н. В. Гоголя, мы восхищаемся силой характеров казаков, их беззаветным патриотизмом. Подобная любовь к родине должна служить примером для всех последующих поколений.

Патриотизм и героизм в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Класс: 7

Цели урока:

образовательные:

Формировать навыки анализа текста литературного произведения;

Актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;

Увидеть, как показаны в тексте повести героизм и патриотизм казаков;

Проконтролировать такие общеучебные навыки, умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;

развивающие:

Развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;

Формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;

Оттачивать умение аргументировать свою позицию;

воспитывающие:

Воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

Содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Основная часть

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К. Г. Паустовский

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Прием «Двуцветный светофор»

(СЛАЙД №1)

Ребята, на нашем литературном светофоре всего два цвета: красный - доступ к новой информации, которую вы можете узнать на уроке, закрыт; зеленый - открыт, и мы начинаем. Как вы думаете, что поможет нам изменить сигнал светофора с красного на зеленый? (Правильные ответы на вопросы)

Верно, ведь без этих знаний нам с вами будет трудно двигаться дальше. Ответить на вопросы нам поможет просмотр фрагмента замечательной экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко (скачать фильм можно здесь: https://rutube.ru/video/1eea0f949c89f4cc1ccf07dc1ac8dcc7/ )

Просмотр фрагментов экранизации повести, режиссер - Владимир Бортко (00:35:37-00:41:47)

Какой эпизод произведения в нем отражен? (Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры).

Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками? (Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага)

Какова идея произведения? (Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа)

3. Самоопределение к деятельности

Прием «Гадание на словарях» (СЛАЙД № 2)

Молодцы, ребята, справились с вопросами, можно идти дальше! Но для этого нам нужно определить тему урока и поставить перед собой цели, т.е. немного заглянуть в будущее. А узнать то, что нас ждет, поможет гадание на словарях. На ваших партах лежат словари. Я буду называть страницу и строку, а вы зачитывать определение того понятия, которое вам выпадет.

Обучающие читают определения, записывают его в тетрадь.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу

Героизм -

1) мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;

2) способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма

А теперь попробуйте определить тему (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба») (СЛАЙД № 3)

Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

4. Работа по теме урока

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков - смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель - увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков - героев повести (СЛАЙД № 4). Время, показанное в повести, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.

Давайте вспомним, за что боролись казаки.

Прием «Кластер » (СЛАЙД № 5)

Совершенно верно, именно из этого и складывалось для казаков понятие Родина. Как вы считаете, это достойные цели? (Да, достойные, ради них нужно сражаться до конца)

Работа с текстом в группах

Прием «Бланк заказов»

Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах (см. Приложение 2). Работать вы будете с этими эпизодами повести в группах. Каждая группа получает бланк заказа (см. Приложение 1), где заказ - это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с текстом.

5. Динамическая пауза

Прием «Восстанови хронологию»

Ребята, вы старательно работали над заданием, теперь давайте немного отвлечемся и подвигаемся. На доске в хаотичном порядке расположены события повести. Ваша задача - быстро восстановить их хронологию, выбегая друг за другом к доске. Если увидели, что ваш одноклассник допустил ошибку, ее нужно исправить и только потом сделать свой «ход».

1. Приезд сыновей Бульбы домой. Принятие решения поездки на Сечь.

2. Дорога до Сечи.

3. Жизнь казаков на Сечи.

4. Новости о гетьманщине. Запорожцы уезжают из Сечи.

5. Андрий помогает ляхам.

6. Переход Андрия на сторону поляков.

7. Подмога приходит в польский город. Бульба узнает о переходе Андрия на сторону врага. Битва заканчивается поражением поляков.

8. Разделение казаков. Речь Бульбы перед боем.

9. Битва. Тарас убивает Андрия. Остапа забирают в плен, а Тарас тяжело болен.

10. Бульба едет к Янкелю, чтобы он привез его в Польшу к Остапу.

11. Казнь Остапа.

12. Гибель Тараса Бульбы.

А теперь проверьте себя! (СЛАЙД № 6)

6. Подведение итогов работы с текстом

Ребята, сейчас вам нужно будет обратиться к своим бланкам заказа. Наша задача - объединить «добытые» на уроке знания, собрать их в одну воображаемую корзину. (На доску крепится изображение корзины, обучающиеся выходят к доске и коротко записывают ответы на вопросы, остальные записывают в тетрадь)

Прием «Корзина знаний» (СЛАЙД № 7)

В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести?

(СЛАЙД № 8)

В беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может» );

В верном товариществе («Нет уз святее товарищества!» );

В непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» );

(СЛАЙД № 9)

В стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру

В доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» );

В неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!» );

(СЛАЙД № 10)

В бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;

В способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» ).

7. Рефлексия. Прием «Смс другу» (СЛАЙД № 11)

На экранах ваших бумажных телефонов (см. Приложение 3) вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?

8. Осуществление метапредметных связей

- Мне очень понравилось одно из ваших сообщений другу: «Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы». Браво! Вы смотрите в самую глубь! Для этого мы и изучаем так подробно это произведение, ведь без патриотов и героев не стоит ни одно государство. И Русская земля до сих пор рождает смелых и отважных парней, готовых стоят за свою Родину и свободу до конца!

Сообщение о Евгении Родионове (рассказывает заранее подготовленный ученик) ( СЛАЙД № 12)

Пограничник Евгений Родионов так же, как и герои повести «Тарас Бульба», стоял за свою Родину и веру до конца! Молодой парень попал в плен в феврале 1996 года. Он бы мог остаться в живых, но в том случае, если бы снял нательный крестик и назвал себя мусульманином. «Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!» - требовали боевики. Евгений остался верен Православной вере и своей Родине, за что был мученически обезглавлен . Казнь состоялась в праздник Вознесения Господня в день рождения солдата - ему исполнилось 19 лет. Сейчас воин Евгений Родионов прославлен как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской Епархии в лике мучеников и в честь него заложен храм в Ханкале .

9. Заключительно слово учителя (СЛАЙД № 13)

Ребята, спасибо большое за урок! Я надеюсь, вы вырастите настоящими патриотами, потому что…

Учитель возвращается к эпиграфу урока, его зачитывают дети:

- … Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Пусть в вашей груди всегда бьется горячее сердце. А завершить урок я бы хотела стихотворением Константина Симонова.

Учитель читает наизусть стихотворение, на экране (СЛАЙД № 14) фрагмент фильма «Казнь Тараса Бульбы» *

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу тройными цепями.

Мы вспомним Тараса и песню споем,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьем,

Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало и с нами бывает…

Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает.

10. Домашнее задание (СЛАЙД № 15)

Анализ эпизода «Остап убивает Андрия» (по плану в тетради)

___________________________________

*Примечание. Если эпизод не воспроизводится на слайде, скачать его можно по ссылке:

Заключение

Важнейшую роль в воспитательном процессе современной школы играет формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма. Эта работа имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

Применение данной методической разработки на уроках литературы дает отличные результаты. Учащиеся не просто рассуждают об отвлеченных понятиях патриотизма и героизма, но и видят, как эти качества проявляются на деле. Увидеть истинных патриотов и людей, верных своей вере и культуре, учащиеся могут не только в образах героев повести Гоголя, но и среди реальных людей. Этому способствует осуществление метапредметных связей (рассказ об Евгении Родионове).

Открытый урок «Патриотизм и героизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» был проведен в 7 классе МБОУ «Токурская СОШ», получены положительные результаты. Это можно увидеть по ответам на вопрос рефлексии: «Зачем нужно читать и изучать повесть «Тарас Бульба»?

«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы».

«Прочитай повесть «Тарас Бульба», чтобы увидеть настоящих патриотов и героев. Пусть они всегда будут для тебя примером самоотверженности и мужества, ведь ты будущий мужчина».

«Прочитай «Тараса Бульбу», чтобы знать, как жить и ради чего нужно жить и можно умереть».

«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», чтобы знать, кто такой настоящий патриот и самому быть им».

Разработка данного классного часа может быть полезна любому учителю литературы, который стремится не только учить, но и воспитывать.

Список использованной литературы и источников

1. Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс. ФГОС / Е.Л. Ерохина. - М.: Издательство «Экзамен», 2017 год. - 158, с.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2015. - 400 с. - (В помощь школьному учителю).

3. Гоголь Н.В. Тарас Бульба / А.С.Пушкин // СПб.: Азбука, 2015. - 320 с. - ил.

4. Симонов К.М. Стихи о войне / К.М.Симонов//М.: Эксмо, 2010. - 336 с.

5. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов / Ю.В. Алабугина, Е.Е.Зорина. - М.: АСТ, 2013. - 512 с.

Приложение 1

«Бланк заказа» для работы с текстом

Бланк заказа №

Заказ

Ответ

Выпол-

нено

В чем мы видим патриотизм героев (слова, поступки)?

Как показан героизм - высшая степень патриотизма?

Какие языковые средства использует писатель, чтобы передать патриотизм и героизм героев?

Приложение 2

Эпизоды из повести «Тарас Бульба» для работы с текстом

Приложение 3

Изображения телефонов для рефлексии, необходимо распечатать и вырезать.

Повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя – историческое произведение, повествующее о процветании казачества Запорожской Сечи. Автор восхищается казаками – и смелостью и удальством, юмором и верностью родине.

Центральная тема повести


Патриотизм, пожалуй, центральная тема повести. И главным патриотом выступает знатный казак Тарас Бульба. Он воспитывает двоих сыновей в лучших традициях казачества, с молоком матери они впитывают любовь к родной земле. До последней капельки крови Бульба предан товариществу и ждет того же от своих детей. Жизнь казаков в постоянных переездах, битвах и удалом веселье кажется для него идеальной.

Остап и Андрий – радость и гордость стареющего героя. Едва отучив сыновей в гимназии, Бульба тут же бросает их в омут «настоящей жизни» — везет в Запорожскую Сечь. Во время сражений с поляками сыновья проявляют себя как настоящие воины и Бульба гордится ими.

Предательство Андрия и смерть Остапа

Но судьба поворачивает так, что Андрий влюбляется в полячку и переходит на сторону врага. Этот факт больно ранит Бульбу, но он не показывает вида – сражается еще яростнее и рьянее. Много думает он о поступках сына, пытается хоть как-то оправдать его поступок, но не может.

У него не укладывается в голове, ка можно предать своих, как можно покинуть родину и семью ради плотского увлечения. Андрий отныне – позор для отца, некто без имени и без прошлого, продавший товарищество и землю, которая взрастила его. За столь величайший грех может быть лишь одно наказание – смерть.

Без тени сомнения Тарас своими же руками убивает Андрия – патриотизм одерживает верх над простыми человеческими чувствами. Можно представить, как сильна его любовь к Родине.

Вскоре отец лишается и второго сына – Остапа, обреченного на мучительную гибель на городской площади на глазах зевак. Утратив все, чем он жил, Бульба продолжает сражаться ради мести, борясь с врагами не на жизнь, а насмерть.

Сила духа Тараса Бульбы

Оказавшись в плену у поляков, Тарас под угрозой смерти продолжает помогать казакам. Последние слова Бульбы о величии православной русской веры, о необъятной силе родины восхищают и заставляют содрогнуться. Образ Тараса Бульбы напоминает нам о долге перед родиной, о нашей любви к родной земле, о патриотизме.

Отправляясь с сыновьями в Запорожскую Сечь, Тарас Бульба просит жену благословить детей: «Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то - пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете!» Вера Христова, слава казацкая, преданность товариществу и отчизне - вот основные духовные ценности запорожских, казаков.

Тарас Бульба «весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Он чтил традиции предков, считая себя законным защитником православия. Не любил, когда товарищи перенимали польские обычаи, называл их холопьями польских панов. Со своими казаками производил расправу над арендаторами, притеснявшими селян. За саблю Бульба мог взяться в трех случаях: «когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли перед ними в шапках; когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы или турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства». Тарас радовался, предвкушая, как приведет в Сечь своих сыновей, представит их старым боевым товарищам: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!»

Отвагу, смелость, преданность товарищам, любовь к отчизне перенял от отца старший сын Остап. Бесстрашно воевал казак против врагов отчизны и веры христианской. Попав в плен, молча, как исполин, выносил Остап терзания и пытки: «Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы... - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его».

Младший Андрий имел свое понятие о патриотизме. Прекрасные глаза польской красавицы заменили ему и родину, и семью, и боевых товарищей. Уверенно, сопроводив свои слова жестом, с каким несокрушимый казак обычно выражает решимость на дело неслыханное и невозможное для другого, Андрий заявляет: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего! Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из Козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Неутешительный вывод делает автор: от поцелуя, в котором ощущается то, что один только раз в жизни дается чувствовать человеку, погиб казак. Пропал Андрий для всего казацкого рыцарства. Не видать Украине храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. А старый седой Тарас проклянет день и час, в который породил на позор себе такого сына.

Не судилось Тарасу Бульбе долго тешиться своими сыновьями, их свежестью, молодостью, могучей телесной красотой, от которой укреплялся его воинский дух. Предателя Андрия отец убил сам, Ос-тапа казнили враги. Но смерть сыновей не остановила славного казака. Вместе со своим народом поднялся Тарас отомстить «за осмеяние прав своих, за их позорное унижение, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение, за унию, за позорное владычество жидовства на христианской земле, за все, что копило и сугубило с давних времен суровую ненависть Козаков». Даже казакам казалось, что Бульба слишком свиреп и жесток по отношению к врагу. Ни одной польской красавице не удалось спастись от мести старого казака. Если женщина пыталась найти спасение у алтаря, Тарас приказывал поджечь алтарь. Жестокие казаки копьями поднимали младенцев и кидали к матерям в пламя.

Такая же участь ждала и самого Тараса. Обессиленный после четырехдневной битвы, Тарас был взят в плен ляхами. «Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костер». Но в этот момент Тарас думал не о костре, а о товарищах, отстреливающихся от врагов. Добрый совет помог казакам спасти свои жизни.

Огонь уже захватывал ноги страдальца, но не «найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!». Умирает Тарас Бульба, предрекая времена, когда православная русская вера возьмет верх. Не будет в мире силы, которая бы не покорилась силе веры. Безграничная любовь и преданность отчизне помогли Тарасу Бульбе, его сыну Остапу и многим тысячам славных воинов стойко перенести все жизненные испытания.