Разделы: История и обществознание

Цели урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её характерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу.

Тип урока: изучение нового материала.

Новые термины: абсолютизм, сословное представительство.

План урока

  • Организационный момент, целеполагание.
  • Определение понятия “ абсолютизм”:
    1. работа с документами;
    2. словарная работа.
  • Последствия абсолютизма:
    1. эвристическая беседа;
    2. вывод.
  • Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и их функции.
    1. работа с текстом учебника;
    2. составление схем;
    3. сравнение и вывод.
  • Монарх – помазанник Божий.
  • (рассказ учителя).

  • Абсолютизм и личность.
    1. работа с учебником;
    2. составления плана ответа.

    VII. Домашние задание п. 3, учебник “Новая история. 1500-1800”. Автор А.Я.Юдовская. Таблица “Значение установления абсолютизма” для:

    1. государства; 2) личности.

    I. Сегодня, мы познакомимся с характерной для ряда стран Западное Европы, периода Раннего Нового времени формой феодального государства – абсолютной монархией или абсолютизмом.

    Рассмотрим и сравним возникновение абсолютизма и королевской власти в XVI –XVII вв. в Англии и во Франции. Именно в этих государствах он ярче всего проявился.

    Записываем тему урока.

    II. Определение понятия “ абсолютизм”.

    Что такое абсолютизм или абсолютная монархия? Чтобы выяснить это обратимся к историческим документам. (Приложение 1)

    Задание: 1) “О чём идёт речь?”

    “Что такое абсолютизм?”

    2) привести отрывки, где говорится об установлении абсолютной власти короля.

    Вывод: абсолютизм-власть одного человека в государстве.

    Что пишут об абсолютной власти в словаре? (Работа со словарями)

    Запись в тетрадях определения “Абсолютизм”.

    Абсолютизм - форма правления государством, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу - монарху и передается по наследству.

    III. Последствия абсолютизма.

    Вопросы для беседы:

    1) Как вы думаете, каким будет положение феодальной знати при абсолютизме? Сохранят ли они свою независимость? Почему?

    2) Абсолютизм и междоусобные войны, возможно ли их сосуществование? Почему?

    3) Как, по вашему мнению, должен относиться монарх в эпоху абсолютизма к сословно-представительным органам? Почему?

    Обобщение ответов учащихся и дополнительный рассказ учителя.

    Действительно, при абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий и пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость.

    Так, например, во Франции королевской власти были подчинены провинция Нормандия и Бургундия.

    В Англии, Генрих VIII Тюдор лишил независимости и подчинил Лондону северные графства и Уэльс.

    Чтобы не допустить повторения кровавых событий подобных войне Алой и Белой розы, английские короли распустили феодальные войска, сравняли с землёй замки бунтующих феодалов.

    Окрепнувшая монархическая власть всегда стремилась избавиться от сословно-представительных органов.

    Ученики делают вывод с последующей записью в тетрадь.

    “Последствия усиления королевской власти в XVI-XVII вв.”:

    1. Ликвидируется независимость феодальной знати.
    2. Прекращаются междоусобные войны.
    3. Ограничивается деятельность сословно-представительных органов.

    IV. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и их функции.

    Рассмотрим органы власти в Англии и во Франции существовавшие в XVI - XVII веках. (Рисунок 1, Рисунок 2)

    Изобразим в виде схем, для удобства сравнения.

    1. – класс делится на 2группы: “Англия” и “Франция”;
    2. – работа с текстом учебника;

      – составление схемы;

      – запись в тетрадь.

    3. “англичане” - работают по страницам 24-27;

    “французы” - работают по страницам 28-29.

    Рисунок 1. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и их функции.

    Рисунок 2. Органы власти в XVI-XVII вв. во Франции и их функции.

    Сравнить и сделать вывод.

    1. В каком государстве власть короля была более сильной. Почему?

    Вывод: ФРАНЦИЯ.

    СРАВНЕНИЕ:

    1. Парламент и Генеральные штаты:

    а) полномочия;

    б) когда созывались и как созывались;

    2) Тайный совет – Совет (правительство).

    3) Судебные органы Англии и Франции;

    4) Местная власть:

    а) как выбиралась;

    б) полномочия.

    Итог: по схемам вы видите, что королевская власть стоит над всеми властями: исполнительной, законодательной, судебной, а во Франции даже, законодательная власть была в руках короля.

    В управлении государством монархи опирались на армию, полицию, чиновников.

    V. Монарх – помазанник Божий.

    В XVI веке начинают складываться учения, обосновывающие необходимость абсолютизма.

    Власть короля провозглашалась божественной по происхождению. Религиозным учениям вторили и светские. XVI-XVII веках во Франции уже была развита наука о государстве и праве, где главным положением являлось положение о том, что верховная законодательная власть сосредотачивалась в руках монарха.

    В XVI – XVII веках был сильно развит культ короля. О жизни королевского двора, придворной службе в Версале, во Франции прочитаете самостоятельно в учебнике (“Этикет при дворе Людовика XIV”, стр. 30).

    VI. Абсолютизм и личность.

    Мы, с вами рассмотрели абсолютизм с точки зрения государства, интересы которого он защищал. А защищал ли абсолютизм интересы людей, личности в государстве.

    Работа с текстом учебника, страница 27.

    Отвечаем на вопрос 4, страница 30. Способствовало ли укрепление абсолютизма усилению личных прав человека в обществе?

    VII. Домашние задание п. 3, таблица “Значение установления абсолютизма” для:

    1. государства; 2) личности.

    VIII. Итог: выводы учеников и учителя; выставление оценок.

    Цели урока:

    1. Узнать, что такое «абсолютизм»?
    2. Выяснить, каковы характерные
    черты абсолютизма.
    3. Каковы его проявления в европейских
    странах?

    Прокомментируйте выражение:

    «Воля Бога заключается в том,
    чтобы всякий рожденный
    подданным повиновался без
    рассуждения»

    Словарь:

    Абсолютизм – форма
    правления, при которой
    верховная власть
    неограниченно
    принадлежит одному лицу
    – монарху.

    1. Абсолютизм

    «Рожденный подданным
    должен повиноваться» - смысл
    абсолютизма.
    Абсолютизм складывался в
    конце XV – XVI вв.
    Создание общегосударственного аппарата
    управления, постоянной профессиональной
    армии, государственной налоговой системы,
    единого государственного законодательства и
    административного устройства, единой
    государственной экономической политики и т.д.

    2. Один король – одна страна

    ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ?

    2. Один король – одна страна

    Для предотвращения начала новых феодальных
    усобиц у старой непокорной и своенравной знати
    отбирались земли, разрушали замки, распускались
    отряды феодалов. Ограничения свобод коснулись
    и городов, отстаивавших свои старинные права.
    После завершения Столетней войны во Франции были
    ликвидированы старые права провинций (Нормандия,
    Бургундия и др.), они потеряли свою независимость
    и перешли под власть короля.
    В Англии король подчинил своей власти отдаленные
    северные графства и Уэльс (созданы Совет Севера
    и Совет Уэльса).

    2. Один король – одна страна

    В период абсолютизма органы
    сословного представительства
    (английский парламент,

    Генеральные штаты) утрачивают
    свое значение. Короли стремятся
    избавится от их влияния.

    (герцоги, графы, бароны,
    маркизы, баронеты) всячески
    противостоят этим попыткам.



    Основные черты абсолютизма:

    - При абсолютизме продолжается
    присоединение окраинных территорий,
    пресекаются попытки старой феодальной
    власти сохранить свою независимость

    Как мои предки могли это допустить…
    В Англии Тюдорам
    приходилось считаться с
    парламентом. Согласно
    обычаям английские
    короли не имели права
    собирать налоги без их
    разрешения. Тюдоры
    предпочитали
    сотрудничать с
    парламентом, а не
    бороться
    Генрих VIII Тюдор (1509-1547гг)

    Елизавета I Тюдор – королева Англии (1558-1603 гг)

    В период абсолютизма органы сословного
    представительства (английский парламент,
    испанские кортесы, французские
    Генеральные штаты) утрачивают свое
    значение. Короли стремятся избавится
    от их влияния.
    За 37 лет правления Генриха VIII
    парламент собирался только 21 раз, а
    за 45 лет правления его дочери
    Елизаветы – 13 раз. Короли не могли
    избавиться от парламента совсем,
    но значительно ограничили их
    влияние, тем самым укрепив свою
    абсолютную власть.

    « Рождённый подданным должен повиноваться»
    Не понимаю, как мои
    предки могли
    допустить такое
    учреждение…
    Я должен мириться с
    тем, от чего не могу
    избавиться…
    Яков I Стюарт король Англии и Шотландии (1603 – 1625 гг.)

    3. Ограничение роли органов сословного представительства

    Вступивший на английский трон
    после Елизаветы Яков I Стюарт
    (1603-1625) в течение всего своего
    правления боролся с парламентом,
    всячески ограничивая его роль.
    Яков I Стюарт
    Яков I считал, что парламент вредит
    делам управления государством.
    В своей речи обращенной к
    парламенту в 1604 г. король заявил,
    что он является полновластным
    хозяином всей страны: «я – глава,
    а остров мое тело, я – пастырь,
    а остров – мое стадо».

    3. Ограничение роли органов сословного представительства

    Франциск I Валуа
    Во Франции абсолютная монархия
    начала складываться к XVI веку.
    Король Франциск I Валуа (1515-1547)
    единолично принимал все важнейшие
    решения, на своих указах он писал:
    «Ибо нам так угодно». Генеральные
    штаты во Франции
    не
    превратились в постоянно
    действующий орган, а собирались
    только в случае большой
    необходимости по решению короля. С
    1614 до 1789 г. Генеральные штаты не
    собирались ни разу.

    Людовик XIV- французский «король-солнце» (1643-1715гг)

    В процессе складывания абсолютизма происходит:
    Подчинение феодальной знати королю.
    Органы представительства теряют
    свое значение.
    Идея божественного происхождения
    королевской власти.
    Создание национальных государств.

    4. Централизация государства

    Французские
    Генеральные штаты
    в 1614 г.
    В Англии центральным
    административным и
    исполнительным органом был
    Тайный совет, члены которого
    назначались королем.
    Во Франции при короле
    существовал совет,
    считавшийся правительством,
    но его члены также
    назначались королем и
    выполняли его волю. Членами
    этого правительства были
    принцы крови, высокие
    духовные чины, финансисты,
    юристы, но в стране было
    личное правление короля.

    Единая система государственного управления
    Англия
    Центральным
    административным
    и исполнительным
    органом
    стал Тайный совет,
    членов которых
    назначал монарх
    Франция
    Глава государства
    – король.
    При нём был совет,
    но монарх
    сам назначал его
    членов
    и единолично
    принимал
    решения.

    4. Централизация государства

    Английский юрист 16 в.
    В Англии большая часть
    судебных дел велась двумя
    королевскими судами.
    За правосудием и мятежной
    знатью наблюдала Звездная
    палата. На местах
    существовали выборные
    мировые судьи (из старой
    аристократии и нового
    дворянства), но они
    избирались под контролем
    правительства и Тайного
    совета.

    4. Централизация государства

    Людовик XIV
    Во Франции ограничением
    королевской власти
    являлись высшие судебные
    органы в провинциях –
    парламенты. Они могли
    обжаловать судебные
    и правительственные
    решения. Короли остро
    конфликтовали
    с парламентами.
    Король Людовик XIV в споре
    с Парижским парламентом
    заявил:
    «Государство – это я!»

    Единая судебная власть
    Англия
    Франция
    Звездная палата
    Парламенты
    судьи
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    мировые
    судьи
    Вести судебные процессы;
    Разоблачать заговоры;
    Подавлять мятежи;
    Преследовать бродяг;
    Собирать налоги;
    Сбор денег бедным.
    1. Право обжаловать
    судебные и
    правительственные
    решения;
    2. Назначение регента;
    3. Рассмотрение договоров,
    указов.

    4. Централизация государства

    Управление страной и в
    Англии и во Франции
    осуществляли чиновники.
    Должности чиновников
    передавались по
    наследству, покупались.
    Личные достоинства не
    играли роли – важно было
    наличие денег. Большинство
    чиновников не получало
    платы от государства,
    а жило за счет населения
    (подарки, подношения,
    взятки).

    2. Монархия и дворянство

    В возникающих
    централизованных государствах
    этот принцип не устраивает
    монархов. Они стремятся к
    полному подчинению себе всех
    сословий общества.
    Старая аристократия – феодалы
    (герцоги, графы, бароны,
    маркизы, баронеты) всячески
    противостоят этим попыткам.
    С этой целью феодалы постепенно лишаются своих
    привилегий и влияния. Короли принимают на службу
    дворян (новое сословие, положение которого
    полностью зависит от его службы королю)

    Местная власть
    Англия
    Франция
    Чиновники
    1000-1500
    8000
    Средства к существованию?
    Жалованье + плата населения за
    услуги

    « Монарх – помазанник Божий»
    Прочитать материал на
    стр. 32 – 33 и ответить
    на вопросы:
    * При каком монархе
    абсолютизм достиг
    наивысшего расцвета?
    В чём проявлялась
    верховная власть
    короля?

    3. Абсолютизм

    Монархи стремятся к максимально
    возможной централизации управления,
    сосредоточения всех рычагов власти в
    своих руках – АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ.

    Создание профессиональной армии
    Англия
    (отсутствие
    регулярной армии)
    1. Народное ополчение.
    2. Отряды дворяндобровольцев.
    Франция
    (постоянная наёмная армия)
    налоги
    прямые
    налог на
    землю и
    имущество
    косвенные
    налог на
    соль

    Единая экономическая политика
    Меркантилизм
    Протекционизм
    Политика, направленная
    на преобладание
    экспорта товара
    над импортом
    Поддержка
    правительством
    промышленности,
    защита внутреннего
    рынка от
    иностранного
    вмешательства

    Единая экономическая политика

    Меркантилизм – экономическая
    политика, в основе которой лежит
    идея преобладания вывоза товаров над
    ввозом с целью накопления золота.

    Кому принадлежат слова?
    «Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение.
    Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться».
    «В моем лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь
    остров – моя законная жена. Я глава, а остров – моё тело. Я
    пастырь, а остров – моё стадо». (из речи на первом парламенте).
    «Такова моя добрая воля, ибо так мы желаем»
    «Вы думали господа, что государство – это Вы?
    Ошибаетесь. Государство – это Я!».

    Подведение итога урока
    § 32
    Вопросы на стр. 35
    Знать термины

    Проблема: Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны всех против всех. Но в то же время в XVI– XVII вв. в Европе происходят революции, одна из задач которых – уничтожение системы абсолютизма. Почему же в обществе велась борьба против абсолютизма? Может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения? 2






    Члены корпораций были равны,отве-чали друг за дру-га. В основе их дейст-вий лежало право данное богом. Другим источником права были древ-ние обычаи. 1.Понятие АБСОЛЮТИЗМ.. Абсолютизм Неограниченная верховная власть Во главе государства- МОНАРХ Власть принадлежит одному лицу форма правления




    Работа над таблицей «Отличие централизованного государства от феодально раздробленного » 7 Вопросы для сравненияРаздробленноеЦентрализованное 1.Кому принадлежала власть в стране? ФеодаламКоролю 1.Права короля: А) по отношению к Феодалам; Б) в государстве. А) Б) А) Б) 1.Источники доходов короля. 1.Какими военными силами располагал король? 5. Суд и законы. 6.Административное управление. 6.Города в системе государства.


    Работа над таблицей «Отличие централизованного государства от феодально раздробленного » 8 Вопросы для сравненияРаздробленноеЦентрализованное 1.Кому принадлежала власть в стране? ФеодаламКоролю 1.Права короля: А) по отношению к Феодалам; Б) в государстве. А) Первый среди равных. Б) Формальное право. А) Верховное право короля (феодалы подданные короля). Б) Глава государства. 1.Источники доходов короля. Королевский домен.Казна государства. 1.Какими военными силами располагал король? Личная дружина. Вассалы. Постоянное войско. 5. Суд и законы.В каждой области свой суд и законы.Единые суд и законы. 6.Административное управление. Органы управления в каждой отдельной области. Местная власть назначается и подчиняется центральной власти. 6.Города в системе государства. Резиденции местных правителей.Центры ремесла и торговли.




    2. Характерные черты абсолютизма 1.Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; 2.Формирование постоянной профессиональной армии. 3.Создание государственной налоговой системы; 4.Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов; 5.Образование государственной церкви; 6.Проведение единой государственной экономической политики. 10 Проверь свою схему




    Текст на 163 Доп. материал «Этикет при дворе Людовика XIV» Выберите источник самостоятельно 12 1.Составить устный рассказ Из чего складывался культ монарха – помазанника Божьего? Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Монарх – «помазанник божий»




    Отводили парламенту английские монархи Отводили Генеральным штатам французские монархи 14 Выясните, какое место в системе государственного управления… Генрих VIII Тюдор. Король Англии Елизавета I Тюдор.Королева Англии Англии Яков I Стюарт. Король Англии и Шотландии. Франциск I Валуа. Король Франции


    Единая система управления (с.29-30) Англия Тайный совет: 1.Внешняя политика 2.Внутренняя политика 3.Финансы 4.Оборона страны. королькоролькоролькороль ФранцияПравительство 1.Внешняя политика 2.Внутренняя политика 3.Финансы 4.Оборона страны. королькоролькоролькороль 15 Сравните деятельность государственного аппарата Англии и Франции


    Единая судебная власть Англия Звездная палата судьи мировые судьи судьи 1.Вести судебные процессы; 2.Разоблачать заговоры; 3.Подавлять мятежи; 4.Преследовать бродяг; 5.Собирать налоги; 6.Сбор денег бедным. ФранцияПарламенты 1.Право обжаловать судебные и правительственные решения; 2.Назначение регента; 3.Рассмотрение договоров, указов. 16


    Местная власть Англия Франция Чиновники Жалованье + плата населения за услуги 17 Средства к существованию?










    22 Меркантилизм – экономическая политика, в основе которой лежит идея преобладания вывоза товаров над ввозом с целью накопления золота Протекционизм - Протекционизм - экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства.


    Закончите предложения и запишите их: 1.У населения таких европейских стран, как _____________________________________ в эпоху абсолютизма складывается национальное самосознание и образуются централизованные государства. 2. В Германии и Италии в XVI – XVII веках не сложились централизованные государства, т.к. здесь существовали _____________________________ 23


    Итог урока: Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Черты: 1.Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; 2.Формирование постоянной профессиональной армии. 3.Создание государственной налоговой системы; 4.Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов; 5.Образование государственной церкви; 6.Проведение единой государственной экономической политики. 24


    Кому принадлежат слова? «Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться». Яков I Стюарт Яков I Стюарт «В моем лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров – моя законная жена. Я глава, а остров – моё тело. Я пастырь, а остров – моё стадо». (из речи на первом парламенте). Яков I Стюарт «Такова моя добрая воля, ибо так мы желаем» Людовик XV. 25 «Вы думали господа, что государство – это Вы? Ошибаетесь. Государство – это Я!». Людовик XIV Людовик XIV





    Разделы: История и обществознание

    Класс: 7

    Цель: учащиеся должны получить общее представление о состоянии общества нового времени, конкретное представление о роли церкви и абсолютизма в развитии национальных государств; выявить роль представительных органов при абсолютизме; развивать умение анализировать и делать обобщения, выводы; составлять схемы (основные черты абсолютизма), развивать умение делать сообщения, формировать стремление к самообразованию, к саморазвитию.

    Основные понятия : абсолютизм, монарх, этикет, меркантилизм.
    Исторические личности : король Яков I Стюарт, Людовик XIV, Генрих VIII.
    Оборудование урока : карта «Западная Европа в 1648 г.»

    Ход урока

    1.Проверка домашнего задания (ответить на вопрос: Что важного вы для себя узнали при изучении темы «Эпоха Великих географических открытий», сообщения о Х Колумбе, Ф. Магеллане)
    2.Изучение нового материала.

    План изучения нового материала:

    1. «Рожденный подданным должен повиноваться»
    2. «Один король - одна страна».
    3. «Не будет больше войн всех против всех».
    4. «Как мои предки могли допустить такое учреждение…»
    5. Единая система государственного управления.Судебная и местная власть под контролем короля.
    6. Монарх-помазанник божий.
    7. Армия и налоговая система на службе короля.
    8. Единая экономическая политика.
    9. Создание национальных государств и национальной церкви.

    1. «Рожденный подданным должен повиноваться»

    При рассказе учителем данного вопроса учащиеся составляют схему, отражающую основные черты абсолютизма. Это дает возможность провести самопроверку учащимися.

    2.«Один король - одна страна».
    Самостоятельно прочитать текст учебника с. 23. Ответить на вопрос как учащиеся понимают «Один король - одна страна».

    3. «Не будет больше войн всех против всех».
    В границах своего государства абсолютизм был способен сдерживать кровопролитные войны «всех против всех», приносившие несчастье всем жителям страны. Короли распускали феодальные войска, сравнивали с землей замки бунтующих феодалов. Земли мятежников конфисковывались и передавались в королевскую казну.

    4. «Как мои предки могли допустить такое учреждение…»
    Рассматривая вопрос об укреплении территориальной целостности государств в период абсолютизма необходимо пользоваться картой «Европа в 1648 г».
    По данному вопросу необходимо раскрыть отношения между королями и парламентами в Англии и Франции. (По Англии чтобы сделать парламент послушным, Елизавета пыталась влиять на его состав (на состав палаты общин). В конце вопроса учащимся дать задание ответить на вопрос: Какое место в системе государственного управления отводила парламенту Елизавета Тюдор?

    5.Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля.
    В Англии центральным административным и исполнительным органом стал Тайный совет, членов которого назначал монарх. Тайный совет определял направления внутренней и внешней политики государства, занимался вопросами финансов и обороной страны.
    Во Франции и Англии, главой государства был король, обладавший всей полнотой власти. При нем имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал членов совета и сам решал все вопросы. Организация судебной системы также использовалась для укрепления абсолютизма.

    6.Монарх-помазанник божий.
    К содержимому тексту учебника на с. 27-28 необходимо добавить, что в Англии Елизавета Тюдор стремилась достичь народной любви и поклонения, рассматривая это как одно из средств достижения личной безопасности и укрепления государственной власти. С этой целью королева бесконечно показывалась народу. Огромным спросом пользовались изображения королевы.
    По Людовику XIV можно использовать дополнительную информацию на с. 30-32 учебника «Этикет при дворе Людовика XIV».

    7.Армия и налоговая система на службе короля.
    8 Единая экономическая политика.
    Эти вопросы можно объединить и дать на самостоятельное изучение учащимся. После прочтения текста ответить на вопрос: «Как в условиях абсолютизма были организованы армия, налоговая и экономическая политика»? Учащиеся должны ознакомится с термином меркантилизм и записать его определение в тетрадь.

    9.Создание национальных государств и национальной церкви.
    В рамках абсолютистских государств, имеющих четкие национальные границы, одну господствующую религию, один язык и общую культуру, традиционные занятия населения, складываются централизованные национальные государства. У населения таких государств складывается национальное самосознание (Англия, Франция). В границах своего государства абсолютизм был способен сдерживать разрушительные войны «всех против всех», доставлявшие страдания всем слоям населения.

    Проверка знаний:
    1. Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал «войны всех против всех». В то же время в XVI – XVII вв. происходят революции, одна задача которых – уничтожение системы абсолютизма. Как вы думаете, почему велась в обществе борьба против абсолютизма?

    Литература:

  • Грибов В.С. Тематический контроль по истории. Новая история. XIX век. М.: Интеллект-Центр, 2005 г.
  • Грибов В.С. Дидактические материалы по истории Нового времени: 7-8 классы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006 г.
  • Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по новой истории. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2005 г.
  • Кочетов Н.С. Новая история. 7 класс: Поурочные планы по учебнику А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной. «Новая история» Волгоград: Учитель, 2007 г.
  • Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 7 класс. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Юдовская А.Я. Новая история 1500-1800 г.7 класс М.: Просвещение, 2007 г
  • Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Усиление королевской власти в XVI – XVII вв.Абсолютизм в Европе Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.Абсолютизм складывается в период разложения традиционного общества в конце XV –XVI в, а расцвета достигает в XVII в. Черты абсолютизма:Общегосударственный аппарат управления, состоящего из чиновников;Постоянная профессиональная армия;Государственная налоговая система;Единое государственное законодательство и административное устройство;Единство мер и весов;Государственная церковь;Единая государственная экономическая политика. ОДИН КОРОЛЬ – ОДНА СТРАНА.Присоединение окраинных территорий;Пресечение попыток старой феодальной знати сохранить свою независимость;Роспуск феодальных войск;Утрата прежнего значения сословного представительства (парламент, кортесы, Генеральные штаты); Английский король Генрих VIII. За 37 лет правления парламент собирался всего 21 раз.Елизавета Тюдор, дочь Генриха VIII. За 45 лет ее правления парламент собирался всего 13 раз. Во Франции абсолютная монархия стала складываться к XVI веку.Франциск I (1515-1547) из династии Валуа ни разу не созывал Генеральные штаты.С 1614 по 1789 г. Генеральные штаты не собирались ни разу. ЕДИНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯАНГЛИЯТАЙНЫЙ СОВЕТ(члены совета назначались монархом)ФинансыОборонаВнешняя политикаВнутренняя политика ЕДИНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯФРАНЦИЯКОРОЛЬФинансыОборонаВнешняя политикаВнутренняя политикаСОВЕТ (назначался королем)Монарх сам решал все вопросы. СУДЕБНАЯ И МЕСТНАЯ ВЛАСТЬАНГЛИЯСудьи назначаемые коронойПарламенты – высшие судебные органы в провинцияхИмели судебные и политические права. Могли обжаловать судебные и правительственные решения.По всей стране было 17 таких парламентов.Мировые судьи (выбирались)СудилиРазоблачали заговорыПодавляли мятежиПреследовали бродягСобирали налогиСобирали деньги для помощи беднымФРАНЦИЯ ЧИНОВНИКИАНГЛИЯОт 1000 до 1500 человек8000 в XVI в. и 46000 в XVII в.Должность чиновника передавалась по наследству, а также продавалась.Жалование от короля получали не все. Разрешалось брать деньги за оказание услуг.ФРАНЦИЯВся деятельность государственного аппарата должна была исходить из того, что монархия является божественным установлением. Своего расцвета абсолютизм достиг во второй половине XVII в. во Франции при Людовике XIV. Ему стремились подражать все европейские монархи. Людовик XIV АРМИЯПервым королем, создавшим постоянную гвардию, был Генрих VII Тюдор, она насчитывала всего 200 человек.Во Франции к исходу Столетней войны (1337-1453) создается постоянная наемная армия. В XVI в. В мирное время она насчитывала 25000 человек НАЛОГОВАЯ СИСТЕМАФРАНЦИЯ: Налоги взимались с крестьян, ремесленников и буржуа. 2 прямых налога: талья – налог на землю и имущество и подушная подать.Косвенные налоги: габель – налог на соль и др.XVI в. – 3 млн. ливров (70 т. серебра)XVII в. 90-100 млн. ливров (1000 т. серебра)ЛИВР – серебряная монета ЕДИНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКАМЕРКАНТИЛИЗМ – экономическое учение и экономическая политика, в основе которой лежало убеждение, что основную форму богатства составляют ценные металлы и что от их обилия зависит процветание государства.Впервые такую политику во Франции стал проводить Генрих IV. Раннее новое время характеризуется началом складывания прочных абсолютистских государств, имеющих четкие государственные границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность.


    Приложенные файлы