Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а- , в корнях с чередующимися е (и ) пишется и , а в корнях -лож- (-лаг- ) и -кос- (-кас- ) пишется а .

В корне гор- (гар- о . Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон- (клан- ), твор- (твар- ) в безударном положении пишется о .

В корне зор- в безударном положении пишется а . Исключение: зоревать .

В корне -рос- (-раст- ) перед ст и щ пишется а . Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино .

В корне -скоч- (-скак- ) перед ч пишется о , перед к пишется а . Исключения: скачок, скачу .

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок- (-мак- ) и -ровн- (-равн- ):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а : плавать, плавучесть . Исключения: пловец, пловчиха, плывун .

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц ) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о (ё ) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё , если в родственных словах оно чередуется с е ; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о .

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и . Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц .
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция ).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о , без ударения – е .

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться , в форме повелительного наклонения: поставьте , в форме 2 л. ед.ч.: умываешься .

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс , а также после начального пан .

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь .

После приставок меж- , сверх- сохраняется и , так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы .

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер- ).

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный .
– доведение действия до конца: пристукнуть .
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать .

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный .
– «пере-»: преградить .

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Правописание сложных слов

Сложные слова - это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

о , если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е , если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц .

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся -
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад ;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место . Исключение - трудодень ;
– названия некоторых растений: Иван-чай ;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс- .
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же - палатка ).

Слитно пишутся сложные слова -
с глаголом на и в первой части: сорвиголова . Исключение - перекати-поле ;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный . Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний) ;
названия жителя города: алмаатинец ;
сложносокращённые: вещмешок .

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные :
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый ;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский ;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж , если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик .

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т : раздача – раздатчик .

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л : кровельщик .

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка , но: ключик – ключика .

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец , -иц- - в существительных ж.р.: красавица .

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн- .

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн- , при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил. Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим. Тем самым они избавляют пишущих от необходимости запоминать образ каждого слова и создают возможность, руководствуясь правилом, писать целую группу слов в соответствии с установленными языковыми нормами.
Орфографические правила унифицируют написание слов, объединенных прежде всего на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил.
«Под правилом понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов. Основное назначение правила – обобщать однородные орфограммы», – писал Д.Н. Богоявленский.
По самой своей сути, усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным материалом. Грамматическая теория – это фундамент орфографического правила. Поэтому в начальных классах принят такой порядок изучения орфографических правил, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее составная часть. Так, правила, регулирующие написание корня, приставки и суффикса, изучаются в разделе «Состав слова» в связи с усвоением той или иной морфемы. Правила, определяющие написание окончаний частей речи, соответственно включаются в темы «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».
Орфографическое правило непосредственно следует за изучением элементов грамматической теории. Например, изучается изменение имен прилагательных по родам (3 класс), а в связи с этим формируется навык правописания родовых окончаний данной части речи. Аналогично изучение изменений имен прилагательных по числам создает основу для того, чтобы на следующем уроке организовать специальную работу над правописанием окончаний во множественном числе.
Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. Вопрос о классификации орфографических правил не имеет в настоящее время единообразного решения. Как отмечал Н.С. Рождественский, «впервые вопрос о типологии правил в методике поставлен Е.С. Истриной, которая в основу их группировки кладет признак большей или меньшей определенности инструкций, заключенных в правиле:
1. точное указание на написание;
2. указание на вспомогательный приём;
3. намек на необходимость анализа» .
Однако указанная группировка правил не получила широкого признания в методике, поскольку показатели, по которым проводится классификация, не отличаются четкостью (особенно третья группа).
Психолог Д.Н. Богоявленский выделял три группы правил: одновариантные, двухвариантные и правила-рекомендации.
Одновариантные правила предполагают для одной и той же фонетической или грамматической ситуации один определенный вариант написания. Например, таково правописание гласных после шипящих. Такие правила носят универсальный характер, и их усвоение основывается на прямой ассоциации между данной грамматической категорией или фонетической ситуацией и ее письменным обозначением.
Двухвариантные орфографические правила также содержат указание на правописание орфограмм. Однако в отличие от первой группы в правиле дается несколько вариантов написания (обычно два). Выбор того или другого написания обусловливается некоторыми дополнительными (фонетическими или морфологическими) признаками орфограмм, например, правописание приставок раз-, воз-, низ- и др.
Третья группа правил отличается от двух первых тем, что не содержит информации об образце письма. Правило сводится к рекомендации некоторого приема, применение которого может привести ученика к правильному решению орфографической задачи.
Примером правил третьей группы являются правила проверки безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных и некоторые другие.
В настоящий момент в начальных классах используются в орфографической работе правила следующих типов:
1. Правило-указание или запрещение .
Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила – правописание гласных после шипящих: «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу». Это правило опирается на развитый речевой слух учащихся, то есть на практическое знание фонетики, но не требует привлечения правил фонетики или грамматики. Данное правило не имеет своего алгоритма, точнее, его алгоритм состоит всего из одного действия – «шага».
Приведем примеры правил-запрещений:
«В сочетаниях «чк», «чн» мягкий знак не пишется: «почка», «сочный»; «Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую»; «Буква «й» при переносе не отделяется от гласной; «лей-ка», «мой-ся»; «При переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится: «кас-са», «длин-ный».
2. Правило-указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний . Для выбора необходимы рассуждения. Также нужна опора либо на значение слов, либо на разбор слова, на грамматический или фонетический анализ. Правило данного типа имеет свой алгоритм – не менее двух действий – «шагов».
Примеры таких правил:
«Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы». Алгоритм: 1-й шаг: Прочитать предложение. О ком, о чем в нем говорится? 2-й шаг: Назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? Отчестве? Фамилии?
«Правило постановки точки, вопросительного или восклицательного знаков в конце предложения». Алгоритм: 1-й шаг: Прочитать предложение (или текст). О ком, о чем в нем говорится? 2-ой шаг: Как произносится предложение: что-либо спокойно сообщается или произносится с особым чувством либо с вопросом? 3-ий шаг: Какой знак нужно поставить в конце предложения?
3. Правило-результат наблюдения над языком . Обычно оно носит грамматико-орфографический характер, соединяет в себе и грамматическое, и орфографическое наблюдения.
Приведем пример такого правила.
«Общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково». В этом правиле отражено самое первое знакомство с написанием безударных гласных и звонких/глухих согласных в корне слова.
4. Грамматические правила (определения) . Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Обычно после них дается орфографическое правило.
Так, правила склонения имен существительных (4 класс) создают основу правописания безударных падежных окончаний, главным образом существительных, «-е» и «-и». Правила спряжения глаголов (4 класс), правила различения окончаний 1 и 2 спряжений глаголов в настоящем и будущем временах создают основу для применения правил правописания безударных личных окончаний: «-ешь – ишь», «-ет – ит», «- ем – им», «-ете – ите», «-ут - ют», «-ат – ят».
Грамматические правила имеют свои алгоритмы, подчас весьма сложные – из 3-5 шагов; по отношению к орфографической задаче эти алгоритмы играют роль распознавания.
Например, алгоритм распознавания приставки с целью ее правильного написания (3 класс) состоит из 4-х шагов. 1-ый шаг: Найти в слове корень; 2-ой шаг: Определить, есть ли в слове приставка, назвать ее; 3-ий шаг: Определить, какое слово образовано с помощью приставки. От какого слова образовано?; 4-ый шаг: Проговорить приставку отчетливо – по буквам. Запомнить: она пишется всегда одинаково (4-ый шаг – орфографический).
5. Правило-предписание к выполнению действий . Само правило не указывает написания или его вариантов, а только подсказывает прием проверки. Примеры-правила проверки безударных гласных и звонких/глухих согласных в корне слова, правописания безударных окончаний имен существительных, прилагательных, личных окончаний глагола и т.п.
Алгоритмы 5-ой группы наиболее сложны. Например, по проверке безударной гласной в корне школьникам придется сделать 5 шагов:
1-й шаг: Проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная;
2-ой шаг: Еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает (найти в слове ударный слог;
3-ий шаг: Подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова, подбирать до тех пор, пока проверяемая гласная не окажется под ударением;
4-ый шаг: Сравнить проверяемое слово и проверочное, определить правильное написание;
5-ый шаг: Написать слово, проверить написанное (вслух или проговорить про себя).
Естественно, что правило с более усложненными алгоритмами усваивается труднее, с простыми – легче.
Раскрытие сущности правила означает выяснение, прежде всего, следующего факта: написанием какой части слова, части речи или грамматической формы управляет правило; какие признаки при этом выступают в качестве ведущих. Эти признаки обязательно учитывает педагог, подбирая материал для ознакомления учащихся с правилом.
Выбор методики работы над правилом обусловливается характером самого правила. Правила одновариантные (например: «В глаголах 2-го лица единственного чиста после буквы и пишется ь») можно изучать и дедуктивным путем.
Правила двухвариантные, то есть такие, которые определяют двоякое написание морфемы в зависимости от условий (например, в дательном падеже существительных окончание -и или -е в зависимости от склонения), целесообразно раскрывать индуктивным путем, так как требуется выделить признак, который нужно учитывать при письме, а это лучше сделать в условиях самостоятельной работы учащихся.
Умственная активность учащихся поддерживается тем, что им постоянно приходится сопоставлять или сравнивать написание и произношение слова, части речи, части слова и т.п. В процессе сравнения выделяется существенное и отбрасывается несущественное. Важно и запись сделать так, чтобы выделяемый признак четко воспринимался.
Усвоение нового материала предполагает включение его в систему имеющихся знаний. Это положение относится и к орфографическому правилу. Однако к изучению каждого правила нужно подходить дифференцированно, учитывать его особенности. Осознание правила, как показывают наблюдения методистов и учителей, зависит от наличия у учащихся конкретных представлений. Поэтому, если учащиеся забыли правило, то не нужно требовать механического заучивания, а вновь на конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном виде составляют содержание правила.

Сочинения - рассуждения на лингвистическую тему по всем правилам русского языка

Зачем нужна орфография?

Знание языка - ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. И оно невозможно без знания правил русской орфографии. Поэтому я полностью согласен с мнением Ильи.

Знать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. Вы можете сказать, что невозможно знать правильное написание всех слов. Но ведь существуют простые принципы русской орфографии, усвоив которые Вы не будете испытывать затруднений. В тексте «Дедушкин валенок» М.Пришвина написания слов «хорошо», «проходил» основаны на морфологическом принципе, а, например, «фельдшер» и «пушинка» - пишутся в соответствии с традиционным.

Словом, нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их - значит не любить и не уважать, в первую очередь, самого себя.

Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.

Вы, наверное, говорите себе: «Зачем нужна эта орфография? Неужели без нее никак нельзя?» Орфография нужна для того, чтобы человек правильно понял значение прочитанного слова. Так, например, в рассказе М.Пришвина «Дедушкин валенок» слово «пора» (25) можно написать в соответствии с произношением - «пара», допустив при этом орфографическую ошибку. Тогда смысл слова изменится.

Для правильного написания слов достаточно знать элементарные правила. Кто-то может сказать, что правил слишком много. Но ведь в русском языке существуют простые принципы орфографии, усвоив которые Вы не будете затрудняться: морфологический, фонетический, традиционный и дифференцирующий.

Например, слова «жизнь» и «пушинка» пишутся по традиционному принципу, а, «поглядит» и «проходились» - в соответствии с морфологическим - самым распространенным.

Сейчас знать орфографию очень важно. Она способствует безошибочному написанию слов, а правильность письма, в свою очередь, показывает культурный уровень человека и его образованность. Так, если в предложении написать не «долго лезть», а «долга лесть» или не «поезд отправляется», а «поест атправляица», то люди попросту не поймут, о чем идет речь в тексте. Тем не менее, некоторые считают, что свод орфографических правил никому уже не нужен.

Ведь многие имеют компьютеры, где текст проверяется автоматически. Правда любая система, даже самая «умная», может выйти из строя. Конечно, во время печати орфографические ошибки компьютер сразу подчеркивает, но только не лексические! Ведь слово может быть написано верно, а смысл написанного радикально изменен.

Другим кажется, что это попросту излишние знания, которые засоряют голову, и знание даже всех правил не означает, что индивид достаточно умен и воспитан. Конечно, без культуры речи тоже не обойтись, но если тебе не известны элементарные правила письма, то, в первую очередь, это означает абсолютное пренебрежение и неуважение по отношению к читателям. Согласитесь, неприятно читать произведение с ошибками и угадывать, что же автор хотел на самом деле сказать. Хотя порой это кажется забавным и смешным, но если каждый человек будет так писать, то большой проблемой окажется узнать какую-то тебе нужную информацию.

У каждого есть право на личное мнение и он может действовать так, как желает. Но орфография является не только особым методом, позволяющим облегчать применение письменной речи. Она также тесно связана с историческими корнями письменности и представляет собой многовековые устои, которые ведут свое происхождение из древних времен, и не только в языке русском, а и в других языках мира. При изменении культуры народа и орфография становится иной. Попади наш современный человек в Россию столетней давности, его никто не понял бы и, возможно, принял за иностранца. Может быть, речь его и смогли бы как-то понять, но написанное им - вряд ли. Всем бы стало ясно, что человек этот из другого времени.

Изучение орфографических правил начинается в школе. Правда, это не означает, что с окончанием обучения их следует тут же забыть. Ведь уровень грамотности свидетельствует об образованности человека, да и собеседнику будет приятнее говорить с тобой, как с человеком умным, а не как с хвастуном и глупцом. Поэтому следует всегда стремиться к самообразованию и расширению своего кругозора. Каково же значение самого слова «орфография»? Оно произошло от 2-х слов древнегреческого языка: «opфoc» - правильный и «гpaфo» - пишу, т. е., попросту - правописание. Это система единообразия передачи на письме слов и речевых грамматических форм, для того, чтобы читающий человек правильно воспринимал их.

Итак, для чего же нужна орфография? Она - устойчивый базис письменности, которая передает информацию от предыдущего поколения следующему и дает возможность людям учитывать ошибки предков, читать высокохудожественные произведения и исключает возможность возврата лишь к устному языку. Это наше языковое наследие и каждый носитель языка обязан знать правила его орфографии.

Герой одной из книг Анатолия Алексина рассуждал в монологе: “… какая разница – писать ли «моршрут» или «маршрут», «велосипед» или «виласипед»? От этого ведь велосипед мотоциклом не становится. Важно только, чтобы всё было понятно”. Шура был двоечник и много сил положил на устранение этого прискорбного обстоятельства. Как бы он сейчас удивился, увидев, что взрослые люди вполне серьезно повторяют его рассуждения, не считая “двойку” по русскому языку чем-то достойным внимания. Особенно часто и горячо обсуждается, зачем нужна орфография, в сетевых дискуссиях, после указания одного из участников на ошибку другого. Впрочем, позиции сторон сводятся к примитиву: с одной стороны звучит “главное - смысл”, с другой - “надо писать правильно, а то мы деградируем”. Воюющие не задумываются, что одно не перечеркивает другого, а содержание так же нуждается в форме, как и форма в содержании.

Орфография - это свод правил, которым подчиняется письменная речь. Уже только это делает ее в современном мире одним из главных регулировщиков коммуникативных процессов. Так ПДД, которым подчиняются все участники дорожного движения, позволяют безопасно добраться из пункта А в пункт Б. Орфография - ПДД для участников письменного общения. Если раньше, выйдя из студенческого возраста, среднестатистический человек письменной речью в быту практически не пользовался, то сегодня она - прима в балете человеческого общения. Мы пишем смс, электронные письма, сообщения в соцсетях, посты в блогах, комментарии под публикациями. Все это должно подчиняться правилам орфографии, иначе мы перестанем друг друга понимать.

Казалось бы, содержание сообщения не изменится, если кто-то допустил орфографическую ошибку. Допустим, получает человек сообщение “хочу виласипед”. В самом деле, “виласипед” ни с мотоциклом, ни с самокатом не спутаешь. Однако это загадочное транспортное средство только самому написавшему представляется двухколесным, с треугольной рамой, прямым рулем и педалями. Адресату же придется вчитываться в контекст, а если его нет - мучительно гадать, что же такое имеется в виду. Учитывая, что правилами орфографии пренебрегать может и получатель в той же степени, что и отправитель, имеем множество вариантов: гибрид вил с чем-то педальным; две какие-то фантастические конструкции “вилас” и “пед”; название какого-то места: “хочу в иласипед” (да-да, раз орфография нам не нужна, то и правила употребления строчных и прописных букв лишние); архитектурное сооружение с транскрипцией имени собственного (“вилла сипед”)… И вообще как фантазия разыграется. Помните, что правила как написания, так и чтения наши гипотетические участники диалога игнорируют? Оба могут быть уверены, что именно так, как им представляется, это и пишется, а собеседник волен писать неверно. Поймут они друг друга? Поймут, конечно, но не сразу.

Конечно, для сегодняшней речи это пример утрированный, но уже через несколько лет орфографической анархии он может стать реальностью. Это как детская игра в испорченный телефон: по цепочке передается сообщение с искажением, кто как расслышал, так и передал, а в итоге - совсем иное слово.

Помимо обеспечения взаимопонимания в письменном общении любого рода, орфография обеспечивает и его культуру. Письмо, пост, комментарий с множеством ошибок вызывают негативную реакцию читающих. Во-первых, продраться сквозь них к смыслу довольно сложно, как через кусты ежевики: все эти типичные “с начало”, “ни когда”, “зделаем”, “чесный” и прочее заставляют глаз “спотыкаться”, задерживаться на слове, а мозг читающего - срочно искать в своем словаре исходное слово, которое безжалостно переврали.

Во-вторых, общая грамотность и орфография в частности - показатель уровня культуры пишущего. Как правило, культурный человек, образованный и с широким кругозором, много читает, причем не только блоги. У него формируется грамотная литературная речь, даже если он не помнит правила русского языка. Пусть неосознанно, но он им следует, ведомый прочитанными текстами. Человек, допускающий множество орфографических ошибок, не приемлет ни профессиональное, ни развлекательное чтение, а свой небогатый словарный запас набрал на слух. Поэтому при попытке воспроизвести слова письменно и получается то, что получается - безграмотность. Человеком он может быть достойным, может обладать замечательными личными качествами, останавливать на скаку целые табуны и ходить по горящим избам, но вместе с тем быть некультурным. А снижение уровня общей культуры ограничивает и темы общения, и аргументацию.

В-третьих, игнорирование правил орфографии и отстаивание позиции “лишь бы поняли” демонстрирует неуважение к собеседнику, кем бы он ни был. Поведение, не регулируемое правилами и нормами - всегда поведение неуважительное. Кому понравится, если зашедший в гости высморкается в штору, поставит сапоги на стол и начнет материть телевизор, пусть даже в нем с утра и до бесконечности заливается Сябитова? Вы же, хозяин, понимаете, что шмыгать носом неприлично, ноги должны отдохнуть, а голубой экран только этих кратких слов и достоин? Так и с письменной речью: игнорирующий правила выглядит хамом, даже если суть его высказываний верная, а точка зрения импонирует остальным.

И последнее. Грамотность в современном общении - примерно то же, что приличный, опрятный и дорогой костюм для человека. Пренебрежение орфографией и попустительство преображают ваш образ, как пятна, измятость, дыры, пузыри на коленях и локтях. И в следующий раз, написав в блоге или письме “сонце вышло, я пошол, небыл дошдь бы - харошо”, достаньте из корзины с грязным бельем носки, найдите в шкафу домашние пижамные штаны, позаимствуйте рабочую куртку у автомеханика, а галоши у бабушки - и идите таким принаряженным гулять, пока нет дождя. Не нравится? Неуютно, некрасиво, люди шарахаются в стороны? Ну, главное - одет человек, не голый. Или все же орфография нужна…

На письме. Иными словами, это совокупность всех существующих правил, определяющих правописание слов и предложений.

Собственная орфография есть в каждом языке. И это неудивительно! Ведь в противном случае люди попросту не понимали бы смысла написанного. Или могли что-то понять превратно. Поэтому на вопрос «зачем нужна орфография» можно ответить так: «Для лучшего понимания написанного».

Примером, который может послужить подтверждением данного утверждения, может стать такая история. Написал один неграмотный вместо слова «прут» слово «пруд». И предложение полностью изменило свой смысл! Он хотел сказать о том, что мальчик испортил прутик, веточку, а получилось, что испорчен водоём - пруд. Примеров, подобных этому, в русском языке великое множество. Если учитель на уроке русского языка или другие взрослые, заинтересованные в том, чтобы их малыш серьёзнее относился к орфографии, сумеют оформить их в короткие яркие истории, то ребёнок обязательно сможет понять, зачем нужна орфография.

Детям будет понятна такая ситуация, которая могла сложиться из-за пренебрежения правилами русского языка или элементарного их незнания. Между двумя школами проходят соревнования в форме военной игры. «Радист» передаёт сообщение: «Под сломанной берёзой спрятан кот! Ищите!» «Разведчики», конечно, старательно ищут этого котяру, который зачем-то был спрятан под берёзой, естественно, безрезультатно. Игра проиграна. А виноват во всём «радист», пославший своих искать вместо «кода» домашнее животное. Уж тут-то каждому становится ясно, зачем нужна орфография!

А ещё существует практический способ доказательства необходимости правил написания. Все знают, как проверяют в начальных классах Так вот, одному человеку дают сначала текст, напечатанный по всем правилам, и засчитывают результат. Затем ему же дают другой текст, в котором изобилуют ошибки. После сравнения полученные цифры дают наглядное объяснение, зачем нужна орфография! Во втором случае результат значительно ниже, чем в первом. Это происходит оттого, что сам уже настраивается на чтение правильно написанного текста и противится восприятию «абракадабры».

Правила орфографии в русском языке строятся на трех принципах: фонетическом, морфологическом и традиционном. Основным из них считается морфологический принцип. Основывается он на аналогии написания морфем (корня, суффиксов, окончаний, приставок) в независимости от их звучания (ход - находить - выход)

Традиционный принцип предусматривает написание слова так же, как оно писалось в древности или в языке, из которого оно заимствовано. Например, правило «Жи-ши через «И» пиши!» показывает историческую мягкость шипящих звуков. Часто такие правила называют этимологическими, они отражают историю слова.

Принцип фонетический опирается на буквенное обозначении произносимых в каждом случае звуков. То есть, произношение в этом случае становится опорой для правописания. Ярким примером является написание приставок, которые оканчиваются на «З» или «С»: без- или бес-, воз - или вос -, из - или ис-, низ- или нис-, раз- или рас- (бездушный - бесхребетный, возглавить - восстать, издать - исходить). В данных примерах происходит оглушение конечного звука в приставках перед глухими согласными, что и отражается на письме.

Русская орфография славится длительной историей, что и объясняет некоторые сложности правописания. В древней Руси, к примеру, не было различий между написанием и произношением слов, чего не скажешь о нашем времени.

Общие правила русской орфографии запомнить не так уж и сложно, как думают некоторые. Для того чтобы написать правильную согласную, которая находится в конце слова или перед другой согласной («П» или «Б», «Ф» или «В», «С» или «З»), следует подобрать или изменить форму исходного таким образом, чтобы после согласной оказалась бы гласная. В результате - пишется та согласная, которая ясно слышима в (молотьба -молотить, ложка - ложечка)

Стоит заметить, что орфография и пунктуация тесно связаны между собой. Сегодня в нашей речи многие орфографические и пунктуационные моменты поддаются корректировке. К примеру, теперь можно употреблять тире вместо двоеточия. Однако следует учитывать, что это является всего лишь вариативным употреблением знаков препинания. Отсюда следует, что правило это действует не во всех случаях.

А для наглядности утверждения, зачем нужно изучать пунктуацию, можно просмотреть прекрасный мультфильм «В стране невыученных уроков». Помните коронную фразу про казнь, когда огромную роль сыграла правильно поставленная запятая? Вот так, шутя и играя, можно из закоренелого незнайки сделать человека, который всеми силами захочет изучать правила русского языка.

Изучение правил орфографии направлено не только на развитие мышления и логики, но и на тренировку памяти, со временем вы научитесь писать грамотно, это будет происходить автоматически, словно расшифровка аудио.

Зачем нужно изучать орфографию?

Безупречное знание орфографии позволяет писать слова без малейших ошибок, правильность письма, в свою очередь, говорит о культурном уровне человека и его образованности.

Устоявшиеся веками правила делают речь удобной для произношения, красивой, оптимальной для выражения мыслей. Что же касается безграмотного письма, то в данном случае, оно может даже вызывать раздражение.

Орфография нацелена на сохранение богатства и многообразия языка, равно как и у такой деятельности, как расшифровка аудиозаписей , ее цели также очень многообразны. Имеет она и свои отличительные черты, например, сюда можно отнести специфические правила, которые нужно заучивать наизусть, а также словарные слова.

Многие ошибочно полагают, что вовсе не обязательно изучать многочисленные правила правописания, ведь существует корректура текста, сегодня, когда практически все тексты набираются на компьютерах, текст может проверяться автоматически. Однако лексические ошибки компьютер не исправляет.

Более того, орфография тесно связана с историческими корнями письменности, она являет собой многовековые устои, ведущие свое происхождение из древних времен, не только в языке русском. Изменяется культура – изменяется и орфография. Если бы современный человек попал в Россию столетней давности, его бы никто не понял, корректура текста была бы просто необходима.

Базис письменности

Орфография начинает изучаться в школе, но, конечно же, это вовсе не означает, что после окончания обучения, нужно забыть обо всех правилах.

Задачи школьного курса:

  • Ознакомление учеников с системой общепринятых способов передачи звукового языка на письме;
  • Практическое овладение правилами;
  • Формирование у учеников постоянных орфографических умений и навыков.

Для того чтобы обучение было успешным, следует особо пристальное внимание уделить качеству дидактического материала. Разнообразные по смыслу предложения и тексты укрепят орфографические привычки, будут способствовать развитию знаний учеников. Усвоение орфографии будет тем успешнее, чем шире лексическая база.

Помните, что грамотность – это лучшее свидетельство образованности человека. Вот почему так важно уделить внимание самообразованию, тогда вы никогда не столкнетесь с таким понятием, как корректура текста, поскольку все ваши записи не будут иметь ни одной ошибки.

Можно сделать вывод о том, что орфография служит, своего рода, базисом письменности, информация передается от предыдущего поколения следующему, таким образом, мы можем учитывать ошибки предков, исключить возможность возврата лишь к устному языку. Безусловно, речь идет о нашем языковом наследии…

Продукция Алюминиевые радиаторы в Челябинске. Выбор оборудования для частного и многоквартирного дома. Строительные болты с гайками и шайбами по ГОСТ р 53643-2006 нужны всегда Ручки Parker Комната по-новому - остекленная лоджия Электродвигатели асинхронные Как выращивают кофе Современные технологии защиты и балластировки трубопроводов с применением скального листа и мягкого силового пояса