Ихэтуаньское восстание - восстание ихэтуаней (буквально - «отрядов гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая с 1898 года (официально о начале восстания было объявлено в 1899 году) по 1901 год. Сначала пользовалось поддержкой властей Китая, но через некоторое время императрица Цы Си перешла на сторону Альянса восьми держав, который и подавил восстание. Отдельные выступления продолжались вплоть до конца 1902 года.
Участники боксерского восстания

Зимой 1899 года в Китай начали прибывать подкрепления российских войск, вслед за чем начались учения и маневры. Ихэтуани сожгли храм и школу русской православной миссии на севере Китая, отец Сергий спасся и бежал в Россию. В городах Ляоян, Инкоу, Гирин и Куанчэнцзы прошли массовые манифестации китайцев, а в Мукдене произошла череда убийств и нападений на иностранцев и китайцев-христиан.
Церковь, сожженная восставшими

Российская империя в связи с антихристианскими погромами направляла в Китай все больше войск. 12 мая 1900 года из Порт-Артура и Владивостока на север Цинской империи прибыло подкрепление.
Русские солдаты в Китае

2 июня началась осада европейских концессий в Тяньцзине.
Ихэтуани в Тяньцзине

Китайские христианские беженцы, собранные Отцом Куиллуксом в Апостольскую Миссию во время бомбардировки Тяньцзиня, Китай

20 июня 1900 года ихэтуани начали осаду посольского квартала в Пекине. Артиллерия повстанцев открыла огонь по дипломатическим посольствам европейских государств, где находилось около 900 гражданских лиц и 525 солдат.
Блокпосты в Посольском квартале, Пекин 1900

Забаррикадированные ворота британской Дипломатической миссии

Усиленная наружная стена

Британские морские пехотинцы охраняют Дипломатическую миссию

Укрепленная пагода на территории Дипломатической миссии

Дом в Британской миссии, сигнальщики на крыше

Разрушенные дома в британском посольстве

Мост, соединяющий Французскую миссию с железнодорожной станцией - место ожесточенных боев с восставшими. Пекин 1900

7 июня. 21 июня того же года империя Цин официально объявила войну союзным государствам. Была издана «Декларация о войне»: «Иностранцы ведут себя агрессивно по отношению к нам, нарушают нашу территориальную целостность, топчут наш народ и забирают силой нашу собственность… К тому же они угнетают наш народ или богохульствуют над нашими богами. Простой народ терпит небывалые притеснения, и каждый из них весьма мстителен. Поэтому отважные последователи-ихэтуани сжигают церкви и убивают христиан».
Императрица Цы Си

На это тут же отреагировали все государства, имевшие «сферы влияния» в Китае. К берегам Китая отправился Императорский флот Японии под командованием Хэйхатиро Того, российский Тихоокеанский флот, Королевский военно-морской флот Великобритании, ВМС США, ВМФ Франции и несколько военных кораблей Австро-Венгрии.
Японские войска в Китае

Британские войска в Китае

Французские войска маршируют через Lo-Ко-Чао.

27 июля, кайзер Германии Вильгельм II принимает решение об отправке германских войск в Китай. Перед экспедиционными войсками он произнёс торжественную речь: «Как некогда гунны под водительством Аттилы стяжали себе незабываемую в истории репутацию, так же пусть и Китаю станет известна Германия, чтобы ни один китаец впредь не смел косо взглянуть на немца». Командование германскими войсками, направленными в Китай, возлагалось на бывшего начальника генерального штаба Германской империи Альфреда фон Вальдерзее. Позже он возглавил все коалиционные силы в Китае.
Немецкий военный флот прибывает в Китай для подавления восстания.

Празднование дня рождения германского императора на "SMS Gefion" в Китае во время боксерского восстания

Граф Альфред Людвиг Генрих Карл граф фон Вальдерзе инспектирует американские войска

Европейские войска в Китае

Китайские наемники в рядах европейских армий, Пекин 1900

Формирование китайской нации

Размывание натуральных форм хозяйства, развитие торговля, товарно-денежных и капиталистических отношений способство­вали расширению экономических связей между различными районами страны, постепенному созданию национального рын­ка. Как и само становление капитализма, формирование едино-

го национального рынка в Китае крайне осложнялось феодаль­ными пережитками, внутренними таможнями, разделом страны на сферы влияния империалистических держав, чрезвычайно плохим состоянием транспортных коммуникаций. В этой обста­новке развитие товарно-денежных отношений стимулировало складывание местных, региональных рынков, что создавало определенную экономическую базу для обособленности отдель­ных провинций. Тем не менее рост экономических связей между разными районами, начало железнодорожного строительства, введение пароходного сообщения способствовали складыванию китайской (ханьской) нации.

Это был сложный и противоречивый процесс. С одной сто­роны, действовали факторы, ускорявшие превращение китай­ской народности в нацию. Издавна сложились общность тер­ритории, единый язык, иероглифическая письменность и грам­матический строй которого были общими для всех китайцев, развитая национальная культура. Усилившаяся в конце XIX в. угроза полного колониального порабощения и раздела страны империалистическими державами способствовала пробуждению национального самосознания и усилению чувства единства инте­ресов китайского народа в борьбе против колонизаторов. В противоположном направлении продолжали действовать такие" факторы, как пережитки феодальной раздробленности, раздел страны на сферы влияния, засилье иностранного капитала, гос­подствующее положение маньчжурской знати, большие разли­чия разговорных диалектов китайского языка в разных районах.

В конце XIX - начале XX столетия процесс формирования китайской нации значительно продвинулся. На этой основе возникло буржуазно-национальное движение, одним из первых проявлений которого была деятельность реформаторов, развер­нувшаяся в конце XIX в.

Зарождение реформаторского движения

Среди китайской интеллигенции, помещичьей и чиновничьей по своему происхождению, появилась прослойка, выражавшая ин­тересы формирующейся национальной буржуазии. Из ее среды вышли люди, призывавшие к осуществлению реформ, которые могли бы укрепить страну и спасти ее от иностранного порабо­щения.

Призывы к реформам стали раздаваться вскоре после фран­ко-китайской войны 1884-1885 гг. Появились книги и брошюры, авторы которых настаивали на проведении серьезных экономи­ческих и политических преобразований. Выдвигались идеи со­зыва парламента и превращения Китая в конституционную мо­нархию. В одной из таких книг говорилось: «При монархии власть достается высшим, при народовластии - низшим; если Же у власти находятся одновременно и монарх и народ, то

власть распределяется равномерно». К этому времени наиболее видным представителем реформаторского движения становится Кан Ювэй (1858-1927). Кан Ювэй был знатоком древней ки­тайской литературы, истории и философии. Он проявлял также большой интерес к истории и политическим теориям капита­листических стран Запада и Японии и пытался соединить неко­торые положения конфуцианского учения с буржуазными идея­ми Запада. В своих книгах Кан Ювэй призывал проникнуться духом патриотизма. Он выдвинул программу реформ, которая, по его мнению, могла спасти Китай от порабощения. При этом Кан Ювэй выступал как убежденный сторонник монархической власти, считая, что реформы должны быть осуществлены им­ператором.

В 1888 г. в качестве экзаменационной работы на право заня­тия государственной должности он составил «Письмо к импе­ратору», в котором говорил об опасности, угрожавшей Китаю, и призывал императора «изменить существующий порядок, проникнуть в душу народа». «Письмо», которое придворная клика сочла крамольным, не было передано императору, а экзаменатор забраковал его, заявив в адрес Кан Ювэя: «Он словно помешанный! Не пройдет!». Однако идеи, выдвинутые Кан Ювэем, приобрели большую популярность среди передовых представителей китайской интеллигенции.

Сильный толчок усилению реформаторского движения дала японо-китайская война 1894-1895 гг.

В апреле 1895 г. более 1200 претендентов на высшие ученые степени, съехавшихся для сдачи экзаменов в Пекин, одобрили и попытались передать императору составленный Кан Ювэем «коллективный меморандум», призывавший отказаться от под­писания Симоносекского договора, продолжать войну с Японией и немедленно провести реформы. Эта петиция широко распро­странялась и встретила общественную поддержку. Деятельность реформаторов начинала приобретать характер общекитайского политического движения. В Пекине сторонники реформ образо­вали свой политический клуб - «Ассоциацию усиления государ­ства» - и начали выпускать газету.

В 1896-1897 гг. Кан Ювэй вел пропаганду в Цзянсу, Чжэц-зяне, Гуандуне, Гуанси. В провинциях стали возникать группы и общества сторонников реформ, учреждавшие свои школы, из­дававшие газеты. Число газет и журналов, издаваемых рефор­маторами, достигло тридцати. Ближайшим сподвижником Кан Ювэя стал видный китайский историк и литератор Лян Цичао.

В провинции Хунань реформаторское движение возглавлял один из наиболее радикальных его представителей - Тань Сы-тун. В отличие от Кан Ювэя и большинства других реформа­торов Тань Сытун считал, что борьба за реформы должна принять острый, боевой характер. «Ныне, - говорил Тань Сы­тун, - Китай может надеяться на возрождение лишь после то-

го, как в борьбе между старыми и новыми партиями прольются реки крови. Сегодня нужно лишь смотреть - кто смелее и упорнее».

Реформаторы превращались в заметную политическую си­лу. Начавшийся в 1897 г. захват «арендных территорий» еще более активизировал их деятельность. Весной 1898 г. Кан Ювэй основал «Союз защиты государства», центры которого находились в Пекине и Шанхае. Это была первая попытка создать в Китае политическую партию.

«Сто дней реформ»

Движение за реформы совпало с обострением борьбы в лагере правящей маньчжурской феодальной верхушки между сторон­никами императора Гуансюя и кликой Цыси. Сторонники им­ператора склонялись к сближению с реформаторами, рассчи­тывая таким путем оттеснить клику Цыси и укрепить свою власть.

В начале 1898 г. Гуансюй, ознакомившись с программой Кан Ювэя, одобрил его планы. 11 июня был издан императорский указ «О планах государства», провозглашавший политику ре­форм. Проекты реформ были разработаны Кан Ювэем, Лян Цичао, Тань Сытуном и другими деятелями, получившими те­перь доступ к политической власти. В течение 103 дней, с 11 ию­ня по 21 сентября 1898 г., которые вошли в историю Китая под именем «ста дней реформ», реформаторы, опираясь на поддержку Гуансюя, пытались осуществить свои планы.

За это время были изданы указы, предусматривавшие реор­ганизацию государственного аппарата и сокращение числен­ности «знаменных» войск, провозглашалось, что на государст­венные посты будут назначаться «талантливые люди из народа». В указах говорилось о поощрении национального желез­нодорожного строительства, фабрично-заводской промышленно­сти, ремесла, об улучшении техники сельского хозяйства. Они предусматривали серьезные преобразования в области культу­ры: реорганизацию школ, открытие специальных технических училищ, разрешение свободной организации издательств и на­учных обществ, освобождение всех газет от налогов. Подготав­ливалось открытие Пекинского университета.

Однако политика реформаторов встретила решительное со­противление реакционеров, объединившихся вокруг Цыси. Боль­шинство чиновников в центре и на местах саботировали выпол­нение императорских указов о реформах. Единственным реальным успехом реформаторов в этот период было завоевание ус­ловий для легальной деятельности их организаций и пропаган­ды их идей. Но реакция, в руках которой находились армия и государственный аппарат, быстро перешла в наступление. В не­которых провинциальных городах были разгромлены помещения обществ и редакций газет реформаторов. В столице про­тивники реформ, возглавляемые Цыси и генерал-губернатором столичной провинции Жун Лу, готовили переворот.

В этой сложной обстановке реформаторы пытались прив­лечь на свою сторону офицеров «новой армии» во главе с ее командиром Юань Шикаем, рассчитывая при их помощи пре­дотвратить захват власти кликой Цыси. Однако Юань Шикай, видя слабость реформаторов, выдал их планы Цыси. 21 сентяб­ря клика Цыси совершила дворцовый переворот. Гуансюя от­странили от власти и заточили в одном из дворцов. Тань Сытун и несколько других видных реформаторов были казнены. Кан Ювэю удалось бежать в Гонконг, а Лян Цичао - в Японию. В течение месяца почти все указы о реформах были отменены правительством Цыси.

Поражение реформаторов не было случайностью. Социаль­ную опору движения составляли верхушечные слои буржуазии, которые сами вышли из помещичьей среды и были еще очень слабы. Реформаторы были далеки от народа, боялись развер­тывания массовой борьбы. Отсюда соглашательская тактика Кан Ювэя и большинства его соратников, их монархизм и при­верженность маньчжурской династии. Кан Ювэй любил ссы­латься на «реформы Мэйдзи» в Японии. Но ведь они были ре­зультатом незавершенной буржуазной революции. К тому же обстановка в Китае в конце XIX в. коренным образом отлича­лась от обстановки периода «преобразований Мэйдзи» в Япо­нии. Китай стал уже полуколонией, здесь сложился единый фронт империализма и внутренней феодальной реакции. В этих условиях только демократическая революция, осуществленная при участии широчайших народных масс, могла бы открыть путь к подлинному обновлению Китая.

Несмотря на поражение, реформаторское движение конца XIX в. имело важное прогрессивное значение. Его целью было создать необходимые предпосылки для независимого капитали­стического развития страны. Реформаторы выступали зачинате­лями буржуазно-национальной идеологии и буржуазно-нацио­нального движения в Китае.

Начало революционной деятельности Сунь Ятсена. «Общество возрождения Китая»

Кан Ювэй и его сторонники представляли правое, соглашатель­ское крыло зарождавшегося в Китае буржуазно-национального движения. Но одновременно с либерально-реформаторским дви­жением в Китае возникло и революционно-демократическое на­правление буржуазно-национального движения, возглавляемое Сунь Ятсеном.

Сунь Ятсен родился в 1866 г. в одной из деревень провинции Гуандун в крестьянской семье. Его брат эмигрировал на Гавай­ские острова, вел там торговлю. В 1878-1883 гг. Сунь Ятсен жил у брата в Гонолулу, где учился в миссионерской школе. На его глазах проходила борьба гавайцев против американских колонизаторов. После поражения Китая в войне с Францией Сунь Ятсен решил посвятить себя борьбе за возрождение ро­дины. Он выбрал профессию врача, считая, что она будет спо­собствовать его политическай деятельности.

Еще будучи студентом медицинского института в Гонконге, который он окончил в 1892 г., Сунь Ятсен начал вести рево­люционную агитацию. Медицинская практика позволила ему глубже узнать жизнь и чаяния народа. Вначале Сунь Ятсен примыкал к реформаторам, но со времени войны с Японией он выступает решительным сторонником революционной борьбы против цинской династии, за республику.

Вскоре после нападения Японии на Китай Сунь Ятсен на­правился в Гонолулу, где стал объединять прогрессивно на­строенных китайских эмигрантов и подготовлять создание тайной революционной организации. В феврале 1895 г. в Гон­конге состоялось формальное основание «Общества возрожде­ния Китая».

«Наши сильные соседи, - говорилось в программной декла­рации общества, - смотрят на нас злобными глазами тигра и сокола, они давно пускают слюну, зарясь на рудные богатства Китая, на обилие всяких продуктов. В прошлом они подобно червям беспрестанно отъедали у нас кусочки и подобно киту, проглатывали целые части нашей страны. Теперь они думают полностью разделить Китай на куски, как тыкву, разделить его на части, как бобы. Каждый, кто имеет сердце, должен воск­ликнуть во весь голос, срочно спасти народ из пучины бедствий, спасти здание от падения, чтобы все наши внуки и правнуки не были бы рабами чужеземцев».

В клятве, которую давали члены общества, содержался призыв: «Изгнать маньчжуров, восстановить Китай!»

Сунь Ятсен понял, что одними реформами Китай не спасти, он призывал к революционной борьбе. В 1895 г. под его руко­водством готовилось восстание в Гуанчжоу. Однако власти раскрыли революционную организацию. Несколько соратников Сунь Ятсена были казнены. После этой неудачи Сунь Ятсен в течение нескольких лет посещает ряд стран Азии, Европу и Америку, где вербует себе единомышленников среди китай­ских эмигрантов. Он знакомится с общественными идеями За­пада. В 1900 г. Сунь Ятсен делает еще одну попытку организо­вать вооруженное восстание на юге Китая, но и эта попытка окончилась неудачей.

Если Кан Ювэй и его группа представляли верхушечные слои национальной буржуазии, вышедшие из феодальной сре­ды, то Сунь Ятсен выражал интересы мелкой и средней китай­ской национальной буржуазии. Он искренне и глубоко сочувст­вовал нуждам и чаяниям китайского крестьянства.

Культура Китая в конце XIX - начале XX в.

Все более углублявшийся кризис феодальных отношений опре­делил упадок феодальной культуры господствующих классов Китая. В литературе культивировались эпигонские направле­ния, проповедовавшие слепое подражание классическим образ­цам. Поэзия основывалась на нормах, выработанных в III- XI вв. Господствовавшая в прозе школа всемерно отстаивала конфуцианские идеи в литературных произведениях, написан­ных в канонизированной форме и носивших схоластический характер. Система государственных экзаменов, немногочислен­ные казенные школы не способствовали подлинному развитию науки, сковывали распространение знаний.

Превратив Китай в полуколонию, империалисты поставили одной из своих целей духовно поработить китайский народ, создать послушные им, лишенные национальных традиций, идейно опустошенные кадры интеллигенции.

Но и в этих трудных условиях китайский народ продолжал развивать прогрессивные тенденции своей национальной куль­туры, создавать значительные культурные ценности.

В последней трети XIX в. уже была подорвана былая само­изоляция Китая. Передовые представители интеллигенции стре­мились ознакомиться с достижениями западноевропейской науки и общественной мысли. Большое значение имела дея­тельность Янь Фу, активного пропагандиста западной буржуаз­ной культуры и просвещения. В 1897 г. он начал издавать в Тяньцзине газету «Говэнь бао», в которой публиковались пере­воды наиболее значительных иностранных книг и сообщения о политических событиях за границей. Получили распростра­нение переведенные им «Теория эволюции» Гексли, труды Адама Смита, Монтескье, Спенсера. Одновременно появляются пере­воды ряда произведений Бальзака, Диккенса, Ибсена. Начи­нается знакомство китайцев с произведениями русской литера­туры.

Важную роль в распространении буржуазной культуры в Китае сыграло реформаторское движение. Его вожди Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и др. были видными деятелями китай­ской культуры - учеными, писателями, публицистами. Рефор­маторы стремились сочетать взгляды древних китайских мыс­лителей с современными западными идеями. В их газетах пуб­ликовались многочисленные материалы об идейной и культур­ной жизни иностранных государств. Много внимания уделялось проблемам образования.

В конце XIX в. появилась острая потребность в реформе ли­тературного языка. Был сделан шаг вперед в распространении байхуа, основанного на нормах разговорной речи, понятного широким массам. «Новый литературный стиль» активно пропа­гандировал Лян Цичао. Его статья «О молодом Китае» стала образцом литературного стиля, сближавшегося с разговорным языком. На байхуа появились прозаические произведения, за­воевавшие популярность у читателей. Разрабатывались проек­ты создания фонетического алфавита взамен иероглифиче­ского письма.

Новые явления в культурной жизни страны отразились на литературе. Были созданы произведения, проникнутые патрио­тическими и демократическими идеями. Эти идеи ярко прояви­лись в творчестве связанного с реформаторами крупнейшего поэта того времени Хуан Цзунсяня (1848-1905). Его стихо­творения, собранные в двух книгах, «Заметки в стихах из хижины в мире людей» и «Стихи о японских событиях», призы­вали к борьбе за спасение от иноземного порабощения. Он призывал идти «с отвагой на смертный бой». Ряд стихотворений Хуан Цзунсяня посвящен событиям японо-китайской войны («Горе тебе, Люйшунь», «Оплакиваю Вэйхайвэй»), потере Тай­ваня. Возмущаясь сдачей бездарными генералами городов и крепостей, он прославляет мужество китайских солдат-патрио­тов, которые «бились, даже искалеченные, сражались, ранен­ные». Хуан Цзунсянь стремился приблизить язык поэзии к языку разговорной речи. Он призывал «писать так, как говорят уста».

В конце XIX и особенно в первые годы XX в. широкое рас­пространение получили «обличительные романы», авторы кото­рых подвергали резкой критике различные стороны феодаль­ных порядков. Они развивали традиции сатирического романа XVIII в., и в частности «Неофициальной истории конфуци­анцев».

Большой популярностью пользовались романы Ли Баоцзя (1867-1906). В его лучшем романе «Наше чиновничество» ост-росатирически изображено разложение государственного аппа­рата тогдашнего Китая. «Все продается, и все покупается, а в промежутках этих торгов рушатся человеческие судьбы, угне­тается народ», - писал Ли Баоцзя. Его роман «События 1900 года» характерен своей антиимпериалистической направ­ленностью.

С романом «Наше чиновничество» перекликается роман У Вояо (1866-1910) «За двадцать лет». Большой популярностью пользовался роман Лю Э (1857-1909) «Путешествие Лао Ца-ня». В 1905 г. вышел роман Цзэн Пу (1871-1935) «Цветы в море зла», первое произведение китайской литературы, в кото­ром сочувственно показывались революционеры.

Большинство авторов обличительных романов не занимали последовательно прогрессивных позиций в основных вопросах общественной жизни страны. В творчестве У Вояо, например, постепенно начинают преобладать сентиментальные и эротиче­ские мотивы, у Лю Э обличение чиновников и сочувствие угне­тенному народу сочетаются с реформистскими иллюзиями и

прямой враждебностью к революционерам. Однако обличение этими авторами правящей верхушки имело огромное общест­венное значение. Их романы привлекли внимание прогрессив­ной общественности, способствовали росту национального само­сознания и подъему революционного движения.

Прогрессивные стороны творчества этих писателей подгото­вили почву для художественной и публицистической деятельно­сти великого китайского писателя-демократа Лу Синя (1881- 1936)-основоположника реализма в современной китайской литературе и искусстве. В начале XX в. Лу Синь выступал глав­ным образом как публицист и переводчик. Он пропагандировал русскую литературу, в 1909 г. совместно с братом издал два сборника «Зарубежных рассказов», включавших переведенные Лу Синем произведения В. Г аршина и Л. Андреева.

Новые явления в общественной жизни оказали влияние на китайский театр. Продолжалось развитие завоевавшей большую популярность еще с начала XIX в. столичной, или пекинской, музыкальной драмы. Прогрессивные деятели театра высказы­ваются за приближение театрального искусства к современно­сти. В 1907 г. китайские студенты, обучавшиеся в Японии, соз­дали театральное общество «Весенняя ива», поставившее «Даму с камелиями» А. Дюма-сына и «Хижину дяди Тома» Г. Бичер-Стоу.

В изобразительном искусстве наметилось движение к совер­шенствованию национальных форм. Новое направление в ки­тайской живописи создал крупный художник Жэнь Бонянь (1840-1896), обогативший традиционную китайскую живопись «гохуа» (картины на шелковых или бумажных свитках, кото­рые пишутся тушью или краской, разведенной на воде). Его традиции продолжил замечательный художник Ци Байши (1861-1957). Народный лубок и гравюра откликались на круп­нейшие политические события. Популярностью пользовался цикл гравюр, посвященный франко-китайской войне 1884- 1885 гг. В начале XX в. впервые появилась политическая кари­катура.

Некоторые успехи были достигнуты и в архитектуре. Нацио­нальные традиции нашли воплощение в построенном в конце XIX в. в Пекине императорском летнем дворце «Ихэюань» («Парк безмятежного отдыха»). Замечательные образцы парко­вой архитектуры были созданы в других городах. Дальнейшее развитие получили также художественные ремесла (керамика, вышивание и т. п.).

Нарастание стихийных выступлений народных масс. Движение «Ихэтуань»

Усиление бедствий, переживаемых трудящимися города и де­ревни в связи с превращением Китая в полуколонию, вызвало новый взрыв возмущения народных масс.

Если в начальный период агрессии капиталистических дер­жав колониальная эксплуатация затронула главным образом приморские провинции Южного и Центрального Китая, то в последней трети XIX в., особенно после японо-китайской войны 1894-1895 гг., она распространилась и на население Север­ногоi Китая. В Шаньдуне начал хозяйничать германский импе­риализм. Строительство иностранцами желёзнйх дорог, откры­тие ими пароходных линий вдоль китайского побережья обрек­ли ка безработицу и голод сотни тысяч кули и моряков, обслу­живавших Великий канал, соединявший Северный Китай с Янцзы. Контрибуция Японии, новые кабальные займы привели к увеличению налогов и поборов. Помещики повышали аренд­ную плату.

Тяжелое положение крестьян и городской бедноты усугуб­лялось стихийными бедствиями. В 1885 г. река Хуанхэ сменила русло и потекла через провинцию Шаньдун. Разрушительные наводнения повторялись из года в год.

Ненависть населения вызывала усилившаяся деятельность иностранных миссионеров.

Среди китайского крестьянства по-прежнему большим влия­нием пользовались тайные общества, в частности «Ихэтуань» (сОтряды мира и справедливости»), или, как его иногда назы­вают, «Ихэцюань» («Кулак во имя мира и справедливости»). Его социальный состав был пестрым. Преобладали крестьяне, но было и немало разорившихся ремесленников, кули, солдат, чиновников, шэныни. Организации общества «Ихэтуань» начали превращаться в центры, возглавлявшие стихийные выступления крестьянства и других слоев населения против иностранных ко­лонизаторов.

Ареной деятельности общества стала провинция Шаньдун. Общество выдвинуло лозунг: «Поддержим Цинов, смерть ино­странцам!» Члены общества поставили своей целью изгнать «заморских дьяволов» из Китая. Их призывы находили всеоб­щую поддержку среди населения. В 1898 г. общество, раньше действовавшее в глубоком подполье, начинает открытую пропа­ганду. По его призыву формируются вооруженные отряды. С начала 1899 г. ихэтуани стали контролировать значительную часть провинции Шаньдун.

Вступавшие в отряды ихэтуаней давали обещание: «Не быть жадным, не развратничать, не нарушать приказаний родите­лей, не нарушать существующих законов, изгнать чужеземцев, убивать чиновников-взяточников. В городах быть скромными и не глазеть по сторонам. При встрече с единомышленниками приветствовать их». Они верили, что выполнение соответствую­щих обрядов и заклинания сделают их неуязвимыми для враже­ских пуль и снарядов. В число обязательных обрядов после­дователей общества «Ихэтуань» входили особые приемы кулач­ного боя (поэтому в западной литературе ихэтуаней стали на-

зывать «боксерами»), которым тоже придавался мистический смысл. Они говорили: «Мы изучаем священные приемы ихэцю-аней, чтобы защитить Китай, изгнать заморских грабителей, уничтожить местных христиан и таким образом избавить сооте­чественников от страданий».

В отрядах повстанцев было много молодежи, в том числе 12-13-летние подростки. В отдельные специальные отряды объединялись девушки, замужние женщины, вдовы.

Ненависть к «заморским дьяволам» проявлялась в разгроме христианских церквей, выступлениях не только против иност­ранных миссионеров, но и против китайцев, принявших хри­стианство. В одной из песен повстанцев говорилось: «Изорвем электрические провода, вырвем телеграфные столбы, разломаем паровозы, разрушим пароходы». Ихэтуани осуждали движение за реформы.

Среди высших чиновников провинции Шаньдун, да и придворе в Пекине не было единой позиции по отношению к ихэ-туаням. Маньчжурская знать и китайские феодалы боялись расширявшегося стихийного выступления масс. Но та часть маньчжурской знати и китайских феодалов, которая выступала против всего иностранного с консервативных, феодальных по­зиций, надеялась использовать ихэтуаней в своих интересах, обуздать и приручить их вождей. Губернатор Шаньдуна Юй Сянь вступил с ними в переговоры и согласился включить ихэтуаней в сельское ополчение.

Вмешательство иностранных колонизаторов

Вожди ихэтуаней проводили в тот период по отношению к ино­странцам тактику «устрашения», требовали их ухода из Китая, угрожая в случае невыполнения этого требования свирепой расправой, однако воздерживались от открытых нападений. Несмотря на это, дипломаты империалистических держав об­виняли повстанцев в бесчинствах и зверствах и требовали от китайского правительства «принятия решительных мер».

В конце 1899 г. по требованию американского посланника Юй Сянь был смещен с поста губернатора. Новый губернатор, Юань Шикай, двинул против ихэтуаней войска, которые вместе с находившимися в Цзяочжоу немецкими солдатами усмиряли население.

В декабре 1899 г. на совещании посланников иностранных государств было выработано совместное требование китайскому правительству жестоко расправиться с участниками движения ихэтуаней. В марте 1900 г. империалистические державы по­требовали от китайского правительства усиления репрессий, открыто угрожая военным вмешательством. В апреле в Дагу прибыли военные корабли Англии, США и других: империали­стических держав.

Антиимпериалистическое восстание 1900 г.

Действия Юань Шикая и открытое вмешательство колонизато­ров вызвали новый подъем народного движения. Весной 1900 г. антиимпериалистическое восстание вслед за провинцией Шань-дун охватило столичную провинцию Чжили. Отряды ихэтуаней направились к столице. К маю движение охватило не только сельские местности, но и города. Десятки тысяч крестьян и ре­месленников, среди которых преобладала молодежь и были женщины, с красными или желтыми повязками на головах, вооруженные большими мечами и длинными пиками, неся ог­ромные знамена с надписью: «Следуйте по правильному пути Неба, да здравствуют Цины, смерть иностранцам!», приближа­лись к Пекину.

Тысячи солдат правительственных войск переходили на сто­рону повстанцев. Вооруженные выступления ихэтуаней охвати­ли Маньчжурию. Их прокламации распространялись в Цент­ральном и Южном Китае.

Положение цинского правительства стало угрожающим. Его армии были бессильны преградить повстанцам путь на Пекин. В правящем лагере не было единства. Цыси колебалась. Мно­гие представители правящей верхушки опасались, что продол­жение открытой борьбы с ихэтуанями приведет к быстрому перерастанию антииностранного движения в антифеодальное, направленное против правящей цинской династии. «Войско бог­дыхана, - говорил один из вождей ихэтуаней, - будет драться заодно с нами, но если цинская династия не станет помогать нам и не будет на нашей стороне, то знайте, что тогда мы низ­вергнем династию, но спасем китайский народ от заморских дьяволов».

Страх перед народным восстанием заставил Цыси маневри­ровать. Она пригласила на аудиенцию вождей ихэтуаней. В июне 1900 г. несколько десятков тысяч повстанцев вступили в Пекин и Тяньцзинь. Правительство лицемерно заявило, что берет их под свое покровительство.

Капиталистические державы, давно подготовлявшие интер­венцию, перешли к военным действиям. Их войска после бом­бардировки с моря заняли форты Дагу и повели наступление на Тяньцзинь.

Открытое вмешательство держав вызвало новый взрыв него­дования. Повстанцы начали громить религиозные учреждения иностранных миссионеров, осадили концессии в Тяньцзине, разрушили железнодорожные и телеграфные линии. В ряде случаев повстанцы сжигали правительственные учреждения и казнили наиболее ненавистных чиновников.

В обстановке антиимпериалистического восстания, когда повстанцы фактически контролировали столицу, Цыси подписа­ла 21 июня указ об объявлении войны державам. Отряды ихэтуаней осадили посольства, в которых под охраной нескольких сот иностранных солдат забаррикадировались иностранные дип­ломаты. Германский посланник и советник японского посольст­ва были убиты на улице. Началось 56-дневное «пекинское си­дение» иностранных дипломатов.

Интервенция восьми держав

Империалистические державы использовали пекинские события для расширения захватнической войны. В иностранной прессе публиковались лживые сообщения о гибели всех иностранных дипломатов в Пекине, об истреблении европейцев.и т. п. Под прикрытием разглагольствований о «желтой опасности» в Китай

были посланы десятки тысяч солдат. В подавлении восстания ихэтуаней участвовали войска восьми государств: Германии, Японии, Англии, США, России, Франции, Италии и Австро-Венгрии. Командующим объединенной армией карателей был назначен германский фельдмаршал Вальдерзее. Державы стре­мились использовать интервенцию для новых захватов.

Отряды ихэтуаней оказали упорное сопротивление интервен­там. На стороне повстанцев сражались некоторые части прави­тельственных войск. Бои в окрестностях Тяньцзиня продолжа­лись около месяца. Только 14 июля интервентам удалось полностью овладеть городом. Правительство эвакуировалось из Пе­кина в Сиань. Оно потребовало прекратить осаду иностранных посольств и поручило Ли Хунчжану вступить в переговоры с иностранными державами. 15 августа пал Пекин. Цыси, пол­ностью капитулировав, приказала правительственным войскам присоединиться к интервентам и вместе с ними истреблять пов­станцев. После занятия Пекина Вальдерзее послал каратель­ные экспедиции в различные районы Северного Китая.

Интервенты подавляли восстание китайского народа с неви­данной жестокостью и варварством. Тысячи повстанцев и мир­ных жителей истреблялись озверевшими карателями. Вождь немецких рабочих Август Бебель, выступая в рейхстаге, цити­ровал письмо немецкого солдата, в котором говорилось: «Что здесь происходит, дорогая мама, описать невозможно - на­столько безумны происходящие убийства и резня. Китайцы находятся совершенно вне закона, в плен их не берут; для того чтобы сохранить патроны, их не расстреливают, а закалывают штыками по воскресеньям после обеда - вероятно, чтобы пол­ностью соблюсти святость воскресенья. Мы вынуждены были заколоть штыками 74 китайца».

Подавив восстание, иностранные колонизаторы навязали Ки­таю новый неравноправный договор. 7 сентября 1901 г. Ли Хун-чжан и посланники восьми держав подписали «Заключитель­ный протокол», устанавливавший, что Китай обязан в течение 39 лет выплатить державам огромную контрибуцию - 450 млн. лян серебра, а с учетом процентов - около 1 млрд. лян (при­мерно 1,5 млрд. руб. золотом по курсу того времени). В Пекине создавался особый посольский квартал, где каждое посольство могло иметь свою вооруженную охрану с пулеметами и ору­диями. Иностранцы получили право держать в Китае свои вой­ска и флот. «Заключительный протокол» обязывал китайское правительство наказывать смертной казнью за антииностран­ные выступления.

Особенности восстания ихэтуаней

Восстание ихэтуаней было ярким примером стихийной борьбы народных масс Китая против иностранных колонизаторов. Де­лавшее в то время первые шаги буржуазно-национальное движение не оказало на него какого-либо влияния. Реформаторы были решительными противниками народных выступлений. Воз­главляемое Сунь Ятсеном демократическое направление не нашло еще путей к сближению с народными массами. Китай­ский пролетариат тогда только начинал складываться и не мог стать вождем народного восстания. Не удивительно, что вос­стание ихэтуаней носило религиозно-мистический характер и отражало отсталую идеологию. Слепая ненависть ко всему иностранному, смыкавшаяся с китаецентристскими идеями феодального Китая, варварское разрушение железных дорог и телеграфных линий свидетельствовали о сильном влиянии реакционных традиций на народные массы.

Пестрый состав участников восстания, отсутствие четкой программы и единого руководства, реакционные черты движе­ния, иллюзии его руководителей относительно возможности сотрудничества с цинской династией, превратившейся уже в опо­ру иностранных колонизаторов, единый фронт всех империали­стических держав, организовавших интервенцию против китай­ского народа, - все это привело к поражению антиимпериали­стического восстания китайского народа.

Поддержка русской революционной социал-демократией освободительной борьбы китайского народа

В то время как русский царизм вместе с другими империалисти­ческими хищниками участвовал в подавлении восстания китай­ского народа, революционные русские социал-демократы во главе с В. И. Лениным решительно выступили в поддержку его справедливой освободительной борьбы. В первом номере газе­ты «Искра» рядом с другими программными статьями В. И. Ле­нина была напечатана его статья «Китайская война», выражав­шая сочувствие революционной России антиимпериалистиче­ской борьбе китайского народа.

«Да, китайцы, действительно, ненавидят европейцев, - пи­сал В. И. Ленин, - но только каких европейцев они ненавидят, и за что? Не европейские народы ненавидят китайцы - с ними у них не было столкновений,- а европейских капиталистов и покорные капиталистам европейские правительства. Могли ли китайцы не возненавидеть людей, которые приезжали в Китай только ради наживы, которые пользовались своей хваленой ци­вилизацией только для обмана, грабежа и насилия, которые вели с Китаем войны для того, чтобы получить право торговать одурманивающим народ опиумом... которые лицемерно прикры­вали политику грабежа распространением христианства?»*.

Статья В. И. Ленина «Китайская война» была первым важ­ным актом поддержки китайского народа со стороны рабочего класса Росси

С решительным протестом против империалистической ин­тервенции в Китае выступили также В. Либкнехт, А. Бебель, Р. Люксембург и другие деятели международного рабочего движения.

В ноябре 1899 года в Китае вспыхнуло Ихэтуаньское восстание. Это народное выступление было направлено против иностранцев, заполонивших Поднебесную. Убийства европейских миссионеров привели к тому что западные державы объявили Китаю войну.

Причины и цели

В конце XIX столетия в Китае доживала свой век империя Цин. Несмотря на броское название, это государство не могло противостоять влиянию западных держав. Первыми в Пекине появились британцы. Они обосновались не только в столице, но и в стратегически важных портах. Европейцы больше всего были заинтересованы в собственном торговом влиянии в восточноазиатском регионе, которое сулило огромную прибыль.

С похожей проблемой столкнулась Япония. Во второй половине XIX века в этой стране начались реформы, призванные перестроить общество и экономику на западный манер. В Китае подобные преобразования провалились. Политика изоляционизма от европейцев также ни к чему не приводила.

Крестьянское недовольство

Сперва западные державы ограничивались торговыми привилегиями. Но в той же второй половине XIX столетия они стали захватывать китайские порты. Через них в страну хлынул поток чужестранцев-миссионеров, проповедовавших в том числе и христианство.

Все это не нравилось простому консервативному населению. Кроме того, в начале 1890 гг. крестьяне пострадали от нескольких засух и других природных катаклизмов, окончательно лишивших их и без того небольших хозяйств. Недовольство бедных слоев привело к тому, что в Поднебесной началось Ихэтуаньское восстание. В историографии оно также известно как Боксерское.

Стихийное восстание

Название «ихэтуани» закрепилось за членами сформировавшихся отрядов, участвовавших в борьбе против иностранцев. Поначалу этим формирования были разрозненными и стихийными, однако с течением временем они объединились в общее националистическое патриотическое движение. Ихэтуаньское восстание было в первую очередь направлено против иностранных миссионеров и китайцев-христиан. Члены отрядов практиковали мистические и религиозные обряды, заимствованные у традиционных китайских культов. Другим обязательным атрибутом восставших были регулярные занятия кулачными боями. Именно из-за этого их стали называть еще и «боксерами».

В ряды ихэтуаней вступали обедневшие ремесленники, разорившиеся крестьяне, солдаты, демобилизовавшиеся из армии и даже подростки с женщинами. Последний факт особенно удивлял европейцев, не привыкших видеть нечто подобное у себя на родине. Ихэтуаньское восстание (особенно на начальном этапе) не поддавалось чьему-либо управлению. В условиях наступившей анархии отряды часто нападали не только на иностранцев, но и на простые крестьянские селения. Такие рейды заканчивались грабежами. Отчасти поэтому многие жители Китая не поддерживали ихэтуаней.

Устав движения

У ихэтуаней был собственный свод из 10 правил, исполнение которых было обязательным. Этот устав был пронизан мистикой, которая являлась характерной чертой всего движения. Например, «боксеры» считали, что они обладают неуязвимостью по отношению к снарядам и пулям. Эта мысль даже была зафиксирована в уставе.

В то же время ихэтуани объясняли гибель своих соратников от пулевых ранений тем, что умереть может только тот восставший, который потерял веру в своих истинных богов. Такое предательство наказывалось тем, что духи отворачивались от солдата. Подобная логика позволяла сохранять в полных суеверных людей отрядах высокую дисциплину. Со временем среди «боксеров» было осуждено мародерство, которое наказывалось военачальниками. Любое награбленное добро (в том числе у иностранцев) солдаты должны были сдавать местным властям. К китайцам-христианам отношение оставалось принципиальным. Еретик должен был отказаться от своей новой веры, в противном случае его ждала гибель.

Консолидация правительства и восставших

Первые локальные выступления ихэтуаней произошли еще в 1897 году. Однако понадобилась еще пара лет для того, чтобы движение приобрело по-настоящему весомый масштаб. В ноябре 1899 года китайское правительство попыталось успокоить страну реформами, однако те провалились. Инициатор и вдохновитель нового курса император Гуансюй был отстранен от власти. Править стала его тетя Цыси. Она открыто поддержала восставших.

До этого в эпицентр выступлений на севере Китая была отправлена императорская армия. Она потерпела несколько поражений. В сложившихся обстоятельствах центральная власть и радикалы заключили перемирие и стали вести совместную войну против иностранцев. До этого цели Ихэтуаньского восстания заключались еще и в свержении правительства, ставшего на путь прозападных реформ. Теперь эти лозунги были убраны. К концу 1899 года количество восставших достигло 100 тысяч человек.

Пожар разгорается

Больше всего иностранцев было в Пекине, где, помимо всего, располагался еще и дипломатический квартал. Однако немалые европейские диаспоры были и в других городах: Ляояне, Гирине, Инкоу, Мукдене и т. д. Именно они стали основными центрами напряженности. Недовольные китайцы устраивали погромы и убийства миссионеров. Ихэтуаньское (Боксерское) восстание заставило отправить в Поднебесную подкрепления. Особенно активной в этом смысле была Россия, имевшая с Китаем огромную по протяженности границу.

Подкрепления стали прибывать в Цинскую империю из Владивостока и Порт-Артура. На первом этапе восстания российскими силами в регионе командовал Евгений Алексеев. Позже его заменил Николай Линевич. Тем временем беспорядки в Китае становились все серьезнее. Чернь поджигала европейские храмы, в том числе и православные церкви, и школы. В конце мая огромная армия «боксеров» двинулась на Пекин. 11 июня это войско вошло в столицу и учинило страшное кровопролитие, жертвами которого стали многие иностранцы. Ихэтуаням удалось обогнать отряд американцев и англичан, который высадился в Тяньцзине и отправился на выручку соотечественникам в Пекине. Постепенно в конфликт оказались втянуты все державы, имевшие в Китае собственные сферы влияния. Это были США, Германия, Япония, Австро-Венгрия, Россия, Великобритания, Италия Франция Испания, Нидерланды и Бельгия.

Кровопролитие в Пекине

Какое-то время китайские власти, понимая, что на пороге большая война, пытались договориться с европейцами. Маневры цинского правительства между иностранными державами и восставшими не могли быть бесконечными. нужно было решить, чью сторону она примет окончательно. 21 июня 1900 года она официально объявила войну европейцам и Японии. Решающим фактором, повлиявшим на ее решение, стал погром, учиненный ихэтуанями в посольском квартале Пекина за день до того. В ходе этой акции устрашения погиб немецкий посол в Китае.

Императрица пошла на союз с восставшими в первую очередь потому, что она боялась недовольных крестьян больше, чем иностранцев. Этот страх был обоснованным. Причины Ихэтуаньского восстания заключались в ненависти к христианам. В ночь на 24 июня эта ярость привела к тому, что в Пекине были убиты все китайцы, исповедовавшие западную религию. Страшное событие стало известно в Европе как новая Позже жертвы той резни были канонизированы православной церковью.

Поражение восставших

2 августа союзные войска начали наступление на Пекин. 13 числа российские части появились в предместьях города. Императрица срочно покинула столицу и перебралась в Сиань. Ихэтуаньское восстание (Боксерское восстание) в Китае достигло своей кульминационной точки. Поражение недовольных в Пекине значило бы, что вся кампания против иностранцев обречена.

Штурм столицы начался 15 августа. Уже на следующий день Пекин оказался в руках держав-союзниц. Теперь главным очагом кровопролития стала Манчжурия. В октябре этот северный регион был полностью оккупирован российскими войсками. Эта операция окончательно подавила Ихэтуаньское восстание. Последствия иностранной интервенции были неясны ни китайскому правительству, ни странам-союзницам. Еще до того как восставшие потерпели окончательно поражение, европейские державы начали закулисный раздел цинского пирога.

Итоги

7 сентября 1901 года потерпевший поражение Китай заключил с западными державами так называемый «Заключительный протокол». Договор включал в себя положения, которые еще сильнее ухудшили положение Цинской империи. Китайское правительство обязывалось наказать всех лидеров мятежа, срыть несколько своих фортов, передать иностранцам 12 городов, запретить все организации, деятельность которых была направлена против европейцев.

Условия являлись кабальными, но у китайских властей не было никаких сил сопротивляться этим требованиям. Ихэтуаньское восстание, кратко говоря, сделало противоречия в регионе еще сильнее и сложнее. В конце концов, через 11 лет, они привели к падению императорской власти в Китае.

Учебник истории склонен преподносить события во фрагментарном формате. Последовательные параграфы делят историческую панораму на разрозненную информацию, отдельно описывая внешнюю политику, внутреннюю социально-экономическую обстановку, а величайшие достижения в культурной сфере обозначаются сухим перечислением. В итоге запоминаются несколько фактов из собственной истории, зачастую без дат и имен, но с четким пониманием - кто друг, а кто враг.

Собрать отдельные фрагменты в общую картину непросто. Но необходимо, чтобы объективно понимать логику исторического движения и подтекст ежедневных новостей. Приумножая научные знания, развивая художественные традиции, создавая мировые религии, человек за десятки тысяч исторических лет так и не научился жить без войны. могла бы стать символом человеческого гения созидания во имя войны.

Ихэтуаньское восстание

Конец XIX века окончательно соединил планету единым экономическим узлом. И взмах крыльев «финансовой бабочки» на лондонской бирже, породил крестьянские волнения в северной части китайских земель. Одна бедная провинция смогла втянуть в военный конфликт половину мира. Как такое возможно? Причин несколько (внешние, внутренние, стихийные):

1. Европейская колониальная экспансия. Промышленное развитие западной части света требовало новых рынков и источников прибыли. Эти проблемы решались за счет «цивилизационных коллег», не успевающих за техническим прогрессом. Проникновение в традиционный уклад китайского общества многочисленных европейских представителей, которые относились без уважения к местной культуре и традициям, вызывало заслуженную неприязнь со стороны коренного населения. Особенно тяжело изменения переживали жители северных провинций, где ускоренное строительство железных дорог и фабрик оставило без работы тысячи людей ручного труда. Дороги прокладывались по засеянным полям, жилым домам и деревенским кладбищам. Традиционная китайская промышленность разрушалась, избытком европейских, японских и американских промышленных товаров.

2. Поражение Китая в Первой опиумной войне 1842 г. Подписание унизительного договора, сделало Поднебесную империю западной полуколонией, неспособной вести самостоятельную политическую линию. Неуважительное отношение иностранцев усугублялось нерешительной внутренней политикой. Династия Цынь, создавшая и сохранившая многие архитектурные , не смогла уберечь свой народ от международной экспансии.

3. Засуха. Несколько неурожайных лет подряд и вспышка эпидемии холеры стали последней точкой. В народе все бедствия связывали с появлением «заморских дьяволов».

В таких условиях начали формироваться многочисленные повстанческие отряды: Ихэтуань, Ихэцюань, Иминьхуэй, Дадаохуэй и др. Борьба с иноземцами быстро достигла северо-восточных провинций. Члены отряда считали себя справедливыми войнами и священными борцами. Всех членов отряда объединяла ненависть к иностранцам.

Вскоре «Ихэтуань» стало общим названием для всего освободительного движения. Ряды его быстро пополнялись десятками тысяч беднейших крестьян, ремесленников, демобилизованных солдат, а также женщин и подростков. Народное ополчение имело свой устав, в котором были прописаны нормы правильного поведения для настоящего ихэтуаньца. Многие борцы соблюдали специфические религиозно-мистические ритуалы. Главные цели участников восстания корректировались на протяжении всей войны, но большинство склонялось к трем основным задачам:

1. Спасти страну от европейских захватчиков.

2. Изгнать или уничтожить всех иноверцев, включая китайцев-христиан.

3. Низложение династии Цын.

Дословный перевод отряда честности и справедливости - Ихэтуань - отряд и кулак. Трудности перевода трансформировали слово «кулак» в «бокс», что дало Ихэтуаньскому восстанию второе название - «Боксерское».

Провал реформ императора Гуансюя, породил недовольство в правящих кругах, которые поддержала вдовствующая императрица Цыси. Сегодня это имя известно, благодаря ее великолепной резиденции - , построенный задолго до описанных событий, но расцвет его пейзажной архитектуры обязан именно ей.

Основные события 1897–1902 гг.

Ноябрь 1897. На местах начинаются столкновения недовольных жителей с китайской армией и иностранными войсками, которые разоряют население, порой опустошая целые провинции.

Июнь 1898. Чиновники на местах уже не справляются с масштабом ситуации. Весь север страны вышел из-под контроля.

2 ноября 1899. Лидер движения ихэтуаней призвал всю страну к борьбе с оккупантами и династией Цин. Именно этот день считается началом Ихэтуаньского восстания. Количество борцов за свободу достигло порядка 100 000 человек.

Зима 1900. Масштаб движения и неопределенность во власти, вынуждают дипломатов и многочисленных миссионеров просить о военном подкреплении.

Май 1900. Ихэтуани сожгли несколько зданий, принадлежащих русской православной миссии. В ответ на антихристианские действия, Российская империя усиливает свое военное присутствие в Китае.

Июнь 1900. Ихэтуаньцы вошли в . Расправу над иностранными оккупантами, поддержала китайская армия. Западная пресса долго писала о бесчеловечных и беспричинных убийствах мирных христиан.

Август 1900. Коалиционные войска взяли Пекин. Самый большой дворцовый комплекс в мире - - стал жертвой боксерского восстания. Помимо бесчисленных человеческих жертв, пострадало художественное наследие мирового значения.

7 сентября 1901. Подписание «Боксёрского протокола» между китайским правительством и 11 странами.

Декабрь 1901. Российская армия уничтожила остатки отряда «честности и справедливости» в Маньчжурии, что считается окончанием народного сопротивления.

Императрица Цыси покинула столицу накануне штурма, бежав в город Сиань, более известный как место захоронения великого императора Шихуанди и его непревзойденной . Вслед за правительницей отступила армия, сдав Пекин без боя.

Ихэтуаньское восстание было подавлено, жизнь китайского народа значительно ухудшилась. Поднебесную империю обязали выплатить контрибуцию, казнить всех повстанцев и установили ряд военных ограничений. Еще до заключения мирного договора, начались раздоры в союзническом лагере, что создало предпосылки для русско-японской войны 1904 г.

Традиционная закрытость восточного общества, бережное отношение к своему культурному наследию, несравнимое трудолюбие помогли сохранить великий . Уникальная страна, существующая со времен Древнего Мира, смогла занять лидирующие позиции в век высоких технологий, благодаря своей мудрости.

Проведя ряд военных реформ и изменений в сфере образования, великая восточная империя смогла победить врага и восстановить свои позиции в регионе. Тысячелетняя история Китая знала много захватчиков и войн, но всегда восстанавливалась, потому что умела следить за полетом бабочки.

Взрыв ненависти по отношению к иностранцам подспудно вызревал уже давйо. Недовольство «заморскими дьяволами», «иностранными варварами» становилось весьма широким, причем проявлялось оно прежде всего на местном уровне, главным образом в антимиссионерских выступлениях. Миссионеры активно действовали в Китае; именно они прежде всего контактировали с китайским крестьянством. Естественно, что они первыми испытали на себе мощь традиционной структуры и силу сопротивления Китая всему чуждому, что как раз и олицетворяли в конце XIX в. миссионеры. С лета 1898 г. и особенно после провала реформ антимиссионерское движение все нарастало и в ряде мест начинало принимать организованные формы. Под лозунгом «Поддержим Цин, уничтожим иностранцев!» повстанцы в различных провинциях страны разрушали христианские церкви и дома миссионеров, преследовали принявших христианство китайцев (их было весьма немного), а заодно громили лавки иностранных торговцев, помещения иностранных консульств в торговых центрах. Открытая поддержка державами курса на реформы расставила все на свои места. Страна после ста дней реформ оказалась накануне мощного народного взрыва, взрыва ярости, направленного против хозяйничавших в стране иностранцев, против вторгшегося в Китай колониального капитала, против всех тех новых порядков, которые противостояли старому, привычному, нормативному, опиравшемуся на мощные пласты тысячелетий, на окрашенный в конфуцианские и даосскр‑буддийские тона цивилизационный фундамент.

Ощущая поддержку населения, правительство Китая в конце 1898 г. встало на более жесткие позиции по отношению к иностранцам, отказывая им в просьбах о концессиях либо аренде территорий. Обстановка в Пекине становилась все более накаленной. Иностранные миссии ввели в город вооруженные отряды для своей охраны. В Пекине и по всей стране распространились слухи о предстоящей расправе с иностранцами, а также листовки, в которых высмеивались европейцы, особенно миссионеры. Возглавило антииностранное движение общество «Ихэтуань» («Отряды справедливости и мира»), доктринальная основа которого восходила к даосско‑буддийским верованиям, суевериям, традиционным приемам китайской гимнастики и кулачного боя (за что восставшие позже получили в европейской прессе наименование «боксеров»), не говоря уже о ритуалах, амулетах, заклинаниях и т. п.

Выступления ихэтуаней начались в провинции Шаньдун еще в 1898 г. и были направлены против немецких миссионеров, солдат и специалистов, намечавших трассу железной дороги. Местные власти пытались навести порядок, но движение, несмотря на это, все ширилось. В 1899–1900 гг. оно переместилось в столичную провинцию Чжили. Многочисленные отряды расположились близ Пекина и Тяньцзиня. Обеспокоенные иностранные дипломаты настаивали на принятии решительных мер против повстанцев, но цинское правительство не спешило с этим. Обстановка тем временем становилась все более угрожающей. В конце мая 1900 г. на совещании посланников держав было принято решение направить в Пекин дополнительный контингент войск для охраны миссий. Кроме того, в адрес цинского правительства были направлены заявления угрожающего характера, которые 17 июня были подкреплены захватом крепости Дагу близ Тяньцзиня сводным отрядом иностранных войск, что фактически означало объявление войны.

Цыси колебалась, не зная, что предпринять. Большинство ее советников склонялось к поддержке ихэтуаней и использованию подходящего момента для того, чтобы дать отпор державам. Именно эта точка зрения и возобладала. Императрица открыла ворота Пекина перед ихэтуанями, а также ввела в город регулярную армию, солдаты которой тоже были резко настроены против иностранцев. 11 июня в Пекине солдаты убили на улице советника японского посольства Сугияму, 20 июня – немецкого посланника Кеттелера. Это означало объявление войны, что и было официально подтверждено императорским указом от 21 июня (в ответ на ультиматум держав от 19 июня). Указ официально санкционировал восстание ихэтуаней, хотя и стремился поставить их действия под контроль властей.

Следует заметить, что и после официального объявления военных действий цинское правительство продолжало колебаться и стремилось сохранить за собой пути к отступлению. В принципе это можно понять: несмотря на официальную защиту ихэтуаней, власти отчетливо сознавали, что они имеют дело с неуправляемой стихией, которой следовало опасаться. И хотя стихия пока что шла в русле лозунга «Защитим Цин, уничтожим иностранцев», ручаться за будущее не представлялось возможным. Державы же реагировали на ситуацию бурно и действовали весьма активно. В короткий срок была создана 20‑тысячная союзная армия восьми держав, 3 августа она выступила на Пекин. Хорошо вооруженные дисциплинированные войска интервентов легко одолели сопротивление повстанцев и 14 августа заняли столицу. Бежавшая в Сиань Цыси, быстро оценив обстановку, взвалила всю вину за поражение на ихэтуаней. Указ от 7 сентября обвинил именно их в создавшемся положении, после чего цинскме войска выступили против ихэтуаней. Восстание было подавлено, потоплено в крови, а год спустя, 7 сентября 1901 г. Ли Хун‑чжан от имени цинского правительства подписал с державами так называемый Заключительный протокол, по условиям которого Китай извинялся за причиненный державам ущерб, обеспечивал им ряд новых льгот и привилегий и к тому же обязывался выплатить в качестве контрибуции 450 млн. лянов серебра.

Восстание ихэтуаней было, по сути, последней вспышкой агонии старого Китая. Оно не было обычным крестьянским движением, ибо острие его не было направлено – как то было во времена тайпинов – на защиту социальной справедливости, против произвола властей, за восстановление желанной нормы. Это было отчаянное выступление рушащейся старой традиционной структуры в свою защиту, за сохранение привычкой нормы, против вмешательства чужаков, против колониализма. Именно поэтому и стал возможным пусть временный, но все же союз восставших с властями – тех и других объединяли общие интересы. Почему же их союз не привел к победе?

Традиционный Китай оказался слаб не потому, что восставшие были плохо вооружены, хотя это сыграло свою роль. Слабость его определялась совокупностью многих причин и не в последнюю очередь тем, что империя находилась на нисходящем витке своего цикла, что внутренняя коррупция и произвол в стране достигли предела, что уже не было единого стержня, единой политики, вокруг которой могли бы сплотиться все. Страну раздирали противоречия, верхи боялись низов и не доверяли им, а низы, в свою очередь, презирали верхи за разложение и приспособленчество, за их готовность сотрудничать с колонизаторами. Конечно, подобные ситуации не раз бывали в истории Китая на аналогичном витке циклического династийного развития империи. И они, как о том говорилось, – решались за счет мощных народных движений либо внешних вторжений, игравших очистительную роль, восстанавливавших порушенную злоупотреблениями норму. Собственно, тайпинское восстание и было такого рода движением, но оно не преуспело, причем в значительной мере из‑за вмешательства тех же держав. Восстание ихэтуаней было иным по духу, по направленности, что и естественно: в этот момент главным, что угрожало привычной норме, было вмешательство чуждых привычной норме сил – не просто иностранцев, которые со временем могли бы китаизироваться, как то случилось с теми же маньчжурами, но структурно иных сил, грозивших всей системе как таковой. Как знать, при ином стечении обстоятельств события, быть может, могли бы повернуться иначе. Но в самом начале XX в. Китай был еще не готов к организованному сопротивлению. Оно началось стихийно, запуталось в противоречиях и не имело времени для стабилизации. Все это и предопределило сравнительно легкую победу небольшого войска держав над беспомощным одряхлевшим гигантом. И победу эту не следует считать неожиданной: она была логичной в ряду других поражений Китая, например в войнах с Францией и Японией.

Вслед за победой держав Цыси предприняла, теперь уже от своего имени, вторую попытку реформ. Целью ее «новой политики» было стремление как‑то приспособиться к изменившимся обстоятельствам, модернизировать экономику страны, аппарат административного управления. Были проведены реформы армии, судопроизводства, создано министерство по делам торговли. В 1905 г. была отменена система государственных экзаменов, альтернативой которой стала сеть начальных, средних и высших учебных заведений. В Китай вернулись бежавшие из него несколько лет назад реформаторы; причем основное знамя преобразований поднял теперь Лян Ци‑чао, призвавший страну к осознанию чувства национальной общности, к пробуждению в народе гражданских чувств. И эти призывы находили свой отклик. Китай стремительно радикализировался. Образованная молодежь, немалая часть которой получала образование за границей, прежде всего в быстро развивавшейся Японии, была настроена весьма патриотично, ее буквально переполняли гражданские чувства, звавшие на борьбу за возрождение родины, за ее будущее. Страна была. накануне новых важных событий.