I квант. Уметь дифференцировать разные части речи (прежде всего, гл., сущ., прил. (см. правило «Мягкий знак (ь ) на конце имен существительных после шипящих»).

II квант. Уметь быстро производить морфемный анализ слова: «видеть» морфемный состав слова (прежде всего приставку и корень).

А. Работа с корнем (уметь подбирать однокоренные слова, уметь объяснить лексическое значение) – см. предыдущие правила.

Б. Работа с приставкой .

Грамматическая сказка «Новые друзья корней» .

Правописание наиболее употребимых приставок: по-, под-, от-, с-, из- (ис-), пере-, при- (пре-), на- (над-), без- (бес-), о- (об-) и др.

Правописание приставок. Теперь занятия начинаются не только с корня и однокоренных слов, но и с приставки или пары приставок.

Например, правописание приставок рас- (раз-).

Образец работы из книги Л.Г. Парамоновой :

Перед глухими согласными

Мы пишем РАС-,

А перед звонкими и перед гласными

Игры и упражнения: «Поймай приставку», «4-й лишний», эстафеты, лото.

III квант. Уметь дифференцировать предлоги и приставки.

А. Комментированное объяснение (может служить алгоритм ом – использовать предметные картинки).

За за дом.

С с горы.

От бежать от лестницы.

По по дороге.

На на берег.

Детям разрешается схематично вместо существительного, которое следует за предлогом, рисовать рисунок.

Например:

Гриша сидит на …

Жук ползет по …

В … лежат игрушки.

Б. Игры и упражнения : «Раскрой скобки», «Подбери к схеме», «Подбери пару», «Вставь букву».

Написание суффиксов и стыков морфем



Кванты с I по VII повторяются на протяжении всего периода коррекционной работы.

VIII квант. Уметь находить суффикс слова .

А теперь на занятии вместе с корнем и вместо приставки рассматривается суффикс. Работа проводится аналогично кванту II в правиле «Раздельное написание предлогов, слитное – приставок» (см. выше).

А. Понятие суффикса .

Грамматическая сказка В.В. Волиной .

Б. Правописание наиболее употребимых суффиксов: -ев- (-ив-), -ств-(еств-), -ени-, -к-, -ышк- (-ишк-), -ик-, -чик- (-щик-), -иц-(-ец-), -тель и др.

Работа ведется аналогично, как и с приставками (каждое занятие).

В. Игры и упражнения.

Разделительный мягкий знак (ь)

Подготовительная работа (кванты I и II ) проводилась и раньше.

III квант. Уметь дифференцировать оппозиционные звуки по твердости-мягкости .

Дети затрудняются в различении бинарных оппозиций по твердости-мягкости (тренировочные упражнения по развитию фонематического слуха).

А. Грамматическая сказка «О мягком знаке и его родном брате» В.В. Волина.

Мягкий знак (ь) в слове выполняет роль трамплина на горке: как будто буквы легко скользили, на мягком знаке подпрыгнули и опять гладко поехали (уль и , пь ю , чь и , вь ю н и т.д.)

Картинка:

Б. Игры и упражнения .

Написание удвоенной согласной в корне

Кванты с I по III повторяются в предыдущих правилах.

А. Грамматическая сказка В. Волиной «Про девочку Аллу» .

Б. Игры и упражнения .

12. Мягкий знак (ь ) на конце имен существительных

После шипящих

I квант. Уметь дифференцировать слова по родам (мужской, женский, средний).

Для наглядного изображения использовались картинки мальчика, девочки, солнышка, а позже их схемы. Прием достаточно известный и очень продуктивный в логопедической работе.

ОН ОНА ОНО

Рис. 1

Предлагается задание разложить картинки под символами:

а) картинки с явным отождествлением рода (кот – м.р., лиса – ж.р. и т.д.), используются картинки животных;

б) слова м.р. без окончаний (стул, пол, рот),

ж.р. с окончанием «а» (радуга, майка, рука);

в) картинки на трудные слова:

м.р. – конь, тополь, меч, шалаш

ж.р. – глушь, брешь, молодежь

Слова ср. р.

II квант. Уметь дифференцировать части речи .

Детям предлагается:

а) разложить предметные картинки и картинки-дейст-вия в два столбика;

б) записать слова в два столбика: 1 – имена существительные, 2 – глаголы. Среди имен существительных обязательно предлагаются слова, оканчивающиеся на шипящий (рожь, брошь, тишь, паж и др.).

Можно нарисовать красивую картинку с богатырем и мечом и даму с экстравагантной брошью в форме Ь, а затем воспользоваться их схематичным изображением (рис. 2). При объяснении правила также применяется прием постепенного усложнения материала: сначала предъявляется картинка, затем – схема. Детям предлагаются картинки и слова мужского и женского рода, оканчивающиеся на шипящий. Они записывают их в тетради и на доске, ориентируясь на схему. Для закрепления правила, кроме упражнений, необходимо записать все слова, которые подчиняются данному правилу, в словарик. Таких слов не так уж и много, а дети познакомятся с малоупотребляемыми в их речи словами, такими как: молодежь, брешь, глушь, сушь и т.д., одновременно найдут применение изученному правилу.


Сильным муж чинам Ь не нужен Слабым жен щинам Ь

необходим

Рис. 2

III квант. Уметь дифференцировать шипящие согласные (реализуется в процессе закрепления правила).

Сказка «Шипящие» (из книги В.А. Ивановой, З.А. Потихи, Д.Э. Розенталя ).

Детям предлагается записать слова в два столбика.

IV квант. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове (мягкий знак пишется на конце, т.е. в корне слова).

Овладение этой ступенью подготавливается в процессе всего курса занятий: каждое занятие начинается с подбора однокоренных слов по заданному логопедом корню. Во время объяснения данной темы на занятии также дается корень, который соответствует изучаемой теме. Например, МО ЛО Д : мо ло дой, мо ло дость, молодежь , молодка, молодильные (яблочки), молодчик, молодец, молодить, молодеть, молодцеватый и т.д.

Рассмотрим, как часто повторяются в каждом правиле ступени знаний (кванты) необходимые для овладения тем или иным орфографическим навыком.

1. Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове :

Безударные гласные в корне слова;

Звонкие и глухие согласные в корне слова;

Непроизносимые согласные в корне слова;

Разделительный твердый знак (ъ);

Правописание гласного в окончаниях словоформ;

Перенос слов;

Не с глаголами;

Раздельное написание предлогов, слитное – приставок;

Написание суффиксов на стыке морфем;

Разделительный мягкий знак (ь);

Написание удвоенной согласной в корне слова.

Анализ показывает, что в основных грамматических (орфографических) правилах понятие корня является необходимым, ключевым. Дети должны владеть умением легко выделять данную морфему (корень) в структуре слова, чтобы в последующих операциях суметь применить алгоритм правила. В формулировке орфографических правил имеется фраза: «…в корне слова». Без умения обнаруживать корневую морфему применение правила становится невозможным. Мы выделяем центральное («корневое») место в работе с этой морфемой.

Следующие три кванта соотносятся с предыдущим и являются необходимыми в основных правилах по орфографии.

Приставки и предлоги в русском языке часто похожи друг на друга, что становится причиной ошибок на письме. Чтобы их не допускать, ученики 2 класса должны знать, чем отличаются приставки от предлогов и по какому правилу пишутся те и другие. Если тема усвоена хорошо, ошибок на письме не будет, и школьник без труда справится с заданиями.

Приставки и предлоги: отличия

Итак, приставка – это та часть слова, которая располагается перед его корнем. Она необходима для того, чтобы из основы образовать новое слово.

Предлог – это часть речи, относящаяся к категории служебных и никогда не употребляющаяся перед глаголами. Они служат для того, чтобы связывать между собой слова в предложении.

На первый взгляд все кажется простым, но как на деле отличить приставку от предлога и наоборот, если они пишутся одинаково?

Тем более, что предлог не изменяется ни по каким формальным признакам. Способ есть: если ученик сомневается, часть слова перед ним или часть речи, нужно попробовать поставить между ним и основой другое слово – прилагательное или местоимение. Если удалось это сделать – перед школьником предлог, а если нет, то это приставка. Также можно попробовать поставить вопрос, при этом действует аналогичный принцип.

В большинстве случаев слова с предлогом можно превратить в конструкцию с приставкой, что помогает лучше понять принцип использования и того, и другого в русском языке.

Правописание предлога и приставки

То правило, которое определяет их написание, достаточно простое, его легко запомнить. Для того, чтобы понять, как писать слово, достаточно знать, что перед учащимся – приставка или предлог, ведь первая всегда пишется слитно, а второй – раздельно. Правило касается написания предлогов приставок со всеми частями речи.

Глагол в данном случае значительно облегчает задачу: поскольку предлоги с ним не употребляются, остаются только приставки, которые пишутся всегда слитно.

Таким образом, чтобы выяснить, как пишется слово, нужно для начала определить его часть речи. Если это глагол, то актуальным всегда будет слитное написание. В остальных случаях нужно поставить между словом и предполагаемой приставкой вопрос или другое слово. Если это удалось – значит, нужно писать раздельно, ведь перед учащимся приставка. Если же ничего не вышло, то слово нужно писать слитно, потому что использован предлог. Это достаточно понятное и простое для усвоения правило.

Что мы узнали?

В речи и на письме предлог и приставка пишутся одинаково, так что различить их непросто. зато с написанием все проще: предлог всегда пишется со словом раздельно, а приставка, как словообразующий элемент, слитно. Таким образом нужно просто попытаться разделить их с помощью вопросов или дополнительных слов. В случае удачного разделения правильным будет раздельное написание, так как использован предлог. Если же ничего между словами поставить нельзя, то это не слово с предлогом, а одна речевая единица, пишущаяся всегда слитно.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3

Презентация к уроку







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их верного правописания; уточнить роль приставки в слове.
  • Развивать умение образовывать родственные слова. Способствовать развитию речи, памяти мышления и орфографической зоркости.
  • Воспитывать интерес к познанию нового.

Ход урока

1. Организационный момент - ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-1

Сегодня на уроке с нами Смешарики! Мы будем учиться, а так-же играть и правила новые запоминать! Посмотрите, какие имена у наших гостей! Что они обозначают?

(ответы детей-приставки:предлоги:)

2. Чистописание

(Написание буквы о с верхним и нижним соединением, на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)

Так приставка или предлог?

Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

3. Постановка темы урока:

Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.

4. Работа по теме урока-ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-2

Повторим правила игры "Предлоги"

(ответы детей )

Предлог - это слово.

Предлог служит для связи слов в предложении.

Он пишется раздельно со словом.

Никогда не пишется с глаголом.

Между предлогом и словом можно вставить другое слово или поставить вопрос.

По картинке слайда составляем предложения, самое интересное записываем и разбираем по членам предложения.

Остальные предлоги выписываем вместе со словом, к которому он относится в столбик.

Возможные варианты предложений:

На волшебном дереве расцвели цветы. За снежными вершинами показалась радуга.С высоких гор бежит ручей. Над речкой изогнулся деревянный мосток. В быстрой горной речке холодная вода. По извилистой дорожке побежали смешарики. На крутом берегу около реки растут ромашки икамыши.

2 - Следующая игра в "ПРИСТАВКИ" -ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД-3

Повторяем правила игры "ПРИСТАВКИ"

(ответы детей)

- Приставка - это часть слова.

Она служит для образования слова.

Пишется слитно.

Употребляется в словах различных частей речи.

Между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово или вопрос.

Я начну, вы - продолжайте: слов цепочку составляйте!

(слова записываем рядом со столбиком предлогов, для сравнительного анализа )

Красуля от Бараши отъехала , совсем далеко уехала, с горки она ловко съехала , по дорожке ровной поехала , на пригорок быстро въехала и до ромашек доехала !

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.

3 - Обобщение ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-4

(по признакам угадываем:что это - предлог или приставка )

4 - Допишите слова- антонимы, меняя приставку ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-5

(примерная запись в тетради:

прикатился - закатился

приползла - уползла

привязали - отвязали

прибили - выбили)

5 - Зрительно-слуховой диктант ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-6

(С)горы (с)бежал поток проворный. (За)снежные вершины (за)катилось солнце.(На)ясном небе (по)явилась радуга. (Рас)цвела молодая яблонька. (По)дорожке весело (у)бежали Смешарики в сказку.

(Взаимопроверка по тексту, написанному на доске )

6. Домашнее задание

Написать рассказ-миниатюру на тему: "Я мечтаю:" В тексте должны быть слова с приставками.

7. Итоги урока ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД- 7

Обобщение

Чем мы занимались на уроке?

Что нового узнали о приставках и предлогах?

Рефлексия

Как избежать ошибок при написании приставок и предлогов?

Что вас порадовало на уроке?

Какие задания выполняли с удовольствием?

В нашем великом русском языке важно каждое слово, каждая частица, ведь упустив лишь одно (одну) из них, теряется весь смысл фразы или предложения. Все части речи делятся на две группы: самостоятельные и служебные. Благодаря первым мы можем назвать предмет, его признак или действие. Но чтобы связать предметы или их действия между собой, нам не обойтись без служебных частей речи.

Правила раздельного написания предлогов

Для начала, перечислим некоторые отличительные особенности предлогов: к ним нельзя задать вопрос, помогают связываться словам в словосочетаниях, не изменяются и не являются членами предложения. Предлоги всегда пишутся отдельно от самостоятельных частей речи, поэтому важно отличить их от приставок, которые являются частью слова.

Теперь перейдем к правилам раздельного написания предлогов:

  • предлог нельзя убрать из предложения, иначе нарушится связь (например, "вышел (на) прогулку" - если убрать предлог, то получится бессмысленное словосочетание "вышел прогулку");
  • между предлогом и самостоятельной частью речи можно вставить вопрос (например, "скатился по (чему?) горке");
  • не следует путать предлоги с другими частями речи, так как написание будет различаться (например, "я тебе позвонила насчет работы" и "я перевела тебе деньги на счет в банке", в первом случае "насчет" - предлог, во втором - предлог с существительным).

Для того, чтобы отличить предлог от другой части речи, нужно проверить, можно ли задать вопрос. Например, "я бродил около школы" (предлог) и "стою около " (наречие).

Слитное написание приставок

Приставки являются частью слова самостоятельных частей речи и стоят в слове перед корнем. Они могут писаться либо слитно, либо через дефис. Через дефис могут писаться приставки лишь с наречиями и местоимениями ("по-хорошему", "кое-кого").

Для местоимений есть исключения, ведь если между приставкой и местоимением поставить предлог, тогда все слова будут писаться раздельно ("кое у кого"). Также через дефис приставка пишется с любым именем собственным ("пол Москвы").

И самое главное - приставку нельзя отделить от слова вопросом, она обязательно является частью слова.