БИОГЕОГРАФИЯ БИОГЕОГРАФИЯ

(от био... и география), наука о закономерностях распространения и распределения по земному шару сообществ живых организмов и их компонентов - видов, родов и др. таксонов растений, животных, грибов и микроорганизмов. Б. относится к числу наук о биосфере, в её состав входят зоогеография и ботанич. география. Оси. разделы Б. начали оформляться в кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. в осн. благодаря многочисленным экспедиц. исследованиям флоры и фауны Экв. Африки, Юж. Америки, Азии и работам натуралистов того времени, особенно А. Гумбольдта, А. Уоллеса, Ф. Склетера (провёл одно из первых фаунистич. районироваваний суши). В России развитие Б. в 18- 19 вв. связано с трудами П. С. Палласа, К. М. Бэра, Н. А. Северцова, И. Г. Бор-щова. В разл. разделах совр. Б. разрабатываются проблемы географии организмов и биоценозов. Так, ареалогическая Б. устанавливает области распространения разл. видов, изучает особенности размещения их в пределах ареала, на основе чего составляются справочные и кадастровые карты. Региональная Б. занимается флористическим районированием и фаунистическим районированием. Создаются схемы комплексного биогеографич. районирования, как на основании подразделения биот, при сравнении многочисл. ареалов животных и растений и выявлении полос, где накладывается друг на друга особенно большое число их границ, так и на основе характера распределения осн. биомов. Экологическая Б. исследует биомассу, биол. продуктивность и роль организмов в жизни сообществ разл. географич. областей. Историческая Б. изучает влияние прошлого Земли на распространение сообшеств и образующих эти сообщества видов организмов. Б.-теоретич. основа охраны и рационального использования ресурсов растит, покрова и животного населения, создания культурфитоценозов, проведения работ по акклиматизации животных и растений, борьбы с возбудителями и переносчиками болезней.

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)

биогеогра́фия

Наука о закономерностях географического распределения организмов и их сообществ; относится к числу наук о биосфере. Изучает закономерности распространения растительного покрова (ботаническая география) и животного населения (зоогеография) по земному шару, их различные сочетания, флористические и фаунистические подразделения суши и океана, а также распространение биоценозов и входящих в них видов растений, животных, грибов и микроорганизмов. Биогеографические знания необходимы для решения проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. С помощью биогеографических методов исследования возможно прогнозировать последствия планируемых или случайных антропогенных воздействий на биосферу.

.(Источник: «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.)


Синонимы :

Смотреть что такое "БИОГЕОГРАФИЯ" в других словарях:

    Биогеография … Орфографический словарь-справочник

    БИОГЕОГРАФИЯ - (от био... и география), наука, изучающая закономерности распространения животных и растительных сообществ (биоценозов) в зависимости от условий их местообитания и геологии, истории отдельных местностей. Включает географию микроорганизмов,… … Экологический словарь

    Современная энциклопедия

    - (от био... и география) изучает распространение и распределение живых организмов по земному шару … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 биология (73) география (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Отрасль знаний, изучающая географическое распространение и распределение животных и растений и их сообществ, а также фауны и флоры отдельных территорий. Разделяется на зоогеографию (географию животных) и фитогеографию (географию растений).… … Геологическая энциклопедия

    Научная дисциплина, изучающая закономерности распределения растительного покрова и животного населения в биосфере Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    биогеография - Изучает распространение и распределение живых организмов по земному шару Тематики биотехнологии EN biogeography … Справочник технического переводчика

    биогеография - Изучение распространения на Земле растений, животных и образуемых ими сообществ … Словарь по географии

    Биогеография - (от био... и география), наука о закономерностях распространения и распределения живых организмов и их сообществ (биоценозов) по земному шару. Развитие биогеографии (18 19 вв.) связано с трудами немецкого ученого А. Гумбольдта, английского… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Любой старшеклассник оказывается перед выбором: «Куда пойти учиться? Кем стать?». Важнейший и сложнейший вопрос, от ответа на который зависит дальнейший жизненный путь. Чтобы дать на него правильный ответ, очень полезно обратиться за помощью к специалистам, работающим в центрах профориентации. Однако часто это бывает по разным причинам невозможно, и тогда ответ приходится искать самому. С чего же начать?

Я бы посоветовала сделать сначала два первых шага: во-первых, подумать, какие учебные предметы тебе наиболее интересны, а, во-вторых, пройти небольшой . Так ты сможешь определить основное направление поиска своего жизненного пути.

В своей статье я хочу обратиться к тем, кто любит уроки географии. Предмет этот очень интересный и многим он нравится, но вот когда возникает вопрос: «А кем я буду работать, если буду изучать эту науку углублённо?» многие встают в тупик. Сегодня и постараюсь помочь ответить на этот вопрос.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонны к профессиям типа «человек - художественный образ», то вам подойдёт профессия фотокорреспондента, который сможет готовить репортажи об удивительных уголках нашей планеты. А если у вас есть художественные или литературные способности, то, может быть, из вас получится прекрасный художник-пейзажист или поэт, воспевающий красоты родного края.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - техника», то вам можно подумать о профессиях, которые позволяют разрабатывать или создавать геодезические приборы и оборудование. Горнодобывающая отрасль развивается очень быстро, в ней всегда есть потребность в хороших инженерах и специалистах среднего звена. А если вы не боитесь трудностей, и ваше здоровье вам это позволяет, то для вас!

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - знаковая система», то - это именно та профессия, которая вам подойдёт. Современные геоинформационные системы нуждаются в специалистах, которые ежедневно создают цифровые карты, отражающие все актуальные события на Земле, так что картограф со знанием современных цифровых технологиях обязательно найдёт себе работу.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - человек», то вы можете стать , специалистом в области туристического бизнеса.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - природа», то выбор профессии окажется наиболее широким: это , гидробиология, экология, почвоведение.

После того, как вы определились с кругом профессий, которые подойдут к вашему психологическому складу и будут соответствовать вашему интересу к географии, вам предстоит сделать третий шаг - решить, какой уровень образования вам необходим - средний или высший. Если вы внимательно посмотрите на список профессий, который я привела в своей статье, то вы увидите, что среди них есть профессии, которые можно получить в ссузе, а есть те. которые потребуют высшего образования. Есть среди них и такие, которые можно получить и в среднем, и в высшем учебном заведении, например: , почвовед, .

Теперь перейдём к четвёртому шагу в выборе профессии - обратимся к справочнику учебных заведений и выберем те, в которых есть возможность получить профессию, которая будет вам интересна. Узнайте, какие экзамены нужно сдавать в выбранное вами заведение, какие особые условия поступления в нём существуют, и начинайте путь к своей мечте! Найдите и прочтите книги о людях выбранной вами профессии, посмотрите фильмы, героями которых являются специалисты в области географии, если есть возможность, посетите профильные учреждения - так вы сможете больше узнать о своей будущей профессии.

Вот такие советы я хочу дать тем, кто любит географию, но пока не знает, где и как может пригодиться эта замечательная наука.

______________

Школа - прекрасное время в жизни подростка. Но рано или поздно данный этап становится пройденным. Это касается будущих выпускников.

Многие из ребят решают оставить школу после 9 класса и приступить к обучению в специальном колледже. Но какие предметы легче сдавать в 9 классе? Как определить будущую специальность? На что сделать упор при обучении и как правильно подготовиться к ГИА? Давайте разбираться пошагово.

Выбираем направление

Определяться со сдачей экзаменов необходимо уже в начале 9 класса. Чтобы правильно спланировать свою подготовку, прежде всего необходимо выбрать направление будущего обучения - техническое или гуманитарное. Что из этого легче?

Тут следует оговориться, что все зависит от наклонностей самого ученика. Кому-то с начальной школы и до самого конца обучения легче даются математика и другие точные науки, а кто-то больше склонен к изучению истории и географии, потому ответ на вопрос "какие предметы легче всего сдавать в 9 классе" для каждого будет разным. Решение принять довольно просто, если руководствоваться указанными принципами.

Потому если вы изначально замечаете склонность к изучению какой-либо науки, которая вам больше нравится или легче дается, то ответить на вопрос: "Какие предметы легче сдавать после 9 класса?" - вам будет намного легче. Помимо этого, нужно изучить специальности колледжей, которые могут включать в себя любимый вами предмет или подобное направление. Также следует ознакомиться со специальностями, которые вы можете получить в высшем учебном заведении.

Но как определить, какие предметы легче сдавать в 9 классе именно вам? Вот несколько советов, которые помогут ученику ответить на этот вопрос.

  1. Займитесь самотестированием. Пройдя тесты для профориентации, ученик уже будет иметь ориентир.
  2. Обратитесь в специальные организации, которые занимаются профориентацией учащихся. Специалисты помогут вам более точно определить направление ваших предрасположенностей и наклонностей.
  3. Оцените масштаб задачи. Если вы мечтаете стать специалистом по IT-технологиям, то решите сами для себя - сможете ли вы целый год (а затем и все учебные годы) глубоко изучать информатику и получать другие необходимые знания.

Обратите внимание, что даже если какой-либо предмет дается вам не очень легко, но он необходим для получения профессии, которую вы выбрали, путем больших стараний и труда вы сможете овладеть им. Главное, прикладывать немало усилий, уделять время самообучению, а порой и отказывать себе в прогулках с друзьями и других способах отдыха.

Какие предметы нужно сдавать после 9-го класса? Обязательными являются два предмета - математика и русский язык, остальные же ученики выбирают по собственному желанию.

А теперь давайте разберем, по каким предметам сдавать экзамены легче в 9 классе по каждому направлению.

Гуманитарная направленность

Если ученик определил, что желает продолжать обучение в гуманитарном направлении, то одним из предметов для сдачи является обществознание. Нельзя сказать, что этот предмет сдать очень легко. Однако если вы имеете положительные оценки и регулярно готовите домашние задания по данному предмету, то сдать его на хорошие баллы будет нетрудно. Учитывая самостоятельную подготовку по обществознанию, вы сможете достичь достаточно высоких результатов.

Какие предметы нужно сдавать после 9 класса гуманитарию? Их может быть несколько.

  • История.
  • География.
  • Литература.

Эти предметы нельзя назвать легкими, однако, они чаще всего встречаются в списке необходимых для поступления в колледж.

В отдельную группу следует выделить биологию и химию. Эти предметы можно назвать сложными для сдачи, но их сложность объясняется непростой специализацией. Биологию сдают даже будущие психологи, а оба предмета необходимы для поступления в медицинский колледж.

Техническая направленность

Какие экзамены по выбору лучше сдавать в 9 классе, желающим иметь техническую специальность? Конечно же, первой в этом списке является физика. Назвать этот предмет простым вряд ли можно, однако, сдать экзамен на хороший балл вполне реально, если заниматься регулярной подготовкой.

Следующим предметом можно назвать информатику. Она необходима для тех, кто желает стать программистом и иметь профессию, связанную с информационными технологиями. Данный предмет, как и физику, легким назвать нельзя, но для ученика, который неплохо ладит с компьютерной техникой одним из ответов на вопрос: "Какие предметы легче сдавать в 9 классе?" - будет информатика.

Также не следует забывать про один из обязательных предметов - математику. Он необходим в 99 % случаев для поступления в технический колледж. Поскольку этот предмет является обязательным для сдачи ГИА, то подготавливать к нему необходимо также тщательно, как и к остальным выбранным предметам.

После того как ученик ответил на вопрос: "Какие предметы легче всего сдавать в 9 классе?" - следует составить план подготовки к экзаменам. Что нужно сделать?

  1. Для начала следует составить расписание (причем желательно письменное - это поможет точнее следовать составленному плану), в котором вы выделите время для занятий. Чем больше предметов планирует сдавать ученик, тем больше времени придется уделять самоподготовке - учитывайте это. Для того чтобы хорошо сдать экзамены, необходимо уделять каждому предмету как минимум 4 часа в неделю.
  2. Если есть возможность, занимайтесь дополнительно с репетиторами - это поможет не только сократить время для самоподготовки, но и даст больший результат, поскольку занятия со специалистом всегда лучше, чем самостоятельные. Кроме того, для самоподготовки необходима немалая сила воли, из-за чего не исключено, что ее результаты будут порой на достаточно слабом уровне. Этого не произойдет при занятии с репетитором.
  3. Используйте кодификаторы при работе. Кодификатор, проще говоря, это документ, в котором отображен принцип составления КИМов, а также в него включены все темы, используемые для составления тестов по ГИА. Это говорит о том, что вы сможете изначально знать все темы по вашему предмету, вопросы и задания по которым могут встречаться в тестах.

Не следует забывать о перерывах

Ну и конечно же, не забывайте про отдых, которому тоже нужно уделять время.

Выделяйте дни, когда вы не будете заниматься. К примеру, это может быть 1-2 дня в неделю. Кроме того, организму необходим ежедневный отдых, а лучше всего - час прогулки на свежем воздухе.

Порой бывают такие моменты, когда кажется, что силы иссякли, а изучаемый предмет осточертел до ужаса. Позвольте себе неделю отдыха без занятий, но не частите с такими перерывами.

Вывод

Надеемся, что теперь вы в полной мере получили ответ на вопрос: "Какие предметы легче сдавать в 9 классе?" Не забывайте хороший фразеологизм - "тяжело в учении, легко в бою". Любой предмет может стать легким, если тщательно к нему подготовиться, и тогда ГИА не будет казаться столь сложным, как в начале подготовки.


События

Cпециальность «Биология и география»

Содержание образования на факультете соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта. Специальность «Биология и география» является классической для естественнонаучных факультетов педагогических вузов. Студенты обучаются по типовым учебным планам, предусматривающим изучение дисциплин базовых географических и биологических, основных естественнонаучных, общепрофессиональных и социально-гуманитарных курсов, в том числе курсов педагогики, психологии, методики преподавания дисциплин специальности - биологии игеографии, и др.

Учебные занятия по дисциплинам специальности включают теоретические курсы , а также разнообразные лабораторные и практические занятия , которые проводятся с использованием современного лабораторного оборудования, приборов, IT-технологий . В организации учебного процесса большое внимание уделяется разработке учебно-методических комплексов дисциплин (в т.ч. электронных), позволяющих эффективно организовывать самостоятельную работу студентов.

Основные дисциплины специальности:

  • общее землеведение
  • геология
  • картография с основами топографии
  • география почв с основами почвоведения
  • физическая география материков и океанов
  • экономическая и социальная география стран мира
  • физическая, экономическая и социальная география Беларуси
  • география мирового хозяйства и населения
  • методика преподавания географии
  • методика преподавания биологии
  • зоология
  • ботаника
  • генетика
  • цитология
  • микробиология с основами биотехнологии
  • биологические основы сельского хозяйства
  • физиология растений
  • гистология с основами эмбриологии
  • анатомия человека
  • физиология человека и животных
  • эволюционное учение
  • химия
  • педагогика
  • психология
  • культура речи
  • история
  • философия
  • экономическая теория
  • иностранный язык

Особенностью обучения на факультете является ориентация на подготовку специалиста, максимально готового к осуществлению практической работы. Важной составляющей процесса обучения являются учебные и производственные практики по дисциплинам специальности. Им отводится значительная часть учебного времени - 30 недель.

Учебные практики проводятся, главным образом, в летнее межсессионное время. Практики позволяют закрепить знания, полученные в ходе аудиторных занятий, выработать навыки постановки научных экспериментов и освоить методы наблюдений и сбора материала для написания выпускных квалификационных работ, подготовить к самостоятельной работе по специальности. Во время учебных практик студенты постигают азы исследовательской работы . Нередко, именно с учебной практики начинаются их первые шаги в самостоятельное научное исследование, которое перерастает в дипломную работу, а затем - в магистерскую и кандидатскую диссертацию .

В рамках общебиологической подготовки студенты 1-4 курсов проходят практики по зоологии (позвоночных и беспозвоночных) и ботанике (морфологии, систематике и физиологии растений, альгологии, микологии), основам сельского хозяйства , по организации школьного биологического эксперимента, методике преподавания биологии, экологии. Для этих целей на факультете эффективно используется агробиостанция «Зеленое», расположенная в окрестностях г. Минска. На ее территории, кроме учебного корпуса, есть дендрологический участок, где собраны распространенные и редкие древесно-кустарниковые растения; цветочно-декоративный коллекционный питомник; опытный пришкольный и производственный участки.

Учебные практики по географическим наукам - метеорологии, гидрологии, геоморфологии, почвоведению, школьному туризму проводятся на 2-и 3 курсах в окрестностях г. Минска и агробиостанции «Зеленое». Увеличить масштабы изучаемой территории, ознакомиться социально-экономическим разнообразием Беларуси позволяет выездная комплексная практика по экономической, социальной и физической географии, которая в течение 18 дней проходит на 4 курсе. Маршруты этой практики пересекают территорию республики в разных направлениях, позволяя студентам своими глазами увидеть разнообразие и богатство природы нашей страны, познакомиться с ее людьми, производствами, достопримечательностями. Наличие договоров о сотрудничестве с ВУЗами ближнего зарубежья дают возможность наиболее успевающим студентам пройти эту практику на базах этих вузов - в Приазовье, Крыму, Куршской косе.

Производственные практики (на 3 и 4 курсах) проходят на базах средних общеобразовательных учреждений г. Минска (как правило, это самые лучшие школы, гимназии и лицеи города). Студенты применяют теоретические знания по педагогике, психологии и дисциплинам специальности - биологии, географии, а также овладевают методическими приемами учебной и воспитательной работы со школьниками , приобретают навыки урочной и внеурочной работы , проведения исследований педагогического и научно-методического характера .

Повышению мотивации к обучению на факультете естествознания способствуют:

  • помощь студентам первокурсникам в адаптационный период, как со стороны преподавателей, так и со стороны старшекурсников;
  • активное включение всех студентов в общественную жизнь факультета и университета;
  • внедрение форм внеаудиторной работы, адекватных обучению в вузе и способствующих раскрытию творческого потенциала (КВНы, студенческие тематические капустники (посвящение в первокурсники, праздник медиума и последнего звонка и т.п.), праздники-конкурсы«День птиц», «День Урожая» и т.д.;
  • организация досуга совместно с кураторами студенческих групп (посещение музеев и театров г. Минска, экскурсии, тематические вечера и кураторские часы);
  • активное привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности для повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески мыслить и применять в практической деятельности исследовательские умения и навыки;
  • расширение внеаудиторной работы со студентами, способствующей укреплению и сохранению их здоровья, посредством привлечения студентов в спортивные секции, соревнования, многообразные формы физического воспитания (спортивные соревнования, туристические слеты, Дни здоровья, беседы, лекции, тематические диспуты о вреде курения, наркомании, алкоголизма);
  • участие студентов-старшекурсников в профориентационной работе (Дни открытых дверей, профориентационные мероприятия в течение педагогической практики, выездные мероприятия в учреждениях образования Минской области).

На факультете активно работают , , клуб «ЗОЖ» . Ежегодно проводится Студенческая научная конференция , по итогам которой издается сборник студенческих научных работ. Продолжить научно-исследовательскую деятельность студенты могут в магистратуре и по специальностям «География» и «Биология».

Таким образом, выпускник факультета естествознания владеет системой знаний об основных проблемах географии и биологии, важнейших аспектах прикладного использования своих профессиональных знаний, умеет определять учебно-воспитательные задачи в преподавании биологии и географии, адаптировать научное содержание учебных материалов с учетом возраста учащихся, выбирать оптимальные формы и методы учебной деятельности. Это позволяет успешно осуществлять педагогическую деятельность по следующим направлениям :

  • преподавание биологических, географических, экологических дисциплин;
  • осуществление научно-методической работы;
  • осуществление организаторской и воспитательной работы;
  • ведение кружковой работы в общеобразовательных учебных заведениях и внешкольных организациях.

Глубокие и обширные знания в разных областях естествознания, прочные навыки практической работы - исследовательской и педагогической, умение свободно мыслить, знание законов природы и умение применять его на практике, коммуникабельность, умение работать в команде и самостоятельно - весь этот набор качеств, приобретенных во время учебы на факультете естествознания, позволяет нашим выпускникам не только успешно работать по педагогической специальности, но и легко найти себя в других профессиях и областях деятельности, где требуются мыслящие, креативные, трудолюбивые сотрудники. Именно поэтому наши специалисты востребованы и успешно работают в научных, исследовательских, коммерческих, административных структурах.



Американский писатель Амброз Бирс определил барометр как «остроумный прибор, показывающий какая сейчас стоит погода» (Бирс, 1966: 275). Аналогично, многие полагают, что биогеография - это наука, рассказывающая нам о том, что в Африке живут жирафы, а в Австралии - кенгуру. Справедливости ради, надо признать, что в широком распространении подобного мнения повинны и авторы многих учебников по биогеографии, основное содержание которых - описание разнообразных биогеографических царств и биомов, без объяснения того, как рассматриваемые выделы получены и, тем более, даже без попыток обсудить биологический смысл этих выделов. В этом не было бы большой беды, если бы в разных учебниках и монографиях рассматривали бы одни и те же выделы. К сожалению, это совсем не так.
«Простой констатацией факта, что биогеография - наука, находящаяся на стыке географии и биологии, уже не обойтись, тем более, что согласно всем отечественным классификаторам научных направлений, биогеография относится к наукам о Земле, с чем биологи, успешно оперирующие собственными биогеогра- фическими методами исследования, вряд ли согласятся» (Кафанов, 2004: 6).
Характеризуя предмет биогеографии, часто говорят о её пограничном положении между биологией и географией (см., например,
Беклемишев, 1982; Лопатин, 1989; Абдурахманов и др., 2001; Петров, 20046). Обосновывают это тем, что биогеографические объекты имеют географические свойства - площадь и пространство. Следуя этой странной логике, морфологию животных и растений следует считать пограничной областью знаний между скульптурой, живописью и биологией, поскольку животные и растения имеют цвет и объём. Но проблема действительно существует. Аналогично тому, как один и тот же зоологический или ботанический объект может быть изучен как серия гистологических срезов или как скульптура, один и тот же биогеографический объект может быть изучен с позиций географии или биологии. И признание существования двух различных подходов кажется мне гораздо более разумным, чем попытки их объединения в некую синтетическую, интегрирующую науку, имеющую комплексный подход к биогеографическим объектам. Намерение, конечно, благое, но давайте посмотрим, к чему оно приводит, как его реализуют на практике. И географ, и биолог разделяют поверхность Земли на однородные участки. Различия в их работе заключаются в том, как именно они определяют эту однородность. В чём же состоит различие географического и биологического подходов?
Биология - это наука о жизни во всех её проявлениях, поэтому естественно, что биолога в первую очередь интересует именно биота, изучение неоднородности в распространении биоты, выявление более или менее однородных с биологических позиций участков. Иными словами, выделы биологической биогеографии должны быть населены однородной биотой, остальные факторы в пределах этого выдела могут быть сколь угодно неоднородными, эту неоднородность в дальнейшем просто учитывают в характеристике биотопа. Критерии однородности могут варьировать в зависимости от задач и представлений исследователя (например, разные у континуалистов и структуралистов), но у биолога они как минимум в первую очередь или даже исключительно являются характеристиками биоты.
География - это наука о поверхности Земли. С точки зрения географа задача биогеографии - описание отличий населения одного участка поверхности Земли от другого. Задача географической биогеографии - выделение ландшафтов, биомов, геосистем, природных комплексов. Ключевое место в биогеографии с точки зрения географа занимает понятие ландшафта: «Ландшафт действительно занимает узловое положение в системе территориальных физико-географических единиц» (Исаченко, Шляпников, 1989: 6). «В сложной системе природных комплексов Мирового океана ключевое положение занимают подводные ландшафты» (Петров, 20046: 53).
«Ландшафт понимается как геосистема с единым происхождением, общей историей развития, формирующаяся в условиях однородного геологического фундамента, одного преобладающего типа рельефа (например, холмисто-моренного, пластового эрозионного, высокогорного древнеледникового и др.), одинакового климата, с характерным сочетанием почв, растительных сообществ и геосистем локального уровня. Следовательно, ландшафт - это территориальная интеграция локальных геосистем, создающих его характерный внутренний узор, или морфологию» (Исаченко, Шляпников, 1989: 6). Обратите внимание, что из всей биоты в данном определении ландшафта (сделанном крупнейшими нашими ландшафтоведами) использована только часть экосистемы -растительное сообщество, причём отнюдь не в первую очередь. Поскольку растительность полностью отсутствует на более чем половине поверхности Земли (на морском дне за пределами фотической зоны), становится очевидным, что биотическая компонента для географии не очень существенна.
Это подтверждает другое определение ландшафта, данное учёным, автором трёх учебников по биогеографии (Петров, 1999, 2001, 20046), всю жизнь изучавшим именно морские ландшафты: «Ландшафт морского дна обособляется на участке земной коры, имеющем одинаковое геологическое строение: как правило, он связан с развитием одной морфоструктуры, переход на участок другой морфоструктуры знаменует переход в другой ландшафт» (Петров, 2004а: 53). Обратите внимание, что автор этого определения ландшафта биоту вовсе никак не учитывает. Локальную специфику биот он считает следствием
«Значительный рост числа публикаций по теоретическим проблемам биогеографии сопровождается не уменьшением, а увеличением разночтений в понимании сущности биогеографии и её роли в географическом и биологическом циклах наук. Приходится заключить, что методология морской и общей биогеографии нуждается в серьезном методологической разработке» (Кафанов, 2004: 6).
принадлежности разных площадей к разным ландшафтам: «Своеобразию каждого природного комплекса соответствует своеобразие его биоты и биома» (Петров, 2004а: 49).
Широкое использование в подобных определениях возвратных форм глаголов («ландшафт понимается», «ландшафт... обособляется») подсознательно создаёт у читателя впечатление объективного (т. е. независимого от субъ- екта-исследователя) процесса самопроизвольного разделения земной поверхности на ландшафты. Между тем, это не так: понятие «ландшафт» с точки зрения биолога - весьма расплывчатое (чтобы не говорили ландшафтоведы), не имеющее чётких конструктивных критериев, позволяющих провести его границы. Не удивительно, что разные исследователи (в том числе и ландшафтоведы!) в одном и том же месте выделяют разные ландшафты (подробнее этот вопрос рассмотрен ниже в этой главе, в разделе «Методы биогеографии»).
Таким образом, с точки зрения биолога, вместо интегрального подхода, получается эклектичность, при которой подбор существенных для биогеографического районирования признаков задают априорно на основе представлений авторов о том, какие признаки существенные, а какие - нет, т. е. субъективен в высшей степени (при этом с точки зрения географа набор классификационных признаков, возможно, вполне объективен). При этом наиболее интересующий биолога предмет - гетерогенность биосферы - географы при районировании учитывают лишь как весьма второстепенный фактор, а то и вовсе игнорируют. В результате районирование географа и биолога не только может быть различно, но должно быть различно: в некоторых случаях различия, которые географ посчитает существенными, окажутся несущественными для биоты. В этом случае географ разделит данный участок поверхности Земли на несколько районов, биолог же посчитает его за один. И наоборот, биота может оказаться более чувствительной, чем географ, и однородный с точки зрения географа участок биолог, следуя различиям в биоте, разделит на несколько. При выделении ландшафтов о сукцессиях даже и не вспоминают, считая население данного конкретного участка неизменным, между тем любой биолог (даже континуа- лист) с этим согласиться не может.
«Не следует подразделять биогеографию на биологический и географический разделы....» (Воронов, 1976: 9-10).
«Это типичное зонально - климатическое деление. Неясно, почему оно названо ор- нитогеографическим» (Чернов, 1975: 187).
Результатом этих стараний объединить необъединяемое является то состояние кризиса, в котором находится современная биогеография. Поэтому прав С.М. Разумовский (1982), считавший идею объединения биологической и географической биогеографий в одну, не только не продуктивной, но и вредной. Следует признать, что под одним термином «биогеография» искусственно объединены две совершенно разные по предмету исследования и методическим подходам науки. Одна из них биологическая, другая, более известная в настоящее время - географическая. Подразделение биогеографии на биологическую и географическую, как указывает А.И. Ка- фанов (2006), можно проследить, начиная с Georges-Louis Leclerc Comte de Buffon (1707-1788) и Eberhard August Wilhelm von Zimmermann (1743-1815), т. e. примерно с третьей четверти XVIII в. и чётко выражено в трудах таких классиков биогеографии, как Edward Forbes (1815-1854) и Alfred Russel Wallace (1823-1913).
«В связи с температурой поверхностных слоёв воды в мировом океане отмечают пять основных областей: одна тропическая... две прилегающие к полюсам - арктическая на севере и антарктическая на юге и две переходных» (Зёрнов, 1949: 276).
Надо отметить, что некоторые географы не только не призывают к интегральному подходу, а наоборот, утверждают, что только географические характеристики и следует принимать во внимание. Так, географ В.Г. Мордкович в своих «Основах биогеографии» пишет: «сгущения ареалов большого числа таксонов в каком-либо месте имеет значение лишь при условии их встроенности в какую-либо гео- экографическую структуру» (2005: 138). Говоря более понятным языком, биогеографической является только граница какой-нибудь «геоэкографической структуры», а вовсе не место резких изменений биоты. Если фактическая дискретность биосферы не совпадает с «геоэкографическими структурами», выделенными по критериям, не имеющим никакого отношения к биологии, тем хуже для неё. Не удивительно, что подобная позиция вызывает весьма резкую критику биологов (Кривохат- ский, 2006; Кафанов, 20076). Но и географов можно понять - у них совсем другие задачи.
Географ изучает аква(терри)тории, а биолог - экосистемы. Экосистемы интересуют и географа, но лишь как один из многих, причём, как явствует даже из приведённых выше определений ландшафта, - не самый существенный и даже необязательный компонент ландшафта. Ландшафты выделяют и на Луне, где жизнь отсутствует. Территория интересует и биолога, но лишь как биотоп экосистемы. Это различие - не просто различие в акцентах, а принципиальное различие в подходе к изучению принципиально разных систем: экосистем и ландшафтов.
«Ландшафтоведение - географическая наука. Но она изучает в принципе те же явления, что и биоценология
наука биологическая» (Не- сис, 1980: 92).
Итак, географическая и биологическая биогеографии имеют разные объекты, которые они изучают разными методами. Тем не менее эти науки, а, следовательно, и результаты ими полученные, обычно не различают. Экосистема - понятие биологическое. Ландшафт - географическое. Но многие биологи не различают и их. Возможно это связано с тем, что они отрицают сам факт существования экосистемы как явления. Но тем не менее, они нуждаются в какой-то структуре размером больше особи (популяции), но меньше биосферы. Ландшафт для этого вполне для этого подходит. Масштаб структур, выявляемых биологической и географической биогеографиями, часто сходен (табл. 5.1). К тому же, и те, и другие часто называют одинаково. Всё это дополнительно путает и без того запутанный предмет.
Ландшафтный подход к изучению поверхности Земли незаменим при изучении экосистем, связанных с деятельностью человека, т. е. фактически на всей поверхности суши,
Таблица 5.1. Сравнение основных биологических и географических единиц расчленения поверхности Земли.
географическая биологическая
основная единица ландшафт провинция
площадь основной единицы пх102-10э км2 пх10э-106 км2
число на Земле nxlO4 пхЮ
многое он даёт и при изучении морского дна. Но если мы хотим изучать особенности биоты, то и надо изучать биоту. А лишь затем - условия, в которых она существует. Только так мы можем отделить факторы внешней среды, действительно значимые, действительно влияющие на распределение экосистем и видов, от факторов, которые только кажутся нам таковыми. Ибо единственный объективный критерий для выявления таких факторов - значимость их для биоты. Если при разных условиях мы наблюдаем одну биоту, это означает, что с точки зрения биоты условия одинаковые, что различия факторов внешней среды, которые кому-то кажутся существенными, влияющими на биоту, в действительности таковыми не являются. Если расчленяют поверхность Земли на логическом основании, ином, нежели свойства биоты, трудно выяснить закономерности, определяющие различие биот разных участков. Какое логическое основание для классификации используют, такую классификацию и получают.
В настоящее время биогеографией занимаются, в основном, географы. Кафедра биогеографии МГУ находится на географическом факультете. Почти все книги по биогеографии написаны для географов, о чём честно говорят надписи на их титульных листах, большая часть их авторов - географы по образованию. Так, на русском языке издано лишь два учебника, в которых детельно рассмотрена биогеография моря (Бобринский, Зенкевич, Бирштейн, 1946; Кафанов, Кудряшов, 2000), и на их титульных листах прямо сказано, что они предназначены для географов. Направленность учебников для географов довольно чётко отражена в названии учебника А.Г. Воронова (1911-1995), первого заведующего кафедрой биогеографии географического факультета МГУ (1950-1987). Он выдержал много переизданий и стал образцом для учебников по биогеографии, написанных сотрудниками этой кафедры и их коллегами. Его название - «Биогеография с элементами биологии». Учебников же, написанных биологами для биологов, очень мало. То, что написано в этом и последующем разделе можно назвать «биогеография с элементами географии».
В дальнейшем мы рассмотрим только биологическую биогеографию - биологическую науку, изучающую крупномасштабную гетерогенность биосферы. Интересующимся географическим подходом к биогеографии следует обратиться к соответствующим руководствам для географов (Бобринский, 1951; Бобринский, Зенкевич, Бирштейн, 1946; Воронов, 1963; Воронов, Дроздов, Криволуцкий, Мяло, 2002; Воронов, Дроздов, Мяло, 1985; Второв, Дроздов, 2001; Кафанов, Кудряшов, 2000; Лебедева, Дроздов, Криволуцкий, 2004; Мордкович, 2001, 2005; Петров, 1999, 2001, 20046 и многие, многие другие). Основные задачи биологической биогеографии:
  1. Описание того, как и почему отдельные таксоны распределены по поверхности
Экологи «используют дедуктивный, обычно экспериментальный подход к отдельно взятым маленьким, хорошо отграниченным экосистемам и пытаются понять, как они функционируют... Биогеографы используют индуктивные, не экспериментальные методы для изучения отдельных эволюционных линий или групп видов, распространённых в масштабах континентов или Земли и в эволюционном масштабе времени» (Briggs, 2007: 193).
Земли.
  1. Выделение участков, в пределах которых ответ биоты на изменения (обычно - абиотические) был бы предсказуем, и анализ особенностей функционирования биоты таких участков, а также выявление закономерностей в их распределении.
Биологическая биогеография имеет много общего с экологией. На родство экологии и биогеографии указывал ещё в 1866 г. Ernst Heinrich Philipp August Haeckel (1834-1919), считавший экологию разделом биогеографии (Зенкевич, 1951; Кафанов, 2006). С точки зрения структурализма, экология и биогеография - науки, занимающиеся одним объектом в разных пространственных и временных масштабах. Грань между ними довольно субъективна, а поэтому - искусственна, хотя на практике часто удобна. Границу между ними можно провести по уровню ЦС: объекты ранга ЦС и ниже - предмет экологии, распределение ЦС, их взаимодействие и эволюция, а также сравнение ЦС и их частей по разным показателям (т. е. изучение влений в масштабе булыпем, чем ЦС - предмет биогеографии. Различие экологии и биогеографии наглядно иллюстрирует мысль Ч. Дарвина: «в Южной Африке, Южной Америке и Австралии млекопитающие объедают молодые-побеги кустарников, но и млекопитающие и кустарники на каждом из этих материков различны, и экология не может объяснить эти различия» (цит. по: Дарлингтон, 1966: 9). Объяснение этого различия и есть предмет биогеографии. Мы в дальнейшем будем затрагивать вопросы, которые принято считать экологическими, только в тех случаях, когда это существенно для понимания крупномасштабной структуры биосферы.
«А. Г. Наумов считает, что биогеография и экология разграничиваются в первую очередь различием масштабов изучаемых явлений» (примечание редакции к статье А.Г. Наумова, 1983: 148).
«Провести вполне определённую черту между явлениями, изучаемым экологией и зоогеографией, нельзя» (Бобринский, Зенкевич, Бирштейн, 1946: 10).
В 1989 г. J.H. Brown и В.A. Maurer предложили термин «макроэкология», как неэкспериментальный подход к изучению обилия, распределения и разнообразия видов и любых других частей ЦС (сообществ, ассоциаций и др.) в масштабе времени и пространства, гораздо булыпем, чем в традиционных экологических работах. Предмет макроэкологии целиком и полностью входит в биогеографию. Появление и популярность этого термина может оправдывать только то, что проблема разделения биогеографии на две науки действительно существует. На западе есть ещё одна причина - многие биогеографы понимают биогеографию очень узко, часто как перемещение в пространстве отдельных эволюционных линий, практически полностью игнорируя их экологическое окружение. Есть ещё одна чисто психологическая причина: последователям «новой» науки можно игнорировать результаты более чем двухвекового развития биогеографии.
Непосредственная цель биогеографии - описание крупномасштабной неоднородности биосферы, но её конечная цель - понимание того, как эта неоднородность образовалась, что фактически эквивалентно пониманию эволюции биосферы. В этом биогеография сливается с теорией эволюции. Часто даже говорят о существовании особого раздела биогеографии - исторической биогеографии. Такое разделение кажется мне искусственным: без анализа истории мы не можем понять закономерностей современной биогеографии. Это всё равно, что противопоставлять таксономию филогении: любой таксономист всегда учитывает возможные пути возникновение одного таксона из другого, оценивая сходство и родство, независимо от того, упоминает ли он где-нибудь об этом или нет.