МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Харьковский национальный экономический университет

Кафедра философии и политологии

РЕФЕРАТ

на тему: « Философия экономики»

Выполнил:

студент 3 курса 8 группы

факультета ЭИ

Сокольский Е. В.

Руководитель:

Карпенко Е. И.

Харьков 2009 г.

ПЛАН

1. Введение: философия как наука 3

2. Сущность и проблемная сфера философии экономики 5

4. Сущность и особенности общественного производства 10

5. Философия денег 15

6. Вывод 19

7. Использованная литература 20

1. Введение: философия как наука

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого - универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?». Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.

Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём». В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики», последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Тем самым признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования «взгляда со стороны» (поэзии) для философии.

Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности».

Наконец, есть современное «постмодернистское» или «практическое» понимание философии, согласно которому философия - это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и ее результат. Это понимание философии критикуется как недостаточное.

Философия тесно переплетается с другими науками, дисциплинами. Она относится ко многим сферам жизни, такими как религия, исскуство. В данном реферате мы посмотрим на экономику со стороны философии.

2. Сущность и проблемная сфера философии экономики

Каждый человек ежедневно вовлечен в сферу экономической жизни, экономических явлений, ведь он покупает и продает, получает доходы и платит налоги, руководит и подчиняется управленческим решениям, экономит, вырабатывает и потребляет. Экономическая деятельность, работа есть судьбой человечества. Она не только создает материальное благосостояние, удовлетворяет приветственные нужды, а и развивает творческие силы, способности, внутренний мир человека, предоставляет ему особое направления.

Сущность экономических процессов, проблем в собственно человеческом измерении, в контексте разнообразнейших форм жизнедеятельности общества и лица рассматривает философия экономики.

Философия экономики - сфера философского знания о сущности экономического бытия человека в многовекторном поле социума и гуманистическом аспекте.

Самореализация человека одолевает границы функциональной структурности экономического процесса, создает предпосылки для новых форм объединения деятельности социальных индивидов. В таком контексте самореализация лица является главным импульсом и мотивом, который одолевает заданную размерность экономики, содействует эволюции всех социальных форм.

Самореализация как субъективная ориентация есть особым духовно-творческим процессом, обеспечивает постоянное наполнение экономической сферы человеческими силами. Она есть своеобразным энергетическим итворческим источником экономического процесса, развития человеческих способностей, которые обеспечивают экономическую деятельность человека.

Философия экономики рассматривает систему управления хозяйства как многомерный, противоречивый, объемный мир (мир общества и природы), который находится в постоянном движении и развитии. Специфика философского знания помогает подняться над внешним, будничным анализом поверхностных явлений и их свойств, проникнуть в сущность глубинных экономических процессов, которые невозможно постичь ни опытом, ни практикой, поскольку они выходят за пределы рационального постижения, но являются бытийными и при определенных обстоятельствах достаточно ощутимыми. Благодаря этому философия экономики способна раскрывать более богатую по смыслу и сущностью экономическую реальность.

Определяя общественную взаимообусловленность разных типов распределения и кооперирование людской деятельности, перспективы ее изменений, философия экономики решает методологическую и мировоззренческую задачи. Она не только задает систему координат, а и решает сложнейшие фрагменты общей картины экономической реальности, выявляет необходимые ориентиры, благодаря которым человеческая личность осуществляет перспективное моделирование собственного жизненного поведения, создает необходимое и разнсторонние условия для своего существования и развития.

Факт экономической деятельности в философской интерпретации осмысливается во всей его глубине, лишается чисто объективного смысла и раскрывается в сфере духа. Духовная сфера управлением хозяйства охватывает настроения, переживание, оценки, мироощущение, миропонимание, с чего и образовывается философская интерпретация, осмысление, мировоззренческое обоснование экономических проблем. Совокупно они формируют так называемую философию управления хозяйством, в которой экономика возникает в универсальной, всеобщей форме. Тождественная действительность экономики являются наиполнейшей формой экономики, которую способна постигнуть только философия экономики. Раскрывая универсальность экономики, ее всеобщую форму через ее бытие в мире и бесконечность ее связей с ним, философия экономики не механически переносит философские понятия, категории на сферу хозяйствования или результаты экономических мониторингов на другие сферы общественной жизни, а всесторонне учитывает сферу и специфику собственного функционирования.

Вместе с тем философия экономики дает философское понимание содержания многих основных экономических категорий («экономика», «хозяйство», «производство», «работа», «деньги», «экономический человек», «свобода», «потребность» и др.), которые за своей сутью и значением выходят за сферу экономики. Познание их содержания обеспечивает формирование общих представлений о природе хозяйственной деятельности, очерчивает ее место и роль в духовном бытии, морали, жизненном миру человека.

Термин «экономика» функционирует в двух значениях: 1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, которые люди используют для удовлетворения своих нужд путем создания необходимых благ, условий и средств существования с помощью работы; 2) наука о хозяйстве и средствах его ведения, об отношениях между людьми в процессе производства и потребления, обмена товарами и услугами. Походит он от греческого слова «ойкономия» (жилье, закон), что обозначало правила ведения домашнего хозяйства, в частности умение главы семьи управлять женой, детьми, рабами, собственностью.

Наиболее полно изложил основные принципы ойкономии Аристотель, впервые исследовав такие явления, как разделение труда, обмен, деньги, стоимость и т.п. Его концепция на продолжительное время определила характер экономического знания. Он отстаивал идею самодостаточности (натуральности) хозяйства. Полис как гармоническое объединение домохозяйств в его учении возникает не только основным экономическим фактором, а и средством обеспечения морального усовершенствования, самореализации его граждан. Такое хозяйство он называл естественным. Вместе с тем Аристотель заметил и факт производства продукции для обмена (рынка), что, по его мнению, есть неестественным, поскольку рыночные формы направлены не на самообеспечение и удовлетворение естественных нужд, а на меновую стоимость и накопление денег. А это разжигает желание, страсти людей, служит причиной разрушения основного принципа жизнедеятельности (воздержания, меры), делает людей ненасытными, поскольку объемы денежного богатства, на отличную от владения необходимыми для жизни продуктами, не имеют естественной границы роста. Форму экономической деятельности, направленную на накопление денег, Аристотель называл «хрематистикой» , которая, по его убеждениями, приводит к нарушениям гармоничности отношений в системе домохозяйство - полис - космос.


Термин «экономика» (от др. греч.: «ойкео» – дом, жилище, заселенное человеком пространство, «номо» – закон, вытекающий из божественного разума) во многом является синонимом понятия «материальное производство». В первоначальном операциональном смысле экономика – ведение хозяйства (в том числе домашнего) на основе отмеченного закона и в целях обеспечения достойной жизни человека. Иногда она отождествлялась с «хремастикой» (от др. -греч. «хремос» - богатство), т.е. производством ради богатства как самоцели (в «Политике» Аристотель характеризует «хремастику» как «искусство наживать»).

Первые попытки философского осмысления хозяйства, экономики, хотя и были предприняты такими видными мыслителями как Платон, Аристотель, Гегель, не выросли до уровня специальных философско-экономических исследований, сравнимых с трудами по философии права, политики, культуры, истории, природы и т.д. И только во второй половине ХIХ века, с оформлением базиса философии науки в целом, стала обозначаться философия экономики как относительно самостоятельная дисциплина, ориентированная на анализ фундаментальных законов-тенденций как теоретико-экономической, так и хозяйственно-практической деятельности.

Серьезным объективным фактором утверждения нового феномена науки стало, по-видимому, приобретение капиталистической экономикой указанного периода более противоречивого и системно выраженного, в сравнении с ее предшествующим этапом, состояния и такого же рода его социальных последствий, на которые обратили внимание, прежде всего Маркс и Энгельс. Несмотря на то, что Маркс, по мнению В. Вильчека, ошибся, рассматривая не машину-двигатель, а товар в качестве символа капитализма, а также признание «позднего» Энгельса о переоценке им и Марксом степени зрелости современного им этапа капитализма для свершения пролетарских революций, нельзя отрицать несомненное значение целого ряда философско-экономических положений классиков марксизма для формирования философии экономики как науки.

Новой немаловажной вехой на пути философской интерпретации экономики явилась работа С.Н. Булгакова «Философия хозяйства», центральные идеи которой были непосредственно нацелены на обоснование необходимости формирования системного философско-экономического мировоззрения. Невозможно в данной связи не упомянуть о труде немецкого социолога и философа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», о работах Н.Д. Кондратьева, П.А. Сорокина, Д. Белла, Дж. Гэлбрейта, П. Самуэльсона, Ф. Хайека и др., авторы, которых заложили основы философско-социолого-экономического стиля мышления, экономической философии. Ее структура:

1.Вопросы философско-экономической гносеологии: классификация хозяйственно-экономических укладов и революций; соотношения приватизационной и социализационной тенденций развития экономики и общества в целом; связи экономики с политикой, моралью, правом; экономического сознания с другими формами общественного сознания; познания сущности экономических законов, системности самого экономического мышления, обусловленного системным характером экономики и т.д.

2.Проблемы философско-экономической онтологии, главные из которых: взаимодействие объекта и субъекта экономической деятельности; диалектика приватизационной и социализационной тенденций реально-практического функционирования экономики; динамика внутреннего духовного мира хозяйствующего субъекта; законы взаимосвязи экономики с иными сферами общества; формирование и функционирование экономической культуры; экономика и нравственность; техника-человек-общество.

Структурная характеристика экономической философии показывает, что последняя является «проекцией» основного вопроса философии на экономические процессы. В палитре возможных ответов на него выделяются два, проанализированные С. Н. Булгаковым в названном выше труде: «экономический материализм» и «антиэкономический идеализм»1. Первый отличается позицией, акцентирующей ведущую роль материально-экономической сферы общества в отношении духовных процессов. Эту позицию видный российский мыслитель образно именует «экономико-материалистическим обмороком», преодолеть который, по его мнению, непросто, но в высшей степени желательно.

В данной связи необходимо иметь в виду неправомерность оценки марксизма как классического «экономического» материализма. Маркс и Энгельс неоднократно подчеркивали, что экономический фактор действует в системном единстве с другими общественными факторами, лишь, в конечном счете, относительно, определяя их состояние и тенденции изменения. Что касается средневековой Европы, то Энгельс прямо указывал на весьма существенное значение религиозной составляющей жизни соответствующих народов. Вместе с тем, продекларированная марксизмом идея определяющей роли способа материального производства была во многом справедлива в отношении обществ, недостаточно развитых экономически. Одновременно следует учитывать, что, не забывая о духовно-нравственной компоненте самой экономической деятельности, марксизм – в политических целях «возвеличения» необходимости для эксплуатируемых масс добиваться революционного изменения своего материального положения, – допустил определённое принижение онтологической первостепенности отмеченной компоненты.

Полемизируя с данным вариантом решения основного «философско-экономического вопроса», С. Н. Булгаков обосновывает альтернативный подход. В соответствии с ним, идеальное, духовное, внутреннее, проявляемое субъектами хозяйственной деятельности, «выше» материального, внешнего в ней. Рассматривая хозяйствование как творческий процесс, он аргументирует свою позицию тем, что именно духовное начало формирует системность, истинность, целенаправленность хозяйственно-экономического бытия. С Булгаковым был солидарен другой отечественный патриарх духовности – И. А. Ильин. Для него хозяйственная жизнь неотрывна от культуры в целом, ядром которой он считал духовность, опредмечиваемую в актах экономической и любой другой сферы деятельности человека1.Сходные с данным философско-экономическим стилем мышления взгляды находим и в фундаментальной работе Н. Д. Кондратьева, подчеркнувшего существенную роль «системы идей» в жизни общества в целом, в том числе в развитии общественного производства2. Во многом по этой причине физически уничтоженный сталинским режимом выдающийся экономист разработал и оставил нам высокоценное наследство – ряд методологически глубоких, важных для философского анализа диалектически противоречивого развития экономики, становления философско-экономическо-исторического мышления её субъектов, концепций.

К данному «духовно-идеалистическому» направлению философского постижения сути экономики примыкают воззрения таких классиков западноевропейской социально-исторической мысли как М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Зомбарт. Так, в поименованном ранее труде М. Вебера осуществлён анализ взаимосвязи этико-психологических и хозяйственно-экономических факторов, проявившихся в некоторых западных обществах на заре промышленного переворота. Не менее убедительно заметную роль нравственно-религиозных факторов в развитии экономики показал Э. Дюркгейм. В. Зомбарт одну из основных задач философии видел в обнаружении «духа хозяйственной эпохи» – уклада хозяйственного мышления, который, как он полагал, определяет не только тип экономической системы, но и весь социальный базис на отдельных этапах эволюции последней.

Философское осмысление экономики в его лучших образцах выводит нас на проблему смысла хозяйственной деятельности – как «повседневно-оперативного», так и «стратегического», сути экономической свободы, образующей фундаментальное основание свободы человека в целом. Несколько трансформированный Э. Фроммом вопрос, вложенный В. Шекспиром в уста принца датского, - «иметь или быть» – на первый взгляд актуален преимущественно для народов, достигших относительно высокого уровня экономического развития и размышляющих о подходах к горизонтам «пост экономического» общества, в котором духовно-культурные ценности будут «править бал». Однако трагико-драматический опыт тоталитарных режимов XX века убедительно показал, что если экономическая свобода трактуется как трудовая повинность, движимая по преимуществу историцистскими политико-идеологическими стимулами, в соответствии с которыми намерение «иметь» набор элементарно (и количественно, и качественно) необходимых товаров и услуг «перекрывается» элитарным приказом «быть» беспрецедентно «новыми», «духовно-культурными» людьми, не размышляющими о характере пространства экономической свободы, в котором они пребывают в зоне едва ли не обезличенного «человеческого фактора», то подлинно гуманистическое измерение такого рода хозяйственно-экономической деятельности весьма неубедительно и заметно ослабляет нравственный потенциал не только духовной культуры, но и политики. В то же время блиц-решение поставленной ведущими (с точки зрения чиновничьей иерархии) российскими реформаторами 90-х годов XX века перед гражданами страны задачи «иметь», крайне недостаточно увязанное с вопросами духовно-нравственного обеспечения путей и методов её решения, вылилось в формирование экономики, ряд атрибутных признаков, которой вынуждает назвать её скорее «рылочной», чем подлинно (цивилизованно) рыночной. Мы имеем в виду, что значительная часть высоко вознесших себя творцов рынка, в первую очередь представляющих частные и государственные финансовые «пирамиды», явно не руководствовалась провозглашённым в начале 80-годов XX века М. Тэтчер тезисом: «Мы должны стать добродетельными, прежде чем станем богатыми», реализуя, прежде всего и в основном, узкокорыстные интересы, не коррелируемые с национально-общественными.

Постулаты, основанные на философском и, в определённой степени, общеэкономическом анализе хозяйственной деятельности, ориентируют на вывод: мир экономики – в значительной мере мир человека, реализующего своё первостепенное право на труд не только (а в перспективе – и не столько) в целях удовлетворения базовых потребностей, но и во имя основанной на материализации указанного права раскрытии, опредмечивания его «сущностных сил» (Маркс). Последние, проявляясь в форме, прежде всего духовно-нравственных интенций, побуждений, направляющих все, в том числе материально-производственные, области деятельности обусловливают такое становление человека как «меры всех вещей» (Протагор), которое будет знаменовать ведущую роль духовно-нравственной, «ноосферной» составляющей его ценностного подхода не только к явлениям макромира, но, в первую очередь, к собственным помыслам и делам, включая, естественно, и хозяйственно-экономические. Это будет вполне в духе провозглашённого гуманистами прошлого закона-тенденции «возвышения потребностей. В соответствии с последним первично-базовые таковые, по мере их удовлетворения в обще планетарном масштабе, остаются в арсенале побудительных мотивов человеческой деятельности, но в нарастающе «снятом», «преобразованном» духовно-нравственным мотивами, виде.

Из изложенного следует, что недопущение либо преодоление потребительского отношения человека как к «макроэкономике», так и к своей индивидуальной хозяйственно-экономической деятельности, отказ от доминирования в ней принципа «иметь любой ценой и в особо крупных размерах» возможны лишь при условии следования на деле подчёркнутому выше фундаментальному пожеланию мыслителей-духовников: подчинить материальное, биофизическое, закономерно присущее организму человека, внутренне духовному, отличающему его от менее «высокоорганизованных» живых организмов. Кстати, смысл термина «высокоорганизованные» мы видим именно в признании приоритетности в цивилизованном человеческом существе духовно-нравственных интенций, мотивов и целей жизнедеятельности. При таком, действительно гуманистическом, измерении экономики, воплощённом не только в философско-экономической теории, но и в практике её преподавания в вузе, мы можем готовить специалистов, интегрально объединяющих в себе черты:

а) работников, глубоко знакомых с новейшими технологиями, умеющими эффективно пользоваться банками данных, обобщающими мировой опыт;

б) творческих личностей, отличающихся навыками исследователя, способного находить и выделять основные принципы функционирования финансово-экономических систем, оценивать их масштабы и свойства, представлять данные системы в виде моделей, а также грамотно использовать весь арсенал современных методов и средств, позволяющих уточнять и проверять правильность выбранных расчётных схем, материалов и технологий;

в) интеллигентных людей с нормальной психикой, уважающих себя и демократическое общество, дорожащих всем богатством общечеловеческих нравственных ценностей, стремящихся к энергичному достижению поставленных целей, к профессиональной самореализации, свободе – без нанесения злонамеренного ущерба другим людям, природе, т.е. обладающих высокой общей и деловой культурой.

Отмеченная культура не может отчасти не нести на себе «печать» тенденций интернационализации современных хозяйственно-экономических связей, что получило отражение в содержании перечисленных выше «модельных» признаков специалиста XXI века. Вместе с тем, опыт отечественной экономики, общественной жизни в целом, особенно накопленный дооктябрьской Россией, свидетельствует о наложении на профессионально-деловую культуру и человеческое измерение экономики в целом влияния таких факторов как: особенности исторического развития страны, менталитеты её народов, их расовой, национально-этнической, религиозной неоднородности; тип политического режима общества данного этапа; уровень национального и гражданского самосознания общества; наличие или отсутствие общенациональной (наднациональной) идеи.

Призванные руководствоваться философией «сбережения» народа государственные элиты России должны в высшей степени деликатно, уважительно относиться к обусловленным данными факторами особенностям экономической культуры граждан, корнями уходящей в толщу веками нарабатываемых народами духовно-нравственных ценностей, на долю которых (как и их носителей) выпали тяжёлые испытания в периоды тоталитаризма. Невозможно отрицать тот факт, что нараставший в советский период дефицит основных товаров и услуг во многом был производным от постоянно сокращавшегося пространства свободы выбора форм и способов хозяйствования, главной причиной которого являлось превращение «общественной» собственности в своеобразную форму эксплуататорской частной собственности парт номенклатуры. В массах трудящихся широко распространились настроения, пронизанные недооценкой личной инициативы, предприимчивости, творчества в труде, его моральной составляющей в целом. Навязанный трудящимся лозунг – «Кадры, овладевшие техникой, решают всё!» – явно игнорировал последнюю. Примерно по той же антигуманной схеме в 90-е годы в нашей стране реализовывался принцип – «Кадры, овладевшие абстрактным представлением о рынке, решают всё!» При всей важности «хлеба насущного» мы не вправе забывать, что, во-первых, не «хлебом единым» жив человек и, во-вторых, хлеб, добываемый неправедным путём, встаёт «поперёк горла», особенно «цивилизованного».

Современная техника и технология оказывает нарастающее многостороннее влияние на «кадры» производственников и общество в целом. Эта проблема также выступает важным объектом философско-экономического анализа.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

ЧТО ЕСТЬ «ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ»?

Не принимай за истинное что бы ни было, прежде чем не признал это несомненно истинным

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ЭКОНОМИКИ

Экономическая наука исследует мир экономических явлений и фактов по многим направлениям. Все эти направления носят условное название «экономических наук». Совокупность всех экономических наук в этом понимании и составляет предметное содержание всей экономической науки в ее привычном значении.

В этом ракурсе определение «экономических наук» аналогично определению «философских наук».

Философские науки - это основные направления, образующие в своей сумме исследовательское поле философского знания и составляющие в своей совокупности саму философию.

То есть, очевидно, что каждая философская наука - это есть отдельное направление в поле философских исследований, охватывающая своим ракурсом отдельный аспект многообразного философского знания.

К числу основных философских наук следует отнести онтологию (учение о бытии, учение о сущем), теорию познания (эпистемологию, гносеологию), логику, социальную философию, общую философию и методологию науки, аксиологию (учение о ценностях), этику, эстетику, философскую антропологию, философские проблемы естественных наук, философские проблемы технических наук, философские проблемы социальных и гуманитарных наук.

Среди философских проблем социальных и гуманитарных наук можно указать на более узкие направления исследований: философию права, философию политики (политическую философию), философию культуры, философию истории и т.п. Также сюда следует отнести и философию экономики. Из этого следует, что в философии последнюю рассматривают как частную философскую науку, нацеленную на изучение фундаментальных метафизических проблем сферы хозяйства.

Но, как говорилось выше, подобно тому, как философию можно расчленить внутри себя на философские науки, экономику также можно раздробить на экономические науки, в своем соединении составляющие экономическую науку в широком, традиционном ее понимании.

Экономические науки - это основные учения и направления, образующие в своей сумме исследовательское поле экономического знания и составляющие в своей совокупности экономическую науку в широком смысле этого слова.

Традиционно «экономические науки» воплощают в себе так называемый «экономический подход» к анализу человеческого поведения, - подход при котором исследование ведется с позиций соотношения издержек и результатов такого поведения, а также возможности стоимостного измерения и первых, и вторых. Однако «экономический подход» не исчерпывается одними «экономическим науками», он может быть использован и в других социальных дисциплинах, и при этом такое использование во многих случаях будет весьма перспективным:

«Экономический подход предлагает плодотворную унифицирующую схему для понимания всего человеческого поведения, хотя, конечно, можно признать, что многие его формы не получили пока объяснения и что учет неэкономических переменных, а также использование приемов анализа и достижений иных дисциплин способствует лучшему пониманию человеческого поведения» ,

заключал лауреат Нобелевской премии 1992 года по экономике Гэри Беккер.

Что же касается собственно «экономических наук», то можно провести их следующую классификацию. Прежде всего, необходимо выделить в ней тот раздел, который носит название «экономическая теория». Очень часто экономическую науку отождествляют с экономической теорией, хотя, вообще говоря, это не одно и то же. Экономическая теория составляет лишь ядро, сердцевину экономической науки, но не включает в себя прикладные и эмпирические разделы экономического знания.

Экономическая теория - это раздел экономической науки, представляющий собой систему обобщенного и рационально обоснованного знания, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование мира реальных экономических явлений и объектов.

Внутри экономической теории выделяются макроэкономическая теория и микроэкономическая теория. Первая из них исследует экономические явления в больших масштабах, - как правило, на уровне национального и мирового хозяйства, вторая сосредотачивает свое внимание на отдельной экономической единице - фирме, домашнем хозяйстве и т.п.

Еще одна архиважная экономическая наука - «политическая экономия». Последнюю разумнее всего трактовать как особую разновидность экономической теории с задачей создания системы рационально обоснованного экономического знания, имеющей выход на политический, социологический и философский уровень.

Многие из современных российских исследователей высоко оценивают политическую экономию в такой интерпретации и даже ставят ее выше экономической теории:

«Любая политическая экономия как фундаментальная наука неудобна уже тем, что ставит основополагающие вопросы, пробуждая ненужную и идеологическую опасную критичность ума» .

К экономическим наукам исторического направления относят экономическую историю и историю экономической мысли (экономических учений)", экономические науки, нацеленные на управление народным хозяйством, представлены логистикой, маркетингом, менеджментом, экономикой народонаселения и демографией, экономикой труда, экономикой природопользования, управлением инвестициями и инвестиционной деятельностью, экономикой промышленности, аграрной экономикой, экономикой транспорта и т.п.

Существуют экономические науки, связанные с финансами, денежным обращением, кредитом и банковской деятельностью: теория и методология финансов, страховое дело, банковское дело и кредит, и т.п.

Особое место в экономической науке занимают прикладные экономические дисциплины - экономическая география, экономическая статистика, экономическая математика, бухгалтерское дело, аудит и другие.

Еще один важнейший раздел экономического знания - экономическая методология.

Экономическая методология (методология экономической науки) - это важнейшее направление в экономической науке, которое исследует jметоды экономической науки, а также основные принципы, по которым живет и развивается экономическая наука.

Экономическая методология по своей сущности тесно связана с философией экономики - философскими проблемами экономики.

Философия экономики служит важнейшим дополнением для методологии экономической науки; без необходимого философского и категориального анализа невозможно уяснить и многих проблем, непосредственно относящихся к методам экономической науки. С другой стороны, экономической методологии никак не обойтись без философского, - онтологического, эпистемологического и аксиологического, - анализа экономической действительности, без метафизического дискурса, который способен во многих случаях реально прояснить спорные концептуальные проблемы самой экономической методологии.

Итак, философия экономики - это одна из философских наук и одновременно одна из экономических наук. Она соединяет, синтезирует в себе «философское» и «экономическое», или, говоря гегелевским языком, «снимает» философское содержание экономическим, и одновременно, экономическое содержание философским. В ней присутствует одновременно и «философское», и «экономическое», причем одно неотделимо от другого.

1 Бузгалин А.В., Колганов А.И. К критике economics // Вопросы экономики. 1998. №6. С. 91.

Но тем не менее, она, философия экономики, нуждается в еще более точном прояснении своего предметного статуса и, в частности, отделении своего предмета и предмета так называемой «философии хозяйства».

Термин «философия экономики» может употребляться в трех основных значениях:

  • 1) философия экономики есть то же самое, что «философия хозяйства». Философия хозяйства, - в нашем понимании (см. ниже), - это, в первую очередь, особое направление в истории экономической мысли, исследующее фундаментальные принципы экономической науки с учетом их ценностных составляющих, - включая последующую ориентацию на экономическую политику. В этом аспекте «философия хозяйства» соединяет в себе экономическую аксиологию, экономическую антропологию и философию экономической политики. Если мы трактуем философию экономики именно в таком аспекте, - как «философию хозяйства», - тогда мы ее интерпретируем в первую очередь как историко-экономическое учение, а не теоретический раздел экономической науки в целом.
  • 2) в англоязычной экономической литературе философия экономики (philosophy of economics) в подавляющем большинстве случаев подразумевает «экономическую методологию» (economic methodology, methodology of economics). Вопросы, относящиеся к компетенции «философии экономики» в русскоязычной традиции (см. ниже), в англоязычной литературе чаще всего распределены между другими социальными науками и направлениями: например, «философия собственности» и «философия экономической политики» традиционно относятся к компетенции политической философии (political philosophy), тема «этика и экономика» - предмет моральной философии (moral philosophy), «экономическая антропология» изучается в антропологии (anthropology) и т.д. и т.п. .
  • 3) наконец, в русскоязычной традиции философия экономики есть то же самое, что «философские проблемы экономики» («философские проблемы экономической науки») и именно это значение термина является структурообразующим в отношении первых двух значений (оба они могут быть представлены как методологические девиации, отклонения по отношению к третьему значению).

Философия экономики - «философские проблемы экономики», - это научное междисциплинарное направление, исследующее наиболее фундаментальные, базисные, метафизические вопросы развития хозяйства и науки о хозяйстве.

Три момента в этом определении заслуживают уточнения.

Во-первых, философия экономики - это научная область исследований, а не псевдонаучная или, тем более, не антинаучная. Философы экономики ориентируются на применение научных методов исследования в отношении хозяйства, для которых характерны строгость, точность, доказательность, эвристичность, непротиворечивость, опора на опыт и эксперимент. Ненаучные методы исследования, апеллирующие к мифу, вере или авторитету, остаются за пределами собственно философско- экономических исследований.

(В отличие от философии экономики, философия хозяйства допускает более свободное применение ненаучных методов экономических исследований. Философия хозяйства, следуя традиции, заданной для нее С.Н.Булгаковым, вполне может быть религиозной или мистической. Но философия экономики есть область именно научных исследований, - и никаких других. Однако, в предельно широком отношении «философию хозяйства» как отклоняющееся, девиантное направление в рамках философии экономики. Именно с этой точки зрения мы будем рассматривать философию хозяйства в последующих главах).

Во-вторых, философия экономики - это междисциплинарное направление, существующее, как мы уже неоднократно подчеркивали, одновременно и как философская наука , и как экономическая наука. Другими словами, философию экономики можно рассматривать и как раздел философии, и как раздел экономики. Философия в качестве «философии экономики» реализует свою методологическую и мировоззренческую функцию в отношении экономической науки: она формулирует наиболее общие, универсальные принципы, по которым развивается экономическая наука, формирует мировоззренческие стандарты и идеалы развития экономической науки, задает этическую направленность развитию последней; экономическая наука, в свою очередь, поставляет для философии частные экономические факты и знания, - которые служат эмпирической базой для последующих философских обобщений в отношении хозяйства и общества в целом.

И, наконец, в-третьих, философия экономики, - в отличие, например, от экономической теории, - нацелена на изучение далеко не всех экономических проблем, а лишь наиболее базисных, фундаментальных, метафизических, - в том плане, что они являются сердцевиной, квинтэссенци-

ей всего экономического знания. Определение таких проблем, выделение их из всей совокупности экономических фактов и теорий также входит в компетенцию философии экономики.

Философия экономики - экономическая наука, имеющая много общего с другими экономическими дисциплинами: историей экономической мысли, экономической теорией и т.п. Но наиболее близко к философии экономики в экономической науке расположены две дисциплины - экономическая методология (методология экономической науки) и политическая экономия.

Философия экономики и экономическая методология

Как уже говорилось, философия экономики тесно связана с экономической методологией, поскольку вместе с последней нацелена на исследование наиболее фундаментальных, базисных проблем экономического знания. Некоторые проблемы экономической науки можно относить одновременно и к «философским проблемам», и к «методологическим проблемам», - к примеру, это проблема предмета экономической науки, экономического закона и т.п. Но в целом между философией экономики и экономической методологией есть существенные различия: если экономическая методология в основном сосредоточена на «частных исследованиях» тех путей, что ведут к конструированию адекватных способов получения нового экономического знания, а также на их проверку (верификацию), то задачи философии экономики несколько шире: это масштабное, глобальное осмысление роли хозяйства в обществе, а также тех перспектив развития экономической науки, что приводят к получению знания, имеющего значение не только для экономики, но и для других социально-гуманитарных наук и сфер жизни общества. Например, проблема «экономических идеологий» как раздел философии экономики интересна не только экономисту, но и политологу, социологу; а «философские проблемы экономической антропологии» должны вызвать интерес не только у экономиста, но и у антрополога и философа. Таким образом, философия экономики выполняет интегрирующую функцию (см. ниже) в отношении экономического знания: она связывает между собой собственно экономическое знание и знание других наук.

Философия экономики и политическая экономия

Политическую экономию принято трактовать как особую разновидность экономической теории с задачей создания системы рационально обоснованного экономического знания, имеющей выход на политический, социологический и философский уровень. В этом аспекте политическая экономия как бы включает в себя два «этажа» знания: первый «этаж» - собственно экономические знания, второй «этаж» - знания по- лидисциплинарного характера - социологические, политологические, философские. Политическая экономия выполняет отчасти функцию идеологической дисциплины : экономическое знание в ней развернуто в плоскости какой-либо из экономических идеологий - марксисткой, неоклассической, кейнсианской и т.п.

Философия экономики, в отличие от политической экономии, не ставит перед собой идеологических задач и синтезирует знание только двух наук - философии и экономики. Философский анализ в ней не подчинен интересам какой-либо идеологии, философия экономики - это, прежде всего, наука, которая сама рефлексирует относительно ценностей и идеологий. Вот почему всякая политическая экономия нуждается в помощи со стороны философии экономики, а философия экономики совсем не обязательно выводит свои результаты на уровень политэкономического знания. Философия экономики может быть одним из источников системы политической экономии , а может существовать, - а так чаще всего и бывает, - вне всякой связи с политической экономией.

Теперь необходимо обсудить основные значения концепта «философия хозяйства», и их соотношение с философией экономики.

Термин «философия хозяйства», на наш взгляд, имеет три основных значения:

  • 1) философия хозяйства есть то же самое, что и философия экономики в ее третьем, основном значении, т.е. философия хозяйства - это философские проблемы экономики в их научном понимании.
  • 2) философия хозяйства - это аксиологические проблемы философии экономики, а также проблемы внедрения тех или иных экономических ценностей в конкретную экономическую практику. В этом аспекте термин «философия хозяйства» тесно сближается с термином «экономическая философия» - т.е. философия хозяйства есть философия выбора средств и методов хозяйствования.

3) наконец, как мы уже отмечали выше, философия хозяйства - это одно из историко-экономических учений , восходящее к одноименной работе С.Н.Булгакова, и исследующее фундаментальные принципы экономической науки с учетом их ценностных составляющих. В основном рассуждения так называемых «философов хозяйства» относятся к трем основным отраслям философии: экономической аксиологии, экономической антропологии и философии экономической политики. Именно это понимание «философии хозяйства», на наш взгляд, является наиболее распространенным.

Что же тогда получается, если резюмировать основные значения «философии экономики» и «философии хозяйства»?


Итак, далее и впредь мы будем понимать «философию экономики», в первую очередь, как философские проблемы экономической науки , а «философию хозяйства» как конкретное историко-экономическое учение в истории российской экономической мысли, - в основном (хотя и не всегда) религиозной направленности. Все остальные значения этих двух концептов для нас будут второстепенными, - в таких случаях мы будем всегда делать соответствующую оговорку.

  • Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. 1993.Т. 1. Вып. 1.
  • Относительно отождествления между собой «философии экономики» и «методологии экономической науки», характерной для западных ученых, следуетзаметить следующее: мы твердо убеждены, что российская научная традиция требует безусловного отделения философии экономики от методологии экономической науки. Подобная демаркация, - несмотря на общность значительной частипроблем, исследуемых этими двумя экономическими науками, - позволит придать новый импульс развитию обоих дисциплин, а философии экономики обрестисвое проблемное поле с опорой на уже существующую традицию (С.Н.Булгаков,Н.Д.Кондратьев), а тем самым «оправдать» свое существование, - как в глазахэкономистов, так и в глазах философов.
  • Ср. с А.И.Самсиным: «Можно сказать, что философия экономики нацеленана осмысление основ человеческого бытия как одной из важнейших сфер человеческой жизни и общества. Опираясь на философские категории и принципы, онавыявляет сущностные аспекты экономических явлений и процессов. Философский подход к экономической жизни предполагает высвечивание фундаментальных тенденций и закономерностей отношений человека с природой, с одной стороны, а, с другой, - отношение человека к человеку в процессе трудовой деятельности» // Самсин А.И. Там же, с. 10.

Философия экономики - это сфера философского знания о содержании и сущности экономической жизни человека в многогранной плоскости социума и гуманистическом аспекте в целом. "Философия экономики это также анализ философских основ экономической науки, которая включает в себя изучение философии хозяйствования и главных принципов распределения и причин того или иного выбора в обществе, экономической природы бюрократии, основ хозяйственной этики и многих других основополагающих теоретических и прикладных аспектов относительно взаимосвязи" связи отношение философия - экономика ". Философия экономики также пытается проанализировать категориальный аппарат экономики, исследовать культурную ценность тех или иных экономических факторов в контексте определенной исторической эпохи.

Бытует мнение, что философия экономики не является простым сочетанием философии и экономики, философии в экономике или экономикой в ​​философии. Философия экономики является самостоятельной отраслью современного гуманитарного знания. Она широко и всесторонне использует философский, экономический категориальный аппараты, пользуясь одновременно собственными понятийным сроками, методами, средствами. Поэтому философия экономики - это разновидность прикладного философского знания, изучающая сущность экономики как отдельной сферы общественной жизни и сложной и многогранной системы ведения хозяйства.

В то же время философия экономики трактует философское понимание содержания ряда основных экономических категорий: "экономика", "хозяйство", "производство", "труд", "деньги", "экономический человек", "свобода", "потребность", которые по своей сути и значению шире сферу экономики. Распредмечивания их содержания обеспечивает формирование общих знаний о природе хозяйственной деятельности, определяет ее место и роль в духовном бытии, морали, жизненном мире человека, то есть способствует постижению человекоизмерительной сущности экономики.

Отметим, что понятие "экономика" имеет довольно много толкований. В разные исторические времена экономику объясняли как богатство, и как социальное (народное) хозяйство, и как стоимость, и как своеобразную, специфическую экономическое поведение. Обычно термин "экономика" функционирует в двух значениях:

Хозяйство, сочетание средств, объектов и процессов, используемых индивидами для удовлетворения собственных потребностей путем создания первоочередных благ, условий и средств существования с помощью труда;

Наука о хозяйстве и средства его ведения, об отношениях между людьми в процессе производства и потребления, обмена товарами и услугами.

Говоря об этимологии этого слова отметим, что термин "экономика" происходит от греческого слова "ойкономия" (дом, закон), что обозначало правила ведения домашнего хозяйства. Вероятнее всего, что базовые принципы ойкономии впервые начал разрабатывать греческий мыслитель Аристотель путем изучения и анализа таких феноменов, как разделение труда, обмен, деньги, стоимость. Именно его концепция на довольно длительное время определила характер и основные направления развития экономического знания. В частности философ популяризировал идею натуральности хозяйств, тем не менее функционировали в системе городов-полисов. В этом контексте полис как гармоничное объединение хозяйств в его учении возникает с одной стороны основным экономическим фактором, а с другой - средством обеспечения нравственного совершенствования и самореализации его граждан. Такое хозяйство Аристотель называл естественным.

В то же время Аристотель обращался и к факту производства продукции для обмена (рынка), что, по его мнению, было неестественным, поскольку рыночные формы направлены не на самообеспечение и удовлетворение естественных потребностей, а на обменную стоимость и накопления денег. А это разжигает желания, страсти людей, вызывает разрушение основного принципа жизнедеятельности (воздержания, меры), делает людей ненасытными, поскольку объемы денежного богатства, в отличие от владения необходимыми для жизни продуктами, не имеют естественной границы роста. Форму экономической деятельности, направленную на накопление денег, Аристотель называл "хрематистикой)", которая, по его убеждению, к нарушению гармоничности отношений в системе хозяйство - полис - космос.

Позже, с развитием капиталистических форм хозяйствования, сформировался новый тип экономического мышления для которого деньги является главным инструментом представления и анализа богатства, а сам круговорот богатства обуславливается наличием или отсутствием денег. На авансцену общественной жизни выходит одна из первых научных форм экономического знания - политическая экономия. Политическая экономия - это экономическое учение о определяющие закономерности производства, распределения и обмена материальных благ в обществе на разных этапах его исторического развития. Основателем политической экономии считают британского ученого Адама Смита (1723 - 1790), который фокусировал внимание на том, что богатство - это не деньги или золото, а продукт труда, важнейший фактор хозяйственной жизни и фактор хозяйственной деятельности.

Главными мотивами экономической деятельности людей, по А. Смиту, есть потребности и обмен продуктами для их удовлетворения. В актах обмена оказывается принципиально отличная по своей природе от потребностей мера, определяет равноценность и отличие вещей. Эта мера является объективной и не зависит от настроений, желаний людей. Круговорот товаров, денег, богатств, утверждал Смит, происходит благодаря вложенной в товары труда. Поставленная А. Смитом на научную основу политэкономия вывела экономическую науку на новый качественный уровень. Но в конце XIX в. проявились некоторые ее недостатки, противоречия, которые сделали невозможным решение актуальных для того времени экономических проблем. В частности, с помощью трудовой теории стоимости, которая была положена в основу политэкономии, не удалось объяснить природу экономики, ее историческое развитие, а также особенности экономического процесса.

В поисках новых теоретических подходов к решению назревших проблем экономическая наука в конце XIX в. существенно изменила свой предмет и свое название. Термин "политическая экономия" уступил понятию "экономика", или "экономикс". Экономико - это аналитическое учение, занимается исследованием проблем эффективного использования ограниченных производственных ресурсов (труд, капитал, земля, деньги, предпринимательские способности, знания), управление ими с целью производства товаров и услуг и достижения максимального удовлетворения растущих материальных потребностей людей. Экономикс практически полностью отвергает присущую для политической экономии социально-нравственную составляющую, зато производит своеобразный математизированных миф о оптимизационный поиск максимального производительного эффекта при ограниченных производительных ресурсов, ориентация на учет неуклонно растущих потребностей населения.

Она настраивает думать лишь о рационализации ежедневных управленческих и самоуправленческих действий потребителей, производителей и любых других агентов, которые принимают экономические решения. То есть, в отличие от политической экономии, для которой доминирующими являются "труд" и "капитал", экономикс популяризирует новую экономическую реальность - субъекта, который способен принимать хозяйственные решения.

С точки зрения новой экономической теории, основной целью производства и обмена является получение максимальной прибыли, наиболее полное удовлетворение всевозрастающих потребностей людей. Эту мотивацию уточняет действие закона, согласно которому полученное индивидом от единицы блага удовлетворения уменьшается с ростом количества этих единиц, находящихся в его распоряжении. Это означает, что все потребности имеют тенденцию к насыщению. Применение закона убывающей (уменьшение) полезности дало возможность усовершенствовать аналитический аппарат анализа поведения экономического субъекта. Поскольку полезная отдача от каждой последующей единицы блага снижается, а трудности, связанные с ее добычей растут (затраты труда в процессе производства, других благ в процессе обмена), непременно должно наступить время, когда дальнейшее приумножение благ вызовет не рост, а снижение удовлетворения. Такая ситуация может быть описана с помощью математических средств, причем возможное определение точки максимизации полезности, к которой должен стремиться экономический субъект. Таким образом, можно сделать вывод, что данное понятие претерпело ряд эволюционных трансформаций где философско-социальный взгляд на сущность экономического бытия человека фиксирует в нем диалектическое противоречие, решение которой предоставляет смыслового значения экономическо- ценностной ориентации ее конкретной экономического поведения, определение приоритетности собственных (субъективных), или общественных (объективных) интересов. А использование общепринятых в философии терминов, определяют структурные разделы философского знания - онтология, гносеология, аксиология, позволяет выстроить и соответствующую структуру философии экономики.

Так, экономическая онтология (понимание объективной природы экономического бытия) анализирует отношение человека, общественного и индивидуального сознания, к проблеме соотношения планового и рыночного ведения хозяйственных дел. В то же время в философии экономики наблюдается сильная теоретическая оппозиция рыночной экономической мышлению - не только острая критика недостатков стихийно- рыночных механизмов, но и отрицание положительного назначения рынке. Свою позицию критики рынка аргументируют тем, что он вызывает хищническое отношение к природным ресурсам, разъединяет людей, обесценивает человеческую личность (рынок труда как общественное пространство производственных конкурентов). Поэтому предметом философского анализа экономической реальности является выявление положительных и отрицательных тенденций функционирования экономических структур, механизмов (рынок, предпринимательство, конкуренция систем, риски, "идеология" прибыли).

Экономическая гносеология (познание сущности разновидностей, функций экономики) тесно взаимодействует с философско-экономической прогнозологиею и теории экономической практики (праксеология). Тем самым философия экономики выполняет свою методологическую роль в отношении конкретных экономических дисциплин, в том числе менеджмента и маркетинга, которые должны обучать людей не только эффективным, с точки зрения доходов, но и истинным в социальном смысле способам хозяйствования. Проблема истины является центральной в философии, прежде всего ее гносеологической (теоретико-познавательной) части.

Отметим, что одной из главных концепций современной философии экономики является этизация экономической проблематики, обогащения понимания эффективности предпринимательской деятельности ценностным содержанием (общественное благо, справедливость, достоинство, честность, порядочность, свобода). Показательны в этом отношении труды немецкого профессора П.Козловськи (род. 1952), в которых он анализирует соотношение абсолютных моральных норм и экономической эффективности. По его убеждению, чисто прагматические устремления экономического человека (homo economicus) не только не способствуют, но и угрожают становлению социального равновесия. Поэтому рассуждения об экономической целесообразности нуждаются в дополнении требованиями социально-этического порядка - социальная защита, равенство возможностей. Рыночная экономика должна учитывать нормативы деонтологической этики - раздела этики, в котором рассматриваются проблемы долга и нравственных требований. В этом смысле рынок и конкуренция не могут толковаться как средство создания лучшего из всех возможных материальных миров. Рыночная экономика не означает, что во всем обществе должны царить рыночные отношения. Речь идет о том, что функционирование рыночной экономики не должно вызывать неизбежность рыночной культуры, образования, искусства, политики.

Также некоторые исследователи указывают на ограниченность новейшей теоретической экономии, обращая внимание на ее расчленение на отдельные "сегменты", "зоны", что порождает различные противоречия познания. Интересы поверхностными взаимосвязями и отношениями, недооценка глубинных сущностных сфер экономического бытия, делает невозможным, на их взгляд, видение реальной целостной экономической системы, а чрезмерная глобально-математическая интерпретация объекта познания отводит взгляд от его экономической природы, вызывает восприятие его как виртуальной реальности, что связано с рисками получения неправильного результата.

Философия - еще одно новейшее направление современной социальной философии. Ее формирование приходится на вторую половину XX века, и сегодня он уже очерчена собственным содержанием, сущностью и функциями и представлена различными направлениями и традициями.

Философию экономики надо так же отличать от экономической философии как достаточно хорошие в методологическом контексте отрасли знания. Экономическая философия направлена на обоснование тех или иных концепций общественного устройства на основе доминантных в этом обществе экономических принципов и идей. Философия же экономики призвана исследовать и решать проблемы таких сущностных измерений экономической жизни общества, как собственность, стоимость, труд, капитал и т.д..

Термин «философия экономики» вводит в обиход итальянский философ Б. Кроче, который рассматривает экономическую сферу социальной деятельности, как такую, которая «стала развиваться как философия сразу после осознания своих фактов как экономических». Сущностный измерение философского исследования экономической сферы социального бытия он обосновывает сквозь призму анализа понятия «полезность» (utile). Такой анализ сущности экономических отношений в обществе способствует формированию концепции утилитаризма как основы распределения экономических благ.

Дальнейшее развитие предложенного Б. Кроче анализу методологических перспектив философии экономики как самостоятельной области социального знания, формирования предмета ее исследования и категориального аппарата осуществляла в теоретических наработках ряд исследователей второй половины XX века. Философский анализ таких экономических категорий как «труд», «стоимость», «капитал», «деньги» и т.д., представлены в трудах К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, К. Поппера, Л. Мизеса и Ф. Хайека, Ю. Хабермаса, Ф. Фукуямы, О. Тоффлера, среди русских мыслителей - С. Булгакова.

Философско-экономическое знание как основа определения наиболее благоприятных принципов организации социально-экономического пространства, становится сферой конструирования базисных принципов и основ экономической культуры социума, которая вследствие взаимообусловленности экономических и политических целей общества является сферой формирования принципов экономической идеологии как основы политической экономии, ведь по определению Ф. Фукуямы, «любая из проблем современной политики по содержанию сводится к экономике». Философия функционирует как сфера проблематизации методологических основ экономического знания и формирование обобщенной системы экономических категорий. В практическом измерении философия экономики разветвляется минимум на два направления - философии хозяйства и философию бизнеса, стоящих как сферы теоретического анализа соответствующих измерений экономической деятельности.