6 выбрали

Сегодня, в день 66 годовщины победы в Великой Отечественной Войны мы поздравляем всех ветеранов с этим праздником.

А сегодня в рамках портала предлагаю вспомнить о том, в какой форме приходилось воевать солдатам в разные эпохи истории.

Во времена Петра I форма приобрела некоторое единообразие вкупе с простотой. Кафтан до колен, чуть короче камзол, узкие штаны, чулки, башмаки с пряжкой. Основные цвета – синий, зеленый, красный. Разрешалось носить усы, а вот бороды надо было обязательно сбривать.

Кстати, создатели военной формы далеко не всегда заботились об удобстве солдат. Иногда во главу угла ставили все же красоту.

К примеру, в середине 18 века форма была настолько узка и неудобна, что новым рекрутам позволялось надевать ее лишь 3 месяца спустя усиленных тренировок, где они научались маршировать, не сгибая коленей, стоять ровно. При этом привыкать к форме полагалось постепенно, чтобы "не вдруг его связать и обеспокоить". Короче, чтобы не испугался и не убежал. Помимо неудобной формы, пехота должна была завивать и припудривать волосы. Все делалось для того, чтобы в мирное время солдаты были красивы и привлекательны на вид.

В царствование Екатерины II внимания этой форме уделялось уже не так много, да и в различных частях офицеры позволяли себе менять обмундирование по своему усмотрению Так все и продолжалось, пока князь Потемкин не объявил о том, что "пудриться, да плесть косы солдатам не дело". В результате все эти украшательства были отменены, и форма стала куда удобнее: широкие мундиры, штаны, заправленные в сапоги, каски, защищающие от сабельного удара (но не от холода, надо заметить).

Что касается погонов, то ввел их Петр I , а к 1762 году они стали выполнять функцию различия солдат одного полка от солдат другого, а позже – и солдат от офицеров. Для этих целей имелись различные плетения погон.

Но у солдат ни дня без учебной тревоги – вот и Павел I стал для российской армии тревогой, не хуже той, что стал для всего российского общества Петр I. При Павле солдаты снова оделись в узкие брюки, штиблеты, которые ужасно натирали ноги и стали пудрить волосы. Причем в полках появились даже специальные парикмахеры. Все на манер прусских войск. Полки друг от друга отличаются цветом воротников длинного мундира.

Не только красивой, но и удобной форма стала ко второй половине XIX века, когда в цаствование Александра II были допущены некоторые преобразования, вроде более просторного размера, допускающего поддевание теплых вещей в холодное время года.

Александр III столкнулся с еще одной проблемой, связанной с военной формой: она была безумно дорога. Чтобы сократить расходы, применили очень простую схему. Наконец-то на первое место в деле разработки формы встали не красота и внешний облик солдата, а дешевизна, удобство носки и шитья. Кстати, Александр III позаботился и о том, чтобы форма солдат как можно больше напоминала крестьянскую одежду. Например, у гимнастерки был стоячий воротник, совсем как у рубахи-косоворотки. При этом позволялось носить бороды и усы, а вот волосы пологалось носить короткие. Надо заметить, что средства на обмундирование изымались из жалования солдат и офицеров.

К Первой мировой войне форма различных подразделений была скорее произвольной. Особенно популярными были кителя под названием "френчи" - по имени английского генерала Джона Френча.

  • Николай II и царевич Алексей Николаевич в 1917 году.

Красная Армия на первых порах не имела общей формы. Отличительными деталями были красные ленты на рукавах с надписью Красная гварди я, а также ленты на головном уборе.

А в 1918 году появился особый шлем из сукна, который сначала назвали богатыркой, затем – по примеру отряда, который начал первым носить его, фрунзевки, и, наконец, буденовки.

Военная форма представляет собой комплект одежды специального назначения и снаряжения для военнослужащих. Ее ношение в конкретных случаях устанавливается приказами руководства и специально разработанными правилами.

Форменная военная одежда отличается функциональностью и удобством. В ней обязательно имеются государственные знаки отличия. Во все времена форменная одежда в армии и флоте вводилась с целью:

  • Организации войск;
  • Улучшения воинской дисциплины;
  • Подчеркивания различий по присвоенным воинским званиям.

Краткий экскурс в историю развития военной формы российской империи

Первая регламентированная военная форма для военнослужащих была введена в России указами Петра1. В 1699 году она стала обязательной для гвардейских полков. А через некоторое время ее начали использовать во вновь создаваемых пехотных и драгунских подразделениях. В 1912 году свою первую форму получили артиллеристы.

Таким образом, именно в Петровскую эпоху к моменту окончания Северной войны был сформирован стиль первой российской военной формы. По ней определялась принадлежность к различным родам войск. Отличие подчеркивалось кафтанами разного цвета:

  • Пехотинцы - темно-зеленые;
  • Драгуны - синие;
  • Артиллерия - красные.

В дальнейшем военная форма видоизменялась в соответствии с существующими общеевропейскими традициями, причем:

  • Во времена царствования Анны Иоанновны была введена форменная одежда для конной гвардии и кирасирских полков;
  • При Елизавете была разработана гусарская форма.

Существенный отход от европейских веяний был выполнен фельдмаршалом Потемкиным. Военная форма, предложенная им, имела единый крой для всех родов войск и отличалась исключительно цветом. В форменный комплект одежды были включены более удобные вещи, не стесняющие движений:

  • Короткая куртка, вместо длинного мундира;
  • Свободные шаровары, штанины которые были обшиты до средины голени кожей;
  • Войлочная каска, место шляпы.

Нововведения были очень прогрессивными, но вводились исключительно в армейских частях, военнослужащие гвардейских частей носили прежнюю форму.

В дальнейший период в военную форму российской армии вводились изменения соответствии с вкусовыми предпочтениями правящих монархов. Следует отметить тот факт, что первая удобная походная форма защитного цвета для всех частей была введена только во время последнего царствования Николаем 2.

Похожие материалы:

История военной формы уходит корнями в далекое прошлое. Причем в каждой стране данный вид специальной одежды формировался с учетом национальных...

Военная форма в соответствие с существующими нормативными требованиями носится только людьми, находящимися в конкретный период времени на...

Появление военной формы бойцов НАТО имеет сравнительно "молодую" историю. Официальной датой ее распространения считается 1968 год. Ранее...

У каждой страны есть своя армия. Ее служащим положено выдавать военную форму. Это право каждого военного служащего, не зависимо от звания. Только...

Морская пехота Советского Союза была создана в 1940 году. И с тех пор она остается одним из самых дееспособных видов войск РФ. Поскольку развитие...

Аннотация. В статье рассказывается о возникновении женской военной формы, особенностях её моделирования и пошива, а также о порядке применения в необходимых случаях женщинами-военнослужащими элементов мужской формы одежды.

Summary . The article tells about the origin of women’s military uniform, especially its modelling and sewing, as well as on application by servicewomen of elements of men’s military uniform.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

ПЕЧЕЙКИН Александр Валерьевич -ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: [email protected])

ЖЕНСКАЯ ВОЕННАЯ ФОРМА - ЗАБОТА ОСОБАЯ

Когда речь заходит о вкладе женщин в военную историю человечества вообще и о развитии женской военной одежды в частности, вспоминаются, конечно же, прежде всего амазонки. Однако, увы, мифическое племя прекрасных воительниц с точки зрения эволюции военной одежды ничего самостоятельного не создало. Судя по античным скульптурам, амазонки носили обычное женское одеяние, дополненное предметами вооружения и снаряжения1.

Если амазонки - явление полулегендарное, хотя Геродот, а вслед за ним и некоторые позднейшие историки воспринимали их как исторический факт, то про Жанну д’Арк известно существенно больше. Но и она не одевалась как-то особенно, а использовала мужскую одежду и мужские доспехи, что, кстати, стало одним из пунктов её обвинения на суде.

В марте-апреле 1787 года в рамках праздничных мероприятий, посвящённых посещению Екатериной II Крыма, Г.А. Потёмкин создал так называемую Амазонскую роту в составе 100 «благородных жён и дочерей Балаклавских греков». Правда, документальных свидетельств об этом не осталось, но на этот факт имеется несколько косвенных указаний, в том числе фрагмент из воспоминаний австрийского принца Ш.Ж. де Линя, сопровождавшего императрицу, и записка Е.И. Шидянской, которая командовала ротой. Судя по этим свидетельствам, специальной одежды для «потёмкинских амазонок» не создавали - они носили своё обычное праздничное одеяние, но единообразное по расцветке. Что касается оружия, то они получили его на время из арсеналов Греческого пехотного полка2.

Можно приводить и другие примеры, но все они будут исключениями, подтверждающими общее правило: до Первой мировой войны женщин к военной службе практически не привлекали, так что не возникало и потребности в специальной униформе.

Тем не менее единичные экземпляры женского военного мундира всё же имелись, в частности, так называемое мундирное платье, представлявшее собой комбинацию мундира того или иного полка и платья. Повторявшее мундирную расцветку, оно выше талии кроилось как мундир, а ниже талии становилось платьем. Сказать достоверно, в какой стране и когда именно оно появилось, не представляется возможным. В России, например, его использовала Елизавета Петровна в дни гвардейских полковых праздников, а иногда и на парадах. К середине XVIII века мундирное платье стало обычным явлением, однако право на него имели лишь женщины - главы государств или шефы полков.

Более или менее массовый приход женщин в армию начался в конце XIX века, что заставило командование озаботиться соответствующей формой одежды. Так, в Великобритании в 1881 году была основана Имперская военная служба медицинских сестёр королевы Александры, а на следующий год добровольческие вспомогательные отряды Общества содействия во имя Святого Иоанна и Британского Общества Красного Креста. Но женщины стали служить не только в военно-медицинской сфере. В ходе Первой мировой войны они освоили многие профессии, замещая мужчин у телефонных и радиоаппаратов, в системе ПВО, в различных вспомогательных службах3.

В России имелся свой опыт женской военной службы. Не говоря о различных обществах милосердия, у нас в Первую мировую войну даже было создано строевое женское подразделение - знаменитый ударный женский батальон смерти, которым командовала М. Бочкарёва. Правда, Временное правительство обязало личный состав батальона носить форму одежды армейской пехоты. Единственным отличием являлись погоны - белые с продольной чёрно-красной тесьмой4.

В первые годы советской власти женщины на военную службу привлекались только на добровольных началах, при этом они обеспечивались лишь бельём и верхней одеждой. В законе об обязательной военной службе 1925 года уже говорилось о том, что в военное время женщины будут привлекаться на военную службу в обязательном порядке. Впрочем, теперь стало практиковаться также их зачисление на службу в РККА и в мирное время. Обмундированием и снаряжением они обеспечивались наравне с мужчинами. Важной деталью одежды женщин-медиков являлась шерстяная юбка защитного, чёрного или тёмно-синего цвета. Для вольнонаёмных женщин, занятых на должностях среднего, старшего и высшего начсостава, предусматривался ряд предметов верхней одежды: фетровый берет, рубаха-блуза, юбка, хромовые ботинки и т.д. Выдача осуществлялась либо материалом (ассортимент кадрового начсостава), либо в виде денежной компенсации.

По приказу РВС СССР от 27 сентября 1930 года № 201 женщины-курсантки военно-учебных заведений снабжались всеми без исключения предметами мужского обмундирования, а также зимней и летней юбками и хромовыми ботинками гражданского фасона.

В связи с указанием начальника Управления обозно-вещевого снабжения РККА от 22 декабря 1935 года женщин - кадровых военнослужащих разделили на две группы: начальствующий состав и курсантки (слушательницы) военно-учебных заведений. Первых следовало обеспечивать обмундированием по нормам и основаниям кадрового начсостава, вторых снабжали предметами мужского вещевого довольствия.

В утверждённых 17 декабря 1936 года «Правилах ношения формы одежды личным составом РККА» имелась глава «Форма одежды военнослужащих женщин (кадра)». При летней форме одежды им полагались: берет фетровый тёмно-синий или пилотка, гимнастёрка летняя цвета хаки, юбка шерстяная или хлопчатобумажная тёмно-синего цвета, чулки чёрного цвета, сапоги или ботинки и шинель. Зимняя форма одежды: шлем суконный, гимнастёрка цвета хаки, юбка суконная или шерстяная тёмно-синего цвета, чулки чёрного цвета, гетры чёрные шерстяные, френч открытый цвета хаки, сапоги или ботинки чёрного цвета, перчатки и шинель. Кроме вышеуказанного, разрешалось также носить: плащ-пальто, кожаное пальто или тужурку (вне строя), белую гимнастёрку при белом берете (вне строя), а в зимнее время - бурки чёрного или белого цвета. Открытый френч, полагавшийся зимой, на практике носили только в автобронетанковых войсках и ВВС.

Судя по данному документу, особенность женской формы одежды заключалась лишь в наличии берета и юбки, да ещё в том, что шинель застёгивалась на левую сторону.

Великая Отечественная война показала, что женщины могут заменять мужчин не только в тыловых подразделениях, но и на фронте. Они вели в бой танки и самолёты, служили в артиллерии, инженерных войсках, ПВО, были снайперами и разведчиками. Всего в годы войны в армии насчитывалось более 800 тыс. женщин, 86 из них были удостоены звания Героя Советского Союза, а четыре - орденов Славы трёх степеней. Какую же форму носили женщины - участницы войны? По этому вопросу НКО СССР издавал несколько руководящих документов: приказ № 261 от 3 августа 1941 года, приказ № 240 от 9 августа 1942 года и приказ № 25 от 15 января 1943 года. Согласно первому из них для женщин, занимавших нестроевые должности начальствующего состава, учреждались три основных предмета: берет, пальто и платье. Суконный берет защитного цвета состоял из цельного донышка и четырёх частей тульи. Спереди на берет посередине тульи крепился металлический красноармейский значок-кокарда установленного образца. Двубортное женское форменное пальто изготовлялось из серого сукна. Оно имело открытые лацканы и два ряда больших форменных пуговиц, по пять на каждом борту. Отложной воротник застёгивался на металлические крючок и петлю. На концах воротника нашивались петлицы установленного образца. Пальто имело два боковых прямых поперечных прорезных кармана, прикрытых клапанами. Спинка кроилась цельной, с двумя защипами и разрезом внизу. По талии был предусмотрен пояс, состоявший из трёх частей: два конца пояса и хлястик. Передние концы пояса застёгивались на пряжку, а задние - на большие форменные пуговицы на хлястике. Рукава были снабжены прямыми настроченными обшлагами. Длина пальто устанавливалась таким образом: от его нижнего края до пола должно было быть 30 см. Впрочем, пальто не прижилось, значительно чаще женщинам по фигуре подгоняли мужскую шинель.

Платье хлопчатобумажное или шерстяное цвета хаки имело отложной воротник. На его концах нашивались петлицы гимнастёрочного образца. Рукава оканчивались манжетами, застёгивавшимися на две маленькие форменные пуговицы. От воротника до пояса шла планка с застёжкой на четыре большие форменные пуговицы. Нагрудные карманы прорезные, с клапаном шириной 3 см, застёгивались малыми форменными пуговицами. Фигурные подрезы средней части переда юбки образовывали два кармана. Правый конец пояса продёргивался через пряжку и застёгивался на один крючок. Длина платья определялась на 5 см короче пальто. В отличие от последнего платье с некоторым перерывом «продержалось» до конца советской власти без существенных изменений5.

Однако это обмундирование вскоре подверглось изменениям. 9 августа 1942 года был подписан приказ НКО СССР № 240, отменявший форменную одежду образца 1941 года и объявлявший новый, приближённый к армейским нормам, перечень предметов женского обмундирования, которые теперь различались как по принадлежности к составу - начальствующий или рядовой, так и по месту службы. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Потрашков С.В., Потрашков А.С. Иллюстрированный военно-исторический словарь. М.: Эксмо, 2007. С. 17.

2 Кибовский А. Амазонская рота. Курьёз или первое женское подразделение в России? // Цейхгауз. 1997. № 1(6). С. 16-19.

3 Девис Б.Л. Униформа Третьего рейха. 1933-1945 / Пер. с англ. И.В. Гаврилова. М.: АСТ, 2000. С. 123, 125, 133, 134; Дарман П. Униформа Второй мировой. Полная иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. А. Гришина. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 98, 117, 134 и др.

4 Горшков В.В., Харитонов О.В. Русская армия 1917-1920. СПб.: «Каравелла», 1991. С. 32; Военная одежда русской армии. М.: Воениздат, 1994. С. 374 и др.

5 Женское форменное платье образца 1941 г. было отменено приказом МВС СССР от 3 марта 1948 г. № 11, но приказом МО СССР от 30 июня 1955 г. № 105 «шерстяное платье защитного цвета» восстанавливается как предмет повседневной вне строя формы одежды, для использования вместо кителя и юбки.

Сергей Шойгу, вставший у руля Минобороны в начале ноября этого года, намерен провести новую реформу. Кроме того, стало известно, что кутюрье Валентин Юдашкин, с чьим именем прочно ассоциируется создание новой формы, открестился от своей причастности к ее разработке.

Такой «демонтаж» отчасти начался в феврале 1992 года. Тогда, согласно приказу главнокомандующего ВС СНГ Евгения Шапошникова, для военнослужащих срочной службы вместо парадно-выходного мундира и повседневного кителя был введен унифицированный китель с вшитыми погонами. При этом отменялось ношение петлиц.

23 мая 1994 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям» - формально в этот день и была отменена советская военная форма.

Внешний вид военнослужащих претерпел после подписания этого документа значительные изменения: так, основным цветом и парадной, и повседневной формы стал оливковый. Шинели заменили на «пальто зимние», кителя - на пиджаки с накладными карманами. На военной форме появились шевроны и нашивки, обозначающие принадлежность к тому или иному роду войск, конкретной части. Хотя при этом критики говорили, что на деле реформа свелась к упрощению комплекта обмундирования до минимума.

27 января 1997 года был издан новый указ о военной форме, но видоизменения коснулись только узкой группы военнослужащих: у генералов армии на погонах одну большую звезду заменили на четыре меньшего размера.

Спустя 8 лет, в мае 2005 года вышел новый президентский указ. В результате инициативы Владимира Путина папахи «вернулись» в качестве зимних головных уборов для полковников и генералов. Синяя повседневная форма для ВВС была заменена на стандартную «оливковую». Единственным возможным цветом носков и перчаток был определен черный.

Новаторство указа 2005 года состояло в том, что он запрещал ношение военной формы теми, кто не относится к военнослужащим.

Май 2007 года - это новый виток в истории реформирования военной формы. Тогда был сделан ряд заявлений со стороны Минобороны. Сначала глава ведомства (на тот момент - Анатолий Сердюков) выступил с инициативой модернизации формы. Затем замминистра обороны генерал Владимир Исаков сообщил СМИ о том, что реформа действительно в планах ведомства, причем в числе разработчиков эскизов был назван Валентин Юдашкин.

Кто еще, кроме Юдашкина, участвовал в разработке?

Модельер Игорь Чапурин, специалисты Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности, Центрального НИИ кожи и обуви, а также Центрального вещевого управления Минобороны России.

Эскизы «от Юдашкина» победили, затем в течение двух лет велась разработка нового обмундирования.

. В 2010 году новая форма была введена.

Что изменилось?

Погоны вместо их традиционного размещения на плечах были перенесены на грудь и на рукав;

Появились элементы на «липучке»;

Шинели стали узкими и приталенными;

Упразднялись сапоги с портянками, а также предмет множества анекдотов - знаменитые кальсоны с завязками;

У офицеров впервые в истории отечественных вооруженных сил появились свитера.

Форма от Юдашкина выдержала не все войсковые испытания (одежда шуршала при движении, плавилась от открытого огня и т.д.) В Минобороны, в частности, для зимней одежды на отечественный. Именно поэтому в СМИ уже тогда начал курсировать тезис о том, что на самом деле от кутюрье Юдашкина в новой форме остались лишь элементы покроя.

Кому и чем не нравилась новая форма?

Недостатки выявились в ходе опроса военнослужащих и зимой 2011-2012 года - после окончательного перехода армии на новую военную форму у солдат начались массовые простуды.

Минобороны проводило опрос военнослужащих (их было более 6 тысяч) по поводу новой формы. Чаще всего в ответах встречалась претензия к расположению погон «на пузе, как в НАТО, а мы привыкли - на плечах».

Главными минусами новой формы стало то, что она хорошо впитывает влагу и неохотно её испаряет, плохо держит тепло при температуре воздуха ниже минус 15°С.

Юдашкин или нет?

21 ноября 2012 года Валентин Юдашкин заявил, что не имеет никакого отношения к новой военной форме, объясняя это тем, что Минобороны в свое время внесло значительные коррективы в его образцы.

«Я до последнего надеялся, что все-таки военные признаются, опубликуют какое-нибудь письмо, заявление, что « , мы сами «Дольчи и Габаны», сами все придумали, сделали и счастливы и будем отвечать за качество», но они этого не сделали, поэтому это делаю я. Официально заявляю, что то, что носят в армии сейчас, не является той формой, которую я и мои сотрудники разработали в 2007 году по заказу Минобороны», - заявил модельер.

Новую форму отменят?

Обратим внимание: в целом было затрачено около 25 млрд рублей.

Военная форма одежды - это комплект предметов одежды, а в отдельных случаях и снаряжения, установленный специальными указами, приказами и правилами, обязательный для ношения всеми военнослужащими армии и флота. Военная форма одежды вводится в войсках с целью лучшей их организации, повышения воинской дисциплины и порядка, различия военнослужащих по родам войск (оружия), по служебному положению и воинским званиям. Военная форма одежды определяет принадлежность военнослужащих к вооруженным силам того или иного государства, содержит в своем составе геральдические элементы государства или царствующего дома и выполняет функцию сохранения боевых традиций вооруженных сил в целом, а также части, а иногда и отдельного подразделения. Кроме того, форма одежды имеет и чисто военные функции: маскировка личного состава на местности посредством изготовления ее из тканей защитных цветов, введения в состав военной одежды приспособлений для ношения предметов вооружения и снаряжения, создание комфортных условий во время действий военнослужащих в различных климатических условиях. Некоторые элементы форменной одежды имеют защитное предназначение.

Однообразная военная форма одежды в современном понимании, возникла во второй половине XVII века в европейских армиях, однако попытки ввести общие для всех элементы в одежду и снаряжение воинов с целью отличить их от военнослужащих противной стороны предпринимались практически на протяжении всей европейской военной истории. Наиболее близко к введению однообразной форменной одежды в начале новой эры подошла армия древнего Рима, традиционно одевая своих легионеров в красные шерстяные плащи и одежду белого цвета.

Следует сказать, что именно от римских легионов перешли в современные армии принципы организации, внутреннего порядка, субординации и военной геральдики. Из периода средневековья, можно вспомнить об отличительном знаке участников крестовых походов - матерчатом кресте нашитом на одежду и дальнейшем развитии этой эмблемы - атрибутов различных рыцарских орденов.

В дальнейшем по мере развития военного дела, усложнения организационной структуры войск, появления понятия боевых порядков, появилась насущная необходимость визуально выделить свои войска на поле боя с целью предоставления военачальникам возможности оперативно управлять войсками в ходе сражения. Задача решалась введением на время кампании и даже отдельного сражения общих для всего войска элементов одежды военнослужащих: отличительных украшений головных уборов, шарфов, лент одного цвета и т. п.. Введение же полностью унифицированной по покрою, цветам и знакам отличия, однообразной для всех вооруженных сил форменной одежды стало возможным с появлением массовых армий и развитием мануфактурных производств, которые могли обеспечить потребности войск в мундирных тканях и кожаных изделиях, т.е. определялось в первую очередь факторами экономики государств. В период тридцатилетней войны в Европе (1618-1648 гг.) в армиях противоборствующих государств стали появляться части носившие одежду одного цвета, однако различных покроев и конструкции.

Зачастую изготовление такой одежды происходило по инициативе шефов и командиров той или иной части, ношение ее не регламентировалось на государственном уровне и следовательно не являлось обязательным, однако в частях прославивших свои знамена на поле брани ношение одежды определенных цветов стало превращаться в устойчивую боевую традицию. Примерно в этот же период в России, единообразная форменная одежда появляется в московских стрелецких полках.

Впервые регламентированная единообразная военная форма одежды была введена королевским указом во французской армии в 1672 г., причем королевская гвардия получила кафтаны синего цвета с красным прикладным сукном, армейская пехота - серые, кавалерия - красные. До конца XVII века униформу получили все наиболее передовые армии европейских государств. В России введение регламентированной военной формы связано с военными реформами Петра Великого. Начиная с 1699 г.военная форма и правила ее ношения устанавливается первоначально для гвардейских (потешных) полков, а в последствии и для вновь формируемых пехотных и драгунских полков.

В 1712 г. свою форму получили и артиллеристы. К окончанию Северной войны окончательно сформировался общий стиль русской военной формы. Гвардейская и армейская пехота носили темно-зеленные кафтаны, драгуны - синие, артиллерия - красные. С этого периода военная форма русской армии развивалась и совершенствовалась в традиции общеевропейских тенденций. В последующие царствования при Анне Иоанновне была утверждена форма одежды для конного лейб-регемента (конной гвардии) и вновь формируемых кирасирских полков.

При Елизавете Петровне в связи с формированием частей легкой кавалерии - гусарских полков, для них утверждается особая форма, различающаяся по полкам в цветовой гамме. В начале царствования Екатерины Великой военная форма не претерпела значительных изменений. Были лишь отменены нововведения, введенные в краткосрочное царствование ее мужа Петра III. В 1786 г. в рамках военной реформы, проводимой фельдмаршалом Г. Потемкиным была введена военная форма принципиально отличавшаяся от общеевропейских образцов того времени.
Она была единого покроя для всех родов оружия и отличалась только цветом. В качестве мундира была введена удобная короткая куртка, узкие брюки заменялись свободными шароварами обшитыми до середины голени кожей, вместо неудобной в походе и в бою войлочной шляпы, воины получили сферическую каску того же материала с поперечным плюмажем. Новая форма вводилась только в армейских полках. Гвардия носила прежние мундиры. Нововведение являлось безусловно прогрессивным и опередило свое время на несколько десятилетий.

С воцарением сына Екатерины Великой - Павла I, в армии в срочном порядке стала вводится военная форма в основном копирующую форму армии Прусского королевства. Расцветка мундиров сохранила традиционные для русской армии оттенки, за исключением артиллерии, которая получила темно-зеленные мундиры пехотного образца с черным приборным сукном и красными выпушками, ставшими с тех пор традиционными для этого рода войск. Каждый пехотный и кавалерийский полк получил свои приборные цвета. Историки дружно осудили Павла за введение новой, якобы "неудобной" формы, хотя она полностью соответствовала современным европейским тенденциям, при этом забывая о том, что именно при нем армия получила новый вид обмундирования - шинель, взамен зимнего шерстяного плаща - епанчи. После трагической кончины Павла I в ходе государственного переворота, престол унаследовал его сын Александр I. Под его руководством и личном участии была разработана и введена новая военная форма и походное снаряжение. Армия получила мундир фрачного типа традиционных расцветок. В качестве строевого головного убора был принят кивер, тяжелая кавалерия и конная артиллерия получила кожаную каску.

Была разработана форма для нового вида легкой кавалерии - уланских полков. Впервые военная форма была установлена для казаков Донского, Уральского и Черноморского войск. В качестве нестроевого головного убора вводится знаменитая фуражка. В разных вариациях эта форма просуществовала более пятидесяти лет. В царствование Николая I в 1844 г. в качестве строевого головного убора взамен кивера вводится кожаная каска.

Пехота кавказского корпуса получает особую "кавказскую" форму. Воинские звания военнослужащих стали обозначать на эполетах и погонах. После окончания крымской войны в царствование Александра II остро ощущалась необходимость общей военной реформы. Коснулась она и военной формы одежды. Мундир фрачного типа сменил т.н. полукафтан. Вместо каски вводился кивер нового образца, а в последствии кепи. При походной форме устанавливалось ношение высоких сапог и белой рубахи. Вообще, царствование характеризуется почти непрерывными изменениями в форме одежды и требуют отдельного исследования. При Александре III в 1882 г. начинается очередная реформа. В этот раз она направлена на упрощение и удешевление обмундирования.

Армейские кирасирские, уланские и гусарские полки лишаются своих блестящих мундиров и переформировываются в драгунские. В качестве основного комплекта обмундирования для всех родов войск устанавливается мундир из темно-зеленного сукна с глубоким запахом застегивающимся на крючки, свободные шаровары из того же материала, носящиеся заправленными в высокие сапоги при любой форме одежды. Строевым (парадным) головным убором становится барашковая шапка из черной мерлушки. Хотя реформа проводилась под дивизом "народности", истинная причина изменений заключалась, на мой взгляд, в необходимости заготовки большого количества предметов обмундирования на случай мобилизационного развертывания.

Последнее царствование характеризуется прежде всего введением в 1907 г. походного обмундирования защитного цвета для всех военнослужащих и возвращении к традиционным образцам парадной и обыкновенной формы одежды. В 1918 г. заканчивается история славной русской армии и начинается история ее наследницы - РККА, впоследствии Советской Армии. Стремясь уйти от традиций "кровавого" царского режима, советские военные руководители, игнорируя опыт русско-японской и мировой войн вводят в красной армии странную форму, щедро украшенную яркими цветными элементами. Отменяются традиционные знаки различия военнослужащих - погоны.

От дополнительных и без того значительных потерь от огня противника красноармейцев спасало неудовлетворительное положение в экономике страны, благодаря которому в годы гражданской войны не удалось организовать массовое производство предметов обмундирования нового образца. И белые и красные формирования использовали запасы обмундирования оставшиеся от старой армии. В период до начала Великой Отечественной войны происходит постепенное возращение к традициям русской армии. В 1922 г. артиллеристам были возвращены их традиционные приборные цвета черный с красной выпушкой (в 1919 г. для артиллерии был введен оранжевый приборный цвет) и установлено ношение шинели старого образца взамен "кафтана" защитного цвета. В 1924 г. было отменено ношение цветных клапанов на груди, рукавах и воротниках обмундирования. В 1935 г. были введены персональные воинские звания для, среднего и старшего командного состава и соответствующие знаки различия.

В 1936 г. формируются казачьи кавалерийские части и для них устанавливается традиционная форма одежды. В 1940 г. отменяется ношение пожалуй наиболее яркого символа красной армии - буденовки. В том же году восстанавливаются персональные звания для младшего и высшего командного состава. Вводится парадная форма для всех категорий военнослужащих. Окончательный возврат к национальным традициям военной формы одежды произошел в 1943 г.

После этого форма одежды Советской Армии развивалась в рамках многолетних традиций русской армии. Очередная заметная реформа форменной одежды произошла в 1969 г. В качестве полевой формы взамен знаменитой гимнастерки вводится полевой китель. Принимается на снабжение войск форменная одежда для экипажей бронетехники, полевая утепленная куртка для офицеров.

В 1988 г. в войска поступает новый унифицированный зимний и летний полевые костюмы - "афганка". Развитие военной формы в последнем десятилетии XX века характеризуется отказом от советских и русских традиций. Введенная в 1994 г. новая парадная и повседневная форма по покрою очень похожа на американскую. Было отменено ношение петлиц цветных околышей на фуражках. В конструкции фуражек явно проглядываются извращенные понятия о воинской красоте "арбатских" генералов. Однако для основной массы военнослужащих это не имело большого значение ввиду крайне скудного снабжения войск вещевым имуществом. Никогда не забуду, когда летом 1994 г. солдатам и офицерам дивизии в Забайкальском ВО были выданы летние танковые комбинезоны изготовленные из неокрашенной х/б ткани светло-серого цвета. Парадная и повседневная формы не выдавались вовсе. Доходило до того, что даже на парады в г. Москве части и подразделения выводились в полевой форме под белыми и парадными ремнями, трогательно украшенной аксельбантами, с нашитыми золотыми погонами у офицеров и цветными у солдат и сержантов.