В исходе 1612 года юный Михаил Феодорович Романов, последняя отрасль Руриковой династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: сии пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля их Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и искал захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увезти его. Раздраженные поляки убили Сусанина. По восшествии на престол Михаила Феодоровича (в 1613) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтверждали и последующие государи.

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! -
Сусанину с сердцем вскричали враги: -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!

Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти от ляхов ваш царь не минует!..
Веди ж нас, - так будет тебе за труды;
10 Иль бойся: не долго у нас до беды!
Заставил всю ночь нас пробиться с метелью…
Но что там чернеет в долине за елью?»

«Деревня! - сарматам в ответ мужичок: -
Вот гумна, заборы, а вот и мосток.
За мною! в ворота! - избушечка эта
Во всякое время для гостя нагрета.
Войдите - не бойтесь!» - «Ну, то-то, москаль!..
Какая же, братцы, чертовская даль!

Такой я проклятой не видывал ночи,
20 Слепились от снегу соколии очи…
Жупан мой - хоть выжми, нет нитки сухой! -
Вошед, проворчал так сармат молодой. -
Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли!
Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!»

Вот скатерть простая на стол постлана;
Поставлено пиво и кружка вина,
И русская каша и щи пред гостями,
И хлеб перед каждым большими ломтями.
В окончины ветер, бушуя, стучит;
30 Уныло и с треском лучина горит.

Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты,
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
Все в дымной избушке вкушают покой;
Один, настороже, Сусанин седой
Вполголоса молит в углу у иконы
Царю молодому святой обороны!..

Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом.
Сусанин поднялся и в двери тайком…
«Ты ль это, родимый?.. А я за тобою!
40 Куда ты уходишь ненастной порою?
За полночь… а ветер еще не затих;
Наводишь тоску лишь на сердце родных!»

«Приводит сам бог тебя к этому дому,
Мой сын, поспешай же к царю молодому,
Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей,
Что гордые ляхи, по злобе своей,
Его потаенно убить замышляют
И новой бедою Москве угрожают!

Скажи, что Сусанин спасает царя,
50 Любовью к отчизне и вере горя.
Скажи, что спасенье в одном лишь побеге
И что уж убийцы со мной на ночлеге».
- «Но что ты затеял? подумай, родной!
Убьют тебя ляхи… Что будет со мной?

И с юной сестрою и с матерью хилой?»
- «Творец защитит вас святой своей силой.
Не даст он погибнуть, родимые, вам:
Покров и помощник он всем сиротам.
Прощай же, о сын мой, нам дорого время;
60 И помни: я гибну за русское племя!»

Рыдая, на лошадь Сусанин младой
Вскочил и помчался свистящей стрелой.
Луна между тем совершила полкруга;
Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга.
На небе восточном зарделась заря,
Проснулись сарматы - злодеи царя.

«Сусанин! - вскричали, - что молишься богу?
Теперь уж не время - пора нам в дорогу!»
Оставив деревню шумящей толпой,
70 В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведет их… Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:

То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят не шелохнясь и дуб и береза,
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.

Друг за другом идут в молчанья сарматы;
80 Всё дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес -
Всё глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Всё в том захолустье и мертво и глухо…
«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
90 «Туда, куда нужно! - Сусанин сказал. -

Убейте! замучьте! - моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».

«Злодей! - закричали враги, закипев, -
Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
100 И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

«Умри же! - сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали! -
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина. По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу “Иван Сусанин”. В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству.

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земле!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой своей не погубит.

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело

И радостно гибнет за правое дело!

Как правило, образы героев определяются каким-либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума “Иван Сусанин - один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным:

“Такой я проклятой не видывал ночи,

Слепились от снегу соколий очи...

Жупан мой - хоть выжми, нет нитки сухой!” -

Вошед, проворчал так сармат молодой. -

“Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли! Скорей!.,

не заставь нас приняться за сабли!”

Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.

Сусанин ведет их... Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят, не шелохнется и дуб и береза; Лишь снег под ногами скрипит от мороза,

Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,

И дятел дуплистую иву долбит.

Друг за другом идут в молчании сарматы;

Все дале и дале седой их вожатый.

Уж солнце высоко сияет с небес:

Все глуше и диче становится лес!

Нет в этой “Думе” ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов предромантической пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия.

Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Су санина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью:

Ни казни, ни смерти я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!

В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в “доброго царя”, с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.

Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в “Думах” “национального, русского нет... ничего, кроме имен”, оговаривал: “исключаю “Ивана Сусанина”, первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант”. Эта “Дума” крепко полюбилась М.И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы “Иван Сусанин”.

1-я историческая дума «Курбский»(21 год). На протяж. 21-23 гг. Рылеев напечатал более 20 дум. Д. он пишет под влиянием 9 том «Истории государства российского» Карамзина.25 год-думы вышли отдельным сборником.При своем появлении думы вызвали противоречивую оценку.Пушкин обосрал их с ног до головы.Он не нашел в них ничего национального,русского и признал их однообразными по композиции. Но другая точка зрения-думам нельзя отказать в народности. По жанру Р. возводит Д. к украинской нар. поэзии.Декабристская эстетика-признание фольклора источником литературы.Думы связаны с жанром исторической баллады,распростр. в те годы.Аналог. с пушкинским «Вещим Олегом».Своеобразие дум Р.-в преобладании лирико-публицистического элемента.Р. поэтизирует образ борца за свободу и независ. родины или образ гражданина,мужественно отстаивающего свои идеалы: Мстислав Удалой.Дмитрий Донской,Иван Сусанин,Богдан Хмельницкий,Матвеев,Долгорукий,Волынский.

«Смерть Ермака»(1821 год).Ермак Тимофеев-казак.Бросился в Иртыш и погиб в волнах во время нападения Кучума в 1569 году.Е. дышал страстью к славе,не боялся смерти «своей и вражьей кровью смыв все преступленья буйной жизни и за победы заслужив благославения отчизны.Нам смерть бывает не страшна».Дело сделано-сибирь покорена.Кучум перебил всю дружину.Е. бежал,погиб в влнах.

«Иван Сусанин»(1822г)О событиях 1612 года.Сусанин повел поляков,кот. хотели захватить Михаила Романова и утвердиться на трон.Сусанин предупреждает его об опасности и раздраженные поляки его убили. «Предателя мнили во мне вы нашли,их нет и не будет на русской земли,в ней каждый отчизну с младенчества любит и душу изменой свою не погубит».

«Волынский»Настраивал Анну Иоановну против Бирона.В 30-е годы Бирон приговорил его к смертной казни через суд.В 1739 году.В. вступился за царицу.Идея-не тот сын отечества,у кого тщеславие и вероломство,а тот,кто не ждет награды,забывая о себе,все отдает народу. В. гордо ждал смерти,т.к. жил душой.Чтоб его детей привели к его могиле,чтобы в их душе родились подобные чувства.

В монологах героев находят выражения гражд. идеи и настроения декабристов.В думах Рылеева нашел выражение художественный метод революционного романтизма.Рисуя героев прошлого,поэт стремился воплотить свой идеал гражданина.Это отвечало общественно-воспитательным задачам,которым должны были служить думы.Соответствует этим задачам и композиционный строй дум,в котором Пушкин разграничил три основных элемента:описание места действия,речь героя и нравоучение.Как правило,Д. не имеют сюжета и представляют собой своего рода серию исторических портретов или картин.Значительная роль лир. монолога.Нет стилист. единства.В соотв. с тематико-композиционными особенностями дум,в них преоблад. лир. начало,что находит особенно яркое выражение в обилии стилист. Фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический стиль.


«Войнаровский» в 1823 г был прочитан отрывок из поэмы «Ссыльный». Рылеев избирает события национально- политической борьбы – выступление Мазепы, поддержанного его племянником и единомышленником Войнаровским, против Петра1. Выступление Мазепы против Петра рассматривается как измена. Войнаровский готов переоценить роль Мазепы и Петра и признать, что историческая и моральная правда была на стороне царя. Он патриот и борец за власть. Поэма написана в форме исповеди героя. Отход от романтической условности в сторону жизненной правды заметно проявился и у Рылеева в зарисовках быта и природы Сибири. Наиболее осязательные контуры приняла поэма «Наливайко» события, происходящие трактуются верно с исторической точки зрения – борьба украинского народа с Польше за национальную свободу. Большое впечатление произвели «Исповедь Наливайки», в которых словами героя, он предсказал собственную гибель. Р принадлежит принципиальное утверждение: «Я не поэт, а гражданин».

7.2. Поэма Пушкина «Руслан и Людмила»

Задумка поэмы родилась еще в лицейские годы, а реализовалась только через 3 года, незадолго до ссылки на юг в Екатеринослав (над ней он работал с 1817 по 1820). В тот период в тв-ве П. ощущалось движение к художественному синтезу, который позволил бы выразить богатство жизненных впечатлений, страстей, мыслей и настроений. И это движение ощутимо в его первой поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Поэма создана излюбленным стихотворным размером Ломоносова – четырёхстопным ямбом, который станет любимым размером и Пушкина. В поэме, несмотря на сказочный сюжет, хорошо развиты разнообразные характеры действующих лиц. В ней соединены героическое и обыденное, возвышенное и шутливое, драматическое и смешное. Это была народная поэма, не являлась переработкой к-то фольклорного произведения. Широко используются запомнившиеся с детства сказочные образы и прочитанные сказочные реминисценции. Намеренно заимствовано из «12 спящих дев» Жуковского эпизоде «Руслана и Л» пребывание Ратмира в замке. Поэма радостна, оптимистична, полностью соответствует духу народных сказок с их торжествующими в конце положительными героями, с их победой добра над злом. Не «небесное», а «земное» выступает в разработке образов героев, Пушкин развивает различные характеры действующих лиц. Примечателен в этом отношении один из соперников Руслана – обжора и хвастун, трус и враль, Фарлаф. В сказочную ткань вплетены несколько ярких и поэтических зарисовок древнерусской жизни и древнерусского быта (свадебный пир, битва киевлян с печенегами), прочитанные в «Истории гос. росийского» Карамзина.

Новаторство заключается в образе автора. Современник читателей, а не героев, автор разъясняет ход событий, иронически толкует их, делиться своими мыслями. Благодаря образу автора история и современность сливаются воедино.В основе сюжета - любовь главных героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками придают поэме сказочный колорит. Но в поэму входит и героическая история. В последней, шестой, песни Руслан борется за независимость родины с захватчиками-печенегами. Это патриотическое чувство сближает Руслана с былинными героями. Вместе с тем пушкинские герои ещё весьма условны: Людмила более походит на современницу поэта, нежели на степенную древнерусскую красавицу, Руслан же не всегда выглядит былинным богатырём, напоминая то героя баллады, то средневекового рыцаря, то романтического героя, совершающего подвиг во славу возлюбленной. В любовных приключениях героев в полной мере запечатлелась жизнерадостность Пушкина, его вера в победу справедливости, добра и красоты.Поэма включает в себя разные жанры: волшебную сказку с её характерным сюжетом, основные слагаемые которого – утрата, поиски, обретение; рыцарский эпос, былинный эпос, баллада и лирические жанры – элегия и дружеское послание. Все эти жанры втянуты в литературную игру Пушкина, который то подделывается под известные литературные формы, то пародирует их.Текст « Руслана и Людмилы» держится на иронии, но она только усиливает впечатление о литературной жизнестойкости многих жанров. Пушкин не даёт предпочтение ни одному из них. Он ведёт беседу с читателем и, развивая сюжет, попутно вводит в него признаки тех жанров, которые наиболее для него свойственны. Жанр волшебной сказки требует, чтобы у Руслана были не только антагонисты, препятствующие ему найти Людмилу, но и помощники. Сны Людмилы возвращают нас к балладе. Само имя её напоминает героиню одноимённой баллады Жуковского.

Герои все реалистичны, их мечты реальны. Взамен окутанной туманами баллады Жуковского перед нами яркий, насыщенный красками, пестрый и разнообразный мир, как сама жизнь. Поэма ставила критиков в тупик: они не могли соотнести её ни с одним из ранее существовавших видов, но находили в ней элементы их всех.

Всё затрудняло и разнообразие языка. Поэма написана в русле языка Батюшкова и Жуковского, развивавших традиции «нового слога» Карамзина, в основу которого было положено то, что Ломоносов называл «средним штилем». Поэма написана материалом из «высокого штиля», а иногда выражения употребляются из «низкого» штиля. Критики осуждали П. за это.

Своей шутливой поэмой-сказкой П. начал процесс демократизации русской литературы и со стороны её содержания и со стороны языка. Некоторые критики считали, что взятие материала из народного творчества – бедствие для литературы.

В поэме П. утверждал романтический принцип творческой свободы писателя от всякого рода педантических теорий и правил, мешавших движению литературы вперёд. В ней, по словам Белинского, было заключено «предчувствие» «нового мира творчества»; этим она и открывала новый, пушкинский, период в истории русской литературы.

Но, по словам Белинского, в поэме было мало дельного, отсутствовала прямая связь с современностью, с насущными запросами передовых кругов русского общества. Это не устраивало и П, поэтому он охладел к своему «детищу» («она мне надоела» - писал он Вяземскому).

Современники по разному оценили поэму, но, быть может, самым дорогим для Пушкина был отзыв Жуковского, подарившего Пушкину свой портрет с надписью « Победителю ученику от побеждённого учителя».

В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана
Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина. По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу «Иван Сусанин». В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой своей не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Как правило, образы героев определяются каким- либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума «Иван Сусанин - один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным:
«Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколии очи...
Жупан мой - хоть выжми, нет нитки сухой!» -
Вошед, проворчал так сармат молодой. -
«Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли!
Скорей!., не заставь нас приняться за сабли!»
Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.
Сусанин ведет их... Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:
То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят, не шелохнется и дуб и береза;
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,

Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за другом идут в молчании сарматы;
Все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес:
Все глуше и диче становится лес!
Нет в этой «Думе» ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов предромантической пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия.
Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Сусанина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью:
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в «доброго царя», с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.
Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в «Думах» «национального, русского нет... ничего, кроме имен», оговаривал: «исключаю «Ивана Сусанина», первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант». Эта «Дума» крепко полюбилась М.И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы «Иван Сусанин».

Конспект урока по литературе в 8 классе

Борисова Людмила Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №11 им П.М. Камозина»
города Брянска

Тема урока: « Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина».

Данный тип урока соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий развитие учеников. Такое обучение способствует повышению уровня гуманитарного образования школьника, развитию нравственности, воспитанию чувства прекрасного, патриотизма, бескорыстия, глубокого внимания к окружающим и пытливости мысли.

Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина».


Цели: 1)формировать и обогащать знания об историческом прошлом России; 2) расширять знания о понятии дума; 3) развивать устную речь учащихся и логическое мышление; 4) воспитывать чувство патриотизма.Методические приемы : рассказ учителя, комментированное чтение текста, аналитическая беседа, выборочный пересказ, работа над планом, словарная работа, заполнение таблицы.Оборудование урока: текст К.Рылеева «Иван Сусанин», текст Б.Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» , портрет К. Рылеева и Б. Полевого, рисунки - иллюстрации учеников, орфографический словарь.Термины литературы: дума, тема, идея.

Ход урока.

    Подготовка к восприятию .

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о творчестве Константина Федоровича Рылеева. Мы уже говорили о том, что поэт, размышляя о настоящем, метая о будущем, обращался к историческому прошлому русского народа. Он написал цикл исторических произведений, названных думами. Каждая дума Рылеева посвящена какому-либо историческому деятелю и озаглавлена его именем.


Учитель: Какие думы Рылеева вы знаете? («Олег Вещий», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака»)
    Сообщение темы и целей.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной думой К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Докажем, что подвиг Сусанина не единичен. И постараемся понять, что же движет людьми, которые сознательно идут на смерть. Тема нашего урока: «Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина». Работать мы будем по следующему плану.

На доске

План урока. 1. Словарь урока. 2. Связь литературы с другими видами искусства. 3. Обзор произведения «Иван Сусанин» 4. Знакомство с произведением Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина». Учитель: В течение урока нам с вами понадобятся следующие термины.(в течение урока даются определения). На доске Словарь урока дума тема идея
    Анализ произведения
Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа, чертим таблицу «Иван Сусанин».
На доске тема Учитель: Кто такой Иван Сусанин? Что вы знаете о нем и его подвиге? (Чтение думы учителем под музыку Глинки из оперы «Жизнь за царя»)

Учитель: Итак, давайте вспомним, что такое дума? (Дума – украинские народные песни об исторических событиях и народных героях, напоминающие по своему характеру и содержанию русские былины и исторические песни. А также думой назвал и поэт-декабрист Рылеев книгу своих стихотворений, посвященных историческому прошлому России).

Учитель: Как построено произведение? (Начинается с исторической справки). Учитель: Зачем нужна историческая справка? (Понять историческую основу описываемых событий). Учитель: Понятно ли содержание думы? Сделайте краткий пересказ.Учитель: Определим тему и идею произведения. (здесь можно вспомнить эти понятия) В тетради и на доске. Тема: Подвиг человека во имя Родины. Идея: Призыв к беззаветному служению отечеству. Преданность русского человека своему государству, родине. Учитель: Тема и идея раскрывается через образ главного героя. Как ведет себя Иван Сусанин с врагами? (анализ отрывка) Давно уж за полночь! Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Все в дымной избушке вкушают покой; Один, настороже, Сусанин седой Вполголоса молит в углу у иконы Царю молодому святой обороныРабота со словарем – вкушают, настороже, сарматы.
Учитель: Ребята, как называется такая лексика? (Устаревшая). Учитель: Зачем она нужна? (Максимально приблизиться к эпохе). Учитель: Почему оборона у Рылеева «святая»? (Защиты просит у бога на благо родины). Учитель: Найдите строки, подтверждающие, что все Сусанин делает во имя Родины.Текст. Любовь к отчизне и вере горя. * * * Я гибну за русское племя! * * *«Злодей! – закричали враги, закипев. – Умрешь под мечами» – «Не страшен ваш гнев… умру за царя и за Русь». Учитель: Что значит за «правое дело»? (необходимое, нужное) Учитель: Скажите, один ли Сусанин на русской земле готов пожертвовать жизнью? (нет) Подтвердите словами из текста.Текст. Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли!
Работа со словарем – мнили.
Учитель: Можно ли назвать Сусанина патриотом своей страны? Давайте вспомним, кто такой патриот.На доске. (вешаю табличку) ПАТРИОТ – ЛЮБИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА, РЕВНИТЕЛЬ О БЛАГЕ ЕГО.
Учитель: Итак, исходя из того, что мы сказали, запишем основные черты характера и поведения Ивана Сусанина.В тетради и на доске. Тема … Идея… Черты героя: мужественен, бесстрашен, патриот: любит свою родину, не может стать предателем.

Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали рассказ Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина». Кому из героев произведения мы можем дать такую же характеристику, как и Ивану Сусанину? (Матвею Кузьмину)

Учитель: Сделайте краткий пересказ текста.Учитель: Найдите в тексте слова, подтверждающее бесстрашие, мужество главного героя.Текст. (Работа по тексту) Матвей Кузьмин стоял на холмике с обнаженной головой… Он злорадно следил, как, будто стадо овец, метались по опушке чужие солдаты. усмехнулся в лицо издевательски бесстрашно: - Хотел купить… . - Сынки! Не жалей Матвея, секи их, с лица, … . Учитель: Какова тема и идя этого рассказа?Учитель: Мало того, что тема и идея схожи, оба произведения написаны на основе реально происходивших событий. Сообщение заранее подготовленного ученика о прототипе Матвей Кузьмина. Учитель: Почему же писатели разных веков обращаются к одной и той же теме, идее, берут за основу похожие ситуации? (вечная тема) Учитель: Современны ли сегодня вопросы, поднятые в произведениях?Учитель: Посмотрите на иллюстрации. Какие эпизоды из произведений изображены.
    Итоги урока. Домашнее задание.
Учитель: Возвратимся к началу урока. Посмотрите на тему, записанную на доске. Каков же образ национального героя в изученных произведениях? Используя материал, полученный на уроке, вам необходимо будет выполнить домашнее задание: написать отзыв об одном из прочитанных произведений.

Список использованной литературы.

    Турьянская Б.И. , Комиссаров Е.В. и др. Литература 8 класс. Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово – издательский дом «Русское слово – РС», 2001 Золотарева И.В., Крысова Т.А. – Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2004 Читаем, думем, спорим…: Кн. Для самост. работы учащихся по литературе: 8 калсс/ Авт – сосот. Г.И.Беленький. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:ООО «А ТЕМП», 2007 Рылеев К.Ф. Думы. – М.: Просвещение, 1995 Полевой Б. Один день Матвея Кузьмина. – М.: Просвещение, 1996