Крестовые походы в Святую Землю – это 200-летняя эпопея военных компаний и нескончаемых сражений христиан с мусульманами. А начало этому положил Первый крестовый поход (1096-1099), благодаря которому воины Христа закрепились на землях Палестины и образовали там государства. Все эти вновь возникшие христианские земли стали называться Латинским Востоком. А представлял он собой узкую прибрежную полосу земли, достигающую в длину 1200 км. В этих местах были построены замки, ставшие оплотом сопротивления христиан мусульманам.

Начало этим историческим событиям положил конфликт Византийской империи с турками. Ситуация для византийцев стала настолько тяжёлой, что их император Алексей Комнин обратился за помощью к папе римскому Урбану II. Тот не отказался помочь, руководствуясь при этом своими интересами. Глава католической церкви рассчитывал таким образом объединить распавшуюся в 1054 году христианскую церковь и возглавить её.

Урбан II обратился к пастве с проповедью. Случилось это 24 ноября 1095 года в городе Клермоне во Франции. Слуга божий призвал христиан отправиться в Святую Земли и освободить Гроб Господний. Слушавшая папу толка закричала: «Так хочет Бог!». Многие тут же начали рвать платки на полосы, складывать их крестом и нашивать на одежду. А самые экзальтированные выжгли себе кресты на теле. Все эти события и стали прелюдий Первого крестового похода.

Надо сказать, что у этой военной компании не было никой чёткой организации, так как отсутствовало единое командование. Основой всего стал энтузиазм людей, но каждый при этом во главу угла ставил свои личные интересы и цели. Кто-то отправился в далёкие земли из любопытства, чтобы увидеть новые страны. Кого-то погнала нужда, царившая в доме. Некоторые пошли, чтобы сбежать от долгов или избежать наказания за какие-то преступления.

В Святую Землю новоиспечённые крестоносцы двинулись двумя волнами . Первая волна, которую ещё называют Крестьянским крестовым походом, появилась на окраинах Константинополя в начале лета 1096 года. Состояло это воинство из обедневших крестьян и горожан. Оно было кое-как вооружено и состояло не только из мужчин, но и из женщин, и детей. Некоторые отправились завоёвывать Палестину целыми семьями, а поэтому без труда можно представить уровень военной подготовки этих крестоносцев.

Во главе этой толпы, так как армией её назвать нельзя, стояли монах Пётр Пустынник и французский священник Готье Сан-Авуар. Направляясь к Константинополю, эти полунищие крестоносцы промышляли милостыней, грабежами и разбоем. И когда византийский император Алексей Комнин увидел это воинство, то пришёл в ужас. Он окружил неорганизованную толпу отрядами наёмных печенегов и постарался как можно быстрее переправить её на земли Малой Азии.

Насчитывалось этих людей порядка 50 тыс. человек, и большая их часть была уничтожена турками-сельджуками. Те не щадили ни детей, ни женщин, ни стариков. В плен брали только молодых юношей и девушек, чтобы продать их на мусульманских базарах в рабство. Из первой волны крестоносцев в Византию вернулось только несколько десятков человек. Спасся и Пётр Пустынник, а вот священник Готье Сан-Авуар погиб, пронзённый стрелами.

После полного разгрома бедняков в поход отправилась вторая волна крестоносцев, состоящая из профессиональных воинов – рыцарей . Это были отдельные боевые отряды, каждый из которых подчинялся своему командиру. Самыми авторитетными в этом воинстве были младший сын французского короля Гуго Вермандуа, могущественный дворянин с юга Франции Раймунд Сен-Жильский, норманн из Италии князь Боэмунд Тарентский и некоторые другие не менее знатные вельможи. Но ни один европейский монарх в этом походе участия не принимал, так как все они находились под церковным отлучением.

Благородные рыцари в количестве 60 тыс. человек прибыли в Константинополь в начале осени 1096 года. Они принесли присягу византийскому императору, переправились в Малую Азию и двинулись завоёвывать Святую Землю. Это оказалось очень сложной задачей, так как постоянная жара, недостаток воды, отсутствие корма для лошадей, неожиданные нападения турок изнуряли крестоносцев.

Крестоносцы в Иерусалиме

Но, несмотря на все невзгоды и лишения, боевые отряды христиан прошли через Малую Азию и в 1098 году захватили Антиохию, а 15 июля 1099 года взяли штурмом Иерусалим. Однако за победу пришлось заплатить огромным количеством человеческих жизней. В непрерывных боях пало не менее 40 тыс. рыцарей, и только 20 тыс. дошли до конечной цели. Но те, кто остался в живых, стали владельцами обширных земель и замков. Эти люди, пребывавшие в Европе в бедности, на Востоке разбогатели.

Уже после захвата Иерусалима в Святую землю двинулась третья волна крестоносцев. Но она прибыла в Палестину летом 1101 года, когда Первый крестовый поход уже закончился. Это были выходцы из Ломбардии, Франции и Баварии. Они влились в основной рыцарский контингент и укрепили его позиции на завоёванных землях.

Победив мусульман, крестоносцы создали в Палестине свои государства . Главным из них стало Иерусалимское королевство , просуществовавшее до 1291 года. У него в подчинении оказалось несколько вассальных территорий, представлявших собой графства и княжества.

Государства крестоносцев на карте

Помимо королевства возникло Эдесское графство . Оно считается первым государством крестоносцев, возникшим в 1098 году. Просуществовало оно вплоть до 1146 года. Также в 1098 году было основано княжество Антиохия , прекратившее своё существование в 1268 году. Самым молодым государственным образованием стало графство Триполи . Основано оно было в 1105 году, а прекратило своё существование в 1289 году перед падение Иерусалимского королевства.

Таким образом, благодаря Первому крестовому походу, на землях Палестины возник Латинский Восток. Но этот христианский мир оказался в очень тяжёлой политической ситуации, так как со всех сторон был окружён враждебно настроенными мусульманами. Очень скоро он запросил помощи у Европы, что стало причиной новых крестовых походов. А закончилось всё в 1291 году, когда последний оплот христиан крепость Акра была захвачена турками .

Первый крестовый поход 1096-1099 годов впоследствии развился в новое направление внешней политики западноевропейских государств. Что же повлияло на возникновение такого масштабного движения? Какие события произошли за годы Первого крестового похода? На эти и многие другие вопросы вы сможете найти ответы в данной статье.

Европа конца XI века

За годы Первого крестового похода, как вы узнаете впоследствии, произошло много изменений. Но что же послужило причиной такого всплеска народной активности, которая по масштабам сравнима только с Великим переселением народов? Давайте разберемся подробнее.

История Первого крестового похода начинается в последние пять лет одиннадцатого века. Хоть он официально и завершился взятием Иерусалима в 1099 году, но последствия продлились несколько столетий.

Почему же, собственно, он начался. Чуть позже рассмотрим отдельно мотивы рыцарей, византийцев и положение мусульман на востоке в этот период. Пока же стоит поговорить о состоянии дел в Западной Европе.

После веков насильственной христианизации венгров и скандинавов в европейских государствах сформировалась прослойка профессиональных солдат. Мирные профессии им были не по душе. Они хотели только воевать, поэтому с радостью шли в наемники. Но предложений было очень мало. Такие настроения были в нижних слоях общества.

Дворяне также выступили, как участники Первого крестового похода. Таблица их походов часто изучается на уроках истории. После прочтения нашей статьи вы будете с легкостью ориентироваться в этих вопросах.

Итак, верхи преследовали свои цели. Короли вели наступления против сарацинов в Испании и Северной Африке, знать старалась приобщиться к грабежам, но не всегда получалось.

Поэтому Первый крестовый поход, кратко говоря, стал отдушиной, куда вырвались агрессивные настроения большей части народных масс Западной Европы.
Давайте теперь поговорим о мотивах каждой из сторон.

Цели европейцев

Конец одиннадцатого века стал сложным периодом для Западной Европы. Как упоминалось выше, за предыдущие столетия сформировалась мощная прослойка профессиональных воинов, которые больше ничего не умели и не хотели делать.
Благородные рыцари и простые пехотинцы, нищие и священники, торговцы и крестьяне - все это участники Первого крестового похода. Таблица начала их движения на восток часто задается на дом в школе. Вы сможете ее с легкостью сделать, опираясь на материал данной статьи.

Итак, участники первых крестовых походов были разнородной социальной массой. Сразу ли они пошли помогать братьям-христианам? Конечно, нет. Они больше были заняты внутренними разборками, борьбой за власть в сотнях земель и княжеств.

Изменение решения проходило в два этапа. В 1074 году Папа Римский призвал на помощь византийскому императору. Но никакой военной помощи не последовало. Началось только массированное движение пилигримов на Ближний Восток.

Но вскоре пошли слухи о притеснении христианских паломников мусульманами. Это вызвало волну негодования, но активных действий все еще не было. Последней каплей стал призыв нового Папы Римского, Урбана II, который говорил больше не о помощи братьям, а о личной выгоде всех участников похода: «Ибо кто нищ здесь, станет королем в земле обетованной».

Период с 1096 по 1099 гг. - годы Первого крестового похода. 6 класс в школе изучает их в рамках истории Средневековья. Давайте далее поговорим про обстановку на востоке в это время.

Мотивы Византии

Византийская империя находилась в очень интересном положении в годы первых крестовых походов. До 1091 года в стране был политический и экономический кризис.

Государство терпело нападения с трех сторон. С севера угрожали печенеги, господствовавшие в южноукраинских степях. С юга поджимали турки-сельджуки, которые нанесли несколько поражений армии императора. В Мраморном море господствовал флот турецкого пирата.

Именно в это время Алексей Комнин занимается дипломатической перепиской с правителями западноевропейских государств. Он рассказывает о бедственном положении империи и просит помощи. Со временем даже стало намечаться сближение православной и католической церкви. Этот факт был очень приятен Папе Римскому, и стал одним из факторов, повлиявших на начало призывов к крестовому походу.

Но к осени 1092 года ситуация в Византийской империи значительно улучшается. Печенегам нанесено поражение в союзе со славянами. Турки больше заботятся о внутренних распрях и перестают тревожить границы христианского государства. Империя входит в период стабильности и постепенного подъема.

Но на западе об этом и не догадывались, поэтому цель первых крестовых походов европейцев кардинально отличалась от мотивов византийцев. В дальнейшем это стало почвой для раздоров в процессе переговоров императора и крестоносцев.

Ситуация в мусульманском мире

В годы первых крестовых походов территория всего исламского мира была охвачена междоусобицами. Практически в одно время, в последнее десятилетие одиннадцатого века, умирают правители сельджуков, аббасидов и фатимидов. На Ближнем Востоке начинается гражданская война между шиитами и суннитами за власть.

Шиитское государство Фатимидов, которое располагалось на территории современного Египта, надеялось получить поддержку в лице крестоносцев. Алексей Комнин, византийский император, также советовал европейским рыцарям заключить с ними союз против сельджуков-суннитов.

Фактически юг Турции, Иран, Ирак, часть Армении были в руках турок. На территории современных Сирии и Ливана появился ряд самостоятельных городов-государств. А Египет и юг Палестины оказался в руках фатимидов.

Именно внутренние раздоры помешали мусульманам выступить единой силой против крестоносцев. В этом вопросе враждующие стороны оказались равны, так как европейцы тоже не могли договориться.

Подобные распри оказались на руку только императору Византии, который смог хоть и хитростью, но вернуть себе часть утраченных земель.

Христиане на Ближнем Востоке

Участники Первых крестовых походов свято верили, что они идут не только отвоевывать «гроб Господень», но и защищать братьев-христиан от неверных сарацин. Особенно этот момент хорошо показан в кинофильме «Царство Небесное».

Но Западной Европы во многом заблуждались. На самом деле ситуация на Ближнем Востоке оказалась кардинально противоположной.

В мусульманских государствах христиан и иудеев притесняли редко, так как Коран запрещает насильно обращать в «истинную» веру людей Писания. Они просто считаются заблудшими. Поэтому в исламских городах восточного Средиземноморья немусульмане платили определенный налог государству и все.

Притеснения начались после «бескорыстной» помощи братских народов. Когда турки и арабы увидели, что делают европейцы, они начали изгонять христиан из городов, опасаясь, что те помогут единоверцам изнутри.

Таким образом, цель первых крестовых походов резко скорректировалась после попадания европейских солдат на землю обетованную. Они своими глазами увидели мирное отношение местных жителей, а также достаток, богатство и наличие ничейных территорий. После этого крестоносцы в основном руководствовались только алчностью.

События крестьянского похода

Участники первых крестовых походов были людьми из самых разнообразных слоев общества. Поэтому в статье мы поговорим фактически о трех передвижениях народных масс, которые в истории носят название Первого похода.

За несколько месяцев до того, как Папа Римский Урбан II официально объявил о начале Первого крестового похода, из многих европейских земель выдвинулась громадная «армия нищих». Вел их Петр Пустынник, монах из Амьена. Он зажег народ идеей достатка и сытости в новых землях.

Год начала Первого крестового похода совпал в Западной Европе с первым богатым урожаем после долгих лет засухи. Но основная масса бедноты его не увидела, так как вышли целыми семьями в путь ранней весной. Они полагали, что «братья-христиане» помогут им провиантом. Такая практика действительно существовала, но для немногочисленных паломников.

Здесь же шла голодная толпа в составе мужчин, женщин, стариков и детей. Они постепенно озлоблялись и начинали грабить поселения, которые попадались на пути. Им давали отпор местные организованные войска. Нищие участники Первых крестовых походов составляли основную массу погибших, так как они не имели оружия, сил для битв и навыков сражаться.

С большими сложностями добрался до Константинополя, потеряв около пятнадцати тысяч человек, четверти от изначального количества. В столице они устроили бесчинства, что вынудило византийского императора переправить их в Малую Азию.

Там крестьянскую армию встретили вооруженные отряды сельджуков.

Результат Первого крестового похода для нищеты оказался плачевным. По оценкам исследователей этого периода, около десяти тысяч молодых юношей и девушек были проданы в рабство. Более пятидесяти тысяч стариков, детей и людей зрелого возраста пали от болезней и сабель регулярных армий.

Судя по сохранившимся источникам, до византийских христианских городов дошло всего лишь около сотни человек из шестидесяти тысяч.

Германский поход

Следующим потоком стало движение в немецких и французских землях, которое организовал один мелкий рыцарь по прозвищу Готье Нищий.

Мотивы, которые подвигли десятитысячную обученную армию на этот поход, были просто уникальными. Они полностью соответствуют мышлению и мировоззрению европейских бюргеров того времени.

Папа Римский Урбан II призвал всех к оружию с целью защитить христианство от иноверцев, а также отвоевать Гроб Господень. Но эти рыцари услышали только первую часть воззвания. Немцы решили, что не стоит ехать на другой конец света, ведь и здесь они живут зажиточно, а веру отстоять нужно.

Поэтому десять тысяч вооруженных немцев и французов просто выехали на «охоту», занимаясь еврейскими погромами. Примечательно, что выдвинулись они на северо-запад, в совершенно противоположную от Иерусалима сторону.

Хоть католическая церковь и пыталась осуждать подобное поведение, но очевидные меры не предпринимались. Евреи пытались сами организовать оборону или нанимали солдат для защиты. Но ничего не помогало. Несколько лет продолжалось насильственное обращение иноверцев в христианство. Тех, кто отказывался, ждала неминуемая смерть.

Таким образом, результат Первого крестового похода для европейских евреев стал плачевным. Но подобные действия рыцарей только увеличили ненависть иудеев и мусульман к ним. От семитских общин разных стран начинают стекаться тысячи золотых монет в помощь мусульманам Африки и Ближнего Востока, которые противостояли крестоносцам.

Дворяне в Первом крестовом походе

Наибольшего успеха за годы Первого крестового похода достигли армии под предводительством дворян. Хоть они и не составляли единое целое, но в них было много хорошо обученных воинов, латников, арбалетчиков и кавалеристов.

В отличие от беспомощной крестьянской армии, эти могли дать отпор регулярным турецким и арабским войскам.

Дворяне выдвигались отрядами разной величины со своих владений, постепенно вливаясь в растянувшийся многотысячный обоз. Так, по разным оценкам, к Константинополю подошло от пятидесяти до ста тысяч солдат.

Но это движение началось только после гибели крестьянской армии и еврейских погромов в Европе. Знатные люди не пожелали терять богатый урожай. В путь, в отличие от нищеты, они отправились с провиантом, оружием и другими необходимыми вещами. Каждый отряд составлял самостоятельную боевую единицу.

Причины Первого крестового похода для этих господ были очевидными. «Безземельный дома станет обладателем слуг и баснословных богатств в Царстве Небесном Иерусалима».

Все события, произошедшее на Ближнем Востоке с 1096 по 1099 года, можно разделить на несколько периодов. Границу между ними будут составлять самые значительные осады, в которых были задействованы участники Первого крестового похода.

Таблица этих событий часто задается на дом на уроках истории в шестом классе. Давайте разберемся в них подробнее, чтобы помочь школьникам.

Ход событий в 1096-1099 годах

Фактически сам крестовый поход начался только после выхода армий из Константинополя. Там европейские дворяне заручились поддержкой византийского императора. Взамен они обещали передавать ему все захваченные земли, некогда принадлежавшие Византийской империи.

Первым испытанием клятвы на прочность стала осада турецкого города Никеи. Она началась в 1097 году. Штурм оказался безуспешным, потому что армия крестоносцев оказалась неспособной продолжать наступление после победы над турецким султаном. Облога продлилась несколько месяцев.

Император Византии Алексей Комнин справедливо заподозрил руководителей рыцарской армии в желании нарушить договор. Поэтому в критический момент, когда уже было ясно, что город в ближайшие дни падет, он отправил к горожанам своего парламентера. Последний договорился о сдаче города именно византийским войскам, во избежание грабежа крестоносцами.

Так все и произошло. Скрепя сердце, рыцарям пришлось соблюсти клятву и двинуться дальше. Следующим пунктом стала Антиохия. Город, который находился на половине пути к Иерусалиму.

Осада продлилась с октября 1097 по июнь 1098 года. Боэмунду Тарентскому, норманнскому князю из Южной Италии, удалось подкупить одного офицера из осажденного города. Он пообещал спустить лестницы на одном участке стены и помочь в захвате крепости.

За подобную услугу для европейских армий Боэмунд потребовал после захвата передать Антиохию в его владение. Частично убедить остальных рыцарей получилось, только пригрозив поражением в случае долгих раздумий. На подходе была многотысячная Кербоги.

После взятия крепости в городе были перебиты практически все жители. Через несколько дней после захвата Антиохии крестоносцами, она снова оказалась в осаде. Подошли турецкие войска. Осада переносилась европейцами тяжело, так как провианта осталось очень мало.

Боэмунд решил дать открытый бой туркам. Но перед этим он хитростью (как считают многие исследователи) поднял боевой дух армии. Однажды утром было рассказано о видении, которое случилось у одного крестьянина. Согласно ему, в стенах Антиохии, возле одной из церквей, было закопано копье, которым убили Христа. Действительно, его откопали.

Армии, «ведомые рукою Господа», смогли нанести поражение солдатам Кербоги.
Следующим этапом стал Иерусалим. Его удалось захватить только ценой многих тысяч жизней. Пришлось засыпать ров вокруг города, чтобы подошли к стенам. После взятия города, согласно хроникам, в нем началась резня, а после грабеж. По свидетельствам летописцев, в Иерусалиме за несколько дней было уничтожено более семидесяти тысяч горожан.

Таким образом, результат Первого крестового похода был неоднозначным и разделил историю Ближнего Востока и Европы на периоды «до него» и «после».

Последствия похода

Можно назвать следующие итоги Первого крестового похода.
Во-первых, это единственный раз, когда были полностью достигнуты цели, поставленные изначально.

Во-вторых, познакомившись с восточной культурой, получив имущество, земли, слуг, многие солдаты не захотели возвращаться на родину. Они оседали и постепенно перенимали культуру местного населения.

Но главным событием, произошедшим за годы Первого крестового похода, стало основание четырех новых христианских государств. Они были разбросаны по всему Леванту (область, включавшая в себя юг современной Турции и Ближний Восток), управлялись разными феодалами и просуществовали около столетия.

Итак, первым было образовано графство Эдесское. Собственно, название оно получило по имени столицы. Основал его Балдуин Булонский, один из трех братьев - лотарингских рыцарей. Он отделился от армии крестоносцев еще в 1098 году, по пути к Антиохии, и пошел на восток. Там он завоевал эту территорию и создал собственное государство, которое просуществовало около полувека.

В том же году образовалось и Антиохийское княжество. Его основателем и правителем стал Боэмунд Тарентский, о котором мы упоминали ранее. Государство просуществовало сто семьдесят лет.

После взятия Иерусалима, в 1099 году, было создано Первым правителем стал Готфрид Бульонский, брат Болдуина, который осел в Эдессе. Во владении короля были также территории четырех сеньорий. Монархия просуществовала до Третьего крестового похода, а пала в 1291 году, после взятия Акры.

Четвертое государство крестоносцев было основано в 1105 году тулузским графом. Раймонд IV, его первый правитель, назвал территорию графством Триполи. Оно просуществовало до 1289 года.

Таким образом, в данной статье мы с вами узнали о предпосылках, целях и событиях Первого крестового похода, а также поговорили о его последствиях.

Историки всего мира до сих пор спорят о том, что такое крестовые походы и каких результатов добились их участники. Несмотря на то что прошло уже больше 900 лет со дня первого паломничества, никто не может дать ответ - имели ли они хоть какой-либо смысл? Из данной статьи вы узнаете цели крестовых походов и их результаты. На основании прочитанного вы сами сможете судить о целесообразности таких кампаний.

Причины крестовых походов

В конце десятого века религиозное рвение в Европе достигло своего апогея. Римские папы решили обернуть себе на пользу такие массовые настроения людей. Они стали призывать граждан исполнить свой долг и отправиться на Ближний Восток, дабы освободить Святую землю от мусульман. Всем желающим вступить в отряд были обещаны небесные и земные блага, о которых простой смертный мог только мечтать. Многих прельщала именно награда, но в основной массе все люди были уверены, что идут сражаться за правое дело. Их называли воинами Христовыми, а на одежду нашивались красные нагрудные кресты. За это их и прозвали крестоносцами. Религиозные мотивы сыграли большую роль - мусульмане рисовались как осквернители святынь, и это возымело свое действие на верующих европейцев.

Одной из самых главных целей крестовых походов стало обогащение и завоевание земель. Экономические стимулы внесли свою лепту. Младшие сыновья феодалов не могли претендовать на отцовские земли. Им приходилось самостоятельно искать способы обретения нужных им территорий. Богатый Ближний Восток манил их своими обширными землями и неиссякаемыми полезными ресурсами. Ради этого они собирали отряды и шли бороться с мусульманами. Крестьяне тоже видели в таких походах выгоду для себя - их освобождали от пожизненной крепостной зависимости.

Начало крестовых походов

Первый раз о необходимости начать войну против неверных мусульман заявил папа Урбан II. Перед многотысячной толпой он вещал о творимом в Палестине бесчинстве, обвинял турок в нападении на паломников, об угрозе, нависшей над их братьями-византийцами. Он призвал всех клириков и знать сплотиться во имя богоугодного дела и прекратить все междоусобицы. В награду он пообещал не только завоеванные земли, но и отпущение все грехов. Толпа приняла призыв, и несколько тысяч тут же подтвердили свое намерение уничтожать арабов и турок лозунгом «Deus vult!», что в переводе означало «Бог того хочет!».

Первые крестоносцы

По приказу папы призыв разнесли по всей Западной Европе. Служители церкви агитировали своих прихожан, а проповедники занялись крестьянами. Нередко они добивались таких великолепных результатов, что люди в религиозном экстазе бросали все - работу, хозяев, семьи и устремлялись через Балканы к Константинополю. История крестовых походов в самом начале была окрашена кровью простых людей. Тысячи крестьян рвались в бой, даже не задумываясь о том, какие трудности ожидают их в долгой дороге. Они не имели никаких военных навыков, но были уверены, что Бог не даст им погибнуть, а братья-христиане помогут провизией. Но их ждало горькое разочарование - народ с холодом и презрением относился к ордам странников. Участники крестовых походов поняли, что им здесь не рады, и стали искать другие пути.

Крестьяне были вынуждены начать грабить своих собратьев. Это привело к еще большему отчуждению и настоящим сражениям. Даже добравшись до Константинополя, они не находили там радушного приема. Император Алексей велел селить их за чертой города и как можно быстрее переправлять в Азию. А там первых крестоносцев уже ждала расправа от воинственных турок.

Первый крестовый поход

В 1096 году армии отправились очищать Ближний Восток сразу тремя маршрутами. Главнокомандующие вели свои отряды по морю и по суше. Бароны-феодалы и их армии игнорировали указания папы и действовали собственными методами. Со своими братьями-византийцами они не церемонились - за год они успели разграбить несколько городов. Регулярно возникали стычки между войсками. Император и население Константинополя с ужасом наблюдали, как в их город прибывает 30-тысячное войско. Крестоносцы особо не церемонились с местным населением и вскоре начались конфликты. Борцы за святое дело перестали доверять византийцам-проводникам, так как часто по их вине оказывались в ловушках.

Европейцы не ожидали, что их противники будут устраивать набеги на их армию. Хорошо вооруженная вражеская конница как вихрь врывалась и успевала скрыться до того, как кавалерия в тяжелых доспехах начинала погоню. Помимо этого, все были деморализованы нехваткой провизии и воды. Мусульмане предусмотрительно отравили все колодцы. Несчастное войско с трудом перенесло такие тяготы, но вскоре боевой дух окреп - была одержана победа и взята Антиохия. Первый крестовый поход был вознагражден нахождением великой святыни - копья, которым римлянин пронзил бок Иисуса. Эта находка так вдохновила христиан, что они через год взяли Иерусалим. Все жители были убиты - и мусульмане, и иудеи. Результатом первого крестового похода стало образование сразу трех новых государств - графство Эдесское, княжество Антиохийское и Иерусалимское королевство.

Император Алексей тоже участвовал в завоевании и смог победить армию Кылыч-Арслана I и взять Никею. Недовольные крестоносцы начали протестовать, ведь это именно они ослабили врага. Император был вынужден делиться добычей. Готфрид Бульонский, возглавивший Иерусалимское королевство, получил гордый титул «Охранителя Гроба Господня». Победа и новые земли дали понять всем, что такие крестовые походы будут выгодны с многих сторон. На несколько десятилетий наступило затишье.

Второй крестовый поход. Под защитой церкви

Итогом первого стало заметное усиление позиций католической церкви. 45 лет крестоносцы жили на завоеванных землях и развивали свои государства. Но в 1144 году Мосул захватил Эдесское графство, то стало понятно, что хозяева пришли забирать свои территории. Слух быстро дошел до Западной Европы. Германский император Конрад III и французский король Людовик VII решают совершить второй крестовый поход. Чем такое решение было вызвано, понятно всем, - можно было не только вернуть утраченное, но и захватить новые территории.

Единственным отличием этой кампании стала официальная булла - папа Евгений III гарантировал всем участникам защиту церкви. В общей сложности набралась огромная армия - 140 тыс. человек. Однако продумать план и разработать стратегию никто не удосужился. Войска терпели поражения по всем фронтам. Три года крестоносцы пытались бороться, поражения под Дамаском и Аскалоном вконец уничтожили боевой дух. Французы и немцы были вынуждены вернуться домой ни с чем, и ряды их заметно уменьшились.

3-й крестовый поход. Под началом великих предводителей

В отличие от христианских военачальников, которые регулярно устраивали разборки между собой, мусульмане начали объединяться. Вскоре они образовали одно государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Султан Салах-ад-дин смог вернуть Иерусалим и разбить разобщенные христианские поселения. В Европе стали готовиться к третьему крестовому походу. Чем такой поход может закончиться, они уже знали, но это не остановило их стремлений. Ричард I Львиное Сердце, Филипп II Август и Фридрих I Барбаросса возглавили поход. Первым погиб германский император при переправе через реку. Его воины лишь в малом количестве смогли добраться до Святой Земли. Римский император имитировал болезнь, чтобы вернуться домой, и в отсутствии английского короля отобрать у него Нормандию.

Ричард I Львиное Сердце принял на себя все управление кампанией. Несмотря на столь неудачное начало крестового похода, результатом стал захват у мусульман Акры и Яффы. Король совершил немало подвигом, чем навсегда прославил свое имя в легендах. Ему даже удалось заключить договор с султаном о беспрепятственном посещении паломниками святых мест. Самым же крупным достижением стало завоевание Кипра.

4-й крестовый поход. Свершения во имя Господа

Цели и участники менялись, а идейными вдохновителями по-прежнему оставались римские папы. Иннокентий III благословил французов и венецианцев на очередные свершения во имя Господа. Ожидалось, что армия будет насчитывать минимум 30 тыс. человек. Венецианцы взяли на себя обязанность переправить французов к берегам Святой Земли. Помимо этого, они должны были обеспечить их оружием и провиантом. Воины прибыли в количестве 12 тыс. человек, и не смогли оплатить приготовленные запасы. Венецианцы предложили им поучаствовать в войне за город Задар с венграми. Папа запретил французам вступать в чужие разборки, но они ослушались. В результате все участники крестового похода были отлучены от церкви.

Воодушевленные победой над венграми, венецианцы предложили захватить и Константинополь. В награду было обещано хорошее вознаграждение и полное обеспечение на время всего похода. Наплевав на запреты папы, французы вернули трон Исааку II Ангелу. Однако после восстания императора свергли, и обещанной награды воины не увидели. Обозленные крестоносцы еще раз захватили Константинополь, и в течение 13 дней нещадно уничтожали культурные ценности и грабили население. Византийская империя была уничтожена, на ее месте появилась новая - Латинская. Папа сменил гнев на милость. Так и не добравшись до Египта, армия вернулась домой. Венецианцы праздновали - им больше всех повезло в этой кампании.

Детский крестовый поход

Цели, участники и результаты этой кампании до сих заставляют содрогаться. О чем думали крестьяне, благословляя своих детей на это дело? Тысячи подростков были уверены, что невинность и вера помогут им вернуть Святую Землю. Родители не смогли добиться этого оружием, но у них получится сделать это с помощью слова. Стоит отметить, что папа был категорически против такого похода. Но приходские священники сделали свое дело - армия детей под предводительством пастушка Этьена прибыла в Марсель.

Оттуда на семи кораблях он должны были добраться до Египта. Два потонули, а остальные пять были благополучно захвачены. Судовладельцы быстро продали детей в рабство. 2 тыс. немецких детей были вынуждены пешком идти в Италию. Вел их десятилетний Николас. В Альпах две трети детей погибли в условиях невыносимого холода и голода. Остальные добрались до Рима, но власти отправили их назад. На обратном пути погибли все.

Существует и другая версия. Французские дети собрались в Париже, где просили короля снабдить их всем необходимым для похода. Тому удалось отговорить их от затеи, и все разошлись обратно по домам. Немецкие же дети упорно шли в Майнц, где их также уговорили оставить затею. Лишь часть из них дошла до Рима, где папа освободил их от обета. В итоге большая часть детей просто бесследно пропала. Отсюда и берет свои корни история о гаммельском крысолове. Сейчас историки ставят под сомнение масштабы того похода и состав участников.

5-й крестовый поход

В 1215 году Иннокентий III объявляет об очередной кампании. В 1217 году Иоанн Бриенский, номинальный король Иерусалима, возглавил очередной крестовый поход. В это время в Палестине были вялотекущие бои, и помощь европейцев подоспела вовремя. Они быстро захватили египетский город Дамиетту. Султан мгновенно отреагировал и предложил обмен - он отдает Иерусалим, а взамен получает Дамиетту. Но папа отказался о такого предложения, потому что вскоре должен был подойти легендарный «царь Давид». 1221 год ознаменовался неудачным штурмом Каира, и крестоносцы отдали Дамиетту в обмен на возможность отступить без потерь.

6-й крестовый поход. Без жертв

Помимо крестьян, в крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов. Помимо этого, целые рода разорились из-за долгов. В надежде на будущую добычу брались кредиты и закладывалось имущество. Пошатнулся и авторитет церкви. Первые походы, несомненно, укрепили веру в римских пап, но после четвертого всем стало ясно, что можно без потерь нарушать запреты. Во имя выгоды можно было пренебречь распоряжениями, и это существенно снизило авторитет папы в глазах верующих.

Раньше считалось, что крестовые походы стали причиной Возрождения в Европе. Сейчас историки склонны считать это историческим преувеличением. Литература обогатилась множеством легенд, поэтических произведений и сказаний. Ричард Львиное Сердце стал героем «Истории священной войны». Последствия крестовых походов можно назвать сомнительными. Если вспомнить, какое число людей погибло, и сколько средств было затрачено за восемь кампаний.

Крестовые походы на Русь

Об этом историческом факте нужно говорить отдельно. Несмотря на то что на Руси уже два века существовало христианство, в середине 30-го века ливонский орден с помощью союзников-шведов объявил крестовый поход. Крестоносцы знали, в каком бедственном положении находится их враг - государство было раздроблено и побеждено монголо-татарами. Приход крестоносцев мог значительно ухудшить и без того трудное состояние. Немцы и шведы благодушно предложили свою помощь в войне с игом. Но взамен Русь должна была принять католичество.

Новгородское княжество поделилось на две партии. Первая стояла за немцев, а вторая прекрасно понимала, что Ливонские рыцари не смогут одержать победу над монголами. Зато они смогут занять русские земли и осесть, распространяя католичество. Получалось, что в данной ситуации выигрывали все, кроме Руси. Вторая партия победила, и было решено дать бой крестоносцам и отказаться от насаждения чуждой веры. Попросив помощи у суздальского князя. Они сделали верный шаг. Молодой Александр Ярославович разгромил шведов на Неве и навсегда получил прозвище «Невский».

Крестоносцы решили предпринять еще одну попытку. Спустя два года они вернулись и даже смогли занять Ям, Псков и Копорье. Помогла им все та же прогерманская партия, которая в этой области имела большое влияние и вес. Народу пришлось снова просить помощи у Александра Невского. Князь снова встал на защиту земли русской и своих сограждан - знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере закончилось победой его армии.

Однако проблема не исчезла даже после такого отпора западным иноверцам. Перед Александром стоял трудный выбор - платить дань монголам или принять западные правила. С одной стороны, ему импонировали язычники - они не пытались навязать свою веру и им не было дела до колонизации Руси. Но они отравили его отца. С другой стороны - Запад и последствия. Мудрый князь понимал, что европейцы быстро колонизируют земли и будут насаждать свою веру, пока не добьются своего. После тяжелый раздумий он принимает решение в пользу монголов. Если бы тогда он склонился в сторону Запада, то православие русских людей сейчас было бы под большим вопросом. За великие подвиги Александр Ярославович был признан святым и канонизирован.

Последний раз крестоносцы пытались распространить свое влияние в 1268 году. В этот раз отпор им дал уже сын Александра Невского - Дмитрий. Ожесточенная битва закончилась победой, но спустя год Тевтонский орден вернулся, чтобы осадить Псков. Через 10 дней крестоносцы поняли бесполезность своих действий и отступили. Крестовые походы на Русь закончились.

Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

Причины крестовых походов (кратко)

Выступление в было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.

Крестоносцы отправляются в первый крестовый поход. Миниатюра из рукописи Гийома Тирского, XIII в.

Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским , герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.

Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим , бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого наголову при Аскалоне .

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099. Миниатюра XIV или XV вв.

Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.

Второй крестовый поход (кратко)

Второй крестовый поход – кратко , Бернард Клервоский – краткая биография

В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедник Бернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полным неуспехом

Государства крестоносцев на Востоке

Третий крестовый поход (кратко)

Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином). В этом походе участвовали три европейских государя: император Фридрих I Барбаросса , французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце . Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.

Фридрих Барбаросса - крестоносец

Четвертый крестовый поход (кратко)

Подробнее - см. в отдельных статьях Четвёртый крестовый поход , Четвертый крестовый поход – кратко и Взятие Константинополя крестоносцами

Четвертый крестовый поход (1202–1204) имел первоначально целью Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь, после чего предводитель Четвертого крестового похода, граф Балдуин Фландрский, был избран императором новой Латинской империи, просуществовавшей, однако, только 57 лет (1204–1261).

Участники четвёртого крестового похода у Константинополя. Миниатюра к венецианской рукописи "Истории" Вильгардуэна, ок. 1330

Пятый крестовый поход (кратко)

Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ.

Штурм крестоносцами Пятого похода башни Дамиетты. Художник Корнелис Клас ван Виринген, ок. 1625

Шестой крестовый поход (кратко)

Шестой крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен . За долгие отсрочки начала похода папа отлучил Фридриха от церкви (1227). На следующий год император всё же отправился на Восток. Пользуясь раздорами тамошних мусульманских владетелей, Фридрих завёл с египетским султаном аль-Камилем переговоры о мирном возвращении христианам Иерусалима. Чтобы поддержать свои требования угрозой, император и палестинские рыцари осадили и взяли Яффу. Угрожаемый ещё и султаном дамасксксим, аль-Камиль подписал с Фридрихом десятилетнее перемирие, вернув христианам Иерусалим и почти все земли, некогда отнятые у них Саладином. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался в Святой Земле иерусалимской короной.

Император Фридрих II и султан аль-Камиль. Миниатюра XIV века

Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело через несколько лет к возобновлению борьбы за Иерусалим и к окончательной его потере христианами в 1244 г. Иерусалим отняло у крестоносцев тюркское племя хорезмийцев, вытесненное из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу.

Седьмой крестовый поход (кратко)

Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского , давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В августе 1248 французские крестоносцы отплыли на Восток и провели зиму на Кипре. Весной 1249 армия Людовика Святого высадилась в дельте Нила. Вследствие нерешительности египетского полководца Фахреддина она почти без труда взяла Дамиетту. Задержавшись там на несколько месяцев в ожидании подкреплений, крестоносцы в конце года двинулись на Каир. Но у города Мансуры путь им преградила сарацинская армия. После тяжких усилий участники Седьмого Крестового похода смогли переправиться через рукав Нила и даже на время ворваться в Мансуру, но мусульмане, воспользовавшись разделением христианских отрядов нанесли им большой урон.

Крестоносцам следовало отступать к Дамиетте, однако вследствие ложных понятий о рыцарской чести они не поспешили сделать это. Вскоре их окружили крупные сарацинские силы. Потеряв множество солдат от болезней и голода участники Седьмого Крестового похода (почти 20 тысяч человек) были вынуждены сдаться в плен. Ещё 30 тысяч их товарищей погибло. Христианские пленники (в том числе и сам король) были освобождены лишь за огромный выкуп. Дамиетту пришлось вернуть египтянам. Уплыв из Египта в Палестину, Людовик Святой ещё около 4 лет провёл в Акке, где занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.

Восьмой крестовый поход (кратко)

Вследствие полной безрезультатности Седьмого крестового похода и постоянных нападений на христиан Палестины нового египетского (мамлюкского) султана Бейбарса тот же король Франции Людовик IX Святой предпринял в 1270 году Восьмой (и последний) крестовый поход. Крестоносцы поначалу вновь думали высадиться в Египте, но брат Людовика, король Неаполя и Сицилии Карл Анжуйский , склонил их плыть в Тунис, который был важным торговым конкурентом Южной Италии. Выйдя на берег в Тунисе, французские участники Восьмого Крестового похода стали ждать прибытия войска Карла. В их тесном лагере началась чума, от которой умер сам Людовик Святой. Мор причинил армии крестоносцев такие потери, что приехавший вскоре после смерти брата Карл Анжу предпочёл прекратить поход на условиях выплаты правителем Туниса контрибуции и освобождения им христианских пленников.

Смерть Людовика Святого в Тунисе во время Восьмого Крестового похода. Художник Жан Фуке, ок. 1455-1465

Конец Крестовых походов

В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые походы, стоившие христианам стольких потерь и не достигшие первоначально намеченной цели.

Итоги и последствия крестовых походов (кратко)

Но они не остались без глубокого влияния на весь склад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств. Итогами Крестовых походов было увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян. Крестовые походы содействовали успехам торговли, открыв ей новые пути на Восток; благоприятствовали развитию географических знаний; расширив сферу умственных и нравственных интересов, они обогатили поэзию новыми сюжетами. Ещё одним важным итогом Крестовых походов было выдвижение на историческую сцену светского рыцарского сословия , составившего облагораживающий элемент средневековой жизни; следствием их было также возникновение духовно-рыцарских орденов (Иоаннитов, Тамплиеров и Тевтонов), игравших немаловажную роль в истории. (Подробнее - см. в отдельных статьях

В течение XI в. христианское общество преобразовалось. Церковь поднялась из упадка; папа, освободившись от влияния императора, был признан главой всего христианского мира; монастыри, преобразованные по образцу Клюни , аскеты, ведшие жизнь древних отшельников, способствовали восстановлению в Европе благочестия и уважения к церкви. Христианские воины, рыцари, организовались: они усвоили однообразную тактику и могли теперь действовать сообща. До сих пор они воевали большей частью друг с другом; папа внушил им мысль соединиться против врагов христианства. Крестовые походы были результатом союза между рыцарством и папством.

Этого хочет Бог. Первый Крестовый поход

Между тем фатимидский халиф Каира, воспользовавшись затруднительным положением сельджуков, отнял у них Иерусалим (1098); он предложил участникам первого крестового похода приходить на поклонение св. местам, но не иначе, как небольшими группами и без оружия. Вначале крестоносцы попытались заключить союз с Фатимидами против сельджуков; но они не хотели оставлять св. Гроб в руках мусульман. Они шли вдоль побережья, избегая городов, и затем повернули к Иерусалиму. Их оставалось 25 тысяч человек.

Приблизившись к городу, они рассеялись и, взобравшись кучками на высоты, с которых видны были стены, по обычаю того времени простерлись на земле, благодаря Бога за то, что он привел их к св. городу. Но Иерусалим был окружен крепкими стенами; крестоносцы не могли взять их приступом; приходилось начинать правильную осаду.

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099. Миниатюра XIV или XV вв.

В бесплодной местности, которой окружен Иерусалим, эти бойцы первого крестового похода не нашли ни съестных припасов, ни дерева для постройки машин; Кедронский ручей высох, цистерны были засыпаны; при невыносимом зное нельзя было найти для утоления жажды ничего, кроме луж зловонной воды. Генуэзские галеры, приставшие к Яффе, снабдили их съестными припасами и орудиями. Крестоносцы нарубили деревьев на расстоянии нескольких миль от города и построили две деревянные башни и лестницы. Прежде, чем идти на приступ, они босиком и в вооружении совершили крестный ход вокруг города (как повелел им легат Адемар, который явился во сне одному провансальскому священнику). Штурм продолжался полтора дня. Наконец воинам первого крестового похода удалось перекинуть с одной башни несколько балок, которые образовали мост между башней и стеной. Первыми перешли через него два фламандских рыцаря, затем – Готфрид Бульонский и его брат; вскоре после этого норманны с другой стороны проникли в город, пробив брешь в стене. Крестоносцы перебили всех, кого нашли в городе. В мечети Омара, куда спрятались мусульмане, «кровь доходила до колен рыцаря, сидящего на коне». Они на минуту прервали резню, чтобы отправиться босиком на поклонение Гробу Господню, и затем снова принялись убивать и грабить (15 июля 1099 г.).

Основание королевства Иерусалимского

После того как была осуществлена главная цель первого крестового похода, следовало подумать о том, кому вручить власть над Иерусалимом. Духовенство желало, чтобы во главе управления стоял патриарх, рыцари требовали, чтобы власть над городом была предоставлена одному из них. В конце концов выбрали Готфрида Бульонского, который получил титул защитника Гроба Господня.

Вскоре после этого армия в 20 тысяч человек, присланная из Египта, подступила к Иерусалиму со стороны Аскалона. Эта поспешность спасла христиан. Крестоносцы не успели еще оставить город; Готфрид повел их против мусульман, которые были обращены в бегство (12 августа). Но он не взял Аскалона из опасения, чтобы Раймонд не удержал его за собой.

Аскалонская битва. С гравюры Гюстава Доре

Впоследствии рассказывали, что Готфрид был единогласно избран иерусалимским королем , но что он отклонил это избрание крестоносцев, не желая носить золотого венца там, где Царь царей носил терновый венец. Это изречение принадлежит графу Тулузскому или Балдуину.