ДУШАНБЕ, 11 июл - Sputnik. Духовный лидер исмаилитов мира принц Ага-Хан IV 11 июля отмечает алмазный юбилей - 60-ю годовщину в качестве 49-го наследного имама (духовного лидера) мусульман шиитов исмаилитов всего мира, сообщает пресс-служба Организации Ага Хана по развитию (АКДН).

В 1957 году после смерти Ага-Хана III принц Карим был провозглашен Ага-Ханом IV, унаследовав титул имама исмаилитов-низаритов. В том же году королева Великобритании Елизавета II присвоила ему титулование - Высочество, а в 1959 году шахиншах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви - Королевское высочество.

В честь этого события состоится мероприятие для Ага Хана и лидеров исмаилитского сообщества. Исмаилиты всего мира проведут церемонию, приуроченную к этой дате.

"Это празднование объединит исмаилитское сообщество и партнеров Организации Ага Хана по развитию (АКДН) во всём мире, а также руководителей правительств и религиозных сообществ в более чем 25 странах мира", - говорится в пресс-релизе АКДН.

Принц Карим Ага-Хан IV родился 13 декабря 1936 года в Швейцарии. Имам мусульманской общины исмаилитов-низаритов, он имеет около 15 миллионов последователей в более чем 25-ти странах.

Члены семьи Ага-Хана считаются прямыми потомками пророка Мухаммеда. Один из предков семьи был персидский король Фетх Али-Шах, от которого они и унаследовали титул принцев и принцесс.

В школьные годы будущий глава исмаилитов учился в Institut Le Rosey в Швейцарии. Затем он поступил в Гарвардский университет , который с отличием закончил в 1959 году по специальности «История ислама».

Принц Ага Хан IV является наследным имамом общины исмаилитов. Исмаилизм - совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул главы самой крупной и известной общины исмаилитов - Ага-хан - передается по наследству.

Обязанности принца Ага-Хана IV как имама включают не только толкование вопросов веры исмаилитской общины, члены которой проживают в индустриально развивающихся странах, но и взаимоувязывание веры с современными реалиями.

Организация Ага Хана IV по развитию, штаб-квартира которой находится в Париже, была основана Имаматом Исмаилитов в 1967 году. В настоящее время ее филиалы расположены в Канаде, Великобритании, Швейцарии, Пакистане и Таджикистане.

По инициативе Ага-Хана в различных странах были открыты школы, университеты, учреждены различные гранты, в том числе знаменитая премия по архитектуре.

В Таджикистане Фонд Ага Хана владеет контрольным пакетом акций компаний Pamir Energy и Tcell и гостиницей в Душанбе. На средства фонда реализуется строительство школ, больниц и университета в Хороге.

Во время гражданской войны в Таджикистане организация Ага Хана бесплатно снабжала Горно-Бадахшанскую автономную область и другие районы республики продовольствием. В 1993 году, когда военные действия достигли Дарвазского района ГБАО, Ага Хан призвал Совет сил самообороны Памира сложить оружие. В 2000 году Организация открыла в Хороге Университет Центральной Азии.

Принц является создателем и спонсором благотворительных проектов во многих странах, в том числе в Центральной Азии. Под его руководством действует организация Aga Khan Development Network, в рамках которой функционирует ряд социально-экономических, образовательных и культурных учреждений.

В апреле Ага-Хан IV посетил Москву. Духовный лидер общины исмаилитов-низаритов принц Карим Ага-Хан IV в ходе встречи с главой МИД России Сергеем Лавровым заявил, что сотрудничество с Москвой является ключевым для Центральной Азии.

"Этот визит в Москву важен для меня, сотрудничество с Россией является критически важным не только для моего сообщества, но и для всей Центральной Азии, где мы сейчас создаем совместные институты, которые будут иметь большое значение для региона", - подчеркнул Карим Ага-Хан.

В Казахстане близ города Текели в 2010 году началось строительство международного Центрально-Азиатского университета, на что фонд Aga Khan Development Network выделил 250 миллионов долларов.

Сам договор о создании Центрально-Азиатского университета с основным учебным центром в городе Хорог и с филиалами в Казахстане и Кыргызстане был подписан президентами этих стран с Ага-Ханом еще в 2000 году.

В то же время в Казахстане немногим знакомы как традиционные мировоззренческие принципы исмаилитов, так и жизнь самого Ага-Хана.

15 МИЛЛИОНОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Полный титул Ага-Хана - принц Карим Ага-Хан IV. Имам мусульманской общины исмаилитов-низаритов, он имеет около 15 миллионов последователей в более чем 25 странах.

Большинство исмаилитов проживает в странах Африки и Азии, в том числе Пакистане, Афганистане, Таджикистане и Иране. Большие общины есть также в США, Канаде и Великобритании.

75-летнего Ага-Хана считают прямым потомком пророка Мухаммеда. Он является 49-м имамом исмаилитов.

«ЕГО ВЫСОЧЕСТВО»

Имамы исмаилитов считают себя и членов своих семей принцами и принцессами. Этот титул семья унаследовала от своего предшественника королевских кровей - персидского короля 18-го века Фетха Али-Шаха.

Этот титул также был официально признан властями Великобритании. Ага-Хан является гражданином этой страны по своему паспорту. Королева Елизавета присвоила Ага-Хану обращение «Его Высочество» в 1957 году, когда он в возрасте 20 лет сменил своего дедушку.

Обращение «Его Высочество», тем не менее, не может быть передано по наследству.

ОДНА ИЗ САМЫХ БОГАТЫХ КОРОЛЕВСКИХ ОСОБ

Американский журнал Forbes включает Ага-Хана в список самых богатых королевских особ в мире, его состояние оценивается в 800 миллионов долларов. Другие источники называют еще большую цифру - около трех миллиардов долларов.

Большая часть его состояния состоит от добровольных пожертвований мусульман-исмаилитов. Сообщается, что мусульмане-исмаилиты перечисляют в качестве десятины своему духовному лидеру как минимум 10 процентов от своего годового заработка.

Однако неясно, пользуется ли имам лично этими пожертвованиями. Как говорят его последователи, большая часть этих денег идет на его многочисленные благотворительные проекты по развитию, образованию в развивающихся странах, особенно в тех, где проживает большая община исмаилитов.

Сам Ага-Хан, по сообщениям, участвует в различных коммерческих проектах и владеет группой эксклюзивных гостиниц.

Одним из основных источников дохода Ага-Хана называют разведение породистых лошадей и конные скачки. Он владеет фермами по выращиванию лошадей во Франции и Ирландии.

ДОРОГИЕ РАЗВОДЫ

Получивший гарвардское образование, Ага-Хан совмещает статус духовного лидера со стилем жизни плейбоя.

В то время как его последователи-мусульмане хвалят его преданность религии, благотворительности и борьбе за мир во всем мире, папарацци не упускают из вида личную жизнь имама: его браки, разводы и связи на стороне.

В 1995 году имам развелся с первой женой - матерью его трех детей Сарой Кроукер Пул, принявшей после свадьбы имя Бегум Салима, - после 25 лет семейной жизни.

В результате развода бывшая английская модель получила компенсацию в размере более 30 миллионов долларов и драгоценностей на сумму около 27 миллионов долларов.

В 1998 году Ага-Хан женился во второй раз на Габриэль цу Лейнинген, которая приняла имя Бегум Инаара и родила ему сына. Однако спустя шесть лет его вторая жена подала на развод, обвинив имама во внебрачных связях.

Сейчас они официально разделены, и Бегум Инаара требует компенсацию в размере 80 миллионов долларов.

ПРИНЦ БЕЗ КОРОЛЕВСТВА

Несмотря на то что Ага-Хан владеет множеством объектов недвижимости, домами, фермами и даже маленьким островом, он является принцем без королевства.

Последнее исмаилитское государственное образование в горной крепости Аламут - на территории нынешнего Ирана - пало еще в декабре 1256 года после осады его монгольским правителем Хулагу.

Единственным регионом в мире, где сейчас в основном проживают мусульмане-исмаилиты и который официально имеет статус автономии, является Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) Таджикистана.

В 1990-х годах высказывались опасения, что ГБАО может потребовать независимость от Таджикистана, пользуясь политической нестабильностью страны во время изнурительной гражданской войны того десятилетия.

Лидеры общины на местах категорически отрицают подобные предположения. В то же время, по словам Раджаби Мирзо, многие в политических кругах Таджикистана продолжают относиться к Ага-Хану с долей подозрения.

Недавние кровавые столкновения в Горном Бадахшане показывают уже в который раз, что местные жители имеют больше веры и уважения к имаму Ага-Хану, чем к президенту Эмомали Рахмону, - говорит Раджаби Мирзо.

В Горно-Бадахшанской автономной области вот уже несколько недель продолжаются волнения. В Хороге 24 июля была проведена масштабная военная операция правительственных сил, чтобы задержать подозреваемых в убийстве генерала спецслужб Абдулло Назарова. На главной площади Хорога жители проводят массовые акции протеста, требуя немедленного вывода правительственных войск.

Вчера, 13 декабря, исмаилитская община в Таджикистане отпраздновала 80-летие своего духовного лидера – принца Шох Карима ал Хусайни, Ага-Хана IV.

Ага-Хан IV — духовный лидер исмаилитов Таджикистана; фото:Фейсбук

В Исмаилитском центре в Душанбе на этой неделе проходят праздничные представления, организованные общинами районов Душанбе и пригородов. Мероприятия будут длиться до 25 декабря.

День рождения Имама отмечают и в ГБАО (Горно-Бадахшанская автономная область), где живут исмаилиты, – там празднования начались 7 и продлятся до 20 декабря. Проходят выставки народных ремесленников, художников, спортивные состязания, научно-культурные конференции, игры для детей и подростков.

В рамках религиозных мероприятий проводятся встречи с богословами и вечера «Маддосарои» (оды о Всевышнем).

Члены общины, проживающие в Москве, тоже празднуют. 11 декабря в концертном зале «Россия» прошел концерт с участием таджикских исполнителей.

Празднуют и в других городах России – в исмаилитских общинах Санкт-Петербурга, Тольятти, Иванова, Самары, Екатеринбурга и Твери.

Почему памирцы почитают Ага-Хана IV

Ага-Хан IV считается прямым потомком пророка Мухаммеда и 49-м Имамом (духовным лидером) одной из ветвей шиитского мазхаба (религиозное течение) – исмаилизма. Он возглавил общину в 1957 году в 21-летнем возрасте. Титул перешел ему от деда Султон Мухаммад Шаха Ага-Хана III.

Исмаилитская община сегодня насчитывает более 20 млн человек по всему миру. Более 200 тысяч из них живут в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана – их там чаще называют памирцами.


Праздник в каждом доме

Для исмаилитской общины день рождения Имама – не просто официальное торжество, это праздник, который отмечается в каждом доме.

С самого утра женщины на улицах начинают отбивать ритмы на дойрах (разновидность барабана).

Дойра на Памире считается символом радости, барабанный бой оповещает о всеобщем торжестве. В этот день принято поздравлять и благословлять друг друга, накрывать богатый стол, делать добрые дела.

Транспорт на Памире в день рождения Имама – бесплатный. Частники, которые занимаются извозом, в этот день ставят на своих машинах таблички «Бесплатно».


В день рождения Имама на Памире общественный транспорт — бесплатный, о чем гласит табличка; фото: Фейсбук

Спаситель памирцев

Жители Памира очень трепетно относятся к своему духовному лидеру.

В течение года исмаилиты отмечают три праздника, связанные с их духовным лидером. Это праздник «Дидор» («Встреча») – 24 и 25 мая.

В эти дни в 1995 году состоялась первая встреча Ага-Хана с таджикскими мюридами в Душанбе и ГБАО; 11 июля – день восхождения нынешнего духовного лидера на трон Имама и день его рождения – 13 декабря.

Исмаилизм на Памир пришел в XI веке, но до 90-х годов прошлого века памирцы не видели ни одного из духовных лидеров своего мазхаба. Многие столетия имамы-исмаилиты скрывались в Иране и Индии.

В советский период власти препятствовали связи памирцев с духовными лидерами под страхом ареста и расстрела.

Ага-Хан IV – первый Имам, которого памирские исмаилиты увидели воочию. Он появился в их жизни в 90-х, когда в Таджикистане шла Гражданская война и Горно-Бадахшанская автономная область оказалась в блокаде.
Именно тогда Ага-Хан IV направил в регион гуманитарную помощь. Впервые он посетил Таджикистан в 1995 году.

Ага-Хан и его институты развития

Ага-Хан помогал и другим регионам Таджикистана. В стране были открыты институты Ага-Хана, в частности Фонд Ага-Хана по развитию, деятельность которого направлена на развитие социальной и экономической сферы – медицины, образования, сельского хозяйства.

За минувшие 20 лет Фонд Ага-Хана оказал финансовую поддержку Таджикистану на сотни миллионов долларов.

Институтом Ага-Хана по экономическому развитию в ГБАО была полностью реконструирована и запущена ГЭС «Памир-1», которая позволяет обеспечивать электричеством большую часть области. Построена сеть гостиниц «Серена».

Сейчас Фонд Ага-Хана в Хороге строит один из кампусов Университета Центральной Азии, завершение которого запланировано на лето 2017-го. Аналогичный кампус, построенный в Нарыне (Кыргызстан), начал свою работу в этом году, а в Текели (Казахстан) также идет строительство, которое планируется завершить в 2019 году.

"Spiegel": Ваше высочество, в своем из вестном выступлении папа Бенедикт процитировал императора Мануила, сказавшего:" Покажи мне, что нового принес Мухаммад и ты увидишь только злое и бесчеловечное...", что, как известно вызвало бурную реакцию в мусульманском мире. Какова Ваша реакция на нее?

Ага Хан: Я очень встревожен этим случаем, ибо он принес изрядную сумятицу в мусульманский мир. У нас сегодня и без того хватает недопонимания между религиями, происходит деградация межрелигиозных взаимоотношений. Я полагаю, что нам не следует подкидывать еще больше дров в костер и без того непростой ситуации.

Но Бенедикт XVI явно дистанциировал себя самого от процитированных слов средневекового императора. Позиция лично папы - поддержание диалога между религиями и посему он несколько раз высказывал свое почтение мировым религиям, исламу в том числе.

- Так что же произошло- досадная ошибка, либо понтифик был неправильно понят?

Я не могу и не хочу выносить подобие вердикта по этому вопросу. Это будет неразумно для меня утверждать, что я знаю, что папа имел в виду. Но средневековье, насколько мне известно - это период острых богословских споров между исламом и христианской Византией. знаменательное время, и слова императора нельзя выхватывать из контекста этого времени. Хотя тема выступления папы была совершенно другая - соотношение между верой и разумом, гармоничное сочетание которых, по мнению понтифика, означает исключение всякой связи между религиями.

- Вы согласны с этим утверждением?

- Если делать акцент на том, что папское выступление было посвящено вере и разуму, то я думаю, что ее обсуждение в этом контексте будет очень конструктивным как для исламского, так и неисламского мира. Я могу даже сказать о своей двойственной реакции на это выступление - да, с одной стороны, я вижу деградацию межрелигиозных взаимоотношений, но с другой я вижу шанс. Шанс поговорить о важном и серьезном вопросе - взаимосвязи между логикой и верой.

Если папа пригласит Вас и других религиозных лидеров к диалогу по проблеме веры, разума и насилия, Вы примете такое приглашение?

Да, разумеется. Я должен однако заметить. что экуменическая дискуссия в определенный момент сталкивается с известными ограничениями. Вот почему я предпочел бы разговор на основе некоего общего космополитического этического базиса, увязываемого со всеми великими религиями мира.

- В исламе есть проблемы с рациональным мышлением?

Вовсе нет. Мало того, я скажу, что среди всех авраамических религий ислам, пожалуй, единственная, уделяющая такое внимание знанию. Целью является понимание Божественного плана творения и таким образом эта религия преисполнена логики. Ислам - это религия разума.

- Каковы, по Вашему, корни современного терроризма?

Нерешенные политические конфликты, общий застой и прежде всего, культурное невежество Терроризм никоим образом не имеет богословского обоснования.

- О каких конфликтах Вы говорите?

Например, о ближневосточном и кашмирском. Они вот уже десятилетиями так и остаются неразрешенными.Их последствия продолжают разрастаться словно раковая опухоль. А это заболевание, как вы знаете. если не излечено на ранней стадии, может оказаться неизлечимым. Так и затягивание разрешения конфликтов создает питательную среду для террора.

Возникает вопрос также о распространении религии мечом.. Все религии мира на протяжении своей истории обращались к насилию с целью либо защитить, либо распространить самих себя через посредство военных действий. Но ислам никогда не призывал к этому, наша религия - религия мира.

- "Запад должен выступить против остального мира," - пишет профессор Хантингтон в своей книге о столкновении цивилизаций. Возможен ли такой конфликт?

- Если и говорить о конфликте, это будет конфликт невежеств. Конфликт опасный и разрушительный.

- И какая из сторон за него в ответе?

Обе. Но в первую очередь западный мир. Вы полагаете, что современник 21 века должен много знать об исламе. Но вы помотрите на систему образования на Западе -полноценные знания об исламской цивилизации в ней отсутствуют. Что было известно о шиизме до иранской революции? Что бьло известно о ваххабизме до Талибана? Ничего. Мы должны преодолеть подобное положение вещей. Чем стрелять друг в друга, лучше научиться друг друга слушать. И это будет величайшим достижением нашей цивилизации.

Среди наименее демократических и наиболее отсталых стран мира преобладают страны с преимущественно мусульманским населением. Неужели демократия и ислам, как многие утверждают несовместимы?

Давайте, прежде всего, честно посмотрим на вещи. Многим политическим лидерам достались в наследство проблемы, напрямую не имеющие отношения к религии. Принятие инновационных управленческих решений требует времени. И уже сейчас заметно, что среди стран с наибольшим экономическим ростом есть и мусульманские страны. Но вот, что касается роста демократии... Мои личные демократические убеждения основываются отнюдь не на греческих или римских философах, но на том, что произошло 1400 лет назад. Это принципы, лежащие в основе моей религии. При жизни Пророка (мир ему) процесс политических консультаций шел непрерывно. И первый имам шиитов, кузен и зять пророка Али подчеркивал:" Нет большей чести чем знание, нет большей силы чем терпение, и не более надежной основы, чем совещание (шура)."

"SPIEGEL" (Перевод )

В Казахстане близ города Текели в 2010 году началось строительство международного Центрально-Азиатского университета, на что фонд Aga Khan Development Network выделил 250 миллионов долларов.

Сам договор о создании Центрально-Азиатского университета с основным учебным центром в городе Хорог и с филиалами в Казахстане и Кыргызстане был подписан президентами этих стран с Ага-Ханом еще в 2000 году.

В то же время в Казахстане немногим знакомы как традиционные мировоззренческие принципы исмаилитов, так и жизнь самого Ага-Хана.

15 МИЛЛИОНОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Полный титул Ага-Хана – принц Карим Ага-Хан IV. Имам мусульманской общины исмаилитов-низаритов, он имеет около 15 миллионов последователей в более чем 25 странах.

​ ​​​Большинство исмаилитов проживает в странах Африки и Азии, в том числе Пакистане, Афганистане, Таджикистане и Иране. Большие общины есть также в США, Канаде и Великобритании.

75-летнего Ага-Хана считают прямым потомком пророка Мухаммеда. Он является 49-м имамом исмаилитов.

“ЕГО ВЫСОЧЕСТВО”

Имамы исмаилитов считают себя и членов своих семей принцами и принцессами. Этот титул семья унаследовала от своего предшественника королевских кровей – персидского короля 18-го века Фетха Али-Шаха.

Этот титул также был официально признан властями Великобритании. Ага-Хан является гражданином этой страны по своему паспорту. Королева Елизавета присвоила Ага-Хану обращение “Его Высочество” в 1957 году, когда он в возрасте 20 лет сменил своего дедушку.

Обращение “Его Высочество”, тем не менее, не может быть передано по наследству.

ОДНА ИЗ САМЫХ БОГАТЫХ КОРОЛЕВСКИХ ОСОБ

Американский журнал Forbes включает Ага-Хана в список самых богатых королевских особ в мире, его состояние оценивается в 800 миллионов долларов. Другие источники называют еще большую цифру – около трех миллиардов долларов.

Большая часть его состояния состоит от добровольных пожертвований мусульман-исмаилитов. Сообщается, что мусульмане-исмаилиты перечисляют в качестве десятины своему духовному лидеру как минимум 10 процентов от своего годового заработка.

​​Однако неясно, пользуется ли имам лично этими пожертвованиями. Как говорят его последователи, большая часть этих денег идет на его многочисленные благотворительные проекты по развитию, образованию в развивающихся странах, особенно в тех, где проживает большая община исмаилитов.

Сам Ага-Хан, по сообщениям, участвует в различных коммерческих проектах и владеет группой эксклюзивных гостиниц.

Одним из основных источников дохода Ага-Хана называют разведение породистых лошадей и конные скачки. Он владеет фермами по выращиванию лошадей во Франции и Ирландии.

ДОРОГИЕ РАЗВОДЫ

Получивший гарвардское образование, Ага-Хан совмещает статус духовного лидера со стилем жизни плейбоя.

В то время как его последователи-мусульмане хвалят его преданность религии, благотворительности и борьбе за мир во всем мире, папарацци не упускают из вида личную жизнь имама: его браки, разводы и связи на стороне.

В 1995 году имам развелся с первой женой – матерью его трех детей Сарой Кроукер Пул, принявшей после свадьбы имя Бегум Салима, – после 25 лет семейной жизни.

В результате развода бывшая английская модель получила компенсацию в размере более 30 миллионов долларов и драгоценностей на сумму около 27 миллионов долларов.

​ ​В 1998 году Ага-Хан женился во второй раз на Габриэль цу Лейнинген, которая приняла имя Бегум Инаара и родила ему сына. Однако спустя шесть лет его вторая жена подала на развод, обвинив имама во внебрачных связях.

Сейчас они официально разделены, и Бегум Инаара требует компенсацию в размере 80 миллионов долларов.

ПРИНЦ БЕЗ КОРОЛЕВСТВА

Несмотря на то что Ага-Хан владеет множеством объектов недвижимости, домами, фермами и даже маленьким островом, он является принцем без королевства.

Последнее исмаилитское государственное образование в горной крепости Аламут – на территории нынешнего Ирана – пало еще в декабре 1256 года после осады его монгольским правителем Хулагу.

Единственным регионом в мире, где сейчас в основном проживают мусульмане-исмаилиты и который официально имеет статус автономии, является Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) Таджикистана.

​​В 1990-х годах высказывались опасения, что ГБАО может потребовать независимость от Таджикистана, пользуясь политической нестабильностью страны во время изнурительной гражданской войны того десятилетия.

Лидеры общины на местах категорически отрицают подобные предположения. В то же время, по словам Раджаби Мирзо, многие в политических кругах Таджикистана продолжают относиться к Ага-Хану с долей подозрения.

Недавние кровавые столкновения в Горном Бадахшане показывают уже в который раз, что местные жители имеют больше веры и уважения к имаму Ага-Хану, чем к президенту Эмомали Рахмону, – говорит Раджаби Мирзо.

В Горно-Бадахшанской автономной области вот уже несколько недель продолжаются волнения. В Хороге 24 июля была проведена масштабная военная операция правительственных сил, чтобы задержать подозреваемых в убийстве генерала спецслужб Абдулло Назарова. На главной площади Хорога жители проводят массовые акции протеста, требуя немедленного вывода правительственных войск.

Алина ВАЙС

Источник – rus.azattyq.org

Постоянный адрес статьи – http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1346224020