союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновской империи. Т. н. Акт С. с., облеченный в религиозно-мистич. форму, был подписан 26 сент. 1815 в Париже рус. имп. Александром I, австр. имп. Францем I и прус. королем Фридрихом Вильгельмом III. 19 нояб. 1815 к С. с. присоединился франц. король Людовик XVIII, а затем большинство монархов Европы. Англия, не присоединившаяся к Союзу, по ряду вопросов поддерживала политику С. с., особенно в первые годы его существования, англ. представители присутствовали на всех конгрессах С. с. Важнейшими задачами С. с. являлись борьба против революц. и нац.-освободит. движений и обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814-15. На периодически созывавшихся конгрессах С. с. (см. Ахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821, Веронский конгресс 1822) ведущую роль играли Меттерних и Александр I. 19 янв. 1820 Россия, Австрия и Пруссия подписали протокол, провозглашавший право их вооруж. вмешательства во внутр. дела др. государств в целях борьбы с революцией. Практическим выражением политики С. с. были Карлсбадские постановления 1819. В соответствии с решениями С. с. Австрия осуществила вооруж. интервенцию и подавила Неаполитанскую революцию 1820-21 и Пьемонтскую революцию 1821, Франция - Испанскую революцию 1820-23. В последующие годы обострились противоречия между С. с. и Англией в связи с различием их позиций в отношении войны за независимость исп. колоний в Лат. Америке, а затем между Россией и Австрией по вопросу об отношении к греч. нац.-освободит. восстанию 1821-29. Вопреки всем усилиям С. с., революц. и освободит. движение в Европе расшатывало этот союз. В 1825 в России произошло восстание декабристов. В 1830 вспыхнули революции во Франции и в Бельгии, началось восстание (1830-31) против царизма в Польше. В этих условиях С. с. фактически распался. Попытки его восстановления (подписание в окт. 1833 Берлинского договора между Россией, Австрией и Пруссией) окончились неудачей. В течение 19 и в нач. 20 вв. (кроме периода, непосредственно следовавшего за образованием С. с.) в историографии преобладали отрицательные оценки деятельности этого союза реакц. монархов. В защиту С. с. выступали только некоторые придворные и клерикальные историки, к-рые оказывали лишь слабое влияние на общее развитие историографии. В 20-х гг. 20 в. началось "переписывание" истории С. с., к-рое приобрело особенно широкие масштабы после 2-й мировой войны. Прежде всего пересмотру подверглась сложившаяся в ист. лит-ре оценка гл. деятелей Венского конгресса и С. с. (историки - Ч. Вебстер, Г. Србик, Г. Николсон), причем особо восхваляется роль "великого европейца" Меттерниха (А. Сесил, А. Г. Хаас, Г. Киссингер). Венский конгресс и С. с. объявляются олицетворением жизненной силы консерватизма, его способности сохранять сложившиеся социальные основы после бурных обществ. потрясений (Ж. Пиренн). В особую заслугу С. с. ставится подавление революц. и освободит. движения народов. При этом подчеркивается, что руководители С. с. "впервые в истории" создали "наднациональные и надпартийные" ин-ты (под ними в первую очередь подразумеваются конгрессы С. с.), к-рые обеспечили создание "эффективного механизма" "для сохранения порядка и предотвращения хаоса в Европе" (Т. Шидер, Р. А. Канн). Т. о., реакц. авторы видят особую ценность С. с. в том, что он проводил организованный "экспорт контрреволюции", к-рый в наши дни является важнейшей составной частью программы крайних империалистич. сил. Проводя сомнительные историч. параллели, новейшие империалистич. историки рассматривают С. с. как отдаленного предшественника и провозвестника "интеграции Европы" и Североатлантического блока. Подчеркивается, что НАТО предстоит еще в более широком масштабе, чем С. с., обеспечить согласие между гл. капиталистич. державами. В этой связи уделяется внимание имевшим место попыткам привлечь к участию в С. с. США (Пиренн). Примечательно стремление нек-рых историков (Киссингер и др.) доказать, будто опыт С. с. свидетельствует о возможности мирного сосуществования только социально однородных гос-в. Характерно, что большинство новейших бурж. работ о С. с. представляет собой не исследования, а опирающиеся на весьма скудную источниковедч. базу социально-политические рассуждения, целью к-рых является обоснование современной идеологии и практики империалистической реакции. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Русская нота, Соч., 2 изд., т. 5, с. 310; Маркс К., Подвиги Гогенцоллернов, там же, т. 6, с. 521; Энгельс Ф., Положение в Германии, там же. т. 2, с. 573-74; его же, Дебаты по польскому вопросу во Франкфурте, там же, т. 5, с. 351; Мартенс Ф., Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами, т. 4, 7, СПБ, 1878-85; Трактат Братского христианского союза, ПСЗ, т. 33 (СПБ), 1830, с. 279-280; История дипломатии, 2 изд., т. 1, М., 1959; Тарле Е. В., Талейран, Соч., т. 11, М., 1961; Нарочницкий А. Л., Международные отношения европейских государств с 1794 до 1830 г., М., 1946; Болховитинов Н. Н., Доктрина Монро. (Происхождение и характер), М., 1959; Слезкин Л. Ю., Россия и война за независимость в Испанской Америке, М., 1964; Манфред А. З., Общественно-политические идеи в 1815 г., "ВИ", 1966, M 5; Дебидур A., Дипломатическая история Европы, пер. с франц., т. 1, М., 1947; Надлер В. К., Император Александр I и идея Священного союза, т. 1-5, Рига, 1886-92; Соловьев С., Эпоха конгрессов, "BE", 1866, т. 3-4; 1867, т. 1-4; его же, Император Александр I. Политика - дипломатия, СПБ, 1877; Bourquin M., Histoire de la Sainte-Alliance, Gen., 1954; Pirenne J. H., La Sainte-Alliance, t. 2, P., 1949; Kissinger H. A., World restored. Metternich, Castlereagh and the problems of peace 1812-1822, Bost., 1957; Srbik H. von, Metternich. Der Staatsmann und der Mensch, Bd 2, M?nch., 1925; Webster Ch. К., The foreign policy of Gastlereagh 1815-1822. Britain and the European Alliance, L., 1925; Schieder T., Idee und Gestalt des ?bernationalen Staats seit dem 19. Jahrhundert, "HZ", 1957, Bd 184; Schaeder H., Autokratie und Heilige Allianz, Darmstadt, 1963; Nicolson H., The Congress of Vienna. A study in Allied Unity. 1812-1822, L., 1946; Bartlett C. J., Castlereagh, L., 1966; Haas A. G., Metternich, reorganisation and nationality, 1813-1818, "Ver?ffentlichungen des Institutes f?r Europ?ische Geschichte", Bd 28, Wiesbaden, 1963; Kann R. A., Metternich, a reappraisal of his impact on international relations, "J. of Modern History", 1960, v. 32; Kossok M., Im Schatten der Heiligen Allianz. Deutschland Und Lateinamerika, 1815-1830, В., 1964. Л. А. Зак. Москва.

Ждал новый Священный союз. Он был создан по инициативе победителя Наполеона и русского императора Александра I. Создание священного союза оценивалось современниками по-разному. Но в основном Россию обвиняли в стремлении контролировать ситуацию в Европе. Священный союз, а точнее коалиция стран, которая по замыслам императора должна была преобразить послевоенный мир, появилась на свет 14 сентября 1815 года. Договор подписали король Пруссии император Австрии Франц I, Людовик XVIII и большая часть континентальных монархов. Только Великобритания официально не пожелала вступить в союз, однако принимала активное участие в его работе. Были у союза и противники: его проигнорировали и турецкий султан.

В историю Священный союз 1815 года вошел как сообщество государств, изначальной целью, которого было подавление назревающих войн. На самом же деле борьба шла против любого революционного духа, а также свободомыслия политического и религиозного. Дух данной коалиции соответствовал реакционному настрою существовавших тогда правительств. По сути, Священный союз взял за основу монархическую идеологию, но с утопической мечтой идеалистической взаимопомощи между правящими христианскими государями. «Пустой и звонкий документ» - именно так назвал его политический деятель Меттерних.

Александр I, как инициатор этой коалиции, призвал союзников, и императоров, объединить усилия против военных конфликтов и предложил править между народами в духе правды и братства. Одним из пунктов договора было требование неукоснительно выполнять заповеди Евангелия. Российский император призывал союзников одновременно сократить вооруженные силы и обеспечить взаимные гарантии неприкосновенности существующих территорий, а 800-тысячная армия России выступала надежным гарантом в этих прогрессивных предложениях.

Священный союз 1815 года был документом, состоящим из смеси мистицизма и не реальной политики, как говорили позже о нем историки, однако первые семь лет эта международная организация была очень успешной и плодотворной.

Канцлер Австрии Меттерних в 1820 год созывает конгресс Священного союза в городе Троппау. В результате многочисленных дебатов было вынесено решение, которое перечеркивало все прогрессивное, что намечалось ранее, а именно, странам, входящим в союз, разрешалось вводить дружественные войска на земли других государств для вооруженного уничтожения революционных бунтов. Такое заявление объяснялось просто, ведь у каждого государства были свои захватнические интересы и политические цели в послевоенном разделе.

Создание священного союза, а также достаточно передовые идеи не смогли остановить все возрастающие противоречия между участниками договора.

Одним из первых конфликтов был Неаполитанский. Император Александр настаивал на самостоятельности Неаполитанского королевства, в котором бушевала революция. Он считал, что сам король этого государства добровольно подарит прогрессивную конституцию народу, но у союзника по договору в лице Австрии было другое мнение. Австрийские военные жестоко подавили революционные выступления.

На последнем Веронском конгрессе Священный союз 1815 под влиянием Меттерниха стал орудием монархов против недовольства народных масс и любых революционных проявлений.

Непростой 1822 год показал разногласия между странами Австрией и Россией в связи с освободительным восстанием в Греции. Российское общество поддерживало греков, так как государство было единой с ним веры и, кроме того, дружба с этим государством значительно укрепляло влияние России на Балканах.

Следующие события в Испании подорвали устои союза и поставили точку в отношениях между странами в рамках этого договора. В 1823 году французские войска вошли на территорию Испании с целью насильственного восстановления здесь абсолютной монархии. Союз фактически перестал существовать, но в 1833 году такие страны, как Россия, Пруссия и Австрия пытаются вновь восстановить соглашение, но революционные события 1848-1849 годов заставили забыть данную коалицию навсегда.

Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционных настроений, где бы они ни проявлялись» .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Неучастие Англии в договоре Каслри объяснял тем, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.

    Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского , Троппаусского , Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

    Конгрессы Священного союза

    Аахенский конгресс

    Конгрессы в Троппау и Лайбахе

    Как правило, рассматриваются вместе как единый конгресс.

    Конгресс в Вероне

    Распад Священного союза

    Система послевоенного устройства Европы, созданная Венским конгрессом, противоречила интересам нового зарождающегося класса - буржуазии . Буржуазные движения против феодально-абсолютистских сил стали основной движущей силой исторических процессов в континентальной Европе. Священный союз препятствовал установлению буржуазных порядков, усиливал изоляцию монархических режимов. С ростом противоречий между участниками Союза происходило падение влияния на европейскую политику российского двора и российской дипломатии.

    Уже к концу 1820-х годов Священный союз начал разлагаться, чему способствовало, с одной стороны, отступление от принципов этого Союза со стороны Англии, интересы которой в это время весьма сильно противоречили политике Священного союза как в деле конфликта между испанскими колониями в Латинской Америке и метрополией, так и в отношении ко всё ещё продолжавшемуся греческому восстанию, а с другой - высвобождение преемника Александра I из-под влияния Меттерниха и расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции.

    «Что касается Австрии, то я в ней уверен, так как наши договоры определяют наши отношения».

    Но российско-австрийское сотрудничество не могло устранить российско-австрийские противоречия. Австрию, как и прежде, страшила перспектива появления на Балканах независимых государств, вероятно дружественных России, само существование которых вызвало бы рост национально-освободительных движений в многонациональной Австрийской империи. В итоге в Крымской войне Австрия, прямо в ней не участвуя, заняла антироссийскую позицию.

    Библиография

    • Текст Священного союза см. в «Полном Собрании Законов», № 25943.
    • Французский подлинник см. в 1 ч. IV т. «Собрания трактатов и конвенций, заключённых Россией с иностранными державами» профессора Мартенса.
    • «Mémoires, documents et écrits divers laissés par le prince de Metternich», т. I, стр. 210-212.
    • В. Даневский, «Системы политического равновесия и легитимизма» 1882.
    • Ghervas, Stella [Гервас, Стелла Петровна], Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance, Paris, Honoré Champion, 2008. ISBN 978-2-7453-1669-1
    • Надлер В. К. Император Александр I и идея Священного союза. тт. 1-5. Харьков, 1886-1892.
    • Ляпин В. А., Ситников И. В. // Священный союз в замыслах Александра I. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. - С. 151-154.

    Священный союз (рус.); La Sainte-Alliance (фр.); Heilige Allianz (нем.).

    СВЯЩ Е́ННЫЙ СО Ю́З — декларированный союз российского и австрийского императоров и короля Пруссии, целью которого являлось сохранение мира в Европе в рамках Версальской системы.

    С инициативой создания такового союза выступил император Всероссийский Александр I, причем по его мысли Священный союз не являлся каким-либо формальным союзным договором (и не был соответствующим образом оформлен) и не накладывал на его подписантов какие-либо формальные обязанности. По духу Союза его участники, как три христианских монарха, принимали на себя моральную ответственность за сохранение существующего порядка и мира, за что они отвечали не друг перед другом (в рамках договора), а перед Богом. Союз могущественнейших монархов Европы должен был устранить саму возможность военного конфликта между государствами.

    Подписанный тремя монархами тремя монархами - императором Австрийским Францем I, королем Прусским Фридрихом Вильгельмом III, императором Всероссийским Александром I - 14(26) сентября 1815 г. документ о создании Священного союза носил характер декларации. (Текст был также представлен и принцу-регенту Великобритании Георгу Ганноверскому, однако тот уклонился от присоединения к нему под предлогом, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.)

    В преамбуле указывались цели Союза: «открыть перед лицом вселенной их [монархов] непоколебимую решимость как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира». Собственно декларация содержала три пункта, основной смысл которых был следующим:

    В 1-м пункте указывалось, что «три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства» и «во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь»; кроме того, монархи обещали «в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены, для охранения веры, мира и правды»;

    Во 2-м пункте констатировалось, что три имерии являются «членами единого народа христианского», в связи с чем «их величества… убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которых наставил человеков Божественный Спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который есть прочен»;

    Наконец, 3-й пункт, объявлял, что к Союзу могут присоединиться все государства, согласные с указанной декларацией. (Впоследствии к союзу постепенно присоединились все христианские монархи Европы, кроме Англии и Папы Римского, а также правительства Швейцарии, вольных городов и др. Османский султан, естественно, в союз принят быть не мог, поскольку не являлся христианином.)

    Главной целью Александра I стала попытка построить европейскую политику на основе не лицемерной политики, а христианских ценностей, с точки зрения которых и должны были решаться на конгрессах монархов все спорные вопросы. Священный союз был призван возродить фактически утраченный к началу XIX в. в Европе принцип, что самодержавие - есть служение Всевышнему и не более. Именно по духу, а не по букве Священного союза монархи брали на себя обязательства оказывать помощь друг другу в сохранении существующего строя, самостоятельно определяя, без какого лидо давления, время и размеры подобной помощи. Фактически речь шла о том, что судьбы Европы будут решать монархи, власть которым вручена Божьим промыслом, а при принятии своих решений исходить не из узких интересов своих государств, а на основе общехристианских принципов и в интересах всех христианских народов. В таком случае, на место политики, коалиций, интриг и т.д. приходили христианские религия и мораль. В основе положений о Священном союзе лежало легитимное начало божественного происхождения власти монархов и, как следствие, незыблемость взаимоотношений между ними и их народами на принципах «государь отец своего народа» (т.е. Государь обязан всеми средствами заботиться о своих детях, а народ обязан всецело ему подчиняться). Позже на Веронском конгрессе Александр I подчеркнул: «Что бы ни делали для того, чтобы стеснить Священный союз в его деятельности и заподозрить его цели, я от него не отступлюсь. У каждого есть право на самозащиту, и это право должны иметь также и монархи против тайных обществ; я должен защищать религию, мораль и справедливость».

    При этом конкретные обязательства (в т.ч. военные) сторон содержались в договоре о Четверном союзе (Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия), как в отношении Франции, так и др. легитимных монархий. Однако Четверной союз («квартет наций») не был «дублером» Священного союза и существовал параллельно с ним.

    Своим созданием Священный союз обязан исключительно Александру I, могущественнейшему на тот момент европейскому монарху. Остальные стороны отнесли к подписанию формально, поскольку документ не накладывал на них каких-либо обязательств. Австрийский канцлер князь Клеменс фон Меттерних в своих мемуарах писал: «Священный союз вовсе не был основан для того, чтобы ограничивать права народов и благоприятствовать абсолютизму и тирании в каком бы то ни было виде. Этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства».

    Ахенский конгресс Священного союза

    Был созван по предложению Австрии. Проходил с 29 сентября по 22 ноября 1818 г. в Ахене (Пруссия), всего состоялось 47 заседаний; главные вопросы - вывод оккупационных войск из Франции, поскольку Парижский мирный договор 1815 г. предусматривал, что по прошествии трех лет будет рассмотрен вопрос о целесообразности дальнейшей оккупации Франции.

    Принимавшие участие в конгрессе делегации европейских держав возглавляли:

    Российская империя: император Александр I, министр иностранных дел граф Иоанн Каподистрия, управляющий Иностранной коллегией граф Карл Нессельроде;

    Австрийская империя: император Франц I, министр иностранных дел князь Клеменс фон Меттерних-Виннебург цу Бейльштейн;

    Прусское королевство: король Фридрих Вильгельм III, государственный канцлер князь Карл Август фон Гарденберг, государственный и кабинет-министр граф Кристиан Гюнтер фон Бернсторф

    Соединенное королевство Великобритании и Ирландии: государственный секретарь по иностранным делам Роберт Стюарт виконт Каслри, фельдмаршал Артур Уэлсли 1-й герцог Веллингтон;

    Франция: президент Совета министров и министр иностранных дел Арман Эммануэль дю Плесси 5-й герцог де Ришельё

    Страны-участницы высказали свою заинтересованность в восстановлении Франции как одной из великих держав и укреплении режима Людовика XVIII на принципах легитимизма, после чего 30 сентября по единогласному решении. Франция стала принимать участие в конгрессе в качестве полноправного члена (официальное оформление этого факта, а также признание выполнения ею обязательство по договору 1815 г. было зафиксировано в ноте на имя герцога де Ришельё уполномоченных России, Австрии, Великобритании и Пруссии от 4 ноября 1818 г.). Кроме того, было решено подписать отдельную конвенцию (в виде подписанных в Ахене же двусторонних соглашений Франции с каждой страной-участницей), определявшую срок вывода войск из Франции (30 ноября 1818 г.) и остаток контрибуции (265 млн франков).

    На конгрессе с докладом от имени России выступил Каподистрия, высказавший идею создания (на базе Священного союза) всеевропейского союза, решения которого имели бы преимущество перед решениями Четверного союза. Однако этот план Александра I был заблокирован Австрией и Великобританией, делавших ставку именно на Четверной союз, как наиболее удобную форму для отстаивания собственных национальных интересов.

    Пруссия, при поддержку России, вынесла на обсуждение вопрос о заключении общеевропейского соглашения, гарантировавшего нерушимость государственных границ, установленных Венским конгрессом. Несмотря на заинтересованность большинство участников в этом договоре, британская делегация выступила против. Рассмотрение проекта было отложено, а позже к нему так и не вернулись.

    Отдельно был обсужден вопрос об участии Испании в конгрессе и ее просьбе о посредничестве в переговорах к восстанию в испанских колониях в Южной Америке (а в случае неудачи - о в вооруженной помощи). Великобритания, Австрия и Пруссия выступили против, а русская делегация заявила лишь о «моральной поддержке». В связи чем какого-либо решения по этим вопросам принято не было.

    Кроме того, на конгрессе был обсужден целый ряд вопросов, касавшихся не только Европы, но и мирового устройства. Среди таких были: об усилении мер по надзору за Наполеоном, о датско-шведско-норвежских разногласиях, об обеспечении безопасности торгового мореплавания, о мерах по пресечению торговли неграми, о гражданских и политических правах евреев, о разногласиях между Нидерландами и владетелем герцогства Буйонского, о баварско-баденском территориальном споре и др.

    Тем не менее, на Ахенском конгрессы был принят ряд достаточно важных решений, в т.ч. были подписаны:

    Декларация ко всем европейским дворам о нерушимости Священного союза и признании своей главной обязанностью неуклонно следовать началам международного права;

    Протокол о порядке рассмотрения претензий, предъявленных французскими подданными к союзным державам;

    Протокол о святости заключенных трактатов и о праве государств, о делах о которых будет идти речь на будущих переговорах, принимать в них участие;

    Два секретных протокола, подтверждавших положения Четверного союза, в т.ч. предусматривавших ряд конкретных мер на случай новой революции во Франции.

    Конгресс в Троппау

    Был созван по инициативе Австрии, вынесшей на него вопрос о развитии революционного движения в Неаполе в июле 1820 г. Проходил с 20 октября по 20 декабря 1820 г. в Троппау (ныне - Опава, Чехия).

    Россия, Австрия и Пруссия прислали на конгрессе представительные делегации, которые возглавлял императора Александр I, министр иностранных дел граф И. Каподистрия, император Франц I, князь К. фон Меттерних, кронпринц Прусский Фридрих Вильгельм и К.А. фон Гарденбург, в то время как Великобритания и Франция ограничились посланниками.

    Австрия потребовала вмешательство Священного союза в дела тех стран, в которых возникла опасность революционного переворота. Кроме Королевство обеих Сицилий речь шла о направлении войск в Испанию и Португалию, где после Наполеоновских войн было сильное республиканское движение.

    19 ноября монархи Австрии, России и Пруссии подписали протокол, который констатировал необходимость вмешательства извне в случае нарастания революции, поскольку лишь таким образом возможно сохранение статус-кво, установленного Венским конгрессом. Великобритания выступила категорически против. В связи с этим общего согласия достигну то не было (и, соответственно, не подписано общих документов) по вопросы о военном вмешательстве в дела Королевства обеих Сицилий. Тем не менее, что стороны согласились встретиться 26 января 1821 г. в Лайбахе и продолжить обсуждение.

    Лайбахский конгресс

    Стал продолжением конгресса в Троппау. Проходил с 26 января по 12 мая 1821 г. Лайбахе (ныне Любляна, Словения). Состав участников был практически тот же, что и на конгрессе в Троппау, за исключением то, что отсутствовал прусский кронпринц Фридрих Вильгельм, а Великобритания ограничилась присылкой дипломатического наблюдателя. Кроме того, на конгресс был приглашен и король Обеих Сицилий Фердинанд I, поскольку речь шла о ситуации в его королевстве.

    Фердинанд I выступил с просьбой о военной интервенции, против чего выступила Франция, представившая также обращения др. итальянских государств. Было принято решение, что король Обеих Сицилий должен отменить принятую им либеральную конституцию (вводившую принцип суверенитета народа), несмотря на то, что он присягнул ей на верность. Было дано согласие на посылку в Неаполь австрийских войска, а в случае необходимости - также русских. После принятия этого решения представителя Франции и Великобритании в конгрессе более не участвовали. Хотя Фердинанд I и не стал отменять конституция, австрийские войска восстановили порядок в королевстве (отправки русских войск не потребовалось).

    Также на конгрессе участники рекомендовали Франции ввести войска в Испанию для борьбы с революционным движением, но, в принципе, для выяснения ситуации с революционным движением в Испании и Греции было решено собрать следующий конгресс в Вероне. До его созыва К. фон Меттерних убедил Александра I не оказывать помощь Греческому восстанию.

    Веронский конгресс

    С инициативой проведения конгресса выступила в июне 1822 г. Австрия. Проходил с 20 октября по 14 декабря 1822 г. в Верона (Австрийская империя). Этот конгресс Священного союза.

    Делегации ведущих европейских держав возглавляли:

    Российская империя: император Александр I, министр иностранных дел граф Карл Нессельроде;

    Австрийская империя: император Франц I, министр иностранных дел князь К. фон Меттерних;

    Прусское королевство: король Фридрих Вильгельм III, канцлер князь К.А. фон Гарденберг;

    Соединенное королевство Великобритании и Ирландии: фельдмаршал Артур Уэлсли 1-й герцог Веллингтон, государственный секретарь по иностранным делам Джордж Каннинг;

    Французское королевство: министр иностранных дел герцог Матье де Монморанси-Лаваль и посол в Берлине виконт Франсуа Рене де Шатобриан;

    Представители итальянских государств: король Пьемнота и Сардинии Карл Феликс, король Обеих Сицилий Фердинанд I, великий герцог Тосканский Фердинанд III, папский легат кардинал Джузеппе Спина.

    Основным вопросом, обсуждавшимся на конгрессе, стал вопрос подавления революционного движения в Испании с помощью французских войск. В случае начала экспедиции Франция рассчитывала заручиться «моральной и материальной поддержкой» Священного союза. В ее поддержку выступили Россия, Австрия и Пруссия, объявив о своей готовности разорвать дипломатические отношения с революционным правительством, Великобритания выступила за то, чтобы ограничиться лишь сосредоточением французских войск на франко-испанской границе без открытой интервенции. 17 ноября был сформулирован, а 19 ноября подписан секретный протокол (Великобритания от подписи отказалась под предлогом, что документ может создать опасность для жизни испанской королевской семьи), который предусматривал введение французских войск в Испанию в следующих случаях:

    Вооруженного нападение Испании на французскую территорию или «официального акта со стороны испанского правительства, вызывающего непосредственно к возмущению подданных той или другой из держав»;

    Лишение короля Испании трона или посягательств против него или членов его семьи;

    - «формального акта испанского правительства, нарушающего законные наследственные права королевской фамилии». (В апреле 1823 г. Франция ввела свои войска в Испанию и подавила революции.)

    Также на конгрессе был обсужден ряд следующих вопросов:

    О признании независимости бывших испанских колоний в Америке; Франция и Великобритания фактически выступили за признание, остальные - против. В результате никаких решений принято не было;

    О положении в Италии. Было принято решение о выводу из Италии австрийского вспомогательного корпуса;

    О работорговле. 28 ноября был подписан протокол пяти держав подтверждавший положения декларации Венского конгресса о запрещении торговли неграми и созыве Лондонской конференции по работорговле;

    Об отношения с Османской империей. Россия заручилась обещанием дипломатической поддержки держав в своих требования к Константинополю: уважать права греков, заявить о выводе своих войск из Дунайских княжеств, снять ограничения на торговлю и обеспечить свободу мореплавания в Чёрном море;

    Об отмене введенных Нидерландами таможенных ограничений на Рейне. Все стороны согласились с необходимостью принятия данных мер, что и выразилось в нотах, направленных правительству Нидерландов по окончании конгресса;

    Распад Священного союза

    С инициативой созыва нового конгресса выступил в конце 1823 г. король Испании Фердинанд VII, который предложил обсудить меры по противодействию революционному движению в испанских колониях в Латинской Америке. Австрия и Россия поддержали предложение, но против выступили Великобритания и Франция, в результате чего намечавшийся на 1824 г. конгресс не состоялся.

    После смерти главного инициатора создания Священного союза императора Александра I (1825 г.) его позиции стали постепенно ослабевать, тем более, что противоречия между различными великими державами постепенно обострялись. С одной стороны, интересы Великобритании окончательно разошлись с целями Священного союза (особенно в связи с революционным движением в Латинской Америке), с другой, обострились русско-австрийские противоречия на Балканах. Великие державы так и не смогли выработать единую позицию по поводу революции 1830 г. во Франции и воцарения Луи-Филиппа Орлеанского. В 1840-х гг. резко усилилась борьба между Австрией и Пруссией за доминирование в Германском союзе.

    Тем не менее, верная взятым на себя обязательствам Россия в 1849 г. по просьба Австрии направила свои войска в охваченную революцией Венгрию, что стало одним из решающих факторов в восстановлении там порядка и сохранении династии Габсбургов на венгерском престоле. После этого Россия вполне обоснованно рассчитывала на поддержку ее со стороны участниц Священного союза, однако дальнейшее обострение внутриевропейских противоречий привело к началу Крымской войны 1853-1856 гг. во время которой против России на стороне Османской империи выступили Великобритания, Франция и Сардиния, а Австрия и Пруссия заняли антирусскую позицию. Хотя идеи закладывавшиеся Александром I в основу Священного союза уже давно игнорировались европейскими державами, теперь стало окончательно ясно, что более никакого «союза монархов Европы» не существует.

    История создания

    Неучастие Англии в договоре Каслри объяснял тем, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.

    Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского , Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

    Конгрессы Священного союза

    Аахенский конгресс

    Конгрессы в Троппау и Лайбахе

    Как правило, рассматриваются вместе как единый конгресс.

    Конгресс в Вероне

    Распад Священного союза

    Система послевоенного устройства Европы, созданная Венским конгрессом, противоречила интересам нового зарождающегося класса - буржуазии . Буржуазные движения против феодально-абсолютистских сил стали основной движущей силой исторических процессов в континентальной Европе. Священный союз препятствовал установлению буржуазных порядков, усиливал изоляцию монархических режимов. С ростом противоречий между участниками Союза происходило падение влияния на европейскую политику российского двора и российской дипломатии.

    Уже к концу 1820-х годов Священный союз начал разлагаться, чему способствовало, с одной стороны, отступление от принципов этого Союза со стороны Англии, интересы которой в это время весьма сильно противоречили политике Священного союза как в деле конфликта между испанскими колониями в Латинской Америке и метрополией, так и в отношении ко всё ещё продолжавшемуся греческому восстанию, а с другой - высвобождение преемника Александра I из-под влияния Меттерниха и расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции.

    «Что касается Австрии, то я в ней уверен, так как наши договоры определяют наши отношения».

    Но российско-австрийское сотрудничество не могло устранить российско-австрийские противоречия. Австрию, как и прежде, страшила перспектива появления на Балканах независимых государств, вероятно дружественных России, само существование которых вызвало бы рост национально-освободительных движений в многонациональной Австрийской империи. В итоге в Крымской войне Австрия, прямо в ней не участвуя, заняла антироссийскую позицию.

    Библиография

    • Текст Священного союза см. в «Полном Собрании Законов», № 25943.
    • Французский подлинник см. в 1 ч. IV т. «Собрания трактатов и конвенций, заключённых Россией с иностранными державами» профессора Мартенса.
    • «Mémoires, documents et écrits divers laissés par le prince de Metternich», т. I, стр. 210-212.
    • В. Даневский, «Системы политического равновесия и легитимизма» 1882.
    • Ghervas, Stella [Гервас, Стелла Петровна], Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance, Paris, Honoré Champion, 2008. ISBN 978-2-7453-1669-1
    • Надлер В. К. Император Александр I и идея Священного союза. тт. 1-5. Харьков, 1886-1892.

    Ссылки

    • Николай Троицкий Россия во главе Священного союза // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Священный союз" в других словарях:

      Союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения империи Наполеона I. Целями Священного союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815. В 1815 к Священному союзу присоединились Франция и… … Большой Энциклопедический словарь

      СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ, союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения Наполеона I. Целями Священного Союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15. В 1815 к Священному союзу присоединились… … Современная энциклопедия

      Союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15 гг. В ноябре 1815 г. к союзу присоединилась Франция,… … Исторический словарь

      СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ, союз Австрии, Пруссии и России, заключён в Париже 14(26).9.1815, после падения империи Наполеона I. Целью С. с. являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815. В 1815 к С. с. присоединились Франция и ряд… … Русская история

      Священный СОЮЗ - (Holy Alliance) (1815), союз европ. держав, ставивший своей целью поддержать и сохранить принципы христ. религии. Был провозглашен наВенском конгрессе (1815) императорами Австрии и России и королем Пруссии, Вступить в него приглашались все главы… … Всемирная история

      Союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже 26 сентября 1815 после падения империи Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15. В 1815 к Священному союзу присоединились Франция … Энциклопедический словарь

      Союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновской империи. Т. н. Акт С. с., облеченный в религиозно мистич. форму, был подписан 26 сент. 1815 в Париже рус. имп. Александром I, австр. имп. Францем I и прус. королем Фридрихом… … Советская историческая энциклопедия

      Союз европейских монархов, заключённый после крушения наполеоновской империи для борьбы против революционного и национально освободительного движения и обеспечения незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815 (См. Венский конгресс… … Большая советская энциклопедия