С задачей ликвидации массовой неграмотности неразрывно связано осуществление всеобщего обязательного обучения. Только всеобуч, охвативший всех детей школьного возраста, прочно закрывал источник постоянного пополнения рядов неграмотных.

В 1927 г. в СССР насчитывалось около 108 тыс. начальных школ, в которых обучалось 10 млн. детей (на 30% больше, чем в царской России). Всего по стране начальным обучением было охвачено примерно 70% детей.

Введение обязательного начального обучения приобрело особую важность в связи с развертыванием социалистической реконструкции. XV съезд В КП (б) в директивах по составлению первого пятилетнего плана выдвинул введение всеобуча как важнейшую задачу культурного фронта. Эта задача была конкретизирована в ряде последующих решений партии и правительства.

Исходя из реальных возможностей, которыми располагала страна, V съезд Советов СССР (май 1929 г.) признал безотлагательным повсеместное осуществление начального обучения. Конкретные сроки его введения (для детей от 8 до 15 лет) были установлены в апреле 1930 г. вторым всесоюзным партийным совещанием по народному образованию — с 1930/31 учебного года.

Большое внимание всеобучу уделил XVI съезд Коммунистической партии. В резолюции съезда по отчетному докладу ЦК подчеркивалось, что «проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности должно стать боевой задачей партии в ближайший период» В развитие этого решения ЦК ВКП(б), а также ЦИК и Совнарком СССР в июле — августе 1930 г. приняли важные постановления о всеобщем обязательном начальном обучении. В этих постановлениях вопросы всеобуча были теснейшим образом увязаны с развернувшимся социалистическим строительством, с задачами подготовки массовых кадров и преодоления культурно-технической отсталости рабоче-крестьянских масс.

В соответствии с указанными решениями в СССР с 1930/31 г. повсеместно вводилось обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей, а также подростков, которые не прошли начального обучения. В промышленных же городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках была поставлена задача осуществить всеобуч в объеме школы-семилетки.

Различные районы отличались одип от другого пе только объемом работ по всеобучу, но и сроками перехода к нему.

В тех местах, где имелась достаточно развитая школьная сеть, исполкомы начали вводить всеобщее обязательное четырехлетнее обучение уже с осени 1929 г. (Западная область, ЦЧО, Москва, Ленинград, Рязань, Калуга, Ярославль).

Чтобы повсеместно выполнить программу всеобуча, Советскому государству предстояло решить сложные задачи: надо было изыскать материальные средства, подобрать помещения иод школы и построить новые здания, подготовить дополнительное число преподавателей, выпустить больше учебников, решить множество других практических вопросов. В сельской местности и национальных районах СССР трудности усугублялись общей культурной отсталостью населения, острой нехваткой кадров работников просвещения.

Ассигнования на нужды народного просвещения росли с каждым годом. По темпам роста ассигнований на развитие просвещения СССР к концу 20-х годов шел впереди всех стран, хотя по расходам на душу населения еще отставал от наиболее развитых капиталистических стран. Капитальные затраты на школу в 1929/30 г. более чем в 10 раз превысили ассигнования на эти цели в 1925/26 г.

Большую роль в проведении всеобуча сыграл народный комиссар просвещения РСФСР А. С. Бубнов, который сменил на этом посту А. В. Луначарского в 1929 г. К работе в Наркомпро-се Бубнов — профессиональный революционер — был подготовлен всей своей предшествующей деятельностью. Заведующий отделом агитации и пропаганды ЦК РКП (б), а затем в течение пяти лет начальник политуправления Красной Армии, он обладал широтой партийного кругозора и способностями крупного организатора. Он был талантливым публицистом, автором военно-теоретических сочинений, трудов по истории партии, работ по проблемам народного образования.

Коммунистическая партия подняла миллионные массы на развитие школьного дела. Она привлекла к борьбе за введение всеобуча тысячи работников просвещения, служащих, учахцих-ся, энтузиастов из числа рабочих и трудящихся крестьян. Проведение всеобуча стало поистине всенародным делом.

В июле 1930 г. ЦК ВКП(б) вынес решение о мобилизации на учебу в педагогические вузы 1 тыс. коммунистов и 2 тыс. комсомольцев. Большую помощь в осуществлении всеобуча оказал комсомол. 30 июля 1930 г. бюро ЦК ВЛКСМ приняло специальное постановление о шефстве комсомола над всеобщим обязательным начальным обучением. Комсомол выступил инициатором создания денежных фондов для детей бедноты, проведения в этих целях субботников. В 1930/31 г. молодежные субботники дали школе 10 млн. рублей.

ЦК ВКП(б) в постановлении от 21 февраля 1931 г. «0 ходе всеобщего начального обучения» с удовлетворением отметил, что в начале 1931 г. четырехлетней школой было охвачено уже до 14 млн. учащихся (вместо 11,5 млн. в предыдущем году), что в школы направлено свыше 60 тыс. новых учителей, а в промышленных городах и рабочих поселках осуществлен в основном переход всеобуча на базу семилетки.

Наибольшие успехи в организации всеобуча были достигнуты в Московской, Ленинградской, Центрально-Черноземной и Западной областях, Нижегородском и Северо-Кавказском краях. Серьезные перемены происходили в национальных республиках. В Кабардинской автономной области в первом же году всеобуча начальной школой было охвачено 96,2% детей школьного возраста. Число учащихся в начальных школах Азербайджана возросло в 1930/31 г. по сравнению с дореволюционным временем более чем в 5 раз. К лету 1931 г. обязательное начальное образование было введено во многих крупных городах Украины, Белоруссии, ЗСФСР, Казахстана, Таджикистана и других республик.

Классово враждебные элементы, прежде всего кулачество н реакционное духовенство, развернули злобную агитацию против закона о всеобуче (так же как и против ликбеза), направляя основной удар против учительства (главным образом против его партийно-комсомольского ядра). На 1 января 1930 г. было отмечено 12 случаев убийств и 20 случаев ранений сельских учителей.

Народный комиссариат юстиции РСФСР в директиве всем местным органам суда и прокуратуры указал, что покушение на просвещенцев-общественников — террористический акт. Он

требовал привлечения виновных к суровой ответственности, вплоть до расстрела

Антисоветские выступления врагов не могли остановить развертывания борьбы за введение всеобщего обучения.

В конце 1932 г. проблема введения всеобуча в СССР в основном была решена. К этому времени начальной школой было охвачено 98% всех детей в возрасте от 8 до 11 лет (в 1927/28 г,-51,4%).

Борьба за всеобуч характерна не только огромным увеличением численности учащихся, но и изменением содержания преподавания, поисками наиболее эффективных средств обучения. При этом, правда, допускались и ошибки, которые партия настойчиво помогала преодолевать. Борьбу пришлось вести, в частности, против «левацких» новшеств в педагогике, приводивших к дезорганизации учебно-воспитательного процесса (отрицание ведущей роли педагога в школьном образовании, упразднение твердых программ, урока и т. п.).

В начале 30-х годов назрела необходимость коренным образом изменить содержание работы школы. Эти изменения были определены решениями ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931 г.), «О работе пионерской организации» (21 апреля 1932 г.), «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932 г.).

В школе было установлено строго определенное расписание занятий, вводились правила внутреннего распорядка, регламентировавшие учебную и общественную работу школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Наркомпрос подготовил и издал массовым тиражом стабильные учебники и учебные пособия, в том числе на языках народов СССР. ЦК партии обратил также внимание на необходимость коренной переработки школьных программ, чтобы обеспечить прочное и систематическое усвоение учащимися основ наук, приблизить обучение к производству.

Важный вклад в развитие педагогики в те годы внесли крупнейшие организаторы народного просвещения А. В. Луначарский, А. С. Бубнов, а также талантливые педагоги А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, сочетавшие в себе качества умелых практиков и одаренных теоретиков. Широкой известностью среди работников просвещения пользовались педагогические труды Н. К. Крупской, с первых лет Октября отдававшей все свои силы и разносторонние знания делу строительства новой школы.

90 лет назад, 22 апреля 1918 года Декретом ВЦИК в Советской России был закреплен и организационно оформлен Всевобуч (всеобщее военное обучение граждан). В 1923 году Всевобуч перестал существовать, был возрожден в сентябре 1941 года.

22 апреля 1918 года ВЦИК принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству», в соответствии с которым создавалась система военной подготовки боевых резервов Красной Армии. В первую очередь подготовку должна была пройти молодежь допризывного возраста (15‑17 лет). Так появился Всевобуч ‑ Главное управление всеобщего военного обучения территориальных войск.

Страна была разделена на полковые и батальонные территориальные округа, состоявшие из участков (ротных, взводных и отделенных). В каждом участке выделялись кадровые военные. Они не только занимались военным обучением населения, но и являлись костяком будущих частей, которые могли быть развернуты в случае мобилизации. Руководство территориальными округами осуществляли через отделы всевобуча губернские, уездные и волостные военкоматы.

Сначала во Всевобуч вовлекались в основном рабочие, с весны 1918 года ‑ бедное крестьянство, а с лета ‑ уже и середняки. Обучаемых (в возрасте от 18 до 40 лет) распределяли на группы: проходивших ранее военную службу и не проходивших. Первых частично доучивали, а потом многие из них становились инструкторами. Ротам, как правило, присваивали названия по поселкам, откуда было большинство обучавшихся. Учили сначала одиночек, затем звеньями, отделениями, повзводно, поротно. В конце занятий проводили общее показательное учение. Занятия продолжались шесть или два часа ежедневно ‑ в зависимости от того, были обучаемые оторваны от производства или нет.

Существовало три официальных программы проведения всевобуча ‑ недельная, 7‑недельная и 14‑недельная.

Недельная 42‑часовая программа предусматривала обучение стрелковому делу (устройство винтовки, уход за ней), ведению стрельбы, строевому делу (построения, команды, порядок огневого боя), полевой службе (охранение, разведка), окопному делу (рытье ячеек и окопов, использование гранат). Если появлялась возможность удлинить обучение еще на три дня, 18 часов, обучали еще и наступлению, ночному бою и подрывному делу.

7‑недельная программа при двух часах занятий ежедневно состояла из 26 учебных часов тактики, 35 ‑ стрелкового дела, 8 ‑ окопного дела, 8 ‑ на гранату и пулемет, 8 ‑ на устав, 13 часов ‑ на практическую проверку.

В 1923 году допризывная подготовка была временно прекращена и возродилась в годы Великой Отечественной войны. С 1 октября 1941 года вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Занятия проводились по 110‑часовой программе, позволявшей получить военные знания и овладеть практическими навыками в объёме подготовки одиночного бойца. В системе Всевобуча готовились бойцы‑специалисты: истребители танков, снайперы, автоматчики, пулемётчики и др.

Всевобуч стал одним из мощных источников пополнения войск резервами. Всего за годы войны общее число граждан, охваченных всеобщим военным обучением, составило 9862 тыс. человек. Это почти в полтора раза превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки (по состоянию на начало 1944 г.).

В истории отечественной физической культуры наступил новый период с победой октябрьской революции. Придя к власти, партия большевиков основной целью считала строительство нового социалистического государства. Решая задачи переустройства общества, партия большевиков и советское правительство уделяли большое внимание преобразованию физической культуры. В это время формируется принципиально новый тип физической культуры, отличительным признаком которого стало партийно-государственное руководство ее развитием. Физическая культура была возведена в ранг государственной политики и полностью подчинена задачам социалистического строительства, а физическое воспитание населения признано важным средством коммунистического воспитания, проводимого как государственными, так и общественными организациями. Это на долгие годы определило идейную направленность советской физической культуры, и нашла отражение в формирование её организационных и методических основ.

Одним из первых решений по вопросам физического воспитания было создание в ноябре 1917 года в составе народного комиссариата просвещения школьно-гигиенического отдела с функцией введения в школах обязательного физического воспитания и наблюдения за физическим развитием школьников.

Мирное строительство нового государства было прервано гражданской войной и иностранной военной интервенцией. Созванный в марте 1918 года экстренный съезд РКП (б) в резолюции «О войне и мире» решил, что первейшей и основной задачей партии в этих условиях является принятие самых энергичных, беспощадно решительных мер для всестороннего, систематического, всеобщего обучения взрослого населения военном знаниям.

Выполняя это решение, ВЦИК в апреле 1918 года издал декрет «Об обязательном обучении военному искусству» всех граждан, не эксплуатирующих чужой труд. По этому декрету было образовано Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии - Всевобуч. Составной частью военного обучения была физическая подготовка. При всех военкоматах были созданы пункты Всевобуча, на которых была организована работа по военно-физической подготовке для допризывной молодежи в возрасте 16-18 лет и призывников 18-40 лет. Для призывников была разработана программа на 96 часов, включавшая занятия по военно-полевой гимнастики, рукопашному бою и стрельбе. Для допризывников программа была рассчитана на два года регулярных занятий 480 часов (на селе 340 часов). В содержание программы входили гимнастика, фехтование, легкоатлетические упражнения, плавание, где позволяли условия, занятия гребным и парусным делом, в зимнее время - лыжная подготовка.

Деятельность Всевобуча не ограничивалась обязательной военно-физической подготовкой. Органы Всевобуча практически руководили всей физкультурной работой страны. Они организовали военно-спортивные клубы, где рабочая молодежь уже на добровольных началах, по своему выбору занималась различными, в основном прикладными видами спорта и участвовали в спортивных соревнованиях.

Осенью 1920 г. при Главном управлении Всевобуча был образован Высший совет физической культуры - совещательный орган. На совет возлагалась разработка программ, уставов и других документов, регулирующих организацию физического воспитания и спортивных мероприятий. Всевобуч организовал в Петрограде, Москве и ряде других городов сеть курсов и школ по подготовке инструкторов для работы в учебных пунктах и военно-спортивных клубах. В октябре 1918 г. в Москве на базе инструкторских курсов был образован одногодичный институт физической культуры, преобразованный в 1920 г. в высшее учебное заведение. В октябре 1919 года на базе Высших курсов П.Ф.Лесгафта был учрежден Государственный институт физического образования (ГИФО). Таким образом, еще в начале 20 -х годов было положено систематической подготовке специалистов по физической культуре.

Активно включился в организацию физкультурно-спортивной работы созданный в октябре 1918 г. Коммунистический союз молодежи. На 2-ом съезде в 1919 г. РКСМ принял постановление «О физическом воспитании и скаутизме», где оценил сущность скаутской системе воспитания молодежи как буржуазную. Съезд призвал бороться против скаутских организаций и выделить политруков на пункты допризывной подготовки и военно-спортивные клубы для проведения политико-воспитательной работы. Активную роль в развитии физической культуры в эти годы стали играть профессиональные союзы. Они создавали физкультурные кружки на фабриках и заводах, в рабочих клубах и обеспечивали их необходимыми материальными средствами.

Общими усилиями Всевобуча, комсомола, профсоюзов в стране, не смотря на трудности, связанные с гражданской войной, оживилась физкультурно - спортивная работа, стали проводиться спортивные праздники и соревнования. Получили развитие гимнастика, легкая и тяжелая атлетика, лыжный, конькобежный спорт, футбол.

Самыми первыми республиканскими соревнованиями стал чемпионат по конькобежному спорту, проведенный 20-21 января 1918 г. в Москве. Победил на всех дистанциях Я.Мельников. 17-18 марта 1918 г. состоялся розыгрыш первенства республики по тяжелой атлетики. В мае 1919 г. в Москве на Красной площади состоялся парад, посвященный годовщине Всевобуча. Это был первый физкультурный парад в стране. Зимой 1920 г. в Москве было проведено первое первенстве республики по лыжному спорту. Участвовали команды Москвы, Владимира, Калуги, Костромы, Нижнего Новгорода, Подольска, Ржева.

К концу гражданской войны по данным Всевобуча количество занимающихся физической культурой насчитывало 143 тыс. человек. После окончания гражданской войны страна приступила к мирному строительству и задачи военно-физической подготовки отодвинулись. Главной задачей физической культуры стала забота о восстановлении здоровья населения, подорванного голодом, болезнями военных лет и подготовке ее к активной трудовой деятельности. Для этого, прежде всего надо было решить вопрос о новых формах организации физкультурного движения. Органы Всевобуча были расформированы и вопросы организованного строительства стали первостепенными, так как от них в большой мере зависела успешность решения задач, возложенных на физическую культуру. В эти годы в связи с проведением новой экономической политикой (НЭП), активизировалась деятельность старых буржуазных спортивных организаций. В противовес им комсомол стал создавать свои физкультурные общества - «Муравей» в Москве и Московской губернии, «Спартак» в Петрограде и Новгороде, на Украине и в Закавказье, «Красный молодняк» в Белоруссии и др. Конец этим исканиям новых организационных форм был положен в 1923г. Советское правительство вынесло решение о создании Высшего Совета физической культуры при Всероссийском ЦИК. Совет был создан на правах постоянной комиссии для согласования и объединения научной, учебной и организационной деятельности по физическому воспитанию различных ведомств и организаций. В состав ВСФК вошли представители ряда наркоматов. Председателем был назначен нарком здравоохранения Н.А.Семашко. Позднее такие советы были созданы и в других союзных республик СССР.

Одновременно в 1923 г. был разрешен вопрос и об организационных формах самодеятельного физкультурного движения. Наиболее рациональной и соответствующей данному периоду был признан кружок физической культуры при профсоюзном клубе . Старые буржуазные спортивные общества и клубы были ликвидированы, а комсомольские физкультурные организации переданы профсоюзам. Центром всей культурно воспитательной работы среди трудящихся в те годы были профсоюзные клубы. Поэтому и работа по физической культуре была включена в общий план их деятельности. С созданием клубных кружков физической культуры, было, положено начало клубно-территориальному принципу организации самостоятельного физкультурного движения, просуществовавшего в стране до 1930 года. Возглавлял работу кружка инструктор, назначаемый правлением клуба, то есть кружок не обладал организационно-правовой самостоятельностью. Несмотря на это, создание кружков способствовало вовлечению рабочей молодежи в физкультурное движение и оживило спортивную работу в стране. Таким образом, организационная структура физкультурного движения была определена. Но оставались нерешенными вопросы содержания и методов физкультурной и спортивной работы. Их поиск тоже проходил трудно, в острых дискуссиях и борьбе мнений.

Считалось, что советская физическая культура должна в корне отличаться от буржуазной, в ней должна отражаться ее пролетарская сущность. Но как и в чем? По этим вопросам были самые разные точки зрения. Многие искали различия между буржуазной и советской системами физического воспитания в самих физических упражнениях. В результате отдельные виды спорта объявлялись буржуазными, а советские физические упражнения искусственно придумывались.

Так группа физкультурных работников, сторонников «пролеткульта» считала главной задачей создание особой «пролетарской» физической культуры, все прошлые достижения физической культуры и спорта предлагалось выбросить “на свалку истории». Они отрицали спорт и спортивные соревнования как рожденные буржуазным строем, считали, что заниматься спортивной гимнастикой, тяжелой атлетикой, боксом, теннисом, футболом и другими видами спорта трудящиеся не должны, так как они классово чужды духу пролетариата. Взамен рекомендовались физические упражнения, имитирующие трудовые движения вроде строгания, пиления, ударов молотом по наковальне, движений косаря и им подобные. Вместо гимнастических снарядов предлагались различные приборы и станки, чтобы молодежь могла на них упражнять трудовые движения и так физически готовить себя к труду.

Другой позиции придерживались представители гигиенического направления, которое преобладало среди школьных учителей и врачей. Они упрощенно понимали оздоровительную направленность советской системы воспитания и рекомендовали заниматься только легкими упражнениями типа зарядки, прогулки и простыми подвижными играми. Объясняли они свою позицию тем, что здоровье рабочих и их детей обременено тяжелой наследственностью из-за длительной эксплуатации прошлых поколений. Они считали недопустимыми спортивные тренировки и соревнование с высокими физическими нагрузками. В школах они внедряли так называемые «нормальные» уроки, которые из-за низких физических нагрузок исключали физическое развитие школьников, снижали их интерес к занятиям.

Специфически понимали значение физической культуры и некоторые клубные работники. Они стремились превратить занятия в кружках физической культуры в голую театрализацию , в подготовку к выступлениям на клубной сцене. Физические упражнения выполнялись в виде построения пирамид, акробатических и танцевальных движений, «живой газеты», должны были напоминать движения машин, молотобойцев, жнецов, пахарей и т. п. Занимающимся фактически навязывались надуманные формы физического воспитания без учета их интересов. Значение физических упражнений как средство физического развития сводилось к минимуму.

Такое узкое понимание средств и методов физического воспитания, критическое отношение к спорту негативно сказывались на практике физического движения. Из программы первого праздника физической культуры 1925 г., проходившего в Москве, были исключены соревнования по спортивной гимнастике, боксу и футболу, а достаточно низкие нормативы в беге на 100 м - 14 сек и прыжках в высоту - 125 см у мужчин, не смогли выполнить треть участников соревнований. Необходимо было устранить разнобой в толковании цели и содержания советской системы физического воспитания и определить пути ее развития. На решение этих задач было направлено постановление Оргбюро ЦК РКП (б) от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры».

В постановлении были изложены идейно-теоретические, организационные и методические основы советского физкультурного движения.

Определяя идейную направленность физической культуры, партия указала, что физическая культура должна быть средством сплочения широких народных масс вокруг партийных, профсоюзных и советских организаций, через которые они вовлекались в общественно-политическую жизнь.

Исходя из этого, физическая культура не должна обособляться в какие-то независимые организации, а должна быть включена в общий план деятельности государственных и общественных организаций (органы народного просвещения, здравоохранения, армия, профсоюзы, комсомол и др.), которые обязаны активно участвовать в ее развитии.

В качестве средств физического воспитания предлагалось использовать и гимнастику, и спорт, и игры, и естественные факторы природы, так же физическая культура должна включать в себя общественную и личную гигиену, правильный режим труда и отдыха. В постановлении указывалось на важность спортивных соревнований. Подчеркивалась роль спорта в интернациональном воспитании трудящихся и в формировании международных отношений. Постановление стало программой деятельности физкультурных организаций на долгие годы.

В октябре - ноябре 1926 г. XV партийная конференция подвергла критике работу профсоюзных кружков физической культуры и предложила перейти на секционную форму проведения занятий. Создание секций способствовало оживлению спортивно-массовой работы.

Летом 1927 г. в Москве состоялся Всероссийский летний спортивный праздник. С 1928 г. стали проводиться комплексные соревнования, получившие название спартакиад. В начале 1928 г. состоялась Зимняя Спартакиада, включавшая лыжные гонки, горное двоеборье, соревнования лыжников-стрелков и др. Самым крупным событием тех лет стала Всесоюзная Спартакиада, прошедшая в Москве в августе 1928 г. В ней приняло участие свыше 7 тысяч спортсменов из союзных республик, краев и областей. Свыше 600 участников составили гости - рабочие спортсмены, прибывшие из 14-ти зарубежных стран. Программа соревнований включала более 20 видов спорта, соревнования проходили на вновь построенном стадионе “Динамо”. На ней было установлено много всесоюзных рекордов. Первое место заняла команда РСФСР, второе - Украина, третье - Белоруссия.

      Физическая культура в 30 -е годы .

В 30-е годы произошла организационная и методическая перестройка физкультурного движения. Она была связана с социалистическим переустройством общества. Задачи коренного переустройства экономической и культурной жизни потребовали повышения роли физкультурных организаций, их активного участия в практике социалистического строительства. На этом этапе в стране отсутствовал всесоюзный орган руководства физической культурой. Высшие советы физической культуры, созданные 1923-1924 гг., существовали на правах согласительных комиссий и не имели полномочий руководства и контроля за всей физкультурной работой в стране. Это вызвало разнобой и параллелизм в работе отдельных ведомств и общественных организаций. Некоторые ведомства недооценивали эту работу. Например, Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения) до 1927 г. не разработал программ по физическому воспитанию школьников, во многих школах уроки физической культуры вообще не проводились. Наметилось увеличение рекордами в ущерб массовости физкультурного движения. В этих условиях дальнейшее сохранение старых форм руководства становилось нецелесообразным. 23 сентября 1929 ЦК ВКП (б) принял постановление «О физкультурном движении», в котором предложил усилить и централизовать государственное руководство физической культурой в стране и обеспечить участие в физкультурном движении широкой рабочей общественности.

В апреле 1930 Президиум ЦИК СССР внес постановление об учреждении Всесоюзного совета физической культуры с правами государственного руководства и контроля за работой по физической культурой с правами государственного руководства и контроля за работой по физической культуре, проводимой всеми организациями страны. В это же время решался вопрос об организационной перестройке самостоятельного физкультурного движения. Поэтому с 1930 г. начался переход от клубно-территориального принципа построения физкультурных организаций к производственному, который мог обеспечить лучшие условия роста массовости и более тесную связь физкультурной работы с задачами социалистического производства. Вместо клубных кружков на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях стали создаваться коллективы физической культуры, которые действовали под руководством местных профсоюзов. Коллективы физической культуры, в отличие от кружков, были наделены большей организационной самостоятельностью, обладали широкими возможностями для использования физической культуры в целях организации труда и отдыха работающих, формирования социалистического отношения к физической культуре.

Началась работа по внедрению физкультурных мероприятий в производственный процесс - производственная гимнастика. Эти мероприятия рассматривались как фактор научной организации труда, предупреждающий утомление в процессе рабочей смены, повышающий производительность труда. Было организовано научное изучение применения производственной гимнастики. К работе были привлечены лучшие научные силы - А.Н Крестовников, С.П. Летунов, А.Ц.Пуни, И.М Коряковский, С.Л.Фейгин, С.В.Янанис и др. К середине 30-х годов производственная гимнастика проводилась свыше чем на 1000 промышленных предприятий.

Важное значение для становления методических основ советской системы физического воспитания имело введение физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В мае 1930 года в газете «Комсомольская правда» была высказана мысль о необходимости разработки единого критерия для оценки всесторонней физической подготовленности молодежи, предлагалось установить специальные нормы и требования, а тех, кто их выполнит - награждать значком. В марте 1931 года Всесоюзный совет физической культуры утвердил положение о физкультурном комплексе ГТО. Сначала комплекс состоял из одной ступени и включал 15 нормативов по различным физическим упражнениям и 3 теоретических требования - знакомство с основами советского физкультурного движения, военного дела и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями. В 1932 годы была введена вторая ступень комплекса, включавшая 22 более сложных практических норматива и 3 теоретических требования. В 1934 году для школьников была введена ступень «Будь готов к труду и обороне (БГТО), содержащая 13 норм и 5 требований. Комплекс ГТО был признан программно- нормативной основой советской системы физического воспитания, стал ядром программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и учебно-тренировочной работы в спортивных секциях.

Введение комплекса ГТО создало предпосылки для основанной на всесторонней физической подготовке спортивной специализации. В 1934 году правительство приняло решение об установлении первого спортивного звания - заслуженного мастера спорта СССР. В 1937 г. была разработана и утверждена Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК) , которая устанавливала разрядные нории и требования по видам спорта.

Внедрение в практику работы комплекса ГТО И ЕВСК содействовало упорядочению всей учебно-спортивной работы, системы спортивных соревнований, способствовало развитию массовости физкультурного движения и рост мастерства спортсменов. В 30-е годы улучшилась работа по физическому воспитанию и спорту среди учащейся молодежи. На основе комплекса ГТО были пересмотрены государственные программы по физическому воспитанию в школах и других учебных заведениях. С 1930 года физическое воспитание как обязательный предмет было введено во всех средних специальных и высших учебных заведениях. В вузах создавались кафедры физического воспитания.

В 1934 году появились первые детские спортивные школы (ДСШ), на базе которых строилась внешкольная физкультурно-спортивная работа. К 1937 году в году в стране действовало более 200 ДСШ. Стали регулярно проводиться спортивные соревнования и спартакиады школьников. В 1934 году впервые была проведена Всесоюзная студенческая спартакиада.

В этот период развернулась научно-исследовательская и методическая работа в области физического воспитания и спорта. В Москве, Ленинграде, Харькове, и Тифлисе были открыты научно-исследовательские институты физической культуры. Началась подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру. Все это способствовало внедрению достижений научной мысли в практику физического воспитания и спорта. За вклад в развитие физиче­ской культуры московский (1934г.) и ленинградский (1935г.) институ­ты физической культуры были удостоены высших правительственных наград.

В середине 30-х годов произошла организационная перестройка, изменившая государственные и самодеятельные формы управления физкультурным движением.

В мае 1936 года ВЦСПС принял решение о создании при Центральных Комитетах профсоюзов Всесоюзных отраслевых добровольных спортивных обществ (ДСО), которые объединяли коллективы физической культуры, входящие в их отрасли. По примеру «Динамо» (1923 г.), «Спартак» (1935 г.) были образованы ДСО «Водник», «Локомотив», «Буревестник», «Медик», «Нефтяник», «Пищевик», «Шахтер», «Энергия», и др. Образование ДСО способствовало организованному укреплению самостоятельного физкультурного движения, были разработаны уставы ДСО, которые определяли цели, задачи, принципы построения и структуру, права и обязанности членов ДСО. Создание ДСО позволило объединить квалифицированные тренерские и инструкторские кадры, финансовые средства и материальную базу, необходимые для развития массовой физкультурно- спортивной работы и повышения спортивного мастерства. Началось строительство стадионов, гимнастических залов, лыжных баз и т. п.

Вскоре после создания ДСО в июне 1936 года решением правительства Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР был преобразован во Всесоюзный Комитет по делам физической культуры и спорта при Совете народных Комисаров СССР. Создание нового государственного органа было продиктовано необходимостью упорядочить повседневное руководство деятельностью всех организаций, занятых в сфере физической культуры. На Комитет возлагалась функция государственного руководства и контроля за деятельности всех органов, осуществляющих работу по физической культуре. В его обязанности входило руководство подготовкой кадров и организацией научных исследований, строительством спортивных сооружений, производством спортивного инвентаря, разработка основных нормативных документов и др. Серьезное внимание было обращено на руководство спортом. В аппарате комитетов появился учебно-спортивный отдел. Богаче стал всесоюзный календарь спортивных соревнований. В нем были представлены соревнования по 34 видам спорта. Первенства страны проводились поочередно по территориальному и ведомственному признаку. Спорт стал успешно развиваться в национальных республиках, на селе, в армии, среди учащейся молодежи и взрослого населения.

С 1939 года стал праздноваться Всесоюзный день физкультурника. Все эти изменения способствовали росту массовости – к 1940 году физкультурное движение объединяло более 5 млн.человек, и повышению мастерства спортсменов – за 1937 год было установлено 112 всесоюзных рекордов, 44 достижения советских спортсменов превысили официальные мировые рекорды, но они не были зарегистрированы, т.к. советские спортсмены не являлись членами международных спортивных федераций. Возросшее спортивное мастерство советские спортсмены демонстрировали и в международных встречах, которые в основном проходили в рамках рабочего спорта. Только в 1938 -1944 гг. в СССР побывало 250 иностранных спортсменов. Успешно выступили советские спортсмены на Артверпенской рабочей Олимпиаде 1937 году.

4.3. Физическая культура накануне и в годы Великой Отечественной Войны .

В конце 30-х годов международная обстановка существенно усложнилась. В связи с реальной угрозой войны на первый план встала задача повышения обороноспособности страны. Важную роль в решении этой задачи отводилась и физкультурным организациям. Все это требовало пересмотра форм и методов физкультурной работы, усиления ее военной направленности. В армии было введено новое «Наставление по физической подготовке», в соответствии с которым физическая подготовка стала обязательной частью строевой и тактической подготовки всех родов войск.

Основу всей физкультурно-массовой работы по-прежнему составлял комплекс ГТО, но в сложившихся условиях появилась необходимость пересмотра его нормативов. В ноябре 1939 года СНК СССР принял постановление о введении с 1 января 1940 года нового комплекса ГТО. Он существенно отличался от прежнего. В новом комплексе общее количество норм было сокращено, в каждой ступени вводилась два раздела – обязательные нормы и нормы по выбору. Обязательные нормы для каждого сдающего включали: гимнастику, бег, плавание, преодоление полосы препятствия, стрельбу, ходьбу на лыжах (или пеший поход), а также теоретические сведения об основах советского физкультурного движения и гигиене. Нормы по выбору состояли из групп упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств - силы, ловкости, быстроты и выносливости. Они включали упражнения по различным видам спорта, в том числе и прикладных. На основе нового комплекса ГТО были пересмотрены программы по физическому воспитанию в учебных заведениях. В спортивно – массовой работе больше внимания стало уделяться занятиям военно-прикладным видам спорта. Широкое распространение получил стрелковый спорт, стали создаваться клубы автомотоспорта, водномоторные, парашютные, планерные, стал развиваться альпинизм.

В феврале 1939 году состоялся Всесоюзный праздник по оборонным видам спорта – были проведены военизированные игры на местности, состязания конников, мотоциклистов, стрелков, лыжников, гранатометчиков, мастеров рукопашного боя. В спортивной работе стали популярны дальние пробеги, проплывы, походы, массовые легкоатлетические и лыжные кроссы.

С началом Великой Отечественной войны вся деятельность физкультурных организаций была подчинена нуждам военного времени - «все для фронта, все для победы».

Главной задачей стала массовая военно-физическая подготовка населения. С сентября 1941 года в стране было введено всеобщее военное обучение. Все физкультурные организации были привлечены к этой работе. Они предоставляли кадры специалистов, спортивные базы, инвентарь и оборудование. Будущих воинов обучали штыковому бою, метанию гранаты, преодолению полосы препятствия, переправе вплавь и спасению утопающих. В зимнее время добавлялась военно-лыжная подготовка. В контакте с оборонительными организациями готовились стрелки-снайперы, разведчики, парашютисты, мотоциклисты, альпинисты, гранатометчики, истребители танков. Соответственно условиям военного времени пересматривались программы по физическому воспитанию во всех учебных заведениях. В комплексе ГТО некоторые нормативы были заменены военно- прикладными упражнениями, появились требования по знанию материальной части винтовки, знанию основ топографии и санитарного дела.

Физкультурные организации активно участвовали в работе по вос­становлению здоровья и возвращению в строй раненых солдат и офицеров средствами лечебной физической культуры (ЛФК). В госпиталях, батальо­нах выздоравливающих и других лечебных учреждениях работали более 2000 методистов ЛФК. Разработкой методов ее применения занимались видные специалисты - профессора В.К.Добровольский, И.М.Саркизов-Серазини и др. Если в 1942г. лечебной физической культурой было охва­чено около 60% от общего числа раненых и больных, то к концу 1944г. этот показатель увеличился до 87%.

С первых дней войны многие спортсмены – воспитанники спортивных обществ, преподаватели и студенты физкультурных учебных заведений были мобилизованы в армию или ушли добровольцами на фронт. Они направлялись в тыл врага, сражались в специальных подразделениях, партизанских отрядах. В рядах защитников Родины было много известных спортсменов - боксеры Н.Королев, Н Князев, В Галушкин, борцы – Г.Пыльнов, А Кантулин, конькобежцы – А. Канчинский, К. Кудрявцев, гребцы- А.Долгушин, А.Смирнов, штангисты- В.Крылов, Н.Шатов и многие другие. В самом начале войны из числа студентов и преподавателей института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта было сформировано 13 особых партизанских отрядов. Они действовали в исключительно сложных условиях в тылу врага, нанося ему ощутимые удары. Только за первый год войны партизаны-лесгафтовцы уничтожили около 3000 вражеских солдат и офицеров, взорвали 87 железнодорожных мостов, пустили под откос более 1000 вагонов с войсками и военными грузами, совершили 24 нападения на вражеские аэродромы. Особенно прославился своими боевыми действиями отряд, возглавляемый Д.Ф.Косицинным. Званиями Героя Советского Союза посмертно были удостоены Д.А.Балаханов, В.А.Мягков, Клава Назарова. За боевые подвиги в 1942 году институт имени П.Ф.Лесгафта был награжден орденом Красного Знамени.

Из преподавателей и студентов московского института физической культуры была сформирована отдельная мотострелковая бригада особого назначения, совершавшая дерзкие диверсии против врага. За проявленное мужество и умелые действия 150 бойцов этой бригады были удостоены правительственных наград, а погибших в одном из боев Г.Галушкин - посмертно – звание Героя Советского Союза. В память о погибших спортсменах проводиться и в наше время спортивные мемориалы.

В трудные годы войны не прекращалась и спортивная работа, она в основном переместилась в тыловые регионы – Закавказье, Среднюю Азию, Урал, Сибирь. Там продолжали проводиться кроссы, пробеги, и другие массовые соревнования. В напряженные дни боев под Москвой в декабре 1941 года были проведены соревнования на Кубок Москвы по русскому хоккею, конькобежные соревнования. В осажденном Ленинграде в 1942 году состоялся матч по футболу, показавший, что город жив и борется с врагом.

С 1943 года, когда в ходе войны произошел коренной перелом, возобновились соревнования на первенство страны по 8 видам спорта. Когда же территория СССР была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков, масштабы спортивной работы расширились. В 1944 г. первенство СССР было проведено по 14 видам спорта, возобновился розыгрыш Кубка СССР по футболу, победителем стал ленинградский «Зенит». В 1945 г. первенство СССР было проведено по 22 видам спорта, проводились матчевые встречи и соревнования между спортивными обществами. В 1945 г. все спортивные мероприятия проходили под знаком победоносного завершения Великой Отечественной войны, испытания в которой с честью выдержали вместе со всем народом и спортсмены нашей страны.

Вопросы для самопроверки

    Какие изменения в развитии физической культуры произошли после октября 1917 года?

    Как развивалось физкультурное движение в годы гражданской войны?

    Как развивалось физкультурное движение в 20-е годы? Значение постановления ЦК РКП(б) от 13 июня 1925 года и ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 года?

    Как формировались организационные основы советского физкультурного движения?

    Какое значение для совершенствования советской системы физического воспитания имело введение комплекса ГТО и «Единой всесоюзной спортивной классификации»?

    Как развивалась физическая культура в 30-е годы? Каковы были достижения советских спортсменов?

    Основные направления деятельности физкультурных организаций в годы Великой Отечественной войны?

С начала 1990-х годов в республиках бывшего Союза с переменным успехом лоббируется тема разрешения владения оружием. Где-то успели разрешить неавтоматическое нарезное, где-то пока доступно только травматическое. Люди тратят немалые деньги, время и нервы, чтобы добиться заветной бумажки, дающей право держать в сейфе оружие. И как-то даже сложно представить, что несколько десятков лет назад родная страна сама щедрой рукой давала винтовку, отсыпала патроны и даже предоставляла грамотного дядю-инструктора. Правда только в особые времена.

Сегодня, когда мы справляем 75-ю годовщину начала второго массового обучения граждан военному делу, стоит поговорить о том, что защищает (себя или суверенитет) совсем не оружие. Оно лишь помогает.

***

Буквально на днях мы снова вспоминали года и то, почему она называется Отечественной: потому что отражением агрессии занималась не только армия, но и иррегулярные формирования, в составе которых действовали не состоящие или никогда не состоявшие на военной службе лица. Было их не слишком много, однако для тех лет случай уже примечателен настолько, что нашёл отражение в историографии. Почему же?

Ещё со времён рабовладения право иметь и носить личное оружие было признаком личной свободы, прослойка «оруженосцев» обычно была привилегированным служилым сословием, из которого комплектовалась армия, да и вертикаль власти в целом. Затем, когда армии стали больше, вооружение «подлых сословий» допускалось, однако только на время битвы, осады. И уж тем более никто не брался их для этого специально обучать, по крайней мере системно.

Всевобуч в Гражданскую

Всё круто изменилось в апреле 1918 года, после выхода декрета ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству». Именно с тех пор в русском языке поселилась аббревиатура «всевобуч» (всеобщее военное обучение). ВЦИК постановил, что все рабочие в возрасте 18-40 лет должны были в обязательном порядке пройти курс обучения военному делу без отрыва от производства. Служившие в армии до этого проходили переподготовку либо же учили тех самых рабочих.

Сколько учили? Программа курса укладывалась в 96 часов, занимались два часа после смены.

Кто учил? Офицеры и унтер-офицеры царской армии, больше некому было. Именно их усилиями готовился резерв для будущей Красной армии.

Чему учили? Кроме стрельбы из винтовки образца 1891 года и ухода за ней проходили строевую подготовку, окопное дело, основам разведки и охранения, первой медицинской помощи.

Сколько успели подготовить? Это, пожалуй, самое интересное. Около 5 млн за 1918-1922 годы, по миллиону в год, если в среднем считать. Всевобуч поставлял для РККА примерно половину кадров. Взводный Алексей Трофимов из (которому комсомол приказал жениться и родину защищать) - тоже наверняка прошёл через курсы Всевобуча.

Помимо своей прямой задачи - подготовки солдат, Всевобуч выполнял ещё две менее заметные функции:

1. Обеспечил преемственность между двумя Россиями. Советская власть поначалу прежнюю Россию не больно-то не признавала, но это не означает, что преемственности не было вовсе, так не бывает. И преемственность эта в том, что армию новой России готовили офицеры России прежней.

2. Всевобуч не просто готовил бойцов, он помог подготовить армию. А армия - основа суверенитета. Иными словами, эти с виду нелепые 96-часовые курсы, на которых из работяг готовили ещё нескладных солдат, были элементом государственного строительства. Учёные и бородатые Филипп Филиппычи, полагавшие прямым делом пролетариата только чистку сараев и трамвайных путей, наверняка посмеивались над курсистами. И были посрамлены.

После Гражданской войны обязательную подготовку упразднили, заменив добровольной (Осоавиахим, предшественник ДОСААФ). Однако случилось так, что инструмент пригодился во второй раз.

Всевобуч в Великую Отечественную

По сути, после начала Великой Отечественной, Всевобуч нужно было только достать с полки и подогнать под условия, изменившиеся за 20 с лишним лет. Возрастную вилку расширили до 16-50 лет, программу обучения увеличили до 110 часов, включив в неё ознакомление с пулемётом, миномётом, противогазом.

В этот раз за четыре неполных года через обязательную военную подготовку прошли 9,8 млн человек. Военкоматы, которые затем призывали их в действующую армию, получали людей, знавших основы военного дела. В ситуации, когда нормы подготовки постоянно сокращались, это трудно переоценить. Но главное даже не в этом.

По-настоящему солдатами курсанты Всевобуча становились, конечно же, потом, после призыва. Тогда их действительно учили метко стрелять, а если среди инструкторов попадался фронтовик, то и другим премудростям современной войны. Главное и важное, что давал Всевобуч - учил сегодняшних штатских думать как солдаты и действовать как солдаты. Тому, что в постановлении ГКО «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» названо «тактическая подготовка одиночного бойца и отделения».

Потенциально мобилизационный резерв III рейха (с союзниками и покорёнными народами) мало уступал таковому в СССР. И одним из объяснений того, что в 1944 году фронт у немцев начал сыпаться, является то, что 1) к тотальной мобилизации Германия перешла только в 1943 году; 2) мобилизовали и отправляли на подготовку в лучшем случае после отдалённо похожих курсов гитлерюгенда. У нас же эти курсы уже прошли обкатку одной войной, а выпускники их были наполовину готовыми бойцами.

***

Век массовых армий уже миновал, а потому третья волна Всевобуча сейчас вряд ли актуальна для обороноспособности. Однако это совсем не означает, что полезный урок из опыта наших предков нельзя извлечь. Как уже было сказано, давая гражданам в руки оружие, государство сначала учило их не стрельбе, а дисциплине и взаимовыручке. Потому что воюет не человек, воюет армия.

Точно так же защищает человека не воронёный ствол в заветной кобуре, а голова на плечах. Оружие рождает опасную иллюзию власти, однако даже волк - животное социальное, одиночки не выживают. Никакое оружие не может отменить необходимость сохранять и поддерживать ценности, опора на которые дважды сохранила нам государство.