Родился 2 февраля 1928 года в городе Нахабино, Московской области. В 1935 года семья переехала в Ивантеевку Московской области. В 1942 году поступил в Московскую военно-морскую спецшколу. После окончания в 1949 году Каспийского высшего военно-морского училища служил штурманом, затем помощником командира на малой подводной лодке М-113 на Черноморском флоте. В 1951 году старшего лейтенанта Жильцова направили на учебу в Ленинград на высшие курсы подводного плавания, которые он окончил с отличием и в 1952 году был назначен помощником командира средней подводной лодки С-61. В августе 1954 года Лев Михайлович назначен старшим помощником командира строящейся первой опытной атомной подводной лодки. В июне 1959 года Лев Михайлович Жильцов за активное участие в создании первой атомной подводной лодки был награжден орденом Ленина и в этом же году назначен ее командиром. Летом 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием капитана 2 ранга Льва Михайловича Жильцова совершила проход под паковыми льдами Северного Ледовитого океана и 17 июля, выбрав подходящую полынью, всплыла в непосредственной близости от Северного полюса, продемонстрировав технические возможности молодого атомного флота нашей страны и высокое мастерство советских подводников. За этот беспрецедентный по тому времени поход (тогда рейды атомных подводных лодок сравнивались с полетами в космос) 20 июля 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Льву Михайловичу Жильцову было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 11122). В 1963 году Лев Михайлович поступил в Военно-морскую академию, после окончания которой, в 1966 году его назначили заместителем командира отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота. В 1975 году ему присвоено звание контр-адмирала. С 1976 года служил в Постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ. А в 1987 году ушел отставку.

В 1988 году Льву Михайловичу Жильцову было присвоено звание «Почетный гражданин города Ивантеевки». В 1997 году в ознаменование 35-й годовщины всплытия на Северном полюсе атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» под командованием Льва Михайловича Жильцова, в городе Ивантеевке на доме, где прошли детские годы Льва Михайловчиа Жильцова по адресу ул. Первомайская, 30/2 была открыта мемориальная доска и одна улица города стала носить имя Адмирала Жильцова.

Достижения

Жильцов Карьера: Адмирал
Рождение: Россия, 2.2.1928
В 1963 году Лев Михайлович поступил в Военно-морскую академию, после окончания которой, в 1966 году его назначили заместителем командира отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота. В 1975 году ему присвоено звание контр-адмирала. С 1976 года служил в Постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ. А в 1987 году ушел отставку.

Родился 2 февраля 1928 года в городе Нахабино, Московской области. В 1935 года семейство переехала в Ивантеевку Московской области. В 1942 году поступил в Московскую военно-морскую спецшколу. После окончания в 1949 году Каспийского высшего военно-морского училища служил штурманом, после этого помощником командира на малой подводной лодке М-113 на Черноморском флоте. В 1951 году старшего лейтенанта Жильцова направили на учебу в Ленинград на высшие курсы подводного плавания, которые он окончил с отличием и в 1952 году был назначен помощником командира средней подводной лодки С-61. В августе 1954 года Лев Михайлович назначен старшим помощником командира строящейся первой опытной атомной подводной лодки. В июне 1959 года Лев Михайлович Жильцов за активное участие в создании первой атомной подводной лодки был награжден орденом Ленина и в этом же году назначен ее командиром. Летом 1962 года атомная подводная лодчонка Ленинский комсомол под командованием капитана 2 ранга Льва Михайловича Жильцова совершила доступ под паковыми льдами Северного Ледовитого океана и 17 июля, выбрав подходящую полынью, всплыла в непосредственной близости от Северного полюса, продемонстрировав технические возможности молодого атомного флота нашей страны и высокое мастерство советских подводников. За тот самый беспрецедентный по тому времени поход (тогда рейды атомных подводных лодок сравнивались с полетами в космос) 20 июля 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Льву Михайловичу Жильцову было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль 11122). В 1963 году Лев Михайлович поступил в Военно-морскую академию, потом окончания которой, в 1966 году его назначили заместителем командира отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота. В 1975 году ему присвоено звание контр-адмирала. С 1976 года служил в Постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ. А в 1987 году ушел отставку.

В 1988 году Льву Михайловичу Жильцову было присвоено звание Почетный гражданин города Ивантеевки. В 1997 году в ознаменование 35-й годовщины всплытия на Северном полюсе атомной подводной лодки Ленинский комсомол под командованием Льва Михайловича Жильцова, в городе Ивантеевке на доме, где прошли детские годы Льва Михайловчиа Жильцова по адресу ул. Первомайская, 30/2 была открыта мемориальная доска и одна улочка города стала носить имя Адмирала Жильцова.

Достижения

Так же читайте биографии известных людей:
Лев Шестаков Lev Shestakov

Майор Л. Л. Шестаков уничтожил лично 3 и в группе с товарищами 8 самолётов противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях..

Жильцов Лев Михайлович – командир атомной подводной лодки (АПЛ) «К-3» 3-й дивизии подводных лодок Северного флота, капитан 2-го ранга.
Родился 2 февраля 1928 года в городе Нахабино Московской области в семье рабочего, впоследствии погибшего на фронте в Великую Отечественную войну. Русский. С 1935 года жил в рабочем посёлке Ивантеевка (с 1938 года – город Московской области). Образование среднее: в 1945 году окончил Ленинградское военно-морское подготовительное училище.
В Военно-Морском Флоте с 1945 года. Окончил в 1949 году Каспийское высшее военно-морское училище. Начинал службу на Черноморском флоте, штурманом, штурман и помощник командира подводной лодки «М-113».
По окончании Ленинградских высших курсов подводного плавания, назначен помощником командира ПЛ «С-61», а в августе 1954 года - старшим помощником командира строящейся первой в Советском Союзе атомной крейсерской подводной лодки проекта 627 «Кит» (командир капитан 1-го ранга Осипенко Л.Г.), получившей в марте 1957 года тактический № «К-3». Член КПСС в 1958-1991 годах.
В декабре 1959 года Л.М. Жильцов назначен командиром АПЛ «К-3» (Северный флот). Под его командованием с 11 по 21 июля 1962 года АПЛ «К-3» совершила первый в истории ВМФ СССР поход (командир похода и старший на борту контр-адмирал А.И. Петелин) под многометровыми льдами Северного Ледовитого океана и 18 июля 1962 года, выбрав подходящую полынью, всплыла в непосредственной близости от Северного полюса, продемонстрировав технические возможности юного советского атомного флота и высокое мастерство подводников-североморцев.
За образцовое выполнение в сложных и трудных условиях подводного плавания поставленной задачи и проявленные при этом мужество, стойкость и высокое мастерство в овладении новейшей боевой техникой Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1962 года капитану 2-го ранга Жильцову Льву Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
9 октября 1962 года АПЛ «К-3» присвоено почётное наименование «Ленинский комсомол».
В 1966 году окончил Военно-морскую академию. С 1966 года - заместитель командира отдельной бригады подводных лодок дважды Краснознамённого Балтийского флота (Таллин). С марта 1971 года - командир 203-й отдельной бригады ремонтирующихся подводных лодок Северного флота, с октября 1974 года - командир 339-й отдельной бригады Беломорской военно-морской базы Северного флота. С 1976 года контр-адмирал Жильцов Л.М. – член Постоянной комиссии, уполномоченный и старший уполномоченный Государственной приемки кораблей ВМФ СССР. С 1977 года – в запасе, а с декабря 1986 года - в отставке.
Жил в городе-герое Москве. Умер 28 февраля 1996 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 3).Контр-адмирал (25.04.1975). Награждён двумя орденами Ленина (1959, 1962), орденами Красной Звезды (1981), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (1976), медалями.
Почётный гражданин города Ивантеевка (1988). Его именем названа улица в Ивантеевке (1997).
В 1997 году в ознаменование 35-й годовщины всплытия на Северном полюсе атомной подводной лодки "Ленинский комсомол" под командованием Жильцова, в городе Ивантеевке на доме, где прошли его детские годы по адресу улица Первомайская, 30/2 была открыта мемориальная доска и одна улица города стала носить имя адмирала Жильцова.

Родился 2 февраля 1928 года в посёлке Нахабино , Московской области. В 1935 года семья переехала в Ивантеевку Московской области. В 1942 году поступил в Московскую военно-морскую спецшколу. После окончания в 1949 году Каспийского высшего военно-морского училища служил штурманом, затем помощником командира на малой подводной лодке М-113 на Черноморском флоте. В 1951 году старшего лейтенанта Жильцова направили на учёбу в Ленинград на высшие курсы подводного плавания, которые он окончил с отличием и в 1952 году был назначен помощником командира средней подводной лодки С-61. В августе 1954 года Лев Михайлович назначен старшим помощником командира строящейся первой опытной атомной подводной лодки. В июне 1959 года Лев Михайлович Жильцов за активное участие в создании первой атомной подводной лодки был награждён орденом Ленина и в этом же году назначен её командиром. Летом 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием капитана 2 ранга Льва Михайловича Жильцова совершила проход под паковыми льдами Северного Ледовитого океана и 17 июля, выбрав подходящую полынью, всплыла в непосредственной близости от Северного полюса, продемонстрировав технические возможности молодого атомного флота нашей страны и высокое мастерство советских подводников. За этот беспрецедентный по тому времени поход (тогда рейды атомных подводных лодок сравнивались с полетами в космос) 20 июля 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Льву Михайловичу Жильцову было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 11122). В 1963 году Лев Михайлович поступил в Военно-морскую академию, после окончания которой, в 1966 году его назначили заместителем командира отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота. В 1975 году ему присвоено звание контр-адмирала. С 1976 года служил в Постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ. А в 1987 году ушёл отставку.

В 1988 году Льву Михайловичу Жильцову было присвоено звание «Почетный гражданин города Ивантеевки ». В 1997 году в ознаменование 35-й годовщины всплытия на Северном полюсе атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» под командованием Льва Михайловича Жильцова, в городе Ивантеевке на доме, где прошли детские годы Льва Михайловчиа Жильцова по адресу ул. Первомайская, 30/2 была открыта мемориальная доска и одна улица города стала носить имя Адмирала Жильцова.

Достижения

6 и 9 августа 1945 г., несомненно, поворотные моменты в истории человечества. Появление атомного оружия перевернет шкалу установившихся ценностей и изменит образ мышления. Мы вправе говорить о мире до и после Хиросимы.

Но все эти перемены, как и осознание свершившегося переворота, придут с годами. Пока еще человечество просто потрясено не оправданным никакими военными соображениями уничтожением двух японских городов и гибелью тысяч мирных жителей. Пока еще оно не догадывается, что (как это скажет позднее английский физик П. Блэкетт) атомная бомбежка Хиросимы и Нагасаки была не столько последним военным актом Второй мировой войны, сколько первым актом холодной войны против Советского Союза.

«США сегодня – самая сильная держава, нет никого сильнее ее, – заявил президент Трумэн. – Обладая такой силой, мы должны взять на себя ответственность и руководство миром» . Иными словами, Америка была твердо намерена диктовать свою волю другим странам, нейтрализуя возможных претендентов на мировое господство. Первым из таких претендентов, разумеется, был Советский Союз.

Сразу после окончания войны Сталин прилагает массу усилий для создания социалистического лагеря в Восточной Европе. Это настолько беспокоит США, что Трумэн принимает решение об использовании атомной бомбы в Европе в случае возникновения «чрезвычайных обстоятельств». В прессе и в военных кругах все чаще раздаются голоса, требующие начать превентивную войну против СССР, пока владение атомным оружием является монополией США. В 1953 г. американская администрация официально принимает новый курс, известный как политика с позиции силы и стратегия «массированного возмездия».

Ядерная стратегия США в послевоенные годы

На первых порах в качестве носителей атомной бомбы мыслились бомбардировщики дальнего действия. У США большой опыт боевого применения этого вида вооружения, американская стратегическая авиация имела репутацию самой мощной в мире, наконец, территория США считалась в значительной степени неуязвимой для ответного удара противника.

Однако использование самолетов требовало их базирования в непосредственной близости к границам СССР. В результате предпринятых американскими дипломатами усилий уже в июле 1948 г. лейбористское правительство дало согласие на размещение в Великобритании 60 бомбардировщиков В-29 с атомными бомбами на борту. После подписания в апреле 1949 г. Североатлантического пакта вся Западная Европа оказалась втянутой в ядерную стратегию США, а число американских баз за рубежом к концу 60-х годов достигло 3400.

Но постепенно среди американских военных и политиков растет понимание того, что присутствие авиации на иностранной территории так или иначе связано с риском изменения политической ситуации в той или иной стране. Поэтому партнером в использовании атомного оружия в будущей войне все чаще видится флот. Окончательно эта тенденция укрепляется после убедительных испытаний атомных бомб у атолла Бикини. Военно-морским силам – в то время перевес США в этом виде войск был решающим – доверяется с тех пор выполнение крупнейших стратегических задач. Они уже способны оказывать непосредственное влияние на ход войны.

Здесь важно подчеркнуть, что мощь американского флота была направлена прежде всего против берега – стратеги Пентагона не рассматривали советский военно-морской флот в качестве соперника.

Принципиальные изменения во взглядах на роль и место ВМС в войне и на значение океанских театров военных действий происходят во второй половине 50-х годов. Учитывая расстановку сил на международной арене и ограниченные возможности советского флота, американцы отодвигают на второй план традиционную проблему защиты океанских коммуникаций. В 1957 г. на основании доклада специальной комиссии «Посейдон» этот вопрос был отнесен к второстепенным. Отныне для американских военных океаны стали лишь обширными стартовыми площадками для запуска носителей ядерного оружия. В море, где бы они ни находились, американцы чувствуют себя как дома.

Усиленное развитие авиации и флота в ущерб сухопутных сил наглядно прослеживается по распределению ассигнований. С 1955 по 1959 г. 60 % средств на закупку новых вооружений направлено авиации, около 30 % – флоту и морской пехоте и лишь около 10 % – армии .

Стратегия «массированного возмездия», разработанная в США, трансформируется в рамках НАТО в стратегию «щита и меча». Роль «меча» отводится стратегической авиации и ударным авианосцам США, «щитом» служат вооруженные силы стран-участниц Североатлантического договора, развернутые в Европе. Предполагалось, что вооруженные силы блока применят ядерное оружие независимо от того, пойдет ли на такую меру противник. В отношении Советского Союза ведение военных действий без использования атомной бомбы практически исключалось.

Эта военная политика сохраняла свое значение до начала 60-х годов. Лишь администрация Кеннеди пошла на частичный пересмотр стратегической линии, сумев правильно оценить изменения, произошедшие в расстановке сил на мировой арене.

Главной причиной этих изменений был рост военного могущества СССР. Здесь не место говорить о том, какой ценой он был достигнут, несомненно, однако, что экономическое развитие страны было принесено в жертву этому политическому выбору. Задача книги рассказать об одном из решающих эпизодов борьбы СССР и США за военное превосходство и о людях, чья самоотверженность позволила восстановить равновесие, не считаясь ни с какими лишениями.

Но сначала посмотрим, что же мог противопоставить СССР военной мощи США.

Перед войной СССР располагал одним из самых мощных подводных флотов – 218 лодок. Их перевес был особенно впечатляющим в Балтийском море – 75 советских субмарин против пяти немецких. В первые месяцы войны советские подлодки подверглись массированным ударам немецкого флота и авиации, а часть из них минными заграждениями была заперта в Финском заливе. Большие потери подводный флот понес в Черном море и на Севере. В результате в 1945 г. картина была печальной, особенно по сравнению с набиравшими мощь ВМС США.

«В период Второй мировой войны, после вероломного нападения японцев на военно-морскую базу США Перл-Харбор (Гавайские острова), сроки строительства подводных лодок в США были сокращены почти вдвое. Продолжительность строительства одной дизельной подводной лодки американцами составляла шесть-семь месяцев. К концу войны у Соединенных Штатов Америки в строю находилось 236 подводных дизель-электрических лодок.

Япония за период Второй мировой войны построила 114 подводных лодок, к моменту капитуляции она насчитывала 162 ПЛ, уничтожено было 130 единиц…

Великобритания за период Второй мировой войны потеряла 80 подводных лодок.

В Германии в течение шести лет Второй мировой войны действовало 1160 единиц ПЛ, из них она потеряла в результате боевых действий 651 подводную лодку, и 98 единиц были затоплены экипажами в период капитуляции Германии.

В период Второй мировой войны немцы ежемесячно спускали на воду и вводили в состав ВМФ в среднем 25 единиц ПЛ, а за четыре месяца 1945 г. – 35 единиц.

За период Второй мировой войны подводные лодки воюющих стран потопили 5000 судов и кораблей общим водоизмещением 20 000 000 т» .

Сталин прекрасно знал, что несколько десятков немецких подлодок чуть не поставили на колени Великобританию, потопив около 2700 судов. Современнейшие линкоры, такие как «Бисмарк» и «Рипалс», проигрывали единоборство скромным субмаринам. Именно поэтому после создания атомной бомбы в СССР приоритет был отдан массированному строительству подводных лодок для нейтрализации морской угрозы. По некоторым источникам, первоначальный сталинский план предусматривал сооружение 1200 лодок.