Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд... В.А.Сухомлинский

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Нужен ли анализ урока педагогу? Необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения учащихся. «Настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы урока. Методологически грамотный учитель

5 слайд

Описание слайда:

Формирует аналитические способности Развивает интерес к обучающему процессу Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы действенное средство совершенствования профессионально- педагогического мастерства Что дает анализ урока педагогу?

6 слайд

Описание слайда:

Цели анализа урока: 1.Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся. 2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса. 3. Инструктирование педагога. 4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством. 5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе. 6.Выявление системы работы учителя и др.

7 слайд

Описание слайда:

Типы анализа урока Полный - контроль качества организации учебно-воспитательного процесса, изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы; Краткий – определение результативности урока Комплексный –всестороннее рассмотрение урока в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов, результатов, оценка всех факторов урока, их влияние на результат урока; Аспектный - Более глубокое рассмотрение какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Поэтапный –изучение структуры этапов урока в соответствии с его типом

8 слайд

Описание слайда:

Общая схема анализа урока (работа по бланку анализа) Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. Тема урока, цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока. Организационное начало урока. Организационная структура урока. Анализ содержания учебного материала урока. Общепедагогические и дидактические требования к уроку Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Выводы. Рекомендации.

9 слайд

Описание слайда:

Анализ урока на соответствие требованиям ФГОС Раздел 1. Целеполагание Раздел 2. Информационное обеспечение Раздел 3. Организация деятельности обучающихся Раздел 4. Педагогические технологии Раздел 5.Оценка деятельности и рефлексия Раздел 6. Выводы и рекомендации

10 слайд

Описание слайда:

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить? обновление содержания образования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить? Ценности образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ Разработка системы нормативов и выбор объектов нормирования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий, посредством которых дети осваивают данный учебный материал. Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому научиться?”.

11 слайд

Описание слайда:

По каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?

12 слайд

Описание слайда:

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

13 слайд

Описание слайда:

Цель анализа Выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке приводят или не приводят к позитивным результатам поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся

14 слайд

Описание слайда:

Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода 1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

15 слайд

Описание слайда:

Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

16 слайд

Описание слайда:

Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности

17 слайд

Описание слайда:

Изменения, связанные с введением ФГОС Сочетание традиционных и принципиально новых аспектов Формулировка цели, учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции учителя и учеников Создание подготовленной информационно-образовательной среды Эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия)

18 слайд

Описание слайда:

Сущность самоанализа урока: Самоанализ - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Самоанализ - показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

19 слайд

Описание слайда:

Уровни самоанализа урока Эмоциональный - непроизвольный уровень, (удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью). Оценочный- оценка соответствия результата урока намеченной цели и триединой задачи. Методический- анализ урока с позиции существующих требований к уроку. Рефлексивный- определяются причинно-следственная связь всех аспектов урока (высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию).

20 слайд

Описание слайда:

Правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; - развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; - формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; - формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока. Самоанализ урока дает возможность:

21 слайд

Описание слайда:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (1 ВАРИАНТ) Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки? Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока? Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

22 слайд

Описание слайда:

Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса? Рационально ли было распределено время на этапы урока? Логичны ли были "связки" между этапами урока? Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели? Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?

23 слайд

Описание слайда:

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке? Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока? Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Получили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?

24 слайд

Описание слайда:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС ВАРИАНТ 2. Сегодняшний урок... (№) в системе уроков по теме (разделу) .... Его цель - ..., к обучающим задачам урока я отнесла... , к воспитательным - ... , урок был также призван способствовать развитию у учащихся... В данном классе... , поэтому я... . Это по типу... урок, он включал в себя... этапов: ... Основным этапом был... , задачи. этапа - . , а. этапа - . . При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: .. Чтобы решить цель урока, я подобрала... (содержание: примеры, вопросы, задание).


ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ И ИХ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Урок ознакомления с новым материалом Комбинированный урок Урок применения знаний и умений Повторение и систематизация знаний Урок проверки знаний Урок-зачет Ознакомление учащихся с крупным блоком нового материала Ознакомление учащихся с новым материалом и проведение первичного закрепления изученного Формирование умений и навыков учащихся проводить анализ заданий и способов их выполнения, рационализацию этих способов. Проведение внешнего контроля и самоконтроля Выделение наиболее общих и существенных понятий, основных теорий и ведущих идей, усвоение широких категорий понятий и их систем Выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений a b c d e f




Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания Указана в программе! ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


1. Речь 2. Мышление 3. Сенсорная сфера (развитие глазомера, ориентировка в пространстве и времени) 4. Двигательная сфера (овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями) РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 4 ОСНОВНЫХ БЛОКА:


Развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач Развитие мышления через умение обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать Развитие мышления через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии Формирование логического, абстрактного мышления Воспитание культуры умственного труда СПЕЦИФИКА РАЗВИВАЮЩИХ ЦЕЛЕЙ УРОКА МАТЕМАТИКИ:


Воспитание ответственности, самостоятельности, критического отношения к себе Воспитание рациональной организации времени Воспитание добросовестного отношения к труду, дисциплине, инициативе, творчеству, предприимчивости и деловитости Формирование ответственности, организованности, дисциплинированности Воспитание самостоятельности, настойчивости, положительного эмоционального отношения к математике Воспитание аккуратности СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ УРОКА МАТЕМАТИКИ:










Постановку триединой цели урокаПравильность отбора содержания урокаОценка правильности выбора форм познавательной деятельности Обеспечение включения каждого обучаемого в активную познавательную деятельность Оценка правильности выбора методовОптимальность результатов обучения на урокеЭффективность системы контроля ПРИ САМОАНАЛИЗЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:


Признаки эффективной системы контроля: Оптимальность сочетания контроля, взаимоконтроля на учебном занятии для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов Получение достоверной и своевременной информации о достижении всеми обучаемыми планируемы результатов обучения Адекватность самооценки обучаемого оценке педагога Получение всеми обучаемыми результатов о реальных результатах учения Признаки самостоятельной работы: Наличие цели самостоятельной работы Наличие конкретного задания Четкое определение формы выражения результатов («+» или «– », или оценка) Выполнение самостоятельной работы каждым учащимся ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!


ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ 1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся по данным психологической диагностики. Какие особенности были учтены при планировании данного урока 2. Каково место данного урока в теме, разделе? Как связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие? В чем специфика этого урока? Каков его тип? 3. Какие задачи решались на уроке? а) Образовательные б) Воспитательные с)Развивающие задачи Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп учеников?


ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ 4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли распределено время для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.д.? Логичны ли «связки» между этапами урока? 5.На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное? 6. Какое сочетание методов обучения избрано для объяснения нового материала? Дать обоснование методов 7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия материала? Необходим ли был дифференцированный подход? Как он осуществлялся и почему именно так?


ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ 8.Как использовать на уроке учебный кабинет, какие средства обучения? Почему? 9. Анализ домашнего задания 10.Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации 11. Удалось ли полностью реализовать поставленные цели? Если нет, то почему? Когда и как учитель планирует восполнение нереализованного?


Первое, что должен сделать учитель, это определить?????? место в теме, в общем курсе, а также задать себе вопрос, насколько стало ясным это место для учащихся после урока Попытаться соотнести поставленные цели урока с достигнутыми на уроке и определить причины успеха и неудачи Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность) и умений (прочность отработанных умений, степень их автоматизма) САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


Ответить на вопрос: что нового дал урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к математике Подумать, насколько оптимально был выстроен урок. Соответствовал ли он вашим интересам, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса. Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитательным целям урока? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


Попробовать оценить степень активности на уроке, сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось? Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых заданий», до чего «додумались» сами учащиеся? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, насколько актуальным был для них учебный материал? Очень важным моментом является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


Охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ



Слайд 1

Самоанализ урока
по теме: «Зауралье – кузница здоровья!»

Слайд 2

Бинарные уроки – что это такое?
нетрадиционный вид урока урок по теме ведут два педагога –предметника общая проблема рассматривается, решается через материал двух учебных предметов может быть одной из форм проекта. такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Слайд 3

Эффективность бинарных уроков
Соединения педагогических усилий и мастерства двух педагогов Активно задействуется творческий потенциал учителя и учащихся Динамичность, смена видов деятельности на уроке Повышение мотивации и заинтересованности учащихся, внимание поддерживается на высоком уровне Нетрадиционный подход к изучению учебного материала, форма проведения урока увлекательна и нестандартна Экономия учебного времени

Слайд 4

Цель урока для учителя: Формирование умений учащихся систематизировать и обобщать учебный материал, проводить поиск необходимой информации, создавать продукт своей деятельности.

Слайд 5

Задачи урока: Образовательные: повторить знания по теме «ОДС» (биология), обобщить тему «Наука в современном мире» (обществознание). Развивающие: обеспечить условия для развития у школьников осуществлять поиск предметной информации, представленной в разных источниках и знаковых системах; анализировать актуальную информацию для установления соответствия между наукой и нравственностью; развивать умения находить причинно-следственные связи между наукой и обществом; развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь; развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся. Воспитывающие: формирование интереса, уважения и гордости к соотечественникам, людям труда и науки; воспитание гражданской позиции личности школьника формирование коммуникативных способностей учащихся, культуру диалогового общения; воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

Слайд 6

Организация урока.
Тип урока: повторительно - обобщающий Структура урока: Проблематизация, актуализация, мотивация. Первичное ознакомление. Отработка и закрепление умений. Обобщение, систематизация, применение. Обратная связь.

Слайд 7

Проблематизация, актуализация, мотивация
Итог: осознание проблемы, постановка личных и познавательных задач
Цель: “включение” в учебную деятельность, распределение ролей. Ассоциации к теме: фильм о движении. Психологический настрой учащихся.
Методы: Словесные (разъяснения и пояснения преподавателя), словесное акцентирование на наиболее значимых положениях, свойствах. Наглядные (презентация, видеоролик), обеспечили визуальное восприятие действительности. Форма: коллективная (фронтальная работа учителя с классом) Элементы технологии: Развивающая (проблемное обучение), здоровьесберегающие (мотивация и целеполагание)

Слайд 8

2. Первичное ознакомление
Цель: “включение” в целенаправленное действие.
Итог: работа в парах. учитель – консультант, участник, организатор учебные ситуации: исследование, работа со знаковыми системами. поиск информации. работа с готовыми ИКТ-ресурсами (наблюдение, сериация).
Методы: Практические - постановка задания, планирования его выполнения, оперативное стимулирование, регулирование и контроль. Форма: групповая Элементы технологии: Развивающие (исследовательская деятельность), информационные (преобразование одной информации в другую)

Слайд 9

3. Отработка и закрепление умений
Цель: “включение” в тренировочную деятельность
Итог: Самостоятельная работа – в парах, группах. Взаимооценка с обязательным обсуждением. Учитель- консультант, участник, модификатор. Учебные ситуации: «Оказание первой помощи», «Делаем раскадровку для документального фильма».
Методы: проблемно-поисковые, практические. Форма: групповая Элементы технологии: индивидуализации обучения, интерактивные, здоровьесберегающие (работа в группах)

Слайд 10

4. Обобщение, систематизация, применение
Итог: обобщение знаний, способа действий на уровне их произвольного использования в ситуации максимально приближенной к реальной, интеграция и перенос знаний; деятельность с последующей презентацией документальной ленты; учитель – консультант, участник, организатор; учебные ситуации: “составляем образовательное пособие”.
Цель: “включение” в продуктивную деятельность
Методы: Проблемно-поисковые. Форма: Фронтальная, индивидуальная. Элементы технологии: индивидуализации обучения, ТРКМ, информационные (преобразование одной информации в другую)

Слайд 11

5. Обратная связь (РЕФЛЕКСИЯ)
Цель (для учителя): получение данных для корректировки и/или индивидуализации обучения
Цель (для ученика): самоопределение, самооценка уровня решения личных и познавательных задач
Методы: дедуктивные, практические. Форма: коллективная (фронтальная работа учителя с классом) Элементы технологии: информационные (информационно - коммуникационные), проектное обучение.

Итог: Учащиеся актуализируют и углубляют знания; Моделируют «кинопродукт» на доске, делают выводы; учитель – консультант, участник, организатор; учебные ситуации: “составляем образовательное пособие”.

Слайд 12

Вывод. Урок прошёл в оптимальном темпе, части урока были логически связаны друг с другом, что позволило анализировать актуальную информацию для установления соответствия между наукой и обществом, нравственностью; Активизация знаний включала в себя целеполагание с выходом на самостоятельное обобщение материала и отработку умений. Методы исследования учащиеся применяли в работе с документальными источниками. Результатом анализа стали собственные утверждения о взаимосвязи науки и нравственных ценностях. На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (биология, обществознание,). Деятельность учащихся по созданию образовательного продукта показала умение применять полученные знания в творческом процессе и решении исследовательских задач. На каждом этапе уроке акцентировалась терминологическая работа, развивался понятийный аппарат. Активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, поставленная цель и задачи на уроке были реализованы.

Самоанализ урока по ФГОС II поколения

с учётом системно – деятельностного подхода.

Подготовила Кузнецова Е.В.

учитель начальных классов

МБОУ лицей №4


Подписи к слайдам:

Анализ и самоанализ урока по ФГОС НОО. Подготовила Кузнецова Е.В. учитель начальных классов МБОУ лицей №4 г.Орёл

Самоанализ урока это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся.

Правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; - развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; - формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; - формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока. Самоанализ урока дает возможность:

Уровни самоанализа урока Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность проведенного урока. Оценочный – оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. Методический – анализируется урок с позиций существующих требований к уроку Рефлексивный – определение причин и вытекающих из них последствий. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА: - умение учеников работать в парах и в малых группах; - умение детей слушать друг друга и фронтально взаимодействовать; - умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга. 1 . Характеристика класса

характер связи урока с предыдущим и последующим уроками; как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал. 2. Место урока в изучаемой теме

исходя из требований к результатам освоения основной образовательной программы и учитывая планируемые результаты: личностные; предметные; метапредметные. 3. Характеристика общей цели урока

Анализ каждого элемента урока; - его вклад в достижение результата; - доказательства оптимального выбора каждого элемента урока. 6. Структурный аспект самоанализа урока

Насколько структура урока соответствовала общей цели; - соответствие возможностям класса; - анализ стиля отношений учителя и учащихся; - влияние на конечный результат урока. 7 . Функциональный аспект

Охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения. 8 . Психологический аспект

Формирование универсальных учебных действий на уроке; - определение разрыва между общей целью урока и результатами урока; - причины разрыва; - выводы и самооценка. 9. Аспект оценки конечного результата урока

~ настроение учителя после урока; ~ что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы? 10 . Эмоциональное состояние

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя БОЛЕЕ 25 ТЫСЯЧ УРОКОВ БОЛЕЕ 10 ТЫСЯЧ УРОКОВ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



…не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут ничего уже не сделаешь. Сделать всегда можно. (Василий Шукшин) …не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут ничего уже не сделаешь. Сделать всегда можно. (Василий Шукшин) На мой взгляд, понятие профессионализма применяется, главным образом, не к работе, а к работнику. Это умение делать свою работу без скидок и ссылок на вдохновение и настроение. «Умри, но сделай и самым добросовестным образом», – вот это и есть профессионализм. Есть вдохновение – прекрасно, нет, – обойдись без. (Борис Натанович Стругацкий)


Цели анализа урока: 1.Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся. 2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса. 3. Инструктирование педагога. 4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством. 5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе. 6.Выявление системы работы учителя и др.


Применяемые термины демократичность, технология, личность, развитие, личностные качества, личностный опыт, субъектность, мотивирование, самоорганизация, самостоятельность, сознание, познавательный интерес, познавательная активность, творчество, рефлексия, релаксация, взаимоконтроль, мышление и т.д.


Типы анализа урока Полный - контроль качества организации учебно-воспитательного процесса, изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы; Краткий – Общая оценка качества основных дидактических категории; Комплексный - Единство и взаимосвязь цели, задач, содержания, методов и форм организации урока, анализ дидактических, психологических и других основ урока. Аспектный - Более глубокое рассмотрение какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Структурный- Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность.


Виды анализа: Дидактический (реализация дидактических категорий -отбор методов, приемов, средств обучения, обработка учебного материала), Психологический (учет психологических особенностей -уровень организованности учащихся, отношения к учению; приемы развития внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.) Воспитательный (анализ формирования на уроке ценностных качеств- воспитательные задачи урока, формирование убеждений, идеалов и мировозрения), Методический (целесообразность отбора методов, их адаптация к возрастным и индивиуальным особенностям учащихся) Организационный (анализ рациональной организации урока- плотность урока,количество и частота чередования видов учебной деятельности).


Общая схема анализа урока (работа по бланку анализа) Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. Тема урока, цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока. Организационное начало урока. Организационная структура урока. Анализ содержания учебного материала урока. Общепедагогические и дидактические требования к уроку Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Выводы. Рекомендации.


Дидактические требования к уроку: Четкое определение цели, формирование триединых задач Определение оптимального содержания урока Прогнозирование уровня формирования компетенций и усвоения учащимися ЗУНов Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля Реализация дидактических принципов Создание условий успешного учения учащихся


Дидактические принципы: (основные положения определяющие организацию учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями) Природосообразности (Я.А. Коменского); Сознательности и активности; Наглядности; Систематичности и последовательности; Прочности; Научности; Доступности; Связи теории с практикой.


УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися. Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачам урока. Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока. Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.


Основные компетенции педагога: умение формулировать цель темы урока; обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций; умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок; характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке; обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств; психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке; оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока; эффективность выполнения намеченных задач урока; оценка педагогической целесообразности действий на уроке; умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их; обосновывать удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами); сформулировать намечаемые меры по устранению недостатков


Сущность самоанализа урока: Самоанализ - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Самоанализ - показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.


Уровни самоанализа урока Эмоциональный - непроизвольный уровень, (удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью). Оценочный- оценка соответствия результата урока намеченной цели и триединой задачи. Методический- анализ урока с позиции существующих требований к уроку. Рефлексивный- определяются причинно-следственная связь всех аспектов урока (высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию).


САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом. Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников. Обосновать постановку цели урока, тип и его структуру. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке. Показать, как другие этапы работали на главный этап. Дать оценку успешности достижения ТДЗ урока, обосновать показатели РР (реального результата). Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.


Коммуникативный аспект Роль учителя и его влияние на ход урока (Кто он? Дирижер, советчик, собеседник) Оптимальность стиля делового общения с учащимися выбранного учителем и его влияние на ход урока. Осуществляется ли учениками диалог, свободное высказывание своего мнения? Создается ли педагогом ситуация успеха для каждого ученика?


Психологический аспект Как стимулируется интерес к содержанию урока, учитывается фон восприятия при изложении материала? Как создается установка быть внимательным, создается установка на восприятие преподаваемого материала? Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся в сознании учащихся образов? Соответствуют ли управляющие действия учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников?


Рефлексия педагога по итогам семинара Для чего необходим учителю самоанализ урока? Назовите основные требования к современному уроку. По каким аспектам можно проводить анализ урока? Назовите основные критерии оценки эффективности урока.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Педагогика"

Скачать готовые презентаций по педагогике. Педагогика – Наука о воспитании и обучении. Разнообразие презентации по педагогике, доступных для скачивания на нашем сайте, позволят вам эффективно и интересно провести школьные занятия, посвященные самым разным темам. Грамотная структура подачи информации и большое количество слайдов помогут передать информацию в понятной форме.