Понятие и факторы речевого этикета

В широком смысле, речевой этикет выполняет регулирующую функцию в процессе общения (например, общение по возрастному статусу, молодежные или профессиональный нормы).

В узком смысле, речевой этикет представляет собой семантическое поле функционального типа вежливой модели поведения в следующих актах коммуникации: обращение, знакомство, благодарность, просьба, извинение и пр.

Богатство синонимических рядов единиц речевого этикета обусловлено вступлением в контакт разных по социальным признакам коммуникантов при разных социальных взаимодействиях.

Факторы, учитываемые в речевом этикете:

  • Прагматический, единицей этикета, при котором выступает речевой акт, учитывающий принцип вежливости и сотрудничества;
  • Лингвистический, дифференцирует единицу этикета как слово, фразу, верно произнесенное с точки зрения языка;
  • Стилистический фактор разграничивает формы общения среди публики, поколений, партнеров и пр.;
  • Культурологический, рассматривает речевой этикет как неотъемлемую часть народной культуры и норм поведения, присущих данной территориальной общности.

Правила и требования речевого этикета

Выделяется два вида правил общения:

  • Запрещающие – правила поведения в закрытой системе коммуникации (в организации, в семье, в коллективе и др.);
  • Рекомендательные – правила речевого общения в открытой системе коммуникации (в обществе, на культурных мероприятиях и др.).

При этом к культуре речевого поведения формируются требования, запреты и рекомендации.

Речевые требования включают:

  1. Правильность и чистоту произношения в соответствии с литературными нормами языка;
  2. Точность речи в терминологии и профессионализмах;
  3. Уместность речи в выборе тона и стиля коммуникации;
  4. Коммуникативность и целесообразность не допуская грубости, бестактности и не четкого произношения;
  5. Этику общения с учетом правил обращения, согласия и похвалы.

Речевые запреты, позволяющие избежать конфликтной ситуации и наладить комфортность общения включают:

  1. Запрет на тональность (пренебрежение, сюсюкание);
  2. Запрет на выражения (грубые, оскорбляющие);
  3. Запрет на жесты (устрашение, обида);
  4. Запрет на голос (заикание, неразборчивость).

Заповеди общения и частные случаи

Основные заповеди успешного и продуктивного общения, основные положения речевого этикета:

  • Избегайте многословия и речевого однообразия;
  • Говорите просто, понятно, доступно;
  • Знайте, зачем и о чем говорить;
  • Умейте находить общий язык с каждым человеком;
  • Вежливость – основа успеха в любой сфере жизнедеятельности человека;
  • Умейте слушать.

Частные случаи применения правил этикета:

  1. Установление контакта связанно с этичным и добрым обращением к окружающим. Основным словом а данном случае должно быть «здравствуйте», «приветствую», «добрый день/утро/вечер». Для привлечения внимания допускается использование фраз: «позвольте обратиться», «извините» и др.
  2. Обращение к оппоненту. Более уместным в настоящее время считается обращение по имени и отчеству, занимаемой должности. Не допускается указание на личностные характеристики коммуниканта – его пол, возраст, веру и прочие;
  3. Завершение контакта должно оставлять о повествующем положи-тельное впечатление. Считается важным не только вежливо попрощаться, но и оставить слова благодарности, теплую атмосферу дальнейшего сотрудничества или диалога.

При любом виде общения важно выбрать соответствующие правила и надлежащие приёмы речевой коммуникации.

Правила общения – это принятые в данном обществе рекомендации по ведению беседы, разговора с собеседником. Многие из этих правил и приёмов нашли своё выражение (толкование) в народных пословицах и поговорках, таких как Слово – серебро , молчание – золото; Ласковое слово многих прельщает; Язык держи, а сердце в кулак сожми. Правила общения дают руководство коммуникантам, как вести себя при общении в конкретной речевой ситуации.

Следует различать нормативные правила общения и правила речевого воздействия. Под речевым воздействием понимают любое действие, направленное на собеседника с целью каким угодно способом добиться результата.

На самый частый вопрос «Как надо? Как принято?» отвечают нормативные правила. Они описывают принятые в данном обществе нормы и правила вежливого, внимательного, тактичного, доброжелательного, выдержанного – одним словом, культурного общения людей между собой, другими словами – это правила речевого этикета, о которых говорилось в теме №2. Некоторые из правил общения в русской деловой коммуникации называются несколько иначе, чем принципы Грайса и Лича, при одном и том же их содержании.

Правило терпимости , или толерантности , призывает собеседника принимать другого собеседника таким, каков он есть. Не следует пытаться переделывать партнёра в момент разговора. Особенно не приемлемы фразы «Почему вы на меня кричите? Почему вы со мной в таком тоне разговариваете?». Нужно помнить, что собеседник всегда прав, даже в том случае, если, по-вашему, он не прав. Нужно преодолеть негативную установку к собеседнику, отвлечься от его недостатков и приспособиться к нему, т.е. говорить на его языке, учитывая его настроение и самочувствие.

Соблюдение правила благоприятной самоотдачи помогает добиваться расположения собеседника к себе. Нужно стремиться понравиться ему. При этом помнить поговорку «По одёжке встречают, по уму провожают ». Демонстрируйте свою уважительную манеру общения. Покажите, что ваш собеседник вам нравится, не игнорируйте принцип «кукушки и петуха».

В основе любого конструктивного общения лежит традиционная парадигма, или приёмы, позитивного общения. Любой приём предполагает не механическое его выполнение, а адекватность его использования в нужный момент, всегда помня о том, что общение требует от человека особого, тонкого мастерства.



Приёмов общения столько, сколько тем и сколько разных по характеру и уровню культуры коммуникантов могут встречаться в жизни. Рассматривая приёмы, технологии и техники общения, обычно исходят из идеи конструктивного, позитивного, бесконфликтного общения. Однако не всегда бывает так. Достаточно много примеров, когда известный политик постоянно демонстрирует образцы неконструктивного общения, явно основанного на агрессии. Приходится согласиться с мнением психологов о том, что этот политик владеет приёмами общения гораздо лучше, чем, возможно, многие тренеры, которые ведут практикумы по общению. Кажущаяся неконструктивность данного политика оказывается вполне целесообразным приёмом: его цель не договориться, а завладеть вниманием, показать себя, заработать очки. Вот почему агрессивное поведение указанного партнёра, как это ни парадоксально, оказывается конструктивным применительно к поставленным им задачам.

Одним из простых приёмов считают правило «говорить на языке партнёра », которое нарушается чаще всего. Следует говорить на языке, знакомом слушателю. Этот приём перекликается с максимой способа (манеры) у Г. Грайса.

Следующий приём призывает «подчёркивать значимость партнёра, проявлять уважение к нем у». Этот приём рассматривают как один из важнейших, фундаментальных приёмов конструктивного межличностного взаимодействия. Он может осуществляться как на вербальном, так и на невербальном уровне. Можно подчеркнуть значимость партнёра такими словами: «Мы обратились за советом именно к Вам, потому что Ваш профессиональный опыт очень ценен в этом вопросе ». Такой приём подчёркивает профессиональную значимость партнёра, что положительно сказывается на результате общения.

Третий приём «подчёркивайте общность с партнёром » является не только одним из базовых приёмов общения, это правило ещё и самое древнее, унаследованное от глубинной психологии личности. Сравним его с правилом выживания в джунглях: «Мы с тобой одной крови, ты и я ».



Четвёртый приём общения гласит: «Проявляйте интерес к проблемам партнёра ». Главный смысл этого приёма заключён в глаголе «проявляйте», т.е. ваш интерес должен быть явным, а не простым слушанием или поддакиванием.

Кроме отмеченных приёмов общения встречаются и другие техники общения:

- «врага надо знать в лицо » – при манипулятивном общении нельзя упускать из виду то, что партнёр каким-то образом может попытаться манипулировать вами (отвлечь ваше внимание от важной для решения проблемы);

Приём «айкидо », когда нападение работает против самого нападающего: позволив партнёру подавить вас, можно сказать фразу «Я в полной растерянности, вы меня окончательно сконфузили, я даже не знаю, как продолжать беседу». Ваша фраза окажется эффективным приёмом, удар партнёра обрушивается на него самого, и он поспешно произнесёт «Что вы, я не хотел, и в мыслях не было, может, я что-то не так сказал?»;

- техника Франклина : известному американскому государственному деятелю в его дипломатии помогал приём общения начинать ответ всегда со слова «да». Франклин был убеждён, что ответ «нет» блокирует желание собеседника слушать своего партнёра дальше.

VI. Основные законы общения

Важной составляющей науки о речевом воздействии являются законы общения. В литературе по речевой коммуникации описаны следующие законы общения.

Закон зеркального отражения – это имитация стиля общения своего собеседника. Например, если один из собеседников начинает говорить шёпотом, то другие участники общения непроизвольно «отзеркаливают» его. Но ни в коем случае не следует «отзеркаливать» повышение голоса начальника. Отзеркаливанию можно сопротивляться, что приведёт к ослаблению возникшего конфликта. Доброжелательная манера общения делает собеседника тоже доброжелательным, а агрессивная манера, как известно, вызывает агрессию.

Закон зависимости результата общения от объёма коммуникативных усилий : чем больше затрачено коммуникативных усилий (виды, правила, приёмы общения, принципы речевого воздействия), тем выше эффективность общения. Однако в промышленности – наоборот: эффективно такое производство, при котором продукция произведена с минимальными затратами.

Закон возрастающего нетерпения слушателей «работает» в следующей ситуации: чем дольше говорит оратор, тем больше невнимания и нетерпимости проявляют слушатели. Необходимо всегда помнить совет А.П. Чехова о том, что краткость – сестра таланта.

Закон падения интеллекта аудитории с увеличением её размера . Чем больше людей в аудитории, тем ниже её средний интеллект, даже при сохранении личного высокого интеллекта каждого отдельного слушателя. Однако при этой ситуации человек «в массе» легче реагирует на штампы, прописные истины, грубые шутки, примитивные призывы. Слушатель становится более доверчивым и внушаемым. Перед массой следует говорить коротко, громко, уверенно, простыми фразами, используя общеизвестные истины, юмор, и закончить речь коротким призывом, лозунгом. В небольшой же аудитории – наоборот: один слушатель не такой внушаемый как толпа.

Закон речевого усиления эмоций – это так называемое психическое заражение. Когда слушатель вербализует свои эмоции, он заражает и массу (толпу), усиливая положительные эмоции. При этом следует иметь в виду следующее: не стоит кричать от страха, и страх не возрастёт.

Закон речевого поглощения эмоции : при пересказе переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает. Всем известно, что сочувствие облегчает горе.

Закон эмоционального подавления логики : эмоциональное возбуждение ведёт к неубедительной речи. Помочь такому человеку «включить логику» можно лишь, не споря с ним. Лучше согласиться с ним, это снизит уровень его эмоционального возбуждения.

Закон отторжения публичной критики означает, что лучше критиковать не публично, а наедине. Установлено, что 60% людей не обижаются, когда критика адресуется не в присутствии посторонних.

Закон искажения информации . Известно, что при передаче любая информация искажается вследствие субъективности её интерпретации. Например, сколько разной интонации может иметь фраза «Начальник просил тебя зайти».

Закон детального обсуждения мелочей : люди больше разбираются в мелочах, чем в глобальных вопросах.

Закон первичного отторжения новой идеи : собеседник отвергает высказывание своего партнёра, считая предоставленную ему информацию ошибочной.

Закон доверия к простым словам , или закон коммуникативной простоты : простата содержания и формы всегда считается залогом коммуникативного успеха.

Закон речевого самовоздействия : словесное выражение идеи или эмоции формирует эту идею у самого говорящего.

Каждая ситуация, каждая обсуждаемая тема и каждый участник речевого общения могут вызвать к жизни совершенно другие условия, правила и приёмы общения, поэтому и законы речевой коммуникации не ограничиваются перечисленными выше видами.

ПОВТОРЯЕМ ОРФОГРАФИЮ!

Орфограммы в приставках

Пишется З Пишется С
1. Приставки на З – без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) – пишутся с буквой З перед гласными и перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р): безвольный , воззвание , взимать , издательство , низложить , развести , чрезмерный , череззерница . 2. Иноязычные приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласной корня и перед Ъ: дезинфекция , дизъюнкция 1. Перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) указанные приставки пишутся с буквой С: беспокойный , восстание , вспомнить , исходный , ниспослать , рассуждение , чересполосица . 2. Иноязычная приставка ДИС- пишется перед согласной: дистрофия , дисгармония , дисбаланс , дисменорея
Запомнить: 1. В словах низкий , низший пишется буква З, потому что она входит в состав корня.
2. В сложном слове близсидящий элемент БЛИЗ- не является приставкой, поэтому конечный З не оглушается.
3. В словах разевать , разинуть , разор , разорить и в производных от них словах пишется одна буква З.
4. Слово рассориться , образованное от глагола ссориться при помощи приставки рас - , пишется с двумя С, так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся. Примечание: Чтобы выяснить, сколько З или С пишется на стыке приставки и корня, нужно выделить корень с помощью родственных слов: растрогался – трогать; расстроился – строить или расстроился – настроение
5. В приставках раз(с)- / роз(с)- без ударения пишется буква А, под ударением пишется О: разлив (половодье) – розлив (металла). Исключение: розыскной
6. Приставка С- остаётся неизменной независимо от того, находится ли она перед глухой или звонкой согласной: сбить , сшить , сгрести , сделать , сжить .

Приставки ПРЕ- /ПРИ-

Пре- При-
1.Значение высокой степени качества или действия: премудрый, преуспевать, преувеличивать 1. Обозначение близости, смежности: приморский, пришкольный, приусадебный, приезжать
2. Значение присоединения, прибавления: примыкать, прибавить, приделать
3. Значение неполного действия: приоткрыть, присесть, приостановиться
2. Значение «через», «по-иному», близко к значению приставки «пере»: прервать работу = делать перерыв 4. Значение доведения действия до завершения: приискать, придумать
5. Значение сопутствующего действия: петь пританцовывая, ходить приговаривая, присвистывая
6. Обозначение движения сверху вниз: прижать, примять,придавить
7. Действие в собственных или чьих-то интересах: прикарманить, припрятать
ЗАПОМНИТЬ
Пребывать где Прибывать куда
Предать друга Придать форму
Преемник чей-то Приёмник звука
Преклонить колени Приклонить голову
Преступить закон Приступить к работе
Претворить мечты Притворить форточку
Предел числовой последовательности Придел монастыря Придел дома
Презирать предателя Призирать (заботиться, давать приют)

– это знания, умение использовать правила языковой культуры в различных обстоятельствах (переговоры, знакомства, приветствия, просьбы, обращения, прощание и т.д.) Эффективность и культуру речевого общения оценивают по следующим критериям: точность, доступность, правильность, выразительность, разнообразие, эстетичность.

Грамотность – это основополагающий критерий культуры речевого общения. При любом общении безграмотность не дает возможности понятно изложить суть предложения или задачи, раздражает собеседника. Это выражается в неумении подобрать и использовать нужные слова, облечь их в корректную грамматическую форму, неумение формулировать свои мысли.

Даже беседуя с друзьями или членами семьи, не игнорируйте правила речевого общения, так как общаясь с руководителем, на деловых переговорах или совещаниях, вам уже будет трудно избежать привычных ошибок, а именно:

Слушая такую речь, у собеседника невольно возникает желание подсказать и поправить, но сдерживает вероятность обиды или непонимания, такое речевое общение вряд ли будет способствовать развитию отношений. Не способствует этому и использование местного диалекта, особенно слов, употребление которых ограничено какой-то местностью. Правилам речевого общения особенно противоречит привычка использовать в разговоре отдельные иностранные слова. Кроме недоумения, такой стиль общения не может вызвать ничего иного, хотя он весьма популярен и распространен.

Грамотность очень важна при речевом общении в любой области и деловые отношения не являются исключением. Причем, принято считать, что чем значительнее деловые переговоры, чем весомее бизнес, тем более грамотной должна быть ваша речь. Если вы хотите ее совершенствовать, то читайте больше высокохудожественной литературы. Это не только познавательная возможность – в процессе чтения вы обучаетесь правильному построению речи, зрительная память помогает вам совершенствовать правописание, ваш словарный запас обогащается, когда вы сталкиваетесь с незнакомыми словами.

В этом случае обязательно надо работать со словарями, осваивая произношение слов и правила их употребления при речевом общении. Если вы в различных ситуациях сталкиваетесь с незнакомым словом, не стесняйтесь спросить у коллег о его значении – это будет расценено как любознательность и заинтересованность в познании исполняемых вами обязанностей.

Всегда называйте своего собеседника по имени, отчеству и никогда – по фамилии, даже если это ваш подчиненный. При речевом общении такие фразы воспринимаются как не корректные. А если к имени, отчеству собеседника, вы добавите слова, выражающие любезность – "прошу, Вас", "будьте добры", то это только будет способствовать и диалогу и делу. Крик и хамство в этом случае контрпродуктивны, в отличие от любезного обращения.

При речевом общении используйте свой словарный запас так, чтобы суть излагаемого вами вопроса была понятна. Не перегружайте свою речь канцелярщиной, в меру употребляя специальные термины, без искажения и заумности, так как понятные вам слова, принятые в среде профессионалов или их аналог в виде профессионального сленга могут быть непонятными для вашего собеседника.

При речевом общении следует избегать оценочных суждений, если они не носят поощрительного характера. Негативные суждения вызывают, как правило, неприятие, агрессию – это прямой путь к ссоре, конфронтации, поэтому в мире бизнеса рекомендуется их избегать. Альтернативой негативному суждению является, прежде всего, рекомендация избегать выражения открытого недовольства, а также строить речевое общение с элементами конструктивизма (были недочеты, дайте предложение по их устранению).

При речевом общении решающим фактором успешного диалога или переговоров иногда является ваше умение признавать свои ошибки. Принести извинения за упущение в работе. Если вы, допустив просчет, не считаете нужным извиниться, то это будет расцениваться как эгоизм, неуважение, что грозит потерей деловой репутации.

Чтобы добиться успехов переговоров, правила речевого общения считают необходимым уметь эффективно слушать, а именно:

Если вы будете постоянно говорить, то никого не услышите. Перестаньте говорить!;
- слушайте, подчеркивая заинтересованность и готовность слушать, слушая, не ищите причины для возражений, а старайтесь вникнуть в суть предложения;
- создайте атмосферу дружелюбия, свободы, чтобы собеседник раскрепостился;
- не совершайте действий, которые отвлекают внимание, раздражают (возня с предметами на столе, стук по столу);
- сдерживайте эмоции, под их воздействием вы можете неправильно интерпретировать суть сказанного;
- чтобы подчеркнуть заинтересованность, подбодрить собеседника, задавайте вопросы;
- если хотите проиграть – победите в споре. Поэтому не спорьте и не критикуйте, так как собеседник в лучшем случае займет неконструктивную позицию, а в худшем – прекратит разговор.

Научитесь правильно воспринимать критику в свой адрес. Не обвиняйте говорящего в идиотизме, подчеркивая свою ученость и гениальность. Правило речевого общения в этом случае звучит так: "Встань на чужую точку зрения и посмотри на себя со стороны". Это поможет вам критически оценить свои поступки. Не воспринимайте критику как повод к ссоре, а как возможность оценить свои поступки. Не менее важно и умение правильно критиковать.

Правила речевого общение рекомендуют критическое высказывание начать с позитива в адрес партнера, отметив, что существует обоюдная уверенность в успехе. Затем предельно конкретно изложить сомнение в эффективности некоторых действий партнера и возможное последствие. После этого предлагаются более эффективные действия, которые обеспечат позитивный результат. Избегайте жестких оценок, которые бы провоцировали партнера на ответную критику, осложняющую отношения.

Для любого человека жизненно важно знать хорошие манеры. Нормой поведения должно являться проявление хорошего тона. Культурный человек обязан знать нормы этикета и соблюдать их. Способность подать себя, а так же произвести хорошее впечатление, даст вам возможность приобрести уверенность и комфортно ощущать себя абсолютно в любом обществе.

Что такое речевой этикет? Речевой этикет - правила вежливого общения и речевого поведения. Умение владеть речевым этикетом помогает достижению авторитета, доверия и уважения к себе. Постоянное использование речевого этикета в деловом обществе оказывает на партнеров и клиентов положительное впечатление об организации, накапливает положительную репутацию.

Основных правила общения с другим человеком:

Слушайте своего собеседника . Умение слушать – пожалуй одно из главных правил общения. Многие его знают, но немногие ему следуют.

Искренно интересуйся своим собеседником. Здесь важно слово ИСКРЕННО.

Не спорь – если есть возможность промолчать, то лучше это сделать. Но если споришь и чувствуешь, что не прав, то как можно скорее признай это. Ты не будешь выглядеть от этого униженным, скорее всего твоему собеседнику даже станет немного не по себе от того, что ты так легко можешь признать свою ошибку.

Перед тем как критиковать, сначала постарайся сделать комплимент. Например, не стоит начинать критику со слов: «У тебя очень плохой галстук…» Лучше начать так: «Ты так классно подобрал рубашку, но вот галстук, по моему мнению, немного портит впечатление…».

Говори о вещах, которые интересны твоему собеседнику. Это не значит, что о своих интересах надо забыть! Просто через некоторое время твой собеседник сам переведёт тему в нужное для тебя русло, что бы отблагодарить за такую интересную беседу.

Называй человека по имени. Для человека нет ничего приятнее, чем звук собственного имени.

Улыбайся. Но помни, что если настроение не то, то лучше просто общаться. Если будешь делать это неестественно, то только испортишь ситуацию.

9. Жанры речевого общения.

Первое четкое разделение форм речевого общения было произведено Аристотелем. Большая роль в выделении бытовых речевых жанров принадлежит М. М. Бахтину, который, не употребляя термина “прагматика”, охарактеризовал необходимые прагматические составляющие речевого общения, подчеркнул важность роли адресата (Другого, в его терминологии), предвосхищения его ответной реакции. М. М. Бахтин определил речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями. Диалог он определил как классическую форму речевого общения.

По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, сообщение на пейджер, дневник.

Беседа

Это жанр речевого общения (диалог или полилог), в котором, при кооперативной стратегии, происходит:

а) обмен мнениями по каким-либо вопросам;

б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников - для установления типа отношений;

в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фактическое общение).

Разные виды беседы характеризуются соответствующими видами диалогической модальности.

При обмене мнениями по каким-либо вопросам участники выражают свою точку зрения, руководствуясь социокультурными стереотипами, выработанными векамиприоритетами и ценностными ориентирами, общечеловеческими абсолютными истинами и нормами жизни. Поэтому данный вид диалогической модальности называется аксиологической. Иллюстрацией такого типа беседы может быть разговор двух друзей о достоинствах того или иного направления в живописи, о вкусах; полилог о качестве изделий.

Второй тип беседы предполагает душевное “созвучие”, похвалы, одобрение, комплименты, искренние признания.

Третий тип жанра беседы - праздноречевое общение, в котором участники снимают эмоциональное перенапряжение, упражняются в остроумии, рассказывая анекдоты, делают политические прогнозы, делятся своими заботами, ищут сочувствия, рассказывают шутки и истории. Для этого типа бесед характерна эмоциональная модальность.

Жанр беседы - это тот тип разговора, в котором, при различных тактиках, доминирует стратегия солидарности во мнениях и согласия.

Разговор

В этом жанре может реализоваться как кооперативная, так и некооперативная стратегия. По целям общения различаются: а) информативный разговор; б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо); в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). Целенаправленность - характерная черта разговора, в отличие от беседы, которая может быть праздноречевым жанром. Об особых чертах разговора свидетельствуют устойчивые выражения, исторически сложившиеся в системе языка, например: У меня есть к тебе разговор; серьезный разговор; большой разговор; -нет приятный разговор; веселый разговор; пустой разговор; беспредметный разговор; деловой, разговор.

Инициальная реплика разговора может быть показателем типа разговора. В разговоре первого типа она свидетельствует о заинтересованности говорящего получить нужную информацию. Для этого типа характерно вопросно-ответное реплицирование, причем роль лидера, участника, направляющего ход разговора, играет спрашивающий, с короткими репликами-вопросами, переспросами, уточнениями-вопросами, а роль “ведомого” - участник, владеющий " знаниями, с репликами-ответами различной протяженности. Главным условием успешности информативного разговора является соответствие мира знаний адресанта и адресата. Важное значение имеют также коммуникативная компетенция участников разговора, знание ими социальных норм этикета. К коммуникативной компетенции относится умение говорящими выбрать ситуативно уместную форму представления знаний, интерпретацию событий и фактов, нюансы использования косвенных речевых актов, небуквальных выражений.

Разговоры второго типа, как правило, происходят между участниками, имеющими разные социально-ролевые характеристики, например между отцом и сыном, между соседями, имеющими разный общественный статус. Мотивы разговора выявляются, глаголами: прошу, требую, советую, рекомендую, убеждаю, умоляю, приказываю, настаиваю и т. д. В конфликтном разговоре, основанном на некооперативной стратегии и неумении говорящих соблюдать условия успешного общения, возможны различные тактики отказа в исполнении действия и соответственно тактики воздействия на адресата, системы угроз и наказаний.

Следующий тип разговора - разговор, направленный на выяснение отношений, - имеет в своей основе некооперативную стратегию ссоры, конфликта, упреков, перебранки. Здесь нередко вербальной формой выражения агрессии становится насмешка, ирония, намек. Метаязык реплик: “Я такой и считайся со мной таким! То, что я говорю в такой форме, - значимо”. В качестве негативной оценки выступает гипербола вопросы-отрицания, утверждение-отрицание; например: Ты всегда так; Ты так думаешь?; Так он тебе и сделал! Стратегическую цель может преследовать молчание - желание прекратить общение.

Спор

Спор - это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.

Cпор - это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.

Различные точки зрения по тому или иному вопросу тем не менее имеют общую фазу, в явном виде не выраженную языковыми формами, - заинтересованность в общении. Это обусловливает позитивное начало в диалоге или полилоге, своего рода кодекс доверия, правдивость и искренность, выражающихся в этикетных формах обращения, вежливости, истинности аргументов. Цель спора - поиск приемлемого решения, но одновременно это и поиск истины, единственно правильного решения. В зависимости от темы спора возможно формирование эпистемической модальности (в спорах на темы науки, политики) или аксиологической модальности (в спорах о мире ценностей, по вопросам морали и т. п.).

Условиями для начала спора являются:

1. Наличие минимум двух сторон имеющих индивидуальный взгляд на предмет спора.

2.Наличие разногласий у сторон-спорщиков и личную заинтересованность в разрешении этих разногласий.

3. Готовность спорящих к спору и наличии у каждой стороны аргументов различной степени убедительности.

Различают следующие виды спора:

Конструктивный

Деструктивный

Письменный

Организованный

Стихийный

Участники спора, приводя различные доводы в защиту своей точки зрения, демонстрируют приверженность истине, а не только свое несогласие. Аргументация, или показ того, что высказывание истинно, имеет много приемов

По отношению к доводам противника хороший спорщик должен избегать двух крайностей:

1.он не должен упорствовать, когда или довод противника очевиден, или очевидно правильно доказан;

2.он не должен слишком легко соглашаться с доводом противника, если довод этот покажется ему правильным.

Рассказ

Это жанр разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога. Главная стратегическая линия речевого общения - солидарность, согласие, кооперация, “разрешение” одному из участников осуществить свою коммуникативную интенцию, которая в основном сводится к информации. Темой рассказа могут быть любые событие, факт, которые произошли с рассказчиком или кем-либо другим. Ход рассказа может прерываться репликами-вопросами или репликами-оценками, на которые рассказчик отвечает с той или иной степенью полноты.

Характерная черта жанра рассказа - целостность передаваемой информации, обеспечиваемая связностью отдельных фрагментов. В рассказе адресант, интерпретируя реальные события, выступает в роли автора, произвольно, со своей точки зрения, оценивает их.

Фразеология, идиоматика, аллюзивные прецедентные тексты и “модные” лексемы представляют собой и смысловые блоки, и способ представления себя говорящим как рассказчика.

История

Этот жанр разговорной речи, так же как и рассказ, является по преимуществу монологической речью, которая учитывает все компоненты прагматической ситуации. Кроме того, важный прагматический фактор речи при рассказе “истории” - память. Этот фактор обусловливает структуру повествования и содержание речи. Характерно, что истории не включают самого адресанта как действующее лицо.

Коммуникативная цель истории - не только передача сведений о происшедших ранее (в не определенный момент) событиях, но и подведение смыслового итога, резюме, сопоставление с оценкой современных событий и фактов.

B отличие от других видов речевого общения рассказ и история относятся к запланированным видам речи, “разрешенным” участниками коммуникативного взаимодействия. Поэтому коммуникативный успех здесь предрешен в большей степени, но не абсолютно.

Стилистика истории впитала все особенности разговорного синтаксиса: тематическую фрагментарность (“мозаичность”), ассоциативные отступления от “сюжета” повествования, эллиптированные конструкции, вопросно-ответные ходы. Экспрессивность лексических элементов обусловлена культурным фоном ситуации общения, отражает спонтанность, неподготовленность повествования, поэтому в речи обилие конкретизирующих лексем, а также вводных слов, показывающих контроль говорящего над ходом изложения и способом выражения.

Письмо

Необходимым условием этого жанра речевого общения является искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей. “Характерный для понятия искренности контекст согласия соответствует этимологическому значению слова: искренний означало “близкий, приближенный, находящийся рядом”. Какой бы модус ни преобладал в письме, сам факт адресации своих чувств-мыслей в письменной форме, предполагающей несиюминутное прочтение, свидетельствует о существовании у автора возможности использовать естественный способ экспликации себя как личности (а это является самым главным прагматическим условием всякого речевого общения).

Регулярность переписки определяется рядом факторов:

а) отношениями между участниками этого вида речевого общения;

б) внешними обстоятельствами переписки;

в) актуальностью для адресата тем;

г) частотностью переписки.

Записка

В отличие от письма, этот жанр письменной разговорной речи в большой степени формируется общим миром чувства-мысли адресанта и адресата, одинаковой эпистемической и аксиологической модальностью, актуальностью одних и тех же обстоятельств. Поэтому содержание записки обычно кратко,; развернутое рассуждение может заменяться одним-двумя словами, играющими роль намека.

В записке, как и в письме, возможна самопроверка адресантом способа своего выражения, хода мыслей. Кроме того, записка, как и письмо, может представлять собой не спонтанный поток чувства-мысли, а обработанный, списанный с черновика, вариант, в котором «смягчены» и редуцированы неровности импровизации, неожиданность появления в сознании содержательных элементов высказывания.

Правила общения – это принятые в конкретной лингвокультурной общине нормы, каноны поведения, которые регламентируют коммуникативные взаимоотношения людей. Они подразделяются на нормы вербального воздействия и на нормативные. Правила вербального общения решают проблему как результативнее провести разговор, а нормативные – отвечают на вопрос «как правильно». Правила коммуникативного взаимодействия отображают представления, сформировавшиеся в социуме, о правильности ведения беседы при каждой коммуникативной ситуации. Они помогают сделать беседу более результативной.

Правила общения выработались социумом в процессе эволюционного прогресса людей и поддерживаются социокультурными обычаями этого социума. Правила коммуникативных взаимоотношений осваиваются индивидами посредством наблюдения и подражания окружению, а также вследствие целенаправленного обучения. Существуют правила, которые хорошо усвоены субъектами, поэтому они реализуются в коммуникациях практически машинально, т.е. без сознательного управления. Освоив основные правила общения, можно употреблять их сознательно для достижения установленной цели в коммуникациях, что даст существенное преимущество в беседе индивиду, который эти правила знает.

Правила общения с людьми

Нормы и правила общения условно подразделяются на стереотипные и творческие, и появились они вследствие гуманизации общения. В процессе развития правила коммуникационного взаимодействия постоянно меняются, а человеку приходится подчиняться изменившимся условиям для того чтобы общение было действенным, а не бесполезным.

Индивид, владеющий искусством коммуникативного взаимодействия, всегда выгодно акцентирует на себе внимание окружающих. На результативность беседы, прежде всего, влияет речь говорящего, которая должна отличаться четкостью, выразительностью, чтобы не попасть в неловкое положение. Произносить речь, отдельные реплики следует в среднем темпе и громкости голоса. Слишком тихая речь вызовет скуку, а чрезмерно громкая – приведет к появлению чувства дискомфорта у собеседников. Поэтому речь должна обладать размеренностью, средней громкостью и мягкостью.

Ниже приведены основные правила общения с людьми, которые помогут прослыть интересным и приятным собеседником и человеком, умеющим поддержать любой разговор.

При любом коммуникативном взаимодействии с индивидом следует концентрировать внимание непосредственно на говорящем и его сообщении. Для поддержания беседы и демонстрации своей заинтересованности нужно периодически уточнять по поводу правильности понимания содержания беседы и ее нюансов. Необходимо сообщать говорящему в перефразированном виде смысл полученной информации.

Правила общения с людьми включают следующее: не рекомендуется перебивать собеседника, давать ему советы, критиковать его, резюмировать его речь, отвлекаться на подготовку ответной реплики. Это лучше сделать после приема сообщения и его уточнения. Следует соблюдать последовательность подачи информации. Не рекомендуется переходить к новой информации, не убедившись в том, что партнер верно воспринял предыдущее высказывание. Во время разговора атмосфера должна носить доверительный и уважительный характер. К собеседнику нужно проявлять .

Правила общения кроме использования вербальных в разговоре включают и невербальные инструменты. Беседа будет более результативной в том случае, когда с партнером по коммуникации будет установлен частый контакт глаз. В ходе разговора нужно слегка покачивать головой в такт речи. Интонацию в конце предложения лучше снизить, а перед тем, как дать ответ на реплику собеседника, следует выдержать небольшую паузу. Также можно использовать и другие инструменты, которые помогут расположить собеседника. К людям, с которыми строится беседа, нужно относиться таким образом, чтобы они ощущали себя умными, приятными и интересными собеседниками. Искренняя улыбка всегда располагает людей к собственной персоне. Поэтому в процессе коммуникаций нужно всегда улыбаться, а для того чтобы улыбка была естественной и не казалась вымученной, нужно вспомнить какой-нибудь приятный или веселый случай. Человек любит звучание своего имени, поэтому нужно помнить имя собеседника и при разговоре периодически следует обращаться к нему по имени или имени-отчеству (в зависимости от обстановки и близости отношений между партнерами по беседе).

Звучание имени субъекта оказывает на него огромное воздействие. Было замечено, что при возникновении конфликтных ситуаций, сгладить обстановку позволяет более частое упоминание имени беседующих. Зачастую имя может стать той каплей, которая перевесит решение в нужную сторону. Имя личности является самым главным для нее звуком на любом языке. Однако перед тем как обратиться к человеку по имени следует уточнить, называть ли его полным именем, или можно сокращенным. Это повысит уровень привлекательности говорящего, как собеседника. К незнакомым или малознакомым лицам, людям старшего возраста или занимающим более высокую ступень в профессиональной иерархии лучше все-таки обращаться по имени и отчеству.

Каждый человек хочет чувствовать себя значительной личностью, хочет, чтобы от него хоть что-нибудь зависело. Потребность ощущать себя значимым субъектом является одной из самых подлинных и свойственных человеку слабостей, которые присущи всем людям в различной степени выраженности. Нередко достаточно всего лишь дать индивиду возможность осознать свою персональную значимость, для того чтобы он с превеликим удовольствием согласился сделать то, о чем его попросили.

Механизмов поднятия значимости партнера по коммуникации существует множество, каждый индивид выбирает для себя наиболее подходящий в конкретной ситуации. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее приятным собеседником считается не тот, кто прекрасно владеет искусством риторики, а тот, кто внимательно слушает партнера по коммуникации. Не стоит также забывать, что индивиды расположены слушать собеседника лишь только после того, как их выслушали. Поэтому, иногда все, что надо для того, чтобы вас выслушали и сделали так, как вам нужно, просто дать возможность выговориться собеседнику, при этом проявляя максимум внимания и интереса к речи собеседника.

Правила речевого общения

Основным механизмом коммуникационного взаимодействия является речь. Она отражает все мировоззрение личности, ее интересы, область деятельности, увлечения, культурный уровень. Практически все общение осуществляется посредством речевых средств. Речью можно назвать языковую систему в «действии». То есть это употребление языковой системы в целях говорения, трансляции мыслей и непосредственно общения. Речь отличается от языковых систем тем, что ее природа психофизическая. Это означает, что в производстве ее принимает участие речевой аппарат, а регулируется его работа центральной нервной системой.

Речь делится на устную и письменную, диалогическую и монологическую.

Нормы и правила общения при помощи речевых инструментов – это знания и умения грамотно применять нормативы языковой речи в различных условиях, например, на собраниях, совещаниях, переговорах, при личных беседах и др.

Культуру и результативность речевого общения следует оценивать по нескольким показателям, таким как точность речи и ее уместность, доступность, целесообразность, правильность и чистота речи, выразительность, грамотность, разнообразность, этичность. Правильность речи заключается в соответствии вербальных средств канонам литературного языка. Точность речи означает, прежде всего, грамотное и уместное использование терминологии. Уместность речи заключается в точном выборе тона и стиля коммуникации. Коммуникативная целесообразность речи не допускает грубость, нетактичность. Речевая этичность заключается в употреблении вежливых устойчивых выражений, обращений, фраз приветствия, прощания, извинения, благодарности, согласия, похвалы.

Грамотность считается стержневым показателем культуры речевых коммуникаций, так как безграмотный человек не способен внятно и понятно донести суть сообщения. Безграмотность выражается в неумении сформулировать собственные мысли, в неспособности правильно подобрать, употребить нужные слова, фразы, словосочетания и придать им корректную грамматическую форму. Грамотностью не следует пренебрегать даже в беседах с близкими друзьями или родственниками.

Грамотность особенно важна при деловых отношениях, при устройстве на работу, при телефонных переговорах, в письменной речи и т.д. Для совершенствования грамотности необходимо больше читать высокохудожественной литературы. Чтение книг способствует не только расширению кругозора, но и позволяет научиться правильно выстраивать речь, тренирует зрительную память, помогает совершенствовать правописание, позволяет обогатить словарный запас и т.п.

Во время беседы следует избегать оценочных высказываний, кроме тех, которые направлены на поощрение. Негативные оценки при беседе вызовут в ответ в свой адрес, неприятие, что приведет к возникновению конфликтных ситуаций, вследствие чего беседа станет неэффективной.

Правила эффективного общения

Общение является неотделимой составляющей человеческой жизни. Люди взаимодействуют постоянно, даже при видимом молчании все равно продолжают общаться при помощи жестов, различных движений, мимики и т.д. Эффективным коммуникативным взаимодействием считается такое общение, в котором люди стремятся понять мысли и постигнуть чувства собеседников, при этом, не оценивая их. То есть действенное общение заключается не просто в трансляции информации, а в умении слушать и понимать собеседника, умело и грамотно говорить, использовать инструменты невербального воздействия. Такие способности эффективного коммуникативного взаимодействия каждый вырабатывает в себе индивидуально, беря пример с окружающих людей, главным образом родителей и преподавателей. Нередко, перенятая в детстве от родителей или других значимых взрослых модель коммуникативного взаимодействия бывает неэффективной.

Можно выделить основные правила этикета в общении, которые придадут эффективности коммуникационному взаимодействию с разными индивидами и в различных жизненных ситуациях. Правило первое подразумевает под собой то, что любое общение начинается с установления контакта с собеседником, поэтому не стоит им пренебрегать. Без контакта с партнером по коммуникации общение будет невозможно или не будет нести за собой смысловой нагрузки. Для результативного коммуникационного взаимодействия следует говорить в одинаковом с собеседником темпе и объеме, также необходимо использовать аналогичное положения тела в пространстве, например, если собеседник стоит, то и вам нужно беседовать с ним стоя. Это второе правило этикета общения. Не рекомендуется в речи употреблять длинные для понимания и витиеватые фразы, используя только лишь общие слова и высказывания. Следует стремиться к тому, чтобы речь обладала конкретикой и существенностью, чтобы партнер по коммуникации мог без особого труда понять смысл информации именно такой, какой и предполагался. Следующее правило заключается в обязательном применении при разговоре средств невербальных коммуникаций, так как они являются важнейшими составляющими результативного общения.

Ученые утверждают, что всего лишь до 10 % в общении составляют слова, а более 90 % в общении отводится невербальным инструментам, таким как положение тела, взгляд, жесты и мимика, и др. После окончания разговора следует обязательно убедиться в том, что собеседники поняли правильно представленную информацию. Еще одно правило заключается в запрете на пассивное восприятие информации партнерам по коммуникации. В ходе разговора необходимо при помощи невербальных инструментов взаимодействия и словами давать понять собеседникам, что их слушают и слышат.

Сегодня современный мир так устроен, что без действенного коммуникативного взаимодействия с окружающим социумом, довольно сложно добиться успешности в работе и жизни.

Правила этикета в общении должен знать каждый, уважающий себя индивид, который стремится к жизненной успешности и самореализации вне зависимости от его возраста, статуса, половой или национальной принадлежности, сферы деятельности.

Правила общения по телефону

Телефонные коммуникации, как и остальные виды коммуникативного взаимодействия, имеют свои правила и нормы ведения беседы по телефону. Знание таких норм позволит грамотно и эффективно провести разговор и добиться поставленного результата. Если по роду деятельности без коммуникаций посредством телефона невозможно обойтись, то следует изучить правила общения с клиентами, для того чтобы трансформировать телефон из своеобразного препятствия в своего союзника. Необходимо изучить правила телефонного общения до такой степени, чтобы они превратились в естественную модель ведения разговора.

Ниже приведены простые правила общения с клиентами посредством телефона.

Правило первое предполагает продуманность телефонного разговора. То есть перед тем, как совершить телефонный звонок, следует тщательно продумать построение беседы, возможные возражения и способы работы с ними, вопросы и необходимый результат. Даже опытные коммутаторы, у которых вся основная деятельность связана с телефонными переговорами, всегда держат перед собой общий план беседы, речевые модули, грамотно подобранные фразы.

Если телефонная беседа предполагает ознакомление с услугами предприятия и его предложениями, то отсюда вытекает второе правило, которое предполагает необходимость всегда держать под рукой прайсы, презентационные материалы и т.д.

Третье правило заключается в резюмировании диалога. Всегда следует подводить итог разговора. Например, если разговор охватывает поставку какого-либо товара, то следует отчетливо и медленно повторить место доставки, дату и время и т.д.

Оптимальным в телефонном разговоре считается доброжелательное и мягкое начало беседы, а затем следует перейти на более энергичную речь. Заканчивать общение нужно на позитиве. Существует так называемое правило «края», которое означает, что целостность впечатления обуславливает первый и последний сигналы.

При любом телефонном общении следует осознанно и целенаправленно работать на такие ощущения, которые вызывают желание в собеседнике. Завершать разговор тепло и мягко следует в тех случаях, когда говорящий приглашает посетить клиента их магазин, офис, фирму и т.д. Четко и деловито, при этом придав ощущения стабильности и безопасности – если речь идет о различных поставках. Ведь говорящий должен дать клиенту уверенность в надежности компании в качестве возможного партнера.

Темп речи должен зависеть от собеседника. Если партнер по телефонной коммуникации говорит быстро, то следует слегка ускорить свой темп речи. В случае, когда собеседник говорит медленно, следует плавно и немного тягуче растянуть слова. Подстройка под партнера создаст более комфортные и благоприятные условия беседы для клиента, что безусловно расположит его в сторону говорящего. А это значит, что он пойдет навстречу. Однако тут следует опасаться того, что партнер может воспринять ваши коммуникативные уловки в качестве насмешки над собой. Поэтому следует копировать собеседника очень аккуратно и не слишком явно.

Не следует в процессе телефонного разговора перегружать партнера информацией. Ведь давно установлен факт, что объем оперативной памяти субъекта составляет до 9 единиц. Это означает, что невозможно запомнить одновременно 9 слов, не связанных в логическую цепочку. Поэтому не следует выкладывать клиенту абсолютно всю известную вам информацию. Этим вы его только запутаете и отпугнете, вместо того, чтобы вызвать заинтересованность.

При общении по телефону необходимо поддерживать с клиентом обратную связь для того чтобы частично компенсировать отсутствие контакта глазами. Данное правило предполагает реагирование на все реплики собеседника, но без чрезмерного фанатизма. Реагировать можно такими фразами: «я вас понимаю», «это замечательно» и т.д. Такие высказывания позволят собеседнику расслабиться и ощутить себя более удобно.

В общении по телефону так же, как и при других видах коммуникативного взаимодействия, эффективным считается упоминание имени собеседника. Причем в телефонном разговоре обращаться к человеку по имени следует как можно чаще, что недопустимо в коммуникативном взаимодействии «глаза в глаза».

Еще одним важным правилом эффективности телефонного разговора считается обязательное выяснение у партнера, удобно ли ему разговаривать именно в данный момент, располагает ли он свободным временем для беседы. Это важно для того чтобы собеседник правильно воспринял всю информацию, которую до него хотят донести по телефону.

Телефон сегодня практически незаменимый атрибут общения. Однако изначально созданный для объединения субъектов, сейчас он вносит множество сложностей при коммуникациях. Ведь в условиях, когда два собеседника не могут видеть друг друга, крайне сложно проявлять эмпатию и сопереживать чувствам партнера, что снижает результативность беседы. Поэтому, именно для компенсации недостатков телефонного общения были разработаны вышеперечисленные правила взаимодействия.