1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

    Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.

    Ы́йя, Ы́ныкган.

    после [ж], [ш], [ц] ;

    Жест [жэ́ст], шесть [шэ́с’т’], цены [цэ́ны].

    в некоторых иноязычных словах;

    Тест [тэ́ст], темп [тэ́мп].

    в некоторых сложносокращённых словах.

    ГЭС, ВТЭК.

2. Характерная особенность русского произношения - разное звучание гласных под ударением и без ударения.

    Гласный в ударном положении находится в сильной позиции , то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции , то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие - нет:

    не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю );

    Мил [м’и́л] - мила [м’ила́], жил [жы́л] - жила [жыла́], шут [шу́т] - (нет) шута [шута́].

    Исключение составляет звук [и] : в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы] ;

    В и згнании [в ы згна́н’ии].

    изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э ).

4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

    В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [а] , хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ] .

    Мо й [мо́j] - мо я [мΛjа́] или [маjа́], да л [да́л] - да ла [дΛла́] или [дала́].

    В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и] , хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] - [и э ] .

    Ср.: взя л [вз’а́л] - взя ла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], нё с [н’о́с] - не сла [н’и э сла́] или [н’исла́], бе л [б’е́л] - бе ла [б’и э ла́] или [б’ила́].

    Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.

    Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией : сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.

5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц] :

    после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ы э ] );

    Жа леть [жы э л’э́т’], лоша дей [лъшы э д’э́j], двадца ти [двъцы э т’и́].

    на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э] , - [ы э ] ;

    Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].

    после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] - [Λ] , как и после других твёрдых согласных звуков.

    Ша р [ша́р] - ша ры [шΛры́].

6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.

    Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией : сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.

    В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.

    В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] - после твёрдых согласных, «ерь» [ь] - после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)

    Например:

    после твёрдых согласных: до мовой [дъ маво́j], рыба [ры́бъ ], крыша [кры́шъ ], це ликом [цъ л’ико́м];

    после мягких согласных: ря довой [р’ь даво́j], поле [по́л’ь ], ча совщик [ч’ь сΛфщ’и́к].

7. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о] . На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ] , а звук, близкий к [а] - [Λ] , как в I слабой позиции после твёрдых согласных.

О гурец [Λгур’э́ц]; о безьяна [Λб’иэз’jа́нъ].

Алгоритм анализа при транскрибировании слова

1. Разбейте слово на слоги и поставьте ударение.

Сожаление - со-жа-ле́-ни-е.

2. Подчеркните двумя чертами ударный гласный.

Со-жа-ле́ -ни-е.

Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать:

  • либо один звук [э], [о], [а], [у] - после мягких согласных (как в слове со-жа-ле́-ни-е );
  • либо два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [о], [а], [у] - в начале слова, после гласного и после разделительных ъ и ь .

    Явный - я́ -вный, проявка - про-я́ -вка, съёмка - съё м-ка.
3. Над безударными гласными поставьте номер слабой позиции:

первый предударный слог - I слабая позиция; остальные безударные слоги - II слабая позиция.

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II .

Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю ), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении.

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - в заударном слоге ни звучит гласный [и].
4. Установите, какие гласные звуки звучат в I слабой позиции (первый предударный слог) на месте букв е, э, о, а :
  • после твёрдых согласных - [Λ] ;

    после мягких согласных - [и э ] ;

    после ж, ш, ц может звучать [ы э ] .

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - в слоге жа звучит гласный [ы э ].

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j - мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [и э ] .

Объявился - о II -бъя I -ви́л-ся II - первый предударный слог бъя I будет звучать как [б’jи э ].

5. Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а :

    после твёрдых согласных - [ъ] ;

    после мягких согласных - [ъ] ;

    в абсолютном начале слова на месте букв о и а - [Λ] .

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j - мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [ь] .

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - слог со с твёрдым согласным звучит как [съ]; слог е ([j] + гласный) звучит как [ь]; о II -бъя I -ви́л-ся II - о в абсолютном начале слова будет звучать как [Λ], слог ся с мягким согласным будет звучать как [с’ь].

В данной главе:

§1. Звук

Звук - минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков. Звучание соотносится со значением слова. У разных слов и форм слова звуковое оформление разное. Сами звуки не имеют значения, но они выполняют важную роль: они помогают нам различать:

  • слова: [дом] - [том], [том] - [там], [м’эл] - [м’эл’]
  • формы слова: [дом] - [дама´ ] - [до´ ма].

Обратите внимание:

слова, записанные в квадратных скобках, даны в транскрипции.

§2. Транскрипция

Транскрипция - это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:

Квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

[ ´ ] - ударение. Ударение ставится, если слово состоит больше чем из одного слога.

[б’] - значок рядом с согласным обозначает его мягкость.

[j] и [й] - разные обозначения одного и того же звука. Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: , [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят. Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.

Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.

§3. Гласные и согласные звуки

Звуки делятся на гласные и согласные.
У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Гласные - это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные - основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он - 1 слог, о-на - 2 слога, ре-бя-та - 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах .
Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.

Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Запомни:

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы.
В русском языке согласных намного больше, чем гласных.

§4. Способ образования согласных

Согласные - это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка - это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.

Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш]. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] - свистящий, а при произнесении [ш] - шипящий.

Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.

Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума - отличительный признак согласных.

§5. Звонкие и глухие согласные

По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие .
При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих - только шум.
Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.

Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] - звонкие, а [к] и [т] - глухие. Звонкость-глухость - это важнейший признак согласных в русском языке.

пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [з] — [c] и другие. Таких пар 11.

Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п"] и [б"], [ф] и [в], [ф"] и [в"], [к] и [г], [к"] и [г"], [т] и [д], [т"] и [д"], [ш] и [ж], [с] и [з], [с"] и [з"].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости - глухости. Например, у звуков [р], [л], [н], [м], [й’] нет глухой пары, а у [ц] и [ч’] - звонкой.

Непарные по глухости-звонкости

Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й"], [р"], [л"], [н"], [м"]. Ещё их называют сонорными .

Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9), имеющих особенности произношения: при их произнесении в полости рта также возникают преграды, но такие, что воздушная струя , проходящая через преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. Многие учителя этот термин не используют, но то, что эти звуки звонкие непарные, должны знать все.

У сонорных есть две важные особенности:

1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Подробнее о позиционных изменениях см. .

Глухие непарные: [ц], [ч"], [ш":], [х], [х"].

Как легче запомнить списки звонких и глухих согласных?

Запомнить списки звонких и глухих согласных помогут фразы:

Ой, мы же не забывали друг друга! (Здесь только звонкие согласные)

Фока, хочешь поесть щец? (Здесь только глухие согласные)

Правда, эти фразы не включают пары по твёрдости—мягкости. Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твёрдый [з] звонкий, но и мягкий [з"] тоже, не только [б], но и [б"] и т. д.

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
Твёрдость- мягкость - второй важнейший признак согласных в русском языке.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] - [ м’], [з] - [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости : [б] - [б’], [ в] - [ в’] и другие. Таких пар 15.

Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б"], [м] и [м"], [п] и [п"], [в] и [в"], [ф] и [ф"], [з] и [з"], [с] и [с"], [д] и [д"], [т] и [т"], [н] и [н"], [л] и [л"], [р] и [р"], [к] и [к"], [г] и [г"], [х] и [х"].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков [ж], [ш], [ц] нет мягкой пары, а у [й’] и [ч’] - твёрдой.

Непарные по твёрдости-мягкости

Твёрдые непарные : [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные : [й"], [ч"], [ш":].

§7. Обозначение мягкости согласных на письме

Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?

В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

Для этого используются разные способы:

  • йотированные буквы е, ё, ю, я после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости, свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя - [т’о´ т’а], дя´ дя - [д’а´ д’а];
  • буква и после согласных, кроме ш, ж и ц . Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и : ни´ тки - [н’и´ тк’и], лист - [л’ист], ми´ лый - [м’и´ лый’] ;
  • буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком: про´ сьба - [проз’ба], мель - [м’эл’], даль - [дал’].

Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.


Обсуждаем проблему толкования

В школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] - непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш’] - это мягкий аналог звука [ш].
Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] ещё и долгий, а твёрдый [ш] нет. Пары - это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш’] - двумя. Поэтому [ш] и [ш’] не являются парами.

Для взрослых и старшеклассников .

Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш’] изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.

Для этого в лингвистической практике существует два значка:

1) надстрочная черта над звуком;
2) двоеточие.

Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия [ш’:] либо графемы, обозначающей букву [щ’]. Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок [:] при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием [:] прекрасно передаст особенности звука. [ш’:] - мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука [ш], представлены наглядно, просто и однозначно.

Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.

§8. Место образования согласных

Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:

  • глухость-звонкость,
  • твердость-мягкость,
  • способ образования: смычка-щель.

Важен последний, четвертый признак: место образования .
Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других - языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] - губно-губные, [в], [в’], [ф], [ф’] - губно-зубные, все остальные - язычные: переднеязычные [т], [ т’], [д], [д’], [н], [н’],[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’:], [ч’], [ц], [л], [л’], [р], [р’], среднеязычный [й’] и заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

§9. Позиционные изменения звуков

1. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция

Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь - это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным - всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.

Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая - без ударения .
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией . Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

  • под ударением: [дом] - [дам] - [о] ≠ [а].
  • без ударения: [да ма´ ] -дома´ - [да ла´ ] -дала´ - [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

  • под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] - [э] ≠[a].
  • без ударения: [м’ич’о´ м]- мечо´ м - [м’ич’о´ м]- мячо´ м - [и] = [и].
  • А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

[лы´ жы], [в _лу´ жу], [н’и´ т’и] - и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.


Обсуждаем проблему толкования

Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?

Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.

Они правы.

Сравни произношение слов: Москва - москвичи . Повтори каждое слово несколько раз и послушай, какой гласный звучит в первом слоге. Со словом Москва всё просто. Мы произносим: [масква´ ] - ясно слышен звук [а]. А слово москвичи ? В соответствии с литературной нормой, во всех слогах, кроме первого слога перед ударением, а также позиций начала и конца слова мы произносим не [а], а другой звук: менее отчетливый, менее ясный, больше похожий на [ы], чем на [a]. В научной традиции этот звук обозначают значком [ъ]. Значит, реально мы произносим: [мълако´ ] - молоко´ , [хърашо´ ] - хорошо´ , [кълбаса´ ] - колбаса´ .

Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:

а да´ ] - вода´ - ъ д’иной’] - водяно´ й: [а]≠[ъ]
[дра ва´ ] - дрова´ - [дръ в’ино´ й’] - дровяно´ й: [а]≠[ъ]

Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.

Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?

Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э , О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения - «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э - [и].

После мягких согласных в других безударных слогах, кроме позиции конца слова, мы произносим короткий слабый звук, напоминающий [и] и обозначаемый как [ь]. Произнесите слова во´ семь, де´ вять и послушайте себя. Мы произносим: [во´ с’ьм’] - [ь], [д’э´ в’ьт’] - [ь].

Не путай:

Знаки транскрипции - это одно, а буквы - совсем другое.
Знак транскрипции [ъ] обозначает гласный после твердых согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
Буква ъ - это твёрдый знак.
Знак транскрипции [ь] обозначает гласный после мягких согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
Буква ь - это мягкий знак.
Знаки транскрипции, в отличие от букв, даются в прямых квадратных скобках.

Конец слова - особая позиция. В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Система безударных окончаний - это особая фонетическая подсистема. В ней Э и А различаются:

Зда´ ние [зда´ н’ий’э] - зда´ ния [зда´ н’ий’а], мне´ ние [мн’э´ н’ий’э] - мне´ ния [мн’э´ н’ий’а], мо´ ре [мо´ р’э] - мо´ ря [мо´ р’а], во´ ля [во´ л’а] - на во´ ле [на_во´ л’э]. Помните об этом, когда делаете фонетический разбор слов.

Проверьте:

Как требует обозначать гласные в безударном положении ваш учитель. Если он использует упрощённую систему транскрипции, ничего страшного: это широко принято. Просто не удивляйтесь тому, что реально вы слышите в безударном положении разные звуки.

2. Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных

Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным . Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а] - да´ ча, [т’ьл’ив’и´ зър] - телеви´ зор, [с’ино´ н’имы] - сино´ нимы, [б’ир’о´ зы] - берёзы, [карз"и´ ны] - корзи´ ны . Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.

Сильные позиции по глухости звонкости:

  • перед гласными: [там] - там, [дам] - дам ,
  • перед непарными звонкими [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м],[м’],[й’]: [дл’а] - для, [тл’а] - тля ,
  • Перед [в],[ в’]: [свой’] - свой, [звон] - звон .

Запомни:

В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по глухости-звонкости:

  • перед парными по глухости-звонкости: [сла´ тк’ий] - сла´ дкий, [зу´ пк’и] - зу´ бки .
  • перед глухими непарными: [апхва´ т] - обхват, [фхот] - вход.
  • на конце слова: [зуп] - зуб, [дуп] - дуб.

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости

В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие - звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.


Оглушение-озвончение согласных

Оглушение звонких происходит в позициях:

  • перед парными глухими: [фста´ в’ит’] - в ста´ вить ,
  • на конце слова: [клат] - клад.

Озвончение глухих происходит в позиции:

  • перед парными звонкими: [каз’ба´ ] - кос ьба´

Cильные позиции по твёрдости-мягкости:

  • перед гласными: [мат’] - мать, [м’aт’] - мять ,
  • на конце слова: [вон] - вон, [вон’] - вонь ,
  • перед губно-губными: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] и заднеязычными: [к], [к’], [ г], [ г’], [х[, [ х’] для звуков [с], [ с’], [ з], [ з’], [ т], [ т’], [ д], [ д’], [ н], [н’], [ р], [ р’]: [ са´ н’к’и] - Са´ ньки (род. пад.), [с´ анк’и] - са´ нки, [бу´ лка] - бу´ лка, [бу´ л’кът’] - бу´ лькать,
  • все позиции для звуков [л] и [ л’]: [лба] - лба, [пал’ба] - пальба.

Запомни:

В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.

  • перед мягкими [т’], [д’] для согласных [c], [з], которые обязательно смягчаются: , [з’д’эс’],
  • перед [ч’] и [ш’:] для [н], который обязательно смягчается: [по´ н’ч’ик] - по´ нчик, [ка´ м’ьн’ш’:ик] - ка´ менщик.

Запомни:

В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:

  • перед мягкими переднеязычными [н’], [л’] для переднеязычных согласных [c], [з]: снег - [с’н’эк] и , злить - [з’л’ит’] и [зл’ит’]
  • перед мягкими переднеязычными , [з’] для переднеязычных [т], [д] - подня´ ть - [пад’н’а´ т’] и [падн’а´ т’], отня´ ть - [ат’н’а´ т’] и [атн’а´ т’]
  • перед мягкими переднеязычными [т"], [д"], [с"], [з"] для переднеязычного [н] : ви´ нтик - [в’и´ н"т"ик] и [в’и´ нт’ик], пе´ нсия - [п’э´ н’с’ий’а] и [п’э´ нс’ий’а]
  • перед мягкими губными [в’], [ф’], [б’], [п’], [м’] для губных: вписа´ ть - [ф"п"иса´ т’] и [фп"ис´ ат’], ри´ фме (дат. пад.) - [р’и´ ф"м"э] и [р’и´ фм"э]

Запомни:

Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.
Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.

Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования

Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Но общие закономерности фонетики нужно усвоить. Без этого трудно делать фонетические разборы и выполнять задания тестов. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования. Этот материал - ощутимая помощь для тех, кто хочет избежать ошибок в фонетическом разборе.

Уподобление согласных

Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.

Выучи список:

[c] и [ш] →[ш:] - сшить

[з] и [ж] → [ж:] - сжать

[с] и [ч’] - в корне слов[ш’:] - счастье, счёт
- на стыке морфем и слов[ш’:ч’] - расчесать, бесчестный, с чем (предлог с последующим словом произносится слитно, как одно слово)

[с] и [ш’:] →[ш’:] - расщепить

[т] и [c] - в глагольных формах → [ц:] - улыбается
-на стыке приставки и корня[цс] - отсыпать

[т] и [ц] →[ц:] - отцепить

[т] и [ч’] →[ч’:] - отчёт

[т] и [т] и [ш’:]←[c] и [ч’] - отсчёт

[д] и [ш’:] ←[c] и [ч’] - подсчёт

Расподобление согласных

Расподобление - это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.

[г] и [к’] →[х’к’] - лёгкий

Упрощение групп согласных

Выучи список:

вств - [ств]: здравствуй, чувствовать
здн - [зн]: поздно
здц - [сц]: под уздцы
лнц - [нц]: солнце
ндц - [нц]: голландцы
ндш - [нш:] ландшафт
нтг - [нг]: рентген
рдц - [рц]: сердце
рдч - [рч’]: сердчишко
стл - [сл’]: счастливый
стн - [сн]: местный

Произношение групп звуков:

В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. В место г в них произносится [в]: его, красивого, синего .
Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.

§10. Буквы и звуки

Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэтому типы соотношения нужно знать.

Типы соотношения букв и звуков:

  1. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода .
  2. Буква не имеет собственного звукового значения, например ь и ъ : мышь
  3. Буква обозначает два звука, например, йотированные гласные е, ё, ю, я в позициях:
    • начала слова,
    • после гласных,
    • после разделительных ь и ъ .
  4. Буква может обозначать звук и качество предшествующего звука, например йотированные гласные и и после мягких согласных.
  5. Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба.
  6. Две буквы могут обозначать один звук, чаще долгий: сшить, сжать, несся
  7. Три буквы соответствуют одному звуку: улыбаться - тьс - [ц:]

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. От чего зависит качество гласного звука?

    • От формы ротовой полости в момент произнесения звука
    • От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
  2. Что называется редукцией?

    • произнесение гласных под ударением
    • произнесение гласных в безударном положении
    • особое произнесение согласных
  3. У каких звуков воздушная струя встречает на своём пути преграду: смычку или щель?

    • У гласных
    • У согласных
  4. Можно ли глухие согласные произнести громко?

  5. Участвуют ли в произнесении глухих согласных голосовые связки?

  6. Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?

  7. Сколько согласных не имеет пары по глухости-звонкости?

  8. Сколько пар образуют русские согласные по твёрдости-мягкости?

  9. Сколько согласных не имеет пары по твёрдости-мягкости?

  10. Как передаётся мягкость согласных на письме?

    • Особыми значками
    • Сочетаниями букв
  11. Как называется позиция звука в потоке речи, в которой он выступает в своём основном виде, не подвергаясь позиционным изменениям?

    • Сильная позиция
    • Слабая позиция
  12. У каких звуков бывают сильные и слабые позиции?

    • У гласных
    • У согласных
    • У всех: и гласных, и согласных

Правильные ответы:

  1. От формы ротовой полости в момент произнесения звука
  2. произнесение гласных в безударном положении
  3. У согласных
  4. Сочетаниями букв
  5. Сильная позиция
  6. У всех: и гласных, и согласных

Вконтакте

Согласные звуки русского языка в большинстве случаев противопоставлены друг другу по признаку твердости-мягкости: [б] – [б"], [п] – [п"], [в] – [в"], [ф] – [ф"], [д] – [д"], [т] – [т"], [л] – [л"], [м] – [м"], [н] – [н"], [р] – [р"], [с] – [с"], [г] – [г"], [х] – [х"], [к] – [к"]. Например: [бра́т] – [бра́т"] – брат – брать; [во́с] – [в"о́с] –воз – вёз; [да́л] – [да́л"] – дал – даль; [но́с] – [н"о́с] – нос – нёс [ра́т] – [р"ат] –рад – ряд; [ста́л] – [ста́л"] – стал – сталь.

При образовании мягких согласных к основному звукообразующему движению прибавляется дополнительное движение: средняя часть спинки языка поднимается вверх к твердому небу, как при звуке , вследствие чего согласный приобретает особое звучание, которое условно называется мягкостью.

В ряде учебных пособий указывается, что не имеют пар по признаку «твердости-мягкости» и являются только твердыми: [ж], [ц], только мягкими: [ч"], . Но в лингвистической литературе распространена и другая точка зрения. См. задания № 4, 5, 10, 11 (пункт 1.4).

    1. Задания с комментариями

Задание № 1. Сколько букв О и звуков [о] в данном предложении? Объясните почему?

Звонят во все колокола.

Задание № 2. Определите, какой звук произносится на месте буквы И в следующих словах. Каким фонетическим процессом вызваны такие изменения? Помните, что в древнерусском языке звук [и] выступал после звука [ъ] (отъ игры, другъ Иван), который позднее был утрачен. Оказавшись после твердого согласного, [и] стал произноситься как [ы]: [ат ыгры"], [друк Ыва"н] 1 .

Играть – стал играть, искры – от искры, Виталию – в Италию, известие – без известий, изба – к избе, июнь – в июньский, инженер – об инженере.

Задание № 3. Отгадайте загадку. Сколько раз встречается звук [ш] и какими буквами он обозначается? Сколько раз в этой загадке встречается звук[п] и какими буквами он обозначается?

Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке.

Задание № 4. Как вы думаете, почему в словах жизнь, живой, лежи, жить, тишина, шина, шипеть и др. после [ж], [ш] пишется И, а произносится [ы].

Обдумывая ответ, учтите, что звуки [ж], [ш] в древнерусском языке до XV столетия были мягкими, а потом отвердели.

Задание № 5. Прочитайте высказывания Л.Л. Касаткина и М.В. Панова и решите, соответствуют ли данные учебника явлениям русского языка на современном этапе?

«Мягкость [ж’] дольше всего сохранялась в сочетании с другим [ж’], т.е. в сочетании [ж’ж’]. Но и в этом сочетании она давно стала утрачиваться, захватив сначала позицию на стыке морфем и позднее проникнув внутрь корня. Произношение [ж’ж’] в современном русском литературном языке – последние остатки былой мягкости звонкого шипящего, которая вытесняется произношением [жж] уже и в корнях» 1 .

«…вытеснение [ж’] еще далеко не окончено и дальнейшая его судьба полностью не решена (могут быть и неожиданности)» 2 .

Задание № 6. Прочитайте слова, запишите их произношение в транскрипции, произнесите и запишите звуки в обратном порядке. Какие слова получились?

Лён, лей, лоб, люк, ток, шёл, шей, куб, лёд.

Задание № 7. Затранскрибируйте текст. Выделите согласные и дайте им полную характеристику по месту и способу образования. Ударные и безударные гласные охарактеризуйте по ряду, подъему и лабиализации. (Для справок можете использовать таблицы № 2 «Характеристика гласных по месту образования» и № 3 «Характеристика согласных по месту и способу образования»).

Образец: [м’и"лыj’]

[м’] – согласный, сонорный, смычно-проходной, носовой, губно-губной, мягкий;

[и] – гласный, ударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

[л] – согласный, сонорный, смычно-проходной, боковой, переднеязычный, зубной, твердый;

[ы] – гласный, безударный, среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

– согласный, сонорный, щелевой, среднеязычный, средненебный, мягкий.

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим.

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, –

Нам рано предаваться ей.

(Н.А. Некрасов)

Задание № 8. Составьте слова по данным характеристикам звуков. Нумерация отражает последовательность звуков в слове.

I. (1) Согласный, шумный, смычный, заднеязычный, задненебный, звонкий, твердый; (2) гласный, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, ударный; (3) согласный, шумный, щелевой, переднеязычный, зубной, глухой, мягкий.

II. (1) Согласный, сонорный, щелевой, среднеязычный, средненебный, мягкий; (2) гласный, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, безударный; (3) согласный, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный, боковой, твердый; (4) гласный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный, ударный.

III. (1) Согласный, сонорный, смычно-проходной, дрожащий, переднеязычный, небно-зубной, мягкий; (2) гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, ударный; (3) согласный, шумный, взрывной, губно-губной, глухой, твердый; (4) гласный… Дальнейшую характеристику сделайте сами.

Задание № 9. Затранскрибируйте слова. Какие фонетические процессы происходят в них?

Образец:

Березка [б’и\э 1 р ˚ 2 ˙о"с 3 ка] –

1) [и\э] – редукция гласного в слабой позиции первого предударного слога после мягкого согласного;

2) аккомодация контактная, регрессивная по признаку лабиализации (огубленности): согласный [р’] приспосабливается к произнесению гласного [о]; параллельно с этим процессом гласный аккомодирует согласному: после мягкого [р’] гласный в начале своей длительности продвигается вперед и вверх – аккомодация контактная, прогрессивная;

3) ассимиляция частичная, контактная, регрессивная по признаку звонкости-глухости: согласный [з] (ср.: бере[з]а) уподобляется следующему за ним звуку [к] по признаку отсутствия голоса (оглушается).

Сердце [с’ 1 ˙э"р 2 цъ 3 ] –

1) аккомодация: гласный приспосабливается к мягкости согласного и продвигается вперед и вверх в начале своей длительности (экскурсии);

2) диереза – выкидка звука [д] в сочетании [рдц] (непроизносимый согласный);

3) [ъ] – редукция гласного в слабой позиции конечного заударного открытого слога.

Юбка, поздно, просьба, сшить, радостный, косьба, легкий, бездна.

Задание № 10. Затранскрибируйте сочетания слов. Там, где необходимо, обозначьте звонкие аллофоны фонем <ц> 1 ,<ч>,<х> как звуки [дз], [д’ж’], [γ].Обратите внимание, что в ряде учебных пособий противопоставление согласных определяется только по признаку звонкость–глухость и твердость–мяг-кость. Некоторые согласные характеризуются как непарные по какому-либо признаку. Как всегда звонкие определяются звуки, обозначаемые на письме буквами Л, М, Н, Р, Й; как всегда глухие – Х, Ц, Ч, Щ; как всегда мягкие – Ч, Щ. Это связано с тем, что данные звуки не могут иметь противоположных признаков в позиции с гласным. Например, в слове ЦАПЛЯ [ца пл’а] звук [ц] характеризуется как согласный твердый непарный, глухой непарный, так как в русском языке нет примеров, в которых в позиции с гласным [ц] имел бы признаки звонкости и мягкости.

Младенец уснул – младенец закричал, колодец в степи – колодец за домом, врач выслушал – мяч зеленый, скрипач уже выступил – скрипач же выступил, подсолнух зацвел – подсолнух созрел.

Задание № 11. Обратите внимание, как вы произносите следующие слова и словосочетания. Затранскрибируйте их. Какие фонетические процессы происходят на месте выделенных букв? Имеют ли пары по мягкости-твердости согласные [ч’] и [ц]?

От ш убы, под ш убой, подш утил, отш умел; мать С ережи, пятьс я (повелительное наклонение глагола пятиться), пять с екунд, под с еном.

При выполнении этого упражнения обратите внимание на таблицу № 3 «Характеристика согласных по месту и способу образования» и сведения из вузовских учебников:

«Согласные звуки образуют пары по твердости–мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’] и др. Звук [ч’] мягкий, у него тоже есть твердая пара – звук [ч], который бывает перед [ш]: лу[ч]ше. Звук [ц] твердый, а мягкая его пара – [ц’], который произносится, например, на месте [т’] перед [с’]: пя[ц’]ся – пяться» 1 .

Задание № 12. Затранскрибируйте пары слов и распределите их по группам: исторические чередования, позиционные изменения (живые фонетические чередования). Образец выполнения:

Таблица

Исторические чередования

Позиционные изменения

косить – кошу [ка с" ит" – ка ш у]

корова – коровка [каро в а – каро ф ка]

Помните, что исторические чередования невозможно объяснить с точки зрения современного состояния системы, они обусловлены историческими законами. Например: нет друГа – друЖить – друЗья. Эти чередования исторические. Изменения, которые на современном этапе функционирования языка можно охарактеризовать как процессы ассимиляции, диссимиляции, аккомодации, диерезы и т.п., являются позиционными.

Корова – коровка, косить – кошу, лоб – лба, мост – мостик, подруга – друзья, кружок – кружка, Зоя – с Зоей, носить – ношу, береза – березка, мороз – мороза, жечь – сжечь, рука – ручка, дать – отдать, грозить – грожу, возить – вожу, грибок – грибка, таз – таза.

Задание № 13. В приведенных словах исправьте орфографические ошибки, которые были спровоцированы неправильным произношением.

Скомпроментировать, константировать, подскользнуться, надсмехаться, беспрецендентный, скурпулезный, троллебус, транвай, эскаватор, экскалатор, инциндент, учереждение, подчерк, будующий, палувер, друшлаг.

Задание № 14. В русской лингвистике первые попытки определения законов слогоделения предпринял В.К. Тредиаковский. С тех пор прошло более двух веков. Существует ли в настоящее время единая непротиворечивая теория слогораздела? В качестве справочного материала можете использовать высказывания ведущих лингвистов:

«Теория слога принадлежит к труднейшим проблемам фонетики» (Л.В. Щерба) 1 .

«Определение слога представляет большие трудности, хотя каждый говорящий может произносить по слогам» (А.А. Реформатский) 2 .

«Хотя практически деление речи на слоги не представляет больших затруднений, теоретически вопрос о сущности слога и слогоделении является одним из труднейших вопросов фонетики» (Л.И. Житенева) 3 .

«Уловить на слух количество слогов в слове или в другом коротком отрезке текста практически нетрудно, даже если это слово или текст незнакомого нам языка. Труднее бывает уловить точное место слогораздела, т.е. место границы между двумя соседними слогами. Но еще более трудными оказываются теоретические проблемы, связанные со слогом и слогоделением… природа слога и деление речи на слоги составляет предмет длительного спора между учеными» (Ю.С. Маслов) 1 .

«Какова акустическая природа слогового звука? Где проходит граница между слогами в слове? На эти вопросы пока нет окончательных ответов» (А.М. Камчатнов, Н.А. Николина) 2 .

Фонетика (от греч. phone – “звук”, phonetikos – “звуковой, голосовой”) – звуковой строй языка во всех его проявлениях и функциях.

Язык реализуется, материально воплощается, физически выражается в звучащей речи. Речевой поток делится при помощи пауз, интонации и ударения на речевые единицы. Самой крупной единицей звучащей речи является фраза . Фразы разделяются в речевой цепи паузами и оформляются интонацией, то есть они имеют особый мелодический рисунок (повышение или понижение голосового тона).

Фраза делится на более мелкие фонетические единицы – фонетические слова, или такты. Фонетическое слово – это группа слогов, объединенная ударением (выделением гласного звука одного из слогов более интенсивным или длительным произношением). Иногда несколько отдельных грамматических слов могут объединяться общим ударением в одно фонетическое слово: три го"да, нe для чего и т.п.

Фонетическое слово делится на слоги . Слог состоит из одного звука (гласного) или из сочетания нескольких звуков (гласного и согласных), при этом гласный звук является вершиной слога или, другими словами, выполняет слогообразующую функцию. Произнести слог для говорящих значительно проще, чем отдельный звук, поэтому слог считается минимальной произносительной единицей.

Слог делится на звуки. Основная единица звучащей речи (минимальный сегмент звучащей речи) – это отдельный звук , который обладает определенными артикуляционными и акустическими свойствами. Звуки речи отличаются друг от друга различными фонетическими характеристиками: звуки могут быть звонкими или глухими, долгими или краткими и т.п.

В потоке речи различные звуки сочетаются друг с другом, образуя слоги, морфемы, слова, при этом они приспосабливаются друг к другу, влияют друг на друга, существенно меняя фонетические характеристики своих “соседей”. Кроме того, звуки могут чередоваться друг с другом в составе слова или морфемы, меняя значения слов (например, кит и кот; сух и сушь и т.п.) – правила таких чередований обусловлены звуковой системой современного языка и особенностями исторического развития языка (см. Чередование звуков ).

Ударение и интонация – просодические средства языка, они организуют звучащую речь, выделяют и оформляют фонетические единицы. Например, перенос ударения в русском слове с одного слога на другой может изменить лексическое значение слова (му?ка – мукa, зaмок – зам?к) или грамматическое значение слова (рукu – рyки, насы?пать – насыпaть) . Разное интонационное оформление также может поменять значение всей фразы: “Какой сегодня день!” (интонация восхищения) или “Какой сегодня день?” (вопросительная интонация). Расстановка пауз внутри фразы также может кардинально изменить значение всего высказывания: “Казнить нельзя – помиловать” или “Казнить – нельзя помиловать”.

Фонетическое слово и фраза не бессмысленный набор звучаний, они связаны со смыслом, имеют значение. Своим значением единицы языка отражают мир понятий, то есть представление говорящих об окружающей действительности, а их форма (материальная оболочка) относится к миру произнесений и звучаний. Звуки самостоятельного значения не имеют. Тем не менее нельзя сказать, что эти фонетические единицы являются всего лишь средством материального воплощения языка и никак, даже опосредованно, не связаны со смыслом. Звуки направлены на значение, при помощи звуков происходит изменение значения слов и морфем: дом – том – ком – сом – лом, дом – дым – дум – дам, дом – дол – док, дома – дому и т.п. Такая минимальная смыслоразличительная единица звукового строя языка называется фонемой .

Звучащая речь является исходной, основной формой речевой коммуникации, однако часто в обществе используется еще и графическое изображение звучащей речи. Таким образом, с учением о звуках тесно связаны вопросы письма.

Звуки речи – минимальные незначимые единицы звучащей речи (кратчайшие отрезки звучащей речи), которые образуются движением органов артикуляции и характеризуются акустическими признаками.

Поток звучащей речи членится с помощью просодического оформления на фонетические единицы различной длины. Звук – минимальная, кратчайшая, далее не делимая единица речи. В отличие от других языковых единиц (морфем, слов, предложений) звук сам по себе не имеет значения. Однако из звуков составляются (складываются) морфемы и слова, кроме того, звуки могут различать разные слова.

Звучащая речь производится говорящим и воспринимается слушающим. Звук – артикуляционно-акустическое единство. С точки зрения говорящего, звук представляет собой результат работы органов речи (артикуляционного аппарата), то есть артикуляционный жест. Сложное устройство артикуляционного аппарата человека позволяет образовывать бесконечное множество разнообразных звуков, представленных в различных языках мира. С точки зрения слушающего, звук речи характеризуется физическими параметрами (акустическими) – высотой, силой, длительностью и тембром.

Артикуляционные и акустические характеристики звуков тесно взаимосвязаны. Звуки речи образуются при выдохе воздуха из легких. Струя воздуха в гортани проходит сквозь голосовую щель, образуемую голосовыми связками. Если голосовые связки напряжены и колеблются – образуется голос; при расслабленных голосовых связках голос не образуется. В первом случае источником образования звука является голос, который характеризует гласные звуки, сонорные и звонкие согласные.

Специфические характеристики звуков зависят от размера и формы ротового резонатора (см. Гласные звуки) , от места образования препятствия и способа его преодоления струей воздуха (см. Согласные звуки ).

Гласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает препятствия на пути воздушной струи.

С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Таким образом, если в образовании звука участвует только голос – это гласный, а если шум (только шум или голос и шум) – это согласный.

Итак, при произнесении гласных звуков в результате колебания напряженных голосовых связок в гортани образуется голос, или музыкальный тон. Полученное звучание преобразуется, обогащается дополнительными тонами, образуемыми в надгортанных полостях (глотка, носовая и ротовая полость). Эти резонаторные тоны и придают звуку специфический тембр, особое качество, которое отличает один гласный звук от другого. Поскольку тембр любого звука, его качество зависит от объема и формы резонатора (ср. разный объем и форму резонаторов у музыкальных инструментов: скрипки, виолончели и контрабаса; домры, балалайки, гитары), то и тембр гласных звуков формируется положением языка и губ, которые могут менять размер и форму ротовой полости.

Язык – самый подвижный орган артикуляции, он может смещаться горизонтально и вертикально в ротовой полости, при этом образуются разные гласные.

Различная степень поднятия языка к небу обеспечивает различие гласных звуков по подъему: самое верхнее положение языка формирует гласные верхнего подъема (и, ы, у ), среднее положение – гласные среднего подъема (е, о ), а нижнее – гласные нижнего подъема (а ). Гласные верхнего подъема называются закрытыми (узкими), а гласные нижнего подъема – открытыми (широкими), так как при нижнем положении языка шире раскрывается рот и ниже опускается нижняя челюсть. Если мы произнесем последовательно гласные и, е, а, мы можем почувствовать движение языка по вертикали.

Тело языка может также смещаться горизонтально – придвигаться ближе к зубам или глубоко отодвигаться назад, к корню языка, формируя гласные переднего ряда (и, е ), среднего (а ) и заднего (у, о ). Если мы произнесем последовательно гласные и, ы, у, мы можем заметить передвижение языка по горизонтали.

В образовании гласных также могут участвовать губы. При произнесении огубленных гласных (у, о ) губы несколько округляются и вытягиваются вперед.

При артикуляции гласных струя воздуха не встречает препятствия в ротовой полости, проходит свободно. Чем сильнее, интенсивнее произносим гласный звук, тем шире раскрываем рот. Гласные звуки – ртораскрыватели.

Функциональное отличие гласных от согласных состоит в их роли в словообразовании. Гласный звук образует вершину слога (без гласного звука слога не бывает), а согласный обычно сопутствует гласному.

Гласный ударный – гласный под ударением (в ударной позиции), произносимый без ослабления артикуляции, то есть без редукции. Это значит, что ударный гласный более долгий и интенсивный, произносится с большей силой, то есть более громко и напряженно, чем гласный в безударной позиции. Напряженность и долгота артикуляции способствуют тому, что индивидуальная окраска звука, его тембр становится более определенным, четким. Благодаря этому позиция под ударением является для гласных сильной позицией, то есть тем положением, в котором гласные в наибольшей степени отличаются друг от друга, их нельзя перепутать. Например: сом – сам, лес – лис.

Гласный безударный (редуцированный) – гласный, произносимый при большем или меньшем ослаблении артикуляции. В безударном положении гласные характеризуются меньшей силой, более вялой (менее энергичной) артикуляцией, а также обычно большей краткостью. Эти качества безударных гласных называются редукцией. Гласные, которые произносятся с редукцией, называются редуцированными. Позиция гласного без ударения является слабой, так как в этом положении гласные, произносимые менее интенсивно, обычно теряют индивидуальные различия (по ряду и подъему). При таком произнесении мы иногда перестаем различать значения разных слов. Например: я сама [самa] поймала сома [самa] или я в лесу[л’ису] увидел лису [л’ису].

Согласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из шума или из соотношения тона и шума, а во-вторых, при их образовании возникает препятствие на пути воздушной струи.

С точки зрения акустики согласные звуки характеризуются или только шумом, или различными соотношениями тона и шума. По шкале сонорности (звучности) согласные делятся на сонорные (больше тона и меньше шума), звонкие (тон и шум) и глухие (только шум).

С точки зрения артикуляции важнейшим признаком согласных звуков является наличие препятствия на пути воздушной струи. При образовании согласных напряжение локализовано в месте образования преграды, сильная воздушная струя преодолевает преграду, образуя шумы, которые и составляют акустическую характеристику согласного.

Поскольку преграда является главной артикуляционной характеристикой согласных звуков, основные признаки согласных связаны с местом образования преграды и способом ее преодоления.

Согласные отличаются друг от друга местом образования преграды. Место образования (согласного) – место в полости рта, где образуется преграда (смычка) или щель на пути выдыхаемого воздуха при произнесении того или иного звука. Преграда может образовываться в разных местах ротовой полости, при этом один из органов речи, формирующих преграду, активен, а другой – пассивен. Так, например, нижняя губа может образовывать смычку с другой губой – при этом образуются губно-губные звуки (м, б ), а может приближаться к верхним зубам – губно-зубные звуки (ф, в ). Язык – самый активный орган артикуляции, поэтому важно учитывать, какая именно часть языка – передняя, средняя или задняя – работает при произнесении звука. В зависимости от этого звуки бывают переднеязычными (т, н, л ), среднеязычные (й ) и заднеязычные (к, г, х ).

Согласные отличаются друг от друга не только местом образования преграды на пути воздушной струи, но и способом преодоления этой преграды. По способу образования все согласные можно разделить на щелевые и смычные . Щелевые (или фрикативные) согласные образуются путем сближения органов артикуляции, в результате чего образуется щель, сквозь которую с шумом и трением проходит струя воздуха. В зависимости от конфигурации щели (щель может быть круглая или плоская) и места ее образования в ротовой полости образуются свистящие (с и з ) или шипящие (ш и ж ) звуки.

У смычных согласных на пути воздушной струи образуется полная смычка, которая преодолевается струей воздуха. Смычные согласные, в свою очередь, различаются тем, как именно происходит преодоление преграды. При артикуляции взрывных согласных (т, к, п ) происходит резкое размыкание органов артикуляции, “взрыв”. Аффрикаты (звуки сложного образования – ц, ч ) представляют собой смычно-щелевые согласные, так как струя воздуха сначала преодолевает препятствие, как у взрывных, а затем образуется щель, как у щелевых. При артикуляции носовых согласных (м, н ) преграда в ротовой полости не преодолевается, а воздух проходит в носовую полость, при произнесении дрожащих звуков (р ) попеременно образуется и преодолевается смычка кончика языка с небом, образуя вибрацию.

В образовании любого согласного участвует шум, однако соотношение голоса и шума у разных типов согласных неодинаково. В зависимости от этого согласные делятся на сонорные, звонкие и глухие.

Чтобы более интенсивно произнести согласный звук, нужно увеличить напряжение органов артикуляции, образующих препятствие, то есть согласные звуки – ртосмыкатели.

Согласный сонорный (сонант) – согласный звук, в образовании которого преобладает или значительное место занимает голос. Сонорные согласные, как и все согласные звуки, образуются с участием шумов, однако сонорные характеризуются преобладанием музыкального тона над шумами. Эта особенность акустически сближает сонорные согласные с гласными звуками.

Сонорные не только акустически, но и функционально близки к гласным звукам – также как гласные, сонорные выполняют слогообразующую функцию.

При образовании сонорных звуков струя воздуха встречает препятствие, но находит различные пути обхода этого препятствия – проходит через носовую полость (м, н ), или обходит смычку по бокам (л ), или смычка многократно образуется и прерывается (р ), что позволяет воздуху относительно свободно проходить сквозь полости рта или носа. Однако наличие преграды на пути воздушной струи создает дополнительные шумы, которые накладываются на основной тон звука.

Сонорный согласный й по образованию похож на гласный и , однако при образовании согласного звука наблюдается большее сужение на пути воздушной струи, что способствует образованию незначительного шума, и локализация мышечного напряжения в месте образования согласного.

В русском языке сонорными согласными являются звуки м, н, л, р, й . Звуки л и р – плавные, а звуки м и н – носовые. Сонорные согласные не имеют глухой пары.

Согласный звонкий – согласный звук, в образовании которого наряду с шумом участвует голосовой тон. Колеблющиеся голосовые связки создают тон, на который наслаивается шум, образуемый различными преградами в полости рта. Звонкие согласные: г, б, д, з, ж, в. Звонкие согласные имеют глухую пару, то есть, если при произнесении звонкого согласного мы сохраним место и способ артикуляции, но произнесем звук без голоса (без работы голосовых связок), мы получим глухой звук. В русском языке 11 пар согласных по признаку звонкости-глухости: 6 пар твердых согласных г – к, д – т, з – с, б – п, в – ф, ж – ш и 6 пар соответствующих мягких согласных.

Согласный глухой – согласный звук, который образуется без голосового тона, то есть без участия голосовых связок. Струя воздуха на своем пути встречает препятствие, которое преодолевает с шумом. Таким образом, глухие произносятся с большим шумом, то есть с более энергичной воздушной струей, чем звонкие. Глухие согласные: к, п, т, с, ш, ф, х, ц, ч, щ. Некоторые глухие согласные имеют парные звонкие, то есть согласные, произносимые с участием голоса. Например: к – г, п – б и другие (6 пар твердых и 6 пар мягких согласных). Однако среди глухих согласных есть звуки, которые не имеют парного звонкого. Это звуки х, ц, ч, щ .

Согласный мягкий – согласный звук, при образовании которого язык продвигается вперед и средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу. Этот артикуляционный жест является дополнительной артикуляцией, которая сопутствует основной – месту и способу образования согласного звука.

Согласные в русском языке образуют 15 пар, противопоставленных по твердости/мягкости: б – б’, в – в’, г – г’, д – д’, з – з’, к – к’, л – л’, м – м’, н – н’, п – п’, р – р’, с – с’, т – т’, ф – ф’, х –х’. Непарными мягкими являются звуки ч, щ, й , а также долгий звук ж’ , который может произноситься в словах дрожжи, вожжи .

Кроме того, мягким непарным согласным является й [j]. Ведь при образовании мягкого согласного язык занимает положение, близкое к тому, в котором он бывает при произнесении и или й . Поэтому у согласного й мягкость является не дополнительной, а основной его артикуляцией.

Согласный твердый – согласный звук, при образовании которого тело языка отодвигается назад, задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому небу. Это дополнительная артикуляция – движение, которое сопровождает основную артикуляцию согласного звука – место и способ образования конкретного согласного звука. В русском языке 15 твердых согласных имеют парный мягкий звук (см. Согласный мягкий ) и непарные твердые согласные: ц, ш, ж .

Чередование звуков – взаимозамена звуков в составе одной и той же морфемы.

Чередования обнаруживаются при сопоставлении различных звучаний одной и той же морфемы (корня, суффикса, префикса или окончания) или одного слова. Например, последний согласный звук в слове дуб оглушается, и мы слышим [дуп], а при изменении формы слова тот же корень звучит иначе [дубы]. В данном случае представлено чередование звонкого и глухого согласных (б/п). Или в слове во"ды под ударением мы слышим звук [о], а в безударной позиции в том же корне – звук [а]: [вадa]. Причем оглушение согласных в конце слова, как и редукция гласного звука в безударном положении, происходят всегда, без исключений. Это правило русской орфоэпии. Такие чередования звуков зависят от позиции, в которой встречается звук. Фонетическая позиция – это условия употребления звуков в речи: на конце слова или в середине, перед каким-либо звуком или после него, под ударением или без ударения и т.д.

Чередования звуков, которые в определенном положении осуществляются без исключений (зависят от позиции), называются позиционными чередованиями . Звуки, которые в русском языке представляют собой результат позиционных чередований, объединяются в одну фонему (см. Фонема ).

Чередования звуков, которые происходят не всегда, спорадически, называются непозиционными. Например, друга – дружу, рука – ручной, дух – душа – душевный . Большинство таких чередований возникли в предшествующие периоды развития языка, их можно понять, учитывая исторические изменения звуков языка, то есть это пример исторических чередований .

Иногда чередования звуков в составе морфемы могут изменять грамматическое значение слова: собирать – собрать (звук [и] чередуется с нулем). При этом изменяется значение вида глагола: собирать – глагол несовершенного вида, собрать – глагол совершенного вида. Такие чередования называются грамматическими .

Фонема – минимальная единица языка, способная различать слова и морфемы (звуковые оболочки слов и морфем).

Звучащая речь состоит из огромного количества разнообразных звуков. Эти звуки имеют тончайшие оттенки произношения, однако мы часто этих оттенков не замечаем, а если и слышим их, то не обращаем внимания, потому что такие оттенки звуков не считаются важными, не различают слова и морфемы в языке (не являются смыслоразличительными). Но есть другие различия звуков, которые осознаются говорящими как чрезвычайно важные, они не смешиваются друг с другом, четко противопоставляются в системе языка, позволяют говорящим отличать слова друг от друга (смыслоразличительные).

Как видно, не каждый звук может различать значения слов. Те звуки, которые способны в данном языке выполнять смыслоразличительную функцию, называются фонемами .

Например, звучание слов дом и том отличаются первым согласным звуком: звонкий [д] в слове дом и глухой [т] в слове том. Также слова кон и конь отличаются последним согласным звуком: твердый [н] и мягкий [н’]. В русском языке звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные – разные звуковые единицы, которые способны различать значения слов. Это разные фонемы.

Важно отметить при этом, что произношение звонкого или глухого, твердого или мягкого звука в данном случае не зависит от позиции, в которой употребляется звук (не зависит от окружения или ударения), потому что в словах дом и том одинаковые контексты употребления начальных звуков.

Однако часто различное произношение звуков зависит от позиции, в которой встречается данный звук, то есть от соседних звуков или ударения. В этом случае говорящий объединяет, отождествляет разное звучание в одной языковой единице.

Например, в потоке речи может оглушаться сонорный согласный на конце слова моль (хотя по правилам сонорные не должны оглушаться – они даже не имеют глухой пары). Звонко или глухо мы произнесем сонорный [л’] – неважно, говорящие по-русски объединят два этих звучания в одну единицу. Такое же отождествление звонкого и глухого произойдет в сознании говорящих при произнесении дуб [п] и дуба [б]. Это чередование звуков обусловлено позицией (см. Чередование звуков ).

Позиционно чередующиеся звуки объединяются в сознании говорящих в одну фонему, которая может быть представлена в речи разными звуками. Язык предупреждает: не обращай внимания на то, что слышишь разные звуки, перед тобой одна языковая единица.

Но может быть наоборот. Разные фонемы в определенной позиции могут звучать одинаково. Например звучание [ко"т] будет соответствовать двум словам кот с конечной фонемой <т> и код (с фонемой <д>), потому что в позиции конца слова звонкий согласный оглушается. Услышав звучание [кот], мы не можем узнать, какое слово произнесено. Две фонемы <д> и <т> совпали в едином звуке [т]. Чтобы определить фонему, нужно изменить форму слова: кота – кода . В позиции перед гласным звуком согласные четко противопоставлены по глухости – звонкости. Эта мена звуков происходит независимо от позиции (звуки находятся в одинаковом окружении). Язык предупреждает: не обращай внимания на одинаковое звучание, за ним скрываются разные единицы, способные различать слова, то есть разные фонемы.

Слог – один гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Слог является минимальной произносительной единицей – при медленном, растянутом произнесении речевой поток делится на слоги (скандирование).

В слове столько слогов, сколько гласных звуков (в одном слоге не может быть нескольких гласных). Именно гласный является вершиной слога или слогообразующим (слоговым) звуком, все остальные звуки в слоге – неслоговые. Вершина слога – это пик звучности (сонорности), поэтому слоговыми являются гласные как самые звучные, однако иногда вершиной слога могут выступать сонорные согласные (если рядом нет гласного звука). Например, Кре-мль или жи-знь :

Поцелуями в детстве считал
Я счастливую жизнь свою…

(Лермонтов)

Ритмика стиха показывает, что слово жизнь произносится со слоговым сонорным согласным.

Слоги бывают ударные и безударные (см. Ударение ).

Деление слова на слоги производится с учетом особенностей структуры слога в данном языке. В русском языке большинство слогов оканчивается на гласный звук (открытый слог). Однако встречаются и закрытые слоги: ва-гон. Если закрытый слог встречается в середине слова, то слогоделение регулируется особыми правилами: вой-на, лам-па, бу-дка . Фонетический слог не всегда совпадает со слогом для переноса при письме. Например, нельзя переносить или оставлять на строке одну гласную букву, хотя иногда эта гласная буква представляет собой фонетический слог: я-ма или э-ра .

Ударение – выделение одного из слогов в звучащей речи – произнесение одного из слогов (а именно гласного звука в слоге) с большей силой или длительностью. В русском языке ударение силовое (усиление мускульного напряжения и напора воздушной струи) и количественное (длительное произнесение).

Гласный под ударением произносится более интенсивно и длительно, чем гласный в безударном положении. Если вершиной слога является ударный гласный, то и весь слог называется ударным, если вершина слога – безударный гласный, то и слог называется безударным. В потоке речи обычно на один ударный слог приходится несколько безударных слогов. Такое фонетическое выделение одного слога на фоне других безударных слогов формирует фонетическое слово, способствует ритмическому оформлению звучащей речи.

В русском языке ударение разноместное и подвижное. Если ударение может падать на любой слог в слове, то оно разноместное: до"мики, доро"га, молоко" . Если ударение в формах одного слова может перемещаться с основы на окончание, то оно подвижное: но"ги – ногu.

В русском языке перенос ударения с одного слога на другой может менять лексическое или грамматическое значение слов (см. Фонетика ).

Орфоэпия – (от греч. orthos – “прямой, правильный” и epos – “речь”) совокупность, система правил произношения, соответствующих нормам литературного произношения, обеспечивающих единство звукового оформления языка.

Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных, особенности произношения заимствованных слов, вопросы правильного ударения в словах.

Некоторые основные правила русского литературного произношения:

1) аканье, то есть произношение звука [а] на месте буквы о в безударных слогах: в[а]дa, с[а]ро"ка;

2) оглушение звонких согласных в конце слова, а также перед глухими согласными: сне[к], ло[т]ка, [ф]торник”

3) согласные ж, ш, ц произносятся всегда твердо, а ч’ и щ’ всегда мягко: [цы]фра, [жы]знь, [шы]на, ово[щ’]ной.

Правила орфоэпии регулируют постановку ударения в русских словах (поскольку ударение в русском языке подвижное и разноместное), например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звонuшь, звонuт.

С течением времени произношение некоторых слов может существенно меняться, что приводит к изменению правил орфоэпии.

Транскрипция – запись устной речи, которая строится на строгом соответствии между звуками языка и специальными обозначениями этих звуков. При этом транскрипция отражает особенности произношения звуков, позиционные изменения звуков в потоке речи. Фонетическая транскрипция позволяет более или менее точно зафиксировать на письме звучащую речь.

Каждый знак фонетической транскрипции более или менее точно обозначает определенный звук. Например, оглушение звонкого согласного передается его глухим вариантом: столб [столп], гласные в безударной позиции передаются буквой, которая обозначает звук, похожий по звучанию на безударный гласный: собака [сабaка] или лесной [лисно"й]. В зависимости от того, насколько точно мы хотим передать на письме звучащую речь, используется большее или меньшее количество специальных транскрипционных значков. Если мы хотим, например, указать на то, что заударные звуки в русском языке произносятся с большей редукцией, чем первый предударный слог, мы можем использовать дополнительные значки для гласных переднего и заднего ряда: [ь] (ерь) и [ъ] (ер): собака [сабaкъ]. Также специальным значком (точкой) мы можем обозначать продвижение вперед гласных непереднего ряда под воздействием соседних мягких согласных: тянет [т’aн’эт]. В этом примере над значком а стоят две точки, потому что звук [а] находится между мягкими согласными.

Знаки транскрипции заключаются в квадратные скобки. Мягкость согласного звука обозначается специальным значком – апострофом [’], который ставится после мягкого согласного: [б’] – мягкий согласный б .

Образец фонетической транскрипции:

Что ж вы упустили лодку?

[што"ш вы упус’т’uл’и ло"тку].

Фонетический разбор – анализ звучания слова (сочетания слов), а именно: определение звукового состава слова, артикуляционные и акустические характеристики отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова (звуков) и написания слова (букв).

Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме:

1. Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить ударение.

2. В транскрипции проставить знаки слогораздела (дефис или вертикальную черту), определить количество слогов в слове, отметить ударный слог.

3. В столбик выписать буквы сло"ва, рядом – звуки, указав соответствие звуков и букв. Указать количество букв и звуков в слове.

4. Каждому звуку дать фонетическую характеристику: для гласного звука указать ударный звук или безударный; для согласного звука – сонорный, звонкий или глухой звук, твердый или мягкий (с указанием парности).

Образец фонетического разбора:

Яма – 2 слога, первый ударный.

я – – согласный, сонорный, мягкий непарный.

– [а] – гласный ударный.

м – [м] – согласный, сонорный, твердый парный.

а – [а] – гласный безударный.

В этом слове 3 буквы и 4 звука.

Продолжение следует

О.А.ВОЛОШИНА,
г. Москва

Русский язык

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА

7.Согласные звуки

Понятие о согласных звуках.

Согласные звуки состоят из шума или из голоса и шума. При их образовании выдыхаемый воздух при прохождении через речевые пути наталкивается на различные преграды. Струя воздуха преодолевает их, в результате чего образуется шум. Всего в русском языке 36 согласных звуков:

[ б ], [ б’ ], [ в ], [ в’ ], [ г ], [ г’ ], [ д ], [ д’ ], [ ж ], [ з ], [ з’ ], [ й’ ], [ к ], [ к’ ], [ л ], [ л’ ], [ м ], [ м’ ], [ н ], [ н’ ], [ п ], [ п’ ], [ р ], [ р’ ], [ с ], [ с’ ], [ т ], [ т’ ], [ ф ], [ ф’ ], [ х ], [ х’ ], [ ц ], [ ч’ ], [ ш ], [ щ’ ].

Твердые и мягкие согласные.

мягкости /твердости .

Большинство твердых и мягких согласных образуют пары:
[ б-б’, в-в’, г-г’, д-д’, з-з’, к-к’, л-л’, м-м’, н-н’, п-п’, р-р’, с-с’, т-т’, ф-ф’, х-х’].

Не имеют парных звуков твердые согласные: [ ж ], [ ш ], [ ц ]
и мягкие согласные: [ ч’], [ щ’], [ й’].

Глухие и звонкие согласные.

Согласные звуки различаются по звонкости /глухости .

Глухие согласные звуки целиком состоят из шума. В этот ряд входят следующие согласные звуки: [ п ], [ п’], [ ф ], [ ф’], [ к ], [ к’], [ т ], [ т’], [ ш ], [ с ], [ с’], [ х ], [ х’ ], [ ц ], [ ч’], [ щ’].

В образовании звонких согласных звуков участвует голос, они состоят из шума и голоса. К ним относятся следующие звуки: [ б ], [ б’], [ в ], [ в’], [ г ], [ г’], [ д ], [ д’], [ ж ], [ з ], [ з’], [ й’], [ л ], [ л’], [ м ], [ м’], [ н ], [ н’], [ р ], [ р’].

Большинство звонких и глухих согласных образуют пары:
[б-п, б’-п’, в-ф, в’-ф’, г-к, г’-к’, д-т, д’-т’, ж-ш, з-с, з’-с’].

Не имеют парных звуков глухие согласные: [ х ], [ х’ ], [ ц ], [ ч’], [ щ’]
и звонкие согласные: [ й’], [ л ], [ л’], [ м ], [ м’], [ н ], [ н’], [ р ], [ р’].

Сонорные звуки.

Сонорными являются звуки [ л ], [ л’], [ м ], [ м’], [ н ], [ н’], [ р ], [ р’]. Они всегда звонкие, не оглушаются ни при каких условиях.

Правописание звонких и глухих согласных в корне.

Для проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова перед согласными, необходимо изменить слово или подобрать однокоренное ему слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или один из сонорных л, м, н, р , например: дуб - дуб ы, прос ьба - прос ить, низ кий - низ енький.

Правописание непроизносимых согласных.

Для проверки написания слов с непроизносимыми согласными, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, в котором эти согласные произносятся отчетливо, например: сол нце - сол нышко, свист нуть - свист еть.

Обозначение мягких согласных на письме.

Мягкость согласных звуков на письме обозначается разными способами:

1) при помощи ь на конце слова, например: кровь , уголь , соль , мать , шесть ;

2) при помощи ь в середине слова после мягкого согласного перед другим (твердым или мягким) согласным, например: нянь ка, кось ба, вось мой, тесь ма, конь ки;

3) при помощи ь всегда обозначается мягкость согласного в середине слова после буквы л , например: мель ком, паль то . Однако, удвоенное сочетание лл пишется без ь : алл ея, паралл ель ;

4) при помощи букв е, ё, ю, я в тех случаях, когда они употребляются после согласной буквы, например: пе л [п’эл], нё с [н’ос], лю к [л’ук], мя л [м’ал].

Исключение:
а) в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными буквами ь для обозначения мягкости не пишется, например: мощн ый, хищн ый ;
б) ь не пишется для обозначения мягкости согласных в некоторых словах, о правописании которых необходимо справляться в орфографическом словаре, например: пенс ия, мост ик, гвозд и .

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки