Абсолютно все твои успехи и неудачи внутри тебя. Когда в последний раз ты пытался понять себя и занимался самоанализом? Поменять жизнь в нужном русле и стать более успешным позволит скрупулезный самоанализ.

«Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» Антуан де Сент-Экзюпери

Мы живем больше по наитию и по инерции. Но мы редко задумываемся о самом себе. Мы думаем об окружающих, обстоятельствах, жизни, но редко о себе. Почему мы избегаем думать и анализировать себя? Мы боимся оказаться не такими хорошими, умными и успешными? Анализ внешних и личностных качеств поможет выбрать нужный путь развития. Самоанализ позволит выявить слабые места и акцентироваться на сильных сторонах.

Для успеха в жизни нужно проводить внутреннюю настройку регулярно. Как познать свою внутреннюю сущность и использовать это во благо? Мы составили тебе список для копания внутри себя. Выполни каждый пункт и обязательно сделай пометки в записной книжке.

Как проводить самоанализ?

1. Самоанализ лица

«Чтобы стать самим собой, нужно позабыть все прежние представления о себе» Пауло Коэльо

Подойди к зеркалу и внимательно рассмотри свое лицо. Не ленись и подойди! Что ты видишь в отражении? Представь что это незнакомец, а не ты. Опиши его несколькими предложениями. Что можно сказать по его прическе, улыбке, глазам, коже и выражению лица?

Результаты самоанализа. Тебе не очень понравиться этот «незнакомец»? Это нормально. Но что бы ты изменил в его внешности и как улучшил? Может нужно больше спать, вести более здоровый образ жизни или больше ухаживать за собой?

2. Самоанализ фигуры

Разденься догола. Окинь критическим взглядом свою фигуру и тело. У тебя подтянутая и спортивная фигура? У тебя нет лишнего веса? Твое тело выглядит здоровым и красивым? Как обстоят дела с растительностью на теле? Взгляни на себя со всех сторон и сделай выводы.

Результаты самоанализа. Все слабые стороны видны не только тебе, но и окружающим. Начни больше следить за своей фигурой, займись спортом, акцентируй приоритеты на здоровом питании и образе жизни. У тебя единственное тело и тебе жить с ним до самого конца. Не позволяй быть себе некрасивым, толстым, худым, неспортивным и несексуальным.

3. Самоанализ гардероба

Открой социальную сеть и просмотри свои фотографии. Ты все время в одних и тех же джинсах, рубашке, джемпере, костюме или куртке? Твоя одежда не поменялась за последние несколько лет? Это не очень хорошо. Загляни в шкаф и перебери вещи. Большинство ты никогда не используешь? Насколько твоя одежда опрятная, стильная и новая? Как обстоят дела с нижним бельем? Оно вызывает желание у противоположного пола или жалость?

Результаты самоанализа. В большинстве случаев тебе не понравиться твой внешний вид, но это стимул для его усовершенствования. В выходные выкинь ненужные вещи и посети магазин. Выбери себе парочку новых вещей. Это привычка будет хороша не только один раз. Каждый месяц покупай себе что-нибудь. Это позволит выглядеть модно, стильно и сексуально.

4. Самоанализ личной жизни

У тебя есть кто-то или ты один? Ты доволен существующими взаимоотношениями или отсутствием их? Почему ты один или несчастлив в любви?

Результаты самоанализа. Если ты один, то самое время найти подружку. Поставь себе за правило знакомиться с 5 новыми девушками за неделю. Ты можешь знакомиться с одной девушкой в день или делать это за сутки. Подходи к понравившимся девушкам и завязывай разговор. Отказы – это нормально. Хорошо если ты достигнешь успеха в 30% случаях. Если у тебя есть подружка, то проанализируй отношения. Что тебе не нравится? Что можно улучшить? Предприми шаги для исправления ситуации.

5. Самоанализ карьеры

«Ищи свое место. Когда ты найдешь его, тебе не нужно будет бороться» Бернар Вербер

Ты учишься в нужном месте? Ты достаточно получаешь знаний? Ты не лентяй? Если ты работаешь, что можешь сказать о своей квалификации, перспективах, карьере и зарплате? Что тебя устраивает, а что вызывает крайнее беспокойство?

Результаты самоанализа. Если хочешь быть профессионалом, то учились более прилежно. Пойди на курсы повышения квалификации или изучи иностранный язык. Недоволен работой? Начни искать новую работу не пассивно, а активно! Помести резюме, начни ходить на собеседование. Глупо быть неудачником, провести всю жизни на ненавистной и малооплачиваемой работе.

6. Самоанализ внутренних качеств

«На свете полно мест куда можно сбежать. Но иногда стоит заглянуть в себя» Майк Дилан Раскин

Что ты можешь сказать о себе самом? Насколько у тебя хороший характер? Сколько у тебя настоящих друзей? Как обстоят дела с чувством юмора? Ты бы дружил сам с собой?

Результаты самоанализа. Самоанализ внутренних качеств и черт характера достаточно сложен. Но именно в нем кроется причина многих наших взлетов и падений. Попробуй немного покопаться в себе и выйти с некоторыми результатами. Что можно улучшить, исправить и изменить?

Что делать после самоанализа?

«Что делать, когда разрушается вся твоя личность и все твои представления о себе? Как жить дальше, когда вдруг выясняется, что все это время ты жил неправильно?» Чак Паланик

Теперь прочитай пометки, которые ты сделал. Не все в порядке? Это нормально и вполне ожидаемо. Лучше честно найти ошибки и исправить их, чем жить в придуманном розовом мире. Проводи самоанализ регулярно и записывай результаты в специальную записную книжку. Что ты уже улучшил, а что еще обстоит сделать?

Вскоре ты обнаружишь, что жизнь налаживается, а ты становишься более удачливым и счастливым.

У каждого из вас получится свой, уникальный и неповторимый опыт, который вы приобретете в результате этого занятия. Дело это не просто увлекает - оно затягивает. Это не значит, что нужно только самоанализом и заниматься, и при каждом появившемся свободном времени уходить в него с головой, но подходить к этому нужно серьезно, ответственно и быть готовым тратить свое свободное время. Это может быть очень интересно, но никак не обязательно. Поэтому, ваш самоанализ может занять у вас гораздо меньшее или большее время.

Сказать, что вы проанализируете себя и все поймете, - ничего не сказать. Уже много и много позже, когда ваши записи и тетради останутся в стороне, вы будете делать открытия и узнавать нечто новое для себя. Поэтому сейчас, я не могу вам сказать, не могу обещать, что вы один разик себя проанализируете, все поймете и вам станет хорошо. Ничего такого не произойдет. Но может произойти нечто другое, более важное.

И это важное заключается в том, что на сотни вещей и явлений вы сможете посмотреть совершенно иначе. Многие ваши поступки могут предстать совсем в ином свете. Почему и как это происходит? Почему наше мнение о нас может так сильно измениться? Причина на самом деле очень проста: когда мы совершаем поступки, когда наша жизнь меняется, мы ее оцениваем, мы даем ей определение, мы как-то к ней относимся. Но мы крайне редко даем такую оценку всему циклу событий, всем нашим сделанным шагам. И когда кто-то опоздал на встречу, то это не кажется чем-то особенным, с кем не бывает, но когда, анализируя себя, понимаешь, что ты имеешь хроническую причину опаздывать, и такую же хроническую систему оправдываться, то задаешь себе вопрос: а почему, собственно?

Ведь самоанализ заключается не в том, или не столько в том, чтобы интерпретировать в нашей жизни некоторое событие, сколько в том, чтобы взглянуть на наиболее значимые циклы событий, цепь наших шагов и стройные ряды граблей, сделанные на протяжении многих лет. Отдельная ситуация может никак вас не характеризовать, но вот отдельная закономерность, присущая тому или иному циклу, закономерность любого свойства - это уже какой-то диагноз. Без медицинского оттенка, конечно.

Так как ваши жизненные стратегии уникальны и неповторимы, то я вряд ли смогу сказать, что получится у вас в результате, и какие полезные открытия вы сможете совершить, если будете их анализировать. Но моно воспользоваться советами, в каких направлениях лучше всего сосредоточить все свое внимание. Это легко.

Тетрадь для самоанализа и записи в ней

Подойдет любая тетрадь, лучше такая, где страниц побольше. Порядок записей абсолютно произвольный. Если кому удобнее это оформлять, как-то разукрашивать разными пастами и подчеркивать важные слова и фразы, то нет проблем. Как вам больше нравится. Но вот просьба: не пытайтесь умничать, увековечивать свои слова, шлифовать фразы или долго размышлять над красотой высказываний. В нашем деле главное - спонтанность, легкость и произвольность. Не ленитесь писать записки на клочках бумаги, если тетради нет под рукой, а вспомнилось нечто важное. Потом можно или переписывать, или вкладывать эти записки в тетрадь. Я просто вкладывал, и, в результате, тетрадь никак не походила на дневник, а больше на копилку всяких листочков и записочек. Впрочем, иногда я все эти записочки перебирал, группировал и часть из них переписывал воедино, если они были объединены каким-то общим смыслом. В общем, никаких категоричностей и строгостей. На ваш вкус и цвет.

Друзья и приятели.

На протяжении нашей жизни у нас появляются друзья. Некоторые из них остаются с вами на всю оставшуюся жизнь, с некоторыми мы расстаемся в силу разных причин. Кажется, что всех мы их хорошо помним, нет смысла спорить. Тем не менее, исключительно ценно и полезно переписать их всех на бумаге. Попробуйте дать краткий портрет для каждого из них. Попробуйте выделить нечто особенное, что характерно для всех ваших друзей. Таким образом вы сможете найти некоторый черты и качества, которые предопределяют вашу симпатию. Вспоминая и изучая своих друзей, полезным будет несколько очень важных параметров, которые следует вспомнить и запротоколировать. Здесь внимание! Как правило, люди, которые пишут дневники, стараются преподнести действительность в таком свете, что все злодеи, а они хорошие. Это происходит по большей части бессознательно, и происходит потому, что любой дневник всегда содержит в себе тайное чувство его автора, что этот дневник однажды прочитает кто-то еще. Но так как вы занимаетесь самоанализом, а не написанием дневника для последующих поколений, постарайтесь быть откровенными и объяснять события так, как они того заслуживают, а не так, где вы будете выглядеть пристойно и благородно. Имеет смысл вспомнить и описать (или маркировать, или нарисовать, но на бумаге это в том или ином виде должно появиться) следующие вещи.

Первое.Если те люди, которых раньше вы называли друзьями, а теперь можете это сделать только в прошлом времени, перестали быть таковыми, то почему это произошло? Кто выступил в качестве явного или неявного инициатора расставания? В каких случаях вы потеряли интерес к этой дружбе, и в каких случаях интерес был потерян к вам? Отдельно стоит выделить случаи, когда дружба, в силу каких-то причин, преобразилась во враждебность, в непримиримую ненависть. Что произошло? Нет ли у этих ситуаций чего-то общего, что характерно для всех них.

Второе. Попробуйте для себя определить и записать принципиальное различие между другом и приятелем, между другом и хорошим знакомым. Найдите существующие для вас оттенки градации ваших взаимоотношений и попробуйте дать определение каждому из них, а также выделить наиболее характерные отличия между этими понятиями. В каких случаях вы никогда не назовете приятеля другом? В каких случаях вы никогда не назовете друга приятелем? Что самое главное в том, чтобы вы смогли назвать человека другом и ваши отношения - дружбой, дружескими?

Третье. Срок жизни отношений. Насколько они долговечны? Как долго вы в состоянии поддерживать и развивать дружбу? Нет ли у ваших дружеских отношений критического срока?

Четвертое. Попадали ли вы в ситуации, когда два ваших близких друга начинают люто враждовать между собой? Каковы ваши действия в подобной ситуации? К каким это приводит результатам? Можете ли вы сказать, что удовлетворены своей стратегией? Если нет, то как ее можно усовершенствовать, уже зная на своем опыте, что она неэффективна? Оказывались ли вы сами в ситуации, где враждовать приходилось вам, а при этом был кто-то третий, кто сохранял нейтралитет и поддерживал отношения, - как с вами, так и с враждебной вам стороной? Что вы будете делать, уже имея опыт в подобной ситуации, если она повторится с другими, близкими вам сейчас людьми? Какой урок вы извлекли из этих ситуаций?

Кого бы вы назвали антитезой друга? Какие качества обрекают человека на безнадежность попыток стать вашим другом? Что вы не приемлете никогда и ни под каким соусом? Тут весьма полезно не столько привести абстрактные примеры, сколько вспомнить реальных людей и реальные случаи из вашей жизни.

Какие черты и качества в вас чаще всего портят отношения с другими людьми? Какое из них встречается наиболее часто? За что вас чаще всего упрекают ваши друзья? В каких случаях вы пошли на компромисс, а в каких - не пошевелили и пальцем, чтобы изменить ситуацию? И чем первое отличается от другого?

Любовные и брачные отношения У каждого из вас весьма разный багаж опыта на этом полигоне, и поэтому весьма сложно предложить универсальные шаблоны для анализа. Тем не менее, я попробую это сделать, а вы можете использовать лишь те, которые явно вам подходят, или дополнить какими-то своими, которые здесь не приведены. Вообще, список возможных аспектов легко и просто масштабируется, расширяется и уточняется, и вы можете дополнять и видоизменять его.

Первое. Вспомните и запишите всех людей на протяжении всей вашей жизни, к кому вы испытывали любовные чувства, к кому вас тянуло, о ком вы мечтали как о потенциальном партнере, с кем у вас была реальная связь, независимо от ее срока. Старайтесь вспомнить всех, кто был интересен вам, кто вас привлекал, в кого вы были влюблены, к кому вы испытывали сильные эмоциональные и сексуальные чувства.

Второе. Вспомните и запишите всех людей, кто испытывал повышенный интерес к вам, и вам об этом было известно. Возможно, кто-то добивался вашей любви и признательности? Настойчиво приглашал провести время? Сюда определяйте всех тех, чьи притязания не вызвали у вас отклика и интереса. Кратко опишите каждый из таких случаев. Вспомните, как вы даете понять человеку, что его интерес не будет оправдан? Какова причина вашего отказа в каждом конкретном случае? Нет ли у всех этих случаев чего-то общего? Сюда также можно вносить записи о таких случаях, когда противоположная сторона начала вести себя нетипично: угрозы, преследования, смена милости на враждебность, месть и так далее. Уточните все эти случаи и попробуйте определить, в чем ваша ошибка, и как можно выходить из подобных ситуаций с наименьшими потерями - как для вас, так и для других людей.

Третье. Сексуальная привлекательность. Выделите наиболее важные черты сексуальной привлекательности вашего партнера, безотносительно конкретных примеров. Стесняться тут нечего, все равно кроме вас это никто не прочитает и не увидит. Выпишите самые важные качества и расставьте их в порядке значимости. И лишь затем примерьте этот список на ваших партнерах, насколько он совпадает в каждом конкретном случае. Нет ли какой-то закономерности от того, что длительность отношений, например, может быть напрямую зависима от полноты этого списка?

Четвертое. Выпишите причины расставания и разрушения ваших любовных отношений. В чем заключаются эти причины, нет ли у них чего-то общего? В каких случаях вы не стали разрывать отношения полностью, а перевели их в иное русло, например, в дружбу или в разряд добрых знакомых? В каких случаях вы возненавидели своего партнера и избегаете его? В каких случаях он поступил так же? Кто чаще получился инициатором развода и расставания? Кто чаще предлагает перевести отношения к дружеским? Кто чаще встает на тропу войны? Какой полезный опыт вы сделали, какие уроки усвоили, как вы поступите в следующий раз, если ситуация повторится?

Пятое. Отношение к детям. Сколько у вас будет детей? Почему именно такое число? Принципиально ли имя ребенка? Какие ассоциации у вас связаны с этим именем, если оно есть? Принципиален ли пол ребенка? Какую роль вы хотите играть в воспитании? Как вы относитесь к телесным наказаниям и почему? Нет ли параллели между вашим ответом и тем, как в детстве с вами обращались ваши родители?

Шестое. Отметьте где-нибудь три самых сильных ваших чувства, когда вы, можно так сказать, теряли голову от желания быть рядом с этими людьми. Что общего есть у этих людей? Будьте предельно внимательны. Конституция тела, цвет глаз, голос, рост, манеры, особенности характера, жесты, цвет волос, и так далее. Что можно добавить в этот список к каждому их этих людей, что сделало бы их еще краше? Что разрушит их образ и всю их привлекательность, если из составленного списка удалить какой-то элемент. Вы можете попробовать аккуратно убирать в вашем воображении ту или иную черту, качество, и при этом внимательно прислушиваться к собственным ощущениям. Любые идеи записывать.

Профессия и работа

Вспомните, о каких профессиях вы мечтали по мере того, как вы росли. Насколько велик список этих профессий? Почему вы мечтали об этом в каждом конкретном случае, что вас наводило на эту мысль, на эту мечту? С чем связано то, что со временем она утратила свою актуальность.

Влияние родителей, родственников на ваш профессиональный выбор. Были ли у них особые теории о том, кем вам быть и к чему стремиться? Вы делаете выбор под чьим-то влиянием, или свой собственный? Оказывалось ли на вас давление? Не подвергались ли вы угрозам и шантажу с чьей-либо стороны? Пресекались ли ваши интересы и попытки реализовать себя так, как вам этого хочется?

Место работы. Выпишите все работы, на которых вы успели поработать. Писать приватно, в любом порядке, не исключая ничего. Если список в итоге получится большой, то потом его можно пересортировать в удобном порядке. Что привело вас на эту работу? Сделайте комментарий для каждой из них. Что на этой работе вам понравилось больше всего? Чему на этой работе вы научились особенно полезному? Что было причиной, по которой вы ушли с этой работы. В каждом случае выделите наиболее важную, центральную. Нет ли в списке ваших причин какой-то закономерности, чего-то общего, любого свойства? Может быть, вас хронически сокращают? Или вы через некоторое время разочаровываетесь этой работой? Возможно, помехой все время выступают какие-то сторонние причины, никак не связанные с работой? Пересортируйте список покинутых работ по причинам, объедините наиболее частые. Какой вывод вы можете сделать? Какие коррективы можно внести в свою дальнейшую карьеру, учитывая полученную вами информацию?

Отношения с сослуживцами и начальством. Составьте список всех наиболее конфликтных случаев за всю вашу профессиональную деятельность. Ссоры, предательство, интриги, давление со стороны кого-либо, понижение в должности, снижение заработной платы, обман, и так далее. Выделите наиболее типичные ситуации, которые повторяются. Какой вывод вы можете сделать в этой ситуации, получив такой "послужной" список? Имеются ли возможности улучшить это положение, предохраниться от повторений подобных ситуаций?

Особенно выделить отношения с начальством. Составить краткую характеристику на всех их, в чем причина конфликтных или натянутых отношений с ними в каждом конкретном случае? Вспомните и опишите случаи "хороших" начальников, если таковые были. Какие шаги вы предприняли для того, чтобы, по возможности, сглаживать или сводить на нет конфликты и взаимные недовольства?

Являетесь ли вы магическим человеком? Если вы работали в небольших коллективах, то как развивалась жизнь этого коллектива и положение самой фирмы (организации) за весь период вашего в ней пребывания? Если это возможно, выделите все случаи, когда за время вашей работы фирма или усиливала свое положение, или, напротив, ее положение ухудшалось. Запишите все это, сравните полученные результаты. Можно ли сделать из этого какие-то выводы?

Личные качества и особенности

Вспомните все ваши самые яркие удачи, самые лучшие достижения. Выпишите их и дайте определение причины, которая, по вашему мнению, стала причиной этого успеха. Какова ваша заслуга в каждом из этих случаев? Какие качества сыграли первую скрипку в этих событиях. Выписывать можно безотносительно, без привязок к той или иной области. Блестящая речь, отличная защита диссертации, спортивное достижение, любой результат в той или иной области, которым вы восхищены, довольны, и которым вы гордитесь, или же которым вы были восхищены в далеком или недалеком прошлом (пусть даже эмоции сейчас притупились, остыли). Выписывайте все, что придет в голову.

Охарактеризуйте самые лучшие ваши качества любого свойства. Включите в него все свои навыки и умения. Пофантазируйте о том, как вы можете это усилить, как вы можете сделать эти качества еще более эффективными и полезными? Резюмируйте свои идеи.

Составьте список самых главных ваших недостатков. Лучше всего, если он состоит из двух колонок. Первый список - по теории окружающих вас людей. Второй - только по вашей собственной теории. Списки могут совпадать, или очень сильно отличаться: у меня, например, в список выделенных мною недостатков попадали те, которые не замечали другие (одно время была теория о том, что надо быть выше ростом - кому надо, зачем надо, непонятно), а списке сторонних недостатков были и такие, которые я даже считал достоинствами (например, нелюбовь рассказывать о своих проблемах). Подумайте о том, можно ли сократить эти списки? Если недостаток невозможно исправить, то тогда как и чем его можно компенсировать? Если вы не в состоянии от чего-то отказаться, что кажется другим людям недостатком, то какие компромиссные решения вы могли бы им предложить, чтобы эти недостатки затрагивали их в меньшей степени?

Вспомните и запишите все ваши интересы на протяжении вашей жизни. Что вас интересовало в тот или иной период? Не было ли такого, что вы теряли интерес к тому или иному делу, а через некоторое время снова возвращались к нему? Попробуйте уточнить временной интервал для каждой области ваших интересов, ваших увлечений: это может быть хобби, спорт, погружение в ту или иную научную или прикладную тему, разведение цветов, и так далее. Сюда же можно относить и планы, которые вы не реализовали, но вынашивали некоторое время.

Родители и воспитание

Вспомните и запишите все случаи, когда помощь и поддержка родителей (родственников) оказалась очень ценной для вас на тот момент времени. Составьте список благодарностей, которые бы вы могли предъявить в качестве оправдания свои родителям. Что полезного и ценного для вас они сделали, в чем их роль безусловна и недвусмысленна. Оставьте все обиды и недоразумения для других страниц самоанализа. Только объективность, только констатация фактов и признание положительных сторон.

Вспомните и запишите самые неутолимые обиды, самые яростные претензии к своим родителям. Попробуйте, помимо записи, выразить их в форме рисунка для каждой такой ситуации. Детализируйте то, что действительно болит, что не смывается со временем и не утихает. Разделите этот список на такой, где ваша обида была высказана и не высказана. Каких случаев больше? Как вы думаете, что бы было, если бы этот список поменялся местами? Было бы лучше или хуже? Что вы будете делать в перспективе: оставите все, как есть, или будете пытаться как-то надломить эту ситуацию? Запишите также выводы, которые вы сделали из вашего неприятного детского опыта, который вы распространите на своих детей?

Насколько вы уверены, что не повторите эти ошибки ваших родителей? Будете ли вы использовать положительный опыт, о котором вы вспоминали в первой части самоанализа? Придумайте несколько глобальных, универсальных советов, которые вы извлекли из ваших отношений с родителям, и которые пойдут впрок всем остальным родителям.

Наказывали ли вас в детстве? Вспомните все наиболее строгие наказания, если таковые были? Как вы будете строжиться над своими собственными детьми? Есть ли у вас свое мнение на этот счет? Можно ли назвать это мнение продолжением той линии воспитания, которой придерживались ваши родители в отношении вас? Или это, напротив, антитеза их подхода?

Обдумайте и запишите образ идеального отца и идеальной матери. Какими они должны быть? Определите истинные качества своих родителей, и сравните список идеального и список того, что было на самом деле. Сравните идеальный образ противоположного пола со списком ваших увлечений, ваших самых главных качеств в том человеке, которого вы можете полюбить или любите. Какие качества совпадают? Не находите ли вы в своих любовных привязанностях нечто такое, что похоже на ваши представления об идеальном родителе?

Совпадающие элементы

Часто мы бессознательно делаем выбор в сторону того, что имеет какой-то сверхценный признак, какое-то особое свойство. Это могут быть числовые совпадения, или цветовые совпадения, или выбор имени, ориентация на какую-то внешнюю информацию, которую вы избираете как руководство к действию, и так далее.

Имена. Можно попробовать выписать все имена наиболее близких и значимых для вас людей за всю вашу жизнь. Не встречается ли какое-то имя чаще всех остальных?

Числа и критические даты. В процессе самоанализа можно обнаружить числа, имеющие тенденцию к повторению. Например, два года брака для вас - потолок. Или вы не имеете обыкновения задерживаться на любой работе больше квартала. Не поленитесь вспомнить номера квартир и этажей ваших любимых, ваших друзей. Уточните какие-то цифры, если они особенно запали в память. Также могут выпадать критические месяцы (например, в декабре у вас все улучшается, или наоборот), типичные повторы заболеваний, и так далее.

Отношение к животным. Какие животные у вас были (есть), кого вы любите и почему, кого вы не любите, и почему? Какую роль в вашей жизни сыграли животные? Что ценного дало ваше с ними общение

Цветовые предпочтения. Какие цвета вы любите больше всего? Какие наиболее сильные воспоминания у вас есть? Одежда какого цвета вам нравится больше всего? Цвет волос? Цвет глаз? Если сможете вспомнить, то перечислите всех своих любимых и симпатичных по цветовому выбору. Есть ли какие-нибудь совпадения? Мысленно перекрасьте их в другой цвет и прислушайтесь к собственным чувствам. Если что-то изменилось, постарайтесь это как-то сформулировать.

Подведем итог

Вот очень примерный список наиболее важных циклов вашей жизни. Его можно уточнять и дополнять, по мере необходимости и в силу специфики содержания вашей биографии. Самый главный результат, котрый вы можете получить заключается в том, что взаимоотношения с миром станут намного прозрачнее, яснее, вы пссмотрите на них совсем иначе, а многие проблемы исчезли навсегда. Может очень сильно измениться отношение к самому себе: может, это покажется странным, но вы научитесь понимать и принимать себя не просто на порядок, а в разы лучше и гармоничнее. Многое из своего прошлого вы пересмотрите заново и над некоторыми вещами просто посмеетесь: бог ты мой, а ведь это со мной было, да еще как беспокоило!

Марина Макарова

Самоанализ - изучение человеком самого себя, стремление познать свой внутренний мир, попытка проникнуть в глубины своей собственной психики.

Всегда считалось, что для лучшего понимания других людей, прежде всего, необходимо познать себя, осознать собственные мотивы, взгляды, ощущения, свои реакции на различные события.

Самоанализу человека помогают его собственный опыт, переживания, система оценок и ценностей, но его проекции, субъективизм, искажение фактов в силу личностного восприятия мешают полноценно использовать эти данные.

Через самоанализ человек познает самого себя, выделяет главные и второстепенные части своей индивидуальности, устанавливает их общие черты, тенденции, обобщает и группирует, тем самым создавая портрет своей личности. Для систематизации знаний о себе понадобятся блокнот и ручка.

Записывание своей рукой поможет вербализировать осознание и не потерять из виду отдельный фрагмент, а также увидеть общую картину, сложенную из кусочков. Условием ведения этого блокнота самоанализа является то, что его никто и никогда не увидит, так как может подсознательно возникнуть желание показать себя исключительно в выгодном свете.

1. мое близкое окружение;
2. карьера и работа;
3. личная жизнь;
4. семья;
5. я и мой внутренний мир.

Первое направление - мое близкое окружение

Лучшее проявление личностных качеств человека происходит во взаимодействии с окружающими людьми, коллегами, друзьями и приятелями. Окружение человека говорит о его системе ценностей и взглядов. Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты!»

Первым этапом на пути к самоанализу и самопознанию является составление в своем блокнотике списка всех друзей и приятелей, с которыми вы общались в прошлом и поддерживаете отношения в настоящее время. Рядом с каждым человеком необходимо записать самые важные и существенные его качества, привычки, особенности характера.

После того как все друзья, знакомые и товарищи внесены в список, необходимо разделить их на 2 группы. В первую группу заносите тех людей, с которыми больше не поддерживаете связь с указанием причины разрыва. Во второй группе останутся те люди, с кем вы общаетесь до сих пор. Здесь тоже следует указать личностные особенности или признаки этих людей, которые удостоены вашего внимания и общения.

Теперь четко видно два списка друзей и знакомых с характерными признаками каждой отдельной группы. Это помогает осознать причины разрушенных связей, понять, как долго и почему вы способны поддерживать взаимоотношения с окружающими вас людьми; способствует выявлению стойких закономерностей.

Второе направление в самоанализе - карьера и работа

Самопознание через призму карьеры и работы включает в себя анализ отношений с коллегами и проблемы выбора своей профессии.

Изучение самого себя через анализ взаимоотношений с коллегами заключается в том, чтобы записать в блокнотик самоанализа симпатичных вам коллег и неприятных для вас сотрудников, а также самые яркие конфликтные ситуации с их участием. Желательно вспомнить все места, где вам приходилось работать и всех сотрудников, с кем вы взаимодействовали. Здесь следует отметить:

Объективные причины конфликта;
- отследить свою реакцию и ощущения во время конфликта и после него;
- вспомнить свои действия во время конфликта;
- провести такой же анализ реакций и поступков своих коллег.

Если вам удалось вспомнить все моменты и всех коллег в своей профессиональной деятельности, то вам достаточно легко будет увидеть в получившемся списке много одинаковых ситуаций и типажей людей, с которыми вы сотрудничали по работе. Красной нитью проходит модель вашего поведения и коллег, на что следует обратить внимание при самоанализе.

В этом направлении самопознания вам следует также проанализировать проблему выбора профессии. В эту часть входят все колебания интересов, даже те, которые были у вас в детстве. Самоанализ заключается в том, чтобы откровенно ответить на некоторые вопросы:

1. Какую профессию вы выбирали в детстве?
2. Какие профессии вам больше всего нравились? Чем они вам нравились? В каком возрасте?
3. Изменили ли вы своему увлечению, желаемому занятию? Почему?
4.Повлияли ли родные и друзья на выбор вашей профессии? Последовали ли вы их совету? По какой причине согласились или отвергли?
5. По каким признакам вы выбрали нынешнюю работу?

Отвечая на эти вопросы, вы разберетесь с желаемыми профессиями, причинами удовлетворения или напротив своих увлечений.

Следующим шагом в самоанализе по данному направлению является изучение реального занятия. Составляем табличку из 3 колонок. В первую колонку выписываете все виды профессиональной деятельности, которыми вы занимались до настоящего времени. Здесь же необходимо отметить временные рамки занимаемой должности. Во вторую колонку записываете стимулы и причины, послужившие ее началом. В третью - реальные причины расторжения трудового договора.

Проанализированные записи покажут те занятия, которые вас удовлетворяют и те, которые не приносят желаемого результата. Общие черты, как например, вам нравится работать с людьми или же, напротив, вам комфортнее работать с техникой; работа с произведениями искусства или живой природой помогут понять самого себя как профессионала, сузить предпочтения в выборе профессиональной деятельности и реализоваться в своей области.

Третье направление самоанализа - личная жизнь

Изучить самих себя по этому направлению помогут ваши поклонники и любимые. Снова нужно составить список, как и в случае с друзьями и товарищами.

Составляете 3 списка из тех, с кем отношения состоялись; второй список – те, кому вы были симпатичны; третий – кто был симпатичен только вам. С каждым именем записываем то, что вас привлекало в этом человеке, а что отталкивало (внутренние душевные качества, внешние данные, социальный статус и т.д.). Стараемся понять истинную причину симпатии или антипатии.

Проанализируйте людей по степени важности. Запишите причины начала и разрыва отношений с этими людьми.

По такому списку вы сможете увидеть, какой тип мужчин или женщин вас привлекает больше всего и с чем это связано. Почему вы прекращаете отношения, и какие черты вас отталкивают в партнерах.

С помощью анализа своих партнеров человек может сделать для себя неожиданные выводы. Окажется, например, что мы мечтаем о голубоглазом блондине с высоким социальным статусом, а в жизни выбираем темноволосого простого рабочего со средним заработком, но умеющим отлично ладить с окружающими и находить креативные решения в любой ситуации.

Познание самого себя с этой стороны помогает открыть глаза на те отношения, которые происходят в жизни, понять их причины.

Четвертое направление - семья

Качественное изучение самого себя дает анализ родительской семьи, которая принимала участие в вашем воспитании и заложила основы вашей личности. Те «семена», которые родители «посадили» в детстве, вы можете наблюдать в вашей нынешней взрослой жизни.

Вам следует составить психологический портрет каждого члена вашей родительской семьи, они должны быть максимально развернутыми и детальными. Распишите схему и модель взаимоотношений, которые царили в вашем доме. Опишите то, что вы ценили, а что не нравилось. А теперь составьте такой же портрет членов собственной семьи.

Внимательно посмотрите на психологические портреты обеих семей. Есть ли сходства в вашем поведении и поведении ваших родителей? Что вам нравится в этом сходстве? Что расстраивает?

Пятое направление - я и мой внутренний мир

Одно из самых сложных и длительных направлений в самоанализе и самопознании. Нужно постараться быть наиболее объективным и трезвым в оценках. Составляем для начала два списка:

1. Самые высокие достижения. Что послужило успеху?
2. Ваши промахи и провалы. Причины неудачи?

Ранжировать списки необходимо через ваши собственные отношения к произошедшему, а не так, как оценили окружающие. Перед вами теперь есть список того, на что вы способны.

Следующий шаг - определить свои достоинства и недостатки. Делаем 4 колонки: в первые 2 записываем свои личностные качества с нашей точки зрения, ваши плюсы и минусы. Оставшиеся 2 колонки – это достоинства и недостатки, по мнению окружающих вас людей, причем вполне может оказаться, что те качества, которые вы считаете плюсом, окружающие оценивают как недостаток, и наоборот.

В любом случае составленный портрет поможет определить слабые стороны, над которыми стоит работать, недостатки, которые нужно исправлять. А это в свою очередь - путь к самосовершенствованию.

Таким образом, самоанализ - занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Делая выводы, человек получает ключики к новым возможностям в своей жизни, так как понимает все причины неудач и сильные стороны своей личности, которые приведут к новым успехам. -

Человек постоянно развивается и меняется под воздействием событий, и то, как он меняется, определяется его характером. По этой причине важно время от времени проводить самоанализ. Самоанализ позволяет оценивать себя в различных сферах жизни. Зная себя, человек может вносить необходимые изменения в эти сферы и выбирать направление для развития.

Шаги

Как проанализировать свою самооценку

    Вспомните свое детство. Понять свою суть и свои мотивы не всегда легко. Многие мотивы поведения и особенности самовосприятия являются результатом подсознательных побуждений и принципов. Чтобы понять, как именно вы воспринимаете себя, стоит копнуть глубже. Задайте себе следующие вопросы:

    • Прислушивались ли ко мне в детстве или все время критиковали?
    • Со мной разговаривали уважительно или меня игнорировали, критиковали, дразнили?
    • Получал(-а) ли я нужное мне внимание и любовь либо мной пренебрегали?
    • Сталкивался(-лась) ли я с физическим, вербальным или сексуальным насилием?
    • Признавали ли окружающие мои достижения?
    • Спокойно ли окружающие воспринимали мои промахи либо меня за них отчитывали?
    • Ожидали ли окружающие, что я буду идеальным(-ой)?
  1. Наблюдайте за своим настроением. Ведите дневник в течение всего дня. Когда почувствуете, что ваше настроение изменилось, пишите о своих чувствах. Это первый шаг к пониманию того, что пытается вам сказать ваш внутренний голос.

    Записывайте то, о чем вы думаете. Мысль, возникшая до изменений в настроении, является отражением внутреннего голоса. Такие мысли называются автоматическими. Они описывают то, как вы воспринимаете себя, других и окружающий мир. Записывайте эти мысли в течение дня и обращайте внимание на любые закономерности.

    • Автоматические мысли формируются в подсознании, поэтому нередко сформулировать их очень сложно. Подумайте, что заставило вас почувствовать то, что вы чувствуете. Затем задайте себе более сложные вопросы: "Что это говорит обо мне?", "Почему у меня возникло это чувство?"
    • Первые несколько ответов будут поверхностными. Продолжайте задавать себе вопрос "а что еще?" до тех пор, пока не сможете рассмотреть более глубокие автоматические мысли.
    • К примеру, если коллега сказала что-то, что вас разозлило, вы можете зафиксировать ситуацию так: "Маша сказала, что я сделала это неправильно. Это разозлило меня. Она пыталась выставить меня некомпетентной". Если после этого несколько раз задать себе вопрос "а что еще?", вероятно, вы дойдете до мысли, которая раньше не приходила вам в голову: "Возможно, я справляюсь с этой задачей хуже других".
  2. Проанализируйте закономерности в своих мыслях. Когда вы зафиксируете несколько автоматических мыслей, вы наверняка обнаружите в них закономерность. Подумайте, какая глубинная причина вызывает эти мысли. Эти мысли полезны либо они негативны и оказывают разрушающее воздействие на вас? Нередко из-за негативных мыслей возникают следующие закономерности:

    • Все или ничего. Человек считает, что одна ошибка означает полное поражение. К примеру, если вы ошибетесь на работе один раз, вы можете решить, что вы не способны выполнять свою работу.
    • Отказ видеть позитивное. Человек отказывается видеть или забывает о хорошем и фокусируется только на плохом. К примеру, человек может зациклиться на одной ошибке в тесте, хотя на все остальные вопросы дал верный ответ.
    • Поспешные выводы. Человек делает выводы, не зная всех фактов. Например, вы заметили, что ваш друг на парковке развернулся и побежал в другую сторону. Вы можете решить, что он не хочет с вами встречаться, хотя на самом деле он опаздывал на встречу и не видел вас.
    • Навешивание ярлыков. Человек обобщает информацию, не пытаясь разобраться в ситуации. К примеру, человек думает про себя "я плохой человек", вместо того чтобы сказать себе, что он мог поступить в этой ситуации иначе.
  3. Подумайте, является ли ваша самооценка здоровой. Человек со здоровой самооценкой считает, что он имеет вес в обществе и достоинство. Человек с низкой самооценкой не уверен в себе и постоянно ищет одобрения и признания окружающих. Если вас постоянно посещают негативные мысли, у вас может быть заниженная самооценка. Низкая самооценка негативно влияет на восприятие себя, поэтому крайне важно проводить сознательную работу над отношением к себе. Если вы не уверены, можно ли считать вашу самооценку заниженной, подумайте, знакомы ли вам три "лица" низкой самооценки:

    • Жертва. Человек чувствует себя беспомощным и ждет, что ему кто-нибудь поможет. Страх неудач он прячет под жалостью или равнодушием к себе. Человек не уверен в себе, не проявляет всех своих талантов, а его самооценка сильно зависит от мнения других.
    • Самозванец. Человек ведет себя так, как будто он счастлив и все у него хорошо, когда на самом деле он боится неудачи. Такому человеку всегда нужно добиваться успеха, чтобы чувствовать себя счастливым, что нередко приводит к перфекционизму, стремлению превосходить других и эмоциональному выгоранию.
    • Бунтарь. Человек пытается принизить значимость других, особенно тех, кто является авторитетом. Он испытывает злость из-за того, что он недостаточно хорош, и старается делать все возможное, чтобы критика других не задевала его. Это может приводить к перекладыванию ответственности за свои проблемы на других или желанию противостоять людям, которые имеют какую-либо власть.

    Как определить свой тип личности

    1. Возьмите лист бумаги и положите перед собой. Разверните бумагу горизонтально, то есть так, чтобы длинная сторона оказалась перед вами. Найдите твердую поверхность, на которой вам будет удобно писать.

      Проведите пять вертикальный линий. Они должны располагаться на равном расстоянии друг от друга. Вам нужно будет писать в полученных колонках, поэтому убедитесь, что везде будет достаточно места.

      Озаглавьте колонки. Напишите вверху колонок "экстраверсия", "эмоциональность", "добросовестность", "доброжелательность" и "открытость". Эти термины описывают пять ключевых факторов личности, которые также называются большой пятеркой. Большинство исследователей сходятся в том, что эти пять факторов характеризуют личность и крайне важны в любых межличностных взаимодействиях.

      • Помните, что эти черты не описывают типы личности, а позволяют оценить степень развитости определенных качеств в человеке. К примеру, у одного человека может быть много доброжелательности, но мало экстраверсии (общительности). Такой человек не будет общительным, однако относиться к окружающим он будет хорошо.
      • Эмоциональность еще называют невротизмом. Противоположностью невротизма является эмоциональная стабильность.
      • Вместо термина "открытость" иногда используют термин "интеллект". Эти термины взаимозаменяемы.
    2. Решите, насколько у вас развиты эти пять черт личности. Как правило, каждая из черт может быть развита или сильно, или слабо. Обдумайте каждую из характеристик. Напишите "сильно" или "слабо" в соответствующие колонки. Ниже мы приводим описание всех черт личности, чтобы вам было проще проанализировать эти качества в себе:

      • Экстраверсия описывает явный интерес к другим людям и внешним событиям. Люди, у которых это качество ярко выражено, уверены в себе и стремятся исследовать новые территории. Если экстраверсия развита слабо, человек считается интровертом и предпочитает уединение и тишину.
      • Эмоциональность (или невротизм) описывает степень тревожности и возбудимости. Люди с высокой степенью эмоциональности ярче переживают негативные эмоции. Если вы много переживаете и нервничаете, ставьте в этой колонке значение "сильно".
      • Открытость означает желание человека адаптироваться к ситуации при появлении новой информации. Если вы открыты, вы готовы к новому и не любите условности. Если у вас открытость развита слабо, вам ближе традиционные подходы и вы не любите отклоняться от привычного образа мышления.
      • Добросовестность описывает готовность человека учитывать потребности других людей при принятии решений. Она также связана со способностью контролировать себя. Если у вас это качество развито сильно, вы дисциплинированы, организованны и способны работать самостоятельно. Если это качество развито слабо, вы склонны поддаваться сиюминутным желаниям и предпочитаете переменчивую и непостоянную среду.
      • Доброжелательность означает степень совместимости человека с другими. Она также отражает то, какое значение для человека имеют другие люди. Если у вас хорошо развита эта черта, вы способны к эмпатии и понимаете других людей. Вас часто называют приятным человеком с доброй душой. Если этого качества вам не хватает, вы не полагаетесь на эмоции, принимая решение. У этого качества есть гендерные отличия: женщинам свойственна более высокая степень развития этого качества, а мужчинам - более низкая.
    3. Подумайте, какое влияние эти черты характера оказывают на вашу личность. Люди стремятся к поведению и среде, которые наиболее подходят их личности. Самоанализ позволит вам понять, почему вы ведете себя так, как привыкли.

      • Каждое качество может быть выражено сильно или слабо. Существует 45 разных сочетаний этих качеств, где каждое из них развито в разной степени.

    Как оценить свою работу

    1. Выберите удобное время. Выделите не меньше часа на оценку своей работы. Вам нужно будет подумать о своих привычках, целях, навыках и успехах в целом. За час вы сможете перечитать свои записи и изучить другую информацию, которая позволит вам оценить проделанную работу.

      Составьте список всех своих достижений на работе за последний год. Не бойтесь перечислить все, что вы сделали. Можно даже гордиться собой. Основная цель этого задания - выявить свои достижения. Вспомните все проекты, над которыми вы трудились, все дополнительные обязанности и пользу, которую вы принесли организации. По возможности приводите конкретные примеры.

      • Чтобы вспомнить все, что вам удалось сделать, попробуйте перечитать письма в электронной почте.
      • Если вы регулярно фиксируете результаты своего труда (к примеру, вносите данные в компьютер или в журнал), перечитайте все последние записи.
      • Задавайте себе вопросы, которые помогут вам оценить свою работу. Например: "Способствовал ли мой труд реализации миссии компании?", "Каким образом я проявлял(-ла) себя в качестве лидера?"
    2. Если вам сложно описать свои достижения, попробуйте использовать методику STAR. Эта методика позволяет выявить ситуации, которые дают фирме возможность получить выгоду. Используйте эту методику столько раз, сколько потребуется, и вам удастся составить список своих достижений. Суть методики STAR заключается в следующем:

      • Опишите ситуацию (S - situation, ситуация): вспомните ситуацию, в которой вам удалось проявить себя.
      • Опишите задачу (T - task, задача): объясните, какой была ваша задача и что вам нужно было делать.
      • Опишите действие (A - action, действие): объясните, что вы сделали, чтобы выполнить задачу.
      • Опишите результат (R - result, результат): объясните, какой результат вам удалось получить.
    3. Составьте список сфер, в которых вам хотелось бы улучшить свои показатели. Проводя самоанализ, важно вспоминать не только достижения, но и сферы, требующие работы. Подумайте, где вы могли бы проявить себя лучше, и вспомните моменты, когда вам не удалось достичь своей цели. Анализируя неудачи, вы сможете дать более объективную оценку своему труду.

      • Хотя сейчас вы вспоминаете успехи и неудачи в контексте самоанализа, вам может быть полезно попросить руководителя честно оценить вашу работу в последнее время.
    4. Составьте список из 5–6 целей, которых бы вы хотели достичь в следующем году. Теперь вам стоит составить план и сосредоточиться на вещах, которые помогут вам стать лучше. Цели должны соответствовать задачам вашей компании.

    Как оценить уровень стресса

      Вспомните недавние перемены в жизни. Перемены могут быть как положительными (свадьба, рождение ребенка, повышение на работе), так и отрицательными (развод, потеря работы). Помните, что любые изменения могут вызывать стресс, поскольку они требуют адаптации к новым условиям. Подумайте, что изменилось за последние шесть месяцев и как это может влиять на ваше эмоциональное состояние.

      Подумайте о своих ценностях. Если ваши действия противоречат вашим принципам, возможно, это вызывает стресс. Например, если для вас очень важны амбициозность и соревновательность, но вы вынуждены зарабатывать на жизнь бесперспективной работой, вы будете испытывать стресс, потому что то, как вы живете сейчас, не соответствует вашим ценностям. Стресс и недовольство могут возникать тогда, когда принципы и ценности расходятся с действительностью. Чтобы понять, влияет ли это несоответствие на ваше эмоциональное состояние, задайте себе несколько вопросов:

      • Какие ценности имеют для меня особое значение? Доброта? Честность? Успех? Семья?
      • Соответствует ли мое поведение этим ценностям? Предположим, вам важно проводить время с семьей. Удается ли вам это или этому мешают другие занятия?
      • Вступают ли ваши отношения, работа, дружеские связи и другие сферы жизни в конфликт с вашими ценностями? Вернемся к примеру выше. Мешает ли вам работа проводить больше времени с семьей?
    1. Проанализируйте свое окружение. То, где вы живете и проводите большую часть своего времени, может быть фактором, вызывающим стресс. Если вас окружают толпы людей, преступность, шум, грязь и мусор или другие неприятные вещи, вы будете нервничать. Подумайте, как сильно ваше окружение влияет на ваше эмоциональное состояние.

      Проанализируйте свои личные проблемы и отношения. Личные проблемы и социальные факторы могут оказывать влияние на уровень стресса. Учтите следующие сферы и то, как они влияют на ваше эмоциональное состояние:

      • Деньги. Хватает ли вам денег на базовые расходы (жилье, еда, одежда, транспорт)?
      • Семья. Есть ли у вас проблемы с супругом(-ой) или детьми? Ухаживаете ли вы за пожилыми родственниками?
      • Здоровье. Все ли в порядке со здоровьем у вас и ваших близких?
    2. Проанализируйте то, как вы спите. Нехватка сна может сказываться на многих сферах жизни, что повышает уровень стресса. Записывайте, сколько часов вы спите каждую ночь. Хотя потребность в сне индивидуальна, если вы спите меньше 6–8 часов в сутки, это может негативно сказываться на многих сферах вашей жизни. В результате уровень стресса будет повышаться. Нехватка сна может вызывать следующие проблемы:

      • мыслительные процессы замедляются, способность усваивать новое ухудшается;
      • возрастает количество ошибок и накладок;
      • возникают проблемы со здоровьем, включая повышение риска развития диабета и преждевременной смерти;
      • усиливается депрессия и забывчивость;
      • снижается либидо;
      • начинается преждевременное старение, вес растет;
      • ухудшается способность принимать взвешенные решения.
    3. Подумайте, какими способами можно бороться со стрессом. Составьте список того, что вы можете сделать, чтобы улучшить качество жизни. Помните, что цель самоанализа заключается в том, чтобы определить, как можно развиваться дальше, опираясь на свой опыт.