1. сочинительной связью.

Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трех европейских государств, (2) а вечером я еще успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но за день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти…

Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.

Ответ: 2, 3.

2. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятую(ые) между частями, связанными сочинительной связью.

Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство, (1) щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, (2) но больше всего любил он вольную жизнь и однажды тайно покинул царский двор. Мечтал он о таком искусстве, (3) которое стало бы родным всем, (4) как простая русская песня, (5) чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились хохломские чашки, (6) украшенные пышными цветами и тонкими веточками. (По Н.Беднику)

Ответ: 2.

3. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Такова легенда. Рассказывают ее всегда чуть-чуть по-разному, (1) и каждый любознательный сможет прочитать ее в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, (2) в ней много вымысла, (3) но ее правда в том, (4) что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, (5) когда передаются из рук в руки, (6) от учителя к ученику. (По Н.Беднику)

Ответ: 1, 3.

4. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Легко упрекать других, (1) когда находишься в положении бедственном, (2) но обязательно надо вспомнить и самого себя. Не могу сказать, (3) что при мне был точно такой случай, (4) но нечто подобное обнаруживал я и в своем собственном поведении – (5) желание отойти, (6) уклониться, (7) не ввязываться… И, (8) уличив себя, (9) начал понимать, (10) как привычно стало это чувство, (11) как оно пригрелось, (12) незаметно укоренилось. (Д.Гранин)

Ответ: 2, 4.

5. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, (1) которые были ярко освещены. Цепь фонарей бежала над ним высоко в небе, (2) и фонари походили на шары, (3) наполненные ослепительным кипящим молоком.

Он ехал по набережным, (4) вдоль каменных оград, (5) где бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, (6) черная и блестящая, (7) как смола, (8) а город опрокидывался в воду, (9) тонул, (10) уплывал и не мог уплыть, (11) только растворялся нежными золотистыми пятнами. (Ю.Олеша)

Ответ: 2, 8.

6. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Много озер на свете – больших и малых, (1) глубоких и мелких, (2) суровых и живописных, (3) но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, (4) и нет другого такого водоема в мире, (5) который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком озере не сложено так много легенд и сказаний, (6) песен и стихов, (7) поэм и рассказов. (По А.Муранову)

Ответ: 3, 4.

7. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Понимаешь, (1) какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию, (2) и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Когда я останавливался, (3) он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, (4) он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, (5) но на телефонную станцию не пошел. Я погладил его по спинке, (6) и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, (7) его уже не было. (По К.Паустовскому)

Ответ: 2, 6.

8. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим торопливым оглушительным криком, (1) а жабы вторили им более редким, (2) мелодическим грустным уханьем. Изредка над головой пролетала с пугливым кряканьем утка, (3) да слышно было, (4) как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. Выпали первые звезды, (5) и никогда их мерцающее сияние не казалось мне таким золотым, (6) таким чистым, (7) кротким и радостным. (А.Куприн)

Ответ: 1, 3, 5.

9. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Вскоре на западе стала заниматься заря, (1) и свет подошел на восток, (2) как будто заря утренняя внизу, (3) невидимо за чертой горизонта, (4) взяла вечернюю и потянула к себе. Я шел очень скоро и так согрелся, (5) что не заметил даже, (6) как сильный мороз схватил траву и первые цветы. Когда же прошел заутренний час и мороз вступил в силу, (7) я взял один лиловый листок и хотел отогреть его теплой рукой, (8) но цветок был твердый и преломился в руке. (М.Пришвин)

Ответ: 1, 8.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1. сложноподчиненного предложения.

Было время, (1) когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, (2) отбивая вечернюю и утреннюю зарю. Звон вырывался за околицу, (3) стлался над рекой Соротью, (4) озерами и затухал в михайловских рощах. Одни краски сменялись другими, (5) одни звуки поглощались или, (6) наоборот, (7) усиливались. Все это и еще многое другое было тем, (8) из чего складывалась жизнь пушкинской усадьбы.

Ответ: 1, 8.

2. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Что впервые заставляет человека взять в руки перо, (1) чтобы не выпускать его до конца жизни? Труднее всего вспомнить, (2) когда это началось. Очевидно, (3) писательство возникает в человеке, (4) как душевное состояние, (5) гораздо раньше, (6) чем он начинает исписывать стопы бумаг. Возникает еще в юности, (7) а может быть, (8) и в детстве.

В детстве жарче солнце, (9) гуще трава, (10) обильнее дожди, (11) ярче небо, (12) смертельно интересен каждый человек. (По К.Паустовскому)

Ответ: 1, 2, 6.

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Вероятнее всего, (1) талант накапливается по капельке, (2) передаваясь по наследству, (3) от колена к колену, (4) как цвет волос, (5) черты лица или характера. Он пробивается по родословной, (6) как огонек по бикфордову шнуру, (7) чтобы однажды, (8) в каком-нибудь там поколении, (9) разразиться ослепительным взрывом. Никто не знает, (10) что такое талант, (11) где его искать в человеке. (По В.Солоухину)

Ответ: 7, 10, 11.

4. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Пока еще сам не знаю, (1) что буду писать. Мысль существует во мне как волнение, (2) как желание передать другим все то, (3) что наполняет сейчас мой разум, (4) мое сердце, (5) все мое существо. Во что выльется мысль и какие пути она найдет для своего существования, (6) мне не ясно еще самому. Но я знаю, (7) для кого буду писать. Я буду говорить со всем миром.

Ответ: 1, 3, 6, 7.

5. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, (1) жизненную задачу, (2) он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, (3) ради чего человек живет, (4) можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все материальные блага, (5) он и оценивает себя на уровне этих благ. Если человек живет, (6) чтобы принести людям добро, (7) облегчить их страдания, (8) то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

Ответ: 2, 3, 4, 5, 6, 8.

6. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Ставя перед собой задачей карьеру или приобретательство, (1) человек испытывает больше огорчений, (2) а не радостей, (3) и рискует потерять все. А что может потерять человек, (4) который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, (5) чтобы добро, (6) которое человек делает, (7) было бы внутренней потребностью, (8) шло от умного сердца, (9) а не от головы.

Ответ: 4, 5, 6, 7.

7. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Теперь погас последний огонек в глубоких долинах, (1) и седой туман воцаряется над нами, (2) зная, (3) что пришел его час, (4) долгий час, (5) когда кажется, (6) что все вымерло на земле и уже никогда не настанет утро; (7) будут только возрастать туманы, (8) окутывая величавые в своей полночной страже горы, (9) будут глухо гудеть леса по горам и все гуще лететь снег на пустынном перевале. (И.А. Бунин)

Ответ: 3, 5, 6.

8. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Сейчас каждый знает, (1) что Земля – шар. А как это проверить?

Когда корабль уходит в море, (2) он не сразу исчезает вдали. Сначала скрывается за горизонтом его корпус, (3) потом палуба, (4) а мачты еще долго видны, (5) но, (6) наконец, (7) скрываются и они. Это происходит потому, (8) что поверхность моря выпуклая. А выпуклая она потому, (9) что Земля – шар.

Ответ: 1, 2, 8, 9.

9. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Врач почему-то не начинал прием, (1) и около дверей в тесном коридорчике, (2) освещенном чахлой лампочкой, (3) было настоящее вавилонское столпотворение. Пожилые женщины, (4) лица которых раскраснелись от духоты. Хмурые старики, (5) старшеклассницы, (6) визгливо кричащие, (7) что пройдут вне очереди, (8) потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, (9) которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета. (По К.Акулинину)

Ответ: 4, 7, 8, 9.

10. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Студент хмуро поглядывал на занавешенные окна, (1) где за окнами, (2) вероятно, (3) спали люди, (4) не слыша почтовых звонков, (5) не ощущая холода, (6) не видя злого лица почтальона. А если разбудит колокольчик какую-нибудь барыню, (7) то она повернется на другой бок, (8) улыбнется от избытка тепла и, (9) поджав ноги и положив под щеку руку, (10) заснет еще крепче.

Ответ: 1, 7.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1. бессоюзного предложения .

Задумывались ли вы над тем, (1) сколько слов в русском языке, (2) можно ли их сосчитать? Очевидно, (3) установить точное количество слов русского языка, (4) да и любого другого, (5) абсолютно невозможно хотя бы потому, (6) что лексика находится в постоянном движении: (7) одни слова уходят из языка, (8) другие закрепляются в нем.

Ответ: 7, 8.

2. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) знак (и) препинания между частями бессоюзного предложения.

Великий немой. Так называли кино, (1) когда не была еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Но первые киноролики, (2) отснятые братьями Люмьер, (3) сопровождались во время показа игрой на фортепиано.

Посетителям безмолвных киносеансов казалось, (4) что они попали в царство теней, (5) им невольно хотелось оказаться в реальном мире, (6) где видимое и слышимое находятся в неразрывном единстве. (По Л.Тарасову)

Ответ: 5.

3. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Специалисты давно заметили, (1) что у человека возникают большие трудности, (2) когда он остается наедине с книгой. Ведь важно рассмотреть то, (3) как книга написана, (4) ее художественную ценность. Появляется опасность не разглядеть хорошую, (5) настоящую книгу, (6) не отличить ее от подделки. В таких искусственных произведениях вроде бы все как надо: (7) события развиваются, (8) герои переживают. Но нет главного: чувства, (9) мысли и красоты. (По В.Пекелису)

Ответ: 7, 8.

4. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Старайтесь больше читать, (1) не глотать книги, (2) и стремитесь найти то самое главное, (3) что автор хотел сказать именно вам. Не бойтесь перечитывать книги, (4) это просто необходимо. Думаю, (5) что настоящим становится только второе прочтение художественного произведения. Тогда обязательно к первому впечатлению прибавляется новое, (6) появляются новые мысли, (7) новый взгляд на вещи.

Настоящий читатель должен обращаться с книгами как с умным собеседником, (8) они знают больше самого образованного человека.

Ответ: 4, 6, 8.

5. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Весь день то дождь хлестал, (1) то снег, (2) небо в непривычной для меня степной стороне, (3) ничем не поддерживаемое, (4) сходилось с землей очень близко, (5) и в серой мгле было трудно что-то рассмотреть.

К вечеру темная мгла стала наваливаться, (6) заставляя нас взглядывать на часы. Встречные машины прошмыгивали с зажженными фарами, (7) белый свет сомкнулся и был забит мокрым снегом, (8) придорожные деревни наплывали как-то случайно.

Ответ: 2, 7, 8.

6. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Распахнулась навстречу и откликнулась под певучими полозьями сумеречная тундра, (1) на сугробах угасали последние отблески солнца…

На другой день звероловы надели лыжи, (2) положили в заплечные мешки куски мерзлого мяса, (3) капканы и отправились в дорогу. Через полчаса ходьбы наткнулись на одинокий волчий след.

Дед поставил шесть капканов: (4) два из них обнесли невысокой изгородью из тонких жердей, (5) и в жерди понатыкали еловых лап. (По Ю.Качаеву)

Ответ: 1, 4.

7. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

За столом с приборами, (1) рядом с режиссером, (2) сидит звукооператор, (3) во время записи он передвигает рычажки, (4) следит за тем, (5) чтобы звук записывался мягко, (6) не слишком громко, (7) но и не слишком тихо, (8) а как раз как надо. Он может переговариваться с режиссером: (9) ни один звук не проникнет в студию, (10) так уж все устроено. (По М.Гумилевской)

Ответ: 3, 9, 10.

8. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Четыре дня жители испанского города Гренады не могли понять, (1) что происходит. То и дело на разных улицах без какой-либо причины раздавались резкие полицейские свистки, (2) но ни нарушителей порядка, (3) ни самих полицейских не было видно. Очень трудно приходилось шоферам: (4) резкие свистки заставляли их без конца останавливаться, (5) хотя никакой вины водители за собой не чувствовали.

На пятый день все выяснилось: (6) полицейским-невидимкой оказался вылетевший из клетки попугай, (7) умевший подражать звукам полицейского свистка. (Ю.Дмитриев)

Ответ: 4, 6.

9. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Лес шумел… В нем всегда стоял шум, (1) потому что это был старый, (2) дремучий бор, (3) которого не касались пила и топор лесного барышника. Внизу было тихо, (4) пахло смолой; (5) сквозь полог сосновых игл, (6) которыми была усыпана почва, (7) пробились яркие папоротники… В сырых уголках тянулись высокими стеблями зеленые травы; (8) белая кашка склонялась отяжелевшими головками, (9) как будто в тихой истоме. (По В.Короленко)

Ответ: 4, 5, 8.

10. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Нет в природе прежнего буйства багряных красок, (1) они сменились мягкими серебристыми полутонами. Блестящее море, (2) светлое небо, (3) далекая полоска берега – все выглядит легким и призрачным, (4) словно весь видимый мир сделан из стекла или чего-то еще более прозрачного. Это прощальная улыбка уходящего летнего света; (5) скоро ночи станут синими, (6) а потом, (7) как всюду, (8) черными. (И.Зыков)

Ответ: 1, 5.

11. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Медленно, (1) кружась в воздухе, (2) падают с берез пожелтевшие легкие листья. Тонко просвистит рябчик, (3) прокличут в небе пролетающие косяком журавли.

Что-то грустное, (4) прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Идешь, (5) бывало, (6) по осеннему, (7) расцвеченному красками лесу, (8) музыкальным поэтическим чувством наполняется душа.

Прозрачен осенью и чист воздух, (9) прозрачна вода в лесных ручьях. Еще цветут поздние цветы. Еще зеленый, (10) роняя спелые желуди, (11) стоит на краю леса старый развесистый дуб. (По И.Соколову-Микитову)

Ответ: 3, 8, 9.

12. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Поднявшееся в зенит солнце убрало с земли все тени. Пропала контурность, (1) выпуклость земных предметов, (2) подевались куда-то и свежая прохлада, (3) и горение росы, (4) и сверкание ее; (5) луговые цветы померкли, (6) вода потускнела, (7) а в небе вместо ярких и пышных облаков вуалью распространилась ровная, (8) белесоватая мгла. (В.Солоухин)

Ответ: 2, 5, 6.

М.Н. ПРИКУЛЕ,
г. Чита

1. Сложносочинённое предложение.

Сложносочинённым называется предложение, которое имеет две или более самостоятельных грамматических основ, соединённых сочинительными союзами.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

  1. Запятая ставится между частями сложного предложения, соединенного союзами:
    1. соединительными (и, да в значении и, ни... ни );
    2. противительными (а, но, да в значении по, однако, же, зато, а то, не );
    3. разделительными (или, либо, ли... ли, то... то, не те... не то );
    4. присоединительными (да, да и, тоже, также );
    5. пояснительными (то есть, а именно ).
  2. Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой (перед союзами но и да в значении "и" лишь в том случае, когда они соединяют части, которые без них были бы разделены точкой ): Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы (Ч), У меня была только синяя краска, но , несмотря на это, я затеял нарисовать охоту (Л. Т), Мне послышалось, что он заплакал, а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был и помоложе (Л.)
  3. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части , то между ними вместо запятой ставится тире : Ловкие и сильные удары кувалдами по стволам пулеметов-и фашисты уже не могут стрелять (В. Ставский). Я спешу туда ж - а там уже весь город (П.)
  1. Запятая перед союзами а, да (в значении "и"), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится :
    1. общий второстепенный член (В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги) ;
    2. если части сложносочиненного предложения имеют (Когда началась гроза , игра прекратилась и дети бросились бежать домой) ;
    3. между двумя назывными предложениями (Прогулка в лесу и катанье на лодках) ;
    4. между двумя вопросительными предложениями (Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?) .
  2. Запятая не ставится между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых (Нужно переписать работу и объяснить допущенные в ней ошибки) .
  3. Запятая ставится между частями сложносочиненного предложения, имеющими общий второстепенный член или общее придаточное предложение , если эти части соединены повторяющимся союзом (По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы) .

    Если же части предложения не соединены повторяющимся союзом, но имеют общий член, то запятая между ними не ставится : На бледном лице сверкнули глаза и вытянулся нос.

2. Сложноподчинённое предложение.

Сложноподчинённым предложением называется сложное предложение, в котором есть главная часть и зависимая (придаточное предложение). Части такого предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами .

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

  1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон , если находится внутри главного .
  2. Иногда, при интонационном подчеркивании, придаточные изъяснительные (а также условные с союзом ли ), стоящие перед главным предложением, отделяются от него не запятой, а тире : Кто весел-тот смеется (Л.-К.); Как рассказывал учитель-долго слушал у окна я (Плсщ.); Конечно, хорошо, что он с ней венчается, а как жить будут-кто знает (М. Г.); Пахарь ли песню вдали запоет - долгая песня за сердце берет; лес ли начнется - сосна да осина (Н.) (в последнем примере во второй части - неполное предложение).
  3. В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие : это имеет место тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить слова "а именно" ): Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нем и что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских.. (Л Т.)
  4. Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п. ), то запятая ставится один раз :
    1. перед союзом, если придаточное предложение следует за главным : Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все (Л.) ;
    2. после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному : По мере того как я рассказывал, он приходил в себя (М. Г.)
    Примечание. В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза; в таких случаях запятая ставится только перед второй частью сложного союза : Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости (Л. Т.); Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснется (Акс.) . Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.
  5. Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание "не" либо повторяющийся дальше сочинительный союз о, или, либо и т. п. , то придаточное предложение не отделяется от главного запятой : Важно не то что он сказал, а как он это сказал; Было шумно и когда дети играли на дворе, и когда они собирались в столовой (между придаточными предложениями запятая в подобных случаях ставится).
  6. Не являются придаточными предложениями и не отделяются поэтому запятой неразложимые выражения во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало, кто во что горазд, что есть мочи и т. п.
  7. Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется : Он обиделся, но ме сказал почему .

3. Сложное бессоюзное предложение.

Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части (простые предложения) связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей. Между частями такого предложения нет союзов .

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

    Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
  1. Между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая , если такие предложения тесно связаны между собой по смыслу : Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря (П.) .
  2. Если части бессоюзного сложного предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые , то между ними ставится точка с запятой : У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы", избы низки и большей частью покрыты соломой (П.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля (Т.) .
  3. Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга , то между ними ставится точка с запятой , а внутри этих частей простые предложения разделяются запятой: Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; взлетевший ветер около вас замирает (Т.); Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.) .
    Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:
  1. Если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить слова "а именно" ): Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. (П.) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченных столба, была полна народа (Л.) ;
  2. Если в первом предложении при помощи глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (П.); Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. О.).
      Примечания.
    1. Иногда указанные глаголы опускаются: Он подумал, понюхал: пахнет медом (Ч.) (пропущено: и почувствовал, что ).
    2. Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения, то вместо двоеточия ставится запятая: Слышу, земля задрожала (Н.) .
  3. Если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что ): Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (Ч.) .

В указанных случаях чаще всего основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится в первой части бессоюзного сложного предложения, а во второй части (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) приводится пояснение, раскрытие содержания первой части.

    Тире в бессоюзном сложном предложении ставится:
  1. Если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий : Вдруг мужики с топорами явились-лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок - ружье дало осечку (Ч.) ;
  2. Если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части: Дуб держится - к земле тростиночка припала (Кр.); Косили версту - выкосили грош (М. Г.) ;
  3. Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части: Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Кр.) ;
  4. Если в первой части указывается время совершения действия , о котором говорится во второй части (можно добавить союз когда ): Пашню пашут - руками не машут (поел.); Лес рубят - щепки летят (поел.) ;
  5. Если первая часть обозначает условие совершения действия , о котором идет речь во второй части (можно добавить союз если ): Любишь кататься-люби и саночки возить (посл.); На печи лежать - трудодней не видать (посл.);
  6. Если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой : Молвит слово - соловей поет (Л.) .

Тире ставится также в тех случаях, когда вторая часть бессоюзного сложного предложения является неполным предложением : (Я думал - волк) .

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях

Русский язык 9 класс | ID: 6414 | Дата: 6.12.2015

Вопрос № 1


Проходя мимо злополучного места, (1) с которого начинались его вчерашние страдания, (2) Тема увидел цветок, (3) лежавший опрокинутым на земле.

Введите ответ:

Вопрос № 2

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Когда теплоход отошел от берега и развернулся, (1) лётчик спустился в свою каюту, (2) открыл иллюминатор и в последний раз окинул взглядом город, (3) амфитеатром лежавший над бухтой.

Введите ответ:

Вопрос № 3

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Такой дружный топот сотен ног мне доводилось слышать только в театре, (1) когда зрители, (2) сшибая друг друга, (3) неслись в гардероб.

Введите ответ:

Вопрос № 4


Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, (1) что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, (2) где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, (3) как деготь.

Введите ответ:

Вопрос № 5

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Свистели со всех сторон бурундуки, (1) роса до полудня не высыхала на бруснике, (2) на мшистых валунах, (3) и цвел на этих камнях такой красный цветок, (4) будто горели среди мха маленькие костры.

Введите ответ:

Вопрос № 6

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд, (3) кусты на берегу, (4) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (5) стояли затаённо, (6) неподвижно.

Введите ответ:

Вопрос № 7

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Июльским полднем тропой,(1) пробитой по берегу, (2) торопливо ехал всадник с закинутым за спину ружьем. На одном из поворотов тропы он становился, (3) опустил повод и, (4) прищурив глаза, (5) внимательно смотрел на залитую полуденным солнцем реку, (6) точно ожидая, (7) не появится ли кто на ней из-за крутого поворота.

Введите ответ:

Вопрос № 8

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
И вот гимнаст повисает вниз головой, (1) а его партнерша ловко соскользнула с ракеты и в какое-то мгновение ловит его руки, (2) вкладывает ладонь в ладонь, (3) чтобы крутиться под куполом, (4) сжиматься и разжиматься, (5) как пружина, (6) отбрасывая на стены легкие, (7) стремительные тени, (8) вызывая то мертвую тишину, (9) то вздох облегчения, (10) то бешеные аплодисменты.

Введите ответ:

Вопрос № 9

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Директор с тремя помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на второй этаж. Поднявшись за ними, (1) профессор с удовольствием оглядел голубоватые стены гостиной, (2) удобную мебель, (3) маленький рабочий стол у широкого, (4) во всю стену, (5) окна. Он почувствовал, (6) что в комнате пахнет сосновым лесом, (7) и улыбнулся.

Написание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях

Внимание! Изучая эту тему, прежде всего научитесь разграничивать отыменные прилагательные и отглагольные прилагательные и причастия, поскольку их написание подчиняется разным правилам.

-Н- и -НН- в непроизводных прилагательных и прилагательных, образованных от существительных

НН- пишется:

в прилагательных с основой на -н-, образованных с помощью суффикса -н-:

картон - картон-н-ый; истина - истин-н-ый; имя - имени - имен-н-ой;

в прилагательных с суффиксами -онн-, -енн-: революционный, лекарственный.

Исключение: ветреный.

Но приставочные прилагательные безветренный, наветренный, подветренный пишутся с двойной н.

Внимание! Различаются прилагательные: ветреный (ветреный день, ветреный человек) и ветряной (ветряной двигатель, ветряная мельница, ветряная оспа).

Н- пишется:

в непроизводных прилагательных, например: юный, рьяный, свиной, багряный, пряный, румяный;

в прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-: песчаный, серебряный, утиный.

Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Правописание -Н- и -НН- в полных причастиях и отглагольных прилагательных

НН- пишется:

в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (с приставками и без приставок): купленный, влюбленный, воспитанный, заштопанный, сломанный, брошенный.

Исключения: конченый человек, раненый, контуженый, названый брат, посажёный отец, приданое, Прощёное воскресенье, крещёный;

в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов несовершенного вида, если причастие имеет зависимые слова: тканный золотом костюм, крашенная суриком стена;

в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов, на -ованный, -еванный: рифмованный, линованный, балованный, корчеванный.

Внимание! В прилагательных кованый, жеваный, клеваный пишется одна буква н (но: скованный, изжеванный, исклеванный).

Н- пишется:

в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих



ни приставок, ни зависимых слов: вареные (овощи), мороженая (рыба), путаный (след).

Внимание! В немногих прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется -нн-. Эти исключения следует запомнить: желанный, священный, неслыханный, невиданный, нежданный, негаданный, нечаянный, чеканный, чванный, медленный, недреманный, жеманный, деланный, чёрканный, считанный и др.

в прилагательном смышленый, образованном от глагола несовершенного вида смыслить,

и в сложных прилагательных с повторяющейся основой, вторая часть которых имеет приставку: читаные-перечитаные (книги), штопаные-перештопаные (носки).

Приставка не- и наличие впереди еще одного корня в слове не влияют на написание одного или двух н в прилагательных: мороженый - немороженый, свежемороженый (но замороженный - незамороженный, свежезамороженный).

-Н- в кратких причастиях, кратких прилагательных И наречиях

Отличие кратких причастий от кратких прилагательных

В кратких причастиях всегда пишется только одна н: окна занавешены, дерево срублено.

В кратких прилагательных и наречиях пишется столько же н, сколько и в полных прилагательных,

от которых они образованы: обыкновенные люди - люди обыкновенны - съездили обыкновенно.

Внимание! Некоторые причастия в полной форме совпадают с отглагольными прилагательными. Краткую форму таких причастий и прилагательных следует различать: Тучи рассеяны ветром. Выставка организована ветеранами. (Что сделано чем-то? кем-то? - краткие причастия). Студенты рассеянны и неорганизованны. (Каковы? - краткие прилагательные).

Можно указать на следующие признаки кратких причастий:

обозначают действие и могут быть заменены глаголами: парта собрана за час - парту собрали

за час. Сравните: моя мама очень собранна;

при них есть или к ним можно добавить зависимое слово в творительном падеже: парта собрана (кем?) учениками.

Внимание!

В существительных, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько н, сколько их было в производящей основе: избранный - избранник; путаный - путаник; воспитанный - воспитанник.

Типы сложноподчиненного предложения

Понятие о сложноподчинённом предложении

Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит

от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая - придаточной. Части СПП соединяются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части. Например: И все рыбы с ужасом умчались прочь в свою глубокую глубину, когда мы с хохотом взбивали сверкающие пенистые водопады (Гайдар). И чёрный усатый рак, которого я вытащил из его подводной страны, в страхе забился и запрыгал (Гайдар). Мы подошли к ограде с той стороны, откуда караулили усадьбу высокие, как солдаты, цветы - подсолнухи (Гайдар). Тут мы увидели на опушке бревенчатый дом и сразу же догадались, что здесь живёт дочь сторожа Валентина и её сын Фёдор (Гайдар).

Подчинительные союзы имеют следующие разряды по значению:

временные: когда, пока, едва, лишь;

причинные: так как, потому что, ибо (устар.);

условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);

целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);

уступительные: хотя, несмотря на то что;

следствия: так что;

сравнительные: как, словно, будто, точно, чем;

изъяснительные: что, как, чтобы.

Кроме того, бывают составные подчинительные союзы: в то время как, как будто, лишь только, в связи

с тем что, с той целью чтобы, до тех пор пока.

Союзные слова являются:

относительными местоимениями (кто, что, какой, чей, который, сколько и др.);

местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.).

В отличие от союзов, союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части.

Некоторые союзные слова (что, как, когда, чем - форма местоимения что) омонимичны союзам. Для того чтобы их различить, необходимо попытаться заменить союзное слово на знаменательное (если такая замена невозможна - это союз): Я знаю, что ты меня любишь - союз. Я знаю, что (какую вещь) мне купят в подарок - союзное слово, дополнение. На союзное слово, кроме того, падает фразовое ударение: Я разбил вазу и не знаю, что (какие слова) мне маме сказать.

Внимание!

Критерием разграничения союзов и союзных слов часто может служить тип придаточного предложения, поскольку некоторые из них присоединяются только союзами или только союзными словами.

При определении типа придаточного предложения учитываются средства связи и смысловые отношения между главной и придаточной частями.

В большинстве случаев от главной части к придаточной может быть задан вопрос, выявляющий смысловые отношения между частями. Особую группу составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых вопрос к придаточной части не ставится.

Придаточная часть может относиться к определённому слову в главной части или ко всей главной части в целом.

Придаточная часть может располагаться за главной частью, перед главной частью или внутри главной части.

Внимание!

Некоторые типы придаточных могут располагаться только после главных или определённых слов

в главном предложении, расположение же других типов придаточных свободное.

В главной части могут быть указательные слова, которые показывают, что при главной части имеется придаточная. Это указательные местоимения и местоимённые наречия то, тот, такой, там, туда, тогда, столько и другие, которые выступают в паре с определёнными союзами и союзными словами: то - что, там - где, столько - сколько и т. д. При определённых типах придаточных наличие указательного слова обязательно, в этом случае придаточное относится именно к нему.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Запятые между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения

Придаточная часть в сложноподчинённом предложении выделяется запятыми с двух сторон, если стоит внутри главной части: Несколько антоновских яблок, которые случаем остались на дереве, превратились в пухлые белые лампы (Коваль). Если же придаточная часть стоит перед главной частью или после неё, то отделяется от неё запятой: Когда мне нездоровится, я люблю завернуться в тёплый плед и читать любимые детские книжки. Однажды я плыл на корабле и видел, как идёт снег в море (Гришковец).

Запятая между главной частью и придаточной, присоединяемой простым союзом или союзным словом, не ставится:

если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и: Скоро станет известно и кто совершил это преступление. Не простил он меня и когда прошло много лет после этих событий;

если перед подчинительным союзом или союзным словом есть частица не: Мне было интересно узнать не что он уже сделал, а что собирается ещё сделать. Меры предосторожности принимать надо не когда начался пожар, а значительно раньше;

если придаточная часть сокращена до союзного слова: Я бы тоже желал знать почему (Л.Толстой). Не знаю почему, но я его не понимал (Трифонов). Пригласили кого-то из игроков их команды, но хотелось бы знать кого;

если придаточная часть, благодаря союзам и, или, включается в ряд однородных членов: Во время учёбы в школе и когда поступил в университет, я не очень об этом задумывался. Ему вдруг захотелось мороженого и чтобы оно было фруктовое, кисленькое, в хрустящем вафельном стаканчике. Приходи ко мне каждый день или когда тебе захочется.

Запятая перед простым подчинительным союзом при усилительно-ограничительных союзах

Если перед простым подчинительным союзом стоят усилительно-ограничительные слова (частицы, союзы или их сочетания, вводные слова) особенно, даже, в частности, в том числе, в особенности, а именно, а также, а (но) только, как раз, лишь, исключительно, только и др., то запятая ставится перед ними, а не перед союзом.

Например: Сестра обещала мне сшить платье для куклы, но только когда она сделает все уроки. Хорошо в конце мая в лесу, особенно когда распускаются ландыши. Она любила весной летать в Киев, чтобы повидаться с друзьями, а также чтобы насладиться цветением каштанов. Неплохо зимой хотя бы раз в месяц ходить в консерваторию, в частности если будет много хороших концертов.

Запятая или её отсутствие при сложных (составных) подчинительных союзах

Если придаточная часть СПП соединена с главной при помощи сложного (составного) подчинительного союза благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, в силу того что, вследствие того что, в случае если, в то время как, из-за того что, исходя из того что, между тем как, несмотря на то что, оттого что, перед тем как, подобно тому как, по мере того как, потому что, прежде чем, ради того чтобы, раньше чем, с тем чтобы, с тех пор как, с той целью чтобы, так же как, так что, тем более что и др., то этот союз обычно не разбивается запятой - запятые ставятся так же, как и при простом союзе.

Например: Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми (Чехов). Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору кругом. Но прежде чем этот кусок успевал упасть на землю, рабочий с необыкновенной ловкостью обматывал его цепью в руку толщиной (Куприн).

Иногда в зависимости от смысла предложения, логического выделения (усиления) первой части союза составной союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью союзного сочетания: Я полюбил сюда ходить потому, что вас здесь впервые встретил. Оттого, что я целый день провалялся в кровати с книжкой в руках, голова налилась свинцовой тяжестью и нещадно болела.

Обычно не распадаются составные подчинительные союзы в то время как, по мере того как, перед тем как, если придаточная часть предшествует главной: По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза Манилова делались веселее (Гоголь). Перед тем как взяться за скрипку, он засучивал рукава рубахи, обнажал грудь и становился к окну (Федин).

Союз так что не расчленяется, если он имеет значение следствия: Накрапывал холодный дождик, дул ветер, так что на улице становилось всё прохладнее (придаточное следствия). Ветер завывал так, что становилось страшно (придаточное образа действия).

Союз в то время как расчленяется при усилении временного значения, особенно при добавлении слов как раз, ещё, самое, именно:

Я понял решение задачи как раз в тот момент, как учительница решила поставить мне единицу в журнал. Такие предложения близки предложениям с союзом когда (в то время, когда): Легенды и мифы Древней Греции были моим любимым чтением ещё в то время, когда я был ребёнком.

Внимание! Расчленение союза в то время как в начале предложения допустимо, хотя несколько устарело: В то время, как я вздремнул, взошла луна (Л.Толстой).

Запятая в сложноподчиненном предложении при расчленении подчинительного союза

Расчленение сложного союза обязательно:

если есть слова, перетягивающие ударение на первую часть союза. Эти слова (частицы, вводные слова, наречия) примыкают к первой части союза и логически выделяют её: Я всё это говорю тебе не потому, что хочу тебя обидеть. Я пришёл только затем, чтобы напомнить о вашем обещании. Вы не отвечаете мне только оттого, что не знаете что сказать?

если первая часть союзного сочетания включается в однородный ряд членов предложения: Мне было стыдно от своей беспомощности, и больно за сестру, и оттого, что я ничем не мог помочь ей в её горе;

при противопоставлении: Я плачу не оттого, что мне больно, а оттого, что вы рядом и мне есть кому плакать.

Сложноподчиненное предложение - это вид сложного предложения, в котором главное предложение и придаточное (придаточные) связаны между собой подчинительной связью, то есть, придаточное или придаточные предложения отвечают на вопросы главного:

Я вышел на улицу сразу же (когда?), как только услышал вой сирен.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

    Придаточное предложение в составе сложноподчиненного выделяется запятыми , если стоит внутри главного или одной запятой, если стоит перед или после главного предложения :

    Как только рассвело, мы отправились в путь. Мы отправились в путь, как только рассвело. Мы, как только рассвело, сразу отправились в путь.

    Иногда между главным и придаточным предложением ставится двоеточие . Это допустимо в тех случаях, когда в главном предложении есть особое предупреждение о том, что в придаточном предложении будет разъяснение. В таких случаях на месте двоеточия можно поставить слова "а именно" :

    В комнате включился свет и она увидела то, что хотела: в углу, свернувшись клубочком, спал маленький мальчик.

    Тире в сложноподчиненном предложении также ставится в редких случаях. это случается, когда есть необходимость подчеркнуть интонацией изъяснительный тип придаточного предложения (либо условный тип - при наличии частицы ли ):

    Хорошо, что я смогла приехать в гости, а вот хорошо ли, что уезжаю - кто знает.

    Если для связи придаточного предложения с главным используются сложные подчинительные союзы "вместо того чтобы", "для того чтобы", "благодаря тому что", "с тех пор как" и т.п., то запятая разделяет главное и придаточное предложение только один раз:

    Перед союзом, если :

    Он перестал нормально спать, после того как к нему однажды залезли воры.

    После придаточного предложения, если придаточное предложение находится после главного :

    Вместо того чтобы готовиться к экзаменам, он ездил на речку и гулял во дворе.

    Обратите внимание . Иногда некоторые из сложных союзов могут распадаться, и тогда одна часть входит в состав главного предложения, как относительное местоимение или наречие , а вторая возьмет функцию союза в придаточном предложении:

    На улице луна светила так, что можно было читать книгу без фонарика.

    Не разбиваются в русском языке союзы "словно как", "тогда как", "лишь когда" и "даже если".

    Конструкции типа "как ни в чем не бывало", "во что бы то ни стало", "что есть мочи", "кто во что горазд" и другие не являются придаточными предложениями, поэтому не выделяются запятой (запятыми):

    В деревне одевались кто во что горазд.

    Если придаточное предложение выражено одним словом , то оно не отделяется запятой (запятыми):

    Она расплакалась, но не хотела говорить почему.