2.2 Окончание религиозных войн и укрепление абсолютной монархии во Франции

Запутанные события гражданской войны во Франции в XVI веке можно вкратце свести к следующему:

1. После мира, заключенного в 1576 г. в Болье на весьма благоприятных для гугенотов условиях, католическая оппозиция под предводительством Генриха Гиза организовалась в (первую) Лигу, или Священный союз, который провозгласил своим девизом борьбу против гугенотов и усиление королевской власти. Когда собравшиеся в декабре 1576 г. в Блуа Генеральные штаты потребовали восстановления религиозного единства королевства, Генрих уступил, отменил эдикт, подписанный в Болье, и возобновил гражданскую войну. Условия заключенного после определенных успехов католиков в Бержераке/Пуатье мира (14 - 17.09.1577 г.) были весьма неблагоприятны для гугенотов.

2. Еще до Варфоломеевской ночи из умеренных представителей обеих конфессий образовалась группировка, стремившаяся обеспечить политическое и правовое признание сосуществования различных конфессий и стабилизацию королевской власти. Эту группу с середины 80-х гг. называли «политики». Долгое время полагали, что в руководящей фигуре этой группировки можно узнать Анжу, который иногда сотрудничал с «политиками». На самом деле у «Monsieur», этого «вечного заговорщика», политическая дальновидность отсутствовала начисто. Никогда Анжу по-настоящему не участвовал в борьбе «политиков», еще менее был руководителем этой борьбы. Его смерть 10.06.1584 г. послужила толчком к началу государственного кризиса. Уже в течение несколько лет жившая в относительном спокойствии страна была потрясена неоспоримым государственно-правовым фактом: вождь гугенотов Наварра переместился на первое место в ряду наследников престола.

3. Перед лицом угрозы перехода короны Франции к еретику (повторно вернувшемуся к своей ереси!) непримиримые католики организовали Лигу (вторую) защиты святой католической церкви под руководством братьев Гизов, вступили в союз с Испанией и провозгласили наследником престола кардинала Шарля де Бурбона. Генрих был готов пойти на уступки, но 66-летняя Екатерина еще несколько недель сражалась как львица. Однако и ее силы подошли к концу, и 7.07.1585 г. она подписала Немурский эдикт, под угрозой смертной казни запрещавший исповедание протестантизма и всякую гугенотскую деятельность во Франции. Этот эдикт означал для Екатерины не просто поражение - это была полная капитуляция. До сих пор на всех переговорах ей удавалось отстоять для короля роль третейского судьи. В Немуре она подчинилась диктату мятежников. Ей пришлось отречься от политики национального единства, от принципа религиозной свободы, которые она защищала в течение 25 лет.

Естественным следствием явилось отстранение Наварры 18.07 от его законного права наследования трона. 9.09.1585 г. последовало и отлучение его от церкви папой Сикстом V. Начавшаяся «война трех Генрихов» привела к растущей изоляции короля. Генрих Гиз заставлял его терпеть все новые унижения. После того как в битве при Кутра (20.10.1587 г.), где победу одержал Наварра, пал Жуайез, ближайшим советником короля стал Эпернон. То, что Генриху III удалось подкупом склонить к отступлению вспомогательные войска Наварры, швейцарских и немецких рейтаров, почти не изменило его отчаянного положения - теперь его упрекали в том, что он своими действиями помешал войскам Лиги одержать легкую победу. В Париже, где он находился с 23.12, было неспокойно. Атмосфера накалялась со дня на день; ее подогревали дороговизна и перебои в снабжении продовольствием, в чем, естественно, обвиняли короля. Опасаясь волнений. Генрих запретил герцогу Гизу появляться в городе. Когда же «король Парижа», как его давно уже называли, все же прибыл, население встретило его восторженно. Любая акция против непокорного вождя Лиги могла вызвать восстание в Париже и подвергнуть опасности жизнь короля; поэтому Генрих воздержался от принятия каких-либо мер. Зачем он ранним утром 12.05 ввел в город оставшиеся в его распоряжении немногочисленные войска - не вполне ясно; возбужденное население атаковало швейцарцев и частично их уничтожило. Повсюду в городе воздвигались баррикады. Париж бунтовал. Король оказался в западне (12.05 день баррикад).

В такой безнадежной ситуации Екатерина еще раз прибегла к искусству разумной дипломатии. Она попыталась путем переговоров взять инициативу в свои руки, чтобы достичь сразу нескольких целей. Для начала она отправилась к герцогу де Гизу, и услышала от него, что, по его мнению, отречение короля от престола может быть единственным способом сохранить его жизнь. Много раз пришлось курсировать королеве-матери между Лувром и отелем Гизов, выполняя роль посредника в переговорах между «королем Парижа» и королем Франции, выигрывать время, прикрывая побег сына, который под защитой сохранивших верность войск покинул Париж со своими ближайшими советниками вечером 13.05.1588 г.

После этой благополучно прошедшей акции Екатерина обратилась к новому проекту, прельщавшему ее возможными отдаленными политическими последствиями: она хотела, чтобы Генрих III усыновил сына ее дочери Клотильды, маркиза де Пон-а-Муассон, который был одновременно племянником короля и братьев Гизов, - и тем самым сохранил трон за династией Валуа. Чтобы этот план имел надежду на успех, требовалась победа Гизов.

Неожиданный союз между де Гизом и Екатериной был направлен в первую очередь против их общего врага Эпернона: для Лиги он, как ближайший советник короля, был воплощением дьявола, а Екатерине угрожал потерей ее влияния на сына. Ее практический макиавеллизм привел ее к союзу с сильнейшим, чтобы не оказаться у него в подчинении. Фактически ей удалось убедить Генриха, что Эпернон мешает возможному примирению. Скрепя сердце король отстранил 22.07 Эпернона и его брата почти от всех их обязанностей.

Теперь, казалось, путь к столь страстно желаемому Екатериной взаимопониманию был открыт. Правда, на этот раз оно было достигнуто за счет короля, который летом 1588 г. был лишь пешкой в руках Лиги. Его вынудили подтвердить безраздельное господство католичества во Франции и произвести Гиза в генерал-лейтенанты королевства. Заключительный аккорд в этой политике постоянного унижения и выхолащивания королевской власти прозвучал в октябре, в Блуа, когда Генеральные штаты своими возмутительными требованиями превзошли себя.

Осенью 1588 г. французская королевская власть опустилась к самой низшей точке в своей истории. Казалось, путь к смене правящей династии в пользу Гизов, считавших своими родоначальниками Каролингов, свободен. В лагере Гизов открыто говорили о том, что Генриху, как некогда последнему из Меровингов, Хильдерику, неплохо было бы уйти в монастырь, и Катрин-Мари де Монпансье, воинственная сестра Гизов, носила напоказ на своем поясе ножницы, которыми она собиралась смастерить Генриху III «третью корону», то есть выстричь тонзуру.

Несомненно, поражение испанской Армады в августе 1588 г. вдохновило Генриха прорвать заколдованный круг, в котором он очутился из-за Лиги. Первый шаг он сделал в начале августа, когда, по настоянию Екатерины, встретился с Гизом в Шартре; ему пришлось делать хорошую мину при плохой игре, словно никакого «дня баррикад» и не было вовсе. Второй шаг последовал 8.09: он заменил канцлера Шеверни и министров Бельевра, Виллеруа, Брюлара и Пинара на других, среди которых было даже два члена Лиги. Единственной, кто смог правильно оценить эту «министерскую революцию», была Екатерина. Она понимала, что немилость, в которую впали министры, означала конец ее власти.

Генрих не мог простить матери, что она добилась его официального примирения с «королем Парижа». После перенесенных унижений он не мог больше следовать политике Екатерины, всегда искавшей компромисса. Замена министров явилась актом эмансипации 37-летнего короля от всю жизнь рвавшейся к власти матери, свершившейся с некоторым запозданием, но уже бесповоротно. Впредь он будет править по собственному усмотрению, писал Генрих Нунцио. Екатерина была глубоко уязвлена; но жребий был брошен: три десятилетия политику Франции в значительной степени определяла именно она, а в последние четыре месяца события проходили мимо нее.

Третий шаг Генрих тщательно подготавливал с 18.12. Не советуясь с Екатериной, он 23-24.12.1588 г. велел убить Анри и Луи де Гизов как бунтовщиков. У него не было выбора, объяснял он Екатерине, если он хотел сохранить королевскую власть, государство, честь да и свою жизнь.

Выдвинутый Лигой претендент на престол был арестован, и 3.04.1589 г. Генрих договорился о союзе с Наваррой, направленном против Парижа и других вступивших в «Святой союз» городов, которые все без исключения бунтовали против короля. Казнь братьев Гизов воздвигла стену между Генрихом и Лигой, и ее уже ничто не могло разрушить. В Париже образовалось революционное городское самоуправление под руководством представителей 16 округов, которое поддерживали Сорбонна и парламент. Хотя формального отстранения короля пока не приходилось опасаться, университетские теологи уже поспешили освободить подданных от клятвы верности королю и вычеркнули его имя из правила, исполняемого во время мессы. Жан Буше сочинил грамоту «De justa Henrici tertii abdicatione e Francorum regno», в которой говорилось о возможности и даже необходимости тираноубийства.

Главой этого революционного правительства «16-ти» стал герцог Майеннский, брат убитых. В его руках находилась исполнительная власть и верховное командование войсками. Созданный по его настоянию генеральный совет объединения католиков стремился добиться права принимать решения по государственным вопросам и тем самым представлял собой настоящее альтернативное правительство. 13.03.1589 г. Майенн принес присягу перед парламентом в качестве генерал-лейтенанта королевского государства и короны Франции. Теперь он становился главой революционного правительства.

Оба носителя законной власти, Генрих III и Наварра, лишь теснее сблизились: за знаменитой встречей в парке Плесси-ле-Тур (30.04.1589) последовал совместный поход на мятежный Париж (с мая по июль 1589). Несмотря на успех при Сенлисе Бонневале исход этой борьбы не на жизнь, а на смерть отнюдь не был предрешен, когда 1.08.1589 г. Генрих III, отлученный в мае папой от церкви, отстраненный от правления государь, стал жертвой покушения. Смертельно раненный, он признал срочно вызванного законного престолонаследника Наварру своим преемником и просил всех присутствующих тут же принести ему присягу в верности. После покушения, совершенного доминиканским монахом Жаком Клеманом, то, чего многие боялись еще с 1584 г., свершилось: королем Франции стал протестант.

31.05.1585 г. Екатерина выражала озабоченность тем, что прочный мир во Франции невозможен, пока Наварра не переплет вновь в католическую веру. На смертном одре Генрих III предсказывал своему находившемуся здесь же преемнику, что ему как королю Франции придется столкнуться со многими препятствиями, если он не решится поменять вероисповедание. В этом высказывании видна разумная оценка сложившейся политико-конфессиональной ситуации. Генриху IV понадобилось четыре года, чтобы прийти к такому же мнению.

Таким образом, и в последние часы своей жизни Генрих III предстает истинным политическим деятелем, за 38 лет проявившим себя способным учеником своей матери. Его действия заслуживают гораздо более глубокой оценки, чем та, которая существовала на протяжении столетий. Как гласит часто приводимое высказывание Пьера д’Эстуаля, Генрих III был бы замечательным правителем, «если бы царствовал в более благоприятном столетии». Воздавая должное этому королю, скажем, что Генрих III родился в крайне сложное время, когда государь имел возможность лишь придерживаться центристской позиции между экстремистами обеих сторон, чтобы уберечь страну и корону от бедствий. После казни братьев Гизов и достижения договоренности с Наваррой падение Парижа, ожидаемое летом 1589 г., стало бы началом окончательного перелома в ходе гражданской войны. Еще 31.07 Генрих, глядя из Сен-Клу на Париж, думал, что окажется в городе раньше, чем считают его мятежные жители. Покушение все изменило и на годы продлило гражданскую войну.

Долгие религиозные войны нанесли страшный удар по процветавшей до этого Франции. Сельское хозяйство, торговля и мануфактуры пришли в упадок. Пахотные земли стояли заброшенными. В некоторых провинциях вспыхнула эпидемия чумы. На людей наводили страх шайки разбойников. К грабителям нередко присоединялись разорившиеся дворяне, а также солдаты и офицеры, оставшиеся без дела и средств к существованию после окончания войн. Крестьянские общины сами, как могли, оборонялись от бандитов. Иногда крестьяне, вооружившись, восставали и отказывались платить подати сеньорам и государству. Генрих IV, будучи правителем умным и дальновидным, пошел на уступки, чтобы утихомирить недовольных и восстановить порядок в своем королевстве. Он простил крестьянам недоимки по налогам и вооруженные выступления. Первый министр и верный помощник короля Сюлли усовершенствовал податную систему, при этом некоторые налоги, взимаемые с крестьян, были уменьшены. Во Франции сложилась легенда о «добром короле Анри» (Генрихе IV), который заботился о том, чтобы каждый крестьянин ел курицу по воскресным дням. Однако действительность не соответствовала идиллической картине, оставшейся в народной памяти. В то время как одни налоги сокращались, другие, наоборот, росли. Восстановление порядка повсеместно приводило к более строгому взыскиванию податей.

В мае 1610 г. в Париже был убит король Генрих IV. Фанатичный католик Равальяк напал на него на улице и заколол. Наследнику престола, ставшему королем Людовиком XIII, исполнилось в то время лишь 9 лет. Королева-мать Мария Медичи не обладала политическими талантами и в управлении государством целиком полагалась на людей из своего ближайшего окружения. Франция стала ареной борьбы за власть между враждующими группировками вельмож. Король Людовик ХIII мало занимался государственными делами и возложил заботу о них на своего первого министра - кардинала Ришелье (1586-1642). Это был выдающийся государственный деятель. Он отличался незаурядным умом, творческим воображением, здравым смыслом и честолюбием. Ришелье получил пост первого министра, имея обширную программу действий. В его планы входила борьба за главенство Франции в Европе, но на этом пути ему нажо было преодолеть сопротивление различных слоев французского населения, прежде всего - протестантов и аристократов.

Преодолев в конце концов внутреннее сопротивление своей централизаторской политике, Ришелье начал проводить активную внешнюю политику, направленную прежде всего против господства в Европе австрийских и испанских Габсбургов. Именно поэтому Франция поддержала их противников в Тридцатилетней войне.

В ожесточенной борьбе с Габсбургами за европейское господство менялась сама французская монархия. Прежде считалось, что король всегда обязан уважать и соблюдать обычаи страны. Новые обстоятельства привели к тому, что власть короля усилилась, а значение обычаев уменьшилось. Для ведения изнурительной войны требовалось много солдат и много денег. Значит, нужна была сильная власть, способная заставить подданных во всем покоряться воле монарха и платить непрерывно растущие налоги. И нужно было, чтобы люди, наделенные властью на местах, в провинциях и городах, неукоснительно исполняли приказы, полученные из центра. Со временем в сознании людей складывается представление о том, что существуют государственные интересы, которым надо служить, жертвуя своими частными интересами, например, кардинал Ришелье осознавал свою жизнь как служение государственным интересам Франции.


Заключение

К началу XVI в Франция была одной из крупнейших и развитых европейских стран. В ней насчитывалось около 15 млн. населения. Париж был самым крупным европейским городом с населением свыше 300 тыс. человек, с богатой и разнообразной промышленностью. Наряду с другими большими центрами - Лионом, Руаном, Бордо, Марселем, Орлеаном - имелись многие средние по величине города и мелкие городки и бурги (посёлки). Но все же основная масса населения жила в деревнях, и страна в целом еще оставалась аграрной.

Территория страны в XVI в была немногим меньше площади современной Франции. За ее пределами лежали (отошедшие в 1493 г. к Габсбургам и включенные затем в состав испанских территорий) Артуа и мелкие северо-восточные провинции, а также Франш-Конте. Три епископства - Туль, Мен и Верден, как и Лотарингия с Эльзасом, входили тогда в «Священную Римскую империю». Савойя, Корсика, пиренейские области - Наварра, Беарн и Руссильон - также не входили в то, время в состав Французского государства.

Еще сказывалось деление страны на Север и Юг. Юг, присоединённый в середине XV в. и не сросшийся экономически с северной частью страны, не утратил стремлений к сепаратизму, что ярко проявилось во второй половине XVI в., в период гражданских войн. Ещё чисто формальным оставалось присоединение к Франции Бретани. Процесс подлинного внутреннего сплочения страны, экономического, языкового и мьтурного, и формирования французской нации на базе развития капитализма только начинался.

Развитие капиталистических отношений во Франции XVI в. было временно задержано длительным экономическим упадком и политическим кризисом, вылившимся в форму гражданских войн 1559-1594 гг.

Религиозные войны во Франции 1562 - 1598 гг. по своей сути - это гражданские войны во Франции между католиками, составлявшими большинство населения, и протестантским меньшинством, исповедующим кальвинизм и называвшим себя гугенотами. Уже в 1559 году во Франции было много последователей протестантской церкви среди всех классов населения. Королевская власть попыталась восстановить католицизм на всей территории страны, но в первой войне 1562 - 1563 гг. не смогла сокрушить гугенотов.

Среди гугенотов было немало богатых купцов и банкиров, которые смогли нанять значительные отряды профессиональных солдат из числа швейцарских единоверцев. Гугенотов поддерживало немало аристократов, в частности, принц Луи де Конде, адмирал Гаспар де Колиньи и король Генрих Наваррский. Радикальную католическую партию возглавляло семейство герцогов Лотарингских де Гизов, стремившееся как полностью изгнать гугенотов из Франции, так и ограничить власть короля. Была еще партия "политиков", или умеренных католиков. Они выступали за сохранение католицизма в качестве господствующей религии и предоставление гугенотам свободы вероисповедания. В ряде случаев они выступали на стороне гугенотов против Гизов.

В 1563 году герцог Франсуа де Гиз одержал победу при Друа, но вскоре был убит подосланными гугенотами убийцей. Гугенотская армия одержала победы и в войнах 1567 - 1568 и 1568 - 1570 гг. Эти войны отличались невероятной жестокостью с обеих сторон. Пленных, как правило, не брали, а порой вырезали целые деревни, если их жители придерживались иной религии. Четвертая война началась в 1572 году после того, как католики устроили 24 августа 1572 года, в день Святого Варфоломея, резню гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха Наваррского, и принцессы Маргариты Валуа. Было убито более 9 тысяч человек, в том числе Колиньи и многие другие вожди гугенотов. В 1573 году было достигнуто перемирие, но в 1574 году боевые действия возобновились, но не принесли решительной победы ни одной из сторон. В 1576 году был выпущен королевский эдикт, провозглашавший свободу вероисповедания на всей территории Франции, за исключением Парижа. В ходе новой войны 1577 года, инспирированной созданной Гизами Католической лигой, эдикт был подтвержден, но король Генрих III оказался не в состоянии провести его в жизнь. В 1580 году вспыхнула еще одна война, не имевшая решительных последствий. Но в 1585 году, когда Генрих Наваррский заявил претензии на французский трон, началась кровопролитная Война трех Генрихов - Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха де Гиза.

Генрих Наваррский одержал победу, несмотря на то, что его противники пользовались военной поддержкой Испании. Он разбил Генриха III при Котрэ в 1587 году. Генрих III вынужден был подтвердить свободу вероисповедания. Тогда Гизы в 1588 году подняли восстание в Париже и изгнали оттуда короля. Генрих пошел на уступки лидерам Католической лиги, объявил о поддержке исключительных прав католиков, но по возвращении в Париж организовал убийство Генриха де Гиза и его брата кардинала Луи де Гиза. Затем, заручившись поддержкой Генриха Наваррского, объявленного наследником престола, Генрих III подавил выступления Лиги, но в 1589 году был убит фанатиком - монахом Жаком Клеманом. Ему наследовал Генрих Наваррский, ставший Генрихом IV Бурбоном. Но Католическая лига, пользовавшаяся особо сильной поддержкой среди населения Парижа, отказалась признать его королем. Генрих разбил войска Лиги при Акрэ в 1589 году и при Иври в 1590 году, но не мог овладеть Парижем до 1594 года. Чтобы вступить в столицу Франции, ему пришлось принять католичество.

Черту под религиозными войнами в 1598 году подвел мирный договор Генриха IV в Вервине, согласно которому Испания отказывалась от поддержки Католической лиги. В том же году Генрих издал Нантский эдикт, гарантировавший свободу вероисповедания и признававший господство протестантизма в 200 городах, где гугеноты получали право возводить укрепления. Формально можно считать, что гугеноты одержали победу в религиозных войнах, но фактически она оказалась мнимой. Подавляющее большинство населения Франции осталось верно католицизму и симпатизировало идеям Лиги.


Список использованной литературы

1. Документы по истории гражданских войн во Франции 1561 - 1563 гг. - М. - Л., 1962.

2. Микеле Суриано о Франции XVI века. Из "Исторический универсалий" д"Обинье о Варфоломеевской ночи. День баррикад в рассказе де Ту Нантский эдикт. Ответ Генриха IV тулузскому парламенту. Герцог Сюлли о королевской администрации начала XVII века. Эдикт против дуэлей. Королевская декларация о снесении замков. Эдикт, запрещавший парламентам вмешиваться в государственные дела и администрацию. Донесение интенданта юстиции де Вуайе д"Аржансона. "Политическое завещание" и "Мемуары" Ришелье // Хрестоматия по истории средних веков. Т.III. - М., 1950. С.155-156, 168-177, 179-189.

3. Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1961- 1963.

4. Артеменков М.Н. Английская политика по отношению к гугенотам во время религиозных войн во Франции. М., 2003.

5. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв. - Т.I: Структуры повседневности: возможное и невозможное. - М., 1986.

6. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с.

7. Гуревич А.Я. Харитонов Д.Э. История средних веков.- М.: ИНФРА, 2002. - 647с.

8. История средних веков / Под ред. С.П. Карпова. - М.: ИНФРА-М, 2003.-321с.

9. История средних веков. В 2 т. Т. 1. / Л.М. Брагина, Е.В. Гутнова, С.П, Карпов и др.; Под ред. З.В. Удальцовой и С.П. Карпова. – М.: Высш. Шк., 1990. – 495 с.

10. Копосов Н.Е. Абсолютная монархия во Франции // Вопросы истории, 1989, №1. С.42-56.

11. Копосов Н.Е. Франция (разделы в 1-3 частях) // История Европы. Т.III. От средневековья к новому времени (конец XV - первая половина XVII в.). - М., 1993.

12. Малинин Ю.П. Франция в эпоху позднего средневековья: материалы научного наследия. - СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 451 с.

13. Медушевский А.Н. Абсолютизм XVI - XVIII вв. в современной западной историографии // Вопросы истории. 1991. - № 3. - С. 30-43.

14. Новоселов В.Р. Религиозные войны во Франции (1562–1598): военные перед лицом гражданской войны. В кн.: – Из истории социальных конфликтов и народных движений в средневековой Европе. М., Пятигорск, 2001.

15. Плешаков С.Л. Генрих IV Французский // Вопросы истории. 1999. - № 10. - С.65-81.

16. Плешкова С.Л. Екатерина Медичи: Черная королева. М., 1994.

17. Ревякин А.В., Уваров П.Ю., Арзаканян М.Ц. История Франции. Учебник для ВУЗов. М.: Издательство: 2005. – 475 с.

18. Сказкин С.Д. Реформация и Религиозные войны // История Франции. М., 1972. Т. 1. С. 181-227.

19. Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1995. Т. III, раздел IV.

20. Чистозвонов А.Н. Основные аспекты генезиса абсолютизма // Чистозвонов А.Н. Генезис капитализма: проблемы методологии. - М., 1985.

Бранденбургскому взять в управление герцогство Пруссия, а в начале XVII в., пойдя навстречу папским мечтам о введении в России католицизма, страна позволила вовлечь себя в военную интервенцию. Эпоха консолидации и экспансии подходила к концу: Речь Посполитая оказалась перед лицом угроз извне, она была лишена эффективной исполнительной власти; кроме того, ее раздирало изнутри соперничество не...

Прежде всего, «солидные» книги. За свою жизнь он издал книги 900 наименований, внеся немалый вклад в культуру своего времени. Увлечение «христианским гуманизмом» Эразма не раз оказывалось для его сторонников прелюдией к участию в реформационных процессах. Так было и в Швейцарии. Друг Цвингли, священник Лео Юд (ок. 1482-1542), ставший его сподвижником по цюрихской Реформации, накануне первых...

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Образовательные: охарактеризовать особенности религиозной жизни во Франции в XVI в., рассмотреть французский вариант королевского абсолютизма.
  2. Развивающие: развивать аналитическое мышление, логическое мышление, память, внимание, устную монологическую речь, сравнивать исторические события.
  3. Воспитательные: воспитывать чувство толерантности к людям другого вероисповедания.

Необходимое оборудование и материалы:

  • мультимедийный проектор, компьютер, презентация, экран;
  • учебник А.Я.Юдовская, П.А.Баранов. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800, 7 класс. -М. Просвещение, 2008.

План урока:

I. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала.

  1. «Один король, но две веры».
  2. Религиозные войны во Франции.
  3. «Король, спасший Францию».
  4. Внутренняя и внешняя политика кардинала Ришелье.

III. Закрепление.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учитель: Прежде чем перейти к теме урока повторим изученное на предыдущих уроках.

А) Объясните термины и понятия:

  1. Реформация.
  2. Контрреформация.
  3. Кальвинизм.
  4. Лютеранство.
  5. Протестанты.
  6. Пуритане.
  7. Англиканская церковь.

Б) Докажите, что Реформация укрепила королевскую власть в Англии.

В) Определите последовательность событий:

  1. Попытка проведения Марией Кровавой Контрреформации.
  2. Начало правления Елизаветы I Тюдор.
  3. Гибель «Непобедимой армады».
  4. Опубликование Мартином Лютером «95 тезисов».
  5. Начало правления Генриха VIII Тюдор.

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя: В конце XV в. Франция по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн. человек.

(Слайд 6) Актуализация ранее полученных знаний.

  1. Когда завершилось объединение Франции?
  2. Какую религию исповедовали французы?
  3. Получили ли идеи Реформации распространение во Франции?

(Слайд 7) Работа с текстом и выполнение задания.

Задание для учащихся: прочитайте текст стр. 118-199, как вы думаете, кто был недоволен укреплением королевской власти во Франции? Определите причины, по которым кальвинизм стал популярным среди различных слоев населения.

(Слайд 8) Работа с картой «Религиозные войны во Франции».

Вопрос: в каком районе Франции было больше всего сторонников Реформации?

(Слайд 9) Работа с понятиями. Запись в тетради: гугеноты-протестанты во Франции.

Французские короли не приняли идей Реформации, т.к. они привыкли связывать французский престол с основами католического исповедания. Соответственно, сами протестантизм они принять не могли, а допустить наличие двух христианских общин король, так как это расшатывала основы французской государственности.

Религиозные войны начались во Франции в 1562 г., когда лотарингский герцог Генрих де Гиз, проезжая мимо местечка Васси, напал на отправлявших религиозную службу гугенотов. Было убито около 20 человек, а ранено – около 100. Слайд 10.

Запись в тетради: 1562 г. – начало религиозных войн. (Слайд 11)

Франция разделилась на два лагеря католиков и гугенотов. (Слайд 12-13)

Сообщение учащегося о религиозных войнах во Франции.

Задание для учащихся: к чему привели религиозные войны во Франции?

(Слайд 14) В 1570 г. в Сен-Жермене был заключен мир и королем подписан эдикт примирения.

(Слайд 15) Повсюду разрешалось протестантское богослужение. Гугеноты получили право наравне с католиками занимать государственные должности, в их владении было четыре крепости, в том числе порт Ла-Рошель. Но мир длился недолго.

(Слайды 16-19) В знак примирения было решено соединить брачными узами королевскую семью Франции с лидером гугенотов королем Наварры Генрихом Бурбоном. На август 1572 г. была намечена свадьба Генриха Бурбона и Маргаритой Валуа, сестрой Карла IX.

Сообщение учащегося о событиях Варфоломеевской ночи.

Вывод. Религиозные войны являлись огромным бедствием для Франции, фанатизм и нетерпимость привели к гибели десятков тысяч французов. Их жертвами станут последний король из династии Валуа Генрих III и лидер католиков герцог Гиз. (Слайд 20)

После смерти Карла IX французская корона перешла к младшему из братьев – Генриху.

Сообщение учащегося о Генрихе III.

(Слайд 21-23) Чтобы прекратить религиозные войны и добиться единства страны, король в 1598 г. издал Нантский эдикт – документ, регулирующий политические и религиозные права гугенотов. И хотя католическая религия объявлялась государственной, в стране провозглашалась веротерпимость.

Прочитайте документ стр.125-126 и сделайте вывод о значении принятия Нантского эдикта.

(Слайд 26) Сообщение учащегося о Генрихе IV.

  1. Что особенного в биографии этого короля?
  2. Почему его называют «добрым королем»?
  3. Генрих IV остался в памяти французов как «добрый», «славный» король. Чем он заслужил такую оценку?

После смерти Генриха IV знать сделала попытку ослабить королевскую власть.

(Слайд 26-27) Корона перешла к малолетнему сыну Генриха IV Людовику XIII, от имени которого первое время правила его мать Мария Медичи. Ее воли не хватало, чтобы противостоять знати, требовавшей от нее выгодные должности и пенсии. Казна опустела, страна оказалась на грани катастрофы.

В такой обстановке первым министром короля в 1624 году стал кардинал Ришелье. (Слайд 28-29)

(Слайд 30) Задание: прочитайте документ «Политическое завещание Ришелье». (Приложение 2)

Вопрос: какие задачи поставил перед собой Ришелье, став вторым после короля человеком в государстве?

(Слайд 31) Задание для учащихся: определите мероприятия Ришелье, направленные на укрепление государства.

Но, как часто бывает, во Франции не любили человека, вернувшего ей могущество. А Ришелье был предан своей стране, перед смертью он сказал: «У меня не было других врагов, кроме врагов государства».

Вывод. Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли Кардинал Ришелье дворяне и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством континентальной Европы.

III. Закрепление изученного материала.

Решите тест.

1. Религиозные войны во Франции происходили в … годах:
А) 1524-1526;
Б) 1566-1609;
В) 1562-1598;
Г) 1589-1600.

2. Особо важный указ короля называется:
А) компромисс;
Б) тезисы;
В) гарант;
Д) эдикт.

3. В ходе религиозных войн во Франции на трон вступила новая королевская династия:
А) Валуа;
Б) Бурбонов;
В) Тюдоров;
Г) Габсбургов.

4. Сторонников Реформации во Франции называли:
А) пуританами;
Б) гугенотами;
В) папистами;
В) роялистами.

5. Принцип веротерпимости в период Реформации провозгласил документ:
А) «Кровавое законодательство»;
Б) Устав ордена иезуитов;
В) Нантский эдикт;
Г) «12 статей».

6. В результате деятельности кардинала Ришелье:
А) усилилась королевская власть;
Б) окрепли позиции гугенотов;
В) ослабли позиции Франции на международной арене;
Г) страна оказалась расколотой на отдельные феодальные владения.

IV. Рефлексия.

Учитель: Какова была тема нашего урока?

Что нового узнали сегодня на уроке, чему научились?

Как Реформация повлияла на развитие Франции?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: § 14 (устно). Составить характеристику личностей Генриха IV и кардинала Ришелье.

Развернутый конспект урока.

Тема урока:

Цели урока:

Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции.

Развивать умения работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения.

Воспитывать толерантность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развернутый конспект урока.

Тема урока:

«Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

Цели урока:

Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции.

Развивать умения работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения.

Воспитывать толерантность.

Оборудование урока:

  1. Учебники «Новая история.1500-1800.7 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина;
  2. Атласы по Новой истории для 7 класса;
  3. Карта «Религиозные (гугенотские) войны во Франции.1562-1598 гг.»;
  4. Карта «Реформация в Европе в XVI в.»;
  5. Памятка оценки деятельности правителя;
  6. Мультимедиапроектор.
  7. И.Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

Тип урока : комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

Форма урока : урок-презентация.

Методы обучения: словесный, наглядный.

План урока:

  1. Актуализация ранее изученной темы.
  2. Распространение Реформации во Франции.
  3. Начало религиозных войн.
  4. « Варфоломеевская ночь»
  5. Война трех Генрихов.
  6. Добрый король» Генрих IV Наваррский
  7. Правление Ришелье.
  8. Закрепление изученного материала.

Основные понятия и термины:

Эдикт, гугенот, лидер, месса, гарант

Ход урока

I.Оргмомент.

II. Повторение

1. Фронтальный опрос:

по понятиям (учащиеся вспоминают основные понятия, связанные с Реформацией в Германии, Англии, Швейцарии) слайд1:

1.Реформация

2.Революция

3.Протестанты

4. Лютеранская церковь

5. Кальвинистская церковь

6.Англиканская церковь

7. Пуритане.

по датам (вспоминают основные события Реформации в Европе) слайд2:

  1. 1517 год,
  2. 1524-1526 гг.,
  3. 1555 год,
  4. 1534 год.

по именам (вспоминают основных идеологов Реформации и участников Контрреформации) слайд 3

  1. Мартин Лютер, 4.Филипп II,
  2. Томас Мюнцер, 5. Игнатий Лойола,
  3. Жан Кальвин, 6.Генрих VIII.

2. Работа с картой:

покажите на карте территории на которых господствовала католическая церковь; территории на которых утвердились протестантские церкви.

III. Изучение нового материала.

1).Вступительное слово учителя :

Сегодня на уроке я приглашаю вас в одно удивительное путешествие по стране, которая у меня ассоциируется с Версалем, Лувром, Эйфелевой башней. Что это за страна? Конечно, это Франция. В конце XV века, когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн. человек.

Сегодня вы узнаете об особенностях Реформации во Франции. Записываем тему урока (демонстрируется слайд4 ) и обратим внимание на основные вопросы с которыми вы познакомитесь на уроке (дети зачитывают план урока, высказывают мнение о наиболее интересных для них вопросах плана).

2). Работа по плану урока.

1.Распространение Реформации во Франции . (5 слайд).

В начале XVI века во Франции стал распространяться кальвинизм. И кто во Франции сочувствовал протестантизму? /Первый пункт плана изучается путем самостоятельной работы учащихся с учебником с. 118-119. По ходу работы учащиеся заполняют в тетради таблицу, которая в завершенном виде выглядит следующим образом/:

Распространение кальвинистского учения во Франции

Слои населения, поддерживающие кальвинизм

Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции

Представители старинной знати

Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости

Часть дворянства

Дворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви

Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предприниматели

Хотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви

Некоторая часть крестьянства

Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви

В результате к концу первой четверти XVI века Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря – католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа. Север Франции остался на стороне католической церкви, а Южная Франция стала протестантской.

Протестантов во Франции называли гугенотами («товарищи», давшие общую клятву). Так Реформация проникла во Францию.

В тетрадь записывается понятие.

Гугеноты – это французские кальвинисты.

2.Начало религиозных войн (слайд 6) Изучение второго и третьего пунктов плана проводится сочетанием разных приемов: размышления, сюжетного повествовательного рассказа учителя, персонификации, беседы с классом.

В это время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли « некоронованный король Парижа». Именно с именем этого человека связывают начало религиозных войн во Франции. В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси, устроил кровавую расправу над мирными гугенотами. Случай в Васси и стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более тридцати лет (1562-1598).

В тетрадь записывается дата религиозных войн.

1562-1598 – религиозные войны во Франции.

Теперь обратим внимание на правовое положение католиков и гугенотов. Гугеноты были бесправны. Начиная с 20-х годов XVI века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков был сам король.

С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа – Карл IX., проблемы, стоящие перед страной его не интересовали. В годы его малолетства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи. /Сообщение учащегося о Екатерине Медичи/.

Для формирования у учащихся умения оценивать политических деятелей с позиции их современников было включено в содержание рассказа характеристика государственного деятеля, данная французским мыслителем и гуманистом XVI в. Мишелем Монтенем.

"Добродетель в политике - это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами... Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел".

Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.

Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов. Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивали. (демонстрируются слайды 7,8).

  1. «Варфоломеевская ночь» (слайд 9)

? Приходилось ли вам встречать выражение «Варфоломеевская ночь» в повседневной жизни? Что оно означает? Сейчас мы узнаем, с какими событиями связано это «крылатое выражение». Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан?

Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьбу назначили на август 1572 г. По этому случаю в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их. Сначала было совершено покушение на одного из вождей гугенотов, адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив.

Чтобы восстановить те далекие события давайте обратимся к фрагменту из книги И. Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

"Когда Генрих Гиз проезжал через народные кварталы, он увидел, насколько возбужден и враждебно настроен по отношению к гугенотам парижский люд. Эта толпа была для него лучшей защитой от суровости короля... Он знал, как легко разжечь страсти этой толпы, доведенной до фанатизма многочисленными священниками церквей и монастырей. В эти жаркие августовские дни в город потоком хлынули дворяне-протестанты на свадьбу Маргариты; их разместили в основном в Лувре и поблизости от дворца, но также и в пригороде Сен-Жермен. Парижане приглядывались к этим гугенотам, вчерашним врагам, сегодня окружающим короля. Их удивляет и возмущает, что они смешались с католиками. Перенаселенный город бурлит: все свободные дома, постоялые дворы, таверны заняли конюхи, лакеи, солдаты. К постоянному городскому населению в большом количестве присоединились бедняки, которых голод погнал из деревень.

Это огромное количество обнищавшего населения становится свидетелем братания вельмож - католиков и протестантов и наблюдает за пышными праздниками по случаю свадьбы Маргариты и Генриха. Бедняки видят, как по деревянным мосткам проезжают великолепно одетые дамы и придворные. В глухие переулки доносятся отзвуки пиров и турниров: для фанатичных проповедников настала пора разжигать народное недовольство против протестантов. Отовсюду раздаются призывы к убийству. Всем ясно: готовится бунт. В пятницу, после покушения на Колиньи (в подготовке покушения участвовала Екатерина Медичи, так как адмирал был не только протестантом, но и политическим противником, призывавшим короля к вступлению в войну с могущественной католической Испанией, что противоречило убеждениям королевы-матери), новость об этом распространяется по всему городу подобно пороховому приводу. Горожане закрывают лавки, вооружаются, собираются в кварталах. Городской голова и городские старшины передают приказ ополченцам: под командованием своих капитанов явиться в городскую ратушу «тайно, не привлекая ничьего внимания». Они должны быть наготове, чтобы сдержать фанатичную и голодную толпу и предотвратить как грабежи и насилие, так и полное разграбление города вражескими войсками, которых так боятся добропорядочные коммерсанты.

Екатерина Медичи... не сомневалась, что за неудавшимся покушением (на Колиньи) непременно последует вооружение протестантов. Она советуется со своими приближенными. Раз уж после ранения адмирала война становится неизбежной, она первая, а за ней и все остальные пришли к мнению, что лучше начать битву в Париже... Во время ужина у королевы гасконский дворянин Пардальян громко сказал, что виновники покушения на адмирала получат по заслугам. Екатерина решает действовать этой же ночью. Так как оказалось слишком много предполагаемых жертв, пришлось получать согласие короля".

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) шайки убийц, сформированные парижским купеческим старшиной, организовали избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол - это был призыв к расправе. Началась ночь святого Варфоломея. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. И сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы. Резня продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Современники считали, что всего было убито до 30 тыс. человек

/Учащиеся записывают дату "Варфоломеевской ночи" в тетрадь/

1572 год – "Варфоломеевская ночь" во Франции.

4.Война трех Генрихов (слайды 10,11)

После смерти Карла IX французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавлял Генрих Гиз, а протестантов Генрих Наварра. Между ними и развернулась борьба за престол. Генрих Гиз разработал план похитить Генриха III и постричь его в монахи. Узнав об этом Генрих III приказал убить Генриха Гиза. Но католики не смогли ему этого простить и летом 1589 г. на Генриха III было совершено покушение, и уже перед смертью он завещал престол Генриху Наварра, но при этом сказал, что Париж не примет гугенота. Генрих Наварра тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта.

- «Париж стоит мессы», - сказал Генрих Наварра, ставший французским королем Генрихом IV, он вторично принял католическую веру.

Месса – католическое богослужение.

? Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих Наварра, приняв католическую веру? Почему?

Генрих IV в 1598 году издал Нантский эдикт – документ, регулирующие политические и религиозные права гугенотов, в стане провозглашалась веротерпимость.

Организуется работа с документом «Нантский эдикт»

Учебник, с. 125-126

5. «Добрый король» Генрих IV Наваррский (слайд 12)

Генрих IV был первым королем Нового времени, который задачу создания сильного объединенного государства ставил выше вопросов религии.

? Как вы думаете, почему он был прозван «Добрым королем»? / Самостоятельная работа с учебником с. 122-123, прочитайте пункт «Добрый король»./

6.Правление Ришелье (слайд 13) .

По вопросу 6 организуется работа в группах. Группы получают памятки «Оценка деятельности правителя».

1.Годы правления.

2.Какие цели перед собой ставил?

3.Какими способами действовал, чтобы добиться цели?

4.Какими были последствия его действий?

5.Ваша оценка деятельности правителя.

Работу с документом «Политическое завещание» Ришелье учащиеся выполняют самостоятельно. /учебник, с.126-127/

Выслушиваются оценки представленные учащимися, зачитывается вывод

Подведение итогов урока.

? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

ВЫВОД: Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворянство и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством в Европе

IV. Закрепление изученного материала.

Кто такие гугеноты?

Когда начались религиозные войны во Франции?

Когда закончились религиозные войны во Франции?

Какой документ был подписан в 1598 году?

V.Подведение итогов урока, выставление оценок.

VI.Домашнее задание: параграф 14, вопросы в конце параграфа.

/слайд 14 позволяет прокомментировать домашнее задание./

VII.Рефлексия. «Я. Мы. Дело. » учащиеся оставляют записи «+» или «-» на заранее заготовленной таблице на доске

Оценка " " / /

Руководитель практики

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10 М.А.Степыкина.


1. Если вы правильно разгадаете хронологический кроссворд (впишите в клетки годы событий), то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете годы начала и окончания важнейшего события французской истории. Запишите это событие

1. Начало кругосветной экспедиции Магеллана. 2. Начало Реформации. 3. Казнь Джордано Бруно. 4. Открытие Нового Света Колумбом. 5. Аугсбургский религиозный мир. 6. Нантский эдикт. 7. Разгром Непобедимой армады

Религиозные войны во Франции

2. В схеме допущены 4 ошибки. Подчеркните элементы схемы, которые содержат ошибки. Запишите правильные ответы. Сформулируйте и напишите название схемы

Гугенотские войны

1) Франция

2) помощь от Англии и князей Германии

3) католики

3. Выполните задание по контурной карте "Реформация в Европе в XVI в." (с.48 рабочей тетради): отметьте территории Франции, где продолжалась борьба между католиками и протестантами

4. Установите соответствие между правителями Франции и основными событиями, относящимися к их правлению, вписав в графы таблицы соответствующие цифры. Будьте внимательны: несколько событий могут относиться к правлению одного правителя. Заполните пропуски в столбце "Правители Франции (1560-1643)". Впишите вместо пропусков во втором столбце годы соответствующих событий

А Б В
2, 5, 7 3, 4, 6 1, 8

5. Представьте, что вы беседуете с французским королем Генрихом IV. Какими, по вашему мнению, могли быть ответы на ваши вопросы? Запишите их

Вопрос: Ваше величество! Как вы оцениваете Нантский эдикт?

Возможный ответ: Нантский эдикт завершил Религиозные войны, также способствовал укреплению абсолютизма

Вопрос: Сир! Какие мероприятия необходимо провести для процветания Франции?

Возможный ответ: Нужно искоренить крестьянские восстания

6. Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете высказывание французского короля Генриха IV. Письменно ответьте на вопрос

1) Эпоха в истории духовного развития европейских народов XIV-XVI вв., связанная с подъемом светских по содержанию искусства, литературы, науки. 2) Последователи одного из направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). 3) Экономическое учение и экономическая политика, в основе которых лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом

Как вы понимаете приведенное высказывание?

Чтобы получить французский престол, Генриху IV пришлось перейти из протестантства в католичество

7. Представьте, что вы являетесь современником кардинала Ришелье. Напишите о нем и его деятельности от имени провинциального интенданта или придворного аристократа заговорщика (по вашему выбору)

Он является главой королевского совета с 1622 года и фактически правителем Франции с 1624 года. Способствует укреплению абсолютизма. Лишил гугенотов политических прав

Материал разработан учителем истории Будинской ООШ Тверской области Антоненковой А.В.

Слайд 2

Сегодня на уроке:

Охарактеризуем особенности религиозной жизни во Франции во второй половине XVI века;

Выясним, как произошло усиление абсолютизма во Франции

Будем учиться работать с историческим источником

Слайд 3

Проверьте себя:

  • В В В В В
  • В Н Н Н Н
  • В В В В В
  • В Н Н Н Н
  • В В В В В
  • Слайд 4

    План:

    1. Один король, но две веры.

    2. Первая кровь.

    3. Путь беды.

    4. « Кровавая свадьба»

    5. « Король, спасший Францию».

    6. « Добрый король»

    7. Кардинал Ришелье.

    Слайд 5

    Раскол Франции

    Гугеноты (Южная Франция Буржуа, крестьяне)

    Католики (короли династии Валуа, Север)

    Франция в XVI веке: Распространение кальвинизма

    Слайд 6

    Запишем определение:

    Гугеноты- протестанты во Франции

    Слайд 7

    1) первоначально собирались тайно на собрания

    2) затем перешли к активной борьбе против папы и епископов.

    3) получали от Кальвина литературу, создавали свои типографии и печатали листовки с изложением Лютера и Кальвина

    Деятельность гугенотов:

    Слайд 8

    Религиозные войны начались во Франции в 1562 году, когда лотарингский герцог Генрих де Гиз, проезжая мимо местечка Васи, напал на отправляющихся религиозную службу гугенотов

    Начало религиозной войны: Герцог Генрих де Гиз

    Слайд 9

    Властная и хитрая интриганка. Управляла страной, так как её сын, Карл IX, был малолетним. Её интриги и хитрость была направлена на укрепление королевской власти и сохранение единства страны.

    Первая кровь. Екатерина Медичи

    Слайд 10

    Первая кровь.

    Годы правления с 1560- 1574 гг. Проблемы, стоявшие перед Францией, его не интересовали.

    Карл IX - король Франции

    Слайд 11

    Путь беды.

    Католики:

    Создавали свои братства устраивали многочисленные процессии убивали гугенотов, не считая это грехом. не щадили ни женщин, ни детей

    Гугеноты:

    Были менее жестоки разоряли католические церкви: крушили статуи святых и иконы

    Не щадили священников и монахов

    Слайд 12

    1572 г. – свадьба Генриха Наваррского и сестры Карла IX Маргариты

    Слайд 13

    Был руководителем гугенотов вместе с королём Генрихом Наваррским. В результате покушения был ранен выстрелом из-за угла, но выжил. Потом был убит, труп проволокли по улицам, а затем повесили.

    « Кровавая свадьба». Адмирал Колиньи

    Слайд 14

    « Король, спасший Францию»

    Генрих Наваррский

    Слайд 15

    «Париж стоит мессы»

    Генрих IV – король Франции