Эхо «Черной смерти» и Столетней войны слышно и в крестьянских восстаниях XIV в.

Освобождение крестьян

Крестьянское хозяйство все больше начинало втягиваться в развивающуюся торговлю. Сеньоры тоже должны были лучше приспособить свое хозяйство к рынку. Прежде всего они стали заменять барщину оброком. Замена барщины оброком сопровождалась в Европе и освобождением крестьян от личной зависимости. Уже в XIII в. стали свободными многие итальянские и французские крестьяне.

Дело в том, что проку от личной зависимости крестьян становилось все меньше. Многовековой обычай устанавливал, сколько дней в году должен тот или иной серв работать на поле господина. Но чтобы совершенствовать производство, нужно резко повысить интенсивность труда. И в этом случае нанятые за плату работники оказываются выгоднее собственных зависимых крестьян. Собственные сервы требовали немалой заботы, нанятые за плату трудились столько, сколько и когда было нужно.

Разумеется, освобождение крестьян не было просто актом милости. Обычно от «освобождающихся» требовали такой выкуп, что он грозил разорить крестьянина. Иногда крестьяне отказывались от подобной «свободы». Но все-таки количество свободных крестьян начинает постепенно расти.

Труд стал дороже

«Черная смерть» привела к сокращению населения не только в городах, но и в деревнях. Стоимость рук наемника-батрака выросла в несколько раз - людей мало. Сеньоры не понимали, что в данном случае действует естественный экономический закон, и требовали от правительства запретить наемным работникам просить за свой труд больше, чем до чумы. Такие законы действительно были изданы в Англии и Франции, Португалии и Испании... Но воплотить их в жизнь оказалось нелегко. Протест у крестьян вызвали попытки сеньоров вновь втянуть в личную зависимость только что освободившихся крестьян или прекратить освобождение там, где оно только начиналось.

Крестьяне были недовольны еще и тем, что видели, как сеньоры хотят получить все выгоды от продажи на рынке того, что они производят. Среди крестьян к тому времени было уже немало достаточно состоятельных людей, которые и сами могли бы неплохо торговать.

Положение крестьян в Англии и Франции в XIV в. значительно ухудшилось во время Столетней войны. Французских крестьян разоряли бесконечные стычки и рейды враждующих армий. В Англии хотя военные действия и не велись, но правительство требовало все новых и новых податей на войну. Да и армия у англичан состояла прежде всего из крестьян, которые поэтому были вынуждены оставлять свои хозяйства.

Эти причины привели к двум крупнейшим крестьянским восстаниям, разразившимся именно в Англии и Франции в XIV в.

Жакерия

Северная Франция уже к середине XIV в. почувствовала всерьез все тяготы войны. Последней каплей стало требование французских властей к крестьянам заняться работами по укреплению замков. В мае 1358 г. в ответ на это к северу от Парижа вспыхнуло восстание. Оно быстро охватило многие земли северо-восточной Франции. Восставшие говорили, что они стремятся «искоренить дворян всего мира и сами стать господами». Различий между английскими и французскими дворянами они не делали. С чрезвычайной жестокостью обращались повстанцы и с семьями своих врагов. Десятки замков были разрушены и разграблены, налоговые документы и перечни повинностей крестьян сожжены. Французские сеньоры презрительно именовали всех крестьян «жаками». «Жак-простак» - обычное собирательное прозвище крестьянина того времени, - то же, что «мужлан»,- поэтому и восстание, внезапно обрушившееся на север Франции, получило название «Жакерия».

Французские сеньоры не сразу смогли справиться с первоначальной растерянностью. Но затем они собрались с силами и со всей жестокостью обрушились на мятежников.

Восстание Уота Тайлера

Через четверть века, в 1381 г., подобное произошло и в Англии. Здесь поводом для возмущения послужил новый налог, введенный королем и парламентом для продолжения войны против Франции. Крестьяне убили нескольких сборщиков этой подати - и мятеж охватил чуть ли не половину королевства. Крестьяне обрушились на замки и дома рыцарей и баронов, на монастыри. Восставшие повторяли давнюю поговорку: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?» - и надеялись, уничтожив дворян, вернуться к исконному равенству «времен Адама и Евы». Крестьянское воинство во главе с кровельщиком Уотом Тайлером вошло в Лондон. Запылали дома знатных людей, придворных вельмож. Казни следовали одна за другой. Одним из первых погиб архиепископ Кентерберийский.

Молодому королю Ричарду II пришлось пойти на переговоры с повстанцами. Тяжело было ему притворяться другом «мужланов», но король, понимал, чтобы спасти положение, можно использовать только слепую веру мятежников в «доброго и справедливого государя». Нужно было выиграть время, пока королевские войска подойдут к Лондону.

Ричард II раздавал обещания крестьянам, чтобы их успокоить. Многие из них после встречи с королем действительно разошлись по домам, особенно те, что были побогаче. Бедняки во главе с Уотом Тайлером требовали от короля новых уступок. И тогда на новых переговорах с Ричардом II Уот Тайлер был убит одним из приближенных короля. (Кстати, точно так же, во время переговоров погиб и вождь крестьян во Франции в 1358 г.) Знать не считала, что при обращении с восставшими крестьянами нужно соблюдать те же нормы кодекса чести, что и в бою с рыцарями. Чтобы «образумить мужиков», годились любые способы.

Убийство Уота Тайлера вызвало растерянность среди крестьян. А вскоре последовала и обычная кара. Королевские отряды рассеялись по всей стране, наказывая всех, кто оказался замешанным в мятеже.

Кто же выиграл?

Что, кроме тяжких жертв с обеих сторон, принесли многочисленные крестьянские восстания XIV-XV вв., о двух из которых (самых известных) было рассказано? Как бы ни лютовали победители, они понимали, что не стоит снова переступать черту в своих требованиях к крестьянам, ту черту, за которой приходит конец терпению «мужика». Теперь освобождение крестьян пошло гораздо быстрее и легче, чем раньше. Спустя сто лет после восстания Уота Тайлера лично зависимые крестьяне в Англии стали редкостью. А ведь мятежники требовали прежде всего именно свободы. Не менее важно и то, что крестьяне смогли отстоять свое право самим иметь дело с рынком, не прибегая к обременительному «посредничеству» своих сеньоров. А это означало, что постепенно слой зажиточных крестьян начал увеличиваться. Сеньорам пришлось понять, что пора искать новые способы пополнить свой карман. Сверх определенного предела от крестьян нельзя было добиться ничего, кроме мятежа. Тогда одни сеньоры стали больше заниматься предпринимательством, другие предпочли пойти на службу к королю за жалованье и в надежде достичь доходных придворных должностей. Главное, что крестьянское хозяйство могло теперь развиваться без особых помех. А именно оно составляло основу всей европейской экономики.

Жан Фруассар о Жакерии

Вскоре после освобождения короля Наварры случился удивительный и великий мятеж во многих областях королевства Франции, именно: в Бовэзи, Бри, на Марне, в Лаоннэ, Валуа и по всей стране до Суассона. Некие люди из деревень собрались без вождя в Бовэзи, и было их вначале не более 100 человек. Они говорили, что дворянство королевства Франуии - рыцари и оруженосцы - опозорили и предали королевство и что было бы великим благом их всех уничтожить. И тому, кто так говорил, каждый кричал: «Истинную правду он сказал: позор тому, кто будет помехой истреблению дворян всех до последнего!» Потом собрались и пошли в беспорядке, не имея никакого оружия, кроме палок с железными наконечниками и ножей, прежде всего к дому ближайшего рыцаря. Они разгромили и предали пламени дом, а рыцаря, его жену и детей - малолетних и взрослых - убили...

Так они поступили со многими замками и добрыми домами и умножились настолько, что их уже было добрых 6 тыс.; всюду, где они проходили, их число возрастало, ибо каждый из людей их звания за ними следовал; рыцари же, дамы, оруженосцы и их жены бежали, унося на своей шее малых детей, по 10 и по 20 миль до тех пор, пока не считали себя в безопасности, и бросали на произвол судьбы и свои дома, и имущество. А эти злодеи, собравшиеся без вождя и без оружия, громили и сжигали все на своем пути, убивали всех дворян, которых встречали... как бешеные собаки. Поистине, ни христиане, ни сарацины никогда не видали таких неистовств, какими запятнали себя эти злодеи. Ибо, кто более всех творил насилий и мерзостей, о которых и помышлять-то не следовало бы человеческому созданию, те пользовались среди них наибольшим почетом и были у них самыми важными господами... Выбрали короля из своей среды, который, как говорили, происходил из Клермона в Бовэзи, и поставили его первыми, над первыми. И величали его, короля, Жак Простак. Они сожгли и начисто разгромили в области Бовэзи, а также в окрестностях Корби, Амьена и Мондидье более 60 добрых домов и крепких замков, а если, бы Бог не пришел на помощь Своей благостью, эти злодеи так бы размножились, что погибли бы все благородные воины, святая церковь и все зажиточные люди по всему королевству, ибо таким же образом действовали названные люди и в области Бри, и в Патуа.

Из анонимной хроники аббатства св. Марии в Йорке о восстании 1381 г.

И когда король прибыл со своими людьми, он стал с ними к востоку, возле госпиталя св. Варфоломея, дома каноников, а общины стояли к западу в боевом порядке в большом числе. В это время подъехал мэр Лондона Уильям Уолуорс, и король велел ему отправиться к общинам и сказать, чтобы их предводитель явился к нему. И когда он, по имени Уот Тайлер из Мэдстона, был позван мэром, он подъехал к королю с большой учтивостью, сидя на небольшой лошади, чтобы его могли видеть общины. И он сошел с лошади, держа в руке кинжал, который он взял у другого человека. И когда он сошел, он взял короля за руку, наполовину согнул колено и крепко и сильно потряс кисть руки, говоря ему: «Будь спокоен и весел, брат! Через какие-нибудь две недели общины будут хвалить тебя еще больше, чем теперь, и мы будем добрыми товарищами». А король сказал названному Уоту: «Почему вы не хотите отправляться в ваши места?» Тот отвечал с большой клятвой, что ни он, ни его товарищи не уйдут до тех пор, пока не получат грамоту такую, какую они хотят получить, и пока не будут выслушаны и включены в грамоту такие пункты, каких они хотят потребовать, угрожая, что лорды королевства будут раскаиваться, если они (общины) не получат пунктов, каких они хотят... На это король спокойно ответил и сказал, что все, что может, он честно им пожалует, оставляя за собой регалию своей короны, и велел ему отправляться в свой дом без дальнейшего замедления.

В это самое время один слуга из Кента, находившийся среди людей свиты короля, пробился посмотреть названного Уота, предводителя общин, и, когда он его увидел, он сказал во всеуслышание, что это величайший вор и разбойник во всем Кенте... И за эти слова названный Уот хотел нанести ему удар своим кинжалом и убить его в присутствии короля. Поэтому мэр Лондона, по имени Уильям Уолуорс, стал укорять названного Уота за это насилие и неуважительное поведение в присутствии короля и арестовал его. И за этот арест названный Уот в большом раздражении ударил мэра в живот. Но, как было угодно Богу, названный мэр носил кольчугу и не потерпел никакого вреда, но, как человек смелый и мужественный, извлек свой меч и ответил названному Уоту сильным ударом в шею и еще раз сильным ударом в голову. Во время столкновения один слуга королевского двора извлек свою шпагу и ударил его два или три раза в живот и ранил его насмерть. И названный Уот пришпорил лошадь, крича общинам, чтобы они отомстили за него; и лошадь пронесла его каких-нибудь восемьдесят шагов, и тут он свалился на землю полумертвый... И мэр... велел обезглавить его, и так окончил его преступную жизнь. И велел мэр насадить его голову на кол и нести перед собой к королю, который находился в поле. И когда увидел король сказанную голову, он велел принести ее поближе к нему, чтобы привести в замешательство общины, очень благодарил названного мэра за то, что он сделал. И когда общины увидели, что их предводитель Уот Тайлер умер таким способом, они пали на землю среди пшеницы, как люди обескураженные, громко умоляя короля о прощении им их преступлений.



В Англии крупное крестьянское восстание вспыхнуло на четверть века позже. Пока англичане одерживали победы, война не была тяжким бременем: расходы покрывались захваченной добычей. Но в период неудач правительству пришлось ввести новый налог, который и вызвал возмущение подданных. В 1381 году началось восстание, которое возглавил кровельщик Уот Тайлер («тайлер» и означает «кровельщик»).

Восстание охватило большую часть Англии. Крестьяне жгли замки, убивали сеньоров и сборщиков налогов. Они мечтали о равенстве всех англичан, кроме короля. «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был знатным?» - спрашивали восставшие.

Поход восставших на Лондон. Миниатюра

Крестьянское войско подошло к Лондону. Городская беднота, сочувствуя восставшим, открыла ворота. Войдя в столицу, восставшие разгромили дома наиболее ненавистных королевских приближённых и чиновников, однако подчёркивали, что они не грабители, а верные слуги короля, обманутого дурными советниками. По требованию крестьян король Ричард II (тогда ещё подросток) встретился с ними и выслушал их требования, главными из которых были личная свобода крестьян и прощение участникам восстания. Королю пришлось согласиться, после чего значительная часть крестьян разошлась по домам. Оставшиеся, гордые своим успехом, предъявили новые, более решительные требования: разделить между всеми церковные земли и отменить привилегии знати. Во время обсуждения этих условий Уот Тайлер, доверившийся королю, был убит мэром Лондона. Повстанцев, лишённых руководства, вытеснили из Лондона, а затем, собрав войска, разгромили. Как и во время Жакерии, восставших подвели наивная вера в доброго короля и в то, что рыцари сдержат своё слово.

Восстание Уота Тайлера не было бесполезным. Правительству всё же пришлось снизить налоги. Сеньоры убедились, что терпением крестьян злоупотреблять не стоит. Освобождение крестьян продолжалось, а сеньорам приходилось искать другие способы обогащения.

Хронист Фруассар о восстании Уота Тайлера

    Злодейский сей народ начал подыматься в упомянутых мною графствах, ибо, по его словам, его держали в слишком тяжком рабстве; в начале же мира никаких лично зависимых крестьян не было, и никто не мог попасть в такую зависимость, разве что он был повинен в измене своему сеньору, как Люцифер Богу; они же не таковы, ибо они не ангелы и не духи, но люди, подобные своим господам... Этого они дольше переносить не хотят и не могут, а хотят «быть заодно», если же будут пахать или совершать другие работы за сеньора, то желают за это получать плату. Эти безумства ещё раньше усиленно высказывал безумный английский священник из графства Кент, по имени Джон Болл... Сей Джон Болл собирал вокруг себя народ и проповедовал следующее: «Добрые люди, дела в Англии не могут идти хорошо до тех пор, пока имущество не сделается общим, и не будет ни крестьян, ни благородных, и пока все мы не сравняемся. Почему те, которых мы зовём сеньорами, являются больше господами, чем мы?.. Чем они могут доказать это? Разве тем, что они заставляют нас работать и добывать то, что они растрачивают?»

  • Против чего восстал народ? Каково отношение хрониста к описываемым событиям?
  1. Почему в эпоху Средневековья болезни уносили так много человеческих жизней?
  2. Как люди Средневековья объясняли обрушившиеся на них болезни?
  3. Каковы были последствия чумы?
  4. Почему в XIV веке отношения между крестьянами и сеньорами стали более напряжёнными, чем прежде?
  5. Определите по карте районы крестьянских восстаний во Франции и в Англии.

Война велась на территории Фран-ции, и французские крестьяне сильно стра-дали от грабежей и резко выросших нало-гов. К чувству унижения Франции, которое возникло после поражений от англичан, прибавилось сильное озлобление крестьян против сеньоров . Ведь считалось, что те потому освобождены от уплаты налогов, что платят «налог кровью», защищая страну от врагов. С точки зрения крестьян, позорные поражения лишали рыцарей права на при-вилегии.

В мае 1358 г. вспыхнуло восстание, охва-тившее большую территорию вокруг Парижа. Поскольку рыцари презрительно называли крестьян «Жаками», восстание получило на-звание Жакерия. Отряды «Жаков» сжигали и разграбляли замки, избавлялись от списков повин-ностей и налоговых документов, жестоко убивали сеньоров и их семьи. Восставшие крестьяне говорили, что они стремятся «искоренить знатных во всём мире и сами стать господами».

Сеньоры вскоре собрали силы для борьбы. Они приманили предводителя вос-ставших Гильома Каля в ловушку. Тот понадеялся на рыцарское слово, но сеньоры полагали, что не обязаны сдерживать обещание, данное простому человеку. Крестьяне, оставшиеся без предво-дителя, были разгромлены. Последовали жес-токие расправы над побеждёнными.

Восстание Уота Тайлера (1381 год)

В Англии крупное восстание крестьян случилось через 23 года. В то время как англичане побеждали, война не была тяжким бреме-нем: расходы возмещались захваченной добычей. Но в период неудач правительству пришлось ввести новый налог, который вы-звал резкое недовольство. В 1381 г. началось восстание, которое возглавил кровельщик Уот Тайлер . Восстание быстро охватило большую часть Англии. Крестьяне сжигали замки, убивали сеньоров и сборщиков нало-гов. Они стремились к равенству всех англи-чан, кроме короля. «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был господином?» — спрашивали восставшие.

Жакерия. Миниатюра XV в.

Крестьянское войско подошло к Лондону. Городская беднота, сочувствуя восставшим, открыла ворота. Восставшие вошли в столи-цу и разгромили дома наиболее ненавистных королевских приближённых и чиновников. Они утверждали, что они не грабители, а верные слуги короля, обманутого дурными советниками. По требованию крестьян король Ричард II (тогда ещё подросток) встретился с ними и выслушал их. Материал с сайта

Главными требованиями были личная свобода крестьян и прощение участникам восстания. Королю пришлось согласиться, после чего многие крестьяне разошлись по домам. Остальные, гордые своим успехом, предъявили новые, более решительные тре-бования: разделить между всеми церковные земли и отменить привилегии знати. Во вре-мя обсуждения этих условий Уот Тайлер, доверившийся королю, был убит. Повстан-цев, лишённых руководства, вытеснили из Лондона, а затем, собрав войска, жестоко наказали. Вновь, как и во время Жакерии, причинами поражения восставших стали отсутствие дисциплины, наивная вера в доб-рого короля, слепое доверие к рыцарскому слову.

Несмотря на то, что восстание Уота Тайлера потерпело поражение, оно не было бесполезным. Правитель-ству пришлось понизить налоги и сделать законы о наёмном труде более мягкими. Сеньоры же убеди-лись, что терпение крестьян небезгранично и злоупотреблять им не следует. Освобождение крестьян продолжалось.

Таблица "Народные движения в Средние века."

Восстание Уота Тайлера.

Причины: экономическая разруха, налоговый гнет, эпидемия чумы, произвол королевских сановников.

Дата восстания: май - ноябрь 1381 г.

Участники и руководители: крестьяне, горожане. Уот Тайлер.

Цели движения: снижение налогов, отмена крепостного права и барщины, замена королевских чиновников и судей.

Действия восставших: восставшие сжигали усадьбы феодалов, документы с записями их повинностей, разрушали тюрьмы, выпускали на волю узников.

Итоги и значение: поражение восставших. Улучшилось положение крестьян. Отказ от введения новых подушных налогов, ослабление крепостной зависимости. Стали более мягкими законы о бедняках. Плата за землю для лично свободных крестьян стала определенной и постоянной.

Восстание Жакерия.

Причины: экономическая разруха, налоговый гнет, грабежи солдатами населения, эпидемия чумы, введение новых выплат.

Дата восстания: май - сентябрь 1358 г.

Участники и руководители: крестьяне, городские бедняки. Гильом Каль.

Цели движения: снижение налогов и устранение крепостной системы. «Истребить знатных до единого» - лозунг восстания.

Действия восставших: крестьяне нападали на сеньоров, разрушали замки, грабили имущество, сжигали записи феодальных повинностей.

Итоги и значение: поражение восставших.Отказ сеньоров от увеличения повинностей и создание предпосылок к личному освобождению крестьян.

Гуситское движение.

Причины: усиление феодальной эксплуатации чешского крестьянства со стороны светских и духовных феодалов (увеличение поборов и барщинных повинностей), коррупция католической церкви, вызывавшей всеобщую ненависть своим богатством и развращённостью клира, всё возраставшее немецкое засилье, борьба между ремесленниками и патрициатом (преимущественно немецким) в городах, тяжёлое положение городской бедноты (плебса).

Дата восстания: 1419 - 1437 гг.

Участники и руководители: 1. умеренные - зажиточные горожане и дворяне; 2. табориты - крестьяне, основная масса горожан, бедное дворянство. Ян Жижка.

Цели движения: 1. умеренные - реформирование церковной службы, отмена церковных привилегий и упразднение землевладений церкви; 2. табориты - Реформирование церкви; уничтожение частной собственности; отмена повинностей и крепостной системы.

Действия восставших: в Праге выкинули из окна ратуши представителей городской власти, осадили город. Гусситы разгромили крестоносцев. После смерти Яна умеренные вели переговоры с Папой, напали на таборитов и разгромили их.

Итоги и значение: движение было подавлено, но умеренные гусситы сохранили захваченные владения и ввели новые порядки в чешской церкви. Было признано причащение «под обоими видами». Дальнейшее развитие ситуации привело к установлению в Чехии мирного сосуществования двух конфессий - католиков и чашников. Проблема сосуществования католиков и гуситов в Чехии обострилась в XVII веке в связи с распространением в Чехии идей Реформации. В это время многие чашники сблизились с лютеранами, а «богемские братья» с кальвинистами. Императоры из династии Габсбургов во второй половине XVII века стремились к отмене прав гуситов, что привело к Тридцатилетней войне (1618-1648). После поражения Чехии в войне церковные организации гуситов на долгое время прекратили своё существование.

1 билет. Цивилизации Древнего Востока.Цивилизации Древнего Востока. Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций.Первая информационная революция произошла на заре становления первобытного общества и связана она с появлением членораздельной речи. Вторая информационная связана с изобретением письменности. Прежде, чем говорить о цивилизациях древнего востока, нужно сказать о предпосылках становления цивилизации вообще. Предпосылки становления цивилизации стали складываться в эпоху Неолита (нового каменного века)- 4-3 тысячелетия до н.э., они связаны с Неолитической революцией - переход от присваивающих форм ведения хозяйства к производящим. В период неолита происходит 4 крупных общественных разделения труда: 1 выделение земледелия, скотоводства, 2 выделение ремесла; 3 выделение строителей, 4 появление вождей, жрецов, воинов. Некоторые исследователи период неолита еще называют Неолитической цивилизацией. Ее характерные черты: 1 доместикация- одомашнивание животных, 2 появление стационарных поселений, среди которых наиболее известны Иерихон (Иордания) и Чатал-Хююк (Турция)- первые в истории поселения городского типа, 3 утверждение соседской общины вместо кровнородственной и общинной собственности, 4 формирование крупных объединений племен, 5 бесписьменная цивилизация.В конце 4- го тыс. до н.э. неолитическая цивилизация постепенно исчерпала свой потенциал и наступила первая в истории человечества кризисная эпоха" эпоха энеолита (медно - каменный век). Энеолит характеризуется следующими параметрами:1 Энеолит- это переход от каменного к бронзовому веку;2 Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом бронза);3 Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в технологии-переход к орошаемому земледелию, к новым материалам.

2 билет. Цивилизация Древней Греции. Население Греции на заре первого тысячелетия до н. э. занято главным образом земледелием. Большую часть обрабатываемой земли занимают зерновые, немаловажная роль отводится садоводству и виноделию, а одной из ведущих культур остаются оливы, которыми Греция славится и сегодня. Развивается скотоводство, а крупный рогатый скот даже выступает в роли некоего всеобщего денежного эквивалента. Так, в Илиаде за большой треножник дают двенадцать быков.В VIII-VII веках до н. э., когда на территории современной Греции прочно обосновалась волна народов, пришедших ранее в XIII-XI веках с севера, в том числе греков-дорийцев, и были заложены основы той греческой цивилизации, которая не перестает удивлять нас своими достижениями и сегодня, и которая оказала такое влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. И в самом деле, современные театр, поэзия, живопись были бы невозможны без греческого театра, без великого Гомера, без скульптур и живописных портретов, дошедших до наших дней и поражающих своим совершенством.

3 билет. Цивилизация Древнего Рима. Древний Рим (лат. Roma antiqua) - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя - Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков, древних греков и урартов (древних армян) . Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) хризмой (нательный крест). Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация - области проживания племени латинов. В период Ранней Республики Рим в ходе многочисленных войн значительно расширил свою территорию. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом, хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном - крупным государством, основанным финикийцами. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август, сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев, которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи.Латинский язык, появление которого относят к середине III тыс. до н. э. составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра. Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini), его язык - латинским. Центром этой области стал город Рим, по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romania).

4 билет. Место религии и церкви в жизни средневекового общества .Для средневековой культуры характерны две ключевые отличительные признаки: корпоративность и господствующая роль религии и церкви. Средневековое общество, как организм из клеток, состояло из множества социальных состояний (социальных слоев). Человек по рождению принадлежал к одному из них и практически не имела возможности изменить свое социальное положение. С каждым таким положением были связаны свой круг политических и имущественных прав и обязанностей, наличие привилегий или их отсутствие, специфический уклад жизни, даже характер одежды. Существовала строгая сословная иерархия: две высшие сословия (духовенство, феодалы - землевладельцы), потом купечество, ремесленники, крестьяне (последние во Франции объединялись в «третье сословие»). В первоначальном христианстве очень сильна была вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа, Страшный суд и конец грешного мира. Однако время шло, ничего подобного не происходило, и на место этой идеи в приходит идея утешения - загробной воздання за хорошие или плохие поступки, то есть ада и рая.Первые христианские общины отличались демократизмом, однако достаточно быстро служители культа - духовенство, или клир (от греческого «Клер» - судьба, сначала их выбирали по жребию) превращаются в суровую иерархическую организацию. Сначала самое высокое положение в Клири занимали епископы. Римский епископ стал добиваться признания за ним первенства среди всего духовенства христианской церкви. В конце IV-начале V сс. он присвоил себе исключительное право именоваться Папой и постепенно приобрел власть над всеми другими епископами Западной Римской империи. Христианская церковь стала именоваться католической, что означает всемирная.

5 билет. Возникновение и распространение ислама. Распространение исламаОсобенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.Преемники Мухаммеда - халифы Абу-Бекр, Омар, Осман - завоевали в короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама - под «зеленым знаменем пророка». В покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства - от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже - к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.Возникновение ислама.Ислам – одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.В современном понимании ислам – и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела. Но меня будут больше интересовать исторические корни этого явления.«Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство» (от арабского «муслим») – предавший себя Аллаху.Из трех мировых религий ислам – самая «молодая»; если первые две – буддизм и христианство – возникли в эпоху, которую принято относить к древности, то ислам появился в раннее средневековье. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные – в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама. Ислам зародился в Аравии в 7 веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. Если полистать страницы истории и рассмотреть причину возникновения ислама, то складывается впечатление, что люди просто были вынуждены принять законы этой религии. А началось это с далеких стран Азии, где природа была немилостива к человеку, кругом горы и песчаные пустыни, дожди – большая редкость. Люди, обитавшие там, просто на просто кочевали из одного оазиса в другой. Капризная, злая природа причиняла людям много горя, но они все-таки приспособились, чтобы существовать. И именно этот страх породил в людях веру в духов, людям казалось, что горе причиняют злые духи, а радость дают добрые духи. Уже в 6 веке возникло классовое общество, богачи стали владеть и землей, и скотом, и продуктами земледелия, вели торговлю. Рабов били, продавали, меняли, да еще запугивали богами. В отчаянии люди обращались к молитвам. В это то время и появился крупный купец Мухаммед. Основателем ислама является арабский " пророк " Мухаммад (Мухаммед или Магомет), значение которого на общие судьбы человечества трудно переоценить, поэтому на этой исторической личности надо остановиться особо.

6 Билет. Восстание крестьян во Франции в 1358 г. Жакерия. Восстание крестьян в Англии в 1381 г. Под предводительством Уота Тайлера.

Жакери́я (фр. Jacquerie , от распространённого во Франции имени Жак) - название крестьянского антифеодального восстания в Западной Европе в Средние века, вспыхнувшего во Франции в 1358, вызванного положением, в котором находилась Франция вследствие войн с Эдуардом III Английским (Столетняя война 1337-1453 гг.) Дворяне звали своих крестьян в насмешку «Jacques bon homme » - Жак-просто-так; отсюда и произошло имя, данное восстанию. Современники называли восстание «войной недворян против дворян», название «Жакерия» появилось позже. Это самое крупное в истории Франции крестьянское восстание.Причинами Жакерии явилась экономическая разруха, вызванная Столетней войной на территории Франции, налоговый гнёт, а также эпидемия чумы(«чёрная смерть»), которая унесла от трети до половины населения, что, в свою очередь, привело к снижению заработной платы и изданию законов, направленных против её роста. Поселения и участки крестьян не были защищены (в отличие от городов) от грабежей как англичан, так и французской наёмной армии.Толчком к Жакерии послужили новые денежные обложения (по распоряжению дофина Карла для выкупа короля Иоанна Доброго, пленённого в 1356при Пуатье) и повинности (введённые Компьенским ордонансом в мае 1358 для восстановления крепостей близ Парижа). Восстание началось 28 маяв местечке Сен-Лё-д’Эссеран (области Бовези).Непосредственным поводом для восстания стали грабежи солдат наваррского короля Карла Злого в окрестностях Парижа, наиболее тяжело отразившиеся на сельском населении. Крестьяне, жестоко угнетаемые дворянами, бросились на своих мучителей, превратили сотни замков в развалины, избивали дворян и насиловали их жен и дочерей. Скоро восстание распространилось в Бри, Суассоне, Лаонне и на берегах Марны и Уазы. Вскоре у восставших крестьян появился руководитель - Гильом Коль (Каль), родом из бовезийской деревни Мело, ставший «генеральным капитаном жаков».Восстание совпало по времени с Парижским восстанием под руководством купеческого прево Парижа Этьена Марселя. Гильом Каль понимал, что разрозненным и плохо вооруженным крестьянам необходим сильный союзник в лице горожан, и пытался установить связи с Этьеном Марселем. Он отправил в Париж делегацию с просьбой помочь крестьянам в их борьбе с феодалами и сразу же двинулся в Компьен. Однако богатые горожане не пустили туда восставших крестьян. То же самое произошло в Санлисе и Амьене. Этьен Марсель вступил в связь с крестьянскими отрядами и даже послал им на помощь отряд парижан для того, чтобы разрушить укрепления, возведенные между Сеной и Уазой феодалами и мешавшие подвозу продовольствия в Париж. Однако позже этот отряд был отозван.К тому времени сеньоры оправились от страха и начали действовать. Против повстанцев одновременно выступил Карл Злой и дофин Карл.8 июня с хорошо обученой армией в тысячу копий Карл Злой подошел к деревне Мело, где расположились главные силы восставших. Поскольку несмотря на значительное численное превосходство необученные крестьяне практически не имели шансов победить в открытом бою, Гильом Каль предложил отойти к Парижу. Однако крестьяне не желали слушать уговоров своего предводителя и заявляли, что они достаточно сильны чтобы сразиться. Тогда Каль удачно расположил свои войска на холме, поделил их на две части; впереди из повозок и клади сделал вал и расположил лучников и арбалетчиков. Отряд конников построил отдельно.Позиции выглядели настолько внушительно, что Карл Наварский неделю не решался атаковать восставших, и в конце концов пошел на хитрость - пригласил Каля для переговоров. Гильом поверил его рыцарскому слову и не обеспечил свою безопасность заложниками. Его тут же схватили и заковали в цепи, после чего деморализованные крестьяне были разбиты. Тем временем рыцари дофина напали на другой отряд жаков и также истребили множество восставших.Началась массовая расправа с восставшими. Гильом Каль был казнен после жестоких пыток (палач «короновал» его в «мужицкие короли», надев ему на голову раскаленный докрасна железный треножник). До 24 июня было умерщвлено не менее 20 тысяч человек и резня пошла на убыль только после объявленной 10 августа дофином Карлом амнистии , на которую, однако, многие феодалы смотрели сквозь пальцы. Крестьянские же волнения продолжались до сентября.Напуганное народными восстаниями, королевское правительство поспешило договориться с англичанами о заключении мира.Восстание крестьян в Англии в 1381 г. Под предводительством Уота Тайлера. Великое крестьянское восстание 1381 г.После эпидемии 1348 года, известной под названием «Чёрная смерть», численность населения снизилась по средневековым подсчетам на одну треть. Сельское хозяйство пришло в упадок. Некому было засевать и убирать урожай. Цены повысились вдвое. Последовали требования более высокой оплаты труда. Деревенская община, где семьи крестьян привыкли из поколения в поколение жить на одной земле, начала распадаться. Часть крестьян убегает в города, становится наёмными рабочими. Прямое принуждение со стороны помещиков не помогало. Начинает внедряться новый тип земельного держания: сдача в аренду земли, скота, инвентаря, что было важной ступенью на пути к капиталистическому сельскому хозяйству. Но лорды попытались вернуть себе старые позиции, так как теперь им приходилось считаться с более свободными крестьянами и наёмными рабочими. Эта ситуация породила крестьянское восстание 1381 года.Побег от крепостного рабства был возможен только для одиночки. Для человека с семьей оставалась организация и вооруженное восстание [ источник не указан 35 дней ] . Крестьянские союзы постепенно начинают разрастаться. Восстание 1381 года было делом людей, которые уже завоевали определенную степень свободы и благосостояния и теперь требовали большего. У вилланов проснулось человеческое достоинство. Требования крестьян были следующими:Уничтожение крепостного права;Коммутация всех повинностей (замена натуральных повинностей на денежные);Установление единообразной денежной ренты в 4 пенса с акра.Страной правила корыстолюбивая продажная знать, типичным представителем которой был Джон Гонт. Ухудшается внешнеполитическая обстановка - последние экспедиции во Францию заканчиваются неудачно, что вызывает дефицит средств в казне. Правительство решается на ввод подушного налога в 3 грота (серебряная монета, равная 4 пенсам), что вызывает возмущение масс. Затянувшаяся война с Францией и введение подушного налога явились главными причинами восстания 1381 года.Тайлер возглавляет поход крестьян графства Кент на Лондон, по дороге к ним присоединяются крестьяне из других графств, а также бедняки и городская чернь. Восставшие захватываютКентербери, а затем и Лондон. Крестьяне берут штурмомТауэри убивают лорда-канцлера и архиепископа КентерберийскогоСаймона Садбери.С восставшими, требующими отмены крепостного права,14 июня1381 годав Майл-Энде встречается корольРичард II, который обещает выполнение всех требований. На следующий день (15 июня), происходит новая встреча с королём, на поле Смитфилд, у городской стены Лондона, при огромном стечении народа. Теперь восставшие требуют уравнять все сословия в правах и вернуть крестьянам общинные земли. Однако во время встречи Уота Тайлера убивают приближенные короля (мэрЛондонаУильям Уолворт нанёс ему удар кинжалом в шею, один из рыцарей довершил дело, подъехав к Тайлеру сзади и пронзив его мечом). Это вносит смятение и замешательство в ряды восставших, чем и воспользовался Ричард II. Восстание быстро подавляется силами рыцарского ополчения. Несмотря на то, что восстание было подавлено, полного возврата к прежним порядкам не произошло. Стало очевидным, что правящие классы уже не могут относиться к крестьянам без некоторой доли уважения.