Крейсер «Аврора»: историческая справка

Бронепалубный крейсер первого ранга, носящий имя древнеримской богини утренней зари, начал своё существование в последний год 19 века и прошёл в своей корабельной судьбе через ряд знаковых событий века 20-го. Окончив боевую жизнь, «Аврора» стала кораблём-музеем, одним из первых в России.

Строительство военного корабля началось летом 1897 года на петербургской верфи «Новое адмиралтейство». После проигранной крымской войны Россия потеряла право иметь флот на Чёрном море. Чтобы поднять престиж отечественного флота, его решили усилить судами нового типа, которые уже имелись в западных странах — так началась работа над тремя бронепалубными кораблями: «Диана», «Паллада» и «Аврора». Их прототипом стал английский Крейсер «Талбот».

В мае 1900 года под артиллерийские залпы крейсер «Аврора» был спущен на воду. В составе почётного караула, стоящего на верхней палубе, находился 78-летний матрос с доблестного парусного фрегата «Аврора». Именно в честь этого корабля, мужественно оборонявшего Петропавловск в 1854 году во время Крымской войны и совершившего два кругосветных плавания, был назван новый крейсер.

В октябре 1904 года «Аврору» командировали на Дальний Восток. Там разгоралась русско-японская война. На тот момент корабль был вооружён 42-мя орудиями различного калибра и тремя торпедными аппаратами. Команда состояла из 570 человек, в том числе, 543 матросов.

Конец мая 1905 года. Цусимское сражение. Одна из самых тяжёлых битв, в которых участвовал российский флот. В этом последнем и решающем сражении русско-японской войны Россия потеряла 21 судно и 5,000 человек. Крейсеру «Аврора» удалось выжить.

В 1906 году, вернувшись после Цусимского сражения к родным берегам и залечив раны, боевой корабль на время стал кораблём учебным. В этом качестве «Аврора» с гардемаринами и кадетами военно-морских училищ совершила ряд длительных походов, во время которых посетила порты различных стран.

С началом Первой Мировой войны крейсер отправился на дозорную службу в водах Балтики, чтобы охранять и поддерживать огнём российские войска. В 1916 году судно отправили на ремонт. А в 1917 году корабль принял участие в революционных событиях страны: холостой выстрел из орудий «Авроры» стал сигналом штурма Зимнего дворца.

С 1918 года крейсер находился в резерве, а с 1923 года опять стал учебным судном.

В годы Второй Мировой войны орудия «Авроры» использовались для обороны Ленинграда. Крейсер подвергался систематическим бомбёжкам, артобстрелу и к концу войны имел более 1500 пробоин.

После ремонта, в 1948 году легендарный корабль установили на вечную стоянку у Петроградской набережной. До 1956 года судно служило учебной базой Нахимовского училища. Уже в те годы здесь начал организовываться корабельный музей.

Крейсер «Аврора».

Заметим, что в данный момент крейсер «Аврора» является филиалом . К числу других филиалов музея относятся: Музей Балтийского флота, Кронштадтский Морской собор, Крейсер «Михаил Кутузов», Подводная лодка Д-2 «Народоволец».

Экспозиция и достопримечательности

Современная жизнь крейсера «Аврора» началась в 2016 году. Закончился капитальный ремонт корабля и 31 июля, во время празднования Дня Военно-Морского флота России, на корабле-музее торжественно открыли обновлённую экспозицию, которую посвятили истории российского флота.

Крейсер «Аврора».

Располагается экспозиция в 9 залах. Для посещения открыты верхняя палуба, машинное и котельное отделения, боевая рубка. В первом зале представлен краткий обзор всей истории крейсера. Кроме того, посетителям здесь предоставляется возможность познакомиться с устройством и архитектурой корабля, его вооружением и механизмами.

Экспозиция второго зала построена так, что на примере «Авроры» показывается жизнь российских моряков в конце XIX и начале XX века, рассказывается об особенности их службы и быта.

Посетив третий зал можно в деталях узнать о первых годах существования корабля с момента его постройки и до Первой Мировой войны. Посетителей здесь знакомят с работой морского ведомства в те годы, также в коллекции экспонатов подробно иллюстрируются российские кораблестроительные программы последнего пятилетия 19 века. Экспозиция знакомит с важнейшими российскими предприятиями, связанными с судостроением, при этом делается акцент на становление крейсерских сил. По экспонатам можно досконально узнать о проектировании и строительстве «Дианы», «Паллады» и «Авроры», боевой службе этих кораблей при обороне Порт-Артура в 1904 году.

Коллекция экспонатов четвёртого зала посвящена временному промежутку между двумя мировыми войнами. Рассказ начинается с эпизодов Первой Мировой войны. Затем описываются основные события 1917 года, Гражданская война, мирная служба крейсера «Аврора».

Пятый зал посвящён временному отрезку Второй Мировой войны с 1941 по 1945 год. Отдельную группу экспозиции составляют разделы о послевоенной жизни корабля: восстановлении крейсера, обучении нахимовцев, проведении на «Авроре» торжественных мероприятий, постепенном превращении судна в музей.

В шестом зале представлены модели современных кораблей и подарки, которые получал легендарный крейсер. Также площади этого зала периодически предоставляются для экспонирования временных тематических выставок.

Несколько необычна экспозиция, которая расположилась в седьмом и восьмом залах . Она посвящена истории медицины на флоте. В седьмом зале реконструирован кабинет судового врача, рассказывается о его работе. Восьмой зал оформлен в виде корабельного лазарета, здесь представлено всё то медицинское оборудование, которым была обеспечена «Аврора». Корабль, в частности, был пионером в использовании рентгеновского аппарата на флоте.

На корабле-музее можно заказать обзорные или тематические экскурсии (на русском или английском языке), групповые и индивидуальные (от 1 до 5 человек) или воспользоваться аудиогидом. Что примечательно, несмотря на своё музейное предназначение, знаменитый крейсер и сейчас находится на ходу. На судне имеется военный экипаж, состоящий из офицеров, мичманов и матросов.

Крейсер «Аврора».

На знаменитом корабле ежегодно торжественно отмечаются памятные даты, связанные с историей и российским флотом. В мае: 11 числа празднуют день спуска «Авроры» на воду, 18-го - Международный день музеев, 23 числа - дату закладки крейсера, 27-го - день Цусимского сражения. В июле: 16 числа отмечается день вступления «Авроры» в строй, в последнее воскресенье месяца празднуют День Военно-Морского флота России.

Интерактивный тур по крейсеру «Аврора»

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку - покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра. Крейсер «Аврора» и Сампсониевский мост.

Место вечной стоянки крейсера «Аврора» находится в Петроградском районе, напротив Нахимовского военно-морского училища, которое расположено по адресу: Петроградская набережная, 2.

Быстрее всего добраться до крейсера «Аврора» можно от станций метро «Горьковская» или «Площадь Ленина». От «Горьковской» к Петроградской набережной направляются 6-й и 40-й трамваи. От «Площади Ленина» идёт трамвай № 6. При желании, как от одной, так и от другой станции метро можно без труда дойти пешком: прогулка займёт около 20-30 минут.

Крейсер «Аврора» является одним из самых узнаваемых символов Октябрьской революции. Однако история судна включает в себя еще множество событий и военных кампаний, без которых представление об историческом пути крейсера было бы неполным.

Проект крейсера

Строительство крейсера «Аврора» (корабль типа «Диана») началось в 1896 году. Согласно прежней судостроительной программе этого проекта вообще не было в планах флота. Однако в конце XIX века внешнеполитическая ситуация заметно ухудшилась. Началась гонка вооружений с Германией. На этом фоне государство нуждалось в таких новых судах, как «Аврора».

Корабль стал третьим среди крейсеров своего класса (первыми двумя были «Диана» и «Паллада»). Судно было заложено в Новом Адмиралтействе. Его проект принадлежит авторству флотского инженера-конструктора Ксаверия Ратника. Черновой вариант был одобрен в Морском техническом комитете, после чего началась подготовка к строительству.

Весной 1897 года императору Николаю II предложили 12 идей для названия будущего судна. Царь выбрал «Аврору» - имя, перенятое у античной римской богини зари. Церемония закладки состоялась 4 июня. На ней присутствовал генерал-адмирал флота Остальные два крейсера были закончены раньше, чем появилась «Аврора». Корабль делался запоздало из-за того, что исполнитель заказа долго не мог договориться о поставке паровой машины. Общество сначала не хотело передавать ценные чертежи Балтийскому заводу. Наконец конфликт был улажен, а контракт подписан (20 июля).

Начало службы

24 мая корабль «Аврора» был спущен на воду. Церемония состоялась в присутствии императора Николая II, его жены Александры Федоровны и матери Марии Федоровны. Символично, что во время спуска на борту находился моряк, до этого служивший на одноименном фрегате «Аврора», участвовавшем в обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны. Установка машин и вспомогательных механизмов началась на следующий день.

Основные технические следующие: длина - 126 метров, ширина - 16 метров, осадка - 6 метров. «Аврора» обладает водоизмещением в 6731 тонн. В качестве двигателя конструкторы выбрали Бельвиля. При мощности около 12 тысяч лошадиных сил корабль мог развивать скорость до 35 километров в час (19 узлов). Экипаж судна составлял 550 матросов и еще 20 офицеров.

Несколько лет корабль проходил испытания, после чего в 1903 году вошел в состав отряда под командованием контр-адмирала Андрея Вирениуса. Дальнейшая судьба судна была связана со Второй Тихоокеанской эскадрой, созданной из-за начавшейся русско-японской войны. Она отправилась в Порт-Артур для того, чтобы разблокировать осажденный порт. Кораблям предстоял долгий путь, который обычно растягивался не меньше чем на год.

Гулльский инцидент

Во время плавания в Балтийском море 22 октября 1904 года произошел серьезный инцидент. Корабли эскадры устроили пальбу по неопознанному в тумане подозрительному судну. Оказалось, что это были английские рыбаки. Двое из них погибли. «Аврора» также попала под дружественный огонь из-за плохой видимости. В судно попало 5 снарядов. Из-за полученного ранения вскоре скончался находившийся на крейсере иеромонах. Событие стало известно как Гулльский инцидент. Из-за ошибки флота отношения России и Великобритании были серьезно испорчены. Для того чтобы выяснить все обстоятельства трагедии стороны согласились на расследование третейского суда. Это был первый подобный случай в мировой практике.

Несмотря на произошедшее, эскадра продолжила свое путешествие. Каким было положение на крейсере «Аврора»? Корабль быстро залатали, и его повреждения не стали причиной возвращения на родину. На острове Мадагаскаре во время стоянки моряки узнали о том, что Порт-Артур пал, а Первая Тихоокенская эскадра погибла.

Цусимское сражение

14 или 27 мая 1905 года по новому стилю корабль «Аврора» принял участие в знаменитом Цусимском сражении. Для Российского флота это было решающее сражение и последняя надежда на спасение всей военной кампании. Вторая тихоокеанская эскадра потерпела сокрушительное поражение. «Авроре» повезло - корабль получил повреждения, но не капитулировал и не был потоплен в отличие от большей части других отечественных судов.

После сражения у крейсера обнаружили 18 попаданий. была перебита, а клюз выведен из строя. Остальные повреждения представляли собой пробоины. 21 мая судно в сопровождении американцев причалило в порту филиппинской Манилы. Корабль был интернирован. Команда дала подписку о неучастии в дальнейших боевых действиях с японцами. «Аврора» оставалась на стоянке в Маниле вплоть до подписания Портсмутского мира, положившего конец войне. Крейсер вернулся на родину 19 февраля 1906 года. Якорь в Либаве был брошен спустя 458 дней после того, как судно отправилось в экспедицию в составе Второй тихоокеанской эскадры.

Первая мировая война

Сразу после начала Первой мировой войны корабль-крейсер «Аврора» прибыл в порт Ревеля в ожидании новых приказов. 26 августа 1914 года в водах Финского залива сел на мель «Магдебург». «Аврора» отправилась на перехват немецкого судна. Русским морякам удалось захватить корабль. Позже он был разобран на металлолом.

Далее последовала длительная стоянка в порту Гельсингфорса. В 1916 году «Аврора» вошла в и помогала сухопутным войскам с помощью плотного артиллерийского огня. Осенью судно отправилось в Кронштадт на ремонт.

Февральская революция

Во время стоянки в Кронштадте капитан Михаил Никольский пытался противостоять политической революционной агитации, которая процветала на местном заводе, где ремонтировалось судно. На предприятиях начались забастовки. Требования рабочих были различными. Кто-то хотел сокращения рабочего дня, другие вообще выступали против властей. В такой ситуации капитан справедливо опасался за моральное состояние своих матросов.

27 февраля был усилен вооружений караул, охранявший крейсер «Аврора». История корабля уже включала в себя опасные морские сражения, но если бы на судне начался бунт, то офицерам рассчитывать было бы просто не на что. Кроме того, агитаторы распространяли слухи о том, что из «Авроры» сделают плавучую тюрьму.

Накануне Февральской революции на судне вспыхнули беспорядки. Матросы перестали подчиняться приказам Никольского, после чего офицеры открыли по ним огонь. Было ранено три человека, один потом скончался от осложнений. Тем временем в Петрограде уже происходили массовые народные манифестации, а власть в столице оказалась фактически парализована.

28 числа напротив «Авроры» началась демонстрация. Рабочие заполонили судно. Когда они узнали о том, что накануне на корабле была стрельба, поднялось возмущение. Недовольные задержали капитана Никольского и еще одного офицера Ограновича. С них были сорваны погоны. Эти двое были до смерти растерзаны толпой в нарастающем хаосе демонстрации. Никольского застрелили за нежелание идти в с красным полотнищем в руках. Офицерам не удалось защитить корабль от агитаторов.

Беспокойный 1917-й

В 1917 году модель корабля «Аврора» еще оставалась боеспособной и относительно современной. Крейсер, несмотря на все издержки войны и революции можно было использовать по прямому назначению. После февральских событий и свержения монархии матросы учредили судовой комитет. Там было много представителей левых партий, но ни одного большевика.

Однако уже летом ситуация в корне изменилась. Сторонники Ленина тщательно работали с армией и флотом. Поэтому они, конечно, не могли обойти стороной столь важный крейсер «Аврора». История корабля кратко была известна всем жителям столицы. Если бы большевикам удалось склонить команду судна на свою сторону, это стало бы безоговорочным успехом.

На «Авроре» выступили самые красноречивые агитаторы партии (например, Михаил Калинин), что подчеркивало ее особое отношение к стоящему на стоянке кораблю. Итог не заставил себя ждать. К лету в комитете уже было 42 представителя РСДРП(б). Матросы стали активно участвовать в большевистских уличных акциях. 4 июля во время массовой демонстрации в Петрограде моряки попали под пулеметный обстрел армии, оставшейся преданной Временному правительству. Скоро начались репрессии против большевиков. Ленин бежал в шалаш в Разливе, а некоторые особенно ретивые матросы «Авроры» оказались под арестом.

Октябрьская революция

В сентябре произошли очередные перевыборы судового комитета. Его председателем был избран большевик Александр Белышев. Капитаном стал Николай Эриксон. Так как ремонт корабля завершился, скоро он должен был отправиться в море. Однако 10 октября большевики на заседании ЦК приняли решение о вооруженном перевороте в Петрограде. «Аврора» им была необходима не просто как хорошо вооруженный крейсер, но еще и как важный символ.

Большевики контролировали не только судно, но и Петроградский совет. Согласно его решению 24 октября матросы оставили корабль в Питере. «Аврора» должна была свести Городские власти пытались заблокировать переправы для того, чтобы остановить переворот в столице, и восставшие пытались этому помешать.

В ночь на 25 октября судно вошло в Неву. Капитан Эриксон поначалу сопротивлялся этому решению, но все-таки согласился. Он опасался, что неумелые матросы просто посадят судно на мель. Николаевский мост был в руках юнкеров. При приближении «Авроры» они разбежались, и сторонники большевиков смогли восстановить движение через реку.

Холостой выстрел

К утру 25 октября Ленин из Смольного контролировал всю коммуникационную петроградскую инфраструктуру - телеграф, почту, вокзал и т. д. Временное правительство еще оставалось в Зимнем дворце. Большевики собирались обстрелять его с Петропавловской крепости, в случае отказа министров сдать его.

Чем в штурме могла помочь «Аврора»? Тип корабля и его вооружение позволяли произвести сигнальный выстрел. Большевики решили воспользоваться этой возможностью. Днем 25 числа на судно прибыл Владимир Антонов-Овсеенко - глава полевого штаба сторонников Ленина. Он отдал распоряжение о холостом выстреле, который планировалось произвести после сигнала с Петропавловской башни. Кроме того, большевики использовали радио на «Авроре» для передачи воззвания вождя мирового пролетариата.

Холостой выстрел раздался в 21:40. Его произвел комендор Евдоким Огнев. Выстрел послужил сигналом для штурма Зимнего дворца. Кроме того, он заставил запаниковать министров Временного правительства, засевших в своем последнем оплоте. Историки до сих пор спорят о том, существовала ли техническая возможность для полевой стрельбы Авроры по Зимнему дворцу. Некоторые исследователи утверждают, что огня на поражения быть не могло хотя бы из-за места расположения корабля. Так или иначе, но дальнейшая стрельба не понадобилась. Зимний дворец оказался в руках восставших и без помощи «Авроры».

Последующая история

Эпизод, имевший место во время Октябрьской революции, стал самым знаменитым для крейсера «Аврора». История корабля тут же была превращена в важный образ зарождения советской власти. Через три дня после событий в Зимнем дворце он вернулся на ремонт. Скоро «Аврора» вновь стала частью действующего флота.

Летом 1918 года власть большевиков была еще хрупкой. Около Петрограда развивалось наступление белой армии Юденича. Класс корабля «Аврора» ничем не мог помочь боям на земле. Тем не менее было решено использовать крейсер несколько иначе. Тогда же Петроград предстал перед угрозой иностранной интервенции. Большевики хотели затопить «Аврору» и еще несколько кораблей для того, чтобы преградить путь вражеским судам. Однако такой необходимости не возникло.

В мирное время корабль «Аврора», фото которого во время октябрьских событий в Петрограде попало на передовицы многих российских и иностранных газет, стал учебным судном. Крейсер участвовал в нескольких заграничных плаваниях. Во время этих экспедиций набирались опыта новые моряки РККФ. В десятую годовщину революции в 1927 году «Аврора» была награждена орденом Красного знамени.

Последний дальний поход корабль совершил в 1930-м, когда он обогнул Скандинавский полуостров. Далее последовал долгий капитальный ремонт. Однако он не мог сгладить того факт, что судно устарело. К 1941 году его вообще планировали вывести из состава флота, однако этому помешала наступившая война.

Во время блокады Ленинграда «Аврора» подвергалась многочисленным бомбардировкам немецкой авиации. Еще в начале войны советское руководство решило сделать корабль частью системы противовоздушной обороны города. На судне было несколько зенитных орудий, которые могли пригодиться в борьбе с самолетами люфтваффе. Обстрелы привели к тому, что корабль получил множество пробоин. В конце 1941 года матросы были эвакуированы. Пальба по «Авроре» прекратилась только после снятия блокады.

На вечной стоянке

В 1944 году было решено отправить судно на вечную стоянку у Петроградской набережной и сделать из него музей. К тому времени во всем Советском Союзе почти не было таких легендарных памятников, как крейсер «Аврора». Экскурсия по кораблю стала обязательной для туристов Северной столицы.

За несколько последующих десятилетий «Аврора» пережила дюжину реставраций. В 2014 году корабль был отправлен в Кронштадт для очередного ремонта. Планируется, что он вернется на вечную стоянку у Петроградской набережной уже летом 2016-го.

24 мая 1900 года в Новом Адмиралтействе г. Санкт-Петербурга при личном участии царя Николая Второго был спущен на воду легендарный крейсер "Аврора", который во время Октябрьской революции стал одним из разрушителей Российской Империи.

Этот крейсер 1-го ранга Балтийского флота был заложен в 1897 году в Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. "Аврора" был спущен на воду по личному указанию Императора Николая Второго, в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии. В июле 1903 года «Аврора» вступила в строй. В сентябре 1903 года «Аврора» в составе отряда крейсеров контр-адмирала А. А. Вирениуса была отправлена на Дальний Восток.

27 и 28 мая 1905 года Крейсер принял участие в Цусимском сражении, в этом бою экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80 ранеными. Погиб капитан корабля Е. Р. Егорьев - он был убит осколком попавшего в боевую рубку снаряда. В отличие от большинства остальных кораблей "Аврора" избежал уничтожения, вместе с двумя другими крейсерами сумел прорваться в нейтральный порт (Манилу), где был интернирован 25 мая (7 июня) 1905 года.

В 1906 году «Аврора» вернулся на Балтику, где стал учебным судном морского корпуса.

С осени 1911 по лето 1912 года "Аврора" ходил в третье дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Таиланда, также посетил порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.

"Аврора" принял участие в Первой мировой войне. В конце 1916 г корабль был отправлен для серьёзного ремонта в Петроград, на франко-русский завод.

Крейсер одним из первых присоединился к Февральской революции и поднял красный флаг. Большинство экипажа в 1917 г присоединилось к большевикам. В ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета команда "Авроры" захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города.

25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия "Авроры", произведённый по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца. 28 ноября (11 декабря) 1917 года "Аврора" после ремонта вернулся во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован.

С 1922 г. "Аврора" снова становится учебным судном, но в годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы с крейсера и использовались для защиты Ленинграда от фашистов. Сам крейсер был обстрелян 30 сентября 1941 года и затонул в порту Ораниенбаума. После войны "Аврора" была поднят, отреставрирован и поставлен на вечную стоянку. В 1984 году крейсер был вновь отправлен на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. При реставрации часть корабля ниже ватерлинии вследствие невозможности восстановления была заменена на новую сварную. Ныне

«Аврора» - крейсер 1-го ранга Балтийского флота, известный своей ролью в Великой Октябрьской социалистической революции, был построен по кораблестроительное программе 1895 г.
Заложен крейсер Аврора 23 мая 1897 г. в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. Почти одновременно были спущены на воду три новеньких крейсера, построенные под руководством инженера Константина Токаревского: «Диана», «Паллада» и «Аврора».
Свое имя крейсер получил в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского.

Ирония истории - возвестивший революцию крейсер, торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде Императора Всероссийского Николая Второго, в присутствии двух императриц и многочисленных членов Императорской фамилии.
Другая ирония истории - крейсер-символ революции, как проект, конструктивно, был мягко говоря, не самый удачный - машины оказались маломощными, броня тонкой, а артиллерия была слабее, чем у иностранных аналогов. В то время на флоте можно было услышать такую шутку: «Низкая скорость и немного пушек - вот что отличает «Аврору» от обычного парохода».

Тип и функциональное предназначение крейсера «Аврора»

Функционально этот тип крейсеров предназначался для выполнения роли разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Однако, вследствие недостаточной для крейсера дальности плавания, невысокой скорости, сравнительно слабого вооружения и брони, с 1908 г. Был призван выполнять функции учебного крейсера.
Конструктивно относился к типу бронепалубных крейсеров, тактически - к крейсерам-истребителям торговли. Её экипаж составлял почти шестьсот человек. Корпус был обшит медью, - против обрастания ракушками.

История крейсера «Аврора»

18 сентября 1903 года «Аврора» вступила в строй.
25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса, следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Во время стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом русско-японской войны весь отряд 2 февраля 1904 г. был отозван на Балтику.
При подготовке к новому походу крейсер получил три пулемета системы «Максим», 25-мм бронещитки для орудий главного калибра и новую радиостанцию фирмы «Телефункен» с дальностью связи до 100 миль.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

17 апреля 1904 г. корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана. 29 августа в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны.
«Аврора» был в числе тех судов, которые приняли участие в Цусимском сражении, разыгравшемся 14–15 (27–28) мая 1905 г. в составе 2-й эскадры флота Тихого океана вице-адмирала З. П. Рожественского с японским флотом адмирала Х. Того.

Участие крейсера «Аврора» в Цусимском сражении

В начале дневного боя 14 мая крейсер следовал вторым за флагманским крейсером отряда «Олег», прикрывая колонну транспортов с востока. В составе своего отряда вместе с разведывательным отрядом вступил в бой с 3-м и 4-м японскими боевыми отрядами, а также с 6-м японским боевым отрядом. Около 16:00 попал под огонь двух броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получил серьезные повреждения и дополнительно вступил в бой с 5-м японским боевым отрядом. Около 16:30 вместе с отрядом ушел под защиту нестреляющего борта русских броненосцев, но в 17:30-18:00 принял участие в последней фазе крейсерского боя.

В этом бою корабль получил около 10 попаданий снарядами калибра от 8 до 3-х дюймов, экипаж потерял 15 человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев - он был смертельно ранен попавшим в боевую рубку осколком снаряда. Командование «Авророй» принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, сам раненый. Крейсер получил 37 пробоин (из них 13 небольших вблизи от ватерлинии), но не выводивших его из строя. Серьёзно повреждены были дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров. Вышли из строя все даьлнемерные станции, четыре 75-мм и одно 6-дм орудие.

Ночью 14/15 мая, следуя за флагманом отряда, форсировал ход до 18 уз., в темноте оторвался от преследования противником и развернулся на юг. После нескольких попыток повернуть на север, отражая торпедные атаки японских миноносцев, два корабля отряда О. А. Энквиста - «Олег» и «Аврора» - с присоединившимся к ним крейсером «Жемчуг» 21 мая пришли в нейтральный порт Манила (Филиппины, протекторат США), где были интернированы 27 мая 1905 года американскими властями до конца войны. С команды была взята подписка о неучастии в дальнейших военных действиях. Для лечения заболевших и раненых как на переходе на Дальний Восток, так и в ходе и после боя на корабле использовался рентгеновский аппарат - это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях.

Крейсер «Аврора» и революция 1917 года

Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в 1917 году. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской буржуазно-демократической революции, матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.

«Аврора» была самым крупным кораблём, способным пройти невский фарватер. Революционные лидеры поставили перед экипажем задачу удерживать Николаевский мост от возможного захвата отрядами Временного правительства.

По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года: в ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города. 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца, где располагалось Временное правительство.

Впрочем, есть сведения, что выстрел «Авроры» прозвучал задолго до штурма Зимнего дворца. Накануне восстания на крейсере побывал секретарь военного революционного комитета Антонов-Овсеенко. Согласно инструкции перед штурмом Зимнего с Петропавловской крепости должны были подать сигнал. На «Авроре» ждать сигнала устали и решили привлечь внимание, - мол, ну когда уже? - вот и дали холостой выстрел.

После октябрьской революции «Аврора» стал единственным кораблём царского флота, которому оставили родное имя. В двадцать третьем году крейсер вновь стал учебным.
После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года крейсер, которые уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушла частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).

Крейсер «Аврора» в годы Великой отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны личный состав и орудия «Авроры» участвовали в героической обороне Ленинграда. Всю войну крейсер провёл в Ораниенбауме под Ленинградом. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С первых же дней блокады города он огнём своей зенитной артиллерии отражал атаки немецкой авиации. Зимой «Аврора» продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок. После полученных им 30 сентября 1941 года повреждений от попадания артиллерийских снарядов был посажен на грунт на ровном киле в Ораниенбаумской гавани. Оставшиеся орудия с него были выгружены, но до самого конца войны «Аврора» не спускала Военно-морской флаг СССР.

Крейсер «Аврора» после Великой Отечественной войны

Ещё до окончания войны в 1944 году было приято решение о восстановлении крейсера как памятника активного участия моряков в Революции 1917 года. «Аврора» была поднята в 1944 году и в 1945–1947 годах прошла капитальный ремонт, в ходе которого внешний вид корабля был приближен к его виду в 1917 году. Были установлены 152-мм орудия Канэ, однотипные с теми, что стояли в 1917 году на корабле, но, к сожалению, в арсеналах удалось найти пушки только на сухопутных станках. Корабельные щиты для них были выполнены по рисункам ветеранов-авроровцев. Подводная часть корпуса была сделана водонепроницаемой при помощи бетонной «рубашки», одетой на внутреннюю поверхность обшивки корабля. Энергетическая установка была снята, за исключением двух котлов для отопления и средней паровой машины, оставленной в качестве учебного пособия. Были восстановлены надстройки, в том числе полностью заменены дымовые трубы, сильно поврежденные во время войны.

В итоге корабль стал полноценной учебной базой для воспитанников Нахимовского училища, против здания которого на реке Большой Невке в Ленинграде корабль торжественно занял свое место 17 ноября 1947 года. Будущие офицеры Военно-Морского Флота получали на «Авроре» первичные морские навыки: они участвовали в судовых работах, несли службу корабельных нарядов.

Мемориальный корабль крейсер «Аврора»

При советской власти крейсер «Аврора» стал учебным и почитался как один из символов революции. Во время ремонта, в 1945–46 гг. крейсер участвовал в съемках кинофильма «Крейсер Варяг», играя роль «Варяга».
Музей на корабле начал создаваться с 1950 г. силами личного состава, ветеранов-авроровцев, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея. С 1961 года «Аврора» перестала быть учебной базой, и бывшие кубрики воспитанников училища были переданы музею, штат которого увеличен до 5 человек.

Музей на крейсере «Аврора»

Для простых посетителей были открыты верхняя палуба и полубак с 152-мм орудием, а также помещения корабельного музея. Остальные корабельные помещения были недоступны. Одновременно с музеем на судне была оставлена (и остаётся до настоящего дня) и команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов, так что сам крейсер и музей на крейсере - разные, хотя и дружественные, организации. Текущие ремонты корабля производились в 1957–1958 и 1966–1968 годах. В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской Революции.

Ремонт и реставрация крейсера «Аврора»

В конце 1980-х гг. корпус корабля стал остро нуждаться в капитальном ремонте. В 1984–1987 годах на крейсере был произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. В результате ремонта крейсера:
Подводная часть корпуса корабля (1,2 м выше ватерлинии) была сочтена неремонтопригодной; её отрезали и передали в разделку. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована в Финский залив на недостроенную военно-морскую базу Ручьи и затоплена вблизи побережья. Взамен была изготовлена новая сварная подводная часть (макет). Деревянная и медная обшивки не воссоздавались. Винты отсутствуют.

Надводная часть была разделена на четыре секции, которые были установлены на новой подводной части. В машинном отделении правой и левой машин сделали котельное отделение и поместили туда макеты двух котлов системы Бельвиля-Долголенко. Кормовая главная машина была приведена в порядок и установлена на своём месте. Карапасная палуба была изготовлена заново. На неё была возвращена большая часть старых броневых листов (кроме нижнего пояса).
Надстройки были установлены на свои места и в основном внешне декорированы под вид корабля, каким он был в 1917 году. Трубы и мачты были изготовлены заново, поскольку старые также были «новоделом». Орудия решили оставить на береговых станках.

Практически все внутренние помещения корабля перепланированы. На батарейной палубе размещается музей, отсек музейных сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположены новые жилые помещения команды. Все жилые блоки оборудованы согласно требованиям обитаемости на современном Военно-Морском Флоте. В двух кормовых машинных отделениях организовано машинно-котельное отделение со вспомогательными механизмами и дополнительно размещенными боевыми пародинамо-машинами. Помещения котельных отделений занимают современные ПЭЖ (пост энергетики и живучести), электростанция, кондиционеры, водогрейные котлы для бытовых нужд, дизель-генераторы, водоотливная станция, система пожаротушения и другое оборудование. Неперепланированными остались румпельное отделение, отделение рефрижераторной машины и центральный пост.

Крейсер «Аврора» сегодня

После ремонтно-восстановительных работ «Аврора» 16 августа 1987 г. была возвращена на место своей стоянки - у Нахимовского ВМУ. В настоящее время на корабле помимо научных сотрудников служит команда из 6 офицеров, 12 мичманов и 42 матроса.

Адрес и режим работы музея крейсер «Аврора». Экскурсии по крейсеру «Аврора»

Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петровская наб., крейсер «Аврора»; тел. 230–8440
Проезд: Ст. м. «Горьковская», трамв. 2, 6, 30, 63
Режим работы: Ежедневно с 10.30 до 16.00, кроме понедельника и пятницы
Экскурсии: вход на крейсер бесплатный; тематические экскурсии в подводную часть корпуса и машинно-котельное отделение оплачиваются отдельно.

Главным событием в истории крейсера «Аврора» считается холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца в ходе Великой Октябрьской социалистической революции.

О главном же военном событии в истории крейсера — участии «Авроры» в трагическом для русского флота Цусимском сражении — известно значительно меньше.

«Аврора» — несомненно, везучий корабль. Крейсер, чьи технические характеристики значительно уступали самым современным кораблям того времени, не просто сумел уцелеть в сражении, но и избежал позорной участии спускания флага перед победившим противником.

Корабль, спуск которого на воду состоялся 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны , был принят в состав русского флота в июне 1903 года и к моменту начала русско-японской войны был одним из новейших.

Новейших, но отнюдь не самых совершенных. Проблемы с «Авророй» начались на стадии проектирования и не заканчивались никогда. Сроки выполнения работ по постройке судна неоднократно срывались, а когда дело дошло до испытаний, то инженеры хватались за голову от огромного количества недочётов и недоделок. Из-за перегруженности казённых верфей в Петербурге, где шло строительство «Авроры», работы по её строительству велись в спешке и одновременно при недостатке рабочих рук.

Машины и котлы «Авроры» оказались ненадёжными, крейсер так и не достиг планируемых показателей скорости, было немало вопросов и к вооружению корабля.


Питер Пикарт

Корабль «Лефорт». Неизвестный художник

И. К. Айвазовский. «Гибель корабля


К. В. Круговихин «Крушение корабля „Ингерманланд“ 30 августа 1842 года у берегов Норвегии», 1843 год.


И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 год.


















Первый поход

Испытания крейсера в начале 1903 года продолжались, и для доведения «Авроры» до ума требовалось ещё немало времени, но его не было. Обострившаяся обстановка на Дальнем Востоке требовала немедленного усиления Тихоокеанской эскадры, для чего на Балтике формировался специальный отряд кораблей. Морское министерство намеревалось включить в этот отряд и «Аврору», для чего было приказано завершить испытания как можно скорее.

16 июня 1903 года «Аврора» официально вошла в состав Российского императорского флота и практически сразу была включена в состав отряда контр-адмирала Вирениуса , сосредотачивавшийся на Средиземном море для скорейшего следования в Порт-Артур.

25 сентября 1903 года «Аврора» под командованием капитана 1-го ранга Сухотина покинула Большой Кронштадский рейд, отправившись на соединение с отрядом Вирениуса.

Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года. Фото: Commons.wikimedia.org

В этом походе у «Авроры» возникла масса технических неисправностей, в том числе очередные проблемы с машинами, вызвавшие крайнее недовольство у командования. Находясь в Суэце, экипаж вынужден был устранять проблемы с рулевым приводом. В Джибути 31 января 1904 года «Аврору» застало известие о начале войны с Японией, а 2 февраля — высочайшее повеление о возвращении в Россию.

До русской военной базы в Либаве «Аврора» добралась 5 апреля 1904 года, на чём и завершился её первый поход.

Судовой священник «Авроры» погиб от «дружеского огня»

Военная ситуация для России складывалась неблагоприятно, и русское командование приняло решение о формировании Второй Тихоокеанской эскадры, которой предстояло пройти через три океана и изменить ситуацию на морском театре военных действий.

На «Авроре» были проведены работы по устранению технических недостатков и усилению средств вооружения. Новым командиром «Авроры» стал капитан 1-го ранга Евгений Егорьев .

2 октября 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра четырьмя отдельными эшелонами вышла из Либавы для следования на Дальний Восток. «Аврора» возглавила третий эшелон кораблей в составе миноносцев «Безупречный» и «Бодрый», ледокола «Ермак», транспортов «Анадырь», «Камчатка» и «Малайя». 7 октября русские корабли были разделены на небольшие отряды. «Аврора» попала в 4-й отряд под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и должна была двигаться вместе с крейсером «Дмитрий Донской» и транспортом «Камчатка».

Напряжение, царившее на русских судах, привело к тому, что в Северном море, у берегов Великобритании, русская эскадра приняла рыболовецкие корабли за вражеские миноносцы. В поднявшемся хаосе русские моряки обстреляли не только рыбаков, но и друг друга.

В результате такого «дружеского огня» «Аврора» получила повреждения, а судовой священник отец Анастасий был смертельно ранен.

Рекордсмены по погрузке угля

Дальнейший поход проходил достаточно спокойно. Команда на «Авроре» подобралась сплочённая, чему немало способствовал её командир.

Старший судовой врач Кравченко писал в своём дневнике: «Первое впечатление от "Авроры" самое благоприятное. Команда весёлая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Всё это отрадно видеть. На первых же порах меня поразило обилие угля. Много его на верхней палубе, а в батарейной палубе ещё больше; три четверти кают-компании завалены им. Духота поэтому нестерпимая, но офицерство и не думает унывать и не только не жалуется на неудобства, а напротив, с гордостью сообщает мне, что до сих пор их крейсер по погрузке был первым, брал первые премии и вообще на очень хорошем счету у адмирала».

Досуг на «Авроре» обеспечивала самодеятельная театральная труппа из моряков и офицеров, чьи постановки высоко ценили и моряки с других кораблей.

Экипаж «Авроры» был очень силён и в вопросе погрузки угля. Так, 3 ноября на «Аврору» в условиях нестерпимой жары погрузили 1300 тонн угля с темпом 71 тонна в час, что было лучшим результатом на всей эскадре. А в последних числах декабря 1904 года при новой загрузке топлива моряки «Авроры» побили свой же рекорд, показав результат 84,8 тонны угля в час.

Если настроения команды и её подготовка тревоги у капитана Егорьева не вызывали, то вот о самом корабле этого сказать было нельзя. Лазарет и операционная устроены были так скверно, что ими в тропиках совершенно нельзя было пользоваться. Пришлось приспособлять новые помещения, устраивать возможную защиту их от артиллерийского огня. Вся провизия была сосредоточена почти в одном месте, а потому в случае затопления этой части судна 600 человек остались бы без еды. Многое в этом роде пришлось исправить. На верхней палубе пришлось устроить из запасных булливиновских противоминных сетей защиту от попаданий деревянных осколков мачт и траверзы из таких же сетей с матросскими койками для защиты прислуги орудий. Выломаны и убраны внутренние деревянные щиты бортов, могущие дать массу осколков», — писал командир «Авроры» в марте 1905 года, когда встреча с неприятелем уже близилась.

Капитан «Авроры» погиб одним из первых

1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра после некоторой реорганизации и кратких приготовлений оставила берега Аннама и направилась во Владивосток. «Аврора» заняла своё место с правой наружной стороны колонны транспортов в кильватер крейсеру «Олег». 10 мая при полном штиле состоялась последняя угольная погрузка, уголь принимался с расчётом иметь ко входу в Корейский пролив запас, которого должно было хватить до Владивостока. Вскоре после отделения транспортов крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» вместе с третьим броненосным отрядом составили левую кильватерную колонну.

В ночь на 14 мая 1905 года русская эскадра вошла в Корейский пролив, где её уже ждали японские корабли.

Для «Авроры» Цусимское сражение началось с перестрелки с японскими кораблями в 11:14. В начале боя «Аврора» поддержала огнём крейсер «Владимир Мономах», который вёл перестрелку с японским крейсером-разведчиком «Идзуми», заставив последний отойти.

С появлением третьего и четвёртого японских отрядов, которые предприняли атаку на русские транспорты, «Аврора», прикрывавшая транспортные суда, оказалась под мощным огнём противника. Крейсер получил первые повреждения.

Но по-настоящему тяжело экипажу «Авроры» пришлось около трёх часов дня, когда японские корабли сумели подойти на близкое расстояние и поставить русские крейсеры под перекрёстный огонь. Повреждения следовали одно за другим, в результате одного из попаданий начался пожар в опасной близости от бомбового погреба, чреватый взрывом боезапаса. Лишь благодаря самоотверженности моряков «Авроры» катастрофу удалось предотвратить.

В 15:12 75-миллиметровый снаряд попал в трап переднего мостика. Его осколки и обломки трапа попали через смотровую щель в рубку и, отразившись от её купола, разлетелись в разные стороны, ранив всех находившихся в рубке. Командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался. Командование кораблём принял один из старших офицеров.

Экипаж не уронил честь флага

Спустя двадцать минут «Аврора» с трудом увернулась от вражеской торпеды. Попадание 203-милиметрового японского снаряда привело к пробоинам, в результате которых было затоплено отделение носового торпедного аппарата.

Несмотря на потери и повреждения, «Аврора» продолжала вести бой. Осколками шесть раз сбивало флаг корабля, но русские моряки снова водружали его на место.

Около половины пятого вечера русские крейсеры оказались прикрытыми от огня японцев колонной русских броненосцев, что дало экипажу «Авроры» время отдышаться.

Окончательно артиллерийский бой завершился около семи вечера. Поражение русской эскадры было очевидным. Уцелевшие корабли не сохранили общий строй и управление, оставшаяся в строю часть эскадры уходила с места сражения, в буквальном смысле кто куда.

К вечеру 14 мая на «Авроре» погибли её командир Евгений Егорьев, а также девять матросов. Ещё пять матросов скончались от ран. Ранения получили 8 офицеров и 74 нижних чина.

К десяти вечера крейсерский отряд адмирала Энквиста насчитывал три корабля — помимо «Авроры», это были «Олег» и «Жемчуг». В темноте японские миноносцы пытались атаковать русские суда, и «Авроре» за ночь с 14 на 15 мая пришлось более десяти раз уклоняться от японских торпед.

Адмирал Энквист несколько раз попытался повернуть крейсеры на Владивосток, но путь преграждали японцы, а в возможность прорыва флотоводец уже не верил.

Погибших похоронили в море

В результате крейсеры взяли курс на юго-запад, выйдя из Корейского пролива и оторвавшись от миноносцев противника.

Ночь была жаркой для врачей «Авроры»: те, кто в горячке боя не обращал внимания на раны, потянулись в лазарет. Оставшиеся в строю занимались мелким ремонтом, ожидая новых атак японцев.

За время Цусимского сражения «Аврора» выпустила по врагу 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

В полдень 15 мая на «Аврору» перешёл адмирал Энквист со штабом, приняв командование над потерявшим командира крейсером. Около четырёх часов дня в море были похоронены погибшие и умершие от ран матросы; тело капитана Егорьева собирались похоронить на берегу.

Через два часа с «Авроры» заметили военную эскадру, которую первоначально приняли за японцев, однако корабли оказались американскими — филиппинский порт Манила находился под контролем США. В тот же день «Аврора» и другие русские корабли бросили якорь в порту Манилы.

Повреждения «Авроры», полученные в Цусимском бою. Фото: Commons.wikimedia.org

Заложники Манилы

Соединённые Штаты в русско-японской войне официально занимали нейтральную позицию, однако негласно выражали поддержку Японии. Поэтому 24 мая находившийся в Маниле американский адмирал Трэн получил директиву из Вашингтона — русские корабли должны либо разоружиться, либо покинуть порт в течение 24 часов.

Адмирал Энквист запросил Петербург и получил следующий ответ: «Ввиду необходимости исправить повреждения разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай».

В данной ситуации это решение было единственно правильным — повреждённые русские корабли уже никак не могли изменить ситуацию, сложившуюся после поражения при Цусиме. Война подходила к неутешительному для России итогу, и требовать от моряков новых жертв было уже бессмысленно.

26 мая 1905 года команда «Авроры» дала американской администрации подписку о неучастии в дальнейших боевых действиях, с крейсера были сняты и сданы в американский арсенал замки орудий. Война для экипажей русских судов завершилась.

40 раненых с «Авроры» были отправлены в американский госпиталь. Спустя несколько дней нанятые местные рабочие приступили к ремонту крейсера.

Возвращение

Чем дольше продолжалось вынужденное пребывание в Маниле, тем сильнее падала дисциплина на «Авроре». Новости о революционных волнениях в России вызвали брожение среди низших чинов, которое офицерам с трудом, но всё-таки удалось успокоить.

Ремонт «Авроры» был завершён в августе 1905 года, незадолго до того, как в Портсмуте был подписан мирный договор между Россией и Японией. Русские суда начали подготовку к возвращению домой. Новым командиром «Авроры» был назначен капитан 2-го ранга Барщ.

10 октября 1905 года, после окончательного утверждения сторонами русско-японского договора, официальный Вашингтон снял все ограничения на действия русских кораблей.

Утром 15 октября «Аврора» в составе отряда кораблей, которым было предписано вернуться на Балтику, взяла курс на Россию.

Обратный переход был также длительным. Новый 1906 год «Аврора» встретила в Красном море, где получила приказ следовать в Россию самостоятельно. При этом на её борт перешли 83 моряка с крейсера «Олег», подлежавших демобилизации. После этого «Аврора» превратилась в настоящий «крейсер дембелей» — из экипажа самой «Авроры» должны были демобилизоваться по возвращению в Россию около 300 нижних чинов.

В начале февраля 1906 года, во время стоянки во французском Шербуре, произошёл инцидент, пророчески указавший на будущую славу «Авроры» как корабля революции. Французская полиция получила информацию, что экипаж судна закупил партию револьверов для революционеров в России. Обыск на «Авроре», однако, никаких результатов не дал, и крейсер продолжил путь домой.

19 февраля 1906 года «Аврора» бросила якорь в порту Либавы, завершив самый длительный в своей истории военный поход, продлившийся 458 дней.

10 марта 1906 года, после увольнения всех матросов, подлежащих демобилизации, в экипаже крейсера осталось чуть более 150 человек. «Аврора» была переведена в резерв флота.

До главного выстрела крейсера оставалось 11 с половиной лет…