Крещение Руси ознаменовывается принятием христианства и провозглашением его князем Владимиром в качестве государственной религии в 988 году. Этот момент стал переломным для Русского Государства. Значение этого праздника нельзя переоценить. 1030-летие Крещения Руси напоминает нам о том, что мы - единый и сильный народ с великой историей.

1030-летие Крещения Руси отмечают сегодня миллионы людей как в России, так и за ее пределами. Пусть у каждого из них будет тепло и уютно в доме, а в семьях воцарятся мир и благополучие. Мы должны помнить о величии наших предков, уважать православные ценности и наши многовековые традиции. С праздником!

Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г. (возможно 2-3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира (+1015).

Однако рассказ наш был бы непоследователен, если прежде не представить те условия, в которых проникало и утверждалось у нас христианство и с каким религиозным миром, а именно язычеством, пришлось столкнуться на Руси христианской проповеди.

Итак, языческий культ древних славян не представлял в сущности ничего строго регламентированного. Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу (божество солнца, податель света, тепла, огня и всяческих благ; само светило называли Хорсом ) и Велесу ( Волосу ) — скотьему богу (покровитель стад). Другим важным божеством был Перун — бог грозы, грома и смертоносной молнии, заимствованный из балтийского культа (литовский Перкунас). Ветер олицетворялся Стри-богом . Небо, в котором пребывал Даждь-бог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца; почему Даждь-богу и усвоено было отчество Сварожича . Почиталось также божество земли — Мать-земля сыра , некое женское божество — Мокош , а также податели семейного блага — Род и Рожаница.

Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Кое-где на открытых местах ставились вульгарные изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы . Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

Неупорядоченность языческого культа свидетельствовала о его живой практике среди дохристианских славян. Это был даже не культ, а натуралистический способ мировидения и мировоспрятия. Именно в тех областях сознания и мировосприятия, в области которых ранним русским христианством не была предложена некая альтернатива, языческие представления сохранялись вплоть до новейшего времени. Лишь во второй половине XIX ст. с развитием земской системы образования этим устойчивым мировоззренческим формам была предложена иная, более христианизированная (как бы школьная) форма этнического и натуралистического сознания.

Уже в древний период эти стойкие мировоззренческие категории были адаптированы христианством, как бы трансформировались в христианские символы, приобретая порой вполне христианское знаковое наполнение. В результате, например, именем Хор(о)са, символизировавшего солнце как некий огненный круг (хоро , коло ) на небе стали называть округлое паникадило, источающее свет в церкви, расположенное, между прочим, под куполом, также символизирующем в храмовой символике небосвод. Подобные примеры можно было бы множить, что, впрочем, не является целью данного очерка, важно лишь в конечном итоге дать этому явлению адекватное объяснение.

Подразумевается, что мировоззренческий синкретизм не был продолжением язычества в русском христианстве, но лишь неким «инструментарием». В процессе восприятия христианских символов волей-неволей использовались категории более традиционные для славянского мировоззрения, словно некие рецепторы, которыми славянин (будь-то воин, пахарь или церковнослужитель) воспринимали абстракции нового для них учения.

Однако взаимопереплетение (синкретика) символов не обязательно свидетельствовало о массовом проникновении языческой идеологии в христианское вероучение у новообращенных славян, чему яркое свидетельство утрата культа одного из самых популярных славянских божеств Даждь-бога, связанного с анимистическим (животным) пониманием смены света и тепла (лета и зимы). Причем такая синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций была характерна не только для славян, но и для греко-римского мира, восприявшего христианство как бы из первых рук.

Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром ( пращуром ). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень ), встречали весну (красная горка ), провожали лето (купала ) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки).

Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть . Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего. Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений) . Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе.

Главный вывод, который должны мы сделать, — славяне не имели и отдалённого представления о едином Боге-Творце, которое имеет христианство. Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям. Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует о характере восприятия нового для славян христианства и его связи с традиционным язычеством. Таким образом, то, что всем славянам, в том числе и нашим, суждено было принять св. Крещение, есть великое участие промысла Божья.

Наша страна - государство многонациональное, это факт. Не то чтобы эта особенность придавала России какой-то исключительный характер, но она все же определенно выделяет Российскую Федерацию из ряда мировых держав. «Сколько национальностей - столько религий» - звучит негласный закон, который действует на территории нашей страны. Официальной конфессией является православие, оно считается наиболее верным нравственным учением.

Звоном колоколов, сиянием на солнце куполов храмов, увенчанных крестами, мы обязаны князю Владимиру, который и осуществил Крещение Руси.

Не так давно в нашей стране был учрежден праздник в честь провозглашения в 988 году христианства в качестве религии всего государства. Произошло это 1 июня 2010 года, когда президент Д. Медведев утвердил поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Так в перечне памятных дат появился новый праздник - День Крещения Руси. Предложение придать этому событию государственный статус сделала Русская православная церковь.

По преданию, как раз в этот день в Херсонесе святой равноапостольный князь Владимир принял крещение. Это его личный выбор. И этот выбор предопределил историю всей страны. В Киеве были христиане и до святого Владимира. К примеру, его бабушка, равноапостольная княгиня Ольг, также много сил приложила к тому, чтобы укоренилось христианство на Руси.

Крещение Руси исторически было обусловлено рядом причин. Во-первых, проходившее в те времена объединение земель способствовало отказу от племенных богов, а также введению монотеистической религии по принципу «одно государство, один князь, один Бог». Во-вторых, к тому времени весь европейский мир принял христианство. В-третьих, приобщение к культуре христианства давало стране достаточно сильный стимул к развитию.

Именно князь Владимир способствовал распространению по всей Руси христианства, строил целые города, в которых возводил церкви. Православие вслед за Киевом приняли и другие города. Но в действительности Крещение Руси затянулось на несколько столетий, пока окончательно христианство не победило языческие верования.

Интересно, что аналогичная дата на Украине отмечается с 2008 года. Праздник у них называется Днем Крещения Киевской Руси-Украины, приходится также на 28 июля.

Сегодня некоторые интеллектуалы, включая телевизионных персон, говорят о том, что выбор Русью православия был ошибочен. Данная постановка вопроса, на наш взгляд, говорит о пренебрежении историей, так как в момент крещения Владимира не было еще единой Руси. То есть доправославной Руси, которая способна сделать единый выбор, не существовало. Именно единство веры и языка богослужения подготовило необходимую основу для того, чтобы объединились различные племена в единый народ, для создания единого государства.

До сих пор единство страны и народа остается категорией нематериальной, которая основана на общности духа, на чувствах любви к Родине и единения со своим народом. В сегодняшних условиях хорошая память истории, знание о роли, которую играют до сих пор в самосознании народа духовные ценности, помогает выжить. И отыскать опору для будущего развития народа, общества, государства.

Сегодня такой духовной скрепой выступает именно православие. Его идеалы, ценности, картина мира веками входили с молоком матери в плоть и кровь целых поколений. Трагический разрыв XX века до конца не вытравил образ Божий из души народа.

Именно поэтому следует помнить историю своей страны, чтобы не быть Иванами, не помнящими родства. Не утратить моральные идеалы, которые веками православие вкладывает в каждого из нас.

День крещения Руси - это праздник всех верующих людей и представителей Верховного духовенства.

Дата празднования.

День крещения Руси — государственная памятная дата Российской Федерации, законодательно установленная 31 мая 2010 года в память о крещении Руси, отнесённом к 988 году. Отмечается ежегодно 28 июля, как день памяти cвятого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси (15 июля по юлианскому календарю). Как и все памятные даты в России, День крещения Руси не является выходным днём.

День крещения Руси закреплён в законодательстве Российской Федерации «в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности».

История праздника.

Событие совпадает с православной датой - днем памяти равноапостольного князя Владимира - крестителя Руси. В РФ с идеей об учреждении официального государственного праздника выступила Русская православная церковь.

Как повествуют летописи, в 986 году к князю в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе).

Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров — соправителей Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: "Ныне познал я Бога истинного!" После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Он приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Накануне князь объявил по городу: "Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг".

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…" Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий — в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.

Традиции празднования.

Сегодня представители религиозных объединений продолжают свою просветительскую деятельность. 28 июля 2018 года, в День крещения Руси, на территории России и Украины проходят православные праздники, молебны, культурные мероприятия, в которых задействуется все большее количество участников. Это говорит о том, что люди, уставшие от бездуховности, результатов разрушения моральных и нравственных устоев, нуждаются в возрождении идей добра и мира.

28 июля - День крещения Руси. Поддерживаемый боярами киевский князь Владимир велел летом 988 года люду киевскому пройти обряд обретения христианской веры в искупительных водах Днепра, ослушникам пригрозил высылкой на окраины княжества. Он стал крестителем Святой Руси, после смерти обрел ранг святого. 28 июля - это церковный день поминовения князя Владимира. Он взялся преодолеть разноусобицу языческих верований, ввел на Руси заимствованное из Греции христианство, установив единую государственную религию - фундамент будущего объединения единой Руси из враждующих княжеств.

В 2010 году памятный День крещения Руси утвержден законодательно. В церквах повсеместно служат торжественные молебны, для всех россиян светские власти организуют гулянья и бесплатные концерты.

С Днем крещения Руси!
Пусть Господь вас бережет
От беды, упадка сил
И от множества забот,

Пусть все ясны будут дни
И несут вам красоту,
Море радости, любви,
Кучу счастья, доброту!

Прошло с тех пор немало лет,
Как вдруг случилось счастье.
Владимир-князь на радость всем
Принес нам христианство!

И с Днем крещения Руси
Всех вас я поздравляю.
Лишь по законам божьим вам
Жить от души желаю!

Пускай невзгоды обойдут
Очаг ваш стороною,
Чтоб воцарился в нём навек
Мир счастья и покоя.

Поздравляю с Днём крещения Руси и желаю от души большого счастья, крепкой веры, радости души и покоя сердца, светлой надежды, доброй удачи, чистой любви и искренних чувств, крепкого здравия, небесной благодати, праведных деяний и щедрых подарков жизни.

Русь святая окрестилась
Нынче, в этот самый день.
Хоть на дату опустилась
Уж веков прошедших тень.

Христиане, пусть же праздник,
День крещения Руси,
Вам приносит только радость
И побольше в жизни сил.

Чтобы вы не потеряли
Ту связующую нить,
Что нас всех объединяет,
Помогая верно жить.

С Днем крещения Руси
Поздравляю от души,
В день, столь светлый и святой,
Радуйтесь Вы всей душой.

Очищайте от зла разум,
Не знавать Вам боли, сглазов,
Пусть в семье царит уют
И всегда Вас дома ждут.

С Днем крещения Руси!
Пусть вам вера помогает,
Дарит много новых сил
И к успеху продвигает!

Пусть сияет вам всегда
Счастье самым ярким светом,
Не тревожьтесь никогда,
Рой забот уносит ветром!

День крещения Руси -
С Богом единение.
Отче даст тебе совет,
Ну, а с ним - прощение.
Будет Он оберегать
Каждого, кто кается
Бог не даст тебе упасть
Или же умаяться.
Отче к нам на Русь пришёл
(Земли Руси чистые),
Чтобы с радостью дарить
Чудеса лучистые.
Нынче праздник на Руси -
Так давай помолимся
И в душевной чистоте
Детям уподобимся.
Пусть Отец небесный сам
Для всех нас проявится.
Будьте чутки к чудесам -
То Ему понравится!

Крещение Руси для нас -
Церковное событье.
Владимир князь осуществил
Великое открытие.

И с той поры крещен народ,
Детей с рожденья крестят.
Чтоб с верой жили, добротой,
Несли благие вести.

С днем крещения Руси,
С праздником церковным.
Всех Господь спаси и сохрани,
Желаем жизни доброй.

Ясных дней и веры чистой,
Крепкого здоровья.
Вам я желаю оптимизма,
Жить окруженными любовью.

В праздник важный и великий
День крещения Руси.
Свет в душе, о предках память
Вам желаю пронести.

Чтоб традиции былые
Не забылись никогда.
Передать их нужно детям
С ними пусть идут года.

Сохраняйте в душах веру,
Почитайте стариков.
Только с чистым намерением
Организм будет здоров.

С Днем крещения Руси
Я хочу поздравить.
Веру православную
На весь мир прославить.

Верь, надейся, не сдавайся,
Без причины не скорби.
Все проблемы - испытания
На извилистом пути.

Пусть Господь тебе поможет
Трудности преодолеть.
Я желаю лишь с любовью
В даль тебе всегда смотреть.

Поздравлений: 43 в стихах, 7 в прозе.

Произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и "вещей девы" Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.

Как повествуют летописи , в 986 году к князю в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе).

Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров — соправителей Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: "Ныне познал я Бога истинного!" После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Он приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Накануне князь объявил по городу: "Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг".

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…" Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий — в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников