Русский писатель Антоний Погорельский (псевдоним А. А. Перовского) в 1829 году написал удивительную повесть (иногда ее называют сказкой) – «Черная курица, или Подземные жители».

Удивительно и то, что его волшебная повесть-сказка стала первым литературным произведением, написанным на русском языке для детей.

Алеша встречает черную курицу

Главный герой сказки – мальчик Алеша. Тогда на Васильевском Острове находился пансион, где обучались ежегодно тридцать-сорок мальчиков, в том числе – наш Алеша. Алешу любили все: и учителя, и дети, так как он хорошо учился и был добрым и приветливым мальчиком.

Еще бы он не учился! Это были самые интересные дни в пансионе. А вот в субботу, когда товарищи разъезжались по домам, Алеше было очень одиноко. Родители, небогатые помещики, жили слишком далеко. Они отвезли мальчика учиться в Петербург, заплатив за несколько лет вперед за его обучение.

По выходным Алеша развлекался тем, что кормил курочек во дворике. Особенно полюбилась ему Чернушка, чёрная курочка с хохолком. Ему казалось, что и курочка ласково кружилась возле него.

Спасение Чернушки

Как-то раз, готовясь к празднику, кухарка надумала приготовить курицу… Чернушку.

«Кудах, кудах, кудах, Алеша, спаси меня. Кудах, кудах, кудуху, Алеша, спаси Чернуху», –

Послышалось Алеше сквозь обычное кудахтанье. Бросившись кухарке на шею, Алеша умолял ее не убивать Чернушку, и отдал золотой империал – дорогую монету, которую долго хранил.

Волшебство Чернушки

Ночью Алеше показалось, что его кто-то зовёт… открыл глаза и увидел Чернушку! И она говорила человеческим голосом! «Скорее, Алеша! Одевайся! Пойдем со мной!».

И Алеша пошел за Чернушкою. Они прошли переднюю, сени, две комнаты, в которых жили столетние старушки-голландки. Алеша никогда не заходил туда раньше. Наконец, они пришли в большую залу. Со стен соскочили рыцари в блестящих латах и бросились на курочку. Чернушка сражалась с ними, распустив крылья. Но Алеше стало страшно… и дальше он ничего не помнил. Дело в том, что в ту ночь Алеша нарушил запрет Чернушки – ничего не трогать, что бы он не увидел. А увидел Алеша кошку и попросил у нее лапку…

На следующую ночь все было по-другому. Они опять прошли с Чернушкой, но теперь уже Алеша ничего не трогал.

Пройдя одну большую залу и войдя в другую, Алеша увидел много маленьких людей, целый народ. Пришел их король и наградил Алешу – за то, что тот спас министра сказочного королевства. Вот кем, оказывается, была его Чернушка! Алеша попросил такую награду: знать любой урок, не уча, и король дал ему конопляное семечко. Только говорить о сказочном маленьком народе и о том, что он видел, никому было нельзя.

Алеша зазнается

Теперь Алеша блестяще отвечал любой урок. Сначала он стеснялся своей неожиданной славы, но позже привык к ней.

Он стал задаваться и шалить. Однажды учитель в сердцах задал расшалившемуся мальчику выучить двадцать страниц наизусть. Он полагал, что трудное задание несколько остудит пыл мальчика. Но Алеша, напротив, шалил еще сильнее, но на следующий день… забыл семечко. И, конечно же, не сумел ничего рассказать. Его оставили в спальне, где он должен был выучить урок.

Но семечка не было… К сожалению, забылась и привычка трудиться. Алеша, когда-то способный мальчик, не мог выучить и нескольких страниц…

Чернушка спасла его от наказания, принеся зерно, но не скрыла своего огорчения – что с ним стало, и очень просила Алешу исправиться.

Предательство и возмездие

Наутро он, как и раньше, блестяще рассказал урок. Но учитель стал расспрашивать: а когда же Алеша его выучил? Алеша не мог сказать ничего вразумительного. Тогда учитель приказал принести розги. Алеша испугался. От страха он забыл данное Чернушке обещание и все рассказал: и про маленький народ, и про подземного короля, и про черную курочку... но кто же поверит в такое? И Алешу высекли.

Вечером пришла Чернушка – теперь уже попрощаться. Теперь, сказала она, ее народу придется далеко уехать. Со слезами просила она ещё раз Алешу исправиться.

Наутро Алеша заболел. Он болел больше месяца.

А выздоровев, старался быть добрым и послушным мальчиком, снова стал прилежно учиться. И его снова полюбили дети и учителя.

Правда, по двадцать печатных страниц он выучить не мог, но, впрочем, заканчивает сказку писатель, ему столько больше и не задавали.

Эта история произошла на Васильевском острове. Девяти или десятилетний мальчик по имени Алеша обучался и жил в пансионе. Помимо него там проживало еще воспитанников сорок. Пару лет до этих событий отец и мать привезли его в столицу. Оставив деньги за несколько лет, родители вернулись домой. Дом их находится далеко и поэтому давно Алеша не видел родителей. Он отличался примерным поведением и поэтому все с лаской к нему относились.

Уроки в пансионате проходили очень интересно. Алеша прилежно учился и старался всегда знать урок. Ему нравилась

Учеба, а дни пролетали очень быстро. На выходные все ученики уезжали домой, только Алеша оставался в пансионате. Он чувствовал себя одиноко, единственным развлечением было кормить курочек. Они жили в специальных домиках вдоль забора. Иногда мальчик долго стоял возле забора и наблюдал за прохожими.

Среди курочек была любимица воспитанника – черная курочка с длинным хохолком, он звал ее Чернушкою. Однажды на праздник кухарка хотела зарезать Чернушку. Она начала бегать за ней с ножом. Курочка испуганная металась и Алеша бросился защищать свою любимицу. Он решил, во что бы то ни стало, спасти Чернушку, предложил

Кухарке выгодную сделку. Мальчик отдал за жизнь курочки свое единственно сокровище – империал. Он достался ему от бабушки, Алеша хранил его как талисман. Кухарка взяла империал и сохранила жизнь курочке.

Ночью к мальчику пришла Чернушка и заговорила с ним. Она позвала его с собой. Алеша не понимал, куда они могут идти, если все двери закрыты, а все вокруг погружено в темноту. Неожиданно у курочки засветились глаза, словно две свечи. Освещая путь, она повела Алешу за собой. Чернушка начала хлопать крыльями и, чудесным образом, двери распахивались. Они пошли через комнаты, в которых мальчик никогда не был. Зашли в комнату, где проживали две старушки-голландки. Дверь туда всегда была закрыта. Проходя мимо попугая, Алеша только хотел с ним поговорить, но курочка строго запретила трогать что-либо.

Мальчику было все любопытно и тяжело, оказалось, сдерживать себя. Проходя комнату за комнатой, мальчик заметил кошку. Он не сдержался и попросил ее подать лапку. Она громко замяукала и разбудила попугая. Птица крикнула: «Дурак! Дурак!». Они поспешили к двери и, войдя в нее, очутились в огромной комнате, похожей на зал. Пара рыцарей в железных латах одиноко висели на стене. Курочка и мальчик направились через весь зал к выходу. В этот момент, неожиданно, рыцари резко спрыгнули со своих мест. Алеша очень испугался, его сердце бешено стало биться, но курочка кинулась на защиту. Она начала раздуваться и стала огромных размеров. Курочка кинулась в схватку с рыцарями, нахохлилась и била крыльями. Мальчик так испугался, что потерял сознание.

Проснувшись утром, Алеша подумал, что все происшествие был просто сон. Наступила ночь, Чернушка снова пришла к нему и позвала. В этот раз он шел и больше ничего не трогал. И опять они оказались в большой комнате с рыцарями. Когда, пройдя всю комнату, они вошли в дверь, то Чернушка исчезла. Комнату начали заполнять странные люди, невысокого роста и в ярких одеждах. Они едва доходили до груди мальчика. Появился король и направился к Алеше. Он начал благодарить за то, что он спас Чернушку. Оказывается, курочка была министром подземных жителей. За такой поступок король отблагодарил мальчика, подарив ему конопляное зернышко. Теперь можно не выучив урок всегда его знать. Семечку король отдал мальчику и взял с него обещание не рассказывать о случившимся. Когда начались классы, Алеша мог ответить любой урок. Сначала он очень стеснялся, но со временем свыкся. Теперь Чернушка перестала его навещать.

С появлением зернышка, мальчик очень изменился. Ему больше ненужно было прикладывать усилия к учебе. Он начал шалить, спорить с учителем и плохо себя вести. Однажды учитель для того, чтоб его проучить и приструнить, задал выучить мальчику много страниц. Нужно было рассказать двадцать страниц урока. Алеша специально шалил еще больше в этот день. Он не учил урок и, конечно, не смог ничего рассказать. Зернышко у него пропало. Тогда мальчика оставили в спальне продолжать учить урок. Алеша опять не смог вымолвить ни слова.

Когда стемнело, пришла курочка с конопляным зернышком. Она отдала подарок короля Алеше и просила его исправиться. Теперь мальчик смог рассказать урок, чем сильно удивил учителя. Учитель поинтересовался, как удалось выучить так быстро столько страниц. Мальчик растерялся и ничего толком объяснить не смог. Тогда велели принести розги. Алеша испугался и поведал о курочке-министре, империале, подарке короля и подземных жителях. Он забыл об обещании, данном королю. Конечно, ему не поверили, и мальчика высекли розгами.

Ночью пришла курочка, ее сковывала цепь. Чернушка сообщила, что подземные жители вынуждены переселиться далеко из-за предательства Алеши. Она просила мальчика измениться. Перед тем как исчезнуть под кроватью, министр пожал Алеше руку.

На следующее утро мальчик бился в тяжелой горячке. Болел Алеша тяжело шесть недель. После своего выздоровления больше не шалил и вел себя прилежно. Он взялся за учебу и все брали с него пример. Его снова все полюбили за прилежное поведение. Теперь он не мог знать урок, не выучив его. Особенно выучить двадцать страниц, да, впрочем, это уже было и не нужно.

Черная курица, или Подземные жители

Алеша - мальчик 9-10 лет

Чернушка (министр)

Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, жил-был содержатель мужского пансиона.

В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед. Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.

Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. Алеши кормил курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе.

Особенно любил черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других.

Однажды к празднику кухарка ловила курицу, и Алеша, бросившись ей на шею, не дал убить Чернушку. Отдал кухарке за это империал - золотую монету, подарок бабушки.

После праздника лег спать, почти уснул, но услышал, как кто-то его зовет. К нему пришла чернушка и сказала человеческим голосом: поди за мною, я тебе покажу что-нибудь хорошенькое. Одевайся скорее! И он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали все вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли через переднюю.

Дверь заперта ключом, - сказал Алеша; но курочка ему не отвечала: о....

Уже более 150 лет живет, не теряя своей актуальности, литературное творение Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание произведения, переданное ниже, позволит читателям обратить внимание на то, что для автора очень важны общечеловеческие ценности. Именно о них он пытается языком сказки говорить с подрастающим поколением.

Из истории написания произведения

Волшебная сказка про подземных жителей была написана специально для Алеши Толстого — воспитанника Алексея Алексеевича Перовского. Так звучит настоящее имя автора повести. Он приходился дядей будущему знаменитому писателю, драматургу, общественному деятелю Алексею Константиновичу Толстому.

В 1829 году сказка была опубликована и сразу получила восторженные отклики читателей, критиков, педагогов. Детской аудитории также полюбилась книга «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание, отзывы тех, кто прочитал сказку, часто печатались в прессе тех времен. Уже тогда произведение неоднократно переиздавалось отдельной книгой, а также включалось в лучшие сборники для детского чтения.

Главные герои сказки

Сказка «Черная курица, или Подземные жители», краткое содержание которой представлено в статье, не отличается большим количеством действующих лиц. Все события, описанные в произведении, происходят с маленьким мальчиком Алешей, которому лет 9-10 от роду. Живет он в Санкт-Петербурге, в пансионате для детей. Здесь мальчик получает образование.

Одним из любимых занятий юного воспитанника было чтение книг, которые он брал из личной библиотеки учителя-немца. Большую часть ее составляли рыцарские романы. Истории, описанные в них, производили огромное впечатление на Алешу.

Было еще одно занятие, которое доставляло мальчику большое удовольствие. Во время прогулок по двору он любил кормить курочек, живших здесь же в специальной постройке.

Среди птиц была курочка по кличке Чернушка. Она позволяла Алеше подходить к себе близко и даже гладить перышки. Это забавляло и удивляло мальчика. Курочка и стала еще одним главным героем повествования.

«Черная курица, или Подземные жители»: краткое содержание по частям

Антоний Погорельский не обозначил в сказке отдельных глав. Но произведение изложено так, что читатель сам легко находит смысловые части.

Первая из них посвящена, как говорилось выше, знакомству читателя с главными героями событий — мальчиком Алешей и курочкой Чернухой. История началась после того, как Алеша уговорил кухарку оставить в живых свою любимую курочку. Он спас Чернушку, подарив Тринушке империал — самую дорогую вещицу, которой владел.

Вскоре выясняется, что черная курица очень необычна. Она является министром у короля, который правит народом, живущим в этих местах под землей уже много-много лет. Чернушка в благодарность мальчику пожелала познакомить его с фантастической страной.

Пройдя несколько испытаний, Алеша и курочка оказываются на приеме у короля. Все жители и сам правитель очень признательны Алеше за тот благородный поступок, который он совершил, спасая их министра. Каждый хочет отблагодарить мальчика. После разговора с королем Алеша получает в подарок волшебное конопляное зернышко, которое сделало так, что мальчик без каких-либо собственных усилий превратился в лучшего ученика школы. Чтобы зернышко не теряло своей магической силы, его обладатель не должен был рассказывать никому о существовании волшебной страны. Тайна должна храниться еще и потому, что после ее оглашения все жители подземного королевства обязаны были покинуть родину навсегда, что сделало бы их несчастными.

Возвращение Алеши из подземного королевства

Именно так можно озаглавить следующую часть произведения «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание по главамподводит читателя к событиям, которые будут происходить с мальчиком в реальной жизни.

Школьные учителя и товарищи Алеши стали замечать у него уникальные способности к учебе. Слух об этом быстро распространился по городу. Талант мальчика был замечен всеми. И сам Алеша быстро привык к знакам внимания.

Поначалу он всегда помнил о Чернушке, благодаря которой и получил популярность. Но постепенно стал забывать о своей любимой курочке. Он вспомнил о ней тогда, когда потерял конопляное семечко, а вместе с ним и способность отвечать уроки, не уча их.

Министр подземных жителей сразу пришел на помощь своему другу. Но, возвращая мальчику потерянное сокровище, настоятельно советовал подумать над тем, каким человеком он стал. Алеше еще раз напомнили о необходимости хранить тайну подземных жителей.

Заключительные части

Повествование «Черная курица, или Подземные жители», краткое содержаниекоторого передано в статье, заканчивается не совсем обычно для произведения этого жанра.

Читатель узнает, что мальчика начинают преследовать неудачи. Он теряет доверие воспитателей пансионата, своих товарищей. А самое главное - Алеша осознает, что предал целый народ во главе с их королем и курочкой-министром. Ведь ему не удалось сохранить тайну. Все это приводит главного героя к тяжелым психологическим переживаниям.Но именно они изменили мальчика, сделав его сильнее.

Формирование характера Алеши

Антоний Погорельский, сочинивший сказку «Черная курица, или Подземные жители», краткое содержаниекоторой приведено здесь, вместе с передачей сюжета неоднократно указывает на черты характера, которыми обладал его главный герой.

В начале сказки все видят доброго, застенчивого мальчика, которого любят окружающие. Затем волшебный дар, полученный простым путем, меняет характер Алеши. Он становится заносчивым, непослушным. Теряет друзей, уважение к себе. Но это до определенного момента мало заботит его.

Именно о последствиях такого поведения маленьких читателей предупреждает автор сказки «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание, главные герои произведения, сюжет подводят к заключению, что все полезное для души человек может получить лишь своим трудом.

Антоний Погорельский

«Чёрная курица, или Подземные жители»

Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, жил-был содержатель мужского пансиона. В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд. Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.

Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал своё одиночество. Алеша кормил курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других.

Однажды к празднику кухарка ловила курицу, и Алеша, бросившись ей на шею, не дал убить Чернушку. Отдал кухарке за это империал — золотую монету, подарок бабушки.

После праздника лёг спать, почти уснул, но услышал, как кто-то его зовёт. К нему пришла чернушка и сказала человеческим голосом: поди за мною, я тебе покажу что-нибудь хорошенькое. Одевайся скорее! И он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали все вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли через переднюю.

— Дверь заперта ключом, — сказал Алеша; но курочка ему не отвечала: она хлопнула крыльями, и дверь сама собою отворилась.

Потом, прошед через сени, обратились они к комнатам, где жили столетние старушки-голландки. Алеша никогда у них не бывал. Курочка опять хлопнула крыльями, и дверь в старушкины покои отворилась. Прошли во вторую комнату, и Алеша увидел в золотой клетке серого попугая. Чернушка сказала ничего не трогать.

Проходя мимо кошки, Алеша попросил у неё лапки… Вдруг она громко замяукала, попугай нахохлился и начал громко кричать: «Дуррак! дуррак!» Чернушка поспешно удалилась, и Алеша побежал за нею, дверь вслед за ними сильно захлопнулась…

Вдруг вошли они в залу. По обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах. Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько- тихонько… В конце залы была большая дверь. Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен два рыцаря и бросились на чёрную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья и вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на неё наступали, а она защищалась крыльями и носом. Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало, и он упал в обморок.

На следующую ночь опять пришла Чернушка. Опять пошли, но в этот раз Алеша уже ничего не трогал.

Вошли они в другую залу. Чернушка ушла. Тут вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. Они не замечали Алеши. Затем вошёл король. За то, что Алеша спас его министра, Алеша теперь знал урок, не уча. Король ему дал конопляную семечку. И просили ничего никому про них не рассказывать.

Начались классы, и Алеша знал любой урок. Чернушка не приходила. Алеша сначала стыдился, а потом привык.

Притом Алеша сделался страшным шалуном. Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру и надеялся, что он, по крайней мере, в этот день будет смирнее. Но Алеша в этот день нарочно шалил более обыкновенного. На следующий день не мог выговорить ни слова, потому что не было семечки. Его отвели в спальню и сказали выучить урок. Но к обеду Алеша ещё не знал урок. Его опять там оставили. К ночи появилась Чернушка и вернула ему зерно, но просила исправиться.

На следующий день ответил урок. Учитель спросил, когда Алеша выучил урок. Алеша растерялся, велели принести розги. Учитель сказал, что не будет пороть, если Алеша скажет, когда выучил урок. И Алеша все рассказал, забыв про обещание, данное подземельному королю и его министру. Учитель не поверил, и Алешу высекли.

Пришла Чернушка попрощаться. Она была закована цепью. Сказала, что народу теперь придётся переселиться далеко. Попросила Алешу ещё раз исправиться.

Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать. На другой день поутру у Алеши была горячка. Недель через шесть Алеша выздоровел и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.

Сорок лет назад в Санкт-Петербурге, был мужской пансион. В нем обучалось около сорока детей. Среди них был мальчик по имени Алеша, которому было лет десять. Его родители жили далеко от столицы. Они оплатили обучение Алеши в пансионе на несколько лет вперед и уехали домой. Алеша был милым умным ребенком. Усердно и хорошо учился, все его ласкали и любили.

Будние дни проходили для Алеши быстро и приятно, но по субботам все его товарищи отправлялись домой к родным, и он оставался совсем один. Чтоб как-то скрасить свое одиночество Алеша стал подкармливать курочек, которые жили на территории пансиона в специально построенном домике. Особенно ему нравилась черная хохлатая курочка, которую звали Чернушка. Однажды он спас свою любимицу от кухарки, которая хотела приготовить Чернушку на праздничный обед. За спасение курочки Алеша отдал кухарке подарок своей бабушки - золотой империал.

После праздника Алеша лег спать и в полудреме услышал, как кто-то зовет его. Он увидел Чернушку, которая человеческим голосом звала его посмотреть на что-то хорошее. Алеша пошел за курочкой. Пройдя через переднюю, они оказались перед запертой дверью. Чернушка хлопнула крыльями и дверь открылась. Потом они прошли через сени к комнатам старушек-голландок. Алеша там никогда до этого не был. В одной из комнат мальчик увидел серого попугая в золотой клетке. Чернушка наказала Алеше ничего не трогать, но Алеша ослушался и попросил у кошки лапки. Попугай поднял шум, кошка начала громко мяукать, а чернушка скрылась.

Потом они вошли в большой зал. Там на стенах висели рыцари в блестящих латах. Чернушка шла впереди, а Алеша следом за ней. Когда они подошли к большой двери в конце зала, со стен спрыгнули два рыцаря и напали на Чернушку. Курочка вдруг стала большой-большой и начала сражаться с нападающими. Алеша испугался и упал в обморок.

Следующей ночью Чернушка снова пришла. На этот раз Алеше послушался и уже ничего не трогал. Они пришли в другой зал. Туда пришло много маленьких людей в разноцветных нарядах. Следом за ними вошел король. Оказалось, что Алеша спас министра и за это его отблагодарили тем, что он теперь знал урок, даже не уча его.

Чернушка больше не приходила. Алеша стал шалить. За непослушание Чернушка забрала у него волшебную семечко, которую он получил в подарок от короля. Без этой семечки Алеша не мог ничего выучить. Два дня мальчик е мог сказать ни слова и его наказывали, закрывая в спальне. Следующей ночью Чернушка вернула ему семечко и попросила исправиться.

Учитель заподозрил неладное и начал спрашивать у Алеши, когда тот успел выучить урок. Принесли розги. Учитель пообещал не пороть мальчика, если он расскажет ему правду. Алеша испугался и рассказал учителю о своей встрече с подземельным королем. Ему не поверили и все равно высекли.

Чернушка пришла попрощаться. Она сказала, что теперь ее народу придётся переселиться далеко. На следующий день у Алеши началась горячка. Выздоровел он только через шесть недель, но снова стал старательным учеником и примером для своих товарищей по пансиону.