Понятие и особенности общедоступных (публичных) библиотек, их виды: государственные, муниципальные, конфессиональные (религиозные), кооперативные и др. Основные категории пользователей библиотеки. Принципы организации деятельности общедоступных библиотек.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Библиотеки Великобритании и США. Современное состояние библиотек в мире, перспективы их развития. Возникновение и развитие крупнейших зарубежных библиотек - Библиотеки Британского музея, Бостанской публичной библиотеки, Библиотеки Конгресса США.

    доклад , добавлен 10.10.2014

    История древних библиотек на примере Александрийской библиотеки. Современное состояние данного библиотек в России, перспективы развития. Областная научная универсальная библиотека как методический центр для муниципальных библиотек Белгородской области.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Появление первых научных и специальных библиотек в 17 веке. Российские научные и специальные библиотеки в 18 веке. Активное развитие научных и специальных библиотек в 19 - начале 20 вв. Особенности развития научных и специальных библиотек В СССР.

    реферат , добавлен 17.11.2003

    Становление и развитие Национальной библиотеки Франции как одной из старейших и крупнейших библиотек. История возникновения отделов Библиотеки и их современное состояние. Библиотечное обслуживание в новом комплексе Национальной библиотеки Франции.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2010

    Анализ комплектования библиотечных фондов: сущность, виды, технологии. Проблемы комплектования книжных фондов сельских библиотек: цели, профиль, современное состояние. Сравнительные показатели работы общедоступных муниципальных библиотек в России.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2011

    Возрождение как культурный расцвет Италии XIV-XVI вв. Культура страны, развитие литературы, гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Виды и назначение частных и общедоступных итальянских библиотек. Строительство и интерьер читален.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015

Понятие и особенности общедоступных (публичных) библиотек, их виды: государственные, муниципальные, конфессиональные (религиозные), кооперативные и др. Основные категории пользователей библиотеки. Принципы организации деятельности общедоступных библиотек.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Общедоступные (публичные) библиотеки: современное состояние и перспективы развития

Введение

1. Понятие и особенности общедоступных (публичных) библиотек

2. Виды общедоступных (публичных) библиотек

3. Принципы организации деятельности общедоступных (публичных) библиотек

4. Современное состояние и перспективы развития

Заключение

Список литературы

Введение

Библиотека - это интегративный социальный институт, осуществляющий сбор, хранение и распространение в пространственно-временном континууме социально значимых документов с целью удовлетворения и формирования информационных потребностей пользователей (4, С. 212). Основной причиной возникновения библиотеки и ее существования являются информационные потребности, вызванные к жизни разными видами деятельности человека. Библиотека будет существовать (независимо от того, как ее будут называть) до тех пор, пока у человечества останется потребность в информации и документах как искусственных средствах ее хранения и распространения.

Библиотеки сегодня занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его науки, образования и культуры. Они должны превращаться в интеллектуальные центры общественной жизни. Традиционные методы информационной поддержки деятельности организаций и учреждений путем накопления, классификации и распространения информации должны смениться новыми методами, основанными на использовании открывающихся возможностей информационной поддержки. В первую очередь это касается общедоступных (публичных) библиотек, поскольку они оказывают непосредственное влияние на самую разную аудиторию, а зачастую являются единственным доступным источником удовлетворения интеллектуальных, информационных и культурных запросов пользователей.

Цель работы - изучить современное состояние и перспективы развития общедоступных (публичных) библиотек.

1. Понятие и особенности общедоступных (публичных) библиотек

Общедоступные (публичные) библиотеки - элемент государственного механизма социальной защиты населения, что достигается за счет бесплатности обслуживания в условиях дороговизны книг и досуга, доступности размещения и разнообразия предоставляемых услуг.

Федеральный закон о библиотечном деле дает следующее определение понятия «общедоступная библиотека»: библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационных форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношения к религии.

Б. Ф. Володин, автор статьи «Общедоступная библиотека» в «Библиотечной энциклопедии» (М., 2007), говорит о двух трактовках понятия «общедоступная библиотека» - узкой (его распространенность, прежде всего, на бывшие советские массовые библиотеки) и широкой (включает распространение и на научные библиотеки). Внедрение электронных технологий и удаленного доступа к фондам позволяют любую из таких библиотек считать общедоступной. Анализ случаев использования этих трактовок позволяет утверждать, что первая из них более распространена.

В начале 1990-х гг. была признана моральная и идеологическая устарелость термина «массовые библиотеки», предлагалось их переименовать в народные или - общие, просветительские, публичные и др. В 1994 г. Федеральный закон о библиотечном деле установил термин «общедоступные библиотеки», не используя в своем содержании понятие «массовые библиотеки», что позволяет считать их переименованными.

Следует согласиться, что на том этапе развития библиотечного дела было невозможным введение наименования публичные библиотеки в отношении массовых библиотек, так как их реальное состояние не соответствовало сложившимся в мире представлениям о публичных библиотеках как виде библиотек. По международным представлениям, публичные библиотеки обладают предельной доступностью (обслуживают без ограничений по возрасту, социальному положению); для них не обязательная универсальность фонда (публичными могут быть и школьные, и специальные и др., качество их функционирования позволяет максимально удовлетворить информационные запросы пользователей.

Между тем стремление к международной унификации терминологии, определенные качественные преобразования общедоступных библиотек, позволили в 1999 г. в ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» ввести понятие «публичная библиотека» в содержании «общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения».

В результате сегодня в соответствии с Федеральным законом о библиотечном деле и ГОСТ 7.0-99 один и тот же вид библиотек именуется по-разному. В библиотечной лексике получил распространение прием одновременного использования двух терминов, т. е. «общедоступные (публичные) библиотеки», что на практике в зависимости от реального состояния той или иной библиотеки позволяет именовать ее или публичной, или общедоступной.

Особенности общедоступных (публичных) библиотек:

1) социальная доступность: обслуживание всех категорий населения (от детей дошкольного возраста);

2) территориальная доступность: максимальная приближенность к пользователям (к месту жительства и работы за счет использования стационарных и нестационарных форм);

3) коммуникационная доступность: использование активных форм продвижения информации и документов к пользователям.

публичный библиотека муниципальный пользователь

2. Виды общедоступных (публичных) библиотек

Значительная сеть общедоступных (публичных) библиотек представлена разнообразными по виду учреждениями, которые группируются по важнейшим типологизационным признакам (5):

I. Порядок учреждения библиотеки и форма собственности:

1) государственные библиотеки - учрежденные органами государственной власти субъектов РФ (областные, краевые, республиканские (в составе РФ) детские, юношеские библиотеки и библиотеки для слепых);

2) муниципальные библиотеки - учрежденные органами местного самоуправления;

3) общественные библиотеки - учрежденные и финансируемые общественными организациями:

а) профсоюзные библиотеки (их отличия от муниципальных: учреждены другим ведомством, располагаются по производственному принципу, в их фонде - литература по профдвижению, они тесно сотрудничают со специальной библиотекой предприятия);

б) политико-идеологические библиотеки (партийные и различных политических организаций и движений): например, библиотека ЛДПР, Независимая общественная библиотека в Москве, библиотека общества «Мемориал» (жертв политических репрессий) в г. Нижнем Тагиле;

в) конфессиональные (религиозные) библиотеки (в частности, среди православных библиотек к общедоступным относят Синодальную библиотеку Московского Патриархата, библиотеку на Крутицком подворье (Москва), библиотеку при Храме св. Екатерины (Москва); к общедоступным следует отнести библиотеки православных приходов, а также мечетей, синагог и др.).

г) библиотеки национальных обществ (например, библиотека еврейского общества в Челябинске, библиотека общества «Грузинское землячество» в Москве и др.);

д) кооперативные библиотеки , создаваемые группой лиц на их средства и предоставляющие услуги, как правило, за плату;

е) частные библиотеки , учрежденные отдельным физическим лицом на собственные средства;

ж) библиотеки других различных обществ (Всероссийского общества глухих, обществ любителей собак и т. п.).

1) детские библиотеки;

2) юношеские (молодежные) библиотеки;

3) детско-юношеские библиотеки;

4) библиотеки для всех возрастных категорий;

5) библиотеки для слепых;

6) библиотеки для глухих.

III. Территориальный тип муниципального образования - места нахождения библиотеки:

1) городские библиотеки;

2) сельские библиотеки.

IV. Территориальный статус библиотеки:

1) поселенческие библиотеки;

2) межпоселенческие библиотеки;

3) центральные городские библиотеки;

4) центральные районные библиотеки;

5) окружные библиотеки (Москва, ХМАО);

6) областные (республиканские, краевые) детские, юношеские библиотеки и библиотеки для слепых.

V. Профиль фонда библиотеки:

1) универсальные библиотеки;

2) специализированные библиотеки (семейного чтения, духовного возрождения, религии, истории, экологии и др.).

VI. Виды документов в фонде библиотеки:

1) библиотеки с документами рельефно-точечного шрифта и машиночитаемыми (для слепых);

2) библиотеки, специализированные по виду документа филиалы (например, периодики)

3. Принципы организации деятельности общедоступных (публичных) библиотек

Сеть общедоступных (публичных) библиотек строится по административно-территориальному принципу, т. к. эти библиотеки предназначены для обслуживания жителей той или иной территории, населенного пункта или его части. При размещении библиотек по территории учитываются требования их приближения к населению, равномерного размещения, региональные особенности местности, возможности координации взаимодействия библиотек при обслуживании пользователей. В конкретных случаях создания и размещения библиотеки учитываются такие факторы как радиус обслуживания библиотекой; степень обособленности жилого района или населенного пункта; вероятность использования библиотеки, этажность застройки, т. е. плотность и численность населения; характер и уровень промышленного производства; формы расселения и конфигурация территории; природные условия.

Создание рациональной с экономической точки зрения, удобной с точки зрения пользования сети общедоступных (публичных) библиотек - сложная задача, так как требуется ее постоянная корректировка с учетом меняющейся административно-территориальной, демографической и расселенческой ситуаций.

Инструментом организации библиотечной сети является норматив (стандарт). В связи с нахождением общедоступных (публичных) библиотек в ведении муниципалитетов (местных органов власти), утрачено влияние на них общефедеральных регламентирующих документов, в частности, разработанных Министерством культуры. Соответственно, позиция местных органов власти является определяющей при создании и размещении библиотек в пределах их территориальной компетенции. В частности, в должной мере не реализуется приказ Министерства культуры и массовых коммуникация РФ «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)» от 20.02.2008 г. № 32, устанавливающий основные требования к качеству и обеспечению доступности библиотечного обслуживания для населения.

Рекомендательным характером обладает документ РБА «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2008), устанавливающий обязательность наличия публичной библиотеки в каждом поселении территории (муниципального образования), ее размещения с учетом ее максимальной доступности (по времени не более 15-20 мин., за которое местный житель может добраться до библиотеки).

Реально сегодня в среднем одна муниципальная библиотека приходится на 3 тыс. человек, в сельской местности - на 1 тыс. жителей. Мелкие населенные пункты обслуживаются библиотечными пунктами (их более 57 тыс.), в то же время в значительном числе сельских населенных пунктов вообще нет библиотек.

Социальное назначение общедоступных (публичных) библиотек - способствовать общекультурному развитию пользователей и удовлетворению их повседневной потребности в информации

Как и другие виды библиотек, общедоступные (публичные) библиотеки в своей деятельности реализуют главные (сущностные) функции (кумулятивную, мемориальную, коммуникационную). Типообразующей функцией общедоступных (публичных) библиотек выступает содействие самообразованию и организации досуга пользователей. Для библиотек этого вида характерна реализация самых разнообразных явленческих функций (просветительной, воспитательной, гедонистической, рекреационной, благотворительной, реабилитационной и др.).

Цель общедоступных (публичных) библиотек - гарантированно обеспечить населению реализацию самообразовательных информационных потребностей.

Задачами общедоступных (публичных) библиотек как особого вида библиотечных учреждений являются:

1) максимальное обеспечение самообразовательных информационных потребностей и интересов пользователей.

3) организация интеллектуального досуга населения.

Комплекс задач и функций общедоступных (публичных) библиотек представлен в Манифесте ЮНЕСКО о публичной библиотеке и Манифесте РБА о публичной библиотеке в России.

4. Современное состояние и перспективы развития

Мониторинг трансформации сети муниципальных общедоступных библиотек, проведенный РНБ в 2011-2014 гг., нашел отражение в Государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году (1). Он выявил следующие проблемы:

- Разрушение сетевой организации библиотечного обслуживания населения на муниципальном уровне и, как следствие, целостности информационно-библиотечного пространства региона и страны в целом. Полная или частичная децентрализация библиотечных систем на уровне районов, передача всех библиотек на уровень поселения, упразднение статуса центральной районной библиотеки, отказ от создания межпоселенческих библиотек, передача библиотек в структуры небиблиотечных организаций - все эти действия органов местного самоуправления привели к организационно-правовой и технологической разобщенности муниципальных библиотек. Большинство сельских библиотек оказались в «одиночном» плавании без необходимых ресурсов, современной технологической базы, квалифицированных кадров, без кооперации и координации в профессиональной деятельности. По данным РНБ на 1 января 2015 сеть общедоступных библиотек насчитывала около 44,4 тыс. библиотек, из них 261 ед. центральных библиотек субъектов федерации, 35,5 тыс. муниципальных библиотек и около 8,6 тыс. библиотек - структурных подразделений в организациях культурно-досугового типа (далее - КДУ). Почти пятая часть муниципальных библиотек оказалась вне профессиональной библиотечной сети. Такие библиотеки действуют в 62 субъектах федерации, причем в отдельных регионах они составляют более 50% от общей сети муниципальных библиотек. В состав КДУ переводятся поселенческие, межпоселенческие, городские, районные, детские библиотеки и даже централизованные библиотечные системы.

Библиотеки, не получившие статуса юридического лица, не имеют прав на получение субсидий из федерального бюджета на подключение к сети Интернет, на создание модельных библиотек в сельской местности, виртуальных читальных залов, комплектование. Предоставление доступа к ресурсам федеральной государственной информационной системы «Национальная электронная библиотека» (НЭБ) также возможно только для библиотек, выделенных в обособленное (самостоятельное) подразделение. Оказавшись без должной финансовой поддержки и ресурсного обеспечения, «внутриклубные» библиотеки очень быстро превращаются в мало востребованные пункты выдачи ветхих и устаревших книг, лишаются всякой перспективы на дальнейшее развитие и даже существование.

- Сокращение сети библиотек. Закрытие библиотек, а не интеграция в более крупные учреждения клубного типа (многофункциональные культурные центры) стало основным «трендом» оптимизации библиотечной сети. Годовые показатели сокращения числа библиотек по 83 субъектам РФ отражают нарастающую отрицательную динамику: 2012 г. - минус 334 библиотеки, 2013 г. - минус 666 библиотек, 2014 г. - минус 857 библиотек. За три года в стране упразднено почти 2 тыс. библиотек (1857). Только за счет «вливания» библиотек Республики Крым и г. Севастополя итоговый показатель потерь за три года «смягчился» - до 1133 библиотек. Сокращение сети наблюдается в большинстве субъектов РФ (в 75 регионах). Более чем в 40 субъектах федерации сеть уменьшилась на десятки и сотни библиотек, среди них выделяются следующие области: Тульская (минус 112 библиотек), Пензенская (минус 110 библиотек), Вологодская (минус 86 библиотек) и др.

Во многих регионах имеются так называемые «законсервированные» библиотеки, которые не работают, а только числятся, и судьба их не решается на протяжении нескольких лет (в Волгоградской, Курской, Ленинградской областях, Приморском крае и др.). Приведем формулировки из решений представительных органов МСУ и распоряжений администраций муниципальных образований о закрытии библиотек:

Сокращение бюджетных ассигнований, систематическое недофинансирование областным бюджетом в виде субвенций и дотаций;

Оптимизация средств в бюджете сельского поселения;

Нецелесообразность содержания;

Исключение из сети малоэффективных, неработающих сельских библиотек;

Предаварийное состояние зданий и отсутствие финансовых средств на ремонт и др.

- Сокращение режима работы библиотек , увеличение числа библиотек, обслуживающих читателей по сокращенному графику, с минимумом услуг. Так, в Псковской области по сокращенному графику работает 70% от общего числа муниципальных библиотек, в Брянской - 60%, в Курской и Ульяновской - более 50%, в Воронежской и Кировской - более 40%, в Курганской и Самарской - около 37 %, в Сахалинской - 25% и т.д. С каждым годом число таких библиотек возрастает. В разрезе отдельных районов эти цифры превышают 80 %, и сельские библиотеки открыты всего 2-3 часа в день или 2-3 дня в неделю. Возможно, именно такой режим работы стал основанием для закрытия библиотек с формулировками: «в связи с невостребованностью библиотечного обслуживания жителями села» (Новосибирская область), «в связи с невыполнением 70% охвата населения библиотечным обслуживанием» (Забайкальский край), «в связи малой посещаемостью и не полным функционированием» (Липецкая область) и др. Подобные мероприятия ведут к снижению качества библиотечного обслуживания населения, способствуют увеличению скрытой безработицы, снижению уровня жизни работников библиотек.

- Понижение обеспеченности населения библиотеками связано с разными подходами к соблюдению социальных нормативов по обеспечению населения библиотеками, которые установлены распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683 (ред. от 23.11.2009) «О методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры», но носят рекомендательный характер. Поэтому в регионах, равных по экономическому развитию и численности населения, довольно значительная разница в количестве библиотек, например, в Вологодской области - 557 библиотек, в Архангельской - 476 библиотек. В стране по состоянию на 1 января 2015 г. в среднем на одну общедоступную библиотеку приходилось 3,3 тыс. жителей (в 2011 г. - 3,1 тыс. жителей). При этом наблюдается значительный разброс этого показателя по территории страны от 1,1 до 9 тыс. человек (не включая Москву и Санкт-Петербург, где на одну библиотеку - свыше 26 тыс. человек). От этого, в первую очередь, страдают сельские жители. (3)

Выявленные проблемы, связаны не только с застарелой проблемой - дефицитом бюджетов поселений, но в значительной степени и с отсутствием эффективной стратегии по организации библиотечного обслуживания на муниципальном и региональном уровнях. Организационно-правовая разнородность библиотечной сферы, распыленность библиотек по разным учреждениям и учредителям, усложняют органам власти выполнение их полномочий, препятствуют обеспечению качества и доступности библиотечных услуг на всей территории субъекта федерации. (Метод.рек., с.3-4)

В последние годы наблюдаются позитивные изменения в положении муниципальных библиотек. В ряде регионов страны реализуются целевые программы развития публичных библиотек. Новые условия финансирования позволяют устанавливать специализированные надбавки к заработной плате библиотечных работников.

Сегодня для повышения эффективности и качества библиотечного обслуживания необходимы интеграция библиотечных технологий, организационное укрупнение, а не передача библиотечных функций по различным типам КДУ.

Это может обеспечить решение следующих задач:

* создать благоприятные условия для сетевого взаимодействия, интеграции ресурсов библиотек и централизации технологических процессов, требующих высокой квалификации кадров;

* обеспечить формирование единого библиотечно-информационного пространства не только в виртуальной среде, но и в реальном мире, со своей инфраструктурой;

* повысить роль центральных библиотек субъектов федерации и других видов центральных библиотек (межпоселенческих, центральных районных и городских библиотек) как методических центров;

* обеспечить максимальный социальный эффект деятельности библиотечных специалистов.

Заключение

Для сохранения, обеспечения нормального функционирования и развития общедоступных библиотек необходимы разработка концепции развития библиотечного на региональном уровне и изменение принципов и подходов к финансированию библиотек, так как сегодня требуются большие материальные вложения для компенсации потерь, произошедших в предыдущие годы, и инвестирования в развитие прогрессивных библиотечно-информационных технологий.

Приоритетные задачи, требующие решения и финансовой поддержки из средств областных бюджетов:

Развитие корпоративных библиотечных проектов, направленных на сетевое взаимодействие общедоступных библиотек;

Модернизация библиотек, включая их информатизацию и укрепление материально-технической базы;

Развитие кадрового потенциала библиотек,

Совершенствование системы внестационарного библиотечного обслуживания и межбиблиотечного обмена.

Список литературы

1. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году / М-во культуры Рос. Федерации: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/report/report2014/ (с. 65 - 67)

2. Мелентьева Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник. - М.: ФАИР, 2006. - 256 с. - (Специальный издательский проект для библиотек)

3. Методические рекомендации по вопросам организации библиотечного обслуживания населения с учетом изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении в 2014 г. / М.Б.Аврамова, С.А.Басов; РНБ, Научно-методический отдел библиотековедения; РБА. - Москва, 2014. - 11 с

4. Мотульский Р.С. Общее библиотековедение: учебное пособие для вузов. - М.: ЛИБЕРЕЯ, 2004. - 224 с.

5. Сергеева Ю.С. Библиотечное дело и библиотековедение: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2009. - 170 с.

6. Эйдемиллер И.В., Петрусенко Т.В. Библиотеки и знание: вызовы современного общества // Университетская книга. - 2010. - № 6. - С. 34-40

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Библиотеки Великобритании и США. Современное состояние библиотек в мире, перспективы их развития. Возникновение и развитие крупнейших зарубежных библиотек - Библиотеки Британского музея, Бостанской публичной библиотеки, Библиотеки Конгресса США.

    доклад , добавлен 10.10.2014

    История древних библиотек на примере Александрийской библиотеки. Современное состояние данного библиотек в России, перспективы развития. Областная научная универсальная библиотека как методический центр для муниципальных библиотек Белгородской области.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Появление первых научных и специальных библиотек в 17 веке. Российские научные и специальные библиотеки в 18 веке. Активное развитие научных и специальных библиотек в 19 - начале 20 вв. Особенности развития научных и специальных библиотек В СССР.

    реферат , добавлен 17.11.2003

    Становление и развитие Национальной библиотеки Франции как одной из старейших и крупнейших библиотек. История возникновения отделов Библиотеки и их современное состояние. Библиотечное обслуживание в новом комплексе Национальной библиотеки Франции.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2010

    Анализ комплектования библиотечных фондов: сущность, виды, технологии. Проблемы комплектования книжных фондов сельских библиотек: цели, профиль, современное состояние. Сравнительные показатели работы общедоступных муниципальных библиотек в России.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2011

    Возрождение как культурный расцвет Италии XIV-XVI вв. Культура страны, развитие литературы, гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Виды и назначение частных и общедоступных итальянских библиотек. Строительство и интерьер читален.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015

    Возникновение одной из первых публичных библиотек в Восточной Европе, расположенной в Санкт-Петербурге, - Российской национальной библиотеки. Современные условия хранения книг и других печатных изданий. Основные проблемы библиотеки в настоящее время.

    реферат , добавлен 29.08.2011

    Определение научной библиотеки, ее значение и классификация. Виды научных библиотек и их характеристика: универсальная, специальная и отраслевая библиотека. Местонахождение, ведомственная принадлежность и структура Российской национальной библиотеки.

    реферат , добавлен 06.11.2010

    Определение ПР. Зарубежный опыт: учимся маркетингу. Опыт российских специалистов. Опыт казахских специалистов на примере Южно-Казахстанской научно-технической библиотеки. ПР-деятельность Российской государственной библиотеки: перспективы развития.

В материалах Международной федерации библиотечных ассоциации и учреждений (ИФЛА) говорится, что нет ни одного человека, который был бы слишком молод или слишком стар для пользования библиотекой. Задача публичной библиотеки - оказывать услуги всем гражданам и социальным группам. Потенциальным читательским группам публичной, в том числе и сельской библиотеки, как определяет ИФЛА, являются дети, молодежь, взрослые (среди которых выделены следующие подгруппы: люди, представляющие различные культуры и этносы; люди, имеющие инвалидность; лица, помещенные в специальные учреждения - больницы, тюрьмы; учреждения местного самоуправления, учебные и культурные организации) .

Значительную часть основных пользователей современных российских сельских библиотек составляют, как прежде, дети и учащаяся молодежь, сельская интеллигенция: учителя, врачи, работники сельскохозяйственного производства, а также пенсионеры, домохозяйки.

В последнее время добавились и новые категории пользователей: увеличилось число безработных, а также мигрантов, осевших в селе, которые тоже имеют право на обслуживание. Каждая из этих категории обращается в библиотеку со своими проблемами и ждет от нее помощи. Однако значительное место продолжает занимать потребность в информации в помощь образованию, а также самообразованию, понимаемому достаточно широко: как получение информации, необходимой для решения многих жизненных проблем.

В отношении детей и юношества сельские и школьные библиотеки накопили огромный опыт, сумев, несмотря на все трудности, в большинстве случаев реализовать свою главную функцию - создать условия для получения образования и развития личности. Главной их задачей остается приобщение к книге, чтению, формирование устойчивой потребности в знаниях и, следовательно, в библиотеке.

Меняющаяся на наших глазах роль чтения в жизни молодого человека приводит к тому, что сегодня библиотека не только должна приобщать его к чтению, но и обеспечивать ему свободный способ доступ к информации. Эта многоаспектная проблема требует решения целого ряда вопросов: от наличия хорошего фонда до воспитания информационной культуры, умения выбирать информационный продукт.

С недавних пор объектом внимания библиотеки стала сельская семья как единое целое. Такой подход может быть особенно успешен там, где произошло объединение школьной и сельской библиотек. Давно замечено, что в сельских семьях лидерами чтения зачастую являются дети. Эта особенность учитывается в работе библиотек, ставящих своей целью через книгу, чтение объединить семью, повлиять на микроклимат в ней сблизить людей на основе общих интересов, помочь им избавиться от негативных явлений. Сельский библиотекарь, знающий каждого из своих читателей достаточно хорошо, может успешно решать эту задачу.

Важнейшей задачей библиотеки, работающей на селе, всегда была помощь сельской школе. Тесная связь этих важнейших для жизни российского села социальных институтов отчетливо прослеживается на протяжении всего времени их развития. Сегодня сельская школа, преодолевая многочисленные трудности, переживает сложный период. Она пытается модернизировать всю свою деятельность, видя основным критерием успешности работы подготовленного к жизни человека.

Очевидно, что готовность человека к современной жизни предполагает не в последнюю очередь высокий уровень образованности, информированности. Чтобы его обеспечить, необходимо информационное насыщение всей школьной сферы. Основными объектами такого «информационного обогащения» можно считать непосредственно личность учителя, учебный процесс, а также внешкольную деятельность. Реально это означает, что библиотека через книгу, организацию мероприятий должна помочь каждому учителю и каждому ученику.

Помощь учителю всегда была важнейшей задачей библиотеки. Сегодня учитель испытывает те же тяготы, что и любой житель села. Исследования показывает, что 76, 8% учителей нуждаются в социальной защите. Условия жизни и деятельности сельского учителя характеризуются как неблагоприятные, достаточно сказать, что только 7% учителей регулярно получают зарплату У многих учителей отмечается снижение удовлетворенности своей работой. Интересно, что одной из основных причин этого называется плохое состояние учебно-методического обеспечения преподаваемого предмета и низкий общий уровень информационного обеспечения школы.

Информационные потребности учителя и директора заметно разнятся. Директор наиболее остро ощущают недостаток информации по правовым вопросам (66%), психолого-педагогическим проблемам образования (57%), достижениям современной отечественной педагогики, дополнительному образованию детей и взрослых. Интересует директоров сельских школ и зарубежный опыт образования и воспитания детей (15%), а также медицинские проблемы детства и подросткового возраста.

Учителя-предметники нуждаются, прежде всего, в постоянной широкой информации, связанной с развитием соответствующей сферы - химии, физики, истории. Образовательная ценность учебного предмета во многом зависит от того, как решается проблема соотношения содержания преподаваемого курса и уровня развития науки. Например, наука географии существенно обновилась. Конструирование учебного предмета должно основываться на базовых научных идеях, закономерностях, закономерностях, фактах и отражать современный мир полноценно, а не в усеченном виде. Для такого преподавания необходим высокий уровень информированности учителя. Только тогда он сумеет интересно построить учебный процесс, разработать новые формы преподавания.

Конечно, учителя и администрация школы нуждаются в знаниях методического, психолого-педагогического, медицинского характера. Смягчить условия информационного дефицита, в которых работает школа, может и должна сельская библиотека.

Чрезвычайно важна ее роль в информационной поддержке учащихся, выявлении среди них особенно способных, талантливых.

Известно, что интерес к чтению, тяга к знаниям - первый признак талантливости человека. Привлечение такого ребенка к жизни библиотеки может дать очень много для его будущего развития. Библиотека способна помочь ему и в осознании своих способностей, и в развитии интереса к какой-либо сфере деятельности. На библиотекаре, так же как и на учителе, лежит большая ответственность за то, чтобы первые ростки талантливости ученика были замечены и поддержаны.

Разумеется, из поля внимания не должны выпадать и трудные подростки. Опыт показывает, что библиотека может быть местом, где подросток способен восстановить душевное равновесие: здесь никто не ставит ему оценки, нет такой жесткой дисциплины, здесь он может найти большее понимание и квалифицированную помощь. Часто библиотека помогает проявиться его положительным качествам и способностям, которые не были замечены в школе. Исследования показывают, что, несмотря на то, что авторитет библиотеки у сельских подростков весьма велик: постоянными читателями являются 53,4 % сельских выпускников школ .

Внеклассная и внешкольная работа - еще одна сфера, которая нуждается в информационном насыщении. Организация кружков, трудового и производственного обучения, освоение навыков личного подсобного хозяйства-формирование «сельскохозяйственной грамотности» - невозможно без обращения к книге.

Особенность работы сельской библиотеки - тесный, каждодневный контакт с жителями села - позволяет постоянно уточнять и углублять запрос и максимально индивидуализировать информацию. Кроме того, в этих условиях библиотекарь способен давать и т. н. «упреждающую информацию», появившуюся в его распоряжении.

Особое место среди пользователей сельской библиотеки занимают сегодня т.н. управленцы.

В эту группу входит глава местной администрации, сотрудники аппарата администрации, депутаты органов самоуправления, хозяйственные руководители и т.п.

Этим людям приходится решать широкий круг экономических, социальных, социокультурных, юридических, экологических и др. вопросов, что требует постоянной работы с документами законодательного характера, отслеживания необходимой информации в периодике и т.д. Решение кадровых проблем, разрешение конфликтных ситуаций на производстве требует знания психологии, менеджмента. Необходимо также знать опыт местного самоуправления в других регионах страны и за рубежом.

Таким образом, управленцам нужна информация постоянного характера, как аналитического, так и фактографического характера.

Нельзя не отметить, что степень полезности библиотеки руководящему составу обязательно скажется на их отношении к нуждам самой библиотеки. Только постоянно доказывая свою полезность сельскому сообществу, библиотека вправе рассчитывать на его поддержку!

Сегодня среди жителей села довольно много безработных. Среди них и люди предпенсионного возраста, и молодежь. Именно библиотека, используя все свои возможности, может дать им наиболее исчерпывающие и полные данные о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, как в районе, так и за его пределами, о трудоустройстве на летний период, в свободное от учебы время, на неполный рабочий день, а также об условиях оформления досрочной пенсии, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п. В библиотеке же они смогут узнать, как и где пройти тестирование на профессиональную пригодность, а также на какие официальные законодательные документы можно опираться при поиске работы.

Как правило, пенсионеры, ветераны, инвалиды составляют значительную группу пользователей сельской библиотеки. Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, «Крестьянка», «Ваши 6 соток» и др.

Сельская библиотека, работая с данными группами читателей, выполняет не только информационную, но и социальную функцию. Работа сельской библиотеки имеет свою специфику: с одной стороны, она испытывает большие трудности в отношении комплектования, с другой - большие возможности общения с каждым из читателей, проникновения в мир его интересов и способностей.

В последнее время во многих сельских библиотеках стали возникать такие формы общения, как «телефон доверия», «кабинеты психологической помощи», «кабинеты доверия», «телефон поддержки» и т.д. Эти формы - реакция библиотеки на реальную потребность читателей, испытывающих сложности в процессе общения, в сущности - попытка библиотеки помочь ему в прохождении социализации. В совсем маленьких сельских библиотеках эта потребность реализуется, конечно, тоже, но, как правило, в непосредственном общении с библиотекарем.

Что касается дифференцированного обслуживания, то в последнее время в сельских библиотеках стали выделять не только традиционные группы учащихся (школьники, студенты, учащиеся ПТУ и т.д.), но и такие группы, как «безработные», «подростки-инвалиды», «одаренные дети».

К этим читательским группам сельская библиотека формирует особый подход. В основе библиотечного обслуживания этих групп читателей лежит не только оказание помощи в получении информации, но и желание информационными средствами помочь в жизненных, житейских проблемах. Существование такого подхода позволяет высказать мысль о том, что часть библиотекарей, в том числе, сельских, ощущает (как правило, спонтанно) библиотечное обслуживание как одно из условий социальной защиты формирующейся личности. Конечно, такая философия библиотечного обслуживания просматривается не везде.

Сельская библиотека старается предоставить свои услуги и студентам - заочникам, которых немало среди сельских специалистов и выпускников школ. Она старается подобрать нужную литературу для выполнения учебных заданий, дать сведения об имеющихся библиографических источниках и т.п. Возможность образовательной помощи студентам - заочника возрастает многократно, если даже небольшая библиотека имеет компьютер и модем, благодаря которым может получить доступ к ресурсам крупных отечественных и мировых центров информации, заказать электронную копию необходимой статьи или даже целой книги.

Таким образом, современная библиотека, работающая на селе, вне зависимости от ее типа и вида охватывает свое деятельностью всех субъектов педагогического процесса, помогая им решать свои многочисленные образовательные и самообразовательные проблемы, что вполне отвечает требованиям, которые предъявляет к публичным библиотекам ИФЛА.

Термин «массовые» в наименовании этого вида библиотек используется с 1920-х годов. Его применение было удачным, так как позволяло отразить количественный аспект (библиотек этого вида было много – «масса»), качественный (эти библиотеки были ориентированы на всех, т. е. на «массу»), идеологический (в оппозицию названия подобных библиотек за рубежом – «публичным»).

«Библиотечная энциклопедия» (М., 2007) определяет массовые библиотеки как общедоступные универсальные библиотеки, низовое звено государственной системы библиотечного обслуживания в СССР, максимально приближенные к населению (государственные – городские, районные, сельские; профсоюзные, колхозные).

В начале 1990-х гг. была признана моральная и идеологическая устарелость термина «массовые библиотеки», предлагалось их переименовать в народные или – общие, просветительские, публичные и др. В 1994 г. Федеральный закон о библиотечном деле установил термин «общедоступные библиотеки», не используя в своем содержании понятие «массовые библиотеки», что позволяет считать их переименованными.

Следует согласиться, что на том этапе развития библиотечного дела было невозможным введение наименования публичные библиотеки в отношении массовых библиотек, так как их реальное состояние не соответствовало сложившимся в мире представлениям о публичных библиотеках как виде библиотек. По международным представлениям, публичные библиотеки обладают предельной доступностью (обслуживают без ограничений по возрасту, социальному положению); для них не обязательная универсальность фонда (публичными могут быть и школьные, и специальные и др., качество их функционирования позволяет максимальное удовлетворить информационные запросы пользователей.

Между тем стремление к международной унификации терминологии, определенные качественные преобразования общедоступных библиотек, позволили в 1999 г. в ГОСТ 7.0–99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» ввести понятие «публичная библиотека» в содержании «общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения».

В результате сегодня в соответствии с Федеральным законом о библиотечном деле и ГОСТ 7.0–99 один и тот же вид библиотек именуется по-разному. В библиотечной лексике получил распространение прием одновременного использования двух терминов, т. е. «общедоступные (публичные) библиотеки», что на практике в зависимости от реального состояния той или иной библиотеки позволяет именовать ее или публичной, или общедоступной.

3.4.Виды общедоступных (публичных) библиотек

Значительная сеть общедоступных (публичных) библиотек представлена разнообразными по виду учреждениями, которые группируются по важнейшим типологизационным признакам.

I. Порядок учреждения библиотеки и форма собственности:

1) государственные библиотеки – учрежденные органами государственной власти субъектов РФ (областные, краевые, республиканские (в составе РФ) детские, юношеские библиотеки и библиотеки для слепых);

2) муниципальные библиотеки – учрежденные органами местного самоуправления;

3) общественныебиблиотеки – учрежденные и финансируемые общественными организациями:

а) профсоюзные библиотеки (их отличия от муниципальных: учреждены другим ведомством, располагаются по производственному принципу, в их фонде – литература по профдвижению, они тесно сотрудничают со специальной библиотекой предприятия);

б) политико-идеологические библиотеки (партийные и различных политических организаций и движений: например, библиотека ЛДПР, Независимая общественная библиотека в Москве, библиотека общества «Мемориал» (жертв политических репрессий) в г. Нижнем Тагиле);

в) конфессиональные (религиозные) библиотеки (в частности, среди православных библиотек к общедоступным относят Синодальную библиотеку Московского Патриархата, библиотеку на Крутицком подворье (Москва), библиотеку при Храме св. Екатерины (Москва); к общедоступным следует отнести библиотеки православных приходов, а также мечетей, синагог и др.).

г) библиотеки национальных обществ (например, библиотека еврейского общества в Челябинске, библиотека общества «Грузинское землячество» в Москве и др.);

д) кооперативные библиотеки, создаваемые группой лиц на их средства и предоставляющие услуги, как правило, за плату;

е) частные библиотеки, учрежденные отдельным физическим лицом на собственные средства;

ж) библиотеки других различных обществ (Всероссийского общества глухих, обществ любителей собак и т. п.).

1)детские библиотеки;

2) юношеские (молодежные) библиотеки;

3)детско-юношеские библиотеки;

4)библиотеки для всех возрастных категорий;

5)библиотеки для слепых;

6)библиотеки для глухих.

III. Территориальный тип муниципального образования – места нахождения библиотеки:

1)городские библиотеки;

2)сельские библиотеки.

IV. Территориальный статус библиотеки:

1)поселенческие библиотеки;

2)межпоселенческие библиотеки;

3) центральные городские библиотеки;

4)центральные районные библиотеки;

5)окружные библиотеки (Москва, ХМАО);

6)областные (республиканские, краевые) детские, юношеские библиотеки и библиотеки для слепых.

V. Профиль фонда библиотеки:

1)универсальные библиотеки;

2)специализированные библиотеки (семейного чтения, духовного возрождения, религии, истории, экологии и др.).

VI. Виды документов в фонде библиотеки:

1)библиотеки с документами рельефно-точечного шрифта и машиночитаемыми (для слепых);

2)библиотеки, специализированные по виду документа филиалы (например, периодики).

Наглядно видовая типологическая характеристика общедоступных (публиынх) библиотек представлена в приложении в таблицах 1,2.

Традиционно, сельская библиотека всегда уделяла значительное внимание не только учителям, но и другим представителям сельской интеллигенции – врачам, сельским специалистам, управленцам и др.* Однако, необходимо отметить, что информационные потребности этих групп пользователей библиотеки за последнее время также заметно изменились, появилась сильная тяга к самообразованию в различных областях знания.
Изменение экономических условий работы на селе, появление многоукладности, различных форм собственности и хозяйствования привели к тому, что кроме сугубо специальных, технологических вопросов сельских специалистов (медиков, агрономов, зоотехников и др.) стали интересовать экономические, правовые аспекты их профессиональной деятельности.
Особенность работы сельской библиотеки – тесный, каждодневный контакт с жителями села – позволяет постоянно уточнять и углублять запрос и максимально индивидуализировать информацию. Кроме того, в этих условиях библиотекарь способен давать и т. н. «упреждающую информацию», появившуюся в его распоряжении.
Особое место среди пользователей сельской библиотеки занимают сегодня т.н. управленцы.
В эту группу входит глава местной администрации, сотрудники аппарата администрации, депутаты органов самоуправления, хозяйственные руководители и т.п.
Этим людям приходится решать широкий круг экономических, социальных, социокультурных, юридических, экологических и др. вопросов, что требует постоянной работы с документами законодательного характера, отслеживания необходимой информации в периодике и т.д. Решение кадровых проблем, разрешение конфликтных ситуаций на производстве требует знания психологии, менеджмента. Необходимо также знать опыт местного самоуправления в других регионах страны и за рубежом.
Таким образом, управленцам нужна информация постоянного характера, как аналитического, так и фактографического характера.
Необходимо заметить, что для улучшения информационного обеспечения административно-управленческого аппарата при региональных и исполнительных органах власти создаются специальные подразделения – информационно-аналитические отделы. Сельскому библиотекарю следует знать, какие информационные материалы они издают, как комплектуют свои информационные фонды, насколько они доступны. Помимо того, ему нужны сведения о том, какие профессиональные объединения и территориальные общественные органы самоуправления в области, районе организованы, какими материалами они располагают, какие решают проблемы. Если руководители пользуются районной или областной (краевой) системой информационного обслуживания, то сельский библиотекарь должен выяснить, чем конкретно с его стороны может быть дополнена уже полученная информация.
Нельзя не отметить, что степень полезности библиотеки руководящему составу обязательно скажется на их отношении к нуждам самой библиотеки. Только постоянно доказывая свою полезность сельскому сообществу, библиотека вправе рассчитывать на его поддержку!
Значительной читательской группой на селе стали фермеры, предприниматели.
Фермерами становятся люди различных социальных слоев. Среди них есть и коренные сельские жители, и горожане, переехавшие в деревню. Все они нуждаются в самообразовании.
Объективно потребность в новых знаниях особенно испытывают люди, которые, имея свое небольшое домашнее хозяйство, вели его «по-старинке», никогда не обращались к библиотеке, производственной информации. Став фермерами, они чувствуют необходимость более основательной подготовки и по производственным, и по правовым, и по экономическим вопросам.
Понимая их ситуацию, сельский библиотекарь может сформировать у этих людей прочную заинтересованность в самообразовательном чтении, в библиотеке.
Наиболее читающей, «продвинутой» группой являются фермеры, вернувшиеся в свое родное село из города.
Как правило, это способные, энергичные, инициативные люди, которым хорошо понятна роль информации в современном мире. Желание этих людей обеспечить более комфортную жизнь своей семье и хороший уровень образования своим детям положительно сказывается на положении всех жителей села.
Изучение ситуации показывает, что зачастую между ними и сельскими структурами (в том числе и школой и библиотекой) складываются хорошие, взаимовыгодные отношения: библиотека старается выполнить их запросы, прежде всего, конечно, деловые, а они оказывают спонсорскую помощь библиотеке, например, оплачивают подписку периодики, покупку новой литературы, приобретают технику и программное обеспечение и т.д.
Сельская библиотека старается предоставить свои услуги и студентам-заочникам, которых немало среди сельских специалистов и выпускников сельской школы.
Библиотека старается подобрать нужную литературу для выполнения учебного задания, дать сведения об имеющихся библиографических источниках и т.п. Возможность образовательной помощи студентам-заочникам возрастает многократно, если даже небольшая библиотека имеет компьютер и модем, благодаря которым может получить доступ к информационным и документным ресурсам крупных отечественных библиотек и мировых центров информации, заказать электронную копию необходимой статьи или даже целой книги.
В ряде регионов страны сельское население пополняется за счет мигрантов. Они вливаются в жизнь села и, конечно, имеют право на библиотечное обслуживание.
Но следует учитывать неоднородность группы-мигрантов. Среди них можно выделить, например, беженцев и переселенцев из т.н. «горячих точек», бывших военных, ушедших в запас и решивших поменять свой вид деятельности.
Зачастую эти люди нуждаются, прежде всего, в психологической адаптации. И здесь библиотека может проявить себя не только как образовательный, информационный, но и социальный институт.
Ее важнейшей задачей становится смягчение психологического климата села, формирование толерантности, терпимости к людям, попавшим в сложную ситуацию. Исследования показывают, что роль библиотеки в формировании добрососедских отношений с «пришлыми» людьми, зачастую принадлежащими к другой национальности, другой культуре, может быть весьма значительной!
Сегодня среди жителей села сегодня довольно много безработных.
Среди них и люди предпенсионного возраста, и молодежь. Именно библиотека, используя все свои возможности, может дать им наиболее исчерпывающие и полные данные о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, как в районе, так и за его пределами, о трудоустройстве на летний период, в свободное от учебы время, на неполный рабочий день, а также об условиях оформления досрочной пенсии, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п. В библиотеке же они смогут узнать, как и где пройти тестирование на профессиональную пригодность, а также на какие официальные законодательные документы можно опираться при поиске работы.
Как правило, пенсионеры, ветераны, инвалиды составляют значительную группу пользователей сельской библиотеки.
Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, «Крестьянка», «Ваши 6 соток» и др.
Но реально часто оказывается, что жизненно важная информация для них оказывается недоступной, т.к., во-первых, они перестали быть социально и физически активными людьми и выехать в районный центр, а тем более – в город для них трудно, а кроме того информация такого рода, как правило, платная. Кроме того, сельский пенсионер, инвалид испытывает психологический дискомфорт, обращаясь во властные инстанции. Сельская библиотека, работая с данными группами читателей, выполняет не только информационную, но и социальную функцию.
Исследования показывают, что сельская библиотека, работая в замкнутой социокультурной среде, с постоянным, читательским контингентом, зная его не только информационные, но и социальные нужды, и являясь наиболее социально-устойчивым и информационно-богатым институтом, не может не оказать помощь своим пользователям. На практике это реализуется, зачастую, следующим образом: вместе с книгой библиотекарь несет инвалиду на дом и купленное для него лекарство, а иногда и продукты.