Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №80»

Занятие по теме:

«Дифференциация букв, имеющих

кинетическое сходство.

Дифференциация п - т »

6. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.

Дифференциация п – т.

I Оргмомент:

1. Игра «Знакомство» (написать свое имя в воздухе).

2. Работа по таблице:

Сколько птиц летит вправо?

Сколько птиц летит влево?

Сколько птиц летит вверх?

Сколько птиц летит вниз?

(посчитавший птиц садится на свое место)

II Ход урока:

1. Чтение сказки «Торопыжкина беда».

Сравнение слов по написанию и смыслу;

Работа оп опорным табличкам «три ноги» и «пара ног».

2. Анализ смыслового значения слов с буквами п и т :

точка – почка стал – спал

торт – порт топил – попил

3. Работа с таблицами:

Конструирование букв п и т;

Зачеркнуть неправильно написанные буквы и определить местоположение в таблице оставшихся букв п и т .

4. Найти место звука в слове:

[п]: пашня, апрель, лопата, капуста;

[т]: тройка, утро, лопата, закат, простор.

(использовать карточки с цифрами)

При помощи карточек с буквами п и т обозначить какой звук услышали в слове: парк, туман, утка, дупло, молоток, крепкий, конфета.

5. Игра «Муха».

(нахождение по инструкции и запись в тетрадь по слогам слов: лопата, лето, пакеты, пираты)

6. Физминутка (игра с мячом).

Меняем в словах звук [п] на [т]: почка – точка, порт – торт, пачка – тачка, спал – стал.

7. Работа со словом:

Инструкция: 2-п , 3-т.

Расшифровка и чтение слов по цепочке: 2ло3, 2ар3а, 3е2ло, 2лака3, 2у3ь, 3ро2инка, 2рос3уда.

Выполнить в тетрадях обратное задание: пакет, пальто, топор, плотина, тапочки, лопата.

8. Составить словосочетания:

Березовая

(точка, почка)

(торт, порт)

Маленькая

9. Работа с предложениями:

(вставить и обозначить сигнальными точками пропущенные буквы п и т )

челы гудя

В оле лея,

С оля иду

Медок несу.

10. Собрать рассыпавшиеся предложения:

плетет, паутину, Паучок.

пишет, Петя, листочке, на.

пирожки, тарелке, На, лежат.

последние, с деревьев, Падают, листочки.

(записать в тетради и обозначить сигнальными точками буквы п и т )

III Итог занятия:

Какие буквы различали на письме?

Какие подсказки помогут их различить?

В каком слове пословицы: «Труд кормит, а лень портит» есть звуки [п] и [т]?

Учебно- методическое обеспечение:

Наглядные пособия:

Опорные таблицы;

Сюжетные картины;

Наборы индивидуальных карточек.

Дидактические материалы:

Образцы графических упражнений (схемы);

Дидактические карточки и тексты стихов;

Оборудование:

Мяч и массажные мячики;

Шаблоны, звуковые линейки;

Список литературы:

1. Садовникова письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995.

2. Селиверстов в логопедической работе с детьми. М.: Просвещение, 1987.

3. Костромина преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось - 89, 1999.

4. Кузнецова от звука к букве. Томск: ТОИПКРО, 2008.

В последние годы в письменных работах учащихся мы все чаще встречаемся с ошибками, которые специалисты называют графическими. К ним относятся недописывание элементов буквы или наращивание лишних, смешение букв, сходных по оптическим или кинетическим характеристикам, зеркальное письмо. Такой вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи детей. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит и не чувствует разницы в начертании оптически и кинетически похожих букв.
У большинства учащихся по мере овладения процессом письма графические ошибки обычно вскоре исчезают сами собой. Однако у некоторых детей такие нарушения письма имеют устойчивый характер и требуют специальной коррекционной работы.
Данная разработка представляет собой блок из двух занятий по коррекции одного из видов графических ошибок – нарушения различения букв п т . Эти буквы имеют кинетическое и оптическое сходство, вследствие чего их часто смешивают в своих письменных работах учащиеся с недостаточно сформированными пространственными представлениями и затруднениями динамической и кинетической организации движений.
Главной целью представленного блока занятий является закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой. Для достижения этой цели включаются все анализаторы, согласованная работа которых обеспечивает процесс письма: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный
Представленные занятия разработаны для учащихся 2-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 7 – 8 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.

1-е занятие

Тема : Дифференциация букв п т .

Цели:

  • совершенствование навыков дифференциации букв п – т
  • развитие зрительно-пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • совершенствование способности к переключению внимания;

Оборудование:

  • рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
  • “карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
  • карточки-опоры с буквами п т (Рисунок 6);
  • карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
  • индивидуальные зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Уточнение пространственных взаимоотношений.

  • Положите тетрадь в правый дальний угол стола.
  • Кто сидит справа от тебя?
  • Где относительно тебя сидит Саша? (справа, слева)
  • Определите левый и правый карман у джинсов (Рисунок 1).
  • Определите, след какой ноги – правой или левой – отпечатался на песке (Рисунок 2).

II. Работа по теме.

1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре (Рисунок 3)? (Т, П, Г )

Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая .)

– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве (Рисунок 4)? (Т, П, Г )

– Какая буква лишняя? Почему? (Г – звонкая .)

– Какие строчные буквы “спрятались” здесь? (п, т, г )

– Какая буква лишняя? Почему? (г – звонкая .)

Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.

2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфеп у”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляп ь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п , у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”

– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т ? (Да )

– Давайте научимся их различать.

3. Дифференциация букв п – т (Рисунки 5, 6).

Логопед: У буквы п две (п ара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]
У буквы т т ри ножки. В слове “три” первый звук [т].
Сколько палочек на первой строчке вашей карточки? (Рисунок 7)

Дети: Две. Пара.

Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?

Дети: п .

Учащиеся обводят палочки как букву п . Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т .

4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).

  • Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).
  • Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).
  • Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.

Общее : согласные, глухие, взрывные, мгновенные.

Разное : место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

Вывод: запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).

IV. Физминутка

Заучиваем скороговорку, отстукивая ритм сначала ведущей рукой, затем обеими руками. Потом рассказываем скороговорку, отстукивая ритм синхронно руками и ногами.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

5. Работа с индивидуальными карточками (Рисунок 7).

Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”

2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3
п п т п т т п т т п п т

6. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов хором.

па – та
по – то
пу – ту
ты – пы
ап – ат
ип – ит
еп – ет
яп – ят

– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные )

– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами. )

7. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т .

IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIа

Коллективная проверка правильности выполнения задания.

    • Какие планеты вы знаете?

8. Логопед диктует слово, ученики на слух выделяют из него звук [п] или [т] и пишут соответствующую букву в воздухе указательным пальцем ведущей руки, проговаривая при этом слова-опоры: п – пара, т – три (задание выполняется с закрытыми глазами).

Кат ок, сап ог, новост и, коп ейка, сп елый, салют

– Вспомните слова, которые я вам продиктовала.

– Подберите слово-предмет к слову “спелый”.

9. На доске записаны слова с пропущенными буквами

– Сколько слов записано на доске?

– Прочтите их вставив буквы п или т .

– Кто увидел здесь шесть слов?

Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)

V. Итог занятия.

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?

– Чем отличаются буквы п и т ?

п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

2-е занятие

Тема: Дифференциация букв п – т .

Цели:

  • закрепление навыков дифференциации букв п – т , имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительного гнозиса;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание умения общаться в коллективе.

Оборудование: карточки-опоры с буквами п, т ;

  • карточки с буквами п, я, т, ь ;
  • предметные картинки (ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье).

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I. Организационный момент.

    Логопед: “Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся со звука [п].”

    II. Повторение.

    На доске вразброс прикреплены 4 буквы: т, ь, я, п.

    – Составьте из этих букв слово. (Пять)

    – Назовите согласные из этого слова. (П, т)

    – Чем похожи эти звуки? (Они согласные, глухие, взрывные, в данном слове мягкие, имеют парные твердые звуки)

    – Чем отличаются эти звуки? (Местом преграды: [п] – сомкнутые губы, [т] – кончик языка упирается в верхние передние зубы)

    – Показываем различие в артикуляции звуков [п] и [т] с помощью пальцев ведущей руки.

    – Как называются буквы, обозначающие звуки [п] и [т]? (Пэ и тэ)

    – Чем они похожи? (Они состоят из одинаковых элементов)

    – Чем они отличаются? (У буквы п – две (пара) ножек, а у буквы т – три)

    Вывод: буквы похожи по написанию, поэтому, чтобы их не путать, запоминаем “опоры”:

    • звук [п] – “взрываются” губы; буква п – пара элементов (ножек);
    • звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки);

    III. Работа по теме.

    1. Зашифровываем слова: вместо слова со звуком [п] рисуем в тетрадях две палочки (II), а вместо слова со звуком [т] – три палочки (III). Между словами ставим запятые.

    Логопед диктует: п рограмма, т аракан, салфет ка, сп ички, п ост авил .

    Запись в тетради выглядит так: II, III, III, II, II III.

    – Сколько слов мы зашифровали? (Пять)

    – Сколько значков записали? (Шесть)

    – Почему? (В последнем слове были звуки и [п] и [т].)

    – Вспомните зашифрованные слова, опираясь на количество палочек: II п , III т .

    – Какое слово лишнее? (“Поставил” – во-первых, в нем есть и звук [п], и звук [т], и, во-вторых, это слово глагол, а остальные существительные)

    – Обведите палочки так, чтобы получились зашифрованные буквы.

    2. Работа с картинками ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье .

    – Расставьте на наборном полотне картинки в два ряда – по наличию в слове звука [п] или [т].

    – Почему картинку “платье” ты поставил в третий ряд? (Потому что там есть и звук [п], и звук [т])

    – Какая картинка лишняя? Почему? (Утка. Это птица, живое существо, остальные картинки – это неодушевленные предметы)

    Логопед убирает картинки или закрывает их.

    – Вспомните картинки, в названии которых был звук [п]. (Полка, лампа)

    – Вспомните картинки, в названии которых был звук [т]. (Утка, ботинки; тетрадь – здесь два звука [т])

    – Какое слово мы не назвали? (Платье)

    3. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы П или Т .

    . ихонов . е . я
    . е . рова . аня
    . е . ухова . амара
    . имошенко . авел
    . ихомиров . оля

    – Что это за словосочетания? (Это имена и фамилии людей)

    – Как пишутся имена и фамилии людей? (С большой буквы)

    – Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы П или Т (опоры те же – у заглавной буквы П пара ножек, у заглавной буквы Т три ножки).

    IV. Физминутка.

    Потягушечка

    Потягуну-потягушечки
    От носочков до макушечки!
    Мы потянемся-потянемся
    Маленькими не останемся!
    Вот уже растём, растём, растём!

    4. Спишите предложения, выбрав из скобок слова, подходящие по смыслу.

    Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка).

    Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).

    5. Графический диктант.

    Перед учащимися ставится задача выделять на слух только звуки [п] и [т]. Слова, не содержащие этих звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слова. Если один звук встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Каждое предложение записывается с новой строки, потому что в такой записи нет заглавных букв и точек.

    Коллективная проверка выполнения задания.

    IV. Итог занятия.

    – Чем мы сегодня занимались? (Тренировались различать буквы п и т .)

    – Чем отличаются буквы п и т ?

    – Чем отличаются звуки [п] и [т]?

    Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

    Материал для проверки

    Для проверки усвоения темы “Дифференциация букв п т ” можно дать следующее задание.

    – Прочитайте текст. Устно ответьте на вопросы. Напишите текст по памяти.

    (Логопед пишет на доске слова П РИГОТ ОВИТ ЬСЯ и П ЛАСТ МАССОВАЯ с пропущенными буквами п и т . После того, как дети прочитают текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам. Затем ученики еще раз читают текст и пишут его по памяти.)

    Утром в класс пришёл доктор и сказал, что завтра ребятам будут делать уколы под лопатку. Надо приготовиться.
    На другой день Виталик принёс с собой пластмассовую лопатку.

    – Правильно ли Виталик понял доктора?

    – Почему вы думаете, что он не понял доктора?

    Литература:

    1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., “Педагогика”, 1977

    2. Волина В.В. Учимся играя. – М., “Новая школа”, 1994

    3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991

    4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., “М и М”, 1997

    5. Под редакцией Левиной Р.Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., “Просвещение”, 1965

    6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., “Владос”, 1995

    7. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., “Аркти”, 2000

    Желамская О.В.
    учитель-логопед, г.Псков, МБОУ

    Тема: Дифференциация букв п – т.

    Образовательные:

    Автоматизировать графомоторный навык написания букв п – т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

    Дифференцировать буквы п-т на письме.

    Коррекционные:

    Отрабатывать пространственно-временные представления.

    Развивать зрительный гнозис и мнезис.

    Развивать фонематический анализ и синтез.

    Развивать внимание, мышление, память.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Развивать навык самоконтроля.

    Пополнять активный словарь.

    Переводить слова из пассивного словарного запаса в активный словарь.

    Воспитательные:

    Воспитывать положительную учебную мотивацию, желание посещать логопедические занятия.

    Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточные

    карточки с заданиями, разрезные элементы букв, цветные

    карандаши, ручка, простой карандаш, зеркала, тетради,

    цветные карточки с буквами, карточки для звуко-буквенного

    анализа слов, салфетки, клей, солнышки, тучки.

    Ход занятия.

    I Организационный момент.

    1. Дети рассаживаются на свои места согласно карточкам на столах (первая буква его имени).

    2. Артикуляционная гимнастика. («Внуки»)

    II Основная часть.

    1. Сообщение темы и цели занятия.

    Прочитайте про себя стихотворения, затем вслух. Какая буква повторяется в начале каждой строчки. (слайд 1)

    Сегодня на занятии мы будем говорить о буквах п-т и их написании.

    2. Артикуляционный уклад.

    Произнесите звуки п-т ещё раз, что вы заметили? (Звук [п] – “взрываются ” губы. Звук [т] – язык упирается в зубы).

    Какими буквами эти звуки обозначаются на письме? Посмотрите как они пишутся (слайд 2,3).

    3. Графический образ букв.

    Из каких элементов состоят эти буквы, сколько элементов?

    Сконструируйте из элементов буквы нашего занятия.

    4. Работа в тетради.

    Откройте тетради, запишите число. Пропишите целую строчку чередование букв п-т. Слайд 4.

    5. Чтение слогов.

    Прочитайте слоги (обычные, зашифрованные) Слайд 5,6.

    6. Работа в тетради.

    Я предлагаю вам сыграть в очень интересную игру, называется она разведчики. Я зашифровала слова с буквами нашего урока, попробуйте, догадаться какие слова я записала. Игра «Разведчики». (Задание на карточках)

    IIIворог сироII салюIII

    IIавлин закаIII IIираIII

    лаIIка сIIIанок IIIанец

    IIоIII IIIолIIа галоII

    желIIIок IIлаIIIок IIоIIIолок

    круIIпа IIIеIIлица IIоIIIоII

    Физкультминутка.

    7. Работа с карточками.

    Соедини схемы слов и картинки. Слайд7.

    п п т т т п т т п т

    8. Дифференциация П-Т в словах. Работа со слайдом8.

    Вставьте слог ПА или ТА, прочтите получившиеся слова.

    Физкультминутка для глаз.

    9. Составление слов. (слайд 9)

    «Белые кораблики»

    10. Дифференциация П-Т в предложениях. (Работа с карточками.)

    Прочитайте предложения. Подчеркните подходящие по смыслу слова.

    * Над столом висит (толка, полка).

    * Гадкий Утёнок (спал, стал) прекрасным лебедем.

    * Мультипаром переправил пассажиров в (торт, порт).

    * Папа принёс детям вкусный (порт, торт).

    Назовите слова, значение которых вам было не понятно. (Даётся толкование непонятных слов.)

    11. Работа с деформированным предложением.

    Составьте из данных слов предложения, запишите их в тетрадь.

    1. крова3ь, НикиIIIа, уIIIром, за2равляе3.

    2. IIрочиIIIал, Ан3он, 2овес3ь.

    3. Сёс3ры, IIIаня, и, Ка3я.

    III Заключительная часть.

    1. Итог занятия.

    О каких буквах говорили сегодня на занятии?

    Сколько элементов и буквы П? Покажите на пальчиках.

    Сколько элементов у буквы Т? Покажите.

    2. Рефлексия.

    У вас на столах лежат солнышки и капельки. Кому было сегодня всё понятно, и легко вложите в тетрадь солнышко, у кого были какие-то затруднения, вложите капельку.

    3. Оценка деятельности детей.

    О. Н. ЯВОРСКАЯ

    ИГРЫ, ЗАДАНИЯ,

    КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

    ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ

    РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ

    Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей

    Научный редактор

    Кандидат педагогических наук Н. Н. Яковлева

    ИЗДАТЕЛЬСТВО КАРО

    Санкт-петербург

    УДК 376 ББК 74.3 Я22

    Научный редактор

    кандидат педагогических наук,

    зав. кабинетом коррекции развития ребенка (СПбАППО) Я. Н. Яковлева

    Иллюстрации художника Л. А. Иванова

    Яворская О. Н.

    Я22 Игры, задания, конспекты занятий для разви­тия письменной речи у школьников (7-10 лет): Прак­тическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. - СПб.: КАРО, 2007. - 112с. + 24 с. цв. вклейка. - (Серия «Мастер-класс логопеда »).

    18ВМ 978-5-9925-0020-2

    Дети есть дети, игровая деятельность для них - необходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном про­цессе.

    Предложенные в книге игры: «Улитка», «Змейка», «Путеше­ствие по предложениям», «Загадки времен года», «Паутинка» и др. - можно использовать как в работе со школьниками, у которых имеются нарушения письма, так и со школьниками, допускающими «ошибки роста» (т. е. ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка), а также со всеми учениками для улучшения владения устной и письменной речью.

    Применять игры могут логопеды школьных логопунктов, учи­теля начальной школы, родители, тифлопедагоги для работы с учащимися коррекционных (зрительных) классов. Большинство игр рассчитано на читающих детей в возрасте 7-10 лет.

    УДК 376 ББК 74.3

    15В,\ 978-5-9925-0020-2

    © Яворская О. Н., 2007

    © КАРО, 2007

    Все права защищены

    ВВЕДЕНИЕ

    Неуспеваемость младших школьников мо­жет быть вызвана рядом причин: недостаточ­ным объемом словаря детей, низким уровнем развития устной речи. Учащиеся, попадающие на логопункт, имеют нарушения не только уст­ной речи, но и письменной. Среди наруше­ний устной речи преобладают различные де­фекты звукопроизношения. Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, ос­ложненная недоразвитием оптико-простран­ственных представлений, и дисграфия на по­чве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная акустическим недоразвитием.

    В основе дисграфии, обусловленной недо­развитием языкового анализа и синтеза, ле­жит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, слова - на слоги, слоги - на фонемы. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях струк­туры слова и предложения.

    Наиболее сложной формой языкового ана­лиза является фонематический анализ. По­этому особенно распространенным видом дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.

    У детей могут встречаться следующие ошибки:

    Пропуск гласных (собака - «сбака»; до­ма- «дма»);

    Пропуск согласных при их стечении (дик­тант- «дикат»; школа - «кола»);

    Перестановки букв (тропа- «прота»; окно - «коно»);

    Добавление букв (таскали- «тасакали»);

    Пропуски, добавления, перестановки сло­гов (комната - «кота»; стакан - «ката»).

    Нарушения деления предложений на сло­ва при этом виде дисграфии проявляются:

    В слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь - «идедошь»; в доме - «вдоме»);

    Раздельном написании слова (Белая бе­реза растет у окна - «белабе заратет ока»);

    Раздельном написании приставки и кор­ня (наступила - «на ступила»).

    Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием уст­ной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную ост­роту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию. Ясно, что дети, у которых в той или иной степени нарушены функции зри­тельного анализатора, имеют предрасполо­женность к нарушению письменной речи, а именно к дисграфии оптического характера.

    Смешанный вид дисграфии, выраженной в нарушениях на почве языкового анализа и синтеза и кинетики, предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свой­ства, их коррекция ведется параллельно друг другу.

    Развитие оптико-пространственных представлений Формирование навыков аналитико-синтетической деятельности
    Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса, в т. ч. и буквенного Проведение схематического анализа предложений по словам, звукобуквенный анализ и синтез
    Уточнение и расширение объема зрительной памяти Проведение схематического анализа предложе­ний, уточнение количества слов
    Формирование пространственного восприятия и представлений Уточнение звукобуквенного и слогового состава слова
    Развитие зрительного анализа и синтеза слова Уточнение звукобуквенного и слогового состава
    Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений Составление предложений с использованием за­данных слов, схематическое отображение предло­жений
    Дифференциация смешиваемых на письме букв (изолированно, в слогах, в словах, в предложе­ниях, в связных текстах) Проведение анализа предложений по словам, слогового и звукобуквенного анализа и синтеза с учетом дифференциации смешиваемых на письме букв

    У учащихся как общеобразовательных, так и коррекционных классов появление кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено особенностями рус­ской графики. И в печатном, и в рукопис­ном шрифтах для обозначения всех букв ал­фавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукопис­ном шрифте такие группы букв: г, п, т, р: и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д. у. з к другие.

    Многие из приведенных в списке букв от­личаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в про­странстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре ис­чезают без применения каких-либо коррек­ционных приемов.

    У детей могут быть специфические нару­шения, не связанные с письменной речью:

    Нарушения зрительного восприятия;

    Неточность представлений о форме, ве­личине, цвете;

    Недоразвитие зрительной и слуховой па­мяти, пространственного восприятия и пред­ставлений;

    Трудности оптического и оптико-про­странственного анализа, позволяющего на­ходить сходство и различие в зрительных об­разах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения;

    Неточность тонких движений руки.

    Эти нарушения будут влиять на овладе­ние процессом письма. Без специальной коррекционной помощи количество ошибок ки­нетического характера останется прежним.

    Неточность в изображении букв может вы­ражаться в следующем:

    В не д списывании элементов букв;

    В добавлении лишних элементов (у бук­вы ш или т может быть использовано 4 элемента вместо 3);

    В написании вместо нужного элемента сходного с ним (вместо последнего элемента у буквы к написан последний элемент бук­вы к);

    а неправильном расположении элемен­тов букв в пространстве по отношению друг к другу.

    Неточности в изображении букв у неко­торых детей имеют очень устойчивый харак­тер и не исчезают сами по себе, поэтому не­обходимо проведение коррекции.

    Чтобы помочь детям получить положи­тельный результат в коррекционном процес­се, активно используются игры. Дети есть дети, игровая деятельность для них - необ­ходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе.

    Предложенные игры можно использовать не только в работе с детьми, у которых име­ются письменные нарушения, но и с детьми, имеющими «ошибки роста» (те, которые свя­заны с неприменением правил, неполным усвоением правил русского языка), а также с обычными детьми для улучшения состоя­ния устной и письменной речи. Применять игры могут не только логопеды школьных логопунктов, но и родители, учителя началь­ной школы, тифлопедагоги для работы с детьми коррекционных (зрительных) клас­сов. Так как большинство игр рассчитано на читающих детей, примерные возрастные рам­ки для использования игр - 7-10 лет.

    ОПИСАНИЕ ИГР

    Игра «Цветные слова»

    Цели:

    развивать зрительное восприятие (умение различать цвета, геометрические фигуры);

    Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

    Оборудование: таблицы на каждого ребенка, а также образцы с цепочкой из цветных геомет­рических фигур.

    Использование:

    1) логопед раздает детям таблицы, предлагает рассмотреть их, обращает вни­мание детей на то, что в геометрических фигурах прячутся буквы. Дети называ­ют их, выписывают в тетрадь, например, только те, которые прячутся в желтых фигурах;

    2) следующим этапом работы является выделение фигур нужного цвета в по­следовательности, соответствующей схеме.

    Например: в образце 4 фигуры - желтый круг, желтый овал, желтый тре­угольник и оранжевый квадрат. Дети находят в общей таблице эти фигуры, на­зывают буквы, спрятанные в них, из этих букв составляют слово, называют его, при необходимости производят запись в тетрадь.

    Игра «Филлворд»

    Цели:

    закреплять умение различать сходные по написанию печатные и письмен­ные буквы;

    Развивать навыки языкового анализа и синтеза; слуховое и зрительное вос­приятие;

    Обогащать словарь.

    Оборудование : таблицы, внутри которых расположены поля 10 х 10 клеток, список слов для поиска.

    Использование: логопед предлагает детям рассмотреть таблицы, прочитать слова, данные в списке. Все слова из списка находятся внутри полей.

    В начале работы лучше искать слова с помощью логопеда: он объясняет место­нахождение слова с ориентировкой: слева - справа, снизу - сверху. Найдя сло­во, дети зачеркивают его, объясняют значение слова и его написание (с учетом орфограмм).

    Игра «Волшебное чтение»

    Цели:

    развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственные представления;

    Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

    Обогащать активный и пассивный словарь, формировать умение объяснят значения слов.

    Оборудование: карточки с черно-белыми картинками, похожими друг на друга.

    Использование:

    дети рассматривают карточку, уточняют, какие именно картинки на ней на рисованы. Ориентируясь на буквы, написанные внутри матрешек, составляют и записывают слово. Затем объясняют его значение, звукобуквенный, морфемный состав. С данным словом можно составить предложение, записать его, уточнить состав (количество слов, наличие в предложении предлогов или союзов).

    Например: на карточке есть изображения матрешки, неваляшки, круга, солнца Логопед предлагает детям прочитать слово, спрятанное, например, в матрешках.

    Игра «Ромб»

    Цели:

    совершенствовать оптико-пространственные представления (умение быстро ориентироваться по сторонам: слева - справа, вверху - внизу);

    Развивать аналитико-синтетическую деятельность (звукобуквенный и сло­говой анализ и синтез).

    Оборудование : таблицы с ромбами (вверху, внизу, слева, справа).

    Использование: уточнив знания детей о слогах, о влиянии гласных на количество слогов, логопед дает детям инструкцию.

    Например: найдите верхний ромб, укажите на букву слева. Найдите правый ромб, в нем назовите букву посередине. Мысленно проговорите полученный слог (или буквосочетание, если это две согласные). Найдите левый ромб, укажите букву снизу, присоедините ее к тому, что получилось ранее. Какое слово у вас получилось? (дети отвечают)

    Условия: 1) все слова должны состоять только из 1-го слога. Усложнение содер­жится во втором варианте - в словах обязательно должен присутствовать мягкий знак; в словах третьего варианта обязательно присутствие гласной 2-го ряда;

    2) анализ предложений лучше начинать не с его записи, а со схемы, отражаю­щей структуру этого предложения.

    Игра «Улитка»

    Цели:

    развивать умение анализировать предложения на слова (определять коли­чество слов в предложении, отделять слова друг от друга, определять последова­тельность слов, находить предлоги (союзы) в предложении);

    Закреплять знания о написании предложений (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

    Оборудование: игровые карточки «Улитка».

    Использование:

    детям раздаются игровые карточки с изображением «улитки», в раковине ко­торой спрятаны предложения. Детям нужно с помощью маркера (или простого карандаша) отделить слова друг от друга, обозначить предложения (расставить заглавные буквы и точки в конце). Далее следует записать предложения (либо схематическим способом, либо обычным).

    Игра «Змейка»

    Игра «Змейка» - усложненный вариант игры «Улитка», количество предло­жений в «Змейке» увеличено, в ней в большей степени уделяется внимание пред­логам, союзам, однородным членам предложения, написанию имен собственных. Материал в «Змейке» подобран с учетом дифференциации сходных по написа­нию букв.

    Цели:

    совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения;

    Развивать умение анализировать предложения на слова (отделять слова друг от друга, определять количество слов и их последовательность, отделять от слов предлоги и союзы);

    Совершенствовать умение записывать предложения (первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

    Оборудование: «змейки» в прозрачных файлах, маркеры для каждого ребенка.

    Использование:

    логопед предлагает детям поиграть и отгадать загадки «змейки». Внутри ту­ловища «змейки», объясняет он, спрятаны предложения, слова в которых со­единены между собой. С помощью маркера дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложений (выделяют заглавные буквы в начале пред­ложений, ставят точки в конце предложений), после этого записывают предло­жения (либо графически - в виде схем, либо обычным способом).

    Игра «Путешествие по предложениям»

    Цели:

    Совершенствовать навык чтения;

    Формировать навыки языкового анализа и синтеза;

    * активизировать слуховую память.

    Оборудование: таблицы с координатами (буквы и цифры сверху и слева), цветные кружки (по 8) для каждого ребенка.

    Использование:

    логопед раздает детям игровые таблицы, обращает их внимание на координа­ты вверху и слева в таблице. Логопед называет детям разные координаты, найдя их пересечения, дети кладут цветные кружки, читают слова, затем из слов составляют предложения. Слова предлагаются в той последовательности, в которой они находятся в предложении. Далее следует запись предложений в тетрадь (или) их схематическое отображение.

    В качестве усложнения можно называть слова в предложении, нарушив пос ледовательность слов.

    С составленными предложениями можно выполнять разные виды слогового и звукобуквенного анализа, делать запись предложений по памяти.

    Игра «Загадки времен года»

    Цели:

    совершенствовать зрительное восприятие (умение различать цвета);

    Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (составление предложений из слов, закрепление знаний о предложении, его написании);

    Формировать грамматически правильную речь.

    Оборудование: таблицы 6x6 клеток, квадраты в которых раскрашены разными цветами радуги и в которых записаны слова.

    Использование:

    логопед предлагает детям вспомнить очередность цветовой гаммы радуги, прочитать слова в цветных квадратах. Квадраты одной цветовой гаммы содержат слова, из которых нужно составить предложение. Эти слова потеряли свои места, поэтому детям необходимо найти место каждого слова в предложении. Составив предложение, дети произносят его и записывают, уточняя, что пер­вое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

    Игра «Кирпичная стенка»

    Цели:

    закреплять знания о предложении, его правильном написании;

    Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (способствовать анализу предложений по словам);

    Совершенствовать оптико-пространственные представления;

    Способствовать развитию грамматически правильной речи.

    Оборудование: игровые карточки «Кирпичная стенка».

    Использование:

    получив игровую карточку, дети узнают, что неумелый строитель заложил все окна в доме кирпичами, отсюда задание: разбить кирпичи на окнах. Это, можно сделать, оставив предложения (одно, два или три), при этом на кирпи­чах не должно остаться ни одного слова.

    Данная игра имеет два варианта. В первом варианте игры слова даются с правильными окончаниями, во втором варианте - слова используются в исходной форме.

    Логопед обращает внимание детей на слово, написанное с заглавной буквы (оно должно быть в начале предложения), и точку (это конец предложения).

    Игра «Паутинка»

    Цели:

    Развивать навыки слогового анализа и синтеза;

    Формировать умение анализировать предложение по словам;

    Совершенствовать оптико-пространственные представления детей;

    Закреплять навык чтения слогов и слов.

    Оборудование: карточки со слогами, соединенными линиями (слоги образуют слова).

    Использование: данная игра имеет два варианта: в первом варианте зашифрованы слова, во втором варианте - текст загадки.

    Вариант 1. На стенд выставляется карточка, на которой слоги соединены между собой линиями. Ориентируясь на эти линии, дети выписывают в тетрадь или на доску слоги. Из этих слогов образуют слова, отделяя их друг от друга (с помощью вертикальных линий).

    Вариант 2. Аналогичная работа, но из полученных слов дети получают пред­ложение {текст загадки), записывают текст загадки и ответ на нее.

    Игра «Соты»

    Цели:

    формировать навыки слогового анализа и синтеза;

    Развивать оптико-пространственные представления;

    Закреплять письменный навык и улучшать двигательные способности кисти руки.

    Оборудование: карточки- рамки с сотами (прорезями) для каждого ребенка.

    Использование: логопед раздает детям «соты» (уточняет значение этого слова), далее дети рас­сматривают их, выясняют, что под каждым окошком стоит число.

    Логопед называет слова. Дети выделяют из названного слова заданный слог (например, первый) и вписывают его в окошко сот.

    Данная игра имеет два варианта.

    Вариант 1. Дети составляют слова из слогов в сотах (слова идут друг за другом).

    Вариант 2. Дети составляют слова, используя слоги в сотах.

    Игра «Сложные слова»

    Цели:

    закреплять знания о сложных словах;

    Формировать навык чтения и оптико-пространственные представления;

    Обогащать словарь.

    Оборудование: таблицы-лабиринты со сложными словами, список слов для поиска.

    Использование:

    каждому ученику раздается материал игры и предлагается прочитать запи­санные внутри таблицы-лабиринта сложные слова.

    Дети вспоминают (с помощью логопеда), что они знают о правописании сложных слов (в этих словах более одного корня, между корнями имеется соединительная гласная о или е). Поиск сложных слов осуществляется без показа списка этих слов, а когда все слова найдены, дети читают слова в списке, сверл с тем, что они нашли в таблице-лабиринте.

    Читая слова, дети определяют их лексическое значение, пытаясь осознать с помощью корней слова.

    Записав слово в тетрадь, дети выделяют корни, соединительные гласные называют все гласные в слове, уточняют слоговой состав слова.

    Игра «Родственники»

    Цели:

    закреплять знания детей о родственных (однокоренных) словах;

    Совершенствовать навык чтения и аналитико-синтетическую деятельность

    Закреплять знания о частях слова, правописании безударных гласных (в числе и в корне слова).

    Оборудование: карточки с родственными (однокоренными) словами, записанными без пусков.

    Использование:

    детям выдается игровая карточка. Логопед обращает внимание детей на то, что первое слово в карточке выделено жирным шрифтом, к нему подобраны слова, которые являются для него родственными, однокоренными, но эти слова записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга, записать их в тетрадь. В каждом записанном слове дети уточняют его звукобуквенный состав, составные части (приставку, корень, суффикс и окончание).

    В качестве варианта использования игры логопед может предложить составить предложения с заданными словами, уточнить правописание безударных гласных в корне слова и подобрать проверочные слова.

    КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

    Й класс

    Дифференциация звуков (п), (т)

    и букв п, т в словах

    Задачи.

    1. Развивать психические и мыслительные операции, зрительную память.

    2. Закреплять знания о звуках [п], [т] и буквах п, т, учить различать звуки на слух и буквы на письме.

    3. Развивать оптико-пространственные представления; тактильные ощущения.

    4. Совершенствовать навыки слогового и звукобуквенного анализа, анализа предложений по словам.

    5. Способствовать развитию мелкой моторики.

    Материал:

    мнемотаблица к слову «три»,

    Карточка со стилизованными изображения букв д, т,

    Игра «Узнай букву на ощупь» (Буквы вырезаются из бархатной бумаги, дети должны определять их на ощупь, закрыв глаза.)

    Игра «Ромб»,

    Рисунок по клеткам («Петух»),

    Призовые жетоны.

    План занятия:

    I. Организационный момент.

    II. Развитие высших психических функций.

    III. Логопедическая часть занятия:

    1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [п], [т], написания букв п, т.

    2. Развитие тактильных ощущений, работа со стилизованными буквами.

    3. Развитие навыков звукобуквенного анализа, чтения.

    4. Анализ предложений.

    5. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

    IV. Совершенствование двигательных навыков пальцев рук, навыков про­странственной ориентации,

    V. Итог занятия.

    Ход занятия

    I. Организационный момент


    Похожая информация.


    Зинаида Приведенцева
    Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

    Цели :

    1. Коррекционно-образовательные :

    Различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

    Уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

    Закрепление навыков звукового анализа и синтеза ;

    Профилактика буквенных замен;

    2. Коррекционно-развивающие :

    Развитие координации речи с движением;

    Развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

    Развитие мелкой моторики;

    Развитие фонематического восприятия.

    3. Коррекционно-воспитательные :

    Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

    Развитие дисциплинированности, закрепление уважительного отношения к сверстнику, совершенствование умения выслушивать сверстника.

    Задача : дифференциация звуков [б - п] на слух , в произношении в слогах, словах и предложениях.

    Оборудование : предметные картинки (бочка - почка, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2, массажные коврики, ребусы, индивидуальные карточки для работы.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Психогимнастика.

    Логопед : - Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие .

    Артикуляционная гимнастика : «Окошко» - «Оскал» - «Трубочка» - «Улыбочка» .

    Логопед : - Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

    Но прежде чем приступить к выполнению нашего письменного задания выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»

    На полянке, на лужайке

    Целый день скакали зайки.

    И катались по траве,

    От хвоста и к голове.

    Долго зайцы так скакали,

    Но напрыгались, устали.

    Мимо змеи проползали,

    «С добрым утром!» - им сказали.

    Стала гладить и ласкать

    Всех зайчат зайчиха мать.

    Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.

    Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.

    Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.

    Ползут ладонями, как змеи.

    Гладят коврик ладонями поочередно.

    Шла медведица спросонок,

    А за нею медвежонок.

    А потом пришли детишки,

    Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.

    Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.

    II. Основная часть.

    1. Сообщение темы занятия .

    Логопед : - Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

    Смастерили из досок

    И надели поясок.

    И хранит посуда эта

    С грядки собранное лето.

    (бочка)

    На ветках -

    Плотный комочек.

    В нём дремлет

    Зеленый листочек.

    (почка)

    Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!

    Какими звуками отличаются эти слова?

    Какие это звуки ? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.) .

    Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п] , в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков ) .

    Б – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль, губной.

    Б’ - согласный, мягкий, звонкий, губной.

    П – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, глухой (рука на горлышке-горлышко не дрожит, губной (активно участвуют губы) .

    П’ - согласный, глухой, мягкий, губной.

    Логопед : Сегодня на занятии мы будем различать звуки Б- Б’ , П- П’, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

    2. Развитие фонематического восприятия.

    Логопед : Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия .

    Шевелились у цветка

    Все четыре лепестка.

    Я сорвать его хотел,

    А он взял и улетел.

    (Бабочка)

    На малину налетели,

    Поклевать ее хотели

    А увидели урода -

    И скорее с огорода.

    (Пугало)

    Посадили зернышко,

    Вырастили солнышко.

    (Подсолнух) Что на сковороду налью

    И вчетверо сверну?

    (Блины)

    3. Развитие логического мышления.

    Логопед : Отгадайте ребусы и запишите отгаданные слова, укажите наличие звуков занятия . (Бабочка, порт, бак) .

    4. Дифференциация звуков Б - Б’ , П - П’ в словах.

    Логопед : «Подружите» слова с буквами Б - П.

    ЗА__ОР __О__ЕЛКА

    О__ЛАВОК ХЛО__ОК

    5. Физминутка.

    Шёл по берегу петух

    Подскользнулся, в речку – бух!

    Будет знать петух, что впредь

    Надо под ноги смотреть.

    Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной.

    Круговое движение руками, присесть.

    Ритмичный подъём, погрозить пальцем.

    Наклон вперед.

    6. Самостоятельная работа.

    Логопед : Вставьте пропущенные буквы Б или П в словах.

    1. …ок, …ол, су, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои.

    2. …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка.

    Ответы :

    1. Бок, пол, суп, зубы, блины, забор, белка, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, блузка, пальто, бантик, топор, обои.

    2. Бабочка, поплавок, побелка, побольше, попутный, победа, побоище, побитый, побороть, покупка.

    7. Игры со звуками [б – п] .

    «Поймайте звук [п] или звук [б] »

    Логопед : - Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б] . Слушайте внимательно!

    Лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан, плакат, платок, будильник, забота, сапоги, посуда, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пуговица.

    «Цифровой ряд»

    Битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик.

    Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.

    Папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки.

    «Путаница»

    Логопед : - Запишите в три столбика : в первый – только со звуком [п] , во второй - только со звуком [б] , а в третий – со звуками [б – п] . Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами.

    Пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор, беседа, просьба, просить, благодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, поблагодарить.

    «Слоговая мозаика»

    Логопед : - Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «ПА» или «БА» . Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

    Ры…., тру…., тро…., Лю…., ….ран, ….латка, ….лец, ло….та, при….вил, за…ва, …гаж, ….нан, ….рта, ….лата, ры….лка.

    «ПО» - «БО»

    …ты, …ка, …жар, …лото, …ле, ….вар, …лёт, …шёл, …нёс, …гас, ра…та, са…ги, …лел, за…та, …бер, за…ры.

    8. Работа с предложениями.

    Логопед : Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

    палка- балка

    Старушка опирается на … .

    Крыша опирается на … .

    бочка - почка

    Капусту вытащили из … .

    Листья появились из … .

    забор - запор

    Вокруг дома сделали новый … .

    У калитки хороший … .

    забыть - запить

    Ссору надо … .

    Лекарство надо …. .

    блещут - плещут

    В синем небе звезды … .

    В синем море волны …. .

    Логопед : Внимательно прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.

    1. Черепаха ползла по песку.

    2. У малыша появился первый зуп.

    3. Боря сам постирал свою рупашку.

    4. У Полины красивая юпка.

    9. Работа с текстом.

    Логопед : Спишите. Подчеркните буквы П-Б.

    Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

    III. Подведение итогов.

    Какие звуки мы сегодня повторяли?

    Чем они похожи? Чем различаются?

    Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие .