Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе.

Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным - букву «Н». 1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей. 2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. 3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. 4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. 5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. 6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. 7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. 8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть. 9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 10. Я не всегда такой, каким кажусь. Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях. Подсчет результатов: по одному баллу начисляется за ответ «Н» на1, 5и7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее: 0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности. 4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми. 7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

    Темперамент

Определение преобладающего типа темперамента (а.Белов)

Шкалы: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

Назначение теста

Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них. Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента. Инструкция к тесту Внимательно прочитайте перечень свойств и поставьте знак (+), если считаете, что это свойство Вам присуще, и знак (–) – если оно у Вас отсутствует. В сомнительных случаях ничего не ставьте.

1. Блок 1. Неусидчивость, суетливость. 2. Невыдержанность, вспыльчивость. 3. Нетерпеливость 4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми. 5. Решительность и инициативность. 6. Упрямство. 7. Находчивость в споре. 8. Неритмичность в работе. 9. Склонность к риску. 10. Незлопамятность, необидчивость. 11. Быстрота и страстность речи. 12. Неуравновешенность и склонность к горячности. 13. Нетерпимость к недостаткам. 14. Агрессивность забияки. 15. Выразительность мимики. 16. Способность быстро действовать и решать. 17. Неустанное стремление к новому. 18. Обладание резкими, порывистыми движениями. 19. Настойчивость в достижении поставленной цели. 20. Склонность к резкой смене настроения. 2. Блок 1. Жизнерадостность. 2. Энергичность и деловитость. 3. Недоведение начатого дела до конца. 4. Склонность переоценивать себя. 5. Способность быстро схватывать новое. 6. Неустойчивость в интересах и склонностях. 7. Легкое переживание неудачи и неприятностей. 8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам. 9. Увлеченность любым делом. 10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать. 11. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой. 12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой. 13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми. 14. Выносливость и работоспособность. 15. Громкая, быстрая, отчетливая речь. 16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации. 17. Обладание всегда добрым настроением. 18. Быстрое засыпание и пробуждение. 19. Частая несобранность, поспешность в решениях. 20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь. 3. Блок 1. Спокойствие и хладнокровие. 2. Последовательность и обстоятельность в делах. 3. Осторожность и рассудительность. 4. Умение ждать. 5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам. 6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики. 7. Сдержанность и терпеливость. 8. Доведение начатого дела до конца. 9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам). 10. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе. 11. Легкое сдерживание порывов. 12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию. 13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес. 14. Постоянство в своих отношениях и интересах. 15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой. 16. Ровность в отношении со всеми. 17. Аккуратность и порядок во всем. 18. Трудное приспособление к новой обстановке. 19. Обладание выдержкой. 20. Постепенное схождение с новыми людьми. 4. Блок 1. Стеснительность и застенчивость. 2. Растерянность в новой обстановке. 3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми. 4. Неверие в свои силы. 5. Легкое перенесение одиночества. 6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах. 7. Склонность уходить в себя. 8. Быстрая утомляемость. 9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота. 10. Невольное приспособление к характеру собеседника. 11. Впечатлительность до слезливости. 12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию. 13. Предъявление высоких требований к себе и окружающим. 14. Склонность к подозрительности, мнительности. 15. Беспечная чувствительность и легкая ранимость. 16. Чрезмерная обидчивость. 17. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями. 18. Малоактивность и робость. 19. Безропотность и покорность. 20. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.

С помощью этого теста вы можете определить свой уровень контроля при общении с другими людьми. Внимательно прочти- те десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените, как верное или неверное для себя. Верное - обозначьте буквой В, а неверное - буквой Н.

1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам дру­гих людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внима­ние или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то бо­лее глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стара­юсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Оценка результатов: по одному баллу начисляется ответ "Н" за 1, 5, 7 вопросы и за ответ "В" - на все остальные. Подсчи­тайте сумму баллов.

0-3 балла показывает низкий коммуникативный контроль, т.е. ваше поведение устойчиво и не считаете нужным меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему раскры­тию в общении, от чего некоторые считают вас "неудобным" по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов говорит о среднем коммуникативном контроле. Вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявле­ниях. Однако считаетесь в своем поведении с окружающими

7-10 баллов указывает на высокий коммуникативный кон­троль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на из­менение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впе­чатление, которое производите на окружающих.

Тест 8. Умеете ли вы слушать?

Понятие "коммуникативные умения" предполагает также умение установить дружескую атмосферу, понять проблемы со­беседника. Ответы из десяти вопросов теста оцениваются сле­дующим образом:

"Почти всегда" - 2 балла, "В большинстве случаев" - 4 балла, "Иногда" - б баллов, "Редко" - 8 баллов, "Почти ни­когда" - 10 баллов.

1. Стараетесь ли вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) не интересны вам?

2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?

3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоци­ровать вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли вступать в разговор с неизвестным или мало­знакомым человеком?

5. Имеете ли привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думае­те совсем о другом?

8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся не­приятной для вас темы?

9. Поправляете ли человека, если в его речи встречаются не­правильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттен­ком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем говорите?

Оценки результатов

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то умение слушать - выше "среднего уровня". Обычно средний балл слушателей 55. Если оценка ниже, то вам стоит последить за собой при разговоре.

Инструкция: «Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву "В", если неверным или преимущественно неверным - букву "Н"».

Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Подсчет результатов: по 1 баллу начисляется за ответ «Н» на вопросы №№ 1, 5 и 7 и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла - у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагаем следующие тесты.

ТЕСТ 1: «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?»

Инструкция: «Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком - будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник». Варианты ситуаций Ситуации,

вызывающие

досаду 1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы 58 Варианты ситуаций Ситуации,

вызывающие

досаду 3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушают ли меня

4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени

5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага его занимают больше, чем мои слова

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.

7. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями

8. Что бы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл

Собеседник всегда старается опровергнуть меня

10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание

11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться

12. Иногда собеседник спрашивает меня, делая вид, что не расслышал

13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться

14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д. и я твердо уверен, что он при этом невнимателен

15. Собеседник делает выводы за меня

16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование

17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая

18. Собеседник смотрит на меня как бы оценивая. Это беспокоит

19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает также

20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает 59 Варианты ситуаций Ситуации, вызывающие

досаду 21. Когда я говорю о серьезном, а собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты

22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора

23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня

24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное

25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы несогласны?» Обработка результатов: Подсчитаете процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.

70%-100% - Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

40%-70% - Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям, Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговора.

10%-40% - Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что обращаться с Вами будет еще приятнее;

0%-10% - Вы отличный собеседник. Вы умеет слушать, Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

ТЕСТ 2. «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?»

Инструкция: «На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются:

«почти всегда» - 2 балла,

«в большинстве случаев» - 4 балла,

«иногда» - 6 баллов,

«редко» - 8 баллов,

«почти никогда» - 10 баллов».

1. Стараетесь Л1? Вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересна Вам?

2. Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?

3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать Вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым Вам человеком?

5. Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

8. Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся неприятной для Вас темы?

9. Поправляете ли Вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

10. Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем Вы говорите?

Чем больше баллов Вы набрали, тем в большей степени развито в Вас умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель «выше среднего уровня». Обычно средний балл слушателей 55.

Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву "В"; если невер­ным или преимущественно неверным - букву "Н".

Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь вни­мание или позабавить окружающих.

Из меня мог бы выйти неплохой актер.

Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

В разных ситуациях ив общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непро­гнозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в данный момент". Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Подсчет результатов: по одному баллу начисляется за от­вет "Н" на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на воп­росы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему само­раскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлени­ях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на измене­ние ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предви­деть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Понятие "коммуникативные умения" включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагаем следующие тесты.



ТЕСТ 1: "УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ"

Инструкция: "Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с лю­бым человеком - будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосред­ственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник".


Варианты ситуаций Ситуации,
вызывающие досаду
4. Разговор с таким партнером часто вызывает
чувство пустой траты времени.
5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и
бумага занимают его больше, чем мои слова.
6. Собеседник никогда не улыбается. У меня воз-
никает чувство неловкости и тревога.
7. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и
комментариями.
8. Что бы я ни высказал, собеседник всегда
осаждает мой пыл.
9. Собеседник всегда старается опровергнуть
меня.
10. Собеседник передергивает смысл моих слов и
вкладывает в них другое содержание.
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет
меня защищаться.
12. Иногда собеседник спрашивает меня, делая
вид, что не расслышал.
13. Собеседник, не дослушав до конца, пере-
бивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
14. Собеседник при разговоре сосредоточенно
занимается посторонним: играет сигаретой,
протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он
при этом невнимателен.
15. Собеседник делает выводы за меня.
16. Собеседник всегда пытается вставить слово в
мое повествование.
17. Собеседник всегда смотрит на меня очень
внимательно, не мигая.
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оце
нивая. Это беспокоит.
19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собе-
седник говорит, что он думает так же.
20. Собеседник переигрывает, показывая, что
интересуется беседой, слишком часто кивает го-
ловой, ахает и поддакивает.
21. Когда я говорю о серьезном, а собеседник
вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
22 Собеседник часто глядит на часы во время раз-
говора.
23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает дела и
все внимание обращает на меня.
24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю
ему делать что-нибудь важное.
25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с
ним. Любое его высказывание завершается
вопросом: "Вы тоже так думаете?" или "Вы не
согласны?"

Обработка результатов

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раз­дражение.

Интерпретация

70%-100% - Вы плохой собеседник. Вам необходимо рабо­тать над собой и учиться слушать.

40%-70% - Вам присущи некоторые недостатки. Вы крити­чески относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некото­рых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не при­творяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизи­руйте разговор.

10%-40% - Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его выска­зывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.

0%-10% - Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

ТЕСТ 2: "УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?"

Инструкция

На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются;

"почти всегда" - 2 балла,

"в большинстве случаев" - 4 балла,

"иногда" - 6 баллов,

"редко" - 8 баллов,

"почти никогда" - 10 баллов.

Список вопросов

1.Стараетесь ли Вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны Вам?

2.Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?

3.Может ли неудачное выражение другого человека спро­воцировать Вас на резкость или грубость?


4.Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым Вам человеком?

5.Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?

6.Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами ду­маете совсем о другом?

8.Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся неприят­ной для Вас темы?

9.Поправляете ли Вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

10. Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с от­
тенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем
Вы говорите?

Обработка и интерпретация

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель "выше среднего уровня". Обычно средний балл слушателей 55.

ТЕСТ "ВАШ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ"

Этот тест поможет взглянуть на себя "со стороны", узнать, достаточно ли вы корректны в отношениях со своими сотруд­никами, коллегами, членами семьи.

Инструкция

На каждый вопрос даны три варианта ответов. Подчеркни­те тот, который вас устраивает. Если ни один ответ вам не под­ходит, перейдите к следующему вопросу.

Для сравнения "портрета", который вы получили, попроси­те того, чье мнение для вас значимо, ответить вместо вас.

Опросник

1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очеред­ного служебного конфликта?

А) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

а) внутренне киплю;

б) сохраняю полное спокойствие;

в) теряю самообладание.

3. Каким считают вас коллеги?

а) самоуверенным и завистливым;

б) дружелюбным;

в) спокойным и независтливым.

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную
должность?

а) приму ее с некоторыми опасениями;

б) соглашусь без колебаний;

в) откажусь от нее ради собственного спокойствия.

5. Как вы прореагируете, если кто-либо из коллег без разреше­
ния возьмет с вашего стола какой-нибудь документ?

а) выдам ему по первое число;

б) заставлю вернуть;

в) спрошу, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами вы встретите жену (мужа), если она (он)
вернулась (вернулся) с работы позже обычного?

а) "Что тебя так задержало?";

б) "Где ты торчишь допоздна?";

в) "Я уже начал(а) волноваться!".

7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

а) стараюсь обогнать машину, которая показала мне
хвост;

б) мне безразлично, сколько автомобилей обошло меня;

в) увеличу скорость, чтобы никто не опередил меня.
8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

а) сбалансированными;

б) легкомысленными;

в) крайне жесткими.

9. Что вы предпринимаете, если не все удается?

а) пытаюсь свалить вину на другого;

б) смиряюсь;

В) становлюсь осторожным.

10. Как вы отреагируете на мнение, суждения о современных
подростках?

а) "Пора бы уже запретить юнцам такие развлечения";

б) "Надо дать им возможность организованно и культур­
но отдыхать";

в) "Не следует с детьми возиться".

11. Как вы выразите свое ощущение, если должность, кото­
рую вы хотели занять, досталась другому?

а) "И зачем я только на это нервы тратил(а)";

б) "Видно, этот человек начальнику приятнее";

в) "Может быть, мне это удастся в другой раз".

12. Какие чувства испытываете, когда смотрите страшный
фильм?

в) искреннее удовольствие.

13. Как вы будете себя вести, если в результате дорожной
пробки вы опоздали на важные деловые переговоры?

а) буду нервничать во время переговоров;

б) попытаюсь вызвать снисходительность партнеров;

в) просто огорчусь.

14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

а) победа - моя цель;

б) чувствую себя вновь молодым и это ощущение ценю;

в) если проигрываю, очень сержусь.

15. Как вы поступаете, если вас плохо обслужили в ресторане?

а) терплю, избегая скандалов;

б) вызываю метрдотеля и делаю ему замечание;

в) отправляюсь с жалобой к директору ресторана.

16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе:

а) поговорю с учителем;

б) устрою скандал родителям обидчика;

в) посоветую своему ребенку дать сдачи обидчику.

17. Какой вы человек?

а) средний;

б) самоуверенный;

в) пробивной.

18. Что вы скажете подчиненному, если столкнулись с ним в
дверях?

а) "Простите, это моя вина";

б) "Ничего, пустяки";

в) "А повнимательнее вы не могли быть?"

19. Какова ваша реакция на статью в газете о хулиганстве
среди молодежи?

а) "Когда же будут, наконец, приняты конкретные
меры?";

б) "Надо бы ввести суровые наказания!";

в) "Нельзя же все валить на молодежь - виноваты и вос­
питатели".

20. Какое животное вы любите?

в) медведя.

34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обуслов­лено недостаточной уверенностью в собственных силах и воз­можностях. Побольше решительности вам не помешает. К кри­тике "снизу" относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики "сверху".

35-44 балла. Вам сопутствует успех в жизни. В вас достаточ­но "здорового честолюбия", вы умеренно агрессивны, к крити­ке относитесь доброжелательно, если она деловая и без претен­зий.

45 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешен­ны, нередко бываете чрезмерно жестоким по отношению к дру­гим. Надеетесь дойти до управленческих "верхов", рассчиты­вая на свои силы. Добиваясь успехов в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике от­носитесь двойственно: критику "сверху" принимаете, а крити­ку "снизу" воспринимаете болезненно, порой небрежно. Може­те преследовать критиков "снизу".

ТЕСТ "КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КРИТИКЕ?"

Одни извлекают из критики пользу, другие морщатся, но терпят, третьи активно борются с критикующими, "давят на. корню" любое проявление критики. Одни считают, что она по­могает делу, другие - что мешает. Одни умеют применять кри­тику, другие - нет. Однако хотим мы того или нет, критика при­суща всякому социальному организму, каким является любой коллектив, и современный руководитель не может считаться грамотным, если он не знаком со всеми сложностями и трудно­стями этого явления. Предлагаемый тест поможет вам опреде­лить уровень вашей персональной грамотности в этой области. И хотя, как и все подобные тесты, он не претендует на бесспор­ность, надеемся, что он поможет вам в деловом общении. От­метьте в каждом вопросе наиболее приемлемый для вас вари­ант ответа.

1. Считаете ли вы критику методом изживания недостатков в работе отдельных лиц или коллективов?

а) да, я считаю критику необходимым и нормальным
элементом жизнедеятельности любого коллектива;

б) критика часто осложняет отношения в коллективе,
поэтому я ее не признаю;

в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роли и прибегать к ней часто.

2. Как вы относитесь к публичной критике?

а) считаю публичную критику действенной формой из­
живания недостатков;

б) лучше высказать замечания человеку наедине, чем пуб­
лично, на людях;

в) предлагаю "кулуарную критику", т.е. критику "за гла­
за", в неслужебной обстановке или высказываемую
в полушутливой форме.

3. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?

а) да, конечно;

в) можно, но крайне осторожно.

4. Как вы относитесь к самокритике?

а) стараюсь быть объективным к себе и к "своей" служ­
бе, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не
дожидаясь, пока на них укажут другие;

б) обычно я знаю недостатки в работе "своей" службы и
моей лично, но не спешу себя критиковать;

в) критиковать себя ни к чему, т.к. охотников тебя пору­
гать всегда хватает.

5. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы вы­
ражаться мягко, корректно, тактично, так, чтобы не задеть лич­
ность критикуемого?

а) да, разумеется;

б) нет, считаю, что чем сильнее задета личность крити­
куемого, тем действеннее критика;

в) все зависит от самой этой "личности": если она уж
очень обидчива - учитываю это, а если нет - особенно
не придерживаюсь дипломатии.

6. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы "под­
сластить пилюлю" указанием на положительные моменты в де­
ятельности объекта критики?

а) да, обычно стараюсь;

б) нет, не вижу в этом смысла;

в) стараюсь ограничить поле критики предметом обсуж­дения.

7. Дозируете ли вы объем критики, стараетесь ли соблюсти
некую меру?

а) да, я стараюсь критиковать не более чем за один недостаток;

б) нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики;

в) стараюсь ограничить поле критики предметом обсуждения.

8. Вносите ли вы в ходе критического выступления какие-
либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на недостатки?

а) да, я считаю, что тот, кто критикует, должен что-то
предложить, иначе он и критиковать не вправе;

б) нет, я полагаю, что главное - обнажить проблему, указать на недостаток, а его устранение - дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов;

в) предпочтительнее конструктивная критика, но даже
если трудно что-либо предложить, нельзя умалчивать
о недостатках.

9." Какова обычно ваша первая реакция на критику?

а) стремлюсь тут же ответить, сразу прошу ответного
слова или говорю с места;

б) переживаю молча, с обидой, от ответного выступле­
ния стараюсь уклониться;

в) обдумываю критику, выступать с ответом не спешу,
но если настаивают, то не отказываюсь.

10. Какое поведение наиболее характерно для вас при ответе на критику?

а) как правило, стараюсь признать критику, даже если
она не во всем объективна;

б) прибегаю к методу защиты "от противного", т.е. кри­
тикую критикующего;

11. Раздражает ли вас критика?

а) как правило, да;

б) не очень;

в) смотря кто и как критикует.

12. Появляется ли у вас чувство неприязни к критикующему
вас человеку?

а) как правило, да;

б) нет, крайне редко;

в) да, если критика несправедлива или высказывается
в резкой, обидной форме.

13. Как вы в дальнейшем строите свои отношения с крити­
кующим вас человеком?

а) как и прежде;

б) стараюсь при случае "ответить взаимностью" или
ущемить его интересы другим доступным мне спосо­
бом;

в) некоторое время "обхожу" этого человека, стараюсь
не вступать с ним в контакт.

14. Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует?

а) считаю их "приспособленцами", "трусишками", "угод­
никами";

б) нормально отношусь, ничего тут особенного нет;

в) советую впредь не торопиться с самокритикой.

15. Существует ли уголовная ответственность за преследо­
вание критикующих?

в) не знаю.

16. Вопрос-шутка: какое высказывание о критике вам ближе?

а) критика - лекарство, ее надо уметь применять и принимать;

б) управленческая деятельность - тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено, а не
всяк, кому не лень;

в) и на критику существует мода.

Определите число набранных вами очков по шкале оценки ответов:

баллов - 16, 2в, 36, 76, 96, 106, 136, 156, 15в, 166, 2в, 15в.

балл- 26, 7а, 9а, Па, 12а, 14а, 26, 56, 66, 7а, 86, Зв, 4в, 10в, 14в, 16в, 14а.

балла- 6а, 8а, Па, 16а, 46, 116, 146, 1в, 5в, 12в.

балла - 1а, 2а, За, 4а, 5а, 13а, 15а, 126, 6в, 7в, 8в, 9в, Пв, 12в, 13в.

8-18 баллов. Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а крити­куя других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том, и в дру­гом случае вы весьма эмоциональны, легко возбудимы, можете вспылить, допустить резкость. Вам необходимо воспитывать некий комплекс стабильности, то есть чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий и решений, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоце­нивая себя, но и не умаляя своих достоинств.

19-32 балла. Вы терпимо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом управленческой жизни, не переоцени­ваете ее значения. Ваше поведение в ролях критикуемого и кри­тикующего можно охарактеризовать как "контролируемую эмоциональность" - вы редко выходите из себя. В то же время вам чуждо чувство обиды, желание "насолить" критикам, оп­равдать свои ошибки.

33-46 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, доста­точно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто при­знаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы это стараетесь скрывать. В критических выступлениях вы не перебарщиваете и не стараетесь оправдать­ся, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уве­ренность в том, что вы на своем месте, позволяет вам не забо­титься о личном авторитете, а лишь помнить о пользе дела.

ТЕСТ1 "УМЕНИЕ СЛУШАТЬ"

Умение слушать - неотъемлемая предпосылка обучения и самообучения руководителя, да и любого сотрудника, профессионально связанного с межличностными коммуникациями. Особенно необходимо такое умение руководителю. Оно - важнейшая составная часть социальной компетентности. Без уме­ния слушать человек лишает себя важной информации, не мо­жет завоевать доверие товарищей по работе и окружающих. Подсчитано, что в России лишь 10-20% граждан обладают развитой способностью слушать собеседника. Большинство же людей очень часто слушают, не слыша, т.е. преследуют в разговорах главным образом лишь свои цели, пропуская большую часть информации, сказанной другими. Предлагаемые ниже три теста помогают установить ваши способности слушать собесед­ника, в том числе воспринимать неприятную информацию.

Инструкция

Выберите приемлемый для вас ответ из трех вариантов на каждый из 15 вопросов.

Опросник

1. Какова, по-вашему, цель беседы или разговора:

а) лучше узнать собеседника;

б) высказать свою точку зрения по данному вопросу;

2. Задавали ли вы в детстве, ваши дети или кто-нибудь привас такие вопросы: "Как и где спят облака?" или "Была ли бабушка маленькой?" и т.п.:

б) никогда;

в) иногда.

3. Приходилось ли вам по утрам, собираясь на работу, напе­
вать:

а) да, всегда утром одну и ту же песню;

б) да, обычно разные песни;

в) нет, никогда.

4. В конце собрания задаете ли вы вопросы докладчику:

а) да, всегда есть о чем спросить;

б) иногда, когда вы не согласны с изложенной точкой
зрения;

в) никогда, так как не верите, что одним вопросом мож­
но изменить точку зрения докладчика.

5. После разговора с другом или коллегой случалось ли вам
менять точку зрения по данной проблеме:

а) да, довольно часто;

б) иногда;

в) никогда.

6. Когда вы разговариваете с кем-либо, то:

а) больше говорите вы;

б) больше говорит ваш собеседник;

в) оба говорите поровну;

7. При одинаковой цене, что бы вы предпочли купить:

б) грампластинку (компакт-диск);

в) билет в кино.

а) что потеряете ценное время;

б) что теперь будете иметь на него влияние;

в) что попытаетесь ему помочь.

9. Какая из фраз выражает более всего вашу точку зрения:

а) лишь специалист может говорить хорошо по данной
проблеме;

б) каждый может обо всем говорить, если умеет хорошо
выражать свои мысли;

в) специалисты не всегда хорошие ораторы, чтобы убе­
дительно говорить о проблеме и своих разработках.

10. Если при разговоре смысл слов ускользает от вас, то как
вы поступите:

а) остановите говорящего и попросите объяснить сказан­
ное;

б) отметите про себя неясное, чтобы спросить об этом
в конце разговора;

в) в целом суть дела вам всегда ясна.

11. Можете ли вы днем повторить сообщение или песню, ус­
лышанные утром по радио:

а) да, всегда;

б) да, но вам необходимо время, чтобы вспомнить;

в) вы не можете вспомнить.

12. У эстрадного певца (певицы) прежде всего вы цените:

б) внешний вид;

в) поведение на сцене.

13. Посещение концертов для вас:

а) событие, доставляющее удовольствие;

б) светская обязанность;

в) удовольствие, если исполняют ваши любимые произ­
ведения.

14. Вы в гостях, кроме вас еще присутствуют 5-6 человек.
Вы заводите разговор. Чаще всего:

а) вас почти никто не слушает;

б) все умолкают, чтобы выслушать вас;

в) вы, как правило, не являетесь инициатором разгово­
ра.

15. Вы в курсе событий общественной жизни в первую оче­
редь благодаря:

а) просмотру телепередач;

б) слушанию радио;

Инструкция :

Внимательно прочтите десять предложений, описыва­ющих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или пре­имущественно верным поставьте рядом с порядковым но­мером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».

1. Мне кажется трудным искусство подражать привыч­кам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не-всегда такой, каким кажусь.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой,"хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосред­ственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Подсчет результатов : по одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все осталь­ные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы искренне отве­чали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0 3 балла – у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным из­меняться в зависимости от ситуаций. Вы способны к ис­креннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине вашей прямоли­нейности.

4 6 баллов – у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружаю­щими людьми.

7 10 баллов – у вас высокий коммуникативный конт­роль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоя­нии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмос­феру, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагаем следующие тесты.

Тест 1: «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ»

Инструкция: «Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при бе­седе с любым человеком – будь то Ваш товарищ, сослужи­вец, непосредственный начальник, руководитель или про­сто случайный собеседник».

Варианты ситуаций

Ситуации, вызывающие досаду

1. Собеседник не дает мне шанса выска­заться, у меня есть что сказать, но нет воз­можности вставить слово.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.

4. Разговор с таким партнером часто вы­зывает чувство пустой траты времени.

5. Собеседник постоянно суетится, каран­даш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тре­вога.

7. Собеседник всегда отвлекает меня воп­росами и комментариями.

8. Что бы я ни высказал, собеседник все­гда осаждает мой пыл.

9. Собеседник всегда старается опроверг­нуть меня.

10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержа­ние.

11. Когда я задаю вопрос, собеседник зас­тавляет меня защищаться.

12. Иногда собеседник спрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

13. Собеседник, не дослушав до конца, пе­ребивает меня лишь затем, чтобы согла­ситься.

14. Собеседник при разговоре сосредоточен­но занимается посторонним: играет сига­ретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

15. Собеседник делает выводы за меня.

16. Собеседник всегда пытается вставить сло­во в мое повествование.

17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21. Когда я говорю о серьезном, а собесед­ник вставляет смешные истории, шуточ­ки, анекдоты.

22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.

23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.

24. Собеседник ведет себя так, будто я ме­шаю ему делать что-нибудь важное.

25. Собеседник требует, чтобы все согла­шались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так ду­маете?» или «Вы не согласны?»

Обработка результатов : подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.

Интерпретация:

70%-100% – Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

40%-70% – Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям, Вам еще недо­стает некоторых достоинств хорошего собеседника, избе­гайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

10%-40% – Вы хороший собеседник, но иногда отка­зываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежли­во его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее;

0%-10% – Вы отличный собеседник. Вы умеете слу­шать, Ваш стиль общения может стать примером для ок­ружающих.