1. Понятие научного стиля.

2. Возникновение и развитие научного стиля.

3. Языковые особенности научного стиля:

3.1. лексические;

3.2. морфологические;

3.3. синтаксические.

4. Правила текстовой композиции научного стиля.

Понятие научного стиля.

Научный стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, цель которой – передать объективную научную информацию, доказать её истинность, а также часто новизну и ценность. Тексты этого стиля адресованы читателям или слушателям, подготовленным к восприятию научной информации.

Понятие научного стиля.

Сфера общественной деятельности, в

которой функционирует научный стиль, - это наука. Научным стилем пользуются при написании и обсуждении проектов, научных отчётов, докладов, статей, монографий, диссертаций… Научный стиль, а точнее - его учебная разновидность, используется также в высших учебных заведениях на лекционных и практических занятиях, в учебниках, дипломных работах и т. п.

Понятие научного стиля.

Научный стиль относится к так

называемым книжным стилям русского языка, используется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов,

таких, как конференции, симпозиумы,

научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Понятие научного стиля

Научная речь всегда подготовлена, будь она в письменной или устной форме. Самая, казалось бы, простая, легко воспринимаемая лекция тщательно готовится преподавателем. И чем легче понимать сложную по содержанию лекцию или статью, тем, следовательно, внимательнее работал над ней автор. Великие учёные неоднократно

говорили, что о самых сложных вещах можно

рассказать просто. В этом отразилась общеизвестная истина: “Кто ясно мыслит, тот ясно излагает”.

Требования, предъявляемые к научному стилю.

Во-первых, чтобы понятно объяснить сложное явление, нужна

логичность, чёткая последовательность мысли. Во-вторых,

необходима точность - точные понятия, точные определения. Именно логичность и точность делают научное произведение ясным. Цель научного исследования – не только объяснение каких-либо единичных явлений или фактов действительности, но и выявление того общего, что объединяет его с похожими явлениями или фактами или отличает от них. Поэтому третье требование к научному стилю - обобщённость изложения. Далее, в научных работах всегда говорится о новом: или об абсолютно новом (открытия, изобретения)

или об относительно новом, т.е. новом только, например, для

учащихся (учебники). Чтобы убедить читателя или слушателя в своей правоте, учёный должен быть объективным, поэтому на первое место выдвигается изучаемый предмет, а не личность учёного. Вследствие этого в научных произведениях редко используются слова и выражения, говорящие о чувствах автора. И, наконец, научные книги, статьи, отчёты, как правило, лаконичны (лаконичность – сжатость формы при насыщенности содержания).

Языковые особенности научного стиля:

Одна из самых заметных языковых особенностей научного стиля заключается в употреблении многочисленных терминов. Благодаря быстрому распространению по всему миру достижений науки существует очень много интернациональных терминов, например: анализ, амплитуда,

контакт. В мире действует тенденция к международной

стандартизации языка науки.

В научном стиле широко используют составные термины, т.е. термины, образованные из нескольких слов. Кроме того,

в лексический состав научного стиля входит много сложных

слов, появляющихся из-за стремления их создателей к лаконичности. Часто при образовании терминов используются

особые русские и международные терминологические

элементы, соотносительные по значению, например: дву-/би-, между-/интер-, мелко-/микро- и др.

Синтаксические особенности научного стиля

Синтаксические особенности

научного стиля речи обнаруживаются уже в

словосочетании. Как и в других книжных стилях речи, в научном стиле распространены словосочетания из существительного и глагола,

частично утратившего своё

лексическое значение: оказывать

влияние, производить

Научный стиль речи - стиль научных сообщений.


Сфера употребления

  • Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи.
  • Также статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература.

Черты научного стиля:

  • Логичность изложения
  • Точность
  • Отвлеченность и обобщенность
  • Объективность
  • Терминированность речи
  • Лаконичность в выражении мыслей
  • Строгая нормированность

Подстили научного стиля

Научный - диссертации, монографии,

  • Научный - диссертации, монографии,
  • Научный - диссертации, монографии,

статьи научных журналов, инструкции,

ГОСТы, энциклопедии.

  • статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии.

Научно-учебный -

Научно-популярный

  • Научно-учебный - учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия Научно-популярный - научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией
  • Научно-учебный - учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия Научно-популярный - научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией

Основной тип речи в научном стиле:

  • Рассуждение
  • Описание

В научном стиле активны союзы, предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существительные:

при помощи, с помощью,

в соответствии, в качестве,

в результате, по причине,

на основе, в отношении,

в зависимости от..., в меру,

сравнительно с..., в связи с... и др.


Лексические признаки научного стиля речи

  • Употребление слов в их прямом значении;
  • Отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;
  • Широкое использование абстрактной лексики и терминов.

Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.


Научный стиль имеет различного рода клише:

заключается в …, представляет собой …,

состоит из …,

применяется для …

и пр.


Морфологические особенности научного стиля речи

  • Специфично употребляется в научном стиле глагол .
  • Большое распространение в научных текстах имеют краткие страдательные причастия.
  • В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные.
  • Своеобразно проявляется в языке науки категория лица (в научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица ед. ч. Я . Его заменяют местоимением МЫ )
  • В научной речи часто встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются

Синтаксические особенности научного стиля речи

  • Предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно – личные и безличные предложения;
  • Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения или выделения того или иного предмета;
  • Вводные слова чаще выражают логическую связь между частями текста;
  • Преобладает прямой порядок слов;
  • Практически отсутствуют обороты разговорной речи

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию.

Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература. Сфера употребления.




1) Собственно научный – наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии. 2) Научно – популярный (им пишутся научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией) 3) Научно – учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия) Подстили научного стиля:


Употребление слов в их прямом значении; Отсутствие образных средств 6 эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол; Широкое использование абстрактной лексики и терминов. Три пласта слов: 1) Общеупотребительные (он, пять, в, белый, идет и т. д.) 2) Общенаучные (величина, скорость, деталь, энергия и т. д.) 3) Узкоспециальные, т. е. термины той или иной науки. Термин – это слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное, техническое, искусствоведческое или общественно – политическое понятие. Лексические особенности:


Редкое использование глаголов в 1- м и 2- м лице ед. числа. Глаголы в н. в. очень близки к отглагольным существительным. Например, приводняется – приводнение, перематываем – перемотка, заливает – заливка. В научном тексте употребляется мало прилагательных, а если употребляются, то имеют точное, узкоспециальное значение. Части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях. Морфологические особенности научного стиля речи:


Предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно – личные и безличные предложения; Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения или выделения того или иного предмета; Вводные слова чаще выражают логическую связь между частями текста; Преобладает прямой порядок слов; Используются цепочки род. падежей (присоединение к одному сущ - ому второго в род. падеже, ко второму – третьего); Практически отсутствуют обороты разговорной речи. Синтаксические особенности научного стиля речи:



Пример Большая часть массы объектов Солнечной системы приходится на Солнце; остальная часть содержится в восьми относительно уединённых планетах, имеющих почти круговые орбиты и располагающихся в пределах почти плоского диска плоскости эклиптики. Общая масса системы составляет около 1,0014 M. Отрывок из статьи о солнечной системе

  • Слайд 1. Научный стиль. Анализ особенностей стиля. Научный стиль речи — одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров.
  • Слайд 2. Наука и научные тексты. Наука — своеобразная сфера человеческой деятельности. Она призвана дать истинную информацию об окружающем мире. И хотя постигать закономерности окружающего мира можно и иными (не только научными) способами, именно наука обращена к интеллекту, к логике. Научные тексты связаны с ориентацией на читателя-профессионала. Итак, основные черты языка науки — точность и объективность.
  • Слайд 3. Композиция научного текста. Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования: осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели — «введение», поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) — «основная часть», решение исследовательской задачи, получение ответа — «заключение».
  • Слайд 4. Языковые средства. В научном тексте по любой специальности можно без труда выделить языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование этого логического каркаса. Это, например, глаголы: обозначим, зададим, составим, определим, найдём, выберем, рассмотрим.
  • Слайд 5. Метатекст. Научный текст имеет сложную организацию. В нём можно условно выделить два пласта с точки зрения того, какую информацию получает читатель: фактическую, непосредственно об объекте исследования; информацию о том, как автор организует эту фактическую информацию. Информацию второго типа (и элементы, которые её вводят) принято называть метатекстом. Наличие метатекста — одно из существенных свойств научного текста.
  • Слайд 6. Объективность и точность. Закономерности употребления языковых средств в научном стиле определяют факторы, о которых уже говорилось, — объективность и точность.
  • Слайд 7. Объективность. Объективность подразумевает, что информация не зависит от прихоти конкретного лица, не является результатом его чувств и эмоций. В тексте научного произведения она проявляется и в присутствии некоторых обязательных компонентов содержания, и в форме — в манере повествования.
  • Слайд 8. «Объективность формы» научного стиля. «Объективность формы» научного стиля предполагает отказ от языковых средств, которые связаны с передачей эмоций: не используются междометия и частицы, передающие эмоции и чувства, эмоционально-окрашенная лексика и экспрессивные модели предложений; явное предпочтение отдаётся нейтральному порядку слов; для научной речи не характерна восклицательная интонация, ограниченно используется вопросительная.
  • Слайд 9. Точность. Важной чертой науки является точность. Научный стиль в сознании обычного человека, безусловно, прежде всего, ассоциируется с терминами.
  • Слайд 10. Термины. Термины существуют не поодиночке: устанавливая друг с другом связи — по типу общее/частное, род/вид, вид/разновидности, целое/часть, тождество, сходство, противоположности и др. — они образуют терминологические системы.
  • Слайд 11. Вариации научного стиля. В зависимости от того, как автор определяет для себя возможности и потребности своего «собеседника», он может использовать одну из вариаций научного стиля: собственно научный, научно-учебный или научно-популярный подстиль. Главная разновидность — собственно научный подстиль. На его основе возникает облегчённая разновидность, предназначенная для тех, кто только постигает новую область знания, научно-учебный подстиль. Малая степень компетенции читатели или слушателя приводит к появлению научно-популярного текста.
  • Слайд 12. Основные письменные жанры. В области науки основными письменными жанрами являются тезисы, статья и монография, так как именно с их помощью передаётся новая научная информация, другие жанры представляют либо переработку этих сведений, которые они дают, преподнося информацию в адаптированном, сжатом виде (реферат, аннотация), либо дают ей оценку (рецензия, отзыв).
  • Слайд 13. Строгость научного стиля. Строгость научного стиля достигает своего апогея в жанрах, которые являются документом, а потому испытывают на себе влияние официально-делового стиля. Жёсткие требования предъявляются к итоговым студенческим работам: регламентирована композиция работы (деление на главы или параграфы, наличие плана (оглавления), разделов «Введение», «Заключение» (или «Выводы»), «Библиография», а часто и «Приложение»), её оформление (указание на титульном листе реквизитов «Научный руководитель «, «Жанр» (курсовая, дипломная работа и т.п.), » Год», «Учебное заведение».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Особенности научного стиля речи Урок повторения и обобщения знаний по русскому языку в 10-11 классах Вершинина Л.В., учитель русского языка и литературы СОШ№2 г. Нерюнгри

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Стили речи Разговорный Книжный Научный Художественный Официально- деловой Публицистический

4 слайд

Описание слайда:

Научный стиль - один из книжных стилей речи, используется в научных трудах, учебных пособиях, в устных выступлениях на научные темы.

5 слайд

Описание слайда:

Задание: используя материалы учебника (стр…), заполните таблицу Сфера употребления Основные функции Разновидности научного стиля Жанры Общие стилевые черты Языковые средства

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Задание №1 Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, отметьте грамматические формы, характерные для научного стиля речи. Выполните синтаксический разбор предложения. Отростки нервных клеток окруже..ые (плазмо)лем…ой глиальных клеток называются нервными волокнами которые образуют в головном и спи…ом мозге проводящие пути а на пер…ф…рии нервы.

8 слайд

Описание слайда:

Отростки нервных клеток, окруженные плазмолеммой глиальных клеток, называются нервными волокнами, которые образуют в головном и спинном мозге проводящие пути, а на периферии - нервы.

9 слайд

Описание слайда:

Задание №2 Укажите словообразовательный элемент, с помощью которого образованы термины: Ультразвук, антивещество, бурение, сверление, антитело, облучение, систематизация.

10 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Выполните анализ текста. Отрывок из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» Основной лексической и понятийной единицей специальной сферы языка является термин. Обладая рядом специфических особенностей, он может реализовать их только внутри терминологического поля. Термины, являясь смысловым ядром специального языка, обладают определенной самостоятельностью формирования и развития. Норма в терминологии должна соответствовать нормам общелитературного языка и удовлетворять особым требованиям, которые предъявляются к термину. Они таковы: системность термина, независимость от контекста, краткость и однозначность термина, а также определенная степень укоренения термина, его современность, интернациональность и благозвучность. Справочный материал: терминологическое поле – это искусственно очерченная и специально охраняемая от посторонних проникновений область существования термина.

11 слайд

Описание слайда:

План стилистического анализа текста: Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст. Цель сообщения. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте: официальность - непринужденность, точность – расплывчатость названия, бесстрастность - эмоциональность, конкретность - абстрактность, объективность - субъективность, отсутствие образности - образность, подчеркнутая логичность, призывность речи. Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты. Сделайте вывод, к какому стилю относится текст.

12 слайд

Описание слайда:

Возможный вариант ответа: В предложенном отрывке из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» преследуется цель объективного представления точной информации об основной понятийной единице специальной сферы языка - термине, доказательства ее истинности. Безусловно, в нем можно обозначить следующие основные стилевые черты: официальность, точность, конкретность, объективность, подчеркнутая логичность. Данный фрагмент связан с ориентацией читателя или слушателя-профессионала или человека, заинтересованного в получении подобной информации о смысловом ядре специального языка. Выделим языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование текста. На уровне лексики это термины и составные термины-фразеологизмы:терминологическое поле, системность термина; однозначность доминирующих слов; частая повторяемость ключевых слов: термин, норма; отсутствие образных (художественных) средств. На уровне словообразования обращает на себя внимание употребление отглагольных существительных с суффиксами –аний-, -ений-, придающими отвлеченное значение словам: укоренение, требование; существительных с суффиксом -ость- (однозначность, повторяемость, логичность, благозвучность). К морфологическим особенностям фрагмента относятся принцип экономии языковых средств, использование отглагольных существительных, глаголов 3 лица ед. и мн. числа, отсутствие местоимений я, ты, глаголов 1 и 2 лица ед. числа, отсутствие восклицательных частиц и междометий. Синтаксические особенности фрагмента: доминирует прямой порядок слов, преобладают простые предложения, осложненные обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. На основании краткого анализа можно сделать вывод о принадлежности отрывка из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» к научному стилю.

13 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание 1.Опишите любой предмет в кабинете, соблюдая нормы научного стиля. 2.Напишите сочинение-миниатюру, используя в качестве темы русский фразеологизм. Например: Сесть в лужу. Один из вариантов выполненного задания: В чем же заключается суть высказывания? Возможно, дело в реакции голеностопного сустава на воду при резком ее охлаждении. Возьмем инерциальную систему отсчета, которая покажет, что фраза означает размеренное морально-этическое падение человека? Нравственную деградацию? Или деструкционное воздействие на лужу тела человека? Возможно, это вопрос для исследования группы перспективных ученых. 3. Упр.173 (стилистический анализ текста)