Я дала ему клятву…

Вопрос: Прошу вашего совета, не знаю, к кому обратиться. Когда я ещё не была в Исламе, то общалась с парнем. Впоследствии он и стал причиной моего перехода в Ислам. Я дала ему клятву, что выйду только за него. Но потом он перестал совершать намаз, начал выпивать, ругаться матом (в том числе и на меня). Я не хочу за него выходить, он постепенно становится мне неприятен. Я ему много клятв давала, даже не задумываясь о последствиях. Теперь не знаю, как быть. Я читала хадис, в котором говорится, что если ты дал клятву и приложил все усилия чтобы её сдержать, но не получилось, то греха за это не будет, а ещё мне говорили, что если сделать тауба-намаз и держать пост в течение трёх дней, то невыполненная клятва простится, иншааллах. Прошу, посоветуйте, что делать.

Ответ алима: При выборе спутника жизни нужно обращать внимание на его богобоязненность. Если тот, за которого Вы собирались выйти замуж, начал вести разгульный образ жизни, то лучше не выходить за него. За любое нарушение клятвы налагается каффарат (штраф). Тот, кто нарушил клятву, обязан раздать десяти беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, где Вы проживаете, либо по одной вещи из одежды: брюки, рубашка, платье, платок и т.п. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов, обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием. Сделайте из перечисленного то, что сможете и Аллах, иншааллах, Вас простит.

Мнение психолога: Не думаю, что Ваши клятвы столь серьёзны. Это говорю потому, что, в принципе, Вы давали клятву совсем другому человеку, с другими взглядами и жизненной позицией. А для большей убедительности прислушайтесь к словам богослова и сделайте то, что в Ваших силах.

Папа не хочет отдавать меня замуж за чеченца

Вопрос: Хочу получить ответ на давно волнующий меня вопрос... Дело в том, что меня хочет засватать парень другой национальности, он чеченец. Альхамдулиллях, он соблюдающий мусульманин. Мы познакомились случайно и, надеюсь, что это, Иншааллах, наша судьба. Его родители согласны, сначала мой отец тоже был согласен. Но потом начались звонки из Дагестана от разъярённых родственников - они категорически против. И отец тоже разгневался. Ему стали говорить: что скажут люди? Ты подумал об этом? Они нас недолюбливают. Причём, им совершенно не интересно, религиозный парень или нет... говорят, приезжайте быстрее, выдадим её замуж хоть за косого, слепого... за любого (в том числе и за нерелигиозного), но своей нации. Они не думают о том, что я чувствую, им не интересно это. Ведь насколько я знаю, наш Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) был против национализма. Ведь все мы мусульмане и важен для нас Иман. Для отца важно только мнение людей. Я не знаю, что делать... Подскажите, пожалуйста! Мои родственники также были против, когда я надевала хиджаб, тоже говорили, что скажут люди, что я вахаббиткой стала, доводили до слёз. Но я это сделала с помощью Всевышнего... Я знаю, что если уговорить отца, то он согласится на моё замужество. Только не знаю, как это сделать. Моя мама и брат знают парня и поддерживают меня.

Ответ алима: Если раньше при выборе спутника жизни обращали внимание на богобоязненность, то сегодня, к сожалению, обращают внимание на положение в обществе, деньги, национальность. Как Вы сами отметили, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) порицал разделение людей по национальности. В хадисе говорится: «Не из нас тот, кто призывает к национализму, кто воюет ради национализма, кто умрёт ради национализма!» (Муслим). Родители, родственники забывают о сердцах и чувствах детей. Наверно, страсти стали важнее слов Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). В многочисленных хадисах наш Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), который является образцом, побуждает нас обращать внимание в первую очередь на богобоязненность человека, а уж потом на его родословную. Мы сами наблюдаем, как родители ради своих страстей, против воли детей, выдают дочерей замуж, в итоге те разводятся. Если Ваших родственников волнует мнение людей, если они противились хиджабу, то разве они смогут дать хороший совет и показать лучший путь? Я посоветовал бы Вашему отцу обратить внимание на богобоязненность. Не нужно бояться того, что скажут люди или родственники из-за того, что он последовал словам Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Какой бы национальности человек не был, если есть богобоязненность, этот брак будет баракатным. Мусульманин не должен бояться мнения людей, нужно следовать Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и Корану. Никто не может запретить межнациональные браки, ведь Аллах в Коране говорит:

يا أيها الذين آمنوا لا تحرموا طيبات ما أحل الله لكم ولا تعتدوا

(Смысл): «О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного (не грешите)» (сура «аль-Маида», аят 87).

Ислам выше и благороднее любого сословия или положения в обществе, следуйте же этому.

Мнение психолога: Прежде всего, в Вашем вопросе необходимо заручиться поддержкой близкого и авторитетного человека.

Лишь их достойное и уважительное отношение к Вам и Вашим родственникам может изменить мнение Вашего отца, что бывает достаточно часто. Дайте отцу время разрешить всё полюбовно, как говорится, вода камень точит.

Я – христианка

Вопрос: Меня очень беспокоит один вопрос. Я - христианка, мой молодой человек тоже, но вот недавно он заговорил о том, что собирается принять Ислам. Не хочу обидеть Вас, но мне его решение, мягко говоря, не по душе. Стараюсь себя успокоить, что пусть верит, как хочет. Но больше меня беспокоит другое, мы собираемся пожениться в следующем году, если он примет Ислам до свадьбы, придётся ли мне принимать Ислам, как его будущей супруге?

Ответ алима: Ислам это религия мира, добра, безопасности и чистоты. И нет ничего страшного в том, что ваш будущий муж собирается стать мусульманином. Не стоит этого бояться. Также нужно отметить, что в Исламе нет принуждения.

Если вы будете заключать брак по мазхабу имама аш-Шафии вам необходимо принять Ислам, чтоб брак считался действительным. А по мазхабу Абу-Ханифы, и без принятия Ислама такой брак считается действительным.

Мнение психолога: Данную проблему Вам необходимо разрешить со своим женихом до свадьбы, а не откладывать на потом. Вопрос веры - сложный вопрос и не стоит к нему относиться попустительски. Одним из важнейших критериев крепкой семьи является общность взглядов. Поговорите с Вашим молодым человеком, выясните, что его толкнуло на такой шаг и тогда, возможно, Вы и сами измените своё мнение.

Он оскорбляет меня

Вопрос: У моего мужа есть вторая жена. Больше внимания он уделяет ей. А ко мне он относится как к домработнице, оскорбляет меня. Что мне делать? И будет ли грех ему за это? Ответьте, пожалуйста.

Ответ алима: Ислам предписывает мужчине одинаково относиться ко всем жёнам. В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), переданном Тирмизи, Абу Давудом и другими, говорится: «Имевший двух жён и не проявивший справедливость в Судный день встанет таким, что одна его сторона будет свисать». Вы в свою очередь повинуйтесь мужу, проявляйте терпение, за это Вы получите великое вознаграждение.

Мнение психолога: Ситуация сложная и нередко заканчивающаяся неблагополучно. Она будет усугубляться, если Вы будете показывать ему своё раздражение и неприязнь. Нередко удаётся благополучно разрешить ситуацию путём создания в доме благожелательной и доброй атмосферы, которую Ваш муж оценит и сделает правильные выводы.

Мне страшно по ночам

Вопрос: Мне 17лет, недавно закончил школу. Ночью, когда я просыпаюсь, мне бывает страшно, хоть и стыдно об этом говорить. Этот страх меня преследует, наверно, лет с 5, когда просто просыпался и плакал. Сейчас всегда чувствую страх, причём именно в том доме, где я живу и родился. Из-за этого страха на утренний намаз, когда бываю один, не встаю, или проснусь ночью и читаю «аль Фатиху», но не всегда помогает. Сказано ли что-нибудь о подобном страхе в Исламе? Есть ли молитвы против этого? Что делать?

Ответ алима: Прибегайте к помощи Аллаха, как Он сам нас тому учит. Читайте часто суры «аль-Фаляк» и «ан-Насс». Эти суры предназначены для защиты от сатаны. Произносите истиазу (просьба защиты у Аллаха): «Аузубилляхи минашшайтани ар-раджим» или «Аузу билляхи самииль-алим минашшайтани арраджим». Но нужно учесть один момент - алимы (мусульманские богословы) единогласны в том, что помощь, к которой нам велено прибегать, не приносит пользы, если мы просим неискренне. Если человек просто произносит эти слова, а сердце отвлечено от Аллаха, то в этом случае, конечно же, пользы не будет. Необходимо, чтобы человек сердцем был обращён к Всевышнему. Если просить Аллаха, как желает того Аллах, то тогда просящий в тысячу раз сильнее, чем шайтан. И не забывайте, что нет силы и могущества кроме как от Аллаха.

Мнение психолога: Проблема ночных страхов уже давно не считается чем-то особо сложным и легко подаётся коррекции. Прежде всего, попробуйте переставить мебель в комнате, где возникают страхи, особое внимание уделите перемене места и расположения в пространстве кровати. Другим способом является следующее: как можно подробней опишите свой страх, всё, что Вы чувствуете и о чём думаете, на листе бумаге. По прошествии нескольких дней, когда Вы будете в хорошем настроении, перечитайте. Повторите это несколько раз, и сила страха заметно снизится.

Я не могу контролировать своё сердце

Вопрос: Я женился не по любви, а потому, что родители так решили. Живу с женой хорошо, она очень хорошая и старается во всём меня поддержать. Но меня всё время тянет к другим девушкам. Что мне делать? Является ли это грехом, ведь человек не может контролировать своё сердце? Можно ли жениться на другой? Помогите советом, уважаемый психолог!

Мнение психолога: Сложно что-либо советовать в такой ситуации, но надо помнить, что любовь - далеко не самый важный показатель семейного благополучия. Может случиться, что после женитьбы на другой по любви, всё в итоге обернётся плачевно. Подумайте, что Вы хотели бы видеть в своей жене. А затем, путём поощрений и добрых советов подведите её к такому мнению. И если вы всё время будете её сравнивать с другими девушками и обращать серьёзное внимание на них, то проблема, скорее всего, усугубится.

Я его очень люблю

Вопрос: Я люблю одного парня, но скрываю свои чувства, потому что он женат и соблюдает нормы Ислама. Мне кажется, что я тоже ему нравлюсь, но он тоже ничего не может предпринять. Видимо, боится, что я его отвергну. Я бы вышла за него, несмотря на то, что у него уже есть семья и что я ещё не была замужем. Но я боюсь общественного мнения и осуждения… не знаю, что скажут мои родные и подружки. Я завишу от этого. Что мне делать, ведь я его очень люблю, и хочу, чтобы он научил меня религии. Как мне быть, как ему сказать, что он нужен мне…

Ответ алима: Как известно Ислам разрешает, а в некоторых случаях и одобряет полигамные браки (многожёнство), поэтому Шариат в Вашем желании выйти замуж за этого мусульманина не видит ничего предосудительного или запретного. Тем более если Вы и он неравнодушны друг к другу. И не стоит придавать слишком большое значение общественному мнению, главное чтобы всё было согласно нормам Ислама. Сообщить ему о своих чувствах и желании выйти замуж, можно через ваших родителей, родственников и т.д. К тому же из Ваших слов выясняется, что он соблюдающий мусульманин. Думаю, что связав жизнь с таким человеком, Вы и Ваша религия получите лишь пользу и счастье в обоих мирах. Да поможет Вам Всевышний.

Это желание сильнее меня

Вопрос: Мне очень стыдно писать об этом, но легче написать, чем рассказать кому-либо и спросить совета напрямую. Я часто занимаюсь мастурбацией и каждый раз думаю, что больше не буду, но не могу удержаться. Родители пока не торопятся меня женить, для них я ещё маленький. Может быть, из-за этого у меня появляются комплексы и сложности в общении со сверстниками. Каждый раз очень раскаиваюсь, но это желание сильнее меня. Что мне делать, как от этого избавиться? Помогите, пожалуйста.

Мнение психолога: Этот вопрос уже не раз обсуждался нами. Исключите все возможные причины, толкающие на это, а именно - просмотр видео и фотографий эротического содержания, мечты о сексе и т.п. Очень хорошо помогает соблюдение желательного поста и физические нагрузки. Кроме того, если есть возможность, сообщите родителям о том, что Вы хотите жениться, скорее всего, они отнесутся к этому с пониманием, а особенно Ваш отец.

На вопросы отвечают теолог Гаджимурад Омаргаджиев и психолог Алиасхаб Мурзаев.

  • 788 просмотров

Литераторы, критики и режиссеры в разговоре с «БИЗНЕС Online» вспоминают ушедшего на 85-м году жизни «казанову оттепели»

Знаменитый поэт Евгений Евтушенко, скончавшийся в конце минувшей недели, будет похоронен в писательском поселке Переделкино в соответствии с его завещанием. Уход человека-эпохи в истории отечественной литературы неизбежно породит массу воспоминаний, оценок и живых свидетельств. Обозреватель «БИЗНЕС Online» Елена Черемных побеседовала с деятелями культуры и искусства о том, кто был уверен, что «поэт в России - больше, чем поэт».

«ЗА ТРИДЦАТЬ МНЕ. МНЕ СТРАШНО ПО НОЧАМ»

В субботу в Тулсе, штат Оклахома, на 85-м году жизни умер . Диагноз - «остановка сердца» - по отношению к эпохе поэтов-шестидесятников звучит метафорически. Теперь разбираться в том, какой была эта эпоха и какое место в ней занимала поэзия Евтушенко, будут историки. Самым любопытным, вероятно, станет изменение градуса симпатии к творчеству одного из самых неоднозначных и в известном смысле наиболее авантюрных представителей советской оттепельной поэзии.

Самая известная фраза Евтушенко - «поэт в России больше чем поэт» - уже при жизни сделала его частью истории - не только советской, не только поэтической, но и народной, практически русской народной. В отличие от самой поэмы «Братская ГЭС», которая сегодня выглядит размашистым гражданским жестом человека, которому позарез необходимо было излиться во всеуслышание и очень лирически.

За тридцать мне. Мне страшно по ночам.

Я простыню коленями горбачу,

Лицо топлю в подушке, стыдно плачу,

Что жизнь растратил я по мелочам,

А утром снова так же ее трачу.

Ничего подобного по честному, почти юродствующему выплескиванию себя в образе лирического героя в отечественной поэзии не припоминается. В отличие от Пушкина, Лермонтова, Пастернака, у которых в «Молитве» из пролога той же «Братской ГЭС» Евтушенко испрашивал вдохновения, сам себя - как автора - он совершенно не дистанцировал ни от поэтических построений, ни от жизненных настроений. Писал, как жил, - взахлеб, многословно, талантливо, на больших скоростях, опережая время и словно пытаясь перегнать себя самого. Едва не став в юности футболистом, в поэзии он тоже жил - как на большом футбольном поле.

На его выступления собирались стадионы слушателей. Тонкошеий, жилистый, откуда-то из Сибири, со «Станции Зима» приехавший в Москву, он так и остался взыскующим внимания масс пацаном. Способы строить и жить Евтушенко выбирал самые экстремальные. 18-летним бездипломником он уже вступил в союз писателей СССР. В 1963 году, едва за 30, он уже написал и издал свою «Преждевременную автобиографию», за которую получил строгий выговор власти. Волчий аппетит к известности делал свое дело, на всех скоростях толкал его к еще непережитому, еще неизведанному.

Евтушенко - первый советский поэт, у которого взял интервью журнал «Плейбой». Первый поэт-шестидесятник, на чьи стихи, включая «Бабий Яр», написано целое симфоническое произведение - Тринадцатая симфония Шостаковича. Первый и, скорее всего, единственный, у кого в гостях побывала Марлен Дитрих . Первый, чей сборник «Идут белые снеги» разошелся 100-тысячным тиражом. Его, по преданию, хотел снимать в роли Христа сам Пьер Пазолини . На него сердился нобелевский лауреат Иосиф Бродский . Но его же простил писатель-диссидент Андрей Синявский .

Сложно сказать, был ли Евтушенко любимцем муз. Он сам кидался в их объятия, не слишком задаваясь проблемой взаимности. В фильме «Взлет» играл Циолковского. Сам как режиссер снял фильмы «Детский сад» и «Похороны Сталина». Рожденный в далекой Сибири, он объездил весь мир с той же легкостью, с какой в последние годы, так и не став затворником, навещал Карелию, родину жены-петрозаводчанки. А в июле 2014-го в Казани даже выступал на «сковородке» у памятника Ленину перед университетской молодежью.

Легкое чувство жизни, коммуникабельность, неукротимое любопытство и много чего еще символизируют его поэтическую судьбу в категориях, близких авантюрному роману. Ощущение, что жизнь такого событийного объема противится унылому жанру некролога, заставила «БИЗНЕС Online » обратиться за комментариями к ведущим столичным и петербургским критикам, поэтам, журналистам разных возрастных групп. Многим из них оказалось есть что сказать о месте и роли Евтушенко в поэзии, в истории и даже в их персональных биографиях.

«К ЕГО СМЕРТИ Я ОТНОШУСЬ КАК К СМЕРТИ СИМВОЛА, ПОСЛЕДНЕГО „ЖИВОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА“ ОТТЕПЕЛЬНОЙ ЭПОХИ»

Елизавета Смирнова - поэт (Москва) :

Как бы я ни относилась к личности Евтушенко или его стихам, к его смерти я отношусь как к смерти символа, последнего живого свидетельства оттепельной эпохи. В этом свидетельстве для меня нет почти ничего от самого Евтушенко - это скорее нечто вроде берестяной грамоты. Вот если бы сожгли последнюю берестяную грамоту, было бы примерно такое же ощущение, как сразу после новости о смерти Евтушенко. Потому что во многом он, благодаря своей специфике и специфике поэтов-шестидесятников, имел влияние и смысл, только будучи живым. То, что и как он говорил и писал, было мифом о шестидесятниках, но мифом, сконструированным ими самими и продолжающим воспроизводиться. Этот миф существенно отличается от того, что создается сегодня официальной культурой. Новая «оттепель» и новые «шестидесятники» лишены остроты проблематизации, напряженного диалога искусства с властью, культуры поколения детей с культурой их ровесников-отцов. Вычищенная эстетическая форма, в которой и Евтушенко, без его живого присутствия состоит только из программных стихов.

Николай Берман - театральный критик, режиссер (Москва) :

В смерти Евтушенко для меня есть что-то личное. Он был одним из тех людей, про которых мне казалось, что они, наверно, никогда не умрут - и в то же время было странно, что они еще живы. Из главных поэтов-шестидесятников он ушел последним - наверное, и потому, что в нем той мощной жизненной энергии, которая их питала, было больше всего. Он всегда был на грани - и в своих стихах, которые порой по накалу страсти, сентиментальному пафосу и почти смешной наивности опасно приближались к графомании, и в своих играющих всеми цветами радуги нарядах, и в своих пламенных, идеалистических и всегда несвоевременных мыслях. В нем было позерство, было самоупоение, но было что-то настоящее и очень чистое, как радость трехлетнего ребёнка. Помню, как он когда-то приходил в мою школу... Наверное, поэтому он всегда ассоциируется у меня с детством.

Елена Фанайлова - поэт и переводчик, лауреат премии Андрея Белого (Москва) :

Евгений Евтушенко - человек цайтгайста (нем. Zeitgeist - дух времени - прим. ред. ). Иногда это важнее таланта. И он человек стиля. Собственно, это качество и позволило ему соблюдать моральную гигиену. Да, совсем забыла: у меня от него первая краткая рецензия и критика, и публикация: мне 15 лет, он собирал книгу от «Алого паруса» в «Комсомольской правде».

Александр Лифшиц - кандидат филологических наук, специалист по истории русской рукописной книги и книжной культуры XIV - XVIII веков (Москва) :

Поэт Евгений Александрович Евтушенко целиком принадлежал тому времени, которое думало про себя, что оно молодое и навсегда. Время казалось большим, как растянутая по параллелям страна. Время вмещало в себя много воздуха. Хвойного, чистого, морозного или наоборот жаркого - с тоннами прокисшего вина и чуть призадумавшихся фруктов на морском берегу. В нем были красивые молодые женщины, любившие поэта, в нем были честные и прямые люди, и время казалось честным и прямым. И не оказалось таким. От того времени с его нелепой честностью, задором и косноязычием Евтушенко не оторвать. Он сохранил ему верность, крича во все горло о своей свободе, о возможности свободы.

Про Евгения Александровича Евтушенко непременно будут писать. Да, собственно, многие уже пишут, расходясь в оценках его поэзии и фигуры, кое-кто - с готовностью используя его как фон для своих слов и желая обозначить свою причастность к тому значительному, чего нет больше. И общий вздох звучит почти сочувственно: Нет, он лучше, чем казался, чем многие о нем думали, а теперь уж, конечно, думать не станут. И поэзия его, если не считать... И, кстати, агентом КГБ не был. И несмотря на, он... А он, конечно, он сам приложил немало усилий, чтобы запомнился выставленный вперед нос, резкие движения руки, напряженная длинная шея, пиджаки, галстуки, кепки, чтобы в недавнем сериале оказаться до нелепости непохожим на себя.

А в многочисленных кадрах документального кино последнего времени мы видим глаза, которые впиваются в объектив камеры с испугом. Мы слышим умоляющую интонацию: только услышьте меня. Поэтому всегда будет читать стихи с немыслимыми интонациями, вытягивая шею, усиливая ненужный пафос, напрягая горло. Чтобы никто не обогнал, никто не успел прокричать до тебя. И боязнь, что не услышат, что не оценят, не поймут, забудут. Потому кричащая рубашка, пиджак, галстук и кепка, чтобы никто не увидел тебя самого. Ведь все будут смотреть на твой наряд. Смешная защита подростка от взрослого мира. Наивная любовь к свободе, подростковый эпатаж. Заодно и взрослым можно надерзить, так и эдак свою свободу демонстрируя и не меняя ее ни на что. Те, кто застал давно прошедшее, этого не забудут, как не забудут стихи Евтушенко - свои у каждого. Того прошедшего времени без Евтушенко нет. Что останется в будущем - увидим.

«ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО, БЕЗУСЛОВНО, ФИГУРА ТРАГИЧЕСКАЯ»

Татьяна Щербина - российский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, лауреат премии национального центра литературы Франции (Москва) :

Честно говоря, стихи Евтушенко я не люблю, но, когда человек умер, понимаю, говорить такие вещи неуместно. Поэзию я очень любила с детства. Та современная поэзия, которую я читала в свои 14 - 15 лет, конечно, мне казалась чем-то другим, чем должна быть поэзия настоящая. А потом я с большим, надо признать, опозданием прочла стихи Бродского, и у меня все встало на свои места. Если говорить о Евтушенко, из всех поэтов-шестидесятников он был единственным, кто собирал стадионы. В этом была его сила, она же - некоторая поэтическая недостаточность в смысле языка. Зато это был язык, обращенный к миллионам. И Евтушенко говорил таким образом какие-то важные этим миллионам вещи. В этой связи мне из его поэзии почему-то прежде всего вспоминается «Бабий Яр»... Был такой поэт Юрий Володов - странный был человек, маленький такой, его не печатали. До сих пор не вполне выяснена ситуация с его авторством «Бабьего Яра». Евтушенко об этом много раз спрашивали, и он ни разу не сказал четкого «нет». Как-то уклонялся. Неизвестно, что было на самом деле. Не знаю.

Что касается моего личного знакомства с ним, оно произошло случайно во дворе Дома литераторов. Мы стояли с Львом Александровичем Анненским и разговаривали. Я была тогда молодым, начинающим поэтом. Вдруг идет Евгений Евтушенко - он-то с Анненским был знаком, - и мой визави вдруг ему говорит: «Вот, Женя, познакомься, это твой ниспровергатель». Смутившись, я сказала худшее, что можно было сказать: «Не ниспровергатель, мне ваша поэзия вообще безразлична». Могу вспомнить еще один случай. Когда я в 1992 году приехала жить во Францию, там однажды познакомилась с человеком, абсолютно от поэзии далеким, он был фермером, что ли. Спрашивает: «Откуда вы?» Отвечаю: «Из России». «О, - говорит, - Россия - это Евтушенко!»

Евтушенко был очень советским поэтом. Он был, с одной стороны, левым, с другой - официальным: встречался с президентами, а это ведь мало кому было позволено. Он был как бы экспортным вариантом «советского поэта». Была тогда в ходу фраза - «социализм с человеческим лицом». Вот этим «человеческим лицом» социализма он и был. Не только поэт, но и актер, и режиссер (он снимал фильмы), и автор прозы, и фотограф. Ему удавалось объять необъятное. При этом даже его внешний вид - странноватая одежда броских расцветок - был способом привлечь внимание. Он словно настаивал: да, я такая яркая птица! Но важно вспомнить и то, что он много занимался стихами других поэтов, издавал их. Например, издал антологию, забыла, как она называлась, кажется, «Поэт в России больше, чем поэт». Как раз вот эта самая знаменитая его фраза сказана о нем самом, то есть конкретно он себя мыслил таким поэтом, который «больше, чем поэт».

Дмитрий Кузьмин - поэт, литературный критик, издатель, переводчик, основатель союза молодых литераторов «Вавилон» (Москва) :

Евгений Евтушенко, безусловно, фигура трагическая. Первым трагическим обстоятельством его жизни стало включение в советскую культурную парадигму оттепельной эпохи, чреватую определенными надеждами, но в своей идейной и эстетической основе глубоко фальшивую. Работая в заданных начальством рамках не за страх, а за совесть, проявляя дерзость и индивидуальность в разрешенной дозировке, Евтушенко выстроил свое незаурядное дарование по готовым моделям советского деятеля искусства, агитатора, горлана, главаря и инженера человеческих душ - и естественным путем это дарование быстро растратил и растерял.

Вторым, не менее трагическим обстоятельством долгой творческой биографии поэта стал ренессанc профессионального и общественного интереса к нему в последние годы. Заслуга самого Евтушенко в этом минимальна, интерес этот возник в рамках широкого движения сегодняшнего российского общества назад в советскую действительность, классическое бегство от свободы, рискованной и непонятной, к привычному рабству вчерашнего дня. От этой плохо начавшейся и плохо кончившейся литературной биографии нелегко отделить те немногие настоящие по самому высокому счету стихи, которые у Евтушенко есть, но в дальней исторической перспективе это, конечно, непременно произойдет, потому что, как писала великий русский поэт Наталья Горбаневская, отправленная советской властью на принудительное психиатрическое лечение ровно в то же время, когда Евтушенко с благословения этой власти собирал публику на стадионах: «Все равно потом нипочем не вспомнят, был ли Данте гвельф или гибеллин».

«УХОДЯТ МОИ ВЗРОСЛЫЕ, УХОДЯТ ЛЮБОВИ МОИХ ВЗРОСЛЫХ»

Любовь Аркус - киновед, режиссер-документалист, основатель и главный редактор журнала «Сеанс» (Санкт-Петербург) :

Прочитала про «неспроста поездки за границу после Праги», про «сервильность» и пр. Даже в день смерти партком у некоторых продолжается. Он был живой. Взлетал до небес, падал со всей дури, вставал, ошибался, раскаивался, очень много писал, многих любил, и его любили многие. Только с годами понимаешь, как это редко - живой человек. И как это много - выразить эпоху и даже сделать ее во многом.

Мой круг чтения складывался причудливо. От бабушки - Пушкин, Апухтин, Надсон, Брюсов, ранний Горький. От мамы - Хэмингуэй, Сэлинджер, Ремарк, Казакевич, Симонов, потом от мамы же- Трифонов, Юрий Казаков. И вся четверка поэтов, конечно. Потом появились подружки на два года старше. Умные, «посвященные», курящие «у трубы» на чердаке в школе. Я за трубой пряталась и слушала, как они читали неведомое. Так появились Цветаева, Ахматова, Мандельштам. Пришлось научиться курить. Однажды я решилась. Затянулась впервые припасенной сигаретой и вступила в разговор. «Ну а ты что-нибудь почитай», - снисходительно разрешили они. Я прочитала из «Братской ГЭС». «Иди, девочка, - сказали мне тогда мои будущие закадычные подружки, - Евтух не герой нашего романа».

Но из моей жизни как-то все мои любови не уходили. Прибавлялись новые, а старые не уходили. Царствие небесное, Евгений Александрович. Уходят мои взрослые, уходят любови моих взрослых, мое детство превращается в иной мир.

Артем Липатов - журналист, обозреватель «Коммерсант-FM» (Москва) :

Пожалуй, не было в русской поэзии второй половины XX века более противоречивой фигуры. Один из столпов шестидесятничества, один из «четверых в шапках» с известной фотографии был знаменит по обе стороны океана, в особенности в США: дружил с Алленом Гинзбергом, выступал на одной сцене с Jefferson Airplane, публиковался в Harper"s Bazaar и пользовался огромной же популярностью на родине, где балансировал между властью и фрондой.

В интервью журналу «Плейбой» 1972 года он признавался в том, что пробовал все виды наркотиков, обвинял в бездуховности американское ТV и лукавил о Набокове. Но сам факт этого интервью, кому угодно могший быть вмененным в вину, о многом заставляет задуматься. При этом известные факты заступничества и буквально битв за тех или иных обиженных и униженных, при этом - «Бабий Яр», при этом - грандиозная антология русской поэзии... и удивительная, недооцененная до сих пор рок-поэтория «Исповедь», вышедшая на «Мелодии» и ставшая давно филофонической редкостью. Думаю, участники опальной в ту пору группы «Аракс» могли бы кое-что рассказать об этой записи.

Так или иначе, Евтушенко был поэт, и ничего с этим не поделаешь. Иногда его строчки кажутся чудовищной конъюнктурой, иногда от них тяжело дышать, но они полны музыкой времени и духом живого человека, который выбрал свой неторный путь и шел по нему уверенно и до конца. То, что конец застал его в оклахомской Талсе, думаю, мало что меняет.

Кирилл Корчагин - поэт, лауреат премии Андрея Белого (Москва) :

Жизни некоторых поэтов завораживает больше, чем их стихи. Они, видимо, и важнее стихов, потому что позволяют почувствовать движение истории или подойти ближе к разгадке того, кто мы такие и зачем здесь оказались. Евтушенко это касается в полной мере: его биография полна встречами почти со всеми людьми, определившими облик второй половины ХХ века. Конечно, это захватывает куда больше, чем стихи: вялое рукопожатие Пиночета, энтузиазм Пазолини, который хотел снимать молодого Евтушенко в роли Христа, но не смог уладить формальности, знакомства по всему миру с жертвами военных преступлений и, наоборот, с бывшими палачами - все это само по себе большое искусство. Оно позволяет ощутить, что мир един, а не раздроблен на части и что человечеству еще предстоит большая работа по его обустройству.

Стихи Евтушенко - небольшой участок этой работы, и они были тем лучше, чем меньше этот участок, чем менее крупные задачи ставил перед собой поэт, ведь кататься на велосипеде в Кунцево - это почти то же самое, что бегать по берегу Тибра, но вот ежедневно ужинать в ЦДЛ - совсем не то, что годами скрываться от тайной полиции. Именно тогда в его стихах было слышно движение времени - ход истории, к которому он прислушивался с почти небывалым в русской поэзии вниманием. Для него было важно не просто участвовать в этой истории, но вобрать в себя весь ХХ век без остатка. Он стремился поставить знак равенства между собой и веком: не испугаться его и не отчаяться от его ужасов, но принять его целиком.

Как будто он думал, что все раны прошлого можно вылечить, - главное - все время двигаться вперед, не останавливаться ни на минуту, не впадать в уныние. Не только скорбеть по желавшим свободы убитым, но продолжать их дело настолько, насколько это возможно. Например, с помощью стихов, которые словно должны были залатывать все новые дыры в меняющемся на глазах мире, с помощью безумной публичности, где эстрадного самолюбования было не больше, чем аскетизма, готовности внимательно выслушать каждого. Над невероятным количеством стихов и выступлений Евтушенко принято смеяться, но не проявлялось ли так горячее желание нового мира, большой утопии, где не будет места насилию и угнетению?

Лучшие стихи Евтушенко наполнены предчувствием будущего. Время в них течет или несется, иногда даже тянется, но никогда не стоит на месте. Будущее рождается здесь из острого чувства жизни, из ощущения того, что человек - историческое существо и за попытку существовать вне истории, в тихом частном мире, ему придется заплатить страшную цену. Во многом это опыт человека середины ХХ века - того, кто после всех катастроф вновь смог поверить в то, что возможны единый мир и единое человечество. Сейчас в такое единство верить все сложнее, но, возможно, именно искренняя вера в будущее, готовность бороться за него - главный урок, который может преподать поэзия и жизнь Евтушенко.

Ответ психолога.

Уважаемая Кристина!

Есть такое явление – сноговорение. По научному – сомнилоквия. Я предполагаю, что это именно оно. Врачи считают, что к нему есть наследственная предрасположенность. Т.е. по простому, часто передаётся по наследству. От родителей, бабушек, дедушек, по генам. Люди, у которых проявляется сноговорение, во сне бормочут, периодически произносят какие-то слова громко и даже кричат, вот как выкрикивают. Ночные разговоры, бормотания продолжаются приблизительно секунд 30, в среднем. Происходит это на смене фаз сна. Человек не всё время спит глубоким сном, фаза быстрого сна сменяется фазой медленного. А потом медленный сон плавно переходит в поверхностный, богатый сновидениями. Так вот у людей, склонных к сноговорению, в какой то момент происходит возбуждение двигательных центров коры головного мозга, при смене фаз сна. Предрасположенность у них такая.

Точно не могу сказать как, но явление связано с лунатизмом. Часто проявляется у людей, склонных к лунатизму и имеющих родственников, у которых наблюдался лунатизм.

Это явление часто проявляется в детском возрасте, более активно, чем у взрослых. Поэтому наиболее исчерпывающую информацию, наверное, могут дать родители молодого человека. Но и во взрослом возрасте у некоторых сохраняется. Активизируется на момент стресса, повышенной эмоциональной нагрузки, особенно если человек сдерживает эмоции, а они ведь никуда не исчезают. Очень влияет нервное напряжение в дневные часы, усталость от учёбы или работы, недостаток сна, неправильный режим дня. И вот во сне человек видит сон, вероятнее всего в нём отображаются его страхи, и начинает разговаривать. Но, проснувшись, чаще всего не помнит, что кричал во сне и сами сновидения вспомнить не может.

Вот если вас беспокоит здоровье вашего молодого человека, вы можете обсудить с ним эту тему. Вспомнить, что произошло 2 года назад, может быть стресс какой-то был сильный, психологическая травма. Как это в детстве у него проявлялось. Если его что- то сильно беспокоит, есть нерешённые проблемы, которые он «отодвигает» от себя, не хочет о них думать, не может принять решение, боится чего-то, вот это всё следствие может быть. Т.е. проблемы надо разрешить внутренние (психологические) и внешние, снизить уровень беспокойства и тревожности и уменьшить нагрузку на нервную систему. Недосыпание – влияет существенным образом. Частые переутомления. Т.е. важно отрегулировать режим дня. Спиртные напитки, кофе на ночь вредны, просмотр страшных фильмов, активные нагрузки в вечернее время. Ну и конечно конфликты всевозможные с другими людьми могут существенно повлиять. Стоит подумать над разрешением лишних конфликтных ситуаций, если они есть.

Так же важно вашему парню посетить врача невролога, непосредственно по поводу сноговорения. Дело в том, что сноговорение чаще всего, проявляется в детском возрасте и к 14-16 годам оно сходит на нет или проявляется только в моменты сильного стресса, нервной перегрузки, усталости. И если оно к 20 годам стабильно сохраняется, при отсутствии сильного стресса в жизни, важно проверить нервную систему и исключить развитие всевозможных скрытых заболеваний. Каких, сказать не могу, потому что врачи знают об этом лучше. Иногда врачи назначают успокоительные.

А в принципе пугаться сноговорения не стоит – это такая особенность психики у вашего молодого человека. Но если ваш парень кричит во сне, и вы стараетесь разбудить его, делайте это аккуратно, без резких движений.

Желаю здоровья и благополучия Вам и Вашему парню!