Среди реальных исторических персонажей, изображенных в романе-эпопее Л.Н. Толстого, немаловажное место занимает Кутузов - полководец, воплотивший в себе дух народа. Однако изображенный в романе Толстого Кутузов – совсем не тот деятель, которого знает отечественная история. У автора полководец – фигура еще более значительная, особенная, наделенная инстинктом вселенской народной мудрости.

Кутузов - “старый человек”, имеющий рыхлое тело и изуродованное лицо, он быстро утомляется и большой любитель поспать, он не лишен человеческих страстей и слабостей, как и любой живой человек. Однако, выполняя роль главнокомандующего русской армии, он предстает тонким и умным дипломатом с острым умом и полководческим талантом.

Кутузов обладал «необычайной силой прозрения в смысле совершающихся явлений». Для Толстого это явление настолько важно, что в философских отступлениях он высказывается о том, что не личность играет в истории главную роль, а весь народ. Главнокомандующий направлял все свои силы «не на то, чтобы истреблять и убивать людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их». Кутузов скромен, прост и непритязателен, именно поэтому он велик, ведь, по мнению Толстого, «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Во время Бородинского сражения Кутузов ощущает то, что испытывает каждый солдат, и внушает уверенность в победе: «Смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека».

Психологический образ Кутузова, его взаимоотношения с солдатами, сам его быт проникнуты глубоким народным духом. Полководец всем своим существом понимал и чувствовал все то, что испытывал каждый солдат. От имени народа главнокомандующий отказывает Лористону в перемирии. Он прекрасно понимает, что победа в Бородинском сражении – это победа в войне. Кутузов поддерживает план Денисова о развертывании партизанских действий, понимая народный характер войны и зная, что историю вершит народ и привести к победе может только он. Он «знал, что решает участь сражения та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Слияние Кутузова с «духом войска» ведет к победе: «Россия освобождена и поставлена на высшую ступень славы». Узнав о бегстве французов из Москвы, полководец дрожащим голосом произносит: “Спасена Россия. Благодарю тебя господи”, - и слезы текут из его глаз.

Образ Кутузова изображается Толстым статически. Это герой, характер которого не развивается. Но этого и не может быть, ведь это историческая личность, цельная изначально, авторитет которой для Толстого непререкаем. Изменяется лишь возраст героя. Если сначала он изображен бравым генералом, то в войне 1812 года он предстает белоголовым старцем, который вызывает иронию у врагов и глубокое уважение у русских солдат. Иногда поведение полководца вызывает недоумение, но он совершенно уверен в том, что делает, будто его действия продиктованы ему свыше. Так, в Аустерлице, с большим количеством солдат, превосходной диспозицией, и генералитетом, Кутузов говорит: "Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил передать это государю". Странным кажется тот факт, что на заседании военного совета, которое состоялось перед сражением, полководец по-стариковски уснул. Но это не странность, просто он заранее предвидел исход сражения. На Бородинском поле полководец не отдает распоряжений, он лишь высказывает свое согласие или несогласие с тем, что предлагают его подчиненные. Единственное решение, которое Кутузов принимает сам, один против всех, становится историческим – это решение, принятое на совете в Филях. Здесь автор демонстрирует, как народный разум расходится с военной стратегией и побеждает ее.

Кутузов становится в романе выразителем взглядов Толстого, в основе которых лежит понимание того, что творец истории и исторических событий – весь народ, а не отдельные люди, и что всего сильнее являются дух и настроение народной массы. Толстой изображает Кутузова фаталистом, который пассивно следит за происходящими событиями. Автор не рассказывает о том, как главнокомандующий готовил армию к бою после сдачи Москвы, как выполнял свой план действий по разгрому французской армии. Однако все же в некоторых эпизодах Толстой показывает Кутузова исторически правильно: когда полководец долгими ночами обдумывает стратегию предстоящей кампании.

КУТУЗОВ МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ

Персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», в повествовании представлен в точных хронологических описаниях от октября 1805 по декабрь 1812 года.

Характеристика Кутузова в романе.

Портрет полководца складывается из отдельных деталей, которые рассеяны на протяжении нескольких страниц. Он «тяжело ступает », шествует «медленно и вяло ». У него «жирная шея », «пухлое, изуродованное раной лицо », по которому изредка пробегает «чуть заметная улыбка ». Он пользуется уважением солдат :

«–...Сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?
- А то нет! Вовсе кривой.
- Не... брат, глазастей тебя, сапоги и подвертки - все оглядел...»

11 октября 1805 года Кутузов проводит смотр пехотного полка у крепости Браунау в Австрии. За два месяца до этого он был назначен главнокомандующим русской армией, направленной на помощь союзной Австрии. Кутузов считает невыгодным соединение с австрийскими войсками под командованием эрцгерцога Фердинанда, поэтому на смотре он показывает генералу, представителю союзной армии, «печальное положение, в котором приходили войска из России». В то время как австрийский генерал, выполняя волю императора Франца I, настаивает на соединении войск, Кутузов, хорошо понимая невыгодное положение союзной армии, ведет сложную дипломатическую игру.

Кутузов «с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово », обращается к собеседнику:

«Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность, для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал».

Кутузов не страшится отклонить волю императора и прибегает к дипломатическим приемам и уловкам , чтобы не обострять отношения с союзниками. Он «поклонился, не изменяя улыбки », «кротко улыбался все с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это », «тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата ». Австрийцы, находясь в невыгодном положении, стремятся втянуть русскую армию в кампанию против Наполеона, Кутузов, прекрасно видя эти расчеты, искусно избегает военной и дипломатической ловушки. И даже тогда, когда представитель Франца I говорит, что из-за настоящего замедления «славные русские войска» и их главнокомандующие лишатся «тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах», Кутузов достойно парирует, скрывая свои твердые намерения за вежливыми выражениями:

«А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи».

Кутузов оставляет свои дипломатические приемы и уловки при появлении австрийского генерала Мака, сдавшего всю армию под Ульмом, и ведет себя просто и великодушно («...почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь»).

После поражения союзной армии «русские войска, до сих пор бывшие в бездействии», должны были встретиться с неприятелем. Кутузов искусно выводит русскую армию из-под удара превосходящих военных сил Наполеона, предпринимая маршевый бросок от Браунау до Ольмюца. Русская армия, преследуемая стотысячным французским войском, испытывая недостаток продовольствия, «поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она была настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтобы отступать, не теряя тяжестей». В отступлении по Дунаю проявился полководческий талант Кутузова. Он ставил единственную, почти недостижимую цель - «не погубив армии, подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России ».

Спешно отступая вниз по Дунаю, Кутузов впервые остановился 28 октября 1805 года тогда, когда армия перешла на левый берег и главные силы французов остались на правом. 30 октября Кутузов «атаковал находящуюся на левом берегу Дуная дивизию Мортье и разбил ее». Эта победа подняла дух войска, раздетого, изнуренного, на одну треть ослабленного отставшими, ранеными, убитыми и больными. После двухнедельного отступления «русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но прогнали французов».

1 ноября 1805 года в русском штабе было получено известие, что французская армия направилась в сторону Кутузова, собираясь отрезать его силы от войск, шедших из России. В невероятно трудных условиях, когда над русской армией нависла угроза разгрома, проявляются блестящие полководческие дарования Кутузова . Он проводит рискованную военную операцию, посылая четырехтысячный авангард Багратиона задержать французов. Прощаясь с Багратионом, от действий которого зависела судьба русской армии, Кутузов не произносит высокопарных слов («Ну, князь, прощай. Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг»). Он ведет себя естественно и просто:
«Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правою, на которой было кольцо, видимо-привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею ».

Багратион должен был в течение суток с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать неприятельскую армию, пока Кутузов с обозами достигнет Цнайма. Спасение русской армии казалось невозможным. Однако «странная судьба сделала невозможное возможным». Мюрат, командир французского авангарда, принял отряд Багратиона за всю армию Кутузова и предложил перемирие на три дня, чтобы дождаться своих войск, отставших по дороге из Вены. Получив известие о перемирии, Кутузов не только немедленно принимает его, но предлагает ни к чему не обязывающие условия капитуляции, что позволило выиграть время. Благодаря умелым действиям Кутузова русские войска избежали бессмысленных потерь при отступлении к Браунау и в ожидании подкрепления из России заняли в районе Ольмюца сильные позиции.

Аустерлицкое сражение

20 ноября 1805 года состоялось Аустерлицкое сражение. С самого начала Кутузов возражал против генерального сражения, которое навязывал Наполеон и которое Александр I решил дать, игнорируя мнение своего главнокомандующего. Накануне военного совета перед сражением на вопрос Андрея , своего адъютанта, Кутузов отвечает: «Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил его передать это государю... » В то время, пока на совете обсуждался план сражения генерала Вейротера, генерального квартирмейстера австрийского штаба, Кутузов был недовольным и сонным, неохотно играл роль председателя и руководителя военного совета. Он «в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал». Кутузову очевидно было, что сражение будет проиграно. План, основанный на расчетах устаревшей стратегии, не учитывал маневра противника и не имел достаточных данных об обстановке. Кутузов вынужден был подчиниться воле Александра I и союзников.

В утро сражения старый полководец казался изнуренным, раздражительным и даже желчным и злым. При виде российского и австрийского императоров Кутузов, который незадолго до этого, старчески опустившись на седле своим тучным телом, тяжело зевал, закрывши глаза», становится другим: «Вся его фигура и манера вдруг изменились. Он принял вид подначальственного, нерассуждающего человека. Он с аффектацией почтительности, которая, очевидно, неприятно поразила императора Александра, подъехал и салютовал ему ». Александр I поспешно обращается к Кутузову, «в то же время учтиво взглянув на императора Франца: «Что ж вы не начинаете, Михаил Ларионович?» Все так же играя роль повинующегося, нерассуждающего генерала, Кутузов отвечает: «Поджидаю, ваше величество. Не все колонны еще собрались, ваше величество». Государь, рассчитывая на участие императора Франца, поучает: «Ведь мы не на Царицыном Лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки». Кутузов звучным голосом ясно и отчетливо выговаривает: «Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу». Ответ был настолько дерзким, что в свите государя на всех лицах «выразился ропот и упрек». После минутного молчания прежним тоном - тоном «тупого, нерассуждающего, но повинующегося генерала» - молвил: «Впрочем, если прикажете, ваше величество». Главнокомандующий «тронул лошадь и, подозвав к себе начальника колонны Милорадовича, передал ему приказание к наступлению».

В Аустерлицком сражении Кутузов был связан в своих действиях как главнокомандующий, но проявил храбрость и мужество как воин . При неожиданном появлении французов войска, пять минут назад проходившие мимо императоров, смешались и бросились бежать. «Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой ».
Кутузов же остановился на месте и, прижимая платок к раненой щеке, указывал на бегущих: «Рана не здесь, а вот где!». «С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов». Он на месте и тогда, когда французы, увидев его, выстрелили по нему, лишь простонал: «О-оох!» Указывая на бегущих русских солдат и неприятеля, Кутузов прошептал «дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом»: « , что ж это?» И прежде чем главнокомандующий договорил, князь Андрей, едва удерживая тяжелое знамя, «побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним».

Фактически отстраненный от командования после Аустерлица, Кутузов подвергся опале. Вслед за Александром I и двором светское общество Москвы показывало «нерасположение и неодобрение Кутузова ». Про него «никто не говорил, и некоторые шепотом бранили его, называя придворною вертушкой и старым сатиром ». После Аустерлица Кутузов перемещают уже на второстепенные военные посты.
В начале Отечественной войны Кутузов возглавляет Петербургское и Московское ополчения. В критической обстановке лета 1812 года Александр I вынужден, уступая общественному мнению, назначить Кутузова главнокомандующим. 8 августа Кутузов принимает командование над всеми армиями.

Сражение под Бородином

17 августа он прибывает в войска и принимает решение дать Наполеону генеральное сражение под Бородином. Доклад дежурного генерала Денисова, как и прения накануне Аустерлицкого сражения семь лет назад, Кутузов слушал невнимательно, вернее, вовсе не слушал, он «знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен ».

Своей старостью и опытностью Кутузов «презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство ». Он «знал что-то другое, что должно было решить дело, - что-то другое, независимое от ума и знания ». Эту способность Кутузова уловил и постиг Андрей , служивший под его началом в войну 1805 года и в Отечественную войну 1812 года. Он, единственный из окружения главнокомандующего, знал Кутузова в непосредственных и искренних проявлениях характера.

Когда князь Андрей стал служить его адъютантом в войну 1805 года, то Кутузов счел своим долгом написать похвальное письмо его отцу. После Аустерлица в свете об Андрее уже «ничего не говорили, и только близко знавшие его жалели, что он рано умер, оставив беременную жену у чудака-отца», Кутузов, единственный из всех, дал надежду старому князю. Он извещает его об участи Андрея:

«Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно, - жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был».

Накануне Бородинского сражения, как и накануне Аустерлицкого, Андрей встречается с Кутузовым. В этом свидании открывается величие Кутузова, которое проявляется в его правдивости, доброте и простоте . Узнав о смерти старого князя , Кутузов «испуганно-открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: “Царство ему небесное! Да будет воля Божия над всеми нами!”» Он находит те слова, которые необходимо сказать князю Андрею в этой ситуации: «Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой». Кутузов «обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы ». «Грустно, очень грусто. Но помни, дружок, что я тебе отец, другой отец... » При прощании он говорит князю Андрею: «...Помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец».

Андрей чувствует, что в «этом старике» оставались «одни привычки страстей и вместо ума (группирующего события и делающего выводы) одна способность спокойного созерцания хода событий». Возвращаясь в свой полк, размышляет:
«Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое ».
В размышлениях князя Андрея, последующих описаниях хода Отечественной войны выражена философская идея Толстого, согласно которой история вершится независимо от воли людей, даже таких выдающихся, как Кутузов и Наполеон . Бородинское сражение «не имело ни малейшего смысла» ни для русских, ни для французов. Русские и французы приблизились к тому, чего боялись больше всего на свете. Первые - «к погибели Москвы », вторые - «к погибели всей армии ». Полководцы «из всех непроизвольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроизвольными деятелями». «Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно ». В ходе Бородинского сражения Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему ».

«Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти ».

Отступление войск. Победа русской армии

Хотя в Бородинском сражении русские достигли успеха, стратегическая обстановка не позволяла перейти в контрнаступление. «Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности».

Военный совет в Филях «не мог изменить неизбежного хода дел». Понимая, что речь идет о судьбе России, Кутузов не одобряет и не принимает плана начальника штаба графа Бенигсена, предлагавшего дать новое сражение французам. Кутузов исходил из того, что продвижение русских войск с правого фланга на левый в близком расстоянии от неприятеля опасно. Кроме Бенигсена, Ермолова, Дохтурова, Раевского это понимают все другие генералы. На совете «говорили о том направлении, которое в своем отступлении должно было принять войско». В ночь на 1 сентября Кутузов своей властью, врученной ему государем и отечеством, отдал приказ об отступлении русских войск через Москву на Рязанскую дорогу.

Сама мысль о приказании отступить и оставить Москву, которое он должен быть отдать, ужасала Кутузова . Это значило для него «отказаться от командования армией», а Кутузов любил власть, привык к ней. И в то же время он «убежден, что ему было пред- назначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избран главнокомандующим », и «что он один в этих трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона ».

Сдав без боя Москву, Кутузов сохраняет армию и, совершив смелый маневр с Рязанской дороги на Калужскую, 6 октября одерживает победу в Тарутинском сражении.

Через месяц после сдачи Москвы Кутузов совершил переход от отступления к наступлению, в этом сражении обнажилась слабость французов, и наполеоновское войско получило толчок для бегства.

В описании Тарутинского сражения Толстой подчеркивает, что всякое сражение - Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое - «совершается не так, как предполагали его распорядители». На направление сражения влияет бесчисленное количество свободных сил, «ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти», оно «никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой-нибудь одной силы».

Как опытный охотник, Кутузов «знал, что зверь ранен так, как только могла ранить вся русская сила, но смертельно или нет, это был еще не разъясненный вопрос ».

Единственным душевным желанием Кутузова была погибель французов, которую он предвидел один. В ночь на 11 октября получив известие о том, что Наполеон ушел из Москвы, он, повернувшись «к красному углу избы, черневшему от образов», сложив руки, дрожащим голосом сказал: «Господи, Создатель мой! Внял Ты молитве нашей... Спасена Россия. Благодарю Тебя, Господи!» И великий полководец, благодаря военной гениальности которого русские одержали победу в войне, заплакал .

После этого вся деятельность Кутузова заключалась «только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом », «не останавливать этого гибельного для французов движения (как хотели в Петербурге и в армии русские генералы), а содействовать ему и облегчать движение своих войск ». Всем своим русским существом Кутузов знал и чувствовал то же, что чувствовал и каждый русский солдат: французы побеждены, враги бегут, и надо выпроводить их за пределы отечества. И «вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода ».

Постигая волю Провидения, Кутузов подчинил ей всю свою личную волю. Он являл «необычайный в истории пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события ».

Деятельность Кутузова была направлена к одной и той же цели, цели достойной и совпадающей с волею всего народа. И эта цель была полностью достигнута. Он «ни- когда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству, о том, что он намерен совершить или совершил: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи». Кутузов «писал письма своим дочерям и m-rae Stael, читал романы, любил общество красивых женщин, шутил с генералами, офицерами и солдатами и никогда не противоречил тем людям, которые хотели ему что-нибудь доказывать».

От начала до конца своей деятельности в 1812 году, от Бородина до Вильны, Кутузов «ни разу ни одним действием» не изменил себе . Иногда он произносил слова совершенно бессмысленные, так как жизненный опыт убедил его в том, что «мысли и слова, служащие им выражением, не суть двигатели людей».

И вместе с тем Кутузов, «так пренебрегавший своими словами, ни разу во всю свою деятельность не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственною целью, к достижению которой он шел во время всей войны ». Кутузов один говорил, что «Бородинское сражение есть победа» (он повторял это до самой своей смерти и устно, и в рапортах, и в донесениях); а «потеря Москвы не есть потеря России ». «На предложение Лористона о мире он отвечал, что мира не может быть, потому что такова воля народа ». Кутузов «один во время отступления французов говорил, что все наши маневры не нужны, что все сделается само собой лучше, чем мы того желаем». Он один, заслуживая немилость Александра, говорил, что «дальнейшая война за границей вредна и бесполезна».

Не только слова, но и действия Кутузова доказывают, что он один «понимал значение событий». Все его действия направлялись «к одной и той же цели, выражающейся в трех действиях: 1) напрячь все свои силы для столкновения с французами, 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска». Один, «в противность мнению всех», Кутузов указал «значение народного смысла события». Он ни разу не изменил народному смыслу - «неизбежному ходу событий» - во всю свою деятельность ни в словах, ни в действиях.

Кутузов обладал чистым и сильным народным чувством , которое являлось источником «необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений» . Народное чувство поставило Кутузова «на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то чтобы спасать и жалеть их ».

5 ноября, в первый день Красненского сражения, подчиняясь необходимости, Кутузов выступает перед солдатами и офицерами Преображенского полка. Речь главнокомандующего лаконична: «Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! » И тысячи голосов откликаются на его слова: «Ура-ра-ра!»

Голоса замолкают, главнокомандующий обращается ко всем: «Вот что, братцы». И это говорит уже не полководец-победитель, а «простой, старый человек, очевидно что- то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам». Он стоит перед ними в «белой с красным околышем шапке и ватной шинели, горбом сидевшей на его сутуловатых плечах», и просит по-стариковски простодушно и мудро пожалеть пленных. «Вам трудно, да все же вы дома; а они - видите, до чего они дошли. Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята? »

В торжественной сначала, потом простодушно-стариковской речи главнокомандующего выразилось лежащее в душе каждого солдата «чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты ».

После Красненского сражения русские войска нанесли сокрушительный удар французам на Березине. «Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова». Недовольство Кутузовым, «презрение к нему и подтрунивание над ним выражались все сильнее и сильнее».

Люди, окружавшие Кутузова, не могли понимать его и считали, что «со стариком говорить нечего; что он никогда не поймет глубокомыслия их планов; что он будет отвечать свои фразы (им казалось, что это только фразы) о золотом мосте, о том, что за границу нельзя прийти с толпой бродяг, и т. п.». Все, что говорил Кутузов («надо подождать провиант», «люди без сапог»), - «все это было так просто», а все, что предлагали генералы, - «так сложно и умно, что очевидно было для них, что он был глуп и стар, а они были властные, гениальные полководцы».

Кутузов понимает, что роль сыграна и время его кончилось. И это действительно было так. В сентябре 1812 года Кутузову исполнилось 67 лет, земной жизни ему было отпущено еще семь месяцев. Он чувствовал «физическую усталость в своем старом теле и необходимость физического отдыха».

29 ноября Кутузов въехал в Вильно. Здесь он отошел от всех военных и государственных забот и «погрузился в ровную, привычную жизнь настолько, насколько ему давали покоя страсти, кипевшие вокруг него ». Он «неохотно занимался делами по армии, предоставляя все своим генералам и, ожидая государя, предавался рассеянной жизни».

11 декабря в Вильну прибыл государь. Великий Кутузов, гениальный фельдмаршал (звание пожаловано 31 августа 1812 года), князь Смоленский (6 декабря 1812 года), полководец, благодаря мудрой стратегии которого Россия выиграла войну с Наполеоном, встречал Александра I.

На крыльце замка появилась «толстая большая фигура старика, в полной парадной форме, со всеми регалиями, покрывавшими грудь, и подтянутым шарфом брюхом ». Кутузов «надел шляпу по фронту, взял в руки перчатки и бочком, с трудом переступая вниз ступеней, сошел с них и взял в руку приготовленный для подачи государю рапорт».

Когда Александр I высказал ему «неудовольствие за медленность преследования, за ошибки в Красном и на Березине и сообщил свои соображения о будущем походе за границу», на лице Кутузова было то «самое покорное и бессмысленное выражение, с которым он, семь лет тому назад, выслушивал приказания государя на Аустерлицком поле». Кутузов считал, что война в Европе бессмысленна, «новая война не может улучшить положение и увеличить славу России». Он становился «помехой и тормозом предстоящей войны». Не объявляя Кутузову, «ту почву власти, на которой он стоял», передали государю: штаб фельдмаршала переформировали, «и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю».

Когда Кутузов был необходим, он естественно, просто и постепенно явился «из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию». Когда роль была сыграна, на его место явился новый, требовавшийся деятель «точно так же естественно, постепенно и просто».

Для новой войны, «для движения народов» стал необходим Александр I, обладающий другими свойствами, взглядами, движимый другими побуждениями. После того «как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы», Кутузову, представителю народа и народной войны, «ничего не оставалось, кроме смерти».

Роман Толстого “Война и мир” - глубочайшее постижение социального общественного развития, философии, истории. Предметом художественного исследования является в нем роль выдающейся личности. Закономерно, что на страницах книги мы видим множество реальных исторических фигур: Наполеона, Александра I, Багратиона, Сперанского, Кутузова...

В многочисленных философских отступлениях Толстой решительно отстаивает провиденциализм - учение, объясняющее ход исторических событий волей провидения, Бога. Все-таки нельзя игнорировать религиозный аспект взглядов великого мыслителя. Иначе не понять и той роли, которую сыграли в истории человечества два антипода - Наполеон и Кутузов.

Выдвижение на политическую арену того или иного деятеля - это, по мнению Толстого, историческая необходимость. Важно то, в какой степени остается человек верен своему предназначению, высшему духовному началу в самом себе. Бесполезно противиться естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль гения, вершителя судеб человечества. Так, Наполеон склонен к театральным эффектам, к самолюбованию. Он утрачивает дух правды, простоты и добра. Для него люди на поле сражения - это только шахматные фигуры. Однако реальная история оказывается сложнее шахматной партии. Позорное бегство французского императора из России - наглядное тому подтверждение. . .

Видное место в романе “Война и мир” занимает образ народного полководца Кутузова. Внешний облик его чем-то напоминает портреты простых русских солдат. Кутузов остается самим собой и на военном совете, и на поле боя. В нем нет театральности, ложной торжественности. Он отлично знает и понимает настроение армии. Смотр полка в Браунау проводится с одной лишь целью - показать союзникам, что русские войска устали. В свою очередь, приказ Багратиону начать Шенграбенское сражение мало напоминает язык субординации и устава. Кутузов провожает четырехтысячный русский отряд “на великий подвиг”. И он жалеет тех, кто неизбежно погибнет в неравной схватке с французами. Погибнет ради спасения армии. Вспомним и другой эпизод - Аустерлицкое сражение. Кутузов не торопится выполнить приказ императора о вводе войск в бой. Полководец отлично понимает, что боевой дух солдат низок и на победу надеяться не приходится. И это провидческое чувство не обманывает его.

Война 1812 года выдвигает фигуру Кутузова в первый ряд крупнейших военных деятелей эпохи. Избрание его главнокомандующим закономерно. Именно на чувстве патриотизма, “которое более или менее смутно испытывали все, и основано то единомыслие и общее одобрение, которое сопутствовало народному, противному придворным соображениям избранию Кутузова в главнокомандующие”.

Бородинское сражение - один из кульминационных моментов войны с французами. От исхода его зависит очень многое. Как же ведет себя Кутузов? “Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему”. Странное поведение для полководца, но в этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум, знание ситуации. Кутузов уверен, что “решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти”. Следовательно, нельзя считать Кутузова пассивным созерцателем. Об этом же свидетельствуют и проницательные мысли Андрея Болконского о русском главнокомандующем: “Он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли - это неизбежный ход событий, и он умеет предвидеть их, осмыслить их значение, и в силу этого отречься от участия в них, от своей личной воли, направленной на ситуативно правильное”.

Все поведение Кутузова во время войны с французами - подчинение себя самого и русской армии “неизбежному ходу событий”. Совет в Филях, решение оставить Москву (вопреки воле императора) - важнейшие вехи биографии героя. В эпизодах полководец показан старым, немощным человеком. Может показаться, что принятие решения оставить историческую столицу государства - плод малодушия, результат роковой ошибки. Так думают и некоторые из русских генералов. Но они ошибаются. Кутузов по-настоящему мудр. Захват Москвы врагом становится не триумфом, а тяжким поражением деморализованной армии французов.

Говоря о Кутузове, следует упомянуть еще две его существенные черты - религиозность и способность к состраданию. Эти качества сближают главнокомандующего с другими героями войны 1812 года. Вспомним сцену молебна перед Бородинским сражением. Толстой показывает религиозное единение русских людей. Кутузов “с детски наивным вытягиванием губ приложился к иконе... поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы”. Связь между этой сценой и победой на Бородинском поле несомненна...

Во время панического бегства французов из России Кутузов всячески удерживает русские войска от бесполезных атак.. Мстительность чужда и простому русскому солдату, и главнокомандующему. После Красненского боя Кутузов жалеет пленных французов:

“Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди”. И эти слова старого полководца находит отклик в сердцах русских...

В финале романа “Война и мир” Толстой говорит о смерти Кутузова: “Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер”.

В романе “Война и мир” образ Кутузова не сводится лишь к каким-то “полководческим доблестям”: мужеству, умению руководить войсками на поле боя и т. п. Нет! У Толстого все глубже и тоньше. Величие Кутузова в том и заключается, что он не пытается противиться естественному ходу событий, “понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли...”

Введение

Русские полководцы удостаивались большого внимания государей, политиков и писателей. Л.Н.Толстой написал образ Кутузова в романе «Война и мир». Он получился выдержанным, скромным, но сильным и великим.

Кутузов Михаил Иларионович (Толстой указывает отчество Кутузова с одной «л»). На страницах романа он встречается нам не так часто, как, например, французский император Наполеон Бонапарт. Но его присутствие мы чувствуем: о нем говорят в свете, о нем думают солдаты, на него надеются русские генералы, на него злится император Александр. Главнокомандующий Кутузов в романе Толстого «Война и мир» проходит красной нитью через сюжет всего романа – он надежда, он вера, он сила, он «отец» русской армии.

Отношение к Кутузову героев романа

Княгиня Друбецкая слезно просит князя Василия Курагина за своего сына Бориса, чтобы устроил его в Семеновский полк и непременно поближе к самому Кутузову. Старый князь Болконский пишет письмо своему другу – Кутузову, где высказывает просьбу о назначении его сына Андрея к нему в адъютанты. Солдаты за глаза называли Кутузова «Сам» и пели протяжную солдатскую песню, где были строки: «Кутузовым-отцом».

Андрей Болконский перед Шенграбенским сражением был в недоумении, как можно отправлять на верную смерть невинных людей. Но, посмотрев в глаза Кутузову, понял: «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!»

Портрет Кутузова

Л.Н.Толстой дает неполную характеристику Кутузову, есть только небольшое описание внешности, все остальное автор показывает нам через речь героя. Но именно эта характеристика Кутузова в романе «Война и мир» является основной и понятной. Мы видим, что он добр, улыбчив, ласков, неравнодушен к окружающим. Его речь наполнена словами «голубчик», «дружок», «голубушка», «красавица», это подтверждает его чуткое отношение к людям. Особое отношение Кутузов проявлял к Андрею Болконскому. Он искренне сожалел о смерти старого князя и плакал о потере друга, а Болконскому сказал: «…помни, дружок, что я тебе отец, другой отец…»
Отношение Кутузова к своим солдатам дает нам понять, что для него не было славы для себя самого. При смотре войск под Браунау Кутузов «прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам,.. а иногда и солдатам». Вспомнил он и Тимохина, сказав ему: «Храбрый офицер!» Образ Кутузова в «Войне и мире» соткан Толстым из его человеческих качеств и характера полководца, истинного русского главнокомандующего. Он часто пишет о его душевном состоянии: «По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка», «Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг», сказал Кутузов, прощаясь с Багратионом. Слезы катились из его глаз».

Кутузов и Аустерлицкое сражение

В романе «Война и мир» образ Кутузова подаётся нам не только в его положительной оценке. Мы видим и отрицательное отношение к главнокомандующему, когда о нем говорят в насмешливом тоне: князь Василий, светское общество, военный совет. Да и сам император Александр был зол на Кутузова за Аустерлиц. Кутузов говорил об Аустерлицком сражении: «Я думаю, что сражение будет проиграно…» Но никто не понимал значения его слов, а он чувствовал всем своим существованием, что это будет крах. Толстой дает нам в этот момент другой портрет Кутузова: «…казался изнуренным и раздражительным», «сердито сказал», «желчно вскрикнул», «злое и едкое выражение взгляда». Он переживал за людей, за их жизни, ему не хотелось рисковать, потому что за ним стояли люди, живые люди. Когда приехал государь, «он принял вид подначальствующего, нерассуждающего человека», потому как знал, как относится к нему Александр. На вопрос государя, почему не начинаем, Кутузов отвечал: «…поджидаем…» Но усмешка государя дала ему знак – выступать. Решение было принято насильно. Да и мог ли он перечить? Когда же увидел Кутузов, что происходит на самом деле, что французы у них под самым носом, а отступать некуда, он был уже ранен в щеку, но только сказал: «Рана не здесь, а вот где!» и показал на бегущих солдат. Ему было больно от того, что все ожидания его и думы оправдались, но ничего не смог он изменить.
На военном совете перед Аустерлицким сражением Толстой показывает Кутузова «в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал…». Состояние Кутузова можно объяснить – он понимал весь ход этого сражения, но никто не прислушался к нему, разговор генералов был ему неинтересен.
После бегства русских при Аустерлице о Кутузове никто не говорил, «некоторые шепотом бранили его, называя придворною вертушкою и старым сатиром».

Кутузов – полководец

Переход от Крейса до Цнайма – решение Кутузова, которое привело русских к цели. Неожиданная возможность спасти русскую армию, ошибка Мюрата дала шанс Кутузову увести войска. Оправив отряд Багратиона на задержание врага, Кутузов успел спасти остальных. Расчет или случайность помогли Кутузову выиграть Шенграбенское сражение, как бы то ни было – он великий полководец, заслуживший истинное признание.

Бородинское сражение уже было не за горами, а о Кутузове никто не вспоминал. Но все же комитет назначил его главнокомандующим армией, хотя знал о нерасположении государя к Кутузову. Это является доказательством того, что в Кутузова верили, его ждали, его уважали, его любили. Он держал русский дух, русскую веру, и он оказался выше и сильнее Наполеона. Неприметный, не притязающий ни на что, он явился в романе настоящим русским патриотом, который сражался не за себя, не за славу, а за государя и народ.

Это сочинение можно закончить словами Михаила Иларионовича Кутузова, которые он сказал Андрею Болконскому перед Бородинским сражением: «Да, немало упрекали меня и за войну, и за мир…а все пришло вовремя. Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать».

Тест по произведению

ОБРАЗ КУТУЗОВА

Сочиняя "Войну и мир", Л. Н. Толстой создавал не просто роман, он создавал роман исторический. Многие страницы в нем посвящены специфически толстовскому пониманию исторического процесса, его философии истории.

В связи с этим в романе действует множество реальных исторических персонажей, так или иначе влиявших на состояние европейского и российского общества в начале XIX века. Это император Александр I и Наполеон Бонапарт, генерал Багратион и генерал Даву, Аракчеев и Сперанский. А среди них персонаж-знак, обладающий совершенно особой смысловой наполненностью, - генерал-фельдмаршал Кутузов Михаил Илларионович, светлейший князь Смоленский - гениальный русский полководец, один из образованнейших людей своего времени.

Кутузов, изображенный в романе, разительно отличается от реального исторического лица. Кутузов для Толстого - воплощение его исторических новаций. Он - фигура особенная, личность, наделенная инстинктом мудрости. Он подобен вектору, направление действия которого определяет сумма тысяч и миллионов причин и действий, совершаемых в историческом пространстве.

"История, то есть бессознательная, роевая, общая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя, как орудием для своих целей".

И еще одна цитата: "Каждое действие... в историческом смысле непроизвольно, находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно".

Такое понимание истории делает всякую историческую личность личностью фатальной, обессмысливает ее активность. Она для Толстого в контексте истории выступает страдательным залогом общественного процесса. Только поняв это, можно объяснить действия, а точнее, не-действия Кутузова на страницах романа.

В Аустерлице, имея превосходящее количество солдат, прекрасную диспозицию, генералитет, тот самый, который он выведет потом на Бородинское поле, Кутузов меланхолически замечает князю Андрею: "Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил передать это государю".

А на заседании военного совета перед сражением он просто, по-стариковски, позволяет себе заснуть. Он уже все знает. Ему все известно заранее. Он несомненно обладает тем "роевым" пониманием жизни, о котором пишет автор.

Однако Толстой не был бы Толстым, если бы не показал фельдмаршала еще и живым человеком, со страстями и слабостями, со способностью к великодушию и злобе, состраданию и жестокости.

Он тяжело переживает кампанию 1812 года. "До чего... до чего довели! - проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, ясно представив положение, в котором находилась Россия". И князь Андрей видит слезы на глазах старика.

"Они будут у меня конину жрать!" - грозит он французам. И выполняет свою угрозу. Умел слово держать!

В его бездействии воплощена коллективная мудрость. Он совершает поступки не на уровне их понимания, а на уровне некоего врожденного инстинкта, так, как знает крестьянин, когда надо пахать, а когда сеять.

Кутузов не дает генерального сражения французам не потому, что не хочет, - этого хочет государь, этого хочет весь штаб, - а потому, что это противно естественному ходу вещей, который он не в состоянии выразить словами.

Когда же это сражение происходит, автору не понятно, почему из десятков похожих полей Кутузов выбирает Бородинское, ничем не лучше и не хуже других. Давая и принимая сражение в Бородино, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. Кутузов на Бородинском поле не производит никаких распоряжений, он только соглашается или не соглашается. Он сосредоточен и спокоен. Он один все понимает и знает, что по окончании сражения зверь получил смертельную рану. Но для того чтобы он умер, необходимо время. Единственное хрестоматийно-историческое решение Кутузов принимает в Филях, Один против всех. Его бессознательный народный разум побеждает сухую логику воинской стратегии. Оставив Москву, он выигрывает войну,

Подчинив себя, свой ум, свою волю стихии исторического движения, он стал этой стихией. Именно в этом убеждает нас Лев Толстой: "Личность есть раб истории".