Нравственность Правила поведения человека, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведущий компонент системы всестороннего гармонического развития личности. Нравственность – один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидуму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.


НРАВСТВЕННОСТЬ есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. Нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей СОВЕСТИ.


Вся нравственность человека заключается в его намерениях. (Жан Жак Руссо) Высочайшая возможная стадия нравственной культуры - когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли. (Чарлз Дарвин) Если вы поклонник формул и определений, то это для вас: Нравственность - это разум сердца. (Генрих Гейне) Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. (Михаил Пришвин) Почему нравственность так важна: Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь. (Аристотель) Отсюда вывод: нравственность нужна ВСЕМ людям!


Завещание Где бы ты ни стал на корабле, У мачты иль кормила, Всегда служи своей земле: Она тебя вскормила. В волнах иль по ухабам, - Будь вынослив, отважен будь, Но не кичись над слабым, Быть добрым не забудь. Не отступай, коль принял бой – Платиться – так за дело, А если петь – так птицей пой – Свободно, звонко, смело. И. Анненский




Благородство, сердечность Относиться к друг другу хорошо Порядочность Понимание Честность, доброта Отношение ко всем одинаково Добрая душа и ты сделаешь все, чтобы помочь другому Любовь, понимание, забота Сердечность, добросовестность Понимание чужих проблем



Слайд 2

Прав ли был мудрец? Нужны ли людям законы? Всегда ли человек соблюдает законы, от чего это зависит? Почему человек преступает закон?

Слайд 3

Вежливость

Проявление хорошего воспитания Уважение ко всем Доброжелательность

Слайд 4

Любовь

Глубокая привязанность к дорогому человеку, к животному, к Родине, к жизни, к близким, к себе.

Слайд 5

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Это когда человек поступает так, как учат его моральные правила.

Слайд 6

Выдержанность... Человек выдержанный- это тот, который не взрывается, который смотрит на вещи просто. В любой ситуации держит себя в руках.

Слайд 9

ПРАВДИВОСТЬ –это когда люди не обманывают друг друга!

Слайд 10

ПАТРИОТИЗМ

Патриотизм-это любовь к своей Родине, народу,к семье, обычаям и традициям своей страны. Когда ты не просто живешь в ней,но и пытаешься сделать что-нибудь для нее полезное и поддерживаешь ее во всем.

Слайд 11

Трудолюбие

трудолюбие-это такое положительное качество человека, когда он стремится к труду, проявляет старание и усердие.

Слайд 12

Верность!!!

Что такое верность? Это вера и доверие, защита от предательства. Верность присутствует в дружбе, в любви. Очень хорошо когда человек понимает и хранит верность. Это одно из главных качеств человека!

Слайд 14

СОСТРАДАНИЕ

САМОЕ хорошее качество характера у человека. Ты должен помочь человеку в беде. Имей сострадание.

Слайд 15

Слова мудрейших.

«Этические и моральные нормы в жизни человека»

Урок гражданственности

11 класс

Подготовила

Классный руководитель

Учитель МОУ «Школа № 101 города Донецка»

Павленко Л.П.


«Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?»…

простые понятия, что же они означают ?


Духовный мир человека - обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов

Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира .



Что такое мораль?

Мораль - особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости


Заповеди христианства

  • Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  • Не делай себе кумира/идолов и никакого изображения.
  • Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
  • Шесть дней работай, а день седьмой – Господу Богу твоему.
  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои на земле.
  • Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.


Аяты В Священном Коране (ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ)

  • Не придавайте Аллаху в сотоварищи другое божество.
  • Почитайте своих родителей
  • Отдавайте другим то, что им положено
  • Не приближайтесь к имуществу сироты
  • Будьте верны в мере, когда взвешиваете и взвешивайте правильными весами.
  • Выполняйте свои обещания
  • Не убивайте своих детей из боязни обеднения
  • Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву
  • Не приближайтесь к прелюбодеянию
  • Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания
  • Не ходи по земле горделиво
  • Не расточай своё богатство безрассудно, а придерживайся середины

моральные ценности человека

Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.


Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей?

Выберите свой вариант ответа:

  • Боязнь общественного осуждения
  • Совесть, чувство долга
  • Одобрение окружающих
  • Желание делать, как все
  • Боязнь наказания


Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.


Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.

Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок?


Притча «Ведро яблок»

Купил человек себе новый дом - большой, красивый - и сад с фруктовыми деревьями возле дома.

А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!».

Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:



Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.

Мораль и право

Вопросы для сравнения

Право

Кто вырабатывает

Государство

Где закреплено?

Мораль

В законах государства

Общество

Каковы последствия нарушения?

Нет письменного закрепления

Выполнение

Наступает юрид. ответственность

Обязательно

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Что регулирует?

Не обязательно

служат для регулирования и оценки поступков человека.





Все можно простить, но не извращение тех высших истин, до которых с таким трудом дошло человечество.

Не делай другому того, чего себе не желаешь!


  • « нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;
  • духовность -свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.»

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России более миллиона учащихся 4-х классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики»
  • Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

  • Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека».
  • «Чувства - это плоть, кровь и сердце моральной убежденности»

«У маленьких детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями»

В.А. Сухомлинский


  • Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

  • Нравственное воспитание - это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества.

(К.Д. Ушинский)

  • нравственное воспитание - это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.

  • Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности.
  • Нравственная культура личности -освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий

Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:

Отношение к родине;

  • отношение к людям;
  • отношение к себе;
  • отношение к труду;

Отношение к природе;


Убеждение;

Одобрение;

Создание воспитывающих ситуаций;

Приучение и упражнение;

Дискуссии;

Ролевые игры;


  • Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. В этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывают содержание, методы и организация обучения, а также учитель, его личность, знания, убеждения и, главное та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой.
  • Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Воспитывать должен весь процесс обучения на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.

Cлайд 1

МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. [email protected]

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ. МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ, НРВСТВЕННОСТЬ, ЭТИКА, ДОБРО И ЗЛО, ДОЛГ, СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ, МОРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ. ТЕРМИНЫ: ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, МОРАЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ.

Cлайд 8

МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. В ЭТИКЕ ВЫДЕЛЕНЫ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ НРАВТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ, ВОЛОЩЕННЫЕ В ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ЭТИКИ- МОРАЛЬ ЛЮДЕЙ. УТРАТА МОРАЛИ ОЗНАЧАЕТ ПРЕВРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКОПОДОБНОЕ СУЩЕСТВО. ВСЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА(РОД, ПЛЕМЯ, ЭТНОС, НАЦИЯ, ГОСУДАРСТВО) КАК ПРАВИЛО РАССМАТРИВАЛИ МОРАЛЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ - ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ СТАБИЛЬНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ.

Cлайд 9

МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В ИСТОРИИ НЕМАЛО ПЕРИОДОВ – РИМСКОЕ ОБЩЕСТВО- ПАДЕНИЕ НРАВОВ. ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА И В ПЕРИОД НЭПА – СТОЛКНОВЕНИЕ И ЛОМКА ДВУХ МОРАЛЕЙ. В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ. МОРАЛЬ ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ОДОБРЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ НОРМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ В СОЦИУМЕ, ИХ ОБЯЗАННОСТИ ДРУГ ПЕРЕД ДРУГОМ И ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ.

Cлайд 10

МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДИ ПОСТОЯННО ВСТУПАЮТ В КОНТАКТЫ, НО МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ИГРАЮТ РОЛЬ ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО ЖИЗНИ МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ ОБРАЗУЮТ НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. ОНО ЯВЛЯЕТСЯ ОТРАЖЕНИЕМ ВВ СОЗНАНИИ ЛЮДЕЙ ОТНОШЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ НОРМАМ В ПРЕДЕЛЬНО ШИРОКОМ СПЕКТРЕ ПОЗИЦИЙ: ОТ СТРАСТНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ЭТИХ НОРМ И СЛОВОМ И ДЕЛОМ, ДО НЕГАТИВНОГО И ДАЖЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ИХ ВОСПРИЯТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ

Cлайд 11

Cлайд 12

МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИИ: 1.ПОДДЕРЖИВАЮТ УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЩЕСТВА. 2. РЕГУЛИРУЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬБ ЛЮДЕЙ. 3.РЕКОМНДУЮТ ИНДИВИДУ ОПТИМАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ. СУЩЕСТВУЕТ ДВОЯКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ: С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОБЩЕСТВА, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНДИВИДА. МОРАЛЬ ЭФФЕКТИВНА, КОГДА ЕЁ НОРМЫ ВНЕДРЯЮТСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ И НАХОДЯТ ОТКЛИК.

Cлайд 13

УСВОЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УСВОЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ- И ПРАКТИЧЕСКОЕ СЛЕДОВАНИЕ ИМ: НРАВСТВЕННОСТЬ, Т.Е ВЫРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ ТРУДНЫЙ: ПОПЫТКА РЕГЛАМЕНТАЦИИ И КОНТРОЛЯ. -ПОПЫТКИ РЕФОРМ ИРОВАНИЯ

Cлайд 14

МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ. ДРУГИМ ВИДОМ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ РАЗРЕШЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ, ТРЕБУЮЩИХ АКТИВНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ- ЭТ О ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРАЛИ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОБЫТИЯ ЖИЗНИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМЫХ ОБЩИХ МОРАЛЬНЫХ ОЦЕНОК. КАТЕГОРИИ ДОБРА И ЗЛА. КАТЕГОРИЯ ДОЛГА.- МОРАЛЬНАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. КАТЕГОРИЯ СОВЕСТИ- СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОСТУПКОВ.

Cлайд 15

МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ. ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ- ЭТ О ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРАЛИ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОБЫТИЯ ЖИЗНИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМЫХ ОБЩИХ МОРАЛЬНЫХ ОЦЕНОК. КАТЕГОРИИ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА КАТЕГОРИЯ СЧАСТЬЯ. МОРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ. – ЭТО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОВЕРШЕННОЙ СИСТЕМЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ, ВОПЛОЩАЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИИ ЛИЧНОСТИ